1995 году эта территория стала. Профессия и деловые качества

Накануне президентских выборов в начале 1996 г. престиж российского президента упал до рекордно низкого уровня. Вооруженный конфликт в Чечне, начавшийся в 1994 г., к 1996 г. не принес победы российским вооруженным силам. Подписанное в ноябре 1996 г. генералом Лебедем соглашение о выводе федеральных вооруженных сиз из Чечни явилось свидетельством политического и военного поражения России в борьбе с сепаратизмом на юге страны. Этот шаг был необходим президенту РФ, пытавшемуся вернуть ускользавшую власть.

На фоне экономического кризиса, инфляции, задержек по выплате заработной платы, пенсий, дефицита бюджета шансы на избрание на второй срок у Б.Н. Ельцина были невелики. Однако организованная с использованием новейших PR-овских технологий предвыборная кампания, главным лозунгом которой стал девиз голосовать не за Ельцина, а против возрождения коммунизма, принесла успех. В результате двух туров выборов президентом России в июле 1996 г . вновь стал Б.Н. Ельцин. За него проголосовало 53 % общего числа избирателей. Г.А. Зюганов — главный конкурент Б.Н. Ельцина — получил 40,7 % голосов.

Президентские выборы 1996 г.

К работе переизбранный президент смог приступить лишь в феврале 1997 г. (он перенес операцию на сердце, затем воспаление легких). К этому времени экономический кризис вступил в новую фазу. Неспособность справиться с экономическими трудностями побудила Б.Н. Ельцина заменить на посту премьер-министра В.С. Черномырдина на 36-летнего С.В. Кириенко . Лишь с третьей попытки Дума утвердила его на этом посту. Эта смена не изменила положения в стране. Упали цены на нефть, являвшейся одной из важнейших статей российского экспорта. Разразился кризис в Юго-Восточной Азии. В середине августа 1998 г . рухнули котировки российских ценных бумаг. 17 августа правительство сообщило о расширении границ “валютного коридора”, т.е. фактической девальвации рубля; о трехмесячном моратории на исполнение российскими банками своих обязательств перед иностранцами и о замораживании до конца года выплат по ГКО. Банковская система оказалась парализованной.
Россия вступила в полосу тяжелейшего экономического и политического кризиса.

В 1998 — 1999 гг. на должности Председателя правительства РФ сменилось пять человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране.

В декабре 1999 г . состоялись выборы в Государственную Думу. На политической арене появились новые движения: “Отечество — вся Россия ” (лидеры Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), “Союз правых сил ” (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада) и правительственное объединение “Единство ” (возглавил министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу). Лидирующими фракциями в Думе стали “Единство” и КПРФ.

31 декабря 1999 г . Б.Н. Ельцин объявил о своем досрочном уходе в отставку. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина , главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г . В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации .

Первая часть была посвящена РФ, теперь посмотрим, чем жил остальной мир.

Середина 1990-х была триумфом либеральной демократии и время торжества Соединённых Штатов на обломках старого двухполярного мира. Главный враг был повержен и продолжал активно заниматься самоуничтожением, что в Вашингтоне могли только приветствовать от всего сердца. "Медовый месяц" в российско-американских отношениях продолжался уже четвёртый год подряд.

Билл Клинтон буквально умирал от смеха во время совместной с Ельциным пресс-конференции в Нью-Йорке 23 октября 1995 г.:

Но благодушные победители в "Холодной войне" не собирались останавливать свой триумфальный Дранг нах Остен. В 1995-м решили разобраться с хорватскими и боснийскими сербами.

4 августа 1995 г. хорватские войска начали внезапное наступление на Республику Сербская Краина при поддержке 5-го корпуса армии Боснии и Герцеговины и авиации НАТО (операция "Буря") . Стоявшие на разделительной линии западные миротворцы немедленно услужливо расступились, а на сербские сёла и города обрушились сотни снарядов. Большая Сербия не пришла на помощь и уже спустя несколько часов власти Краины были вынуждены объявить о начале эвакуации мирного населения, превратившейся во всеобщий исход сербов со своей земли.
До 250.000 тысяч сербских изгнанников заполонили дороги своими тракторами и повозками со скарбом:

Участь немногих оставшихся была незавидна.
Это была крупнейшая в навейшей истории Европы этническая чистка.
Сербский вопрос в Хорватии был решён окончательно.
Спустя несколько лет Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге признал хорватскую операцию "Буря" военным преступлением, но после грозного окрика из Вашингтона отменил собственный приговор большинством в один голос.

Тем временем авиация НАТО долбила боснийских сербов, помогая их противникам.
122 мм тяжелая артиллерия боснийцев у Сански-Моста бьёт по сербам 13 октября 1995 г.:

Противостоять такому военному напору у боснийских сербов не было сил, но и изгнать их с родной земли не получилось. Конфликт был заморожен на условиях Запада. 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) было подписано соглашение, которое фактически установило в Боснии режим военной оккупации НАТО.

Тем временем мир не стоял на месте.

Потсдамерплац - главная стройплощадка Берлина 1995 года:

Теперь там царство стекла и бетона в стилей хай-тек.

Дубаи 1995 года в сравнении с 2013-м:

Шанхай 1995-го ещё без леса небоскрёбов, многоуровневых автоэстакад и с редкими автомобилями:

До переноса столицы Казахстана в Астану оставалось ещё два года. А в 95-м город назывался ещё Акмола и выглядел практически также, как в советские времена:

А в Минске восстанавливали Костел Девы Марии, который чудом спасли от сноса в 1952 г., перестроив до неузнаваемости в спортивный клуб (сентябрь 1995 года):

Землетрясение в Кобе - одно из крупнейших землетрясений в истории Японии, произошедшее 17 января 1995 года:

Рухнувшая автомобильная эстакада произвела особо сильное впечатление на зрителей во всём мире:

Тогда в Кобе погибло 6,5 тыс. человек:

На автомобильном рынке в 1995 году вроде бы не произошло ничего особо выдающегося. Внешне автомобили того времени не сильно отличались от современных. Хотя ещё почти не было кроссоверов, их эпоха была впереди, но как раз в 1995-м начался выпуск ныне почти культовой Хонды CR-V - первой ласточки нового класса автомобилей.

Chevrolet Caprice Classic 1995 г.:

Презентация представителя первого поколения Prius на токийском автосалоне 1995 г.:

Молоденькая и ещё пока страшненькая Анджелина Джоли дебютирует в фильмы "Хакеры":

Другой запомнившийся фильм 1995-го - "Шоугёрлз" Пола Верховена с Элизабет Беркли в главной роли:

У картины оказалась типичная для настоящих шедевров судьба: сначала всеобщий хай, а затем культовый статус.
Спустя пять лет после премьеры «Шоугёлз» был признан организаторами «Золотой малины» худшим фильмом 1990-х годов. Со временем картина стала культовым хитом американского видеопроката, а некоторые влиятельные киноведы стали превозносить её художественные достоинства.

А в это время огромное число людей в разных уголках Земли продолжали жить словно вне времени.
Эти марокканские женщины на снимках фотографа Bruno Barbey явно не смотрели голливудские блокбастеры и не следили за последним писком парижской моды.

Марракеш, 1995:

В том же году на другом конце земли не менее замечательный фотограф Steve McCurry запечатлел ланкийских рыбаков:

И ланкийских школьниц в Коломбо:

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, , 1910, 1911, 1912, , , 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, , , 1925, , 1927, , 1929, 1930, 1931, 1932, , , , 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, , /

Особенности 1995 года

За время, прошедшее с начала посткоммунистических преобразований, 1995 год стал наиболее последовательным и продолжительным периодом осуществления стандартного курса макроэкономической стабилизации. И в то же время общий политический фон проводимого курса оставался достаточно неблагоприятным, а в начале и конце 1995 года - критическим. Разгар чеченской войны, пришедшийся на январь, и завершившиеся победой антиправительственных (и антистабилизационных) сил коммунистов и националистов парламентские выборы в декабре - таково политическое обрамление нынешней, третьей за последние четыре года попытки стабилизации российской экономики.

Переход к стабилизационному курсу был для Правительства делом исключительно сложным. К концу 1994 года российские власти стояли перед выбором путей и механизмов консолидации власти и стабилизации социально-экономических процессов в стране. С одной стороны , существовала возможность консолидации власти через проведение макроэкономической стабилизации, укрепление институтов рыночной демократии и постепенный выход на этой основе на траекторию послекризисного экономического роста. С другой стороны , можно было попытаться пойти по пути ужесточения политического режима, перехватить агрессивно-националистические лозунги оппозиции (прежде всего КПРФ и ЛДПР), начать проводить конфронтационную внутреннюю и внешнюю политику, стремясь на этой волне расправиться с политическими конкурентами и расчистить политическое пространство от разного рода претендентов на власть как справа, так и слева.

В исполнительной власти единства, как обычно, не было, но впервые за годы посткоммунистических реформ острые противоречия в президентском окружении были столь очевидны и, казалось, непримиримы. В.Черномырдин и А.Чубайс при поддержке Президента приступили к осуществлению курса на последовательную макроэкономическую стабилизацию. Силовые ведомства и ряд других близких Б.Ельцину политиков также при поддержке Президента приступили к решению чеченской проблемы военными средствами, что создавало опасность перерождения демократического режима в авторитарный. Перспективы той или иной линии находились в зависимости от конкретного развития событий, от способности их сторонников реализовать стоящие перед ними задачи, продемонстрировать эффективность своей деятельности.

Январь 1995 года был неблагоприятен для обоих альтернатив. Войну в Чечне не удалось завершить легкой и впечатляющей победой, показывающей эффективность оружия и демонстрирующей способность российских властей решать политические проблемы (и прежде всего проблему консолидации власти) силовыми методами.

Исключительно тяжелой оставалась и экономическая ситуация. Под влиянием инфляционистской политики лета-осени 1994 года произошло резкое ухудшение основных макроэкономических показателей. Месячная инфляция достигла 17%, произошло резкое падение уровня жизни. Одновременно была предпринята беспрецедентная атака на рубль со стороны игравших на понижение банковских структур - Правительству и Центробанку удалось в конце концов удержать курс рубля от резких колебаний (аналогичных "черному вторнику" 11 октября 1994 года), но в результате проведенных тогда масштабных интервенций валютные резервы ЦБ сократились почти до 1 млрд. долл. США, что сопоставимо с уровнем 1992 года.

Однако к весне стала давать плоды возобновленная в конце осени политика по ограничению денежной массы, усиленная отказом Правительства от инфляционного финансирования бюджетного дефицита. Темпы инфляции значительно замедлились, а обменный курс рубля возрос не только реально, но и номинально. Это были ощутимые сдвиги, тем более заметные на фоне непрекращающейся войны в Чечне. Тогда же стало заметно, что Президент вновь отдает предпочтение экономическому варианту консолидации режима, надеясь использовать его как важный аргумент в предстоящей предвыборной кампании. Впрочем, поскольку чеченский конфликт не завершен, он создает для сторонников националистического курса возможности в перспективе разыграть и эту карту для реализации своих политических целей.

Стабилизационный курс Правительства, его хронологические рамки, политические и идеологические особенности его реализации - все это было непосредственно связано с проведением и результатами состоявшихся 17 декабря выборов в Государственную Думу. Причем сама подготовка к выборам оказывала воздействие как на активность политических элит (особенно во втором полугодии), так и на конкретные экономико-политические решения исполнительной власти.

Впрочем, в 1995 году вновь подтвердилось отсутствие прямой и однозначной связи экономической ситуации с политическими настроениями в стране (прежде всего, с поведением электората). Это было отчетливо продемонстрировано уже в 1993 году на апрельском референдуме (где большинство высказалось в поддержку проводимого социально-экономического курса) и на декабрьских выборах 1995 года, принесших успех партиям оппозиции. Избиратели, во-первых, реагируют на изменения социально-экономической ситуации со значительным опозданием и, во-вторых, их реакция находится под воздействием сложного комплекса факторов, никак не сводимых лишь к проблемам экономическим.

Опыт посткоммунистических государств позволяет сделать определенные обобщения относительно логики взаимосвязей экономических реформ и политических настроений избирателей. Практика показывает, что выход на траекторию роста занимает обычно период в 2-2.5 года, из которых примерно год нужен для стабилизации как таковой, и эта фаза является одной из самых болезненных в социальном и политическом отношениях. Однако именно она создает благоприятные условия для экономического роста, который начинается на втором году стабилизационной политики. Объективное улучшение социально-экономической ситуации, фиксируемое статистическими органами, не сразу становится ощутимым для рядового избирателя - для этого требуется еще 6-12 месяцев. И лишь после этого осуществляющее реформы правительство может рассчитывать на определенный успех на выборах. Иными словами, выборы 1995 года в России совпали с завершением стабилизационной фазы экономической реформы, которая является с точки зрения социальных последствий одной из самых тяжелых.

Этому не могли противодействовать ни пропагандистские усилия властей, ни попытки Правительства показать свою заботу о рядовом избирателе принятием некоторых решений демонстративно-популистского характера. Тем более, что Правительство, сделав ставку на стабилизацию, стремилось проводить этот курс максимально последовательно, не злоупотребляя дорогостоящими популистскими мерами. Это было в общем правильно, поскольку подобные меры все равно не принесли бы партии власти дополнительные голоса, так как воспринимались бы избирателем как уступка, вырванная партиями жесткой оппозиции и потому делающая последних еще более популярными.

Положение правительственного блока "Наш дом - Россия" (НДР) и поддерживающих стабилизационный курс Правительства политических сил (прежде всего Демократического выбора России - ДВР) осложнялось еще и тем, что проводимая политика была третьей стабилизационной попыткой за четырехлетний период 1992-1995 гг. Между тем, каждая новая попытка стабилизации является более тяжелой как в экономическом, так и в социально-политическом отношениях. Стремительно снижается готовность и, главное, способность основной массы населения преодолевать тяготы экономической нестабильности, а доверие к способности власти осуществить намеченный курс, к наличию у нее необходимой для этого политической воли и (или) компетентности оказывается сильно подорванным.

Стабилизация трансформирует и усложняет существующую в обществе систему социально-экономических интересов, что находит отражение и на полическом уровне. В современном российском обществе существует несколько критериев выделения соответствующих групп интересов, причем в конкретной хозяйственной жизни выделенные по разным критериям группы могут пересекаться, накладываться друг на друга.

Усложнение системы интересов происходило на протяжении всех четырех лет посткоммунистической трансформации. Уже к 1993 году отчетливо дало о себе знать различие интересов экономических агентов, способных или неспособных адаптироваться к конкурентной экономике. Если первые не нуждались в создании для себя финансовых условий (для их развития достаточным было обеспечение общей финансовой стабилизации), то вторые не могли выжить без постоянной подпитки дешевыми деньгами. То есть сформировалось противостояние антиинфляционистских и проинфляционистских сил.

К началу 1994 года это противостояние дополнилось конфликтом относительно внешнеэкономического курса России, когда предметом острой дискуссии стал вопрос о допустимой мере открытия российского рынка для иностранных конкурентов. Обладающие слабым конкурентным потенциалом стронники проинфляционного курса были заинтересованы в защите своих рынков от дешевых иностранных товаров и услуг, а потому выступали с лозунгами формирования национально замкнутой высокомонополизированной экономики, огражденной от мирового рынка жесткими таможенными и правовыми барьерами. Их оппоненты отстаивали принципы открытого хозяйства, обеспечивающего рост эффективности через механизмы конкуренции, в том числе и международной. Тем самым традиционный для Западной Европы спор фритрейдеров и протекционистов стал исключительно актуален для современной России.

Что же нового принес год 1995?

Во-первых, стабилизация и укрепление реального курса рубля означают на практике приток капитала в страну. Тем самым создаются предпосылки для удешевления кредита, снижения эффективности чисто спекулятивных операций в финансовом секторе и усиления внимания финансовых институтов к инвестированию в производственные отрасли. Уже во второй половине текущего года ряд крупных российских банков стал проявлять устойчивый интерес к производственной сфере, что выразилось как в создании ими специальных подразделений, призванных заниматься инвестициями, так и в обострении межбанковской борьбы за обладание пакетами акций приватизируемых предприятий.

Во-вторых, рост реального курса рубля привел к ухудшению положения предприятий-экспортеров и повышению конкурентоспособности импортных товаров. Естественной реакцией Правительства было повышение импортных и снижение (вплоть до отмены по ряду позиций) экспортных пошлин. Однако последней меры будет явно недостаточно для экспортеров, не связанных с топливно-энергетическим комплексом, и особенно с немногочисленными предприятиями машиностроения, способными выйти на внешний рынок. А ведь эти экономические агенты составляют естественную социально-политическую базу стабилизационного курса, и ухудшение их экономического положения является процессом политически весьма опасным.

Проблема сравнительной эффективности экспорта и импорта имеет еще один важный аспект, требующий политического решения и непосредственно воздействующий на положение влиятельных групп интересов. Речь идет о традиционной для экономик среднего уровня развития проблеме импортозамещения. Удешевление импорта может благотворно повлиять на состояние тех отраслей отечественной промышленности, которые зависят от поставок иностранных товаров производственного назначения (а таких немало среди экспортеров). И одновременно это может поставить в исключительно сложное положение те предприятия отечественного машиностроения (прежде всего конверсионные), которые встали на путь адаптации к реальному рыночному спросу и находятся сейчас в процессе перестройки своей производственной базы с целью удовлетворения потенциального инвестиционного спроса со стороны сырьевых и перерабатывающих отраслей.

В-третьих, происходит трансформация экономико-политических интересов финансовых и торговых организаций. Эти сектора более всех выигрывали от инфляции, которая делала их деятельность исключительно прибыльной. Стабилизация осложнила их экономическое положение и привела к кризису, в результате которого выживут в основном те, кто сможет адаптироваться к работе с относительно низкими ставками процента, ориентируясь не столько на норму прибыли, колько на ее массу, то есть на размеры вложенного капитала. Тем самым можно прогнозировать продолжение кризиса в сфере банковского и торгового капитала с выживанием наиболее мощных и устойчивых организаций.

В-четвертых, в связи с обозначившейся перспективой макроэкономической стабилизации во второй половине 1995 года произошло заметное усиление интереса крупных финансовых структур к приватизации. Резкое обострение борьбы за получение государственных (и, фактически, контрольных) пакетов акций ведущих российских предприятий привело к перегруппировке сил среди этих структур, образованию новых союзов и возникновению новых острых противоречий. Можно предположить, что эти процессы будут приводить к усилению внутриполитической напряженности, к явному или неявному сближению недовольных результатами приватизации вокруг естественного центра этого недовольства - КПРФ - как наиболее крупной партии, открыто провозглашающей необходимость проведения передела собственности на новых, более "справедливых" основаниях.

Итоги выборов и перспективы экономической политики

Политическая борьба второй половины 1995 года, предшествовавшая выборам в Государственную Думу, была особенно интересна тем, что в центре внимания ее участников находились не столько вопросы текущей стабилизации и преодоления кризиса в узком смысле этого слова (то есть как остановки спада производства), сколько модели будущего социально-экономического развития России. И это естественно, поскольку экономические итоги года, накопленные валютные резервы и инерционный потенциал российской экономики (равный примерно шести месяцам) позволяет сделать вывод о завершении в первом полугодии 1996 года стадии стабилизации и актуализации проблем экономического роста.

Иными словами, политики и партии могут продолжать дискуссии о результатах стабилизации, но политическая актуализация этих вопросов будет уже малопродуктивной. Кстати, именно признанием этого факта объясняется, по видимому, относительное миролюбие оппозиционного большинства Думы 1995 года, принявшего в предвыборный период целый ряд принципиально важных для экономической политики Правительства решений (о разделе продукции, о бюджете на 1996 год, о назначении председателя Центрального Банка и ряд других).

Предвыборная дискуссия выявила наличие в российской политической среде трех вариантов постстабилизационной политики, каждый из которых связан с реальными интересами тех или иных социально-экономических группировок и представлен в качестве программных ориентиров тех или иных политических сил.

Существует вариант открытой конкурентной рыночной экономики, за который наиболее последовательно выступают либеральные политические силы (прежде всего ДВР) и который на практике реализуется в экономическом курсе В.Черномырдина. В проведении этого курса более всего заинтересованы эффективные предприятия и сектора отечественной экономики, способные конкурировать на внутреннем или внешнем рынках.

Вполне определилось наличие двух реальных альтернатив этому курсу. С одной стороны, предлагалась левая модель, суть которой состоит в осуществлении широкой денежно-кредитной экспансии, направленной на поддержку неэффективных отраслей и секторов производства, при которой для борьбы с неизбежным здесь резким ускорением роста цен используются административные рычаги - госрегулирование цен и валютного курса, что неизбежно приводит к быстрому проеданию золото-валютных резервов и возобновлению дефицита товаров. С другой стороны, националистическая модель, предполагающая закрытие внутреннего рынка от иностранной конкуренции, широкое государственное вмешательство в экономику при попытках проведения жесткой кредитно-денежной политики. На открыто инфляционистских позициях стоят и КПРФ, и "Яблоко". А главными выразителями националистической экономической идеологии были КРО и, судя по ряду признаков, ЛДПР, хотя последняя не формулирует сколько-нибудь отчетливо свое экономическое кредо.

Итоги выборов позволяют сделать ряд выводов экономико-политического характера. И хотя эти итоги с конституционной точки зрения не могут непосредственно сказаться на проводимом экономико-политическом курсе, они, тем не менее, накладывают на этот курс определенные политические и идеологические рамки.

Прежде всего следует отметить, что сокрушительное поражение потерпел КРО - наиболее последовательный выразитель националистической альтернативы правительственному курсу. И в то же время в Думе формируется явное проинфляционистское большинство из депутатов КПРФ и "Яблока", которые при определенном развитии событий (например в случае отставки В.Черномырдина) будут поддержаны многими представителями правительственного блока НДР, не говоря уже о "жириновцах"-выходцах из советской номенклатуры.

Впрочем, поражение КРО отнюдь не означает поражения националистической экономико-политической альтернативы. Обе оппозиционные модели экономического развития были изначально тесно взаимосвязаны. Левопопулистская доктрина КПРФ включает в себя многие важнейшие компоненты националистической модели - протекционизм, жесткий государственный контроль за производством, усиление роли крупнейших (монополи-стических) хозяйственных структур и т.д. А националистическая модель включает в себя такие экономико-политические решения, которые практически не оставляют шансов на неинфляционную ее реализацию.

Победа на парламентских выборах проинфляционастской идеологии сама по себе, разумеется, еще не означает немедленной практической реализации ее в экономическом курсе Правительства. Но в условиях заметных колебаний Президента Б.Ельцина и с учетом перспективы президентских выборов в июне 1996 года уже можно говорить о значительном политическом потенциале инфляционистской доктрины в России. Тем самым для нас становится актуальной перспектива попадания в ловушку "макроэкономики популизма" - экономической политики, характерной для многих латиноамериканских стран в ХХ столетии.

Итоги декабрьских выборов и общая политическая неопределенность последующих за этим месяцев будут иметь достаточно неприятные последствия и для решения такой важной для посткоммунистической России проблемы, как формирование современного рынка капитала и привлечения в страну иностранных инвестиций. Депрессия на фондовом рынке, начавшаяся в конце 1994 года, выход из которой Правительство связывало с проведением макроэкономической стабилизации, вряд ли будет преодолена на протяжении как минимум еще полугода. Отчасти это связано с недостаточной еще урегулированностью правовых оснований отношений собственности, отчасти с общей политической неопределенностью накануне президентских выборов, итоги которых с учетом результатов выборов в Думу внушают потенциальным инвесторам серьезные опасения. Причем сказанное относится как к отечественному капиталу, так и, тем более, к капиталу иностранному.

К этим соображениям экономико-политического характера следует также добавить один чисто экономический аргумент. Естественное и необходимое в ходе стабилизации повышение реального курса рубля снижает эффективность инвестиционных проектов для иностранных инвесторов, что также становится барьером на пути иностранного капитала. Тем не менее опыт практически всех стран показывает, что для иностранных капиталовложений рост курса национальной валюты не становится серьезным и долгосрочным препятствием - некоторое удорожание проектов с лихвой компенсируется повышением стабильности (экономической и политической).

С учетом результатов выборов 17 декабря и в связи с грядущими президентскими выборами существует два варианта развития событий: продолжение правительственного курса 1995 года (завершение стабилизации и постепенное вступление в фазу роста) и популистская политика, в основе которой лежат протекционизм и инфляционизм. Этот выбор в значительной мере зависит от состава Правительства. По Конституции выборы Думы не ведут к его автоматической отставке. Однако Б.Ельцин в январе 1996 года начал осуществлять серьезные перестановки в Правительстве, которые могут оказать определяющее воздействие не только на характер экономических реформ, но и на политическую ситуацию в России как таковую.

В январе произошло резкое усиление позиций сторонников политического лавирования с переходом в конечном счете к левоинфляционистской (закрытой) экономико-политической модели. Отставка А.Чубайса и резкое усиление влияния О.Сосковца и Н.Егорова свидетельствуют в пользу такого вывода.

Каковы вероятные экономические последствия таких шагов Б.Ельцина?

В краткосрочном плане они зависят от набора конкретных факторов: насколько новый первый вице-премьер В.Каданников окажется предрасположенным к проведению инфляционистского курса, произойдет ли вымывание старой экономической команды Правительства, сможет ли руководство Центробанка проводить независимую, ответственную политику. Но в любом случае политика второй половины 1995 года обусловливает улучшение ситуации на протяжении следующих нескольких месяцев.

Сложнее с последствиями долгосрочными. Явно ослабнет последовательность реформ: укрепление националистически-популистской линии в экономической политике может повлечь за собой усиление роли монополистов на внутреннем рынке (особенно под видом финансово-промышленных групп) и ограничение конкурентных механизмов, попытки замораживания цен и проедание государственных валютных резервов, усиление роли субсидий и дотаций. Динамика валютных резервов будет одним из наиболее чутких индикаторов наступления нового курса. Скорее всего, при неуступчивости руководства ЦБ, будет предпринята попытка сменить его или изменить законодательство о Центробанке с целью уменьшения независимости последнего. Весьма вероятно начало нового обострения борьбы за передел собственности.

Главное политическое последствие увольнения А.Чубайса состоит в том, что за пять месяцев до президентских выборов в стране не оказалось ни одного реального кандидата на президентский пост от демократических сил, реформистских и вообще умеренных сил.

Действительно, шансы Б.Ельцина на переизбрание оказываются минимальными - социальные характеристики его электората обрисовать почти невозможно. Обозначились признаки политического союза между Г.Зюгановым и Г.Явлинским. Претендующих на президентский пост В.Жириновского и А.Лебедя тоже вряд ли можно назвать демократами.

Иначе сложилась бы ситуация в случае отставки В.Черномырдина. Она позволила бы ему стать самостоятельной политической фигурой в преддверии президентских выборов, чтобы выступить на них самостоятельно. И в этом случае он мог бы рассчитывать на поддержку широкой коалиции демократических и центристских сил. Но более вероятным вариантом развития событий является удержание В.Черномырдина во главе Правительства на протяжении по крайней мере 2-3 месяцев, после чего его политическая судьба будет в основном зависеть от конкретных проблем подготовки к президентским выборам.

Некоторые экономико-политические выводы и прогнозы

1996 год станет ключевым для определения стратегических ориентиров дальнейшего экономико-политического развития России. Это связано как с политическими (президентские выборы), так и с экономическими (завершение стабилизационной фазы) причинами. Здесь пока возможны два варианта развития событий. С одной стороны, утверждение модели открытой экономики, в которой экономический рост и относительная стабильность цен являются результатом высокого уровня конкуренции. С другой стороны, закрытая экономическая система с высоким уровнем государственного участия в осуществлении хозяйственных процессов, с доминированием задачи импортозамещения над задачами повышения эффективности национальной экономики.

В 1996 году, и особенно в первом полугодии, естественно ожидать сохранения депрессивного состояния фондового рынка, а также продолжения кризиса в финансовом и торговом секторах. Последний можно избежать только возвращением к политике инфляционного финансирования бюджетного дефицита, что было бы самоубийственно для нынешнего правительства.

Наконец, неизбежно усиление борьбы за приватизируемую собственность. Это будет иметь два последствия. Во-первых, будет происходить перегруппировка сил среди ведущих финансовых групп, усиление конкуренции между ними. Во-вторых, будет происходить усиление роли КПРФ в осуществлении соответствующих процессов - как наиболее многочисленной в Государственной Думе антиправительственной политической силы и как естественного в нынешней ситуации центра притяжения всех тех, кто недоволен или будет недоволен принимаемыми решениями по конкретным приватизационным проектам.


Национально-региональные процессы в Российской Федерации в 1995 году

Чеченский кризис

Зима и весна 1995 г. были отмечены максимальной интенсивностью кровопролития в Чечне. К началу июня федеральные войска ценой значительных потерь и при многочисленных жертвах среди мирного населения Чечни сумели взять под контроль равнинные районы республики и в значительной степени подавить организованное сопротивление чеченских вооруженных формирований. Это однако привело не к окончанию войны, а к переходу ее в другую форму - к развертыванию партизанского движения. Таким образом, военное решение чеченского конфликта зашло в тупик.

В середине июня произошло событие, кардинально изменившее ход конфликта и придавшее ему новые военно-политические аспекты. Речь идет о крупномасштабном террористическом акте отряда Ш.Басаева в г.Буденновске (Ставропольский край), в ходе которого террористами было взято несколько сотен заложников. Акция Басаева имела и черты войсковой операции "в глубоком тылу противника". Отрядом Басаева было выставлено требование о прекращении военных действий на территории Чеченской Республики и начале мирных переговоров. Правоохранительные ведомства оказались неспособными ни предотвратить террористический акт, ни пресечь его с минимальным количеством жертв. Ультиматум террористов был принят.

Несмотря на беспрецедентный характер террористического акта в Буденновске, он казался хорошим поводом для развязывания "чеченского узла". Под эгидой миссии ОБСЕ начались трехсторонние переговоры (федеральные власти, дудаевцы и правительство Автурханова-Хаджиева). В ходе переговоров рассматривались два блока вопросов - военный и политический. Однако основной целью переговорного процесса было достижение приемлемой формулы прекращения военных действий и установления мира в Чеченской Республике. Как и следовало ожидать, главным камнем преткновения на этих переговорах стал вопрос о будущем политическом статусе Чечни. Тем не менее, 30 июля между российской и чеченской сторонами было заключено соглашение по блоку военных вопросов, а 14 августа был согласован план разоружения. Эти документы предусматривали вывод из Чечни основной части федеральных сил, разоружение чеченских формирований за счет выкупа оружия (кроме отрядов самообороны в населенных пунктах), а также обмен военнопленными.

Осенью стало очевидно, что мирный переговорный процесс в Чеченской республике по вине обеих сторон зашел в тупик. В этой ситуации федеральный центр пересмотрел свою чеченскую политику. Отойдя от практики многосторонних переговоров, Москва сделала ставку на формирование в Чечне своей опоры в лице легитимной пророссийски настроенной власти. В декабре 1995 г. были проведены выборы главы республики Д.Завгаева. Эти выборы, поставившие дудаевскую сторону вне процесса мирного урегулирования, не могли не подтолкнуть последнюю к новому витку вооруженного противостояния. Наиболее ярким подтверждением активизации военных действий стали события в Кизляре и Первомайском в январе 1996 г.

Пример Чечни продемонстрировал серьезные пороки в конституционно-политическом устройстве России, выразившиеся в том, что исполнительная власть вышла из общего правового поля, став по существу неподсудной. В своем постановлении от 31 июля Конституционный Суд признал нормативные акты, на основе которых были начаты военные действия в Чечне, в основном соответствующими Конституции РФ. Это решение, принятое при большом количестве "особых мнений", явно указывает на незавершенность разделения властей в нашей стране. Закрепленные Основным законом обязанности Конституционного и Верховного Судов таковы, что первый рассматривает лишь правовые акты на их соответствие "букве" Конституции, а второй - конкретные противоправные деяния на их соответствие "духу" Конституции. В результате, хотя в ходе военных действий в Чечне в массовом порядке нарушались основные статьи Конституции РФ, гарантирующие права человека, однако нормативные акты, на основе которых совершались эти деяния, были по сути дела признаны конституционными.

В настоящее время перспективно тесное сотрудничество между всеми противниками войны в Чеченской Республике, в том числе и заключение договоров между федеральным центром и отдельными полевыми командирами и органами местного самоуправления. Также необходимо вернуться к многостороннему переговорному процессу, предполагающему снижение уровня конфронтации, прекращение военных действий без предварительных политических условий, поэтапный вывод российских войск, решение проблемы политического будущего Чечни.

Национальные республики и федеральный центр

В 1995 г. по-прежнему продолжался процесс установления договорных отношений между республиками в составе России и федеральным центром.

Подписание договоров о разграничении предметов ведения с Якутией (июнь 1995 г.), Бурятией (август 1995 г.), Удмуртией (октябрь 1995 г.), ставших соответственно пятой, шестой и седьмой “особыми республиками”, показывает, что данная процедура из исключения превратилась в один из инструментов отлаживания внутрифедеративной ситуации. Стоит, вероятно, подчеркнуть, что положительный потенциал указанного способа снижения уровня противостояния Москвы и властных элит республик скорее всего исчерпывается и в контексте дальнейшего распределения властных полномочий по уровням, и в плане оптимизации бюджета страны - стержня федерализма.

Как показывает опыт, наличие договора между соответствующей республикой и федеральным правительством не столько содействует оптимальному решению проблем, находящихся в их совместной компетенции, сколько позволяет первой превышать свои властные полномочия, определяемые Конституцией РФ 1993 г. Следствием всего этого являлись неоднократные факты выхода властных органов республик за пределы компетенции субъекта федерации.

Можно также констатировать, что с точки зрения отлаживания бюджетного федерализма заключение договоров и в их составе - бюджетных соглашений дает определенный позитивный эффект исключительно на первых порах. В долгосрочной перспективе договорные уступки "привилегированным" республикам оборачиваются потерями общефедерального бюджета. Это иллюстрируют, в частности, данные 1995 г. о распределении налоговых поступлений между федерацией и ее субъектами: по республикам упомянутое соотношение составляло 4:96, тогда как по великорусским регионам - 40:60. Если к этому добавить, что ряд "привилегированных" республик (Карелия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия) имели отрицательный показатель условного баланса межбюджетных потоков - в среднем 179 тыс.руб. в расчете на одного человека, - то становится очевидно, что собственно великорусские субъекты федерации, как и ранее, оплачивают претензии на суверенитет властных элит отдельных этнических территорий. Другими словами, в нынешнем виде практика заключения договоров о разграничении полномочий перестает соответствовать своей цели. По-видимому, в ближайшем будущем целесообразно распространить ее на великорусские территории, сделав при этом единообразной: договор должен фиксировать типовое разделение компетенций центра и субъекта федерации, а не резервирование за последним каких-то особых прав и привилегий.

Великорусские регионы и федеральный центр

Ситуация в великорусских регионах в 1995 г. также была достаточно стабильной. Нынешняя когорта региональных лидеров продемонстрировала и готовность решать сложные проблемы соответствующего уровня, и умение поддерживать на своей территории приемлемый для основной части ее населения порядок вещей. Косвенным подтверждением этого стали выборы губернаторов в 13 областях и краях, прошедшие одновременно с общероссийскими. Отличительной их чертой было фактическое переизбрание (исключая Новосибирскую и Тамбовскую области), действующих глав региональных администраций, которые ранее были назначены на этот пост президентскими указами. Характер предпочтений избирателей, проголосовавших за статус-кво в лице "умеренных реформаторов", а также высокая активность их на губернаторских выборах даже в тех случаях, когда требовался второй тур, свидетельствует о том, что население собственно российских субъектов федерации, по-видимому, начало обретать некое подобие гражданской ответственности, хотя бы в масштабе региона.

Выделяя относительную стабильность в качестве основного достижения российского федерализма, нельзя обойти вниманием некоторые негативные моменты его развития. Во-первых, следует указать на отдельные попытки элит регионов выйти за определяемые Основным законом рамки полномочий (в нормотворчестве некоторых великорусских субъектов федерации проявились элементы конфедерализма, характерные до последнего времени лишь для Конституций ряда республик в составе РФ).

Во-вторых, сохранилось стремление федеральных властей ввести компоненты унитаризма в отношения со своими территориальными партнерами. Свидетельство тому - характер обсуждения проблем правового регулирования взаимоотношений федеральных и региональных властей на совещаниях их представителей, а также содержание парламентских дискуссий и решений по данному вопросу. При определении своей позиции Москва руководствовалась главным образом не поиском гармоничного баланса общенациональных и региональных интересов, а намерением сохранить за собой избыточные полномочия, которые дают возможность прямого воздействия на принятие решений субъектами федерации, мелочной регламентации деятельности тамошних администраций и пр. О намерении и далее оказывать давление на региональные элиты говорили и попытки центра установить прямые отношения между федеральными властными структурами и местными самоуправляющимися сообществами. Из администрации Президента исходили предложения: а) о наделении местного самоуправления некоторыми государственными функциями; б) об изъятии местных бюджетов из-под контроля финансовых органов регионов. Во всех этих инициативах просматривается тенденция, действуя "через голову" субъекта федерации, ослабить его административную роль.

Сказанное выше однако не означает, что федеральная политика полностью исчерпала свои возможности, сведясь исключительно к восстановлению унитаризма. Напротив, во втором полугодии в ней стали проявляться тенденции к коррекции курса в направлении демократизации федеративных отношений. Пример тому - переход от назначения глав региональных администраций к практике их избрания (любые попытки создать в федеративном государстве некую исполнительную вертикаль объективно ведут к воспроизводству централистской системы управления страной). Указом о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (сентябрь 1995 г.) Президент постановил, в частности, провести выборы губернаторов до декабря 1996 г. Данная мера придает цивилизованные организационные рамки ставшему во многом стихийным процессу регионализации.

В таком контексте весьма убедительным видится и распоряжение Президента (октябрь 1995 г.) о приведении субъектами федерации своих уставов, конституций и законов в полное соответствие с Конституцией РФ. Если данный указ будет выполнен, то: а) законодательные установления, изданные в территориях с превышением властных полномочий, будут отменены; б) субъекты федерации в дальнейшем станут в своей нормотворческой деятельности исходить исключительно из базовых установок Основного закона. К недостаткам указа следует однако отнести механизм его реализации. Определение соответстствия того или иного положения регионального права Конституции России возлагается на специально образованную для этого комиссию по взаимодействию федеральных органов госвласти с органами власти территорий. Иными словами, решение столь важных вопросов приобретает внесудебный, то есть в конечном счете неправовой характер.

А насколько важно располагать такой информацией сегодня? Попробуем поговорить об этом более подробно.

Раздел 1. 1995 - год какого животного по гороскопу? Актуальность вопроса

А нужно ли нам об этом знать? Что это дает и как может пригодиться? Вообще, согласно данным недавно полученного социального опроса далеко не каждый человек следит за восточным календарем. Поэтому о том, 1995 - год какого животного, можно узнать только у тех, кому самому посчастливилось родиться в этот временной период или же иметь родственников Драконов, Тигров, Кроликов или любых других представителей этой загадочной древней теории. Почему?

Да потому что именно в такой год человек, как правило, получает или дарит массу символичных подарков, якобы гарантирующих будущую удачу и мощный энергетический потенциал.

Раздел 2. Общее описание года

Вообще, чисто теоретически по китайскому календарю солнечный год делится на двенадцать земных ветвей, которые соответствуют двенадцати звездным знакам.

В поисках ответа на вопрос «1995 - какой год по восточному календарю» мы узнаем, что покровительственным существом данного временного периода считали свинью.

Свинья относится к двенадцатой земной ветви Хай (Убежище). Она ассоциируется с водой, характеризующейся сильными свойствами инь — спокойствием и отражением, и олицетворяет собой миролюбие, доброту, щедрость, честность, терпение и в то же время вспыльчивость, лень, апатию, пессимизм и снобизм.

Раздел 3. Основные события 1995 года. Так есть ли закономерность?

1 марта был убит (знаменитый тележурналист, икона российского телевидения). Это убийство потрясло все российское общество. На сегодняшний день это дело так и не раскрыли. По самой убедительной версии предполагается, что убийство Листьева связано с его телевизионной деятельностью, а точнее, с многомиллионной прибылью за рекламное время в эфире.

1 апреля начало вещание Общественное российское телевидение (ОРТ), организованное 25 января. Изначально на Первом канале передавался «Останкино», но к концу 1994 года он не выдержал конкуренции с НТВ, и его сменили телеканалом ОРТ. Главным акционером канала являлся Б. Березовский, который в сентябре 2000 года продал свои 49% акций телеканала ОРТ. В 2002 году ОРТ реорганизовали в Первый канал.

28 мая произошло землетрясение на острове Сахалин в поселке Нефтегорск магнитудой больше 7 баллов. В результате землетрясения поселок был полностью разрушен, 2 тыс. человек погибли.

14 декабря в Париже Сербия, Босния и Хорватия подписали Дейтонское соглашение о прекращении гражданской войны, длящейся с 1992 года на территории Боснии и Герцеговины.

17 декабря в Государственную думу состоялись выборы второго созыва. Их проводили по смешанной системе: одну половину депутатов распределили между партиями, которые получили более 5% голосов по федеральным спискам, вторую половину избирали по В выборах приняли участие 43 партии и избирательных объединения. Прошли только КПРФ, ЛДПР, «Наш дом - Россия», «Яблоко».

Понимаем, что год был насыщенным и сложным. Об этом даже спорить нечего.

Раздел 4. 1995 - чей год: влияние даты рождения на черты характера человека

Люди, родившиеся в отличные партнеры по бизнесу, так как они обязательны и ответственны. Однако за такую самоотдачу они требуют того же от своих сослуживцев и деловых партнеров.

Мы уже нашли ответ на поставленный вопрос «1995 год какого животного» и знаем, что символом являлась свинья.

Попробуйте вспомнить, кто же из близких родился в год Свиньи. По мнению астрологов, свиньи — преданные друзья, готовые поддержать вас в любой ситуации. Они не терпят критики и советов, касающихся их деловой деятельности, поэтому если вы хотите оставаться с ними друзьями, то не следует навязывать им свое мнение.

Представители года Свиньи предпочитают синицу в руке журавлю в небе. Они не будут лишний раз рисковать, а будут планомерно и методично идти к поставленной цели. Эти люди очень трудолюбивы и усердны в выполнении своей работы. Они стараются не участвовать в интригах, пытаясь сместить своих коллег, чтобы занять более высокую должность.

В любовном плане у них не все так гладко из-за их доверчивости и наивности. По отношению к своему избраннику они открыты, заботливы и романтичны. Если им повезет, то они с первого раза встретят свою любовь, в противном случае они неизбежно испытают любовное разочарование. Из подобной ситуации они способны сделать выводы и начать поиски нового партнера. Своему избраннику они предоставляют полную свободу, но в ответ требуют того же. С ними можно построить прочный и долговечный союз.

Раздел 5. Что принесет грядущий 2014 год

Год зеленой Лошади станет для представителей года Свиньи довольно удачным, так как такие черты, как осмотрительность и осторожность, помогут добиться успеха и остаться на его вершине. Чтобы не остаться позади поезда Свиньям нужно будет проявить целеустремленность и умение добиваться поставленной цели.

Этот год будет успешным не только для бизнесменов, но и для людей творческих профессий. Если вы вдруг решите сменить место работы, то, вероятнее всего, она окажется для вас более интересной и прибыльной. Не бойтесь кажущихся сложностей и возможных неудач, к новичкам всегда предъявляются более жесткие требования, и нужно будет заработать авторитет на новом месте работы.

В семейной жизни будет мир и спокойствие. Для многих Свиней этот год ознаменуется такими событиями, как свадьба или рождение ребенка. В борьбе за материальное благополучие своих близких Свиньи могут начать проявлять скрупулезность в подсчете денежных средств и даже жадность. Не стоит забывать, что живете один раз, а деньги нужны для того, чтобы их тратить.

В год зеленой Лошади одинокие Свиньи найдут свои половинки. Помните, что Лошадь любит активных и целеустремленных людей. Если вы будете сидеть дома и смотреть на противоположный пол из окошка, то мечта обрести семейное счастье так и останется мечтой. Решительные и смелые Свиньи обязательно встретят человека, которому подарят свою заботу и нежность.

Раздел 6. Известные люди, родившиеся в год Свиньи

1995 - год какого животного, мы уже выяснили, однако о выдающихся достижениях людей, родившихся именно в этот год, пожалуй, еще рано говорить, а поэтому постараемся проследить закономерность способностей представителей данного символа.

В год Свиньи родились Федор Тютчев, Вуди Аллен, Элтон Джон, Самуил Маршак, Альфред Хичкок, Арнольд Шварценеггер, Стивен Спилберг, Вольфганг Моцарт, Генри Киссинджер, Марк Бернес, Анатолий Луначарский, Константин Черненко, Гленн Клоуз, Генри Форд, Карл Юнг, Эрнест Хемингуэй, Рональд Рейган, Майкл Паркинсон. Все они являются выдающимися и талантливыми личностями, поэтому в родившихся в 1995 году также заложен потенциал гениев.

14-19 июня 1995 г.- Группа Шамиля Басаева на двух автомашинах прибыла в г.Буденовск Ставропольского края, где устроила бойню, в результате которой погибли 20 мирных жителей и сотрудников МВД. В результате штурма здания больницы "федералами" погибли около 60 заложников. Также погибли три сотрудника группы "Альфа", которая принимала участие в штурме здания. В результате переговоров с Виктором Черномырдиным группа Басаева под прикрытием добровольных заложников из числа депутатов Государственной Думы и журналистов покинула город и скрылась в горных районах Чечни.

20 сентября 1995 года. Террористы захватили в столице Дагестана пассажирский автобус, направлявшийся по маршруту Махачкала - Нальчик. Работники милиции, патрулировавшие на автостанции, загодя заметили двух подозрительных лиц с внушительными сумками, собиравшихся сесть в автобус. Их задержали и препроводили в пункт досмотра. Во время обыска один из задержанных - по предъявленному паспорту Магомеднаби Магомедзнабиев, уроженец Ботлихского района, - выхватил из сумки автомат Калашникова и приказал всем лечь на пол. Затем со своим сообщником устремился в автобус. В машине было 19 пассажиров. Некоторое время спустя террористы выпустили из автобуса одну женщину, которая сообщила, что под залогом находятся 9 мужчин, 7 женщин и двое детей. Террористы, удерживавшие заложников, были обезврежены бойцами спецподразделения ФСБ РФ "Альфа".

20 сентября 1995 года двое террористов захватили в Махачкале пассажирский автобус с 19 пассажирами, направлявшийся по маршруту Махачкала - Нальчик, и потребовали 1,5 млн долларов и вертолет. Заложники освобождены, террористы арестованы.

С - видеть сон