Благодатный покров богородицы. Благодатный покров богородицы Церковь на измайловском острове расписание

В принадлежавшем с древних времен Романовым имении Измайлово деревянная церковь существовала еще с XV века. Нынешний каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы был заложен в 1671, а закончен строительством в 1679 году. Расположен он вблизи двора царя Алексея Михайловича, до нас не дошедшего, в центре острова на рукотворном озере.

Обряд освящения провел патриарх Иоаким в присутствии тогдашнего царя Федора Алексеевича, переворот против которого впоследствии он же и возглавил. Затем этот первосвященник благословил на царствование Петра и его сводного брата Ивана Пятого, через 7 лет умершего. На высотном снимке храм предстает парадным западным фасадом, позади видна кровля въездной башни, впереди – башня ворот царского двора.

В каменном варианте собор Покрова Пресвятой Богородицы имеет пять глав, самая крупная — центральная, обозначающая Христа, с куполом диаметром 8,5 метра. При кладке стен храма использовался как красный кирпич, так и блоки из белого камня. Примечательны цветные изразцы под куполами, в верхних частях световых барабанов, изготовленные мастером Степаном Полубесом. После революции чем только не служило его здание, здесь размещали и архив чекистов, и фруктовое хранилище, и иные советские объекты.

Побывал собор Покрова Пресвятой Богородицы даже концертным залом, после чего пережил запустение и полное разграбление. В строй действующих после ремонта здания храм вернулся в 1997 году, восстановление внутреннего убранства в основном завершено к 2002 году. Однако совершенствованию конца не бывает, работы по украшению интерьера идут параллельно с богослужениями.

Изначально собор был чисто религиозным сооружением, затем к нему пристроили гражданские здания богадельни. Приют для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года построен по приказу Николая Первого в 1849 году. Таким образом, собор Покрова Пресвятой Богородицы стал домовой церковью для обитателей богадельни, будучи напрямую соединенным с коридорами новых зданий.

Немного еще о внешнем облике

Рядом с красочным крыльцом западного фасада храма установлен стенд с описанием исторической судьбы и событий, которые пережил собор Покрова Пресвятой Богородицы. Непривычного вида шрифт с фигуристыми буквами излагает текст вполне современным и понятным языком. Позади стенда соединены стены приюта и храма, между постройкой которых почти двести лет перерыва.

Такой разрыв ни строители богадельни, ни авторы последней реконструкции маскировать не стали, различие стилей и материалов налицо. Хронология истории храма содержит и его предысторию, и строительство, в том числе и пристроек. Более новые здания оштукатурены, наверху гладко, а нижний этаж – с разделкой, швы которой имитируют крупногабаритные блоки. На светлом фоне пристроек храм между ними резко выделяется.

Справа от парадного входа, в простенке между вторым и третьим окнами первого этажа приюта, установлена отлитая из металла памятная доска. Изображен на ней царевич Петр в юном возрасте, держащим в правой руке макет корабля, повернув к модели голову. Края доски стилизованы под древний свиток, внизу лента, прославляющая будущего императора как основателя российского флота.

Задумана и выполнена памятная доска проживавшими в богадельне ветеранами, отлита в местной мастерской. Сюжет не выдуманный, царевич действительно плавал на суденышке по искусственному озеру вокруг острова. Более того, отдельные исторические источники считают Измайлово местом рождения Петра Алексеевича Романова, в будущем великого государя и реформатора России.

Архитектурные детали

Парадное крыльцо и вход в собор Покрова Пресвятой Богородицы выглядят торжественно и величественно. Навес над крыльцом покоится на портале, опирающемся на фигурные колонны. Внизу два квадратных яруса уменьшающегося размера, на них восьмигранники опор. Низ колонн украшают белокаменные обрамления и вставки, таким же образом оформлен фасад навеса, состоящий из двух рядов арок.

Внешняя арка – одинарная, опертая на капители колонн. Вплотную к ней выполнены две сходящиеся арки половинного размера, на месте их смычки – украшение в виде гирьки. Под навесом – сам вход, обрамленный четырьмя колоннами с каждой стороны. Каждая колонна состоит из трех ярусов, кверху становящихся тоньше. Арки на капителях этих колонн также уменьшаются в размерах, все детали усиливают объемность и перспективу.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы – внутреннее убранство

Размеры главного купола, отличающие собор Покрова Пресвятой Богородицы снаружи, сказываются и на впечатлении от внутреннего устройства. Покоящаяся на четырех массивных столбах верхняя часть строения в центре уходит далеко ввысь, к световым проемам барабана главного купола. Белокаменные столбы делят внутреннее пространство храма на три нефа, в центральном возвышается иконостас алтаря.

Сверху свисает многоуровневая люстра, за ней просматривается высоченный 18-метровый иконостас. Алтарная преграда в измайловском храме – одна из самых высоких в России, святые образа здесь располагаются на пяти уровнях. Таким он был и в давние времена, но непоправимо пострадал от костров, разводимых наполеоновскими вояками. Восстановлением образов для иконостаса занимается художник Никита Нужный.

Святые образы собора

Сохраняет собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и подлинные старинные шедевры, особо почитаемые прихожанами. Среди них – список (копия с подлинника) иконы Богоматери Федоровской с клеймами, изображающей Деву Марию в покрове с младенцем Христом на руках. Оригинал образа, называемый еще Иерусалимской иконой, был вывезен из столицы Византии – Константинополя в Киев, побывал во Владимире и осел в Москве.

Клеймами называют боковые изображения рядом с центральным образом. На них отображены знаменательные события из жития Богородицы, описанные по библейским сюжетам. Большая информативность и красота комплекса произведений старинной иконописи привлекают внимание всех посещающих собор Покрова Пресвятой Богородицы. Перед этим образом – персональный подсвечник для обращающихся к Матери Божьей.

Есть отдельный подсвечник и возле образа Николая Чудотворца, одного из популярнейших в православии святых. Святитель изображен древним иконописцем в епископской мантии, с Евангелием в левой руке, правой рукой он благословляет верующих христиан. Поверх одеяния наброшена белая лента с изображениями креста. В верхних углах иконы помещены изображения ангелов или святых с сияющими нимбами.

Левее на дальнем плане виден храмовый иконостас со Святыми вратами и престолом, выше расположено более сотни святых образов, воссозданных в мастерской Нужного. На столбе справа от иконостаса помещен оригинал Иерусалимской иконы, возвращенный из временного пребывания в другом храме, вынужденном на время реставрации Покровского. На оригинале иная поза младенца, другие боковые изображения.

Окончание осмотра

Из средней части центрального нефа можно полностью осмотреть необычно высокий алтарный иконостас собора. Его вытянутое вверх построение достаточно необычно, обусловлено оно конструктивными особенностями здания – малой шириной нефа и избытком пространства вверху. Практически все размещенные на пяти ярусах иконы – произведения современных иконописцев, Никиты Нужного и его сподвижников.

Ими написан и образ Христа, размещенный на левом столбе возле иконостаса. Это одно из самых известных и распространенных изображений Иисуса – Спас Нерукотворный, списанный с иконы работы Симона Ушакова 1658 года. Это Святой Мандилион, второй после Туринской плащаницы сам собой появившийся лик Спасителя. Легенда гласит, что появился он на платке, поднесенной некой Вероникой при подъеме креста на Голгофу, после того, как Христос утер им пот с лица.

Еще один высотный снимок показывает, как смотрится собор Покрова Пресвятой Богородицы, на этот раз с северной стороны. Видно левое от входа в храм здание богадельни, купола собора и его небольшая апсида, выдвинутая в восточном направлении. Почти вплотную к апсиде примыкает офицерский корпус приюта, за ним виднеется верхняя часть въездной Мостовой башни. Ее построили при Алексее Михайловиче, здесь он писал свое Соборное уложение – первый российский свод законов. Рассказ о башне, возможно, скоро последует.

Не исключено, что появится и повествование о формировании самой царской усадьбы, сооружении запруд и образовании озера и острова. Пока можно полюбоваться живописными окрестностями и природными красотами, окружающими собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, и определиться по времени путешествия в усадьбу.

Адрес: Россия, Москва, Измайловский (Серебряный) остров
Основные достопримечательности: Мостовая башня, Покровский собор, Передние и Задние ворота Государева двора, Богадельня
Координаты: 55°47"31.8"N 37°45"39.0"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Своим названием усадьба Измайлово обязана первым владельцам – боярам Измайловым, которые заложили ее еще в XIV веке. Тогда здесь стояли непроходимые леса, перемещающиеся дубравами и березняками. В 1573 году Измайлово в качестве подарка получил брат царицы Анастасии - Никита Захарьин-Юрьев. Столь щедрое подношение ему сделал сам Иоанн IV Грозный. Впоследствии село перешло по наследству его сыну, а затем и внуку, а в 1652 году имение вернулось в царскую казну.

Усадьба Измайлово с высоты птичьего полёта

В 1670-х годах на этой территории начали возводить царскую резиденцию. Ее центральной частью стал Государев двор, то есть сама усадьба. Однако, для постройки царской резиденции русло небольшой реки Серебрянки пришлось делить на 2 рукава и перекрывать их. Так были созданы два больших пруда. Захватив эту зону в «кольцо», строители превратили ее в остров, а царская усадьба заняла на нем центральное место. На возведение новой усадьбы ушло 10 лет.

В царские палаты вел каменный мост, проложенный у Серебряного пруда. Надежная мостовая конструкция имела длину 106 м, ширину свыше 10 м и поддерживалась арками. Возле ее в 1674 году появилась многоярусная Мостовая Башня, которую можно увидеть и сегодня. В старые времена на первом этаже башни располагались священники, на втором было место заседаний Боярской думы и Сената. Верхний ярус башни стал колокольней для пятиглавой церкви Покрова Богоматери, которая стоит рядом.

Мостовая башня

Усадьба была излюбленным местом охоты для русского царя Алексея Михайловича и его свиты. И для такой царской забавы здесь разводили животных. Однако царя привлекало не только богатство и простор охотничьих угодий. В новой усадьбе он завел подобие «образцового хозяйства».

В усадьбе располагались зарыбленные пруды и загоны для бобров. Ее хозяйственная часть состояла из маслобоен, пасеки, заводов, где изготавливали лен и стекло, винодельни, водяных мельниц, скотных дворов, полей, птичников, садов и огорода, на котором выращивали аптекарские травы. Усадебное хозяйство постоянно пополнялось новыми видами растений, непривычными для московского климата. Измайловские оранжереи изобиловали бахчевыми культурами и редкими по красоте декоративными растениями.

Покровский собор

Интересно, что первый российский зоопарк появился здесь же. Помимо лебединого двора, на территории царского зверинца были клетки с пернатыми, привезенными из экзотических стран, а также вольеры с тиграми и леопардами. В зоопарке проживал даже слон.

Основные достопримечательности Измайлово

Измайловский Царский дворец возводился из дерева, и только его нижний этаж (подклет) был каменным. По своей архитектурной композиции он был похож на дворцовое здание в имении Коломенское . На территории находилось около двух десятков различных по высоте срубов, соединенных между собой переходами.

Передние ворота Государева двора

Сходство этих дворцов вовсе не означает их одинаковое использование царской семьей. Так, измайловский дворец был хозяйственным центром поместья, а коломенский дворец был нужен лишь для развлечений и отдыха. Ни один из указанных дворцов не сохранился , и судить об их красоте можно лишь по гостинично-развлекательному комплексу, появившемуся на территории Коломенского несколько лет назад, а также немногочисленным описаниям историков.

Старинный храм Иосафа построили в 1678 году, в одно время с обустройством основной части усадьбы. Двухэтажное здание святыни было дополнено парой приделов, а с дворцом его соединяла переходная галерея. Спустя 9 лет здание церкви реконструировали в стиле «московского барокко», а позднее с западной стороны пристроили колокольню. К сожалению, эта церковь не сохранилась. Ее уничтожили в 1936 году, и по сей день место остается не занятым.

Покровский собор с Северным, Южным, Восточным корпусами богадельни

Храм Покрова в поместье Измайлово возвышался посреди усадебной площади, перед главными воротами. До него на этом месте стояла деревянная церквушка, которую построили при Иоанне Романове. Она олицетворяла завершение Смутного времени и освобождение Московских земель от польско-литовских войск. На возведение каменного строения ушло почти 8 лет. Строительные работы с 1671 по 1679 годы. В день очередного празднования Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1680 года помещение храма было освящено патриархом Иоакимом.

Строительными работами по возведению Покровского храма руководил архитектор Иван Кузнечик, а выполняла их целая артель иногородних мастеров-каменщиков. Лучшие керамисты декорировали церковь поливными изразцами, а венчали церковь позолоченные купола. В храме берегли Покровскую икону, по размеру совпадающую с ростом 7-летнего царевича. Кроме того, здесь же хранился и список Иерусалимского образа Божией Матери, проявивший свою чудодейственную силу в 1771 году, когда в Москве свирепствовала чума. Позднее войска Наполеона разорили Покровский храм.

Задние ворота Государева двора

Ворота при въезде в Государев двор

В самом начале перед Покровским храмом была просторная площадь. Сегодня на ее месте находится сквер и фонтан. Сюда выходили все строения Государева двора, в том числе и двое ворот, получивших наименование Передних и Задних.

Построили их в 1682 году. Похоже, что разработкой их проекта занимались одни и те же мастера, поскольку композиция и оформление обоих ворот аналогичны. Внизу ворот прорезаны 3 проёма – два узких по бокам и один широкий посередине. В среднем ярусе установлен световой восьмерик с узкими окошками-слухами. Изначально восьмерик находился в окружении гульбища с расписными окнами, однако в XVIII столетии его разобрали. Нынешний парапет на втором ярусе сделан согласно схеме русского архитектора Константина Андреевича Тона.

Чугунная арка

Сегодня внутри Государева двора разбит сквер, засаженный группами лиственных деревьев. Если присмотреться к древним постройкам, которые стоят по периметру прямоугольного подворья, можно понять, в чем состоял замысел обустройства царского поместья. Его внутреннее пространство было не только замкнутым, но и специально огороженным от внешнего мира.

Когда-то центральную часть двора разделяла внутренняя ограда. На севере располагались Кормовой и Хлебный дворы, кухни, кладовые, ледники, место, где несли службу стрельцы, а также здания, в которых жили управляющие. Вдоль береговой линии Виноградного пруда стаяли амбары, дровяные склады, конюшни и пивоварня.

Памятник Петру I. Скульптор Л.Е. Кербель

Кремль

Кремль, возведенный в усадьбе уже в наше время, объединил в себе лучшие архитектурные традиции древних российских крепостных сооружений. На просторной территории снова появился пруд, виноградник и палисадник с благоухающими цветами. Возрожденный зверинец, конюшни и птичник наполнили усадебное подворье жизнью. Окунуться в прошлую эпоху имения посетителям помогают музейные экспозиции, мельница и ремесленные мастерские.

Кремль расположен на возвышенном месте, а вокруг него стоят деревянный частокол и каменные стены. Старинный ансамбль помогли воссоздать сохранившиеся рисунки, гравюры и чертежи. Кремлевские башни украшены многоцветными изразцами, сделанными с использованием древних технологий.

Фонтан перед Покровским храмом

Современный измайловский Кремль стал местом возрождения русских традиций. На его территории устраиваются фестивали и ярмарки, проходят многолюдные праздники, и выступают народные ансамбли. А двери входящего в измайловский комплекс Дворца счастья всегда распахнуты для влюбленных пар.

Посетители, которые хотят увидеть уникальные изделия и обучиться ремеслам, имеют возможность посетить мастер-классы. Во время них обучают изготовлению керамики, тряпичных кукол, лепке и раскрашиванию игрушек и росписи по дереву и ткани. А желающие почувствовать себя кузнецами могут попробовать свои силы в художественной ковке.

Первый деревянный собор на этом месте был построен в начале 17 века в вотчине бояр Романовых. Строительство каменного собора было начато по указу царя Алексея Михайловича в 1671 г. В 1679 г. собор был освящен. В его облике обращают на себя громадные купола и уникальный керамический изразцовый декор, выполненный Степаном Полубесом. В 1812 г. собор был разграблен и долгое время находился в запустении. В 1839 г. по указу импертора Николая I, при храме была создана богадельня для престарелых воинов. Тогда же по проекту архитектора К.Тона с юга, севера и востока к храму были пристроены жилые корпуса. Собор заново отремонтировали и освятили в 1847 г.

В 1927 г. собор закрыли, потом разграбили. Удалось сохранить несколько икон. Одна из них - Иерусалимской Божией Матери, чудотворная, исцелявшая людей во время чумы 1771 г., находится сейчас в храме Рождества Христова в Измайлово. В 1979-1980 гг. собор реставрировали. Богослужения начались в 1991 г. Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери.



Построен в имении бояр Романовых Измайлове, на месте шатровой деревянной Покровской церкви, известной с начала XVII века. В XVII веке старинное село Измайлово стало одной из главных царских загородных резиденций. Здесь находился большой каменный дворец, обнесенный оградой, было вырыто 20 прудов, процветали огородничество, садоводство, пчеловодство, произрастал лен, хмель, был устроен стеклянный завод. Строительство каменного храма в усадьбе Измайлово было начато в 1671 г. зодчим Иваном Кузнечиком. Собор, который является одним из самых грандиозных сооружений XVII века, построен из большемерного кирпича на белокаменном цоколе. Это четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным покрытием. При неглубоком фундаменте он имеет толщину стен около 2,5 метра.

Снаружи здание было украшено резными белокаменными и кирпичными деталями и керамическим изразцовым декором голубого, желтого и зеленого цветов. Изразцы изготовили мастера Степан Иванов по прозвищу Полубес и Игнат Максимов. Тимпаны закомар сплошным узором закрыты изразцами с рисунком «павлинье око». Изразцовые фризы украшают барабаны глав. В изразцах встречаются изображения ромашки, гвоздики, репейника и стилизованных рисунков цветов. В 1674 г. строительные работы были закончены. После скоропостижной кончины царя Алексея Михайловича в 1676 г., взошедший на престол царь Федор Алексеевич пригласил для украшения Покровского собора мастеров Оружейной палаты, которые выполнили роспись стен. Для создания пятиярусного иконостаса, были приглашены мастера из Ярославля, Костромы, Сергиева Посада и других городов, так как для написания икон иконостаса, высота которого равна высоте шестиэтажного дома, московских живописцев не хватало. Деисусный и местный ряды были написаны ярославскими мастерами, праздничный - мастерами из Троице-Сергиевой лавры, пророческий - костромичами, верхний ряд - москвичами. Собор освятили 1 октября 1679 г. Звонница находилась на верхнем ярусе мостовой башни, во втором ярусе располагались звонари, нижний ее ярус был проездными воротами.

Во время войны с Наполеоном имущество собора было разграблено французскими войсками.

От костров, которые солдаты разожгли прямо в соборе, возник пожар. От огня треснул свод, покосился главный купол, разрушились окна. Храм долгие годы с тех пор стоял запертым. В 1840-е гг. по приказу императора Николая I в Измайлове была открыта Военная богадельня для ветеранов войны 1812 г. Для нее по проекту архитектора К.А. Тона в 1849 г. возвели несколько зданий. Два здания богадельни пристроили вплотную с восточной, северной и южной сторон к Покровскому храму, чтобы при открытых северных и южных церковных вратах ветераны могли слышать богослужение. Иконы в чудом уцелевшем иконостасе были обновлены художниками Академии художеств под руководством Ястребилова. Храм был освящен 8 апреля 1850 г.

Николаевскую военную богадельню закрыли в 1918 г., богослужения прекратились. Вскоре в соборе был устроен архив НКВД, в 1928 г. наиболее ценные иконы исчезли. Удалось спасти святыню храма - чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери. Позже в храме устроили овощной склад, иконостас уничтожили, из икон большого размера сделали стеллажи. Эти иконы из пророческого и праотеческого рядов, сильно разрушенные, в 1960-е гг. попали в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Оставшееся внутреннее церковное убранство было вывезено и исчезло бесследно. Корпуса богадельни отдали под жилые квартиры. В ходе реставрации собора, проводившейся в 1980-е гг., предполагалось переоборудовать его в концертный зал. Однако 25 мая 1997 г. в соборе после долгого перерыва был отслужен молебен, Храм восстанавливается. В нем сохранились старинные паникадила, возвращена часть икон из иконостаса. Чудотворный список Иерусалимской иконы Божией Матери, пребывающий в Покровском соборе, был написан во второй половине XVII века мастерами Оружейной палаты. Святыня пребывала в уже упраздненном соборе до 1932 г. Потом она сохранялась в храме Рождества Христова в Измайлове.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/

Фото: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове

Фото и описание

В XVII столетии на реке Серебрянке была построена царская усадьба Измайлово. Благодаря замыслу архитекторов и устроителей усадьба, центральная часть которой называлась Государевым двором, оказалась расположенной на острове, который был связан с сушей каменным мостом. В том же столетии был перестроен в камне уже имевшийся здесь Покровский собор и возведена церковь царевича Иоасафа.

Сегодня храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове обладает статусом архитектурного памятника. Первая деревянная церковь на этом месте стояла уже, возможно, в XV-XVI столетиях и была сожжена войском Девлет Гирея, крымского хана. Сгоревшая церковь была восстановлена в начале XVII столетия боярином Никитой Романовым.

Нынешнее здание церкви было построено во второй половине XVII века: строительство началось при царе Алексее Михайловиче, а освящение состоялось в 1679 году уже при его преемнике Федоре Алексеевиче. Этот храм был пятиглавым, украшенным снаружи цветными изразцами. У собора не было колокольни, поэтому колокола находились в Мостовой башне, стоящей на одном конце измайловского моста.

Богатое убранство храма и само здание сильно пострадали во время войны 1812 года. Французские солдаты разводили костры внутри здания, чем сильно повредили его интерьер. Восстановление Покровского собора началось в 1839 году, и вместе с ремонтом здания к нему начали пристраивать три корпуса, в которых разместилась императорская богадельня для ветеранов Отечественной войны. Ее открытие состоялось в середине XIX века. Решение об организации богоугодного заведения принял Николай I, а содержание приюта для ветеранов велось из средств, пожертвованных московскими купцами.

Почти сразу после революции церковь и богадельня были закрыты, религиозные ценности были утрачены, а некоторые иконы были использованы в качестве полок для склада фруктов. В здании храма также размещались архив НКВД, концертный зал.

В 90-е годы здание Покровского собора было передано Русской православной церкви, уцелевшие иконы были возвращены храму, началось его постепенное возрождение.

Мало кто знает, что в Измайлово их больше двух, почему-то многие знают только два храма: Покрова Пресвятой Богородицы на острове и Святителя Николая в Измайловском кремле, забывая о Храм Рождества Христова, который является самым старым в этих местах. Ну о двух новоделах я и вовсе молчу...
Хотя я человек не верующий, но всё же решил написав этот пост исправить в этом плане представление о районе.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы:



Покровский храм строился для царской усадьбы Измайлово при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче. Освящён в 1679 патриархом Иоакимом в присутствии царя Фёдора. Трёхнефное монументальное сооружение из кирпича с отдельными белокаменными деталями увенчано пятью главами, диаметр центральной главы 8,5 м. Снаружи храм украшен выдающимися разноцветными изразцами (мастер Степан Полубес, узор «павлинье око», а также разнообразный растительный орнамент). Внутри храм четырёхстолпный; оригинальный интерьер утрачен.

После 1812 года, когда храм сильно пострадал от нашествия французов, жёгших в нём костры, вокруг храма выросла богадельня для инвалидов Отечественной войны, впоследствии также других войн XIX веков; ныне Городок имени Баумана, архитектор Константин Тон. При пристройке к стенам собора богадельни были разобраны крыльца, примыкавшие к храму с северной и южной стороны. В 1840-е годы был отреставрирован иконостас.

В советское время церковь была закрыта вместе с богадельней (c 1918), в 1928 в ней был размещён архив НКВД, наиболее ценные иконы из сохранявшегося с XVII в. пятиярусного иконостаса исчезли. Затем в храме помещался фруктовый склад, конструкции иконостаса были уничтожены, причём большие иконы пошли на полки для фруктов (в 1960-е служившие полками иконы были отданы в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва). В 1970-1980 в соборе был склад НИИ «Информэлектро», затем интерьеры стали реконструировать под концертный зал.

Храм вновь действует с 1990-х годов, в него были возвращены немногие уцелевшие иконы. В 2001-2002 годах создан новый иконостас. Настоятель - протоиерей Владимир Бушуев.

Храм Рождества Христова является памятником архитектуры, он на три года старше Собора Покрова Пресвятой Богородицы на острове, но до него почти ни кто не доходит, хотя от острова до этого храма идти минут 10-15 по Измайловскому проезду.

Храм построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви в 1676 году. Имеет три яруса кокошников и пять глав. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.
В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма). В 1854—1927 годах икона находилась в Покровском соборе Измайлова, ныне хранится в южном приделе храма. Сам список выполнен, по одним данным, в Оружейной палате Кремля в 1649 году, по другим — в 1670-е годы для дворцовой церкви царевича Иоасафа. В церкви имеется ряд других почитаемых икон: Владимирская с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), иконы Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей.
Имущество церкви дважды подвергалось серьёзному разграблению: в войну 1812 года (когда в Измайлове стояли французы) и после революции.
В годы Советской власти церковь непрерывно оставалась действующей. В 1935-1937 годы в церкви служил протоиерей Павел Ансимов, расстрелянный в 1937 году и канонизированный в 2005 году как священномученик. В 1940-е в церкви служил будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в октябре 1945 года здесь он был рукоположен во иерея), в 1950 году арестованный за активную проповедническую деятельность; впоследствии архимандрит Иоанн присылал иконы в подарок «колыбели своего священнического служения». В те же годы практику чтеца в храме проходил будущий протоиерей Н. А. Голубцов. В день Иерусалимской иконы (12 (25) октября) в храме служили патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.

Храм Святителя Николая в Измайловском кремле. Храм является действующим, но в основном там проводят венчания.

Храм построен в 2000 году; построен из дерева в подражание русскому деревянному зодчеству в стиле церкви «под колоколы». Самый высокий деревянный храм Москвы: высота от основания до креста - 46 м. Храм имеет статус подворья московского Данилова монастыря.

Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери. Весьма оригинальный храм, он расположен в здании бывшего детского сада и это при огромных очередях в детские сады…
Храм существует с 2001г, хоть я из Измайлово, но узнал о нём только около года назад. Я тогда катался в тех краях на велосипеде, завернул во двор и вижу голубенькое здание с крестом на крыше, и первая мысль от увиденного «какая-нибудь секта», потом покопался в интернете, оказалось, что это православный храм.
Адрес: Москва, ул.9-я Парковая д 4а

Накануне Пасхи в 2001 году в Москве открылся новый православный храм. Его открытие могло бы пройти незаметно, т.к. внешне храм ничего необычного собою не представляет, более того, он открылся в помещении бывшего детского сада. Но событие явно вышло за рамки обыденности. Было ясно, что Сама Божия Матерь указала место для Своего Образа. Храм носит имя Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери.

Храм Святителя Николая на территории Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова (16-я Парковая улица).

Основан 19 декабря 2004 года (в день памяти святого — «Никола зимний»), освящён 22 мая 2005 года в день перенесения мощей в Бари («Никола вешний»). Инициатором создания храма стал президент РНМХЦ, кардиохирург и бывший министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко. В апреле 2009 года Шевченко был рукоположен в священники (иерей Георгий) и по воскресеньям служит в основанной им церкви.
Храм деревянный одноглавый, в традиционном стиле русского деревянного зодчества, с колокольней. Перед церковью находится памятный камень в честь освящения храма. Царские врата и надвратная сень для храма были выполнены в иконописной мастерской «Храмдекор». За богослужениями в храме читается «Молитва», составленная Н.И. Пироговым.
Храм открыт ежедневно. Литургия проводится каждое воскресенье, а также в ряд праздников и памятных дней.

С - видеть сон