Уничтожение Монте-Кассино, как стратегическая задача…. Монте кассино

Решение разбомбить аббатство созрело после двух тщетных попыток штурма - за две с половиной недели американцы заняли лишь две высоты, заплатив потерей 80% личного состава 34-ой дивизии. 2-ой корпус армии США был довольно ощутимо истощен и Кларк ожидаемо провёл рокировку, сдав позиции британскому союзнику - новозеландцам и индийцам.
Далее в американо-британской историографии следует довольно показательная история о генеральских рефлексиях и колебаниях по поводу необходимости и целесообразности превращения аббатства в груду щебня. Поиски резонов иногда принимали совершенно удивительный оборот - журналист "Нью-Йорк Таймс" Артур Зульцбергер, которому позволили сопровождать высших союзных офицеров в разведывательном облёте аббатства, "заметил" развешенную на бельевых верёвках форму вермахта во внутренних дворах, наблюдательные пункты и пулемётные точки немцев. Генерал Джеффри Киз, несколько раз выполнявший полёты над монастырём, не мог похвастаться такой остротой зрения и докладывал в штаб 5-ой армии, что все сообщения галлюцинирующих господ о присутствии немцев в стенах монастыря являются выдумкой - «они так долго присматривались, что наконец начали видеть желаемое». По большому счёту, разницы для союзников - есть ли немцы в монастыре, нет ли их там, не было в принципе - их резоны достаточно красноречиво выразил в своих мемуарах генерал-майор сэр Говард К. Кипербергер: "Будучи неповреждённым, оно <аббатство> являлось хорошим укрытием... Будучи разбомбленным, оно превратилось в зубчатую кучу строительных обломков, открытых для эффективного огня из пушек, миномётов и авиации, а также смертельной ловушкой в случае повторной бомбёжки. В целом, я думал, что если бы оно оставалось нетронутым, оно было бы более полезным для немцев». Тактическую недальновидность новозеландского генерала подтвердили дальнейшие события - все вышло с точностью до наоборот. Ему вторил и командир 4-ой индийской дивизии генерал-майор Френсис Такер, "всесторонне" проанализировавший ситуацию на основе данных из книги об аббатстве издания 1879-го года, найденной в книжной лавке Неаполя - генерал изучал её в перерывах между приступами тропической лихорадки, и, впечатлённый прочитанным, он горячечно ходатайствовал с госпитальной койки о бомбардировке монастыря, к тому же - непременно "блокбастерами" (4000 фунтов), так как обычный 1000-фунтовый боеприпас цитадель "не возмёт". Генерал же Кларк и его начальник штаба колебались - они были уверены в отсутствии немцев в монастыре, но приняли спасительное соломоново решение - "если прикажут сверху - будем бомбить...", оставив право принятия решения за командующим союзническими войсками в Италии генералом сэром Александером. И прямой приказ был получен.

Только ленивый из моих знакомых не знал о моей многолетней мечте побывать в Монте-Кассино. Кажется, что не было свободного уха, в которое бы я не прожужжал об этом. И вот пришло время, настал час.

Монастырь Монте-Кассино находится рядом (точнее, над) с городом Кассино (в Средние века и Новое время город назывался Сан-Джермано). Формально город и монастырь сейчас находятся в столичной области Лацио, но это непонятная мне причуда итальянского правительства: никогда в истории они не были частью Папского государства, но разделяли судьбу Южной Италии. Так что хоть и приходится ставить на рассказе метку "Лацио", исторически мы все еще на территории Неаполитанского королевства.

До Кассино часто ходят электрички как из Рима, так и из Неаполя, так что первую часть пути, до города, проделать несложно. В прошлые годы просто не хватало времени: как-никак а полдня на поездку нужно закладывать. И вот наконец все прочие планы по Кампании были реализованы, и настал час увидеть прославленное аббатство. Некоторое смущение вызывала вторая часть пути: от станции до монастыря. Но и сайт аббатства (сейчас не действует, а когда-то был, и весьма достойный), и заменяющий его любительский блог (http://montecassinoabbey.org) однозначно обещали, что от станции до монастыря и обратно ходит автобус. Не часто, три раза в день, но под него можно подстроиться. В общем, никаких приключений не ожидалось - только положительные эмоции.

А приключения начались сразу же: поезд опаздывал, сомнения в том, что я не успею на автобус, проникали в мозг, но в итоге мы наверстали упущенное и прибыли с 3-минутным опозданием. А до автобуса было аж 10 минут. Станция Кассино была конечной, из поезда вывалилось огромное число студентов (оказывается, здесь тоже есть университет; по пути в аббатство я проезжал этот храм науки), которые ринулись через площадь к автобусам (они кольцуются на противоположной стороне площади). Все уходившие автобусы были оранжевыми (мне обещали желтый), да и по степени набитости они явно не походили на направлявшиеся в аббатство. В общем, то ли я пропустил нужный автобус, то ли он соблаговолил не прибыть, но в итоге в 9-55 стало понятно, что автобуса моего нет.

А почему бы не вообразить себя паломником и не пойти пешком? - спросите вы. Смотрите сами: фотография сделана прямо от здания вокзала. Вверху по центру виднеется Монте-Кассино:

Пришлось уже во второй раз брать такси. Недешево обошлись мне знаменитые бенедиктинские монастыри в этот раз: такси от Авеллино до Меркольяно, два утра в Кава-де-Тиррени, а теперь еще одно такси. Кассино - это вам не дыра Меркольяно, туристы здесь бывают нередко, так что таксист сразу заявил, что счетчика не будет. Solo andata - venti euro, andata, aspetta e ritorno - quarranta euro (только туда - двадцать, туда и обратно - сорок). В гору я бы пешком добрался бы не раньше вечера, так что на andata я согласился, а ответ про ritorno отложил на потОм.

Оцените серпантинчик: http://goo.gl/maps/jYNzJ . Ехали мы долго, водитель поочередно прощупывал меня на предмет дополнительного заработка. Сначала он похвалил немцев, несколько месяцев сдерживавших здесь наступление союзников; потом неодобрительно отозвался об американцах, разрушивших аббатство; потом пустил слезу по погибшим полякам. Увы, я был русским, и оценивал эту историю бесстрастно, так что ничего оговоренных 20 евро водителю не досталось.

Ну а пока мы едем, вкратце об истории. Славная история Монте-Кассино начинается тогда, когда тускнеет история Субиако (). Святой Бенедикт, как вы помните, начал отшельническую жизнь в пещере Субиако, потом к нему стали приходить ученики, которых он распределили по 12 маленьким монастырям, а затем местное белое духовенство стало травить (в буквальном смысле, в очерках о Субиако есть этот рассказ - про воронов) святого, и он ушел в Монте-Кассино. Исход этот случился около 529 года, а на выбранной Бенедиктом горе еще стоял языческий храм. Согласно легенде, святой сумел ухватить местного беса за нос освящеными в святой воде щипцами, и этот негодник был вынужден своими собственными бесовскими лапами разрушить капище и построить монастырь. Как видим, последователи святого Бенедикта сами не поверили, что смогли своими силами выстроить обитель на такой головокружительной высоте.

Святой Бенедикт умер в Монте-Кассино 21 мая то ли 543, то ли 547 года, предварительно узнав о кончине его святой сестры Схоластики (он увидел голубку, летящую в небеса, и понял, что это ее душа отлетает в горняя). Монте-Кассино по понятным причинам считается духовным центром бенедиктинского ордена. И если духовная слава аббатства - превыше всякого разумения, то земная его судьба незавидна. Монастырь разрушался трижды: в 581 году - лангобардами, в 884 - сарацинами (они же в 846 году еще и собор святого Петра разграбили, все помнят?), в 1349 - землетрясением. В промежутках между разрушениями монастырь процветал, дал миру трех пап (одного из них папу Виктора III я вам уже представлял - ), огромное количество бесценных манускриптов и бесценнейшие же исторические хроники (я читал Амата из Монте-Кассино, но есть еще Павел Диакон, Лев Остийский).

Даже власти новой Италии не решились закрыть монастырь в 1866 году. Но что не сделали революционеры, совершили недрогнувшей рукой наши союзники 15 февраля 1944 года. Через Кассино проходила немецкая линия обороны - линия Густава, на которой союзники серьезно застряли. Разведка докладывала, что в монастыре засели немцы; было ли так на самом деле - до сих пор не ясно. Известно теперь, что немцы обязались не занимать монастырь, пока там есть хоть один монах. Также известно, что бесценные рукописи Монте-Кассино немцы заблаговременно эвакуировали в Рим. Тем не менее, 15 февраля 1944 года союзники разбомбили Монте-Кассино. Больше 200 мирных жителей, искавших убежище от ужасов войны в монастыре, погибли под обстрелом. Ни одного немецкого солдата при обстреле не погибло в аббатстве - их там просто не было. Американцы совершили бессмысленное военное преступление.

Кто хочет окунуться в историю битвы при Монте-Кассино, почитайте нашу родную русскую Вики. Очень добротная подробная статья.

Таким образом, все, что можно сейчас видеть в монастыре, - это плод аккуратной послевоенной реконструкции. Так что фанатам истории последующий рассказ можно пропустить, а вот все остальные - добро пожаловать далее. Постараюсь вас удивить.

Бенедикт Нурсийский

Род. в конце 5 в. (традиционный год – 480) в Нурсии в умбрских Апеннинах, умер в 543. Происходя из знатного рода (по преданию, Анициев), Бенедикт получил обычное по тому времени риторически-литературное образование, но скоро, «презрев научные занятия», «зная незнающий и мудро неучёный», бежал от мирских соблазнов в сабинские горы около Субиако, сначала в Эффиде (Аффиде), потом в еще большее уединение – в пещеру около Аньо, чтобы по образцу восточных и западных анахоретов аскезой и бичеванием смирить плоть и обрести путь к Богу. Его первыми шагами руководил монах соседнего монастыря Роман, давший ему монашескую одежду и доставлявший скудную пищу в почти неприступную пещеру. «Три года новый анахорет оставался неизвестным людям, за исключением Романа», но на четвертый его случайно открыли окрестные пастухи. Вскоре за этим слава о строгости и святости его жизни распространилась настолько, что монахи соседнего м-ря Виковаро по смерти своего аббата выбрали ему преемником Бенедикта и сумели сломить его сопротивление. Впрочем, скоро между новым аббатом и его монахами, не желавшими той суровости жизни, к которой стремился Бенедикт, возникли разногласия, приведшие к попыткам монахов отравить его и к уходу Бенедикта, отечески «с мирным лицом и спокойной душою» упрекнувшего оставляемых им братьев. Бенедикт вернулся в свою пещеру, но около него начинают собираться уже многочисленные ученики, из которых только немногих он оставил под своим личным руководством, остальных же поселил вокруг в маленьких общежитиях по 12 человек, каждое под руководством «отца». Благодаря интригам местного священника Бенедикт был принужден с немногими учениками покинуть Субиако.

Он основал новый монастырь в Кампании, на полпути между Римом и Неаполем, в Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона Бенедикт построил сначала две церковки, посвященные Иоанну Крестителю и св. Мартину, а вслед за ними высокими стенами отгороженный от мира монастырь. Война Византии с готами только способствовала расцвету новою аббатства, из которого скоро начали выделяться другие. Монастырь сделался убежищем, и многие, прибегавшие к его защите, не выходили назад из-за его стен, делаясь монахами. Еще ранее в Субиако знатные римляне отдавали в аббатство Бенедикта на воспитание своих детей; теперь слава святого возросла настолько, что даже готский король Тотила посетил Монте-Кассино. Рост монастыря делал необходимым и создание точного и ясного правила жизни, и к этому периоду, вероятно, и относится написание сыгравшего столь важную роль в истории западного монашества «Устава Бенедикта».

Не отрицая анахоретства как формы жизни, испытанной им же самим и прославленной восточными аскетами, Бенедикт наиболее удобной, доступной большинству и менее опасной для спасающегося считает ту форму жизни, которая возникла на Востоке в виде лавр и существовала задолго до него на Западе – монашеское общежитие. Целью монашеской жизни является «бегство от казней геенны в жизнь вечную». Монах трудами послушания стремится «вернуться к тому, кого покинул, благодаря непослушанию», терпением сделаться сопричастным Христу, следовать по его стопам, живя «как отцы наши и апостолы», чтобы сделаться участниками царствия Божия. «Отказываясь от личных желаний,– говорит Бенедикт,– прими могущественнейшее и прекрасное оружие послушания на службу истинному царю Господу Христу». И общежитие монахов – dominici schola servitii [школа служения Господу] – рисуется как воинский отряд, подчиненный «уставу-наставнику» и строгой дисциплине. Устав Бенедикта, и в этом его автор идет далее главных своих источников – уставов Василия Великого и Кассиана,– по возможности обособляет монастырь от мира, прикрепляя монаха к месту. За стенами монастыря монах всецело должен отдаться Богу, из любви к которому вытекают все его добрые дела. Полная нищета (даже пользование необходимыми для бенедиктинца письменными принадлежностями зависит от аббата), целомудрие, молчание, осуждающее на «вечное заключение болтовню, праздные или вызывающие смех слова», вместе со строгим соблюдением постов и долгими молитвами характеризуют совершенного монаха. Главными средствами к достижению этого идеала являются смирение, двенадцатиступенная лествица которого подробно описана в уставе, и послушание – отказ от своей воли – не только уставу, но и аббату. Аббат ничем и никем не ограничен в своих действиях: голос капитула имеет лишь совещательное значение; он – заместитель Христа в монастыре, снисходительный и вместе с тем строгий отец семьи, пастырь, ответственный за порученных ему овец только перед Богом.

Составляя свой устав, Бенедикт до известной степени только подводил итоги предшествующему развитию, выдвигая на первое место общежитие как наиболее пригодную для спасающегося форму служения Богу и в применении к этому общежитию обобщая и систематизируя идеалы и предписания, рассеянные у Исронима, Августина, Пахомия, уже подвергнутые обработке у Василия Великого и Кассиана. Бенедикт стремился дать общую форму – схему монашеской жизни, в которую легко могли бы быть вносимы особенности, диктуемые местными условиями. И он действительно сумел своим уставом охватить главные формы жизни уже существовавшего монашества Запада и систематичностью и гибкостью его обеспечить успех и быстрый рост бенедиктинской семьи, вытеснившей или вобравшей в себя большинство самостоятельно возникших ранее общежитий. Немалую роль в успехе бенедиктинцев сыграли и большое культурное значение имели их ученые занятия, параллельно (и значительнее) развившиеся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. Ежедневно 1-2 часа посвящаются чтению, и самый круг этого чтения находится в некоторой зависимости от аббата. С другой стороны, связь новой монастырской культуры со школьною культурой позднего Рима поддерживается воспитательской деятельностью бенедиктинцев, о чем говорит житие Бенедикта. Именно благодаря месту, отведенному науке бенедиктинским уставом, западное монашество могло воспринять римскую культуру и сделаться для дальнейших эпох одним из источников просвещения.

Л.П. Карсавин.

Бенедиктинцы

Монахи, принимающие устав св. Бенедикта Нурсийского. Кроме соблюдения этого устава, бенедиктинские монастыри на первых порах не имели другой связи, т.е. были лишены орденской организации – централизованного управления с общим орденским начальником, и оставались по отношению друг к другу вполне автономными. Правилу св. Бенедикта суждено было стать нормой западной монашеской жизни. Наряду с обетами прежних монашеских уставов (conversio morum [обращение нравов], т.е. целомудрием и отречением от собственности), св. Бенедикт потребовал еще от своих учеников соблюдения stabilitas loci [постоянства места] (пребывания в своем монастыре до конца жизни) и сильнее подчеркнул принцип oboedientiae [послушания], придав ему характер почти военной дисциплины. Монашеская жизнь определяется правилом в звучащих по-военному терминах: domini schola servitii [школа служения Господу], самый устав называется lex sub qua militare vis [закон, повинуясь коему ты намереваешься воинствовать]. В противоположность прежним уставам, отличавшимся некоторой расплывчатостью, устав св. Бенедикта детально регламентирует монашескую жизнь; строгость, с которой регламентируется эта жизнь, умерена, однако, разумной осмотрительностью (discretio): здесь приняты во внимание личные силы каждого и избегнут узкий ригоризм. К требованию молитвенного подвига Бенедикт присоединил правило о физическом (ручном) труде. Cruce et aratro [крестом и оралом] – вот под каким знаменем бенедиктинцы совершали свои духовные завоевания; с течением времени к их деятельности присоединились еще научные занятия, тоже до известной степени требовавшиеся уставом, так как последний предписывал изучение кодексов в свободное время и вручал каждому монаху грифель и доску. Бенедиктинский устав подвергался многим частным переменам и дополнениям: наиболее значительными и важными были перенесение утренней молитвы (matutinum) с 2 часов ночи на 4, введение института братьев мирян (первоначальный устав св. Бенедикта не знает разницы между низшими в ордене братьями мирянами и высшими – monachl literati [монахами книжными] или ordo clericorum [клиром]), наконец, разрешение ядения мяса.

Устав св. Бенедикта был дан им монте-кассинским монахам ок. 530. Спустя 50 лет Монте-Кассинский м-рь был разрушен лангобардами,– монахи искали спасения в Риме. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им м-ре св. Андрея, откуда были отправлены в Англию миссионерами Августин с 90 монахами,– благодаря этой миссии бенедиктинская идея монашеской жизни была переброшена из Италии в Англию. Отправлявшиеся сюда миссионеры имели продолжительную остановку во Франции – тоже не безрезультатную для судьбы бенедиктинского устава: к концу именно 6 в. нужно отнести введение бенедиктинского устава в части галльских монастырей. В 597 в Англии был основан первый бенедиктинский монастырь (в Кентербери); бенедиктинцы настолько развили здесь свою деятельность, что история их в этой стране вполне сливается с историей английской церкви. Из бенедиктинских монастырей в Англии вышли миссионеры в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии христианство и бенедиктинская монашеская дисциплина распространились в Дании, Скандинавии, из последней – в Исландии. В 9 в. бенедиктинский устав был единственной формой монашеской жизни для всей Западной Европы, за исключением Шотландии, Уэльса, Ирландии, где держались еще в течение некоторого времени кельтские уставы (св. Колумбана). К 9 в. относится процветание знаменитых бенедиктинских школ – в Корвейском и Новокорвейском м-рях, в Фульде, Рейхенау, Санкт-Галлене. бенедиктинцы пользовались особым вниманием и расположением Карла Великого, который из среды их часто выбирал себе сотрудников (напр., Алкуина). Но уже в конце 8 и начале 9 вв. обнаруживаются первые следы разложения в жизни бенедиктинцев, отчасти под влиянием растущего богатства монастырей, отчасти вследствие злоупотреблений светской власти, которая создавала т.н. коммендные аббатства, причем отдавала их в ленное пользование простым мирянам. Тем не менее в течение долгого времени бенедиктинское монашество черпало силы для своего возрождения из самого себя и неоднократно обновлялось, возвращаясь к первоначальной строгости своего устава.

На начало 9 в. падает реформаторская деятельность Бенедикта Аньянского,– успехи, достигнутые им, были, впрочем, кратковременны. В 910 было основано Гильомом Аквитанским Клюнийское аббатство, сыгравшее огромную роль в обновлении бенедиктинского монашества. Аббаты этого монастыря сумели объединить под своим руководством более 200 бенедиктинских монастырей,– аббату Гуго (ум. 1109) удалось провести правило, чтобы новиции всех подчиненных монастырей давали свои обеты в Клюни и проводили здесь первые три года монашеской жизни. Так создалась клюнийская конгрегация с элементами орденской централизации, до этого времени неизвестной у бенедиктинцев (почему о бенедиктинцах в их начальной истории как об ордене можно говорить лишь в нестрогом смысле слова). В этом подъеме религиозного духа, созданном клюнийским движением, находили для себя опору даже папы-реформаторы, боровшиеся со злоупотреблениями времени: светской инвеститурой, конкубинатом клира и симонией. По примеру клюнийской возникли и другие конгрегации (напр., кавская в Италии, обнимавшая около 300 монастырей, гиршауская – в Вюртемберге, обнимавшая около 100 монастырей, фульдская – наиболее влиятельная для всей Германии). Некоторые из таких конгрегаций, в силу своего значения и распространения, рассматривались как отдельные, по сравнению с общей массой бенедиктинского монашества, ордена (таковы ордена камальдулов, валломброзов, цистерцианцев, картезианцев; орден Граммонта и др.). Цветущее состояние ордена бенедиктинцев продолжается до конца 12 в. В 13 в. бенедиктинцев в значительной степени оттеснили возникшие тогда нищенствующие ордена.

Общий упадок церковной жизни, наблюдаемый в позднее средневековье, глубоко проникает и в бенедиктинский орден. Уже не сами бенедиктинцы, а церковная власть заботится об упорядочении монашеской жизни, средством к чему она избирает установление между монастырями большей сплоченности и связи. Латеранский собор 1215 постановил, чтобы в каждой церковной провинции каждые три года созывались орденские капитулы по образцу соборов, уже практиковавшихся в цистерцианском ордене; в президиум таких соборов на первое время было предписано приглашать по два цистерцианских аббата; собор получал полномочия выбирать монастырских ревизоров для данной провинции, или визитаторов. Определение собора подтверждалось папами Климентом V, затем Бенедиктом XII, поделившим буллой Summi Magistri 1336 (т.н. булла Benedictina) весь бенедиктинский орден на 36 провинций. Во время, предшествующее Реформации, когда раздавался клич о реформе церкви во главе и в членах, были сделаны попытки к обновлению и бенедиктинского монашества. Реформаторами явились приор Николай Сейрингер фон Мацен, ревизовавший монастыри в Нижней Австрии – в Мельке (Мелькская реформа), далее Иоанн Дедерот фон Минден и Иоанн фон Гаген, создатели Бурсфельдской унии (Бурсфельдский м-рь находился на правом берегу Везера в Ганновере), обнимавшей в период своего расцвета 136 мужских монастырей и 42 женских, затем папский легат Николай Кузанский. Но деморализация монашества была слишком глубока. Реформация нанесла существенный урон и бенедиктинскому ордену. В одной Англии до 1538 было уничтожено 62 бенедиктинских аббатства. Тридентский собор подтвердил буллу Benedictina, но старался ввести монашескую жизнь по возможности в должные границы. В силу определения этого собора о соединении в конгрегации изъятых из епископской юрисдикции монастырей, в бенедиктинском ордене возникло несколько новых конгрегации, между ними знаменитая конгрегация св. Мавра, выдвинувшая ряд крупных ученых (Мабильон, Монфокон, Сен-Март, Мартен, Д"Ашери, Дюран, Дюканж и мн. др.) и обессмертившая себя своими изданиями (особенно святоотеческих творений).

Эпохи просвещенного абсолютизма и французской революции были эпохами погрома для бенедиктинского ордена. Иосиф II упразднил около 700 монастырей, в том числе много бенедиктинских. В Германии монастыри пали жертвой секуляризации 1803 г. В эпоху французской революции вместе с другими монастырями погиб знаменитый Клюнийский (здания его были обращены в 19 в. в конюшни), также мавринский (последние 42 мавринца и генерал-супериор конгрегации сложили головы на эшафоте). Из 15 тыс. бенедиктинских монастырей, которые существовали во время Констанцского собора, едва ли пережило низвержение Наполеона более 30 монастырей. В 19 в. делались неоднократные попытки реставрации ордена. Свои утраты бенедиктинский орден старался компенсировать миссионерскими приобретениями в странах Нового Света, где возникли новые бенедиктинские конгрегации. Папа Лев XIII постарался создать внешнее единство ордена, созвав в 1893 бенедиктинских монахов всего мира в Рим, результатом чего явилось образование бенедиктинской конфедерации.

Н.В. Малицкий.

Примерно в 530 году Бенедикт Нурсийский основал здесь орден бенедиктинцев (лат. Ordo sancti Benedicti), старейший западноевропейский католический монашеский орден.

Как это часто бывало с ранними христианскими строениями, монастырь был построен на месте, где раньше находилось языческое строение. В данном случае на вершине холма находился храм Аполлона, окружённый стеной. Храм стоял над маленьким городком Кассино, население которого в основном составляли язычники, а сам город был незадолго до этого опустошён остготами.

Первое, что сделал будущий святой Бенедикт - разбил статую Аполлона и уничтожил языческий алтарь. Своё новое место жительства он посвятил Иоанну Крестителю.

Бенедикт оставался здесь до конца своих дней. В Монтекассино он написал свой «Устав Бенедикта», ставший законополагающим принципом западного монашества.

В 542 году его посетил здесь Тотила, король остготов. В 580 году монахи монастыря переехали в Рим в связи с нашествием лангобардов, восстановлен монастырь был лишь в начале VIII века. После расцвета Монтекассино в эпоху Каролингского возрождения, он вновь был разорён сарацинами в 883 году. Впоследствии монастырь неоднократно подвергался нашествиям, в X веке его захватывали норманны, а в 1230 году монахов изгнал император Фридрих II.

В VIII веке здесь был монахом и умер Павел Диакон (Paulus Diaconus), выходец из знатного лангобардского рода, историк лангобардов.

Новый расцвет аббатства начался в XIV веке. Монтекассино стал обладателем одной из крупнейших в Европе библиотек античной и раннехристианской литературы, при нём был создан скрипторий и школа. Некоторое время здесь работал Фома Аквинский и другие выдающиеся люди средневековья. Трое аббатов монастыря стали впоследствии римскими папами - Стефан IX, Виктор III и Лев X. Аббатство обладало большими земельными владениями, активно поддерживало папство в его притязаниях на господство в Европе. В частности, монастырю Монтекассино с X века принадлежала территория Понтекорво (Pontecorvo) в Южной Италии с центром в одноимённом городе. С XV века она передана Папской области.

В конце 1943 г. монастырь Монтекассино был превращен немцами в центральный пункт укрепленной линии, защищавшей подступы к Риму. С января по май 1944 здесь произошло крупнейшее сражение между союзническими войсками, немцами и итальянцами. Погибло более 20 тыс. союзных войск, монастырь был полностью разрушен ударами британской авиации. В боях под Монтекассино особо отличился (в составе британских вооружённых сил) 2-й польский корпус под командованием генерала Владислава Андерса.



// galik_123.livejournal.com


По предварительным данным, во время последних разрушительных землятресений в Италии частично или полностью разрушены около 5 тысяч исторических памятников. Эпицентр землятресения находился около города Норча, который был основан еще во II веке до нашей эры. В городе разрушены большинство домов и несколько древних церквей. В руинах - базилика Святого Бенедикта XIV века и женский монастырь при ней. Эти исторические здания были построены на том самом месте, где в пятом столетии родился Святой Бенедикт - монах, считающийся покровителем Европы, и куда постоянно направляются паломники со всей Европы.

Среди наших итальянских путешествий посещение двух аббатств, связанных с подвижничеством Святого Бенедикта, оставило самые памятные и глубокие впечатления. И что-то совершенно особенное и возвышенное - это аббатство Монтекассино, и снова мы вспоминаем это место, где дух парит над обыденностью.

// galik_123.livejournal.com


Фото из Википедии

Один из старейших и крупнейших монастырей в Европе расположен примерно в 100 километрах от Рима на скалистом холме. Отсюда и традиционное название монастыря (кассинская скала). Примерно в 530 году Бенедикт Нурсийский основал здесь орден бенедиктинцев, старейший католический монашеский орден.

// galik_123.livejournal.com


Как это часто бывало с ранними христианскими строениями, монастырь был построен на месте, где раньше находилось языческое строение. На вершине холма находился храм Аполлона, окружённый стеной. Храм стоял над маленьким городком Кассино. Первое, что сделал святой Бенедикт - разбил статую Аполлона и уничтожил языческий алтарь. Своё новое место жительства он посвятил Иоанну Крестителю.

// galik_123.livejournal.com


Монастырь, впоследствии ставший одним из влиятельнейших в Европе, ждала нелегкая судьба. Монте-Кассино не раз разрушался: сначала лангобардами, затем сарацинами и норманнами, что не помешало ему стать одним из крупных центров распространения культуры в западном мире.

// galik_123.livejournal.com


Монастырь - действующий, романтичные террасы и тропинки отгорожены от туристов решеткой. Экскурсионный маршрут начинается у главного входа.

// galik_123.livejournal.com


Окружающий горный ландшафт очень живописен, прекрасное место для монашеской обители. Внизу раскинулся городок Кассино.

// galik_123.livejournal.com


Бенедикт оставался здесь до конца своих дней. В Монтекассино он написал свой "Устав Святого Бенедикта", ставший законополагающим принципом западного монашества.

// galik_123.livejournal.com


Монастырь, разрушенный землетрясением в 1349 году, был вновь восстановлен в 1366 году, однако свой современный вид он принял только в XVII веке. Расположение зданий монастыря представлено в путеводителе.

// galik_123.livejournal.com


Аббатство обладало большими земельными владениями и активно поддерживало папство в его притязаниях на господство в Европе. Новый расцвет аббатства начался в XIV веке. Монтекассино стал обладателем одной из крупнейших в Европе библиотек античной и раннехристианской литературы, при нём был создан скрипторий и школа. Некоторое время здесь работал Фома Аквинский и другие выдающиеся люди средневековья. Три аббата монастыря стали впоследствии римскими папами - Стефан IX, Виктор III и Лев X (Медичи, сын Лоренцо Великолепного).

// galik_123.livejournal.com


Первый клуатр - двор, окруженный галереями, сразу настраивает на особый лад.

// galik_123.livejournal.com


По свидетельству Григория I Великого (Двоеслова), отец-основатель умер именно здесь, когда, поддерживаемый монахами, встал после причастия и поднял руки к небу.

// galik_123.livejournal.com


Этот памятный эпизод 547 года изображает бронзовая скульптура, подаренная в 1952 году канцлером Германии К. Аденауэром.

// galik_123.livejournal.com


Считается, что именно на месте первого клуатра находился храм Аполлона.

// galik_123.livejournal.com


Остатки молельни Бенедикта были обнаружены именно здесь в 1953 году.

// galik_123.livejournal.com


Спускаемся в келью, освещаемую светом, проникающим сверху через решётки в потолке.

// galik_123.livejournal.com


Здесь молился Бенедикт Нурсийский и здесь он написал устав.

// galik_123.livejournal.com


В период с 1930 по 1943 год к монастырю была проведена большая канатная дорога. Именно она стала одной из причин разрушения Кассино во время Второй мировой войны.

// galik_123.livejournal.com


8 сентября 1943 года Италия капитулировала, а новое правительство объявило 13 октября Германии войну. Войну на втором фронте европейского театра военных действий вели части немецкой 10-й армии. В конце 1943 года гора была превращена немцами в центральный пункт укрепленной линии, защищавшей подступы к Риму

// galik_123.livejournal.com


С января по май 1944 года здесь длилось крупнейшее сражение. Погибло более 20 тысяч немецких солдат и офицеров и около 50 тысяч бойцов союзных войск, монастырь был полностью разрушен. В боях под Монтекассино особо отличился 2-й польский корпус под командованием генерала Владислава Андерса. Хранившиеся в монастыре культурные ценности были заблаговременно эвакуированы, например, библиотека была вывезена в Ватикан.

// galik_123.livejournal.com


Из первого клуатра переходим во двор Браманте и сразу устремляемся к галерее, откуда открываются захватывающие виды.

// galik_123.livejournal.com


Ощущение как будто парим в небесах...

// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


Внизу, рядом с монастырем, видим польское кладбище, на котором захоронены около тысячи бойцов, погибших при штурме в мае 1944 года. "Мы, польские солдаты, отдали наши тела Италии, наши сердца Польше, и наши души Богу за свободу для нас и других людей". Битва при Монтекассино - единственное крупное сражение 2-го Польского корпуса, сражавшегося в составе британских вооружённых сил.

// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


После войны на деньги правительства монастырь был полностью реконструирован. При этом использовали старинные чертежи, пытаясь сделать строение максимально повторяющим прошлое.

// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


Двор, сооружённый в 1595 году, носит имя Браманте, знаменитого архитектора Ренессанса. В центре двора колодец - восьмигранная чаша между коринфскими колоннами, несущими балку антаблемента.

// galik_123.livejournal.com


У основания лестницы, ведущей во двор Благодетелей, установлено с одной стороны скульптурное изображения Бенедикта. Скульптура 1736 года большей частью уцелела после погрома 1944-го.

// galik_123.livejournal.com


С другой стороны стоит скульптура его сестры Схоластики - копия уничтоженной скульптуры.

// galik_123.livejournal.com


При взгляде с верхних ступеней лестницы виден впечатляющий пейзаж. Лёгкая лоджия "Paradise" поверх аркады двора была сооружена для его созерцания.

// galik_123.livejournal.com


Библиотека монастыря содержит более 100 тысяч книг, начиная с манускриптов VI века. Понятно, почему Монтекассино послужил прообразом монастыря-библиотеки из романа Умберто Эко "Имя розы".

// galik_123.livejournal.com


Галереи двора Благодетелей, построенного в 1513 году по проекту Антонио Сангалло младшего, в 1666 году были украшены скульптурами пап и королей, отметившихся щедрой благотворительностью в адрес обители. Среди них Карл Великий. Двор Благодетелей замыкается фасадом собора.

// galik_123.livejournal.com


Вход в собор осуществляется через три бронзовые двери.

// galik_123.livejournal.com


Средняя дверь включает несколько десятков панелей, имеющих большую историческую ценность.

// galik_123.livejournal.com


Надпись на нижней правой панели удостоверяет, что двери были сделаны в Константинополе в 1066 году и являются даром Мауро из Амальфи, сына Панталеоне.

// galik_123.livejournal.com


Арки двора Благодетелей.

// galik_123.livejournal.com


Интерьер собора, соответствующий стилю XVII-XVIII веков, богат и помпезен. Невольно забываешь, что после бомбардировки 1944 года базилика была почти стерта с лица земли. Напоминанием об этом служит отсутствие фресок на сводах потолка. Их так и не восстановили.

// galik_123.livejournal.com


Средокрестие над главным алтарем собора. Фрески на сводах купола изображают сцены жития св. Бенедикта: в медальонах - портреты основателей монашеских орденов, следующих бенедиктинскому Уставу; на треугольных парусах - фигуры с аллегориями обетов, принятых бенедиктинскими монахами (целомудрие, постоянство, бедность и послушание).

Астрология | Фэн-Шуй | Нумерология