Православный праздник пророка илии. День Ильи-пророка: история, приметы и традиции праздника

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был «сокрыт вихрем», до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником — днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

Святой может прогневаться на десантников в фонтанах

Илия-пророк издревле был одним из самых почитаемых святых у принявших христианство славян и стал в некотором роде правопреемником языческого бога Перуна. Согласно поверьям, Илия - повелитель грома, молний, дождя - а потому и спаситель от засухи. Которого тем не менее легко разгневать и обратить его милость во вред. Например, если в Ильин день - 2 августа - работать, и тем оказывать непочтение к празднику, Илия может разозлиться и наслать на твой дом гром и молнии.

крестный ход на Ильинке

Издревле праздник отмечали широко. Несмотря на христианское происхождение верований об Илие-пророке, в этот день почти не совершается богослужений, зато мирской праздник проходит весело. Одним из главных элементов всегда являлось богатое застолье , на которое созывали жителей окрестных деревень, а потом пели и водили хороводы. Традиционным было заклание животного, отсюда поговорка: "На пророка Илью баранью голову на стол" .

Считалось, что работать в Ильин день нельзя , иначе святой разгневается, что его праздник не замечают, и нашлет гром и молнии. Впрочем, такой же эффект, согласно поверью, имеет и чрезмерная радость святого по случаю своих именин. Отсюда и одна из примет: накануне Ильина дня нужно укрыть свой дом и посевы от возможной грозы и града.


Если святого чтить, то он может оказаться спасителем от засухи и наслать дождь в сухой год. Потому в периоды засушливой погоды о будущем богатом урожае молили именно Илию. Впрочем, он считался "ответственным" за плодородие в целом, потому молодые девушки обращались к Илие, прося помочь удачно выйти замуж .

Ильин день издревле ассоциировался с водой. Нередко десантники, известные своей традицией купаться в фонтанах на День ВДВ, оправдывают так свое темпераментное поведение: вот тебе и вода, вот тебе и праздник - отмечаем, как предки в течение столетий. Но на самом деле это неверно. На Ильин день на Руси купаться было запрещено . У запрета есть несколько версий, каждая дополняющая другую.


1. По легенде, когда пророк Илья на колеснице вознесся на небо, с копыта одной из лошадей упала подкова - в воду, и соприкоснувшись с поверхностью, выстудила все водоемы. Потому если на Ильин день пойти купаться, велик риск простудиться.

2. Согласно поверью, в ночь на Ильин день у водоемов собирается всякая нечисть, которая с превеликим удовольствием утопит нерадивого купальщика. Так что в более широкой трактовке распространяется запрет и на ловлю рыбы .

3. У южных славян к началу августа начинала "цвести" вода. И купание в ней было чревато развитием кишечных инфекций и кожных болезней. В стоячих же водоемах вода могла и вовсе протухнуть и стать смертельно опасной для животных и людей. В средних широтах - наоборот, с начала августа начиналось предосеннее похолодание. Считалось, что с Ильина дня вода в водоемах уже становится слишком холодной для купания (1-я версия).

Отсюда и происхождение многих поговорок , связанных с Днем Илии-пророка:

"Илья лето кончает, жито зажинает", "На Илью до обеда - лето, после обеда - осень", "До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается" .

Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в северо-восточной части Святой Земли за девять веков до Рождества Христова. Происходил он из колена Левина, из рода Аарона. Незадолго до этого еврейское царство распалось на две части: на Иудейское царство и Израильское. В состав первого вошли два колена: Иудино и Вениаминово, а столицей был Иерусалим. Оно занимало южную часть Святой Земли. В состав Израильского царства, северного, вошли десять колен; его столицей была Самария.

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия.

В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.

Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силой своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало.

К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11/24 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

Ильин день в 2018 году отмечается 2 августа. Это народно-христианский праздник. Он заменил языческое торжество, посвященное богу-громовержцу Перуну. Православная Церковь в этот день почитает память святого пророка Илии.

История жизни пророка Ильи

Илия – библейский пророк, который жил в IX веке до н.э. в Израильском царстве. С ранних лет он посвятил себя служению Единому Богу. Пророк Илия жил в пустыне, проводил время в молитве и посте. Он боролся против язычества и поклонения идолам. Пророк уличил царя Ахаву и его жену Иезавель в культе Ваалу и Астарте. Илия наслал на Израильское царство трехлетнюю засуху и голод, которые закончились лишь после того, когда жрецов языческих божеств казнили.

После смерти жрецов Иезавель решила отомстить Илии и подвергла его гонению. Пророк поселился на горе Хорив, где взял в ученики Елисея. Елисей стал свидетелем вознесения на небо живого Илии в огненной колеснице, запряженной лошадьми.

В России святой Илия считается покровителем военно-воздушных сил и воздушно-десантных войск (ВДВ).


Традиции и обряды в Ильин день

Среди русского народа Илия пользуется особым уважением и почетом, в славянской культуре его считают повелителем грома, небесного огня, дождя, урожая и плодородия. Так для сохранения урожая и большей плодовитости скота в России устраивали совместную трапезу с жертвоприношением. В качестве жертвы выступал баран или бык. Крестьяне сгоняли свой скот к церкви, а священник проводил молебен и окроплял его священной водой. После этого приносили в жертву животное, купленное на общие деньги, и устраивали пир, который длился обычно до утра.

Также в некоторых местностях перед Ильиным днем пекли обрядовое печенье, тогда прекращали все полевые работы, а в Ильин день запрещалась вся работа Многие верили, что это чревато гневом Ильи, и привело бы к наказанию за непочтение к празднику. Исключением были пасечники. На Руси верили, что уход за ульями был безопасен, и, если даже среди пчел затаился злой дух, то Илья пророк ни за что не поразит их.

Однако Илию Русский народ воспринимал не только как грозного пророка, но и как благодетеля. К примеру, у крестьян был обычай умываться праздничным дождем. Они верили, что это сохранит их здоровье и убережет от различных чар, сглазов и т.д. В этот день к Илье обращались в надежде, что он уничтожит всю нечисть в деревне. Также, чтобы избавиться от злых демонов, ведьм, бесов и прочей нечисти наши предки освящали дом святой водой. Этот обряд проводился во время грозы, так как люди верили, что Илья пророк поразит всех злых духов своими огненными стрелами.

В России очень популярен был обычай не пускать в этот день животных: кошек, собак. Крестьяне верили, что именно животные больше подвержены вселению злых духов, чем люди, и именно с ними демоны могут проникнуть в дом. Наши предки считали, что к этому празднику должны были закончить сенокос. Это отражается в таких пословицах как: «Илья Пророк – косьбе срок»; «Илья жниво зачинает, лето кончает». Во многих областях России этот праздник был, так сказать промежуточным днем между летом и осенью. Об этом свидетельствую такие пословицы как «На Илью до обеда лето, с обеда осень», «На Ильин день и камень прозябает», «С Ильина дня работнику две угоды – ночь длинна и вода холодна».

Приметы

С Ильина дня окунаться не следует – он в водичку написал.

С Ильина дня вся жидкость остужается.

До Ильи мужчина купается, а с Ильи – с речкой прощается.

Гром громыхает — в таком случае Илюша в собственной колеснице по небосводу двигается.

Илья жатву принимает, а сезон завершает.

Нельзя трудиться в Ильин период в земле, иначе лазурным пламенем пожжет.

До Ильи тучи идут согласно ветру, а с Ильи принимаются идти вопреки.

До Ильи священник ливня никак не умолит, а уже после Ильи женщина фартуком пригонит.

После Ильина дня в огороде сива лошади никак не найдешь — смотри вплоть до чего же непроницаемы ночи.

С Ильина дня ночка долга: рабочий высыпается, а жеребцы наедаются.

Кто угодил в Ильин период в дождь, тот постоянно в отличной форме будет.

Кто в Илью копны сочтет — этот все без исключения благо утратит.

Как праздновать?

В древние времена в этот день устраивались пышные застолья и шумные гулянья, а в современном мире люди накрывают богатый стол и созывают всю свою родню в гости. На столе должен был быть запеченный баран и свежее пиво, которое было основным напитком этого вечера. Женщины пекут печенье, которое считается обрядовым. Его нужно готовить из новой муки.

На Ильин день на столе должно быть много мясных блюд, свежеиспеченный хлеб, картофель в мундирах и разнообразные овощи.

В церкви 2 августа проводятся богослужения в память о святом пророке. Храмы, которые названы в честь Ильи, проводят торжественные шествия (крестные ходы) и литургии.


Денежный заговор на Ильин день

Можно улучшить финансовое благополучие напрямую - провести ритуал для привлечения денежных потоков. Чтобы провести данный обряд, вам потребуется горсть маковых зерен. Разбросайте мак по квартире и произнесите слова заговора:

«Пророк Илия, щедрость твоя велика. Прими этот мак - предлагаю его без задней мысли, от сердца. Каждый брошенный мачок порождает пятачок. Пятачки порождают десяточки да соточки. В доме моем прибыток, тебе, Илюша, благодарность».

Закончив, возьмите веник с совком, аккуратно соберите маковые зерна и поместите их в декоративный мешочек. Этот артефакт хранится в доме до 14 августа (день Святого Маковея). Затем зерна промываются, из них готовится выпечка. Получившееся блюдо нужно съесть без остатка - после этого в дом потекут деньги.

Заговоры и обряды на привлечение любви

Одинокие сердца можно соединить посредством любовного обряда, проведенного в Ильин день. Соберите дождевую воду, пролившуюся 2 августа, в заранее приготовленную миску. Если дождя не было, сгодится утренняя роса. Принесите сосуд, наполненный магической водой, в квартиру и спрячьте под кровать. Произнесите текст:

«Илюша сладкий дождик послал. С дождичком этим придет любимый человек, спасет меня от одиночества. Как летний дождь освежает, так мы будем друг дружку согревать. Аминь».

Святой Илья Пророк почитаем православными христианами и известен повсеместно. Существует множество примет и поверий в день его памяти, выполнение которых сулит безоблачную и радостную жизнь.

В народе святой Илия почитается прежде всего как повелитель грозы и молнии. Он отвечает за плодородие земли, а также является покровителям военных, относящихся к десантным войскам. Пророк был первым святым, почитаемым в древней Руси: в его честь уже в десятом веке строились храмы, а после всеобщего крещения почитание Ильи стало повсеместным. Этот святой является символом несокрушимой веры в Господа, благочестивой и праведной жизни.

Приметы и традиции праздника

День памяти Ильи Пророка собирает множество православных христиан в стенах храмов и церквей. Праздничное богослужение сопровождается молитвами, в которых каждый может попросить у святого защиты и покровительства, открыть душу Господу и встать на путь исправления и благочестия.

В день празднования запрещена любая работа. Считается, что труд не только не принесет плодов, но и негативно скажется на дальнейшей жизни в целом.

В древние времена наши предки 2 августа старались не гневить сурового Илью и всячески защищали свои жилища и посевы от грозы, града и других проявлений стихии.

В Ильин день самые смелые охотники выходили в лес и старались добыть волка. Если удавалось поймать зверя, то удачливого охотника весь год ждала удача и благополучие.

По примете , в этот день необходимо умыться родниковой водой, чтобы уберечь себя от всевозможных болезней и негатива недоброжелателей.

По природным явлениям в этот день наши предки определяли, какой погоды ждать в ближайшее время. Если гром гремел длительное время, значит, грядет ненастная погода. Резкие и звучные непродолжительные раскаты сулили ясную теплую погоду.

Опасались в этот день отсутствия дождя и ясного неба, которое сулило множество пожаров и стихийных бедствий.

В этот праздник каждый может помолиться не только в церкви, но и у домашнего иконостаса. Считается, что день памяти Ильи Пророка является ключевым поворотным моментом не только для погодных условий, но и в жизни человека. Священники призывают провести это время в доброжелательном настроении и без негативных мыслей. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Сонник толкователь онлайн