Древнеегипетский миф об осирисе и горе. Легенда об осирисе и исиде

Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н.э.

Из пяти божеств, рожденных Реей и Кроносом, - братьев и сестер - особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой.
Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.

Но тайная смута против благодетельного и доброго Осириса все же возникла; ее возглавил родной брат Осириса Тифон, завидовавший его авторитету и популярности. Однажды Тифон (Сетх) и 72 его единомышленника устроили вернувшемуся из очередного странствия Осирису торжественную встречу.
Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море.

Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор.
Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.

Так закончилась жизнь царя-бога Осириса на земле. Это произошло на двадцать восьмом году его царствования. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению. Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца.

Таково содержание мифа, по Плутарху. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Так, например, в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына "Хора-дитя" от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п.

Изложено по: Плутарх. 12-17 с восполнением подробностей из различных древнеегипетских текстов

Земное царствование Осириса и заговор Сета

После того, как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней и присоединил их к солнечному году, богиня неба обрела возможность рождать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.

В первый день она родила Осириса (египетск. Уси р(е)). Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мир явился величайший из богов! В то же мгновение голос свыше возвестил:

Люди и боги! В мир пришёл Властелин Всего!

Илл. 84. Сет в виде стилизованного животного (жирафа?). Алебастровая статуэтка; XXVI династия; ГМИИ .

На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она воздвигала надгробную стелу, чтобы Сет не смог найти настоящей гробницы и чтобы Осириса почитали во всех номах Египта и во всех городах. Единственной частью, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы - оксиринх (греч.; египетск. Хат; илл. 171 на с. 241), лепидот (илл. 172 на с. 242) и фарг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.

В египетских текстах такое отношение к этим рыбам не засвидетельствовано; напротив, оксиринх и лепидот считались священными (см. далее, с. 241), а в некоторых областях почитался и фарг. По одному из мифов, эти рыбы возникли из крови Осириса.


Илл. 94. Мумификация и оплакивание умершего, отождествляемого с Осирисом. На погребальном ложе - мумия, жрец - Анубис - накладывает пелены, плакальщицы изображены с иероглифами Исиды (справа) и Нефтиды. Прорисовка рельефа с западной стены скальной гробницы сановника Пеннута в Анибе; XX династия .

Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Поэтому египтяне справляют праздник в честь фаллоса (прилож. II-Г).

Затем богиня смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В создании этой первой на земле мумии Исиде помогали её сестра Нефтида и сын Нефтиды, знаток целебных трав и секретов бальзамирования Анубис (илл. 94).

Через 70 дней мумия была готова. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого брата (илл. 95, 96):



Илл. 95. Исида и Нефтида оплакивают Осириса.
Илл. 96. Исида и Нефтида в обликах птиц оплакивают Осириса
.

Вместе с двумя сестрами горевали духи города Пе. Услышав причитания Исиды и Нефтиды, они пришли к телу Осириса и стали танцевать [танец печали, избивая] <...> свои тела, [ударяя] <...> в ладоши [рвали] свои волосы*.

«Тексты Пирамид» сообщают другую версию этого мифа, согласно которой Исида и Нефтида, собрав тело Осириса (отождествляемого с умершим фараоном), оживили его с помощью Нут и Ра.

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить сына. Но, зная тайны магии и колдовства, она могла зачать ребёнка и от мумии супруга. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Согласно Плутарху (12), Хор (отождествляемый Плутархом с Харвером) был зачат ещё до рождения Исиды и Осириса, когда они пребывали в чреве Нут, однако в другом фрагменте (19) говорится, что «Осирис сочетался с Исидой после смерти, и она произвела на свет Гарпократа (грецизир.; египетск. Хор-па-херед)» - Хора-ребёнка.

См. примеч. 17 на с. 34. По Плутарху, во второй день рождается Хароерис (египетск. Харвер). В том же фрагменте (12) Плутарх называет Хароериса сыном Исиды и Осириса, отождествляя его, таким образом, с Хором - сыном Исиды.

«Иные же утверждают, что это срок его жизни, а не царствования» (Плутарх. 13).

Греческий траурный обычай. Сравн., однако, Геродот. II. 65 - прилож. II-Е.

Уадж-Ур - буквально: «Великая Зелень» - море, в данном случае Средиземное.

У Плутарха - вереск (редкая разновидность древовидного вереска).

Разные источники называют разное число дней, в течение которых Исида собирала останки Осириса. Вместе поиски и мумификация продолжались 70 дней (время, в течение которого не виден Сириус).

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике».


Мумия Осириса, приготовленная
к погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исида
и бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.

Миф об Осирисе

В Египте считали, что бог Тот - бог мудрости и времени. Тот пришел в Египет в сопровождении своей сестры Сешат, богини письма. Ее изображали воительницей в шкуре пантеры и с диадемой в виде семиконечной звезды. В Египте она записывала действия правителей, вела счет трофеям, жертвоприношениям и дани, составляла строительные планы и следила за их исполнением. Тот в Египте женился на богине справедливости Маат ("Страусиное перо"), дочери Ра.
У Тота и Маат родилось два мальчика - Осирис и Сет и две девочки - Исида и Нефтида.
Осирис начал заботится о дикарях, помогать им становиться культурными и развитыми людьми. Сначала он отучил их от каннибализма и показал, как выращивать еду, печь хлеб, готовить вино, добывать медь и золото и делать из них орудия труда, оружие и украшения, строить города, а также учредил культ богов.
Осирис стал первым царём Египта. Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам. Осирис все свое время посвящал заботе о своих подданных, спасению их от полудикого состояния и варварских обычаев. Он открыл им пользу ячменя и пшеницы, научил возделывать землю и установил обычай приносить первые плоды в жертву богам. Он научил людей улучшать (селекционировать) идущие в пищу растения. Осирис дал людям свод законов, упорядочивающих их жизнь, вразумил их почитать богов и поклоняться высшему богу Ра. С теми же добрыми намерениями он затем стал странствовать по всему миру, всюду побуждая людей следовать его порядку и установленным законам. Осирис и его сподвижники никогда никого не принуждали, но убеждали силой своих доводов, облачая их в формы, понятные людям, - в гимны и песни, легенды и мифы.
Исида обучила их врачеванию.
У Осириса был коварный и жестокий младший брат - Сет. Ему достался в наследство город Омбос. Сет культурно не образовывал подданых, а только воспитывал в них беспрекословную преданность и абсолютную жестокость к врагам. Еще он очень завидовал Осирису, т.к. тот был богаче.
Сет пошел к колдуну, жившему в пустыне, и заказал сделать саркофаг с захлопывающейся навсегда крышкой, подходивший по росту только Осирису.
Во дворце Осириса он осмотрел все трофеи и бросил с презрением: "Стоило из-за подобной рухляди тащиться за тридевять земель! Вот у меня диковинка так диковинка!" Сет приказал слугам внести ящик-саркофаг, украшенный орнаментом из золота и драгоценных камней. Сет усмехнулся: "Я не жадный и могу подарить его любому из вас. Но вас много, а он один. Потому я предлагаю разыграть подарок : тот, кому это "ложе" окажется впору, получит его. Первым будет Осирис, как самый старший".
Исида, имевшая дар предвидения, хотела остановить Осириса. Он он не послушал ее.
Осирис лег в саркофаг. Крышка захлопнулась. Исида бросилась выручать его, но крышка словно приклеилась к стенкам саркофага. Сет захохотал и приказал своим головорезам бросить ящик в Нил, а обитателей дворца прикончить.
Но Исида спаслась, а волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну. Исида узнав об этом, достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать своего мужа.
По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого , что его переполняют слёзы Исиды.
Исида с помощью заклинания открыла его и оживила Осириса. Некоторое время они жили в нищете, но были счастливы. У них родился сын - Гор. Один крестьянин услышал плач Гора и доложил Сету. Ночью, когда Исида уснула, Сет выехал поохотиться при лунном свете. И случилось так, что на пустынном берегу, он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассёк его на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.
Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В её странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывёт на лодке, сделанной из папируса.
В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса.
Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причём жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса.
Сет надеялся, что Исида теперь не сможет вернуть Осириса к жизни. Но Сет ошибся. Нефтида, жена Сета, покинула его и помогла Исиде отыскать все части Осириса, сложить их и оживить Осириса. Однако он не стал мстить брату, а удалился в подземный мир, где стал правителем. За отца достойно отомстил Гор.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Психические растройства