Как предать земле покойника. Похороны

Смерть… как часто люди слышат в своей жизни это слово. И у каждого сразу возникает неприятное ощущение.

Что такое для людей смерть? Церковь призывает возрадоваться, так как человек закончил земную жизнь и отправился на встречу с Богом. Но как должны радоваться люди, которые потеряли близкого и любимого человека? Боль накрывает с головой, и чувство безысходности и невозможности что-либо изменить разрывает сердце.

К смерти никогда нельзя подготовиться. Даже если человек умирает от болезни и все знают, что ему на этом свете немного осталось, кончина бывает неожиданной и болезненной, так как обрывается не только жизнь, но и связь с близким человеком.

Всегда остается ощущение, что еще о многом надо поговорить, сказать о своей любви, что-то обсудить, спросить совет, узнать мнение. Вот почему процесс прощания с покойным становится таким мучительно тяжелым.

Не всегда люди умирают дома, это может случиться в больнице или доме престарелых, вдали от семьи. В таких случаях родные могут получить уже готовое к погребению тело. Вот тогда встает вопрос о правилах прощания с усопшим в соответствии с христианскими канонами. Не все православные могут знать нюансы, и удивительно то, что люди одной веры могут расходиться во взглядах.

Ни одна душа не смогла вернуться назад и рассказать, что происходит в потустороннем мире. Люди, не имея информации, чувствуют неуверенность и страх перед неизвестностью. Именно поэтому стараются делать все, что скажут другие, «более сведущие», дабы не навредить ни усопшему, ни себе.

Вот так и рождаются мифы и домыслы, которые обрастают предрассудками. Корни таких представлений порой уходят в языческие обычаи.

Существует традиция ставить у гроба стакан водки и ломтик хлеба. Через сорок дней водку выливают за домом под дерево, а хлеб крошат птицам.

Церковь отрицательно относится к этому действу. В православии считается, что выпитое спиртное на поминках не нужно покойному. Также при очередном посещении кладбища не стоит наливать водку на могилу, это неуважение к усопшему.

Практически на каждых похоронах можно увидеть завешенные зеркала. Объясняют это тем, что душа, находящаяся в доме, может заглянуть в зеркало и испугаться. Другие заявляют, что зеркало – это «портал» в потусторонний мир, и душа может уйти раньше времени.

В православной конфессии не считают необходимым закрывать зеркала. Душа не может испугаться своего отражения и уйти раньше положенного срока только потому, что зеркало не закрыли. Но несведущие в этих вопросах люди стараются исполнять все советы бабушек, которые посещают различные похороны и, как им кажется, знают больше всех.

Однако занавешивать зеркала не возбраняется, если людям просто не хочется видеть в столь скорбный час себя или отражение гроба.

Существует традиция оплакивать покойного. Раньше даже приглашались плакальщицы, которые на протяжении трех дней должны были рыдать у гроба, олицетворяя страдания всех присутствующих. Сегодня это уже не принято.

Церковь категорически против сильных воплей и громких рыданий. Считается, что не следует плакать по усопшим, так как человек идет в Вечность. На протяжении трех дней надо читать молитвы, дабы облегчить покойному этот путь.

Сложно представить родных, которые не прольют слез, но при этом показные страдания недопустимы как с религиозной, так и с этической стороны. Все люди разные, горе и утрату переживают по-своему. Ни в коем случае нельзя осуждать человека за то, что он недостаточно сильно плакал.

Категорически запрещается класть в гроб какую-либо одежду, украшения, еду, деньги. Бывают случаи, когда в гробу оставляют даже духи, объясняя, что на том свете усопшему это понадобится. Эти языческие традиции церковью категорически отвергаются. Даже икону в гробу оставлять нельзя.

Очень странно видеть, как взрослые православные люди крошат пасхальные куличи на могилку и выкладывают пасхальные яйца, освященные в церкви. Вся еда, освященная в храме, приносится домой и съедается близкими людьми или раздается бедным. Оставлять ее на кладбище с целью накормить покойного бессмысленно: душа рассталась с телом и физическими потребностями, теперь она нуждается только в молитвах.

Но многие по привычке продолжают совершать такие ошибки, несмотря на бесконечные церковные проповеди. Самое важное, что каждый может сделать, это молиться об упокоении усопшего, о его душе, ходить в храм, ставить свечу, заказывать службу. Поминать и помнить!

Читайте также:

Для тех, кто хоронит близких, соблюсти все обряды — значит выразить свою любовь и память. Поэтому люди стараются сделать «все правильно», на что тратят много времени и сил. Что же действительно важно в поминальном православном ритуале, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Объясняет настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда священник Алексий ПЛУЖНИКОВ.

Форма (обряд) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом, (начинает завешивать зеркала и люстры) ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдет язычество, ибо христианство — это как раз отсутствие этой успокоенности, которая подчас близка равнодушию. Никогда нельзя думать, что мы сделали для усопшего все, что возможно.

Мы должны (если можно здесь употребить такое слово) нашему усопшему только одно — любовь, а форма без любви — фарисейство. Наша забота об усопшем имеет идеалом жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда — сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах? Это нежелание думать и искать смысл в своих действиях. Гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

Часто спрашивают: как правильно убрать покойника?

Если ответить формально, то в руки усопшего вкладывают крест, а рядом кладут икону, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или эту иконку, или венчик на лбу. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Ее можно хранить у себя дома в память о покойном. Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса — «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику не важно, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только — Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намека на «правильность» обряда погребения и его важность.

Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «А тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

Часто родственники задают вопрос: имеет ли значение, очное отпевание или заочное? Имеет значение для усопшего, если он был верующий христианин. Не имеет — если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Имеет значение для родственников, если они пришли молиться ко гробу. Не имеет — если для них это лишь экономия времени для того, чтобы успеть на поминки в кафе.

Суть очного отпевания — совместная усердная молитва священника и близких. Заочно отпевать надо при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но, конечно, бывает, что заочное отпевание — это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится — и то хорошо.

Иногда можно услышать жалобы на священников, которые сокращают время отпевания. Это непростой вопрос. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий — около двух часов. Но, например, настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме — два с половиной. Это нарушение или та мера, которая для всех разная? Ведь часто отпевать привозят человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день пять, семь, десять (в кладбищенском храме) отпеваний — как тут по два часа служить? Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса–сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за десять минут — это профанация, священнику нельзя так поступать.

За новопреставленного заказывается сорокоуст (особый вид поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. — Ред. ). Иногда еще заказывают Псалтырь. В монастырях издревле был обычай читать псалмы за усопших. Поэтому их близкие просили монахов усердно молиться, так как у самих мирян часто не хватает на это времени. Плохо, когда эта прекрасная традиция превращается в формализм: «сделать все как правильно», заказать все религиозные «услуги» по каталогу и самим чувствовать себя освобожденными от забот. Но ведь в молитве за близких, о потере которых мы скорбим, и наша душа получает утешение и надежду. Отказываясь от такой молитвы, мы сами себя лишаем этих светлых чувств.

Как правило, поминать наших близких у нас принято обильным угощением, мы устраиваем поминки. Но, бывает, начинают чинно, а после обильных распитий уже не усопший — предмет беседы, а бытовые дела. Ведь корни наших поминок — в языческих тризнах. Сейчас абсолютно нецерковные люди задают вопросы: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?.. А когда спросишь, почему же они не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего, пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?

Лучший способ поминовения для христиан — это молитва и милостыня. Настоящие поминки — это накормить голодных, одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся. Вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Даже завзятые материалисты хотят знать, что случается после смерти с близким родственником, как душа умершего прощается с родными и должны ли живые помогать ей. Во всех религиях есть поверья, привязанные к погребению, похороны могут проводиться по разным традициям, но суть остается общей - уважение, почитание и забота о потустороннем пути человека. Многие задаются вопросом, видят ли нас умершие родственники. В науке нет ответа, но народные поверья, традиции изобилуют советами.

Где находится душа после смерти

Веками человечество пыталось понять, что происходит после кончины, можно ли связаться с загробным миром. Различные традиции дают разные ответы на вопрос, видит ли душа умершего человека своих близких. Некоторые религии рассказывают о рае, чистилище и аде, однако средневековые воззрения, по мнению современных экстрасенсов и религиоведов, не соответствуют действительности. Не существует огня, котлов и чертей - только мытарство, если близкие отказываются вспоминать умершего добрым словом, а если близкие помнят усопших - они пребывают в мире.

Сколько дней после смерти душа находится дома

Родственники умерших близких задаются вопросом: может ли душа умершего приходить домой, где она находится после похорон. Считается, что в течение первых семи-девяти дней преставившийся приходит прощаться с домом, с семьей, земным бытием. Души покойных родных приходят в то место, которое считают по-настоящему своим - даже если произошел несчастный случай, гибель была далеко от родного дома.

Что происходит через 9 дней

Если брать христианскую традицию, то души пребывают в этом мире до девятого дня. Молитвы помогают покидать землю легко, безболезненно, не заблудиться по дороге. Ощущение присутствия души особенно чувствуется в эти девять суток, после чего поминают умершего, благословляя его на окончательный сорокадневный путь на Небеса. Горе подталкивает близких выяснять, как пообщаться с умершим родственником, но в этот период лучше не мешать, чтобы дух не испытывал растерянности.

Через 40 дней

Спустя этот период дух окончательно покидает тело, чтобы больше не возвращаться - плоть остается кладбищу, а духовная составляющая очищается. Считается, что на 40 день душа прощается с близкими, но не забывает о них - небесное пребывание не мешает умершим следить за тем, что происходит в жизни родственников, друзей на земле. Сороковым днем отмечены вторые поминки, которые уже могут происходить с посещением могилы преставившегося. Нельзя чрезмерно часто приходить на кладбище - это тревожит похороненного.

Что видит душа после смерти

Околосмертный опыт многих людей дает исчерпывающее, подробное описание того, что ждет каждого из нас в конце пути. Хотя ученые подвергают свидетельства переживших клиническую смерть сомнению, делая выводы о гипоксии мозга, галлюцинациях, выбросе гормонов - впечатления слишком похожие у совершенно разных людей, непохожих ни по вероисповеданию, ни по культурному фону (поверьям, обычаям, традициям). Находятся частые упоминания о следующих явлениях:

  1. Яркий свет, тоннель.
  2. Ощущение тепла, комфорта, безопасности.
  3. Нежелание вернуться.
  4. Встречи с родственниками, находящимися далеко - например, из больницы «заглядывали» в дом, квартиру.
  5. Собственное тело, манипуляции врачей видятся со стороны.

Когда задаются вопросом, как душа умершего прощается с родными, нужно иметь в виду степень близости. Если любовь между преставившимся и оставшимися в мире смертными была велика, то и после окончания жизненного пути связь сохранится, покойный может стать ангелом-хранителем для живых. Неприязнь смягчается после окончания мирского пути, но только если молиться, просить прощения у того, кто ушел навсегда.

Как покойники с нами прощаются

После кончины близкие не перестают любить нас. В течение первых дней они присутствуют совсем рядом, могут появляться во сне, разговаривать, давать советы - особенно часто приходят родители к своим детям. Всегда утвердителен ответ на вопрос, слышат ли нас умершие родственники - особая связь может сохраняться на долгие годы. Покойные прощаются с землей, но не говорят «прощай» близким, ведь из иного мира они продолжают наблюдать за ними. Живым следует не забывать о родственниках, поминать их каждый год, молиться за то, чтобы на том свете им было комфортно.

Как поговорить с умершим

Тревожить покойного без причины не следует. Их бытие разительно отличается от всех земных представлений о вечности. Каждая попытка связаться - это тревога и беспокойство для преставившегося. Как правило, покойные сами знают, когда их близким нужна помощь, могут явиться во сне или послать какую-либо подсказку. Если хотите поговорить с родственником, помолитесь за него и мысленно обратитесь с вопросом. Понимание того, как душа умершего человека прощается с родными, приносит облегчение оставшимся на земле.

Обычаи, обряды, традиции, приметы


Верить или не верить в приметы, соблюдать или не соблюдать обряды и традиции каждый решает для себя сам, но не доводите соблюдение до абсурда.

Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие застает нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказывается, не все так просто. Порой люди используют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно проводить человека в последний путь.

В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или не рыдать.

В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто‑нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».

Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

Не часто, но все‑таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы с нечистыми. Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой - с мыльной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

Желательно, чтобы омовение происходило в светлое время суток - от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

После омовения умершего одевают в новую светлую чистую одежду. Обязательно надевают крест на умершего, если у него его не было.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Родным и близким нельзя делать гроб.

Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их.

Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.

На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.

Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машинально не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока в доме покойник, не следует мести пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).

Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.

Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели - отгоняет нечистую силу.

Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разрешайте этого, не причиняйте себе вред.

Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь.

В течение трех дней над умершим читают Псалтырь.

Псалтырь читают непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.

В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

Бывает, что вместо подсвечника используют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кормить птицу или скот.

Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ.

Следите, чтобы под покойника не положили чьи‑нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где‑нибудь подальше сжечь.

Иногда по незнанию некоторые сердобольные мамы кладут фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вовремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.

Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто‑нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начинает болеть.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто‑то и начинает завязывать узлы на тряпках, объясняя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.

Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей.

При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб - бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое - чтобы получился правильной формы крест).

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.

Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, подержитесь за его ноги.

Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делают для наведения порчи.

Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому‑либо.

При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.

После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.

Хоронить покойника с музыкой - не по‑христиански, хоронить следует со священником.

Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязательно сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.

Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что‑нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети или взрослые по неосторожности не выпили из этого стакана или не съели чего‑нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто‑то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Существует и такой вид порчи: в гробу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в ведро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем используют для наведения порчи.

Вот еще один вид порчи, в которой присутствуют несовместимые вещи - смерть и цветы.

Один человек дарит другому букет цветов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле.

Если у кого‑нибудь из вас умер близкий или родной человек и вы по нему часто плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.

Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.

Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что‑нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто‑то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие телами, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Святого.

Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвование на церковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Если вам на пути встретилась похоронная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.

Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы - этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

Если берут землю для «печатания» покойника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из‑под ног.

Когда кто‑нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из‑под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.

Умершего человека не оставляйте одного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.

На том месте, где в доме лежал покойник, необходимо положить топор, чтобы больше в этом доме долго не умирали.

До 40дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

Ни в коем случае не надевайте на покойника свой нательный крестик.

Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.

Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40дней.

Нельзя, чтобы слезы капали на покойника. Это тяжелый груз для усопшего.

После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.

Когда из дома выносят покойника, смотрите за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.

После выноса покойника из дома старый веник следует тоже унести из дома.

Перед последним прощанием с покойником на кладбище, когда поднимают крышку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.

Гроб с покойником, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо к выходу.

Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии.

Ни в коем случае не слушайте тех людей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в которой обмывали покойника.

Если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

Когда поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (впереди) субботу или воскресенье.

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читают молитвы за усопших, не совершают по ним панихиды.

Поминать усопших Православная церковь разрешает со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи).

Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов - постной, в мясоед - скоромной.

Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Предлагаем пошаговую схему действий

До похорон

Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти . Это делает врач.

Если человек умер днем дома , нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.

Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).

Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.

Для этого нужно взять:

бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,

и обратиться в поликлинику в регистратуру.

При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».

Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».

При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.

Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.

Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.

Если человек умер ночью , тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.

Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.

Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.

После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.

Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.

О том, что полагается жителю Москвы бесплатно, смотрите .

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» . Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды — некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом;
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин:
нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Похороны

Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.

Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).

Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».

Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.

Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.

В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.

На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.

По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Кремация

Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.

Поминки

После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.

Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).

В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.

Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.

На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.

Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух¬нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

Поминовение на Радоницу

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

Психические растройства