Церковь иконы божией матери неопалимая купина.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Как получить проект

Механизм использования проекта для строительства храмового комплекса в Вашей епархии:

1. Необходимо направить на имя председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия обращение с просьбой предоставить выбранный Вами проект . ФХУ предоставляет право на использование проекта епархии или конкретному приходу.

2. Поскольку правообладателем проектов является Русская Православная Церковь в лице ФХУ, то выбранный Вами проект предоставляется на основании подписанного с ФХУ Договора. В связи с этим для заключения договора Вам необходимо предоставить ФХУ реквизиты юридического лица, с которым будут заключены договорные отношения.

3. Привязка храма и приходского дома осуществляется по конкретному адресу силами проектной организации, привлеченной епархией или приходом.

4. Экспертиза проектной документации, привязанной по конкретному адресу, осуществляется в региональной экспертной организации.

Передана в экспертизу проектная документация по храмовому комплексу с храмом иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» на Мичуринском проспекте в Москве

Об этом сообщил помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Адрес, где планируется построить храмовый комплекс: Мичуринский проспект, напротив вл. 15.

Напомним, на приходе возведен небольшой деревянный храм. Весной 2015 года — в юбилейный год 1000-летия со дня преставления Крестителя Руси — храм был освящен во имя равноапостольного князя Владимира. В храме совершаются регулярные богослужения.

За это время прихожане собрали средства на разработку проекта основного храмового комплекса с храмом иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Главный архитектор проекта: Александр Иванович Зусик, генеральный директор компании «Архитектон», кандидат архитектуры, лауреат премии ЮНЕСКО.

В июле 2016 года Председатель Финансово-хозяйственного управления митрополит Рязанский и Михайловский Марк согласовал эскизный проект храмового комплекса. Затем проектировщики во главе с главным архитектором приступили к разработке проектной документации стадии «П». Сегодня проектная документация готова и сдана в экспертизу.

Несколько слов о проекте

Храм и приходской дом решены в одном объеме. «Если говорить о стилистике, то мы преимущественно опирались на псковскую традицию, — говорит архитектор Александр Иванович Зусик. — Хотя, конечно, встречаются и элементы авторского видения. То есть мы не впрямую следуем традиции. Наш храм напоминает исторические классические русские церкви, однако много деталей авторских, таким образом, это новый проект с индивидуальным лицом».

Внешняя отделка

В качестве отделки фасадов храма и приходского дома запланирована декоративная кладка из полнотелого красного кирпича с обмазкой известковым раствором. Согласно проекту цоколь облицован гранитной плитой. Покрытие кровли – алюминиевый лист с полимерным покрытием, купола покрыты нитридом титана.

Заполнение оконных проемов — стеклопакеты с алюминиевым эмалированным профилем. Входные двери — металлические, фанерованные ценными породами дерева. Внутренние двери — из массива дерева и металлические.

«Все применяемые материалы должны иметь сертификаты соответствия требованиям противопожарной защиты и санитарным нормам», — подчеркивает архитектор.

Берег пруда

«Храм «Неопалимой купины» будет размещаться на берегу Очаковского пруда, просматриваться со всех сторон, в частности, и со стороны Мичуринского проспекта. Очень выигрышное место, — отмечает архитектор. — На храм открывается вид с противоположного берега пруда. Это редкая возможность увидеть храм, отраженным в воде. Такой классический сюжет. Еще одна удача: колокольня обращена к пруду, что позволит усилить акустический эффект. Ведь звук колокольного звона будет отражаться от водной глади. У нас в городе не так уж много озер и рек, где мы могли бы использовать этот прием».

Церковь рубежа 17 и 18 веков, стоявшая когда-то неподалеку от Смоленского бульвара и Плющихи, между Новоконюшенным и Неопалимовскими переулками, была варварски уничтожена, как и многие другие церковные постройки Москвы. Хотелось бы напомнить о том, что мы потеряли.

Конюшенные слободы в старой Москве были не просто местом компактного проживания людей, занятых одним делом - это был особый мир. Когда в начале царствования Ивана IV Грозного слободу государевых конюхов перевели с Кулишек, где она издавна располагалась, в район нынешнего Староконюшенного переулка, новоселы прежде всего возвели здесь небольшую деревянную церковь, освященную в память Святого Иоанна Предтечи. По традиции, Иоанн Предтеча был особо почитаем конюхами, и церкви его имени строились обычно в конюшенных слободах. В середине Х VII века, когда в Москве началось повсеместное обновление церковных зданий, прихожане Конюшенной слободы тоже выстроили каменную церковь. Освятили ее в 1653 году.


Церковь Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке (также не сохранилась)

Но после очередного московского пожара деревянные строения Конюшенной слободы выгорели, и лишь каменная Иоаннопредтеченская церковь уцелела. Правители решили не восстанавливать слободу конюхов на старом месте - Москве в границах Земляного вала становилось тесно. Слободу перевели на новое место за Земляной вал и разместили между нынешним Смоленским бульваром и Плющихой. Не все обитатели слободы были рады новоселью, но пришлось подчиниться. В Новой Конюшенной слободе конюхи построили в 1680 году еще одну церковь. На этот раз, изменив традициям конюшенных слобод, церковь освятили не в память Иоанна. Она получила название Неопалимой Купины. По московской легенде, церковь была построена и названа горожанами "по обету", для защиты Новой Конюшенной слободы от пожаров. Икона Божьей Матери "Неопалимая купина" считалась на Руси защитницей от огня. И действительно, пожары стали обходить приход этой церкви. Сюда перенесли и "испрошенную" у царя знаменитую икону, находившуюся до того во дворце. Особым усердием в деле постройки храма отличился приближенный царя Федора Алексеевича Димитрий Колошин. Находясь под ложным обвинением, Колошин возносил молитвы перед образом Неопалимой Купины, моля Богородицу о заступничестве. Когда обвинение было снято, царедворец уверился в чудотворности образа.


Один из списков чудотворного образа Богоматери Неопалимая Купина

По историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров. Когда в Москве случался очередной пожар (а это было частым бедствием в городе), храмовый образ Неопалимой Купины обносили с крестным ходом вокруг домов прихожан, и они оставались невредимыми.
Шатровая колокольня, очень изящная, характерна для церковных построек конца 17 века, а однокупольная церковь, которую переводили в камень в первые годы 18 столетия, уже несет на себе отпечаток раннего барокко. К 1707 году строительство нового здания церкви в камне успели полностью завершить. Вели его на пожертвования прихожан и к счастью все построили до 1714 года, когда царь Петр ввел запрет на строительство каменных зданий в Москве (в пользу развития Санкт-Петербурга). С тех пор церковь ни разу не перестраивали, только добавили к ней приделы Св. Евангелиста Марка и Св. Дмитрия Ростовского.


Вид на церковь со стороны 2-го Неопалимоского переулка

Историк Москвы И. Забелин отмечал "самобытную красоту русского церковного зодчества", которой отличался храм Неопалимой Купины.
До 1771 года ежегодно проводился крестный ход из Успенского собора Кремля в Неопалимовскую церковь, в котором участвовало множество москвичей. Проводили его в память о том, что чтимый образ Неопалимой Купины изначально находился в Кремле.
Еще одной почитаемой святыней, привлекавшей к храму верующих, была древняя икона Богоматери "Нечаянная Радость".


Когда в 1812 году французы заняли Москвы, к протоиерею Новодевичьего монастыря неожиданно пришел наполеоновский солдат и отдал ему серебряную ризу, похищенную с иконы Неопалимой Купины из храма в Новоконюшенной слободе. Француз рассказал священнику, что с тех пор, как он украл эту ризу, его стала мучить страшная тоска. Протоиерей после изгнания французской армии возвратил ризу в Неопалимовскую церковь.
Этот храм неоднократно вспоминали все обитатели переулков между Смоленским бульваром и Плющихой. Начиная от знаменитой мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской_Корсаковой, внучки историка Татищева, воспоминания которой записал и издал ее собственный внук Д.Д. Благово (Елизавета Петровна какое-то время жила в родовом особняке в приходе Неопалимой Купины и могла многое вспомнить), и до Марины Цветаевой, дед которой А.Д. Мейн жил в 1-м Неопалимоском переулке близ этой церкви (и особый уют и атмосфера этих мест заставила Марину. выйдя замуж. искать особнячок, подобный дедовскому, где-нибудь неподалеку)...


Угол 1-го и 2-го Неопалимовских переулков, вид на церковь.

В конце Х I Х века, в 1892 году при церкви начал действовать Елизаветинский комитет, основанный великой княгиней Елизаветой Федоровной, супругой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. В задачи комитета входила благотворительная помощь, в частности, неимущим родителям выдавались денежные пособия на воспитание детей.
В 1899 году храм был обновлен. На пожертвования прихожан вызолотили иконостас, отреставрировали придел Св. Евангелиста Марка, пригласили живописцев для росписи стен. Путеводитель "По Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, упоминает эту церковь как главную архитектурную достопримечательность в районе Смоленского бульвара.

В 1929 году Моссовет поставил вопрос о сносе церкви Неопалимой Купины. Против сноса никто особенно не возражал, поскольку Наркомпрос присвоил архитектурному памятнику "третью категорию". Президиум ВЦИК принял решение о сносе Неопалимой Купины одновременно с церковью Бориса и Глеба на Арбатской площади. Весной 1930 года церкви на углу 1-го Неопалимовского и Новоконюшенного переулков не стало. Мешала она городским властям... А расползающиеся деревянные домишки, где в коммунальных "вороньих слободках", без всяких удобств, ванн и телефонов существовали коренные москвичи, благополучно дожили в Неопалимовских переулках до конца 1970-х годов, нисколько властям не мешая.
На месте церкви теперь полусквер-полупустырь, частично занятый сооружениями детской площадки и редкими деревьями. Стандартный пятиэтажный дом начала 1930-х годов, появившийся на месте церкви, находится в глубине участка, нарушая линию застройки переулков. И если храм, будучи архитектурной доминантой старых переулков, собирал их в единое целое, то нынешняя разнородная застройка лишь разбивает на части... Не говоря уж о том, насколько правильно устраивать детскую игровую площадку на месте старого церковного кладбища.


Фотография места, где остался призрак Неопалимой Купины, сделана deletant.

Для меня судьба Неопалимой Купины имеет особое значение - окно моей комнаты выходит в Неопалимовские переулки. И сейчас я вижу крыши домов. запечатленных на снимке. А могла бы видеть купола прекрасной древней церкви. Иногда кажется, что их призрачные силуэты проступают в ночном сумраке...

Знаменитая, несохранившаяся до нашего времени церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» находилась до революции близ Смоленского бульвара, на Новом Конюшенном дворе и оставила названия местных Неопалимовских переулков. Она была первым и единственным в Москве храмом, освященным во имя этого образа Богоматери.

Название иконы «Неопалимая Купина» произошло от библейского сюжета о чудесном видении пророка Моисея горящего тернового куста - купины , - охваченного пламенем и не сгорающего в огне. Из этого пламени он услышал Глас Божий, возвестивший ему о грядущем избавлении еврейского народа от египетского рабства (даже праздник иконы отмечается Церковью в один день с празднованием пророка Моисея). Такое именование образа Богоматери символизирует Ее уподобление Неопалимой Купине, напоминая о Рождении Ею Богочеловека и о Ее Приснодевстве.

Пресвятая Богородица изображена на иконе окруженной пламенем, с Младенцем Христом, в центре православной восьмиконечной звезды, образованной совмещением красного и зеленого квадратов-ромбов. Четыре зеленых конца-луча символизируют купину, терновый куст, сохранившую в огне свой зеленый цвет, четыре красных конца-луча – пламя горящей и неопалимой купины. На некоторых списках образа на концах лучей написаны буквы А.Д.А.М. - по древнему преданию, Архангелы составили имя первого человека от первых букв имен звезд, взятых Ими с четырех сторон света. Архангел Михаил взял с востока букву «А» от имени восточной звезды «Анатоли», Архангел Гавриил - букву «Д» с запада от звезды «Дисис», Архангел Рафаил - букву «А» от северной звезды «Арктос», и Архангел Уриил - букву «М» от южной звезды «Месембрии».

Богоматерь как Царица Небесная изображена в центре иконы. В Руках у Нее лестница как символ и путь христианского спасения, и как символ Пресвятой Богородицы, - Лествицы, по которой Бог сошел на землю, а человек восходит к Нему. И в ознаменование этого в четырех углах иконы символически изображены ветхозаветные пророчества о Воплощении Христа: видение Моисеем горящей купины, где в ее центре написана икона Богоматери «Знамение» с Младенцем в лоне, видение «врат» пророку Иезекиилю, знаменитое видение пророку Исаие Серафима с горящим углем, символом Христа, и «Корень Древа Иессеева». Последнее изображение символизирует пророчество Исайи: «вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое». По углам красного четырехугольника изображены апокалиптические символы святых Апостолов-Евангелистов – Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк).

Вместе с христианскими Апостолами, все Небесные Силы, подвластные Царице Небесной, окружают Ее на иконе. В средневековых преданиях ангелы управляли небесными светилами и стихиями (гром, молния, ветер, дождь, мороз). И каждый ангел, изображенный на иконе, держит в руках символ своей стихии, как облако, меч, чашу, факел, закрытый кивот (мороз), фигуру (ветер). Это означает и церковное представление о ниспосылаемых Богоматерью на безбожников стихийных бедствиях, которые могут быть отклонены по молитве к Ней и явлены Ее милосердие и помощь.

Именно эту икону Богоматери с древности почитали чудотворной защитницей от пожаров и гроз. На Синае был составлен особый чин службы чудотворному образу, творимой во время сильного стихийного бедствия, когда «молния бывает страшна».

На Русь икона «Неопалимая Купина» попала в 1390 году, когда ее привезли в Москву палестинские иноки с Синая. Ее вскоре поместили в новоустроенном кремлевском Благовещенском соборе, а позднее список появился и в царских Святых Сенях при Грановитой палате. Иметь икону, почитаемую защитницей от пожаров, было жизненно необходимо для деревянной Москвы, но первый престол во имя Неопалимой Купины был освящен только в 1648 году после очередного большого пожара в русской столице. Тогда задумали выстроить храм во имя этой иконы на выгоревшей Малой Дмитровке. Там с давних времен стояла деревянная церковь Рождества Богородицы, тоже сгоревшая в пожаре. Однако поскольку раньше на Руси не было посвящения храмов Неопалимой Купине, то решили выстроить каменный храм с прежним освящением главного престола во имя Рождества Богородицы, а при нем устроить новый придел во имя Неопалимой Купины. Об этом царя Алексея Михайловича просил сам Патриарх Иерусалимский Паисий. Государь согласился и велел выдать денег на строительство церкви с приделом Неопалимой Купины, - самым первым и в Москве, и во всей средневековой России. Освятили его в 1652 году.

Очень скоро в Москве появился и храм во имя Неопалимой Купины. Он был выстроен в 1680 году в Новоконюшеннной слободе, близ Зубовского бульвара, куда в то время переехал с арбатских мест царский Конюшенный двор, и где была устроена слобода дворцовых конюхов. Интересно, что двор царских конюхов был переведен сюда после очередного большого пожара, случившегося на его прежней территории между Арбатом и Пречистенкой (там о нем ныне напоминает имя Староконюшенного переулка).

Однако основание Неопалимовского храма было связано не с этим пожаром, а с легендарным чудесным спасением боярина Дмитрия Колошина, царского конюха, невинно осужденного пред царем Федором Алексеевичем, старшим братом Петра I. Тогда в Кремле, в Святых Сенях у Грановитой Палаты помещался чудотворный образ Неопалимой Купины, и боярин часто молился перед ним. Невинно осужденный, он вновь обратился в слезах за помощью к иконе. Молитва его была услышана. Богоматерь явилась во сне царю Федору Алексеевичу и объявила о невиновности осужденного боярина. Наутро испуганный царь велел вновь рассмотреть дело Колошина, нашел его невиновным и отпустил. Прощаясь, спасенный боярин выпросил у царя образ Неопалимой Купины из сеней Грановитой Палаты и решил устроить в Москве храм в ее честь, у себя на Новом конюшенном дворе, по благословению патриарха и по челобитью новых прихожан. Так новоустроенная церковь стала приходской для слободы царских конюхов, которые селились близ нее.

С тех пор, по историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров. Когда в Москве случалось огненное бедствие, храмовый образ Неопалимой Купины обносили с крестным ходом вокруг домов прихожан, и они оставались невредимыми.

В 1707 году церковь была выстроена в камне на добровольные пожертвования – успели до петровского запрета 1714 года возводить каменные здания в Москве. С тех пор церковь ни разу не перестраивалась, хотя потом были устроены приделы во имя св. Евангелиста Марка и св. Димитрия Ростовского. До 1771 года в нее совершали крестный ход из Успенского собора в память о том, что чтимый образ храма изначально находился в Кремле в царских покоях. Известно, что кроме Неопалимой Купины в московском храме помещался и особо чтимый образ Богоматери «Нечаянная Радость».

А в 1812 году от нее было явлено еще одно чудо. Той огненной осенью к протоиерею Новодевичьего монастыря пришел наполеоновский солдат и возвратил ему серебряную ризу, похищенную с иконы Неопалимой Купины из московского храма в Новоконюшенной. Он поведал священнику, что с тех пор, как он украл эту ризу, его стала мучить страшная тоска. Протоиерей после изгнания французов возвратил ризу в Неопалимовскую церковь.

В 1892 году при ней открылся Елизаветинский комитет, одно из учреждений св. Елизаветы Федоровны, где бедным родителям помогали деньгами на воспитание детей. Елизаветинское общество было создано в тот же год под патронажем великой княгини и по инициативе управляющего Московским Воспитательным домом для организации помощи неимущим семьям и детям. Перед Обществом стояли такие задачи, как обеспечение вскармливания грудных детей в случае отсутствия или болезни матери, организация детских приютов, образование и профессиональное обучение детей бедняков, устройство и содержание так называемых «детских очагов», то есть ясель, где родители могли оставить своих детей на весь день, если были вынуждены уходить на работу. Такие ясли были открыты Обществом в Столешниковом переулке, в частном доме купца Карзинкина, на собственные средства. Среди благотворителей были сама великая княгиня, Юсуповы, Кноп, Морозовы.

Только после Октябрьской революции новая власть решила уничтожить московский храм – ради торжества идеологии безбожия и ради строительства на его месте в престижном районе жилого дома кооперативного товарищества ВСНХ. В 1928 году решением Моссовета храм закрыли и в 1930 году снесли.

Придел во имя Неопалимой Купины существовал и в храме св. Климента Римского в Замоскворечье.

Возле Очаковского пруда, напротив вл. № 15 на Мичуринском проспекте начато строительство храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Эскиз будущего храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

До революции наша столица называлась городом «сорока сороков». На ее территории находилось большое количество церквей, соборов и храмов. Чтобы послушать красивый колокольный праздничный звон, сюда приезжали даже жители других государств.

Это сейчас считается, что достаточно одного храма на район, а ведь раньше они были почти на каждой улице. В советское время многие церкви были переделаны, разрушены, а то и полностью стерты с лица земли и, как следствие, сейчас в Москве осталось очень мало храмов.
Город растет, расширяется, совсем недавно к территории были присоединены огромные площади Новой Москвы, а новых храмов строится немного. К примеру, население района Очаково-Матвеевское — более 126 тысяч чел и совсем недавно здесь был единственный храм.
В плане развития Москвы появилась программа , согласно которой на территории нашего района должен появиться новый храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина ».
Жители района надеются, что этот храм будет построен. Мы верим, что существуют люди, которые не только могут, но и хотят принять участие в этом богоугодном деле.

У каждого человека в своей жизни обязательно возникает вопрос: «Что останется после меня? ».
А потом, через много лет, стоя перед храмом, кто-то скажет своим детям:
«Смотри, здесь есть частичка моего деда, твоего прадеда. Это он помогал людям строить этот храм !».

Вся история нашего государства доказывает, что русский народ должен беречь свою христианскую Веру, а многие страдания и бедствия нашего народа возникли по причине отступления от православного пути.

Братья и сестры! Великое и Богоугодное дело мы начали.
Всем миром построим храм!
Не оставайтесь же в стороне. Это так важно для наших детей, для нашего города, нашего района и для каждого из нас!

Настоятель храма прот. Александр Катунин

Онлайн перечисление через систему «Яндекс-деньги»
Примечание: через сервис возможно внести пожертвование со счета электронного кошелька яндекс-деньги или с любой банковской карты

НОМЕРА ЭЛЕКТРОННЫХ КОШЕЛЬКОВ

номер банковской карты для перевода
4276 3801 6764 6335

Кошелек Яндекс Деньги
410014748725930

Банковские реквизиты для пожертвований на строительство храма в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Очаково-Матвеевском, адрес: г. Москва, Мичуринский проспект (Олимпийская деревня), напротив вл. 15, на берегу Большого Очаковского пруда:

РО «ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА ПРИ ХРАМЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» В ОЧАКОВО»
ИНН 7705592013
КПП 770501001
Юр. адрес: 109044,г. Москва ул. Крутицкая д. 11
Расч. счет 40703810800000004807
ФИЛИАЛ №7701 БАНКА ВТБ (ПАО) г МОСКВА
Корр.счет
30101810345250000745
БИК 044525745

ОКПО 11675209
ОГРН 1147799012460
ОКАТО 45280580000
ОКТМО 453661000
ОКВЭД 91.31

Назначение платежа:
«Пожертвование на уставную деятельность храма»

Об этом сообщил помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Адрес, где планируется построить храмовый комплекс: Мичуринский проспект, напротив вл. 15.

На приходе возведен небольшой деревянный храм. Весной 2015 года - в год 1000-летия со дня преставления Крестителя Руси - храм был освящен во имя равноапостольного князя Владимира. В храме совершаются регулярные богослужения.

За это время прихожане собрали средства на разработку проекта основного храмового комплекса с храмом иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Главный архитектор проекта: Александр Иванович Зусик, генеральный директор компании «Архитектон», кандидат архитектуры, лауреат премии ЮНЕСКО.

В июле 2016 года председатель Финансово-хозяйственного управления митрополит Рязанский и Михайловский Марк согласовал эскизный проект храмового комплекса. Затем проектировщики во главе с главным архитектором приступили к разработке проектной документации стадии «П». Сегодня проектная документация готова и сдана в экспертизу.

Храм и приходской дом решены в одном объеме. «Если говорить о стилистике, то мы преимущественно опирались на псковскую традицию, - говорит архитектор Александр Иванович Зусик. - Хотя, конечно, встречаются и элементы авторского видения. То есть мы не впрямую следуем традиции. Наш храм напоминает исторические классические русские церкви, однако, много деталей авторских, таким образом, это новый проект с индивидуальным лицом».

В качестве отделки фасадов храма и приходского дома запланирована декоративная кладка из полнотелого красного кирпича с обмазкой известковым раствором. Согласно проекту цоколь облицован гранитной плитой. Покрытие кровли - алюминиевый лист с полимерным покрытием, купола покрыты нитридом титана.

Заполнение оконных проемов - стеклопакеты с алюминиевым эмалированным профилем. Входные двери - металлические, фанерованные ценными породами дерева. Внутренние двери - из массива дерева и металлические.

«Все применяемые материалы должны иметь сертификаты соответствия требованиям противопожарной защиты и санитарным нормам», - подчеркивает архитектор.

«Храм будет размещаться на берегу Очаковского пруда, просматриваться со всех сторон, в частности, и со стороны Мичуринского проспекта. Очень выигрышное место, - отмечает архитектор. - На храм открывается вид с противоположного берега пруда. Это редкая возможность увидеть храм, отраженным в воде. Такой классический сюжет. Еще одна удача: колокольня обращена к пруду, что позволит усилить акустический эффект. Ведь звук колокольного звона будет отражаться от водной глади. У нас в городе не так уж много озер и рек, где мы могли бы использовать этот прием».

Территорию храмового комплекса планируется благоустроить. Предусмотрено вымостить дорожки брусчаткой. Вокруг храмового комплекса запроектировано место для крестного хода и круговой объезд для пожарной техники.

Подъезд к храмовому комплексу запланирован со стороны Мичуринского проспекта с организацией «зеленой парковки».

Психологические комплексы