Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой. Лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь как разновидности протестантизма Чань-буддизм и дзэн-буддизм как направления буддизма

Страница 32 из 47

Протестантские церкви и секты

Протестантизм возник в XVI веке как обширное движение в западном христианстве, распаространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Священном Писании.

Лютеранство и кальвинизм континентальной Европе и англиканство в Британии стали первыми достижениями протестанства, но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений - пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и пр.

Главная задача Реформации состояла в том, чтобы сформулировать религиозную концепцию, которая была бы жизненно важной и социально значимой в изменившихся общественных условиях.

Лютеранство - одно из основных течений в протестантизме, основывающееся на учении немецкого священника и монаха Лютера. Суть учения состоит в том, что содержание вероучения целиком дается в Священном Писании, поэтому в Священном Предании нет нужды; один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в духовенстве, а есть «священство всех верных» в церковной общине; человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере в Христа - оправдывается только верой без благочестивых дел; сотрудничества человека в деле спасения нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к Богопознанию. Отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа. В таинствах лютеране признают реальное присутствие Христа. В лютеранстве существуют различные течения, в частности, многие лютеране считают, что роль личных усилий человека в своем спасении значительна. Со временем лютеране пришли и к тому, что необходима критическая библеистика, выявившая несводимость многогранность библейского содержания к лютеранской доктрине.

Лютеранство - церковь северонемецких княжеств - сейчас распростра­нено широко в Европе и США. Признает авторитет Никейского символа веры. Сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан и два таинства: крещение и евхаристию.

Кальвинизм - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Кальвина. Восприняв основныеположения лютеранства, кальвин видоизменил их следующим образом: Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего, происходящего в мире его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля. Человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства. Заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам. Бог предопределяет к спасению или к погибели, и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна. Вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей вечности. Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Святого Духа. Таинства кальвинисты толкуют символически - как свидетельство благодати. Государство, с точки зрения кальвинистов, должно быть теократически подчинено Церкви.

Кальвинизм - в настоящее время швейцарская реформаторская церковь. В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственный источник вероучения - Библия. Крещение и евхаристия - не таинства, а символические обряды.

Англиканство - протестантская церковь Англии. Ее главой был объявлен английский король. Вскоре была утверждена англиканская литургия и свой символ веры (“39 статей”). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам англиканская церковь ближе к католической церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Король назначает епископов, глава англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Священнослужи­тели могут состоять в браке, в последнее время к священству допускаются и женщины.

Укажите отличия кальвинской церкви от лютеранской и католической. и получил лучший ответ

Ответ от Орбитальная группировка[гуру]
КАЛЬВИНИЗМ
Направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты) , Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане) . Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности) , отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения) . Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.
Воззрения реформатора Жана Кальвина (1509-1564) были ещё более радикальными, чем лютеранство. Он свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины. Кальвин ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины - пресвитеры из числа мирян) . Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.
ЛЮТЕРАНСТВО
Крупнейшее направление протестантизма (которое в наши дни очень сильно распространено в Германии и Америки) . Основано М. Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.
Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание. Это повлекло за собой отвержение авторитета Священного Предания, отказ от культа святых, от почитания икон и других священных изображений. Основой для создания протестантской догматики во многом послужили Послания апостола Павла. Так, доктрина оправдании верой виделась Лютеру в центре новозаветной концепции спасения. Суть этой доктрины заключалась, по Лютеру, в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путём соблюдения заповедей – бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и таким образом отвергает Божественную милость и претендует на роль Бога. Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. Когда человек осознаёт это, на помощь приходит милость Бога. Закон неисполним, следовательно, – делает вывод Лютер, – человек спасётся только через веру.
Лютеранство и кальвинизм в культуре Европы реферат
ссылка

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio - преобразование), общественно-политическое и идеологическое движение в Западной и Центральной Европе XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви.

Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с её иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Идеологи Реформации требовали внимательного изучения Библии каждым христианином. Это способствовало, во-первых, переводам Библии на основные европейские языки (классический перевод на немецкий язык был сделан самим Лютером; католическая церковь допускала только латинский текст Библии); а во-вторых - распространению грамотности и развитию национальных культур. Принципиально самостоятельное чтение Библии приводило к появлению самых разных интерпретаций, уже не скованных церковными догмами, приучало к самостоятельному мышлению, хотя и порождало опасность субъективизма в толковании Библии.

Традиционно выделяют три основных направления Реформации : бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское , соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское , отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений.

В некоторых странах (Англия, скандинавские страны) реформация церкви была проведена сверху в интересах укрепления королевской власти, опиравшейся не столько на высшее дворянство, сколько на укрепившееся сословие богатых горожан и крестьян. Во многих странах вспыхнули войны между сторонниками и противниками Реформации. В результате Реформации католическая церковь утратила свое влияние на большую часть территории Германии, Швейцарии, Англии и Шотландии, в Нидерландах (здесь произошел раскол и католические и протестантские земли обособились в отдельные государства). Отголоски Реформации докатились и до России, где изгнанные из своих стран протестанты нанимались на военную и государственную службу и вели религиозную пропаганду.

Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация - преобразование христианства в протестантском духе).

Протестантизм отверг институт монашества, культ Мадонны, святых, ангелов, иконопочитание, освятив трудовую деятельность человека. Структура и управление новыми церквами демократизировались, богослужение и культ упростились и удешевились.

Из семи таинств протестанты признали лишь два - Крещение и Причащение.

Протестантизм, в отличие от католицизма, не имеет единой иерархической структуры, управляемой из единого центра (Ватикана), и характеризуется множеством автономных церквей, объединенных по деноминациям (т.е. придерживающихся одних и тех же исповедуемых принципов, изложенных в официально принятых той или иной церковью вероучительных документах). Через систему прекрасно организованных по всему миру библейских обществ протестанты ведут большую просветительскую и миссионерскую деятельность. В настоящее время различных направлений протестантизма придерживаются большинство англичан, шотландцев, немцев, датчан, шведов, норвежцев, исландцев, финнов, североамериканцев. Протестантизм распространен в Австралии, Нидерландах, Швейцарии. Протестантские церкви действуют в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Лютеранство исповедуют эстонцы и большая часть латышей, кальвинизм распространен в Западной Украине. Часть населения России и Украины придерживается таких направлений протестантизма, как баптизм (греч. баптиздо - крещу), в котором практикуется крещение только взрослых людей, способных осознанно принять христианство, а также пятидесятничество, адвентизм и некоторые другие.

ЛЮТЕРАНСТВО , крупнейшее направление протестантизма (которое в наши дни очень сильно распространено в Германии и Америки). Основано М. Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.

Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание. Это повлекло за собой отвержение авторитета Священного Предания, отказ от культа святых, от почитания икон и других священных изображений. Основой для создания протестантской догматики во многом послужили Послания апостола Павла. Так, доктрина оправдании верой виделась Лютеру в центре новозаветной концепции спасения. Суть этой доктрины заключалась, по Лютеру, в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путём соблюдения заповедей – бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и таким образом отвергает Божественную милость и претендует на роль Бога. Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. Когда человек осознаёт это, на помощь приходит милость Бога. Закон неисполним, следовательно, – делает вывод Лютер, – человек спасётся только через веру.

Радикально изменился взгляд на церковь. Это уже не мистический организм, вне которого нет спасения (а именно так трактует себя церковь и в католицизме, и в православии), а просто сообщество верующих. И священники перестали быть высшими существами, стоящими над мирянами, людьми наделёнными особой благодатью и исключительным правом совершать таинства и отпускать грехи. Их роль свелась к произнесению проповеди и совершению богослужения. Каждый верующий, минуя духовенство, получал право непосредственно обратиться к Богу.

КАЛЬВИНИЗМ , направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Воззрения реформатора Жана Кальвина (1509-1564) были ещё более радикальными, чем лютеранство. Он свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины. Кальвин ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины - пресвитеры из числа мирян). Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.

Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди согласно непознаваемой Божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни предписываемыми церковью «добрыми делами» человек ничего не может изменить в своей посмертной судьбе. Кальвин разработал новые нравственно-этические принципы мирского аскетизма: верующего в земной жизни он освобождал от необходимости совершения специальных, определенных духовенством «добрых дел», которые были условием его спасения. Вместо этого он сакрализовал, т.е. освятил трудовую повседневную деятельность верующих. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности. В условиях развивавшихся капиталистических отношений объективным показателем успехов являлся капитал, поэтому предпринимательская деятельность, накопление средств как бы освящались, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались. Нажитый капитал (неважно, праведными или неправедными путями) представлялся божьим даром, но подчеркивалось, что его следует пускать в оборот; тратить его на личные нужды считалось грехом. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Поощрение накопительства сочеталось с требованиями мирского аскетизма в личной жизни.

Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов. Это привело к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников церкви.

КАЛЬВИНИЗМ — направление в протестантизме, осн. Ж. Кальвином.


Вероучение, церк. устройство, литургия. Согласно К., исключительный авторитет в вопросах веры и христ. жизни принадлежит Св. Писанию. Большинство кальвинистов признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры . Вероучительные принципы К. кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях, различающихся незначительно, а также в Гейдельбергском катехизисе (1562) и др. документах.


К. подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение К. восходит к позднеср.-век. волюнтаризму Дунса Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению К., невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее: т.о., К. разделяет положение о двойном предопределении, свойственное радикальному августинизму. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения; человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа — единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания одновременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые в.-з. тексты, К. также считает знаком избранности успех в делах.


Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств К. признает крещение и Евхаристию; в отличие от католичества, православия и лютеранства, рассматривает евхарист. хлеб и вино только как видимые символы дух. присутствия Христа.


К. утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на н.-з. сведения о первоначальном христианстве, К. признает как установленные Богом 4 чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и ун-тах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в совр. К. допускает вариации. В целом учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины — как основные и называются пресвитерами (иногда пресвитерами называют только пастырей). В каждой низовой местной общине (конгрегации ) есть один пастырь и неск. старейшин, они образуют руководящий орган — сессию , или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией или только сессией.


Богослужение в К. отличается простотой. Отсутствие литург. облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, т.к. их присутствие, согласно К., может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отд. конгрегациях могут различаться.


История. Первым воплощением принципов К. стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только гл. рел. органом города, но и своего рода судом в области обществ. нравов: с самого начала своего существования К. тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из др. стран, и гл. очагом распространения идей К.


В течение XVI в. происходило постепенное слияние К. с др. протест. течением — цвинглианством (У. Цвингли), близким к К., но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549, когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение (Consensus Tigurinus) по вопросам веры. В результате К. распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию; за их Церквями утвердилось наименование реформатских (Реформатская Церковь). В богословии и церк. устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается К., хотя присутствуют и отд. цвинглианские элементы. Напр., мн. реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как дух. присутствие Христа.


В Германии К. в XVI в. получил распространение в отд. районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне Франция) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 официально признал существование кальвинистских терр. наряду с католическими и лютеранскими.


В Венгрии к кон. XVI в. 90% населения стали реформатами; в дальнейшем, однако, рел. политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. К. нашел отклик у мн. представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом катол. реформы в 1560-е (Контрреформация).


Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562-98). Нантский эдикт Генриха IV (1598), предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685. К. во Франции был вновь легализован только в 1787 Людовиком XVI.


Требование рел. прав для нидерл. кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566-1609). После провозглашения независимости (1581) реформатская Церковь стала гос. Церковью в Нидерландах (в XIX в. она была отделена от гос-ва). Голландец Я. Арминий (1560-1609) основал особое направление в богословии К., смягчившее тезис о двойном предопределении: согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618-19, в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейц., нем., шотл. и англ. кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри К.


Реформатские Церкви европ. стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: неск. соседних сессий образуют общий правящий орган — пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Неск. пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Ген. ассамблею — высший церк. орган нац. масштаба. В некоторых странах (напр., в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церк. руководстве.


В Шотландии реформирование Церкви на принципах К. (1560) было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус офиц. Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии в XVI-XVII вв. К. оказал влияние на церк. реформу, хотя радикальные приверженцы К. (пуритане) критиковали Церковь Англии (Англиканская Церковь) за подчинение гос-ву, епископальное устройство, сохранение элементов катол. обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви; др. часть (индепенденты , или конгрегационалисты ) стремилась к независимости отд. конгрегаций, не надеясь на реформу нац. масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между офиц. Церковью и пуританами стали одной из причин Англ. революции (1641-60). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее мн. пуританам вступить в нее, а с другой — признание гос-вом неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров ), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на К., допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII-XVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство) , представители которого отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отд. общины конгрегационалистов остаются независимыми; их собрания — синоды, ассамблеи — носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.


Мн. кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европ. странах, нашли пристанище в Сев. Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.


В XVII-XVIII вв. внутри К. возникла т.н. теология завета (нем. F öderaltheologie, англ. covenant theology) . Развивая библ. понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог тем самым положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к полит. выводам: если первоначальный К. предписывал гос-ву подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Тем самым она оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора .


История К. характеризуется многочисл. расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам, однако в XIX-XX вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и междунар. масштабе. В 1875 основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 образован Междунар. конгрегационалистский совет. В 1970 слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему б°льшую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с др. протест. конфессиями — лютеранами (лютеранство), методистами и т.д.


В наст. время в мире насчитывается ок. 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.


В 1968 Папский Секретариат по содействию христ. единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экумен. диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ Присутствие Христа в Церкви и в мире (1977). 2-й этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984, завершился выходом документа К общему пониманию Церкви (1990). В 1998 начался 3-й этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение Богословие брака и проблемы смешанных браков (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отд. стран.


Реформатская Церковь в России. Первыми реформатами в России были англ. и голланд. купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. 1-я реформатская община возникла в Москве в 1629, затем в Архангельске в 1660, а в 1689 в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. образовались голланд., англ. и немецко-франц. реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 стали селиться в Поволжье, а с 1804 — на побережье Чёрного моря, были и реформаты (к 1917 их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс.). В адм. отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 реформаты подверглись преследованиям наряду с др. конфессиями. В условиях депортации немцев мн. реформаты присоединились к лютеранам; нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены». Реформатские и пресвитерианские церк. общины, существующие в ряде городов России, в наст. время не объединены общей церк. структурой.


На 1.01.2003 в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских рел. организаций.


Лит-ра: Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994; Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма. Grand Rapids, 1995; Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717-1927). СПб., 2001; Meeter H.H. Calvinism: An Interpretation of Its Basic Ideas. Grand Rapids, 1939; McNeill J.T. The History and Character of Calvinism. NY., 1954; Marburg Revisited: A Reexamination of Lutheran and Reformed Traditions. Minneapolis, 1966; McKenzie J.L. et al. Reconsiderations: Roman Catholic, Presbyterian and Reformed Theological Conversations. NY., 1967; International Calvinism. Ox., 1991; Encyclopedia of the Reformed Faith. Louisville, 1992; The Calvinism in Europe 1540-1620. C., 1994.


А. Горелов, К. Челлини

Протестантизм возник в результате Реформации (преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на восстановление церкви в духе Евангелия и на устранение всего того, что представлялось отходом от него. В Англии XIV - XV вв. "лолларды" - "бедные священники" - проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320 - 1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материальный характер "пресуществления", усомнился в праве иерархии отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. По приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над преданием и требование причащения, мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. Соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами.

В гуситском движении появилось существенное для дальнейшего развития Реформации противоречие, отражавшее неоднородность социальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Требование держаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила название "чашники" ("калликстинцы"). Сторонники радикальной группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались "таборитами" - по названию города Табор, основанного ими на холме, на котором проводились проповеди и который получил название Таборской ("Фаворской") горы. Табориты отвергли догматы о пресуществлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули требование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434 г. в битве против объединенных сил католического дворянства и чашников, отмена папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами не остановили движения крестьян и горожан за преобразование церкви, которое достигло кульминации в эпоху Реформации XVI - XVII вв.

Термин - "протестантизм" восходит к "протесту" в 1529 г. Сотрудничество различных церквей в Северной Америке способствовало тому, что этот термин стал названием всех форм христианства, развивающихся за рамками католицизма, православия и древних восточных церквей. Значительное влияние на современный протестантизм оказало экуменическое движение, поиск общего вероучительного и литургического наследия всех разновидностей христианства. Общим для различных протестантских церквей остаётся стремление ссылаться на Библию как единственный источник вероучения, высший критерий оценки всей индивидуальной и общественной деятельности человека.

Реформация была обусловлена целым рядом обстоятельств - усилением антифеодальных настроений среди различных слоёв общества, разногласиями между католической церковью и развивающимися городами, борьбой князей за независимость от римской курии, недовольством светских правителей по поводу чрезмерных притязаний церкви на господство в мирской жизни. Кроме того, успехам Реформации способствовала и гуманистическая критика злоупотреблений в католической церкви, образа жизни духовенства и монашества. В обществе усилились мистические настроения, - переведённые в сферу теологии, мистические идеи способствовали дискредитации официальной католической философии - схоластики, основывавшейся главным образом на аристотелизме.

Реформация - феномен достаточно неоднородный, который имел свои особенности в каждой стране. Торговля индульгенциями, основанная на католическом учении о праве римского папы давать отпущение грехов, послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера, профессора Виттенбергского университета и монаха ордена августинцев. 31 октября 1517 г. он прибил на двери собора 95 тезисов о покаянии и отпущении грехов. Этот день традиционно считается началом Реформации в Западной Европе. В тезисах Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которое должно составлять основу всей жизни христианина. Он критиковал учение об индульгенциях. Папе не дана власть освобождать от загробного воздаяния, а положения о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых несостоятельны. В последствии Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество во спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям в мирских делах.

Учение Лютера является исключительно христоцентричным. Спасение может быть только результатом божественного вмешательства, "даром данной благодати". По мысли Лютера, божественное Откровение достигает человека посредством слова, а не в сакраментальных действиях церкви. Что же касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в благовестие Христа. Чрезвычайно важным в лютеранстве является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с этой точки зрения, в силу крещения получает и посвящение. Благодать равно даётся всем крещённым по вере, а потому в своём отношении с Богом христианин не нуждается ни в каких посредниках, имеет право учить слову Божию и распространять его, право на проповедь и совершение богослужения. Этот принцип снимает догматическое различие между священником и мирянином.

Другим важнейшим направлением реформации является швейцарская реформация. Наиболее активным организатором и теоретиком швейцарской реформации стал Жан Кальвин, пикардиец по происхождению.

Исходным пунктом реформы у Кальвина, как и у Лютера, было возвращение к Библии и Христу, его моральному учению. Вместе с тем в кальвинизме большое значение придаётся Ветхому Завету и образу Бога Отца. В центре кальвинистской теологии находится учение о Боге как абсолютной суверенной воле, источнике любых норм и установлений. Человек - совершенно испорченное существо. Человек и Бог разделены непроходимой пропастью. Человек лишён свободы воли и обречён на зло. Доминирующее значение приобретает августиновское учение о том, что всё грешное человечество заслуживает погибели, но Бог даровал некоторым людям спасение. Чрезвычайную важность в кальвинистском вероучении получила доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других - к погибели. Человек должен безусловно подчиниться воле Бога, отдаться его суду. Это самовверение себя Богу производит в истинно верующем, а значит - избранном человеке чудо. Он становится абсолютно уверенным в том, что предопределён к вечной жизни и его ничто не может похитить из рук Божиих.

Признаком оправдания в кальвинизме становится не глубина чувства покаяния, веры (как в лютеранстве), но энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в этом человеке избравшего его Бога. Кальвинист верит, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности, тогда как лень и безрезультативная деятельность означают грех, равнодушие к Богу, свидетельствуют о неизбранности.

Кальвин отрицал лютеранский догмат о вещественном пребывании тела и крови Христа в евхаритии. Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Кальвинистское богослужение отличается сухостью, аскетизмом и простейшим музыкальным сопровождением.

Кальвин в противоположность Лютеру и Цвингли подчёркивал отделение Церкви от светской власти. Он учил, что все церковные установления определяются Библией.

Психология карьеры