Блаженый августин о свободе воли. Блаженный августин Учение Августина о благодати и свободной воле

  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 144

I. История пелагианских споров и учение пелагиан.

1. Основные источники, освещающие историю пелагианских споров и пелагианское учение.

2. История пелагианских споров.

3. Источники пелагианской доктрины.

4. Учение пелагиан.?.

5. Последние оппоненты Августина.".

II. Учение Августина о свободе воли и предопределении.

1. Общие замечания, касающиеся творчества Августина рассматриваемого периода.

2. Основные аспекты антропологии Августина позднего периода его творчества.

3. Учение о свободе воли.

4. Свобода воли и благодать.

5. Свобода воли и предопределение.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами»

Тайна свободы скрыта в онтологии. Свобода - бытийное понятие, которое в силу этого охватывает как внутреннюю жизнь субъекта, так и ее внешние проявления, но и то, и другое протекают в единстве.

В христианстве человек свободен, потому что Бог, создавший его есть свобода. Человек, как образ Божий, наделен свободой - образом Высшей свободы. Она может реализовываться им по-разному: либо для стремления к добру, либо к удалению от него. И то и другое направление избирает он сам.

Христианство знает такое состояние свободы человека, когда он действительно свободен: это пребывание в Боге. Однако не следует рассматривать данное состояние как пассивное, протекающее помимо воления самого субъекта. В течение временной жизни человека оно возможно лишь посредством огромных волевых усилий с его стороны. Данные усилия воли формируются и закрепляются в ходе особых, духовных упражнений - аскезы. Аскетика представляет собой науку распознавания помыслов (побуждений, которые приходят в сознание человека извне, и содержание которых от него не зависит). Теория представлений, воздействующих на сознание человека, была создана еще в античности. Она предполагала, что органом, который исследует внешние побуждения, является ум. Именно он способен пресечь либо позволить остаться в сознании тому или иному побуждению. Христианство полностью приняло данные воззрения, добавив, однако, что для этой деятельности ума, реализующего таким образом свободу человека, необходима помощь благодати.

Существует обширная литература, содержащая исследования различных аспектов идейного наследия Августина. Реконструкция учения Августина о свободе воли и его отношение к предопределению, пожалуй, одно из наиболее популярных направлений среди них. Все это в значительной мере, с одной стороны, затрудняет привнесение новизны в трактовку данной проблемы, а с другой стороны, требует полной ответственности, если все-таки отважиться еще раз осветить старую, казалось бы, известную всем тему.

За каждой попыткой истолкования данного учения Августина стояли вполне определенные цели, обусловленные теми или иными интересами исследователей. Ясно, что результат их был известен еще до начала, при этом, всякий раз наблюдалась тенденция «подогнать» учение Августина под убеждения самих исследователей. Так, протестантам нужен был один Августин, католикам - другой.

Пелагиане и последователи св. Иоанна Кассиана Римлянина обвиняли Августина в манихействе и фатализме, Проспер Аквитанский и все западноевропейское схоластическое средневековье взирали с глубоким почтением на его труды. Православная традиция никогда не принимала богословского творчества Августина, чтя, однако, его как блаженного. Это в своем роде уникальная ситуация: признается святость жизни, но не признается ортодоксальность богословствования, тем более что в православной традиции одно неотделимо от другого.

На наш взгляд, это объясняется тем, что учение Августина (по крайней мере, нам такие факты неизвестны) в патристическую эпоху не подвергалось пристальному изучению со стороны восточных отцов. Исключение составляет осуждение Иоанном Кассианом и Феодором Мопсуестийским, (сделанное не без влияния пелагиан), концепции предопределения Августина, но и их богословское творчество, в свою очередь, подверглось осуждению.

Августин жил в эру великих догматических споров. Выдающиеся богословские умы были заняты борьбой с опаснейшими ересями. Имя Августина было хорошо известно на Востоке, его там знали как победителя донатистов, ревностного обличителя еретиков любого рода. Но, по-видимому, этим и ограничивались.

Основательное изучение богословского творчества Августина православными учеными началось лишь в XIX - нач. XX века. Здесь необходимо отметить работы: Лебедева П. «Пелагианство» (1866); архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об Отцах Церкви» (1882 г.); Борисоглебского Г. «Сочинение Августина Аврелия «О Гр. Божьем» (1891); Трубецкого Е. Н. «Миросозерцание бл. Августина» (1892); Писарева Л. «Учение бл. Августина о человеке и его отношении к Богу» (1894); Брил-лиантова А. «Влияние восточного богословия на западное.» (1898); Кремлевского А. «История пелагианства и пелагианская доктрина» (1898); Ве-рещацкого П. И. «Плотин и Августин в их отношении к тринитарной проблеме» (1911); Попова И. В. «Личность и учение бл. Августина» (1916).

Не все из указанных произведений затрагивают интересующий нас вопрос о соотношении свободной воли и предопределения. Но в большинстве случаев, (исключение составляет труд Л. Писарева), он решался не в пользу свободной воли.

Резюмировать общую оценку можно словами арх. Филарета: «Учение Августина о благодати, которое защищает он против Пелагия, может быть представлено в следующих частных положениях:

1) Падением Адама человеческая природа совершенно испорчена; и свобода совсем потеряна.

2) Если что-нибудь доброго делает человек, то не иначе, как по благодати.

3) При решительной и всеобщей порче человека, если некоторые спасаются, то это те, которые предопределены на то и только для сих избранных Христос приходит в мир.

Эти три мысли находятся в тесной связи между собой, так что две последние составляют необходимое следствие первой. Из сочинений Августина видно, что сперва он основывал Предопределение Божие на пред-ведении: но чтобы быть верным своей мысли о природе человеческой, ему надлежало допустить предопределение безусловное. Когда иноки Адрумет-ские представили Августину, что, по его учению, не нужна для них обязанность самоумерщвления, Августин чувствовал справедливость замечания и стал чаще повторять, что благодать не нарушает свободы; но такой оборот наставления существенно ничего не изменил в теории Августина, и сами последние сочинения его не были согласны с этой мыслью. . как обличитель Пелагия, Августин, без сомнения, великий учитель Церкви: но, защищая истину, он сам не совсем и не всегда был верен истине» .

Таким образом, главная причина неприятия православной традицией учения Августина о свободе воли, предопределении и благодати состояла в том, что, по общему мнению, свобода воли была весьма ущемлена Августином в пользу благодати, которой отводилась исключительная роль в деле спасения человека, и неумолимого предопределения.

Труд J1. Писарева стоит особняком в приведенном списке. Он предпринял попытку повлиять на сложившиеся трактовки учения Августина о свободе воли, которые, по его мнению, были далеки от истины у всех, упоминаемых им, его предшественников (к числу последних он относит некоторых протестантских теологов, католических и православных богословов). С его точки зрения, такой крупный мыслитель, как Августин, не мог допустить глубоких противоречий в своей системе и подчинить свободу человека внешней необходимости, пусть даже и имеющей своим источником Божественный разум.

На наш взгляд, исследование Писарева отличается глубиной и строгой последовательностью в освещении проблемы обоснования свободы воли Августином. Он очень точно выделил все составляющие этого учения, проследил их взаимосвязь и взаимовлияния. Особым достоинством его работы является то, что она написана, опираясь на поздние произведениях Августина, которые принято считать сосредоточием итоговых идей последнего.

Писарев сумел доказать, что свобода воли, в августиновском понимании, не противоречит учению о предопределении. Как это возможно, мы рассмотрим ниже. Но если это ему вполне удалось, то его попытка показать ортодоксальность указанного учения Августина не может быть признана удовлетворительной. Выявив отсутствие противоречия в учении Августина, он, не желая того, открыл и отрицательные его стороны, которые, как будет изложено ниже, не позволяют восточнохристианской традиции согласиться с идеями Августина. Таким образом, решив одну задачу, Писарев не устранил проблему ортодоксальности учения Августина о свободе воли и предопределении.

На наш взгляд, вопрос о признании восточнохристианской традицией идей Августина находится в плоскости единой проблемы взаимоотношений Европы и России. Само обращение к творчеству Августина вызвано было прежде всего общим интересом к Европе и ее философско-богослов-скому наследию.

Среди современных исследований, посвященных интересующему нас вопросу, следует выделить диссертацию на соискание степени кандидата философских наук А. А. Столярова «Проблема свободы воли в раннес-редневековой философии (Аврелий Августин)».

Исследование А. А. Столярова также отличает детальный анализ всех составляющих доктрины Августина о свободе воли. Как и Л. Писарев, А. А. Столяров выделил два фундаментальных аспекта, касающихся учения о свободе воли у Августина: а) свободу как особенность человека как такового; б) свободу как свободное решение стремиться к чему-либо или нет (свобода выбора), осуществляемое разумом человека. Весьма важным разделом работы А. А. Столярова является его исследование влияния на Августина античных идей, касающихся осуществления свободы воли человека. К сожалению, А. А. Столяров провел свой анализ доктрины Августина с точки зрения двух категорий: морали и ответственности, сделав главным «индикатором» наличия свободы у человека законность вменяемости ему его проступков. Конечно, это верный ключ к проблеме соотношения свободной воли и предопределения, но отнюдь не единственный.

В книге Г. Г. Майорова «Формирование средневековой философии» центральное место занимает рассмотрение философского и богословского наследия Августина. Исследование Г. Г. Майорова можно назвать «энциклопедией» философии Августина, но проблема свободы воли и предоп-ределиния подробно им не рассматривается.

Актульность данного исследования обусловливается значительным пробелом в современной отечественной философской литературе, несмотря на существование указанных работ, в освещении содержания антипелаги-анских трактатов Августина. Они до сих пор не переведены на русский язык, что значительно затрудняет их широкое освоение.

Автор стремился, насколько это представилось возможным, восполнить пробел, существующий и в отношении освещения истории пелагианского движения. В диссертации была предпринята попытка воссоздать учение пелагиан в целом, выявить и проанализировать источники, оказавшие влияние на его формирование.

Значительная часть материалов диссертации основана на оригинальных текстах Августина и его современников.

Объектом исследования в настоящей диссертации является учение о свободе воли и предопределении Аврелия Августина. Предмет исследования -. характер указанного учения, выявление его сущностных особенностей в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Кроме того автор стремился показать отличие концепции Августина от соименных концепций, обусловивших ее возникновение.

При написании данной работы мы руководствовались методом анализа через определение ключевых понятий указанного учения и их взаимосвязи, а также через выделение основных разделов последнего, обусловленное значением выявленных понятий. Указанный метод, с нашей точки зрения, позволяет представить рассматриваемое учение Августина в целостном виде.

Мы сочли целесообразным выделить и применять на протяжении всей работы общую структуру учения о свободе воли и предопределении (что обусловливается содержанием основных догматов христианства), предполагающую последовательное рассмотрение состояния воли человека и ее отношение к благодати и предопределению до грехопадения, после него, после воплощения Христа, воссоздание природы человека в крещении и окончательное состояние воли после оправдания ее благодатью.

Диссертация построена таким образом, что сначала автором анализируется учение о свободе воли пелагиан - серьезных противников христианской ортодоксии, которую в ходе полемики с ними представлял Августин. Автор счел необходимым подробно осветить историю и сущностные черты пелагианской доктрины - учения, побудившего Августина тщательно обосновать важнейшие догматы христианства: о первородном грехе и его передаче, о благодати, без содействия которой спасение человека немыслимо, и предопределении, обусловливающем характер воздействия благодати на человека. Коротко мы остановились и на истории противостояния идеям Августина со стороны монахов Массилии (Марселя) - последних его оппонентов, затронув основные идеи Иоанна Кассиана Римлянина. Вторая глава посвящена Августину и его учению о свободе воле, благодати и предопределении.

Целью данного исследования является освещение содержания малоизученных в современной российской философской литературе источников, касающихся истории пелагианских споров, а также произведений Августина, написанных в данный период.

Мы стремились дать подробное представление об учении о свободе воли и предопределении Августина в поздний период его творчества, а также об соименном учении его оппонентов.

I. ИСТОРИЯ ПЕЛАГИАНСКИХ СПОРОВ И УЧЕНИЕ ПЕЛАГИАН

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

  • Пастырская деятельность Цезария Арелатского в политике церкви и повседневной жизни Прованса: первая треть VI в. 2011 год, кандидат исторических наук Омельченко, Дарья Михайловна

  • Человек, общество и государство в историко-религиозном учении Августина Блаженного 2002 год, кандидат исторических наук Епифанова, Татьяна Валерьевна

  • Социально-философский анализ учения Аврелия Августина о добре и зле 2010 год, кандидат философских наук Лобов, Денис Васильевич

  • Динамика концепций судьбы и свободы в творчестве Ф.М. Достоевского 2004 год, кандидат филологических наук Бузина, Татьяна Вячеславовна

  • Проблема свободы в русской религиозной философии 2007 год, кандидат философских наук Суханова, Надежда Анатольевна

Заключение диссертации по теме «История философии», Комлева, Зоя Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Августин в своем учении о свободе воли и предопределении, несомненно, выступил и как продолжатель традиций античной философии (платонизма и стоицизма), и как новатор.

Он продолжил традиции античной философии, утверждая главенство в человеке разумной природы, к компетенции которой относится распоряжаться свободным выбором. Вслед за Плотином Двгустин учил, что истинная свобода есть пребывание в Благе.

Традиционно одним из главных философских завоеваний Августина, с чем мы совершенно согласны, считают (А. А. Столяров, А. Ф. .Лосев, Г. Г. Майоров и др.) открытие им понятия человеческой личности. Главное, чем характеризуется личность - свобода воли. Известно, что античность не знала понятия свободы воли, адекватного патриотическому. Августин убедительно показал всю необходимость свободной воли для достижения единства с первоначалом всего сущего - с Богом. Поскольку последний л не является безличным мировым разумом, но личностью, любящей свое творение, то единение с ним предполагает постулирование в человеке иных структур, обеспечивающих данное единство. К таким структурам, выявленным Августином, как было изложено, относятся libertas (свобода), liberum arbitrium voluntatis (свободное решение воли) и perseverantia (стойкость в стремлении к благу).

Несомненно, что одной из главных заслуг Августина является победа над ложным (с ортодоксальной христианской точки зрения) учением пелагиан.

К важным достижениям Августина в ходе полемики с Пелагием, как это справедливо отметил Дж. Фергюсон, следует отнести, во-первых, то, что он выявил у пелагиан различие в содержании понятий «вечная жизнь» и «царство Божие»; во-вторых, осуществление им опровержения пелагианской концепции первородного греха, согласно которой последний есть результат подражания» греху Адама. Наконец, Августин убедительно доказал, что благодать необходима человеку как глубинная, оживляющая его сила.

Тем не менее, Августину не удалось создать непротиворечивое учение о свободе воли и предопределении. Его концепция вполне обоснованно может быть подвергнута критике как с рационально-философской точки зрения, так и с ортодоксально христианской. Как было выявлено в ходе исследования, учение Августина по сути фаталистично.

Августин в своем учении о свободе воли и предопределении сохранил все главнейшие положения христианского учения. Но он ошибся в том одном, что является основанием для непринятия христианской ортодоксией его учения: он счел, что природа человека в грехопадении испортилась настолько, что он не способен уже не только на какое-либо подлинное добро, но и даже на стремление к нему.

Это объясняется, на наш взгляд, отчасти тем общим «юридическим» характером его богословия, обусловленным как традициями западно-римской ментальности, так и характером его светского образования; отчасти его личными качествами и особенностями его пути к Богу.

Ортодоксальное христианство никогда не понимало в буквальном смысле слова об определенном числе святых, которых только и спасает Бог. Эта мысль ему глубоко чужда ввиду вековых аскетических традиций, основанных на деятельности свободной воли человека, доказывающих, что путь к спасению открыт для каждого.

Допущение спасения избранных ставит под сомнение само искупление. Христос своим воскресением обожил человеческую природу как таковую, а не природу тех избранных, которые неизбежно спасутся. Св. Иоанн Кас-сиан справедливо упрекал Августина: «Если ни всех вообще призывает [Бог], а некоторых, следовало бы, что не все отягчены или первородным грехом, или действительным» [Соб. XIII, п. 7].

Противостояние идей Августина идеям его оппонентов получило огромный резонанс в последующей истории мысли. Так, в IX .в. немецкий монах Готшалк проповедовал учение о двойном предопределении и был осужден Майнцким собором в 848 г. Тем не менее, как пишет В. В. Соколов, «августинианская фаталистическо-провиденциалистская доктрина сверхъестественной, божественной благодати, даруемой избранникам человечества. стала преобладающей доктриной католического богословия» . Однако изменение социально-исторических условий привело к необходимости пересмотра отдельных положений учения. Августина о предопределении. Так, Фома Аквинский был вынужден разработать учение о так называемых вторичных, или инструментальных, причинах всего происходящего, находящихся лишь в косвенной зависимости от Бога. Ввиду этого человеческая деятельность, включенная в многообразную цепь такого рода причин, получила относительную самостоятельность.

В XIV в. данную концепцию возродили Томас Брэдуордин и Григорий из Римини. Независимо от других к ней пришел Джон Виклиф, один из самых радикальных сторонников учения о предопределении в средние века. Как отмечает А. А. Столяров, «.у Виклифа эсхатологическое разделение людей по двум Градам превратилось в церковно-социологическое» . Согласно его мысли, существующая церковь из союза верующих, которые, как считал Августин, на самом деле не знают, к какому граду они принадлежат, должна стать союзом избранных.

В XVI в. Кальвин выдвинул теорию абсолютного предопределения к злу. Лютер также находился в русле августиновской традиции. Человеческая воля, согласно его учению, а это воля падшего человека, не способна подвигнуть человека на такое количество добрых дел, которых было бы достаточно для того, чтобы Бог простил его, поскольку тайна спасения - в руке Божией. Лютер иронически отмечал, что даже если допустить, что человек будет жить вечно и благодаря свободной воле творить добро, у него всегда будет оставаться сомнение: достаточно ли он сделал, чтобы заслужить спасение. Лютер был убежден, что сам человек вообще не способен на добрые дела, поскольку расстроенная грехопадением свободная воля неодолимо влечет его ко греху. Спасти человека может только благодать Бога, которая, по непостижимым для человеческого разума причинам, предопределила одних к вечной жизни, а других к вечному осуждению. Удел человека и главная его заслуга перед Богом - верить, что он будет спасен, т. е. верить, что он принадлежит к тем избранным, которым уготовано вечное блаженство. В этом заключается оправдание верой.

Идея предопределения получила у Лютера совершенно иное качество. Для него она никоим образом не является источником фаталистических выводов: «.теперь, когда Бог, изъяв мое спасение из моей воли, взял его на Себя и пообещал меня спасти независимо от моего попечения об этом или моего старания по своей благодати и милосердию, я спокоен и уверен, потому что Он верный и не обманет меня. . мы уверены и твердо знаем, что мы нравимся Богу не из-за того, что заслужили этого своим делом, а по благоволению Его милосердия, обещанного нам. Если мы сделаем мало или же плохо, то Он не взыщет с нас, а по-отечески простит и направит» [«О рабстве воли» (в кн. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. 1987].

Лютер понял, что сознание избранности - великая сила. Если у Августина верующие не могут быть вполне уверены в своем спасении, то для протестантского теолога пребывание в Церкви есть неопровержимое свидетельство будущего спасения.

Е. Труб,ецкой, с нашей точки зрения, совершенно справедливо назвал бл. Августина «пророком протестантизма» .

Идеи Пелагия также хорошо были известны в эпоху Возрождения и Реформации. Так, к идеи Пелагия, по мнению В. В. Соколова, вдохновляли Эразма Роттердамского.

Таким образом, Августин оставил открытой проблему совместимости свободы воли и предопределения, не сумев преодолеть фатализм, с которым боролся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Комлева, Зоя Владимировна, 2000 год

1. Aurelius Augustinus: /«Patrologiae cursus completus», Migne, 1857/

2. De Spiritu et Littera («О Духе и букве») /1. 44/;

3. De peccatorum meritis et remissione («О заслугах грешников и отпущении грехов») /t. 44/;

4. De natura et gratia («О природе и благодати») /t. 44/;

5. De gestis Pelagii («О деяниях Пелагия») /t. 44/;

6. De gratia Christi et de peccato originali («О благодати Христа и первородном грехе») /t. 44/;

7. De nuptiis et concupiscentia («О браке и похоти») /1. 44/;

8. Contra duas epístolas pelagianorum («Против двух писем пелагиан») /t. 44/;

9. Sex libros contra Julianum («6 книг против Юлиана») /1. 44/;

10. De perîectione justitiae hominis («О завершении благочестия человека») /t. 44/;

11. De praedestinatione sanctorum («О предопределении святых») /t. 44/;

12. De correptione et gratia («Об исправлении и благодати») /t. 44/;

13. De dono perseverantiae («О даре твердости») /t. 45/;

14. Opus imperîectum («Неоконченный труд») /t. 45/;

15. De libero arbitrio («О свободном решении») /t. 32/;

16. Retractationes («Исправления») /t. 32/;

17. De moribus ecclesiae («Об обычаях церкви») /t. 32/;

18. Epistolae: 101,118,175,177,179,183,186,194,214,215,225,267 /t. 33/;1. Sermo 259 /t. 38/;1. Enhiridion /t. 40/;

19. De civitate Dei («О Граде Божием») /t. 41/;

20. De Trinitate («О Троице») /t. 42/;

21. De natura boni («О природе блага») /t. 42/;

22. De diversis quaestionibus ad Simplicianum /t. 40/.

23. Pelagius: Epístola ad Demetriadem, /«Patrología cursus completus», tl 30, Migne/.

25. Commonitorium super nomine Coelestio («Записка относительно Целестия»);1.ber subnotationum in verba Juliani («Примечания к словам Юлиана»).

26. J. Garnerius: Dissertationes («Исследования») /«Patrologiae cursus completus», t. 48. Migne, 1857/.

27. Ieronimus: /«Patrologiae cursus completus», t. 45, in Appendixe. Migne, 1857/

28. Ad Ctesiphontem («Письмо к Ктезифонту»);

29. Dialogus adversus pelagianos («Разговор против пелагиан»);

30. Jeremiam («Толкования на Иеремию»).

31. Orosius: Apologetic («Апологетик«) /Dissert. I, «Patrologiae cursus completus», t. 48. Migne, 1857/.

32. Gennadius: Liber scriptorum ecclesiasticorum /«Patrologiae cursus completus», t. 45 in Appendix. Migne, 1857/.

33. Gilson E.: «Histori oî Christian philosophy in the middle ages». London, 1955.

34. O" Connell R.J.: «St. Augustine"s early theory of man». Cambridge, 1968.

35. Ferguson J.: «Pelagius». Cambridge, 1956.

36. Аврелий Августин: «О Граде Божием». M., 1994.

37. Пелагий: «К Деметриаде». В кн. «Эразм Роттердамский. Философские произведения». М., 1987.13. Бл. Иероним:

38. Письмо к Ктезифонту». Творения, кн. 5. Киев. 1880.

39. Разговор против пелагиан». Творения, кн. 8. Киев. 1886.14. «Деяния Вселенских Соборов». T. I. Казань, 1859.

40. Лютер М.: «О рабстве воли» (в кн. Эразм Роттердамский. Философские произведения). М. 1987.

41. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Св.-Троицкая Сергеева Лавра,1993.

42. Лебедев П.: «Пелагианство». /«Православное обозрение», т. 19, 20/ ,М„ 1866.

43. Кремлевский А.: «История пелагианства и пелагианская доктрина». Казань, 1898.

44. Писарев Л.: «Учение бл. Августина о человеке и его отношении к Богу». Казань, 1894.

45. Гурьев П.В.: «Феодор Мопсуетский». М., 1890.

46. Арх. Филарет (Гумилевский): «Историческое учение об отцах церкви». М„ 1996.

47. Трубецкой Е.Н.: «Миросозерцание бл. Августина», ч. 1. М., 1892.

48. Гарнак А. «Монашество, его идеалы и его история». С.-Пб., 1908.Попов И.В.: «Личность и учение бл. Августина», т. 1, ч.1. С.-Пос., 1916.24. Соколов В.В.:

49. Средневековая философия». М., 1979.

50. Введение в классическую философию». М., 1999.

52. Столяров А.А.: «Проблема свободы воли в раннесредневековой философии (Аврелий Августин)». Автореф. канд. дисс. М.„ 1983.

53. Сидоров А.И. «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества». М., 1998.

54. Лосев А.Ф. «История античной эстетики». Т. 8 (1). М., 1992.

55. Бриллиантов А.: «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Ириугены». С.-Пб., 1898.

56. Бычков В.В.: «Эстетика Аврелия Августина». М., 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Самый непонятный для православного человека вопрос – вопрос о свободе воли, свободе выбора. Зачастую можно услышать от православного человека вещи совершенно странные: когда грех не просто оправдывается, а о нём говорится, как о вещи, предопределённой Богом. Так дал Бог, такая судьба… Обратимся к святым отцам церкви, чтобы разобраться в столь сложном вопросе.

Труд блаженного Августина «О свободе воли» представляет собою диалог между Августином и Эводием. Эводий спрашивает святого, а святой через цепь рассуждений подводит Эводия к верным мыслям, умозаключениям. Такой способ изложения материала был очень распространён в древности. Им пользовались практически все древние философы и святые ранней церкви. И вот о чём ведётся беседа…
Августин объясняет Эводию и подводит его к основной мысли: если бы человек был лишён свободы – наказание от Бога за грех было бы бессмысленным. Так же, как и Божья награда за праведность. Ведь если у человека нет свободы выбора поступков, если каждый шаг жизни его предопределён свыше, за что же его наказывать? «То, что не сделано добровольно, не было бы ни грехом, ни праведным поступком. А потому и наказание, и награда были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободной волей». Бог не может быть несправедливым. Потому «Бог должен был дать человеку свободную волю».
Затем Агустин просит порассуждать о разности бытия всего того, что находится на земле. К примеру, камень – он существует. Но о нём сложно сказать, что он живёт. Кошка или собака – они не просто существуют, они живут. Под словом «живёт», «жить» мы всегда понимаем более высокую ступень. Любому животному доступны некоторые переживания, чувства любви и злобы. Они живут своей жизнью. Человек же не просто существует. И он должен не просто жить. Человек, подчёркивает святой Августин, понимает. Первое чувство наше – в глазах, ушах и т.д. А второе чувство в душе. С его помощью мы или стремимся к тому, что видим, слышим, осязаем, или избегаем этого. Это случается благодаря чувству понимания. То, что помогает нам чувствовать телесно, не может дойти до сознания, пока не пройдёт через внутреннее чувство понимания. Приведу бытовой пример: на остановке стоит девушка с ярко-зелёными волосами и держит в руках сигаретку. Глаза всех людей, которые тоже стоят на остановке, видят её абсолютно одинаково. Т.е. наши телесные чувства дают нам практически одинаковую информацию. Но понимаем, оцениваем мы её по-разному именно благодаря нашим внутренним чувствам. Будем мы стремиться к тому, что увидели или нам увиденное кажется безобразным, некрасивым – зависит не от наших глаз, а от нашего сознания, понимания. Именно понимание возводит человека на высшую ступень бытия: человек не просто существует, как камень; человек не просто живёт, как животное. Человек ещё должен понимать, выражаясь словами Маяковского, «что такое хорошо и что такое плохо». Бог Сам вложил в нас благочестивые чувства о Себе. Бог дал нам способность понимать и дал свободу выбора. Бог стучится в двери нашей души, но не входит в неё без нашего согласия.Каждый из нас видит солнце, говорит святой Августин. Воспринимаем и пользуемся мы им по-разному. Одному человеку на солнце плохо – болит голова, сердце и он вообще не выходит из дома в жару. Другой человек обладает нежной кожей и потому в жаркое время суток предпочитает быть в тени. А третьему жара нравится и он боится сквозняка и прохлады. Несмотря на столь разное восприятие, несмотря на разный выбор – солнце одно и одинаково. Столь разное у нас отношение и к событиям, происходящим в нашей жизни. Так, говорит Августин, тот, кто воюет, кажется себе мудр. И тот, кто защищается – тоже кажется себе мудр. И тот, кто вообще отрицает военную службу, кажется себе мудр. Всем троим кажется, что их мысли благословенны Богом. То, что одному кажется злом – для другого есть добро. Как же разобраться?
Августин даёт такой совет… Мы все хотим блаженной жизни рядом с Богом. Во всяком случае, должны хотеть этого. Это истина. Мы к ней стремимся. Наши заблуждения, это то, что не ведёт к блаженству. Хотя мы можем следовать своему заблуждению верно, всю жизнь, упорно его отстаивая. «Ошибка – это когда следуют чему-либо, что не ведёт к тому, к чему мы хотим прийти». Есть как бы две ступени ошибки. Первая: когда хотим блаженства, но идём неправильным путём и удаляемся от своей цели. Другая ступень, ещё более погибельная: когда к блаженству не стремятся и единение с Богом отрицают. Эта вторая ступень ошибки совершенно противны жизни. Святой Августин говорит: спросите любого человека: хочет ли человек жить и хочет ли он быть счастливым? Вам каждый скажет: «Да». Смерть противоположна жизни. Потому всякое живое существо избегает смерти. Так же в нас запечатлены счастье и мудрость. Каждый хочет быть мудрым, никто не согласится быть несчастным по доброй воле. Но дело в том, что Мудрость на свете – одна. И высшее благо одно для всех людей: обожение и вечное блаженство с Богом. Но люди за высшее благо могут воспринимать разные вещи. Люди вообще могут отрицать истинное благо, не знать о нём или же знать, но идти неверным путём, не приближаясь к этому благу, а напротив – отдаляясь от него. Каждый из нас по свободной воле, дарованной нам от Бога, выбирает, чем пользоваться и как пользоваться и куда идти. Подобно тому, как мы по-разному пользуемся солнцем – избегаем его или стремимся. Истина в том, что человеку должно стремиться к Премудрости. В нашей жизни « худшее должно подчиняться лучшему, а равное сравниваться с равным, и каждому надлежит воздавать своё собственное. Мы не можем посмотреть на солнце чужими глазами. Так каждому надлежит пройти свой путь, пользуясь на этом пути дарованной свыше свободой. За человека нельзя прожить жизнь. Каждый должен сделать это сам. Но роль воспитания в том, чтобы заложить в человека с детства правильную шкалу ценностей: «неиспорченное лучше испорченного, вечное лучше временного, нерушимое лучше уязвимого». Эта истина – одна для всех. От того, как мы её усвоили, зависит, как мы выстроим свою земную жизнь. И получается: одна жизнь « никакими бедами не отклоняется от верного и честного взгляда». А другая – «легко разбивается и опрокидывается временными неудобствами». «Тот, кто достигает мудрости – мудр».
Часто в жизни мы лучшее подчиняем, по доброй воле или вынужденно, низшим вещам. Но тот, кто живёт мудро, ни при каких жизненных трудностях не выберет испорченное. Что мы выберем – к тому обратим и душу свою. «Мудрость…всё устрояет на пользу». Тот, кто выбрал неиспорченное, претерпев неудобства и горести – мудр. Эта истина неизменна и не зависит от состояния наших чувств, нашего ума или нашего к ней отношения.
Люди всегда – и святые, и не святые – выберут то, что принесёт им наслаждение. Жить в наслаждении и счастье – заложено в нас. Пословица: рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше – верна. Вопрос: что является для каждого из нас наслаждением? «Никто не спокоен за те блага, которых он может против воли лишиться…. Ничем душа не наслаждается свободно, кроме того, чем она наслаждается безмятежно». Потому у выбравших испорченный путь жизненные радости коротки и непрочны. К концу жизни человек понимает, что приобрёл прах. Неправильно воспитанный человек, исходя из своего неверного понимания жизни, имеет извращённые желания и избирает низшее. «Однако никто не желает нехотя». Устроение нашей жизни, в подавляющем большинстве случаев, есть наш добровольный выбор. Красота же «истины и премудрости… ни временем не исчерпывается, ни ночью не перебивается, ни тенью не преграждается…» Обычно, выбрав свой жизненный путь, мы на него «со всем возможным пылом… всю нашу душу собираем…» Но о Боге при этом не помним, не молимся, не связываем в нашем сознании свою жизнь с Ним. Строя же свой жизненный путь, пользуемся дарами и талантами, данными нам от Бога. Святой Августин сравнивает: так, порою, художник пишет картину. Картина всем нравится. О ней только и говорят. А вот о самом художнике – забывают. Из-за картины человека не видят. «Никакая вещь не может сформировать саму себя». Мы забываем о том, что всё, чем мы пользуемся – дано нам Богом для нашего блага. Любое благо – хоть большое, хоть малое - дано нам от Господа. В том числе и свобода. Она дарована Богом. Следовательно, свобода есть благо. Как мы ею воспользуемся, удалит ли свобода нас от Бога или приблизит, зависит от нашего понимания всё того же «что такое хорошо и что такое плохо». Воля дана нам Богом для блага. Ведь мы – образ и подобие Божие. А Бог – свободен. Благо ли для человека две руки, - спрашивает Августин. Особенно однорукий человек это осознаёт ясно: две руки – благо. И плохо, когда рука одна. Ещё хуже, когда их нет вовсе. Но этим благом – руками – мы можем что-нибудь подарить человеку, а можем украсть; вылечить или убить, качать детей или держать бутылку водки… Если человек дурно пользуется благом – руками, это вовсе не значит, что иметь руки – плохо. Иметь руки – прекрасно. Но ими надо творить лишь добро. А это уже зависит от понимания, от воспитания. И если кто-то делает руками зло, мы так же не можем сказать, что это зло человек делает по вине Бога и не имея выбора. Нет, Бог нам даровал свободу в поступках, мыслях, в выборе жизненных целей. Да, все управляет Промысел. И волос не упадёт без воли Бога, но! Свобода включена в Божий промысел о человеке! Без свободы воли человек не может быть праведником, ибо праведность по принуждению – это не праведность. На бытовом примере: если человеку просто не давать водку и держать под замком – он пить не будет. Ему нечего пить. Но это вовсе не значит, что он перестал быть алкоголиком. Он перестанет им быть, когда сделает свободный личный выбор. Так же и святости по принуждению не бывает. И обожения насильно не бывает. Потому свобода включена Богом в вечные дары человеку, является составной частью Божьего Промысла о человеке. Потому грешить или не грешить – это наш выбор, а не желание Бога. Как бы Бог судил и наказывал грешника, если у человека нет другого пути, как только грешить? Если бы Сам Бог лишил его возможности выбирать между грехом и истиной? Воля дана нам и является, как пишет Августин, «средним благом». Наименьшие блага – это те, без которых мы можем обойтись, но всё же мы к ним стремимся без вреда для своей души. Приобретя их, мы не рискуем погибнуть в Вечности. Они нас от Бога не отдаляют. Хотя и особо не приближают. Они не являются крайне необходимыми. Средние блага – это те, с помощью которых мы можем как приблизиться к Богу, так и отдалиться от Него. Высшие блага – те, которые ведут только к Богу. К примеру, добродетелью пользоваться дурно человеку просто невозможно.
Так же есть разные виды и ступени Любви. «Любовь человеческая не только дозволяется в виде уступки, но так дозволяется, что если её не будет, то это ставится в упрёк, и она предлагается в виде совета… Необходимо иметь дух совета». Любить жену, детей, родителей, друзей - не только не грех, но благо. «Кто не любит детей своих. Делается даже хуже льва… Рыкает лев среди лесов, и никто не проходит мимо него. Но вот входит он в свою пещеру, где у него детёныши, и оставляет ярость своей дикости, оставляет её как бы вне, не входит с ней туда». Но Бога мы любим более детей, и жены, мужа, родителей. И это более высокая ступень любви.
Человеку должно помнить, что есть две смерти. Одна смерть приходит к нам, не спрашивая нашей воли – это физическая смерть нашего тела. А вторая смерть – это осуждение, для которого воскреснут и нечестивые. Воскреснут, чтобы затем навсегда потерять жизнь. Кто отвергает пролитую кровь Христа, будет наказан и отвергнут. Нам напоминают на Литургии: «Горе имеем сердца» (т.е. устремляем сердце вверх). И мы отвечаем: «Имамы ко Господу». Блаженный Августин даёт нам совет: « Наблюдай, есть ли в сердце твоём и какая любовь, блестит ли искра из пепла плоти, крепко ли сердце твоё настолько, чтобы не падать под тяжестью искушений, но ещё боле гореть любовью; наблюдай, не тлеешь ли ты, как пакля, которая гаснет от лёгкого дуновения, или горишь, как твёрдое дерево, как уголь, от дуновения сильнее разгорающийся… Пойми, что есть две смерти: одна временная, - это смерть первая, а другая вечная – это смерть вторая»… Первая смерть для всех, а вторая – для злых, для тех, кто дурно использовал данный Господом дар свободы, дар воли.

Философия. Шпаргалки Малышкина Мария Викторовна

39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении

Учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении оказало большое влияние на последующую христианскую философию. Суть этого учения состоит в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли.

Августин говорил, что без знания истины невозможно и «вероятное» знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, то есть похожее на истину. А чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. По мысли Августина, наиболее достоверное знание – это знание человека о своем собственном бытии и сознании: «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину…» «Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает, желает, мыслит, знает, судит? И даже если он сомневается, то все же… он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности, мыслит, знает, что не знает, думает, что не следует опрометчиво соглашаться». Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой познания является истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин изрек афоризм: «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Глава 1. Историцизм и миф о предопределении Широко распространено мнение, что подлинно научный или философский подход к политике, а также углубленное понимание общественной жизни вообще должны быть основаны на созерцании человеческой истории и ее

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ТРАКТАТОВ «О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ» И «О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИРОДЫ» Публикуются по: Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 788–794. Перевод С. С. Аверинцева.[ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ]Учитель. Итак, пусть никакой авторитет не отпугивает тебя от положений,

Из книги Книга небес и ада автора Борхес Хорхе

Блаженный Августин. Об аде и свойствах вечных мук Итак, что Бог сказал через Своего пророка о вечном наказании осужденных, так оно и будет, непременно будет: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (Ис. 66: 24). Для сильнейшего запечатления этих слов и Господь Бог, разумея

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) (354–430) Крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья, родоначальник христианской философии истории («О граде Божьем»). Развил учение

Из книги 25 ключевых книг по философии автора Хесс Реми

Блаженный Августин 354-430 гг. н. э.ИсповедьИсповедь (400) - несомненно, самое известное произведение Блаженного Августина. Но все же по своей значимости в наследии этого философа-теолога она занимает лишь второе место, после трактата О граде Божием, написанном позже (412–427) и

Из книги Невеста Агнца автора Булгаков Сергей Николаевич

Учение бл. Августина о свободе и предопределении Блаж. Августин прямо не занимался проблемами эсхатологии, и в его многочисленных сочинениях не имеется ни одного трактата, посвященного непосредственно одной из них. Однако именно этому отцу Церкви, в ряду многочисленных

Из книги Богословско-политический трактат автора Спиноза Бенедикт Барух

О предопределении по ап. Павлу Римл. VIII, 28-30 и Ефес. 1, 3-12 в толковании бл. Августина Бл. Августин в изложении своего учения о предопределении экзегетически опирается преимущественно на указанные тексты ап. Павла, подвергая их отвлеченно-буквалистическому истолкованию, вне

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Глава IV О божественном законе Слово закон, взятое в абсолютном смысле, означает то, что заставляет каждого индивидуума – всех или нескольких, принадлежащих к одному и тому же виду, – действовать одним и тем же известным и определенным образом; а это зависит или от

Из книги Четыре йоги автора Вивекананда Свами

38. Блаженный Августин. Учение о бытии Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке Бог, мир и человек. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром

Из книги Царство Божие внутри нас автора Таулер Иоханн

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОМ ИДЕАЛЕ ЛЮБВИ Человеческий язык не в силах выразить природу возвышенного и абсолютного идеала любви. Как бы высоко ни воспаряло человеческое воображение, человек не способен представить себе этот идеал в его беспредельном

Из книги Феномен языка в философии и лингвистике. Учебное пособие автора Фефилов Александр Иванович

1. Блаженный Августин Августин (354–430) - выдающийся, можно даже сказать, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской

Из книги 50 золотых идей в философии автора Огарёв Георгий

О БОЖЕСТВЕННОМ СОЗРЕВАНИИ Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Мф. 20, 1 Евангелие уподобляет Царство Божие винограднику, а Христа - хозяину, вышедшему нанять работников для виноградника. Это по праву

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

1.4. Августин Аврелий (Блаженный) (354–430). Язык как средство познания и толкования текстов. Начало герменевтической концепции языка Августин Аврелий (Блаженный) (354–430…), средневековый мыслитель, вначале был сторонником религиозного течения, называемого манихейством, в

Из книги автора

32) «ДУША ЧЕЛОВЕКА ПОДОБНА ДУШЕ БОГА» (АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ) Августин родился в африканском провинциальном городе Тагаст 13 ноября 354 года. Его отец в течение всей своей жизни оставался язычником и был обеспокоен только возможностью удачной карьеры своего сына. Стремление к

Из книги автора

Блаженный Августин. Об учителе Глава II. О том, что значение слов объясняется опять-таки словами Августин. Итак, мы согласны с тобою в том, что слова суть знаки. Адеодат. Согласны.Августин. А может ли знак быть знаком, если сам он ничего не значит?Адеодат. Нет, не

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

О бытии

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Бог, мир и человек

Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Еговзглядам присущи принципы теоцентризма (Бог – источник и причина всего) икреационизма (мир создан Богом из ничего). Существует «личный» Бог,запредельный миру, созданному им. Он – конечный и исходный пункт всех человеческих действий. Он – носитель воли, творит мир по доброй воле из

ничего. Но в уме у Бога - прототипы реального мира, «образцы». Сотворенный мир– единство бытия и небытия. Сотворение мира – чудо. Бог передает в«пользование» природе законы, но при этом не забывает о мире, постоянно печется о нем (Это названо провиденциализмом – божественной предопределенностью всех событий). Свое попечительство Бог не оставляет, иначе мир может

исчезнуть (концепция «непрерывного творения»)Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы.

Мир, с точки зрения Августина, представляет собой устойчивую иерархию, в нем – всему свое место.

Внизу – неодушевленные тела (существуют), далее – растения(существуют и живут), выше –животные (существуют, живут, ощущают), на самом верху – человек (существует, живет, ощущает, обладает бессмертной душой).

Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Человек разделяет время на прошлое, настоящее и будущее. Прошедшее остается в памяти, будущее производно от надежды.Мир градация добра. Зло не «онтологично», оно не существует само посебе; это умаление добра. У Августина имеет место оправдание Бога за зло вмире (учение о теодицее). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены («без болезни не было бы здоровья»). Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.

О благодати

Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать - особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли - лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства - с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».

Проблема разума и воли в человеке Человек, сотворенный Богом, наделен свободой воли («первородный грех» выбор зла). Зло результат высокомерия человека,

стремящегося встатьвровень с Богом, его желания абсолютизировать собственную неполноту,ограниченность своих возможностей. Душа челоека уникальна, бессмертна, но при этом она неразрывносвязана стелом. Необходимо не умерщвлять, а «просветлять» плоть.

Душа человека – это ум, память и воля (отражение троичности Бога). Августин былхорошим психологом (даже психоаналитиком): он учил, что человек должен«помнить себя», «знать себя» и «любить себя». Дуализм человека дуализм егопомыслов ;можно жить «по закону плоти» и «по закону Духа». Задачи человекаграндиозны, и без помощи Бога не обойтись Несовершенство человека толкаетего к изменениям и ведет к самосовершенствованию.Приоритет веры над разумом, по Августину, - не «отключение»познавательной способности человека, но избавление от самонадеянности,излишней уверенности в универсальности и безотказности разума. Философучит: «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого».Августин резко противопоставлял государство и церковь. Государствоосновано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Он называл государствообластью непрерывной борьбы, войны, конфликта.В отличие от государства церковь основана на самоотверженной любви Богак человеку.

Проблема веры и разума в философии Ф.Аквинского-

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274) , ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280) . Как и его учитель,Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего, и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете.

Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis) ; сюда относятся неорганические стихии и минералы.

На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри таковы растения.

Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее.

Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи) . Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя "самосущего".В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли) , осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.

Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием. В мире Фомы подлинно сущими оказываются, в конечном счете, индивидуумы.

Знание и вера не противоречат друг другу, а друг друга дополняют. Некоторые истины откровния не доступны разуму, а являются предметом веры, например, триединство Бога (об этом писалеще Тертуллиан), но многие другие итины вполне доказуемы и поддаются анализу. Если разумошибается, большего доверия заслуживают положения веры. Когда философские идеи противоречатОткровению, то значит, философы не правы (приоритет веры над знанием).Размышляя над проблемами универсалий, Фома Аквинскийбыл сторонником умеренного реализма . Онпризнает троякое существование универсалий: в уме Бога (до конкретных вещей), в конкретных вещах,в уме человека (после конкретных вещей).Понимание «универсалий» Аквинатом тяготеет к аристотелевскому учению о «форме» как сущностивещей. При этом не всякая сущность обладает существованием (они сливаются только у Бога), длядругих сущностей необходим Божественный акт творения, где сущность приобретает существование(бытийный акт).У Аквината имеет место отождествление аристотелевской Первоформы (она же Перводвигатель,Первопричина, Мировой Ум) и христианского (Ветхозаветного) Бога. При этом взамен дуализмаАристотеля, где материя –вечна и несотворима, Аквинат демонстрирует идеалистический монизм (материя – продукт Божественного творения).Что касается понимания природы человека, то она, согласно взглядам средневековья, являетсясоединением материального тела и нематериальной души. Индивидуальная человеческая душа получаетсвое полное осуществление только при соединении с телом (может, в частности, обладать разумом «могущественнейшей природой человека»). Такое понимание было

противопоставлено идеям платоников-августианцев, которые, подражая Платону, называли тело «темницей» для души.

Аквинат разработал пять доказательств бытия Бога: космологическое, каузальное (причинностное),онтологическое, догматическое (постепени совершенства). телеологическое. Космологическоедоказательство связано с доказательством наличия перводвигателя (все находится в движении, поэтомус необходимостью должен существовать первый источник движения). Каузальное доказательствоосновано на признании наличия во всех вещах обусловливающих их причин, которые находятся внеданных вещей. Это предполагает наличие первопричины всех вещей Бога. Онтологическоедоказательство основано на признании наличия в мире множества случайных вещей, существованиекоторых необязательно, за которыми должно быть чтото иное, что необходимо, а не случайно, то, чтоимеет необходимость в самом себе, иначе мир исчезнет. Это Бог. Догматическое доказательствосвязано с тем, что в мире существуют вещи разной степени совершенства, которые восходят к наличиюпервого эталона максимально совершенного и благородного, что есть Бог. Телеологическоедоказательство связано с тем, что каждый объект (даже неосуществленный) стремится к некой цели,финалу. Значит, в мире должна существовать высшая сила, которая направляет природные существа кцели. Данная сила – Бог.

Понятие «исламской философии». Философские взгляды Ибн Сины-

Исламская философия - совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком (реже - персидским языком). Позднее начинают всё чаще появляться труды на национальных языках исламских стран (турецкий, урду и др.). Иногда в рамках исламской философии рассматриваются также труды средневековых еврейских философов, написанные на арабском языке и испытавшие явное влияние исламской религиозной доктрины.

(ныне Сук-Арас в Алжире) 13 ноября г.

Первоначальным своим образованием он обязан своей матери - христианке Монике , умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений.

Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения "Hortensius" Цицерона . Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев , которой оставался верным около 10 лет, но, не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму.

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух и направление не только Африканской, но и всей Западной церкви. Его полемика против ариан , присциллиан и в особенности против донатистов и др. еретических сект наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем разработка учения о св. Троице , его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. В споре с пелагианами Августин Иппонийский не был всецело истинным представителем христианского учения, которое, по некоторым пунктам, столь же далеко от августинизма, как и от пелагианства (подробнее см. пелагианство).

Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами .

Его краткое житие, Vita Augustini , было написано его учеником, еп. Поссидием Каламским (+ 440).

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию , чтобы спасти их от поругания ариан -вандалов , а когда этот остров попал в руки сарацин , выкуплены Лиутпрандом , королем лангобардов , и погребены в Павии , в церкви св. Петра. В г. с согласия папы они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона франц. епископами.

Учение Августина о благодати и свободной воле

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. Воля – одна из основополагающих способностей человека, к чему Августин приходит после длительного анализа нравственной жизни и возможности выбора в ней определенных альтернатив. Также воля является направляющей интеллектуального познания. Способность «свободного решения» воли предусматривает свободу человеческого действия, автономность его, возможность выбора альтернатив. В идеале, воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Таковая свобода была утеряна при грехопадении человека. Августин делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует человека на добро, а злая - на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать – особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли – лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства – с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим еще один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными». С проблемой свободы воли человека и действием благодати тесно связано учение Августина Аврелия о божественном предопределении.

Предопределение по Августину – это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Се́рдцем все́м Христу́ после́дуя, святи́телю Августи́не,/ сло́вом и де́лом и́стину запечатле́л еси́/ и ересе́й злочести́вых яви́лся еси́ неле́ностный искорени́тель,/ моли́ся вы́ну ко Святе́й Тро́ице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Непоколеби́ме сто́лпе Це́ркви Вселе́нския,/ на недви́жимем ка́мени ве́ры основа́нный,/ догма́т правосла́вия неле́стный учи́телю/ и покая́ния велегла́сный пропове́дниче,/ запечатли́телю и́стины,/ прехвальне Августи́не,// святи́телю Христо́в.

Труды

Наиболее известными из сочинений Августина является De civitate Dei (О граде Божьем) и Confessiones (Исповедь), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.

Сочинения Августина автобиографического, полемического и гомилетико-экзегетического содержания изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689-1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700-3) и в последнее время бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835-40). Замечательнейшие из этих соч.: "De civitate Dei libri XXII", изд. Штранге (2 т., Кельн, 1850-51) и Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826), и "Confessiones", автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823), Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876) в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер; 1859), Зильберта (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме того, заслуживают упоминания его "Meditationes" и "Soliloquia" (изд. Вестгофом, Мюнстер, 1854) и "Enchindion", или "Manuale" (изд. Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его "Избранных сочинений" выходит в "Bibliothek der Kirchenväter" (т. 1-8, Кемпт., 1869). Недавно в библиотеке Грейфсвальда были найдены два до сих пор еще не изданных небольших сочинения A. ("Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et sanctos" и "Tractatus de omnibus virtutibus". По-русски существ. московское издание 1788 г. "Избранных сочинений Авг." в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в "Христианском чтении" и "Воскресном чтении".

Литература

  • Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840);
  • Биндеман, "Der heilige A." (Берл., 1844);
  • Пужула, "Vie de St. Augustin" (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
  • Дорнер, "Aug., sein theol. System und seine religionsphilos. Anschauung" (Берл., 1873).
  • ПЭ. Т.I. 93-109.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • "28 (15) июня память Свт. Августина Великого, еп. Иппонского (†430)", страница официального сайта Храма Рождества Христова г Саратова:
    • http://cxpx.ru/article-1099/ (использованы молитвословия)
Психология общения