Рационализм и иррационализм в философии. Рационализм и иррационализм как философские позиции Учение о воле

Практически вся докантовская философия Нового времени строилась на постулате «прозрачности», или абсолютной постижимое™, бытия для человека (тезис рационализма). В философии Канта была провозглашена принципиальная непознаваемость внешнего мира, т.е. «вещи-в-себе», но зато был сорван «покров тайны» с человеческого мышления (трансцендентальной диалектики). У Гегеля, где Бытие оказалось тождественным Мышлению, опять восстанавливалась «ясность» и «прозрачность» бытия.

В современной философии, во многом опирающейся на Канта, исходным тезисом часто опять становится идея о принципиальной «непрозрачности», «непроницаемости» бытия (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, позитивизм (эмпириокритицизм) и др.). Бытие оказывается непознаваемой и недостижимой «вещью-в-себе», и потому философия обращается к единственно доступному для нее миру явлений человеческого сознания (феноменам и ноуменам) и к человеческим переживаниям. Но и они часто объявляются недоступными рациональному познанию и постижимыми только интуитивно.

Интересно отметить, что как рационалистическое, так и иррационалистическое настроения в философии поддерживались самим ходом развития естественных наук.

Рационализм. Так, в XIX в. открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре и способствовали выработке современной естественнонаучной методологии, которая стала восприниматься как единственно научная. Это способствовало дальнейшему развитию рационализма в XIX в. и непосредственно повлияло на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, а в начале XX в. - на появление и развитие общей теории систем и структурализма, а также на развитие неомарксизма (в том числе марксизма-ленинизма).

Но уже в конце XIX - начале XX вв. абсолютизация этих позитивистско-сциентистских умонастроений привела в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «наук о духе» (культуре) и их методологий (рационалистической и иррационалистической соответственно).

Иррационализм. Хотя на протяжении XX в. в области естественных наук доминирующим оставался принцип рационализма, в области философии все сильнее проявлялась тенденция к иррационализму. Ее развитие было связано с целым рядом фактов. Среди важнейших можно назвать следующие.

Во-первых, математизация и дифференциация наук способствовала тому, что каждая «узкая» научная дисциплина становилась все более «закрытой» и непонятной для всех, кто не специализируется в данной области (в частности, для фило- софов-гуманитариев), приобретая в их глазах характер чуть ли ни «эзотерического» знания. Следствием этого стало, с одной стороны, принципиальное размежевание методологии естественных и «чисто» гуманитарных наук (впервые теоретически осмысленное в неокантианстве), а с другой стороны, усиление тенденции иррационализма в философии. Крушение прежней механистической картины мира, относящейся к макромиру (которая уже поэтому была более «ясной» и «прозрачной» для человека), также способствовало развитию данной тенденции, достигшей своего максимума в конце XX в. в таких течениях, как постструктурализм и постмодернизм.

Во-вторых, использование научных открытий в военных целях , экологический кризис, ставший результатом интенсивного промышленного развития и т.д., сначала подорвали сциентистские настроения в западной культуре, а затем вызвали их крушение, что способствовало подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания и нашло свое отражение в философии жизни (Дильтей, Бергсон, Шпенглер и др.), феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр и др.), психоаналитической философии (Фрейд, Юм, Фром и др.), экзистенциализме (Бердяев, Шестов, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.), а в конце XX в. - в постструктурализме и постмодернизме, а кроме того, росту интереса к тем течениям восточной (индийской и китайской) философии, в центре которых находятся феномены человеческого сознания (и в первую очередь, буддизму и веданте).

Говоря о влиянии естественных и гуманитарных наук на современную философию, можно выделить ряд наиболее существенных открытий (табл. 3).

Влияние достижений наук в XIX-XX вв. на философию

Таблица 3

Влияние на науку и культуру

Открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека (железная дорога, пароход, автомобиль, аэроплан, телефон, радио, фотография, кино, граммофон и т.д.)

XIX-XX вв.

Повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре; способствовали выработке современной естественнонаучной методологии и отношения к ней как единственно научной

Непосредственно повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма, марксизма и естественнонаучного материализма (в частности, «вульгарного», или физиологического)

Рубеж XIX-XX вв. Привели в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «паук о духе» (культуре) и их методологии XIX-XX вв.

Способствовали развитию рационализма XX в Способствовали появлению и развитию общей теории систем и структурализма способствовали развитию неомарксизма

Общий процесс дифференциации наук

Способствовал развитию отдельных наук и усилению непонимания «узкими специалистами» в различных науках друг друга

XIX-XX вв.

Способствовал развитию иррационализма

XIX в. - Биология:

Создание и широкое распространение эволюционной теории Дарвина, основанной на принципе естественного отбора;

открытие Менделем законов наследственности

Конец XIX-XX вв.

Способствовало утверждению идеи эволюции в науках и в культуре в целом; способствовало утверждению идеи о единстве всей живой природы.

Конец XIX-XX вв.

Повлияло на создание течения социалдарви- низма и геополитику.

Повлияло на концепцию творческой эволюции Бергсона (философия жизни), на эволюционизм Т. де Шардена, на становление идей русского космизма

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

XIX в. - Химия

Открытие Менделеевым Периодической системы элементов

Способствовало подтверждению идеи единства всей природы

Подтверждало законы диалектики и способствовало утверждению естественнонаучного материализма и марксизма

XIX в. - Физика

Открытие закона сохранения энергии (джоуль);

открытие электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла); возникновение и развитие термодинамики

Конец XIX-XX ев. Способствовало общему кризису в физике на рубеже XIX-XX вв.;

дало новое подтверждение принципа историзма; привело к возникновению понятия «стрелы времени»; привело к возникновению концепции «тепловой смерти Вселенной»

Конец XIX-XX вв.

Способствовало «феноменологическому» повороту в философии и дифференциации понятий «вещество» и «материя»; повлияло на развитие концепции эволюции Вселенной, на становление теории «Большого взрыва»

XIX в. - Математика Создание неэвклидовой геометрии

Повлияло на создание теории относительности, согласно которой пространство имеет неэвклидову структуру; способствовало появлению интуиционистской математики и неклассических логик

Повлияло на развитие феноменологии и логического позитивизма

XIX в. - Языкознание Открытие связи языка с национальной ментальностью и картиной мира (учение В. Гумбольдта о языке как выражение духа народа); открытие общей закономерности развития групп языков из общих корней, существования «языковых семей» (создание первых реконструкций индоевропейского праязыка)

XIX-XX вв.

Повлияло на увеличение общего интереса к языку и знакам в целом; способствовало возникновению семиотики (науки о знаках); подтверждало общий принцип историзма; способствовало дальнейшему развитию языкознания и семиотики

Повлияло на развитие общего интереса к языковой проблематике; оказало влияние на учение Хайдеггера, герменевтику Гадамсра, на лингвистическую философию, на постструктурализм и постмодернизм; повлияло на возникновение и развитие структурализма

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

Рубеж XIX-XX вв.

Физика

Общий кризис в физике; открытие радиоактивности; открытие электрона и сложной структуры атома; создание частной и общей теории относительности; зарождение квантовой механики; открытие радио

Способствовал крушению старой механистической (ныотоно-картези- ансткой) картины мира и возникновению новой физики и астрономии; создание радиосвязи, широкое использование в практической жизни электричества

Конец XIX-XX вв.

Способствовал «феноменологическому» повороту в философии: повлиял на становление эмпириокритицизма (второй стадии позитивизма), прагматизма, феноменологии; способствовал развитию неомарксизма (марксизма-ленинизма)

Математика и логика Кризис в математике (обнаружение парадоксов в основании математики); обнаружение логических парадоксов; создание Васильевым учения о «воображаемых логиках»; антип- сихологизм Фреге и разработка им основ логической семантики

Способствовал разработке проблем основания математики, появлению новых направлений в математике; способствовал появлению неклассических логик; стимулировал интерес к языковой и логической проблематике в целом; способствовал появлению и развитию информатики

Повлиял на становление неопозитивизма (логического позитивизма) и феноменологии Гуссерля

Психология и психиатрия Исследования в области подсознания; разработка Фрейдом метода психоанализа

Способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной (с начала XX в.), широкому распространению психоанализа как метода лечения, «сексуальной революции» в обществе (в 1960-е гг.); способствовал росту общего интереса к проблемам бессознательного в культуре и искусстве (дадаизм», «сюреа- лизм» и т.д.)

Вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнги- анство);

оказала влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

Лингвистика Концепция де Соссюра

Повлияла на развитие теоретического языкознания, семиотики и логики (логической семантики)

Стала непосредственной предпосылкой структурализма; повлияла на неопозитивизм и постпозитивизм (лингвистическую и аналитическую философию)

XX в. - общие события Первая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (отравляющие вещества, аэропланы и т.д. - в Первой мировой войне).

Вторая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (управляемые ракеты, атомная бомба и т.п. - во Второй мировой войне); экологический кризис, ставший результатом безудержного промышленного развития и т.д.

Подорвало сциентистские настроения в культуре, что способствовало усилению интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания

Вызвало крушение сциентистских настроений в культуре, что способствовало подъему новой волны мистицизма и религиозности, связанной с обращением к различным нетрадиционным для западной культуры религиям, в частности восточным

Способствовало развитию иррационализма, в частности философии жизни Бергсона и Шпенглера, экзистенциализма Хайдеггера и Ясперса

Способствовало дальнейшему развитию иррационализма, в частности:

  • - экзистенциализма Сартра, Камю и т.д.;
  • - постструктурализма и постмодернизма;
  • - интересу к восточной философии

XX в. - в науке в целом Усиление процесса интеграции наук

Повлияло на превращение принципа дополнительности в общеметодологический принцип

Вторая половина XX в.

Повлияло на возникновение синергетики и разработку методологии междисциплинарных исследований

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

XX в. - Физика и астрономия Возникла новая картина мира (борове ко-эй н штей н овс кая); открытие ядерной энергии; принцип дополнительности, принцип неопределенности, антропный принцип; открытие «доплеровского эффекта» и явления «разбегания галактик», создание космогонической концепции «Большого взрыва» возникновение ракетостроения

Произошло овладение ядерной энергией, используемой как в военных, так и в мирных целях Подтверждение концепции историзма в развитии природы; поиски следов внеземных цивилизаций в космосе с помощью радиотелескопов

Способствовало выделению трех структурных уровней бытия (микромир - макромир - мегамир);

оказало влияние на развитие общей теории систем;

способствовало усилению интереса к субъекту и его сознанию и к проблеме места человека во Вселенной; разработка философской космогонии; повлияло на развитие «космического мышления» и на развитие космизма

XX в. - Химия Создание принципиально новых материалов, применяемых во всех сферах жизни; создание ракетного топлива

значительное повышение урожайности сельскохозяйственной продукции; повлияло на возникновение космонавтики

Способствовало постановке проблемы и месте человека во Вселенной и на развитие русского космизма

XX в. - Биология

Возникновение генетики, открытие ДНК и РНК, разработка теории мутаций

Подтверждение представлений о родстве всего живого на Земле; возможность клонирования; дополнило дарвиновскую теорию эволюции

Вызвало изменения в теологических концепциях происхождения человека

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

XX в. - Языкознание Гипотеза лингвистической относительности Сепир-Уорфа (связь языка с национальной ментальностью и картиной мира); развитие сравнительно исторического языкознания (компаративистики)

Подтверждало концепцию историзма, влияло на исследование проблемы искусственного интеллекта

Повлияла на развитие языковой проблематики в философии (па феноменологию, герменевтику, психоаналитическую философию, постструктурализм и постмодернизм)

XX в. - Культурология Концепция Шпенглера о развитии культур.

«Игровая теория происхождения культуры» Хейзинги

Способствовала появлению и развитию культурологии как самостоятельной дисциплины; повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской культуры, способствовала росту интереса к другим культурам

Повлияла на развитие культурологии, искусствоведения и языкознания

Повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской философии, способствовала росту интереса к восточной философии Вторая половина XX в.

Повлияла на становление игровой теории языка Витгенштейна и лингвистической философии в целом

XX в. - Информатика Создание компьютеров

Значительные изменения в условиях умственного труда; революционные преобразования в способах связи, хранения,обработки и передачи информации

Поставило в философии проблему искусственного интеллекта; связи души и интеллекта

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какими характерными особенностями обладает философия XIX- XX вв.?
  • 2. В чем выражается практицизм современной философии?
  • 3. Какие виды времени выделяются в современной философии?
  • 4. Какое место занимает идея эволюции в современной философии?
  • 5. Почему в современной философии утвердилась идея относительности знания?
  • 6. Как соотносятся современная философия и естествознание?
  • 7. Что такое иррационализм и какое место он занимает в современной философии?
  • Железные дороги, пароходы, телефон, радио и т.д.
  • Отравляющие вещества, аэропланы и т.д. - в Первой мировой войне, управляемые ракеты, ядерная бомба и т.п. - во Второй мировой войне.
5.3. Рационализм и иррационализм

В ХIХ веке европейское общество эпохи классического капитализма пережило несколько глубоких кризисов. Они заставили философов по-новому осмыслить человека, его возможности, место в природе и социальном мире, дальнейшие пути развития цивилизации. В это время на основе главных направлений классической философии складываются новые школы и концепции, которые в одних вопросах оказываются сходными друг с другом, а в других занимают противоположные, взаимоисключающие позиции.

В ХIХ - ХХ веках возникает острая полемика между двумя противоположными способами понимания мира - рационализмом и иррационализмом.

Рационализм (от латинского ratio - разум, rationalis - разумный) - это философское направление , признающее разум основой познания и поведения людей. Один из создателей европейского рационализма Рене Декарт был уверен в безграничных возможностях человеческого разума в познании и объяснении мира. Уверенность в возможности научного («рационального») объяснения мира, построения всей общественной жизни по некоему совершенному и разумному плану широко распространилась в эпоху Просвещения. Не случайно выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864 - 1920) доказывал, что специфической чертой европейской цивилизации является прогрессирующая рационализация человеческой деятельности: наука, экономика, политика и даже возникший в ХVI веке новый вариант христианской религии (протестантизм) все больше опираются на здравый смысл, трезвый рациональный расчет, научные знания. Современному европейцу, с детства осваивавшему научную картину мира, обычно кажется само собой разумеющимся, что именно наука, научное исследование природы и общества позволяю постепенно разрешить все стоящие перед человечеством проблемы. Такая уверенность в безграничных возможностях науки и ее абсолютной необходимости для современного общества получила в ХХ веке название сциентизм. Сциентизм (от латинского scientia - знание, наука) - это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности, необходимом и достаточном условии ориентации человека в мире. Рационалистическое и сциентистское понимание мира довольно ярко выражено в позитивизме и неопозитивизме, о которых речь пойдет несколько позже.

Однако еще в конце ХVIII века И. Кант попытался доказать, что человеческий разум, на который опирается наука, обладает неустранимыми недостатками и научное, рациональное познание ограничено неким непреодолимым пределом. Кант считал, что познание вещи в себе принципиально невозможно. Человеческий разум навечно обречен исследовать только мир явлений. Поэтому после Канта возникают философские концепции, считающие главным источником человеческих знаний не разум и науку, возможности которых якобы изначально ограничены, а какие-либо другие формы человеческой деятельности. Так формируется противоположная рационализму философская концепция - иррационализм.

Иррационализм (от irrationalis - неразумный, бессознательный) - это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Иррационализм считает основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное по отношению к нему (иррациональное), утверждает, что само реальное бытие имеет алогичный характер. Религия, например, всегда иррациональна, так как считает божество недоступным человеческому пониманию. Естественные науки и материалистическая философия, наоборот, рассматривают мир как доступный человеческому разуму и полемизируют с идеями иррационализма. Мыслить рационалистически может и философ-идеалист.

Г. В. Ф. Гегель считал, что «скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания», и окружающий мир, следовательно, доступен для научного исследования.

Можно заметить, что иррационализм похож на старое философское направление, отрицающее познаваемость мира - агностицизм. Их различие состоит в том, что агностики (например, И. Кант) считали мир в принципе непознаваемым, а иррационалисты пытаются найти вне научного знания другие пути преодоления описанных Кантом границ человеческих познавательных возможностей. С точки зрения иррационалистов сущность мира действительно непостижима для разума, но ее можно попытаться понять нелогическим путем - посредством чувств, эмоций, веры, мистического озарения, интуитивного постижения иррациональной основы всего сущего. В качестве такой иррациональной основы мира называли мировую волю (А. Шопенгауэр), волю к власти (Ф. Ницше), непосредственное созерцание и чувство (немецкие романтики), интуицию (интуитивизм), мистическое озарение, воображение, инстинкт, а также бессознательное (в иррационалистических трактовках учения З. Фрейда).

Контрольная работа (реферат) по философии на тему: Проблема истины в философии. Рационализм и иррационализм. Проблемы нерационального (Фрейд, Бердяев)

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать
  1. Проблема истины в философии
  2. Рационализм и иррационализм. Проблемы нерационального (Фрейд, Бердяев)

Список использованной литературы.

1. Проблема истины в философии

Непосредственной целью познания является достижение истины. По выражению Гегеля, истина есть великое слово, а еще более великий предмет. С древних времен философы обращались к проблеме истины. Одни из них подходили к истине с гносеологических позиций, отвечая на вопрос - что есть истина? Другие анализировали истину со стороны логического аспекта и отвечали на вопрос: действительно ли это - истина? Почему это - истина? Так, что есть истина?

Данный вопрос - один из центральных в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались Платон и Аристотель, Бэкон и Декарт, Кант и Гегель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдеггер. И это не случайно, ибо истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Философы по-разному отвечали на этот вопрос.

Философы выработали широкий спектр взглядов на истину: от глубины теоретических систем до полного отрицания ее как феномена в стиле Ницше: «...истина - это иллюзия, порожденная волей к могуществу». В зависимости от учета тех или иных характеристик истины, от общефилософских и гносеологических позиций философы делили истины (и содержащие их знания) на врожденные и приобретенные из опыта (Декарт), истины разума и истины факта (Лейбниц), априорные, апостериорные, аналитические и синтетические (Кант), материальные и формальные (в логике),дискурсивные и интуитивные, эмпирические и теоретические, непосредственные и опосредствованные, необходимые и случайные, общие и частные, абсолютные и относительные, вечные и преходящие, объективные и субъективные, Истина с большой буквы и истина с малой буквы (Н. Бердяев) и т.п. Часто в этом делении подход к истине одного философского направления перекрывает другие направления или даже дублирует их. Не все они носят научный характер с позиции здравого смысла. Дать анализ этим подходам к истине затруднительно в таком пособии из-за ограниченного его объема. Обратим внимание только на то, что многие философы выдвигают как общие проблемы истины:

  • во-первых, о соотношении истины и знания;
  • во-вторых, о соотношении истины и заблуждения;
  • в-третьих, об объективном и субъективном в содержании истины;
  • в-четвертых, об абсолютном и относительном в развивающемся знании;
  • в-пятых, о конкретности истины;
  • в-шестых, о критериях истины.

С древних времен философы связывали истину со знанием: или отождествляли ее с ним, или считали истину элементом знания. Еще Аристотель считал, что истина - это знание, которое соответствует действительности. Это знание, которое верно отражает действительность. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Противоположная категория истины -ложь. Ложь - неверное, неадекватное описание действительности. (Есть разные точки зрения по поводу лжи и заблуждения).

Такой подход объективно отвечал интересам и практическим потребностям познания действительности, если соблюдался принцип: истина никому и ничему не служит, ей служат. В дальнейшем философы начали различать знание и истину. Под истиной понимают содержание знания, характеристику знания. Ложь является содержанием заблуждения, т.е. неадекватного познавательного образа. «Истина» и «знание» - с одной стороны, и «ложь» и «заблуждение», с другой - не являются синонимами. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один», - так определяет французский просветитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо. Истина есть суд над ложью, свет, обличающий тьму. Знание имеет логическую структуру, тогда как истина не имеет ее, хотя и существует только в ней. Истина, как наглядно интерпретированное адекватное описание предметной ситуации, имеет категориальную структуру. Но поскольку знание содержит истину, оно может быть определено как истинный познавательный образ или совокупность истинных познавательных образов. Эта точка зрения довольно распространена в современных условиях.

Далее следует подчеркнуть, что истина имеет два смысла: истина как знание о реальности и истина как самая реальность. «Истина есть не только идея, ценность, но также существо, существующее», - так определяет Н. Бердяев. И далее «...истина не есть то, что существует, а есть смысл, логос существующего. Но этот смысл есть существующее, существующий». «Истина есть творческий акт духа, в котором рождается смысл». Здесь поставлена проблема объективного и субъективного в содержании истины. Хотя точка зрения Бердяева по этой проблеме двойственная. Он больше субъективизирует истину: "Истина совсем не есть познание объекта, истина есть победа над объективизацией... Истина совсем ничего не отражает, как ничего не отражает реальность духа. Истина - духовна, она в духе и есть победа духа над бездуховной объективностью мира, - мира вещей... Истина есть пробуждение духа в человеке, приобщение к духу«.

Ни предметы (явления, процессы), ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными, ни ложными. Восприятия, представления, ощущения могут быть истинны или ложны только в случае их сопоставления с объектом.

Истина - это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний . Она являет собой итог процесса познания. Истина - центральная категория теории познания, любой философской системы.

«Истина - дочь времени, а не авторитета», - говорил Ф. Бэкон. Гегель утверждал, что истина «есть великое слово и еще более великий предмет», так что у духовно здорового человека «при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». Самая серьезная потребность человека есть потребность познания истины. Она не подобна цветам, которые легко срывают по пути. Это далекая цель трудного пути познания. «Недостаточно просто открыть глаза и уши, чтобы стать мудрым и знающим. Многие только потому и спорят против истины, что пропадут, приняв ее за таковую» (Гете).

Диалектический материализм рассматривает истину как процесс. Она не дается непосредственно и не является неизменным отражением объекта. Истина - результат последовательного, противоречивого процесса углубления познания.

Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность.

Проблема истинности наших знаний включает два вопроса. Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или только приблизительно и относительно?

Под объективной истиной понимается такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Скажем, утверждения «ядра атомов состоят из протонов и нейтронов» или «Земля вращается вокруг Солнца», «труд создал человека» и др. являются объективно истинными. Быть материалистом - значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом.

Объективность истины - сложное свойство ее, включающее в свой состав независимость истины от произвола субъекта, его антипатий и симпатий и отношений к предмету знания, данному познанию независимо от истины.

Независимость истины от произвола субъекта есть выражение ее адекватности в отношении к объекту, в котором она предстает как описание объекта таким, каков он есть действительно, независимо от желаний, установок и т. п. - как отклоняющих познающего субъекта от пути адекватного познания, так и направляющих субъекта на этот путь. Объективность истины потому и есть ее адекватность, а отнюдь не существование ее вне сознания субъекта. В меру своей адекватности наше познание объективно, в меру неадекватности - субъективно, т. е. ложно.

Истина, конечно, присуща деятельности познающего субъекта, но она в общем и целом объективна по своему содержанию и источнику. (Термин «объективная истина» недостаточно строг, полностью объективной может быть только материальная действительность).

Неправы и субъективные идеалисты, которые полностью отрицают объективную сторону истины. Субъективизм в понимании истины присущ, например, сторонникам широко распространенной в недавнем прошлом такой философской концепции, как прагматизм (от греч. «прагма» - делаю), поскольку ее сторонники утверждают, будто истинно все то, что выгодно, приносит пользу и успех.

Другой разновидностью субъективистской трактовки истины является концепция «социально-организованного опыта» А.А. Богданова. Согласно его взглядам, истинно то, что общезначимо, что соответствует мнению большинства, признается большинством. Такая позиция тоже недостаточно корректна, поскольку новое в науке первое время часто расходится с мнением большинства (вспомним судьбу открытий Н. Коперника, А. Эйнштейна и др.).

Представители объективного идеализма склонны абсолютизировать и даже обожествлять знание, вынося при этом истину за пределы реальной действительности, в трансцендентный (потусторонний) мир, в «царство чистой мысли». На самом деле, ни знаний, ни, сало быт истины независимо от человеческой деятельности нет и быть не может.

Объективность в истине отрицается, если истина рассматривается как внутреннее свойство сознания, как бы последнее ни трактовалось. И все же для решения проблемы истины признания в ней объективности недостаточно, так как сразу встает вопрос, дается субъекту познания истина сразу или же по частям, по мере движения от знаний менее глубоких и полных к знаниям большей глубины и достоверности, а это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины

Относительная истина - это истина неполная, неокончательная, приблизительная. Она уточняется с ходом развития познания. Относительными являются, например, все гипотезы. Относительна точность наших измерений.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п.

Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие.

Таким образом, зависимость между абсолютной и относительной истинами имеет достаточно сложный диалектический характер. Как и при объяснении явлений природы и общества, диалектика и здесь противостоит метафизике, которая проявляется в форме догматизма и релятивизма. То и другое течение содержит в себе верные моменты, но односторонне преувеличивает их. Догматики признают только абсолютные истины. Истина, считают они, познается сразу, полностью или же не познается вовсе. Так считал, в частности, Дюринг. Критику его взглядов дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг».

Другой крайностью является полное отрицание абсолютной и признание только относительной истины. На этой позиции стоят релятивисты (релятивизм присущ махизму, прагматизму, неопозитивизму).

Большинство течений современной философии, признавая относительность человеческих знаний, абсолютизирует эту относительность, превращая ее в полный релятивизм, отрицающий не только переход от относительной истины к абсолютной, но и само существование последней. Релятивисты абсолютизируют отдельные моменты процесса познания: его зависимость от психического состояния личности (экзистенциализм), от биологических потребностей и эмоций субъекта (Заммель, Ницше и прагматики) или же от логических форм и теоретических средств, как-то: символики и совокупности терминологии координат и методов отсчета и т. п. (неопозитивисты и семантические идеалисты).

Диалектический материализм решительно отвергает сведение релятивного к чисто субъективному. Он включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не абсолютизирует их. С точки зрения диалектического материализма разница между абсолютным и относительным тоже относительна.

Если понятие «объективность истины» подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» - сам процесс ее познания, то понятие «конкретность истины» говорит о возможном практическом применении полученных знаний. Диалектический материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает необходимость учета границы, пределов применимости результатов познания, а соответственно и их уточнения.

Принцип конкретности истины есть одно из гносеологических выражений внутренней противоречивости в природе и обществе, из чего вытекает необходимость всестороннего учета противоречий и различных тенденций развития. Эти принципы неразрывно связаны с анализом и осмыслением новых явлений, возникающих в научной практике и общественной жизни.

Внимание студентам! Для успешной сдачи сессии рекомендуем воспользоваться услугами компании «Заказ-Реферат». Над вашей работой будут трудиться только лучшие специалисты - преподаватели ведущих вузов. Мы можем с уверенностью утверждать, что контрольная работа на заказ

В XIX в. европейское общество эпохи классического капитализма пережило несколько глубоких кризисов. Они заставили философов по-новому осмыслить человека, его возможности, место в природе и социальном мире, дальнейшие пути развития цивилизации (см. главу 5). В это время на основе главных направлений классической философии сложились новые школы и концепции, которые в одних вопросах оказались сходными друг с другом, а в других заняли противоположные, взаимоисключающие позиции.

В XIX-XX вв. возникла острая полемика между двумя противоположными способами понимания мира -- рационализмом и иррационализмом.

Рационализм (от лат. ratio -- разум, rationalis -- разумный) -- это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Один из создателей европейского рационализма Рене Декарт был уверен в безграничных возможностях человеческого разума в познании и объяснении мира. Уверенность в возможности научного («рационального») объяснения мира, построения всей общественной жизни по некому совершенному и разумному плану широко распространилась в эпоху Просвещения (см. главу 4). Не случайно выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) доказывал, что специфической чертой европейской цивилизации является прогрессирующая рационализация человеческой деятельности. Наука, экономика, политика и даже возникший в XVI в. новый вариант христианской религии (протестантизм) все больше опираются на здравый смысл, трезвый рациональный расчет, научные знания. Современному европейцу, с детства осваивающему научную картину мира, обычно кажется само собой разумеющимся, что именно наука, научное исследование природы и общества позволяет постепенно разрешать все стоящие перед человечеством проблемы. Такая уверенность в безграничных возможностях науки и ее абсолютной необходимости для современного общества получила в XX в. название сциентизм. Сциентизм (от лат. scientia -- знание, наука) -- это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности, необходимом и достаточном условии ориентации человека в мире. Рационалистическое и сциентистское понимание мира довольно ярко выражено в позитивизме и неопозитивизме, о которых речь пойдет несколько позже.

Однако еще в конце XVIII в. И. Кант попытался доказать, что человеческий разум, на который опирается наука, обладает неустранимыми недостатками, и научное, рациональное познание ограничено неким непреодолимым пределом. Кант считал (см. главу 5), что познание вещи в себе принципиально невозможно. Человеческий разум навечно обречен исследовать только мир явлений. Поэтому после Канта возникли философские концепции, считавшие главным источником человеческих знаний не разум и науку, возможности которых якобы изначально ограничены, а какие-либо другие формы человеческой деятельности. Так формируется противоположная рационализму философская концепция -- иррационализм.

Иррационализм (от лат. irrationalis -- неразумный, бессознательный) -- это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Иррационализм считает основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное по отношению к нему («иррациональное»), утверждая, что само реальное бытие имеет алогичный характер. Религия, например, всегда иррациональна, так как считает божество недоступным человеческому пониманию. Естественные науки и материалистическая философия, наоборот, рассматривают мир как доступный человеческому разуму и полемизируют с идеями иррационализма. Мыслить рационалистически может и философ-идеалист. Гегель считал (см. главу 5), что «скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания», и окружающий мир, следовательно, доступен для научного исследования.

Можно заметить, что иррационализм похож на старое философское направление, отрицавшее познаваемость мира, -- агностицизм. Их различие состоит в том, что агностики (например, И. Кант) считали мир в принципе непознаваемым, а иррационалисты пытаются найти вне научного знания другие пути преодоления описанных Кантом границ человеческих познавательных возможностей. С точки зрения иррациона-листов сущность мира действительно непостижима для разума, но ее можно попытаться понять нелогическим путем -- посредством чувств, эмоций, веры, мистического озарения, интуитивного постижения иррациональной основы всего сущего. В качестве такой иррациональной основы мира называли мировую волю (А. Шопенгауэр), «волю к власти» (Ф. Ницше), непосредственное созерцание и чувство (немецкие романтики), интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, а также «бессознательное» (в иррационалистических трактовках учения З. Фрейда).

В современном мире иррациональное мышление распространено довольно широко. В религии, например, оно проявляется в правилах и предписаниях, которые вступают в явное противоречие с реальностями XXI в. и со здравым смыслом цивилизованных людей. Так, руководители движения «Талибан» в Афганистане предъявляли к населению подконтрольных территорий явно иррациональные требования: было запрещено кино и телевидение, мужчинам запрещалось бриться, женщинам -- ходить на работу, появляться на улице без чадры и без сопровождения родственников-мужчин. Требования такого рода имели определенный смысл в период формирования ислама. Однако в эпоху постиндустриального общества они кажутся странным анахронизмом. Политические круги, которые их поддерживают, явно тормозят развитие своих стран. Иррациональны не только религиозные нормы поведения, но и многие обычаи, традиции, настроения, существующие в современном обществе.

Различие между рационализмом и иррационализмом проявляется не в признании или непризнании иррационального компонента в человеческом поведении (его существование никто не отрицает), а в различной оценке роли иррационального в жизни отдельного индивида и в деятельности общества в целом. Если рациональное, разум, здравый смысл, наука способны лучше регулировать общественную жизнь (как считали Сократ, Декарт, французские материалисты, Гегель и марксисты), то именно на них она и должна быть построена. Так и происходит в наше время в развитых странах: экономика и политика базируются на здравом смысле и научном расчете, человек с детства осваивает научное знание, умение рассуждать и поступать логично. Однако в том случае, если возможности разума ограничены (как думали скептики, Юм, Кант и иррационалисты), рациональное поведение нельзя считать приоритетной, наиболее совершенной формой человеческой деятельности. Тогда, может быть, целесообразно пересмотреть исходные установки современной европейской культуры и строить человеческую деятельность на нормах религии, эмоциональных порывах и иррациональных стремлениях, а не на рациональном расчете? Или, может быть, существует какое-то сочетание этих двух мировоззрений? Мы видим, что разные решения вопроса об иррациональном или рациональном устройстве природы и общества ориентируют людей на разные стратегии их практической деятельности и разные стили поведения, разные представления о ценностях жизни и культуры.

Рационали́зм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Сократ (ок. 470-399 до н. э.) прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа - очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.



Рационализм и эмпиризм -Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой . В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым. Как признавал сам Лейбниц в книге «Монадология», «в своих действиях мы все на три четверти эмпирики» Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой . Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле» . Его идеалом философа были Декарт , Эвклид и Томас Гоббс , а также еврейский теолог Маймонид . Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания . Гете признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет» . Его Этика содержит неясные места и математические структуры из эвклидовой геометрии . Но его философия столетиями привлекала такие умы, как Альберта Эйнштейна

Кант -также начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа, но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.

Иррационали́зм - направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

Иррационализм - характеристика мировоззрений, которые каким-либо образом обосновывают несостоятельность научного мышления в познании основополагающих взаимосвязей и закономерностей реальности. Сторонники иррационализма считают высшими такие познавательные функции, как интуиция, переживание, созерцание и т. п.

невозможность познания действительности научными методами; реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) неподвластны законам и закономерностя; ориентир на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.

Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.

иррационализм убедил исследователей в необходимости тщательно анализировать такие виды и формы познания как исследование креативности и процесса творчества.

мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления . В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем.

Ф. Г. Якоби , Г. В. Й. Шеллинг . С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше . философия жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика - рациональный способ познания категорий бытие и небытие, можно мыслить(на сколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогикичных методах.

Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.

Субрациональные области в иррационализме

воля (у Шопенгауэра и Ницше)

душа (у Л. Клагеса)

инстинкт (у З. Фрейда)

жизнь (у В. Дильтея и А. Бергсона)

Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений

идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)

понятия единого , первопричины , которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера.

экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса)

Арациональные воззрения в иррационализме-формы познания являются чем-то иным, нежели разум и рассудок, никак не соотносятся с последними и не могут быть сведены к ним.

объявляет недоступные объективному рациональному анализу области истинно творческим началом (например, жизнь, инстинкт, воля, душа) и противопоставляет их механицизму мёртвой природы или абстрактного духа

Бытие-

Элейская школа:Парменид -бытие-то, что существует, небытие-то, чего не существует;бытие вечно, неизменно, неделимо, неподвижно,познается разумом;Зенон Элейский -бесконечная делимость;демакрид-все состоит из атомов, атомы неделимы, бытие едино,тк состоит из атомов, множественно,тк соединение атомов производит различные вещества, бытие существует-атомы,небытие-пустота в которой движутся атомы;Платон -бытие неделимо, едино; бытие-мир идей;небытие-мир вещей;только разум может ухватить суть вещей и увидеть в переменах что-то неизменное;чувственно воспринимаемое бытие обманчиво, постоянное бытие в мышлении;

Средневековье -бытие-Бог,любовь к Богу,усе остальное тварное, не имеет самостоятельности,иерархия вещей-материальный мир;

Новое время -три модели бытия:Декарт -дуализм(мышление и протяжение)Спиноза (одна субстанция включает протяженность и мышление)Лейбниц (Множество)основа всех моделей связана с Богом

18век- проблема бытия лишается важности;1бытие-природа,основа-материя;материя постоянно движется,детерминизм-причинно следственные связи;природа развивается по объективным законам,человек повлиять не может;2бытие-человек;социальное бытие;мнение правит миром,разум-основа развития общества+идея самостоятельности человека;

19век -иррационализм

20век -проблема бытия-нефилософская,бессмысленна(позитивизм),предельно субъективный подход к проблеме бытия;Гуссер- феноменология, подменное бытие,чистые интуитивно ясные компоненты опыта;экзистенциализм -бытие не познается а переживается;

18.материя -вещество,атрибуты(свойства)-несотворима, вечна, является причиной самой себя;античность -аознается на базе обыденного опыта,ограничена кругом наблюдений,основа-вода,огонь,воздух;Демакрид-абстрактная нмодель материи;новоевропейская -в-во обладающее атрибутом массы,главное-опыты,основа-механика;н20 век -обобщенный взгляд,материальность-свойство человека и общества;Ленинская концепция -материя-объективная реальность,которая дана нам в ощущениях(противопоставление материи и сознания)

19.проблема сознания -

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

два уровня своего решения : заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем; - ставит цель объяснить, как сознание возможно

Античность - сознание-всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощеной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Печать на воске - метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. Другая же сторона - умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике мировоззрения и мироощущения античного мира. Греки - прирожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятья. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент встречи объект оставляет след на «дощечка» разума. У античного грека не было навыка сосредоточиваться на своем внутреннем мире.

Христианство- обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир;Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге

Новое время - решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма; Человек освободился от власти и опеки Божественного, перестав признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только их природы, согласившись впоследствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны; сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит и конституирует мир явлений; сточки зрения И. Канта, в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя;). Начиная познание, мы обнаруживаем, что в нашем сознании уже есть знание о том, что мир пространственен и временен, что в нем действуют причинно-следственные связи и т.д. Когда человек осознает себя как Я, у него уже есть способности к логическому мышлению, языку, умение воспринимать мир пространственно и временно и т.д. Сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможность познать внешний мир, творить мир явлений, т.е. такой предметный мир, который зависит от структур сознания. В этой связи Лейбниц называл человека «маленьким богом», а кант - верховным законодателем природы.

Современняя философия - человек не просто живет отпущенный ему век, но в связи с другими людьми творит, формирует условия своего существования, творит свое сознание.

Психология свиданий