Храм марона пустынника расписание богослужений. Типовая типовая программа поездки в грецию

В первый раз в жизни побывал здесь вчера в воскресенье. А «вытащил» меня туда отец Александр Шрамко, приехавший из Белоруссии ( priestal ) и позвонивший мне по наводке Виктора С. ( vik_sud ). Ему хотелось посмотреть те приходы, где есть общинная жизнь... Виктор ему до того показал несколько, а утром отвез его в данный храм. Действительно, приход оставил в целом благоприятное впечатление. Народу на поздней Литургии молилось человек под двести, храм был полный, но не забитый; стоять было вполне комфортно. Очень много молодежи и детей разного возраста, в том числе и совсем маленьких. Чувствуется, большинство пришедших друг друга хорошо и давно знают. Богослужебный уклад и порядок традиционный с умеренно-консервативной ориентацией; два смешанных хора, певшие вполне слаженно, составлены из своих же верующих, наемных певцов там нет. Ирина М., одна из моих добрых знакомых по «курайнику» ( ianders ), там с самого начала открытия храма, с 1992 г. С тех пор храм хорошо отделан, восстановлен и внутри неплохо расписан. Служил позднюю 10-часовую Литургию настоятель, прот. Александр Марченков, сказав после Евангелия проникновенную проповедь о прощении, которую, впрочем, слушать было весьма затруднительно по причине детской возни и шума у притвора храма. Наш вышеупомянутый о. Александр Ш. ему сослужил.
На Литургии я обратил внимание на седого мужчину, слегка сгорбленного и подверженного небольшому нервному тику. Лицо его мне показалось весьма знакомым. В приходском кафе, куда мы пошли после службы, решив не идти в трапезную для духовенства и причетников, он сидел рядом с нами. И тут Ирина мне сказала, что это небезызвестный Владимир Семенко. Да-да, тот самый воинственный публицист с «Русской линии», «Завтра» и других подобных изданий. Но здесь он ведет себя тише воды-ниже травы, по-тихоньку помогает приходу... По словам Ирины, в храме много людей с совершенно разными взглядами, а настоятель от политики подчеркнуто отстраняется, что, конечно, правильно. В общем, посидели мы в кафе прекрасно; пообедать там любому желающему запросто можно за 100 р. или даже меньше. Семенко ушел чуть раньше нас, к его или нашему счастью, уж не знаю – когда о. Александр услышал про него от Ирины, ему сразу захотелось поддеть его, но он не успел…
Что еще меня весьма обрадовало – это наличие приходского дома, где иногда принимают даже целые группы паломников. И плата за сутки проживания очень даже щадящая – 600 р. Учитывая выгодное местоположение и самый центр Москвы (метро Октябрьская, французское посольство рядом), это просто даже шикарно. Так что те, кто бывает проездом в Москве и когда есть проблемы с ночлегом, имейте в виду! Вот думал, куда пристроить французскую группу католиков, которая прибудет через два месяца в Москву ради знакомства с православной жизнью столицы (писал уже недавно об этом) – и вот теперь ясно, куда!
Ну и напоследок два фото.
О. Александр с Ириной:

И со мной:

К сожалению, Виктор С. Спешил после службы по делам и с нами не остался, поэтому его запечатлеть не удалось…

Церковь Преподобного Марона Пустынника на Бабьем городке, в Старых Панах

1 Бабьегородский пер., 5/7, близ ул. Б. Якиманка

"Бабьегородские переулки названы по местности "Бабий городок", известной с XVII в., когда здесь укрепляли берег сваями, вбивавшимися в землю посредством "баб" - тяжелых подвесных молотов из обрубков дерева или чугуна. "Городки" тогда называли укрепление. Сказание о бое здесь в 1382 г. женщин, построивших "городок", с татарами документально не подтверждается".

"Южнее Голутвинской слободы за Земским переулком (назван по земскому двору; в XIX в. - Сорокоумовский, по фамилии домовладельца) когда-то были поселены иноземцы в так называемой Панской слободе. Слободская церковь Марона Чудотворца называлась "что в Старых Панех". Здание ее - памятник архитектуры - находится в Мароновском переулке (№ 5). Оно выстроено в начале 1730-х гг., а трапезная - в 1831 г.

Церковь Марона тогда именовалась "что в Бабьем городке". Так называлась местность в районе 1-го и 2-го Бабьегородских переулков. Пока не выяснено точное происхождение этого названия. Одна версия говорит о том, что здесь якобы было укрепление, в котором оборонялись женщины от вражеского нападения, другая - о том, что на берегу Москвы-реки татары выбирали себе полонянок... Наиболее распространенное объяснение заключается в том, что в этих местах речной берег укрепляли - "городили" - при помощи свай, вбиваемых молотами, "бабами".

"Церковь известна с 1642 г.".

"Известна деревянной с 1642 г. как Благовещения в Иноземской слободе". В феврале 1727 г. разрешено пристроить теплый деревянный придел преп. Марона. 12 июня 1730 г. разрешено строить теплую церковь Благовещения с Мароновским приделом. В 1831 г. на средства Лепешкиных выстроена новая двухпрестольная трапезная - второй придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1844 г. главная церковь переделана: крыша стала круглая, внутри построен новый иконостас, а снаружи по углам главки. В 1886 г. было обновление: главки убраны, крыша сделана четырехскатной, в северо-западном углу поставлена пристройка для отопления".

В Центральном Государственном историческом архиве сохранилось "Дело об одобрении проекта перестройки церкви Марона Чудотворца, что в Старых Панех" 1843 г. с изображениями фасада и плана храма до и после перестройки, рисунком ограды с воротами, рисунком надпрестольной сени, проектом иконостаса. Архитектор П. В. Михайлов.

"На 42-м году скончался потомственный почетный гражданин Сергей Н. Лепешкин, староста церкви преп. Марона чуд. Храм Марона составлял предмет самых сердечных забот рода Лепешкиных со временем вступления Василия Логиновича Лепешкина в 1828 г. в должность церковного старосты, и в течение 74 лет непрерывно старостами его были представители рода Лепешкиных".

"Церковь обновлялась в 1898 г.".

"При храме - Мароновская церковно-приходская школа".

Подбор колоколов на колокольне церкви Марона звонарь-виртуоз XX в. К. К. Сараджев считал лучшим в Москве и часто звонил здесь. В своей "Автобиографии" он пишет: "Особенно мое внимание стал привлекать звон, несшийся с колокольни из Замоскворечья... Этот звон сразу выделялся на фоне других, не давал мне покоя, оттеснив все другие звоны на задний план... Оказалось, это были колокола колокольни церкви Марона в "Бабьем городке" в Мароновском переулке близ Б. Якиманки, где я и сейчас звоню. Слушая игру отца на фортепьяно, на скрипке, я сейчас же в своей голове сопоставлял эти звуки с колоколами; я, если можно так выразиться, постоянно переводил их на язык колоколов и плакал, если такой перевод почему-либо не удавался. Звон Мароновских колоколов впервые привлек мое внимание еще в 2-3 года... Мароновские колокола меня поразили! Их подбор представляет собой законченную гармонию! Я ходил хлопотать о получении колоколов для полного ублаготворения Мароновской колокольни". Часто, отыграв в праздничный день на Мароновской колокольне у ранней обедни, К. К. Сараджев ехал звонить к поздней на другую.

Осенью 1930 г. колокольный звон в Москве был запрещен, и концерты прекратились. Церковь Марона была закрыта в начале 1930-х гг., около 1931 г. (Н. И. Якушева).

"Церковь Марона была фактически без борьбы отдана ЦГРМ и МОНО на слом и уцелела лишь чудом".

Она имела огромный погост, занимавший часть Мароновского переулка, куда еще в 1940-х гг. выходили церковные ворота. Погост застроен частью в XIX в., частью в конце 1930-х гг. школой (Н. И. Якушева).

В 1970 г. М. Л. Богоявленский записывал: "В настоящее время храм обезглавлен, крыша прикрыта обрывками толя, на карнизе алтаря растут кустики и береза выше роста человека. В стене храма пробиты ворота для автомашин, пристроены трубы. Вид церкви грязный, облупленный. Ограды нет. Внутри помещаются мастерские по ремонту автомашин".

К 1980 г. мало что изменилось; в храме находилась автобаза неназванного ведомства. На гос. охране он не стоит, а районные власти много лет добивались разрешения на его снос (!).

В 1990 г. состояние храма, со всех сторон застроенного гаражами, ужасающее. Он, однако, включен в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в г. Москве.

"Возвращена верующим в 1992 г.".

Эту церковь трудно заметить со стороны Большой Якиманки. Некогда она находилась в центре открытого пространства и была видна издалека. Сегодня она оказалась зажата между многоэтажным жилым домом и школой, причем к последней она практически примыкает. Сказываются последствия ХХ века, когда храм едва не был уничтожен.

Церковь становится известна с 1642 года и поначалу упоминается как храм Благовещения в Иноземной слободе. В этой части Замоскворечья селились пленные выходцы из Польши и Литвы – отсюда и наименование «в Старых Панех». Второе название – в Бабьем городке – вызывает много споров и сегодня. Наиболее вероятной версией считается, что в этой местности берег Москвы‑реки укрепляли с помощью свай, которые вбивались в землю с использованием деревянных или чугунных «баб». Но есть и народные легенды о женщинах, принявших здесь бой с татарами, или о том, как татары выбирали себе женщин для увода в плен на этом месте. Сегодня «Бабий городок» напоминает о себе только в названии местного переулка.

Благовещенская церковь, первоначально деревянная, в камне была выстроена только во времена императрицы Анны Иоанновны: в 1730 году по её указу началось возведение нового храма с приделом святого Марона Пустынника. Основа этой церкви в сильно перестроенном виде сохраняется до наших дней. Здание сильно пострадало во время событий 1812 года: сначала он был осквернен и разграблен французами, затем серьезный ущерб нанес пожар. После этого в течение пяти лет храм был закрыт. Но и после его открытия восстановление шло медленно, лишь к 1831 году все разрушения были устранены на средства купцов Лепёшкиных. Они же выстроили новую церковную трапезную, в которой помимо Мароновского придела появился еще и придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем церковь еще дважды меняла свой облик: в 1844 году она получила новый иконостас и купол с пятью маленькими главками, а в 1886 году вместо него была сделана четырехскатная крыша с одной главой. Тогда в верхней части четверика появились новые парные окна. Храм особенно гордился подбором колоколов – одним из лучших в Москве. Колокольня при этом оставалась от 1730 года.

Службы в церкви прекратились около 1931 года, после чего начались изменения её здания. Первоначально оно было и вовсе назначено к сносу как «малоценное», но всё же уцелело, превратившись в гараж и автомастерские. Для их нужд в стенах были пробиты новые проемы для въезда, все христианские символы, включая главы с крестами, уничтожены. В полуразрушенном состоянии церковь была передана новой православной общине в 1992 году, которая начала долгую и тщательную реставрацию здания. Сейчас храм выглядит практически так же, как в начале ХХ века, вернув свою былую красоту.

Преподобного Марона Пустынника в Старых Панех известен с 1642 года. До 1730-х гг. носил название Благовещения «что в Бабьем городке» от названия местности, которая так называлась в честь легендарного события, связанного с русскими женщинами. Как гласит легенда, во время одного из набегов татаро-монгол на Москву, все женщины из окрестных деревень попытались спастись за стенами города, однако московский воевода не открыл им городские ворота. Тогда женщины, воспользовавшись бревнами, брошенными у Москва-реки, построили вокруг себя стену из бревен. И после трехдневной осады Кремль был захвачен, а женщинам удалось спастись, так как захватчики были отвлечены богатой московской добычей. Позднее эту местность стали населять иностранцы, работавшие в Москве, в связи с этим «Бабий городок» стал называться Панской или Иноземной слободой, отсюда и новое название церкви «в старых Панех».

В 1730 году императрица Анна Иоановна издала указ, по которому деревянный Благовещения должен был стать каменными двупрестольным храмом с колокольней. Новый храм был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца. К 1747 году план по реконструкции храма был осуществлен.

Главной святыней храма стала икона чудотворного образа Марона Пустынника. Марон жил в 4 — 5 вв. в окрестностях сирийского города Кира. Почти всю свою жизнь он прожил под открытым небом, совершая множество различных подвигов: у него был дар исцелять от телесных болезней и врачевать душу, поэтому к нему непрекращающимся потоком шли нуждающиеся в его помощи люди.

Во время войны 1812 года Храм преподобного Марона Пустынника был частично разрушен французским войском, в связи с чем в нем больше 20 лет не проводились богослужения, а вся паства перешла в соседний . Однако в 1828 году нашлись благотворители, которые смогли оказать необходимую финансовую помощь для восстановления храма. Ими стала известная купеческая семья Лепешкиных, которая на протяжении 74 лет (до 1902 года) оказывала поддержку храму. Благодаря им храм был восстановлен в архитектурных традициях того времени (поздний классицизм), были приобретены новые помещения, увеличено число приделов. В 1885 году Храм Марона Пустынника стал известен еще и тем, что здесь открылась первая церковно-приходская школа в Москве.

С приходом к власти коммунистической партии в 1918 году началось время преследований священнослужителей, конфискаций церковного имущества и полного разрушения церквей. В 1929 году соседний с храмом техникум жировой промышленности потребовал передачи здания храма в свое пользование. ВЦИК в скорости удовлетворил требование техникума. К 1930 году приход Храма Марона Пустынника перестал существовать.

Знаменитый набор колоколов, который многие годы поражал своей благозвучностью не только прихожан храма, но и знаменитых композиторов и музыкантов, был безвозвратно утрачен. Его продали за рубеж.

Храм передавали из одной организации в другую, и, в конечном итоге, он перешел в руки деятелей, которые устроили в одной части здания гараж для машин, в другой — склад. Для этого в стене был пробит проем, где установили ворота для въезда.

В 1992 году усилиями православных здание храма с 350-летней историей был возвращен Русской Православной Церкви. К 1995 году храм был полностью восстановлен, икона святого Марона Пустынника Сирийского вернулась в иконостас храма. В настоящее время храм ведет активную религиозную деятельность, здесь действует воскресная школа, библиотека, издается приходская газета.

У Марона, Пустынника Сирийского

Есть в Москве замечательный храм преподобного Марона Пустынника, причем находится он в самом центре Москвы. Приход храма - сильный. Дружный и достаточно молодой. Молоды и батюшки, по крайней мере, те, которых мы видели. Видимо, их трудами и стараниями и, конечно, по воле Божией, при храме с некоторых пор действует очень приличная паломническая гостиница. И трапезная есть, маленькая, но уютная, где трудятся прихожане храма по послушанию. Заранее скажу, что кормят хорошо, по-домашнему вкусно. Мы поселились на 3-м, мансардном, этаже, и только 5 самых пожилых женщин жили на 1-м. Комната, в которой я жила, хотя и семиместная, но оказалась очень просторной. Мебель, постельные принадлежности и белье - все практически новое, аккуратное, чистое и качественное. Я спала на угловом двухместном диване - просто по-царски! Таких условий не было еще за всю мою небогатую паломническую практику. Были 3-хярусные нары в Кеми, на Соловкахя спала хотя и на кровати, но на таком матрасе, что его как будто и не было вовсе (потом даже тело болело некоторое время). Но Соловки - это такое место для меня, что предложи мне всю оставшуюся жизнь провести там, причем спать надо было бы именно на этом матрасе, - я бы была рада, но при условии, что дома всем без меня было бы хорошо.

Так вот здесь, в паломнической гостинице при храме Марона-пустынника, нам понравилось все. Люди приветливые и гостеприимные, цены, по нашим и даже московским меркам, очень умеренные. Забегая вперед, скажу, что вечером 6 января мы (по желанию) были в этом храме на Рождественской Всенощной. Пело 2 хора: на левом клиросе - детский (только дети разных возрастов), а на правом - смешанный. Молодежи было очень много (как и во всех московских храмах, где мы побывали), у нас столько нет. К сожалению, после елеопомазания мы в тот вечер сразу ушли, так как хотели немного отдохнуть перед ночной службой. Но об этом потом.

А когда мы вечером 5 января приехали в паломническую гостиницу, нас уже ждали, поэтому накормили быстро ужином и разместили по комнатам. Было уже поздно, часов 10. Кто-то все же пошел еще гулять по вечерней Москве, но большинство отправилось отдыхать. Я же решила почитать, насколько хватит сил, Правило к Святому Причащению. Как истинный маловер, я после сегодняшнего дня немного засомневалась, что мы завтра попадем на Литургию, как положено - с начала службы и до ее конца. Очень выдался сегодня искусительный день, и (как потом я узнаю), сомнения, ропот и возмущение у некоторых наших паломниц были весьма серьезные, кое-кто потом признался в этом и даже на исповеди покаялся. А самое-то интересное и чудесное в том, что мы из графика поездки-то и не выбились. Другое дело, что на службе в этот день не побывали нигде.

Психосоматика (болезни от эмоций)