Учение сведенборга. Описание новой церкви господа

Этот человек оставил настолько значительный след в эзотерике, мистике, науке и литературе, что даже спустя почти триста лет интересен потомкам. Речь идет об Эммануиле Сведенборге.

Он родился 29 января 1688 г. в семье епископа и воспитывался в глубоко религиозных традициях. Уже в четырехлетнем возрасте он очень интересовался таинствами религии, ангелами и небесами.

В школе Упсалы он отличался прилежанием, усидчивостью, а также кротостью и сердечной добротой. В 1710 г., когда началась эпидемия чумы, он уехал из Швеции и провел четыре года в лучших университетах Англии, Франции, Голландии и Германии, посвящая свое время главным образом физике, математике, химии и другим естественным наукам, но нигде не упускал возможности углубленно изучать богословие.

В 1714 г. он вернулся в Упсалу и издал собрание своих стихов на латинском языке, заслуживших весьма лестные отзывы, а вскоре прославился и сочинениями по математике и физике.

На молодого ученого обратил внимание король Швеции Карл XII и в 1716 г. назначил его советником королевской горной коллегии. В 1718 г. при осаде Фридериксгалля Сведенборг блистательно доказал, что может на практике применять свое знание в механике, доставив две галеры, пять больших ботов и одну шлюпку сухим путем, через горы и долины - из Штремштадта в Идефиоль - на расстояние 2,5 шведские мили.

Он опубликовал множество научных работ, охватывающих необычайно широкий круг вопросов: грунты и грязи, стереометрия, отражение звука, алгебра и исчисления, доменные печи, астрономия, экономика, магнетизм и гидростатика.

Основал науку кристаллографию и впервые сформулировал небулярную космогоническую теорию (гипотеза о возникновении Солнечной системы из газового облака). На протяжении многих лет изучал анатомию и физиологию человека и был первым, кто открыл функцию желез внутренней секреции и мозжечка.

В совершенстве владея девятью языками, он был изобретателем и искусным мастером: делал микроскопы и телескопы, конструировал подводную лодку, воздушные насосы, музыкальные инструменты, планер и оборудование для шахт; принимал участие в проектировании крупнейшего в мире сухого дока; создал слуховую трубку, огнетушитель и сталепрокатный стан; изучал печатание и часовое дело, гравировку и мозаику и многое другое; ведущие ученые искали его дружбы и обращались к нему за советами. Он был избран членом большинства ученых обществ и академий наук, в том числе и Санкт- Петербургской, а в 1719 г. удостоился дворянского титула регулярно заседал в сейме.

К пятидесяти годам Сведенборг находился на вершине славы как гениальный ученый, внесший огромный вклад в науку Швеции. Он овладел всеми известными в его время естественными науками и был на пороге великого исследования: духовного мира человека.

Ученый начал с того, что сделал обзор всех современных ему знаний в области психологии, а впоследствии опубликовал его в нескольких томах.

Он стал записывать и толковать собственные сновидения; разработал технику задержки дыхания (наподобие йоговской) и концентрации внимания внутрь, что дало ему возможность наблюдать тонкие, образующие символы, процессы в мозге.

Постепенно, в определенных состояниях, он ощутил, что внутри него присутствуют другие сущности, и утверждал, что с апреля 1744 г. находится в постоянном контакте с миром духов.

В 1747 г. Сведенборг неожиданно попросил об отставке от всех должностей и посвятил свою жизнь предсказаниям и мистике. И тут биография блестящего ученого, о которой все досконально известно, закончилась, и началась другая, загадочная, вызывавшая много домыслов и споров. Начало первой биографии и конец второй известны, а о середине можно догадываться, знакомясь с его дневниками.

"Впоследствии взор моего духа часто открывался, так что я среди дня мог видеть то, что происходит на том свете, и мог говорить с духами, как с людьми".

Сведенборг не переставал общаться с духами до конца своей жизни - до 1772 г. Он утверждал, что видел таких людей, которых не мог знать, например, Вергилия и Лютера.

По неоднократным и серьезным уверениям Сведенборга, его душа и духовное тело отрешились от естественной плоти, и в таком состоянии он посещал другие небесные тела и небо и там долго беседовал с духами, ангелами, Христом и даже с самим Всевышним. От них он получал наказ распространять в печатном виде результаты своих бесед и наблюдений в заоблачных сферах.

С того времени он издал много томов, в которых описывал свои странствия, наблюдения и беседы в мире духов. А основной смысл его книг состоит в следующем: будет новый Иерусалим, Спаситель создаст новую Церковь в духе и истине, т.к. старая Церковь в течение столетий пришла в упадок.

Он описывал "наблюдения" в мире духов: о состоянии души после смерти, образе жизни духов, об особенных отношениях духов между собой и т.д.; писал о небесных телах в топографическом, физическом и нравственном аспектах.

После 1743 г. у Сведенборга появился дар ясновидения, изумлявший всех еще больше, чем его прежние способности. Он стал видеть то, что случится в будущем, и то, что в данную минуту происходит в отдаленных местах.

Например, находясь в Гетеборге, он сообщил знакомым, что в Стокгольме начался пожар, который остановился за три строения до его дома.

Через два дня выяснилось, что все, что описал Сведенборг, точно так и происходило. Вдове голландского посла в Стокгольме Сведенборг рассказал, где именно хранится важный документ ее покойного мужа.

Очень любопытна история, связанная с королевой Швеции. Пригласив к себе Сведенборга, королева попросил его объяснить ей, почему ее брат, Вильгельм Прусский, к тому моменту уже умерший, не ответил в свое время на одно из ее важных писем.

Сведенборг, после "разговора" с покойным, через 24 часа дал ей объяснение, из которого она, к крайнему своему изумлению, поняла, что Сведенборгу известно содержание письма, которое знали только она и ее брат.

Существует также много рассказов о способности Сведенборга предвидеть будущее. Так, он предсказал день и час окончания одного морского путешествия.

Удивительным было то, что предсказанный им срок был короче того, который был реален для этого путешествия даже при благоприятных обстоятельствах.

Тем не менее корабль пришел в порт согласно предсказанию Сведенборга. Предсказывал он также и даты смерти, причем удивительно точно.

Сведенборг является создателем учения о мире духов, т.е. состояниях душ умерших, которые они проходят после смерти, чтобы подготовиться или для неба, или для ада.

"Мир духов есть не небо и не ад, а среднее место и среднее состояние между небом и адом, - писал Сведенборг в одной из своих книг, изданной в Лондоне в 1753 г., - туда прежде всего приходит человек после своей смерти, и по отбытии там некоторого срока, сообразно со своей жизнью на свете, или возносится на небо, или низвергается в ад...

Продолжительность пребывания в этом мире не определена; некоторые только входят в него, чтобы немедленно быть или вознесенными на небо, или низвергнутыми в ад; другие остаются здесь в течение нескольких недель, иные же - в течение многих лет, но не свыше тридцати".

Сведенборг учит, что изначально не было ни ангелов, ни дьяволов: все они - бывшие люди.

"В христианском мире совсем не ведают о том, что небо и ад населены человеческим родом; думают, будто ангелы созданы с самого начала, и таким образом возникло небо, а также будто дьявол или сатана был светлым ангелом, но впоследствии за непокорность был низвергнут вместе со своей свитой, через что и возник ад. Ангелы сильно удивляются тому, что в христианском мире существует такое верование". Поэтому-то, писал Сведенборг, они хотят, чтобы он рассказал, как все устроено на самом деле.

Каким образом духи разговаривают с людьми? Сведенборг писал: "Беседа ангелов и духов с человеком слышна так же явственно, как и беседа человека с человеком, но из присутствующих ее не слышит никто, кроме лишь того, с кем идет разговор.

Причина этого в том, что речь ангела или душа сначала достигает мыслей человека, а отсюда уже по внутреннему пути доходит до его органа слуха, так что этот последний приводится в движение изнутри...

Но в настоящее время редко кому дано говорить с духами, т.к. это опасно: в таком случае духи узнают, что они находятся при человеке, чего они иначе не знают: между тем природа злых духов такова, что они питают смертельную ненависть против человека и ничего так не ищут, как того, чтобы погубить как его душу, так и тело".

Учение Сведенборга в середине XIX в. послужило основой для спиритизма. Его книга: "De Caelo et Ejus Mirabilibus et de inferno. Ex Auditis et Visis" (Лондон, 1758), переведенная на различные европейские языки, принималась спиритами как руководство для проведения спиритических сеансов и как свидетельство человека, способного проникать в таинственный мир духов, наблюдать их жизнь, и как некая совершенная научная теория, объяснение простому смертному того, чего ему не дано понять.

Сведенборга или принимали на ура (например, на основе его учения создали особую религию - "Церковь Нового Иерусалима"), или жутко критиковали. В 1766 г. Иммануил Кант написал статью о Сведенборге, в которой прямо объявил его помешанным.

Но что за человек сам Иммануил Кант? Стефан Цвейг дал Канту убийственную характеристику, заставляющую не принимать всерьез то, что он сказал о Сведенборге: "...Непредубежденный взор должен наконец увидеть роковые последствия этого вторжения догматического умствования в область поэзии. Кант, по моему глубочайшему убеждению, связал по рукам и ногам чистое творчество классической эпохи, подавил его конструктивным мастерством своего мышления и, толкнув художников на путь эстетического критицизма, нанес неизмеримый ущерб радостно-чувственному приятию мира, свободному полету воображения.

Он надолго подавлял чистую поэзию в каждом поэте, подчинявшемся его влиянию, да и как мог этот мозг в человеческом образе, этот воплощенный рассудок, этот гигантский глетчер мысли оплодотворить фауну и флору воображения? Как мог этот самый безжизненный человек, обезличивший и превративший себя в автомат мысли, человек, никогда не прикасавшийся к женщине, ни разу не выезжавший за черту своего провинциального города... как могла, спрашивается, эта стерильная натура, этот лишенный всякой спонтанности, в застывшую систему превратившийся ум (гениальность которого заключается именно в этой фанатической конструктивности) когда-либо оплодотворить поэта, насквозь чувственное существо, черпающее вдохновение в святых причудах случая, непреходящей страстью гонимое в область бессознательного?.."

Холодный рассудок Канта не в состоянии был понимать поэзию, так же, как и Сведенборга - поэта, одаренного богатейшим воображением, у которого все, что он создал во вторую половину жизни, шло от чувства, от сердца, от бессознательного...

Почему учение Сведенборга не принимается массами

Михаил Глебов

Давайте начнем с простейшего утверждения, очевидного любому человеку: мы охотно принимаем те вещи, которые нам по сердцу, и отвергаем все, что порождает сердечное неудовольствие. Иными словами, есть мы и есть окружающая среда; насколько эта последняя потворствует нашим желаниям, настолько же и принимается, но по мере сопротивления начинает раздражать. Так моряки радовались попутному ветру и матерно крыли встречный. И дело было не в ветре как таковом (как в физическом явлении), а в степени его сонаправленности с их маршрутом.

Нам, правда, кажется, что нас ведет по жизни разум, а не сердце; мы даже склонны порицать это последнее за "близорукость" и гордиться "силой воли", т.е. способностью действовать наперекор сердцу. Мы в сознании своем ставим рассудок выше сердца и признаём главную ведущую силу за ним. Но это – иллюзия, о чем хорошо осведомлен всякий, привыкший анализировать свои поступки. Ибо лишь сердце имеет в человеке реальную силу, оно подобно двигателю машины, тогда как рассудок – фарам, которые, "заглядывая вперед", освещают дорогу и проясняют обстановку, но сами собой категорически неспособны сдвинуть колымагу с места. Сердце жестоко неволит человека, и если он сопротивляется (пресловутая "сила воли"), это лишь значит, что в сердце его столкнулись и борются две противоположные склонности. Если, положим, студент рассудком заставляет себя воздержаться от гулянки и как следует подготовиться к экзамену, в нем реально борется жажда нынешней гулянки с жаждой уклониться от пересдачи и тем обеспечить свободу гулянок будущих; рассудок же выступил в качестве "фар", которые довели до его сердца суть проблемы.

Этот же самый подход, являясь универсальным в человеческой жизни, естественным образом распространяется и на отношение человека к религии. Сведенборг много описывал древнейших (допотопных) людей, живших на земле в постоянном общении с ангелами. Небеса были для них, можно сказать, "чувственной очевидностью": они не просто "верили", но видели, где и как будут жить вечно, и потому их сердце, не нуждаясь в понуканиях разума, само властно уводило их от греха (ибо жизнь в грехе открывала для них другую, столь же очевидную перспективу).

Но с тех пор много воды утекло, и ныне ситуация принципиально иная. Человечество уже настолько далеко отошло от Бога – и Бог, как следствие, настолько "спрятал Свое Лицо", - что все мы живем одними земными реалиями, стопроцентно погружены в земные интересы, ставим себе исключительно земные цели, и поскольку такой подход диаметрально противоположен религиозному, религия становится для нас чужеродным телом. Ибо не зря сказано: "Не можете служить Богу и мамоне".

Впрочем, религия не отвергает земных интересов человека, но ставит их в жесткое подчинение небесным. Религия – любая из них! – указывает человеку на вечность, в которой он останется вечно блаженным или вечно несчастным, и на ничтожный промежуток его земного бытия, кажущийся каплей в сравнении с океаном, наглядно демонстрируя тем самым, насколько вечное для него важнее временного. И еще религия учит, что вечная судьба человека определяется именно здесь, на этом куцем отрезке, а потом менять что-либо уже будет поздно. И требуется лишь не действовать против Законов Божественного Порядка, которые в максимально упрощенном виде изложены в известных Заповедях. Любое нарушение Законов Порядка есть грех, который сбивает человека с пути к Небу и на известной стадии даже способен повернуть его в ад.

Все это нынешний человек слушает и даже нередко соглашается… ровным счетом до тех пор, пока не попробует применить услышанное к собственной жизни. И вот тут-то оказывается, что его сердце категорически не желает следовать указаниям рассудка; хваленая "сила воли" демонстрирует поразительное бессилие; мало того, сердце переходит в яростную контратаку, тесня разум и вынуждая его изобретать всевозможные оправдания, которые позволили бы не делать того, чему религия учит и что от нас требует.

Ибо нам только кажется, что мы живем сами собой, мыслим сами, желаем сами и вообще никому не подвластны. В действительности человек подобен сосуду – или, точнее, антенне, принимающей внешние наития. Если наш телевизор станет утверждать, что все дядьки и тетки, которых он показывает, находятся внутри него, мы ведь ему не поверим! Отчего же тогда мы намертво убеждены, что сами способны генерировать "собственные" мысли и желания? В наши паруса дует внешний ветер и приводит корабль в движение; и мы бессознательно подтверждаем эту истину выражениями "мне пришла мысль", "вдруг захотелось" и т.п. Ибо телевизор не может знать, какого дядьку ему придется показывать через мгновение, а мы равным образом не ведаем, какая мысль залетит нам в голову или чего вдруг захочет наша душа.

Однако внешние наития, при всей их кажущейся беспорядочности, в действительности истекают из двух источников: одни, исходя от Господа, достигают нас путем Небес, другие, словно вонючий пар, курятся из преисподней. Первые понуждают наше сердце действовать согласно Законам Божественного Порядка и ведут к спасению; вторые понуждают наше сердце действовать вопреки Законам Божественного Порядка и ведут к проклятию.

Теперь возвращаемся к самому началу статьи: мы охотно принимаем те вещи, которые нам по сердцу, и отвергаем все, что порождает сердечное неудовольствие. Стало быть, если человек в сердце своем добр, то охотно примет небесное наитие, но отвернется от адского. И обратно, злое сердце, словно губка, напитывается восходящим из ада злом, от небесных же наитий убегает. А отсюда прямо следует, что злой человек по собственной воле к добру не пойдет, потому что добро совершенно противоположно его истинным устремлениям и, так сказать, убивает их – а следовательно, убивает и все удовольствие его жизни. В самом деле, если человек находит главную сладость в блуде, а религия запрещает блудить, - этот запрет попадает ему в самую болевую точку. Ибо чем некоторое занятие для нас слаще, тем запрет оказывается больнее.

Из уже сказанного достаточно ясно, что современный человек практически не способен обращаться к религии тем внутренним, сердечным путем, который был характерен для подвижников прошлого. И если он все же обращается к ней, то обычно по мотивам, так сказать, земного происхождения. Одни, житейским опытом убедившись в существовании могучих "потусторонних" сил (которые "подстраивают" удачи и невезения), хотят понять действие этих механизмов, чтобы использовать их для достижения земных целей. Другие, жестоко страдая от общего недоброжелательства, ищут в Церкви человеческого понимания и сочувствия. Третьи мечтают избежать постылого одиночества. Четвертые находят в религии психологический "футляр", где они могли бы укрыться от невзгод реальной жизни (другие по той же причине собирают коллекции марок или ожесточенно возделывают грядки в саду). Пятых религия привлекает эстетически: там красиво поют, там в полумраке восхитительно колышется пламя свечей. Шестые мрачно решились сделать себе земную карьеру на религиозном поприще. Седьмые, выучив наизусть много священных текстов, желают проповедовать во славу свою, испытывая уважение и преклонение со стороны "учеников".

При внимательном взгляде вы легко насчитаете еще дюжину типов; беда же в том, что все они под религиозными знаменами шествуют к достижению земных целей, хотя чаще всего и сами не сознают этого. И дело не в том, насколько простительны или постыдны эти цели; важно, что они – земные, а не небесные, т.е. имеют в виду нынешнее, временное, а не вечное; и потому они де-факто к религии не относятся. Один мыслитель XIX века метко назвал этих людей "язычниками внутри Православия". Огромные массы нецерковных в душе людей, по различным земным причинам вступившие под своды церкви, инстинктивно (и очень сильно) противятся всему, что идет вразрез с их реальными сердечными устремлениями. А поскольку иерархи (везде и всегда) в большинстве также относятся к этой категории, они охотно идут навстречу, чем достигается гармония "низов" и "верхов". По-настоящему же к Богу шествуют единицы, и они, как правило, жмутся на периферии общей церковной жизни.

Но в той мере, насколько человек ищет в религии земного, настолько же он будет отвергать небесное. Люди хотят в церкви тепла, уюта, житейской пользы. Привыкнув к необходимости платить за любое благо, они не возражают против обременений частного характера: еженедельно посещать храм, выстаивать двухчасовую службу, тратить мелочь на свечи, подавать нищим; некоторые стоически выдерживают посты и дома читают молитвы по книжечке. Люди безропотно идут на такие жертвы, потому что эти вещи не покушаются на реальную любовь их жизни, будь то жажда славы, богатства, ненависть и презрение к окружающим, блудная страсть и пр. Они, правда, слышали, что все это нехорошо, и в уме своем абстрактно согласны, но "искупают грехи" не подавлением злых страстей, а постановкой лишних свечек и другими обрядами. Иными словами, они всячески уклоняются от единственно необходимой работы над собой, подменяя ее чисто внешними и ни к чему не служащими действиями, которые призрачно облегчают их совесть. И поскольку эта дорога ведет в ад, ветры преисподней кажутся им попутными, а небесное наитие глохнет или извращается любыми путями, как услужливо подскажет их разум.

Представьте же себе человека, который, войдя в самую гущу этих людей, мирно почивающих под теплым одеялом псевдорелигиозных фантазий, грубо сдернул бы с них это одеяло, чтобы они, пробудившись, увидели себя голыми, притом во всем безобразии, и оказались в необходимости что-то срочно предпринять. Ясно, что первым – и самым сильным – их желанием будет прогнать возмутителя спокойствия, натянуть одеяло обратно и дрыхнуть по-прежнему. Только единицы готовы, по любимому выражению американцев, "принять вызов" и от религиозного пустословия и пустопоклонства перейти к реальной работе над собой.

Именно таким "возмутителем" и стал в застоявшейся атмосфере традиционного Христианства Сведенборг. Раскрывая в своих книгах внутренний смысл Слова Божьего, он показал людям, что от них в действительности требуется. Практически на каждой странице он повторяет, что человек должен избегать зла, работать над собой, исследовать свою душу, и что внешние религиозные познания вне этой цели, т.е. сами по себе, ни к чему не служат, а уж тем более – обряды, накопившиеся в лоне любой конфессии за долгие века ее существования. Но ведь душевно- злому человеку тяжелее и неприятнее всего заниматься самоанализом, который выявит его истинную сущность; ему гораздо легче "откупаться от Бога" свечками и молебнами, ибо первое наносит сокрушающий удар по его адским склонностям, а второе услужливо обходит их по касательной.

По самому большому счету Сведенборг сделал одно: передал людям Божью волю - не заниматься ерундой, в которой они погрязли, а всерьез обратиться к делу своего спасения, т.е. перевести свою жизнь с адских рельсов на небесные. Но такое решительное требование не могло прийтись по вкусу абсолютному большинству современных людей, наслаждающихся удовольствиями зла и вовсе не желающих расставаться с ними. Обряды традиционной Церкви успокаивают их совесть, не затрагивая корня греха, а истины, переданные через Сведенборга, прямо высвечивают этот корень и понуждают его удалить. Ясно, что на такой подвиг готовы решиться немногие.

Можно утверждать, что если бы сведенборгианцев стало много (т.е. если бы они в социальном смысле образовали серьезную силу), на них развернулось бы жестокое гонение, как в свое время на гугенотов, только еще страшнее (ибо ненависть ада пропорциональна яркости проповедуемой истины). Но последователей Рационального Христианства настолько мало, что их предпочитают не замечать и не принимать всерьез. Ибо в глазах обывателя сила доказывает правоту, а кто по видимости бессилен, тот и неправ. С другой стороны, учение, переданное через Сведенборга, побуждает человека к самостоятельной мысли, а мещанин на такое никогда не отважится.

Кроме того, сама форма изложения Божественных Истин у Сведенборга обусловила специфичное восприятие его книг. Люди, жадные до рассказов "о мертвецах и привидениях", массами сбегаются именно на этот запах и выцеживают их из богословского контекста, как собака выбирает мясо из похлебки. А шумиха вокруг "привидений" неизбежно порождает "оккультный душок", так что через малое время Сведенборга уже записывают в оккультисты. Прознав об этом, порядочные люди брезгливо обходят его писания стороной, а священники других религий говорят своей пастве: "Вот видите, еще и этот оттуда же". Тогда как среди атеистов, не верящих в "загробный мир", естественным образом возникает убеждение в психической ненормальности Сведенборга, который излагал в своих книгах абсолютный бред. – И все это есть разные формы извращения и неприятия Божественной Истины, которая слишком чувствительно гладит душевно-злых людей против шерсти, чтобы они добровольно соглашались ее терпеть.

В результате для меня сделались очевидными следующие пункты:

(1) Книги Сведенборга представляют собой Откровение, в котором Божественные Истины изложены в форме более доступной человеческому постижению, чем в каких-либо иных священных текстах, дошедших до наших дней.

(2) Самая Суть Божьей воли заключается в том, чтобы человек исследовал себя и сознательно воздерживался от зла, потому что оно есть грех перед Богом и препятствует спасению.

(3) Если это не исполняется, то вся прочая околоцерковная суета бесполезна.

(4) Столь жесткая и прямолинейная постановка вопроса заведомо неприемлема для подавляющего большинства людей, по факту ожидающих от религии только решения своих земных проблем и прощения своих грешных удовольствий.

(5) Этих людей бесполезно убеждать, потому что в них противится не разум, а сердце, оберегающее удовольствия их злой жизни. Любые аргументы здесь бессильны.

(6) Эти люди всегда будут негативно настроены к Рациональному Христианству, поступая в точности как предсказано его основателем: или грубо отбрасывая истины, или замалчивая их, или извращая – в том числе приписыванием "оккультизма".

(7) В результате Рациональное Христианство остается уделом серьезно настроенных единиц, которые должны не горевать о малолюдстве, а просто работать над собой.

Если образно представить себе земную жизнь человека в долине у подножия гор, а небесное блаженство – на их вершине, то любая религия предстанет дорогой, возводящей человека снизу вверх. При этом очевидно, что чем путь короче, тем он круче, а чем круче, тем, по-видимому, оказывается и труднее. В этом смысле традиционные религии подобные широким асфальтированным шоссе, которые восходят пологими серпантинами. Идти по ним легко, подъем едва ощущается, но именно поэтому громадный проделанный путь в смысле набора высоты оказывается чрезвычайно неэффективным. Здесь преобладает горизонтальная составляющая, не несущая никакой полезной функции, кроме мнимого "облегчения", в действительности же обременяющая путника множеством лишних, бесполезных для его спасения хлопот.

Напротив, учение Сведенборга подобно "козьей тропе", которая отважно устремляется напрямик по склону. Горизонтальная составляющая здесь сведена к абсолютному минимуму – только чтобы удержаться на ногах. И хотя подъем действительно труден, итоговые усилия оказываются несопоставимо меньшими, нежели у любителей гулять по ровному месту, ибо несравнимы КПД здесь и там. Но для того, чтобы отважиться на штурм крутизны, необходимо иметь серьезное желание, тогда как прогулка по шоссе никого ни к чему не обязывает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abc-people.com/

Сведенборг Эммануил

Эммануил Сведенборг

Учение жизни для Нового Иерусалима из заповедей десятословия

(Перевод с Латинского подлинника)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Способ выражений, употребляемый Сочинителем, может казаться странным пока читатель не убедится в том, что великие и новые истины, в его творениях открываемые, не выразились бы иным образом с той отчетливостью и определенностью, от которых он не отступает ни в одном из своих писаний.

Точности перевода дано преимущество над красотою и легкостью слога, из опасения, чтобы не опустить какого-либо оттенка и не представить превратно подлинника.

По новости этого рода изъяснений на Русском языке, нельзя было не ввести совсем новых слов и не изменить даже смысла некоторым уже данный; как например вместо обыкновенного слова Срфкшефыб Любовь - необходимо было составить новое, выражающее любовь и деятельность ее в отношении к человеку; и потому введено слово Любодетельность, показывающее не только Любовь к Богу Фьщк, но и само применение ее к ближнему. Вместо Ьуты, Ум, принято слово Дух, потому что Сочинитель подразумевает под Ьуты способности человека Волю и Разум вместе; а под словом Ум, понимается одна только часть мыслящая. Фвгдеукфешщ переведено через Опрелюбодействование для того, что многие места в Священном Писании остались бы неудобоизъяснимыми, если бы не ввести такого слова, и потому, что иначе выразить это не возможно; и так далее. В необходимости этого читатель убедится, когда Промыслу угодно будет сделать известным прочие творения Служителя Своего Эмануила Сведенборга.

Признано также лучшим перевести с подлинников, Еврейского и Греческого, совершенно буквально и без обращения внимания на правила гамматические, все те места Священного Писания, которые Сочинитель от слова до слова приводит. При тех обстоятельствах и в те времена, когда Слово было написано, грамматикою не стеснялись; потому и нельзя, без искажения смысла подлинника, подчинить перевод духу новейших языков.

Впрочем и этому причина объяснена в творении Автора под названием "Учение Нового Иерусалима о Священном Писании". Места из Священного Писания, которые Сочинитель предлагает или сокращенно, или в виде общего смысла, извлеченного из многих стихов, тщательно с подлинниками сверены, и выражены по возможности самими словами подлинников.

(Предлагаемый текст выверен, в части цитат из Библии, а также и самого текста. Но издатель считает необходимым заранее принести свои извинения за возможные ошибки в нумерации ссылок, ибо, по острому недостатку времени, в этой версии текста они, к глубокому моему сожалению, не были выверены.)

УЧЕНИЕ ЖИЗНИ ДЛЯ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА

Что всякая религия есть принадлежность жизни,

и что жизнь эта состоит в делании добра

1. Всякий человек, имеющий религию, знает и признает, что кто хорошо живет - спасен бывает, а кто худо живет - бывает осужден; ибо он знает и признает, что тот кто хорошо живет, хорошо и мыслит, не только о Боге, но также и о ближнем, - но не тот, кто худо живет. Жизнь человека есть его любовь, а что человек любит, то не только делает охотно, но также охотно о том и мыслит. Итак, если сказано, что жизнь состоит в делании добра - то это потому, что делание добра составляет одно с мышлением о добром; если же они не одно составляют у человека, то не суть делом жизни его. Но это должно быть доказано в следующем.

2. Что Религия есть дело жизни, и что жизнь состоит в делании добра, это видит всякий, кто читает Слово, и когда он читает, то признает это. В Слове находится следующее: "Кто если разрушит из заповедей сих малейших и научит так человеков, малейшим назван будет в Царстве Небес; кто же делает и учит, сей великим назван будет в Царстве Небес. Сказываю вам: если не будет преизобиловать правда ваша более Писателей и Фарисеев, отнюдь не войдете в Царство Небес". Матф. Гл. 5: 19. 20. "Всякое дерево, не делающее плода хорошего, высекается, и в огонь ввергается; потому от плодов их познаете их". Матф. Гл. 7: 19. 20. "Не всякий сказывающий Мне, Господи, Господи, войдет в Царство Небес, но делающий волю Отца Моего, Который в Небесах". Матф. Гл. 7: 21. "Многие скажут Мне в тот день: "Господи, Господи, не Твоим ли Именем мы пророчествовали, и Твоим Именем силы многие сделали? Но тогда исповедаю им: Я не знал вас, отступите от Меня делающие беззаконие". Матф. Гл. 7: 22. 23. "Всякого, кто слышит Мои слова и делает их, уподоблю его мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; а всякий, слушающий мои слова и не делающий их, уподоблен будет мужу глупому, который построил дом свой на песке". Матф. Гл. 7: 24. 26. "Иисус сказал: вышел сеющий сеять; иные семена упали при пути; иные на каменистые; иные на терние; иные на землю хорошую. Кто же на землю хорошую посеян, сей есть Слово слушающий и разумеющий, который плод носит и делает; иное во сто крат; иное в шестьдесят, а иное в тридцать; когда это сказал Иисус, воскликнул сказывая: имеющий уши слышать да слышит". Матф. Гл. 13: 3 до 9. 23. "Должен Сын Человека приходить в Славе Отца Своего, и тогда воздаст каждому по деянию его" Матф. Гл. 15: 1. 27. "Отнято будет от вас Царство Божье, и дано будет Племени, делающему плоды его". Матф. Гл. 16: 43. "Когда придет Сын человека в Славе Своей, тогда сидеть будет на престоле Славы, и скажет Овцам с правых Своих: придите благословенные, и как наследием обладайте уготованным вам Царством от сложения мира; взалкал бо, и дали Мне есть, возжаждал, и напоили Меня; странником был, и собрали Меня, наг, и облекли Меня, заболел, и посетили Меня; в Остроге был, и пришли ко Мне. Тогда отвечали праведники: когда так видели Тебя? Но отвечая Царь скажет: Аминь, сказываю вам, на сколько сделали вы одному из братьев Моих малейших, Мне сделали. И Царь скажет подобное козлам, которые с левых; и потому, что они тогда не сделали скажет: подите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его". Матф. Гл. 25: 31 до 46. "Делайте плоды, достойные покаяния, уже и секира при корне дерев лежит; всякое потому дерево, не делающее плода доброго, высекается и в огонь ввергается". Лук. Гл. 3: 8. 9. "Иисус сказал: что Меня зовете Господи, Господи^ и не делаете, что сказываю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий Мои речи, и делающий их, подобен есть человеку строющему дом, и положил основание на камень; слушавший же и не делавший, подобен есть человеку, строившему дом на почве без основания". Лук. Гл. 6: 46 до 49. "Иисус сказал: мать Моя, и братья Мои сии суть, Слово Божье слушающие и делающие оное". Лук. Гл. 8: 21. "Тогда начнете вне стоять и толкать в дверь, сказывая: Господи отвори нам; но отвечая скажет вам: не знаю вас откуда есть, отступите от Меня все делатели неправды". Лук. Гл. 13: 25 до 27. "Сей есть суд: что Свет пришел в мир, но возлюбили человеки более тьму нежели Свет, были бо злы их дела; всякий, кто зло делает, ненавидит свет, чтобы не облечены были дела его. Кто же делает истину - приходит ко свету, чтобы проявлены были его дела, ибо в Боге суть сделаны". Иоан. Гл. 3: 19 до 21. "И изыдут добро сделавшие в востание жизни". Иоан. Гл. 5: 29. "Знаем, что грешников Бог не слушает, но если кто Богопочитатель есть, и волю Его делает, тогда слушает". Иоан. Гл. 9: 31. "Если сие знаете, блаженны есть, если делаете их". Иоан. Гл. 13: 17. "Имеющий заповеди и соблюдающий их, он есть любящий Меня, и Я буду любить его и буду являть ему Себя Самого; и к нему приду и пребывание у него сделаю. Не любящий Меня, слов Моих не соблюдает". Иоан. Гл. 14: 15. 21 до 24. "Иисус сказал: Я есмь виноградная лоза, и Отец Мой виноградарь; всякую ветвь во Мне не носящую плода, отнимает ее; и всякую плод носящую - подчищает ее, чтобы большой плод носила" Иона. Гл. 15: 1. 2. "В сем прославился Отец Мой, чтобы плод многий вы носили и сделались Моими учениками". Иоан. 15: 8. "Вы друзья Мои есть, если делаете все, что Я заповедаю вам. Я избрал вас, чтобы вы плод носили и плод ваш пребывал". Иоан. 15: 14. 16. "Господь сказал Иоанну: Ангелу Ефесской Церкви напиши: знаю дела твои; имею против тебя, что любодетельность первую оставил; покайся и первыя делай дела, если же нет, сдвину подсвечник твой с места его". Апок. Гл. 2: 1. 2. 4. 5. "Ангелу Церкви Смирнян напиши: знаю твои дела". Апок. Гл. 2: 8. "Ангелу Церкви в Пергаме напиши: знаю дела твои, покайся". Апок. Гл. 2: 12. 13. 16. "Ангелу Церкви в Фиатирах напиши: знаю твои дела и любодетельность, и дела твои последние более первых". Апок. Гл. 2: 18. 19. "Ангелу Церкви в Сардисе напиши: знаю твои дела, что имя имеешь, что живешь, и мертв еси; не нашел Я твои дела полными перед Богом; покайся". Апок. Гл. 3: 1. 2. 3. "Ангелу Церкви в Филадельфии напиши: знаю твои дела". Апок. Гл. 3: 7. 8. "Ангелу Церкви Лаодикиан напиши: знаю твои дела, покайся". Апок. Гл. 3: 14. 15. 19. "Услышал я голос с Неба, сказывающий напиши: блаженны мертвые, в Господе умирающие отныне, говорит Дух; да успокоятся от трудов своих, дела их следуют с ними". Апок. Гл. 14: 13. "Книга отверста, которая есть книга жизни; и осуждены были мертвые из написанных в книге, каждый по делам своим". Апок. Гл. 20: 12. 13. "Се прихожу скоро, и награда Моя со Мною, воздать каждому как дело его будет". Апок. Гл. 22: 12. Подобно этому в Ветхом Завете: "Воздаю им, по делу их, и по деланию рук их". Иерем. Гл. 25: 14. "Иегова, Которого очи отверсты на все пути человеков, чтобы давать каждому по путям его и по плоду дела его". Иерем. Гл. 32: 19. "Посещу на нем пути его, и дела его воздам ему ". Осия Гл. 4: 9. "Иегова, по путям нашим и по делам нашим, делает с нами". Захар. Гл. 1: 6. И во многих местах, чтобы уставы, повеления и законы исполняли, как: "Соблюдать будете уставы Мои и суды Мои, которые, если делать будет человек, жить будет в них". Лев. Гл. 18: 5. "Соблюдать будете все уставы Мои и суды Мои, чтобы делали вы их". Лев. Гл. 19: 37; Гл. 20: 8; Гл. 22: 31. "Благословение, если будут делать заповеди, и проклятья, если не будут делать". Лев. Гл. 24: 4 до 46. "Сынам Израилевым велено было сделать себе кисть на крыльях одежд своих, чтобы вспоминали все заповеди Иеговы, чтобы делали их". Чис. Гл. 15: 38. 39. И в других местах. Что дела суть то, что делает человека Церкви, и что он по ним спасен бывает, - тому учит также Господь в притчах, из которых многие заключают в себе то, что кто делает доброе, приемлется, кто же делает злое - отвергается; как в притче о Земледельцах в винограднике, Матф. Гл. 21: 33 до 44. О Смоковнице, которая не давала плода, Лук. Гл. 13: 6. О Талантах и Минах, коими производили бы торговлю, Матф. Гл. 25: 14. 31; Лук. Гл. 19: 13 до 25. О Самарянине, обвязавшем раны, изъязвленного разбойниками, Лук. Гл. 10: 30 до 37. О Богатом и Лазаре, Лук. Гл. 16: 19. до 31. О десяти дьяволах, Матф. Гл. 25: 1 до 12.

Именно таким "возмутителем" и стал в застоявшейся атмосфере традиционного Христианства Сведенборг. Раскрывая в своих книгах внутренний смысл Слова Божьего, он показал людям, что от них в действительности требуется. Практически на каждой странице он повторяет, что человек должен избегать зла, работать над собой, исследовать свою душу, и что внешние религиозные познания вне этой цели, т.е. сами по себе, ни к чему не служат, а уж тем более – обряды, накопившиеся в лоне любой конфессии за долгие века ее существования. Но ведь душевно- злому человеку тяжелее и неприятнее всего заниматься самоанализом, который выявит его истинную сущность; ему гораздо легче "откупаться от Бога" свечками и молебнами, ибо первое наносит сокрушающий удар по его адским склонностям, а второе услужливо обходит их по касательной.

По самому большому счету Сведенборг сделал одно: передал людям Божью волю - не заниматься ерундой, в которой они погрязли, а всерьез обратиться к делу своего спасения, т.е. перевести свою жизнь с адских рельсов на небесные. Но такое решительное требование не могло прийтись по вкусу абсолютному большинству современных людей, наслаждающихся удовольствиями зла и вовсе не желающих расставаться с ними. Обряды традиционной Церкви успокаивают их совесть, не затрагивая корня греха, а истины, переданные через Сведенборга, прямо высвечивают этот корень и понуждают его удалить. Ясно, что на такой подвиг готовы решиться немногие.

Можно утверждать, что если бы сведенборгианцев стало много (т.е. если бы они в социальном смысле образовали серьезную силу), на них развернулось бы жестокое гонение, как в свое время на гугенотов, только еще страшнее (ибо ненависть ада пропорциональна яркости проповедуемой истины). Но последователей Рационального Христианства настолько мало, что их предпочитают не замечать и не принимать всерьез. Ибо в глазах обывателя сила доказывает правоту, а кто по видимости бессилен, тот и неправ. С другой стороны, учение, переданное через Сведенборга, побуждает человека к самостоятельной мысли, а мещанин на такое никогда не отважится.

Кроме того, сама форма изложения Божественных Истин у Сведенборга обусловила специфичное восприятие его книг. Люди, жадные до рассказов "о мертвецах и привидениях", массами сбегаются именно на этот запах и выцеживают их из богословского контекста, как собака выбирает мясо из похлебки. А шумиха вокруг "привидений" неизбежно порождает "оккультный душок", так что через малое время Сведенборга уже записывают в оккультисты. Прознав об этом, порядочные люди брезгливо обходят его писания стороной, а священники других религий говорят своей пастве: "Вот видите, еще и этот оттуда же". Тогда как среди атеистов, не верящих в "загробный мир", естественным образом возникает убеждение в психической ненормальности Сведенборга, который излагал в своих книгах абсолютный бред. – И все это есть разные формы извращения и неприятия Божественной Истины, которая слишком чувствительно гладит душевно-злых людей против шерсти, чтобы они добровольно соглашались ее терпеть.

В результате для меня сделались очевидными следующие пункты:

(1) Книги Сведенборга представляют собой Откровение, в котором Божественные Истины изложены в форме более доступной человеческому постижению, чем в каких-либо иных священных текстах, дошедших до наших дней.

(2) Самая Суть Божьей воли заключается в том, чтобы человек исследовал себя и сознательно воздерживался от зла, потому что оно есть грех перед Богом и препятствует спасению.

(3) Если это не исполняется, то вся прочая околоцерковная суета бесполезна.

(4) Столь жесткая и прямолинейная постановка вопроса заведомо неприемлема для подавляющего большинства людей, по факту ожидающих от религии только решения своих земных проблем и прощения своих грешных удовольствий.

(5) Этих людей бесполезно убеждать, потому что в них противится не разум, а сердце, оберегающее удовольствия их злой жизни. Любые аргументы здесь бессильны.

(6) Эти люди всегда будут негативно настроены к Рациональному Христианству, поступая в точности как предсказано его основателем: или грубо отбрасывая истины, или замалчивая их, или извращая – в том числе приписыванием "оккультизма".

(7) В результате Рациональное Христианство остается уделом серьезно настроенных единиц, которые должны не горевать о малолюдстве, а просто работать над собой.

Если образно представить себе земную жизнь человека в долине у подножия гор, а небесное блаженство – на их вершине, то любая религия предстанет дорогой, возводящей человека снизу вверх. При этом очевидно, что чем путь короче, тем он круче, а чем круче, тем, по-видимому, оказывается и труднее. В этом смысле традиционные религии подобные широким асфальтированным шоссе, которые восходят пологими серпантинами. Идти по ним легко, подъем едва ощущается, но именно поэтому громадный проделанный путь в смысле набора высоты оказывается чрезвычайно неэффективным. Здесь преобладает горизонтальная составляющая, не несущая никакой полезной функции, кроме мнимого "облегчения", в действительности же обременяющая путника множеством лишних, бесполезных для его спасения хлопот.

Напротив, учение Сведенборга подобно "козьей тропе", которая отважно устремляется напрямик по склону. Горизонтальная составляющая здесь сведена к абсолютному минимуму – только чтобы удержаться на ногах. И хотя подъем действительно труден, итоговые усилия оказываются несопоставимо меньшими, нежели у любителей гулять по ровному месту, ибо несравнимы КПД здесь и там. Но для того, чтобы отважиться на штурм крутизны, необходимо иметь серьезное желание, тогда как прогулка по шоссе никого ни к чему не обязывает.

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 г., и был сыном д-ра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г. Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на "Теософию"; однако он оставил еще более глубокий след в официальной науке. Ибо если как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно, был позади своего времени. Когда ему исполнилось 46 лет, он стал "теософом" и "провидцем"; но хотя его жизнь всегда была безупречной и почтенной он никогда не был истинным филантропом или подвижником. Его способности ясновидения, все же, были замечательными; однако не вышли за пределы этого плана материи; все, что сказано им о субъективных мирах и духовных существах, очевидно является больше плодом его буйной фантазии, нежели его духовного проникновения. Он оставил множество трудов, которые ужасно неправильно поняты его последователями.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Сведенборг , Эммануил. Знаменитый ученый и ясновидящий XVIII века, человек высокой учености, сделавший огромный вклад в науку, но чей мистицизм и трансцендентальная философия поставила его в один ряд с галлюцинирующими мистиками. Сейчас он известен как основатель Сведенборгианской секты или Церкви Нового Иерусалима. Он родился в Стокгольме (Швеция) в 1688 году у родителей-лютеран; его отец был епископом Западного Готланда. Его настоящее имя было Сведберг, но в 1719 году, когда ему было пожаловано дворянство и рыцарское звание, оно было заменено на Сведенборг. Он стал мистиком в 1743 году, а четырьмя годами позже (в 1747 году) ушел с должности (чрезвычайного эксперта в университете в Минце) и полностью отдал себя мистицизму. Умер в 1772 году.

Некоторые пришли к нему [знанию архаической доктрины] путем естественного продвижения в физической науке и самостоятельными наблюдениями; другие, как Коперник, Сведенборг и еще несколько других, несмотря на их большую ученость, обязаны своим знанием гораздо больше интуиции, нежели приобретенным представлениям, развитым обычным путем изучения. Что Сведенборг, не имевший возможности знать что-либо об эзотерических представлениях Буддизма, совершенно самостоятельно подошел к Оккультному Учению в своих общих понятиях, доказывается его заметкою о Теории Вихревого Вращения. В этой заметке, цитируемой проф. Уинчелл"ем в переводе Клиссольда, мы находим следующее резюме:

«Первая причина есть бесконечное или безграничное. Это дает бытие первому конечному или ограниченному. (Логос в его проявлениях и Вселенная). То, что производит границу, аналогично движению. (См. Станца I., Supra ). Проведенная граница есть точка, сущность которой есть движение; но, будучи без частей, эта сущность не есть действительное движение, но лишь стремление к нему. (В нашей Доктрине это не есть «стремление», но изменение Вечной Вибрации в непроявленном в Спиральное Движение в феноменальном или проявленном Мире.) От этого сначала происходит протяженность, пространство, форма и последовательность, или время. Как в геометрии точка порождает линию, линия – плоскость, и плоскость – тело, то и тут стремление точки направляется к линиям, плоскостям и телам. Другими словами, Вселенная заключается in ovo , в первой естественной точке. Движение, к которому стремление направляется, есть круговое, ибо круг есть наиболее совершенная форма... «Наиболее совершенная, вышеописанная форма движения должна быть постоянно круговой; то есть, оно должно исходить от центра к периферии, и от периферии к центру.» .

Это есть Оккультизм во всей его чистоте и простоте.

во всех романах, так же, как и во всех, так называемых, научных вымыслах и спиритических «откровениях», приходящих с Луны, Звезд и Планет, мы находим просто лишь новые комбинации или изменения в людях и вещах, в страстях и формах жизни, обычных для нас, несмотря на то, что природа и жизнь на других планетах нашей Солнечной Системы совершенно отличаются от тех, что существуют на нашей Земле. Сведенборг, главным образом, выделялся распространением такого ошибочного верования!

< ... >

И так сильна эта склонность, что даже большие, прирожденные, хотя и не посвященные, ясновидцы, становятся жертвами этого заблуждения, если они не были воспитаны в должном направлении; примером тому служит Сведенборг, который заходил настолько далеко, что наряжал жителей Меркурия, встречаемых им в мире духов, в одежды, носимые в Европе.

Сведенборг, таким же образом, находясь в Готенбурге, видел большой пожар в Стокгольме и сразу рассказал об этом своим друзьям, никакого телеграфа в те дни еще не было.

Разве Сведенборг был не прав, когда он сказал про забытое, давно утерянное Слово:

Ищите его в Китае; возможно, что вы найдете его в Великой Татарии.

Он говорит своим читателям, что получил эти сведения от неких «Духов», которые сказали ему, что совершали свое поклонение согласно этому (утерянному) древнему Слову. По этому поводу в «Разоблаченной Изиде» было сказано, что

Другие ученики Оккультных Наук имели нечто большее, чем слово «духов», чтобы быть уверенными в этом; они видели книги

в которых содержалось это «Слово». Возможно, что имена тех «Духов», которые посещали этого великого шведского теософа, были восточные. Слово человека такой не отрицаемой и признанной честности, чья ученость по математике, астрономии, естествознанию и философии далеко опередила свой век, не может быть подвергнуто осмеянию или отвергнуто так бесцеремонно, как если это было бы утверждение современного теософа; далее он заявлял, что может по своему желанию перейти в то состояние, при котором Внутреннее Я совершенно освобождается от всех физических чувств и живет и дышит в мире, где все тайны Природы становятся раскрытой книгой для глаза Души . К несчастью, две трети из его опубликованных трудов тоже в одном смысле аллегоричны, и так как они были восприняты буквально, то критика не более пощадила этого великого шведского Провидца нежели других.

Психосоматика (болезни от эмоций)