Савва сторожевский — храм, икона, мощи. Звенигородский чудотворец Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий…

Еще при жизни преподобного Савву Сторожевского называли «дивным духовным светильником, озарившим целую страну».

Казался простецом

Неизвестно, где и когда родился преподобный, кем были его родители и как они нарекли будущего подвижника при крещении. Исследователи XIX века не исключали, что происходил святой Савва из богатого и знатного, возможно, боярского рода и при поступлении в обитель Сергия Радонежского «он намеренно скрыл свое высокое происхождение, так как предание приписывает ему оставление имущества и заменение мягких одежд власяными рубами».

Предположительно, будущий преподобный родился около 1327 года. В Троицкой обители он оказался в числе первых насельников – ему тогда не было и восемнадцати. Вскоре он принял иноческий постриг с именем Саввы – в честь преподобного Саввы Освященного.

На богослужение молодой инок приходил в церковь раньше всех и выходил из нее последним. Непрестанно упражнялся в церковном пении и чтении. Время, свободное от молитвы и церковных служб, занимал рукоделием, боясь праздности – матери пороков. Он любил безмолвие и избегал бесед с другими монахами, поэтому «казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, мнящих себя разумными». Он искал не показной человеческой мудрости, а высшей – духовной, в которой и преуспел.

Духовник Троицкой братии

Сергий Радонежский лучше других видел успехи монаха Саввы в духовной жизни и питал такую любовь и уважение к ученику своему, что назначил его духовником всей братии. В это же время он стал духовником супруги великого князя Московского Димитрия Донского Евдокии, а позже и второго сына великокняжеской четы – Юрия, будущего князя Звенигородского.

В 1380 году преподобный Сергий по просьбе Дмитрия Донского в сорока верстах к северо-западу от Троицкой обители основал Дубенский Успенский Швыкин монастырь на острову в благодарность Матери Божией за помощь в победе над Мамаем. И поставил игуменом этой обители святого Савву, «видя совершенство жизни его, и честность нрава, и тихость поведения».

Около двенадцати лет игуменствовал преподобный в Успенском монастыре, одновременно оставаясь духовником братии Троицкой обители и семьи великого князя.

Первое чудо

Перед своей кончиной в 1392 году Сергий Радонежский назначил своим преемником преподобного Никона. Но тот, желая пребывать в совершенном безмолвии, затворился в особой келье. Тогда братия после долгих молитв избрала своим настоятелем игумена Савву. Его житие повествует, что «начальственная власть, принятая им, не возгордила его, а еще более смирила». Ко времени игуменства в Троицкой обители относится первое чудо, совершенное им по молитвам, – изведение источника за стенами обители к северу, выше Конюшенного двора. Этот колодец существует до сих пор и называется его именем – Саввин.

Через шесть лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, но остался подвизаться в монастыре, как и прежде, братским духовником.

Райское место

В 1398 году по просьбе своего духовного чада – Звенигородского князя Юрия, преподобный Савва прибыл в Звенигород «посетить его дом и преподать благословение всем домашним», надеясь вскоре вернуться в Троицкую обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить, чтобы он «устроил монастырь в отчине его, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, преподобный Савва не отказался исполнить его просьбу».

Для возведения обители была выбрана пустынная гора Сторожи, показавшаяся преподобному раем – «яко же небесный рай благовонными насажден цветы». Поставив здесь икону Пресвятой Богородицы, которую Савва всегда носил с собой, он со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего… И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов».

Дар предсказания

Вскоре игумен Савва построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а недалеко от нее – небольшую келью. Слух о его святой жизни привлек сюда многих молитвенников, искавших безмолвного жития.

Жизнь преподобного Саввы сияла добродетелями, так что Господь наделил его даром предвидения. В 1399 году, перед тем как отправиться в поход против волжских булгар, князь Юрий Звенигородский пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения у своего духовного отца.

Преподобный помолился, крестом осенил князя и пророчески произнес: «Иди, благоверный княже, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божиею, здравым возвратишься в свое отечество».

Точно так же когда-то предрек Дмитрию Донскому победу на Куликовом поле духовный наставник святого Саввы – преподобный Сергий Радонежский.

В честь победы над булгарами

Приняв от святого старца благословение, князь Юрий пошел на булгар. Он покорил много городов, не обижая при этом мирных жителей, и с великой победой возвратился домой, как пророчествовал преподобный.

По возвращении из похода князь первым делом поспешил в Сторожевскую обитель, чтобы поблагодарить Бога и своего духовника: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях; ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих».

Игумен смиренно отвечал князю: «Благий и милосердый Бог, видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего, даровал тебе такую победу над неверными».

Юрий Звенигородский поспешил доказать свою благодарность преподобному Савве – вскоре обитель была обнесена деревянной оградой, заново отстроены кельи для братии. Но лучшим памятником этой победы стал существующий и поныне величествен- ный каменный храм во имя Рождества Богородицы. Он был построен в 1404–1405 годах на месте прежне- го деревянного храма и расписан учениками преподобного Андрея Рублева.

Дом Пречистой на Сторожах

Саввинская обитель, известная более как Дом Пречистой на Сторожах, с годами расцветала, украшалась, и добрая слава о ней разносилась далеко окрест. Иноки стекались сюда, ища духовного руководства. Князья, бояре и простые люди приходили за мудрыми наставлениями, прося молитвенной помощи братии в различных житейских нуждах.

Избегая земной славы, преподобный Савва ушел в лес на версту от монастыря и в глубоком овраге ископал себе тесную пещеру. Здесь он пребывал в совершенном уединении, безмолвии и покаянной молитве.

Чувствуя приближение кончины, игумен призвал к себе всю братию и завещал «блюсти чистоту телесную и душевную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве». Тогда же назначил себе преемника – одного из учеников своих, носящего, как и он, имя Савва.

Преподобный мирно отошел ко Господу 16 декабря 1407 года и был погребен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Первая икона

Сразу после кончины игумена Саввы в Сторожевской обители и Троицком монастыре (будущей Троице- Сергиевой Лавре) его стали поминать как чудотворца. В середине XV века монастырские летописи отмечают первое явление преподобного тогдашнему настоятелю Саввинской обители Дионисию. Во сне он увидел благолепного старца, который назвался «Саввой, начальником места сего», и повелел написать икону со своим ликом.

Дионисий был иконописцем и, написав образ игумена Саввы, по благословению священноначалия поставил его в церкви. С тех пор, говорится в житии преподобного Саввы, от его гроба стали проистекать многие чудеса и исцеления. В начале XVI века здесь уже служили молебны, а в монастырских грамотах его величали чудотворцем. Так, в описании одного из чудес говорится, что некий слепой «утер очи свои покровом, иже есть на гробе святаго, и исцелел».

Государево богомолье

В 1547 году на первом Макариевском Соборе Савва Сторожевский был причислен к лику святых. Тогда же было составлено житие преподобного и служба ему. В ней угодник Божий величается «забралом Москве, утверждением Царствию, всем грешным прибежищем».

С этого времени Сторожевский монастырь приобретает еще большую известность. На богомолье сюда стали приезжать российские государи. Известно, что в обители бывал царь Иван Васильевич Грозный вместе с супругой Анастасией и сыном Федором.

Статус «государева богомолья» сохранялся за обителью до 1917 года

С воцарением династии Романовых монастырь становится одним из любимых мест царского богомолья. Здесь часто бывают царь Михаил Федорович и его отец патриарх Филарет, которые делают богатые вклады в монастырскую ризницу.

Во второй половине XVII века, при втором Романове – царе Алексее Михайловиче, Саввино-Сторожевский монастырь становится первой и единственной в России Лаврой (Киево-Печерский монастырь получил этот статус в 1688 году, а Троице-Сергиев – в 1744 году). Это любимое место царского богомолья. Благодаря богатым вкладам князей и лично государя Саввин монастырь становится в это время самой богатой обителью в России.

Царь Алексей Михайлович обычно ходил на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь пешком. Такой пеший поход длился три дня. Это паломничество было приурочено ко дню памяти преподобного Саввы 16 декабря, а с 1652 года – еще и ко дню обретения мощей 1 февраля. Как правило, на богомолье государя сопровождала многочисленная свита, иногда достигавшая 500 человек.

Чудесное спасение

Однажды во время охоты, которой царь Алексей Михайлович был большой любитель, на него напал медведь. Монастырское предание рассказывает, что когда государь охотился в звенигородских лесах, а свита рассеялась, внезапно из чащи выбежал медведь и бросился на него. Алексей Михайлович уже приготовился к неизбежной смерти, как вдруг около него явился старец, и при виде его зверь убежал. На вопрос государя старец ответил, что его зовут Саввой и он один из иноков Сторожевского монастыря.

Алексей Михайлович вернулся в обитель и велел разыскать Савву, но оказалось, что там нет монаха с таким именем. Только когда царь увидел в храме образ преподобного, то узнал своего спасителя и велел отслужить у его гроба молебен.

Традиция почитания

При царе Алексее Михайловиче преподобный Савва Сторожевский был одним из самых известных и почитаемых российских святых. Об этом говорит издание большим тиражом его жития, а также множество его икон в Кремлевском дворце (в государевой Образной палате при Московском дворце их было 194).

Традицию хождения на богомолье в Саввин монастырь и особое почитание святого царь Алексей Михайлович передал своим потомкам – преподобный Савва Сторожевский стал небесным покровителем дома Романовых. В обители часто бывали царские дети. Во время первого стрелецкого бунта здесь нашла убежище царевна Софья с братьями Иваном и Петром.

В разные годы обитель посещали императрица Елизавета Петровна, Екатерина II, государыня Мария Федоровна – мать императора Александра I и его супруга Елизавета Алексеевна, император Николай I с дочерью Марией и ее мужем – герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, сыном принца Евгения Богарнэ. С именами этих знатных особ связана примечательная и поучительная история.

Французы в обители

В 1812 году, когда Москва была уже занята французами, пасынок Наполеона принц Евгений Богарнэ двинулся с двадцатитысячным отрядом к Звенигороду. Захватив Сторожевскую обитель, он устроился на ночлег в монастырской келье, а его солдаты принялись грабить обитель.

Во сне принцу явился благообразный старец в черном одеянии и сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым».

Наутро, войдя в соборный храм, потрясенный принц увидел икону преподобного Саввы и узнал в нем старца, являвшегося ему ночью. Поклонившись святым мощам, Евгений Богарнэ вышел из храма, запечатал его своей печатью и приставил к дверям стражу из тридцати человек. В течение полутора месяцев охраняли французы монастырь от своих же солдат.

Он сделал все, как велел святой старец, и по его предсказанию целым и невредимым вернулся во Францию, в то время как судьба других наполеоновских военачальников оказалась трагической.

Все случившееся в стенах Савво-Сторожевского монастыря Евгений Богарнэ подробно описал в своей записной книжке, которую вывез затем во Францию.

История с продолжением

Но на этом история не закончилась. Она имела не менее удивительное продолжение в наше время. Весной 1995 года в Звенигородский музей (тогда об открытии монастыря еще не было речи) приехала монахиня одного из православных французских монастырей – матушка Елисавета, в миру Елена Лейхтенбергская. Она рассказала, что в роду герцогов Лейхтенбергских (потомков сына принца Евгения Богарнэ – Максимилиана) существует семейное предание о том, что преподобный Савва не только предсказал Евгению Богарнэ возвращение невредимым из России, но добавил еще одну фразу, о которой не было сказано ни в одном печатном издании. Он сказал: «Твои потомки вернутся в Россию».

Исполнение пророчества

В 1830-х годах на праздник, посвященный годовщине Бородинской битвы, в Россию приехал сын Евгения Богарнэ – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. От него у нас и узнали историю, произошедшую с его отцом в Саввино-Сторожевском монастыре.

Преподобный Савва Сторожевский — один из немногих русских святых, почитаемых во Франции

Герцог Максимилиан вместе с императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. Тогда же произошла судьбоносная встреча герцога и любимой дочери Николая I – великой княжны Марии Николаевны. Молодые люди полюбили друг друга, и Максимилиан попросил у императора руки его дочери. Получив согласие на брак, герцог принял Православие, и после свадьбы молодожены поселились в Санкт- Петербурге – в Мариинском дворце. Потомки Максимилиана жили здесь вплоть до лета 1917 года. Когда оставаться в стране стало уже небезопасно, они уехали за границу.

По словам матушки Елисаветы, практически все из рода герцогов Лейхтейнбергских – люди православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают своим небесным покровителем.

Судьба святых мощей

Октябрьский переворот 1917 года оставил свой страшный след и в истории Сторожевской обители. Честные мощи преподобного Саввы стали первыми святыми мощами, оскверненными безбожной властью: их вскрывали дважды – в мае 1918 года и в марте 1919 года.

Останки преподобного Саввы были вывезены в Москву и находились на Лубянке. Известно, что их «демонстрировали» на выставке Наркомздрава в Храме Христа Спасителя, откуда они исчезли незадолго до его взрыва. Многие годы их судьба была неизвестна, и только в начале 1980-х выяснилось, что главу преподобного и часть святых мощей удалось спасти благочестивой семье Успенских, в которой они тайно хранились более пятидесяти лет.

Передача главы преподобного Саввы М.М. Успенскому

Положение главы преподобного Саввы в раку

В 1985 году святые мощи преподобного Саввы были переданы в возвращенный Церкви Данилов монастырь. А через тринадцать лет, в день празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря честные мощи святого были возвращены на свое историческое место – под своды древнего Богородице-Рождественского собора. Этот день – 23 августа 1998 года – вошел в церковный календарь как праздник Второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца.

подвижники

Вверху: Последний обер-прокурор Синода

А.Д. Самарин - один из фигурантов «дела церковников».

Вверху справа: Зима. Вид со звонницы.

Справа: Молчаливая стена.

дучи вызван для осмотра раки преподобного. Некоторые другие члены совета вели себя в алтаре не менее нагло. Когда святые мощи вновь поместили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели», и запретили что-либо менять.

Несколько дней спустя в Москву, в наркоматы внутренних дел и юстиции, было направлено письмо-жа-лоба с просьбой прекратить безобразия. Его подписали 113 человек, среди которых были монахи обители и местные жители (почти всех их в дальнейшем ожидала страшная участь). Но ничего не помогло: уже 5 апреля мощи преподобного вывезли из монастыря.

15 апреля несколько прихожан отправились в Москву к профессору церковного права Н.Д. Кузнецову, бесстрашному защитнику церковных святынь. На следующий день в Совнарком было подано заявление с протестом по поводу увоза святых мощей и просьбой произвести дознание и привлечь виновных к ответственности. Заявление завершалось кратким объяснением со ссылками на святых отцов, что под святыми мощами подразумеваются любые останки (не только нетленные) и поэтому борьба большевиков против так называемого церковного обмана нелепа.

Вести следствие поручили следователю Наркомюс-та Шпицбергу. Этот специалист по борьбе с религией, открыто подтасовав показания свидетелей и, видимо,

не побрезговав физическим воздействием, перевернул дело с ног на голову: одинаковыми штампованными фразами свидетели отказывались от своего апрельского заявления и по большей части признавали, что никаких кощунств не было. Игумен Иона направил из Таганской тюрьмы обширное заявление в трибунал, в котором разоблачал лживые показания, сфабрикованные Шпицбергом.

Карикатурное «расследование» закончилось обвинением монахов и прихожан в дискредитации советской власти. Действия распоясавшихся хулиганов признали «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Кузнецова привлекли к делу в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании» (хотя арестован он был еще до выводов «следствия»), монахов обвинили в инсценировке событий. Дело о кощунствах при вскрытии мощей переросло в «дело церковников». Профессора Кузнецова и последнего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина приговорили к расстрелу (по амнистии заменили расстрел на фактически пожизненный срок - «до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом»), а отца Иону - к пятнадцатилетнему сроку (по амнистии срок сократили до пяти лет). Остальные получили по десять лет (по амнистии - три).

Освободившись из заключения (сокращенного в результате очередной амнистии до 20 месяцев), отец Иона вернулся игуменом в Гефсиманский скит, откуда пропал (возможно, будучи репрессирован) в 1929 году.

В одном из живописнейших уголков Подмосковья, близ древнего Звенигорода, под сенью вековых лип белеют стены православной обители. За шесть столетий своего существования Саввино-Сторожевский монастырь пережил много событий. Приход преподобного Саввы на Звенигородскую землю и собирание первой братии по сей день остаются легендарным и недосягаемо ярким периодом в истории монастыря. Стабильное, обеспеченное положение в ХV-XVI веках было уничтожено пожарами и грабежами Смуты. Расцвет монастыря при первых Романовых сменился экономическим упадком в XVIII веке, а благополучное состояние XIX столетия - разорением советского времени. Но, несмотря на опустошение, намоленность храмов и благодатное прошлое влекли сюда православных.
"Даже в самые тяжелые годы испытаний наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в Отечестве нашем. Эти молитвы ныне сбываются, и мы являемся свидетелями возобновления монашеской жизни во многих святых обителях и, в частности, в обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским", - отметил Святейший Патриарх Алексий на торжествах празднования 600-летия основания Саввино-Сторожевского монастыря 22 августа 1998 года.
С этого момента была открыта новая страница в летописи обители.
...Покои наместника монастыря, обязанности которого ныне исполняет игумен Савва, располагаются в старинном здании дворца царя Алексея Михайловича. Интерьер приемной по-монашески скромен, но уютен. Сквозь малые оконца в саженной толщины дворцовых стенах в кабинет заглядывают лучи заходящего солнца. Игумен Савва гостеприимным жестом предлагает устраиваться поудобнее. В его напряженном расписании выкроился десяток минут для беседы.

- Ваше Высокопреподобие, известно, что в следующем году будет официально отмечаться 600-летие со дня кончины преподобного Саввы Сторожевского. Но по некоторым предположениям дата преставления преподобного - 1406 год. Как бы вы прокомментировали эти разночтения?
- Речь можно вести о мнении некоторых историков, согласно которому кончина преподобного Саввы датируется декабрем 1406 года. Наверное, для такого утверждения имеются свои основания, свои аргументы. Продолжается поиск, продолжаются кропотливые изыскания в архивных документах. Этот процесс, несомненно, еще не закончен, но стоит ли затягивать по этому поводу диспут?
В главном - высочайшей оценке преподобного Саввы Сторожевского в духовной истории нашего Отечества, в становлении российской государственности - светские историки, работники культуры и церковная общественность единодушны. Поэтому мы приняли приглашение к участию в научно-исторической конференции, посвященной памяти преподобного, которую проведет Звенигородский музей в конце этого года.
- Какие имеются аргументы в пользу утверждения, что кончина преподобного Саввы последовала в 1407 году?
- Весьма веские. История Церкви - это, прежде всего, история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Естественно поэтому, что и от церковной истории, и от церковного историка следует ожидать - "по тщательном исследовании всего сначала", как пишет евангелист Лука (Лк. 1, 3), - благочестивого повествования о событиях. И здесь в первую очередь для нас важна церковная традиция. А согласно ей, дата преставления преподобного Саввы Сторожевского приходится на 3/16 декабря 1407 года. В этом контексте уместно вспомнить, что 500-летие кончины преподобного широко отмечалось по всей Российской империи именно в 1907 году.
В качестве аргумента можно привести строки из Слова святителя Дмитрия Ростовского "Преставление преподобного Саввы Сторожевского": "Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании передал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца в 1407-м году". Эта же дата приводится в популярнейшей книге авторитетного русского духовного писателя ХIХ века графа Михаила Владимировича Толстого "Рассказы из истории Русской Церкви", ее придерживаются и такие знатоки истории Звенигорода, как С.Смирнов, Б.Огнев, Н.Воронин, Ю.Робинов. Этот список можно продолжить.
- Отец Савва, пожалуйста, расскажите подробнее о предстоящих празднованиях.
- По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия празднование юбилея будет проходить на общецерковном и государственном уровне. Уже составлена предварительная программа мероприятий на весь 2007 год. Они начнутся в январе театрализованным рождественским спектаклем, который представят воспитанники Социально-реабилитационного центра Саввино-Сторожевского монастыря. Вниманию общественности будут предложены тематические выставки, научные конференции, праздничный вечер в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, фестиваль колокольного звона. Предусмотрены также спортивный и детский проекты.
Надеемся, что в день памяти преставления преподобного Саввы 16 декабря 2007 года Святейший Патриарх Алексий совершит в обители праздничное богослужение и подведет итоги юбилейного года. Мы намерены показать, что дух преподобного Саввы, выработанный им образец церковно-государственных и внутренних монастырских взаимоотношений жив и по сей день. Хочется подчеркнуть, что юбилейные мероприятия, подготовленные Саввино-Сторожевским монастырем, рассчитаны не только на православных верующих и людей, увлекающихся русской историей. Они заинтересуют и тех, кто занимается проблемами церковно-государственных отношений, кто пытается оценить роль и место Церкви на современном этапе развития российского общества. Кому, в конце концов, не безразлична судьба Отечества в наступившем тысячелетии.
Судьба государства часто переплеталась с бытием нашей обители. Начиная со времени своего основания, монастырь служит примером церковно-государственных отношений, взаимовыгодного сотрудничества между духовенством и светскими властями. Так, преподобный Савва наставлял и ободрял князя Юрия Дмитриевича, молился за него, и тот с великим уважением и благоговением оказывал всяческую поддержку новому монастырю. Царь Алексей Михайлович Романов, чья жизнь была спасена по молитвенному предстательству преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса Лавры, расширил и украсил его, часто подолгу пребывал здесь и даже лично руководил монашеским хором. Сестра Петра I царевна Софья укрывалась на Стороже во время Стрелецкого бунта, в благодарность построив в обители просторную Преображенскую церковь. Весьма благоволила к обители и часто инкогнито посещала монастырь святая великомученица Елизавета Федоровна, пожертвовавшая особую лампаду к мощам преподобного Саввы.
А вот пример уже из сегодняшней жизни - в день Рождества Христова 2004 года монастырь посетил глава нашего государства В.В. Путин. Постоянное внимание монастырским нуждам оказывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который является настоятелем обители. Часто нашими гостями оказываются министры и главы регионов. Надежное, плодотворное сотрудничество сложилось у монастыря с Правительством Московской области, администрацией Одинцовского района, звенигородскими властями.
Так, поддерживая друг друга, опираясь на нравственные заповеди, власти духовная и светская могут и должны совместно выстраивать здание российской государственности, крепить духовность российского народа. Именно в таком союзе - несокрушимость и самобытность нашего земного Отечества. Не случайно в Юбилейном послании Святейший Патриарх Алексий приводит слова из службы, которые именуют преподобного Савву "забралом Москве, царству утверждением, всем сирым прибежищем".
- Вы упомянули, что при монастыре действует Социально-реабилитационный центр. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее?
- Для нас это особо важный, можно сказать, бессрочный проект, в рамках которого при обители действует приют для "проблемных" подростков. Впрочем, мы не отказываем в попечительстве и детям из просто малообеспеченных семей. Дети, в силу жизненных обстоятельств лишенные детства, порой с не по-детски исковерканными судьбами, - это наша общая боль и забота. Те, кто нашел призор под кровом монастырского приюта, всегда сыты, одеты, обуты, получают нормальное образование и воспитание, а главное, духовно растут и крепнут под неусыпным пасторским водительством. В плане социального служения монастырская братия окормляет также военнослужащих, заключенных, престарелых. Кроме того, при обители учреждены богословские курсы, паломнический центр, работает издательский отдел...
Наша беседа прерывается настойчивым телефонным звонком. Отец игумен извиняется - ничего не поделаешь, времени на разговоры больше нет...
Отшумят торжества по поводу 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского, завершится череда величественных богослужений, смолкнут торжественные песнопения. Жизнь братии вернется в прежнее, умиротворенно молитвенное русло. Но затеплится и окрепнет огонек любви, упования и духовной радости в сердцах тысяч православных - тех, кто молитвой и посильной помощью помогал монастырю провести торжества и возвеличить Господа, славимого во святых Его. И придет осознание того, что православные подвижники прошедших веков - наши верные спутники и помощники в наступившем третьем тысячелетии.

Беседовал И.Тарасевич

О необходимости принять срочные меры по спасению скита преподобного Саввы Сторожевского сообщил эконом Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря игумен Петр (Дергунов). Постройки скита разрушаются: из-за аномально теплых зимних месяцев усилились оползневые процессы. По словам о. Петра, выпадают фундаментные блоки из основания алтаря храма прп. Саввы. «Есть опасность, что алтарь этого храма и пещера прп. Саввы, находящаяся под ним, могут быть разрушены», — отец Петр.

Наместник Саввино-Сторожевского мужского монастыря игумен Савва (Фатеев) также выразил тревогу по поводу состояния зданий скита: «Скит постепенно сползает в сторону реки Сторожка. Если сейчас мы не озаботимся решением этой проблемы — укреплением фундаментов зданий скита, то можем вообще потерять величайшую святыню русского Православия. У нас также есть заключение специалистов о том, что в связи с оттепелью ноября-декабря 2006 г. процесс разрушения скита только усугубился», — сообщил игумен Савва.

Как рассказал игумен Петр, за последние годы в монастыре велись большие восстановительные работы — обитель готовилась к памятной дате: 600-летию со дня преставления прп. Саввы, которая отмечается в 2007 г. «На протяжении последних лет основные средства благотворителей были направлены, в основном, на восстановление самого монастыря. Скит находился у нас на положении «скромного родственника» — в 1998 г., когда праздновали 600-летие основания монастыря, там были проведены консервационные работы. Но за последние 8 лет работы носили эпизодический характер, т.к. средств на восстановление скита было явно недостаточно», — отметил эконом.

Монастырь пригласил сотрудников реставрационного объединения «Инженерная геология исторических территорий», которые обследовали состояние Малого скита и дали «строгое заключение», предписывающее предпринять срочные меры в течение полугода. Были найдены подрядчики из известных реставрационных организаций, которые составили сметы — порядка 120 млн.руб. По словам о. Петра, эта сумма «реальная, но заоблачная для монастыря», который на средства благотворителей содержит приют (35 мальчиков в возрасте от 4 до 17 лет), постоянно помогает инвалидам, престарелым, беспризорным детям, и все эти социальные программы только расширяются. Однако монастырская братия не теряет надежды и молится о восстановлении скита.

Скит был построен в километре от монастыря в 1862 г. на средства купца Цурикова на месте пещеры, которую, по преданию, выкопал сам преп. Савва и в которой он в посте и молитве провел последние два года жизни. Храм во имя преп. Саввы Сторожевского был освящен святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым). Постепенно достраиваясь, скит к началу ХХ в. включал всего 17 построек: это каменные кельи при храме, двухэтажный братский корпус с домовой церковью святителя Николая и трапезной, деревянные кельи для монахов и паломников, подсобные помещения. Вся эта территория была обнесена кирпичной стеной с башнями. По словам о. Петра, скит предназначался «для духовной жизни престарелой братии, которые там молились и трудились на собственном огороде и в саду». В годы советской власти 15 построек были уничтожены, остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. В настоящее время в скиту живет братия под началом скитоначальника игумена Феодосия, однако богослужения в храме совершать запрещено в виду критического состояния здания.

«Необходимо собрать все усилия — братии, историков, реставраторов, власть предержащих, чтобы не дать погибнуть святыне и памятнику федерального значения», - заключил о. Петр.

Как сообщает сайт Саввино-Сторожевского монастыря, в юбилейном 2007 году в скиту преподобного Саввы планируется осуществить следующие работы: отвод ливневых стоков, террасирование окружающего рельефа с укреплением склонов и устройством подпорных стенок на прилегающей к скиту территории, дренирование верхней части склона, укрепление фундамента и стен, выполнение гидроизоляции и др.

Совсем недавно восстановить национальную святыню — скит преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде, призвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находясь в декабре 2006 г. в Саввино-Сторожевском монастыре на открытии юбилейного года, посвященного памяти святого Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея Руси чудотворца. «Юбилейные торжества 2007 года должны пройти не только в монастыре, но и в возрожденном скиту святого Саввы, который надо восстанавливать и которому надо придать ему прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

29 января к открытию XV Рождественских Международных образовательных чтений в фойе Государственного Кремлевского дворца была принесена икона с изображениями и частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Саввы Сторожевского, а также представлена экспозиция, посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы, Звенигородского и всея России чудотворца.

1 февраля, в день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, после Божественной литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре открылась церковно-научная конференция «Преподобный Савва — «забрало Москве, утверждение царствию, всем грешным прибежище», посвященная 600-летию преставления преподобного.

Советы психолога