«Михайловская обитель» в поселке Победа г. Пензы и "схиигумен Алексий"

Кондак 1

И збранный угодниче Христов и великий в скорбех помощниче, праведный отче Алексие! К тебе яко к теплому предстателю мы, грешнии, со дерзновением притекаем и умильно взываем: умоли о нас всесильнаго Бога не попустити нам блуждати по распутиям греховным, но просветити и наша сердца духом твоея любве, да зовем ти:

Икос 1

А нгелов Творец яви в рождении твоем молитвенное заступление святителя Филарета, егда, не могущу матери разродитися тобою, родитель твой притече к нему, и того молитвою явлен был еси в мир сей во время совершения Божественныя Евхаристии, показуя тем, яко будеши великий служитель таинств церковных. Сего ради взываем ти:

Радуйся, святителем Филаретом благословенный и воспитанный; радуйся, от пелен того подвижническому житию научивыйся.

Радуйся, отрасль родителей пречестных, плод благий принесшая; радуйся, яко издетска гласом своим Бога прославлял еси.

Радуйся, благоговение и любовь ко службам Божиим от отца унаследовавый; радуйся, от матери твоея странноприимство и попечение о ближних восприявый.

Радуйся, ушеса своя к пению церковному от рождения приклонивый; радуйся, во еже не видети суеты, очеса своя в горняя вперивый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 2

В идя человеколюбец Господь широту сердца твоего, готоваго послужити ближним своим, яви в благословении матери твоея волю Свою, да будеши не врач телес, но пастырь Церкве Христовы, врачуяй души притекающих к тебе, темже вси людие, видяще образ добраго пастырствования твоего, воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Р азумом Божественным просвещен, узрел еси путь спасения во отсечении воли своея, егда поставлен был еси причетником во храм Богоматере, с велием терпением восприял еси суровство начальствующаго и тако возрастил еси в сердце твоем плод Христова смирения. Многолетнее твое терпение славяще, возглашаем ти тако:

Радуйся, послушниче усердный; радуйся, яко Богу работал еси неленостно.

Радуйся, укорения и поругания, яко Божие изволение, восприявый; радуйся, осуждати и укоряти других всегда избегавый.

Радуйся, поучавый обличающих нас яко благодетелей почитати; радуйся, призывавый ради блага ближних своих себе утесняти.

Радуйся, благим супружеством своим и нам образ честнаго брака явивый; радуйся, в супружнице твоей добраго помощника на пути Христовом обретый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 3

С ила Вышняго обрете в тебе сосуд честен и по посвящении во иерея продолжаше вести тя чрез горнило испытаний. Служил бо еси не в веси дальней, якоже хотяше, но во граде Москве, в церкви малаго прихода, идеже осемь лет богомольцев не имев, николиже возроптал еси. Ныне же предстоиши со дерзновением Престолу Божию, поя песнь: Аллилуиа.

Икос 3

И мея тщание к совершению служб церковных, на кийждо день служение Божественныя Литургии учинил еси и к покрову Богоматере и заступничеству святителя Николая прибегая, весь путь жития твоего молитвою озарил еси. Сего ради воспеваем тя сице:

Радуйся, служителю алтаря ревностный; радуйся, яко бодрствовал еси в молитвенном подвизе непрестанно.

Радуйся, в Бозе все упование твое полагавый; радуйся, в долгих испытаниих непоколебим пребывый.

Радуйся, яко крест на перси прияв, сраспинал еси Христу плоть свою со страстьми и похотьми; радуйся, яко получив епитрахиль на выю свою, Дары Духа Святаго неоскудно источал еси.

Радуйся, яко поясом препоясав чресла своя, заутро на нивы делания Господня изшел еси; радуйся, яко взявся за рало Христово, не направлял еси вспять стопы твоя.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 4

Б урю моря житейскаго, сластолюбием, злобою и гордынею волнуемаго, всем житием твоим научал еси преплывати в кораблеце покаяния, да и мы, являя живую веру и трепетную любовь ко Господу, сподобимся воспевати Ему и на небесех песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 4

С лыша о богоугоднем житии твоем, начата прибегати к тебе ищущии спасения, обретая в тебе чадолюбиваго отца и утешителя, ты же неленостно поучал еси я покаянию и служению ближним самоотреченному. Темже и нас, якоже и чад твоих, научи истинному деланию на пажитех душ наших, да славим тя благодаряще:

Радуйся, в век оскудения благочестия несокрушимым сосудом веры явивыйся; радуйся, неленостным проповеданием в обмирщенная сердца семена благих деяний сеявый.

Радуйся, глашатаю любве Божия всем скорбящим и отчаявшимся; радуйся, ожесточенных злобою любовию своею к покаянию обращал еси.

Радуйся, научивый в живущих с нами образ Божий почитати; радуйся, призывавый почивших неустанно поминати.

Радуйся, не отревая немощных, им по силе их делание полагавый; радуйся, в постоянстве малаго делания залог духовнаго возрастания указавый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 5

З везда еси, на небесех святости возсиявшая, светиши светло, в сонме праведных и исповедников российских землю нашу просвещая, темже, зряще тя, праведный отче Алексие, прославляем прославльшаго тя Господа, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 5

В идя обильным любовию сердцем своим окрест тебе в нищете живущия, подавал еси им, елико имяше, уповая, яко не оставит Господь и дом твой. Даждь и нам стяжати сердце милосердное и научи ны невозбранно внимати воле Божией, да восхваляюще глаголем ти сицевая:

Радуйся, Христа бо возлюбив, не прилеплялся еси к сокровищам земным; радуйся, яко великий купец небесное богатство стяжал еси.

Радуйся, милосердием души наша обогащати научаяй; радуйся, некрадомое богатство душам верных испрошаяй.

Радуйся, светом трисолнечным сердца человеческая просвещаяй; радуйся, выну о пользе душевной пекийся.

Радуйся, рачителю целомудрия; радуйся, хранителю чистоты.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 6

П роповедал еси пастве своея покаяние и вкушение безсмертныя Трапезы Агнчи, да не взалчут более страстей, но восприимут мир и любовь Христову и поучаются любити ближних своих с самоотвержением и утеснением себе, да благо им будет, и да взывают радостно: Аллилуиа.

Икос 6

В озсиял еси в первопрестольнем граде Москве глашатаем жизни неветшающия, древним отцем, в пустынех подвизавшимся, равный; людем, в суете пребывающим и различными злоучении прельщаемым, открывал еси любовь, милосердие и правду Божию. Таковому о тебе произволению Божию дивящеся, вопием ти:

Радуйся, неустанный проповедниче любве к Богу и ближним; радуйся, яко вслед за апостолом наставлял еси друг друга тяготы носити.

Радуйся, во граде яко в пустыни живый; радуйся, пустыню града богатством слез твоих оросивый.

Радуйся, яко пожил еси в мире премирно; радуйся, яко и на земли выну предстоял еси Христу.

Радуйся, ожесточенная сердца теплотою твоея любве возделавый; радуйся, яко и ныне помогаеши страждущим душевный покой обретати.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 7

Х отя Человеколюбец Господь поставити тя в трудную годину утешителем скорбящих и страждущих, посла тебе скорбь великую в тяжкой болезни и смерти супружницы твоея, да ничто уже земное не связует сердце твое, но да приложиши к ревности ревность и приимеши благодать на благодать, научая пети всех: Аллилуиа.

Икос 7

Н овый путь духоноснаго старчествования на стогнах града Москвы яви тебе Господь в словесех праведнаго Иоанна, пресвитера Кронштадтскаго, указуя, да восприимеши всю скорбь человеческую, яко свою, молитвою и теплотою любве сию врачуя. Темже и наша скорби отыми от нас, да радующеся, взываем ти:

Радуйся, благодать кронштадтскаго светильника обильно восприемый; радуйся, яко врач искусный душ человеческих явивыйся.

Радуйся, вставший на страже скорбных сердец человеческих; радуйся, от обращавшихся к тебе именование добраго пастыря стяжавый.

Радуйся, заблудших овец к Пастыреначальнику приводивый; радуйся, от волков хищных тех неврежденно сохранивый.

Радуйся, яко широтою любве твоея всех объял еси; радуйся, яко надежду на Бога полагати научал еси.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 8

С транноприимная деяния совершати тщашеся, учинил еси при храме приют чадом, не имущим родителей, назидая их словом и житием своим, да возрастая в благом попечении и любве, благодарственно воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 8

В есь еси, праведный отче Алексие, николиже суетою связанный, посреде людей пребывая, выну Богу предстоял и работал еси. И нас, в суету погруженных, научи твоему в мире премирному житию, да усердно тебе воспоим:

Радуйся, детскую младость души твоея сохранивый; радуйся, тою младая сердца к Богу приводивый.

Радуйся, явивыйся сиротствущим чадолюбивая мати; радуйся, порождаяй души чад своих духовных для вечнаго живота.

Радуйся, преизряднейший пастырю; радуйся, яко от скверн мира сего ограждатися чад своих научал еси.

Радуйся, чтущим тя верный пред Богом ходатаю; радуйся, призывающим тя непреложное упование.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 9

В сем, притекающим к тебе в скорби, наставник изрядный явился еси, отче Алексие, подвизая людей к покаянию и самоукорению, терпению же в скорбех неистощимому, да за сие благодаряще Богу поют: Аллилуиа.

Икос 9

В итийствующий язык умолча, зря, како ты, старче Алексие, служение свое в простоте совершая и мудрость века сего посрамляя, всяку гордыню человеческую яко прах от лица ветра возметал еси. Сего ради похваляем тя сице:

Радуйся, яко не хитросплетением словес, но силою правды Божия души призывал еси; радуйся, яко вознесенную гордыню века сего смирением сокрушал еси.

Радуйся, словесы своими не крепость человеческую, но силу Божию являвый; радуйся, яко нестареющую мудрость евангельскую живу и действенну показавый.

Радуйся, исполненный ревности по Бозе Вседержителе; радуйся, ревнителю уставов церковных.

Радуйся, искусный властителю совести человеческия; радуйся, всем бе вся, да спасеши души, Богом тебе врученныя.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 10

С пасения от временных тягот поучал еси в преселении во слывшия хлебородными земли не искати, егда глад, мор и междуусобныя брани постигоша страну нашу. Заповедал еси жительства своего не оставляти и восприяти трудности яко наказание Божие, за умножение беззакония попущенное, Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 10

С тена непоколебимая упования на Господа явился еси, отче Алексие, яко скала крепкая сокрушая треволнение житейское, малодушие и уныние в душах людей, к тебе прибегающих и с любовию зовущих ти:

Радуйся, адаманте веры несокрушимый; радуйся, узревший с богомольцы храма пред годиною бедствий, како лияше слезы Богоматерь на чудотворней иконе Ея Феодоровской.

Радуйся, разделивый с народом российским скорби, Богом низпосланные; радуйся, глад и хлад приявый яко наказание Божие.

Радуйся, злато, в горниле скорбей очищенное; радуйся, надеждею на милосердие Божие страждущия души врачевавый.

Радуйся, помощниче скорый; радуйся, призывающим тя в скорбных обстояниих щит и ограждение.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 11

П ение всеумиленное приносим ти, отче досточудне, прославляюще блаженную кончину и погребение твое, молитвами первосвятителя и исповедника Тихона, Патриарха Всероссийскаго, напутствованное. Веруем, яко предстоиши в свете невечернем Престолу Пресвятыя Троицы, выну поя: Аллилуиа.

Икос 11

С ветозарным светильником явился еси, даров Божиих исполнен и умножаяй таланты, яже даде тебе всех Бог, в житии бо твоем являл еси дары прозрения и исцеления, подвизая нас глаголати тебе похвалы сия:

Радуйся, яко от детских лет был еси Господу верен; радуйся, многих дарований от Него сподобивыйся.

Радуйся, лучу благодати, в мире явленный; радуйся, ризами света Христова одеянный.

Радуйся, помогий обрести сына отчаявшейся матери из града Тобольска, юже к тебе преподобный Серафим направи; радуйся, яко и ныне в трудных обстояниих о нас к Богу ходатайствуеши.

Радуйся, прозорливостию и чудотвореньми люди в вере стояти утвердивый; радуйся, отеческим попечением и молитвою не имевшия веры души к Богу обративый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 12

Б лагодати исполнен, яко сосуд Духа Святаго избранный, породил еси духом многая чада твоя, да зряще житие их, окрест живущии уразумеют, яко любовь в Бозе к ближнему залог мира и благоденствия есть, и тако благодарственно воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще житие твое и прославление, веруем, яко многомощно есть пред Престолом Владычним твое за ны ходатайство, мощи же твои сокровище многоценное имуще, к ним припадаем, яко к сосуду благодати неистощимому, и согласно ублажаем тя:

Радуйся, гражданине Иерусалима небеснаго; радуйся, благий наставниче, возрастивый в чадех своих преславных отцев.

Радуйся, яко был еси на земли храм живый, Господу посвященный; радуйся, яко предстоиши днесь Престолу Вседержителя.

Радуйся, старцев оптинских собеседниче; радуйся, кронштадтскаго светильника сомолитвенниче.

Радуйся, яко община твоя образ бысть купножительства христианскаго; радуйся, яко чада твоя свидетельством кровей своих Христа исповедаша.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 13

О предивный пастырю и теплый о нас к Богу молитвенниче, праведный отче Алексие! Не отрини нас немощных, совершающих похвальное пение сие, и научи волю Божию невозбранно творити, да сподобимся и в будущем веце благодарственно воспевати Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец…» и 1-й кондак «Избранный угодниче…».

Молитва

О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милующим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне, милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли Человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырь добрый, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно преидем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

П омози в бедах и утеши в скорбех, пастырю добрый, отче Алексие, подвигом бо старчества миру просиял еси, веру и любовь Христову во мраце беззаконий исповедал еси, болезнуя сердцем о всех притекающих к тебе. И ныне моли Бога за ны, любовию чтущия тя.

Кондак

В елии труды любве и милосердия подъял еси, праведный старче Алексие, от святаго пастыря Кронштадтскаго благословение на помощь страждущим прияв, беды и скорби людския яко вериги на рамо свое возложи. Мы же ведуще тя молитвенника дерзновенна ко Господу, со умилением зовем ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Величание

В еличаем тя, святый праведный отче Алексие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

, сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. И яко предумершую душу отрока молитвою твоею воскресил еси, тако и душам нашим испроси у Господа к усердию воззвание, да избежавше молитвами твоими мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Акафист святому праведному Алексию, Бортсурманскому чудотворцу

Избранный от Царя сил Господа Иисуса Христа, крепкий победитель врагов невидимых показался еси, предивне Алексие . Во смирении многия труды и подвиги подъял еси, и сего ради велие дерзновение пред Богом стяжав, недугов душевных и телесных целитель явился еси; и ныне Престолу Святыя Троицы в веселии предстоя, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Ангельскими добродетельми украшенный, небожителем еще на земли уподобился еси, и яко звезда пресветлая в земли Российстей просиял еси. Темже смиренное житие твое воспоминающе и величию подвига твоего дивящеся, глаголем ти сицевая: Радуйся, преславный избранниче Божий; Радуйся, подвижниче преизрядный. Радуйся, всею душею Господа возлюбивый; Радуйся, любовию ко Христу пещь страстей угасивый. Радуйся, покаянием плотския соблазны отринувый; Радуйся, непрестанно в сердце Бога славивый. Радуйся, образе кротости и смирения; Радуйся, усердный ревнителю поста и воздержания. Радуйся, мира духовнаго умиленный тайнозрителю; Радуйся, жития добродетельнаго учителю. Радуйся, посылаяй нам от Господа пречудное поможение; Радуйся, в печалех сущим даруяй скорое утешение. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Видев Господь, яко велию злобу лукавый воздвиже на тя, мирскими соблазны тебе уловити желая, возбрани тому совершитися, и видением Ангела с чашею от пути гибельнаго отврати тебе, и отселе, отче святе, в непрестанной молитве подвизался еси, добрыми делы людем страждущим послужититщася. Прославляюще молитвенныя подвиги и добродетели твоя, спасающему грешных Богу воспоим, вернии: Аллилуйя.

Разум имея благодатию просвещенный, вся тленная блага ни во чтоже вменил еси, и ревностию по Бозе разжизаем, явил еси себе делателя заповедей Божиих неленостна, отче наш Алексие. Взирающе на славная твоя деяния, восхвалим тя тако: Радуйся, честный сосуде Духа Святого; Радуйся, нрава кроткого богомудрый обладателю. Радуйся, постниче изряднейший Господа ради; Радуйся, молитвенниче теплейший за род наш. Радуйся, наставниче в мори житейском обуреваемым; Радуйся, во всяких обстояниих болезнующим предстателю. Радуйся, скорый заступниче в бедах сущим; Радуйся, щедрый подателю милостыни неимущим. Радуйся, немощствующих благодатная крепосте; Радуйся, скорбных неиждиваемая радосте. Радуйся, недугов наших целителю: Радуйся, истиннаго благочестия подвижниче. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Сила Вышняго осени тя, велия искушения от демонов претерпевшаго, и даровася ти еже печаль всякую от душ страждущих отгоняти. И тако путь живота твоего в служении людем совершая, обителей райских жителем уподобился еси, идеже ныне любовию Богу взываеши: Аллилуйя.

Имеяй сердце горящее любовию ко Господу, едино помышлял еси, како спастися и со Христом в Царствии Небеснем пребыти, постом и добрыми делы, а наипаче молитвою Тому послужити потшался еси, отче Алексие; духом убо тя ведый преподобный Серафим, великаго молитвенника тя провозгласи. Темже славим тя тако: Радуйся, свеще, в молитве к Богу пламенеющая; Радуйся, звездо, сияющая верным. Радуйся, благовонное молитвы кадило; Радуйся, яко тобою Господь прославляется. Радуйся, в миру монашескому жительству прилежавый; Радуйся, гласу Божественному со трепетом внимавый. Радуйся, послушниче Христов совершенный; Радуйся, совершителю службы Божия усердный. Радуйся, образ и подобие Божие в ближнем возлюбивый; Радуйся, веру делами любве утвердивый. Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище; Радуйся, милосердия пучино. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Бурю нападений демонских претерпел еси, егда враг рода человеческаго, завистник искони, умысли погубити тя, отче, и многое множество духов нечистых снидошася, да тя устрашат. Ты же, Святым Духом укрепляем, именем Господа нашего Иисуса Христа сим противлялся еси, и заступи тя Сама Пресвятая Богородица со Ангелы, воспевающими: Аллилуйя.

Слышавше святое житие твое, отче праведне, дивляхуся людие добродетелем твоим, и притекаху в весь твою, да тя яве узрят. Отонудуже исходяще, благодариша Господа, яко воздвигает рабов Своих на утешение верным. Мы же с ними воззовем ти: Радуйся, к дому Отца Небеснаго всем сердцем устремивыйся; Радуйся, на высоту безстрастия еще на земли возшедый. Радуйся, веселия Божественнаго в юдоли скорбной сподобивыйся; Радуйся, видения лика Христова и Пречистыя Богоматере удостоенный. Радуйся, сокровища духовная возлюбивый; Радуйся, плоть духу покоривый. Радуйся, нестяжателю предивный; Радуйся, человече Божий и доблий воине Христов. Радуйся, Света Невечерняго причастниче; Радуйся, святых подражателю и наследниче. Радуйся, яко велия искушения мужески претерпел еси; Радуйся, яко благодатныя дары преизобильно стяжал еси. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Боготечней звезде подобяся, светозарный путь спасения показующей, во тьме греховней блуждающим путь правый житием твоим показал еси, отче Алексие, да спасеннии тобою вопиют Богу: Аллилуйя.

Видевше людие преславная чудеса, яже благодатию Божиею сотворил еси, вси в скорбех твоего предстательства прошаху, ты же молитвою и кротким вразумлением тех укреплял еси, сего ради воспеваем ти сицевая: Радуйся, святыя Церкве похвало и радование; Радуйся, добродетельми Христа выну прославляяй. Радуйся, дарами благодатными преисполненный; Радуйся, избранниче Христов, чудесами прославленный. Радуйся, Пресвятыя Богородицы благоговейный почитателю; Радуйся, чистоты ума и сердца хранителю. Радуйся, покаяния преславный проповедниче; Радуйся, благодатную силу смирения познавый. Радуйся, Богу и ближним нелицемерно служивый; Радуйся, пред святым престолом за вся люди слезно воздыхавый. Радуйся, отче праведный, любовию твоею немощи наша покрываяй; Радуйся, бедствующим защитниче. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Проповедник чудес Божиих явился еси, совершенную любовь, яко дар Святаго Духа прием, немощи немощных подъял еси. Людие же вернии, недугов многообразных исцеление приявше, благодарственно взывают Богу: Аллилуйя.

Возсия чрез тебе милосердие Божие к людем русским, егда двадесять языков на Отечество наше ополчишася, грады и веси наша пожгоша, святыя церкви оскверниша, и многи убиша. Ты же, отче, яко и вси праведницы земли Русския, молился еси ко Господу о спасении Отечества нашего, и возвести Ангел тебе преславную победу воинства православнаго, небесными вои споспешествуема. Темже ублажаем тя сице: Радуйся, святый угодниче Божий, земли Русския красото и славо; Радуйся, христолюбиваго воинства присный ходатаю. Радуйся, державы Российския крепкое забрало; Радуйся, добрым воином ея несокрушимый щите. Радуйся, духовными оружии изрядно вооруженный; Радуйся, покровом Богоматере осененный. Радуйся, воине, со духи злобы ратоборствовавый; Радуйся, именем Христовым тех победивый. Радуйся, яко моление твое милость Божию привлекает; Радуйся, яко заступление твое от велия напасти избавляет. Радуйся, щедрот Божиих сокровище; Радуйся, благоутробия Его изобилие. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Хотяй Всеведец Господь милость грешным явити, смиренней молитве твоей вняти благоволи, и отрока умерша пред всеми людьми воскреси. Мы же, дивящеся таковому твоему дерзновению, прославльшему тя Господу поем: Аллилуйя.

Новаго и дивнаго чудотворца в земли Россиистей яви тя Господь, отче Алексие, верна Господу нашему Иисусу Христу себе показавша и велия искушения претерпевша, сего ради великия дары от Господа прияти сподобился еси, и вся сия на служение ближним предал еси. Восхваляюще преславная чудеса твоя, воспеваем тебе: Радуйся, болящих здравие и хромых хождение; Радуйся, разслабленных возставление. Радуйся, из многих бесных духов нечистых изгнавый; Радуйся, яко николиже вера постыжена будет, показавши. Радуйся, людем малым сим, по заповеди Божией, себе отвергнувся, служивый; Радуйся, все упование твое на Господа возложивый. Радуйся, терпение и надежду на Бога не оставляти паству твою научавый; Радуйся, верность Тому в искушениях явити призывавый. Радуйся, предзревый будущая яко настоящая; Радуйся, ведевый дальняя яко ближняя. Радуйся, яко сокрытая яве обличал еси; Радуйся, яко имя Христово, имже чудотворил еси, возвеличил еси. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Странное Ангелом и человеком явися, отче праведне, житие твое: быв человек, тело носяй, дух твой, яко безтелесен, в горняя устремил еси, пренебрег вся тленная, в Бога богатея: щедроты милосердия твоего на вся с верою притекающия к тебе излиял еси. Славяще Господа, даровавшаго ти благодать сию, воспоем людие: Аллилуйя.

Всего себе на служение Богу управил еси, отче, волю Божию выну творя и умом на небесех пребывая; сего ради духовнаго мира созерцатель сподобился еси быти, сия же видения тайно письменем предал еси, токмо малое нечто блаженной игумении Марии поведав. Дивящеся же сему и устрашающеся, с верою воззовем: Радуйся, пречудный лик Христов созерцавый; Радуйся, гласу Божественному пресладкому внимавый. Радуйся, яко стража Церкве восхоте тя Господь нарещи; Радуйся, яко овцы Своя словесныя тебе поручи. Радуйся, Пресвятою Богородицею со одра болезни возставленный; Радуйся, заступления Ея удостоенный. Радуйся, благодатный мир в сердце своем стяжавый; Радуйся, всем страждущим независтно милость твою изливавый. Радуйся, очима телесныма ангельское блистание видевый; Радуйся, небеснаго пения безплотных наслаждавыйся. Радуйся, Царствия Божия на земли предтече; Радуйся, земный Ангеле и небесный человече. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Всякое естество ангельское радовашеся, егда един от Ангел возвести тебе в алтаре о начале твоего ангельскаго служения. Ты же, отче, житием твоим безплотным подобяся, воспел еси Богу: Аллилуйя.

Ветии многовещаннии умолкают, зряще обилие чудес твоих, Алексие праведне, мы же, неискусен язык имуще, обаче желанием прославити тя побеждаеми, с любовию взываем ти сицевая: Радуйся, Духа Святаго жилище украшенное; Радуйся, от бед и скорбей прибежище благоотишное. Радуйся, отче великий и смиренномудрый; Радуйся, души людския ко Христу приводяй. Радуйся, словеса Божия на сердце твоем начертавый; Радуйся, единыя правды Божия взыскавый. Радуйся, оправдания Божия паче всех тленных благ возлюбивый; Радуйся, в послушании Богови присно пребывый. Радуйся, сокровенных подвигов ради Христа делателю; Радуйся, тайныя милостыни раздаятелю. Радуйся, яко еси бесов добропобедный прогонитель; Радуйся, яко еси добродетелей в чадех твоих насадитель. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Спасти хотя душу и Царствие Небесное наследовати, отче Алексие, велиим подвигом от Господа прощение грехов прияти сподобился еси, темже улучив жизнь вечную, со Ангелы славиши Бога: Аллилуйя.

Стена несокрушимая бысть молитва твоя людем православным, егда же призва тя Господь в обители небесныя, велиею скорбию о сиротстве своем сокрушающеся, плакашася вся чада твоя духовная горце; обаче и радостию о вечном твоем блаженстве плач растворяюще, взываху тебе: Радуйся, отче снятый, с нами на земли поживый; Радуйся, сродниче наш, Богу угодивый. Радуйся, молитися о нас пред Престолом Божиим присно обещавый; Радуйся, в животе богоугоднем утверждатися выну нас наставлявый. Радуйся, яко земля, приявшая мощи твоя, освятися; Радуйся, яко тою мнози недужнии исцелишася. Радуйся, по успении твоем с любящими тя духом пребываяй; Радуйся, просящих с верою николиже тщи отвращаяй. Радуйся, истинный пастырю стада Христова; Радуйся, правило жизни благочестивыя. Радуйся, заступниче наш богодарованный; Радуйся, наставниче наш богопросвещенный. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Пение всеумиленное приими от нас, отче праведне, пред Престолом Всесвятыя Троицы непрестанно моляся за ны; мы же со Ангелы и всеми святыми радующеся о славе твоей, поем Богу: Аллилуйя.

Светозарному светильнику уподобился еси, отче, сияние святости источая, благодати Духа Святаго исполнен быв. Мы же, мысленныма очима на тя взирающе и лучами, от тебе исходящими, согреваеми, любовию к тебе уязвляемся и взываем ти таковая: Радуйся, древним великим отцем в подвизех подражавый: Радуйся, тех ревности по Бозе преисполненный. Радуйся, невещественным огнем осияваемый; Радуйся, на воздусе моливыйся. Радуйся, яко тобою благословися земля окрестная; Радуйся, яко тобою прославися Новград Нижний. Радуйся, страны нашея Российския дивная доброто; Радуйся, Вселенския Церкве цвете благоуханный. Радуйся, крине небесный, на земли процветший; Радуйся, во плоти ангельскою чистотою блиставый. Радуйся, силу правыя веры, человеки обновляющую, всем явивый;Радуйся, славу Христа Человеколюбца показавый. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Благодать от святых мощей твоих обильно изливая, вся недужныя с верою к тебе притекающия здравы сотворяеши, отче Алексие. Славяще Господа, даровавшаго нам о тебе таковыя милости, хвалебную песнь воспоем Ему: Аллилуйя.

Поюще равноангельное житие твое и преславная чудотворения, Алексие праведне, дивящеся добродетелем твоим, ублажаем тя яко дивнаго о нас молитвенника пред Богом, темже со умилением вопием ти: Радуйся, источниче исцелений благодатных; Радуйся, сострадальниче сирых и страждущих. Радуйся, милостивый скорбящим помощниче; Радуйся, наставниче ищущим спасения. Радуйся, Небеснаго Отечества гражданине; Радуйся, Горняго Иерусалима жителю. Радуйся, добродетели ризу светлую стяжавый; Радуйся, радости вечныя удостоенный. Радуйся, яко в обителех райских наслаждаешися; Радуйся, яко Господу в веселии предстоиши. Радуйся, о всех помощи твоея просящих молит венниче; Радуйся, за вся верныя ко Христу и Богородице ходатаю. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

О, прехвальный угодниче Христов и великий чудотворче, праведне отче Алексие, приим малое сие приношение наше, умоли Господа Иисуса Христа даровати нам в покаянии усердие, к деланию заповедей Божиих твердое произволение, в правой вере утверждение, во всех делех наших благое поспешение и по скончании живота нашего души спасение, да с тобою вкупе воспоем Богу: Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

>

Пензенский старец схиигумен Алексий. Житие.

Предисловие

Про Пензенского батюшку Алексия издано уже семь книг, написал их иеромонах Гавриил, который служил в обители батюшки и общался с ним непосредственно в течение десяти лет. Книги называются: “Придите ко мне все труждающиеся…”

Гавриил пишет, что читая о подвижниках прошлого столетия, задаешься вопросом, почему при жизни этих подвижников о них никто ничего не знал, и мы узнаем об их дарах, способностях и помощи людям только тогда, когда они уже закончили свой жизненный путь, и почти не осталось очевидцев их добродетельной жизни.

Сейчас, как все почти что слышали, время сжимается, по данным японских исследователей в сутках уже не двадцать четыре часа, а семнадцать, а на время написания этого материала похоже, что и меньше. И ритм жизни естественно убыстряется даже по сравнению с прошлым столетием. Да и жить становится все сложнее и сложнее не только в материальном и физическом плане, но и в духовном. Люди не знают, как жить, вокруг столько безнравственности, лжи и обмана и на частном, и на государственном уровне. Поэтому книги о благочестивых, прозорливых старцах, которых в наше время не так много, просто необходимы как воздух.

Поэтому иеромонах Гавриил решил написать о схиигумене Алексие, который жил в наше время и отошел ко Господу 8 января 2005 года. Да и очень многие почитатели старца просили рассказать о случаях благодатной помощи старца, хотя находились они зачастую за многие тысячи километров от старца, но молились, просили о помощи и батюшка им помогал.

Пензенский старец схиигумен Алексий был избранником Божием, он в жизни терпел очень много мучений, поношений и гонений, и Господь наделил его многими благодатными дарами – знанием Божией воли, прозорливостью, изгнанием бесов. Он помогал всем, кто к нему обращался, никому не отказывал, а вот для себя ничего не мог сделать. Старец окормлял и помогал тысячам людей, брал на себя немощи и грехи людей, страдал и мучился за них.

Здесь представлена подборка статей, посвященных так называемой «Михайловской обители» или общине «старца Алексия» в пос.Победа Пензенской области. Члены общины иногда объявляют себя «Истинной Православной Церковью», иногда – «катакомбной». Паломникам же в большинстве случаев представляют обитель как субъект Пензенской епархии РПЦ, при этом возносят за богослужением имена Предстоятеля РПЦ и правящего архиерея Пензенской епархии. Действительного же канонического же общения с РПЦ община не имеет.

В поселке Победа, который в настоящее время вошел в черту г. Пензы, располагается так называемая «Михайловская обитель» или община «старца Алексия». Находится она рядом с действующим храмом Успения Божией Матери Пензенской епархии РПЦ.
Община располагает вновь построенным храмом в честь Архистратига Михаила, а также жилыми помещениями, в которых проживают члены общины – мужчины и женщины. В храме несут служение насколько священнослужителей, не входящих клир Пензенской епархии, о канонической принадлежности этой общины точной информации нет, члены общины это тщательным образом скрывают, иногда объявляют себя «Истинной Православной Церковью», иногда – «катакомбной». Паломникам же в большинстве случаев представляют обитель как субъект Пензенской епархии РПЦ, при этом возносят за богослужением имена Предстоятеля РПЦ и правящего архиерея Пензенской епархии. Действительного же канонического же общения с РПЦ община не имеет.
На вопрос: «Кто благословил строительство храма, кем освящен храм, откуда в нем антиминс, кто рукополагал клириков, служащих в храме общины?»,– насельники обители ответа не дают, и представителей епархии в алтарь храма не допускают. В центре духовной жизни «Михайловской обители» – почитание личности почившего 8 января 2005 года «схиигумена Алексия».
Об этом «старце», который так же, как и члены общины не входил в клир Пензенской епархии, в настоящее время издано 6 книг, некоторые из которых – уже повторно. Один из авторов книг – священник Геннадий Емельянов, который ранее, с благословения «старца Алексия» являлся распространителем культа «Чебаркульского отрока Вячеслава».
Первая книга – «Дорога к старцу» – издана еще при жизни «схиигумена Алексия», и ложно подписана благословением епископа Липецкого и Елецкого Никона.
Книги «Придите ко мне все труждающиеся…», «По вере вашей да будет вам» – также ложно подписаны благословением архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета.
Издано несколько книг по «старческому благословению». Все это позволило общине распространить книги большим тиражом практически во всех концах Российской Федерации, и странах ближнего зарубежья.
Как следует из жизнеописания, весьма сумбурно изложенного в книгах о «старце», – «схиигумен Алексий» – в миру Михаил Иванович Шумилин, родился 10 ноября 1930 года в с. Ломовка Лунинского района Пензенской области.
Михаил родился с тяжелым физическим недугом, и в течение всей своей жизни не мог владеть руками и ногами, и практически не мог членораздельно говорить. Передвигался он на инвалидной коляске с помощью других людей. (Совершенно очевидно, что, будучи в таком состоянии, Михаил, безусловно, не имел никакой возможности быть рукоположенным в священный сан, что ему впоследствии приписывалось. Книги о нем пестрят фотографиями, где «схиигумен Алексий» предстает на коляске в священническом облачении с игуменским посохом в руке.)
В возрасте 22 лет будущий «старец» был перевезен в Пензу, где, не имея постоянного места проживания, обитал на квартирах верующих людей, которые ему оказывали внимание, а некоторые уже тогда начали считать его за прозорливого. Позднее к сыну приехала его мать – Анна, которая и стала его главным «переводчиком», поскольку речь Михаила была крайне неразборчивой.
В 1982 г. она, при неясных обстоятельствах приняла схиму с именем Ангелина. После смерти матери «переводчиком» старца становится некая Зинаида – впоследствии монахиня Зиновия.
Об обстоятельствах пострига и хиротонии самого «старца» долгое время община молчала, лишь только в 2007 г. в книге «По вере вашей да будет вам…» появляется первая информация на эту тему. Согласно этой версии благословение на постриг Михаил получил от преподобного Амфилохия Почаевского в начале 60-х годов. Чин пострига, а также, по-видимому, и хиротонию в священный сан по версии Геннадия Емельянова совершил архиепископ Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) в Преображенской Рижской пустыни в присутствии правящего архиерея – митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова), воспремника «старца» – архимандрита Тавриона (Батозского), и известного старца архимандрита Серафима (Тяпочкона). Таким образом, «старец Алексий» получает духовное преемство Глинских старцев.
По версии этой же книги постриг в схиму был совершен в 1992 году по благословению почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима архимандритом Василидом из Почаевской лавры. На этот факт доподлинно известно, что архиепископ Серафим никогда такого благословения не давал, а также категорически не благословлял строительство Михайловского храма и обители при нем.
В советские годы община находилась на подпольном положении из-за преследования властями бродячих монахов и незаконных общин. С наступлением 90-х годов XX в. личность «Мишеньки» приобретает большую популярность, в это время он с членами уже тогда сформировавшейся около него общины посещает православные храмы, причащается Св. Тайн с мирским именем, параллельно с этим ведя свою тайную «священническую проповедь», а в конце же 90-х они уже строят свой храм и создают самочинная «обитель». В последние годы члены общины совершенно размежевались с канонической Церковью, оставив лишь видимость общения с нею.

Скончался «старец» уже будучи «схиигуменом Алексием» 8 января 2005 года.
Книги о «старце» представляют собой сборники воспоминаний о нем различных людей, кто когда-либо общался с ним и получил какую-либо помощь. Воспоминания эти порой прерываются комментариями автора, который дает нужное направление мысли читателя. В итоге часто формируются идеи, которые противоречат учению Православной Церкви. В учении «старца Алексия» можно выделить такие моменты:
– учение об ИНН как о печати антихриста
– учение о том, что без старца невозможно спасение
– мысль о том, что чудеса являются показателем истинности «старца», в отличие от канонической Церкви, клирики которой, будучи законно поставленными, творить таких чудес не могут
– запрет поминать «старца» о упокоении, так как он является однозначно святым.

В книге «Дорога к старцу» есть эпизод, повествующий о том, как «старец» обратил к покаянию беса, жившего в одержимой женщине, и тот стал ангелом.
В книге «По вере вашей да будет вам…» в конце приведен акафист «Преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому», написанный в стихах. В книги вкладываются небольшие ламинированные фотографии с изображением «старца» и тропарем и кондаком на обратной стороне.
В целом, культ «старца Алексия» представляет собой движение сектантского и раскольнического духа, действующее под маской канонической Церкви. Община «старца» действует под неизвестной юрисдикцией, не имеет государственной регистрации, члены общины были уличаемы в мошенничестве.

Беда Победы
Маленькое село Победа под Пензой – обыкновенный сельский приход на полторы сотни дворов – нам предложили посетить как уникальный духовный центр, равного которому нет в сегодняшней России. «Там жил старец», «там похоронен великий подвижник», «там постоянные исцеления», – полушепотом сообщают нам пензенские церковные знакомые. И тут же дипломатично уходят от конкретики. Поезжайте – и увидите.
В ограде Успенской церкви – единственного в Победе православного храма – беседка с надгробием и огромным крестом. К человеку, который похоронен здесь, приезжает немалое число почитателей, именующих его «схиигуменом Алексием», «старцем Алексием Пензенским». Сказать, что его «схиигуменство» вызывает, мягко говоря, большие сомнения и у официальных церковных властей, и у православных клириков, недостаточно. Михаил Иванович Шумилин (так звали «старца» по паспорту) был тяжелым инвалидом детства. Прикованный к инвалидному креслу, с огромным трудом проговаривавший слова, он просто не мог быть рукоположен в священный сан – поставлять во священники людей с тяжелыми физическими недугами категорически воспрещено по церковным канонам.
О «великом подвижнике земли Пензенской» вышла уже целая серия воспоминаний духовных чад. Рассчитаны они (судя по приведенным в конце столичным телефонам распространителей) отнюдь не только на пензенского читателя. Две книги изданы якобы по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (представители епархии неоднократно опровергали в СМИ факт такого благословения), на более позднем «фолианте» не мудрствуя лукаво, написано «по старческому благословению». Как выясняется впоследствии из текста, воспоминания о жизни старца Алексия писались (вопреки незыблемой церковной практике) еще до его кончины и исключительно с благословения его самого…
В похвальных словах духовных чад и последователей, из приведенных в книгах многочисленных рассказов о чудесах практически невозможно понять, каким человеком был «старец», чему он учил. Однако даже из тех небольших фрагментов книги «Придите ко мне все труждающиеся», которые можно считать «наставлениями», складывается впечатляющая картина.
«Наглядывайтесь на меня. Ловите мое каждое слово и каждую букву». «После меня будет еще много духовных лиц. Они будут носить на головах золоченые шапки (батюшка так называл митры), будет им почет и уважение, а такого как я, уже не будет на земле. Никто из вас даже не догадывается и не знает, кто я и какой на самом деле, это от всех сокрыто».
Пророчествовал «схиигумен Алексий» и о грядущих временах.
«Многим батюшка говорил, как их будут мучить.
Тюменской Наташе он сказал:
– Тебя будут резать. Вытерпишь? Ты знаешь, на что идешь?
Лильке сказал, что ей отрежут язык.
– Про меня батюшка сказал, что глаза выколют…»
И многим другим говорил, как они пострадают.
Вряд ли стоит подробно говорить о том, что подобные вещи не укладываются не только в старческий, но и просто в здравый христианский образ. Зато элементы прижизненного культа – налицо.
В воспоминаниях с особым умилением приводятся «нюансы» почитания духовного отца. Например, рассказ об одной счастливой женщине, удостоившейся умыться водой, оставшейся от стирки батюшкиного белья.
Или еще более «ностальгическая» деталь:
«Все батюшкины вещи освящались оттого, что он их носил или касался. Нередко батюшка раздавал свои волосочки, которые оставались на подряснике после умывания:
– Берегите их, они вам всегда могут пригодиться».
Такой вот, прости Господи, старик Хоттабыч.
По тому же «старческому благословению» была основана в Победе и загадочная Михайловская обитель. От Успенской церкви она – буквально через тропинку. Большое частное подворье, огороженное внушительным кирпичным забором с калиткой на кодовом замке. С улицы виден купол колокольни с православным крестом.
Кроме двух десятков машин вблизи ворот стоят три паломнических автобуса, а также две «газели» – с саратовскими и волгоградскими номерами. В молельном доме не протолкнуться. Внешний ход службы от обычного, канонического, не отличается. Однако незнакомому с местными порядками гостю тут не очень-то уютно. При входе в храм нужно оставить сумки, сверить часы (в обители свое, «непереводное» время) и спрятать как можно дальше сотовый телефон.
Очереди на исповедь конца и края нет. Становится понятным, что литургия здесь закончится только после полудня.
– Я сегодня уже поисповедовалась, на могилке, – шепчет где-то поблизости одна бабуля другой.
– А что, можно здесь не стоять, а пойти прямо к старцу? – допытываемся мы у одной из «матушек».
– Да, но ему нужна генеральная исповедь, – критически оглядев «новоначальных», изрекает она.
Грехи, совершенные в течение всей жизни (именно такая исповедь называется генеральной), нам было рекомендовано записать и прочесть у старческого надгробия. Затем прийти с тетрадкой к настоятелю, но лишь за разрешительной молитвой.
Вопрос о том, как может неживой человек принимать кающихся, застыл на полуслове. Ведь «старец» умереть не может…

Не менее интересно относятся «михайловцы» и к чину освящения воды. Ее наливают в пластиковые бутыли и ставят вокруг могилки: «совсем немного постоит, и можно пить…». Растительное масло, платки, четки, детские чепчики освящаются здесь без всякого молебна, от одного лишь соприкосновения с «батюшкиной силой».
Слово «обитель» здесь используют как некий успокоительный термин, подчеркивающий «православность» и в то же время совершенно неопределенный. Что это на самом деле – скит, монастырь, частное хозяйство – не объяснят вам даже те, кто приезжает «пожить и потрудиться» в третий-четвертый раз. Люди стекаются сюда из разных уголков России. Владикавказ, Краснодарский край, Москва, Владимир, Тульская область… Элегантные светские пальто соседствуют с телогрейками и платками «в нахмурку». Теоретически в обитель может приехать на послушание любой, даже посторонний и нецерковный человек. Однако постепенно убеждаешься – случайных людей здесь практически нет.
– Мы группой приехали, вдесятером, – на минуту останавливаются на дорожке несколько женщин из Северной Осетии. – Сами собираемся, в церкви люди друг другу подсказывают.
– То есть такие неформальные группы формируются постоянно?
– Да, у нас есть те, кто уже в шестой раз здесь.
Люди, приезжающие в Победу для «благодатного общения» с почившим старцем, продолжают считать себя православными, ходить дома в православный храм. А здесь они «исцеляются от скорбей» – в частности, посредством «песочка с могилки», который прикладывают к больным местам, и «целебной» воды из колодца обители. То, что приходские батюшки смотрят на такие поездки, мягко говоря, с огорчением, воспринимается как досадное недоразумение, недопонимание со стороны церковных властей.
– Да, не благословляют, тут у многих такая ситуация, – сетует одна из паломниц. – Меня на прошлой исповеди батюшка спросил: какие молитвы читала накануне, конкретно. Сказала, что акафист старцу – не допустил до Причастия!
– А ты отвечай, что читала правило ко Причащению, и всё, – тут же подсказывают ей со стороны. – Это с тебя могут требовать. А акафисты – это уже личное дело.
«Каноничность» Михайловской церкви здесь не предмет для обсуждения. Ее формальная принадлежность мало кого заботит.
– Мы не относимся к епархии, мы относимся к старцу, – объясняет ухаживающая за могилкой монахиня. – Успенская церковь в Победе тоже по его благословению выстроена, но ее забрали у нас, а обитель - это наше и батюшкино только.
– А юридически?
– Это частные дома, и в них люди живут.

В официальном комментарии начальника отдела внутренней политики правительства Пензенской области Александра Елатонцева (появившемся в связи с шумихой вокруг знаменитых пензенских затворников и распространенном в местных СМИ) насельники, обосновавшиеся в Победе, названы «незарегистрированной религиозной группой». К какой-то неведомой епархии относятся и «Михайловские» священники – иеромонахи Рафаил и Гавриил. С прессой они категорически не общаются: «Журналисты о нас всё равно ничего хорошего не напишут».

В Успенской церкви в воскресенье тоже идет служба. На ней очень тихо стоят около двадцати человек. Обращаемся к молодому священнослужителю, отцу Александру:
– Батюшка, благословите в обители через дорогу побывать?
– Я с ними не общаюсь, по разным причинам, – мягко отвечает священник. – И никого на это благословить не могу.
– Но старца-то вы в приходе почитаете?
– Мы чтим его как христианина. Иногда служатся литии.
– Но оттуда же к вам, в ограду, постоянно приходят. Почему нам к ним нельзя?
– Есть законные храмы, в них и молитесь. Хотя, конечно, вы свободные люди и можете идти куда угодно…
Последнее, что нам довелось наблюдать в этом странном месте – крестный ход. «Михайловцы» ежедневно, в любую непогоду идут на могилку, «к своему отцу». Вышедшая из обители толпа воодушевленно, с пением вливается в ограду чужого для нее Успенского храма – чтобы уйти затем, не переступив его порога. Звучит победное пасхальное «Христос воскресе из мертвых», но радости нет на душе. Потому что здесь – не Победа. Здесь – беда.

Елена Тимакова, Анна Перевозчикова
Газета «Православная вера» № 11 (391) за 2009 г.

«Как отличить настоящих высокодуховных подвижников от лжестарцев? В свое время блаженная Матрона Московская была старицей, инвалидом, «бабушкой», к которой ехали со всей России. И почему же сейчас не может быть такого в случае со старцем Алексием Пензенским и другими? По каким критериям мы должны определять святость?»
Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова
Господь для спасения всех людей, спасения ищущих, основал на земле Свою Церковь, которая, по выражению апостола Павла, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). И многие вещи, непонятные «теоретически», становятся совершенно ясными, когда живешь в Церкви, являясь ее клеточкой, оживотворяясь тем же Духом, Которым всё созидается в ней, сосудами и храмами Которого были те святые, коих мы почитаем сегодня. У нас есть Священное Писание, являющееся самым совершенным источником познания истины о Боге, человеке и жизни духовной. Есть огромное святоотеческое наследие – творения подвижников, которые оставили нам свой драгоценный опыт в назидание и руководство ко спасению. И человек, хорошо знающий подлинное, безусловно, распознает ложное. Стараясь жить по Евангелию, читая святых отцов и воспринимая их «науку о восхождении горе», пребывая в послушании Церкви и ее канонам, христианин чаще всего сможет отличить истинного подвижника от впавшего в прелесть или, говоря словами одного церковного писателя, от «актера добродетели».
В истории об о. Алексии Пензенском слишком много фактов, прямо не соответствующих истине, в его «наставлениях» нет ничего, что роднило бы их с наставлениями святоотеческими.
На вопрос, заданный представителю Пензенского епархиального управления, нами был получен ответ, что «такого клирика в епархии не было» (иными словами, был такой человек, но священнослужителем он не являлся). Следовательно, можно прямо говорить, что речь идет о некой неблагонамеренной мифологизации человека больного и несчастного. Скорее всего, даже не понимавшего, что творят с ним и из него его «почитатели».
К сожалению, то же самое можно видеть и в ситуации с некоторыми другими подобными «подвижниками», как почившими, так и здравствующими. В чем кроется объяснение этого? С одной стороны, в том, что народ русский и ныне, перефразируя известную мысль, хотя крещен, но не воцерковлен. С другой, в том, что практически каждый подобный «культ» носит коммерческий характер и приносит материальную выгоду своим создателям.

За что ж они его так мучили…
Шарлатанство — всегда страшная вещь: надеешься на исцеление, а в итоге болезнь усугубляется. Но особенно страшно сталкиваться с шарлатанством духовным: здесь вред терпит не тело, а бессмертная душа…
Мы уже не раз обращались на страницах «Православной веры» к «книжной» теме. Наша газета старается держать своих читателей в курсе наиболее интересных новинок православного книгоиздательства, публикует рецензии на вышедшие недавно книги. Но несколько дней тому назад в информационно-издательский отдел епархии обратились две верующие женщины – по поводу «новинки» совсем иного рода. Содержание прочитанной ими книги заставило усомниться: действительно ли принесет она пользу тем, кто возьмет ее в свои руки?
«По вере вашей да будет вам…» (Мф. 9, 29) – такими евангельскими словами озаглавлено жизнеописание, как заявлено в нем, «пензенского старца схиигумена Алексия (Шумилина)», вышедшее в свет в Петербурге в 2006 году. Вопрос вызывает уже самая обложка ее, на которой изображен преклонных лет монах в инвалидной коляске. Смущает выражение его лица, поскольку при взгляде на него трудно избавиться от мысли, что нездоровье этого человека носит не только физический, но и душевный характер. Однако первому чувству в подобных случаях верить нельзя, поскольку внешность порой очень обманчива. Естественно, что возникло желание познакомиться с книгой получше, тем более что о таком подвижнике, как схиигумен Алексий (Шумилин), слышать нам никогда не приходилось (это особенно удивительно, учитывая, что скончался он совсем недавно, 8 января 2005 года, и жил так недалеко от нас, в соседней епархии).
И вот то ощущение, от которого при чтении настоящего жизнеописания никак не удавалось избавиться: книга ни о чем. Бесконечное переливание из пустого в порожнее, абстрактные рассуждения – и практически никаких фактов. А те факты, которые все-таки приводятся, поражают какой-то внутренней нелогичностью, несогласованностью друг с другом.
Очевидно, что Михаил Иванович Шумилин, 1930 года рождения, был инвалидом детства: «Родился с тяжелым физическим недугом: совсем больной, он не мог ни ходить, ни обслуживать себя хоть сколько-нибудь. Он был старшим, но его, беспомощного и немощного, нужно было кормить с ложечки, поить, умывать…»
И это первое, что приводит к неизбежному «конфликту восприятия»: постойте, но как же, да и кем был он пострижен в монашество и рукоположен в священный сан? Ведь исполнять священническое служение, да что служение – и обойти вокруг престола на хиротонии он бы не смог.
Тем поразительнее и невероятнее рассказ о том, кто совершал хиротонию. По утверждению авторов, рукоположил Михаила (Шумилина) в священный сан митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга). А присутствовали при этом также митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков), архимандрит Таврион (Батозский) и архимандрит Серафим (Тяпочкин). Достойно при этом внимания, что владыка Зиновий жил в Тбилиси, митрополит Леонид и отец Таврион – в Риге, архимандрит Серафим – в Белгороде. Где и почему они собрались вместе ради хиротонии раба Божия Михаила – совершенно непонятно.
Еще непонятнее, как митрополит Зиновий, в прошлом Глинский монах, архиерей, привыкший свято чтить церковные каноны, мог рукоположить в священный сан человека, чья хиротония по церковным канонам в виду неспособности к священнодействию была решительно невозможна.
Окончательно все запутывает повествование о том, как хиротония происходила на практике, поскольку из описания становится ясно, что была это и не хиротония, а монашеский постриг.
Далее следует рассказ о жизни о. Михаила и о его духовнической, а затем и старческой деятельности. Рассказ, впрочем, до крайности туманный. Где служил (да и служил ли вообще) о. Михаил, понять из него практически невозможно. Что опять-таки очень чудно: ведь рукополагается священник всегда не «просто так», а к конкретному храму или обители.
Также говорится о молитвенных подвигах о. Михаила, но каковы они были, в чем заключались, снова неизвестно. Когда же речь заходит о присущей ему практике духовного окормления, то здесь преобладают рассказы о не совсем понятных с духовной точки зрения чудесах и о случаях колдовства и противостояния нечистой силе.
В недоумение приводит и фотоматериал, широко представленный в книге. Например: фотография большой рыжей коровы, задумчиво глядящей в объектив, и подпись под ней: «Молитвенная помощь старца не раз спасала корову-кормилицу». Или фотография самого о. Михаила (точнее уже Алексия - в схиме), лицо которого искажено гримасой или улыбкой, припавшая к его руке монахиня и другая подпись: «Ни с чем невозможно сравнить благословение, полученное от старца».
В качестве приложения к жизнеописанию дан «Акафист преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Это – своеобразный «апофеоз» той нелепости и несуразности, которыми отличается книга в целом. Прежде всего, издатели объясняют, что «обычно акафист составляют святым до церковной канонизации». А затем следует сам акафист, отдельные строфы которого, своими незамысловатыми рифмами напоминающие частушки, хотелось бы процитировать. Например:
«Радуйся, друже Троицы, не давай в грехе успокоиться».
Или:
«Радуйся, крепкий битвою, оживляющий нас молитвою».
Еще:
«Радуйся, велий схимниче, в тьме сомнения нам светильниче».
И еще несколько:
«Радуйся, схиигумене, посрамление книжных умников». «Радуйся, сердце доброе, никому в мире не подобное». «Радуйся, Божий труженик, ко спасению очень нужный нам».

Если суммировать впечатления от прочитанной книги, то сказать можно так: от нее веет каким-то страшным духовным нездоровьем, более того, она вся проникнута не только прелестным, но и в полном смысле этого слова сектантским духом.
Естественно, что поскольку на книге стоит благословение правящего Архиерея Пензенской епархии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сотрудники информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления обратились за разъяснением в епархиальное управление в Пензу. Там был получен следующий ответ: благословения на издание данной книги Владыка Филарет не давал. И более того – документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (Шумилин), в Пензенской епархии нет.
А между тем книга, о который мы говорим, лишь одна из пяти, уже вышедших в данной «серии». И активно распространяются эти издания не только в Пензенской, но, в частности, и в Саратовской епархии. Ведется серьезная «агитационная» (иначе не скажешь) работа. Собираются средства на «часовню на могиле старца», на «монастырь» и на другие, менее, может быть, определенные цели. И уже звонили и обращались в епархиальное управление люди, столкнувшиеся с напором почитателей «старца Алексия» и этим напором смущенные и обескураженные. А кто-то уже успел и деньги пожертвовать и теперь скорбит о том, что куда с большей пользой мог бы их израсходовать, однако – назад дороги уже нет.
Кем был «отец Алексий»? Трудно сказать. Единственное чувство, которое возникает по отношению к нему после знакомства с жизнеописанием, – острая жалость.
Один священник, просматривавший опубликованные в книге фотографии, увидел снимок, на котором «старец» лежит, буквально примотанный ремнями безопасности к заднему сиденью «Газели». И одно только и смог сказать: «За что ж они его так мучили-то, бедного!..». Действительно - жестоко это. Но тут мы уже ничего не сможем сделать.
Другое не менее жестоко: людям, ищущим пищи духовной, вкладывать в протянутую руку «камень» в виде такого жизнеописания, «чудес» и акафиста. Потому-то и предостерегаем мы всех потенциальных читателей этой книги: «По вере вашей будет вам». Поэтому не верьте лжи, верьте только истине.

Игумен Нектарий (Морозов)
По вере вашей да будет вам. СПб., 2006. С. 21.

Пензенские правоохранительные органы заинтересовались очередной сектой – Михайловской обителью в поселке Победа. Религиозная группа существует уже не первый год, но недавно среди прихожанок обители обнаружили престарелых мошенниц. Пенсионерки, прикрываясь «святым делом», обворовали старушку. Дело Михайловской обители обещает стать продолжением истории бековских сектантов во главе с Петром Кузнецовым.

Еще одна религиозная группа, обосновавшаяся на окраине Пензы, привлекла внимание местных правоохранительных органов. Михайловская обитель, появившаяся в поселке Победа рядом с Пензой еще несколько лет назад, до сих пор существовала достаточно тихо и славилась в основном среди людей глубоко верующих. Ею руководит 52-летний Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом. Члены же обители называют себя «последователями старца Алексия». Алексий в свое время работал на строительстве храма в поселке, за что позднее его похоронили на территории православного прихода. Слава о набожном старике привлекла к нему верующих. Затем последователи Алексия возвели его в сан иеромонаха и сами для себя канонизировали. Его дом и соседние земельные участки был выкуплены членами общины, где они и организовали свою обитель.
Община быстро стала популярной, особенно среди жителей Москвы и других больших городов – Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Волгограда.
Сюда проводить отпуск и выполнять послушание приезжают очень состоятельные люди, занимающие высокие посты в различных областях деятельности. Однако в обители, как показали последние события, находят убежище и аферисты различных мастей. Недавно в Пензе были задержаны две женщины, похитившие у 78-летней старушки 60 тыс. рублей. Как впоследствии выяснилось, обе были прихожанками Михайловской обители. По словам старшего следователя Октябрьского ОВД Пензы Владимира Клишина, женщины, в одежде, похожей на монашескую, уговорили бабушку отдать им свои сбережения для снятия с них порчи, затем заменили пакет с деньгами на салфетки и бинты и скрылись. По ориентировке их удалось задержать в одном из банков Пензы, где «монашки» переводили деньги в Германию – за препараты для похудания.
Обе женщины приехали в Михайловскую обитель из других регионов, обе пенсионерки, одна из них преподавала в свое время бойцам спецназа боевые искусства. Старшая из женщин занималась вымогательством и прежде – в других городах.
Задержанным предъявили обвинения по ч. 2 ст. 156 (мошенничество), а Михайловской обителью всерьез заинтересовались правоохранительные органы. По данным источника агентства «Интерфакс» в правоохранительных органах Пензы, в обители, скрытой за забором и имеющей охрану, постоянно находятся около 20 человек. «В основном это женщины 45-50 лет, как жители Пензенской области, так и приезжие из других регионов», – сказал собеседник агентства. По данным источника агентства, члены секты отвергают официальную церковь. «Среди укрывшихся в обители есть люди, выступающие против ИНН, штрих-кодов, поддерживающие епископа Диомида. По некоторым данным, в обители до организации подземного затвора бывал бывший лидер «пензенских сектантов» Петр Кузнецов, который приезжал сюда в поисках единомышленников», – сказал источник агентства.
«Согласно учению старца Алексия, грядет глобальная война, знаменующая конец света. В этой войне погибнут все, кроме тех, кто пребудет в Михайловской обители», – рассказал собеседник агентства.
В пензенской епархии РПЦ «Интерфаксу» сообщили, что деятельность секты вызывает большую озабоченность у официальной церкви. «Наши священнослужители пытались пойти на контакт с членами этой религиозной группы, но были грубо выдворены», – сказал представитель епархиального управления. Он отметил также, что книги, написанные насельниками Михайловской обители о старце Алексии и творимых им чудесах, не соответствуют основам православной веры и вводят в заблуждение верующих. При этом эти книги, изданные в Москве, активно распространяются по епархиям.
Что планируют предпринять местные власти в отношении Михайловской обители, пока неизвестно.
Пока же в Пензенской области продолжается процесс над лидером бековских сектантов Петром Кузнецовым. Главный фигурант дела все это время находится в областной психиатрической больнице имени Евграфова. На судебном заседании он присутствовал только один раз. Причем тогда по настоянию лечащих врачей заседание прошло в здании больницы. В ходе процесса уже были допрошены родственники и ближайшие соратники Кузнецова, но о подробностях дела по-прежнему ничего не сообщается. Известно только, что свидетели из числа бывших подземных сидельцев наотрез отказываются являться в суд. Некоторых из них, например, семью Недогонов, наиболее влиятельных последователей Кузнецова, пришлось вести на заседание в наручниках. Они заявили следствию, что хотят, чтобы их оставили в покое.
Сам Кузнецов после продолжительного лечения значительно смягчил свое отношение по многим вопросам, касающихся общественных отношений. Так, прежде он утверждал, что российский паспорт заключает в себе число дьявола и призывал всех сжигать документы. Теперь же Кузнецов принял паспорт из рук работников Бековского УФМС и был весьма доволен этим. По словам очевидцев, при получении вновь оформленного документа он сказал, что никогда и не сжигал свой паспорт. Просто путешествуя по Белоруссии, уронил документ в грязь, а после не восстанавливал.
От перенесенных потрясений бывший лидер сектантов очень устал. К тому же он не вполне оправился от травмы, которую нанес себе сам, пытаясь покончить жизнь самоубийством в апреле этого года. Все, о чем мечтает бывший лидер общинников сейчас, – это вернуться домой, к родным. Перипетии суда его не волнуют.

Лидия Верховина (Пенза), Семен Столяров.
© «Газета.Ru», 29.07.08.

На окраине Пензы обосновалась еще одна секта, ждущая конца света.
Похоже, что Пензенская область стала благодатной землей для распространения околорелигиозных учений различного толка. На днях руководитель садоводческого товарищества обратился в милицию с сообщением о том, что на окраине Пензы обосновалась еще одна религиозная группа, которая ждет «конца света». Милиционеры тут же выехали с проверкой в указанное место.
Оказалось, что садоводам на фоне всеобщей шумихи вокруг пензенских затворников новая секта не померещилась. На окраине города стражи порядка обнаружили некую «Михайловскую обитель», которая скрыта от посторонних глаз высоким забором. Попасть туда не так-то просто – у ворот обители выставлена охрана. За забором живут порядка 20 человек – в основном, это женщины 45-50 лет. Кто-то из них является жителем Пензенской области, а кто-то приехал из других регионов. Руководит сектантами Александр Жуков 52 лет, называющий себя отцом Рафаилом.
По сведениями «Интерфакса», сектанты отвергают официальную церковь. Они называют себя последователиями «старца Алексия», выступают против ИНН, штрих-кодов, а так же поддерживают мятежного епископа Диомида, недавно крепко поссорившегося с официальной церковью.
По некоторым сведениям, эту обитель ранее посещал бывший лидер «Пензенских затворников» Петр Кузнецов. Рассказывают, что к «михайловцам» он приезжал в целях рекрутинга – искал себе единомышленников. Стражам порядка стало известно, что обитатели этого поселения поклоняются старцу Алексию, который похоронен неподалеку на территории православного прихода.
Об этом старце и чудесах им творимых сектанты уже написали несколько книг, однако официальная церковь отказалась их признавать. Отшельники уверены, что совсем скоро на земле разразится глобальная война, знаменующая конец света. В этой войне погибнут все земные жители, кроме тех, кто находится в Михайловской обители.
Отметим, что все происходящее в последнее время в Пензенской области вызывает большую озабоченность РПЦ. И новоявленная секта тому не исключение. Читайте также на нашем сайте материалы про Пензенских затворников.

В последнее время в России активно распространяются книги и DVD -диски с информацией о разных людях, находившихся в бесовской прелести и в разрыве с Церковью. Их выдают за православных святых, параллельно внедряя в души людей под видом христианских вредные теории.

Периодически опасные для души книги и DVD — диски просачиваются в храмы и православные магазины. Наиболее известными являются культ Алексия Пензенского и культ Славика Чебаркульского.

Культ «старца Алексия Пензенского» — это движение сектанского и раскольнического духа, маскирующееся под православие.

Община лжестарца Алексия находится в так называемой «Михайловской обители», расположенной в пос. Победа Бессоновского района Пензенской области.

«Старец Алексий», настоящее имя которого Михаил Иванович Шумилин родился 10 ноября 1930 года. Он с детства не владел руками и ногами и не мог членораздельно говорить, т.е. был колясочником и инвалидом детства. Его нужно было с ложечки кормить, поить и умывать.

Миф о его святости и прозорливости возник благодаря его матери, которая за ним ухаживала и толковала окружающим его неразборчивую речь. Этот миф быстро подхватили и распространили и другие женщины, которые стали за ним ухаживать. Появились первые почитатели и жертвователи, доход от которых способствовал безбедному существованию матери Михаила, а потом и другим хожалкам и приживалкам.

В 1998 году о пензенском инвалиде узнал некто Александр Жуков. Он своим практическим умом понял какой большой бизнес можно сделать напочитании лжестарца и засучив рукава взялся за дело.

Сначала был распространен слух о том, что Михаил не просто почитаемый старец, а иеромонах и зовут его схиигумен Алексий. А сам Жуков — это не просто Александр, а священник РПЦ и зовут его отец Рафаил.

Затем в 2006 году почитателями лжестарца Алексия была издана книга «По вере вашей да будет вам». В настоящее время издано 6 книг, некоторые из них уже повторно. В народе пошла молва, что он святой и к могиле началось массовое паломничество.

В пос. Победа, на деньги почитателей «старца», недалеко от его могилы был приобретен земельный участок. На котором, без благословения пензенского Владыки, была построена так называемая «Михайловская обитель» с храмом и молитвенным домом.

Пензенская митрополия сделала официальное заявление по поводу «Михайловской обители», действующей в поселке Победа под видом организации православной церкви:

«Это объединение не имеет никакого отношения к Русской православной церкви Московского Патриархата и является незаконной организацией. Это объединение не имеет признания другими поместными православными церквями, а у его служителей нет канонического рукоположения. Все действия этих людей, выдаваемых за священнодействия и таинства, являются не только не действительными, но и могут принести вред вашему духовному здоровью»,- говорится в обращении РПЦ.

Подчеркивается, что знакомство и общение с представителями этой «обители» рассматривается как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния.

Поминовение Святейшего Патриарха и правящего пензенского архиерея за их «службами» является лишь прикрытием для православных паломников, которые во множестве устремляются к могиле «лжестарца Алексия», увлеченные народной молвой о его святости. Приехавших, после «службы» и «исповеди» на могилке, посылают на строительные и подсобные работы и используют как бесплатную рабочую силу.

По словам местной жительницы Галины М. «секта ориентирована на москвичей и жителей больших городов.

— Они приезжают сюда на 2 дня. Чем их там поят, я не знаю, но после этого они уезжают домой и продают все, что можно продать, а потом возвращаются сюда и якобы «жертвуют» все деньги на «обитель». … живут здесь около месяца, а потом покидают обитель. Дальнейшая судьба их неизвестна».

Пензенское епархиальное управление предупреждает православных «об опасности, связанной с почитанием лжестарца Алексия Пензенского, которое порождает новую секту». В официальном обращении говорится:

«Дорогие братия и сестры! Храните единство и верность Святой
Православной Церкви… Предупреждаем вас о том, что вся выпускаемая
и распространяемая литература, связанная с именем лжестарца Алексия,
не соответствует духу Православной Церкви. Еще в III веке
священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Кому Церковь не
Мать, тому Бог не Отец».

Сонник толкователь онлайн