Ризы богоматери. Положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне

Риза из др. русск. «одежда, облачение». По Фасмеру, не имеет надёжной этимологии. Содержание 1 В христианском культе 2 Прочее … Википедия

Риза Пресвятой Богородицы

Риза (икона)

Риза (оклад) - Запрос «Оклад» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. У термина «Риза» существуют и другие значения. Оклад иконы типа Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в. Риза, или оклад (в южных и западных областях России шата, цата, греч … Википедия

Риза (церковная утварь) - У этого термина существуют и другие значения, см. Риза. Риза в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных… … Википедия

Риза Пресвятой Богородицы - по свидетельству Никифора Каллиста, в царствование греческого императора Льва Великого (457 474) св. братья Галвий и Кандид, путешествуя в Палестину на поклонение св. местам, обрели там, в доме одной девицы еврейки, Р. Пресвятой Богородицы,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Риза - (ст.слав. – пеленка) – так в православной церкви называется одежда священников. Для хранения этого священнического облачения в храмах и монастырях отводятся специальные помещения – ризницы. Здесь же хранится и церковная утварь. Ризницы могут… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

риза - РИЗА1, ы, ж То же, что оклад. Семья Степановых передала в дар церкви икону Богородицы, старинную, в тяжелой серебряной ризе. РИЗА2, ы, ж Одежда священника для богослужений безрукавая накидка, богато украшенная золотым и серебряным шитьем, с… … Толковый словарь русских существительных

Положение ризы Пресвятой Богородицы - Положение Ризы Богоматери (икона мастерской Дионисия, ок. 1485 года, ГТГ) Риза Богородицы почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование «Положение честной… … Википедия

Пояс Пресвятой Богородицы - Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (XVII век, Русский музей) … Википедия

На Северо-Востоке Москвы в бывшем селе Леонове есть храм XVIII века, посвященный особому празднику - Ризоположению Пресвятой Богородицы . Торжеству, связанному с историей уникальной христианской реликвии, относящейся еще ко времени земной жизни Божией Матери - ее честной ризы. Перенесение этой святыни со Святой Земли в Царьград празднуется вот уже полтора тысячелетия. И в честь этого великого праздника в Русской Церкви возведено немало храмов и обителей, в числе - которых знаменитая Ризоположенская церковь в Московском Кремле и приходской храм в Леонове , не закрывавшийся даже в годы богоборческих гонений.

"Риза Богородицы была обретена в Назарете ромеями-византийцами в середине V века. Константинопольский Патриарх Геннадий I , узнав о многочисленных чудесах, происходящих от святыни, дал указание положить ее в древней Влахернской церкви Царьграда. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала Константинополь, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами и русами..."

Действительно, наиболее известным чудом, связанным с Ризой Пресвятой Богородицы , стало легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега наших предков-язычников под предводительством князя Аскольда .

Спасение Царьграда

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

"Царьград едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна эту великую святыню с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя - храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов..."

Вскоре после этого Аскольд принял христианство, а потому именно с Ризой Пресвятой Богородицы связывают начало Крещения Руси . В XV столетии местонахождение святыни теряется. Но ее части сохраняются и сегодня. В том числе - в Москве и грузинском Зугдиди, связывая наши православные страны благодатным покровом Небесной Владычицы. И тем не менее, многие удивляются, почему этот византийский праздник столь почитаем на Руси, и почему ему посвящено так много русских храмов.

Как отмечает протоиерей Андрей Рахновский , настоятель Ризоположенского храма в Леонове : "В посвящении храма именно этому празднику отразилось самосознание русских людей того времени, а это XVII - XVIII века, когда Русь осознавала себя правопреемницей Византийского царства. Так, широко известна идея "Москва - Третий Рим"..."

Действительно, Риза Пресвятой Богородицы и связанный с ней праздник связывают не только народы и страны православной ойкумены, но и напоминают нам о важнейшем историософском смысле Русской церковности и государственности. И сегодня каждый из нас может соприкоснуться с этой величайшей святыней в Ризоположенском храме в московском Леонове, где хранится частица Ризы Пресвятой Богородицы.

И в день Ризоположения Пресвятой Богородицы нам стоит попросить нашу Небесную Владычицу в том числе и о том, чтобы она помогла России сохранить ту благодатную преемственность, которую мы получили от первой Христианской Империи - Византии - вот уже более половины тысячелетия назад.

Пояс и Риза Божией Матери очень редкие христианские святыни, которые с особенным благоговением почитаются верующими.

Пояс Пресвятой Богородицы, как и Ее Риза, были одними из главных святынь Константинополя. Согласно преданию, записанному в X веке (в Менологии Василия II), Пресвятая Богородица перед блаженным успением подарила одну из своих одежд (ризу) благочестивой девице, завещав передавать ее перед смертью также девице. В этой семье и сохранялась святыня из поколения в поколение. В годы правления византийского имп. Льва Великого (457-474) приближенные царя братья Галвин и Кандид отправились в Палестину на поклонение св. местам. В селении близ Назарета они остановились на ночлегу одной иудеянки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи, курящийся фимиам и множество больных, ожидающих исцеления. После неотступных просьб хозяйка дома рассказала о том, как ей досталась дорогая святыня - риза Богоматери, сокрушаясь, что в роде ее уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием - дабы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града - и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь. Заказав копию ковчега, в котором хранились одежды Пречистой, они тайно подменили его и благоговейно, с несказанной радостью отправились со святыней в Царьград. От поставленного в их домовой церкви ковчега тут же начали проистекать чудотворения, и святыня торжественно была положена в храме Пресвятой Богородицы, построенном на берегу Влахернского залива (458 г.).

Не раз при нашествии врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали персы и авары, в 673 и 716 годах сарацины, а в 866 году русские князья Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда чудотворную ризу Богородицы при молитвах многочисленного народа погружали в тихие воды Босфора, и буря, в этом случае всякий раз поднимавшаяся, сокрушала флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, приняли христианскую веру. В1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места; частицы ризы хранились в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля), Святейший Патриарх Алексий II совершает Божественную литургию и молебен перед частицей Ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

Кроме ризы сохранился между христианами и честный пояс Богоматери. Греческий император Аркадий (395-408) принес его из Иерусалима в Константинополь, с 408 г. пояс хранился в построенном для него храме в драгоценном ковчеге, запечатанном царской печатью. Празднество Положения честного пояса установлено было в воспоминание чуда, бывшего от пояса над больною греческой царицей Зоей, супругой имп. Льва Мудрого (886-911). Царица Зоя получила однажды во сне откровение, что она немедленно исцелится от продолжительной болезни, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Тогда пояс, ничуть не поврежденный временем, был вынут из ковчега, возложен на больную, и она выздоровела. После этого пояс с торжеством опять положили в ковчег. В конце X века он был разделен на три части, хранившиеся в Болгарии и в Грузии. В начале XIX столетия эта святыня была преподнесена дочерью последнего грузинского царя Георгия XII Ниной в дар русскому императору Александру I при вхождении Мингрельского царства, которым она управляла, в состав Российской империи. Александр I повелел украсить дар драгоценными камнями и с признательностью возвратить в Грузию. Ковчег, в котором находился пояс, был положен в специально сооруженном для этого каменном храме в Зугдиди. На верхней части пояса был виден лик Божией Матери. Другая часть пояса Пресвятой Богородицы была пожертвована в 1151 году князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Пояс состоит из трех частей, которые для большей безопасности хранятся в трех ящичках, сделанных из золота и серебра.

Часть пояса Богородицы хранится в древнем, основанном еще в XI в. кипрском монастыре Троодитисса, расположенном на западном склоне горы Олимпус. Частица пояса, сплетенного руками Богородицы, находится в сирийском городе Хомс, в православной церкви «Умм Зуннар» (храм Пояса Богородицы). По преданию, ап. Фома, опоздавший на погребение Пречистой, нашел этот пояс среди погребальных пелен Пресвятой Девы. Святой апостол взял святыню в Индию, где проповедовал Евангелие. Дальнейшая судьба Хомской святыни была неизвестна до 1953 г., когда весной в монастыре Мардина, в древнейшем центре восточного монашества, был найден старинный манускрипт на арамейском языке. Переплетом этой находки служили еще более древние листы с записями, в которых сообщалось, что под алтарем хомской церкви хранится пояс Богородицы. Тотчас начали раскопки, и в алтаре обнаружили каменную плиту с надписью, что храм основан в 58 году, а под ней - мраморный куб с круглой выемкой внутри, в которой покоился серебряный ковчежец с поясом из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 см. Ученые, исследовавшие находку, выяснили, что ковчег пролежал в земле около 1000 лет. Предполагают, что он был закопан в алтаре храма во время нападения арабов на Хомс в 636 г. или же во время нашествия крестоносцев. После того как святыня была выставлена для поклонения в храме, к ней потянулись паломники. Возле ниши, где в особом звездообразном сосуде из серебра, богато украшенном драгоценностями, хранится пояс Богородицы, находится кувшин, в который верующие опускают записки, адресованные Пресвятой Деве. Кувшин всегда полон.

Риза Богородицы

Риза Богородицы (Хитон Богородицы )- православная святыня, одежда, принадлежавшая Матери Божией. В честь реликвии установлено празднование - «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение ), совершаемое 15 июля (н.ст.).

Исторический экскурс

Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.

Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Положение честной Ризы

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года. 18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».

В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/ 15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.

Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.

В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.

Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2\15 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.

Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии. Весной 1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы. Русские послы Алексей Иевлев и Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах. Они встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре… В XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со святыней и приставил к нему стражников. Но это не спасло Пречистый хитон от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день… Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений. В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.

Ныне Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.

Описание

Ризой в начале н.э. на востоке называли одежду, платье, военные доспехи.
Хитон Пресвятой Богородицы, омофор (головной покров) и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.
Хитон представляет собой кусок ткани размером 150х180 см. Краски на нем уже выцвели, поэтому сейчас эта материя однородного, коричневатого цвета.

В воспоминание спасения Константинополя от нападения войск после крестного хода со святой Ризой Богородицы было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля...

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки.

В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи, курящийся фимиам и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
"Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц — вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё". («Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви»).

Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь. Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху Геннадию I. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней.

Для сохранения священной реликвии, во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери (Влахернская церковь). 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» .

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского собора.

Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: "Идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана" .

После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется. Известно о нахождении её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, Влахернская церковь в Зугдиди и ряде других мест.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах.

Наиболее известным чудом, связанным с Ризой Богородицы, является легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега русов.


18 июня 860 года флот русов под командованием князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Об этом походе нам известно из византийских источников, среди которых наиболее ценные принадлежат патриарху Фотию (около 810 г. - после 886 г.) - свидетелю и участнику этого события. Замечу, что поход русов был совершен не с целью грабежа, а прежде всего как возмездие за убийство и обращение в рабство за долги нескольких русов в Константинополе. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины "проходили пред градом, простирая свои мечи". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. "Город едва не был поднят на копье", - говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива.

После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов.


Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма.

Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской "Хроники Феофана" говорит, что "посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено". Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия.

В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, "кагана") Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку "такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера - святая". "Убедившись, - писал далее Аскольд, - что это - истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все - друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь".

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции - списки епархий Константинопольского Патриархата.

Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. "Руссы, которые подняли руку против Римской державы, - писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, - в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших". (Византийцы считали "подданными" всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) "И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью".

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.

Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви.

Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев "матерью градам русским" - это дословный перевод греческого выражения "митрополия Русская".

Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой.

Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, - славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней "Азбучной молитвы", "летит ныне славянское племя - к Крещению устремились все".

О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени "начала прозываться Русская Земля". Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский (†1174) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским (†1385).

Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, глас 4
Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим святыя ризы Твоея// честное положение.

____________________________________________________________

Влахерны - район Константинополя на южном берегу Золотого Рога. Сейчас он известен под турецким наименованием Айван-Сарай. Местность эта с древних времён славилось целебными источниками.

Сонник толкователь онлайн