"родился сам, помоги другому". Смоленское кладбище Кому ездят на смоленское кладбище

Смоленское кладбище - православное кладбище в Санкт-Петербурге. Располагается в западной части города на Васильевском острове возле реки Смоленки. Учреждено в 1756 году по указу Сената. На другом берегу Смоленки, на острове Декабристоврасположены Смоленское братское (блокадное) кладбище «Остров Декабристов», Смоленское лютеранское и Смоленское армянское кладбища.

История названия

В первые годы строительства Санкт-Петербурга на этом месте хоронили плотников и землекопов - выходцев изСмоленской губернии. В 1756 году на кладбище была также построена Смоленская церковь. По сведениям, заимствованным из архива смоленско-кладбищенской церкви, а также из рукописей собственной библиотеки священника Смоленской церкви С.И.Опатовича, деревянная церковь во имя (в честь) Смоленской иконы Божией Матери была построена в 1755 году, в силу указа Императрицы Елизаветы, казённым коштом от губернии (поскольку у духовной власти не нашлось денег). Само кладбище было обнесено забором квадратно, по сто саженей, а на западной стороне было отделено от поля ещё и каналом. В целях компенсации понесённых расходов губерния подчинила себе кладбищенскую церковь с её доходами. Наблюдение за кладбищем было поручено отставным солдатам городской богадельни, которая находилась в северной стороне кладбища, и была построена, возможно, из упразднённых казарм ингерманландского полка.

К 1790 году заботами священника Георгия Петрова и по проекту арх. А.А. Иванова была построена каменная Смоленская церковь.

Деревянная Смоленская церковь осталась, и в 1792 году была перестроена и переосвящена во имя Св. Архистратига Михаила. К 1829 году эта церковь пришла в состояние, негодное даже для ремонта, поэтому было решено её сломать, а на её месте построить каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (Троицкая церковь), что и было сделано в 1830-1831 годах, по проекту архитектора В.Т.Кульченкова. В 1932 году "храм был разобран на кирпич по распоряжению богоборческой власти", и теперь на месте главного престола храма стоит памятная часовня, возведённая в 2001 году.

Захоронения

На кладбище похоронены выдающиеся деятели русской науки и искусства - Тредиаковский, Василий Кириллович,Кульман, Елисавета Борисовна, Зинин, Николай Николаевич и многие другие.

Здесь находилась первая могила Тараса Шевченко, затем его прах был перенесён на Украину в Канев. Здесь в 1921 году похоронен Александр Блок, в честь него на кладбище названа Блоковская дорожка. Считается, что именно здесь похоронена няня А. С. Пушкина (об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя могилы в настоящее время не имеется). Здесь же похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская, над могилой которой по проекту архитектора А. А. Всеславина в 1902 году была возведена часовня. Также, на кладбище похоронена блаженная Анна Ложкина, которая скиталась в районе Сенной площади и Мещанских улиц. Юродивая, одетая в лохмотья, она иногда заговаривала по французски. Извозчики любили ее подвозить, считая, что это приносит удачу. Странный нрав и дар предвидения Анны напоминали петербуржцам о блаженной Ксении. Незадолго до смерти в 1855 году Анна пришла на Смоленское кладбище, расстелила на земле платок и попросила священника отслужить панихиду по рабе Божией Анне. На этом месте ее и похоронили.

К сожалению, кладбище всегда страдало от небрежения людей, как субъективного фактора, но также и от объективных обстоятельств - наводнений. Так, кладбище пострадало от наводнения 1777 года, и особенно сильно - от наводнения 1824 года.

Местоположение ряда могил было утрачено уже в XIX веке. Особенные потери оно понесло в 1920-х - 1930-х годах, в период правления большевиков. Особо ценные в художественном отношении памятники (вместе с прахом умерших или без него) переносились властью на другие кладбища, или в музеи. То же осуществлялось и в отношении особо выдающихся людей, даже если могила и не имела ценного памятника, например, как у поэта Александра Блока. Оставшиеся надгробия и склепы зачастую подвергались осквернению. Во второй половине 1960-х и в 1970-х годах в бывшей богадельне, при входе с Камской улицы, справа, существовало небольшое отделение милиции и дружинников, которые посильно следили за порядком на кладбище, патрулировали его.

Смоленское православное кладбище ещё и до сих пор сохраняет неповторимый колорит старых времён, со своими оставшимися памятниками и могилами, учитывая, что с 1988 года в нём производится реставрация памятников и прочих захоронений. На берегу реки Смоленки, в воде, до сих пор сохраняются старые деревянные сваи, которыми укрепляли берег. При этом кладбище не заброшено - в Смоленской церкви и в Часовне Ксении Блаженной постоянно совершаются богослужения, поток паломников к св. Ксении не иссякает.

На кладбище, теперь имеющем статус полузакрытого, иногда совершаются захоронения, прежде всего выдающихся, или просто известных людей, как в гробах, по старому православному обычаю, так и в урнах, для чего в центре кладбища, ближе к Малому проспекту, выделен специальный участок (колумбарий), который ранее постоянно затоплялся, отчего старые могилы на нём пришли в негодность, мало посещались родственниками, и в большинстве были утрачены.

Известные личности, похороненные на кладбище А

  • Абрасцов, Иван Иванович. Ум. 1758, 50 лет. - Ржевский купец. Гранитная плита, 1795 г. Одно из старейших надгробий. Уч. 107. Евгеньевская дор.
  • Акимов, Иван Акимович (1754–1814) - Академик живописи, профессор и ректор Академии художеств, директор Шпалерной мануфактуры. Под Смоленской церковью.
  • Алексеев, Федор Яковлевич (1753-1824) - живописец, основоположник русского городского пейзажа. Могила утрачена.
Б
  • Балабанов, Алексей Октябринович (1959-2013) - российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр.
  • Бахтин, Александр Николаевич (1894-1931) - командир подводной лодки «Пантера».
  • Блок, Александр Александрович (1880-1921) - русский поэт. (В 1944 году прах перезахоронен наЛитераторских мостках Волковского кладбища)
  • Блок, Ариадна Александровна (1832–1900) - бабушка поэта А. А. Блока. Гранитный крест на постаменте из лабрадорита. Уч. 52. Нечаевская дор.
  • Блок, Петр Львович (1854–1916) - дядя А. А. Блока. Гранитный крест на постаменте. Уч. 52. Нечаевская дор.
  • Бубнов, Иван Григорьевич (1872-1919) - российский корабельный инженер и математик.
  • Буняковский, Виктор Яковлевич (1804-1889) - русский математик, вице-президент академии наук.
  • Бурачёк, семья:
    • Бурачёк, Стефан (Степан) Онисимович (1800–1876) - инженер-кораблестроитель, генерал-лейтенант, преподаватель Морского корпуса, издатель журнала «Маяк».
    • Бурачёк, Елизавета Васильевна (рожд. Зражевская) (1810–1895) - жена С. О. Бурачека (Бурачка). Мраморный крест на постаменте; ограда металлическая. Уч. 145. Рядом находилась могила сына С. О. Бурачека (Бурачка), контр-адмирала Е. С. Бурачека (1836–1911), основателя и первого командира Владивостокского порта. Прах в 1988 году перенесен во Владивосток.
    • Бурачёк, Мария Стефановна (1844–1910) - дочь генерал-лейтенанта С. О. Бурачека (Бурачка). Мраморная наклонная плита; крест утрачен. Уч. 145.
  • Буш, Владимир Владимирович (1888-1934) - российский литературовед, этнограф, краевед, доктор филологических наук, ученый секретарь Института русской литературы (Пушкинского Дома).
В
  • Вагнер Владимир Александрович (1849–1934) - биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России, профессор Петербургского университета. Бетонная стела. Уч. 20. Исаакиевская дор.
  • Вилькицкий, Андрей Ипполитович (1858-1913) - гидрограф-геодезист, полярный исследователь, генералкорпуса гидрографов.
  • Витковский, Василий Васильевич (1856-1924) - русский геодезист, генерал-лейтенант.
Г
  • Глебов, Николай Николаевич (1864-1941) - русский политический и земский деятель, инженер, предприниматель, организатор энергетического машиностроения в России, философ.
  • Гожевой А. А. - см. Советский, Михаил Александрович.
  • Голубцов, Евграф Никифорович (1777-1835) - историческое захоронение, герой Отечественной войны 1812 года, награждённый, среди прочего, золотой шпагой «За храбрость»
  • Голубцова, Мария Яковлевна (1792-1861) - историческое захоронение.
  • Грамберг, Игорь Сергеевич (1922-2002) - геолог, академик АН СССР, доктор геолого-минералогических наук.
  • Гурьянов, Георгий Константинович (1961-2013) - барабанщик, бэк-вокалист группы «Кино».
Д
  • Джанполадян-Пиотровская, Рипсимэ Микаэловна (1918-2001) - советский и российский учёный, археолог-востоковед.
  • Достоевский, Андрей Михайлович (1825-1897) - русский архитектор и мемуарист. Младший брат выдающегося писателя Ф. М. Достоевского, отец гистолога Александра Достоевского.
  • Дубельт, Леонтий Васильевич (1792-1862) - генерал от кавалерии, участник Отечественной войны 1812 г., начальник штаба корпуса жандармов, управляющий III Отделением. Могила утрачена.
  • Дюперрон, Георгий Александрович (1877-1934) - основатель российского футбола и Олимпийского движения в России.
Е
  • Еремеев Павел Владимирович (1830–1899) - минералог, профессор Горного института, академик, директор Петербургского минералогического общества. Гранитный крест на постаменте. Уч. 207. 2-я Горная дор.
  • Ермолаев, Платон Иванович]] (1832–1901) - вице-адмирал, командир Владивостокского порта. Гранитный постамент, мраморный крест разбит; металлическая ограда. Уч. 107. Петроградская дор.
Ж
  • Жиряев, Александр Степанович (1815-1856) - русский учёный, специалист в области уголовного права,профессор Дерптского и Санкт-Петербургского университетов.
З
  • Заблоцкий-Десятовский, Андрей Парфёнович (1808-1881) - российский государственный деятель и экономист.
  • Забо́ткина, О́льга Леони́довна (1936-2001) - советская балерина и актриса.
  • Захаров, Яков Дмитриевич (1765–1836) - Академик, химик, основоположник научного воздухоплавания; брат архитектора А. Д. Захарова. Гранитный жертвенник; завершение утрачено. Уч. 44. 1-я Надеждинская дор.
  • Зернов, Дмитрий Степанович (1860-1922) - педагог и профессор механики.
  • Зинин, Николай Николаевич (1812-1880) - русский химик-органик, академик Петербургской академии наук, первый президент Русского физико-химического общества.
И
  • Ивашинцов, Николай Алексеевич (1819–1871) - гидрограф, контр-адмирал, председатель математического отделения Русского географического общества. Гранитный крест на постаменте. Уч. 160. Троицкая дор.
  • Измайлов, Александр Ефимович (1779-1831) - баснописец и романист.
  • Износков, Александр Александрович (1845–1911) - основатель мартеновского производства стали в России, строитель первых мартеновских печей. Чугунный ажурный крест на постаменте; в беседке из кованых прутьев. Уч. 238. Угол Петроградской и Поперечной дор.
  • Иноходцев, Пётр Борисович (1742-1806) - русский астроном.
  • Иордан, Федор Иванович (1800–1883) - гравер, профессор и ректор Академии художеств, хранитель Эрмитажа. Гранитный крест на постаменте (в аварийном состоянии). Уч. 72. Кочетовская дор.
  • Иосса, Андрей Николаевич (1850-1907) - архитектор Санкт-Петербургского учебного округа и Горного института.
  • Истрин, Василий Михайлович (1865-1937) - российский литературовед, специалист по древнеславянским памятникам, академик АН СССР.
К
  • Каратыгин, Василий Андреевич (1802-1853) - знаменитый российский актёр, трагик. Надгробие, находившееся на Смоленском кладбище, перенесено в Некрополь мастеров искусств. Под сенью помещен бронзовый бюст работы А. И. Теребенева. По характеру обработки архитектурных деталей этот памятник близок к надгробию Асенковой, и, возможно, оба они выполнены в мастерской Н. А. Анисимова, клеймо которого стоит на каратыгинском памятнике.
  • Качалов Николай Александрович (1818-1891) - русский государственный деятель, директор Департамента таможенных сборов Министерства финансов Российской империи.
  • Кившенко, Алексей Данилович (1851-1895) - русский живописец.
  • Княжевич, Александр Максимович (1792-1872) - русский государственный деятель, сенатор, министр финансов, член Государственного Совета.
  • Колесников, Иван Фёдорович (1887-1929) - русский советский художник, график.
  • Колошин, Пётр Иванович(1794-1848) - русский поэт, декабрист.
  • Конецкий, Виктор Викторович (1929-2002) - советский, российский писатель, сценарист, художник.
  • Кракау, Александр Иванович (1817-1888) - российский архитектор, академик архитектуры, профессорАкадемии Художеств.
  • Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858-1911) - русский живописец-пейзажист, академик Академии Художеств.
  • Куинджи, Архип Иванович (1841-1910) - русский живописец-пейзажист. На могиле были установлены бронзовый бюст художника и надгробие - гранитный портал с мозаичным панно, изображавшем мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В создании надгробия принимали участие А. Щусев (проект) и Н. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. Фролова. В 1952 году прах и бюст были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
  • Кульман, Елисавета Борисовна (1808-1825) - поэтесса. Мраморная скульптура девушки на ложе из роз. Ск. А. Трискорни, 1825 год. Прах и памятник перенесены со Смоленского кладбища в 1931 году. Композиторская дор.
Л
  • Ландграф, Станислав Николаевич (1939-2006) - российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР.
  • Левин-Коган, Борис Яковлевич (1918-1998) - советский футболист, обладатель Кубка СССР 1944 года.
  • Лесман, Юрий Михайлович (1954-2013) - российский ученый-археолог, градозащитник.
  • Лихачёв, Николай Петрович (1862-1936) - русский историк, академик АН СССР.
М
  • Маковский, Владимир Егорович (1846-1920) - русский художник-передвижник, живописец и график.
  • Маркевич, Андрей Иванович (1769-1832) - генерал-лейтенант, директор 2-го Кадетского корпуса. Могила утрачена.
  • Можайский, Александр Фёдорович (1825-1890) - контр-адмирал, изобретатель - пионер авиации.
Н
  • Навроцкий, Михайло Тимофеевич (1823-1871) - русский ученый-ориенталист.
  • Нартов, Андрей Андреевич (1737-1813) - писатель, президент Вольного экономического общества, президент Российской Академии. Могила утрачена.
П
  • Палладин, Владимир Иванович (1859-1922) - русский ботаник и биохимик, академик Петербургской академии наук.
  • Петров, Александр Иванович (1828-1899) - русский мореплаватель и путешественник, контр-адмирал.
  • Петров, Василий Владимирович (1761-1834) - русский физик-экспериментатор, электротехник-самоучка, академик Петербургской академии наук.
  • Петров, Георгий Петрович (1743-1825) - протоиерей, строитель Смоленской церкви.
  • Петропавловский, Борис Сергеевич (1898-1933) - конструктор реактивных снарядов, один из создателей БМ-13 («Катюша»).
  • Пиотровский, Борис Борисович (1908-1990) - выдающийся ученый-археолог, востоковед, в течение многих лет возглавлял Государственный Эрмитаж.
  • Позен, Леонид Владимирович (1849-1921) - украинский скульптор-передвижник, действительный членИмператорской академии художеств, сенатор.
  • Попов, Андрей Александрович (1821-1898) - русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал.
  • Попович, Геннадий Иванович (1973-2010) - украинский и российский футболист, нападающий.
Р
  • Раевский, Николай Федорович (1804–1857) - Протоиерей Петропавловского кафедрального собора, главный наблюдатель по преподаванию Закона Божия в военно учебных заведениях. Под Смоленской церковью.
  • Рерих, Константин Федорович (1837–1900) - Владелец нотариальной конторы в Петербурге; отец Н. К. Рериха. Гранитный крест на постаменте, в металлической ограде. Уч. 144. Финляндская дор.
  • Римский-Корсаков, Воин Андреевич (1822–1871) - Контр адмирал, гидрограф, географ; брат композитора Н. А. Римского Корсакова. Гранитный крест на постаменте, «От сослуживцев». Уч. 29. У зап. фасада Смоленской церкви.
  • Роговиков, Петр Семенович. Ум. 1797. Мраморный саркофаг. Уч. 3 - историческое захоронение XVIII в.
  • Розенмейер, Елизавета Николаевна (рожд. Всеволжская). Ум. 1830, 19 лет. Жена генерал-майора. Гранитный жертвенник с нишей; накладные детали утрачены. Уч. 103. Петроградская дор. - историческое захоронение 1-й трети XIX в.
  • Рыкачев, Михаил Александрович (1840–1919) - Метеоролог, академик, директор Главной геофизической обсерватории, председатель воздухоплавательного отдела Русского технического общества.
С
  • Саитов, Владимир Иванович (1849-1938) - библиограф, историк литературы, составитель «Петербургского некрополя». Место могилы теперь неизвестно.
  • Саккети, Ливерий Антонович (1852–1916) - Историк и теоретик музыки, почетный член Болонской филармонической академии, заслуженный профессор Петербургской консерватории. Бетонная раковина с крестом (разбит). Уч. 35. 1-я Надеждинская дор.
  • Самохина, Анна Владленовна (1963-2010) - советская и российская актриса театра и кино.
  • Севергин, Василий Михайлович (1765-1826) - русский минералог и химик. Гранитный саркофаг на ножках лапах. Уч. 40. Екатерининская дор.
  • Семёнов-Тян-Шанский, Пётр Петрович (1827-1914) - русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.
  • Сент-Илер, Карл Карлович (1834–1901) - Зоолог, директор Петербургского учительского института. Гранитный постамент; крест сброшен. Уч. 68.
  • Симони, Павел Константинович (1859–1939) - Историк литературы, библиограф, чл.–корр. АН СССР. Бетонная раковина с крестом. Уч. 133. Вторая дор. (На уч. 131 еще одна раковина с крестом и надписью: «П. К. Симони – 1859–1939».)
  • Советский, Михаил Александрович (1917–1944) - Штурман звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ, старший лейтенант, Герой Советского Союза. Там же Гожевой А. А. (1911–1944) - Старший лейтенант. Гранитная стела на постаменте, в ограде. Уч. 80. Угол Кузнецовской и Петроградской дор.
  • Сологуб, Фёдор Кузьмич (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист, виднейший представитель символизма.
  • Стасюлевич, Михаил Матвеевич (1826-1911) - историк, литератор, общественный деятель. Могила утрачена.
Т
  • Траскин, Семён Иванович (1777-1827) - генерал-майор, комендант Кронштадта, камер-паж.
  • Тредиаковский, Василий Кириллович (1703-1769) - поэт и ученый. Где находится могила, неизвестно.
  • Турков, Владимир Александрович (1936-2011) - российский диджей и музыкант, более известный как MC Вспышкин.
У
  • Угрюмов, Григорий Иванович (1764-1823) - исторический живописец и портретист.
  • Усачёв, Владимир Иванович (1963-2000) - майор милиции, Герой Российской Федерации.
Ф
  • Фаминцын, Андрей Сергеевич (1835-1918) - ботаник, ординарный академик Петербургской Академии наук.
  • Филипченко, Юрий Александрович (1882-1930) - советский биолог и генетик.
  • Фигловская, Галина Викторовна (1938-2000) - советская актриса кино и театра.
  • Фридман, Александр Александрович (физик) (1888-1925) - российский и советский математик, физик и геофизик, создатель теории нестационарной Вселенной.
Х
  • Хиль, Эдуард Анатольевич (1934-2012) - российский оперный, камерный и эстрадный певец, народный артист РСФСР.
  • Хлопин, Григорий Витальевич (1863-1929) - российский учёный-гигиенист, педагог, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1927).
Ч
  • Чарская, Лидия Алексеевна (1875-1937) - русская писательница, актриса.
Ш
  • Шафранов, Николай Семёнович (1844-1903) - русский лесовод, профессор Санкт-Петербургского лесного института, общественный деятель, редактор «Лесного журнала», организатор выставок в Нижнем Новгороде,тайный советник.
  • Шебуев, Василий Козьмич (1777-1855) - русский живописец, действительный статский советник, академик.
  • Шелковников, Иван Яковлевич (1836-1901) - генерал от инфантерии, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
  • Широких, Нелли Владимировна (1930-2008) - диктор Ленинградского телевидения.
  • Шульгина, Альбина Александровна (1937-2009) - сценарист, поэтесса, драматург.

Смоленское — одно из старинных кладбищ Петербурга. Оно начало свою «работу» еще в середине 17 века и со временем разрослось в большое кладбище, площадью более 50 га. Раньше хоронили всех, не смотря на сословия. Теперь же здесь нашли последний приют известные люди кино, искусства, науки.

Не так давно тут появились могилы режиссера А. Балабанова, актрисы А. Самохиной, певца Э. Хиля. На отдельных площадках хоронят сотрудников Академий, Горного института, артистов Мариинского, Александринского театров. Здесь можно встретить как традиционные захоронения, так и колумбарии — места, рассчитанные под урны с прахом.

Также на территории кладбища находится часовня памяти Ксении Блаженной — место постоянного паломничества страждущих. А у самого входа на кладбище — Смоленский храм. Местными достопримечательностями можно считать установленную мемориальную доску с именем Арины Родионовны — няни А. Пушкина (хотя точное местоположение ее могилы неизвестно, но, говорят, она похоронена именно на Смоленском кладбище) и так называемую «Блоковскую дорожку».

Здесь в 1921 году была первая могила поэта А. Блока. Затем, в 1944 ее перенесли на Волковское кладбище, но остался памятный камень, к которому до сих пор поклонники творчества поэта носят цветы. Любопытство вызывает необычный монумент, открытый еще в дореволюционные годы. Он посвящен чинам русской полиции и находится под опекой сотрудников ГИБДД.

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 26.

Часы работы с 9 утра и до 7 вечера в летнее время, и с 9 утра до 5 вечера — в зимнее.


Смоленское кладбище на карте (схема проезда)

Способы проезда до Смоленского кладбища

Кладбище находится у реки Смоленки, что на Васильевском острове. Добраться до него совсем несложно.

От метро «Василеостровская»

Ближе всех располагается станция метро «Василеостровская». С нее и начнем.

Пешком

Решились пройтись пешком? Отлично!

  1. Вышли из метро, свернули налево от выхода и попали на 8-ю линию.
  2. Далее вдоль линии до пересечения с улицей Камской (нумерация домов будет увеличиваться, а вы выйдете на набережную реки Смоленки).
  3. Тут вы вновь сворачиваете налево и по Камской улице идете до ворот Смоленского кладбища.

В зависимости от вашей скорости, дорога от метро до кладбища займет от 20 до 45 минут.

На маршрутке

Если нет времени, или вы устали, то до места можно доехать на маршрутке.

Напротив выхода из метро есть остановка. Дожидаетесь маршрутного такси под номером К-249, садитесь и доезжаете до Смоленского кладбища, до его центрального входа. Вся поездка занимает не более 15 минут.

От метро «Приморская»

Пешком

  1. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и обойти высотку, в которой располагается станция «Приморская». Это улица Одоевского. Она тянется вдоль реки Смоленки. Идти нужно так, чтоб за спиной у вас находилась Наличная улица и Наличный мост.
  2. По пути вам попадется небольшой мостик, через который нужно будет перейти на другой берег. Здесь проходит улица Беринга.
  3. Прямо, приблизительно через 200 метров появится кладбище. Оно очень похоже на парк и пройти мимо него у вас точно не получится.

На общественном транспорте

Добравшись до конечной станции «Приморская» и выйдя из метро, вы можете выбрать маршрутку с номером К186 или автобус, под номером 42. Время, затраченное на поездку, составит не более 5 минут. Вы выйдете к северо-западному входу на кладбище.

Территорию, занимаемую кладбищем, окружают 17-ая линия Васильевского острова, Малый проспект, улица Беринга и река Смоленка. Здесь находятся строения, ставшие народным достоянием. Такие как: Смоленский, Троицкий и Воскресенский храмы, Шатровая железная, Деревянная, Привратная часовни, часовня для усопших с заразными болезнями, часовни-усыпальницы Ксении Петербуржской и Анны Ложкиной (юродивой).

Службы кладбища предлагают воспользоваться их услугами: купить цветы, венки, украшения для могил. В бюро проката можно взять нужный инвентарь для обустройства могилы. Во всех церквях, на территории кладбища можно оставлять записки для поминовения усопших.

Я решил зайти на Смоленское кладбище с тыла, со стороны улицы Беринга, которая идет от метро "Приморская". Кстати расстояние до кладбища, если идти этой дорогой, получается гораздо меньше чем от метро "Василеостровская"

Оказывается есть и другой Васильевский остров. Там нет исторических зданий и построен он во времена СССР, с добавлением совсем современных зданий. Такова вся западная часть острова.
Чтобы туда попасть, достаточно проехать на одну станцию дальше "Василеострвской" и выйти на "Приморской".


Река Смоленка у метро "Приморская", которая произвела впечатление очень грязной.


Вход на кладбище со стороны улицы Беринга.
Смоленское кладбище расположено в самом центре Васильевского острова, около протоки, именуемой рекой Смоленкой. Кладбище очень старое, основано оно в 1756 году. В том же году была построена Смоленская церковь.


Вид на Смоленское кладбище с воздуха. Видно устье Невы и Невская губа Финского залива., также видна западная часть Васильевского острова, застроенная в основном уже при СССР. Немного левее видно здание Петербургского пассажирского морвокзала.


Та часть кладбища, которая ближе к заднему входу, совсем заросла и пребывает практически в полном запустении. Надписи на большинстве могил давно стерлись.


Тут можно долго ходить, рассматривая захоронение жителей Петербурга умерших в 19 веке. Правда немного мрачновато здесь из-за того, что кладбище очень сильно заросло, а в некоторых уголках практически безлюдно.


Много встречается также захоронений первой половины века 20-го.


Склепы и могилы известных в свое время жителей столицы Российской империи.


Какой-то видный инженер.


"На Смоленском, кроме Святынь, захоронен праправнук Б.Хмельницкого, выдающиеся малороссийские художники, скульпторы, ученые - Крижицкий, Позен, Редкин, целый комплекс рода Домонтовичей, там-же беседка из знаменитого Балабановского "Брата", там-же захоронения де Рибаса.
Могила (первое захоронение) Шевченко утрачена, вместо нее наши свидомые притащили каменюку и поют возле нее свои мантры."
Эту информацию мне прислал один из жителей Петербурга украинского происхождения.


По настоящему людно только у часовни Святой Блаженной Ксении Петербургской. Именно благодаря ей это кладбище стало широко известным.
На фото видна очередь паломников, желающих приложиться к месту захоронения Ксении Петербургской.


Часовня Ксении Блаженной, построенная в 1902 году.


Блаженная Ксения является одной из самых почитаемый русских святых. Канонизирована была недавно, в 1988 году.


Считается, что если от всей души попросить Ксению о чем нибудь, то это обязательно сбудется.
Народ едет сюда за тысячи километров, чтобы приложиться к месту ее захоронения.
Видел как сильно больной мальчик около часовни громко читал акафист Ксении Блаженной.


А это напоминание о авиакатастрофе под Донецком, которая произошла с самолетом ТУ-154 , летевшим по маршруту Анапа - СПб. Произошло это в августе 2006 года. Многие ли эту историю помнят?


Как-то зловеще это перекликается с катастрофой нынешней.


Церковь Смоленской иконы Божией матери, построенная в год открытия кладбища.


Тот самый камень, "который притащили местные свидомиты". Но он никому не мешает и никого не раздражает. В российском многонациональном обществе не принято воевать с памятниками, мемориалами и захоронениями. Тут совершенно другой уровень культуры.


Считается, что именно здесь похоронена няня А. С. Пушкина. Об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя могилы в настоящее время не имеется.


Главный вход на территорию кладбища.


Восстановленный из практически полуразрушенного состояния храм Воскресения Христова. Сам храм был построен уже в 20 веке, в 1903 году. Во времена СССР был осквернен и пребывал в запустении.


Макдональдс у метро "Василеостровская" пожалуй самый красивый в России.


Памятник Петербургской конке. Стоит тоже у метро "Василеостровская".

Васильевский остров 30 апреля 2011 года

Смоленское кладбище

Улица Камская д.3.

Смоленское кладбище было учреждено по указу Сената на Васильевском острове в 1756 году, хотя существуют свидетельства, что захоронения на этом месте существовали и ранее.

О происхождении названия кладбища историки спорят и сегодня. Некоторые считают, что оно связано с тем, что здесь изначально поселилась артель рабочих, пришедших на строительство Санкт-Петербурга. Невыносимые условия труда и суровый северный климат свел многих из них в могилу. Умерших хоронили на берегу Черной речки, нынешней Смоленки. Но, скорее всего, название кладбища, как, впрочем, и речки, закрепилось после завершения строительства храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Дошедшая до наших дней каменная церковь была построена по проекту архитектора А. А. Иванова в 1790 году.

Начиная с 18 века на кладбище хоронили не только простой люд, но и выдающихся деятелей русской науки и искусства. Были образованы площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Морского и Сухопутного кадетских корпусов, Горного института, университета. В дореволюционной России Смоленское кладбище было одним из самых больших - к началу 20 века число погребенных достигло около 700-800 тысяч человек.

Смоленское кладбище всегда славилось благотворительной деятельностью. В 19 веке при кладбище действовала богадельня для вдов и сирот духовенства, вдовий дом, дом трудолюбия, церковно-приходская школа, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну. В 1930-х годах разрабатывались проекты упразднения Смоленского кладбища. Именно в этот период могилы многих известных художников, артистов и писателей были перенесены на другие ленинградские кладбища, а целый ряд исторических захоронений, к сожалению, был безвозвратно утерян.

Считается, что именно на Смоленском кладбище была похоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева. И хотя точно установить, где находиться ее могила, не удалось, рядом с воротами висит мемориальная доска, свидетельствующая о данном факте.

В западной стороне кладбища располагается знаменитая Блоковская дорожка, где поэт был похоронен в 1921 году. Правда, сейчас, его могилы в этом месте нет - в 1944 году прах поэта был перевезен на Литераторские мостки Волковского кладбища. Поэтому в день памяти Александра Блока почитатели его творчества собираются и на Волковском кладбище и около памятного камня на Смоленском кладбище.

Для петербуржцев Смоленское кладбище в первую очередь связано с глубоко почитаемой Ксенией Блаженной. Ксения Петербургская жила, предположительно, в средине-второй половине 18 века. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло бедную женщину, что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени. Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под его именем весь крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга, а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета. Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла и пророчеств, а сама полубезумная нищенка обладала даром исцеления. К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить Ксению чем-нибудь, так как заметили, что если Ксения возьмет хотя бы, к примеру, булочку, то торговцу целый день будет сопутствовать удача. Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, так как считалось, что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание.

Бездомная странница прожила около 70 лет и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь иконы Божьей Матери. Сначала над могилой юродивой был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез - многочисленные паломники, желавшие унести частичку святой земли, разобрали его до основания. Насыпали новый холм, но его постигла та же участь. Тогда на могилу положили каменную плиту, которая вскоре тоже была разбита на маленькие кусочки и разобрана верующими. Это повторялось не один раз. Часовня над могилой Ксении Блаженной была возведена в 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина. К лику святых Ксению Петербургскую причислили в 1988 году, в это же время отреставрировали и заново освятили часовню, которую и в советские годы ежедневно посещали сотни верующих.

На Смоленском кладбище похоронены: ученые В.В. Петров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Зинин, В. М. Севергин, В. Я. Буняковский; художники В. Е. Маковский, А. Д. Кившенко, К. Я. Крыжицкий, В. К. Шебуев, Н. Н. Дубовский; архитекторы В. А. Глинка и А. Ф. Щедрин; оперные певцы О. А. Петров и А.Я. Петрова-Воробьева; контр-адмиралы И. А. Куприянов, А. Ф. Можайский и В. А. Римский-Корсаков; вице-адмирал С. С. Нахимов.

Историческая справка

1756 г. - Сенат учреждает Смоленское кладбище.
1790 г. - завершение строительства и освящение каменной церкви во имя Смоленской Божьей Матери (арх. А. А. Иванов).
1902 г. - возведена часовня над могилой Ксении Петербургской (арх. А. А. Всеславин).
1988 г. - часовня Ксении Блаженной отреставрирована и вновь освящена.

Легенды и мифы

Существует предание, что возводить каменную церковь Смоленской Божьей Матери строителям помогала Ксения Блаженная. После наступления темноты она тайно носила кирпичи наверх постройки, и каждое утро каменщики с удивлением обнаруживали аккуратно сложенные на лесах кирпичи.

Одним из старост церкви Смоленской Божьей Матери был Иван Иванович Антонов. Согласно одной из многочисленных легенд о Ксении Блаженной, она сыграла в его судьбе огромную роль. Однажды она посоветовала бездетной Прасковье пойти на Смоленской кладбище - якобы там Прасковье обретет сына. Прасковья сразу же отправилась на кладбище, но, не дойдя до него, встретила толпу, обступившую задавленную извозчиком женщину. Женщина была на последнем месяце беременности и прямо на земле родила мальчика, а сама скончалась. Прасковья забрала к себе осиротевшего младенца. Она вырастила и воспитала его. Спустя много лет этот осиротевший мальчик стал старостой церкви на Смоленском кладбище.

В часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище верующие ходили и в дореволюционной России, и при советской власти. Не иссякает поток верующих, которые верят, что Ксения может помочь в горе и несчастьях, и сегодня. Считается, что особенно Ксения благоволит к женщинам.

В 1950-х годах в часовне было решено устроить мастерскую по ремонту обуви, но Ксения не позволила - в сапожной мастерской работа не ладилась с самого начала, и вскоре помещение переоборудовали в мастерскую по изготовлению монументальной и парковой скульптуры. Но и это учреждение просуществовало недолго. Говорили, что каждое утро рабочие находили в часовне груду осколков вместо готовых скульптур. Интересно, что мастерская запиралась на ключ и, следовательно, ночью в ней никого быть не было. Так святая защитила часовню, которая вскоре была вновь возвращена верующим.

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) - легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.




Часовня Ксении Блаженной 1902 г




Церковь Смоленской Божьей Матери




Церковный дом

1790-1799 Камская 14

Доходный дом

1880 г. - арх. Вербицкий К. Н.

В 1880 г. арх. К. Н. Вербицкий возвел трехэтажный дом № 14, который в советское время надстроили двумя этажами

Скульптурно-мраморное и гранитное производство М. А. Кузнецова -Камская 12

Доходный дом Смоленского кладбища модерн

1904-1905 - арх. Яковлев И. И.

Композиционно важный акцент в панораме реки Смоленки.

Протяженный пятиэтажный дом № 70 - угловой. Под № 12 он выходит на Камскую ул. Построен в 1904-1905 гг. по проекту видного петербургского зодчего И. И. Яковлева.




Трущобы 14 линия ВО д.71

14 линия 75 к2

15 линия д.50

Доходный дом

1898-1899 гг. - арх. Э. Э. Крюгер

Доходный дом розовый Модерн 15-я линия ВО,48

1910 г. - арх. (АХ) Н. И. Алексеев


Доходный дом 15 линия д 44

1911-1912 гг. - арх. Леон В. Богуский (Богусский)

Доходный дом Модерн 15 линия 42

1902, 1909 - техник-строитель Алексеев Г. С

Средний проспект ВО



Доходный дом Модерн

1904 г. - Гулин А. С.

Средний пр 35

Лютеранская кирха св. Михаила псевдоготика 3-я линия ВО, 32

1872 г. - Р. Е. Бергман - первоначальный проект

1874-1877 гг. - арх. Карл Карлович Бульмеринг - окончательный проект,

строительство




Доходный дом Средний пр ВО 14 пересеч с улицей Репина 45

1904 г. - Корзухин Ф. А Пересечение С С


Улица Репина самая узкая в городе




10 августа (28 июля по старому стилю) совершается празднество в честь . В Санкт-Петербурге существует посвященная этой иконе церковь, которая располагается на . И храм, и кладбище много значили и значат для православных петербуржцев хотя бы потому, что здесь почивают мощи покровительницы Санкт-Петербурга блаженной Ксении. К этому празднику предлагаются воспоминания заслуженного врача, ветерана труда Галины Георгиевны Руденковой, посвященные судьбам Смоленского храма и кладбища в 40–50 годы XX века.

1945 год мы встретили далеко от Ленинграда, за Уралом, в эвакуации, и до поры до времени не могли выехать в родной город, чтобы со своими земляками встретить замечательный день радости и ликования – День Победы. Военный завод-дублер неохотно отпускал своих работников. Мы смогли вернуться в Ленинград только к осени 1945 года.

Немногочисленные храмы города были переполнены молящимися и вынужденными прихожанами. Люди после работы ежедневно шли на вечернее богослужение, где в благостной обстановке и в тепле коротали время, чтобы не докучать родственникам, приютившим их на время разрешения жилищной проблемы. Многие прожили в коридорах больших многокомнатных квартир до трех или даже пяти лет. Значительно позднее некоторых из них в храме я больше не видела.

Зимой 1945–1946 года утром в воскресенье мы спешили на Смоленское кладбище к стене часовни . Часовня была закрыта. К 10 часам утра приходил высокого роста, плотного сложения священник. Сверху на теплую меховую доху был одет подрясник, фелонь и епитрахиль. Рядом стояла средних лет женщина, чернявая, полная, ее он называл Дуня. Помощница священника в темном одеянии бодро собирала записки с небольшим, можно сказать – скудным, подаянием. Священник с добрым светлым лицом, полными губами и необыкновенно доброжелательными глазами сначала служил молебен, старательно прочитывая все имена. Часто поднимал глаза к небу и, видно, крепко молился о каждом из нас.

Иногда наше необычное богослужение под открытым небом сопровождалось снегопадом. На черной старинной скуфье священника вырастал маленький сугроб, эта вторая белая скуфья очень забавляла нас, детей, которые с матерями стояли на молебне и пытались осознать всё происходившее.

Затем служилась панихида. Помощница батюшки Евдокия пела громко, твердо, мы же робко подпевали батюшке и ей. Отец Василий (с какой-то богословской фамилией – то ли Введенский, то ли Преображенский) как-то особенно прочитывал имена усопших, упирая на слово «воин»: «воина Иоанна, воина Петра…» Женщины горько плакали. Иногда голос священника начинал дрожать, а по его крупному лицу текли слезы. Когда же пели «Со святыми упокой», никто не сдерживал слез, рыданий и причитаний, всех объединяло общее горе.

Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только батюшка доставал их в смутное время вражды против Церкви?

Служба, если так можно назвать молебен и панихиду, заканчивалась целованием креста. Батюшка, как мог, утешал молящихся, иногда детям раздавал немудрящие подарки – конфеты, маленькие фотографии икон. Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только он их доставал в это смутное время вражды против Церкви? Правда, в годы войны и человеческих страданий богоборчество приутихло, многие повернулись к Богу, многие были очевидцами чудес и спасения обратившихся ко Господу, тех, кто попадал в самые трагические ситуации.

Через некоторое время открыли часовню Ксении Блаженной, точной даты я не упомню, но помню, что когда ее открыли, создалось впечатление, что она никогда не закрывалась. На стенах висели старинные иконы, пол был покрыт изразцовой плиткой, а у окна на полу стояла низенькая, из нежно-белого мрамора гробница, очень гармоничной формы, с золоченым крестом на передней стенке. Дверей было две: в одну входили, в другую выходили после молебствия. После окончания панихиды и целования креста люди выходили, и на их место заходили следующие, заполняя внутреннее пространство часовни, и всё повторялось сначала: молебен, панихида и т.д. Очередь в часовню доходила до самого храма Смоленской иконы Божией Матери. Никто не лез вперед. Все с каким-то особенным благостным настроением стояли в этой очереди, рассказывали о своих бедах и невзгодах, делились радостями, знакомились и даже создавали семьи. Блаженная матерь Ксения – удивительная споручница семьи и детских судеб. Сколько чудес было около этих святых стен! Сколько радости приносила матушка Ксения измученным войной людям, особенно детям!

Малышке очень хотелось резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши.

Одной маленькой девочке очень хотелось иметь резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши. До игрушек дело не доходило. Как-то мать собирает девочку на службу в часовню, советует помолиться Ксении Блаженной и рассказать ей о своей мечте. Возвратившись домой, девочка с горечью жалуется маме, что никакого мячика она не получила. В это время раздается звонок в квартиру: на пороге стояла крестная девочки с резиновым мячом в шелковой сетке. Она пришла поздравить крестницу с Днем ангела и напомнить матери об этом семейном празднике.

Как-то однажды в воскресенье мы шли из часовни по главной дорожке и увидели, что боковые двери храма открыты и из них выносят старые доски, ржавое кровельное железо. Жители ближних домов рассказывали, что с соседнего храма очень красивой архитектуры снарядом снесло купол, и жители решили сохранить хотя бы кровлю и перенести железо в Смоленский храм, где крыша не пострадала от обстрелов. За последующие годы железо проржавело и ни на что не годилось.

Отмыли стены храма, пол покрыли досками, которые старательно натирали мастикой. Щеток не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Люди с радостью и одушевлением очищали храм от мусора, железа и щебенки. Моя мама в черном бархатном пальто с белым песцом быстро включилась в работу. Какое-то необыкновенное светлое чувство наполняло нас, мы не обращали внимания на порванные в работе перчатки, на плечи брали тяжелые доски, и вскоре храм был очищен от мусора. Однако вид храма внутри был более чем печальный. Когда-то красивые фрески были закопченными, огромная панорама «Исцеление дочери Иаира» была покрыта толстым слоем копоти и грязи, и с трудом просматривалась величественная фигура Христа. Как могли, мы отмыли стены, каменные плиты пола покрыли досками, которые мы старательно натирали мастикой. Щеток на всех не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Настоятелем стал отец Василий, прибыли еще два священника, обоих звали Михаилами. Старый отец Михаил с клиновидной бородкой и поврежденным глазом служил размеренно, на проповедях много не говорил. Жил он на Петроградской стороне, кажется, на Бармалеевой улице. Соседи о нем знали больше, чем он сам знал о себе. Икон в маленькой прокуренной комнате не было. Как-то он разоткровенничался и из-под шкафа достал большую запыленную фотографию выпуска духовной семинарии, где он был виден в ряду других семинаристов-выпускников. Был он какой-то не свой, чужой. Исповеди проходили общим чином, беседы с прихожанами с глазу на глаз не одобрялись. Но однажды, положив епитрахиль на голову мамы, он тихонько спросил: «Тамара Васильевна, а где вы работаете?» Мама вынуждена была нарушить принятый в церковной жизни закон послушания и ответила: «Отец Михаил, это к исповеди не относится». Мама занимала высокую должность на военном заводе. Как только ее хранил Господь!

Как-то после всенощной накануне большого праздника народ толпой вышел из храма, шли по берегу реки Смоленки на трамвай № 11. Мама с восторгом сказала: «Какое счастье, столько народу пришло в храм!» На это незадачливый батюшка отец Михаил («старый», как мы называли его между собой) заметил, что во время войны много мужчин погибло на полях сражений, вот женщины и приходят в церковь посмотреть на священников. Моя мама не растерялась и ответила, что на мужчин смотреть лучше на пляже, а в храме в лице священника мы видим образ Христа.

Другой отец Михаил был совсем иного склада, по выражению писателя В.Н. Лялина, священник «высокой пробы». Он был молод, красив, вьющиеся каштановые волосы обрамляли благородное лицо. Во время проповеди, отрываясь от листа бумаги (копия находилась в епархии и у уполномоченного, для слежки), он горячо говорил о действии Святого Духа в современном мире, о благодати Господней, о молитве за ныне живущих и погибших в тяжкие годы войны. В это время его глаза светились каким-то янтарным светом. В своей поэме Владимир Солоухин пишет, что Свет Небесный

Костром горит, огнем манит в ненастье,
В словах сквозит и светится из глаз.

Отец Михаил был удивительно талантливым проповедником и через кордоны запретов старался донести до нас Христову Истину в том свете, который оставили нам апостолы. Его старший сын Ника сослужил с ним в алтаре, на нем был старенький дореволюционный стихарь, в котором он выглядел истинным служителем Церкви. Несмотря на малый возраст (ему было лет 8), он был очень серьезен, собран, делал всё четко и правильно. Во время Пасхальной седмицы было видно, как он сосредоточенно стоял недалеко от Престола, углубленный взгляд свидетельствовал об искренней молитве, какая только могла быть в его детском чистом сердце.

Братик Ники был значительно младше его. В легкой сусликовой шубке он смело, раздвигая локотками плотно стоящих прихожан, продвигался к солее. Пожилая женщина, охая и причитая, двигалась за ним: «Ах ты, батюшки, подожди же, куда ты?! Вот я тебе!» Достигнув цели своего путешествия по храму, он хозяйственно окидывал взглядом прихожан и, немного постояв, так же исчезал в обратном направлении. Семья отца Михаила жила на Малом проспекте Васильевского острова, занимала две маленькие комнаты. Малыш любил кататься на большой старинной двери с латунной ручкой, открывая и закрывая ее. Нянюшка постоянно ворчала на него, а он говорил: «Не ругайся, стану митрополитом – буду за тебя молиться».

После Литургии матушка отца Михаила шла с детьми в по основной дорожке кладбища. Раиса Владимировна тяжело носила третьего ребенка, часто уставала, садилась на скамеечку около больших белых мраморных крестов могил Обер-Боярских, а Ника стоял в очереди в часовню со своим другом Валентином. Большеголовый, небольшого роста, он отличался от своего приятеля. Я была старше их года на три и смотрела на них несколько свысока, понимая, однако, духовную высоту этих мальчиков. Они много говорили о самых радостных вещах, речь Ники удивляла своей размеренностью, логичностью, не по возрасту глубокой и ладной.

Однажды мы узнали, что на отца Михаила (младшего) пришел непомерный налог – хоть в долговую яму залезай, за несколько лет не расплатиться! Несколько надежных прихожан тайно организовали сбор денег, в списках значились только имена жертвователей. Нужная сумма была собрана, и так выкупили мы своего батюшку!

Иногда из глубокой памяти всплывают эпизоды из истории Смоленского прихода, которые свидетельствуют о глубокой вере нашего народа – многострадального, но милостивого и понимающего беду и скорбь ближнего.

Как-то раз отец Михаил (младший) обратился к приходу со скорбными словами. Его шестилетняя доченька болела тяжелым гриппом, затем корью с тяжелыми осложнениями. Врачи констатировали полную потерю зрения.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой. Искренне молились об исцелении малышки.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой Божией Матери. Искренне молились об исцелении малышки, многие просили со слезами, особенно когда пели «Царице моя преблагая». На очередных службах прихожане участливо спрашивали: «Как там наша маленькая Леночка?» «Получше», – отвечал батюшка. Ребенок обрел зрение, но какой-то дефект остался и напоминал нам об этом событии. Может быть, со временем и это прошло.

Священникам сослужил диакон Николай Кузьмич Обер-Боярский. Рассказывали, что он служил до революции в Гатчине, где пел императорский хор и молился государь Николай II. Говорили об этом тайком, ибо такая биография могла повредить всей его семье. Я очень любила его жену Наталию Ивановну. Она заведовала библиотекой Академии художеств с незапамятных времен. Она часто рассказывала, как во время всех войн хранила все рисунки, все фолианты о живописи и даже авторефераты сотрудников академии. Во время блокады Ленинграда она не сожгла ни одной брошюры, замерзая в обледеневшей библиотеке. Я жадно слушала ее рассказы. Я преклонялась пред этой полной, доброжелательной женщиной. Что сталось с Кирой Николаевной – дочерью Наталии Ивановны и диакона Николая? Где Наташа, их внучка? Очень бы хотелось узнать, но я сама сейчас стара и не имею возможности выехать в архивы и воздать должное людям, сберегавшим наше российское достояние.

Со временем отца Михаила (младшего) перевели, кажется, в Преображенский собор, у нас не было моды переходить за священником в другой приход без веской на то причины.

Отца Василия сменил жесткого нрава настоятель, нетерпимо относившийся к человеческим слабостям. Правда, при нем была проведена большая реставрация стен и росписи. Мы увидели изображения евангельских событий во всей их красоте.

Вечерние богослужения в храме Смоленской иконы Божией Матери начинались в 18:30, так как многие работали до 18:00, заводы заканчивали работу по гудку в 17:00.

Хор в храме был скромный. Регент, отставной солдат небольшого роста с поврежденной ногой, управлял хором, держа правую руку около усов, а левой регулировал такт пения. Я выросла в музыкальной семье, еще до войны меня брали на концерты в Капеллу, где пели мои двоюродные братья в хоре мальчиков. Очень хотелось, чтобы наш хор пел лучше.

Долгое время единственным псаломщиком в храме был инженер Владимир Павлович, до войны он работал с моей мамой на одном заводе. На фронте ему оторвало половину лица, но сохранились голосовые данные. На лице он постоянно носил большую черную повязку. Читал он четко, размеренно; поражал приятный тембр его голоса. Когда я готовлюсь к Причастию и читаю предпричастные молитвы, у меня до сих пор звучит его молитвенный голос. Отца его расстреляли задолго до войны, и мать осталась с одиннадцатью детьми: всем она дала образование, а внуки ее пополнили плеяду ученых и работников искусств. Некоторые до сих пор работают в Эрмитаже.

Четверг в храме был особенным днем. Вечером после вечерни всем миром пели Акафист Божией Матери. Возможно, четверг был определен потому, что в среду многие ездили в Никольский собор на акафист святителю Николаю. Никольский собор никогда не закрывался, и богослужения в нем шли даже в блокаду. Икосы пели все вместе, все 13 «Радуйся». Акафисты тайно на работе печатала на машинке прихожанка Таисия, некоторые экземпляры были подписаны ее рукой, красивым каллиграфическим почерком.

Памятники. Красота церковная и варварство безбожное

Кладбище – место особое, место печали, молитвы и памяти. Постыдно стать иванами, не помнящими родства. Не все, но многие из нас – питерцы, петербуржцы, а значит, родные нам те, кто покоится в этой святой земле Смоленского кладбища, которое является оазисом среди большого города. Это место памяти, насчитывающее не одно столетие. Основано оно в середине XVIII века и названо так в честь жителей Смоленска, трудившихся на строительстве Санкт-Петербурга и ложившихся в его землю. Благодаря им была построена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1794 году архитектором Львовым, и сама блаженная Ксения тайно принимала участие в строительстве храма. Смоленское кладбище – мемориал, хранивший высокую культуру захоронения, надгробных памятников и скульптуры. Здесь было захоронено много знаменитых и достойных людей: художники Крамской, Н. Ге, писательница Лидия Чарская… По преданию, здесь была похоронена няня А.С. Пушкина Арина Родионовна. В день Смоленской иконы Божией Материя, 10 августа 1921 года, после отпевания в церкви Воскресения Христова здесь был похоронен великий русский поэт Александр Блок (в 1944 году его череп был перенесен на Литераторские мостки).

В крест когда-то были вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу…

Надгробные памятники не только сохраняли память об усопших, но и несли в себе глубокий духовный поучительный смысл. Направо от входа высится величественная гранитная скала с небольшим железным крестом на вершине, в отверстия которого когда-то были, вероятно, вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу. Склон монумента представлял путь, состоящий внизу из семи ступеней, – вероятно, это земной путь семилетнего младенца, по ним очень легко подняться вверх; дальше дорога была широкая, пологая: наверное, это был путь отрочества; затем гладкая дорога устремлялась круто вверх, по бокам вертикальные полосы обрыва; еще выше – путь становился крутым, скользким, и к самому кресту проходила узкая, почти вертикальная тропинка. Непросто земному путнику добраться до креста, до Царствия Небесного.

На кладбище было много склепов с изящной наземной постройкой в виде часовен. Красивый чугунный каркас окружен искусно выполненной металлической сеткой. Сверху это надмогильное сооружение было покрыто металлической кровлей. Надгробные памятники поражали своей красотой и изяществом. Перед алтарной стеной храма на одной из могил стоял огромный гранитный гроб на каменных лапах дикого зверя. Гроб сверху был покрыт множеством необыкновенно красивых в натуральную величину роз. Тонкие лепестки были сделаны из гладкого фарфора – сочетание великого искусства, трудолюбия и профессионализма. Через некоторое время я вновь навестила этот памятник и с ужасом увидела остатки разбитых цветов – жестокость и варварство, граничащее с безумием.

За часовней Ксении Блаженной, в сторону Малого проспекта, до сих пор стоит величественный монумент в память о погибших моряках. В центре полуовальной гранитной стены – поясной образ Спасителя работы В.М. Васнецова. Однажды, прикладываясь после богослужения к этой мозаичной иконе, мы в отчаянии увидели разбитый лик Христа – последствие невежества, злобы и атеизма. Неоднократные попытки реставрации не увенчались успехом: выражение лика Спасителя восстановить не удалось. Однако похожий образ в округлой нише, созданный тем же автором, сохранился на западной стене часовни Ксении Блаженной: вначале он был закрашен краской, а затем был закрыт округлым железным листом, и это спасло его от власти стихий и людской дерзости.

Рассказывали, что ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны.

Недалеко от монумента погибшим морякам стоит скромная могила блаженной Ирины Гатчинской; кто она была, мы не знали, но благоговейно подходили к кресту, целовали его. Ближе к храму Смоленской иконы Божией Матери стояла часовня; чугунная основа строения надежно держала железную кровлю над могилой, а затейливая железная сетка была натянута на ее стены. Это могила блаженной Анны. На пути к блаженной Ксении люди заходили на эту могилу, молились, а вокруг часовенки всегда была протоптана тропинка и зимой, и летом. Ближе к основной дорожке было очень необычное захоронение: большой холм квадратной формы, позже на этой могиле появился деревянный крест, может быть, взамен подгнившего. Жители Гавани рассказывали, что в годы богоборчества ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны. Одна пожилая женщина видела, как на следующее утро земля еще шевелилась над несчастными. Свечей на холм в 1940-е годы не ставили, чтобы не вызывать на себя гонений властей.

Неоднократно над Смоленским кладбищем возникала серьезная угроза его ликвидации, как и многих петербургских мест захоронения. В конце 1940-х годов, кажется в 1949 году, вышло постановление о сносе могил и превращении территории кладбища в парк с аттракционами и увеселительными заведениями. Моя мама, преодолев страх, написала письма в горком партии и лично товарищу Сталину, четко аргументируя, что ликвидация такого мемориала памяти, культуры и искусства русских мастеров отрицательно скажется на нравственной ситуации в городе и стране, а игры и пляски на костях усопших – надругательство над памятью погибших во время , захороненных в братских могилах кладбища, – подорвут авторитет руководителей города и страны. Возможно, в отмене постановления сыграло роль то обстоятельство, что родители А.Н. Косыгина захоронены на Смоленском кладбище.

Могилы южной части кладбища оказались затоплены по самые верхушки крестов.

Вторая волна разрушения обрушилась на кладбище во время перестройки. В период, когда закрывались фабрики и заводы и промышленность охватывал паралич, руководителям завода им. Котлякова понадобилось расширение заводских площадей, скорее всего для коммерческих целей. Стали частично уничтожаться, а частично переноситься могилы с восточной стороны кладбища. Но тут пришла другая беда: в результате неграмотного проведения работ была нарушена очень мудрая и сложная система мелиорации кладбища, проведенная еще сотни лет тому назад. Кладбище стало тонуть в подземных водах, ранее отходивших в реку Смоленку. Могилы южной части кладбища, что около Малого проспекта, были затоплены по самые верхушки крестов и ершистых звеньев звезд у советских могил. Не зная, что делать, организаторы этого преступления оставили свою затею с расширением территории завода, который, кстати, к тому времени практически не работал. Эта жуткая картина была гениально отражена в одной из передач «600 секунд» талантливым, но впоследствии заблудившимся и предавшим Православие журналистом – Александром Невзоровым.

Другая беда перестроечного и постперестроечного времени – безоглядная продажа мест на кладбище и уничтожение старых могил под предлогом того, что за ними не ухаживают. Часто род человека пресекается не по его вине, и разве справедливо выбрасывать из могилы и ругаться над памятью человека, который, может быть, украшал наш город и защищал его?

И наконец, постоянный бич Смоленского кладбища – кража старинных надгробий. Со временем старинные памятники стали расхищаться, вывозились мраморные скульптуры ангелов, исчезали гранитные массивные плиты, мраморные аналои с искусной вязью письма с изображением бахромы и каменных кистей.

С вывезенных надгробий стирали старые надписи. Ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее.

Мне вспоминается рассказ замечательного церковного писателя (к сожалению, уже покойного) Валерия Лялина о том, как в ленинградской больнице помирал один грузин. Его приятели по промыслу называли его Лялик. Он занимался перевозом в Грузию памятников с петербургских кладбищ, в основном со Смоленского как самого богатого и сохранившегося до наших дней. Промысел был очень выгодным. Богатые грузины охотно у него скупали этот бесценный товар, стирали старые надписи и ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее, чтобы потом домочадцы при его захоронении не обмишурились. Дело шло лихо, никто не мешал и не вмешивался в этот зарождавшийся бизнес. С памятников стирались старые надписи, наносились новые, их помещали над могилой в особое строение, где круглые сутки горел свет и играла музыка.

Находясь в больнице, Лялик много шутил, заигрывал с молоденькими медсестрами, но дела его были плохи. Почки и печень не выдержали его разгульной жизни, и, несмотря на все старания врачей, он умер. Его перевезли в Грузию и там со всеми почестями похоронили на знатном кладбище у родного села. После этого начались страшные события в селении: падеж скота уничтожил все стада, град побил урожаи и наступил голод, молодые женщины умирали в родах, мужчины погибали в дорожно-транспортных происшествиях, болели неизвестными до того болезнями и умирали. Селяне поняли, в чем причина их бедствий, выкопали из могилы знаменитого поставщика памятников и похоронили далеко от своего села.

История весьма поучительная. Воистину Бог поругаем не бывает, и осквернители могил получают свое возмездие если не в сем веке, то в будущем, а временами и здесь, и там. И мы уже сейчас расплачиваемся за безумное молчание всея земли, за оскверненные гробницы, за утраченные произведения нашей культуры, за попрание памяти наших праотцев и соотечественников. И дай Бог, чтобы мы не платили за это ТАМ.

Психические растройства