В отличие от художественной деятельности философию интересует. Сборник тестов и контрольных заданий по дисциплине "основы философии"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Сборник тестов и контрольных заданий

по дисциплине «Основы философии»

учебное пособие для контроля знаний

специальностей 15.02.08 Технология машиностроения, 23.02.03 Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Воронеж 2016

Составитель: преподаватель Столярова Н.В.

Компьютерный набор и верстка выполнены Столяровой Н.В.

Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ»», 2016, 29 с.

Учебное пособие для контроля знаний студентов. Воронеж, «ВПТ», – с.29.

Пособие предназначено для контроля знаний студентов по дисциплине «Основы философии». Сборник содержит тестовые и контрольные задания и правильные ответы.

Пояснительная записка

Примерный перечень контрольных и тестовых заданий по учебной дисциплины «Основы философии» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям, среднего профессионального образования и едина для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Основы философии» является общеобразовательной в структуре среднего профессионального образования и служит важным средством формирования общегуманитарной и философской культуры мышления.

В результате изучения дисциплины учащийся должен иметь представление:

- об истории философии;

- об основных течениях современной философской мысли;

знать:

- основные понятия, принципы и законы философии;

уметь:

- осуществлять философский анализ окружающей действительности.

Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими в ходе профессиональной деятельности.

Для определения степени усвоения студентами содержания программного материала, проводится контрольная работа по основным темам изучаемого курса.

Число вариантов контрольных работ, количество вопросов в каждом варианте, их содержание являются примерными и могут быть изменены преподавателем.

1. Контрольная работа по теме: «Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».

2. Тест № 1 по теме: «Античная философия».

3. Тест №2 по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».

4. Тест №3 по теме: «Немецкая классическая философия».

5.Тест №4 по теме: « Русская философия».

6. Ответы к тестовым заданиям

7. Список литературы.

Контрольная работа по теме « Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».

Вариант 1.

1.Что такое мифологическое мировоззрение? Каковые его основные черты?

2. Какие разделы философии принято выделять в науке? Охарактеризуйте каждый из них.

3. В чем состоит специфика философского знания? Каковы особенности философского знания?

4. Перечислите основные методы философии и дайте им характеристику.

Вариант 2.

1.Что такое религия? Каковы основные функции религии?

2.Перечислите основные базовые категории философии и дайте им характеристику.

3. Каковы основные функции философии? Дайте характеристику основным функциям.

4. Какие основные направления выделяют в философском знании? Дайте характеристику любым двум направлениям.

Вариант 3.

1.Что такое философии? Какие стадии эволюции прошла философия в своем развитии? Дайте им характеристику.

2. Какова основная проблема философии? Как она решается на разных стадиях развития философии?

3. Что такое материализм? Каковы его особенности?

4. Каково современное состояние основного вопроса философии? Каковы его перспективы?

Тест по теме: «Античная философия»

Вариант 1.

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.

3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию;
д) отрицали возможность познания мира.

4. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц - атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.

5. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания

6. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать».
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Протагор;
д) Пифагор.

7. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
г) философов, воинов, ремесленников;
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

8. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей - существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Плотин;
г) Демокрит;
д) Сенека.

9. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
Первопричина бытия Философ
1. вода; а) Демокрит;
2. апейрон; б) Анаксимандр;
3. огонь; в) Пифагор;
4. число; г) Фалес;
5. атомы; д) Гераклит.

10. Установите соответствие философа той или иной школе:
1. Парменид; а) атомисты;
2. Демокрит; б) Элейская школа;
3. Анаксимандр; в) Милетская школа;
4. Плотин; г) неоплатонизм;
5. Пиррон; д) скептики.

11. Установите соответствие учителя ученику:
Учитель Ученик:
1. Платон; а) Анаксимандр;
2. Сократ; б) Аристотель;
3. Аристотель; в) Александр Македонский;
4. Фалес; г) Платон.

12. Установите последовательность философских школ античности:
а) пифагорейцы;
б) Милетская школа;
в) Ликей;
г) Академия;
д) неоплатоники.

Вариант 2.

1. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.

2. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель;
д) Демокрит.

3. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) Демокрит-Левкипп;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Гераклит.

4. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Ксенофан;
г) Эпикур;
д) Демокрит.

5. . Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.

6. "Государство" Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.

7. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.

8. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:
Философ Основные категории
1. Платон; а) логос;
2. Гераклит; б) идея;
3. Аристотель; г) форма;
4. Демокрит; д) атом;
5. Эмпедокл; е) любовь;
ж) ненависть.

9. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. материализм; а) Парменид;
2. идеализм; б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Эпикур;
д) Платон.

10. Установите последовательность философских учений античности:
а) «мир идей»;
б) «все из воды»;
в) «в основании всего лежит число»;
г) «воздержание от суждения».

11. Из чего, согласно Анаксагору, происходят все вещи?

а) из огня

б) из воздуха

в) из четырех элементов

г) из безмерной смеси всего

12. Кого в Древней Греции называли софистами?

а) натурфилософов

б) мудрых правителей

в) мудрецов отшельников

г) платных учителей риторики

Тест по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».

Вариант 1.

1. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным:

а) индукция

б) дедукция

в) анализ

г) синтез

2. Гносеология – это учение:

а) о ценностях

б) о развитии вселенной

в) о бытие как таковом

3. Определенный тип познавательного процесса. на котором информация об объекте. полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это

а) чувственное отражение

б) познавательный контакт с объектом познания

в) представление

г) объяснение

д) ноумен

а) Августин Блаженный 1) Возрождение

б) Николай Кузанский 2) Античность

в) Кант 3) Новое время

г) Платон 4) Средневековье

а) немецкая классическая философия 1) Античность

б) герменевтика 2) Средневековье

в) патристика 3) Современность

г) софистика 4) Новое время

6. Соотнесите понятия и философов, которые их используют

а) бытие 1) Аристотель

б) форма 2) Демокрит

в) идея 3) Парменид

г) атом 4) Платон

7. По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского?

а) идеализма и стоицизма

б) объективизма и скептицизма

в) эмпиризма и материализма

г) рационализма

д) панматематизма

8. Исходный принцип философии Декарта:

а) сомнение

б) диалектика

в) интуиция

г) озарение

д) логика

9. Философия природы Дж. Бруно – это

а) деизм

б) креационизм

в) пантеизм

г) дуализм

д) материализм

10. Согласно Локку, основой всякого знания является:

а) ощущения

б) идея

в) мысль

г) слово

д) интуиция

11. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха

б) Бог есть единое

в) Бог. будучи единым и единственным, существует в трех ипостасиях

г) Бог есть Все и все есть Бог

д) Бог есть безличная духовная реальность

12.В центре размышления философов средних веков стоит:

а) природа

б) личность

в) Бог

г) идеальный мир

д) процесс познания

13. Апологеты во II в н.э

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника

б) защищали, оправдывали христианское вероучение

в)впервые раскрыли стремление души к первоединству

г) рассматривали противоположность духа и материи

д) являлись сторонниками атомизма

14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум

б) воля

в) переживание

г) вера

д) страсть

15. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога

а) Августин Блаженный

б) Фома Аквинский

в) Ансельм Кентерберийский

г) Альберт Великий

д) Тертуллиан

а) Анаксимандр

б) Эмпедокл

в) Фалес

г) Платон

д) Аристотель

17. «Государство» Платона было

а) демократическим государством равных возможностей

б) религиозным государством

в) государством кастового типа. с четким сословным разделением

г) абсолютной монархией

д) деспотией восточного типа

18. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц - атомов

б) чувственный образ, идея

в) единство материи и формы

г) создано из воды

д) конструкция сознания

19. Установите соответствие учителя ученику

Учитель: Ученик:

а) Платон 1) Аристотель

б) Сократ 2) Платон

в)Аристотель 3) Александр Македонский

г) Фалес 4) Платон

Вариант 2.

1. Индукция - это

а) логический путь от общего к частному

б) подача ложного знания, как истинного

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка

г) момент интеллектуального озарения

д) относительная, неполная истина

2. Аксиология– это учение:

а) о ценностях, б их происхождении и сущности

б) о развитии вселенной

в) о бытие как таковом

г) о сущности познания, о путях постижения истины

д) о сущности человеческой истории

3. Какое понятие лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм

б) агностицизм

в) скептицизм

г) антропоцентризм

4. Установите соответствие философов и эпохи:

а) Аристотель 1) Новое время

б) Локк 2) Античность

в) Вольтер 3) Средневековье

г) Фома Аквинский 4) Просвещение

5. Установите соответствие философского направления исторической эпохи:

а) энциклопедизм 1) Античность

б) атомизм 2) Средневековье

в) фрейдизм 3) Современность

г) схоластика 4) Просвещение

6. Соотнесите философские позиции и их характеристики

а) антропоцентризм 1) отрицание Бога

б) теоцентризм 2) бог повсюду

в) пантеизм 3) Бог в центре мира

г) атеизм 4) человек в центре мира

7. основным рабочим методом Ф. Бэкон являлся?

а) анализ

б) синтез

в) дедукция

г) индукция

д) диалектика

8. Основным методом получения истины Декарт считал:

а) созерцательный анализ

б) эмпирическую дедукцию

в) рациональную дедукцию

г) спекулятивный синтез

д0 диалектический метод

9. Этот философии впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную, исполнительную)

а) Спиноза

б) Локк

в) Декарт

г) Бэкон

д) Николай Кузанский

10. Укажите, какие философские направления характерны для периода Возрождения

а) Пантеизм

б) Софистика

в) Милетская школа

г) Экзистенциализм

11. Основной догмат христианского вероучения

а) дуализм

б) триединство

в) деизм

г) пантеизм

д) скептицизм

12.Наиболее важный раздел знания в Средневековье

а) философия

б) теология

в) наука

г) логика

д) математика

13. Новое качество человека открытое средневековой патристикой

а) дух

б)душа

в разум

г) тело

д) воля

14. В схоластике провозглашалось различие между

а) верой и разумом

б)чувством и мыслями

в) сознательным и бессознательным

г) разумом и интуицией

15. Установите последовательность философов Средневековья

а) Фома Аквинский

б) Августин Блаженный

в) Филон Александрийский

г) Тертуллиан

16. Основоположником античного атомизма является

а) Сократ

б) Демокрит

в) Платон

г) Аристотель

д) Гераклит

17. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия

а) бедных, состоятельных, богатых

б) крестьян, ремесленников, мещан

в) дворян, священников, крестьян

г) философов, воинов, ремесленников

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию

18. Определите учению, какого философа принадлежат следующие первоначала

а) вода 1) Демокрит

б) апейрон 2) Анаксимандр

в) огонь 3) Пифагор

г) число 4) Фалес

д) атомы 5) Гераклит

19.Установите последовательность философский учений античности

а) «мир идей»

б) «все из воды»

в) в основании лежит число»

Тест по теме: «Немецкая классическая философия»

Вариант 1.

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
а) докритический и критический;
б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;
г) рациональный и иррациональный;
д) метафизический и диалектический.

2. Трансцендентное по Канту – это:
а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;
г) познанное с помощью практического разума;

д) абсолютно непознаваемое.

3. Помимо явлений Кант выделяет:
а) мир вещей в себе;
б) мир сознания в себе;
в) мир чувств в себе;
г) мир идей в себе;
д) бога в себе.

4. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
а) пространство и время;
б) пространство и мышление;
в) бытие и время;
г) ощущение и представление;
д) бытие и сознание.

5. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
б) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
д) человек создан по образу и подобию божьему.

6. По мнению Канта, категорический императив – это:
а) выведенный им закон соотношения масс планет;
б) критикуемый им христианский догмат;
в) занимаемая им гражданская позиция;
г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;
д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

7. Философия Гегеля - это:
а) реализм;
б) абсолютный объективный идеализм;
в) материализм;
г) эмпиризм;
д) трансцендентальный идеализм.

8. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:
а) материя;
б) сознание;
в) абсолютная идея (мировой дух);
г) бог;
д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

9. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует - разумно;
б) все, что существует - действительно;
в) все, что разумно – существует;
г) все, что разумно - действительно.

10. Философия Л. Фейербаха - это:
а) материализм;
б) идеализм;
в) рационализм;
г) натурализм;
д) эмпиризм.

11. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
а) стихийный материализм;
б) наивный материализм;
в) механистический материализм;
г) диалектический материализм;
д) антропологический материализм.

12. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу;
б) бога;

в) человека;
г) познание;
д) общество.

13. Установите соответствие философа философскому учению:


4. философия тождества; г) Фейербах.

14. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:


Вариант 2.

1. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
а) Гегелем;
б) Декартом;
в) Кантом;
г) Ницше;
д) Бэконом.

2. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:
а) Бог;
б) реальное существование потенциального мира;
в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;
г) то же, что феноменальное субъективное бытие;
д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

3. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) иллюзия;
д) интуитивное схватывание.

4. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;
д) первичны по отношению к материи.

5. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим законом;
г) примером для подражания других;
д) юридическим законом.

6. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;
д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

7. Диалектика в философской системе Гегеля:
а) спекулятивно-идеалистическая;
б) экзистенциальная;

в) материалистическая;
г) негативная;
д) метафорическая.

8. В системе Гегеля мировое развитие есть:
а) развитие духа (абсолютной идеи);
б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;
г) процесс самоорганизации материи;
д) Гегель отрицал развитие.

9. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) прогрессивное развитие науки;
б) самоцельное становление бога;
в) развитие мирового духа во времени;
г) развитие мирового духа в пространстве;
д) нравственный прогресс.

10. Фейербах считал религию:
а) нелепым суеверием;
б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;
в) приписыванием Богу атрибутов человека;
г) реализацией свободы;
д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

11. Установите соответствие философа философскому учению:
1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;
2. антропологический материализм; б) Кант;

3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;
4. философия тождества; г) Фейербах


12. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;
2. «О сущности христианства»; б) Кант;

3. «Наука логики»; в) Шеллинг;
4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.


13. В философии Фихте природа является

а) объективной реальностью

б) отчужденным продуктом «Я»

в) противостоящим «не-Я»

г) трансцендентальным «Оно»

14. Гегель считал, что в основе реальности лежит

а) абсолютная идентичность

б) абсолютное бессознательное

в) абсолютная идея

г) абсолютное божество

1. Философская наука, рассматривающая проблемы бытия:

а) онтология

б) натурфилософия

в) социальная философия

г) философия духа

д) философия человека

2. Бытие – это:

а) объективность существования мира

б) первичность сознания, вторичность материи

в) реальное существование мира

г) предполагаемое существование мира

3. Материя – это:

а) всякая реальность

б) субъективная реальность

в) объективная реальность

г) знаковая реальность

4. Движение – это:

а) течение мыслей и представлений

б) изменение положения тел в пространстве с течением времени

в) всякое изменение и развитие материи

г) мысленное представление об изменении мира

д) качественное развитие предметов и явлений

5. Пространство – это:

а) геометрическое расположение

б) место, свободное от материи

в) упорядоченная совокупность ощущений человека

г) совокупность материальных предметов и явлений

д) протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений

6. Время – это:

а) чистая длительность

б) внутреннее ожидание события

в) человеческое переживание длительности происходящих событий

г) длительность событий и порядок их следования друг за другом

д) мысленное представление прошлого и будущего

7. Отражение – это:

а) способность влиять на отражаемый предмет

б) способность воспроизводить отражаемый предмет

в) способность зависеть от отражаемого предмета

г) способность менять отражаемый предмет

8. Язык – это:

а) система знаков для общения

б) система понятий и символов

в) система суждений и умозаключений

г) система образов, копий

9. Диалектика – это учение:

а) о законах развития мира и человека в нем

б) о законах существования мира и человека в нем

в) о законах изменения мира и человека в нем

г) о законах прогрессивного развития мира и человека в нем

10. Развитие – это:

а) движение от низшего к высшему, движение по кругу

б) постепенное количественное изменение предметов и явлений

в) необратимое качественное изменение с преобладанием прогрессивной тенденции

11. Основной закон диалектики:

а) закон единства и борьбы противоположностей

б) закон взаимных количественных и качественных изменений

в) закон отрицания отрицания

12. Какой закон развития отвечает на вопрос «Почему идет развитие?»?

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон взаимных количественных и качественных изменений;

в) закон отрицания отрицания.

а) любое понятие

б) философское понятие

в) научное понятие

в) житейское понятие

А. Действительность а) случайность

Б. Единичное б) сущность

В. Необходимость в) возможность

Г. Причина г) общее

Д. Форма д) содержание

Е. Явление е) часть

Ж. Система ж) элемент

З. Целое з) следствие.

15. Бытие человека – это:

а) жизнь и смерть человека

б) существование тела и души человека

в) реальное существование человека, воплощенное в его жизни и теле

г) взаимодействие тела и души человека

16. Теории, объясняющие место и возможности человека в мире:

а) материализм и идеализм б) волюнтаризм и фатализм

в) аскетизм и гедонизм г) эгоизм и альтруизм

17. Основная задача человека в мире:

а) быть "песчинкой" в бесконечном мире;

б) быть неотъемлемой частью реального мира;

в) быть "господином" окружающего его мира;

г) быть активным, познающим, деятельным субъектом в мире.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ»

1. Философская наука, рассматривающая проблемы природы, отношения к ней человека:

а) онтология

б) натурфилософия

в) социальная философия

г) философия духа

д) философия человека

2. Природная среда – это:

а) весь материальный мир, окружающий человека

б) природные ресурсы планеты Земля

в) часть материального мира, задействованная в жизнедеятельности человека и общества

г) «очеловеченная», искусственная природа

3. Философ, написавший следующее: "Природа есть неорганическое тело человека. Человек живет природой":

а) Лукреций

б) Г.Гегель

в) К.Маркс

г) В.Вернадский

д) Л. Гумилев

4. Смысл взаимоотношений человека и природы:

а) подчинение, господство над природой

б) возврат к природе, жизнь по ее законам

в) преобразование природы в своих целях

г) гармонизация, рационализация отношений

5. Теория, правильно отражающая взаимоотношения человека и природы:

а) теория географического детерминизма

б) теория технологического детерминизма

в) теория ноосферы

г) теория геополитики

д) теория биоэтики

6. Найдите соответствие между теориями и их авторами:

А. Теория географического детерминизма а) Леруа, Вернадский

Б. Теория технологического детерминизма б) Мечников, Ломброзо

В. Теория ноосферы в) Белл, Веблен

7. Коэволюция означает:

а) процесс совместного развития биосферы и человеческого общества

б) гармонизацию общественных и частных интересов

в) современную теорию эволюции

г) взаимодействие индивида и общества

8. Экологическая проблема – это:

а) кризисная ситуация во взаимоотношениях «природа–общество», обуславливающая возможность деградации человечества

б) противоречивая ситуация во взаимоотношениях «природа–общество», требующая изменения деятельности человечества

в) комплекс вопросов во взаимоотношениях «природа – общество», который человечество способно решить с помощью научно-технической революции

9. Какой проблемой является для человечества экологическая проблема?

а) частной для отдельных государств;

б) важной для отдельных регионов мира;

в) глобальной для всего человечества;

г) решающей для развития человечества;

д) есть более важная проблема, чем указанная;

е) проблемой, которая никогда не будет решена.

10. Какое направление решения экологической проблемы является предпочтительным в настоящее время?

а) оборонительное (нейтрализация вредного влияния на природу);

б) корреляционное (согласование деятельности с природными процессами);

в) биотехнологическое (использование механизмов функционирования природных систем в деятельности).

11. Философ, написавший следующее: «Возможно троякое отношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей, затем деятельная борьба с нею, и, наконец, утверждение ее идеального состояния»:

а) Лукреций

б) К.Маркс

в) В.Соловьев

г) В.Вернадский

д) А. Чижевский

12. Величина, в которой измеряется состояние экологической ситуации:

13. Гомеостаз – это:

а) изменение относительной устойчивости природных систем

б) сохранение относительной устойчивости природных систем

в) развитие относительной устойчивости природных систем

г) регресс относительной устойчивости природных систем

14. Наука о взаимоотношениях человека и природы:

а) натурфилософия

б) география

в) экология

г) геология

15. Объединение ученых для глобальных проблем современности:

а) Парижский клуб

б) Миланский клуб

в) Варшавский клуб

г) Венский клуб

д) Римский клуб.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА»

1. Философская наука, рассматривающая проблемы общества, отношения к нему человека:

а) онтология

б) натурфилософия

в) социальная философия

г) философия духа

д) философия человека

2. Общество – это:

а) совокупность взаимоотношений людей

б) форма совместной жизнедеятельности людей

в) экономическая, политическая и духовная жизнь людей;

г) совокупность людей, коллективов, социальных институтов

3. Соответствие теорий и указанных положений:

а) материалистическая а) все сферы общества равноправны

б) идеалистическая б) духовная сфера первична

в) натуралистическая в) экономическая сфера первична

г) факторная г) общество тождественно природе

4. Приоритетным предметом социальной философии являются:

а) социальные институты общества

б) социальные сферы общества

в) социальные общности людей

г) социальные организации общества

д) общественные движения людей

5. Социальная сфера, определяющая другие сферы по К. Марксу:

а) экономическая б) социальная

в) политическая г) духовная

д) семейная е) бытовая

ж) потребительская з) рекреационная

6. Отношения между людьми, которые положены в основу материалистической теории общества:

а) собственнические

б) властные

в) обменные

г) распределительные

д) межличностные

7. Отношения между людьми, которые положены в основу функциональной теории общества:

а) собственнические

б) властные

в) обменные

г) распределительные

д) межличностные

8. Материальное производство – это:

а) совокупность базиса и надстройки общества;

б) совокупность производительных сил и производственных отношений;

в) совокупность материальных и технических организаций;

г) совокупность экономических социальных институтов и организаций общества.

9. Соответствие между понятиями и их определениями:

а) производительные силы а) материальные и духовные ценности

б) цивилизация б) исторический тип общества

в) формация в) степень технологического развития

г) культура г) взаимодействия в производстве

д) производственные отношения д) орудия труда и человек

10. Теория, чаще всего использующаяся в настоящее время для раскрытия механизмов развития общества?

а) формационная

б) стадиальная

в) цивилизационная

г) циклическая

11. Движущая сила, а не источник развития общества:

а) разделение и кооперация труда

б) конкуренция, соревнование

в) революция, реформы

г) деятельность народных масс

д) деятельность выдающихся личностей

е) благоприятная природная среда

ж) научно-технический прогресс

12. Социальный процесс, отражающий объединение людей в организации:

а) институциализация

б) функционализация

в) бюрократизация

г) стратификация

13. Теория, наиболее полно отражающая социальные перемещения людей:

а) теория классов

б) теория социальной стратификации

в) теория социальной мобильности

г) теория т.н. "среднего класса"

14. Культура в философии понимается как:

а) определенный тип цивилизации в истории человечества

б) развитость, образованность, воспитанность человека

в) совокупность материальных и духовных ценностей и достижений

г) вторичная, искусственная, очеловеченная природа

д) система образцов и норм поведения людей

15. "Культуру отличают три момента: во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию, во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека и, в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура и продукт, и детерминанта систем человеческого социального взаимодействия" – заявил:

а) О. Конт б) Э.Дюркгейм

в) В.Ленин г) Т.Парсонс д) Э.Фромм

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ДУХА»

1. Дух общества – это:

а) совокупность индивидуальных сознаний людей (или больших групп людей)

б) сумма знаний, чувств, настроений, идей какого-либо народа

в) целостная система рациональных, чувственных и иррациональных способов отражения людьми окружающего мира

г) менталитет определенного народа, составляющего государство

2. Сфера духа, отражающая мир через интересы определенной группы людей:

а) мифология б) наука

в) искусство г) религия

д) идеология е) философия

3. Форма общественного сознания, выполняющая функцию законодательного регулирования поведения людей:

а) экономическое сознание б) политическое сознание

в) правовое сознание г) моральное сознание

д) эстетическое е) религиозное

ж) научное з) философское

4. Что является средством выражения философского сознания в отличие от других форм духа?

а) легенда; б) вера; в) художественный образ;

г) интерес; д) знание; е) принцип; ж) норма.

5. Язык – это:

а) система знаков для общения б) система понятий и символов

в) система суждений и умозаключений г) система образов, копий

6. Философская наука, рассматривающая проблемы познания:

д) философия человека

7. Философия, утверждающая, что мир непознаваем:

а) агностицизм б) сенсуализм

8. Философская теория, считающая приоритетом чувственное познание:

а) эмпиризм б) интуитивизм

в) рационализм г) сенсуализм

9. Активная сторона в познании:

а) истина

б) заблуждение

г) фальсификация

11. Основным критерием проверки истинности знаний является:

а) жизненный опыт б) практика

12. Наука – это, прежде всего:

13. Наука как социокультурный феномен изучается в философии, прежде всего, как:

а) познавательная деятельность б) социальный институт

14. Учение, преувеличивающее значение науки в развитии общества, называется:

а) сциентизм б) антисциентизм

в) интернализм г) экстернализм

15. . Компонент научного познания, являющийся приоритетным в современной науке:

16. Уровень научного познания, имеющий цель – получение общих установок, принципов научного познания:

в) метатеоретический

17. Научная революция – это:

18. Метод познания – это:

19. Форма научного знанияэто:

20. Форма знания, обуславливающая необходимость нового исследования:

а) факт б) проблема

в) гипотеза г) теория

21. Этап научного исследования, который является наиболее сложным:

д) оформление результатов исследования

е) внедрение результатов исследования

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ»

1. Философская наука, рассматривающая проблемы познания:

а) онтология б) натурфилософия

в) социальная философия г) гносеология

д) философия человека

2. Философия, утверждающая, что мир непознаваем:

а) агностицизм б) сенсуализм

в) рационализм г) иррационализм

3. Философы, утверждающие, что мир непознаваем:

а) Платон, Аристотель, Сократ

б) Пиррон, Юм, Кант

в) Гегель, Маркс, Ленин

г) Сартр, Камю, Поппер

4. Философская теория, считающая приоритетом чувственное познание:

а) эмпиризм б) интуитивизм

в) рационализм г) сенсуализм

5. Активная сторона в познании:

а) объект познания б) субъект познания

в) взаимодействие субъекта и объекта г) знание

6. Познание направлено:

а) от чувственного к абстрактному, от него к практике

б) от практики к абстрактному, от него к чувственному

в) от практики к чувственном, от него к абстрактному

а) истина б) заблуждение

в) ложь г) фальсификация

8. Основным критерием проверки истинности знаний является:

а) жизненный опыт б) практика

в) проверенные знания г) мнение большинства

9. Знание для человека, прежде всего, необходимо:

а) как элемент эрудиции б) как алгоритм действия

в) как элемент культуры г) знание – горе от ума

10. Наука – это, прежде всего:

а) форма духа, обеспечивающая понимание мира

б) специальное учреждение, организующее работу ученых

в) специфический вид познания, направленный на получение новых знаний

11. Наука как социокультурный феномен изучается в философии, прежде всего, как:

а) познавательная деятельность

б) социальный институт

в) дисциплинарно организованное знание

г) элемент культуры

д) форма духа

12.Найдите соответствие между учениями и их содержанием:

а) сциентизм А) учение о внутренних причинах развития науки

б) антисциентизм Б) учение о преувеличении значения науки

в) интернализм В) учение о внешних причинах развития науки г) экстернализм Г) учение о преуменьшении значения науки

д) логоцентризм Д) учение о слабости науки в познании

е) агностицизм Е) учение о науке как главном предмете философии

13. Компонент научного познания, являющийся приоритетным в современной науке:

а) субъект познания б) объект (предмет) познания

в) методы познания г) язык науки

14. Уровень научного познания, имеющий цель – получение общих установок, принципов научного познания:

а) эмпирический б) теоретический

в) метатеоретический

15. Научная революция – это:

а) прирост знаний б) количественное изменение в науке

в) качественный переворот в науке г) стагнация в науке

16. Метод познания – это:

а) определенный способ, который направляет и регулирует познавательную деятельность человека,

б) определенный прием, который определяет познавательную деятельность человека

в) определенный прием, который не влияет на познавательную деятельность человека

17. Критерий, положенный в основу классификации общенаучных методов познания:

а) удобство рассмотрения для исследователей;

б) принадлежность к уровням (эмпирическому или теоретическому) познания;

в) важность для научного исследования;

г) историческая последовательность возникновения и становления методов.

18. Форма научного знанияэто:

а) способ организации знания б) метод систематизации знаний

в) прием хранения знаний г) система знаний

19. Форма знания, обуславливающая необходимость нового исследования:

а) факт б) проблема

в) гипотеза г) теория

20. Этап научного исследования, который является наиболее сложным:

а) сбор фактов б) разработка гипотез

в) разработка идеи г) разработка теории

д) внедрение результатов исследования

21. Науки классифицируются на группы:

а) математика, естественные науки, технические науки, социально-гуманитарные науки

б) естественно-математические науки, биолого-химические науки, инженерно-технические науки, социально-гуманитарные науки

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»

1. Составная часть философии, посвященная проблемам выявления природы и сущности человека?

а) онтология б) натурфилософия

в) социальная философия г) философская антропология

2. Теория, которая считает, что сущность человека проявляется в том, что он является общественным существом:

а) натурализаторская б) космологическая

в) религиозная г) психологизаторская

д) социологизаторская е) системная

3. Учение, возвышающее ценность человека:

а) персонализм б) биологизм

в) психологизм г) социологизм

д) историзм

4. Найдите соответствие теории и положения – человек – это:

а) натурализаторская а) космобиопсихосоциальное существо

б) космологическая б) греховное существо

в) религиозная в) природное существо

г) психологизаторская г) общественное существо

д) социологизаторская д) иррациональное существо

е) системная е) инопланетное существо

5. Найдите соответствие терминов и их значений:

а) человек а) социальное качество человека

б) субъект б) неповторимость, своеобразие человека

в) личность в) отдельный представитель человеческого рода

г) индивид г) космобиопсихосоциальное существо

д) индивидуальность д) активный и познающий человек

6. Основной критерий оценки зрелости человека:

а) социальная позиция человека б) социальные функции человека

в) реальные действия человека г) социальная активность человека д) социальный статус

7. Источник саморазвития человека:

а) способности б) потребности

в) мотивы г) интересы

д) цели е) ценности

8. Цель духовного освоения человеком мира:

а) обретение счастья б) реализация цели

в) получение знаний г) понимание смысла жизни

д) обретение власти над собой

9. Смысл жизни – это:

а) главная цель в жизни б) удовлетворение потребностей

в) жизнь для других г) наслаждение, жизнь для себя

д) ценностная цель, ориентир в жизни человека

10. Какая жизненная цель человека является приоритетной?

а) прожить так, чтобы не было обидно умирать;

б) прожить так, чтобы попробовать и узнать в жизни все;

в) самореализоваться и тем самым улучшить окружающий мир;

г) прожить незаметно;

д) стать великим, оставить память о себе.

11. Учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений:

а) гедонизм б) гуманизм в) альтруизм г) прагматизм

д) аскетизм е) эвдемонизм

12. Основная самоценность для человека?

а) собственность б) жизнь

в) деньги г) власть

д) самоутверждение е) слава

13. Смерть с философской точки зрения – это:

а) смерть есть кара за человеческий грех

б) смерть есть переход в инобытие

в) смерть есть освобождение духа от бренного тела

г) смерть есть естественный конец жизни человека как индивида, но продолжение его как родового существа

14. Философ, сформулировавший главную цель в жизни человека как руководство принципом «благоволения к жизни»?

а) И.Кант б) К.Маркс

в) А.Швейцер г) Э.Фромм

15. Свобода человека – это:

а) возможности поступать так, как хочется;

б) человек никогда не может быть свободным

в) независимость человека от законов природы и общества

г) познание законов природы и общества и действия человека, основанные на этом знании

16. Счастье человека – это:

а) возможность заработать много денег

б) человек никогда не может быть счастливым

в) независимость человека от других людей

г) благоприятная и комфортная жизнь

17. "Золотое правило" оптимального поведения человека в обществе:

а) быть альтруистом б) быть эгоистом

в) не желать другому того, чего не желаешь себе

г) ставить общественные интересы выше личных

д) ставить личные интересы выше общественных

18. Бессмертие человека возможно в продолжение себя в детях, в реализации себя в делах, в памяти людей – заявил:

а) Сократ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Доцент Волкова Р.А. ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПЕНЗА 2005 ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ /\ Как соотносятся философия и мировоззрение? - а) философия - часть мировоззрения; - б) философия есть мировоззрение; - в) мировоззрение – часть философии; + г) философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения.\/ /\ Какие из перечисленных вопросов являются философскими? + а) что такое истина? + б) в чем смысл жизни человека? - в) что такое экономика? - г) каковы свойства твердого тела? \/ /\ Какое определение философии Вы считаете наиболее правильным? Философия – это… - а) система научных знаний о мире и человеке; -б) идеология - в) искусство познания истины; +г) рационально-теоретическая форма мировоззрения\/ /\ Что такое мировоззрение? - а) эмоционально-чувственное отражение мира; - б) совокупность знаний об окружающей действительности; +в) система взглядов на мир в целом и место человека в нем. \/ /\ Какие функции выполняет философия? + а) мировоззренческую; + б) методологическую; + в) познавательную; +г) критическую \/ /\ Основателем даосизма в Китае был - а) Мо-цзы + б) Лао-цзы - в) Конфуций - г) Чжуан-цзы. \/ /\ Укажите философские школы эпохи эллинизма: + а) стоицизм; + г) неоплатонизм; - б) рационализм; - д) пифагорейство\/ + в) кинизм; . /\ Сократ в молодости обучался в школе а) софистов в) пифагорейцев б) элеатов г) милетцев.\/ /\ Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?») - а) софисты - б) пифагорейцы + в) Милетская школа - г) Элейская школа;\/ /\ Кто из философов объявил акты сознания особым «миром идей»? - 1.Гераклит - 4. Аристотель - 2. Демокрит - 5. Декарт + 3. Платон - 6. Гегель\/ /\ Назовите древнегреческих философов – атомистов: - а) Зенон; - б) Левкипп; + в) Демокрит; +г) Эпикур. \/ /\ О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил - а) Сократ - б) Демокрит + в) Платон - г) Аристотель.\/ /\ В каких регионах мира зародилась философия? -а) Египет +б) Греция +в) Индия - г) Рим \/ /\ Кто является автором термина «философия»? - а) Аристотель + б) Пифагор - в) Сократ \/ /\ Основателем какого философского направления считается Платон? - а) материализм +б) объективный идеализм - в) субъективный идеализм - г) софистика \/ /\ Автором атомистического учения является: - а) Платон + б) Демокрит + в) Левкипп - г) Зенон \/ /\ Открытие сферы бессознательного связано с именем_(З.Фрейда)? \/ /\ Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания: 1. Онтология, а) учение о человеке 2. Гносеология, б) учение о бытии 3. Философская антропология, в) учение о познании 4. Социальная философия г) учение об обществе \/ /\ Назовите представителей философского идеализма: - а) К.Маркс + г) Г.Гегель - б) Демокрит + д) Д.Беркли + в) Платон - е) Гольбах\/ /\ Основателем буддизма был: - а) Лао-цзы - б) Конфуций + в) Сидхартха Гаутама \/ /\ Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию - а) надежду - в) желание - б) любовь + г) страдание \/ /\ По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей – сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? - а) Диоген + в) Сократ - б) Гераклит - г) Пифагор \/ /\ « В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил: - а) Фалес + в) Гераклит - б) Демокрит -г) Аристотель \/ /\ Главной проблемой философии Возрождения является: - а) познаваемость мира - б) доказательство бытия Бога - в) поиски субстанции мира + г) человеческая личность \/ /\ Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи пантеизма? -а) Н.Коперник -б) Лоренцо Вала +в) Н Кузанский -г) Н.Макиавелли \/ /\ Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения -а) противопоставляет природу Богу +б) отождествляет природу и Бога + в) наделяет природу божественными атрибутами -г) отрицает существование Бога.\/ /\ Главной проблемой философии Нового времени является: а) проблема соотношения материального и идеального б) проблема человека и его бытия в мире в) проблема материальности мира. \/ /\ Время - это: – 1.Неотвратимость будущего - 2. Вектор мирового движения + 3. Форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность существования ее параметров. - 4. Все перечисленное.\/ /\ Когда возникло диалектическое мышление? – 1. В античности - 2. В средние века - 3. В философии Гегеля - 4. В учении К. Маркса + 5. Формировалось общими усилиями с античности до сегодняшних дней \/ /\ Кто из перечисленных философов относится к материалистам? - а) Анаксимен - б) Сократ + в) Гераклит - г) Парменид \/ /\ Какими проблемами занималась средневековая философия? -а) проблемами науки +б) проблемами природы -в) проблемами Бога +г) проблемами души. \/ /\ Какими чертами характеризуется средневековая философия? - а) рациональность +б) схоластичность - в) космоцентризм +г) догматизм \/ /\ Реализм как течение средневековой философии представляет собой: - а) учение о реальном существовании единичных вещей + б) учение о реальном существовании общих понятий - в) учение о реальности окружающего мира \/ /\ Номинализм в средневековой философии означал: +1.Подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи - 2. Реальностью обладают и общие понятия – «универсалии» \/ /\ Кому принадлежит высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах? - 1. Декарт - 4. Вольтер - 2. Беркли - 5.Юм \/ + 3. Локк + а) делимость /\ По мнению большинства - в) вечность историков философии Ф.Бэкон + б) протяженность является родоначальником: - г) изменчивость.\/ - а) идеализма /\ По Ф.Бэкону, эмпиризм – это: - б) скептицизма + а) опыт, опирающийся на + в) эмпиризма эксперимент - г) позитивизма.\/ - б) чувственное восприятие - в) форма, присущая самой /\ Главным атрибутом материи вещи по Декарту является: - г) мыслительный образ /\ Какие признаки человека вещи \/ отличают его от животного? /\ Что означает понятие «вещь в + а) разумность; себе» у И.Канта? - б) бессознательное - а) закон, + в) осознанная деятельность - б) скрытый смысл вещи; - г) действия.\/ - в) закрытую для других /\ Какое определение понятия личность; «человек» наиболее полно + г) сущность.\/ раскрывает его сущность? /\ Что означает понятие Человек – это… «антропогенез»? - а) индивид с - а) раздел науки о человеке; присущей ему + б) процесс возникновения и генетической становления человека; программой; - в) совокупность - б) животное, генетических признаков способное человека.\/ изготавливать и /\ Подчеркните представителей использовать орудия немецкой классической труда; философии: - в) социальное Декарт, Демокрит, Кант, существо; Ницше, Фейербах, Локк, Гегель. + г) биосоциальное \/ существо, способное к /\ Кто из русских философов мышлению и является автором «философии целенаправленной всеединства»? деятельности.\/ - а) Н.Бердяев; /\ Выделите формы чувственного - б) Н.Лосский; познания: + в) В.Соловьев; - а) понятие, -г) Ф.Достоевский \/ + б) представление; /\ Кто открыл закон + в) ощущение; определяющей роли +г) восприятие.\/ материального производства в /\ Что такое истина? жизни общества? + а) знание, - а) Г.Гегель соответствующее предмету + б) К.Маркс действительности и своему - в) В.И.Ленин понятию; - г) Н.Бердяев.\/ - б) это конвенция, /\ Кто из философов считал соглашение; важнейшим мотивом - в) это знание деятельности волю к власти? рационально и просто - а) Аристотель, описывающее опыт; - б) Шопенгауэр, - г) это то, что + в) Ницше подтверждается опытом\/ - г) К.Маркс \/ /\ С каким определением - а) совокупность понятия «свобода» вы согласны? людей, проживающих на Свобода – это… определенной территории; - а) полная - б) союз людей, независимость от обстоятельств; объединенных + б) осознанная производственными, необходимость и возможность религиозными, национальными выбора; и др. интересами. - в) способность + в) обособившиеся от субъекта принимать решения со природы специфически знанием дела.\/ материальное образование, воспроизводящее все стороны /\ Какой критерий является человеческой жизни и основанием для формационного представляющее собой подхода к общественному исторически сложившуюся развитию? форму жизнедеятельности. \/ - а) рыночные /\Что такое диалектика? отношения; - а) искусство спора; - б) тип культуры; + б) учение о наиболее общих - в) уровень развития законах развития природы, производительных сил; общества и мышления; + г) способ - в) наука о закономерностях производства материальных самоорганизации открытых, благ; \/ нелинейных систем. \/ /\ Какое определение понятия /\ Как вы определяете понятие» «бытие» является наиболее материя»? правильным? - а) это все то, что не является Бытие – это … сознанием; - А) вселенная; - б) это абсолютная - Б) материя; неизменная субстанция; + В) вся совокупная + в) это объективная объективная и субъективная реальность, независимая от действительность; человеческого сознания и - Г) окружающая нас данная человеку в его действительность\/ ощущениях.\/ /\ Выделите формы /\ Что вы понимаете под рационального познания: бессознательным? - а) представление - а) все, что не осознается + б) понятие; человеком; + в) суждение; - б) интуитивные действия; - г) ощущение.\/ + в) явления и процессы, /\ Определите понятие влияющие на поведение «общество»: человека, но не осознаваемые им.\/ /\ Детерминизм – это… + а) учение о взаимообусловленности в мире; /\ Выделите уровни научного - б) учение о невозможности познания: познания причинности событий - а) и явлений в мире; естественнонаучный и - в) учение о том, что все гуманитарный; причины познаваемы наукой - б) чувственный и или философией. \/ рациональный; /\Определите понятие + в) эмпирический и «личность»: теоретический \/ - а) это зрелый человек; /\ Непосредственной целью - б) синоним человека; науки является: - в) сознательный - а) связь с практикой; исторический деятель; + б) достижение + г) человек с присущими истины и открытие ему социально значимыми объективных законов; качествами, - в) развитие обеспечивающими материального производства; использование прав и + г) получение новых выполнение обязанностей.\/ знаний. \/ /\ Сознание – это … /\ Что изучает логика? - а) свойство мозга - а) законы развития формировать понятия; общества; + б) свойство мозга - б) законы развития отражать объективную природы; действительность; + в) законы и формы - в) свойство мыслительной человеческого мозга деятельности.\/ отражать объективную /\ Укажите эмпирические реальность в чувственных методы научного познания: или логических образах?\/ + а) наблюдение; /\ С каким определением + б) эксперимент понятия «язык» вы согласны? - в) абстрагирование Язык – это… - г) математизации.\/ - А) средство общения; /\ Укажите теоретические - Б) средство методы научного познания: выражения мыслей; + а) синтез - В) орган речи; - б) измерение + Г) знаковая система, - в) наблюдение служащая для фиксации, + г) абстрагирование хранения и передачи + д) формализация \/ информации \/ . /\ Выделите современное понимание цивилизации: - а) это синоним культуры; - б) уровень развития общества и культуры - в) ступень развития общества, следующая за варварством; + г) культурно-историческое сообщество, отличающееся общностью духовных, сходством социально-экономического и политического развития и образа жизни людей. \/ /\ Укажите определяющий критерий общественного прогресса: + а) уровень развития производительных сил; + б) степень развития свободы и демократии. - в) уровень развития духовной культуры. - г) эффективность решения глобальных проблем.\/ /\ Какие факторы в развитии общества являются определяющими? - а) народные массы; - б) выдающиеся личности; + в) способ материального производства; - г) национальные проблемы.\/ /\ Идеализм – это: – 1. Учение об идеалах и их роли в жизни. - 2.Мечтательность души, не замечающей житейской реальности. + 3.Учение о первичности сознания и вторичности материи - 4. Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.\/ /\ Материя – это: – 1.Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной. + 2.То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию. – 3.Первовещество; то, что есть во всем. - 4.То, что независимо от сознания человека \/ /\ Детерминизм – это: + 1.Учение о том, что все в мире имеет причину, причинно взаимосвязано. - 2.Учение, представители которого утверждают, что причину событий до конца познать невозможно. - 3. Учение о том, что все причины познаваемы наукой или философией. - 4.Все перечисленное.\/ /\ Какие из перечисленных отношений не входят в производственные отношения? - 1. Отношения собственности + 2. Правовые отношения - 3.Отношения обмена. - 4.Отношения потребления\/ /\ Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? - 1. Это тождественные понятия + 2. Человек – это антропологическое понятие, личность – социальное. - 3. Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью. - 4. Все перечисленное верно.\/ /\Что такое свобода? + 1. Возможность самоопределения и выбора. - 2. Нежелание считаться с необходимостью. + 3. Познанная и учитываемая в деятельности необходимость. - 4. Следование своим желаниям \/ /\ Какие качества личности определяют ее активность в качестве социального субъекта? - 1. Мировоззрение - 2. Гражданственность - 3. Нравственные качества - 4. Профессионализм + 5. Все перечисленное \/ /\ Какое утверждение является верным? + 1. Правовое государство возможно только в условиях существования гражданского общества. - 2. Правовое государство делает ненужным гражданское общество. - 3. Понятия гражданского государства и гражданского общества тождественны. - 4. Ошибочны все предложенные варианты \/ /\ В чем суть экологической угрозы? - 1. Истощение почв - 2. Обеднение флоры и фауны в результате деятельности человека. - 3. Загрязнение природных вод - 4. Нарастание « парникового эффекта» + 5. Все перечисленное \/ /\Главное содержание диалектического учения – это: - А) учение о движении и его законах - Б) учение об искусстве спора и доказательства + В) учение о законах универсальной связи и развития.\/ /\ Закон - это: - А) физическое явление - Б) стихийно складывающиеся случайные отношения между людьми и явлениями + В) объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. \/ /\ Выберите правильный ответ: - А) сознание – духовный феномен - Б) сознание – идеальное явление, качественно отличное от материального.

1.Философия первоначально понималась как: 1)любовь к мудрости 2)душа культуры 3)наука о человеке 4)учение об абсолютной истине

2.Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры называют: 1)искусство 2)науку 3)философию 4)мифологию

3.Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью: 1)религии 2)науки 3)мифологии 4)философии

4.Помогая человеку понять своё место в природе и обществе, философия выполняет функцию: 1)гуманистическу ю 2)методологическ ую 3)аксиологическу ю 4)прогностическу ю

6.Философское знание, используемое в науке, политике, образовании в качестве руководства в духовной и практической деятельности, выступает в роли: 1)методологии 2)мифологии 3)аксиологии 4)гносеологии

7.Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется: 1)идеализмом 2)материализмом 3)дуализмом 4)плюрализмом

8.Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу, называется: 1)релятивизм 2)монизм 3)дуализм 4)скептицизм

9.Согласно______ ___, мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями: 1)пантеизму 2)идеализму 3)материализму 4)дуализму

10.Религиозная картина мира строится на основе в первую очередь: 1)Священного писания 2)мифологических представлений 3)повседневного опыта 4)философских идей

11.В основе религиозной картины мира лежит принцип: 1)веры в бесконечный прогресс общества 2)независимости жизни человека от воли Творца 3)креационизма 4)верификации

12.Понятие «научная картина мира»: 1)является абсолютным и неизменным 2)выражает образные представления о мире 3)не характерно для современной философии 4)претерпевает историческую эволюцию

13. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в: 1)Греции 2)Китае 3)Вавилоне 4)Индии

14.Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был: 1)Эпикур 2)Аристотель 3)Платон 4)Пифагор

15.Истинное бытие, по Платону, это: 1)Космос 2)разум человека 3)человеческое существование 4)мир эйдосов

16. Создателем учения об идеальном государстве был: 1)Платон 2)Сократ 3)Пифагор 4)Аристотель

17.Первыми материалистами в истории считаются: 1)Гольбах, Ламетри, Гельвеций 2)Маркс, Энгельс, Ленин 3)Демокрит, Левкипп, Эпикур 4)Кант, Гегель, Шеллинг

19.Родоначальник ом либерализма в философии Нового времени был: 1)Спиноза 2)Локк 3)Руссо 4)Мандевиль

20.Источником всякого отчуждения в обществе, по Марксу, является: 1)превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние 2)частная собственность на средства производства 3)перенос представлений о человеке во внеличностную сферу, персонифицирован ную в Боге 4)воля к власти

21.Русская идея, с точки зрения Соловьёва, это идея: 1)независимости и самостоятельност и России 2)мировой гегемонии России 3)национального предназначения, определённого Богом 4)превосходства русской нации

22.Основная идея русского космизма состоит в: 1)непротивлении злу насилием 2)тесной связи человека и Космоса 3)спасения избранных 4)достижения всеединства

24.Представитель радикально настроенного западничества, проповедовавший идею безгосударственн ого социализма: 1)Хомяков 2)Соловьёв 3)Чаадаев 4)Бакунин

25. Понимание движения как механического пространственног о перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания: 1)17-18 вв . 2)19-20 вв. 3)10-14 вв. 4)14-16 вв.

26.Относительно связи движения и развития верным является суждение: 1)движение и развитие не связаны друг с другом 2)движение тождественно развитию 3)не всякое движение является развитием 4)не всегда развитие есть движение

27.К свойствам пространства не относится: 1)протяжённость 2)трёхмерность 3)необратимость 4)непрерывность

28.К свойствам времени не имеет отношения: 1)длительность 2)одномерность 3)обратимость 4)непрерывность

29.Пространство и время рассматриваются в качестве форм созерцания с позиции 1)диалектическог о материализма2)субъективного идеализма 3)эмпиризма 4)объективного идеализма

30.Согласно субстанциальной концепции, время: 1)является психологическим переживанием человека реальных процессов2)является самостоятельной , ни от чего не зависящей сущностью 3)зависит от человеческого существования 4)зависит от отношений между материальными объектами.

Психические растройства