Покаяние и исповедь в чем разница. В чем разница между Исповедью и Покаянием? Вопросы читателей

Если живой организм не развивается, он начинает деградировать. Если в комнате не убирать, то в ней станет пыльно. Если не наводить порядок в своих мыслях, то возникнет неконтролируемый хаос. Господь же наградил нас не только талантами, но и всеми необходимыми инструментами для того, чтобы духовно и личностно расти. И именно здесь нам на помощь приходят способность к покаянию и возможность участия в церковных таинствах.

— Скажите, пожалуйста, в чём принципиальная разница между понятиями и ?

— Исповедь – это таинство, и результатом его является освобождение человеческой души от греха, а вот покаяние как предшествует Исповеди, так и сопровождает её. Это процесс, который совершается в душе в течение длительного времени.

Исповедь – венец покаяния, и это лишь его часть, по времени очень краткосрочная, но по значимости очень важная, Таинственная. И если об исповеди можно говорить как о таинстве, то о покаянии надо говорить как о духовном, психологическом процессе, событии, деятельности.

Не всякое покаяние включает в себя Исповедь, но без Исповеди мы не можем говорить об освобождении души от греха в мистическом и духовном смыслах.

Горбатого могила исправит?

— Если человек регулярно исповедует одни и те же грехи, то о чём это может говорить?

— Повторяющиеся грехи свидетельствуют прежде всего о том, что в душе человека, в его личности есть какие-то важные, сложные, узловые проблемы, с которыми он должен что-то делать. Они толкают его к более серьёзной, вдумчивой духовной работе и направлены на поиск, на прояснение причины того, откуда происходит тот или иной повторяющийся грех. Что лежит в основе этого греха — страсть, привычка, обстоятельства или его малодушие, равнодушие, непонимание потребностей своей духовной жизни?

Именно сам факт повторяющегося греха толкает человека искать причину этого повторения. Так что повторяющийся грех не может остаться без внимания, он требует внимательного отношения к себе.

— Но бывают же люди, которые говорят: вот, я уже 10 лет хожу в церковь, а говорю всё об одном и том же; наверное, мне это не поможет, и горбатого могила исправит.

— Эти слова, скорее всего, оправдательные, и скорее всего, они свидетельствуют о том, что человек не слишком хорошо знаком с условиями и смыслом духовной жизни, потому что духовная жизнь никогда не выглядит механистично: пришёл, покаялся и забыл. Такого не бывает!

Духовная жизнь – это длительный и сложный процесс, который можно сравнить с тем, как скульптор высекает из камня скульптуру. Он её долго обрабатывает, сначала отсекая большие камни, потом мелкие, потом он шлифует, обтёсывает… Постепенно тоньше и тоньше становится его работа, но она очень длительная, и каждый новый день из камня вырастает новая фигура. Так и душа при духовной работе постоянно обтачивается, пока в результате этой работы не получится гладкая поверхность.

Есть грехи, которые оставляют человека, когда меняется его образ жизни. Это может быть связано с сообществом, в которое он входит, с компанией друзей, с работой… Стоит человеку сменить окружение, работу или уйти из прежней компании, как его оставляет и пагубная привычка. Либо что-то с возрастом отступает, что-то меняется в результате духовного роста. Человек психически развивается, личностно развивается, у него что-то меняется.

Внутренняя пещера

— Все ли люди имеют способность разбираться в собственных поступках, оценивать их критически, делать выводы про свою жизнь?

— Нет, конечно! Вообще, культура покаяния, духовная жизнь – искусство, она требует и осознанной подготовки, и практики, и наставничества. Никто не готов к духовной жизни с детства. Искусство покаяния, искусство самонаблюдения и самооценки приходит в зрелом возрасте.

Есть люди, которые с детства привыкли к рефлексии, к какому-то такому углублённому самоедству, но при этом совершенно не готовы к покаянию. Покаяние и самоедство – это совершенно разные вещи, поэтому не факт, что люди, которые страдают подобным постоянным разбирательством в себе, хорошо каются. Вовсе нет! Нужна другая культура и другие навыки.

Умение каяться приходит через обучение, через познание, через духовничество, наставничество и труд.

— А в чём же тогда заключается разница между покаянием и самоедством?

— Покаяние нацелено на то, чтобы выявить в себе грех, распознать его, понять его корни, раскаяться в нём и освободиться от него с помощью Божией через . А самоедство заключается в том, чтобы причинить себе боль, чтобы доказать себе, что я – плохой, чтобы переложить ответственность на кого-то, чтобы доказать себе, что я ничего не могу сделать, что мне делать ничего и не надо, что во всём виноваты те, кто меня родили.

Иногда самоедство заключается ещё и в том, что человек ещё и ещё раз подходит к выходу, потом отворачивается и говорит: «Нет, выхода нет», — и продолжает дальше кружить в этой своей тёмной внутренней «пещере».

— Стремление изменить что-то в своей жизни может вывести человека из этого мрачного лабиринта?

— Так оно и выводит! Когда человеку надоедает ходить по замкнутому кругу, он начинает искать и подвергает критическому сомнению свои привычные маршруты и повороты, а потом останавливается и говорит: «Так, стоп! Тут что-то не так. Надо посмотреть на это с другой стороны», и начинает искать другие точки взгляда на себя и ситуацию, переосмысливает свои ценности, ищет другой опыт жизни, опыт самопознания, спрашивает, читает, интересуется.

Стремление изменяться, расти, развиваться – это одна из базовых потребностей личности. Стремление к саморазвитию – это то, чем нас наделил Господь. Когда мы говорим «по образу и подобию», то как раз имеется в виду в том числе и потребность развиваться и – как составная часть развития – потребность меняться.

Это действительно глубинная потребность личности, но она дремлет, пока личность в человеке остаётся неразвитой. Она может давать отдельные всполохи, но иногда до поры до времени просто «спит», и человек остаётся во власти удовольствия от своей стабильности, которая постоянно даёт человеку удовольствие постоянства, привычки, комфорта. «Пусть хоть и плохо, но привычно».

Без фундамента

— Когда человек начинает меняться, то он начинает переживать некий кризис, в том числе и ?

— Конечно. Кризис веры сам по себе приходит в своё время к верующему человеку, как и кризис личности. Если человек принимает решение меняться, то он вступает на путь нового, путь разрушения старого и поиска нового, а это всегда кризисная ситуация, потому что временно в период перехода от старого к новому человек оказывается в неуравновешенном состоянии.

Когда змея меняет кожу – она же прячется, чтобы её никто не трогал. Или вот представьте себе дом, который нужно переставить на новый фундамент. Пока его двигают, в нём не может быть полноценной жизни. Так и с человеком. Это, конечно же, кризис, и весьма тяжёлый!

— И что нужно делать человеку, чтобы пережить этот кризис, ведь это трудно?

— Трудно, поэтому надо иметь в виду, что если у человека, скажем, серьёзный стресс – например увольнение с работы или замужество, женитьба, рождение ребёнка, диссертация, тяжёлая болезнь или что-нибудь еще, – то объективно это трудности, которые лишают человека излишка ресурсов, излишка сил. В этом состоянии человеку очень сложно пережить кризис, изменение, покаяние, кризис веры. Для такого кризиса нужна более-менее стабильность в объективном положении.

Ну, собственно говоря, так и бывает: когда у человека горе, когда ему плохо, он редко совершает что-то такое серьёзное. Но когда у него есть внутренние ресурсы, то именно в этот момент у него и просыпается желание что-то изменить.

Радость – ресурс для исповеди

— О каких ресурсах речь?

— Ресурс – это силы, время, внимание, здоровье, радость, желание что-то изменить.

— Радость? Обычно покаяние ассоциируется скорее с плачем…

— Радость – это та энергия, которую Господь дал душе с избытком. Это та энергия, которая в душе неисчерпаема. Душа живая непрерывно питает личность этой радостью.

Стоит солнышку утром посветить – и мы уже радуемся. Стоит птичкам запеть, первым листочкам развернуться в лопнувшей почке, стоит увидеть цветы, улыбки дорогих и любимых людей – и вот уже радость в душе просыпается, если только мы не «наступаем ей на горло».

Поэтому душа в нормальном состоянии стремится к радости непрерывно и постоянно и излучает эту радость.

Радость – это свет души, она из неё льётся по определению, поскольку Бог создал её такой. Бог есть Сам – любовь и благо, поэтому Его богоподобное создание – человек – радостен по своей природе. Это его духовная природа – радоваться.

Но мы себе радоваться не позволяем. Дети себе это позволяют, а вот мы, взрослые, не позволяем, поэтому для нас радоваться – уже задача. Вернуться к радости.

— А как радость способствует именно покаянию, изменению?

— Она даёт душе ощущение полноты жизни, цельности, а это как раз и есть необходимое условие для того, чтобы спуститься в глубины…

Вот когда человек плывёт и собирается нырнуть – ему надо сначала поднять голову повыше, вдохнуть глубоко, набрать воздуха, а потом нырнуть. Вот так же, чтобы нырнуть в глубины своего греха, надо немного поднять голову, посмотреть на солнце, порадоваться и – туда.

И плач нужен, но как следствие того, что я с горечью вижу свой грех. Но я не смогу видеть свой грех как чёрное на чёрном, мне обязательно нужен для этого белый фон.

А что служит этим белым фоном? Моё внутренне ощущение своей Богом данной природы, мой внутренний свет. И вот на фоне этого внутреннего света, той божественной благодати, которая дана моей душе изначально, а также по Его милости, я уже могу видеть свои поступки, оценивать их в этом свете.

Главное

— Какие шаги должен предпринять человек, чтобы его исповедь действительно принесла плоды и привела к изменению ума?

— Здесь важны честность, искренность и вера в ту благодатную силу, которая и может произвести в нём изменение в момент Таинства.

Но главные условия – это честность и искренность. Если человек на исповеди не до конца честен и искренен, то, как правило, ничего произойти уже не может.

Раскаяние – основанный на свободе воли человека, укор совести о совершенном грехе.

Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, покаяние – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.

При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.

В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.

Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.

Покаяние – осознание своей греховности и переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о совершении проступков, противоречащих заповедям и нравственным нормам, но нечто большее – раскаяние, то есть осуждение всего неправильно содеянного: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10).

Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.

Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.

В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие 6:6). «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Царств 15:35), и тут же в этой главе выше (ст. 39) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Это классический антропоморфизм. Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом.

Следовательно, для действенности таинства покаяния необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь.

Здравствуйте, друзья! Вопрос читательницы нашего сайта: Скажите пожалуйста, а есть ли отличие между исповедью и покаянием? И что важнее для духовного развития, очищения и искупления грехов? Нужно ли исповедоваться, чтобы покаяние было настоящим?

Ответ: конечно отличия есть! Хорошая должна подводить человека к глубокому искреннему . И здесь важно, кому именно вы исповедуетесь.

Конечно, есть чистые Священники, Служители, которые исповедь проводят очень хорошо. Когда человеку легко открыть сердце, когда его мудро направляют, тогда исповедь превращается в ритуал глубокого раскаяния и освобождения от . Но не всегда так получается.

В исповеди человек выговаривается, он принимает решение не скрывать свои поступки прежде всего от Бога. А покаяние это продолжение исповеди. Покаяние может быть искренним, если человек глубоко осознал свои грехи, ошибки и принял решение так больше не поступать. Сам же процесс исповеди не всегда предполагает выход на глубокое покаяние. Человек может чувствовать вину, но это не значит, что он осознал грех и то зло, которое совершил, и совсем не означает, что он больше так не поступит. Он может исповедаться, выговориться, но не покаяться. После исповеди ему немного полегчает, он вздохнёт и пойдёт жить, как и жил, ничего не меняя (грешить, т.д.).

Исповедь – это лишь важный шаг к истинному покаянию. А покаяние – это процесс изменения человека, ритуал, в в процессе которого, в духовном единстве с и он изменят своё сознание и , а значит и свою судьбу. Во время покаяния, если оно проходит достаточно глубоко и искренне, с человека снимаются , негативные энергетические воздействия, блокировки по судьбе и т.п. В покаянии человек духовно растёт и этот процесс не имеет ничего общего с или . А чувство вины лишь блокирует очищение, направляя негатив на разрушение самого себя.

Исповедь, в хорошем варианте, это как целительский сеанс, в процессе которого Священник своим одухотворённым состоянием, правильным позитивным отношением, верой и мудрым словом помогает осознать человеку совершённое зло, грех, переключает его сознание на позитивную волну, в т.ч. помогает простить самого себя и подводит непосредственно к покаянию. Хорошая исповедь должна давать человеку чёткое различение и в его поступках и в его Душе. А сам ритуал Покаяния, снятие грехов и негативных воздействий в проводят уже Высшие Силы, а не человек (священник).

Нужно ли исповедоваться, чтобы покаяться?

Не обязательно! Это зависит от самого человека. Если у вас есть осознание греха, внутреннее раскаяние, потребность быть прощённым Богом, а главное Вера, вы можете раскаяться где угодно, местоположение вашего физического тела не имеет никакого значения. Имеет значение только состояние вашей души. Но, нахождение в храме Божьем, чаще всего усиливает состояние покаяния и духовную готовность к очищению, а значит усиливает глубину и эффективность данного ритуала.

Но есть и те, кому исповедь просто необходима! Кому необходима исповедь, чтобы покаяться? Тем, у кого не хватает Веры и своей , тому необходим проводник рядом (Священник, хороший друг), проводник, через которого будет идти поток Веры, через которого будет идти беседа с Богом и выстроится необходимая духовная связь для покаяния.

Вопрос: «Отец Димитрий, часто слышу от Вас некий скепсис по поводу кающихся и их формального перечисления грехов. Но ведь если человек совершил грех, осознал его, как грех, и потом произносит его на исповеди – что тут не так? Или я что-то не понимаю?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Объясняю в 1532-й раз. Слава Богу, что у нас есть русский язык, в обороте которого полмиллиона слова. Один из самых великих языков, на котором говорят люди! Поэтому, одно дело – каяться, а, другое дело – исповедоваться.

Исповедоваться – значит, на исповеди говорить из себя всё до конца. «Ведать, поведать» – значит, рассказать, а «испо» – значит, из глубины. Например, есть такое слово «исподнее» – белье, которое внутри и которого не видно.

А покаяние – это есть изменение своей жизни, причем, изменение жизни на четырех уровнях: поступки, слова, мысли и чувства. Человек может сказать: «Я сознаю, что я блудник. Я сознаю, что я вор. Я сознаю, что я завистник и желатель чужого. Я сознаю, что я бездельник». И так далее, потому что до конца недели можно перечислять. И что? А завтра? А завтра буду повторять. И что? Исповедь есть? Есть. Осознание есть? Есть. А чего нет? Покаяния нет! Вот отсюда и скепсис. Бог нам не говорил: «Исповедуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он говорил: «Покайтесь…»!

Исповедь, если сравнить с нашей обычной жизнью, играет роль постановки диагноза. Человек – по заповеди Божьей! – должен внимать себе, увидеть в себе это, поставить диагноз, а дальше уже – изменить свою жизнь в этих четырех направлениях, о которых я ранее сказал. Тогда это будет покаяние.

Как можно это изменить? Понятно, что сам человек с этим справиться не сможет, а только изо всех сил воздерживаясь и молясь Богу – от всей души и действительно желая – чтобы Он его от этого освободил. И тогда Господь освободит. От чего-то – быстро, а от чего-то – долго. И только это движение к изменению – есть покаяние! А по поводу всего остального – лишь скепсис. Если человек приходит к врачу и говорит, что у него то-то и то-то болит, то врач ему выписывает определенные лекарства, больной их аккуратно покупает, но не принимает, а потом приходит к врачу и говорит, что ему ничего не помогает. И какой смысл идти к врачу? Имеет смысл идти к врачу только в одном случае: если я верю этому врачу (а Господь здесь – как врач, и церковь – как лечебница), то, естественно, я буду принимать те снадобья, которые мне прописывает врач.


– Человек воздерживается от поступков, но как изменить образ мыслей и, особенно – чувств?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Правильно! А это может – только Господь! Поэтому «блаженны алчущие и жаждущие правды». Нужно хотеть очиститься так, как хочет очиститься прокаженный! Нужно хотеть увидеть свои грехи так, как хотел стать зрячим слепой! Нужно так хотеть совоскреснуть со Христом, как наинская вдова хотела, чтобы воскрес ее сын! Только так! С напряжением всех сил души! Тогда будет результат. А если ни шатко, ни валко – то ничего и не будет.

Протоиерей Александр Березовский:
– Увы, батюшка, этого-то напряжения сил и не хватает…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– «…Да просит он у Бога»! Он – податель сил! Он – Спаситель! А если вера теплохладная, и человек о Боге забывает – ну, что ж… Или грех очень любит. И такое тоже бывает: человек всё осознает, но любовь к греху больше, чем любовь к Богу.

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ 1 «БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ»

ТЕМА 1.4 «Покаяние как заповедь: первый призыв»

ВОПРОСЫ :

1. Покаяние как заповедь. Его суть и смысл : о чем говорил Господь?

Искаженное понимание покаяния. Причины.

Покаяние и исповедь: в чем разница? Трудности на пути покаяния.

1. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь (Мф. 3:1-2)

Призыв к покаянию был первым призывом , первой проповедью Христа: «С того времени Иисус начал проповедывать(Евангелие Царствия Божия) и говорить: покайтесь , ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17) , «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14-15)

- «Сотворите же достойный плод покаяния » (Мф. 3:8)

- «Если не покаетесь, все так же погибнете»(Лк.13:3,5)

- «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:38) Вопрос : в чем приносить покаяние после крещения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- «Покаяние - трепет человека перед воротами рая»(прп. Исаак Сирин) - предстояние

Авву Исаию спросили: «В чем состоит покаяние?» Он отвечал: «Дух Святой научает нас удаляться от греха и более не впадать в него» (Цветник )

- «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния», «Не сознающий… своего падения, своей погибели не может принять Христа… быть христианином» (свт. Игнатий Брянчанинов)

- «Настоящее покаяние это не просто сожаление о совершенных грехах, но полное обращение своей души от тьмы к свету, от земли к небу, от себя к Богу.Без этого полного обращения покаяние ни что иное, как заигрывание с Богом и со своей душой. Но с Богом не играют» (свт. Николай Сербский «Сто слов о любви к истине»)

- «Настоящее покаяние - осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого поисповедоваться . Таким образом к человеку придет божественное утешение», «для человека подвизающегося покаяние- бесконечное рукоделие »(прп. ПаисийСвятогорец)

- Покаяние - основа духовной жизни и начало Царствия Небесного

Чем покаяние отличается от раскаяния? Слово «покаяние » - μετανοέω (метаноэо) - значит «переменять свой ум, образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума, прозрение . А слово «раскаяние» - μέλομαι (меломэ) - означает «заботиться», указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений, перемену намерений. Произшедшее с Иудой (Мф. 27:3–5 ) - раскаяние без покаяния, без перемены по существу.

Две стороны покаяния - скорбьирадость
- узкий путь, «тесные врата» (Мф. 7:13) - многие скорби - неудобства Покаяние никогда не должно сопровождаться отчаянием, унынием или подавленностью духа - это порождает искаженные представления о покаянии - «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33) и вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16:20) – путь обретения радости, мира и покоя - «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всеблагодарите. Ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16-18) - «Христос есть все. Он есть радость. Он есть жизнь. Он есть свет, свет истинный, который позволяет человеку радоваться, видеть все и всех, болеть о всех...И далеко от Христа: уныние, тоска, нервы, беспокойство, воспоминания о ранах жизни, притеснениях…» (прп. Порфирий Кавсокаливит)
«И найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»(Мф. 11:28-30) «Ставь свой грех перед собой и смотри на Бога по ту сторону грехов» (св. Антоний Великий)

С чем связано покаяние (свойства и признаки покаяния) :

1) покаяние – труд по возделыванию рая в сердце. Ср.:

- «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15-16) – заповедь возделывать райский сад;

- «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21) возделывание сердца;

2) начало христианской жизни, христианского нового бытия - бытия во Христе;

3) перемена в жизни : от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу; новый образ жизни;

4) изменение человеческого ума , отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом («А мы имеем ум Христов » (1Кор. 2:14-16). С изменением ума - изменение сердца ;

5) личное решительное отвержение греха и стремление проводить жизнь в согласии с волей Бога; желание пребывать в чистоте;

6) исцеление поврежденной природы, возвращение к нормальному состоянию, к Первообразу Божьему; очищение Образа Божьего в себе;

7) восстановление связи с Богом, примирение с Богом (каяться нужно перед кем-то);

8) это творчество (план с расписанием требований и четкой регламентацией неуместен; шаблонность и механистичность чужды покаянию);

9) возрастание в любви - освобождает нас от самой необходимости выбора между добром и злом. Любящий не выбирает - он поступает по любви;

10) покаяние невозможно без встречи с Богом;

11) это не единичное действие, а состояние души и последующие действия, постоянный труд, усилия, чтобы не повторять греха; покаяние зарождается глубоко в сердце ;

12) не просто жалость к себе, или депрессия, или комплекс неполноценности, а всегда сознание и чувство, что потеряно общение, и сразу поиск и даже начало восстановления этого общения. Вот пришелблудный сын в себя и говорит: «Вот в каком я состоянии. Но у меня есть отец, и я пойду к отцу!» Если бы он просто осознал себя заблудившимся, это бы еще не было христианским покаянием. А он пошел к отцу! Покаяние и есть сожаление о потерянной любви» (еп. Афанасий (Евтич);

13) покаяние - «второе Крещение» , «обновление Крещения». «Семь раз упадет праведник и встанет» (Притч. 24:16);

14) «К труду покаяния относится и терпеливое перенесение обид. «Также и кто постарается по своей воле понести терпеливо досады, поношения, бесчестие и лишения за сделанные им грехи, тот навыкает смирению и труду, и ради их прощаются ему согрешения его, по слову Писания: «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» (Пс. 24:18)»(прп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк);

15) «Очень помогает тому, кто пребывает в состоянии постоянного и истинного покаяния, глубокоеразмышлениео нашем предназначении . Кем мы были от начала нашего творения, когда лукавство и ему подобные страсти еще не пленили душу, куда мы ниспали и куда должны благодатью Христовой стремиться? Если подобные размышления будут сопровождать нас и присутствовать нераздельно с нами, мы никогда не поддадимся гневу и вызову, который бросает нам неразумное начало и закон испорченности» (Старец Иосиф Ватопедский , «Афонские беседы»); т.е. важен поиск смыслов : что и зачем мы делаем;

16) святые просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое » (ср. «Господи, в покаянии приимимя» (Златоуст ). Истинное покаяние – ключи; путь, ведущий в Царствие Божие.

ВЫВОДЫ : ___________________________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Новости