Урок 3 человек и бог в православии. Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии" план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ход урока.

слайд 1

I. Организация начала урока . Звучит музыка (Г.Гендель «Аллилуйя»)

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Словарная работа

«Аллилуйя»-еврейское слово, обозначающее хвалите бога, прославляйте бога.

Сегодня мы продолжаем изучение нового предмета «Основы православной культуры». На этих занятиях мы будем вести речь о самом важном, самом главном, что есть в нашей жизни.

Вы узнаете ответы на такие значимые вопросы, как:

Откуда появились небо и земля?

Как устроен наш мир?

Задумаемся, что такое душа человека?

Как жить так, чтобы стать счастливым человеком?

Как различать добро и зло?

слайд 2

Прочитайте, что станет темой нашего занятия? (Ученик читает слова на доске.)

II. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (начало)

Вы, наверное, обращали внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывались ли вы о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясните своё мнение по этому поводу.

3. Самостоятельная работа.

– А что значит Бог для каждого из вас? Давайте разберемся с этим, выполнив следующее задание. У вас на столах лежат солнышки. В центре крупно напишите слово БОГ. Но прежде прочитайте рубрику "Это интересно".

слайд 3

"Это интересно"

(Написано на интерактивной доске)

На лучиках солнышка запиши те слова, которые, как вы думаете, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре солнышка.

Положите это солнышко на край стола. Мы еще раз обратимся к нему попозже.

слайд 4

4.Рассказ учителя «Бог – Творец мира»

Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человека.

А откуда появился мир?

Существует две версии. Некоторые люди говорят о теории большого взрыва во Вселенной. Тут на помощь приходят науки: астрономия, физика, биология.

А есть люди верующие и считающие, что Творцом всего явился Бог.

Давайте подумаем вместе. Неужели всё возникло случайно? Вы когда-нибудь строили дом из кубиков? А если кубики просто высыпать на пол, получится дом?

(Нет, его кто-то должен придумать и построить.)

А если в тетради писать буквы и слова, сама по себе сказка сложится?

(Для того, чтобы появилась сказка, ее надо придумать и написать).

А человек мог сделать небо, звёзды, Солнце, землю?

Посмотрите мультфильм и ответьте на этот вопрос.

Просмотр мультфильма «Сотворение мира»

5. Работа над новой темой.

(На доске висит ватман. На нем нарисовано солнышко в правом верхнем углу).

У нас есть солнышко. Чего у него не хватает?

(Лучиков).

Есть на свете что-нибудь, что Бог сделать не может?

(Он все может).

Приклеиваем лучик к солнышку: всемогущество.

Бог - добрый. Что это значит?

(Делает добро миру, человеку).

Бог нас любит? Он всех любит?

Клеим лучик: любовь.

Как вы думаете, было время, когда Бога не было?

(Он был всегда, ведь он сотворил мир. Он живет вне мира. Он всегда был, есть и будет.)

Клеим третий лучик: вечность.

Можно ли что-то скрыть от Бога? От мамы мы можем что-то скрыть. Например, тайно сделаем ей в подарок открытку. Но Бог все видит, все знает. Он знает, что в нашем сердце, о чем мы думаем.

Клеим 4-ый лучик: всеведение .

Ребята, знаете ли вы, кто такие христиане ?

(Христиане - это люди, верующие в Бога Иисуса Христа, от родителей к детям несут христианскую веру уже много лет.)

У кого из вас мама, папа, бабушка, другие родственники считают себя православными христианами, ходят в храм, произносят молитву?

Кто из вас был в храме?

О чём человек молится в храме? Что просит в молитвах для себя и своих близких?

Чтобы стать православным христианином, человек должен креститься. Кто из вас крещёный?

Сегодня в России много искренне верующих православных христиан, то есть людей, которые верят в Бога и правильно славят его.

Б) Рассказ учителя.

К сожалению, есть люди, которые ничего не знают о Боге и потому считают, что Бога нет. Вы можете спросить: «А разве верующие люди видят Бога? Откуда они знают о нём?».

Мы знаем из Библии, что Бог невидим. Но ведь многое в мире, важное для нас, невидимо. Мы не видим воздух, которым дышим и без которого не можем жить.

Радость, доброту, любовь – прекрасные чувства – тоже нельзя потрогать, увидеть, - мы их ощущаем сердцем.

Присутствие Бога верующие люди чувствуют сердцем. Каждый православный христианин знает, если мы обращаемся к Господу (так называют Бога) даже мысленно, про себя - он слышит нас.

Обращение человека к Богу называют молитвой. Во всех трудных жизненных ситуациях мы можем обращаться к Богу с молитвой, просить Его помочь нам. И эта вера придаёт человеку силы, он преодолевает все трудности на своём пути, совершать добрые поступки.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (конец)

Знакомство с Библией.

О Боге мы узнаём из Библии (Священного Писания).

(Показ Библии для детей).

Библия - очень древняя книга, которую начали писать более 2000 лет тому назад особенные люди, которых называли пророками.

В Библии (Священном писании) записана божественная мудрость, понять которую можно только тогда, когда научимся понимать духовный смысл каждого слова.

Библия рассказывает нам, как правильно веровать в Бога и достойно чтить его. Эта книга является самой читаемой, её читают больше, чем какую- либо другую книгу во всём мире.

Что же значит для нас Бог?

Бог - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит.

Проверьте ваши солнышки. Сверьте свои предположения.

Что еще нарисовано на ватмане?

(Ромашка).

Похожа ли ромашка на солнышко? Чем?

Но она не светит. Образ Божий заключается в силах и свойствах человеческой души, но не в человеке.

На лучиках записаны свойства Бога. А человек может что-то сделать? Например, нарисовать картину, сочинить музыку, дом построить и т.д.

Приклеиваем лепесток: творчество.

Что написано на втором лучике?

Человек может любить?

(Мы можем очень любить маму, папу, сестренку.)

То есть, мы можем любить. Клеим: любовь.

Что написано на 3-ем лучике?

(Вечность).

Было время, когда нас не было?

Да, например, 100 лет назад. У нас есть начало. А будет время, когда нас не будет?

(Когда мы умрем).

У человека есть душа. Она бессмертна. Было время, когда ее не было? Тело умирает, а душа остается.

Клеим лепесток: бессмертие души.

Что написано на 4-ом лучике?

(Всеведение).

Бог все знает. А человек может все знать?

А может что-то узнать?

У него есть разум, память, способность логически мыслить, думать.

Клеим лепесток: отражение.

Практическая работа.

Мы разобрали свойства души, которые есть у каждого из нас. Сотворив человека, Бог дал ему особые дары. Обратите внимание ещё раз на тему урока – «Человек и Бог в православии». И люди издавна задумывались, какими качествами надо обладать, как поступать, чтобы приблизиться к Богу.

Давайте распределим слова на две группы: "Что удаляет человека от Бога?" и "Что помогает человеку быть ближе к Богу?"

(Слова на листках. Дети выбирают напечатанное на листке слово и становятся в зависимости от ответа с левой или с правой стороны доски.)

(Работа учащихся у доски с обоснованием своего выбора)

Что помогает человеку быть ближе к Богу?

трудолюбие, скромность, послушание, честность, смирение, мудрость, доброта, совесть, милосердие, щедрость, любовь.


слайд 7

Как можно одним словом обобщить слова из первой лесенки?

А легко ли на самом деле ежедневно идти по этим ступенькам?

Но каждый добрый поступок оставляет след в сознании, в нашей душе.

Какие ваши поступки вызывают радость родителей и окружающих?

Бабочки будут нашими добродетелями. Из какой бумаги будем их делать?

(Из яркой, т.к. они добродетели).

(Можно распечатать контуры бабочек. Дети раскрашивают их яркими карандашами).

Данила, где твоя бабочка будет сидеть? Как ты ее назовешь? Какое качество тебе нравится в человеке или что ты хотел бы сделать?

Как можно одним словом обобщить слова из второй лесенки?

Если мы в себя заглянем, всегда ли мы послушные, добрые? В нас живут нехорошие поступки. Давайте сделаем каких-нибудь червяков - это будут наши недостатки.

(Из ленточек, к ней приклеивается пасть - техника оригами. Можно распечатать.)

Какие краски возьмем для червяков?

(Темно-зеленые).

Куда будем крепить гусениц?

(Внизу ватмана).

Легко ли нам будет жить с нашими недостатками? Очень тяжело избавиться от них. Давайте построим волшебный забор. Он не позволит гусеницам (нашим недостаткам) прогнать бабочек (наших добродетелей).

Когда в нас злоба, как мы можем избавиться от нее?

(Сдержать себя).

Для этого есть пост . - Это одна из штакетин нашего чудесного забора.

У нас есть покровители, незримые помощники, и мы можем к ним обратиться. С чем?

молитвой ).

Это вторая штакетина.

Но этого мало. Мы должны трудиться над собой. Когда мы учимся писать, сначала не получается, мы старательно выводим буквы, и потом мы научаемся писать красиво. Мы должны трудиться над собой.

3-я штакетина забора - труд .

У нас три штакетины: пост, молитва и труд. Если мы просто будем молиться, это поможет нам?

Нужно все это делать вместе. Объединяющим началом является вера . Прибиваем планку и объединяем три штакетины.

слайд 8

Пособие "Пост"

(На столе учителя: ножницы, спички, пакетик чая, пустой стакан, баночка)

Пост и молитва - два крыла. Есть ли такие люди, которые молятся и соблюдают посты?

(Батюшка, верующие...)

А летать они умеют?

У меня есть пакетик чая. Умеет он летать?

(Нет, падает).

Почему он падает?

(Он завернут в фольгу, и она тянет его вниз).

У нас в душе есть груз, который тянет вниз. Это грех.

А можем мы снять грех с души?

(Можем исповедоваться.)

Исповедование - это раскаяние в своих грехах. И Господь через священника прощает человеку его грехи.

Снимаем фольгу. Держим пакетик за веревочку. Он никуда не летит. Веревочка - это забытые человеком долги. Какие? Не выполнил данное обещание, не выучил уроки, не вернул вовремя в библиотеку книгу. С этим можно справиться?

(Да, попросить прощение...)

А если обидели и не попросили прощение? Например, наступили на ногу кому-то в магазине. И больше этого человека не встречали. Он был приезжий. Что делать? Как избавиться от этого греха?

Пост - время помощи нам самим. Накануне Великого поста есть особенный день - Прощеное Воскресенье. Все люди в этот день просят прощение и сами прощают тех, кто их обидел.

Отрываем от пакетика веревку. Можно избавиться от недостатков. Посмотрите, пакетик белый, чистый. Бог нам всегда готов помочь. Пост - это особое время. Например, стой и смотри на икону. В Храме не бегай. Можно почитать молитву. Если не знаешь молитву, то сделай хоть что-то, чуть-чуть навстречу Богу.

В пакетике черные чаинки. Это наши грехи, которые тянут нас вниз. Что это? Кто-то смотрит долго мультфильмы - это грех? Кто-то любит сладкое - это грех?

Просто нужно себя сдерживать: сможешь без конфет - съешь меньше; смотри меньше по времени мультфильмы.

Высыпаем в стакан чаинки. Пакетик стал чистый, белый.

Пост - два крыла. Он не нужен без молитвы. Что такое молитва?

(Разговор с Богом).

Молитва должна быть горячей. Поджигаем пакетик, и пакетик полетел. Там прах. Что это? Это наши грехи полетели.

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, на какую тему мы размышляли сегодня на занятии?

Что нового каждый открыл и узнал для себя?

Над какими духовно-нравственными проблемами заставил вас задуматься этот урок?

Пожалуйста, в завершении нашего урока, напишите на листочках, какие поступки не надо совершать в жизни или какими нужно быть людьми, и прикрепите этот листок на доску.

(Учащиеся получают листочки бумаги на этап рефлексии и пишут высказывания. Затем прикрепляют их на доску:

Никогда не злорадствовать;

нельзя ненавидеть;

Не дразнить человека обидными словами;

Не драться;

Не красть, не обманывать;

Не поддаваться дурным примерам;

Важно быть добрым и справедливым, освобождаться от зла.)

Гости в это время выполняют творческие задания.

Творческие задания для гостей

    Как вы понимаете выражение «вездеприсутствие Бога»?

    • Бог Духом Своим находится везде во вселенной

      Бог может находиться везде, если Он этого захочет

      Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие

    Вера в Бога

    • Никак не отражается на жизни человека

      Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться

      Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила

    Почему Бога называют Творцом?

    • Бог был Сам сотворен

      Он сотворил этот мир

      Он помогает людям в творчестве

    Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла?

    • Он может все, кроме этого

      Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом

      Он не хочет избавлять мир от зла

5. распределите слова на 2 группы

грех, молитва, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о родных, любовь к ближним, непослушание, гордость, скупость, соблюдение заповедей, добродетели, дерзость, пороки

7. Допиши фразу.

требовании, записке, молитве

В __________________человек может попросить у Бога помощи.

8. Продолжите фразу

явлениях природы, астрологическом прогнозе, Священном Писании

Бог открывает знание о Себе людям в __________________________.

Что же Бог делает для человека?

слайд 10

Вывод : Что Бог делает для человека?

    защищает и спасает

    учит добру

    помогает стать счастливым

слайд 11

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумиле в

слайд 12

слайд 13

Домашнее задание ( листы с домашним заданием раздаются детям).

Нарисовать рисунок или написать сочинение на тему:

"Дорога Добра. Какая она?"

создать кадры мультфильма "Дни творения " (рядом с каждым "кадром" поставить цифру - по дням творения; можно кратко записать, что или кто был создан в этот день.)

Творческие задания, которые получили гости, мы с вами разберем на следующем уроке.

А сейчас послушайте притчу "Бог и человек".

Притча "Бог и человек" (просмотр видеофильма )

Из книги «Вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9)

Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть.

(Мы видели истинный свет. Мы получили небесный Дух. Мы нашли истинную веру, поклоняясь нераздельной Троице, Которая нас спасла.)

Из литургии святителя Иоанна Златоуста

Протопресвитер Фома Хопко
Многие люди, приходя в православный храм, ожидают увидеть то, что Томас Мертон однажды назвал «удивительной мистической экскурсией в царство очень “мистической” и “высокодуховной” религии; покрытый золотом культ, наполненный дымом ладана и сонмом мерцающих в священном мраке изображений...» В эссе, в котором о. Мертон написал эти слова, он предупреждал читателя, что когда тот увидит, что представляет собой Православие на самом деле, то он может быть сильно смущен. Я бы поспешил добавить, что он также может быть и немало разочарован.

Ниже я попытаюсь не смутить, а именно разочаровать тех, у которых сохраняется «священный мрак» в их интересе к Православию. Моя задача – представить читателю учение Православной Церкви о Боге и человеке так, чтобы читатель смог увидеть, что скрывается за дымом, золотом и мраком, которые очаровывают столь многих и часто лишь отвлекают от истинной сути православного христианства (Вступление было адресовано западному читателю. – Примеч. перев. ).

О познании Бога

Основополагающее утверждение православного христианства гласит, что Бог существует и что Он может и должен быть познан. Для православного христианина познание Бога – единственная истинная цель жизни. И в самом деле, согласно православному вероучению, в этом и состоит жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

От самых простых поместных символов веры до наиболее возвышенного богословия ее святых, во всех своих литургических прошениях и славословиях Православная Церковь возглашает, что следует не только верить в Бога, любить Его, поклоняться и служить Ему, – Его следует также и познать. Столетия назад святитель Афанасий, великий защитник Православия, писал: «Ибо какой смысл существовать творению, если оно не может знать своего Творца? Как люди могут быть разумными, если они не имеют никакого знания Слова и Разума Отца, через Которого они получили свое существование? Они были бы не лучше, чем животные, не имея никакого знания, кроме земных вещей. И почему Бог должен был сотворить их вообще, если Он не побудил бы их знать Его? Но благой Бог дал им долю в Своем собственном образе, то есть в нашем Господе Иисусе Христе, и сделал их даже по собственному образу и подобию.

Почему? Просто, чтобы через этот дар богоподобия в себе они могли бы почувствовать Абсолютный Образ, Который является Самим Словом, и через Него познать Отца. Это познание своего Творца является для людей единственной действительно счастливой и благословенной жизнью».

Характерной приметой нашего времени является отрицание того, что Бог может быть познан в любом реальном значении слова знание. Не только существующие широко распространенные и распространяющиеся философские системы утверждают, что знание может относиться только к «земным вещам», к области того, что можно увидеть, взвесить и измерить, и, возможно, также к миру математических и логических форм. Но и социологи, психологи и даже политики нередко заявляют, что любое утверждение о том, что Бог может быть познан, напрямую открывает путь к религиозному фанатизму, так как это равнозначно утверждению, что в моральных, богословских и духовных вопросах некоторые люди – правы, а другие – ошибаются. Сегодня встречаются даже богословы, утверждающие, что знание Бога, строго говоря, невозможно. Они говорят, что существует множество «богословий», в которых имеется не только многообразие человеческих выражений, концепций, символов и слов о Боге, но в которых есть также определенные разногласия в вопросах о том, Кто и каков Бог, как Он действует в мире и по отношению к миру. Это множество богословий, иногда даже противоречащих друг другу, оправдывает свое существование утверждением, что Бог абсолютно непознаваем в Его сокровенном внутреннем бытии (так называемый апофатический характер Бога), говоря, что есть бесконечное разнообразие выражений и проявлений Бога в Его творениях и в Его действиях по отношению к ним и огромное разнообразие ситуаций и обстоятельств, в которых люди делают свои суждения о характере Бога и Его деятельности, используя многообразные категории выражения и объяснения.

В то время как утверждается, что Бог является непознаваемым в Его сущности, что, действительно, есть множество проявлений Бога и Его откровений Своим творениям, что, действительно, в человеческой мысли и речи существует огромное разнообразие форм и категорий относящихся к Богу выражений, православная традиция остается твердой, подобно адаманту, в своем утверждении, что не все человеческие мысли и слова о Боге «соответствуют Божеству». И правда, большинство идей и слов человека о Боге явно неправильны, являясь лишь бесплодными фантазиями человеческого ума, а не плодом опытного познания Бога в Его действительном самооткровении.

Таким образом, позиция Православной Церкви остается неизменной: есть правда и неправда в богословских и духовных вопросах, а богословие – и именно христианское богословие – не вопрос вкуса или мнения, рассуждения или эрудиции. Также это не вопрос установления правильных философских предпосылок и представления верных логических заключений в правильных философских категориях. Это – единственно и исключительно вопрос правильной формулировки определения тайны бытия и действия Бога, как Бог открывает Себя Своим творениям, «соделывая спасение, – как говорит псалмопевец, – посреде земли» (Пс. 73, 12).

Бог может и должен быть познан. Это – свидетельство Православия. Бог открывает Себя Своим творениям, которые способны к познанию Его и которые находят свою истинную жизнь в этом знании. Бог проявляет Себя. Он не составляет какие-то сведения о Себе, которые передает, или некоторую информацию, которую Он сообщает о Себе. Он открывает Себя тем, кого он сотворил по образу Своему и по подобию для определенной цели познания Его. Все в Нем и для блаженства в этом бесконечно возрастающем познании в вечности.

Божественным образом и подобием Божиим, по которому люди – мужчины и женщины – сотворены, согласно православному вероучению, является вечный и несозданный Образ и Слово Божие, называемый в Священном Писании Единородным Сыном Божиим. Сын Божий существует с Богом в полном единстве сущности, действия и жизни вместе со Святым Духом Божиим. Мы уже встречали это утверждение в приведенных выше словах святителя Афанасия. «Образ Бога» является Божественной Личностью. Он – Сын и Слово Отца, Которое существует с Ним «от начала», Тот, в Котором, посредством Которого и для Которого все сотворено и Которым «все стоит» (Кол. 1, 17). Это – вера Церкви, подтвержденная в Священном Писании и засвидетельствованная святыми Ветхого и Нового Заветов: «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 1–3).

«…в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей…» (Евр. 1, 2–3).

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 15–17).

Согласно Священному Писанию и учению святых отцов Церкви, Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения, кто готов принести плод – своей жизнью признать Его власть и действие в мире, чье признание всегда выражается в хвале и благодарении Богу. «Тот, кто стяжал чистую молитву, тот и богослов, – гласит часто употребляемое высказывание святых отцов. – И богослов – тот, кто имеет чистую молитву». Как писал преподобный Иоанн Лествичник, «совершенство чистоты есть начало богословия».

«Совершенство чистоты есть начало богословия. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно. Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает в век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке. Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице» (Иоанн Лествичник).

Люди знают Бога, когда они хранят первоначальную чистоту своей природы как духовные существа, запечатленные несозданным Словом и образом Отца, вдохновленные Его Божественным Духом. Вернее сказать, они познаю т Бога, когда они снимают с себя покрывало греха и вновь открывают в себе первоначальную чистоту благим действием Божиим в них и к ним через Его Божественное Слово и Дух. Когда люди живут «согласно природе» без искажения или извращения их бытия как отражения их Создателя, познание Бога является их естественным действием и наиболее свойственным им обладанием. Cвятитель Григорий Нисский пишет об этом так: «Божественная природа, какой она является сама по себе, согласно Ее сущности, превышает любое рациональное познание, и к Ней мы не можем приблизиться или достигнуть Ее нашими рассуждениями. Человек никогда не обнаруживал способности постигать непостижимое; и никогда не мог изобрести такого способа мышления, чтобы познавать непостижимое… ясно, что Господь не обманывает, когда Он обещает, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8)… Господь не говорит, что благо знать что-нибудь о Боге, скорее благо иметь Бога в себе: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Не думаю, что этим Он хотел сказать, что человек, который очищает свои душевные очи, будет тотчас наслаждаться видением Бога… это учит нас тому, что человек, очищающий свое сердце от всех земных привязанностей и любого страстного движения, увидит образ Божественной природы в самом себе…

Все из вас смертны… не отчаивайтесь, что никогда не сумеете в полной мере достичь познания Бога так, как могли бы. Ибо еще при сотворении Бог придал вашему естеству совершенство… посему надлежит вам своей добродетельной жизнью смыть прилипшую к вашему сердцу грязь, чтобы снова воссияла в вас божественная красота…

Когда ваш ум будет очищен от всякой злобы, свободен от страстей, очищен от всех пятен, тогда вы будете блаженны, потому что око ваше будет чисто. Тогда, будучи очищены, вы сумеете постичь то, что не видимо для неочищенных… И что это за видение? Это – чистота, святость, простота и другие сияющие отражения Божия естества; ибо только в них виден Бог».

То, о чем здесь говорит святитель Григорий Нисский, является традиционным учением святых отцов Церкви и находится в согласии с тем, что апостол Павел написал в начале своего Послания к римлянам: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1, 18– 21, 28).

Чистые сердцем видят Бога всюду: в себе, в других, в каждом и во всем. Они знают, что «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 1). Они знают, что небеса и земля исполнены Его славой (ср. Ис. 6, 3). Они способны к наблюдению и вере, к вере и ведению (см. Ин. 6, 68–69). Только безумец может сказать в сердце своем, именно что в его сердце – нет Бога. И это происходит потому, что «они развратились и совершили гнусные преступления». Он не «ищет Бога». Он «уклонился». Он не «взывает к Богу». Он не «разумевает» (Пс. 52, 1–4). Описание псалмопевцем этого безумного и причин его безумства было подытожено в святоотеческой церковной традиции утверждением, что причина любого человеческого невежества (неведения о Боге) – произвольное отвержение Бога, укорененное в гордой самовлюбленности.

Согласно преподобному Максиму Исповеднику, «первородный грех» людей, который вольно или невольно заражает всех нас, – это «себялюбие». Эгоцентризм порабощает своего обладателя душевным и телесным страстям и погружает его в безумие, мрак и смерть. Человек становится слепым по причине его нежелания увидеть, поверить и блаженствовать в том, что ему даруется, – прежде всего слова и действия Бога, и Самого Бога в Его Слове и Духе, пребывающих в мире. Именно это обличал Христос, приводя слова Исаии, говорившего относительно неведущих Бога, что они имеют глаза, но не будут видеть; уши, но не будет слышать; и ум – но они не хотят понимать (Ис. 6, 9–10).

Мы должны это ясно видеть и хорошо это понимать. Знание Бога дается тем, кто хочет этого, тем, кто ищет его от всего сердца, тем, кто желают его более всего и кто ничего кроме этого не хочет. Это – Божие обетование. Тот, кто ищет, найдет. Есть множество причин, по которым люди отказываются искать Его и не желают обрести; все из них, так или иначе, движимы гордым себялюбием, которое также может быть названо нечистотой сердца. Как говорит Священное Писание, засвидетельствованное святыми, нечистые сердцем слепы, потому что предпочитают свою мудрость мудрости Божией и свои собственные пути путям Господним. Некоторые из них, как говорит апостол Павел, имеют «ревность по Боге», но остаются слепы, потому что предпочитают свою собственную правду той, которая исходит от Бога (см. Рим. 10, 2). Они – те, кто делает своими жертвами других через оглашение своего безумия, которое проявляется в целых порочных культурах и цивилизациях, смятении и хаосе.

Сведение человеческого существа к чему-то иному, и причем к бесконечно меньшему, чем творение, созданное по образу и подобию Божию, предназначенное, чтобы быть вместилищем мудрости, знания и самого Божественного достоинства, является величайшей трагедией. Человеческая личность создана, чтобы быть «Богом по благодати». Это – христианский опыт и свидетельство. Но жажда к самоудовлетворению путем самоутверждения вопреки действительности завершилась отрывом человеческих личностей от источника их бытия, которым является Бог, и таким образом безнадежно поработила их «стихиям века сего» (Кол. 2, 8), чей образ исчезает. Сегодня существует множество теорий о человеческой личности, которые делают ее всем, только не образом Божиим; начиная от ничтожных моментов какого-либо мифического историко-эволюционного процесса или материально-экономической диалектики до пассивных жертв биологических, социальных, экономических, психологических или сексуальных сил, чья тирания по сравнению с богами, которых они якобы разрушили, несравнимо более безжалостна и жестока. И даже некоторые христианские богословы дают свою ученую санкцию порабощающей власти самодостаточной и самообъясняющей природе «естества», лишь усиливая этим ее губительное повреждение.

Но не надо идти этим путем. Православное христианство, или, точнее, Бог и Его Христос здесь, чтобы дать нам свидетельство. Возможность для людей осуществить свободу быть чадами Божиими им дана, сохраняется, гарантируется и осуществляется живым Богом, Который привел людей в этот мир, как сказал преподобный Максим Исповедник, по Своей милости, которой Он и является по своей природе... если только они имеют глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и разум и сердца, чтобы понимать.


Мертон Томас (Merton Thomas), (1915–1968) – американский католический (цистерцианский) монах, известный католический писатель.

Темрюкский район п. Виноградный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 12

Муниципального образования Темрюкский район

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием элементов здоровьесберегающих технологий

Тема урока:

«Человек и Бог в православии»

учитель музыки МБОУ ООШ №12

п. Виноградный

ОРКСЭ в 4 классе Урок № 3 дата 20.09. 2012 г.

Тема урока: «Человек и Бог в православии».

Цель урока:

Осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Знакомство с представлениями верующих людей о Боге.

Задачи урока:

Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра

Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Воспитывающая : выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра.

Виды деятельности:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

Спасибо, Творец, Премудрость, Всемогущество, Вездеприсутствие, Любовь

Словарик к уроку:

Творец - слово творец означает совершителя, созидателя каких-то определённых (творческих) дел, например, так мы называем художника, писателя, поэта, композитора, архитектора, а их произведения - творениями. Сам же процесс созидания называется творением. Наша вселенная - это творение Бога, созидателя вселенной. Он создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Своё создание, Он также наделил способностью творить и создавать свой мир - мир человеческой, материальной культуры.


Средства наглядности:

Репродукции икон (Троица, Спас и другие), икон с изображением Христа-Спасителя, фотографии богослужебных книг, репродукция гравюры Г. Доре «Суд Соломона», картины М. Врубеля «Сошествие святого духа», фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного».

Основные вопросы урока:

Какие дары бог дал человеку?

Как вера в Бога может влиять на поступки людей?

Оборудование : компьютер, проектор, презентация «Человек и Бог в православии», бумага, цветные карандаши.

Ход урока:

Огранизационный момент (слайд 1) Ответы учащихся на вопросы , помещённые под рубрикой «Вопросы и задания»

Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими:

Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

(Слайд 3) Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

(Слайд 4) Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

(Слайд 5) На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка.

Раскрась свою ромашку.

- Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись? Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?

3. Тема урока: «Человек и Бог в православии». (Слайд 6)

Работа с текстом учебника

Чтение статьи учебника про себя.

Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка . Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу: Для Вани Бог - Для Леночки Бог - Для учителя физики Бог - Для учительницы литературы Бог - Для тебя Бог.

(Слайд 7)

Обсуждение ответов на следующие вопросы: (Слайд 8 - 9)

Нужна ли сила для совершения добра?

Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?


Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

Что могло помешать Ване спасти котёнка?

Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

Зрительная гимнастика

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.

Работа с дополнительной информацией (врезкой)

Осмысление данного в дополнительной информации:

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился? Написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…». (Слайд 11)

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами

Происхождение слова Бог. (Слайд13)

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости , ритуал, пожелание?

Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – .

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь

Физкультминутка

Девочки и мальчики

Девочки и мальчики прыгают как мячики прыжки на двух ногах

Ножками топают, ручками хлопают, топают, хлопают

Головой кивают, кивают головой

А после отдыхают. присесть, руки положить под щёку

4.Чтение стихотворения

Осмысление стихотворения.

Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения. Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы? Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова... к нему вернуться жаждет снова»? Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»? Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос. Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?

5. Подведение итогов урока.

Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы

Какую силу имела в виду учительница русского языка

Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение?

Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?

Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно , ради Бога. (Слайд 14)

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то как он это делает?

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Дата публикации: 10.11.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Резайкина Надежда Алексеевна

Шатковский

Место работы

МОУ Шатковская СОШ №1

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Основы православной культуры

Издательство «Просвещение», 2012

Тема урока

Человек и Бог в православии

Тип урока

Урок основного блока

Сформировать представление отношения человека к Богу. Осмыслить важнейшие понятия на которых основана православная культура: разум, совесть, добро, любовь.

Узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают.

Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.

Усвоить что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра.

Необходимое оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, интерактивная доска

Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал(карточки для индивидуальной работы, групповой, дополнительные сведения по теме урока)

Планируемые результаты урока

    личностные

    формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на Бога.

    предметные

    понимание роли Бога в православной культуре.

    метапредметные

    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

    овладение способностью принимать сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить в тексте конкретные факты, сведения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения построения рассуждений

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Заполнение таблицы, работа с наглядным материалом (картины), просмотр видеосюжета, тест.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

    Учебник «Основы православной культуры» А. Кураев.

Дополнительная

    Православие (Полная энциклопедия),2008.

диск «Основы православной культуры»

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Настрой на урок.

Фронтальный опрос:

Что вы узнали и запомнили по

теме: «Культура и религия»

Тестирование:

Какие традиции наших предков сохранили и сегодня?

Найдите соответствие между понятием слова и его определением.

Продолжи фразу: Культура дает человеку знания о …

Религиозным человека можно назвать, если…

(Словесный, репродуктивный, практический).

Ответы детей.

Люди посещают церковь, венчаются, традиции праздника Пасхи.

Дети подбирают к словам нужное определение.

Культура дает человеку знания о духовных ценностях.

Религиозным человека можно назвать, если он соблюдает правила установленные в его религии

Личностные УУД: формируем умения высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД:

Развиваем внимание, память, умение слушать собеседника.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

1.Что означает слово «спасибо»,

«СпасиБо»

Вывод: Этими словами люди выражают благодарность Богу.

«Спаси, Господи!»

«Слава Богу!»

«О, Боже!»

«Иди с Богом!»

2. Работа в тетрадях: задание №1

Какое слово записано?

Напишите слова на лучиках солнца, которые Вы считаете связанны с Богом.

Проверяем записанные слова.

Какие слова повторились у учащихся.

Чтение молитвы со слайда(12-й слайд)

«Господи! Имя Тебе - Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе - Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе - Свет: просвети мою душу, омрачённую житейскими страстями! Имя Тебе - Мир: умиротвори мятущуюся душу мою! Имя Тебе - Милость: не переставай миловать меня!»

Как, Вы думаете, кто может произнести эти слова

К кому они могут быть обращены

Почему люди обращаются к Богу?

Как в молитве характеризуют и называют Бога?

(проблемный, поисковый, продуктивный)

Рассуждения учащихся.

Дети читают:

Дети записывают слова:

Доброта,совесть,любовь,разум и др.

Дети читают молитву хором.

Человек, которому нужна помощь.

Что бы Бог помог и поддержал человека в трудную минуту.

Любовь,Сила,Свет,Мир,Милость.

Личностные УУД: освоение личностного понимания смысла прочитанного.

Познавательные УУД: развивать умения самостоятельно делать выводы,выделять в текстах известное от нового, оформлять полученные знания в таблице.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Проблемный вопрос:

Как Вы понимаете связь между Богом и человеком в православии.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Боге и его творении.

Работа по учебнику, чтение текста по ролям.

Почему Вы так оценили?

Почему Ваня не смог объяснить ребятам кто такой Бог?

С кем сравнивает Ваня Бога?

Как представляет себе Бога Леночка?

Чтения статьи в учебнике страница 9-11.

Нужна ли сила для совершения добра? Кая это сила: физическая, духовная, сила воли.

Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котенка?

Что могло помешать Ване спасти котенка?

Ребята, вы, обращали внимания на то что люди часто произносят такие выражения: «Слава Богу!»

-«С Богом!»

-«Иди с Богом!»

Как вы себе представляете Бога? Вы его видели?

Вывод: Бог есть чистейший Дух.

Бог-бестелесное, невидимое бессмертное Существо, не имеющее частей тела, ни страстей.

-«Бога не видел никто никогда» он обитает в неприступном свете, которого никто из людей не видел»

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (т.е. вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего, и многих других европейских и восточных народов (включая индусов).

На этом древним индо-европейском языке «бага» или «бхага» - это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, т. е. самого Бога.

(частично-поисковый метод)

Ваня совершил хороший поступок. Он спас котёнка.

Он был добрый мальчик, поэтому не мог поступить иначе. Ваня любит животных.

Ваня чувствует защиту Бога.

Да, Ваня верующий мальчик, он творит добро, заботу, преодолевая страх.

С отцом или с матерью.Они защищают.

Ваня не смог объяснить, кто такой Бог. Но когда он вспоминает Бога ему становится хорошо.

Леночка объяснила: Бог - это Дяденька в чёрном платье и с бородой.

Чтобы совершить добро каждый человек должен обладать духовной силой и сила воли человека должна быть твердой.

Ваней руководили чувства переживания, ответственности (ведь котенок маленький).

Ваня сильнее, умнея и разумнее котенка.

Чувство страха могло бы помешать Ване в его поступке.

Вера в Бога вдохновила Ваню.

Ответы детей о Боге:

Бог добрый, он заботится о людях, помогает им в трудную минуту, радуется за них, когда им хорошо.

Познавательные УУД: формирование нового понятия и осознание его через чтение текста, дополнительного материала.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в коллективе, слушать собеседника, строить высказывания в соответствии с поставленной задачей.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Чтения стихотворения(Алексея Толстого 1852года.) учителем.

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо,

И вещим сердцем понял я,

Что все рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова;

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Чтобы любовью не дышало.

Почему вы так думаете?

(исследовательский, эвристический)

Работа с текстом стихотворения.

(коллективная)

Беседа по вопросам.

Бог- это Слово.

Бог-Лучи Любви.

Бог создал весь мир: и природу, и человека.

Личностные УУД: Формирование нравственных качеств ребенка к истории

своего народа.

Познавательные УУД: формирование умения анализировать текст, логическое построение цепочек рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Развитие внимания, речи учащихся.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Просмотр слайдов:

17 сл. Светило.

18сл. -Бог

19 сл.-Храмы. Кижи. Карелия.

20 сл.-мальчик Ваня с котенком.

21 сл.- первые цветы.

(частично-поисковый метод)

Вывод: Бог- Творец, который создал законы природы для мира законы добра для человека.22 сл.

Когда однажды к святому подвижнику (от слова двигаться, здесь - к духовному совершенству) Иоанну Лествичнику пришли миряне, мало заботившиеся о своём нравственном состоянии, и хотели извинить свою порочность и нерадение (лень) такими словами: «Каким образом можно вести жизнь подвижническую нам - при наших многих заботах, общественных делах, которые опутывают нас подобно сетям?», Иоанн Лествичник ответил: «Делай те добрые дела, какие можете: никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите, ни перед кем не гордитесь, не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний, будьте сострадательны к бедным, не подавайте никому дурной пример. Если так будете поступать, то недалеко будете от царствия небесного».

Работа по группам.

1 гр. Работают над 17,18 слайдами.

2 гр.- 20сл.

3 гр.- 21сл

Солнце светит, обогревает всю землю. Дарит всем тепло и радость, свет и мир.

Бог помогает всем людям в трудную минуту. Он всех любит и заботится обо всех нас. Его имя Христос.

В храм ходят люди помолиться. Попросить у Бога помощи, здоровья.

Ваня - разумное существо у него есть разум. Котенок этими качествами не обладает. О нем надо заботится.

Природа просыпается от зимнего сна. Тает снег. Появляются первые цветы. Они радуют, вдохновляют человека на хорошие поступки и дела.

Познавательные УУД: формирование умения выделять существенную информацию из читаемого текста, прогнозировать результат.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, участвовать в групповой работе.

Регулятивные УУД: учить самооценке выполненной работы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа по таблице: Что нам дано? Что это? Зачем?

Свобода- возможность выбирать.

Разум- ум, знание, понимание.

Доброта-хорошее отношение к другим

Любовь-служение самопожертвование.

(словесный)

Ответы на вопросы.

(индивидуальная)

Выбирая добро мы приближаемся к Богу.

Знать из чего выбирать.

Чтобы отличать добро от зла.

Чтобы дарить радость другим.

Чтобы быть счастливом.

Личностные УУД: развитиесамостоятельности, внимательности.

Познавательные УУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания - теста.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Исследовательская работа 24 сл.

Работа в парах. Составить таблицу.

Исследовать какие качества присущие человеку, а какие животным.

(практический)

Работа в парах. Заполнения таблицы.

« У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше».

Личностные УУД: умение контролировать собственную деятельность на основе правильного выбора.

Регулятивные УУД: учить самоконтролю выполненной работы.

Познавательные УУД: умение понимать, анализировать ситуацию, делать выводы.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Назовите ключевые слова, с которыми работали на уроке.

Бог в православии - это свободный и разумный Создатель, который создал

мир и любит Своё творение. Его называют Творцом и Любовью

Что вы узнали на уроке о Боге!

Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы.

(Л.Н. Толстой)

    Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?

    Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

    Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

(словесный, наглядный)

Ответы детей.

Дети называют слова:

«СПАСИБО»

«ТВОРЕЦ»

«СОВЕСТЬ»

«ЛЮБОВЬ»

Бог создал мир.

Фронтальная работа.

КоммуникативныеУУД: развитие монологической речи, умение слушать других участников беседы.

Регулятивные УУД: Обучать продуктивным методам работы с учебником и другими источниками информации.

ПознавательныеУУД: умение отделять известное от нового и закрепление полученных сведений.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Определение состояния уч-ся по усвоению нового материала на уроке.

Кому было интересно и понятно на уроке? Чтобы вы рассказали своим друзьям, знакомым, родителям

Урок 3. Человек и Бог в православии

Ключевые понятия: спасибо, Творец

Цель урока . Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры

Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими.

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись?

Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!» (слайд № 4 – Бог – Кто или что?)

Краткое разъяснение детям, что Бог – не природа и не часть ее, не какое-то субстанциональное существо, а Личность.

Учитель ответил по-ученому:

Мир культуры – это мир человеческих творений. (слайд № 5 – цветок) Однако и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся ученых), которые полагают, что и сам мир природы – это тоже творение. Правда, не человеческое, а Божественное. (слайд № 5 – надпись «Бог – Творец мира») Эти люди Творцом всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и созданной им культуры они переносят на отношения мира и Бога. (слайд № 5 – модель Солнечной системы) Они говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор – мастер, который ее придумал и изготовил? Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? (слайд № 5 – игрушка «Солнечная система») Но если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению религиозных людей, тем более Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. (слайд № 6 – мир и человек)

(слайд № 6 – мир) Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. (слайд № 6 – скрижали) А человеку он дал законы добра и способность творить.

2. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий.

2.1. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Осмысление данного в дополнительной информации

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами.

Происхождение слова Бог

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке « бага» или « бхага» – это доля, порция, удел, часть . Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – .

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?

Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы.

– Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?

– Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может –то как он это делает?

Предварительный просмотр:

УРОК 3

Человек и Бог в православии.

БОГ

БОГ_________________________________________

Бог сотворил мир и человека

Новости