Философский смысл понятия бытия. Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия Категория выражающая проблему существования в общем виде

ОНТОЛОГИЯ

Онтология – учение о бытии

Вопрос о первоначале бытия связан с осмыслением единства и многообразия мира, Существование множества предметов, явлений, процессов и состояний порождает философскую проблему: является ли все это одним бытием, исходящим из одного начала или принципа, которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же существует бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность? Парменид полагал, что бытие неподвижно, неизменно и умопостигаемо. Демокрит разработал идею множественного бытия как атомарного вещества.

Онтологические позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей (сознания) и бытии людей, Основным вопросом онтологии является вопрос об отношении бытия к сознанию: существует ли объективная, независимая от сознания, реальность, или бытие сводится к содержанию сознания?

Монизм признает единство действительности и один источник существования в качестве первопричины, В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на материалистов и идеалистов.

ž Дуализм - воззрение, утверждающее сосуществование двух различных, несводимых друг к другу сущностей или субстанций - духовной и материальной. (Декарт)

Плюрализм- воззрение, согласно которому действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства (Лейбниц).

Идеалистический монизмвидит единство мира в духовном, идеальном начале. Различают объективный и субъективный идеализм

Материалистический монизмвидит единство мира в системе материальных связей. мир существует вне и независимо от человеческого сознания. Различают диалектический (Маркс) и механистический материализм (17 в.).

Реализм -наиболее распространенная онтологическая позиция, признающая объективную реальность, существующую вне сознания познающего субъекта. К реализму относится объективный идеализм, утверждающий самостоятельное, независимое от человеческого сознания, существование духовной реальности (идеи. Бога, разума) (Платон, Гегель), и материализм, утверждающий первичным родом бытия материю, вещественную реальность.

Диалектический материализм- философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания, Особенностью понимания бытия в диалектическом материализмеявляется то, что отброшено понятие бытия как такового

Субъективный идеализмявляется антиподом реализма и рассматривает мир как комплекс представлений, признавая реальным лишь бытие, воспринимаемое сознанием субъекта (распространяется в философии Нового времени). Дж. Беркли.

ž Экзистенциализм (философия существования XX века) утверждает принципиальное различие между бытием человека и бытием вещей: человек - это самосознающая и свободная реальность (Хайдеггер, Ясперс. Сартр, Камю)

Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления, категории -предельно широкие понятия - с целью рассмотрения бытия, сущего как такового, отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей, Как правило, такие категории раскрываются лишь друг через друга и используются попарно.

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия.

Небытие - противоположность бытия, несуществующее, непознаваемое ничто, Может рассматриваться как абсолютное - отсутствие бытия как такового, пустота; либо как относительное - небытие определенной вещи. В первом случае может отождествляться с понятиями «потенциальное бытие». «Единое». «Дао», «меон». «инобытие»; во втором случае - служить для определения границ конкретного бытия.


1. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

а) фантазия

Б) ложь

в) объяснение

г) заблуждение

2. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал...

а) О. Конт

б) К. Маркс

В) Ф. Ницше

г) А. Бергсон

3. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с...

А) различными природными стихиями

б) телесными вещами

в) Космосом

г) объективной реальностью

4. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является…

а) изотропность

Б) необратимость

в) трехмерность

г) протяженность

5. Философия отличается от науки тем, что она…

А) национальна и личностна

б) опирается на логику

в) внутренне непротиворечива

г) выполняет мировоззренческую функцию

6. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является…

а) А. И. Радищев

б) Н.А.Бердяев

В) В.И.Вернадский

г) Н. Ф.Федоров

7. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…

а) предсознание

б) чувственно-аффективный уровень сознания

в) ценностно-волевой уровень сознания

Г) абстрактное мышление

8. Понимание человека как микрокосма характерна для...

а) средневековой философии

б) философии Нового времени

в) современной философии

Г) античной философии

9. Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория...

а) «явление»

б) «бытие»

в) «сущность»

г) «экзистенция»

10. Социальная сфера общества включает в себя...

А) общности людей

б) средства производства

в) государственные структуры

г) транснациональные корпорации

11. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…

А) Д. Белл

б) О. Шпенглер

в) К. Ясперс

г) М. Вебер

12. Индивиды, не интегрированные полностью ни в одну культурную систему, представляют _____________________ культуру

а) народную

Б) маргинальную

в) массовую

г) элитарную

13. С точки зрения материализма, законы диалектики…

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

Б) имеют универсальный характер

в) реализуются только в живой природе

г) отражают саморазвитие абсолютного духа

14. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

а) деятельностью

в) поведением

Г) трудом

15. Утверждая, что все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут быть сообщены ей чувствами, философ встает на позицию...

А) солипсизма

б) сенсуализма

в) рационализма

г) интуитивизма

16. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

а) Франции

б) Англии

в) Германии

Г) Италии

17. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)...

А) II-й половине XX в.

б) начале XX в.

г) конце XIX в.

18. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», - считал…

А) Дж. Локк

б) Дж Беркли

в) Б.Спиноза

г) Р.Декарт

19. Наука есть...

а) совокупность взглядов на мир и место человека в мире

б) форма культуры, способная объяснить всё, что угодно

в) совокупность знаний, накопленных человечеством

Г) духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов объективного мира

20. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...

а) либерализм

Б) сциентизм

в) прагматизм

г) антисциентизм

21. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет _______________ функцию.

А) практическую

б) аксиологическую

в) критическую

г) воспитательную

22. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» – ...

А) Аристотель

б) Эпикур

в) Платон

г) Демокрит

23. Сторонники аскетизма проповедуют...

а) наслаждение жизнью

б) извлечение пользы из всего

в) альтруизм во имя служению идеалов

Г) отречение от мирских соблазнов

24. Философское учение о ценностях и их природе называется…

а) гносеологией

б) онтологией

в) теологией

Г) аксиологией

25. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть...

а) мифологема

в) гипотеза

Г) теория

26. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Основной политической системы общества является …Государство

Основным способом существования сознания является…Знание

Основными функциями социального знания являются методологическая и …аксиологическая

Основой мира является сознание, считают…идеалисты

Основоположником немецкой классической философии является...И.Кант

Основоположником учения об атомном строении материи является…Демокрит

Основоположником феноменологии является …Э. Гуссерль

Отрицанием в диалектике является... переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния

Ощущения, восприятия и представления - это формы НЕ рационального познания

Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит...Гегелю

Первый европейский университет был открыт в …Болонье

Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек смертен

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …самосознанием

Переход от одного качества к другому называется...Скачком

По К.Марксу, человек – это...ансамбль общественных отношений

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

Положение о том, что земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной, доказал …Коперник

Положение, что каждый человек может быть для другого только целью, но не средством, - обосновал... Кант

Положил начало неклассической философии.- …Шопенгауэр

Понимание свободы как « осознанной необходимости» принадлежит ... Гегелю

Понимание хода истории, как борьбы Земного Града и Божьего Града, характерно для…Аврелия Августина

Понятие... противоположно по смыслу понятию «истина»: Ложь

Понятие « культура» означает прежде всего …систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…Н.Я. Данилевский

Понятие «общественное сознание» означает... совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «общественное сознание» означает совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …экзистенциализм

Понятие «традиционное общество» означает: докапиталистическое, доиндустриальное общество

Понятия «культура» и «общество» соотносится следующим образом...Между ними есть содержательная связь, но они не тождественны

Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…Познание

Поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим называется историческим прогрессом

Прагматики – это те, кто считает, что... НЕ истинно лишь то, что полезно и выгодно, что приносит успех

Практика – это НЕ предвидение хода событий

Предметом философии является...Всеобщее в системе «мир-человек»

Представителем стадиальной теории развития общества является…А. Тоффлер

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…Фрэнсис Бэкон

Представителями волюнтаризма являются…Шоппенгауэр, Ницше

Представление, согласно которому природные условия, климат, рельеф местности полностью определяют развитие общества…географический детерминизм

Представления древних мыслителей об изменчивости мира характеризуются как...Стихийная диалектика

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение…Пространство и время представляют единый континуум

стихийная диалектика

Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категориям... ценностей. Эстетических

Признак, присущий истине – это...Конкретность

Признак, которым характеризуется процесс развития – это... НЕ аморфность

Принцип детерминизма утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений.

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …индивидуализм

Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии... Гегеля

Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…постпозитивизма

Проблемы экономической жизни являются центральными в философии…К.Маркса

Проблему существования в её наиболее общем, предельном виде выражает философская категория...

Прогностическая функция философии заключается в …предвидении будущего

Просветители были сторонниками Культа…Разума

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется…антропогенезом

Процесс постижения смысла чего-либо есть…Понимание

Процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью*

Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется...Социализация

Приоритет целей отдельных личностей над общественными утверждает инидивидуализм*

Раздел философии, изучающий природу и сущность человека, называется...философская антропология

Расчленение предметов на составляющие их элементы…Анализ

Расположение явлений по степени сложности. Критерий сложности - принадлежность к соответствующей форме движения материи:

НЕ 1-дефр2-замерз-науч4-рождене

Рационализм Р.Декарта заключен в его утверждении...”Я мыслю – следовательно я существую”

Религия – это… Вера в образование Высшего Разума

Религия видит смысл жизни…за пределами самой жизни

Решающую роль в формировании человека сыграл труд, считал...Энгельс

Римский клуб - это объединение глобальных проблем современности

С позиции... сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность. Идеализма

С точки зрения материализма, законы диалектики имеют...универсальный характер

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…ценностей, которые человек реализует в поступках

С точки зрения экзистенциализма, человек задумывается над смыслом жизни …в пограничных ситуациях

Самосознание – это…. направленность сознания человека на оценку своих знаний, интересов, чувств, мотивов поведения

Свобода- это трагическое бремя человека, считают представители…Экзистенциализма

Система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности, называется...общество

Система норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в обществе-...Мораль

Систему примеров, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют...методом исследования

Систематизатором схоластики и создателем томизма является Фома Аквинский*

Слова «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» принадлежат…К.Марксу

Смысл жизни в христианской концепции состоит в …служении Богу

Современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит его дальнейшее существование, называются…глобальные проблемы

Согласно А.Шопенгауэру, все существующее представляет собой…Волю

Согласно Локку, к первичным качествам вещей относятся... НЕ протяженность и форма

Согласно концепции научных революций Т.Куна, смена парадигм в науке является….революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней, парадигму

Согласно теории отражения, первой и самой элементарной формой биологического отражения является инстинктивное поведение

Создателем классического психоанализа является …З. Фрейд

Солипсизм - это... форма субъективного идеализма

Соответствие между основными разделами философии и их содержанием: А ксиология-учение о ценностях, А нтропология – учение о человеке, Э тика – учение о морали, Г носеология – учение о познании, О нтология – у чение о бытии, Эс тетика – учение о прекрасном

Соответствие между основными сферами общественной жизни и определениями их сущности :(Политическая - осуществление государством власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий .Социальная сфера - жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений с позиций социальной справедливости, прав и свобод .Экономическая сфера - воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей, удовлетворение материальных потребностей людей .Духовная сфера - производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить их духовный мир)

Соответствие между понятиями и их значениями: В олюнтаризм-воля - высший принцип социального бытия и способа социального действия, С вобода - способност ь самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели, Н еобходимость - один из признаков закономерной связи явлений, процессов и предметов, Ф атализм - человеческая жизнь - неотвратимая реализация изначального предопределения

Соответствие между понятиями и их определениями:А льтруизм - утверждает сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья. Э вдемонизм - учение о сущности, путях достижения и критериях счастья. А скетизм - предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений. П ерфекционизм - учение о постоянном стремлении к самосовершенствованию. Г едонизм - смысл человеческой жизни видит в получении наслаждений. П рагматизм - смысл жизни усматривает в достижении успеха, выгоде и пользе.

Соотношение между понятиями «движение» и «развитие» состоит в том, что... развитие является частью дижения

Носит предельно теоретический характер

Специфика философского знания заключается в том, что оно...Носит предельно общий, теоретический характер

Спор между реалистами и номиналистами - это проблема...Универсалий

Способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов – это...герменевтика

Сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами, называется свойством

Сторонники диалектического материализма понимают материю как...объективную реальность

Суждение – « сознание не только отражает объективный мир, но и творит его» характеризует... активность сознания

Суждение есть форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.

Суть идеального заключается в...Отражении действительносьти в… образах

Существует множество начал бытия - полагают…плюралисты

Сущность общества, согласно натуралистической концепции, обусловлена природными и космическими закономерностями

Сущность сознания отражает суждение...сознание – это субъективный образ объективного мира, это результат активного отражения мира

Сущность человека составляет единство...Биологического и социального

Сущность языка заключается в том, что он является... знаковой системой, служащей для фиксации, хранения и передачи информации

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является …искусство

Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…антисциентизма

Тезис о социальной природе человека отстаивает...марксизм

Тезис: «Сознание не только отражает мир, но и творит его» - означает, что...человек, опираясь на познанные законы природы, может изменять как природный, так и социальный мир, создавать предметы, которые до человека не существовали

Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах: Бердяева

Теорию естественного права разработал…Джон Локк

Теорию общественно-экономической формации разработал...

Теория агностицизма отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности. агностицизма

Теория «двух истин» получила распространение в…эпоху позднего средневековья

Теория, объясняющая происхождение человека как биологического вида, называется...Антропогенез

Термин агностицизм означает... представление о непознаваемости мира

Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого означает… непричинение зла другому

То, что лежит в основе, является сущностью, философы называют...Субстанцией

Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью НЕ практической деятельности

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …субкультурой

Труд и язык являются социальными факторами возникновения... Сознания

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …автономии воли

Уподоблял сознание человека «чистой доске»… Локк

Учение в русской философии конца XIX – начала XX веков о неразрывном единстве человека, Земли и космоса - … Космизм

Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений называется…Детерминизмом

Учение о предопределенности и неотвратимости судьбы называется...Фатализм

Учение о причинно-следственных связях называется …детерминизмом

Учение о самоорганизации материи называется...синергетика

Ф. Энгельс выделяет... основных форм движения материи. Пять

Ф.Ницше считает: "Человек – это канат, натянутый между животным и...Сверхчеловеком

Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма, - это Аристотель

Философия возникла в период…7-6в до н.э.

Философия выступает как…Знания о мире в целом ….

Философия Платона имеет характер объективного идеализма

Философия, в отличие от религии, является... теоретическая форма осмысления бытия

Философия техники - это раздел философского знания, возникший позже всех остальных

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …Ф. Бэкон

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как самостоятельные сущности, независимые от материи и ее свойств, называется … субстанциональной

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется реляционной

Философская наука, изучающая общее принципы образного постижения мира в процессе деятельности человека, называется.. Эстетика

Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной реальности, называется…Скептицизм

Философское учение, признающее дух и материю самостоятельными, независимыми началами, называется…дуализм

Форма – это…взаимная связь элементов содержания

Форма духовной жизни общества, основанная на образном восприятии окружающего мира, называется…Искусство

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется... Понятием

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…методологической

Характер и форму прогрессивно направленных изменений раскрывает закон...Отрицания отрицания

Характерной чертой русской идеалистической философии является антропоцентризм

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …неравномерность развития отдельных стран и народов

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Характерным свойством времени является …необратимость

Хронологическая последовательность этапов антропогенеза:

· 4-кроманьонец

· 1-австралопитек

· 2-питекантроп

· 3-неандерталец

· 5-современный человек

Центральной темой философии А. Камю является вопрос о…смысле человеческого существования

Цивилизация есть устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, историческими и географическими рамками, - считает А. Тойнби

Проблема голода и нищеты в отсталых странах...(относится к группе проблем межгосударственного

характера)

Проблема метода научного познания была поставлена в философии (Нового времени)

Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в (Неопозитивизме)

Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в... (Постпозитивизме)

Проблема смысла жизни и смерти была одной из центральных в философии (Шопенгауэра А.)

Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория...(«экзистенция»)

Проблемы развития науки являются центральными в философии (Постпозитивизма)

Проблемы теории познания, поиска научного метода становятся центральными в европейской

философии (ХШв. - в ответах теста) 17 век.

Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в... (аналитической философии)

Проблемы, решаемые философией...(имеют всеобщий, предельный характер)

Пространство есть порядок вещей, считает концепция (реляционная)

Пространство и время - это бытия (Формы)

Пространство и время называются важнейшими формами бытия, зависящими от движения и

взаимодействия тел.представителями материализма (Диалектического)

Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости в средние века связано с именем.

(Тертуллиана)

Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами...(пространства)

Процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление общественной

жизни называется (Прогрессом)

Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их

взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как

(Восприятие)

Процесс трансформации биологического начала в социальное, в психоанализе называется:

(Сублимацией)

Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название...

(Антропогенеза)

Пять рациональных доказательств существования Бога были даны. (Фомой Аквинским)

Развитие - это......(необратимое качественное изменение объектов)

Развитие физики в 20 веке привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-
статистических законов (Квантовой)

Развитие личности предполагает формирование: (Самосознания) Развитие наук как смену парадигм, обосновал (Т. Кун) Развитие...(присуще природе, обществу и сознанию)

Раздел философии, в котором изучаются возможности и закономерности познания, носит название (Гносеология)

Раздел философии, изучающий природу и общие предпосылки познания, отношение знания к реальности и условия его истинности носит название (Эпистемологии) Различные исследования будущих состояний общества называются...(футурологией) Разрабатывая новые стратегии отношении человека и природы в современных условиях, философия

выполняет функцию (практическую)

Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия

выполняет функцию (Аксиологическую)

Разработка «маиевтики» как способа достижения истины связана с именем (Сократа)

Разработка проблемы идеального в советской философской мысли связана с именами. (Э В. Ильенкова

и Д.И. Дубровского)

Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой... (Э. Гуссерля)

Распространение марксизма в России связано с именами (Г. Плеханова и В. Ленина)

Рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность, требует принцип

(Системности)

Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется...(теорией)

Реализуя личностный подход в осмыслении проблем бытия, философия предстает в качестве

(Психологии)

Регулирование взаимоотношении общества с окружающей средой, как природной, так и социальной,

является функцией (Культуры)

Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо есть: (Знание)

Результат творческой деятельности, отличающийся принципиальной новизной, называется:

(Нововведением)

Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...(священного писания)

Религиозные ценности выражаются в: (Заповедях)

«Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий

присутствие Творца», - заявляют (Теисты)

Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в...(теории относительности

А. Эйнштейна)

Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники...(технологического

детерминизма)

Решение вопроса о смысле жизни связано с функцией философии (Мировоззренческой)

Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке

считается...(С.Кьеркегор)

Родоначальником либерализма в философии Нового времени является...(Джон Локк)

Родоначальником немецкой классической философии является (И. Кант)

Роль философии в научном познании сводится к...(эвристической функции в научном познании)

Русская идея с точки зрения Вл.Соловьева - это...(идея национального предназначения: «это не то, что народ думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нем в Вечности»)

Русский философ, центральными темами творчества которого были проблемы свободы, личности и

творчества: (Н. Бердяев)

«Рыцарем свободного духа» называл себя...(Н.А.Бердяев)

С позиции сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли,

способное творить и конструировать действительность (Идеализма)

С точки зрения решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии:

С точки зрения диалектики истина есть (Процесс развития знания)

С точки зрения диалектики источником развития выступают: (Внутренние противоречия)

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики (имеют универсальный характер)

С точки зрения идеи прогресса, утвердившейся в 18 веке, на смену дикости и варварству приходит

(Цивилизация)

С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в: (Спасении)

С точки зрения решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии:

(Технологического детерминизма)

Самой большой ценностью в философии является...(истинное знание о мире)

Самой ранней мировой религией является...(буддизм)

Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в:

(Экзистенциализме)

Свобода предполагает ответственность как за свою жизнь, но и за все что происходит в мире с точки

зрения: (Экзистенциализма)

Свобода является условием творчества и формирования личности в философии (Н. Бердяева)

Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время

(Субъективные идеалисты)

Связь между свойствами Вселенной и существованием человека фиксируется в принципе. (Антропном)

Связь между событиями, явлениями и их сторонами, носящая объективный, необходимый,

существенный, повторяющийся и устойчивый характер, носит название (Закона)

Сенсуализм - это учение, непосредственно связанное с: (Эмпиризмом)

Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая

воспроизводство и изменение социальной жизни, называется...(культурой)

Систематическое философское исследование феномена техники началось в...(конце Х1Х-иачала XX

Системно-рационализированное мировоззрение, имеющее национальный и личностный характер -

(Философия)

Скептицизм мыслителей Возрождения был направлен против (Схоластики)

Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил...(Сократ)

Словом обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования, применительно к

современной науке (Парадигма)

Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу». -

доказывали.. (Платон, Гегель, марксисты)

Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоите...(умении мужественно и достойно подчиниться

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово “бытие” происходит от глагола “быть”. Но как фи­лософская категория “бытие” появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему сущест­вования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение матери­ального и идеального, место человека в обществе и в мире. Дру­гими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в осо­бой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В современной философской литературе указывается два значения слова “бытие”. В узком смысле слова - это объектив­ный мир, существующий независимо от сознания; в широ­ком - это все существующее: не только материя, но и созна­ние, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином “материя”.

Итак, бытие - это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория ма­тематика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет. А как соотносятся между собой бытие и небытие? Это уже вполне философский вопрос, и мы посмотрим, как он ре­шался в истории философии.

Начнем с философа элейской школы Парменида. Расцвет его творчества приходится на 69-ю олимпиаду (504-501 до н.э.). Ему принадлежит философская поэма “О природе”. По­скольку уже в те времена существовали разные подходы к решению философских проблем, то неудивительно, что Парменид ведет полемику со своими философскими противниками и предлагает свои способы решения насущных философских во­просов. “Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопро­са”, - пишет Парменид. Главный тезис Парменид формулиру­ет предельно кратко: “Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает”.

Другой путь - это признание того, что небытие существует. Парменид отвергает такой взгляд, он не жалеет слов, чтобы вы­смеять и осрамить тех, кто признает небытие. Существует только то, что существует, а несуществующего нет. Кажется, что только так и следует рассуждать. Но давайте посмотрим, какие следствия вытекают из этого тезиса. Главное - это то, что бытие лишено движения, оно не возникает и не уничтожа­ется, оно не имело прошлого и не имеет будущего, оно только в настоящем.

Так неподвижно лежит в пределах оков величайших,

И без начала, конца, затем что рожденье и гибель

Истинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем.

Для читателя, не привыкшего к философским рассуждениям, такие выводы могут показаться по меньшей мере странны­ми, прежде всего потому, что они явно противоречат очевид­ным фактам и обстоятельствам нашей жизни. Мы постоянно наблюдаем движение, возникновение и уничтожение разных предметов и явлений как в природе, так и в обществе. Рядом с нами постоянно рождаются и умирают люди, на наших глазах распалось огромное государство - СССР, и на его месте воз­никло несколько новых независимых государств. А кто-то ут­верждает, что бытие неподвижно.

Но на возражения такого рода у философа, следующего Пармениду, найдутся свои аргументы. Во-первых, говоря о бытии, Парменид имеет в виду не ту или иную вещь, а бытие в целом. Во-вторых, он не принимает во внимание мнения, основанные на случайных впечатлениях. Бытие - это умопостигаемая сущность, и если чувства говорят не то, что утверждает ум, то чадо отдать предпочтение утверждениям ума. Бытие - это объект мысли. А на этот счет у Парменида имеется вполне оп­ределенное мнение:

Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение,

Мысли тебе не найти 1 .

Учитывая все эти замечания, еще раз рассмотрим вопрос о бытии и движении. Что значит быть в движении, двигаться? Это значит переходить из одного места или состояния в другое. А что есть “другое” для бытия? Небытие. Но ведь мы уже согла­сились, что небытия нет. Значит, бытию некуда двигаться, не во что изменяться, значит, оно всегда только есть, только су­ществует.

И этот тезис по-своему можно защищать и оправдывать, если под бытием иметь в виду только сам факт существования мира, природы. Да, мир существует и только существует. Но если мы выходим за рамки этой простой и универсальной кон­статации, мы сразу же попадаем в конкретный мир, где движе­ние не только чувственно воспринимаемый, но и умопостигае­мый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы. И это понимали древние философы.

Кто же был философским противником Парменида? Его ро­весник, ионийский философ из Эфеса Гераклит (его акме также приходится на 69-ю олимпиаду, 504-501 до н.э.). В про­тивоположность Пармениду Гераклит основное внимание уде­ляет движению. Мир для него - это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Вечность мира, вечность бытия для Гераклита столь же несо­мненна, как и для Парменида.

Но мир Гераклита находится в вечном движении. И здесь его существенное отличие от неподвижного бытия Парменида. Од­нако Гераклит не ограничивается утверждением о подвижнос­ти мира. Само движение он рассматривает как результат вза­имоперехода противоположностей. Бытие и небытие нераз­рывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое. “Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое я старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом”, - говорит Гераклит. Из главы, посвященной истории филосо­фии, известно, что древнегреческие философы в качестве ос­новы всего принимали, как правило, четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь. Того же мнения держался и Гераклит, хотя и ставил на первое место огонь. Однако сами эти элементы он рассматривал не просто как сосуществующие, а как переходя­щие друг в друга. Бытие одних определяется через переход в не­бытие других. “Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, смерть воздуха - рождение огня и обратно,”- так говорил Гераклит.

Развивая материалистическую философию, более поздние древние философы-материалисты Левкипп (годы жизни неиз­вестны) и его ученик Демокрит (около 460 - около 370 до н.э.) постарались преодолеть противоречия в учении о бытии и раз­работали концепцию атомизма. Атомы - это неделимые час­тицы вещества. Все видимые тела складываются из атомов. А то, что разделяет сами атомы и тела, - это пустота, которая яв­ляется условием существования многого, с одной стороны, и движения - с другой.

Аристотель в “Метафизике” характеризует взгляды Демо­крита и Левкиппа следующим образом: “Левкипп же и при­ятель его Демокрит учат, что элементы стихии - полное и пус­тое, называя одно из них бытием, другое - небытием... Пото­му-то и говорят они, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как и пустота не менее реальна, чем тело. Эти элементы они считали материальными причинами существу­ющих вещей” 2 .

Атомистическое учение было принято и развито материа­листами Древней Греции и Рима, в первую очередь такими фи­лософами, как Эпикур (341-270 до н.э.) и Тит Лукреций Кар (около 99 - около 55 до н.э.). В дальнейшем атомизм возрож­дается в философии Нового времени.

Однако в конце V в. до н.э. в древнегреческой философии по­лучили большое развитие совершенно иные философские сис­темы - системы идеалистической философии. И вполне зако­номерно, что в этих системах представлено совсем иное учение о бытии.

Единый в своей материальности космос прежних филосо­фов был в корне преобразован Платоном (427-347 до н.э.). Само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды:

Ч это прежде всего мир вечных неизменных идеальных сущ­ностей, мир идей, новая форма бытия, предшествующая миру вещей и определяющая его: 2) это Мир окружающих нас вещей преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полубытие; 3) это материя, то вещество из которого всемирный космический ремесленник, демиург духовный творец, мировая душа творит вещи по образцам выс­шего бытия, по образцам идей.

Бытие материи это, по Платону, скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Все перевернулось в философии Платона. Материя, тождественная с бытием у более ранних фи­лософов, была сведена до уровня небытия. А истинно сущим бытием было объявлено бытие идей.

И все же, сколь ни фантастичен сконструированный Плато­ном мир, но и он является отражением и выражением того мира, в котором живет реальный, исторически сложившийся и исторически развивающийся человек. В самом деле, в реаль­ном общественно-историческом пространстве бытия челове­ческого существует мир идей, это мир общественного созна­ния, бытие которого существенно отличается от бытия природ­ных и созданных человеком материальных вещей. И, наверное, можно было бы высоко оценить заслугу Платона в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.

В ходе исторического развития общества развивается духов­ное производство, развиваются и обособляются формы обще­ственного сознания, которые для каждого нового поколения людей предстают как особый, извне данный и подлежащий ос­воению мир - мир идей. С этой точки зрения философию Пла­тона можно было бы рассматривать как способ фиксации этой особой формы бытия, бытия общественного сознания.

Однако реальная роль, которую сыграла философия Плато­на в истории философии и общественной мысли, оказалась иной. Через посредничество неоплатонизма философия объек­тивного идеализма Платона сделалась одним из источников христианской теологии, хотя сама эта теология выступала про­тив некоторых элементов платонизма, шедших вразрез с хрис­тианской догматикой.

Ранним и в то же время наиболее значительным представи­телем неоплатонизма был философ Плотин (около 203 - около 269). Он развил учение Платона об идеях и в определенном смысле сделал его законченным. Он разработал, если можно так выразиться, систему симметричного бытия. У Платона бытие подразделяется, как мы видели, на три части: идеи, вещи и материю, из которой образуются вещи.

В мире бытия Плотина существуют четыре вида бытия. Самый низший - это неопределенная материя, вещество как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия, более высокий, - это мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он выше материи, так как представляет собой копии, пусть и несовершенные, совершенных идей. Третий вид бытия - это мир идей. Он не дан в непосредственном воспри­ятии. Идеи - это умопостигаемые сущности, которые доступ­ны уму человека вследствие того, что в душе есть высокая, при­частная миру идей часть. И наконец, согласно Плотину, есть особая материя, та, которая составляет субстрат идей. Это - четвертая, высшая форма бытия. Именно она есть вместилище и источник всего и именно она составила предмет особой забо­ты изобретшего ее Плотина. Эта форма бытия, согласно Пло­тину, есть единое.

Единое изливает себя вовне, и так последовательно образу­ется все сущее: ум и содержащиеся в нем идеи, затем мировая душа и души людей, затем мир вещей и, наконец, эманация единого как бы затухает в самой низшей форме бытия - в ве­щественной материи. Материя духовная - это нечто невыра­зимое через слова, характеризующие другие формы бытия, по­тому что это надсущностное бытие. Но душа, будучи его эмана­цией, стремится к нему, как к своему родному. “Мы лучше су­ществуем, когда обращены к нему, - пишет Плотин, - и там - наше благо, а быть вдали от него - значит быть одино­ким и более слабым. Там и успокаивается душа, чуждая зла, вернувшись в место, чистое от зла. Там она мыслит и там она бесстрастна. Там - истинная жизнь, ибо жизнь здесь - и без Бога - есть лишь след, отображающий ту жизнь. А жизнь там есть активность ума... Она порождает красоту, порождает справедливость, порождает добродетель. Этим беременеет Душа, наполненная Богом, и это для нее начало и конец, начало - потому, что она оттуда, и конец - потому, что благо нахо­дится там, и, когда она туда прибывает, она становится тем, чем она, собственно, и была. А то, что здесь и среди этого мира, есть для нее падение, изгнание и потеря крыльев”. Воспарение души, освобожденной от оков этого мира, к своему первичному источнику, к своему “родителю”-единому есть экстаз. И только он может быть для души путем познания невыразимого и не­познаваемого в наших словах и в наших мыслях единого.

Время, когда жил и развивал свои философские взгляды Плотин, было переходной эпохой. Старый, античный мир рас­падался, нарождался новый мир, возникала феодальная Евро­па. И вместе с тем возникла и стала получать все большее и большее распространение новая религия - христианство. Прежние греческие и римские боги - это были боги политеис­тических религий. Они символизировали элементы или части природы и сами осознавались частями, элементами этой при­роды: боги неба и земли, моря и подземного царства, вулкана и утренней зари, охоты и любви. Они жили где-то рядом, со­всем близко, а зачастую вступали в непосредственные отноше­ния с людьми, определяя их судьбу, помогая одним в войне про­тив других и т.п. Они были необходимым дополнением к при­роде и общественной жизни.

Завоевавшее господство монотеистическое религиозное ми­ровоззрение имело совершенно иных богов, точнее, совершен­но иного бога. Он один был творцом неба и земли, творцом рас­тений, животных и человека. Это была революция в мировоз­зрении. К тому же легализация христианства и признание его в качестве государственной религии Римской империи породи­ло лавинообразный процесс вытеснения всех других взглядов из жизни общества.

Интеллектуальная лавина христианства в Западной Европе подмяла под себя все формы духовного творчества. Философия превратилась в служанку богословия. И лишь отдельные, не­многочисленные умы средневековья позволяли себе обсуж­дать, не порывая целиком с христианством, философские про­блемы бытия мира и человека вне привычной формы библей­ского канона.

Для религиозной философии принципиально важным явля­ется выделение двух форм бытия: бытия Бога, вневременное и внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, с одной стороны, и сотворенной им природы - с другой. Творя­щее и сотворенное - вот главные виды бытия.

Бытие и небытие, бог и человек - соотношение этих поня­тий определяет собою решение многих других философских проблем. В качестве примера приведем одно из рассуждении знаменитого итальянского мыслителя Т. Кампанеллы (1568- 1639), взятое из его работы “Город Солнца”, написанной в 1602 г. Жители Города Солнца полагают два фундаменталь­ных метафизических начала: сущее, т.е. Бога, и небытие, которое есть недостаток бытийности и необходимое условие всяко­го физического становления. От наклонности к небытию, гово­рит Кампанелла, рождаются зло и грех. Все существа метафи­зически состоят из мощи, мудрости и любви, поскольку они имеют бытие, и из немощи, неверия и ненависти, поскольку причастны небытию. При посредстве первых стяжают они за­слуги, посредством последних - грешат: или грехом природ­ным - по немощи или неведению, или грехом вольным и умышленным. Как видим, определение бытия и небытия слу­жит основанием для построения системы этики. Но, чтобы не выходить за рамки, предписываемые богословием, Кампанел­ла здесь же добавляет, что все предусматривается и устраива­ется Богом, ни к какому небытию не причастным. Поэтому в Боге никакое существо не грешит, а грешит вне Бога. В нас самих заключена недостаточность, утверждает Кампанелла, мы сами уклоняемся к небытию.

Проблема бытия в религиозной философии, для которой важнейшей всегда является проблема бытия Бога, приводит к специфическим трудностям. От Плотина идет традиция, со­гласно которой Бог как абсолют не может иметь положитель­ных определений. Отсюда необходимость отрицательного (апофатического) богословия. Главная идея состоит здесь в том, что любые определения бытия, взятые как определения природы и человека, неприменимы к сверхприродному абсолюту. И впол­не логичным в этом случае оказывается отказ от определений и трактовки бытия Бога как над- или сверхбытия. Но это не ис­ключает и не снимает проблемы соотношения Бога-творца и сотворенного им мира. В бытии человека и природы должны проявиться какие-то свойства творца, что и дает основание развивать положительное (катафатическое) богословие.

Но и в дальнейшем эта проблема вставала перед теологами религиозными философами, разрабатывавшими вопросы, связанные с пониманием бытия человека, природы и неизбеж­ной для них проблемы бытия Бога. И, конечно же, философское исследование, претендовавшее на свободное развитие мысли, входило в большей или меньшей степени в противоречие с офи­циальным, каноническим толкованием бытия. От этого не спасало ни субъективное намерение тех или других философов укреплять веру, ни переход их в число священнослужителей. Это относится как к западноевропейским католическим мыслите­лям, так и к российским, православным. В качестве примера приведем рассуждение С.Н. Булгакова (1871-1944), в котором диалектика бытия выступает как диалектическая связь Бога и его творения.

“Творением, - пишет Булгаков, - Бог полагает бытие, но в небытии, иначе говоря, тем же самым актом, которым полагает бытие, он сополагает и небытие как его границу, среду и тень... Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, откры­вается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном смысле нельзя го­ворить о Его бытии. Творя мир. Бог тем самым и себя ввергает в творение, Он сам Себя как бы делает творением”.

Длительное господство религиозной идеологии, относитель­ная слабость и ограниченная сфера влияния материалисти­ческих учений, отсутствие социальной потребности в корен­ном пересмотре взглядов на бытие общества и человека приво­дили к тому, что в течение длительного исторического периода даже в материалистических учениях бытие общества рассмат­ривалось идеалистически, т.е. первичным, определяющим считались идеи. Принципиально иная ситуация сложилась в 40-50-х гг. XIX в., когда были разработаны основы диалекти­ческого материализма и сформулированы основные принципы материалистического понимания истории.

Это было сделано Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В философию было введено новое понятие: “общественное бытие”. Общественное бытие - это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое об­разование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью. Появляется новый, прежде отсутствовав­ший, тип законов развития - законов саморазвития общества и его материальной основы - материального производства. У ходе этого производства возникает, отнюдь не по-платоновски, мир новых вещей, который создал не духовный творец, а материальный, но и одушевленный творец-человек, точнее, - че­ловечество. В ходе своего исторического развития человечест­во творит самое себя и особый мир вещей, названный Марксом второй природой. Принципы подхода к анализу общества Маркс сформулировал в “Предисловии” к работе “К критике по­литической экономии” (1859).

“В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отноше­ния, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответ­ствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социаль­ный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не со­знание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обществен­ное бытие определяет их сознание”".

Новый взгляд на общество привел и к новым взглядам на бытие человека. Не творение Бога, как в системе религиозных взглядов, и не творение природы как таковой, как в системе взглядов старых материалистов, а результат исторического развития общества - вот что собою представляет человек. Поэтому и отвергаются попытки найти сущность человека в Боге или в природе как таковой. Краткая формулировка этой проблемы была дана Марксом в “Тезисах о Фейербахе”. “...Сущ­ность человека, - писал Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений” 2 . Не природа, а обще­ство делает человека человеком. И собственно человеческое бытие человека возможно только в обществе, только в опреде­ленной социально-исторической среде.

Итак, мы видим, что в ходе исторического развития познания, в особенности познания философского, были выделены и по-разному истолкованы различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и вымыш­ленные (мир абсолютных сущностей, Бог).

Конец XIX- начало XX в. характерны тем, что в философии большое внимание уделялось проблемам познания. Гносеоло­гия заняла господствующее положение. Более того, развивают­ся учения, отрицающие значение общефилософских понятий и призывающие отбросить такие фундаментальные философ­ские понятия, как материя, дух, бытие. Особенно заметной такая тенденция была в позитивизме.

И в значительной мере как реакция на такие претензии по­зитивизма формируются относительно новые концепции бытия, которые в то же время поддерживают идею, согласно которой философия должна подняться над материализмом и идеализмом и выражать некую нейтральную теорию. При бли­жайшем исследовании, как правило, выяснялся идеалистичес­кий характер самих этих философских теорий.

В 20-30-х гг. в Германии параллельно начинают разраба­тывать проблемы бытия два немецких философа - Николай Гартман и Мартин Хайдеггер. О Хайдеггере уже говорилось в предыдущей главе, поэтому здесь мы обратимся к работам Гартмана.

Николай Гартман (1882-1950) написал несколько книг, по­священных проблемам онтологии, в их числе “К основам онто­логии” и “Новые пути онтологии”. Исходным пунктом его фило­софии является утверждение о том, что все существующее, как материальное, так и идеальное, охватывается понятием “ре­альность”. Нет реальности высшей или низшей, нет первич­ности идей или материи, реальность материи есть не менее и не более реальность, чем реальность идей, реальность духа. Ре­альность, говорил Гартман, оставляет место действия (дослов­но - место для игры) для духа и материи, для мира и Бога. Но, делая такие заявления, Гартман снимает вопрос о происхожде­нии сознания, о возникновении идеи Бога, о первичности ма­териального или духовного. Он все берет как данное и строит свою концепцию бытия, свою онтологию.

Н. Гартман вводит понятие “разрез бытия, разрез реальнос­ти”. Разрез - это некая незримая граница, разделяющая об­ласти или слои бытия, но, как всякая граница, не только раз­деляющая, но и связывающая эти области.

Первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром в его широком по­нимании. Здесь пропасть в структуре бытия. Но здесь же и важнейшая его загадка: ведь этот разрез проходит через человека, не разрезая его самого.

Второй разрез - между неживой и живой природой. Здесь кроется еще одна загадка бытия: как из неживого появилось живое?

Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разде­ляет психическое и собственно духовное.

Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов, все бытие, всю реальность, согласно Н. Гартману, можно предста­вить в виде четырехслойной структуры:

ДУХОВНОЕ Существуют вне пространства Существуют во времени
III разрез
ПСИХИЧЕСКОЕ
I разрез Существуют в пространстве
ЖИВАЯ ПРИРОДА
II разрез
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Два слоя, находящиеся ниже первого разреза, существуют и во времени и в пространстве. Два слоя, находящиеся выше пер­вого разреза, существуют только во времени. Третий разрез нужен Н. Гартману, по-видимому, для того, чтобы преодолеть психологизм некоторых философских концепций. Духовное бытие, согласно Гартману, нетождественно психическому. Оно проявляется в трех видах, в трех модусах: как личностное, как объективное и как объективированное существование духа.

Только личностный дух может любить и ненавидеть, только он несет ответственность, вину, заслугу. Только он имеет со­знание, волю, самосознание.

Только объективный дух является носителем истории в строгом и первичном смысле.

Только объективированный дух врастает во вневременное идеальное, сверхисторическое.

Такова в самых общих чертах концепция бытия, разрабо­танная Н. Гартманом. В общем это, несомненно, объективно - идеалистическая теория. Но ее последовательность, широкий охват самого бытия и нацеленность на решение некоторых действительно значимых для науки проблем привлекали к ней внимание многих ученых.

Объективная реальность фиксируется в философии с помо­щью категории “материя”. Рассмотрением бытия как материи мы займемся в следующей главе.

На определенном этапе развития природы, по крайней мере на нашей планете, возникает человек, возникает общество. Бытие общества и бытие человека составят предмет рассмот­рения в других главах этой книги. Однако, как мы уже отмеча­ли, и в бытии человека и в бытии общества есть особая часть или особая сторона их существования: сознание, духовная де­ятельность, духовное производство. Эти очень важные формы бытия будут рассмотрены в главах, характеризующих созна­ние человека и сознание общества. Таким образом, знакомство с последующими главами этой книги позволит обогатить пред­ставления о бытии мира, общества и человека и расширит круг понятий, необходимых для формирования мировоззрения.


Похожая информация.


Психология карьеры