Верят ли ученые в загробную жизнь. О загробном мире — доказательства

Верится, конечно, с трудом, но его рассказ о том, есть ли жизнь после смерти, тем более убедителем, что рассказчик - нейрохирург, и в церковь не ходит.

Тысячи людей переживали клиническую смерть и рассказывали о том, как видели «свет в конце тоннеля», но ученые говорят, что это всего лишь их галлюцинации. Строго говоря, найти ученого, который верит в загробную жизнь, не так-то просто. Но один из самых известных и опытных нейрохирургов США, доктор Алексендр Эбен, стал одним из тех, кто считает, что его опыт был чем-то большим, чем просто галлюцинация.

Его мозг недавно атаковала редкая болезнь. Часть мозга, которая контролирует мысли и эмоции - то есть, по сути, делает нас человеком, - отключилась у него полностью. В течение семи дней Эбен слежал в коме. Тогда, когда врачи уже были готовы прекращать лечение, а родственники согласились на эвтаназию, глаза Эбена неожиданно открылись. Он вернулся.

Восстановление Александра - медицинское чудо. Но настоящее чудо его истории заключается в другом. В то время, пока его тело лежало в коме, Александр отправился за пределы этого мира и вроде как встретился с ангельским существом, которое открыло ему сферу супер-физического существования. Он утверждает, что встретился и прикоснулся к источнику «самой Вселенной».

История Эбена - не фантастика. Прежде, чем с ним случилась эта история, он был одним из лучших в мире специалистов по неврологии. Он не верил ни в Бога, ни в загробную жизнь, ни в существование души. Сегодня Эбен - врач, который считает, что истинное здоровье может быть достигнуто только тогда, когда мы понимаем, что Бог и душа являются реальными, а смерть - не конец нашего путешествия, а лишь переходная точка нашего существования.

На эту историю никто не обратил бы внимания, если бы она случилась с другим человеком. Но то, что это произошло с доктором Эбеном, делает ее революционной. Ни один ученый или религиозный человек не может игнорировать его опыт. Ведь у Эбена было полно пациентов, вернувшихся из комы. Некоторые из них рассказывали те же истории, которые сейчас ретранслирует сам нейрохирург. Но тогда он считал их просто галлюцинациями.

Теперь Эбен, среди прочего, преподает в Гарвардской медицинской школе. Своим студентам он часто рассказывает о том, что пережил. И никто не считает его сумасшедшим - он продолжает работать хирургом.

Опыт клинической смерти обычно невероятно меняет людей. Если вы пережили тяжелую болезнь или крупную аварию, то это может оказать на вашу жизнь куда большее влияние, чем вы можете даже представить.

Эбен написал книгу: «Proof of Heaven: A Neurosurgeon’s Journey into the Afterlife». В ней он не только рассказал о собственном опыте встречи с загробным миром, но и пересказал истории его пациентов, которые пережили то же, что и он. Вот самые яркие ее моменты.

«Я понимаю, что происходит с мозгом, когда люди находятся на грани смерти, и я всегда считал, что путешествия за границами собственного тела, которые описывают те, кому удалось избежать смерти, имеют вполне научное объяснение. Мозг - удивительно сложный и чрезвычайно тонкий механизм. Уменьшите количество кислорода, которое ему необходимо, до минимума, и мозг среагирует. То, что люди, перенесшие тяжелые травмы, возвращаются из своего «путешествия» со странными историями, не было новостью. Но это не значило, что их путешествия были реальными»…

Я не завидовал тем, кто верил в то, что Иисус был больше, чем просто хороший человек, пострадавший от общества. Я глубоко сочувствовал тем, кто верил в то, что где-то там есть Бог, который истинно любит нас. На самом деле, я завидовал тому чувству безопасности, которое давала этим людям их вера. Но как ученый я просто знал, а не верил…

Рано утром четыре года назад я проснулся с сильнейшей головной болью. Врачи вирджинского Lynchburg General Hospital, где я сам работал нейрохирургом, решили, что я каким-то образом заразился очень редким заболеванием - бактериальным менингитом, который в основном атакует новорожденных. Бактерии E. coli проникли в мою спинномозговую жидкость и пожирали мой мозг. Когда я прибыл в отделение неотложной помощи, мои шансы на то, что я буду жить, а не лежать овощем, были крайне низкими. Скоро они снизились практически до нуля. Семь дней я лежал в глубокой коме, мое тело не реагировало на раздражители, а мозг не функционировал.Затем, утром седьмого дня, когда врачи решали, стоит ли продолжать лечение, мои глаза распахнулись…

Научного объяснения тому факту, что пока мое тело было в коме, мой ум и мой внутренний мир были живы-здоровы, нет. В то время как нейроны коры головного мозга были побеждены бактериями, мое сознание отправилось в другую, куда большую, Вселенную - измерение, которое я себе даже не мог представить и которое мой докоматозный разум предпочел бы назвать «нереальным».Но это измерение, то самое, описанное бесчисленным количеством людей, переживших клиническую смерть и другие мистические состояния, существует. Оно есть, и то, что я увидел и узнал, буквально открыло мне новый мир: мир, в котором мы представляем собой гораздо больше, чем просто мозг и тело, и где смерть - это не затухание сознания, а, скорее, глава большого и весьма позитивного путешествия. Я не первый человек, обнаруживший доказательства того, что сознание существует за пределами тела. Эти истории так же стары, как и история человечества. Но, насколько я знаю, никто до меня никогда не бывал в этом измерении, пока а) их кора мозга совершенно не функционировала и б) их тело находилось под наблюдением врачей.

Все основные аргументы против опыта пребывания в загробном мире основываются на том, что эти события являются результатом «неисправности» КГМ. Свой же опыт, однако, я пережил при полностью неработающей коре. Согласно современному медицинскому пониманию мозга и ума, я никак не мог испытать даже отдаленное подобие того, что мне довелось пережить…

Я несколько месяцев пытался осознать и смириться с тем, что со мной случилось. В начале своих приключений я был в облаках. Больших, пушистых, розовато-белых, плывших по сине-черному небу. Высоко-высоко над облаками летела стая прозрачных мерцающих существ, оставляющих за собой длинные следы, как у самолетов. Птицы? Ангелы? Эти слова всплыли позже, когда я записывал свои воспоминания. Но ни одно из этих слов не сможет описать тех существ. Они просто отличались от всего, что было на этой планете. Они были более продвинутыми. Высшей формой жизни…

Сверху донесся звук, словно пел прекрасный хор, и я подумал: «Это от них?»Позже, думая об этом, я пришел к выводу, что звук родился из радости этих существ, выросших вместе, - они просто не могли сдерживать ее. Звук был ощутимым и почти материальным, как дождь, который вы чувствуете на вашей коже, не промокая при этом до костей. Большую часть моего путешествия кто-то находился со мной рядом. Женщина. Она была молодой, и я в деталях помню, как она выглядела. У нее были высокие скулы и темно-синие глаза. Золотисто-русые косы обрамляли ее прекрасное лицо. Когда я впервые увидел ее, мы ехали вместе по сложной узорчатой поверхности, в которой через некоторое время я опознал крыло бабочки. Вокруг нас кружили миллионы бабочек, вылетающие из леса и возвращающиеся обратно. Это была река жизни и цвета, разлившаяся в воздухе. Одежда женщины была простой, как у крестьянки, но ее цвет, голубой, синий и оранжево-персиковый, - таким же ярким, как и все, что нас окружало. Она посмотрела на меня таким взглядом, что, если бы вы оказались под ним хотя бы на пять секунд, вся ваша жизнь наполнилась бы смыслом вне зависимости от того, что вы пережили. Это был не романтический взгляд. Это не был взгляд друга. Это был взгляд за пределами всего этого. Нечто более высокое, включающее в себя все виды любви, и в то же время гораздо большее.

Она говорила со мной без слов. Ее слова проходили сквозь меня, как ветер, и я сразу понял, что это правда. Я знал это так же, как и то, что окружающий нас мир реален. Ее сообщение состояло из трех предложений, и если бы мне пришлось перевести их на земной язык, они означали бы следующее: «Тебя всегда любят и заботятся о тебе, дорогой. Тебе нечего бояться. Нет ничего такого, что ты бы мог сделать неправильно».

Ее слова вызвали во мне огромное чувство облегчения. Словно мне объяснили правила игры, в которую я играл всю жизнь, не понимая их. «Мы покажем тебе много всего, - продолжила женщина. - Но потом ты вернешься».

После этого у меня остался только один вопрос: вернусь куда? Дул теплый ветер вроде того, какой бывает в теплый летний день. Чудесный бриз. Он изменил все вокруг, словно окружающий мир зазвучал на октаву выше и приобрел более высокие вибрации. Хотя я мог говорить, я начал задавать ветру вопросы молча: «Где я нахожусь? Кто я? Почему я здесь?»Каждый раз, когда я беззвучно задавал свои вопросы, ответ приходил моментально в виде взрыва света, цвета, любви и красоты, проходящих сквозь меня волнами. Что важно, эти взрывы не «затыкали» меня, а отвечали, но так, чтобы избежать слов - я непосредственно принимал мысли. Не так, как это происходит на Земле - смутно и абстрактно. Эти мысли были твердыми и быстрыми, горячими, как огонь, и мокрыми, как вода, и как только я принял их, я мгновенно и без особых усилий понял концепции, на осознание которых в своей обычной жизни я бы потратил несколько лет.

Я продолжал двигаться вперед и оказался у входа в пустоту, совершенно темную, бесконечную по размеру, но невероятно успокаивающую. Несмотря на черноту, она была переполнена светом, который, казалось, исходил от сияющего шара, что я ощущал рядом с собой. Он был словно переводчиком между мной и окружающим миром. Та женщина, с которой мы гуляли по крылу бабочки, вела меня при помощи этого шара.

Я прекрасно знаю, насколько необычно и откровенно невероятно все это звучит. Если бы кто-то, даже врач, рассказал мне такую историю, я был бы уверен, что он пребывает в плену каких-то заблуждений. Но то, что случилось со мной, было далеко не бредом. Это было так же реально, как любое событие в моей жизни - как день свадьбы и рождение двух моих сыновей. То, что случилось со мной, требует объяснения. Современная физика говорит нам, что Вселенная едина и безраздельна. Хотя мы, кажется, живем в мире разделений и различий, физика говорит нам, что каждый объект и событие во Вселенной сотканы из других объектов и событий. Истинного разделения не существует. До того, как я пережил свой опыт, эти идеи были абстракциями. Сегодня же они являются реалиями. Вселенная определяется не только единством, но и - теперь я знаю это - любовью. Когда я почувствовал себя получше, я попытался рассказать другим о своем опыте, но их реакцией было вежливое недоверие. Одним из немногих мест, где я не столкнулся с такой проблемой, стала церковь. Войдя туда в первый раз после комы, я посмотрел на все другими глазами. Цвета витражей напомнили мне об искрящихся красотой пейзажах, которые я видел в высшем мире, а басы органа - о мыслях и эмоциях, которые я там пережил. И, самое главное, изображение Иисуса, делящегося хлебом со своими учениками, пробудило во мне память о словах, сопровождавших все мое путешествие - что Бог любит меня безоговорочно.

Сегодня многие считают, что духовные истины потеряли свою силу и что путь к истине - это наука, а не вера. До своего опыта я и сам так думал. Но теперь я понимаю, что такое мнение было слишком простым. Дело в том, что материалистический взгляд на наши тело и мозг обречен. Его место займет новый взгляд на ум и тело. Чтобы сложить эту новую картину реальности, потребуется много времени. Ее не смогу закончить ни я, ни мои сыновья. Действительность слишком пространна, сложна и таинственна.

Но, в сущности, она покажет Вселенную развивающейся, многомерной и изученной вплоть до последнего атома Богом, который заботится о нас так, как ни один родитель о своем ребенке. Я по-прежнему врач и человек науки. Но на глубинном уровне я очень отличаюсь от того человека, которым был раньше, потому что я увидел эту новую картину реальности.И, можете поверить мне, каждый этап работы, которую придется проделать нам и нашим потомкам, стоит этого».

У людей, после того как они узнали о внетелесном опыте переживших временную смерть, могут возникнуть вопросы. Прежде всего - все ли кто прошел через клиническую смерть имели описанные восприятия или только часть из них? Все ли свидетельствовали о продолжении жизни после смерти тела? Эти вопросы близко касается всех нас. Буду ли я продолжать существование после смерти тела, или мое существование на этом заканчивается? Мы знаем, что такой феномен, как продолжение жизни после смерти тела существует, но у всех ли?

К 80 году XX века, было собрано более 25 000 случаев возвращения к жизни после временной смерти. Кюблер-Росс сообщает, что по ее данным только 10 процентов опрошенных имели ясные воспоминания о пережитом. Другие авторы говорят о 25, 40 и более процентах. Осис и Харалдсон разослали медикам вопросник и получили много ответов. Из 3 800 больных, умиравших в полном сознании, больше одной трети, находясь на грани смерти, видели разные бестелесные фигуры или, выйдя из тела, имели те или иные восприятия. Осис и Харалдсон отметили, что у верующих видения были чаще, чем у неверующих. 5-ти летние дети и 75-ти летние старики видели и чувствовали одно и то же. Чем дольше они оставались вне тела, тем ярче и сильней были их переживания.

Выходило, что меньше половины людей, побывавших на грани жизни и смерти, свидетельствовали о жизни после смерти, большая часть же говорило о пустоте, о потере сознания.

Значит ли это, что лишь некоторые из нас, а не все, обретут жизнь после смерти? Объективная наука дать ответ на такой вопрос пока не может. О пребывании в загробном мире рассказывают не все. Многие из опрашиваемых не хотели отвечать, опасаясь, вероятно, недоверия и насмешек. Да и мы сами, просыпаясь утром, всегда ли можем вспомнить наши сны? Многие восприятия, в особенности беспокойные, в памяти не сохраняются.

Христианство отвечает на это вопрос абсолютно определенно: душа человека бессмертна и будет жить вечно. НО качество этой бестелесной жизни у различных людей будет самым разным.

Наверняка каждый из нас, в той или иной степени, смерти боится. Как мы умрем? Будем ли страдать? Будем чувствовать ли боль? Очень ли сильную?

Вероятно, на этот вопрос возможно дать вполне определенный ответ. Никто из побывавших «за порогом смерти» и, значит, перешагнувших через «момент» умирания о боли не говорил. Боли не было. Никаких физических страданий также не было. Боль и страдания могли быть вызваны жизнью, но они продолжались лишь до критического «момента»; ни во время его, ни после их не было. Напротив, приходило чувство покоя, мира и даже счастья.

Сам «момент» перехода неощутим. Очень немногие говорили о кратковременной потере сознания.

Любопытно еще одно. Большинство из тех кто умирал какое-то время не знали, что они умерли. Они продолжали жить, слышать и мыслить, как и раньше, но оказывались в необычной обстановке - парили под потолком, наблюдали за своим телом со стороны и так дальше. И лишь постепенно они начинали подозревать: «А не умер ли я?». Момента смерти перед этим они вообще не воспринимали. Но ведь это понятно и абсолютно естественно. Личность не прекращает жить, смерти личности не было. Значит, никаких ощущений того, чего не было, и быть не могло.

Вот небольшой отрывок из одного интервью. Врач опрашивает вернувшегося к жизни пациента о том, как тот умирал: «В какой момент вы потеряли сознание?» Пациент говорит с раздражением: «Я вовсе не терял сознание. Я все видел и все помню». Продолжая он рассказывает: «Поначалу я не понял, почему над моим телом столпились, мне и в голову не приходило, что я мертв… Никакой боли… смерти бояться нечего».

Исчезновения, небытия нет, а существует переход из одного состояния в другое, и переход этот безболезненный и сам по себе неощутим. Изменяется обстановка, меняется характер восприятия, и лишь тогда приходит понимание: «Я умер».

Приятно осознавать, что в критический момент не будет ни боли, ни каких-то неприятных ощущений, но сразу появляется другой вопрос: Ну а потом? Что будет со мной после?

Почти все имевшие опыт умирания, рассказывали о мире и покое. Они были окружены любовью и чувствовали себя в безопасности. Возможно ли надеяться, что это имеет отношение ко всем и что никому из нас после смерти тела ничто плохое не угрожает? Наука дать ответа на этот вопрос не может; добытые ею сведения говорят не о загробной жизни, а только о ее начале, о первых минутах, в редких случаях - о часах после перехода.

Большинство описаний этих первых минут в действительности носит светлый характер, но далеко не все. Рассказы самоубийц возвращенных к жизни безрадостны. Кроме того, известный факт, что неприятное нередко забывается, а трудные и нежелательные переживания вытесняются из памяти в подсознание.

Об этом пишет доктор Морис Роулингс в книге «За порогом смерти» (описание этого случая приводится по книге Тима Лагея «Жизнь за гробом»). Его озаботило то, что сообщения Реймонда Моуди, Кюблер-Росс и других создают ложное впечатление. Не все восприятия перехода приятны. Он рассказал о своем пациенте, который после остановки сердца оказался в аду. Во время реанимации он несколько раз приходил в сознание, но сердце вновь останавливалось. Когда он оказывался в нашем мире и обретал дар речи, он не переставал видеть ад и в ужасе умолял врачей ускорить оживление. Через два дня у больного не осталось никаких воспоминаний о происходившем. Он все позабыл, как будто никогда не был в аду и никакого ада не видел.

После перехода личность оказывается в новых условиях существования. «В загробном мире, - пишет Ритчи, - все законы материи нарушены. Там возможно ходить сквозь стены, не чувствовать прикосновений, «мгновенно» перелетать. Вероятно, переступив порог смерти, личность вступает в какие-то иные отношения со временем и пространством. «Я могла моментально переноситься в любое место по своему желанию».

О времени, когда умиравшие были за порогом, никто не упоминал и, вероятно, не думал, будто его совсем не было. После оказывалось, что пересмотр всей жизни, длительные видения, встречи и разговоры длились одну-две минуты земного времени, может, и того меньше. О «сжатии времени» в снах пишет Фрейд и приводит примеры длинных и сложных снов, которые занимали менее одной минуты земного времени.

Отец семейства увидел в потустороннем мире шестерых умерших детей, всех в том возрасте, когда они были ему наиболее близки. «У них там нет возраста».

Время и пространство там другие, чем на земле. Мы не знаем, какие они и существуют ли вообще, но, по-видимому, они менее абсолютны для бестелесного существа, чем для нас.

В третьей главе описания встреч с покойными родственниками и знакомыми. Душа, перешедшая в загробный мир, встречает и каким-то образом безошибочно узнает тех, кого она знала на земле. Она встречает лишь тех, кто ей был близок, и в том возрасте, когда любовь, связывавшая их, была в особенности сильной, как будто сродственное притягивается друг к другу.

Все, происходившее в загробном мире, умирающие воспринимали как совершенно реальное. Все были уверены, что пережитое и описанное ими произошло в действительности. Для них это было бесспорным, даже когда их разум отказывался это признавать: «Я не понимаю… Да, это было, хотя этого не должно было быть. Это никак не может существовать, но оно существует».

«Да, я знаю, многие мне не будут верить, скажут, что такого не могло быть. Но это совершенно ничего не изменит, и пусть мне скажут: «Не может быть, наука докажет, что этого нет», - я знаю, я там был».

Он покинул тело и наблюдает за операцией на самом себе. Ему хорошо, никакая операция ему не нужна. Он пытается остановить врача, но у него ничего не получалось. «Я схватил его за руку, а ее не было. Я был реален, это он был нереален… как в зеркале». Он, в его мире, чувствует и понимает, что он реален, а врача там в действительности нет.

Женщина-психиатр, перенесшая временную смерть, говорила: «Люди, имевшие эти переживания, знают: те, кто их не имел, должны ждать». Пока тело и покинувшая его часть человека существовали отдельно, все внешние стимулы воспринимались последней. Тело ничего не чувствовало, и все, что с ним происходило, наблюдалось и описывалось со стороны. Она парила под потолком и наблюдала: «Когда включили ток, я увидала, как мое тело подпрыгнуло вверх… Я ничего не почувствовала, никакой боли…».

Все, что было сохранено в памяти, относилось к восприятиям и переживаниям вышедшей части, а не тела. Тело было неподвижно и абсолютно безучастно, оно не видело, не слышало, не чувствовало до того времени, пока вышедшая часть не вернулась в него; после этого физические глаза начинали вновь видеть, уши слышать, а мозг функционировать. Человек становился таким, каким он был до остановки сердца или несчастного случая.

Точно такая же последовательность событий происходит при путешествиях «астрального тела».

Существование перешедших в иной мир было реальностью, но обстановка, в которой они оказывались, в особенности при трансцендентальных восприятиях, была настолько необычна, что описать ее было почти невозможным. «В жизни (на земле) такого нет. В нашем языке нет такого слова, чтобы описать… Это другое… Это не наш мир…».

Рассказов о том, какой видела себя вышедшая из тела часть человека, множество. Они отрывочны и не очень ясны. Вероятно, внимание было привлечено другим. Когда мы в первый раз оказываемся в экзотической стране, мы рассматриваем не самих себя, а окружающее нас.

Во всех рассказах о потусторонних восприятиях есть одна весьма любопытная сторона. Абсолютно определенно говорится о сохранении и даже обострении физиологических функций. Зрение и слух ясней, чем был, понимание настолько полное, что обмануть или что-то утаить нельзя. В то же время описаний анатомической субстанции, формы - почти нет.

Одна женщина, оказавшись «за порогом», попыталась оттолкнуть руку медсестры, растиравшей ее безжизненное тело. На вопрос, видела ли она свою собственную руку, она ответила: «Да, у меня было что-то вроде руки, но когда она стала ненужной, она исчезла».

Но даже такое неопределенное сообщение весьма необычно. Как правило, в сообщениях людей, имевших потусторонний опыт, нет никаких упоминаний об их собственном облике и форме органов, как будто последних совсем не было.

Следовательно, известные нам физиологические функции сохраняются, но существуют без соответствующего анатомического субстрата.

Видеть возможно и без физических глаз. Слепой от рождения, выходя из тела, видел все, что делали с его телом медики и в последствии рассказал о происходившем во всех подробностях. Доктор Кюблер-Росс рассказывает о слепой женщине, которая отчетливо видела, а после описала комнату, в которой она «умерла». Возвратившись в тело, она вновь стала слепой. Как видно, духовным зрением возможно воспринимать оба мира, а телесным зрением - лишь мир материальный.

Безногий солдат мог ходить и чувствовал, что у него целы обе ноги.

Контакты с другими бестелесными существами происходит без участия органов речи и физических клеток мозга, воспринимающих слова или мысли.

Функция существует и без материи или, во всяком случае, без известной нам формы материи.

Святой Григорий Палама написал: «При мистическом созерцании человек видит не интеллектом и не телом, а духом; он знает с полной уверенностью, что сверхъестественно воспринимает свет, который превосходит всякий другой свет, но он не знает, каким органом он воспринимает этот свет».

В загробном мире зрение и слух сохраняются. Но осязание, как видно, исчезает или слабеет. Икскуль рассказывал: «Тело мое действительно тело… я видел ясно… но оно стало недоступным для осязания».

«Отталкивая их руки, я ничего не чувствовала».

«Он прошел попросту сквозь меня…».

«Я стоял и не мог дотянуться до пола: вероятно, воздух там слишком плотен».

Боли в загробном мире не было. Упоминаний о каких-то телесных ощущениях почти нет, но многие в присутствии Света ощущали тепло.

После перехода происходит изменение в эмоциональной сфере личности. Она теряет интерес к своему телу и к тому, что с ним происходит. «Я выхожу, а тело - пустая оболочка».

Умирающий наблюдает операцию на своем сердце, как «незаинтересованный наблюдатель».

Попытки оживить умершее тело «мене были не интересны». Вероятно, с прошлой, земной жизнью покончено.

Никто не сожалел о материальных потерях, но оставалась любовь к родным, забота об оставленных детях, порой появлялось желание возвратиться назад, несмотря на то, что «там» лучше, чем в земной жизни.

Но никаких коренных изменений в характере личности не происходило, она остается той же, что и была. Она в загробном мире и здесь видит и осознает много для себя нового, но у нее не появится какое-то высшее знание или понимание.

Имеются отдельные свидетельства, говорящие о таком высшем знании. Все они имеют отношение к тем случаям, когда реанимация потребовала много времени и пребывание «вне тела» было долгим. Возвратившиеся говорили о неожиданном «просветлении», когда любое знание и любая информация были достижимы, всякое знание - прошлое, настоящее и будущее - было вне времени и легко доступно. «Знание тут, вокруг вас, и вы можете брать его».

Такое состояние оказалось мимолетным. По возвращению в тело сохранялось ощущение всеобъемлющего знания, но его содержание исчезло без следа. В памяти ничего не оставалось.

Конечно, в загробном мире личности предстоит познать много нового, но в момент перехода и сразу после него она остается такой же, какой была при жизни на Земле. Она видит и понимает происходящее так же, как и раньше, порой очень примитивно и наивно. Она может попытаться помочь санитарам нести носилки со своим мертвым телом. По ее мнению, ходить в операционной в ботинках нестерильно.

«Предположение, что, выйдя из тела, душа сразу же все знает и понимает, неверно. Я явился в этот новый мир таким, каким ушел из старого» (Икскуль).

Новое знание и понимание приходят не сразу. При переходе личность не изменяется. Индивидуальность сохраняется. У нас не две жизни, а одна: загробная жизнь есть естественное продолжение нашей земной жизни.

Пантес Киросон

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

Научные доказательства

Знаменитым исследованием, которое в некоторой степени подтвердило наличие души, считается серия опытов («прямое взвешивание души») американского врача Дункана Макдугалла, который фиксировал стабильную потерю веса тела на момент смерти наблюдаемых пациентов. В пяти подтвержденных научным сообществом экспериментах потеря массы составила от 15 до 35 грамм. Отдельно наука считает относительно доказанными следующие тезисы "новое в науке о жизни после смерти":

  • сознание продолжает существовать после отключения мозга во время клинической смерти;
  • внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
  • встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
  • общая схожесть опыта клинической смерти;
  • научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
  • отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
  • возможность детей помнить прошлую жизнь.

Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.

В полне возможно, что за пределами восприятия наших чувств скрываются миры, о которых мы и не подозреваем...

Ведущий конструктор ОКБ «Импульс» Владимир Ефремов умер внезапно. Зашелся в кашле, опустился на диван и затих. Родственники поначалу не поняли, что случилось ужасное.

Подумали, что присел отдохнуть. Наталья первой вышла из оцепенения. Тронула брата за плечо:

Володя, что с тобой?

Ефремов бессильно завалился на бок. Наталья попыталась нащупать пульс. Сердце не билось! Она стала делать искусственное дыхание, но брат не дышал.

Наталья, сама медик, знала, что шансы на спасение уменьшаются с каждой минутой. Пыталась «завести» сердце, массируя грудь. Заканчивалась восьмая минута, когда её ладони ощутили слабый ответный толчок. Сердце включилось. Владимир Григорьевич задышал сам.

Живой! - обняла его сестра. - Мы думали, что ты умер. Что уже все, конец!

Конца нет, - прошептал Владимир Григорьевич. - Там тоже жизнь. Но другая. Лучше...

Владимир Григорьевич записал пережитое во время клинической смерти во всех подробностях. Его свидетельства бесценны. Это первое научное исследование загробной жизни ученым, который сам пережил смерть. Свои наблюдения Владимир Григорьевич опубликовал в журнале «Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного технического университета», а затем рассказал о них на научном конгрессе.

Его доклад о загробной жизни стал сенсацией.

Придумать такое невозможно! - заявил профессор Анатолий Смирнов, глава Международного клуба учёных.

Репутация Владимира Ефремова в научных кругах безупречна.

Он крупный специалист в области искусственного интеллекта, долгое время работал в ОКБ «Импульс». Участвовал в запуске Гагарина, внёс вклад в разработку новейших ракетных систем. Четырежды его научный коллектив получал Государственную премию.

До своей клинической смерти считал себя абсолютным атеистом, - рассказывает Владимир Григорьевич. - Доверял только фактам. Все рассуждения о загробной жизни считал религиозным дурманом. Честно говоря, о смерти тогда не думал. Дел на службе было столько, что и за десять жизней не расхлебать. Далее лечиться было некогда - сердце шалило, хронический бронхит замучил, прочие хвори досаждали.

12 марта в доме сестры, Натальи Григорьевны, у меня случился приступ кашля. Почувствовал, что задыхаюсь. Легкие не слушались меня, пытался сделать вдох - и не мог! Тело стало ватным, сердце остановилось. Из легких с хрипом и пеной вышел последний воздух. В мозгу промелькнула мысль, что это последняя секунда моей жизни.

Но сознание почему-то не отключилось. Вдруг появилось ощущение необычайной лёгкости. У меня уже ничего не болело - ни горло, ни сердце, ни желудок. Так комфортно чувствовал себя только в детстве. Не ощущал своего тела и не видел его. Но со мной были все мои чувства и воспоминания. Я летел куда-то по гигантской трубе. Ощущения полета оказались знакомыми - подобное случалось прежде во сне. Мысленно попытался замедлить полет, поменять его направление. Получилось! Ужаса и страха не было. Только блаженство. Попытался проанализировать происходящее. Выводы пришли мгновенно. Мир, в который попал, существует. Я мыслю, следовательно, тоже существую. И моё мышление обладает свойством причинности, раз оно может менять направление и скорость моего полёта.

Все было свежо, ярко и интересно, - продолжает свой рассказ Владимир Григорьевич. - Мое сознание работало совершенно иначе, чем прежде. Оно охватывало все сразу одновременно, для него не существовало ни времени, ни расстояний. Я любовался окружающим миром. Он был словно свёрнут в трубу. Солнца не видел, всюду ровный свет, не отбрасывающий теней. На стенках трубы видны какие-то неоднородные структуры, напоминающие рельеф. Нельзя было определить, где верх, а где низ.

Попытался запоминать местность, над которой пролетал. Это было похоже на какие-то горы.

Ландшафт запоминался безо всякого труда, объем моей памяти был поистине бездонным. Попробовал вернуться в то место, над которым уже пролетел, мысленно представив его. Всё вышло! Это было похоже на телепортацию.

Телевизор

Пришла шальная мысль, - продолжает свое повествование Ефремов. - До какой степени можно влиять на окружающий мир? И нельзя ли вернуться в свою прошлую жизнь? Мысленно представил старый сломанный телевизор из своей квартиры. И увидел его сразу со всех сторон. Я откуда-то знал о нем все. Как и где он был сконструирован. Знал, где была добыта руда, из которой выплавили металлы, которые использованы в конструкции. Знал, какой сталевар это делал. Знал, что он женат, что у него проблемы с тёщей. Видел всё связанное с этим телевизором глобально, осознавая каждую мелочь. И точно знал, какая деталь неисправна. Потом, когда меня реанимировали, поменял тот транзистор Т-350 и телевизор заработал...

Было ощущение всесильности мысли. Наше КБ два года билось над решением сложнейшей задачи, связанной с крылатыми ракетами. И я вдруг, представив эту конструкцию, увидел проблему во всей многогранности. И алгоритм решения возник сам собой.

Потом я записал его и ВНЕДРИЛ...

Бог

Осознание того, что он не один на том свете, пришло к Ефремову постепенно.

Мое информационное взаимодействие с окружающей обстановкой постепенно утрачивало односторонний характер, - рассказывает Владимир Григорьевич. - На сформулированный вопрос в моем сознании появлялся ответ. Поначалу такие ответы воспринимались как естественный результат размышлений. Но поступающая ко мне информация стала выходить за пределы тех знаний, которыми обладал при жизни. Знания, полученные в этой трубе, многократно превышали мой прежний багаж!

Я осознал, что меня ведёт Некто вездесущий, не имеющий границ. И Он обладает неограниченными возможностями, всесилен и полон любви. Этот невидимый, но осязаемый всем моим существом субъект делал всё, чтобы не напугать меня. Я понял, что это Он показывал мне явления и проблемы во всей причинно-следственной связи. Я не видел Его, но чувствовал остро-остро. И знал, что это Бог...

Вдруг я заметил, что мне что-то мешает. Меня тащили наружу, как морковку из грядки. Не хотелось возвращаться, все было хорошо. Все замелькало, и я увидел свою сестру. Она была испуганной, а я сиял от восторга...

Сравнение

Ефремов в своих научных работах описал загробный мир при помощи математических и физических терминов. В этой статье мы решили попытаться обойтись без сложных понятий и формул.

Владимир Григорьевич, с чем можно сравнить мир, в который вы попали после смерти?

Любое сравнение будет неверным. Процессы там протекают не линейно, как у нас, они не растянуты во времени. Они идут одновременно и во все стороны. Объекты «на том свете» представлены в виде информационных блоков, содержание которых определяет их местонахождение и свойства. Все и вся находится друг с другом в причинно-следственной связи. Объекты и свойства заключены в единую глобальную информационную структуру, в которой все идет по заданным ведущим субъектом - то есть Богом - законам. Ему подвластно появление, изменение или удаление любых объектов, свойств, процессов, в том числе хода времени.

Насколько свободен там в своих поступках человек, его сознание, душа?

Человек, как источник информации, тоже может влиять на объекты в доступной ему сфере. По моей воле менялся рельеф «трубы», возникали земные объекты.

Похоже на фильмы «Солярис» и «Матрица»...

И на гигантскую компьютерную игру. Но оба мира, наш и загробный, реальны. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, хоть и обособлены один от другого, и образуют в совокупности с управляющим субъектом - Богом - глобальную интеллектуальную систему.

Наш мир более прост для осмысления, он имеет жёсткий каркас констант, обеспечивающих незыблемость законов природы; связующим события началом выступает время.

В загробном мире констант либо нет вообще, либо их значительно меньше, чем в нашем, и они могут меняться. Основу построения того мира составляют информационные образования, содержащие всю совокупность известных и еще неизвестных свойств материальных объектов при полном отсутствии самих объектов. Так, как на Земле это бывает в условиях моделирования на ЭВМ. Я понял - человек видит там то, что хочет видеть. Поэтому описания загробного мира людьми, пережившими смерть, отличаются друг от друга. Праведник видит рай, грешник - ад...

Для меня смерть была ничем не передаваемой радостью, не сопоставимой ни с чем на Земле. Даже любовь к женщине по сравнению с пережитым там - ничто....

Библия

Священное Писание Владимир Григорьевич прочел уже после своего воскресения. И нашел подтверждение своему посмертному опыту и своим мыслям об информационной сущности мира.

В Евангелии от Иоанна сказано, что «в начале было Слово, - цитирует Библию Ефремов. - И Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Не это ли намек на то, что в Писании под «словом» имеется в виду некая глобальная информационная суть, включающая в себя всеобъёмлющее содержание всего?

Свой посмертный опыт Ефремов применил на практике. Ключ ко многим сложным задачам, которые приходится решать в земной жизни, он принес оттуда.

Мышление всех людей обладает свойством причинности, - говорит Владимир Григорьевич. - Но мало кто догадывается об этом. Чтобы не причинить зла себе и другим, нужно следовать религиозным нормам жизни. Святые книги продиктованы Творцом, это техника безопасности человечества...

Владимир Ефремов: «Смерть для меня сейчас не страшна. Я знаю, что это дверь в другой мир».

Смерти нет – на том свете тоже кипит жизнь. Об этом говорят многочисленные сообщения из загробного мира – голоса умерших принимают по радио, на компьютеры и даже на мобильные телефоны. В такое трудно поверить, но это факт. Автор этих строк тоже был, скорее, скептиком – пока не стал свидетелем такого контакта с загробным миром в Санкт-Петербурге.

Мы написали об этом в трех июньских номерах газеты «Жизнь» в нынешнем 2009 году. И пошли звонки со всей страны, отклики в Интернете. Читатели спорят, сомневаются, удивляются, благодарят – тема контактов с загробным миром задела всех за живое. Многие просят дать адрес ученых, которые занимаются подобными опытами. Поэтому мы и вернулись к этой теме. Вот адрес сайта Российской ассоциации инструментальной транскоммуникации (РАИТК) – это общественная организация, которая занимается исследованиями феномена электронных голосов: http://www.rait.airclima.ru/association.htm

Через этот сайт можно связаться с руководителем РАИТК кандидатом физико-математических наук Артемом Михеевым и его коллегами. Но хочу предупредить всех – исследования ведутся пока на стадии экспериментов. Имейте в виду, что РАИТК не фирма по оказанию оккультных услуг, ее члены занимаются наукой.

И еще один важный совет. Не спешите самостоятельно пытаться выходить на контакт с иным миром, используя современные технологии, это пока удел немногих ученых. Поверьте, нагрузка на неподготовленную к таким контактам психику очень велика! Может быть, вам достаточно зайти в церковь, поставить свечку и помолиться за упокой ушедших в иной мир друзей и родственников? Утешьтесь тем, что душа бессмертна. И разлука с дорогими вам людьми, ушедшими в иной мир, лишь временна.

Откровения

Первым адресным контактом – то есть связью с конкретным человеком, ушедшим в иной мир – стал радиомост, установленный семьей петербуржцев Свитневых.

Их сын Дмитрий разбился в автокатастрофе, но родители нашли способ вновь услышать дорогой им голос. Кандидат технических наук Вадим Свитнев и его коллеги из РАИТК при помощи специально разработанных приборов и компьютера наладили связь с иным миром. И на вопросы отца и матери отозвался именно Митя! Похороненный ими сын ответил с того света: «Мы все живые у Господа!»

Этот удивительный двусторонний контакт продолжается больше года. Родители фиксируют все переговоры в электронном виде – более трех тысяч файлов-ответов на их вопросы. Информация, которая идет с того света, потрясающая – многое идет вразрез с нашими традиционными представлениями о загробном мире.

По просьбе читателей «Жизни» я задал интересующие вас вопросы Наташе и Вадиму Свитневым, родителям Мити. Вот их ответы.

– По каким именно фразам, фактам, интонациям вы идентифицируете собеседника из Иного мира?

Ответ: Разве вы не узнаете голос вашего ребенка из миллиардов других? В любом голосе есть свойственные лишь ему интонации, оттенки. У нашего Мити характерный, узнаваемый голос – очень мягкий, проникающий в самое сердце. Когда мы продемонстрировали записи с Митиным голосом его друзьям, те поинтересовались, когда они были произведены, будучи абсолютно уверены в том, что сделано это было ещё до трагического события, прервавшего Митину жизнь. Общаемся мы с очень большим числом людей с той стороны. В разговорах они представляются нам по именам. Среди Митиных друзей есть Фёдор, Сергей, Стас, Саша, как-то упоминали Андрея. А самого Митю друзья с той стороны называют иногда по его «нику» в интернете, который он давно себе выбрал – MNTR, зеркальному отображению имени Митя. Приветствовали на контакте Вадима и его сослуживцы. Например, один из перешедших на «ту сторону» руководителей Вадима по службе вышел на связь с поздравлением: «Вадюша, поздравляю тебя с Днём флота!» А на вопрос: «С кем я говорю?» последовал ответ: «Да Груздев я». Причём кроме этого человека, никто Вадима никогда не называл «Вадюша». А к Наташе обращаются иногда по девичьей фамилии Титлянова, называя ее в шутку Титляшкиной, Титляндией.

– Как ощущает себя человек в Ином мире – в первые секунды, дни, недели, месяцы?

Ответ: Как нам говорят на контактах, прерывания с той стороны нет. Пропасть существует только с нашей стороны. Переход абсолютно безболезненный.

– Как выглядит оттуда происходящее на Земле?

Ответ: Из потустороннего мира на этот вопрос отвечают так: «Ваша жизнь – огромный муравейник. Вы постоянно делаете себе больно. На Земле вы во сне».

– Можно ли из Иного мира предсказывать какие-то события?

Ответ: События, удалённые во времени от настоящего момента, из потустороннего мира видятся менее чётко, чем близлежащие. Было много предсказывающих или упреждающих события сообщений, например, предупреждение о бандитском нападении на соседского мальчика за три месяца до самого происшествия.

– Какие потребности у человека сохраняются в Ином мире? Например, физиологические – дышать, есть, пить, спать?

Ответ: Насчёт потребностей, всё очень просто: «Я полностью живой. Митя прежний». «У нас напряжённое время, мы три месяца почти не спали».

Как-то Митя сказал на сеансе связи: «А сейчас, мама, слушай внимательно», и я услышала его вздох. Он дышал старательно громко, чтобы я смогла расслышать его дыхание. Это были настоящие, обычные вздохи живого человека. Они говорят нам, что им поесть некогда бывает – много работы.

Родные

– Насколько там сохраняются родственные контакты?

Ответ: Митя часто мне говорит о моей маме – своей бабушке, что она там, а мама моя, как и папа, тоже несколько раз присутствовали на контактах. Причём когда я начинала очень тосковать по своей маме, Митя её приглашал, и так как она украинка по происхождению, то говорила со мной на чистом украинском языке. Вадим тоже общался со своей мамой. Конечно же, родственные связи сохраняются.

– Как живут и где живут – есть ли города, села?

Ответ: Митя нам говорил, что он живёт в посёлке и даже объяснил, как его разыскать. И на одном из наших лучших контактов прозвучал его адрес, когда его вызывали на связь: «Лесная улица, дом северный».

– Дата ухода каждого из нас предопределена или нет?

Ответ: О дате ухода во время наших контактов нет речи. Нам всё время напоминают о том, что мы бессмертны: «Вечная ты в наших глазах».

– Были ли какие-то подсказки с того света в бытовых вещах?

Ответ: Как–то Вадиму на контакте сказали, что у него в кармане лежит 36 рублей. Вадим проверил и с удивлением удостоверился – ровно 36 рублей.

Егор, наш младший сын, занимался ремонтом велосипеда и никак не мог определить неисправность, а Вадим в это время проводил сеанс связи. Вдруг Вадим поворачивается к Егору и говорит: «Митя сказал, что у тебя повреждена ось». Диагноз подтвердился.

– Есть ли в загробном мире животные?

Ответ: Был и такой случай: ребята с той стороны принесли на сеанс связи собачку. Мы слышали и записали её лай.

Психология карьеры