7 заповедей божьих православие. Семь смертных грехов и десять заповедей

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это стоит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь» , в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня , гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие . Pride , vanity . Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть . Envy . Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность .
3 Гнев . Anger , wrath . Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность , лень , праздность , уныние . Sloth , acedia , sadness . Избегание физической и духовной работы.
5 Алчность , жадность , скупость , сребролюбие . Greed , covetousness , avarice . Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.
6 Чревоугодие , обжорство , чревонеистовство . Gluttony . Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.
7 Сладострастие , блуд , похоть , распутство . Lust . Страстное желание плотских удовольствий.

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу , «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться , рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога . «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров . «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну . «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне . «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей . «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай . «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй . «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради . «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги . «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй . «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо.

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Закон Божий для каждого христианина - путеводная звезда, которая указывает человеку, как попасть в Царство Небесное. Вот уже много столетий не уменьшается значение этого Закона. Напротив, жизнь человека все больше усложняется противоречивыми мнениями, а значит, необходимость в авторитетном и ясном руководстве Заповедей Божиих возрастает. Именно поэтому многие и в наше время обращаются к ним. И сегодня регуляторами нашей жизни выступают заповеди и семь главных смертных грехов. Список последних следующий: уныние, чревоугодие, похоть, гнев, зависть, алчность, гордыня. Это, естественно, основные, наиболее тяжкие грехи. 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов - вот основа христианства. Необязательно читать горы - достаточно избегать того, что ведет к духовной гибели человека. Однако сделать это не так просто как кажется на первый взгляд. Нелегко полностью исключить из своей жизни все семь смертных грехов. И десять заповедей соблюдать - тоже задача непростая. Но мы должны хотя бы стремиться к духовной чистоте. Бог, как известно, милосерден.

Заповеди и законы природы

Основы православия - заповеди Божии. Можно сравнить их с законами природы, ведь источником и тех и других является Творец. Они дополняют друг друга: первые дают человеческой душе нравственную основу, а вторые регулируют бездушную природу. Разница же заключается в том, что материя подчиняется законам физическим, человек же волен подчиняться законам нравственным или игнорировать их. Великая Божия милость заключается в предоставлении каждому из нас свободы выбора. Благодаря ей мы духовно совершенствуемся и даже можем уподобиться Господу. Тем не менее нравственная свобода имеет и другую сторону - она налагает на каждого из нас ответственность за совершенные поступки.

Мы не будем подробно останавливаться на значении первых трех заповедей. Они связаны с отношением к Богу и, в общем-то, понятны. Детально рассмотрим остальные 7 божьих заповедей.

Четвертая заповедь

Согласно ей, необходимо помнить субботний день для того, чтобы свято его проводить. Шесть дней человек должен работать и делать все дела, а седьмой день следует посвятить Богу. Как же понимать эту заповедь? Давайте разберемся.

Господь Бог велит заниматься нужными делами и трудиться шесть дней - это понятно. Неясно то, что следует делать в седьмой день, не правда ли? Его нужно посвящать святым делам и служению Господу. К делам, угодным Ему, относятся следующие: молитва дома и в храме Божием, забота о спасении души, просвещение сердца и ума религиозными знаниями, помощь бедным, религиозные беседы, посещение заключенных в темнице и больных, утешение скорбящих, а также другие дела милосердия.

Суббота в Ветхом Завете праздновалась как воспоминание о том, как Бог сотворил мир. В нем сказано, что на седьмой день после создания мира "Бог почил от дел Своих" (Быт. 2:3). Иудейские книжники после вавилонского пленения начали объяснять эту заповедь слишком ригористично и формально, запрещая в этот день вообще любые дела, даже добрые. Из Евангелий видно, что даже Спасителя книжники обвиняли в том, что он "нарушает субботу", поскольку Иисус исцелял людей в этот день. Однако именно "человек для субботы", а не наоборот. Другими словами, покой, установленный в этот день, должен идти на пользу духовным и физическим силам, а не лишать нас возможности творить добрые дела и не порабощать человека. Еженедельное устранение от повседневных занятий предоставляет возможность собраться с мыслями, подумать о смысле земного существования и своих трудов. Труд необходим, однако спасение души является важнейшим делом.

Четвертую заповедь нарушают не только тот, кто в воскресенье работает, но и тот, кто в будничные дни ленится и уклоняется от исполнения своих обязанностей. Даже если вы в воскресенье не трудитесь, но не посвящаете Богу этого дня, а проводите его в развлечениях и забавах, предаваясь излишеству и разгулу, вы также не выполняете Завет Божий.

Пятая заповедь

Продолжаем описывать 7 Божьих заповедей. Согласно пятой, следует почитать отца и мать для того, чтобы долго и счастливо жить на земле. Как же это понимать? Почитать родителей означает любить их, уважать их авторитет, не сметь их оскорблять поступками или словами ни при каких обстоятельствах, повиноваться им, заботиться о них, если они нуждаются в чем-то, помогать родителям в трудах, молиться Богу за них, как при жизни, так и после смерти родителей. Не уважать их - большой грех. Тех, кто злословил мать или отца, в Ветхом Завете наказывали смертью.

Будучи Сыном Божиим, Иисус Христос почтительно относился к своим земным родителям. Он повиновался им, а Иосифу помогал плотничать. Иисус упрекал фарисеев, что они отказывали в нужном содержании родителям под предлогом посвящения Богу своего имущества. Этим они нарушали пятую заповедь.

Как же относиться к посторонним людям? Религия учит нас тому, что оказывать почтение необходимо каждому, в соответствии с его должностью и возрастом. Следует уважать отцов и пастырей духовных; гражданских начальников, заботящихся о благополучии, справедливости и мирной жизни страны; учителей, воспитателей, благодетелей и старших по возрасту. Не уважающие стариков и старших молодые люди грешат, считая отжившими их понятия, а их самих - людьми отсталыми.

Шестая заповедь

Она гласит: "Не убивай". Господь Бог этой заповедью запрещает отнимать жизнь у самого себя или у других людей. Жизнь - величайший дар, лишь Бог может устанавливать ее пределы для каждого человека.

Самоубийство - очень тяжелый грех, поскольку в нем, кроме убийства, заключаются и другие: маловерия, отчаяния, ропота против Бога, а также восстание против Его промысла. Ужасно также то, что насильственно оборвавший собственную жизнь человек не имеет возможности покаяться в совершенном грехе, так как покаяние после смерти недействительно. Человек виновен в убийстве даже тогда, когда не убивает сам лично, но способствует этому или допускает до этого других. Кроме убийства телесного существует и духовное, которое не менее страшно. Его совершает тот, кто совращает своего ближнего к порочной жизни или к неверию.

Седьмая заповедь

Поговорим и о седьмой заповеди закона Божия. "Не прелюбодействуй" - гласит она. Бог велит хранить взаимную верность жене и мужу, быть целомудренными неженатым - чистыми в словах, делах, желаниях и мыслях. Для того чтобы не согрешить против этой заповеди, следует избегать всего того, что возбуждает в человеке нечистые чувства, например: "пикантные" анекдоты, сквернословие, бесстыдные пляски и песни, чтение безнравственных журналов, просмотр соблазнительных фотографий и фильмов. Седьмая заповедь закона Божия указывает на то, что греховные мысли следует пресекать при самом их появлении. Нельзя давать им овладеть нашей волей и чувствами. Гомосексуализм считается тяжелым грехом против этой заповеди. Именно за него были истреблены известные города древности.

Восьмая заповедь

7 Божьих заповедей касаются различных сторон жизни человека. Восьмая посвящена отношению к имуществу других людей. Она гласит: "Не кради". Другими словами, запрещается присвоение принадлежащего другим имущества. Разнообразны виды краж: грабительство, воровство, святотатство, взяточничество, лихоимство (когда, пользуясь бедой других, берут с них большие деньги), тунеядство и др. Если человек удерживает плату работника, обвешивает и обмеривает при продаже, утаивает найденное, уклоняется от уплаты долга, то он совершает воровство. В противовес алчному стремлению к богатству вера учит нас быть милосердными, трудолюбивыми и бескорыстными.

Девятая заповедь

В ней говорится о том, что нельзя лжесвидетельствовать на ближнего. Господь Бог таким образом запрещает всякую ложь, в том числе: наговоры, доносы, ложные показания на суде, клевету, злословие, сплетни. Клевета - дьявольское дело, так как само имя "дьявол" означает в переводе "клеветник". Христианина недостойна любая ложь. Она не согласуется с уважением и любовью к ближним. Следует воздерживаться от празднословия, следить за тем, что мы говорим. Слово - величайший дар Бога. Мы уподобляемся Творцу, когда говорим. А слово Бога немедленно становится делом. Следовательно, этот дар необходимо употреблять только во славу Божию и для доброй цели.

Десятая заповедь

Мы описали еще не все 7 Божьих заповедей. Следует остановиться на последней, десятой. В ней говорится о том, что необходимо воздерживаться от нечистых желаний и зависти к ближнему. В то время как другие заповеди были посвящены преимущественно поведению, последняя обращает внимание на наши желания, чувства и мысли, то есть то, что происходит внутри человека. Необходимо стремиться к душевной чистоте. Следует помнить о том, что нехорошая мысль - это то, с чего начинается всякий грех. Если человек останавливается на ней, появляется греховное желание, которое толкает на совершение соответствующего поступка. Следовательно, чтобы бороться с различными соблазнами, необходимо в самом зародыше пресекать их, то есть в мыслях.

Для души зависть - это яд. Если человек подвержен ей, то он всегда будет недоволен, ему вечно будет чего-то не хватать, даже если он очень богат. Чтобы не поддаться этому чувству, следует благодарить Бога за то, что он милостив к нам, грешным и недостойным. За наши преступления нас можно было бы истребить, однако Господь не просто терпит, но и посылает людям Свои милости. Задача жизни каждого человека - приобрести чистое сердце. Именно в нем почивает Господь.

Заповеди блаженства

Рассмотренные выше заповеди Божии и евангельские имеют большое значение для каждого христианина. Последние представляют собой часть заповедей Иисуса, которые он произнес во время Нагорной проповеди. Они входят в Евангелие. Такое название они получили потому, что следование ими ведет к вечному блаженству в жизни вечной. Если 10 заповедей запрещают то, что греховно, то в заповедях блаженства сказано то, как можно достичь святости (христианского совершенства).

Семь заповедей для потомков Ноя

Не только в христианстве есть заповеди. В иудаизме, например, имеются 7 законов потомков Ноя. Они считаются необходимым минимумом, который Тора возлагает на все человечество. Через Адама и Ноя, согласно Талмуду, Бог дал нам следующие 7 заповедей Божьих (православие, в общем-то, утверждает примерно то же): запрет идолопоклонства, убийства, богохульства, воровства, прелюбодеяния, а также запрет использовать в пищу плоть, которая была отрезана от живого животного, и необходимость создания справедливой судебной системы.

Заключение

Иисус Христос на вопрос юноши о том, что следует делать для того, чтобы наследовать вечную жизнь, ответил: "Соблюдай заповеди!". После этого он перечислил их. Десять Заповедей, приведенных выше, дают нам основное нравственное руководство, необходимое для созидания жизни, как общественной, так и семейной и частной. Иисус, говоря о них, отмечал, что все они сводятся по сути к учению о любви к ближним и Богу.

Для того чтобы нам приносили пользу эти заповеди, следует сделать их своими, то есть позволить им руководить нашими поступками, мировоззрением. Эти заповеди должны укорениться в нашем подсознании или, говоря образно, должны быть написаны на скрижалях нашего сердца Богом.

Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:

  1. Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
  2. Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
  3. Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
  4. Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
  5. Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
  6. Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
  7. Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.

Десять заповедей

Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Согласно библейским рассказам, этот список был вручен самим Иисусом в руки Моисея. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.

  • Верь в единственного Бога — в первую очередь эта заповедь была направлена на борьбу с еретиками и язычниками, но с тех пор потеряло такую актуальность, ведь большинство верований направлены на чтение единого Господа.
  • Не создавай себе кумира — изначально данное выражение употреблялось по отношению к поклонникам идолов. Сейчас же заповедь трактуется, как отказ от всего, что может отвлекать от веры в единого Господа.
  • Не произноси имени Господа понапрасну — нельзя просто так упоминать о Бога мимолетно и бессмысленно, это касается выражений «О, Боже», «Ей Богу» и т.д., употребляющихся в диалоге с другим человеком.
  • Помни о выходном дне — это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В этот день, в православной церкви это зачастую воскресенье, нужно посвятить себя Богу, молитвам к нему, раздумьям о Всевышнем и т. д.
  • Почитай своих родителей , ведь именно они после Господа подарили тебе жизнь.
  • Не убивай — согласно заповеди только Бог может отнять жизнь у человека, которому сам ее и дал.
  • Не прелюбодействуй — каждый мужчина и женщина должны жить в моногамном браке.
  • Не кради — согласно заповеди только Бог дает все блага, которые именно он и может отнять.
  • Не лги — нельзя клеветать на ближнего своего.
  • Не завидуй — нельзя желать чужого, причем это касается не только предметов, вещей, богатств, но и супругов, домашних животных и т. д.

Первая Божья заповедь была дана Адаму и Еве ещё в раю. Нарушив её, наши прародители лишились первозданных условий жизни и непосредственного общения с Творцом. Утратив Божью благодать, человеческое естество оказалось незащищённым и уязвимым грехом. Но Господь не оставил своё любимое творение на произвол судьбы, всячески оберегая человека и наставляя его на истинный путь .

Вконтакте

Одноклассники

Внутренний духовный закон , изначально заложенный Богом и контролируемый совестью , уже не мог оставаться для людей мощным сдерживающим фактором. Поэтому необходим был закон внешний, который бы координировал поступки людей и упорядочивал их образ жизни.

Как описывается в Ветхом Завете , Господь установил для человека ряд определённых требований, которые передал израильскому народу через пророка Моисея. Это произошло после освобождения евреев из египетского рабства по дороге в землю Ханаанскую у горы Синай.

Правила человеческой жизни или заповеди были начертаны Самим Господом на двух скрижалях (каменных досках). Такое разделение Закона Божия на две части неслучайно. Первые четыре пункта определяют обязанности человека по отношению к Богу, остальные шесть содержат указания, формирующие гармоничные отношения между людьми.

Всего заповедей Божьих 10 . Православие рассматривает их как жизненный ориентир и руководство ко спасению . Они заключаются в следующем:

  1. Поклоняться Единому Истинному Богу .
  2. Не создавать себе кумиров .
  3. Не произносить имя Господа Бога напрасно .
  4. Чтить выходной день недели: шесть дней трудиться, а седьмой посвящать Богу .
  5. Почитать отца и мать, что даст благополучие и долголетие в земной жизни .
  6. Не убивать .
  7. Не прелюбодействовать .
  8. Не красть .
  9. Не лжесвидетельствовать .
  10. Не завидовать .

Толкование десяти Божьих заповедей в православии

Раскрыть смысл и значение каждого пункта Закона Божия помогает изучение Священного Писания , апостольских трудов и святоотеческой литературы.

Первая заповедь

В ней Господь указывает на Самого Себя и повелевает человеку познавать и почитать только Его , а также стремиться к Нему как к Единому Истинному Богу. Следовательно, люди должны:

  1. Заниматься богопознанием: слушать поучения о Боге в церкви, читать Библию и творения святых отцов.
  2. Проявлять внутреннее почитание Бога: веровать в Него, бояться и благоговеть перед Ним, надеяться на Бога, любить Его, повиноваться и поклоняться Ему, прославлять, благодарить и призывать Его имя.
  3. Выражать внешнее почитание Бога: исповедовать Пресвятую Троицу, не отрекаясь от своей веры даже под угрозой смерти; участвовать в церковных богослужениях и Таинствах, установленных Самим Богом.

Грехи, нарушающие первую заповедь:

  • безбожие, т. е. отрицание существования Бога;
  • многобожие – поклонение мнимым божествам;
  • неверие в Божье провидение и откровение;
  • ересь – выражение мнений, противоречащих Божественной истине;
  • раскол – уклонение от единства Православной Церкви;
  • богоотступление – отречение от истинной веры;
  • отчаяние – потеря надежды на спасение;
  • волшебство – обращение за помощью к тёмным силам;
  • суеверие, при котором обычной вещи придаётся магическое значение;
  • леность в исполнении обязанностей благочестия;
  • бóльшее проявление любви к твари, нежели ко Творцу;
  • человекоугодие вместо угождения Богу;
  • человеконадеяние – надежда на силы человеческие, а не на помощь Божью.

Вторая заповедь

Предостерегает от поклонения идолам – языческим божествам, а также тем предметам, к которым привязываются все мысли и желания человека.

В современных развитых странах, не подверженных языческому влиянию, нарушения этой заповеди довольно часто встречаются в повседневной жизни.

Грехи, нарушающие вторую заповедь:

  • гордость, лицемерие;
  • сребролюбие, любостяжание – любовь к наживе;
  • – чрезмерное наслаждение пищей и употребление её в больших количествах;
  • пьянство, наркомания;
  • компьютерная зависимость.

В противовес перечисленным грехам данное Божье наставление учит смирению, щедрости и воздержанию.

Следует отметить, что почитание святых икон в православном христианстве не противоречит этому предписанию. Слово икона в переводе с греческого обозначает образ , или изображение. В своей молитве человек обращается не к иконе, а к образу, запечатлённому на ней. Сам Господь повелел Моисею установить в скинии золотые изображения Херувимов, причём в той части храма, к которой обращался народ для молитвы Богу.

Третья заповедь

Запрещает произносить имя Божие напрасно, без особой нужды и благоговения, в бесполезных и суетных разговорах.

Грехи, нарушающие третью заповедь:

  • богохульство, т. е. слова, оскорбляющие Бога;
  • – поругание священных предметов или насмешливое отношение к ним;
  • ропот – недовольство жизненными обстоятельствами;
  • ложная клятва, утверждающая то, чего нет на самом деле;
  • клятвопреступление – нарушение законной клятвы;
  • невыполнение обещаний, данных Богу;
  • божба – легкомысленная клятва в обычных разговорах;
  • невнимательная молитва.

В Священном Писании Спаситель предостерегает людей от всякого рода божбы: А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 34 и 37).

Здесь не идёт речь о клятве, предусмотренной общественным законом в особо важных случаях. Законную клятву и присягу необходимо давать и оставаться ей верным до конца, не нарушая ни при каких условиях.

Четвёртая заповедь

Учит людей седьмой день недели посвящать Творцу. В Библии описывается, как Бог шесть дней творил мир, а на седьмой почил, закончив свою работу. Ветхозаветная Церковь почитала день субботний, который является седьмым днём недели. После Светлого Христова Воскресения стал почитаться Воскресный день – первый день седмицы, следующий за шестью рабочими днями.

Для соблюдения четвёртой заповеди и освящения Воскресного дня необходимо:

  1. Воздерживаться от работы и мирских дел.
  2. Посещать храм Божий, участвуя в церковных службах.
  3. Посвящать часть времени чтению Священного Писания и духовной литературы.
  4. Служить Богу делами милосердия, посещая больных, заключённых, раздавая милостыню.

Следует отметить, что шесть дней в неделю Господь заповедал трудиться, поэтому безделье и расслабленность в предназначенное для работы время является прямым нарушением Божьей заповеди.

Пятая заповедь

Говоря о необходимости почитания родителей, Господь указывает на обязанности детей по отношению к ним. Исполняя долг перед отцом и матерью, каждый христианин должен:

  1. Относиться к ним с уважением.
  2. Находиться в повиновении у них.
  3. Ухаживать за ними во время болезни и старости.
  4. Молиться об их здравии при жизни и об упокоении их душ после смерти.

На основе пятой заповеди строятся семейные и общественные отношения. Поэтому, учитывая её важность для формирования порядка в сферах взаимного сосуществования, Господь обещает в награду за выполнение этого требования благополучную и долгую земную жизнь.

Относиться с почитанием следует также к наставникам, начальству, людям преклонного возраста. С самого детства ребёнку нужно прививать уважительное отношение не только к маме и папе, но и воспитателям, учителям, представителям старшего поколения, демонстрируя такое поведение на собственном примере.

Шестая заповедь

Предостерегает от совершения убийства. Жизнь – бесценный Божий дар, который никто не вправе отнять, кроме Самого Творца. Каждый человек создан по образу и подобию Божию. Поэтому покушение на человеческую жизнь является дерзким кощунственным преступлением, за которое придётся отвечать по всей строгости не только в этой жизни, но и будущей.

Грехи, нарушающие шестую заповедь:

  • непосредственное убийство другого человека;
  • руководство действиями, которые привели к кровопролитию;
  • доведение до самоубийства;
  • неоказание своевременной возможной помощи умирающему;
  • укрывательство преступника, совершившего убийство;
  • нанесение вреда здоровью ближнего;
  • вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);
  • самоубийство.

Следует отметить, что последний из всех перечисленных грехов является самым тяжким. Самовольно уходя из жизни, человек дерзает распоряжаться тем, что ему не принадлежит, отвергая дар Божий и тем самым отворачиваясь от Создателя. Самоубийца не имеет возможности принести покаяние и каким-либо способом изменить свою участь. Церковь не молится за ушедших из жизни таким способом.

Не является нарушением шестой заповеди:

  1. Наказание преступника по правосудию.
  2. Уничтожение неприятеля при защите Отечества.

Седьмая заповедь

Через неё Господь призывает всех к телесной чистоте и целомудрию.

Священное Писание учит, что тело христианина должно стать храмом Святаго Духа, поэтому недопустимо его осквернять незаконными и противоестественными связями.

Грехи, нарушающие седьмую заповедь:

  • блуд – близкие отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке;
  • прелюбодеяние – супружеская измена;
  • кровосмешение – плотская связь между родственниками;
  • однополые связи и другие формы сексуальных извращений.

В Новом Завете Спаситель излагает более тонкое объяснение этого наставления: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф. 5, 28). Этими словами Господь даёт понять, что люди должны не только поступать по Закону, но и тщательно следить за чистотой своих мыслей.

Восьмая заповедь

Запрещает присвоение человеком того, что по праву принадлежит другому.

Грехи, нарушающие восьмую заповедь:

  • грабительство – лишение человека его собственной вещи с применением насилия;
  • воровство – тайное похищение чего-либо;
  • присвоение чужих средств или имущества с помощью обмана;
  • вымогательство;
  • взяточничество;
  • тунеядство;
  • нежелание отдавать долги.

В противовес этим грехам выступают такие добродетели, как милосердие, бескорыстие, щедрость.

Девятая заповедь

Требует от людей быть честными по отношению друг к другу.

Грехи, нарушающие девятую заповедь:

  • дача ложных показаний в суде;
  • клевета в обыденной жизни;
  • несправедливое порицание;
  • любая ложь.

В православном христианстве также считается непозволительным укорять или осуждать ближнего за его пороки, если это не допускается определёнными обязанностями: Не суд ú те, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

Десятая заповедь

Предостерегает людей от недобрых желаний и помышлений, которые впоследствии приводят к греховным поступкам. Необходимо пресекать любые нечистые помыслы, чтобы они не подпитывали и не давали разрастаться губительной страсти под названием зависть . Для противодействия этому душевному недугу необходимо:

  1. Хранить сердечную чистоту.
  2. Довольствоваться тем, что есть.
  3. За всё благодарить Бога.

Фундаментом, заложенным в основу Закона Божия, является любовь . На вопрос о том, какая заповедь в Законе считается наибольшей, Господь отвечает: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 36–40).

Смертные грехи

Поступки человека, противоречащие Божьему замыслу о нём и отделяющие его от Творца, что приводит к неминуемой гибели человеческой души, именуются смертными грехами . Их принято условно разделять на семь групп в зависимости от страсти , которая лежит в основе тех или иных поступков. Впервые такая классификация была предложена в 590 году святителем Григорием Великим.

Семь смертных грехов, или страстей:

  1. Гордость – страсть, лежащая в основе всех грехов. Она послужила причиной того, что приближённый к Богу херувим по имени Денница, посчитав себя равным Самому Творцу, был низвергнут с Неба в преисподнюю вместе с другими ангелами, вставшими на его стороне.
  2. Зависть – греховное чувство, подтолкнувшее Каина к убийству своего родного брата Авеля. Зависть явилась основной причиной осуждения и распятия Спасителя.
  3. Чревоугодие – патологическое состояние человека, когда удовлетворение естественных потребностей в еде заменяется обжорством. Чревоугодие порождает другие грехи – леность, расслабленность, невнимание.
  4. Блуд – страсть, способная полностью одурманить человеческий разум, побуждая свою жертву к супружеским изменам, беспорядочным половым связям и всякого рода извращениям. За эти грехи люди подверглись страшной Божьей каре, когда на Содом и Гоморру пролился огненный дождь.
  5. Гнев – разрушительное чувство, способное целиком овладеть человеком и подтолкнуть на самые страшные поступки, вплоть до совершения убийства.
  6. Алчность , или корыстолюбие – непреодолимое желание обладать материальными благами. Эта страсть основывается на подмене жизненных ценностей, когда человек тратит свои силы на приобретение земного достояния, пренебрегая обретением богатства вечного.
  7. – грех, в основе которого лежит душевное и телесное расслабление, парализующее волю человека. Уныние переходит в ропот , который проявляется в недовольстве имеющимися обстоятельствами, когда желаемое несоответствует действительности.

Впадение в смертный грех губит человеческую природу и влечёт за собой трагичные последствия. Но даже при совершении самого тяжёлого преступления нельзя впадать в отчаяние и терять надежду на милосердие Божие, уподобляясь в этом Иуде. Пока человек жив, он имеет возможность очистить свою душу искренним покаянием и вновь заключить союз с Богом, соединившись с Ним в Таинстве Святого Причащения.

Воспитание ребёнка по Божьим заповедям

Основой православного воспитания в семье всегда был и остаётся Закон Божий , открывающий перед ребёнком реальную картину жизни и формирующий у него правильное отношение к окружающему миру, людям и самому себе. Семена православной веры, посеянные в детской душе, обязательно принесут свои плоды в зрелом возрасте.

Чтобы воспитательный процесс проходил в доступной и интересной для ребёнка форме, специальными издательствами было выпущено большое количество православной детской литературы, включая Закон Божий и Библию для детей , а также отдельные издания, представляющие десять заповедей в картинках на русском языке.

Не умеющий читать малыш сможет освоить азы православия не только с родительской помощью, но и самостоятельно, попросту рассматривая рисунки. Для ребёнка, владеющего чтением, книга с изложением Божьих заповедей должна стать настольной, чтобы в любой жизненной ситуации юный христианин научился руководствоваться вечными истинами.

Но сколько бы ни было приложено усилий к просвещению и наставлению родного чада, главной и определяющей частью православного воспитания должен стать личный пример родителей, чтущих Закон Божий и на деле стремящихся к соблюдению всех заповедей Творца.

Психология общения