Аиша бинт абу бакр хадисы. Самая красивая история любви - пророк мухаммад и айша

Самая красивая история любви - пророк Мухаммад и Айша
не поленись,прочитай до конца❤

Семья Аиши

Посланник Аллаха называл ее по-разному: Аиш, ал-Муаффака, что значит «Счастливица», Хумайра, (т.е. «Румяненькая»), Шукайра («Беленькая») и Умм Абдаллах.
Отец Аиши: Абу Бакр Абдаллах ибн Аби Кухафа Усман ибн Амир ибн Амр ибн Каб ибн Луай ал-Кураши, ат-Тайми по прозвищу ас-Сиддик, первый сподвижник, друг Мухаммада с детских лет, в последующем его наместник.

Мать ее: Умм Руман бинт Амир ибн Уваймир ал-Кинанийа, величественная сподвижница.

В доме этих благородных родителей Аиша открыла свои глаза на мир, из источника их доброго нрава утоляла свою жажду и впитала в себя их высокие моральные качества. В доме, в который солнце ислама заглянуло первым и наполнило его светом веры и чистоты. Отец ее был из первых мусульман, а мать – преданная женщина, принявшая ислам до рождения Аиши. Известно следующее высказывание посланника Аллаха: «Кому радостно видеть женщину из большеоких гурий с черными глазами, пусть посмотрит на Умм Руман». У Аиши была сестра Асма, которую называли «обладательницей двух поясов», брат Абд ар-Рахман.

Женитьба посланника Аллаха на Аише бинт Аби Бакр

Пророк часто навещал семью своего друга Абу Бакра. На его глазах росла Аиша, радуя его своей живостью и сообразительностью.

Потеряв Хадиджу, Мухаммад не находил себе места. Все видели, как тяжело посланнику Аллаха, но никто не осмеливался заговорить с ним о новой женитьбе, зная, какое место Хадиджа занимала в его жизни. А Хавла бинт Хаким, жена Усмана ибн Мазуна, пришла к посланнику Аллаха и завела беседу:

О, посланник Аллаха…Почему бы тебе не жениться?

Хочешь – на девушке, хочешь – на женщине…

Кто из девственниц, и кто из имевших мужа?

Что касается девственницы, то это дочь твоего любимейшего друга: Аиша бинт Аби Бакр. А что касается другой, то это – Савда бинт Зама, она уверовала в тебя и последовала за тобой…

Сосватай их для меня…

Хавла рассказала: «Я пришла к Умм Руман и воскликнула:

Какое счастье ниспослал вам Аллах!

Умм Руман спросила:

Какое же?

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, хочет жениться на Аише…

Подожди, сейчас должен прийти Абу Бакр…

Когда он пришел, я сообщила ему новость, на что он спросил:

Можно ли жениться на дочери брата?

Посланник Аллаха на это сказал: « Я - его брат, а он - мой брат, его дочь достойна того, чтобы стать моей женой»».

Хавла продолжила повествование:

«Абу Бакр поднялся с места. Умм Руман сказала мужу:

Ал-Мутим ибн Ади сватал Аишу для своего сына…»

Ситуация сложилась щекотливая: Абу Бакр не хотел отказать Мухаммаду, но дочь была просватана за другого. Абу Бакр известен своей верностью данному слову, недаром он –ас-Сиддик. Но как всякий отец, он, конечно, хотел выдать дочь за посланника Аллаха. Абу Бакр подумал и решил пойти к ал-Мутиму и разобраться на месте.

Придя, Абу Бакр обратился к нему с вопросом:

Ну, что ты скажешь относительно |моей| девочки?!

Ал-Мутим поинтересовался, что об этом думает его жена.

Подойдя к Абу Бакру, она сказала:

Вероятно, что если мы возьмем эту твою дочь за нашего сына, она собьет его с нашей веры и введет в религию, которой придерживаешься ты.

А что ты скажешь? - спросил ас-Сиддик ал-Мутима.

То же самое, что ты слышал.

Абу Бакр с облегчением поднялся: обещание теперь не имело силы. Вернувшись домой, попросил Хавлу позвать к ним посланника Аллаха…».

Надо сказать, у арабов девочки созревают рано. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, женился на ней шестилетней, однако познал ее не раньше, чем в девять лет. Причиной его женитьбы не была страсть или выгода, а следование приказу Всевышнего. Как сказано в предании, во сне ему был показан портрет Аиши на шелковом полотне, и вещено: «Это твоя жена».

Итак, Аиша стала женой Мухаммада. Предоставим слово ей самой. «Посланник Аллаха заключил со мной брак, когда мне было шесть лет. Затем он выждал два года, а когда мы приехали в Медину, то поселились в доме бану ал-Хариса ибн ал-Хазрадж…мне было девять лет». «В наш дом пришел посланник Аллаха, а мужчины и женщины ансаров собрались около него. Моя мать пришла за мной, а я была на качелях. Она спустила меня |на землю|, причесала мне волосы и умыла лицо. Потом, ведя меня за руку, привела к двери и, подождав, пока я отдышусь, ввела меня |в дом|. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на кровати…, она усадила меня к нему на колени. И сказала: «Это твоя семья, да благословит тебя Аллах в твоих домочадцах, и благословит их в тебе». Не был зарезан баран или какой-нибудь другой вид скота. Но Сад ибн Убада ал-Ансари, да будет доволен им Аллах, послал какое-то блюдо и кадх молока. Мусульманки из ансаров приветствовали ее: «Желаем счастья и добра!» Ибн Исхак рассказал, что предбрачный дар Аиши составил четыреста дирхамов.

Абу Омар рассказал, что посланник Аллаха составил брачный договор с Аишей в месяц шаввал и познал ее в Медине тоже в шаввал «десятого года пророчества, за три года до хиджры».

После этого молодая невеста поселилась в доме Мухаммада рядом с «Мечетью пророка». Комната эта была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей, ложе заменял матрас, набитый волокнами пальм, от земли его отделяла только циновка. Здесь Аиша прожила около пятидесяти лет. Убранство дома оставалось неизменным за исключением трех могил, в которых были похоронены пророк, Абу Бакр и Омар.
Абу Хатим передал, что посланник Аллаха сказал Аише: «Ты - моя супруга в этой и следующей жизни».

Любовь и нежность

По сути ничего не изменилось в привычной жизни Аиши: она все так же играла со своими подругами – дочерями ансаров. А Мухаммад выходил из комнаты, чтобы не смущать девочек и не мешать им. Ничего не изменилось, кроме любви и нежности, которые отныне всегда окутывали ее. Муж непременно был заботлив и внимателен. Посланник Аллаха снисходительно относился к желаниям молодой жены. Так, известно, что из-за его плеча она наблюдала, как суданцы играли в мечети копьями, а он прикрыл ее так, чтоб никто не видел. Через некоторое время он сказал ей, мол, достаточно. Она попросила его продлить зрелище. Мухаммад согласился. Трижды они состязались в беге: один раз Аиша обогнала его, а когда она поправилась, то отстала от него, и Мухаммад сказал ей: «Это тебе за тот раз».

Как-то Мухаммад рассказал своей молодой жене длинную историю об Умм Зар и ее муже и сказал в заключение:

Я для тебя был как Абу Зар для Умм Зар…

Нет, посланник Аллаха, ты лучше, чем Абу Зар.

«Белокурая» частенько спрашивала пророка о его любви к ней:

О, посланник Аллаха, какова твоя любовь ко мне?

А он отвечал:

Как канатный узел (т. е. крепка, и никто не может его развязать).

А в другой раз, желая удостовериться в постоянстве его чувств к ней, спрашивала:

О, посланник Аллаха, каково состояние узла?

Он неизменно отвечал:

Прежнее.

Для чего нужны были эти расспросы, ведь каждая женщина и без словесных заверений знает, действительно ли она любима. Возможно, это сидящее в дочерях Евы кокетство. Может, форма любовного заигрывания. Наверное, все вместе. Главное, что эта игра устраивала обоих, а остальное нас не касается…

Достоинства Аиши

Относительно скромности Аиши приводят следующий рассказ. Она часто приходила к месту погребения мужа и отца. Когда здесь же похоронили Омара ибн ал-Хаттаба, навещая их, она еще плотнее закутывалась в одежды, хотя Омар давно умер.

Аиша была великодушна, щедра, неприхотлива. Мужественно переносила голод и бедность, ведь тянулись дни, а огонь в ее доме не разводился, т.е. не пекся хлеб, и не готовилась какая-либо другая еда, и в доме пророка обходились только некоторым количеством воды и фиников.

Для тех, кто не понял, повторяем: ничего съестного в доме не было. Слава Богу, многие из нас с этим не сталкивались. А в наши дни (а, может, и не только в наши) иная жена, муж которой зарабатывает мало, или не зарабатывает вооще, будет ли ласкова, или хотя бы смолчит?! Жены Мухаммада были терпеливы и смиренны. Наверное, в этом и его огромная заслуга. Они любили его, несмотря на лишения и отсутствие нарядов. Несомненно, он того стоил.

В своей щедрости она была самоотверженна. Помнила о тех, кто нуждается, и забывала самое себя. Как- то фортуна повернулась лицом к Аише, и ей дали сто тысяч дирхамов, а она в тот день постилась. Всю сумму она разделила и раздала бедным. Ее вольноотпущенница спросила:

Разве не могла ты купить мяса ]хотя бы[ на один дирхам, чтобы разговеться им?

Аиша ответила:

Если бы ты мне напомнила, то я так и сделала бы.

Один раз Аиша спросила Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, кто из его жен попадет в рай. Он ответил: «Что касается тебя, то ты – из них». Ахмад в «Муснад»е приводит следующее изречение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, со слов Аиши: « Я видел Аишу в раю |так|, как я вижу белизну ее ладоней, и это облегчило мою смерть».

Передают со слов Аиши, что она попросила посланника Аллаха дать ей кунью. Он ответил, что она может называться по имени «ее» сына, т.е. Абдаллаха ибн аз-Зубайра.

Госпожа Аиша уделяла огромное значение получению знаний. Она запоминала изречения и поступки посланника Аллаха. В вероучении ислама и красноречии достигла того, что мужчины признавали ее превосходство и покорно слушали то, чему она их учила. Она являлась источником хадисов, права и сунны, великолепно читала Коран, а ведь из сподвижников пророка мало кто владел этим искусством.

Мать верующих Аиша была хорошо воспитана и ничем не выражала своих чувств. Однажды посланник Аллаха признался ей:

Я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься.

– Откуда ты это знаешь?

Если ты довольна, то говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада», а когда сердишься на меня: «Нет, клянусь Господом Ибрахима».

Да, посланник Аллаха, когда я сержусь, то стараюсь не произносить твое имя.

Аиша бинт Аби Бакр обладала неисчислимыми достоинствами, в том числе исключительной воздержанностью. Вот как об этом рассказывает ее племянник Урва ибн аз-Зубайр: « Я видел, как она делит семьдесят тысяч, а сама носит рубаху с залатанным карманом. Она часто постилась, любила совершать умру и хаджж. Как-то она спросила Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «О, посланник Аллаха, предписан ли джихад женщинам?», он ответил: «Да, они должны совершать джихад, в котором нет сражения: это хаджж и умра». Только ей одной архангел Джибрил передал салам. Сам пророк однажды сказал о ней так: «Преимущество Аиши над остальными женщинами подобно преимуществу сарид(а) над прочей едой». Мухаммад попросил Умм Саламу не обижать его «в отношении Аиши, ведь, поистине, откровения мне ниспосылаются только когда я в постели с ней, а не с какой-либо другой женой из вас».

Относительно ее образованности сподвижники высказались следующим образом: «Если собрать |и взвесить| знания Аиши |и сравнить их| со знанием всех женщин, то знание Аиши оказалось бы более достойным», а также они говорили: «Когда нам был неясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу, и всегда находили у нее объяснение, например, о наследстве». Со слов посланника Аллаха Аиша передала две тысячи двести десять хадисов, из них сто семьдесят четыре – согласовано, т.е. одновременно приводятся в сборниках Бухари и Муслима. Сподвижники пророка, т.е. люди, знавшие его достаточно близко и теснее всех общавшиеся с ним, назвали эту его супругу «Любимицей посланника Аллаха».

Как–то один человек нелицеприятно отозвался об Аише в присутствии Аммара ибн Йасира, на что тот сказал: «Прочь, мерзкая, тявкающая |собака]! Как ты смеешь оскорблять любимицу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».

Йусуф ал-Кардави называет ее ученицей школы пророчества: она крепко усвоила, что настоящая жизнь – будущая, а эта - преходяща и обманчива. Следовательно, беды и проблемы не могут заслонить небосвод истинного верующего. И та, которую Аллах избрал матерью верующих, не иначе как должна быть образцом богобоязненности, благочестия и довольства тем, что есть.

Аиша умела задавать вопросы. Согласитесь: задать вопрос так, чтоб получить желаемый ответ – искусство. Однажды она сказала:

Скажи, если ты спешился в долине, и увидел обглоданные деревья и одно нетронутое деревце, у которого из них ты оставишь пастись своего верблюда?

Мухаммад ответил:

У того, где не пасся скот.

Таким образом, она напомнила ему, что он не женился на девственнице, кроме нее.

У «матери верующих» Аиши бинт Аби Бакр было десять достоинств, которыми не обладала ни одна из жен пророка. Предоставим ей право самой рассказать об этом:

Пророк не женился на другой девственнице, помимо меня;

Аллах, Велик Он и Славен, ниспослал мое оправдание с небес;

Джибрил с небес явил посланнику Аллаха мой портрет на шелковом отрезе и сказал: «Женись на ней, воистину, она твоя супруга»;

Мы с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, совершали полное омовение (гусль) из одного сосуда;

Он молился, а я лежала перед ним;

Откровения ниспосылались ему, когда он находился со мной;

Джибрил передал мне «салам», и я - жена пророка в раю;

Всевышний Бог забрал душу пророка, когда его голова покоилась на моих коленях;

Он умер в ночь, которая принадлежала мне;

Он похоронен в моем доме.

Наговор на мать верующих Аишу,
дочь правдивейшего

Одной из важнейших и сложнейших вех в судьбе Аиши был инцидент с поклепом. Этой омерзительной клеветой, возведенной на матерь верующих. Шел шестой год хиджры. Пророк, как обычно, собираясь в путь, бросил жребий среди своих жен. С ним отправлялась та, на кого пал жребий. На этот раз вышло, что с ним поедет Аиша бинт Аби Бакр. Мусульмане узнали, что племя бану ал-мусталик собирается напасть на них, и решили выйти им навстречу.

На обратном пути в Медину войско остановилось передохнуть. Наступила ночь. Аиша удалилась по нужде. Идя к своим, она обнаружила пропажу ожерелья и вернулась, чтобы найти его. Благополучно отыскав ожерелье, она пришла туда, где совсем недавно был караван, однако никого не увидела. Все ушли. Ее паланкина также не было на месте: его унесли, думая, что матерь верующих Аиша находится внутри. Женщины мусульман в то время были легкими, так как ели мало. Поэтому никто и не заметил, что Аиши там нет. Что она сделала? Завернувшись в покрывало, она осталась там, где стояла, уверенная, что, как только ее отсутствие обнаружится, за ней вернутся. Сафван ибн ал-Муаттал шел позади всех, высматривая, не выпало ли что-нибудь по дороге. Проходя мимо, он заметил вдалеке что-то черное. Увидев сидящую на земле Аишу, да будет доволен ею Аллах, Сафван произнес:

Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! Раз за разом он повторял эти слова, боясь невзначай заговорить с супругой посланника Аллаха. Не говоря ни слова, поставил верблюдицу на колени. Аиша уселась на верблюда, взяв животное за поводья, Сафван вел его. В полдень их маленькая процессия достигла войска.

Посланник Аллаха, найдя свою «Белокурую» живой и невредимой, успокоился. Выслушав, он ни словом не упрекнул ее.

Однако Ибн Салул (а он был врагом посланника Аллаха) использовал этот шанс, чтобы опорочить Аишу, а в ее лице всех других членов семьи пророка и самого Мухаммада, говоря:

Нет, не спаслась она от него, и он от нее не спасся,- имея в виду Сафвана и Аишу, чтобы тем самым пошатнуть авторитет посланника Аллаха. Несомненно, честь жены-это честь мужа.

Сразу по прибытии в Медину Аиша заболела. Шли дни, люди обсуждали своими языками слова сплетников. Аиша ни о чем не подозревала. Но она, видимо, чувствовала, что что-то неладно. Изменилось отношение к ней Мухаммада: если раньше, обыкновенно, он был с ней лас

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

عائشة بنت أَبي بكر

Детство

Аиша родилась и выросла в мусульманской семье, которую Мухаммед часто посещал, так как дружил с её отцом Абу Бакром . Абу Бакр во дворе своего дома построил небольшую мечеть, в которой молилась вся его семья. Несмотря на свой юный возраст, Аиша старательно запоминала все основы ислама, так как с рождения была наделена большим чувством ответственности и с раннего детства задавала умные вопросы. Она была наделена хорошей памятью, была не по годам развита духовно и физически, а её замечания об окружающих людях, событиях и явлениях поражали окружающих .

Мусульманские источники описывают Аишу как красивую, умную, одарённую, воспитанную, скромную и благочестивую девушку .

Помолвка

Считается, что Аиша была предначертана Мухаммеду Всевышним . Так, после женитьбы Мухаммеда на Сауде , он увидел сон, в котором к нему явился ангел Джабраил с шёлковым полотном, на котором светилось изображение Аиши. Ангел Джабраил сказал Мухаммеду: «Воистину она твоя супруга в ближайшей жизни и в грядущей жизни». После того как Мухаммед увидел этот сон во второй раз, он понял, что Аиша должна стать его супругой по велению Аллаха .

Мухаммед посватался к Аише через жену своего друга Усмана ибн Мазуна - Хавлу. Но на тот момент Аиша была помолвлена с Джубейр ибн Мутимом, который был из неверующей семьи, и эта помолвка была расторгнута. В 620 году Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за Мухаммеда и в 622 году она перешла в его дом. Этот брак ещё больше скрепил узы дружбы между Мухаммедом и Абу Бакром, который имел почет и большое влияние среди первых мусульман .

Возраст на момент вступления в брак

Существуют различные мнения насчет возраста Аиши в момент вступления в брак. В большинстве мусульманских источников говорится о том, что ей было шесть лет , а на момент фактического начала брачной жизни - девять лет . В других источниках упоминается возраст в десять лет . Некоторые авторы склоняются к тому, что ей было пятнадцать или даже семнадцать лет . Отдельные историки, включая Ибн Хишама, утверждали, что Аиша приняла ислам одной из первых, что позволяет сделать вывод о том, что ей было 15 лет на момент замужества . Некоторые историки и исследователи приводят данные о том, что, когда до Мухаммада к ней посватался Джубейр ибн Мутим, она была старше 17 лет. Имеются данные о том, что сестра Аиши Асма , которой было 27 лет в момент хиджры , была на 10 лет старше Аиши, из чего следует, что в момент свадьбы Аише было 17 лет .

Несмотря на различные мнения авторов о возрасте Аиши при вступлении в брак с Мухаммедом необходимо отметить, что в те времена в Аравии невесты очень юного возраста были нормальным явлением .

Супружеская жизнь

После того как Мухаммед женился на Аише, она поселилась в его доме рядом с мечетью. Аиша и Мухаммед очень любили друг друга . Пророк называл её Хумейрой .

Аиша была добродетельной, набожной женщиной, проводила много времени в молитвах и обильно раздавала милостыню . Аиша была мужественной, стойкой и бесстрашной женщиной. Она участвовала во многих сражениях, оказывая помощь раненным мусульманским воинам . Во время битвы при Ухуде , в которой погибло большое число мусульман, Аиша ухаживала за ранеными, а убитых перевозила в Медину . В этой же битве Мухаммед получил ранение лица от камней многобожников. Аиша останавливала ему кровотечение .

Выйдя замуж за Мухаммеда, Аиша научилась читать Коран . Фундамент образования Аиши ещё до замужества заложил Абу Бакр, известный своими познаниями о поэзии и о древних племенах. Аиша унаследовала его знания. Аиша использовала каждую возможность пополнить свои знания и в каждую встречу с Мухаммедом задавала ему интересующие её вопросы по исламу. Немногие из сподвижников Мухаммеда могли сравниться с Аишей в понимании Корана и Сунны .

В доме, в котором жил Мухаммед с Аишей, из предметов мебели были только тюфяк, подушка из волокон финиковой пальмы , циновка , два глиняных кувшина, в которых хранились мука и финики , кружка для воды и миска. Там также была лампа, в которой часто заканчивалось масло и по несколько недель подряд в доме не загорался свет. Несмотря на то, что у Аиши была служанка, она любила сама ухаживать за Мухаммедом: молоть муку, месить тесто, печь хлеб, стелить постель и стирать одежды . Пророк говорил про Аишу: «Аиша превосходит всех женщин так же, как сарид превосходит все блюда». Сарид - это излюбленное блюдо арабов (суп с накрошенным хлебом). .

Когда Мухаммед умер на руках у Аиши в её доме, ей было 18 лет . Согласно завещанию, его похоронили на месте смерти, то есть могила была вырыта под домом Аиши в Медине . В месте захоронения Мухаммеда была воздвигнута мечеть. Посещение Мечети Мухаммеда и его могилы является одним из богоугодных деяний, о чём свидетельствует следующее высказывание Мухаммеда: «За того, кто посетит мою могилу, в Судный день я буду просить Всевышнего о прощении» .

Взаимоотношения с остальными членами семьи

У Аиши были доброжелательные и уважительные отношения с другими жёнами и детьми Мухаммеда. Так, например, она заступилась за одну из его жён - Зайнаб бинт Джахш - с которой он не разговаривал два месяца за совершённый ею проступок. А с дочерью Мухаммеда Фатимой у Аиши были дружественные отношения, и при подготовке к свадьбе Фатимы Аиша даже побелила стены дома и подготовила для неё приданое . Жениха Фатимы, Али ибн Абу Талиба , Аиша угощала финиками и изюмом . В хадисах от Муслим сказано, что за всю свою жизнь ни к одной женщине Аиша не ревновала Мухаммеда так, как к его умершей жене Хадидже бинт Хувайлид .

Случай с потерянным украшением

Был случай, когда Аиша сопровождала Мухаммеда в поход в паланкине на верблюде. Во время одной из остановок она потеряла своё украшение (жемчужное ожерелье). Это украшение было подарено Аише её матерью Умм Руман на свадьбу. Пока Аиша искала украшение, караван тронулся в Медину и никто не заметил, что Аиши не было в паланкине. Аиша нашла своё украшение, но караван был уже далеко. Она осталась ждать в надежде, что кто-нибудь вернется за ней. В те времена во время походов за караванами всегда следовал человек, который собирал забытые во время остановок вещи и доставлял их владельцам. В тот день этим человеком был Хазрат Саффон ибн Муаттал, который считался честным и доблестным воином. Он посадил Аишу на верблюда, а сам пошел пешком, и доставил Аишу Мухаммеду. После этого случая недруги Аиши - Абдуллах Ибн Убай и сестра Зайнаб бинт Джахш - Хамна стали распространять сплетни о неверности жены Пророка. Сама же Аиша из-за трудностей походной жизни заболела и двадцать дней не могла встать с постели. После того, как слухи дошли до самой Аиши состояние здоровья её ухудшилось. Для прояснения ситуации Мухаммед вызвал к себе Али ибн Абу Талиба и Усома ибн Зайда, чтобы узнать их мнение о произошедшем. Усома ибн Зайд сказал Пророку, что у него об Аише исключительно положительное мнение. Али ибн Абу Талиб , в свою очередь, предложил узнать об Аише у её служанки Бариры. Барира ответила, что у неё тоже об Аише только положительное мнение и единственный недостаток Аиши заключался в том, что она по своей молодости часто засыпала, когда месила тесто. В тот же день Мухаммед вызвал к себе также свою другую жену Зайнаб бинт Джахш , чтобы узнать и её мнение. Но, и Зайнаб ответила, что ничего, кроме хорошего об Аише сказать не может. Однако, Мухаммед продолжал переживать из-за сложившейся ситуации. Аиша в это время целыми днями плакала и просила Всевышнего дать знамение о её невиновности. Всевышний откликнулся на просьбу Аиши и дал откровение Пророку, которое впоследствии стало 11 - 21 аятами двадцать четвертой суры Корана Ан-Нур . Этими аятами Корана Всевышний подтвердил невиновность Аиши и дал откровение о суровом наказании клеветников .

Жизнь Аиши после смерти Мухаммеда

После смерти мужа Аиша некоторое время продолжала спать в своей комнате, там же, где находилась могила, а потом переселилась в другую комнату, увидев во сне Мухаммеда. Наследства вдовам не досталось, так как он жил очень скромно, остальные вдовы вознамерились требовать наследство в виде принадлежавших ему при жизни садов. Но Аиша пристыдила их, сказав, что наследство Мухаммеда должно принадлежать не конкретному человеку, а всем мусульманам. После этого вдовы отказались от своих притязаний .

Несмотря на несогласие Аиши с политикой Усмана , который был назначен халифом после смерти Умара аль-Хаттаба, смерть Усмана в результате убийства сильно потрясла Аишу, она требовала немедленно наказать убийц. Новый халиф Али ибн Абу Талиб ждал удобного случая, чтобы наказать убийц Усмана, присягнувших ему. В результате заговора Аишу впутали в интриги, обманным путём принудили участвовать в походе против Али ибн Абу Талиба, среди сторонников которого скрывались убийцы Усмана . Во главе армии сторонников наказания убийц Усмана встали родственники Аиши - Тальха и аз-Зубайр . Существует заблуждение, будто Аиша и её сторонники отказывались признать Али ибн Абу Талиба халифом. Но истинной их целью являлась месть убийцам Усмана. Из-за неопытности Аиши в управлении войском сторонники Аиши сами начали вершить правосудие, и в Басре были казнены около 600 участников преступления против Усмана. Войско захватило Куфу , а затем двинулось к Басре , где в 656 году состоялась Верблюжья битва , при которой сторонники Аиши потерпели поражение . Сама Аиша была отправлена в Мекку вместе с братом Мухаммадом и сорока почтенными женщинами, переодетыми в мужчин. Все остальные пленные также были отпущены по приказу Али . Несмотря на произошедшее, Али ибн Абу Талиб с большим уважением отнёсся к Аише. Аиша говорила о произошедшем следующее : «Дети мои! Между мной и Али нет вражды. Это была простая семейная ссора! Я почитаю Али за доброго человека». На что Али ибн Абу Талиб добавил : «Мать правоверных права. Она досточтимая жена Пророка, как в этом мире, так и в другом». Шииты из-за этого случая относятся к Аише отрицательно .

Школа Аиши

Аиша передала со слов Мухаммеда 2210 хадис , в том числе касающихся семейной жизни Мухаммеда и его быта. Таким образом, свои знания Аиша получила от первоисточника - Мухаммеда - и от своего отца, его сподвижника. Аиша была одной из трёх жён Мухаммеда, помнивших наизусть весь Коран (другими были Хафса и Умм Салам). Как и у Хафсы, у Аиши была рукопись Корана. Среди сподвижников Мухаммеда Аиша считается самым выдающимся специалистом в исламском правоведении . Другие выдающиеся сподвижники обращались к ней за помощью по вопросам права в самых сложных и запутанных ситуациях и получали достойные, исчерпывающие ответы . Она была хорошим оратором . После смерти Мухаммеда Аиша занималась наставничеством, обучая людей разного возраста. Ученики Аиши превосходили своих друзей образованием и развитием. Детей-сирот, обучавшихся у неё, она брала на содержание. Многие из её учеников впоследствии стали известными учеными, собирателями хадисов, знатоками Корана . Она достигла высокого мастерства в стихосложении , многие поэты стремились обучиться у неё .

Смерть

В течение всей своей жизни после смерти Мухаммеда Аиша передавала людям знания и мудрость, полученные от него. Благодаря своей набожности и знаниям она стала любимицей всех мусульман. «Правдивая», как называли Аишу мусульмане, тихо умерла вечером 17-го числа месяца Рамадана в возрасте 66 лет. Согласно её воле, она была похоронена ночью на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине . В могилу её опускали племянники. На похоронах присутствовало большое количество людей .

Образ Аиши в шиизме

Примечания

  1. - Большая российская энциклопедия , 2004. - ISBN 978-5-85270-320-0
  2. , с. 318.
  3. Mustafa ERĺŞ. Peygamberimizin Hanımları / Müminlerin Anneleri. - Erkam Yayınları, 2001. - С. 165. - ISBN 9756736240 .
  4. Шайх Абдулазиз Мансур, Таваккал Кенжаев. Муминларнинг оналари (Хазрат Хадича ва Хазрат Ойша). - Гафур Гулям, 2018. - С. 256. - ISBN 9789943542273 .
  5. Абдулхай Абдурахмонов. Саодатга элтувчи билим. - Мовароуннахр, 2002. - С. 720.
  6. Watt , Aisha // Encyclopedia of Islam
  7. Denise Spellberg (англ.) русск. , Politics, Gender, and the Islamic Past: the Legacy of A’isha bint Abi Bakr, Columbia University Press , 1994, p. 40
  8. Armstrong K. , Muhammad: A Biography of the Prophet (англ.) русск. , Harper San Francisco, 1992, p. 157.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

− Собираясь отправиться в какую-нибудь поездку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно бросал жребий среди своих жён и брал с собой ту из них, на которую падал выбор. (Перед) одним из своих походов после ниспослания (айата о необходимости ношения) покрывал (женщинами) он (также) бросил среди нас жребий. Выбор пал на меня, и я поехала с ним в паланкине (специально сделанным для женщин, укреплявшийся на спине верблюда), в котором меня опускали на землю. Мы двинулись в путь, а по завершении этого похода, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался обратно и мы остановились недалеко от Медины, он ночью объявил, что нам следует выступить в путь. После того как был отдан этот приказ, я вышла за пределы (стоявшего лагерем) войска, удовлетворив же свою нужду, вернулась обратно (в лагерь. Там) я коснулась (рукой) груди и вдруг (обнаружила, что) моё ожерелье из оникса порвалось (и пропало). Тогда я вернулась назад и стала искать его, что и задержало меня. Между тем сопровождавшие меня (люди) подошли к моему паланкину, подняли его и погрузили на спину того верблюда, на котором я ехала, посчитав, что я нахожусь внутри, (так как) в те времена женщины были лёгкими и тонкими и ели мало. В то время я была совсем молодой девушкой (до 15 лет), и люди, которые поднимали паланкин (на верблюда), не (почувствовали разницы) в весе. Они погнали его и двинулись в путь, а я нашла своё ожерелье после того, как войско уже ушло, и когда я вернулась в лагерь, там никого не было. Решив, что (люди) обнаружат моё отсутствие и вернутся за мной, я направилась к тому месту, где находилась прежде. Когда я сидела (там), глаза мои стали слипаться и я заснула; что же касается Сафвана бин аль-Му‘атталя ас-Сулами (впоследствии аз-Заквани), то он двигался позади (остальных воинов) и добрался до того места, где я находилась, к утру. Он увидел спящего человека и подошёл ко мне, а ему приходилось видеть меня до (ниспослания айата о необходимости носить) покрывало. Услышав, как он произносит слова “Поистине, мы (принадлежим) Аллаху, и, поистине, к Нему (мы) вернёмся” (“Корова”, 156), я проснулась, а он опустил на колени свою верблюдицу и наступил на её переднюю ногу. Когда я села верхом, он повёл верблюдицу, (и мы не останавливались,) пока не добрались до войска, остановившегося на полуденный отдых. А затем погиб тот, (кому предназначено было) погибнуть (совершив тяжкий грех. оклеветав ее), главным же клеветником был ‘Абдуллах бин Убайй бин Салюль. После этого мы вернулись в Медину, где я проболела целый месяц, а люди стали распространять измышления клеветников. И мне казалось, что (случилось нечто такое, из-за чего) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был уже не столь добр ко мне, каким он бывал прежде, когда я болела, так как во время этой моей болезни он только приходил, приветствовал (присутствовавших) и спрашивал: «Как (здоровье) этой (девочки)?» − я же ничего не знала об этом, пока не выздоровела. А через некоторое время мы с Умм Мистах отправились в аль-Манаси‘ (место в Медине), куда мы ходили по большой нужде только по ночам до тех пор, пока отхожие места не устроили поблизости от наших домов. Так же поступали прежде и арабы(, отправлявшиеся для этого) в пустыню (или: уходившие подальше от своих домов). Итак, мы с Умм Мистах бинт Абу Рухм (вышли из дома) и направились (туда. По дороге Умм Мистах), на которой был (длинный) плащ, споткнулась и воскликнула: «Чтоб ты пропал, Мистах!» Я сказала: «Ты говоришь плохие слова! (Как можешь) ты ругать человека, участвовавшего в (битве при) Бадре?!» (На это) она сказала: «Разве ты не слышала, что они говорят?» − после чего рассказала мне о том, что (обо мне) говорили клеветники, и (из-за этого) я почувствовала себя ещё хуже. Когда я вернулась домой, ко мне пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который произнёс слова приветствия и спросил: «Как (здоровье) этой (девочки)?» − я же сказала: «Позволь мне (пойти) к моим родителям», так как хотела получить подтверждение (всего, что узнала,) от них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил мне (сделать это), и тогда я пришла к ним и спросила у матери: «О чём говорят люди?» Она сказала: «О доченька, не придавай большого значения этому делу! Клянусь Аллахом, очень редко бывает так, чтобы о красивой женщине, которую любит муж, имеющий и других жён, не говорили много (всякого)!» Я воскликнула: «Преславен Аллах! Так люди действительно говорят об этом?!» − и после этого плакала всю ночь, не смыкая глаз.

(Передатчик этого хадиса) сказал:

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала):

− Я плакала весь день и (всю ночь и) не могла заснуть, а утром ко мне пришли родители, всего же я проплакала две ночи и один день, и мне стало казаться, что печень моя разорвётся от плача. Когда они сидели у меня, а я плакала, разрешения войти ко мне попросила одна женщина из числа ансаров, которую я разрешила (впустить). Присев, она принялась плакать вместе со мной, и в это время неожиданно вошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сел, а он не садился у меня с тех пор, как обо мне стали (распространять ложь). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за целый месяц не получивший никакого откровения относительно моего дела, произнёс слова свидетельства и сказал: «О ‘Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила в чём-либо, попроси у Аллаха прощения и принеси Ему своё покаяние, ибо, поистине, если раб признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!» После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, я перестала плакать; из глаз моих не упало больше ни одной слезинки и я сказала отцу: «Ответь за меня посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Тогда я сказала матери: «Ответь за меня посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что он сказал!» − (но и она тоже) сказала: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Тогда я была молодой девушкой и знала из Корана лишь немногое. Я сказала (присутствовавшим): «Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы посчитали (их слова) правдой. И если я скажу вам, что невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне; если же я признаюсь вам в (том, что совершила) это, а Аллах знает, что на самом деле я невиновна, то вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя (подходящего) примера, кроме (слов) отца Йусуфа, который сказал: “(Лучше всего мне проявлять) терпение, и (лишь) к Аллаху (должно) обращаться за помощью от того, что вы утверждаете!" (“Йусуф”, 18) » А потом я перебралась (на другую сторону) своей постели, храня надежду на то, что Аллах оправдает меня, однако, клянусь Аллахом, я (никогда) не думала, что относительно меня будет ниспослано откровение, ибо считала себя слишком ничтожной для того, чтобы об этом моём деле говорилось в Коране. Однако я надеялась, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидит сон, в котором Аллах оправдает меня. И, клянусь Аллахом, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не встал со своего места, и никто из членов моей семьи не покинул дома, а Аллах уже ниспослал ему откровение. Он впал в то состояние, в которое обычно впадал(, когда ему ниспосылались откровения, и капли) пота, подобные жемчужинам, посыпались с него градом(, несмотря на то, что был холодный) зимний день. А когда (ниспослание откровения) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончилось, он улыбнулся, и первыми его словами стали слова: «О ‘Аиша, возблагодари Аллаха, ибо Аллах оправдал тебя!» Моя мать велела мне: «Подойди к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» − но я возразила (ей): «Нет, клянусь Аллахом, я не подойду к нему и не стану благодарить никого, кроме Аллаха!» (В айатах, которые) ниспослал Аллах Всевышний(, говорилось): «Поистине, те, которые возвели отвратительную ложь, (составляют собой) группу из вас же…» (“Свет”, 11 − 26) А после того как Аллах ниспослал (айат), оправдавший меня, Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, который оказывал помощь Мистаху бин Усасе, ибо тот состоял с ним в родстве, сказал: «Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об ‘Аише, я больше никогда ничего ему не дам!» − и тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой айат, в котором было сказано): «И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что прекратят оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах − Прощающий, Милосердный!» (“Свет”, 22) (Услышав эти слова,) Абу Бакр сказал: «Да, клянусь Аллахом, конечно же я хочу, чтобы Аллах простил меня!» − после чего он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше.

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала:

− Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расспрашивал обо мне также и Зайнаб бинт Джахш (бывшей другой его женой), говоря: «О Зайнаб, что тебе известно, что ты видела?» − (на что) она отвечала: «О посланник Аллаха, я (не говорю того, чего не) видела и не слышала. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только благое!» Она соперничала со мной, (стараясь добиться любви посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) но Аллах защитил её с помощью благочестия.

Этот хадис передали аль-Бухари 2661, 4750, Муслим 2770.

Аиша бинт Абу Бакр

(ум. в 56/676)
одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных, дочь Абу Бакра ас-Сиддика. Родилась приблизительно в 612 году в Мекке. Стала мусульманкой с малых лет. Ее брак с пророком Мухаммадом был заключен в 620 году в Мекке. Это произошло после заключения его брака с Саудой бинт Зама. Но в дом мужа она перешла спустя 2 года. В то время ей было 9 или 10 лет. В тоже время, имеются также и другие исторические сообщения о возрасте Аиши к моменту брака с пророком Мухаммадом. У Ибн Хишама и некоторых других историков имеется информация о том, что Аиша была в числе первых принявших Ислам людей, а это означает, что в момент брака ей было 15 лет. Кроме того, некоторые историки и исследователи приводят данные о том, что до пророка к ней посватался Джубайр ибн Мутим, и ей было приблизительно 17 лет. Исторические хроники также содержат информацию о сестре Аиши Асме, которая умерла в возрасте 100 лет, в 73 году хиджры. Это означает, что во время хиджры ей было 27 лет. В то же время, известно, что Аиша была младше Асмы на 10 лет. А это, в свою очередь, означает, что к моменту ее брака с пророком Мухаммадом ей было 17 лет. Этот брак еще больше скрепил узы дружбы между пророком Мухаммадом и Абу Бакром ас-Сиддиком, который имел большое влияние и почет в ранней мусульманской общине. Пророк очень любил Аишу и называл ее Хумейрой. После хиджры, она была участницей многих сражений, в которых она оказывала помощь раненным мусульманским бойцам. Значительным событием в жизни Аиши была история с возведенной на нее клеветой со стороны лицемеров, когда она во время похода на племя Бану Мусталик, по объективным причинам отстала от каравана и вернулась в расположение мусульманских войск с Сафваном, который случайно встретил ее и проводил обратно. Это послужило поводом для распространения в ее адрес недобрых слухов. Она переживала из-за возведенной на нее клеветы и, вернувшись в Медину, заболела. На протяжении целого месяца Аиша оставалась в доме своего отца. Наконец, пророк Мухаммад получил от Бога откровение о невиновности Аиши, и она была полностью оправдана (Коран, 24: 1-10). Пророк Мухаммад провел последние дни своей жизни в доме Аиши и умер у нее на руках. Значительным событием в ее жизни, спустя много лет после смерти пророка Мухаммада, стала битва Джамаль (Верблюжья), в которой она оказалась вовлеченной в гражданский конфликт с халифом Али. Этот конфликт произошел по независящим от них обстоятельствам. После победы Али в этой битве, он с почестями отправил ее в Медину. Аиша тоже уважала Али. После его убийства она оплакивала его. Аиша была способной и грамотной женщиной, обладала хорошей памятью. В последние годы своей жизни она занималась выдачей фетв по различным проблемам мусульманского права относительно состояний женщин. Ее познания помогали решать многие проблемные вопросы среди мусульман. Аишу даже считают одной из основоположниц мусульманского права. Она также отличалась многими добродетельными качествами характера, благородством, благочестием, набожностью. В ее передаче известно около 2200 хадисов. Аиша умерла в Медине в период правления халифа Муавии ибн Абу Суфьяна.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Аиша бинт Абу Бакр" в других словарях:

    Араб. أبو بكر‎‎ Каллиграфии представление Абу Бакр по арабски … Википедия

    Абу Бакр ибн аль Араби (араб. ابو بكر ابن العربي‎‎‎‎) Имя при рождении: Мухаммад ибн Абдуллах аль Маафири ибн аль Араби Род дея тельности: историк, кади, знаток Корана и факих Должности: кади Севильи Рождение: 1076(1076 … Википедия

    Жёны пророка Мухаммеда араб. أمهات المؤمنين Матери правоверных (Умму ль Муъминин) … Википедия

    Жёны пророка Мухаммеда араб. أمهات المؤمنين Матери правоверных (Умму ль Муъминин) … Википедия

    Араб. علي بن أبي طالب‎‎ Каллиграфии представление Али по арабски … Википедия Ислам. Энциклопедический словарь.

Советы психолога