Православие в австрии. юрий максимов - мир православия - австрия - европа - россия в красках

Местоположение : Центральная Европа, к северу от Италии и Словении.
Площадь : 83 870 км 2 .
Численность населения : 8 192 880 человек (по состоянию на июль 2006 года).
Официальный язык : немецкий.

Краткая история страны. Австрийское государство как самостоятельная единица на политической арене Европы появляется в Х веке, во времена правления династии герцогов Бабенбергов. Границы его тогда были существенно расширены на юг и восток, город Вена стал столицей. К этому времени (ок. 996) относится и первое упоминание имени государства – «Ostarrichi», то есть «восточная страна».

В XIII веке, после гибели последнего Бабенберга, страна на 30 лет попадает под власть чешского короля Оттокара II. После того как король был разбит в битве с императором Рудольфом Габсбургским, Австрия переходит под управление династии Габсбургов, сохранявших за собой власть в этих землях вплоть до ХХ века. При них была устроена одна из крупнейших европейских империй, принявшая в 1867 году наименование Австро-Венгрии.

28 июня 1914 года в г. Сараево было совершено покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда; через месяц Австро-Венгрия объявила войну Сербии, что положило начало Первой мировой войне. После поражения в ней и распада империи страна была ужата до небольшой республики – в 1918 году наступил конец многовековому правлению династии Габсбургов. 20 лет спустя республика была аннексирована нацистской Германией (австриец по происхождению, Адольф Гитлер покинул страну непризнанным художником, а вернулся с триумфом и войсками), в 1945 году освобождена советскими войсками. В 1955 году была провозглашена независимость Австрии при условии государственного нейтралитета страны.

Религия : католики – 72,4 %, протестанты – 4,7 %, православные – 4,3 %, мусульмане – 4,2 %, прочие – 4,0 %, неверующие – 7,3 %, не ответили на вопрос – 3 %.

Православие. В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие Православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой страны объединялись иногда в целые епархии. Особо стоит упомянуть «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича) зимой 1690 года: к этому их вынудили гонения на православных в Османской империи. К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше 3 млн православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных.

Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая литургия состоялась здесь в 1726 году.

Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735–1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену.

В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы.

По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году Православие было официально признано, было позволено и возводить храмовые строения – до этого времени и греко-сербская церковь во имя святого Георгия, и русская Никольская церковь находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия было построено в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь.

С 1840 по 1842 год в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 год настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году была построена кладбищенская церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился прекрасный собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества.

В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской Православной Церкви был образован в Вене в 1907 году.

Однако история Православия на австрийской земле отнюдь не безоблачна. В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и даже священников, например против иеромонаха Алексия (Кабалюка) в 1913 году, против отца Максима Сандовича и отца Игнатия Гудимы в 1914 году, против отца Кассиана Богатырца в 1916 году. Суд тогда приговорил к смертной казни 16 православных, в том числе и отца Кассиана, бесстрашно защищавшего свою паству перед судом. 7 августа 1914 года был арестован отец Николай Рыжков, причем его заключение в тюрьму сопровождалось издевательствами и глумлениями. Священник провел 22 месяца в так называемой Башне смерти в Вене. После вынесения смертного приговора отец Николай заявил, что он не страшится предстать пред судом Всевышнего, потому что Господь знает подлинную правду. Мужество русского священника произвело сильное впечатление на судей и присутствовавших, а затем и на многих иных лиц: о помиловании отца Николая просил даже испанский король Альфонс. В итоге австрийское правительство вынуждено было помиловать осужденного, выслав его из страны. С началом войны, в 1914 году, русский Никольский собор был закрыт и вновь открылся лишь в октябре 1945 года.

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому.

В том же году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

К настоящему времени в Австрии действует несколько юрисдикций Православных Поместных Церквей:

– Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.serb-kirche.at/, e-mail: [email protected]). Ей принадлежит 12 австрийских приходов, управление которыми осуществляет благочинный протоиерей Георгий Кнежевич. В Австрии проживает около 100 000 православных сербов;

– Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (официальный сайт: http://orthodoxia.org/austria/ , e-mail: [email protected]). Возглавляется епископом Иларионом (Алфеевым), имеет 5 приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин;

– Германская и Центральноевропейская митрополия Румынской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.rumkirche.at/). Возглавляется архиепископом Серафимом, имеет в Австрии викариатство из 5 приходов;

– Австрийская митрополия и экзархат Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского Патриархата. Возглавляется митрополитом Михаилом (Стайкосом). 7 храмов окормляют примерно 18 000 православных греков Австрии.

Еще 2 венских храма находятся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, окормляя паству из около 7000 православных болгар. 5 приходов у Русской Православной Церкви за границей.

Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 000 человек .

В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году) , лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке.

Некоторые православные австрийцы принимают священный сан, как, например, архимандрит Георгий (Вострель) – клирик русского Никольского собора г. Вены или протоиерей Петер Хубер – клирик сербской церкви в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, г. Инсбрук.

По словам отца Петера, родившегося в семье католиков, к Православию его привело изучение истории христианства и, в частности, истории папства, в результате чего он убедился, что «в течение второго тысячелетия западноевропейское христианство утратило непрерывность Священного Предания Церкви». Связь с ним отец Петер почувствовал, когда впервые посетил православное богослужение в Венеции, «что стало поводом познакомиться с этой Церковью ближе, как “теоретически”, через чтение соответствующей литературы, так и “практически”, через регулярное участие в православных богослужениях в Зальцбурге. Со временем во мне крепло убеждение пройти путь в этой Церкви, причем я понимал обретение Православия не как “переход” в “чужую веру”, а как возвращение к нашей исконной Церкви, которая была и здесь, на Западе, в течение тысячи лет».

Говоря о трудностях православной миссии в Австрии, отец Петер отметил, что «Православие слишком часто понимают как нечто, имеющее очень ограниченное место на Западе. Хотя нередко австрийцы любуются красотой храмов и богослужения, но само Православие остается чужим для очень многих, воспринимающих его как некую экзотику… Но, несмотря на трудности, все мы, члены Церкви, являемся носителями и хранителями Священного Предания и должны, по слову Господа (см.: Мф. 28, 19), заботиться верой и жизнью о распространении и укреплении нашего учения» .

Основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, – отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины.

В заключение приводим несколько адресов австрийских храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке, чтобы человек русской православной традиции, оказавшись в этой стране, имел возможность поучаствовать в молитве.

г. Вена (Wien)

Никольский собор (РПЦ МП)
Адрес: St. Nikolas Cathedral, Jauresgasse 2, 1030 Wien.
Настоятель: протоиерей Владимир Тыщук.
Телефон: 713-82-50.

[Австрийская Республика, нем. Republik Österreich], гос-во в Центр. Европе. Территория: 83,9 тыс. кв. км. Столица: Вена (1,6 млн. чел.). Крупнейшие города: Грац (238 тыс.), Линц (205 тыс.). Гос. язык: немецкий. География. Граничит на севере с Германией и Чехией, на востоке со Словакией и Венгрией, на юге с Италией и Словенией, на западе со Швейцарией и Лихтенштейном. Большая часть страны расположена в Австрийских Альпах, где высокие горные массивы (Гросглокнер - 3796 м) соседствуют с глубокими речными долинами (Инн, Зальцах, Энс, Мур). Климат в основном умеренно-континентальный. Население: 8 139 299 (1999).99,4% - австрийцы, народ герм. происхождения. Также проживают хорваты (0,3%), словенцы (0,2%), венгры, чехи, словаки, евреи. Гос. устройство. А.- парламентская федеративная демократическая республика. Состоит из 9 федеральных земель - Н. Австрия, В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия, Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Вена - каждая из к-рых имеет свой собственный парламент. Формальным главой гос-ва является федеральный президент. Высший законодательный орган - Федеральное собрание. Федеральный канцлер является главой правительства. Основной закон - Конституция 1920 г., пересмотренная в 1929 г.

Религия

Католич. Церковь объединяет 85% верующих, протестантов (в основном лютеран) - 6%, др. христ. Церкви - 3% (1998).

Русская Православная Церковь

(Московский Патриархат) представлена Венской и Австрийской епархией с кафедрой в Вене, в к-рую входят 2 прихода. С 20 по 23 июня 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II находился в А. с целью пастырского посещения Венской епархии и открытия форума европ. христиан. Он обратился с пастырским словом к прихожанам собора во имя свт. Николая Мирликийского в День всех святых. Святейший Патриарх Алексий II выступил с приветственным словом на открытии II Европейской экуменической ассамблеи «Примирение - дар Божий и источник новой жизни» 23 июня 1997 г. 29-30 янв. 1999 г. состоялась международная научная конференция по поводу 100-летия освящения венского собора во имя свт. Николая Мирликийского. В апр. 2000 г. решением Свящ. Синода РПЦ в связи с преобразованием Венгерского благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште управление новой епархией было поручено епископу Венскому и Австрийскому Павлу (Пономарёву) с титулом епископа Венского и Будапештского (на каф. с 29 дек. 1999 г., с 23 фев. 2001 - архиеп.). С 7 мая 2003 г. епархией управляет еп. Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).

В стране действуют 5 приходов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Свои приходы имеют К-польский Патриархат (см. Австрийская митрополия)К-польского Патриархата, Сербская , Румынская и Болгарская правосл. Церкви .

Римско-католическая Церковь

А. возглавляется Епископской конференцией, основанной в 1979 г. Состоит из двух архиеп-ств: Зальцбургского и Венского, семи еп-ств и территориального аббатства Веттинген-Майрерау, подчиняющегося непосредственно Римской курии. В ведении архиепископа Венского - ок. 4 тыс. греко-католиков.

После поражения в А. Реформации в XVII в. католич. доктрина с ее ценностями и нормами стала доминировать в культуре страны, и различные общественные движения (либерализм, национализм, социализм) имели лишь ограниченное влияние на элиту об-ва. Имп. Иосифом II (1780-1790) католич. Церковь была объявлена национальной. В XIX в. индустриальный подъем и возрастающая независимость от Церкви экономических, социальных и политических ин-тов вызвали процесс секуляризации в А. Требования отделения Церкви от гос-ва выдвинули австр. социал-демократы. Однако Церковь удержала свое влияние на политику и об-во благодаря христ. демократическому движению и правлению католич. дома Габсбургов . После падения Габсбургской монархии Церковь стала терять влияние в об-ве из-за провала эксперимента с католич. корпоративным гос-вом в 1934-1938 гг. В период между 2 мировыми войнами возникло литургическое движение Pius Parsch, к-рое инициировало новый перевод Библии на нем. язык. Во время второй мировой войны и в послевоенное время на католич. богословие в А. оказали влияние произведения К. Ранера и А. Юнгмана. В 1952 г., на первом после войны национальном собрании католиков (Katholikentag), католич. Церковь лишилась статуса национальной, отказавшись от вмешательства в партийную политику. Католич. Церковь А. деятельно восприняла установку Ватиканского II Собора на aggiornamento (обновление).

Старокатолическая Церковь

получила офиц. признание в А. в 1877 г. Еще одна близкая католицизму, но не являющаяся католич. религ. орг-ция - Новая Апостольская Церковь с центром в Дортмунде (Германия) - приобрела немало сторонников в А.

В стране существуют приходы Армянской и Коптской Церквей.

Австрийская англикан Церковь

входит в состав Гибралтарского европ. еп-ства англикан. Церкви.

Среди протестант церквей и деноминаций выделяются: Протестант. церковь аугсбургского исповедания (лютеран.), Протестант. церковь швейцарского исповедания (реформатская), Федерация общих баптистов, Объединенная методистская церковь. Наибольшее распространение протестантизм получил в альпийских регионах Австрии, к-рые менее всего подверглись давлению Контрреформации , и в Бургенланде, к-рый был частью Венгрии до 1918 г. Новые протестант. общины возникали в среде беженцев после второй мировой войны. Из протестант. общин официально признаны только две: Моравские братья , получившие легальный статус в 1880 г., но уже не имеющие прихожан в А., и методисты, к-рые вели активную деятельность с 1870 г. и были официально признаны в 1951 г., они непосредственно связаны с Объединенной методистской церковью в США. Множество мелких протестант. групп продолжают существовать без офиц. признания - адвентисты, баптисты , бретрены, братские меннониты , пятидесятники , среди таких групп официально признаны мормоны .

В А. имеются последователи иудаизма (ок. 10 тыс. чел.), 1% мусульман (1992), а также представители буддизма и нехрист. сект: Свидетели Иеговы - 0,44% населения, 299 общин (1998); сайентисты - 5 общин.

основанный в 1958 г., объединяет 14 членов и 11 наблюдателей. В Совет входят лютеран., реформатская, старокатолич., методистская, англикан. и правосл. Церкви. Неск. др. вероисповеданий и церковных орг-ций имеют статус наблюдателей.

Христианство в Австрии

Древнейшее известное население, проживавшее на территории А.- кельты,- было подчинено римлянами в правление имп. Августа , когда в состав Римской империи вошли земли Центр. Европы, лежащие к югу от Дуная. На территории совр. А. были образованы 3 рим. провинции: центральная часть составила пров. Норик с городами Ював (Зальцбург), Овилава (Вельц), Бойодур (Пассау) и Лауриак (Лорх, к востоку от Линца), зап. земли вошли в состав Реции с городами Бриганций (Брегенц) и Вельдиден (Вильтен), вост.- в состав Паннонии с Виндобоной (Вена). Одновременно с романизацией на этой территории разворачивалась деятельность первых христ. миссионеров. Ссылаясь на послание папы Симмаха (498-514), принесение христианства в Лауриак приписывают святым апостолам. Надписи, обнаруженные в XVI в. в г. Эмсе, говорят о личном пребывании св. ап. Марка и св. ап. Луки в Придунавье, хотя этот факт не имеет др. доказательств. Находки показали, что в эпоху раннего христианства в Придунайском регионе существовал местный чин литургии.

При имп. Марке Аврелии (161-180) среди рим. войска в Паннонии был легион из Мелитины (Каппадокия, совр. Малатья, Турция), состоявший из солдат-христиан. Христиане возносили молитву Богу. Поднялась страшная буря, и враги были повержены без сражения. Марк Аврелий в сенате выдвинул обвинение против христиан, потому что язычники приписывали чудо победы Юпитеру (Иустин. I Апология). В период Диоклетианова гонения солдат Флориан был брошен в р. Энс возле Лауриака. На этом месте была построена ц. св. Флориана (позднее стала принадлежать общине августинцев-каноников), где покоятся мощи святого. Деятельность св. Северина (Ɨ 482) на территории А. приходится на период, когда в позднеантичном об-ве уже доминировало христианство, но его дальнейшему укреплению мешали все более разрушительные варварские нашествия. Житие св. Северина, написанное его учеником Евгиппием (511), является единственным письменным документом по истории придунайских областей в последние годы рим. правления.

Эпоха великого переселения народов в Ср. Придунавье привела к упадку цивилизации и жизни христ. Церкви. Со 2-й пол. III в. приграничные провинции Реция, Норик и Паннония подвергались постоянным набегам герм. племен. В кон. IV в. Паннония, формально еще считавшаяся рим. провинцией, фактически была поставлена под контроль могущественного вождя готов Алариха. В сер. V в. на короткое время Ср. Придунавье было захвачено вождем гуннов Аттилой и вошло в состав его державы. В 488 г. еще остававшиеся в городах рим. гарнизоны были выведены в Италию герм. правителем Одоакром. После падения Зап. Римской империи территория А. входила в Остготское королевство, в сер. VI в. находилась под властью лангобардов, а в конце века была завоевана аварами . В результате нашествий варварских племен, волнами проходивших через территорию А., были разрушены почти все рим. города, сократилось их рим. население, уже в значительной степени христианизированное. Одновременно происходит расселение племен баваров на зап. австр. землях. В нач. VIII в. благодаря деятельности св. Руперта , еп. Вормсского, сюда вновь проникает христианство. Св. Руперт, почитаемый апостолом Австрии, крестил баварского герц. Теодо в Ратисбоне (Регенсбург), поселился в Зальцбурге и основал здесь мон-рь св. Петра (700) - старейший бенедиктинский мон-рь А., существующий и в наст. время. Бенедиктинскую обитель для женщин он учредил для своей родственницы, существовала обитель довольно продолжительное время. В 739 г. создано Зальцбургское еп-ство. Баварский герц. Тассилон основал бенедиктинские мон-ри на оз. Мондзе (748) и в Кремсмюнстере (777). Бавария и зап. территория А. (совр. Н. Австрия) были завоеваны франк. кор. Карлом Великим в 778 г. и стали частью его империи. В 795 г. после разгрома аваров вост. р-ны А. (совр. В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия) стали частью созданной Карлом Восточной марки. Карл даровал еп-ству Зальцбурга более высокий статус архиеп-ства (798) и установил его независимость от Аквилейского архиеп-ства. После распада империи Карла территория А. вновь перешла под власть баварских герцогов. В кон. IX-1-й пол. X в. развитие А. вновь замедлилось из-за вторжения мадьяр (венгров) в Придунайскую равнину. В этот период территория А. становится ареной постоянной войны кочевников и противостоявших им баварских герцогов и Римско-Германской империи . Время относительной стабильности для А. наступает только в XI в. После отражения нашествия венгров в 966 г. была воссоздана Восточная марка под названием Ostarrichi.

Возрождение церковной жизни начинается в кон. X в. при Пилгриме , еп. Пассау (Вост. Бавария). Маркграф А. Леопольд I (976-994) учредил в Мельке обитель регулярных каноников , в 1089 г. здесь размещаются монахи-бенедиктинцы из Ламбаха. Мон-рь ныне действующий (сохранился архитектурный комплекс XVIII в.); одна из святынь мон-ря - Распятие из Мелька, в 1363 г. пожертвованное герц. Рудольфом IV. В 1997 г. мон-рь посетил во время своей поездки Святейший Патриарх Алексий II. В маркграфство сына Леопольда Адальберта I Победителя (1018-1055) трое молодых людей были посланы в Париж для обучения - все они стали епископами и основателями мон-рей: Гебхард, архиеп. Зальцбургский, основал мон-рь Эдмонт и еп-ство Гурк (1072; совр. Гурк-Клагенфурт); еп. Вюрцбургский Адальберт - мон-рь Ламбах (В. Австрия); св. Альтманн , еп. Пассау,- мон-рь Гёттвайг для 12 регулярных каноников. Через А. проходили пути крестоносцев, к-рых возглавлял маркграф св. Леопольд III . Им были построены церковь в Каленберге и мон-ри Клостернойбург (1114) и Хайлигенкройц (1133). Сын Леопольда III Оттон , цистерцианец, стал епископом Фрайзинга (Бавария).

В 1156 г. маркграфство А. было преобразовано в герцогство, к-рое приобрело независимость от Баварии и вошло в состав Римско-Германской империи. С кон. XII в. столицей А. становится Вена. В сер. XIII в. А. на короткое время перешла во владение чеш. короны, но в 1278 г. была подчинена герм. кор. Рудольфом I Габсбургом. С этого времени А.- наследственное владение Габсбургов и ядро их постепенно расширявшейся державы.

Правящая династия стала главным покровителем католич. Церкви А. Церковь сохраняла формальную независимость от светской власти А., подчиняясь Риму, но герцоги пользовались большим авторитетом в управлении делами Церкви. При Рудольфе IV началась перестройка в готическом стиле ц. св. Стефана в Вене (1359), им же в 1365 г. был основан Венский ун-т, где при антипапе Феликсе V открылся богословский фак-т. В сер. XV в. Габсбурги закрепляют за собой титул императоров Священной Римской империи; А. и Вена претендуют на роль политической и культурной доминанты в Центр. Европе. При имп. Фридрихе III были созданы еп-ства Лайбаха (совр. Любляна; 1462), Вены (1469), Винер-Нойштадта (после 1469). В это время основывается большое количество мон-рей: картузианские в Майербахе, Гемми, Агсбахе; францисканские в Вене, Клостернойбурге, Санкт-Пёльтене, Энцерсдорфе, Пуккинге; доминиканские в Граце и Реце.

В XVI-XVII вв. Реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями (наиболее крупное в В. Австрии в 1626), и рост тур. угрозы на вост. границах стали серьезным испытанием для австр. гос-ва. Тем не менее твердая прокатолич. политика Габсбургов позволила им укрепить свое положение. С 1526 г. к герц. Фердинанду I (1526-1562, имп. 1556-1564) переходят короны Чехии и Венгрии. Постоянная угроза со стороны Османской империи (в 1529 турки осадили Вену, в 1532 - крепость Гюнс (венг. Кёсег) близ штирийской границы, но были отбиты) способствовала централизации гос-ва. Династия Габсбургов в XVI в. стала щитом для проникновения ислама в регион, защитницей христианства - это проявилось прежде всего в поддержке католич. традиции против различных инноваций.

Реформация в А. достигла крупных успехов: в сер. XVI в. более половины населения страны были протестантами, в нек-рых областях они составляли до 80%. Папа Пий IV , уступая реформационным требованиям, допустил к чаше Причастия мирян в архиеп-стве Грац, однако папа Пий V запретил это. Имп. Фердинанд I поддерживал католицизм инспекцией мон-рей и приходов, влиянием на решения Тридентского Собора (1545-1563). В австр. провинциях иезуиты были значительным фактором в защите католич. веры. При покровительстве Фердинанда св. Игнатий Лойола основал коллегию иезуитов в Вене. Первый нем. член ордена св. Петр Канизий возглавил 2 кафедры на теологическом фак-те и организовал гимназий с семинарией при нем. Сын Фердинанда имп. Максимилиан II (1564-1576), имевший воспитателем протестанта, впосл. разрешил князьям в своих замках и городах следовать принципу Аугсбургского религ. мира - «чья власть, того и вера». В 1570 г. в провинции Тироль правитель Якоб Пагрсбах разрешил желающим исповедовать протестантизм. Тем не менее реформационное движение в А. носило компромиссный характер. Протестанты не порывали окончательно с католич. Церковью, хотя и проводили секуляризацию церковного имущества, признавали право духовенства на вступление в брак, церковное богослужение на родном языке. Еп. Вены Мельхиор Клесль возглавил движение контрреформации в А., к-рое было полностью поддержано Габсбургами, и прежде всего имп. Рудольфом II (1576-1612). К сер. XVII в. А. вновь становится в основном католич. страной.

После поражения турок под Веной в 1683 г. и присоединения территории Венгрии и Трансильвании для А. началось т. н. великое столетие, эпоха наивысшего расцвета империи Габсбургов, тесно связанная с распространением идеологии «просвещенного абсолютизма» в А. С этого времени и до распада империи в 1918 г. под скипетром одной правящей династии оказывается конгломерат разнородных земель и этносов юж. части Центр. Европы, в к-ром германоязычные австрийцы составляли уже меньшинство. В политике австр. государей XVIII в. проявилась тенденция к освобождению от влияния Церкви. Несмотря на религиозность императрицы Марии Терезии (1740-1780), влияние иезуитов в стране постепенно снижалось, чему способствовало и негативное воздействие инквизиции на общественную жизнь. Орден был отстранен от управления учебными заведениями, а в 1772 г. на территории империи распущен. В XVIII в. активно развивалась система светского гос. образования, средних городских и сельских школ. Имп. Иосиф II стремился усилить свою власть, добиваясь независимости Австрийской Церкви от Рима и утверждая влияние светской власти на Церковь. Им была проведена секуляризация церковных земель, общины монашеских орденов были переподчинены местным епископам, многие мон-ри были закрыты. В рамках адм. реформы в империи Иосиф устанавливал новые границы еп-ств, контролировал отношения австр. епископов с Римом. В 1781 г. он выпустил Акт о веротерпимости, который уравнял в правах католиков и представителей др. вероисповеданий. В целом, однако, реформаторская и антирим. политика Иосифа II не была успешной.

Несмотря на ряд поражений от Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв., империя Габсбургов сохранила политическое единство, потеряв, однако, для своих правителей титул римско-герм. императоров. В XIX в. в А. активно развивается движение за либерализацию общественной жизни, господствующее положение католич. Церкви вызывает протесты как на слав. окраинах империи, так и в среде образованной элиты. Свобода вероисповеданий становится одной из целей революции 1848 г. В 1855 г. был заключен Конкордат с Римской курией, по к-рому система образования в А. вновь переходила в ведение католич. Церкви. Конституция 1861 г. провозгласила религ. свободу: на территории империи были признаны аугсбургское и швейцар. исповедания, позднее объединившиеся в Евангелическо-реформатскую Церковь.

В нояб. 1918 г. была создана Австрийская Республика, к-рая получила международно-правовое признание на основе Сен-Жерменского мирного договора 1919 г. 13 мар. 1938 г. произошло присоединение (аншлюс) А. к гитлеровской Германии. После поражения Германии во второй мировой войне стране была возвращена независимость и подтвержден статус принятого ею нейтралитета.

Законодательство Австрии и Церковь

Конституция А. не содержит никаких норм относительно вероисповеданий. Однако Основной закон от 21 дек. 1867 г. «Об общих правах граждан», считающийся конституционным согласно ст. 49 Конституции, гарантирует свободу совести и веры (ст. 14), внутреннюю автономность Церквей (ст. 15) и свободу религ. отправлений (ст. 17). Гос. договор 1955 г. также гарантирует свободу богослужения и отсутствие дискриминации по признаку вероисповедания (ст. 6). Офиц. статус религ. общин регулируется законом от 20 мая 1874 г., к-рый до сих пор имеет силу. Согласно этому закону, только официально признанные религ. общины могут получить статус юридического лица и их орг-ции и учреждения обладают специальным иммунитетом.

Отношения между Австрийской Республикой и католич. Церковью определены в соглашении с папским престолом, подписанном 5 июня 1933 г. Соглашение дает Церкви право устанавливать и контролировать религ. отправления в католич. школах начального и среднего образования. Католич. Церковь, ее ордена и конгрегации имеют право открывать свои школы, пользующиеся правами гос. до тех пор, пока они отвечают общим офиц. требованиям. Церковь имеет полную свободу ведения своих частных дел и владения собственностью, а также проведения общественных праздничных богослужений. Это соглашение требует от Республики признания гражданской юридической правомерности церковных браков. Последний пункт был отменен законом от 6 июля 1938 г. об унификации процессов бракосочетания и развода в А. и на др. территориях Третьего рейха - гражданский брак стал обязательным. Соглашение было дополнено рядом договоров, заключенных позднее с папским престолом (от 23 июня 1960 о церковной собственности; от 9 июля 1962 по вопросу образования - субсидирование католич. школ; от 7 июля 1964 и 7 окт. 1968 о создании соответственно Инсбрукского и Фельдкирхенского еп-ств).

Отношения между гос-вом и евангелической и реформатской церквами регулируются федеральным законом от 6 июня 1961 г. По этому закону церкви объявляются самостоятельными духовными объединениями, полностью автономными. Их приходы являются официально признанными корпорациями, что также обеспечивает им поддержку властей. Размеры гос. взносов в старокатолич. Церковь и евр. религ. общины были установлены в окт. 1960 г.

Право взимать церковные налоги было утверждено в ст. 15 Основного закона 1867 г., но активно не использовалось до 1 мая 1939 г., когда был обнародован нем. закон о взимании церковных налогов на землях А. Отдел культуры Федерального мин-ва образования и искусства (Kultursektion des Bundesministeriums für Unterricht und Kunst) ответствен за все вопросы, связанные с Церквами и религ. общинами.

Об-во по правам Вост. Церквей, основанное в Вене в 1969 г., является международным межконфессиональным учреждением, в к-ром сотрудничают по вопросам вост. канонического права и гражданских законов о Церкви православные, представители древних Вост. Церквей, греко-католики, а также зап. специалисты. Об-во организовало конгрессы в Вене в 1971 г. и в Гонии (Крит) в 1973 г.

Лит.:World Christian Encyclopedia: A Comparative Study of Churches and Religions in the Modern World, AD 1900-2000 / Ed. by D. B. Barrett. Nairobi; Oxf.; N. Y., 1982. P. 157-161; Greuner R . Österreich: Die Wirtschaft. B., 1984; Portisch H . Österreich II: Der lange Weg zur Freiheit / Vorw. v. G. Bacher. W., 1986.

Э. Н. С.

Археология, архитектура, изобразительное искусство

Наиболее ранние известные христ. постройки находятся в городах Лорх и Маутерн (Н. Австрия) и относятся к V в. Они имеют форму простых прямоугольных залов с апсидой . В Австрийских Альпах раннехрист. сооружения сложнее и разнообразнее, среди них - украшенная мозаикой крестообразная в плане кладбищенская церковь в Теурнии (Каринтия), соборы в Агуонте (Вост. Тироль) и Себене (Юж. Тироль). Типичный для V в. комплекс церковных сооружений из 4 зданий был возведен на Хеммаберге (Каринтия).

Следующая группа археологических памятников связана с эпохой Каролингов. В 744 г. в Зальцбурге еп. Виргилий построил большой трехнефный собор, без трансепта, с атрием и баптистерием у зап. фасада. Раскопки построенного на оз. Мондзе (748) баварским герц. Тассилоном мон-ря показали, что для его сооружения были вторично использованы остатки комплекса древнерим. зданий. Образец классической каролингской архитектуры - круглый в плане собор в Линце (799). Здесь же на замковом холме была раскопана церковь с центричным планом, квадратная внутри, с круглым амбулаторием и 3 апсидами. Ее идентифицируют с храмом св. Мартина, впервые упомянутым в 799 г. и основанным, видимо, в период похода Карла Великого против авар. В Н. Австрии, наиболее сильно пострадавшей от вторжений венгров, строительство развивалось медленнее, напр., крестообразная в плане ц. св. Ульриха в Визельбурге была основана св. Вольфгангом лишь в 979 г. большинство приходских церквей вплоть до кон. XI в. были деревянными и изучены мало.

X-XIII вв.- период расцвета романского искусства, связанного с архитектурной и живописной школами в Зальцбурге, к-рый характеризуется массовым строительством каменных храмов. Особенности романского стиля ярко проявляются в архитектуре бенедиктинского мон-ря в Хирзау (Х в.). В этот период открываются монастырские скриптории. Сохранившиеся «Книга евангельских чтений Куртуса Бертольда» из собрания ц. св. Петра в Зальцбурге (кон. XI в.) и Нонбергское Евангелие (XI в. Мюнхен. Гос. б-ка. Cim. 15904) являются памятниками романской миниатюры.

В А. практически не сохранилось памятников монументальной живописи, созданных до кон. XI в. К визант.-оттонианскому стилю живописи относят неск. фрагментов росписи ц. св. Ульриха в Визельбурге (1-я пол. XI в.). Живопись (сцены ВЗ и НЗ), сохранившаяся в зап. хоре бенедиктинского аббатства в Ламбахе (ок. 1056-1089), сравнима по стилю с росписями и мозаиками сев. Италии.

В XII в. на церковном строительстве отразилось соперничество за господство на Дунае маркграфов и церковных правителей Зальцбурга и Пассау, к-рые активно строили новые храмы, открывали мон-ри. Храм (1136) аббатства Клостернойбург, основанного маркграфом св. Леопольдом III, был выстроен в квадровой кладке, с башней над средокрестьем, трансептами и хорами. В 1135 г. маркграф пригласил в А. цистерцианцев и основал аббатство Хайлигенкройц, где построил трехнефную базилику (1187). Не менее активны были архиепископы Зальцбурга. На месте собора еп. Виргилия возвели гигантское здание (122´ 48 м; погибло в кон. XVI в.; изучены остатки основания и декора), в Альпах - резиденцию епископов во Фризахе. Епископы Пассау перестроили в переходном романско-готическом стиле церкви аббатств св. Пёльтена (1150; 1228) и Кройцмюнстер (в 1232 достроена полигональная апсида). К XII в. относятся росписи монастырской церкви Ноккберга и цикл фресок в ц. св. Иоанна в Пурге. Переход от романской к новой, готической стилистике намечен в росписях городского собора Гурка (ок. 1140 - нач. XIII в.) в Каринтии.

Готический стиль в А. складывается во 2-й пол. XIII в. В правление герц. Леопольда VI (1198-1230) распространилось культурное влияние его резиденции Клостернойбурга, где были выстроены новый дворец и роскошно убранная в формах франц. готики капелла. Происходит переход к новой пространственной концепции, для к-рой характерно развитие открытых форм: зальные церкви с двумя-тремя нефами или удлиненным хором. В краткое правление герц. Оттокара II во 2-й пол. XIII в. активизировалась строительная деятельность нищенствующих орденов. Архитектурные идеи готики наиболее полно начали воплощаться с 1276 г. Реорганизуются пространства храмов (зальный хор аббатства Хайлигенкройц, 1295; хор с радиальными капеллами цистерцианского мон-ря в Цветле, с 1342; зальная церковь в Нойберге, с 1327; зальный хор венского собора св. Стефана, 1304-1340). Эпоха готики не отмечена выдающимися произведениями монументальной живописи, изменения в стилистике коснулись в основном станковой живописи («Коронация Марии», «Распятие». XIII в. Кремс-ан-дер-Донау, Городской исторический музей). В XIV в. усиливается влияние искусства Богемии и Италии. В Вене в ц. св. Флориана появилась одна из первых в стране иконописных мастерских, ее произведения причисляют к т. н. мягкому стилю интернациональной готики . Среди мастеров станковой живописи выделялся К. Лайб («Распятие». Вена, Бельведер). Ок. 1400 г. в А. получила распространение поздняя готика (самый известный архитектор - П. фон Пусика). Этот стиль является своеобразным возвращением к ранним формам готических сводов и арок с новым подходом к решениям интерьерного оформления. C нач. XVI в. отдельные архитекторы (А. Пилгрэм, главы ложи каменщиков собора св. Стефана) начинают работать в ярко выраженной индивидуальной манере. В живописи появились сюжеты на светские темы (Т. фон Виллах). В кон. XV в. возникла «дунайская школа» живописи (наиболее известный мастер - А. Альтдорфер).

Начало эпохи Возрождения в австр. искусстве отмечено проникновением из Италии на рубеже XV-XVI вв. идей А. Палладио. В архитектурном декоре появились классические мотивы (Новый город в Вене; «Швейцарские ворота»). В церковном строительстве соблюдался компромисс между готическими и ренессансными формами, напр., основной интерьер придворной церкви в Инсбруке (задумывалась как усыпальница имп. Максимилиана I) решен в готическом ключе, ренессансные формы проявляются в притворе и портале. На протяжении всего XVI в. и в нач. XVII в. в живописи доминировали приглашенные итал. мастера, работавшие при дворах знати (Дж. А. Личинио, К. Солари, Т. Гизи).

С началом контрреформационного движения в австр. землях связано широкое распространение барочного стиля в архитектуре. В период 1600-1750 гг. складывались особенности национального зодчества, что нашло свое отражение гл. обр. в архитектуре Вены и Зальцбурга (кафедральный собор Зальцбурга, окончен в 1628). Покровителем барокко в церковном строительстве становится орден иезуитов: появились иезуитские церкви в Вене, университетская церковь (1627-1631) в Граце и др. В живописи, как и в архитектуре, на протяжении XVII в. главные позиции сохраняли итал. мастера. Наибольшую известность приобрел худож. А. Бедуцци, работавший в Вене и в мон-рях вдоль Дуная и определивший основные черты австр. классического придворного стиля. В скульптуре преобладали патетичные образы в барочных церквах (напр., алтарь собора в Ирсдорфе, 1682-1684, М. Хуггебихлер). В кон. XVII в. на место итал. архитекторов приходят австр., создавшие национальный вариант «высокого барокко». В 1692 г. в Вене была учреждена королевская академия художеств. Наиболее значительный архитектор австр. барокко - И. Б. Фишер фон Эрлах (ц. Св. Троицы в Зальцбурге; строительство начато в 1696). Яркими образцами барокко в церковной архитектуре В. Австрии (т. н. баварское рококо) являются больничная церковь (1701-1741) аббатства в Вильхеринге и обсерватория (1748-1759) в Кремсмюнстере.

В XVIII в. складывается австр. школа живописи. Одним из ее основателей стал И. М. Ротт Майр, в произведениях к-рого еще ощутимо влияние Роццо и Рубенса (фрески ц. св. Карла Борромео, 1725). В творчестве австр. художников преобладают светские сюжеты. Высший расцвет барочной живописи связан с именем Ф. А. Маульберча (придворная капелла и покои Марии Терезии в Инсбруке). Крупные художники национальной школы этого времени: П. Трогер (мраморный зал мон-ря в Мельке), Д. Гран, И. К. Бранд, А. Файстенбергер, М. ван Майтенс, Й. Грасси, И. Б. Лампи-старший (работал также в России). Начиная с 70-х гг. XVIII в. в связи с новым делением приходов значительно активизируется церковное строительство. Наиболее распространенный тип церковных построек - это храмы с купольным или парусным сводом в духе позднего классицизма (греч. правосл. церковь в Вене, архит. П. Мольнер, 1782-1787).

XIX в. в истории австр. искусства отличает разностилье. Проводником идей классицизма в венской архитектуре стал датчанин Т. Э. Хансен (здание парламента в Вене, 1873-1883). Античные героические пейзажи прославили Й. А. Коха, работавшего в Риме в 1-й пол. XIX в. С др. стороны, духом романтизма было проникнуто творчество художников, входивших в объединение «назарейцев» и ориентировавшихся на ренессансные образцы итал. и нидерл. искусства. Во 2-й четв. XIX в. складывается стиль бидермейер , отразивший идеалы «частного человека» в семейном окружении (Ф. Г. Вальдмюллер, М. М. Даффингер, Й. Кройцингер - мастера акварели; Якоб Альт и его сыновья Франц и Рудольф). В церковной архитектуре XIX в. стали преобладать стилистические заимствования средневек. форм: визант. элементы в постройках Хансена (ц. Густава Адольфа в Вене, 1846-1849) или готические у Г. фон Ферстеля (Вотивкирхе в Вене, 1879) и Ф. фон Шмидта (участвовал в реставрации Кёльнского собора).

На рубеже XIX-XX вв. в архитектуре Вены сложился оригинальный вариант модерна (Г. Климт), с к-рым связаны попытки возрождения церковного синтеза искусств, не приведшие, однако, к значительным результатам. В нач. ХХ в. была особенно существенна роль школы О. Вагнера, определившего движение зодчества от модерна к неоклассике.

Лит.: Frey D . Die Denkmäle des Stiftes Heiligenkreuz. W., 1926. (Österreichische Kunsttopographie; 19); Reihl H . Barocke Baukunst in Österreich. Münch., 1930; Sedlmayr H . Österreichische Barockarchitektur, 1690-1740. W., 1930; Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. Т. 2-6; Baldas L . Gotik in Österreich. W., 1961; Feuchtmuller R., Mrazek W . Biedermeier in Österreich. W., 1963; Uhl O . Architektur in Wien: Von Otto Wagner bis heute. W., 1966; idem . Frühchristliches Österreich // Severin zwischen Romerzeit und Volkerwanderung / Ed. K. Pomer, D. Straub. Enn, 1982. S. 295-336; Demus O . Romanische Wandmalerei. Münch., 1968; Wiens Architektur im 19. Jahrhundert / Ed. R. Wagner-Rieger. W., 1970; Feuchtmuller R . Kunst in Österreich. W., 1972-1973. Вde. 1-2; idem . Renaissance in Österreich. W., 1974; Vetters H . Die mittelalterlichen Dome in archäologischer Sicht // 1200 Jahre Dom zu Salzburg, 774-1974. Salzburg, 1974. S. 73-82; Vergo P . Art in Vienna, 1898-1918: Klimt, Kokoschka, Schiele and their Contemporaries. L., 1975; Mazal O . Buchkunst der Romanik. Graz, 1978; Rittenger B . Die karolingische Martinskirche von Linz // Kunstjahrbuch der Stadt Linz. 1986. S. 26-37; Кальмар М . Современная архитектура Австрии. М., 1986; Немецкая и австрийская живопись XV-XVIII вв.: Кат. Гос. Эрмитажа / Авт.-сост. Н. Н. Никулин. Л., 1987; Немецкая и австрийская живопись XIX-XX вв.: Кат. Гос. Эрмитажа / Авт.-сост. Б. И. Асварищ. Л., 1988; Wagner-Rieger R . Mittelalterliche Architektur in Österreich. W., 1988; Берсенева А. А . Европейский модерн: Венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991; Brucher L . Die Kunst des Barock in Österreich. Salzburg, 1994.

Л. А. Беляев, С. В. Соловьева

Церковная музыка

А. развивалась прежде всего в соборах и мон-рях. К древнейшим из них относится мон-рь св. Петра в Зальцбурге и мон-рь в Кремсмюнстере. Зальцбургский архиеп. св. Арно (Ɨ 821) имел тесные связи с аббатствами Санкт-Галлен и Мец , откуда в А. распространялся cantus romanus - церковное хоральное пение, кодифицированное в эпоху Каролингов. Сохранились австр. невменные рукописи, датируемые IX-X вв. По великим праздникам ставились литургические драмы , традиции к-рых в ряде мест дожили до XVII в.

В 1493 г. имп. Максимилиан I основал придворную капеллу (церковный хор) в Вене, к-рую возглавил Г. Слаткониа. Для австр. церковной музыки XV-XVI вв. характерно влияние художественных принципов полифонической нидерланд. школы : многоголосие a cappella , сложность технических приемов, использование популярных светских мелодий. При дворе Максимилиана I в Инсбруке и Вене работал нидерландец Х. Изак (ок. 1450-1517), автор месс , мотетов и светских песен. Мелодия одной из последних - «Инсбрук, я должен тебя покинуть» - с 1506 г. используется в лютеран. богослужении с различными подтекстовками («О мир, я должен тебя покинуть» и др.). Самое капитальное из его церковных сочинений, трехтомное собрание «Choralis Constantinus» - обработки песнопений проприя мессы из нем. г. Констанц,- было завершено учеником и преемником Изака в Венской капелле Л. Зенфлем (ок. 1486-1542 или 1543). Зенфль оставил 7 месс, «Magnificat» и мотеты, вошедшие в сб. «Liber selectarum cantionum» (Книга избранных песнопений, 1520). С Инсбруком, Зальцбургом и Веной связана деятельность композитора Г. Финка (1444? - 1527), служившего в капеллах Максимилиана I и Фердинанда I. Самым знаменитым австр. органистом этой эпохи был П. фон Хофхаймер (1459-1537), работавший в Инсбруке, Пассау, Аугсбурге и Зальцбурге и создавший свою школу. В дальнейшем австр. органная музыка стилистически была ближе к итал., нежели к нем. традиции. Ее успехи связаны с именами нем. ученика Дж. Фрескобальди - И. Я. Фробергера (1616-1667), служившего придворным органистом в Вене в 1637-1657 гг., а также отца и сына Муффатов: Георга (1653-1704) и Готлиба (1690-1770). Однако художественных высот, сравнимых с достижениями нем. композиторов (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, И. С. Баха), австр. органная музыка не достигла.

Императоры Фердинанд III (1608-1657), Леопольд I (1640-1705) и Иосиф I (1678-1711) сами сочиняли музыку, в т. ч. церковную. Леопольд I - автор 2 месс, 5 заупокойных служб и 12 ораторий . В церковной музыке А. этого времени господствовал эффектный, экспрессивный и театрализованный стиль барокко. Композиторы, писавшие оперы для придворных спектаклей, были также авторами популярных литургических сочинений, напр. итальянцы А. Драги (1635-1700, в Вене с 1658) и А. Кальдара (1670-1736, в Вене с 1716). Самый крупный австр. композитор эпохи барокко - И. Й. Фукс (1660-1741), ставший с 1698 г. придворным композитором, с 1705-го вторым капельмейстером в соборе св. Стефана в Вене и с 1713 г.- капельмейстером императрицы Амалии. В своем оперном творчестве он следовал пышному барочному стилю, но во взглядах на церковную музыку придерживался ориентации на творчество Палестрины. Учебник Фукса «Gradus ad Parnassum» (Ступени к Парнасу; 1725, нем. пер. 1742, итал. 1761, франц. 1773, англ. ок. 1770) на протяжении целого столетия оставался самым авторитетным пособием по контрапункту строгого стиля. Фукс написал более 70 месс (часть a cappella, часть с сопровождением), неск. реквиемов и ораторий, 27 мотетов, 57 вечерен и псалмов, 38 церковных трио-сонат. В его церковной музыке господствует благородная сдержанность выражения, взыскательный вкус и тонкое сочетание интеллектуализма и задушевности. Наследниками традиций Фукса стали не только его ученики (Готлиб Муффат, работавший в Дрездене Я. Д. Зеленка, Ф. Тума, Г. К. Вагензейль), но и др. австр. композиторы, напр. Г. Ройтер-младший (1708-1772), служивший капельмейстером в соборе св. Стефана, занимавшийся церковной музыкой при венском дворе и создавший 80 месс и множество др. богослужебных сочинений. Часть из них приписывалась впосл. Й. Гайдну (1732-1809), к-рый вместе с братом Михаэлем в отрочестве учился у него в певч. школе при соборе св. Стефана.

На протяжении XVIII в., до смерти императрицы Марии Терезии в 1780 г., австр. церковная музыка находилась под особым покровительством монархов. Праздничные службы и уличные процессии совершались столь торжественно, что в 1782 г. папа Пий VI , увидевший процессию в Вене на Вербное воскресенье, удивленно воскликнул: «Romae non sic!» (В Риме такого нет!) - что послужило имп. Иосифу II одним из поводов для наступления на «излишества» при совершении богослужения. Эти меры (в частности, отмена богослужебных процессий и старинных рождественских и пасхальных обрядов) отрицательно сказались на австр. церковной музыке этого периода. «Чем проще музыка, тем лучше она соответствует христианскому смирению и благоговению»,- говорилось в «Положении о совершении богослужения» 1786 г. После смерти Иосифа II его политика была пересмотрена, и церковная музыка А. вернулась в прежнее русло развития. В храмах вновь зазвучали большие композиции, рассчитанные на профессиональных певцов и солистов в сопровождении оркестра, инструментальная музыка (напр., исполнение в качестве музыки для градуала камерных трио-сонат или частей симфоний).

Самым авторитетным церковным композитором 2-й пол. XVIII в. был М. Гайдн (1737-1806), с 1763 г. работавший в Зальцбурге при дворе князя-архиепископа. М. Гайдн продолжал традиции Фукса, привнеся в них классическую ясность формы, изящество хорового письма и мелодическую закругленность. Он сочинил 32 лат. и 8 нем. месс, 2 реквиема (второй не закончен), 6 «Te Deum» , 117 градуалов, 45 офферториев , 27 пасхальных респонсориев и т. д. В Вене большим авторитетом пользовался И. Г. Альбрехтсбергер (1736-1809), придворный органист, капельмейстер собора св. Стефана, автор 26 месс, 43 градуалов, 34 офферториев и др. сочинений. Он считал фугу «необходимейшим жанром церковной музыки» и внушал это своим многочисленным ученикам (среди к-рых был и Л. ван Бетховен (1770-1827)).

Многие ранние мессы, литании , мотеты и др. сочинения В. А. Моцарта (1756-1791) следовали зальцбургской традиции с сильными итал. влияниями («кантатная месса», состоящая из многих номеров типа арий, ансамблей, хоров). 2 самых значительных и глубоких его произведения венского периода, Месса до минор (1782 или 1783) и Реквием (1791), остались незавершенными. Реквием был оборван на части «Lacrymosa» и дописан учеником Моцарта Ф. К. Зюсмайром (1766-1803). В кон. XX в. исполняются и редакции (Р. Маундер, 1985), основанные только на моцартовском тексте.

В наследии Й. Гайдна - 14 месс, 2 «Te Deum», кантата «Stabat Mater» и неск. антифонов «Salve Regina» . Вершина его церковного творчества - 6 поздних месс (1796-1802), принадлежащих к симфоническому типу, с делением текста на крупные части и отказом от закругленных номеров, таких, как арии и ансамбли. Одну из них, «Missa in angustiis» (Месса в тяжелых обстоятельствах) ре минор (1798), легенда связывает с именем англ. адмирала Г. Нельсона, одержавшего победу над испано-франц. флотом. В этой мессе крайне необычная часть «Benedictus» (суровая минорная музыка с трубами и литаврами) может истолковываться и как видение Христа в облике Судии.

У Бетховена, жившего в Вене с 1792 г., 2 мессы. Месса до мажор (1807) стала прямым продолжением месс Й. Гайдна, поскольку также писалась по заказу кн. Эстергази. «Торжественная месса» ре мажор (1819-1823) задумывалась как приношение композитора к интронизации его ученика эрцгерц. Австрии Рудольфа (1788-1831) поначалу в качестве архиепископа Ольмюца, а затем кардинала. В намеченные сроки Бетховен не уложился, однако жанр торжественной понтификальной службы определил огромные масштабы и особо проникновенный стиль этого шедевра. «От сердца да идет это к сердцу»,- начертано рукой композитора в начале «Kyrie» . Из-за большой продолжительности, сложности для исполнения и несоответствия выработанным позднее представлениям о церковной музыке «Торжественная месса» никогда не использовалась в богослужении. Ее мировая концертная премьера, организованная Н. Б. Голицыным, состоялась в С.-Петербурге в 1824 г. В Вене части «Торжественной мессы» под названием «гимнов» впервые прозвучали в концерте вместе с Девятой симфонией Бетховена также в 1824 г.

Мессы, продолжающие классические традиции, принадлежат также Ф. Шуберту (1797-1828). в творчестве А. Брукнера (1824-1896), к-рый долгие годы был связан с мон-рем св. Флориана и был известен как органист, много вокально-инструментальных церковных сочинений (мессы, реквием, «Magnificat», «Te Deum», мотеты, псалмы и др.).

В целом, однако, развитие церковной музыки А. в XIX в. характеризовалось усиливавшейся критикой оперно-симфонических влияний и распространением идей «цецилианства» (от имени cв. Цецилии , пам. 22 нояб., с конца ср. веков считающейся в католич. Церкви покровительницей церковной музыки), зародившихся еще в 10-х гг. XIX в. и возобладавших после 1868 г. Идеалом цецилианцев - священников и музыкантов - был строгий стиль эпохи Палестрины (см. также Германия, церковная музыка). На практике это вылилось в господство усредненно благообразных произведений малоизвестных авторов. Возможно, поэтому в XX в. пути австр. церковной музыки и профессионального композиторского творчества резко разошлись: никто из великих музыкантов, работавших в Вене в начале века (Г. Малер, А. Шёнберг, А. Берг, А. фон Веберн), не писал богослужебных сочинений.

Единственным значительным австр. композитором XX в., работавшим в сфере церковной музыки, был И. Н. Давид (1895-1977), создавший немало органных сочинений, протестант. мотетов и кантат, ряд произведений для католич. богослужения. Однако в храмах А. по праздникам чаще всего звучат мессы М. и Й. Гайднов, Моцарта и Шуберта.

Лит.:Schnerich A . Messe und Requiem seit Haydn und Mozart. W.; Lpz., 1909; Klafsky A. M . M. Haydn als Kirchenkomponist. Lpz., 1915; Schneider C . Geschichte der Musik in Salzburg von der ältesten Zeit bis zur Gegenwart. Salzburg, 1935; Brand C. W . Die Messen von J. Haydn. Würzburg, 1941; Tittel E . Österreichische Kirchenmusik. W., 1961; Kirkendale W . New Roads to Old Ideas in Beethoven"s «Missa Solemnis» // The Musical Quarterly. 1970. Vol. 56; Pass W . Musik und Musiker am Hof Maximilians II. W., 1973; Hollerweger H . Die Reform des Gottesdienstes zur Zeit des Josephinismus in Österreich. Regensburg, 1976; Riedel F. W . Liturgie und Kirchenmusik // Joseph Haydn in seiner Zeit. Eisenstadt, 1982; Evangelisches Gesangbuch. B., 1993. № 280, 521 [песнопения на мелодии Л. Зенфля и Х. Изака].

Л. В. Кириллина

А́встрия (нем. Österreich, полная официальная форма - Австри́йская Респу́блика (Republik Österreich) - государство в Центральной Европе. Население 8,46 миллионов человек. Столица - Вена. Государственный язык - немецкий. Федеративное государство, парламентская республика. Подразделяется на 9 федеральных земель.

Крупнейшие города

  • Зальцбург
  • Инсбрук

Православие в Австрии

Православие в Австрии - христианская деноминация на территории Австрии. На 2011 год число православных в Австрии насчитывало около 352 тыс. человек, что составляет около 4,2 % населения страны. В 1967 году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь представлена на территории страны Венской и Австрийской епархией. В XIX веке в Вене был возведён величественный Никольский собор , являющийся ныне памятником архитектуры.

Константинопольский Патриархат

Первые греческие купцы появились на территории Австрии ещё в XVII веке. Первые богослужения проводились приезжими священнослужителями.

С 1776 года особым указом императора грекам было разрешего свободно исправлять богослужения по православным канонам, хотя данное положением и не уравнивало их в правах с римо-католиками.

С 1991 года епархия управляется митрополитом Михаилом (Стаикосом).

В 1994 году Австрийская митрополия Константинопольского патриархата получила официальную государственную регистрацию.

Кафедральным храмом епархии является Свято-Троицкий собор в Вене. Вторым значительным приходом в австрийской столице является Свято-Георгиевский собор. Кроме этого на территории Австрии действуют ещё пять греческих приходов.

Сербский Патриархат

Сербская Православная Церковь имеет на территории Австрии несколько сербских приходов. В Вене построен собор св. Саввы..

Болгарская Православная Церковь

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому.

Святыни

  • Блюдо Тайной Вечери (Вена, Сокровищница Габсбургов)
  • Копье Лонгина Сотника (Вена, Сокровищница Габсбургов)
  • Икона Божией Матери «Избавительница» (Вена, Никольский собор)
  • Мощи св. Готхальма (XI в.) (монастырь Мельк, ок. 20 км. к западу от Санкт-Пельтена)
  • Мощи св. Флориана (IV в.) (монастырь Санкт-Флориан, 19 км. к юго-востоку от Линца)
  • Мощи св. Руперта (VII в.) (Зальцбург, кафедральный собор свв. Руперта и Виргилия)
  • Мощи св. Виргилия (VIII в.) (Зальцбург, кафедральный собор свв. Руперта и Виргилия)
  • Мощи св. Арно (IX в.) (Зальцбург, кафедральный собор свв. Руперта и Виргилия)
  • Мощи св. Виталия (VIII в.) (Зальцбург, храм св. Петра)
  • Мощи св. Эрентруды (VII в.) (Зальцбург, монастырь св. Эрентруды)
  • Мощи св. Герольда (X в.) (монастырь Санкт-Герольд, близ Блуденца)
  • Мощи св. Гебхарда (X в.) (Брегенц, замковая часовня св. Гебхарда)

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия

православие - Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Словения не относится к традиционно православным регионам Европы, так как ещё до раскола 1054 года христиане будущей Словении остались в зоне католического влияния Рима. В 867 году бежавшие из Моравии от преследований франкского духовенства,… … Википедия

Православное епископское собрание Австрии координационный орган православных епископов, представляющий Православную Церковь на территории Австрии. Содержание 1 История 2 Состав собрания 2.1 … Википедия

Среди религий в Австрии, наиболее распространённой является католичество. Согласно переписи 2001 года, 73,6 % населения страны причисляли себя к католикам, 4,7 % к протестантам (лютеране). Число прихожан церквей составляло… … Википедия

XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

ВЕНГРИЯ - [Венгерская Республика; венг. Magyar Köztársaság], гос во в Центр. Европе. Территория: 93 030 кв. км. Столица: Будапешт (1863 тыс. чел. 1998). Крупнейшие города: Мишкольц (182 тыс. чел. 1997), Дебрецен (210 тыс. чел. 1997), Печ (162 тыс. чел.… … Православная энциклопедия

ГАЛИЦКАЯ РУСЬ - историческая область на сев. вост. склонах Карпат, в верховьях рек Днестр, Прут, Серет (совр. Львовская, Тернопольская, Ивано Франковская области Украины, юг Подкарпатского воеводства Польши (ист. Перемышльская земля)). Галицкое княжество… … Православная энциклопедия

Православие в Австрии

Местоположение: Центральная Европа, к северу от Италии и Словении.
Площадь: 83 870 км2.
Численность населения: 8 192 880 человек (по состоянию на июль 2006 года).
Официальный язык: немецкий.

Краткая история страны.

Австрийское государство как самостоятельная единица на политической арене Европы появляется в Х веке, во времена правления династии герцогов Бабенбергов. Границы его тогда были существенно расширены на юг и восток, город Вена стал столицей. К этому времени (ок. 996) относится и первое упоминание имени государства – «Ostarrichi», то есть «восточная страна».

В XIII веке, после гибели последнего Бабенберга, страна на 30 лет попадает под власть чешского короля Оттокара II. После того как король был разбит в битве с императором Рудольфом Габсбургским, Австрия переходит под управление династии Габсбургов, сохранявших за собой власть в этих землях вплоть до ХХ века. При них была устроена одна из крупнейших европейских империй, принявшая в 1867 году наименование Австро-Венгрии.

28 июня 1914 года в г. Сараево было совершено покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда; через месяц Австро-Венгрия объявила войну Сербии, что положило начало Первой мировой войне. После поражения в ней и распада империи страна была ужата до небольшой республики – в 1918 году наступил конец многовековому правлению династии Габсбургов. 20 лет спустя республика была аннексирована нацистской Германией (австриец по происхождению, Адольф Гитлер покинул страну непризнанным художником, а вернулся с триумфом и войсками), в 1945 году освобождена советскими войсками. В 1955 году была провозглашена независимость Австрии при условии государственного нейтралитета страны.

Религия: католики – 72,4 %, протестанты – 4,7 %, православные – 4,3 %, мусульмане – 4,2 %, прочие – 4,0 %, неверующие – 7,3 %, не ответили на вопрос – 3 %.

Православие. В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие Православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой страны объединялись иногда в целые епархии. Особо стоит упомянуть «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича) зимой 1690 года: к этому их вынудили гонения на православных в Османской империи. К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше 3 млн православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных.

Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая литургия состоялась здесь в 1726 году.

Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735–1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену.

В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы.

По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году Православие было официально признано, было позволено и возводить храмовые строения – до этого времени и греко-сербская церковь во имя святого Георгия, и русская Никольская церковь находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия было построено в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь.

С 1840 по 1842 год в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 год настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году была построена кладбищенская церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился прекрасный собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества.

В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской Православной Церкви был образован в Вене в 1907 году.

Сщмч. Максим Сандович

Однако история Православия на австрийской земле отнюдь не безоблачна. В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и даже священников, например против иеромонаха Алексия (Кабалюка) в 1913 году, против отца Максима Сандовича и отца Игнатия Гудимы в 1914 году, против отца Кассиана Богатырца в 1916 году. Суд тогда приговорил к смертной казни 16 православных, в том числе и отца Кассиана, бесстрашно защищавшего свою паству перед судом. 7 августа 1914 года был арестован отец Николай Рыжков, причем его заключение в тюрьму сопровождалось издевательствами и глумлениями. Священник провел 22 месяца в так называемой Башне смерти в Вене. После вынесения смертного приговора отец Николай заявил, что он не страшится предстать пред судом Всевышнего, потому что Господь знает подлинную правду. Мужество русского священника произвело сильное впечатление на судей и присутствовавших, а затем и на многих иных лиц: о помиловании отца Николая просил даже испанский король Альфонс. В итоге австрийское правительство вынуждено было помиловать осужденного, выслав его из страны. С началом войны, в 1914 году, русский Никольский собор был закрыт и вновь открылся лишь в октябре 1945 года.

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому.

В том же году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

К настоящему времени в Австрии действует несколько юрисдикций Православных Поместных Церквей:

– Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.serb-kirche.at/, e-mail: [email protected]). Ей принадлежит 12 австрийских приходов, управление которыми осуществляет благочинный протоиерей Георгий Кнежевич. В Австрии проживает около 100 000 православных сербов;

– Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (официальный сайт: http://orthodoxia.org/austria/, e-mail: [email protected]). Возглавляется епископом Иларионом (Алфеевым), имеет 5 приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин;

– Германская и Центральноевропейская митрополия Румынской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.rumkirche.at/). Возглавляется архиепископом Серафимом, имеет в Австрии викариатство из 5 приходов;

– Австрийская митрополия и экзархат Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского Патриархата. Возглавляется митрополитом Михаилом (Стайкосом). 7 храмов окормляют примерно 18 000 православных греков Австрии.

Еще 2 венских храма находятся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, окормляя паству из около 7000 православных болгар. 5 приходов у Русской Православной Церкви за границей.

Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 000 человек.

В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году), лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке.

Некоторые православные австрийцы принимают священный сан, как, например, архимандрит Георгий (Вострель) – клирик русского Никольского собора г. Вены или протоиерей Петер Хубер – клирик сербской церкви в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, г. Инсбрук.

По словам отца Петера, родившегося в семье католиков, к Православию его привело изучение истории христианства и, в частности, истории папства, в результате чего он убедился, что «в течение второго тысячелетия западноевропейское христианство утратило непрерывность Священного Предания Церкви». Связь с ним отец Петер почувствовал, когда впервые посетил православное богослужение в Венеции, «что стало поводом познакомиться с этой Церковью ближе, как “теоретически”, через чтение соответствующей литературы, так и “практически”, через регулярное участие в православных богослужениях в Зальцбурге. Со временем во мне крепло убеждение пройти путь в этой Церкви, причем я понимал обретение Православия не как “переход” в “чужую веру”, а как возвращение к нашей исконной Церкви, которая была и здесь, на Западе, в течение тысячи лет».

Говоря о трудностях православной миссии в Австрии, отец Петер отметил, что «Православие слишком часто понимают как нечто, имеющее очень ограниченное место на Западе. Хотя нередко австрийцы любуются красотой храмов и богослужения, но само Православие остается чужим для очень многих, воспринимающих его как некую экзотику… Но, несмотря на трудности, все мы, члены Церкви, являемся носителями и хранителями Священного Предания и должны, по слову Господа (см.: Мф. 28, 19), заботиться верой и жизнью о распространении и укреплении нашего учения».

Основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, – отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины.

***
В заключение приводим несколько адресов австрийских храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке, чтобы человек русской православной традиции, оказавшись в этой стране, имел возможность поучаствовать в молитве.

г. Вена (Wien)

Никольский собор (РПЦ МП)
Адрес: St. Nikolas Cathedral, Jauresgasse 2, 1030 Wien.
Настоятель: протоиерей Владимир Тыщук.
Телефон: 713-82-50.
Фото см.: http://www.nikolsobor.org/russisch/html/galerie/aktuell/fotoaktuell.htm

Психология развода