РПЦ: Главный храм ВС РФ воплотит память о подвиге народа. Храмы-памятники в честь воинских побед Храм Георгия Победоносца

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему – не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз!..» – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…

От редакции РН: автор Михаил Юрьевич Кеслер — архитектор, главный специалист Архитектурно-художественного Центра Московской Патриархии ("Арххрам"), крупный ученый в области храмостроительства. В Союзе архитекторов России является председателем комиссии по архитектуре культовых зданий, представляет Россию в программе международного союза архитекторов "Места культа", в рамках которой инициировал создание Братства православных архитекторов, а также провёл ряд международных конференций и обучающих семинаров для архитекторов-храмоздателей. М. Кеслер постоянный участник Рождественских Чтений; ведёт рубрику "Восстановление, строительство и сохранение храма" православного экономического вестника "Приход", опубликовал свыше 50 статей по вопросам храмовой архитектуры. Имеет пятеро детей, которые также участвуют в возрождении традиций русского храмового зодчества.

Представляем статью Михаила Юрьевича, дающую исторический обзор строительства храмов-памятников защитникам нашего Отечества. К статье мы добавили иллюстрации описываемых храмов и памятников. На жаль много храмов были варварски разрушены в советский период и только сейчас с разной степенью успешности восстанавливаются.

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.

В Древней Руси храмы, посвященные памяти павших за Отечество воинов, практически ничем не отличались от других, одновременно строящихся храмов. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения. Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли , построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.

В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках" .

В честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 году строится Сампсоновская церковь . На боковых стенах нижнего яруса колокольни были установлены мемориальные доски, посвященные героям Полтавского сражения. На западной стене главного придела храма была выполнена историческая роспись, связанная с сюжетом Полтавской битвы. На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии.

Первая Сампсониевская церковь была бревенчатой. Как она выглядела в 1714 году, дает представление макет (фото: Юрий Гончаренко)


Сампсониевский собор, современный вид.


Первая чугунная мемориальная доска Сампсониевского собора

Памятник Петру Первому у Самсониевского собора

В честь победы русского флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) в Петербурге построена Пантелеймоновская церковь (1735-1739).

Санкт-Петербург. Пантелеймоновская церковь

На фасадах установлены памятные доски в память героических защитников полуострова Ханко (Гангут).

Мемориальная доска на фасаде здания Пантелеймоновской церкви в Петербурге

Памятник русским морякам , погибшим во время русско-шведской войны 1789-1790 годов, установлен в 1988 году в Финляндии на острове Куусинен на гряде скал, спускающихся к Роченсальмскому рейду, где в 1789 году российский флот разбил шведов, а годом позже потерпел от них поражение. Памятник является даром России Финляндии.

Памятник русским морякам (фигура скорбящей женщины, простершей к морю руки с венками), погибшим во время русско-шведской войны 1789-1790гг., работы Михаила Аникушина (фото)

Идея воздвигнуть монумент в честь россиян, погибших в обоих сражениях, возникла еще в 1975 году, когда со дна моря финнами были извлечены и погребены в Котке, у стен православного Николаевского храма, останки моряков с корабля "Святой Николай".

Рядом с Храмом, с алтарной стороны, сохранилось старое кладбище, на котором захоронены останки русских моряков фрегата "Николай", погибшего в сражении в 1790 году. Стоит особо отметить, что стараниями финнов останки моряков были перезахоронены на этом кладбище в 1975 году и на церемонии присутствовало высшее руководство Финляндии (фото ).

Казанский собор в Петербурге , построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном.

Казанский собор в Петербурге

В нем хранятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками. В 1813 году в соборе похоронен главнокомандующий русскими войсками фельдмаршал М.И.Кутузов.

Могила М.И.Кутузова в Казанском соборе

Перед собором установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли.

Памятник М.И.Кутузову

Фрагмент памятника М.Б.Барклаю де Толли у Казанского собора. Б.И.Смирнов

Казанский собор. Панорама

В Новочеркасске в день закладки города в 1805 году был заложен храм-памятник донским казакам .

Новочеркасск. Свято- Вознесенский Войсковой Кафедральный собор. 18 (30) мая 1805г. состоялось торжество освящения места и закладки г.Новочеркасска, а также временного деревянного соборного храма в честь Вознесения Господня. К постройке каменного соборного храма войска Донского приступили в октябре 1811г. (фото)

На хорах была устроена особая зала, расписанная сюжетами из истории Войска Донского, расположенными в хронологическом порядке.

Один из сюжетов из истории Войска Донского в Войсковом храме Новочеркасска (фото)

В 1911 году в храм были перенесены останки знаменитых донских военачальников Бородинского сражения.

Платов М.И., Бакланов Л.П., Ефремов Н.Г., Орлов-Денисов В.В.

Храм в Новочеркасске. Мемориальная доска

М.М.Тучковой, вдовой погибшего в Бородинском сражении генерала А.А.Тучкова, на месте его гибели был основан сначала небольшой каменный храм Спаса Нерукотворного - мавзолей в память павших воинов в Бородинском сражении.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Бородинского монастыря, Семеновское (Бородинского с/о) (фото)

Прежде перед входом в мавзолей лежали пирамиды из ядер. Сейчас здесь находится обелиск в честь 3-й дивизии Коновницына, поставленный к столетнему юбилею Бородинской битвы.

Спасо-Бородинского монастырь

Ныне на Бородинском поле вокруг Спасо-Бородинского монастыря, первой настоятельницей которого была М.М.Тучкова, организован мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах.

Бородинское поле. Мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах (2010)

Храмом-памятником героям Бородинской битвы стала кладбищенская церковь во имя преподобной Елисаветы на Дорогомиловском кладбище в Москве, когда в 1839 году к ней пристроили придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери, так как битва произошла в день празднования Владимирской иконы.

Церковь Елисаветы преподобной на Дорогомиловском кладбище в Москве. Дорогомиловское кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне Кутузовский проспект) и Москва-рекой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов. В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами. Примыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Мы считаем, что снимок сделан между 1945-1950 годами (направление съемки — запад) (фото)

На кладбище находился памятник над могилой 300 воинов, павших в Бородинском бою. Кладбище уничтожено при застройке Кутузовского проспекта в 1950-х годах.

Для увековечивания памяти исторической победы в войне 1812 года в Москве по указу императора Александра II был возведен храм Христа Спасителя . Храм был построен в 1839-1883 годах по проекту архитектора К.Тона в русско-византийском стиле.

Архивное фото, первоначальный вид Храма Христа-Спасителя, взорванного в 1931 году

Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения. Так, в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года, рельефы, изображающие основные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых, награжденных в сражениях. По замыслу автора проекта здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии. Взорванный в 1931 году храм был восстановлен в 1995-2000гг.

Восстановленный Храм Христа-Спасителя

Храм Христа-спасителя (вид с берега реки Москвы)

К 100-летию победы над французами в память русских воинов, павших на поле сражения под Лейпцигом в 1813 году, там построен храм-памятник , в нижней церкви которого на стенах помещены доски с именами погибших гренадеров.

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Мемориальная доска из Храма-памятника в Лейпциге (фото)

В 1902 году по инициативе военного атташе России в Голландии и Бельгии подполковника де Мюллера в Бергене установлен мраморный Крест в память русских солдат, погибших в 1799 году в боях с французами. С 1999 года российское посольство ежегодно проводит церемонию возложения цветов к памятнику.

Крест в память русских солдат, погибших в 1799 году в боях с французами в Бергене улице Русенвег (Русской) (фото)

Памятник русским солдатам, павшим в 1814 году в сражении при Мормане (Франция), сооружен в 1999 году.

Франция. Морман. Памятник русским солдатам, павшим в 1814 году (фото)

После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя, созданного по инициативе участника сражения на Малаховом кургане — П.В.Алабина.

Владимирский собор назван "собором адмиралов".

Севастополь. Владимирский собор усыпальница адмиралов (фото)

В нем захоронены адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин, Шестаков, Карпов, Перелешин. В наружные стены храма заделаны мраморные доски, свидетельствующие о том, что здесь похоронены эти адмиралы. Внутри верхней церкви на мраморных досках высечены имена всех морских офицеров, павших во время обороны Севастополя.

Другой храм-памятник посвящен святителю Николаю — покровителю мореплавателей.

Свято-Никольский храм (Севастополь)

Перед входом в храм, построенный в виде пирамиды, на боковых выступах вырезаны на камне названия всех частей, участвовавших в обороне Севастополя, время участия и понесенные потери, а перед храмом установлено 7 крепостных орудий. В интерьере храма на 38 черных мраморных досках поименованы убитые генералы, адмиралы, штаб и обер-офицеры числом 943 человека. Комплекс включает разветвленную подземную систему переходов из Свято-Никольского во Владимирский храм под дном Севастопольской бухты, имеющих оборонное значение, построенных архитектором А.А.Авдеевым по повелению императора Александра II.

В память умерших от ранений и болезней 36 тысяч воинов русской армии времен Крымской войны (1853-1856) по инициативе императрицы Марии Александровны и императора Александра ΙΙΙ в Симферополе на кладбище была сооружена часовня во имя святой Марии Магдалины и около часовни в 1887 году установлен обелиск. К 30-м годам прошлого века некрополь был фактически уничтожен. После Великой Отечественной войны здесь находилась трасса мотодрома ДОСААФ.

Восстановление кладбища русских воинов, в котором приняли участие Украина и Россия, началось в 1994 году. К Дню памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 годов (9 сентября 2004 г.) мемориальный комплекс, включающий храм святой Марии Магдалины, полностью восстановлен и передан Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.

Восстановленная часовня Св.Магдалины. На Петровских высотах восстановлено и открыто для посещения братское кладбище русских воинов времен Крымской войны! На топографической съемке Симферополя 70-х годов это кладбище ввобще не указано. А вот в 2004 году его восстановили, облагородили и построили храм-памятник, часовню св. Марии Магдалины. И памятный знак от жителей Симферополя (фото)

В 2004 году Республиканский комитет по охране культурного наследия в рамках юбилейных мероприятий установил пять мемориальных досок (четыре в Симферополе, одна в с. Каштановом Симферопольского района). Все они посвящены госпиталям, в которых в годы Крымской войны находились на излечении воины Русской армии.

Памяти погибших воинов в русско-турецкой войне 1877-1878 годов посвящена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского , построенная в 1883 году в Москве на Манежной (бывшей Моисеевской) площади.

Слева угол гостиницы "Националь", пожалуй единственный якорь, соединяющий этот вид с современной ситуацией. На первом плане часовня Александра Невского в память побед русского оружия в русско-турецкой войне, далее церковь Параскевы-Пятницы в Охотном ряду (17-18 вв.). 1910-ые гг. (фото из колл. Готье-Дюфайе)

Часовня была выполнена в виде чугунной пирамиды, украшенной изображениями воинских доспехов и увенчанная крестом. По обе стороны стояли каменные столбы с двуглавыми орлами. Внутри часовни был помещен образ святого благоверного князя Александра Невского - покровителя воинства. Доход от часовни шел на содержание приюта увечных воинов, находившегося во Всехсвятском. Часовня была разрушена в 1922 году, однако сегодня ставится вопрос ее воссоздания.

Церковь Николы Мокрого, восстанавливаемая на своём историческом месте. На заднем плане: восстанавливаемая часовня Александра Невского, располагавшаяся ранее на Манежной площади (фото)

Подвигу русских воинов-освободителей Болгарии посвящен собор святого Александра Невско го , построенный в 1880-1890 годах в Софии. На мемориальных плитах перед входом в собор находится надпись: "знак братской любви и признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году".

Собор Александра Невского в Софии

В память павших воинов в русско-турецкой войне построены также монументы в Пловдиве (1881), Софии (1884), селе Гармен (Румыния, 1888), храм-памятник на Шипке и церковь-усыпальница в Сан-Стефано близ Константинополя.

Пловдив. Холм Освободителей. Монумент героям русско-турецкой войны 1877-1878 годов, воинам генерала Гурко, разбившим турецкое войско близ города и освободившим Пловдив в 1878г.

Пловдив. Холм Освободителей. В нескольких метрах от монумента героям русско-турецкой войны находится монумент героям Великой Отечественной войны памятник "Алеша" (фото)


"Большой" русский памятник на Шипке


Памятник Свободы. Шипка


Болгария. София. Докторский памятник . Памятник этот посвящен россиянам-медикам, участвовавшим в русско-турецкой войне и погибшим на территории Болгарии в 1877-1878 годах. Фамилии врачей написаны с двумя инициалами, фамилии фельдшеров с одним, а сестры и санитары просто по фамилии, без имени-отчества. Этот монумент построил итальянец Луиджи Фарабоско по проекту архитектора А. И. Томишко в 1884 году. Монумент выполнен из гранита и песчаника. Это четырехугольная пирамида из белых каменных блоков, на которых написаны имена русских медицинских чинов. Сверху на четырех гранях написаны названия болгарских населенных пунктов, где было много жертв: Плевна, Мечка, Пловдив и Шипка. (фото)

Церковь-усыпальница в Сан-Стефано близ Константинополя. Близ местечка Сан-Стефано, на месте бывшего лазарета, и в 17 верстах от Константинополя, 6 декабря 1899 г. был открыт грандиозный храм-усыпальница русским воинам, сооруженный из гранита, имеющий более двадцати двух саженей в вышину и занимающий площадь до двадцати квадратных саженей, в три яруса, с часовней. Купол напоминал собор Василия Блаженного в Москве. Под сводами храма находилась усыпальница 5000 павших на поле брани русских офицеров и нижних чинов. 14 ноября 1914 года в 8 часов 30 минут вечера, через три дня после вступления Османской империи в Великую войну, русский Мемориал-усыпальница был взорван при большом стечении местного населения. По-видимому, взрыв планировался задолго до этого. Исторический момент подготовки и сам взрыв был заснят в первом турецком документальном фильме, который был показан в Турции в 2004 г. После Октябрьской революции турецкая сторона неоднократно предпринимала попытки исправить ситуацию. С.Капустин пишет, что в последующие годы турецкое правительство предлагало обсудить вопрос о Мемориале: сначала с Фрунзе, а затем с Ворошиловым, но ответа не последовало. Удастся ли сегодня восстановить этот исторический памятник? (фото)

Гренадерам, павшим в бою под Плевной, посвящена часовня-памятник , установленная в Москве в 1887 году. Снаружи на стенах установлены горельефы и слова Спасителя.

Москва. Часовня-памятник гренадерам, павшим под Плевной (фото)

Внутри на памятных досках выбиты имена 18 офицеров и 542 солдат, павших под Плевной и имена жертвователей на сооружение памятника.

Для гвардейцев Преображенского полка в Москве в 1743-1750 годах был построен Преображенский храм .

Московский храм в честь Преображения Господня на Преображенской площади (фото). Церковь Спаса Преображения в подмосковном селе Преображенском была построена в 1768 г. и стала преемницей деревянного храма петровского времени. Исторически она являлась главным храмом Преображенского полка - первого полка русской гвардии, созданного Петром I. При советской власти Преображенская церковь оставалась одной из немногих действующих церквей в Москве и до 1960 г. служила кафедральным храмом популярного в народе митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). В 1964 г. Преображенская церковь была закрыта и подготовлена к сносу под предлогом создания условий для прокладки линии метрополитена. Прихожане храма отчаянно боролись за его сохранение - обращались с письмами в ЦК КПСС и в Моссовет и даже пытались выстраивать вокруг обреченного здания живое кольцо. В ночь с 17 на 18 июля 1964 г. церковь была взорвана. В начале 2010 года начались работы по восстановлению храма.

В храме хранились древние знамена полка. У стен храма располагалось кладбище офицеров полка. В Петербурге также был Преображенский полковой храм. В честь победоносного окончания русско-турецкой войны в 1829-1830 годах вокруг него была выполнена ограда из трофейных турецких пушек, соединенных цепями, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В 1916 году с восточной стороны храма предполагалось начать постройку усыпальницы для офицеров полка, павших в Первую мировую войну. Храм взорван в 1964 году.

Для Измайловского полка в Петербурге построен Троицкий Измайловский собор (1828-1835).

Петербург. Троицкий Измайловский собор

Полк особо отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и на стенах собора были укреплены трофейные турецкие знамена и ключи от взятых городов, а на мраморных досках выбиты имена павших офицеров. В 1886 году около собора был открыт памятник в виде колонны из 108 турецких пушек с фигурой Славы на вершине. На пьедестале помещены мемориальные доски с перечнем сражений и полков, участвовавших в войне.

Для военных моряков в Петербурге был построен Никольский собор (1753-1762).

Собор во имя святителя Николая, Санкт-Петербург (Никольский морской собор) (фото)

В 1907 году в память о моряках, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов, в южной стене собора установлены мраморные доски. Перед храмом установлен гранитный обелиск в память о моряках броненосца "Император Александр III", погибшего в Цусимском сражении 1905 года.

Другой храм-памятник морякам, погибшим в русско-японской войне, построен на берегу Ново-Адмиралтейского канала во имя Честных Древ Креста Господня и святителя Николая "Спас на водах" (1910-1911). В закладной камень был положен солдатский Георгиевский крест, а в качестве алтарной завесы использовался Андреевский флаг. На внутренних стенах и несущих столбах храма высечены названия погибших кораблей. Рядом помещались уцелевшие иконы с погибших кораблей. Ниже были высечены даты их гибели, число погибших и их имена. В храме хранилось знамя бывшего Квантунского флотского экипажа. Храм крытой галереей был соединен с настоящим музеем, где были собраны фотографии почти всех погибших воинов и документальные свидетельства об их подвигах и о событиях русско-японской войны. После гибели фрегата Паллада в 1914-1915 гг. в храм помещена мраморная доска в его память.

Петербург. Храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах). Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль. В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря. Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной "Цусимской церкви". В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога (фото)

Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г. на месте восстанавливаемого храма (фото)

Военно-морской собор, посвященный русскому флоту и погибшим его членам, построен в 1903-1913 годах в Кронштадте.

Мо́рской собо́р святителя Нико́ла́я Чудотво́рца в Кронштадте (фото)

Как и в храме Христа Спасителя, в стенах обходной галереи собора заделаны мраморные плиты, повествующие о событиях военно-морской истории России.

Храмы-памятники строились в память защитников Отечества не только от внешних врагов, но и внутренних. Так, в память жертв революции 1905 года на Ходынском поле в 1907-1909 годах построен храм-памятник в честь Ватопедской иконы Божьей Матери, именуемой "Отрада и утешение" .

Храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" (фото)

На внутренних стенах храма, на мраморных досках высечены 2000 имен жертв революции 1905 года.

В память погибших в германскую войну в 1915 году в районе Сокола Москвы построен кладбищенский храм в честь Преображения Господня на Братском кладбище, основанном преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной.

В 1920-х годах кладбище сохранялось как воинский мемориал. Здесь хоронили погибших при испытаниях летчиков. Ныне, на месте разоренного кладбища поставлены памятники русским воинам, погибшим за веру и Отечество в разных войнах.

Современная часовня на месте разрушенного Храма

Символическая надгробная плита "Воинам Российской армии и войск МВД, павшим в Чечне за единую и неделимую Россию", воздвигнутая в июне 1995 года на территории Братского кладбища, при участии представителей генерала Льва Рохлина перенесена к Храму Всех Святых на Соколе в 1998 году.


Православный мемориал "Примирения народов России, Германии, Японии, Австрии, Бельгии, Франции, Англии, США, Китая, Чехии, Словакии, Польши, Сербии, Венгрии, Италии, Финляндии, Турции, Греции, Болгарии и др. стран, воевавших в 2-х Мировых и Гражданских войнах", посвященный памяти 100 миллионов погибших воинов и мирных жителей, созданный в 1991-98 годах Общественным Советом и группой ветеранов ВОВ у Храма Всех Святых на Соколе. (фото)

В 1916 году в крепости Йозефов (Чехия) в лагере для русских военнопленных был возведен памятник умерших в плену .

Архивное фото памятника

В цементном блоке, напоминающим скалу, высечена голова Иисуса Христа в терновом венце. Монумент венчает крест. Перед скалой — фигура плачущей боярской дочери на коленях, символизирующая Россию. Рядом установлены фигуры витязя с мечом и двоих детей. Над головой Спасителя надпись: "Нет большей любви, неж положить душу свою за други своя". Над головами детей высечена надпись: "Да сохранится память вовеки в сердцах грядущих поколений о павших за царя и Родину русских воинах в великую европейскую войну".

Восстановленный памятник. 7 июня 2012 года в г. Яромерж Среднечешского края состоялась мемориальная акция, посвященная открытию восстановленного российского участка воинского кладбища времен Первой мировой войны. В 1914-1918 годах в местной военной крепости Йозефов располагался лагерь военнопленных Русской армии, через который прошли более 40 тысяч человек, полторы тысячи обрели здесь последнее пристанище. Выступавшие на открытии высказали благодарность всем, кто помог воссоздать мемориал; отмечали, что проводимые сейчас как в России, так и в Чехии мероприятия по восстановлению могил российских воинов и чехословацких легионеров символизируют утверждение исторической правды о тесном переплетении судеб двух дружественных народов. Многие годы российский участок на кладбище Йозефова находился в запущенном виде. О его существовании напоминал лишь памятник “Погибшим за Отечество”, построенный в 1916 году самими военнопленными под руководством скульптора (тоже военнопленного) Н.А.Сушкина. Благодаря усилиям Министерства обороны РФ, Посольства РФ в ЧР, властей г. Яромерж и Среднечешского края, российский участок был полностью восстановлен, включая имена всех 1524 российских солдат и унтер-офицеров. Об истории йозефовского лагеря рассказывает книга чешского очевидца тех событий К.Крацика “Из жизни пленных русских у нас”, изданная в 1930 году. В 2008 году по инициативе организаций российских соотечественников в Чехии она была переиздана с переводом на русский язык. (фото)

В 1935 году в Белграде (Сербия) на средства русских, проживающих в Югославии, на кладбище Ново-Гробле построен памятник-часовня, посвященная памяти русских солдат и офицеров, погибших в боях на Салоникском фронте в ходе первой мировой войны.

На постаменте пятиметровый Михаил Архангел, покровитель воинства. Между мировыми войнами прошло всего двадцать лет, а умирали люди уже за совсем разные идеалы. (фото)

Памятник-часовня представляет собой артиллерийский снаряд, увенчанный крылатым ангелом с мечом, ниже — герб Российской империи. У подножия — русский офицер, обнаживший шашку, защищает белое знамя. На постаменте выбиты дата "1914" и надпись: "Императору Николаю II и 2000000 русских солдат, отдавших жизнь за свободу Сербии".

Вторая мировая война унесла более 20 миллионов жизней людей многонационального Советского Союза. В память воинов, отстоявших 60 лет назад независимость Родины и победивших страшного врага ценой неимоверных жертв и подвигов, по всей территории России уже построено множество православных храмов, часовен, памятных знаков и целых мемориальных комплексов. Назовем лишь некоторые из них.

В составе мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", открытого в 1971 году на территории Брестской крепости, вошла Свято-Николаевская церковь , переданная в 1994 году Брестско-Кобринскому епархиальному управлению. Ежегодно 22 июня в ней служится литургия по убиенным на этой земле.

Разрушенная в войну Свято-Николаевская церковь

Восстановленный храм Брестской крепости-героя

На месте танкового сражения на Прохоровском поле в 1992-1995 годах построен мемориальный комплекс "Курская дуга" с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла и храмом-звонницей во имя святого Георгия Победоносца .

Храмовый комплекс на Курской дуге в селе Прохоровка (фото)

На мраморных плитах внутри Петропавловского храма высечено 7000 имен павших воинов.

В состав мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде входит храм во имя Всех Святых , в стилобатной части которого разместится экспозиция мемориального назначения.

Храм во имя Всех Святых на Мамаевом кургане в Волгограде

В память обо всех погибших во время Великой Отечественной войны построены храмы-памятники во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге в 1995 году и в 1993-1995 годах в Москве на Поклонной горе. В Парке Победы на Поклонной горе в составе мемориального комплекса водружен памятный Крест.

Петербург, Купчино. Церковь св. Георгия Победоносца и памятник погибшим в Афганистане (фото)

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной Горе

Кроме этих широко известных мемориалов, в память жителей небольших городов и поселков, погибших в последних войнах, также строятся небольшие храмы-памятники и памятные часовни. Таков храм-памятник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского в поселке Снегири под Москвой.

Часовня-памятник Дмитрия Солунского в Снегирях арх. А.А. Анисимова (фото)

В наружной стене храма вделана белокаменная доска с памятной надписью.

В городе Балашиха Московской области построен храм-памятник во имя святого благоверного князя Александра Невского . Лаконичный внешний облик храма с узкими окнами-бойницами и шлемовидной главой как нельзя лучше соответствует его посвящению. Перед храмом поставлен памятный камень с надписью о посвящении погибшим жителям города.

Храм Александра Невского в Балашихе

В преддверии 60-летия Победы в столице Калмыкии Элисте построен храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского в память воинов-калмыков, погибших за Отечество во всех войнах, начиная с войны 1812 года. Внутри храма на стенах размещены списки воинов-калмыков, участвовавших в войне 1812 года и других войнах.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Элисте. Калмыкия


В 2004 году в мемориальном комплексе Дальней авиации ВВС России в Москве по инициативе и на средства личного состава Управления командующего построена часовня-памятник во имя святого Илии Пророка в память погибших летчиков, защищавших Отечество. Мемориальный комплекс, помимо часовни, включает мемориальный зал и музей управления командующего Дальней авиацией. Там находится "Книга памяти" Дальней авиации с именами воинов, погибших при исполнении долга, начиная с 1914 года. Святой пророк Илия является небесным покровителем авиаторов. По преданию, живым во плоти он был взят Богом на небо. Это чудесное восхождение пророка Илии на небо произошло на огненной колеснице, что для воинов-авиаторов имеет особый символический смысл.

Москва. Штаб Дальней авиации ВВС РФ. Часовня Илии Пророка

После афганской и двух чеченских войн наше Отечество потеряло множество воинов, память о которых еще предстоит традиционно запечатлеть в строительстве мемориальных храмов-памятников. Одним из них стал мемориал в храме во имя святого Георгия Победоносца в Вологде, состоящий из 12 мраморных плит со 176 фамилиями погибших вологжан на территории Чеченской республики и республики Афганистан.

Вологда. Военный храм Александра Невского на Кремлевской площади. В храме находится Мемориальный комплекс памяти погибших в Чеченской и Афганской войнах.

Муниципальное общеобразовательное учреждение районного муниципального учреждения «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»

Региональная научно –практическая конференция

Кирилла и Мефодия

Тема «Храмы – памятники в честь воинских побед»

Секция «Православная история»

Работу выполнила

учитель истории

Петрова А.И.

Иркутск 2015 г.

Тезисы

Тысячелетняя история государства российского будет пустой и незначительной без православия и подвига русского оружия во славу Отечества. Два этих понятия неразделимы и объединились в храмах–памятниках в честь воинских побед. Самые кровопролитные события России протекали в Европейской части России, особенно вокруг двух её столиц –г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, которые встречали победителей, горели, возрождались из пепла как птица –феникс. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., хочется помнить те страницы русской истории, с которыми связана слава русского оружия, о которой помнили во все времена, независимо от государственной политики и общественного строя.

Православные храмы на Руси и в России строятся в честь воинскихпобед по внутреннему убеждению русских Великих князей, царей, императоров, на народные пожертвования и не имеют срока давности и забвения.

В Москве было 932 церкви, а если считать с пределами и часовнями, то их было 1714. Из их числа 1114 -65% -церкви, построенные по обету, в ознаменование побед над врагом. Воинские обетные церкви делились по своему расположению на церкви в слободах,

Первый, деревянный храм был сооружён на вклад князя Дмитрия Пожарского в 1626 -1632 г.г. Он сгорел в 1635г., и на его месте за два года возвели каменный собор. После окончания строительства от храма до Лобного места была проложена гладкая деревянная мостовая, получившая сначала название «Красный мост», а затем –«Красная площадь».

В Александро – Невской лаврепокоятся мощи выдающегося полководца и государственного деятеля XIIIвека Александра Невского, признанным Русской православной церковью небесным покровителем Санкт –Петербурга.

Храмы, построенные на народные пожертвования, не могут быть разрушены в народной памяти. В г.Москве, г.Санкт –Петербурге, на Куликовом поле храмы – памятники во славу русского оружия расположены в архитектурных ансамблях. Как небесные воины, храмы стоят на русской земле, показывая пример твёрдости православной веры и служения Отечеству.

1.Введение……………………………………………………………………………………4

2.Основная часть.Храмы – памятники в честь воинских побед…………………………5-13

2.1.Москва. …………………………………………………………………………………..5-12

2.2. Пресвятые Богородицы – защитницы русской земли………………………………...6-7

2.3.Схема Кремля и Красной площади……………………………………………………..8-10

2.4.Последняя дань. ………………………………………………………………………. 10-13

3.Санкт – Петербург и русская воинской славы, отражённой в православных храмах………………………………………………………………………………………..13-14

3.1.В Александро – Невской лавре ………………………………………………………14

4. Заключение………………………………………………………………………………..14

5.Литература…………………………………………………………………………………14

1.Введение.

Актуальность проблемы во все века была на острие духовно – нравственного взгляда на жизнь России. Тысячелетняя история государства российского будет пустой и незначительной без православия и подвига русского оружия во славу Отечества. Два этих понятия неразделимы и объединились в храмах –памятниках в честь воинских побед. Самые кровопролитные события России протекали в Европейской части России, особенно вокруг двух её столиц –г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, которые встречали победителей, горели, возрождались из пепла как птица –феникс. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., хочется помнить те страницы русской истории, с которыми связана слава русского оружия, о которой помнили во все времена, независимо от государственной политики и общественного строя. Уважение к православным традициям России, таланту зодчих и архитекторов, стали храмы воинской славы. Они напоминают нам о том, что нельзя быть Иванами, не помнящими родства, иначе можно целому народу потерять свой духовный стержень, тать марионеткой в чужих руках.

Цель:

Рассмотреть в различных письменных источниках,фотоматериалах,репродукциях наиболее значимые храмы –памятники в честь воинских побед, оказавших влияние на формирование российской идентичности.

Задачи:

Дать характеристику храмам воинской славы г. Москвы и г. Санкт – Птербурга;

Определить отношение общественности к строительству православных храмов, связанных с победами русского оружия.

Объект исследования :

Русские православные храмы –памятники воинской славы

Предмет исследования :

Православные храмы г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, построенные в честь воинских побед.

Гипотеза:

Доказать, что православные храмы на Руси и в России строятся в честь воинскихпобед по внутреннему убеждению русских Великих князей, царей, императоров, на народные пожертвования и не имеют срока давности и забвения.

2. Основная часть . Храмы –памятники в честь воинских побед.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли , построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына - Изяслава.

2.1.Москва.

Москва – воплощение русской истории и культуры: в XVII в. В Москве было 932 церкви, а если считать с пределами и часовнями, то их было 1714. Из их числа 1114 -65% -церкви, построенные по обету, в ознаменование побед над врагом. Воинские обетные церкви делились по своему расположению на церкви в слободах,

участвовавших в данном сражении, и церкви, построенные в наиболее чтимых местах (Кремль, Красная площадь, Китай – город, монастыри).

Традиция чествования в Москве великих побед над иноземными врагами менялась с течением времени. В древности национальную победу отмечали церковным торжеством, при Петре I появились государственные триумфы, позднее создавали гражданские памятники и воинские мемориалы, но на протяжении веков сохранялся устойчивый символ победного праздника – благодарственные и памятные храмы.

Первой увековеченной в памятнике победой, известной в истории Московской Руси, была победа дипломатическая. После тверского восстания 1327 года против ханских сборщиков дани, в котором был убит племянник хана Шевкал, тверской князь укрылся в Пскове. Хан Узбек собрал карательный поход и во главе войска поставил московского князя Ивана Калиту. Однако в канун праздника Иоанна Лествичника тяжба с помощью святителя Феогноста, митрополита Московского, решилась мирно, без кровопролития. В благодарность за мирную победу Иван Калита основал в 1329 году церковь во имя Иоанна Лествичника – колокольню Ивана Великого. Традиционную версию историков, что причиной ее основания стало рождение у Ивана Калиты сына, нареченного Иваном, опровергал еще Иван Забелин: небесным хранителем младенца был святой Иоанн, патриарх Иерусалимский, а не Иоанн Лествичник.

Церковь во имя Иоанна Лествичника

(Колокольня Ивана Великого)

Первая воинская победа Московской Руси была одержана в Куликовской битве. Тогда в Москве появились первые воинские мемориалы: Георгиевская церковь в Коломенском, основанная, по преданию, самим Дмитрием Донским, когда он остановился в Коломенском, возвращаясь с победой в Москву, – подле этого храма захоронили погибших воинов; и церковь Всех Святых на Кулишках – в память всех павших на Куликовом поле. (Есть версия, что одноименный деревянный храм стоял на Кулишках еще с 1367 года, и воинство Донского, отправляясь на битву, отслужило около него молебен). У своего любимого храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Дмитрий Донской похоронил сергиевских Московская церковь всех Святых на Кулишках

иноков-воинов Пересвета и Ослабю и учредил Дмитриевскую родительскую субботу для

церковного поминовения умерших. Мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского основала Рождественский монастырь, поскольку победа была одержана в этот праздник, а после смерти Дмитрия Донского его вдова великая княгиня Евдокия основала по обету церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях при своих кремлевских покоях


У стен Спасо – Андронникова монастыря в 1380 г. москвичи встречали воинов, возвращающихся с Куликова поля. В деревянной церкви обители, построенной учеником Сергия Радонежского, преподобным Андронником, отслужили молебен в честь одержанной победы,а в ограде захоронили погибших на берегах Дона. Между 1410 и 1427г.г. старую церковь разобрали и на её месте возвели белокаменный Спасский собор.Монастырь подвергался разорению от монголо – татарских (XIV–XVв.в.), польско – литовских (1611г.) и наполеоновских (1812г.) войск, но каждый раз поднимался из руин. В монастыре покоятся мощи Андрея Рублёва, который был канонизирован 17июля 1989года.

Собор Спаса Нерукотворного

2.2. Пресвятые Богородицы –защитницы русской земли.

Более чем тысячелетняя история государства Российского происходит под покровом чудотворных образов Богородиц, которые создали священную географию Русской земли.

Владимирская Богоматерь защитница Москвы, хранит самый центр, сердце нашего государства – Кремль, Китай – город. Такие решающие для нашего Отечества события, как Куликовская битва в 1380г. и Бородинская в 1812г. произошли в дни Рождества Богоматери и Владимирской её иконы.


Тихвинская Божия Мать. Тихвинская икона оберегает северные пределы державы.


Казанский образ Божией Матери ещё со времён Ивана Грозного защищал Россию с востока.

Западные рубежи России защищала Смоленская Божия Мать, именуемая Одигитрией («Путеводительницей»). В тяжёлые для страны времена – в 1395,1482 и в 1612 в 1812 и в 1941 – иконы Матери Божией вставали нерушимой стеной на пути тех, кто искал погибели Русской земли.


Духовный щит на южных рубежах Отечества - Донская икона Божией Матери. Этот спасительный образ донские казаки поднесли в дар князю Дмитрию Ивановичу (Донскому) после победы на Куликовом поле.

Памятником чудесного спасения Москвы от нашествия Тимура стал Сретенский монастырь, основанный на месте встречи чудотворной Владимирской иконы, привезенной по приказу великой княгини Евдокии из Владимира на защиту русской столицы. А Крестовоздвиженская обитель основана в память избавления Москвы от нашествия хана Мехмета в 1440 году – она была снесена при советской власти. Обитель эту основал казначей и любимец князя Василия Темного князьХоврин, имевший здесь дом. После ухода хана он выстроил на своем дворе каменный храм потом обращенный в монастырь, от которого сегодня осталось лишь имя улицы Воздвиженки.

Крупнейшим воинским торжеством средневековой Руси стало покорение Казани.Памятником этой победы стал храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву(1555 -1561г.г.) на Красной площади – символическое воплощение идеи богоизбранного Третьего Рима и архитектурный образ Небесного Иерусалима. В праздник Покрова 1 октября 1552 года начался победоносный штурм Казани. Остальные восемь храмов-приделов, окружающих центральный Покровский шатер, напоминают о старом белокаменном Троицком храме, в котором был погребен святой Василий Блаженный, и о боях, предшествующих покорению Казани. Они освящены во имя тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем.

Поздней осенью 1552 года вся Москва во главе со святителем Макарием встречала Ивана Грозного и воинство у стен Сретенского монастыря. Царь спешился и пал ниц перед обителью. После благодарственной молитвы он снял доспехи, облачился в царскую одежду и с крестным ходом отправился в Кремль. После богослужения в Успенском соборе последовал грандиозный трехдневный пир в Грановитой палате. Царь и митрополит произносили речи, в которых подчеркивался не только национальный, но именно христианский смысл победы над татарами-иноверцами, терзавшими Русскую землю. Царь говорит, что победа была одержана лишь благодаря Божественной помощи, благодарил митрополита, все духовенство и весь народ русский за молитвы, благодарил свое воинство, щедро жалуя победителям собольи шубы, золотые кубки, коней, вотчины. Царь обещает поставить храм в честь победы над Казанским и Астраханским ханствами

Если посмотреть на Покровский собор сверху, то можно увидеть восьмиконечную звезду. Восемь церквей - лучей тесно прижались друг к другу вокруг самого большого центрального шатрового храма - фигура из двух квадратов, смещённых по отношению друг к другу на 45 0 и образующих восьмиконечную звезду. Чуть особняком, под шатровым куполом стоит колокольня. Это не просто храм, а городок храмов, соединённых между собой галереями и перекрытиями.(10-й шатёр находится над местом погребения Василия Блаженного). Зодчие храма мастера Барма и Постник Яковлев.

2.3.Схема Кремля и Красной площади


Храм Христа Спасителя



Собор Василия Блаженного

Покрова Богородицы на Рву Собор Казанской иконы Богоматери Матери на Красной площади

Победа над поляками была отмечена храмами. В честь победы 1612 года на Красной площади был основан благодарственный Казанский собор в честь святыни второго ополчения К. Минина и Д. Пожарского – Казанской иконы Божией Матери – и учреждены к нему дважды в год, в праздники этой иконы, крестные ходы из Кремля с участием царя. 22 октября 1612 года дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся перед собойикону Казанской Божией Матери. На Лобном месте крестный ход с казанским образом во главе был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением. Он нёс Владимирскую икону Божией Матери, сохранённую им в плену. На глазах у потрясённого народа произошла встреча двух чудотворных икон Богородицы.

Первый, деревянный храм был сооружён на вклад князя Дмитрия Пожарского в 1626 -1632 г.г. Он сгорел в 1635г., и на его месте за два года возвели каменный собор. После окончания строительства от храма до Лобного места была проложена гладкая деревянная мостовая, получившая сначала название «Красный мост», а затем –«Красная площадь». В 1936 году собор начали разрушать. В 1937г. на месте снесения храма поставили павильон в честь III Интернационала по проекту Б. Иофана. Позже здесь был устроен туалет, популярный у посетителей ГУМа. Спустя полвека, в 1989г.возникло общественное движение за восстановление Казанского храма. 4 ноября 1993 года в день иконы Казанской Божией Матери двери собора вновь открыли для верующих.

Грандиозное торжество в Москве состоялось в честь Полтавской битвы (1709г.), ставшей не только коренным переломом в Северной войне, но и крушением оккупационных планов Карла XII, который уже назначил шведского генерал-губернатора Москвы. Именно потому Полтавская победа была отпразднована в Москве с особенным триумфом. Петрвелел составить чин благодарственной церковной службы «о великой Богом дарованной победе». Тем же летом 1709 года по приказу Петра и на его личные средства на Большой

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Якиманке началось строительство каменного храма Иоанна Воина, покровителя ратников за Отечество. По преданию, государь сам составил его эскиз и выделил архитектору Ивану Зарудному бесценный кирпич.


В праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 года, когда последний наполеоновский солдат покинул пределы России, Александр I подписал Манифест о строительстве в Москве благодарственного храма Христа Спасителя. А после того как в марте 1814 года был взят Париж и война кончилась, Александр I издал указ Святейшему Синоду впредь во всех храмах служить на Рождество после

Храм Христа Спасителя

праздничной литургии благодарственный молебен в «воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Дабы память о той победе – «как избавления России, так и спасения всей Европы» – сохранялась от поколения к поколению. В России учреждался день победы над Наполеоном 25 декабря. Император неслучайно выбрал датой празднования не мартовское взятие Парижа, а изгнание врага за пределы России, поскольку это освобождение было отнесено к Божественному Промыслу, сохранившему державу. В праздник Рождества Христова был особенно уместен благодарственный молебен Спасителю. Император утвердил Воробьевы горы для строительства храма, где в октябре 1812 года стоял последний наполеоновский редут. После смерти Александра I строительство было прекращено из-за финансовых неурядиц, национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры. Потому-то во втором конкурсе на создание храма Христа Спасителя победил проект Константина Тона, обратившегося к русско-византийскому стилю. Храм был заложен вновь в 1839г.на Пречистенской набережной и строился на средства казны и народных пожертвований. 26 мая 1883г.в присутствии императора Александра III и при большом стечении народа храм был освящён. Он стал самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5м., вместимость 10 тысяч человек).

О, Храм Спасителя Христа

Твой облик крепок неспроста –

Ты –воплощённая свобода.

На победительной крови

Ты память пламенной любви

И славы русского народа.

Юрий Конецкий «Святыня»

5 декабря 1931 года по инициативе Л.М. Кагановича и личному распоряжению И.В.Сталина храм был взорван. На месте разрушенного храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480м., но этот проект не был осуществлён, и в 1960г. в глубоком котловане был открыт бассейн «Москва». А 7 января, в праздник Рождества Христова,1995г.под перезвон колоколов раздался артиллерийский салют. В присутствии патриарха Алексия II, государственных деятелей, московских властей, общественности совершилась закладка капсулы и памятной доски в основание воссозданного храма –памятника.14 апреля 1996 г. в день Пасхи Храм Христа Спасителя открыл свои двери для верующих. На следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи (Николая II).

2.4. Последняя дань. Спасо – Бородинский монастырь. Через несколько недель после Бородинского сражения на поле брани появилась скорбная фигура вдовы убитого генерал – майора А.А.Тучкова. Сопровождаемая монахом – старцем, Магаритта Михайловна искала тело супруга, но не нашла. В 1817г. М.М. Тучкова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминального храма – часовни во имя Спаса Нерукотворного. Этот храм стал первым и главным памятником павшим героям Бородина. Напротив него Маргаритта Михайловна построила для себя небольшой домик сторожку, в котором стала жить одна после смерти единственного сына Николеньки. К бородинской отшельнице стали приходить и селиться вдовы. В 1840году Маргаритта Михайловна была пострижена в монахини с именем Мария и возведена в сан игуменииСпасо–Бородинской обители.

Игуменья Мария (Тучкова) генерал А.А. Тучков


Храм – усыпальница Спаса –Нерукотворного образа

(Фотография начала ХХ века)

Там земля окрещена,

Кровь на ней была святая;

Там, Престол и Русь спасая,

Войско целое легло,

И Престол, и Русь спасло

Василий Жуковский

Часовня-памятник героям Плевны

Руcско-турецкая война 1877–1878 годов оставила в Москве два православных памятника. Первой появилась мемориальная часовня Александра Невского на Моисеевской площади, выстроенная по проекту Д.Н. Чичагова в 1883 году в память погибших русских воинов. Спустя четыре года точно такой же памятник – героям Плевны – установили у Ильинских ворот к 10-летнему юбилею великого сражения по инициативе гренадеров и Русского археологического общества. Его автором стал В.О. Шервуд, архитектор Исторического музея. Оба памятника выполнены в образе часовни, что связано с задачей объявленного для отбора проекта конкурса – «выражать цель, за которую пали в бою русские воины», и с его посвящением: в Болгарии была традиция ставить памятники-часовни. Форма памятника-часовни сугубо русская – шатер, увенчанный крестом, полумесяц и кокошники. Рельефы на памятнике героям Открывали памятник с военным парадом, в присутствии великого князя Николая Николаевича, московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова и городского головы Н.А. Алексеева.

Усыпальница русских адмиралов в Севастопроле. Собор святого равноапостольного Князя Владимира расположен на Центральном городском холме Севастополя. Построен в византийском стиле по проекту профессора архитектуры К.А. Тонна. Доработан и изменен проект академиком A.A. Авдеевым. Заложен 15 июля 1854 года. Во время войны 1854-1855 гг. работы были приостановлены и продолжены лишь в 1858 г. Нижний храм был освящен 5 октября 1881 г. во имя Святого Николая. Верхний храм освящен в 1888 году во имя святого равноапостольного князя Владимира. Собор является усыпальницей русских адмиралов М. П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. Внутри на стенах установлены мраморные плиты с именами 33-х героев


Усыпальница русских Адмиралов

Первой обороны, удостоенных ордена Святого Георгия. В 1932 г. собор был разграблен, могилы осквернены. Собор закрыли, и в последующие

годы в нем находились мастерские

Авиационно-строительного общества Реставрация собора святого Владимира

затем склад политуправления Черноморского флота. Во время Веливой Отечественной Войны 1941 -1945г.г. здание собора было сильно повреждено. После реставрации в 1972 году здание было передано Музею героической обороны и освобождения Севастополя. 19 сентября 1991 г. Состоялось освящение собора.

Прах русских адмиралов будет служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854-1855 г.г.

Церковь Рождества Богородицы в селе Монастырщина.

Русское войско, прогнав остатки орды Мамая за реку Мечу, вернулось на поле брани и захоронило павших в бою ратников на высоком берегу Непрядвы, при ее впадении в Дон. Это место носило название Зеленой Дубравы и состояло из дубового леса. На костях убиенных воинов срубили дубовую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, празднуемого 8 сентября (по старо стилю). т. е. в день сражения.

Церковь Рождества Богородицы

Так на Куликовом поле возникло памятное сооружение древнерусских зодчих. Около церкви вскоре построили село, названное Рождественским. Село это было приписано к московскому Донскому монастырю, от которого оно получило свое второе, теперь более известное название – Монастырщина. На протяжении веков церковь не раз горела, но всегда вновь отстраивалась.

Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле.


Храм Георгия Победоносного на Поклонной горе , на территории мемориального комплекса «Парк Победы», построен в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Строился 1993-1995 г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Архитектор А.Т. Полянский.


Храм Георгия Победоносца

3.Санкт –Петербург и русская слава,

отражённая в православных храмах.


На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. Здесь погребён фельдмаршал М.И Кутузов. Монумент с его изображением, а так же памятник герою Отечественной войны1812г.М.Б.Барклаю–де–Толли установлены перед северным фасадом.

В Храме хранится одна из святынь русского православия Казанская икона Божьей Матери.

Казанский собор. Архитектор

А.Н. Воронихин.

Могила фельдмаршала М.И Кутузова

Одним из храмов Петербурга, связанных с военно–морской славой русского оружия стал Николо –Богоявленский морской собор. Первая торжественная служба в соборе состоялось 14 сентября 1770г. после победы над турецкой армадой под Чесмой. В соборе находится икона святителя Николая, одного из любимейших святых русского народа. Его назвали Николаем Чудотворцем, покровителем моряков.


Николо–Богоявленский морской собор

Икона Николая Чудотворца

3.1. В Александро – Невской лавре покоятся мощи выдающегося полководца и государственного деятеля XIIIвека Александра Невского, признанным Русской православной церковью небесным покровителем Санкт –Петербурга. Под его командованием русские войска в 1240г.одержали победу на невских берегах над шведами. В Свято – Троицком соборе Александро –Невской лавры покоятся мощи Александра Невского. Также в Александро–Невской лавре находится могила А.В.Суворова, где написано на надгробье «Здесь лежит Суворов».


Свято -Троицкий собор

Рака с мощами Александра Невского

4.Заключение.

Рассмотрев письменные источники, фотографии, репродукции, видеоматериалы о храмах–памятниках, построенных в честь воинских побед, можно сделать вывод, что в формировании российской идентичности большую роль играли храмы, построенные по обетам, данными перед сражениями или после их победоносного исхода. И великие князья, и цари, и императоры считали своим моральным долгом перед памятью павших за своё Отечество, увековечить их ратный подвиг в соборах, часовнях, монастырях, где православные россияне могли от души, идущую от сердца прочитать молитву поминовения о них. Храмы, построенные на народные пожертвования, не могут быть разрушены в народной памяти. В г.Москве, г.Санкт–Петербурге, на Куликовом поле храмы–памятники во славу русского оружия расположены в архитектурных ансамблях. Как небесные воины, храмы стоят на русской земле, показывая пример твёрдости православной веры и служения Отечеству.

5. Литература.

1.Марина Анашкевич Храмы России Издательство: АСТ Астрель М.,2007г.

2. Москва Панорама веков. АСТ Астрель М.,2005г.

3.Санкт – Петербург и пригороды Н. Попова, Н.Кутов. Альбом.изд. «П-2»,Санкт –Петербург,2005г.

4.//Фома. ОПК основы православной культуры для учителей, родителей и детей. Специальный выпуск 2014г., М., ИД «Фома»

5. С.Чехов Судьба русской столицы, Просвещение М.,2010г

6. http/www/[email protected].

7. http/www/rossiyanavsegda.ru

8. http://pravoslavnie.gorojane.tv/usypalnica-russkix-admiralov/#sthash.LF36nLPs.dpuf

9. http://www.pravnov.ru

Храм возведут в память о защитниках страны, погибших в годы Великой Отечественной войны. Макет здания представили на форуме "Армия" в этом году. Оно будет выполнено в традиционном русско-византийском стиле и сможет вместить до шести тысяч человек. Деньги собирают всем миром, создан благотворительный фонд.

Строить такие памятники на пожертвования в России принято издавна. Какие ещё храмы были возведены на народные средства?

Храм Христа Спасителя был возведен в 19 веке в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Его строили около 50 лет. Деньги из личных средств выделили, в том числе, семья Багратиона, Денис Давыдов, атаман Платов. Было очень много пожертвований от простых солдат, ветеранов Отечественной войны, а также частных лиц, купцов и меценатов. На стенах храма были размещены доски с именами павших воинов, с названиями основных сражений войны 1812 года. В конце 20 века храм был воссоздан также на пожертвования россиян.

Морской Никольский собор в Кронштадте — главный храм Военно-морского флота России, а также памятник всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Сбор пожертвований начали в 1897 году. Основную сумму собрали моряки, которые отчисляли часть своего жалованья на строительство. В 1913 году Морской собор освятили во имя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих.

Владимирский собор в Севастополе стал памятником героям первой обороны города. Всероссийская подписка по сбору средств началась в 1829 году. Пожертвования — от одной копейки до очень крупных сумм. Во время Крымской войны еще недостроенный собор стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота — Корнилова, Истомина, Нахимова. Строительство собора завершили в 1888 году. В верхнем храме нет росписей, вместо них установлены мраморные плиты с именами героев Крымской войны.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге был заложен Петром Первым в честь победы под Полтавой в 1709 году. Это один из старейших соборов города и первый храм-памятник в честь победы русского оружия. В 1710 году была освящена маленькая деревянная церковь, которую позже перестроили в собор. Строили в том числе на пожертвования.

Храм Всех Святых на Мамаевом кургане в Волгограде стал символом религиозного и боевого подвига на фронте Великой Отечественной. 9 мая 2005 года храм был открыт и освящен. Он был построен на пожертвования, значительные суммы выделили крупные российские компании.

Главный храм Вооруженных сил России , который возводится на территории парка "Патриот" в подмосковной Кубинке, воплотит память о подвиге, совершенном народом в годы Великой Отечественной войны. Об этом во вторник заявил председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви (РПЦ ) протоиерей Леонид (Калинин ) выступая на церемонии открытия выставки «Современная русская церковная архитектура» в Венеции .

Проект Главного храма Вооруженных сил России Калинин назвал "ядром выставки в Венеции" , которая проводится в рамках "Русских сезонов-2018".

"Почти 30 миллионов человек погибло. И мы, - сказал священник,- не можем не воздать им память. Для этих усопших храм Воскресения – это храм надежды. А для нас это храм, который отдает дань памяти всем тем, кто пострадали в те страшные годы с разных сторон".

На выставке представлен макет будущего собора Воскресения Христова – Главного храма Вооруженных сил России, строительство которого идет на территории парка "Патриот" в подмосковной Кубинке. Сроки строительства оригинала выдерживаются, он будет возведен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войны на народные деньги.

"На сегодняшний день более 30 тысяч жертвователей внесли свой вклад в строительство храма - как физические лица, так и организации. Это центр духовности. Уверен в том, что храм - как он сейчас выглядит – будет построен в обозначенные сроки", - сообщил председатель правления фонда "Воскресение" Александр Алексеев на открытии выставки в Венеции.

СПРАВКА "КП"

По информации главного архитектора, автор проекта Дмитрия Смирнова пространство Главного храма Вооруженных сил России "будет пронизано символами, связанными с историей Великой Отечественной войны". Центральный барабан храма диаметром 19 метров 45 см повторяет год окончания Великой Отечественной войны. На территории комплекса будет расположена галерея памяти длинною 1418 шагов – по количеству дней и ночей войны, в которой с помощью технологии микрофотографии поместят 33 миллиона фотографий участников Великой Отечественной.

Высота звонницы составит 75 метров - в честь годовщины Победы, к которой планируется освящение храма, высота малых куполов - 14 метров 18 сантиметров.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Храм и беднота

Владимир ВОРСОБИН

Новость, что министерство обороны собирается строить в парке «Патриот» почти стометровый храм, поначалу не выглядела особенной. Храм так храм. Пусть в странном для православия (судя по эскизам) стиле «милитари», но с другой стороны – какие претензии к стилю? Храм армейский. Не соглашусь с теми, кто ядовито осмеивает святой проект. ()

Cоветы