Часть души человека дающая жизнь. На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)? Душа человека - энергетическое поле

прот.
  • прот.
  • свт.
  • преп. Оптинские старцы
  • свт.
  • прав.
  • свт.
  • свт.
  • преп.
  • свт.
  • схиархим.
  • свящ. Андрей Лоргус
  • В.Ф. Давыденко
  • Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит.
    диакон Андрей

    Душа́ 1) составная, субстанциональная часть человеческой , обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (); 2) отличная от часть человеческой (); 3) человек (); 4) животное () и его жизненная сила ().

    Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы.

    Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. , она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

    Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие . Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и , ибо обладает разумной силой и свободной . Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

    Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее , эмоциональная сила. Св. называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение . «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется .

    Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится , которой свойственно действовать.

    «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.

    Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. , от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству .

    Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. , срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. ). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

    На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?

    Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.

    В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ().

    Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии » (); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием » ().

    О том, что душа - не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области - лоне Авраамовом) (), ведёт с душой Авраама беседу (), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях ().

    С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.

    Понятие души

    Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» ().

    Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

    Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

    Силы души

    Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

    Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

    О душе Богочеловека Иисуса Христа

    По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.

    «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ().

    Из Часов пасхальных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

    Включённый душ

    Душ на улице

    Специальные виды душа

    Известны специальные виды приёма душа:

    • Контрастный душ - попеременно то горячей, то холодной водой
    • Душ, применяемый с целью массажа (Гидромассаж)
      • Душ Шарко - сильной струёй воды из шланга
      • Циркулярный душ - кабина, поливающая водой со всех сторон одновременно.
      • Душ Алексеева - игольчатый гидромассажёр высокого давления.
      • Подводный душ (также см. джакузи)
      • Тропический душ - система подачи воды для мытья тела, при которой вода поступает из специальной решётки, а не из шланга, как в обычном душе. В решётку обычно встроены светодиоды , позволяющие регулировать освещение (хромотерапия). Тропическим душем часто оборудованы гостиницы класса люкс.
      • Термоволновой душ - душ, обеспечивающий массаж тела движущейся вдоль него тепловой волной с модулируемой средней температурой, контрастом и скоростью.
    • Гигиенический душ - компактная замена биде , предназначен для подмывания . Это душевой шланг, монтируемый около унитаза . На выходе из стены как правило устанавливается кран или встраиваемый смеситель, на рабочем конце шланга небольшая лейка с клапаном. Очень популярен в исламских странах, где воду предпочитают туалетной бумаге .

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Ссылки

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Шундик, Николай Елисеевич
    • Электронно-цифровая система управления двигателем

    Смотреть что такое "Душ" в других словарях:

      Душ - получить на Академике активный купон termokit или выгодно душ купить по низкой цене на распродаже в termokit

      душ - душ/ … Морфемно-орфографический словарь

      душ - а, м. douche f. 1. Устройство для обливания тела мелкими струйками воды. БАС 2. Купальный шкаф с искусственным дождем или сплошной водяной струей для окачивания. Павленков 1911. У меня две новые мебели: прелестный шкаф с душью, сделанный столяром … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      душ - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? душа, чему? душу, (вижу) что? душ, чем? душем, о чём? о душе 1. Душ это приспособление для обмывания тела водой. Мыться под душем. | Починить душ. | Я встал под душ и включил воду. 2. Душ это… … Толковый словарь Дмитриева

      ДУШ - (франц. douche, итал. doccia водяная трубка). Струя воды, мелкими брызгами направляемая на человеческое тело. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДУШ искусственный дождь или сильно бьющая струя для… … Словарь иностранных слов русского языка

      ДУШ - лечебная и гигиеническая водная процедура, заключающаяся в воздействии на тело человека струи воды различной формы, температуры и давления. Для лечебных душей используют особые установки и душевую «кафедру», которые дают возможность путём… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

      ДУШ - ДУШ, душа, муж. (франц. douche). Прибор для обливания, подающий воду мелкими струйками. || Самое обливание из этого прибора. Принять душ. Горячий душ. Холодный душ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      душ - а; м. [франц. douche] 1. Приспособление для обливания тела водяными струйками. Мыться под душем. Включить, пустить д. Ручной д. (с гибким шлангом). Встать под д. // Частые тонкие струйки воды, льющиеся из отверстий такого приспособления. Горячий … Энциклопедический словарь

      ДУШ - в ветеринарии, водолечебная процедура, основанная на воздействии на организм животного водой в виде струи определённого давления, формы и температуры. Д. могут быть общими и местными, холодными, тёплыми, горячими, с переменной температурой.… … Ветеринарный энциклопедический словарь

      Душ - I м. 1. Устройство для обливания тела мелкими и сильными струями воды. 2. Само такое обливание. 3. Гигиеническая или лечебная процедура, заключающаяся в воздействии на тело человека таким обливанием. II м. разг. Помещение, в котором принимают душ … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      ДУШ - ДУШ, а, муж. Приспособление для обливания мелкими струйками воды, а также само такое обливание. Гибкий д. (на шланге). Принять д. Лечебный д. | прил. душевой, ая, ое. Д. павильон. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова


    Человеку трудно поверить в то, что он не может воспринять органами чувств, чего не видит, не может потрогать руками, услышать или ощутить запах. Поэтому ему так нелегко представить себе душу.

    Все чаще встречается информация о том, что проводятся необычные эксперименты ученых в поисках ответа на вопрос: из чего состоит душа?

    В мире материи каждый предмет обладает физическими и материальными характеристиками. В попытках определить состав души, ученые проводят эксперименты, позволяющие обнаружить именно материальные ее характеристики — вес, состав и возможность перемещаться.

    Большинство экспериментов ученых в данной области основано на наблюдениях за умирающими пациентами.

    Сколько весит человеческая душа

    Еще в конце 90х годов ученый Лайелл Уотсон заявил, что душа обладает по крайней мере одним физическим параметром — весом.

    Для подтверждения своей теории он сконструировал специальную кровать-весы, на которую помещал умирающих пациентов. И обнаружил интересный факт: человеческое тело после смерти теряет вес. Потеря в весе составляла от 2,5 до 6,5 граммов.

    За 75 лет до этого эксперимента американец Дункан Макдугал провел подобное исследование. Его целью было определить вес души .Он также пытался узнать, насколько легче становится тело человека, когда наступает физическая смерть.

    Измерения показали, что душа весит 5,2 золотников, то есть 22,4 грамма.

    Как объяснить, что у двух исследователей результаты оказались разными?

    Возможно, у каждого человека душа имеет свой определенный вес?

    Ученые предположили, что вес души человека напрямую зависит от его мыслей и поступков.

    Многие коллеги ученых не согласны с результатами обоих экспериментов.

    Тот вес, который теряет тело после умирания, связан с обменными процессами организма, продолжающихся после смерти. Так как запас кислорода в теле очень мал, а после остановки сердца он и вовсе перестает поступать в легкие, то расходоваться начинают иные энергетические запасы организма.

    Поэтому убедить людей, обладающих знаниями общей физиологии и атанатомии в том, что в вышеописанных экспериментах удалось определить вес человеческой души, непросто.

    Возможно ли, что душа не обладает весом вообще? Или все-таки обладает, но настолько малым, что определить его крайне сложно?

    Доктор технических наук Николай Заличев убежден, что вес души можно вычислить.

    “Я решил провести пусть и жестокий, но эксперимент с мышами. Для этого я взял стеклянные колбы, в которые поместил одну мышь, двух, трех — до четырех мышей. Колба герметически закрывалась и ставилась на весы. После того, как мыши задыхались — что неизбежно — вес ее тут же уменьшался на доли процента. Там были сверхточные весы”.

    Результат этого опыта показал, что после смерти существа, вес снизился на одну тысячную долю.

    Значит, душа очень тонкая субстанция, которая имеет крохотный вес.

    Из чего состоит душа

    Согласно одной из версий, душа состоит из вакуума.

    Известно, что во Вселенной все звезды, планеты состоят из материи. А из какой материи состоит вакуум?

    Ученые из США предположили, что вакуум составляет антиматерия. Антиматерия — вещество, свойства которого мало изучены.

    С ними не согласны российские астрофизики. Они считают, что если бы вакуум состоял из антиматерии, то взаимодействовал бы с материей. Но субстанция, заполняющая космический вакуум, абсолютно с ней не взаимодействует.

    Это означает, что душа не может состоять из вакуума, иначе она не смогла бы жить в тесной связи с нашим телом. Поэтому исследователи предполагают, что душа — это сгусток материи, который свободно парит в пространстве.

    Если душа — это сгусток материи, то почему ученые до сих пор не могут отследить ее перемещения? В их распоряжении сегодня очень чувствительная техника, улавливающая самые высокочастотные энергетические всплески. Вот частоту души эта аппаратура уловить почему-то не может.

    Доктор технических наук, Владимир Ацюковский, выдвинул свою гипотезу. Он считает, что все пространство Вселенной заполняет неуловимый газ, являющийся по своей природе мощным источником энергии. Именно из него и может состоять человеческая душа. Этот газ называется эфиром.

    “Существует такое биополе, которое может образовать так называемую душу. Эфиродинамика этого никак не отрицает. Но и не настаивает. Потому что предмет не исследован. Допустим, есть вопрос: Я не знаю точного ответа, но утверждать, что не возможно — не могу”.

    Понятие эфира появилось в глубокой древности, и наши предки называли его “заполнителем пустоты”.

    Еще в 1618 году французский физик Рене Декарт выдвинул первую научную теорию о существовании светоносного эфира. И многие ученые принялись искать этот невидимый газ.

    Исаак Ньютон до 75 лет пытался обнаружить свойства этого газа. Он понимал, что нужно найти физические основы для математического закона всемирного тяготения, но ему это не удалось.

    В то время не было достаточных знаний, физические свойства газов были изучены очень мало. Газовая динамика не была еще основана.

    Утраченный элемент души

    Некоторые ученые убеждены, что когда-то газ, под названием “эфир”, занимал самую верхнюю строчку в таблице химических элементов Дмитрия Менделеева. Но потом, при многократном переиздании учебников, эта строчка таинственным образом исчезла.

    Если эфир существует на самом деле, все законы современной теоретической физики окажутся несостоятельными. Все придется пересматривать, а это невероятно трудно и не всем понятно. Поэтому гораздо проще использовать лишь математические законы.

    Если эфир на самом деле существует, тогда теория относительности Альберта Энштейна может быть полностью опровергнута.

    Если мировая наука признает существование эфира, то представления человечества об окружающем мире изменятся полностью. Это подтвердит, что душа реальна.

    Ученые на пороге создания ловушки для души

    Ученые США и Японии в 2013 году сообщили, что они смогли зафиксировать момент, когда , а также им удалось определить, из какого вещества она состоит.

    По их мнению, человеческая душа — это сгусток протонно-нейтронной структуры. Эта структура напоминает человеческую фигуру с головой, руками и ногами.

    В окружающем человека мире все состоит из бесцветных протонов и нейронов. Они напоминают настолько крошечные прозрачные структуры, что глаз человека не способен видеть их.

    Ученые планируют в недалеком будущем создать плазменную ловушку душ. Она будет представлять из себя сложную установку, которая позволит им после наступления физической смерти человека удерживать энергию души в специальной емкости.

    История развития понятия

    По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

    В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

    Понятие души в философии

    Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

    Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

    Душа в авраамических религиях

    Иудаизм

    Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

    Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

    Бессмертие души

    Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

    Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

    Отрицание бессмертия души

    Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

    Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

    Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

    Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

    Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

    В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

    Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

    Спасение души

    В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

    О душе в Библии

    В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

    1. Человек.

      И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

      Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

    2. Живое существо.

      И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

      Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

    3. Жизнь.

      Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

      Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

    4. Внутренний мир человека.

      У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

      Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

    5. Одна из трёх сущностей человека.

      Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

    6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

      Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

    7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

      Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

      2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

    Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

    Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

    2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

    И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

    Отношение к смерти Апостолов:

    Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

    Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

    Душа и царь Соломон

    Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

    И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

    Душа в других религиях и учениях

    Буддизм

    Теософия

    Попытки обнаружения материального проявления души

    В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

    В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

    О душе в художественных произведениях

    Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

    В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

    Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

    См. также

    • Диалог Платона Федон
    • Замерзшие души (Cold Souls) с Полом Джиаматти , 2009 год

    Примечания

    Источники, использованные в статье

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Дух, душа и тело . Брюссель, 1978.
    • Положительное учение православной Церкви и святых Отцов Душа человеческая. Богоподобная ее сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. - Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. - 160 с.
    Гипнотическая терапия