Школа медитации шри янтар. Шри Янтра

Шри Янтра (Трипура Сундари)

Поклонение Шри-Видье было распространено в с самых древних времен. Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндалада, учитель Ади Шанкарачарьи (первого Шанкарачарьи). Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лахири». Многие современники Шанкары - Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами - также поклонялись Шри-Видье. Брат Чайтанъи, известный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри- Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди тактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.

Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий. Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру, которая является самой удивительной из всех янтр и называется шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой. Правила поклонения Шри Янтре, метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири». Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-матеу поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат. Этот путь отличается от каула-мата, чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры.

Приверженцы самайя-мата строят Шри Янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все наоборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре - вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи- крама («закон развития»), а вторую - самхара-крама («закон исчезновения «), Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник с бинду. В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате - вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения Шри Янтры.

Шри Янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные - вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует Шри Янтру - самую динамичную из всех янтр. Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре - вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной.

Шри Янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения Шри Янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений Шри Янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр. Обычно Шри Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри Янтра. Шри Янтру называют также «янтрой космоса». В «Бхайраваямала- тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама- калавиласе» говорится, что Шри Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело.

В Шри Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

1. Бинду.
2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3. Агитар (группа из восьми треуголь ников вне трикона).
4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении Шри Янтры слово чакра означает группу (буквально «круг») структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами шри- янтры и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице.

Место в теле Название чакры Количество лепестков Элемент шри янтры
Бху-мадхья (межбровье) Аджня 2 Бинду
Ламбика (между носом и горлом) Индра-йони 8 Трикон
Кантха (горло) Вишуддха 16 Аштар (группа из восьми треугольников)
Хридайя (сердце) Анахата 12 Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников)
Набхи (пупок) Манипура 10 Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников)
Васти (ниже пупка) Свадхистхана 6 Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников)
Муладхар (тазовая область) Муладхара 4 Аштадал (кольцо из восьми лепестков лотоса)
Таддходеша (ноги) Кул 6 Шодашдал (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса)
Таддходеша (стопы) Акул 1000 Бхупур

В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это - понять ее символическую форму, Шри Янтру. Таким образом, становится ясно, что Шри Янтра представляет собой:

  • образ космоса (схему его развития и эволюции);
  • образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
  • образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), пять махабхут (акаша, воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости.

Четыре обращенных вершиной вверх треугольника - треугольники Шивы - олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум).

Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника - подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира.

Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахасрара-чакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива), душа, дух, или Атман.


Бинду

Бинду, точка внутри центрального треугольника и янтры, именуется также сарваанандамайи-чакра, то есть «чакра совершенного блаженства». Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог комы, желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры - в сахасрара-чакре, чакре лотоса с тысячей лепестков.

При медитации на Шри Янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду. Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры, однако центральное положение делает его и началом янтры. Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры. Любое поклонение Шри Янтре завершается медитацией на бинду.

Трикон

Трикон, который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой, представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду. В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду, стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду - семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным. Три стороны трикона принадлежат трем богиням - Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, - которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса). Три основных отрезка трикона представляют собой питхи («обители»), представленные и в человеческом теле:

1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре.

Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя тунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свайной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду, а в период движения приходит в движение и становится триконом. Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама- калавиласы», между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания - распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает «наделяющее всеми силами (сиддхи)». Медитация на этой чакре приносит могущество.

Аштар

Аштар, группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой - «чакрой, избавляющей от всех недугов». Восемь треугольников представляют собой восемь йони, образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Каулини.

Эту чакру называют также агник-хандой, «обителью огня»; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспху-тика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой. Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона - в сумме девять - называют навдвара- чакрой, краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой, так как оно имеет девять врат.

Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.

Антардашар

Антардашар - группу из десяти треугольников, окружающих аштар, - называют также сарва-ракшакара-чакрой, «чакрой, обеспечивающей полную защиту». Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой «пункт управления» пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей.

В десяти треугольниках восседают десять йони, или шакти: Сарваджня, Сарва-Шакти- Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности).

Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.

Бахирдашар

Бахирдашар - группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, - также называют сарва-артха-садхака-чакрой, «чакрой, делающей возможной любое осознание». В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва- Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Сва-вимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сунда-ри, Сарва- Саубхаджнядайини и Сарва-Сиддхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайям девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха.

Медитация на этой чакре помогает человеку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств - однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.

Чатурдашар

Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони, называется чатурдашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакра. В этих йони пребывают следующие шакти: Сарва- Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамбхини, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва- Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать Нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, са-расвати, ида, пингала, сушумна (подробности см. в «Иогашикха-упанишаде»). Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях. Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра - «чакра, приносящая удачу».

Аштадала

Аштадала, кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан- чакра. Эти лепестки являются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан- Малини. Их функции: вачана (речь), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упаЭдня (дарение), умекшя (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрита (изначальная природа) и пуруша (высшее «Я»).

Шодашадала

Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием шодашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: «чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий». Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар- шини, Рупакаршини, Расакаршини, Ган-дхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритъякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакарши-ни, Амритакаршини и Шариракаршини. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума.

Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников - с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.

Бхупур

Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, «чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)». К локам относятся физический мир (бхулока), астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока).

Обычно бхупур считается обителью янтры местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы). Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамъя (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также «восемь матерей»: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества).

С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий. В отличие от каула-мата, в самайя-мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы - Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной Шри Янтры). В черно-белом варианте Шри Янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз. Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний.

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Амбики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьми лепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сомамандалой, «лунной мандалой». Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на Шри Янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.

Хариш Джохари. Инструменты для тантры, Шри Янтра

ЯНТРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Янтра - (санскр. yantra = "сбруя, узда; приспособление; ограда; предел; амулет; магический рисунок"); "ненаглядная картинка"; запечатленный образ божества или другое символическое изображение, используемое для медитативных практик и сосредоточения.

Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации.Тра от слова трана - освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра - символ. Символ - это творческое выражение непостижимого. Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию сознания.

Симметричные геометрические элементы Янтры являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности. Каждая янтра транслирует свой определенный информационно-энергетический поток.

Созерцание янтр рекомендуется сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное (правое) и вербальное (левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам, достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Мантра АУМ проясняет ум, раскрывает энергетические каналы и усиливает жизненную энергию, расширяет и очищает ауру. Наделяет силой все, на что она направлена. Слово "Аминь" является упрощенным вариантом мантры "АУМ". Оно тоже связано с созиданием, но относится главным образом к его завершающей стадии. Оно подобно точке в конце предложения. Иудейские, мусульманские и христианские молитвы заканчиваются словом "Аминь". Внутреннее значение слова "Аминь" - "во имя Бога, да будет так". Мантры читаются на выдохе, дыхание должно быть ровным и размеренным. Янтры - это универсальные схемы, а мантры - космическое звучание.

Один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) - здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников.

Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Как таковых, устоявшихся канонов на цвета Шри-Янтры не существует. Поэтому до нас дошли десятки разных цветовых вариантов изображения Шри-Янтры.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции.

Правила медитации с янтрами, в том числе и Шри Янтрой, даны в соответствующей литературе и на тематических сайтах в Интернете. К тому же следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Чистота и уединенность
  • Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей
  • Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
  • Медитация на полный желудок - пустая трата времени.
  • Наиболее подходящая поза для медитации - сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант - можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки - на бедрах, ладонями вверх. Можно просто сесть поудобнее, спина прямая, голова - продолжение туловища. Или просто расслабиться и принять удобное положение,расфокусированным взглядом созерцать янтру.

  • Представляет Божественную Мать, пронизывающую собой 3 плана существования: физический, астральный, небесный. Уничтожает омрачения разума в девяти случаях: недуг, слабость, сомнение, подверженность иллюзиям, леность, невоздержанность, ошибочные представления, недостижимость какого-либо йогического состояния, неспособность удерживать йогическое состояние. Стремится к единению и уничтожает все препятствия, которые мешают его достичь. Делает возможным стремление вверх и является помощником для стремящихся развиваться.

    Багала-мукхи Янтра - "Могущественная". Способность сдерживать, усмирять. Остановка речи. Говорящего делает молчащим, яростного спокойным, царя - нищим, сопротивление - сотрудничеством. Обездвиживает врагов, лишает их дара речи. Останавливает движение природных явлений. Помогает устранить со своего пути помехи, добиться победы в состязании и стать знаменитым.

    переносит человека через океан относительного бытия (сансары). Она является воплощением эмоций и речи. Поклонение ей избавляет от проблем, связанных с водой. Связана со cвадхистана-чакрой. Янтра Тары является самой простой и могущественной из янтр. Сиддхи (сверхспособности) Тары могут проявиться благодаря одному лишь упоминанию о ней с подлинной верой. Это делает практику доступной каждому. Даёт: уравновешенность, воодушевление свободного движения, и восстание против утвержденных ценностей, искренность. Она выше правил и установок.

    Cпособствует овладению речью, творческими способностями, музыкой, науками, изящными искусствами. Служит для устранения неуравновешенности и достижения гармонии жизни.


    Камала - другое имя Лакшми, супруги бога Вишну-Хранителя. Ее называют Камалой, так как она восседает на розовом лотосе-камале. Опора феноменального мира. Богиня изящества и чистоты, дарующая бесстрашие, наделяющая дарами мира и благополучия. Избавляет от бедности, даёт покой, гармонию, развитие и достаток


    Кали освобождает от страха смерти (основополагающей тревоги первой чакры). Избавляет от привязанности к физическому телу, а также от привязанностей угрожающих нашему духовному продвижению. Благосклонна по отношению к духовным силам. Связана с муладхара-чакрой и поднятием Кундалини.


    Ганеша - бог всего сущего, мудрости, благоразумия. Устраняет препятствия перед началом дела. Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность, дерзость. Успокаивает рациональный ум (левое полушарие головного мозга), рассеивает все его сомнения, наделяет твёрдостью. Воодушевляет и позволяет приобрести внутреннее равновесие. Является покровителем людей тонкого ума, которые не обманываются внешней формой.


    Дурга Янтра -"Непобедимая". Являет собой объединённое усилие божественных сил, приложенное к привнесению и восстановлению Вселенской Гармонии. Преображает зло в благую энергию. Уничтожает бедность, страдания, голод, дурные привычки, болезни, грехи, несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность. Приносит состояние безмятежности и чистоты.


    Одна из самых важных янтр. Ее называют еще "Янтра Космоса". Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний. Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сома-мандалой.

    Даттатрея Янтра - наиболее экуменическое из божеств индуизма, воплощающее в Себе все три триединые аспекты мироздания: Брахму - олицетворяющего силу созидания (принцип пространства), Вишну - олицетворяющего силу поддержания вселенной (принцип энергетических преобразований), и Шиву - олицетворяющего силу очищения для последующего созидания (принцип времени).



    — наиболее знаменитая из всех тантрических янтр. Представляя собой мистическое устройство космоса, Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Пять треугольников, направленных вниз, на санскрите называются Панча Маха Бхута (пять великих элементов): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир. Четыре элемента из этих пяти знакомы нам, а пятый элемент, эфир, чуть более загадочен. Этот элемент, как ни странно, является дверями к знанию вселенной, которое хранится не в физической реальности, а доступно только посредством ума. Эта янтра дает образ полноты и целостности существования, для того чтобы адепт мог поместить этот образ внутрь для окончательного постижения своего единства со вселенной.


Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.). Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Янтра – особый рисунок с узорами геометрической формы, который помогает в совершении эффективной медитации. В нем содержится божественная энергия, поэтому его нередко используют в качестве амулета или талисмана.

Энергия янтры исходит из самого центра и кругами расходится к краям рисунка. Такой принцип возникновения энергии является ключевым в процессе зарождения Вселенной.

Янтры представляют собой различные формы рисунка, цвета и отличаются друг от друга энергетическим посылом. Каждая из них воздействует на свою сферу в том пространстве, где располагается.

Символы и их значения

Внешний облик янтры и значение узоров имеет важное значение. Все символы и цветовые решения выбраны неслучайно.

  1. Точка обозначает начало и конец всего, что есть во Вселенной, символизирует бесконечное сознание. Чаще всего, она располагается в центральной части.
  2. Круговое расположение элементов несет в себе посыл бесконечной и цикличной природы всех явлений.
  3. В форме треугольников представляют триединство (например, прошлое, настоящий момент и неизвестное будущее). Равновесием считаются три равновеликие линии.
  4. Квадратные очертания у всего, что можно отнести к упорядоченности, постоянству, основам материального мира.
  5. Цветок лотоса является символом созидательной энергии, возрождения, духовной трансформации, чистоты.
  6. Пятиконечные звезды олицетворяют Шиву.

Многие элементы имеют более глубокое значение, особенно когда сочетаются в сложные узоры. Но есть и определенное правило составления янтры: в рисунке должна прослеживаться четкая симметрия.

Внимание! При покупке янтры важно обратить внимание на ее узор. Если в рисунке видно неточности, отсутствие симметрии или некоторых элементов, то такой амулет не будет оказывать правильного воздействия.

Для чего?

Принцип действия янтры заключается в той энергии, которую она излучает, независимо от места пребывания ее владельца. Она приносит очищение и гармонию в окружающее пространство, формируя вокруг человека особую ауру.

Амулет усиливает произнесенные молитвы и желания, направляя энергию на достижение результатов. Посыл идет прямо к Всевышнему, особенно во время чтения мантры.

Большинство людей используют их в следующих целях:

  • для осуществления задуманного;
  • для улучшения жизненной ситуации;
  • для создания гармоничной атмосферы в личной жизни, браке, любви, рождении детей, взаимоотношении с другими людьми, в заработках, здоровье и т.п. (можно найти янтру с изображением определенной планеты или божества, которая понравится внешне и будет отражать внутренний посыл);
  • для изменения влияния ослабленных планет на человека (например, плохие отношения с мужским полом проявляются из-за ослабленного Солнца).

Практические занятия йогой также можно дополнять энергетическим воздействием правильной янтры:

  • когда выполняется Пранаяма, то нужно «дышать» энергией соответствующего рисунка и мысленно ощущать, как ее потоки растекаются по всем энергетическим каналам;
  • во время исполнения упражнений концентрировать внимание на талисмане, это помогает сохранять баланс;
  • особую пользу янтра приносит в процессе медитирования.

Как использовать?

Каждому амулету характерен свой определенный поток энергии. Воспользоваться этими потоками можно по-разному:

  • фиксировать взгляд на янтре в процессе медитирования или произнесения мантры;
  • купить готовую или создать свою (распечатать, выгравировать), разместить ее в своем рабочем или жилом пространстве для очищения и гармонии;
  • иметь небольшое изображение янтры при себе для осуществления задуманного, позитивных изменений в личной жизни, обогащения или для оказания иного влияния планет на определенные сферы жизни.

Как активировать?

Перед использованием янтр, амулетов или талисманов необходимо провести их активацию.

Ритуал совершается в утренние часы полнолуния. Нужно смотреть в центр амулета и произнести 108 раз слова мантры, которая ему соответствует. Следует учесть, что по ведам сутки начинаются с восхода солнца.

Важно! Активированной янтре требуется уважительное и внимательное отношение: окропление водой, приношение цветов и подкрепление ее действия словами мантры.

Активация действует в течение одного года, затем ее рекомендуется поменять на новую. Если янтра выполнила свое предназначение и больше не требуется, то ее нужно опустить в речку или зарыть в земле. Для этого подойдет северо-восточная сторона дома (угол).

В комнате амулеты следует располагать в местах медитирования, но так, чтобы их никто не видел. Это личный оберег.

Медитация

Для эффективной медитации необходимо выполнить следующие действия: сесть на коврик или одеяло в удобной асане, янтру расположить на расстоянии полметра-метра от себя на уровне головы, смотреть прямо на рисунок. Во время медитации можно зафиксировать взгляд на янтре, чтобы она сохранилась в глазах и сознании, или перемещать взгляд от центральной части рисунка к краям и наоборот.

В завершении процесса медитации нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на глубоком дыхании. В этот момент в сознании появится изображение янтры. Если рисунок виден и находится в состоянии вибрации, то это означает, что всё выполнено верно.

Не у всех она отчетливо видна в сознании с первого раза, но медитация в любом случае оказывает свое благотворное воздействие.

Длительная практика приводит к лучшим результатам. Это позволит увидеть янтру внутри себя намного дольше, чем несколько секунд.

Справка! Бывают случаи, когда рисунок в сознании становится то ближе, то дальше. В этом нет ничего страшного, никакого вреда это не принесет.

Смотреть на талисман следует, расположившись лицом в сторону востока, или севера, а после заката нужно поставить рисунок для медитации исключительно в северной части комнаты.

Усилить эффект можно с помощью одновременного созерцания и произнесения слов мантры. Но во всем есть свой порядок: каждой янтре соответствует своя мантра. Если нет возможности посоветоваться с наставником, тогда во время медитации следует воспользоваться мантрой «Ом».

Изображения


Шри янтра (Трипура-Сундари янтра) считается главной янтрой, в ней заключается вся сила созидания. В ее рисунке содержатся основы Вселенной, человека, чакр, каналов и точек.

Цветок лотоса, который состоит из 18 лепестков, помогает исполняться задуманному, а из 8 лепестков – избавляет от жизненных проблем. Синий лотос (вода), помещенный в круг, открывает чакры Свадхистаны и репродуктивной функции.

Красный лотос (огонь), помещенный в круг, связан с манипурой и чакрой солнечного сплетения. Янтра создается из центральной точки «Бинду» (семя мира) – это истинные знания и благосостояние. Треугольные орнаменты расширяют пространство, также как все живое вырастает из небытия. Выступы в виде буквы «Т» у квадратов (бхупуров) означают очищение души от материального и выходы в иное пространство.

Камала (Лакшми) считается супругой божества Вишну. Слово «камала» означает «розовый лотос», который является опорой феноменального бытия. Она олицетворяет все изящное, чистое, бесстрашное, благополучное, гармоничное, дает нуждающимся богатство и покой.

Ганеша Янтра отвечает за всё сущее, мудрость и благоразумие. Помогает справиться с трудностями в начале какого-либо дела. Усмиряет гордыню, эгоизм, лживость, лишнюю суету. Помогает мыслить более рационально, принимать твердые решения, устраняет сомнения. Вдохновляет на подвиги и уравновешивает. Ганеша Янтра особенно покровительствует людям с ясным умом, которые смотрят вглубь вещей и явлений.

Кали помогает преодолеть тревожные ожидания, страх смерти, привязанность к собственному телу и зависимости. Поддерживает духовный рост. Взаимосвязана с чакрой Муладхара и повышением Кундалини.

Дурга Янтра (“Непобедимая”) объединяет стремление к гармонии всего сущего. Делает злое добрым, избавляет от страданий и бедности, плохих привычек и недугов, греховных мыслей и антирелигиозности, жестокости и лени. Очищает сознание и дарует ощущение свободы.

Даттатрея Янтра сочетает триединые основы мироздания: Брахму (созидание), Вишну (энергетические изменения), Шиву (очищение для последующей реинкарнации).

Бхуванешвари Янтра владеет бытием в феноменальном мире. Присутствует во всех явлениях и помогает открыть сознание. Взаимосвязана с чакрой Анахата.

Трипура Сундари Янтра является олицетворением трансцендентального сознания, источника вдохновения. Усиливает стремление к единению, устраняет страхи.

Махамритьюнджая янтра защищает от болезней и негатива, помогает преодолеть жизненные трудности. Помещается над входной дверью, в комнате с заболевшим человеком, в помещении для медитации, в местах с негативной энергетикой.

Сарасвати-янтра помогает в творческих поисках, осознании себя, экстрасенсорных способностях.

Успокаивает мысли, делает сознание чистым и ясным, развивает красивый голос и ораторские возможности, раскрывает тайны снов и древних знаний.

Заключение

В работе с янтрами важна тренировка. Если не получается сразу увидеть в сознании нужный рисунок, то это происходит от недостатка терпения. Нужно привыкнуть к талисману, установить взаимосвязь его энергии со своим энергетическим пространством. Постепенно он начнет действовать.

ШРИ ЯНТРА МАНТРА - одна из самых сильных и динамичных янтр. Шри Янтра является местом обиталища самой прекрасной Богини – Дэви Бхагавати, олицетворяющей тело богини Трипура-Сундари, которую в некоторых текстах называют «пупком Божественной Матери». Это единственная «Янтра Космоса», позволяющая получить даршан. Янтра едина для всех религий.

Шри Янтра – это древний геометрический символ, используемый в медитации разными школами тантризма, корни которого уходят за границы первого тысячелетия до нашей эры. В статье мы попробуем вместе понять, что собой представляет центральная звезда шри янтры, которую очень сложно воспроизвести вручную, а ведь делать это надо только так, а не иначе.

Что такое янтры

Янтра – это символическое изображение энергетической структуры конкретного Бога, божества, которых видят мудрецы. То есть, каждая мантра обладает энергией определенного божества и во время медитации позволяет получить эту энергию медитирующему, посредством наполнения изображения силой.

***

Нет ничего более могущественно, чем эта сила и эта энергия. Так, икона всегда имеет лик и индивидуальные черты лица, а янтра универсальна, так как ее составляющими становятся архитипические части, свойственные всем явлениям. Вывод следующий: янтра – это архитипическая единица, связанная с генетическим кодированием.

При помощи янтры, являющейся символом, можно выйти за рамки стандартного мышления, перейдя к абсолютно измененному состоянию сознания. Ничто так не воздействует на зрительные центры в коре головного мозга, как симметричные геометрические элементы! Так как оба полушария головного мозга одинаковы, то воздействуют янтры на обе половинки, уравновешивая их и дополняя. Работа ведется через клетки сетчатки, которые отправляют сигналы в зрительную часть коры головного мозга.

Однако просто созерцать янтры нельзя. Ритуал следует сопровождать пением мантр. Это помогает заставить работать оба полушария – и зрительное и вербальное. Если вам тяжело запомнить сложную мантру, ведь петь ее надо наизусть, воспользуйтесь самой простой, но при этом самой сильной – ОМ или АУМ, в которых сосредоточена вся Вселенная и все мантры вместе взятые. Янтры являются универсальными схемами, а мантры – космическим звучанием.

Медитируя, уделите внимание расстоянию янтры до или от ваших глаз. Это важно для правильного восприятия изображения клетками сетчатки, а также влияющего на реакцию самих клеток, которая может меняться. Выберете такое же расстояние, на котором вы читаете книгу, и при этом ваши глаза не устают. Созерцать янтру надо немигающим взглядом и это нереально без мантры, являющейся божественным звуком. Работая с янтрой, вы должны вызывать Прану.

О янтре

В форме этой янтры содержится девять чакр, четыре из которых принадлежат Шиве, а пять – Шакти. Еще в нее включено 43 Трикона, 28 Марма–Стхаан, 24 Сан-дхи-ян.

В теле человека также имеется 9 чакр: бинда (межбровье), трикон (точка, меж носом и горлом), аштар (горло), антардашар (сердце), бахирдашар (пупок), чатурдашар (ниже пупка), аштадала (тазовая область), шодашадала (ноги), бхупур(стопы).

Совершаемая над янтрой Прана бывает трех видов, но вначале расскажем о самой Пране Пратиштхе, которая подразумевает вселение жизни и разума в тело идола. Прана – это дыхание, без которого человек превращается в безжизненное тело. Так идолом может быть кусок металла, камня, дерева, но только после того, как в него вдохнут жизнь, наполнив дыханием.

Сделать это можно во время особенной церемонии и определенных мантр, которые взывают к Божеству, вопрошая войти в тело мурти. Во время данного входа идол становится Божеством, которое надо омыть, преподнести одежду, украшения, пищу, благовония, вознести молитвы или пропеть мантры у огня утром и вечером. А теперь о деле.

Три способа создания Янтр:

  • Чар. В последствие данного действия Пран Пратиштхит входит в Янтру, используя чистые действия.
  • Ачар. Выполняя данное действие, не перемещайте Янтру, она должна оставаться в одном месте.
  • Дхарния. Устойчив тип Янтр, который может устранить только Пуджа.

Если вы хотите, чтобы ваша янтра была максимально эффективной, выберете правильный материал, на котором вы будете ее вырезать:

    • Бхупраштийя - плоский лист.
    • Качхап Прашт – спина черепахи.
    • Сумеру – вырезана в форме пирамиды.

Эту Янтру можно сделать из:
Тамра Патра Янтра – медь (низкая эффективность).
Раджат Патра янтра – серебро (средняя эффективность).
Свам патра Янтра – золото (хорошо работает).
Спхатик Янтра – кристалл (лучший вариант материала).
Парад Янтра – ртуть (высшая).

Если верить специалистам, человек прикоснувшийся к Параду может избавиться от воздаяния такого греха, как убийство Брахмана. Если же пропустить Парад Шри Янтру через установку Вама Тантру, можно стать обладателем огромного счастья и богатства.

Наличие шри янтры поможет достичь финансовой независимости и благополучия.

Шри янтра всегда считалась любимым инструментом Лакшми – богини богатства и процветания. Что для этого сделать? Всего лишь установить в вашем жилище изображение Шри Янтры, желательно сделанной собственноручно. Однако вырезать руками ее очень сложно, поэтому вы легко можете использовать распечатанное изображение. Также данная янтра помогает выплатить долги. И вообще места, где имеется данная янтра не могут быть бедными, там всегда царит достаток.

Практика

Возьмите изображение Шри Янтры и пристально смотрите на него, осознавая, что пред вашими глазами находится графическое изображение Мироздания, заключающего в себя всю свою Энергию в спящем состоянии, пробуждаемую вашим желанием или намерением пробудить ее. Данное желание надо все время держать в сознании, при этом просить высшее Я соединить воедино вашу Энергию и Энергию Шри Янтры. После этого надо закрыть глаза и визуально представить шри янтру в трехмерном виде вокруг себя.

М - видеть сон