Большая христианская библиотека. Большая христианская библиотека Притчи 27 11

1–6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7–14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15–16. О сварливой жене. 17–32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22–27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.

Притч.27:1. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день.

Притч.27:2. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.

Притч.27:3. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.

Притч.27:4. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

Притч.27:5. Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Притч.27:6. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (Иак 4.13-15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3–4 явления нравственного мира – гнев и ревность – сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5–6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23.

Притч.27:7. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.

Притч.27:8. Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.

Притч.27:9. Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим.

Притч.27:10. Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Притч.27:11. Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.

Притч.27:12. Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

Притч.27:13. Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог.

Притч.27:14. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.

Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23.15; ст. 13 с Притч 20.16.

Притч.27:15. Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны:

Притч.27:16. кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.

Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19.13, а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.

Притч.27:17. Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

Притч.27:18. Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести.

Притч.27:19. Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.

Притч.27:20. Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.–

Притч.27:20a. –[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]

Притч.27:21. Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его.–

Притч.27:21a. –[Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

Притч.27:22. Толки́ глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.

Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10.24). В ст. 18–19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее (Притч 15.11) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14.9). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17.3. Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию.

Притч.27:23. Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах;

Притч.27:24. потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?

Притч.27:25. Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы.

Притч.27:26. Овцы – на одежду тебе, и козлы – на покупку поля.

Притч.27:27. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим.

В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев – скотоводству (ст. 23, 24) и земледелию (ст. 25), а вместе ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).

Стих 1 . Здесь представлено (1) хорошее предостережение, чтобы мы не были уверены в завтрашнем дне: «Не хвались собой и завтрашним днем, тем более многими грядущими днями и годами». Эти слова не запрещают готовиться к завтрашнему дню, но не советуют полагаться на день завтрашний. Мы не должны надеяться прожить долго и благополучно, а говорить о завтрашнем дне с покорностью воле Божьей и демонстрировать свое благоразумие, сохраняя неуверенность в нем. Мы не должны заботиться о завтрашнем дне (Мат 6:34), а возложить свои заботы о нем на Бога (см. Иак 4:13-15). Мы не должны откладывать на потом свое обращение к Богу, (словно уверены в завтрашнем дне), так как это единственное, что необходимо; сегодня, доколе можно говорить: «ныне», услышьте голос Божий.

(2) Добрые размышления, на которых основано это предостережение: «…потому что не знаешь, что родит тот день и какое событие готовится в переполненной утробе времени; это тайна, пока оно не родится (Еккл. 11:5)». За короткое время могут произойти значительные перемены, о которых мы мало задумываемся. Мы не знаем, что родит настоящий день; вечер покажет это. Nescis quid serus vesper vehat – ты не знаешь, что вечер может принести с собой. Бог мудро держит нас в неведении относительно будущих событий, оставляя Себе знание о них, как самое красивое украшение венца, чтобы научить нас во всем зависеть от Него и быть готовыми к каждому событию (Деян. 1:7).

Стих 2 . Отметьте:

(1) мы должны поступать так, чтобы заслуживать одобрение и даже посторонние люди могли бы похвалить нас. Наш свет должен сиять перед людьми; мы должны совершать добрые дела, которые люди могли бы увидеть, хотя и не должны делать их специально, чтобы показать другим. Пусть наши дела заслуживают похвалы даже у ворот (Фил 4:8).

(2) Совершив дело, мы не должны хвалиться им, ибо это свидетельствует о гордости, безрассудстве и эгоизме, а также значительно умаляет репутацию человека. Любой человек с радостью унизит того, кто превозносит себя. Нам может представиться справедливый случай отстоять себя, но не приличествует аплодировать себе. Proprio laus sordet in ore – самовосхваление оскверняет уста.

Стихи 3-4 . Эти стихи показывают, какое невыносимое зло причиняет (1) неуправляемая страсть. Гнев спровоцированного глупца, который не думает о том, что говорит и делает, вынести тяжелее, чем тяжелый камень или множество песка. Он тяжелой ношей ложится на него самого. Тот, кто не управляет своими страстями, иногда даже изнемогает под их тяжестью. Гнев глупца ложится тяжелой ношей на тех, против кого он направлен и кому в ярости он может причинить зло. Поэтому мы поступим мудро, если не будем провоцировать глупца, а если он в ярости – то уйдем с его пути.

(2) Укоренившаяся злоба, которая настолько хуже предыдущего случая, насколько угли можжевельника хуже пламени терний. Гнев жесток (это правда) и совершает много жестоких поступков, а ярость неукротима, но чей-либо тайный враг, завидующий процветанию и желающий отомстить за какую-то обиду или причиненный вред, намного хуже. Человек может избежать внезапной вспышки гнева, как Давид увернулся от копья Саула, но когда гнев возрастает, как это было с Саулом, и превращается в постоянную ревность, то никто не может устоять перед ней; она будет преследовать и обрушится на человека. Кто огорчается из-за благополучия другого, тот будет продолжать замышлять против него зло и постоянно хранить свой гнев.

Стихи 5-6 . Отметьте:

(1) для нас очень полезно, когда друзья обличают нас и говорят о наших ошибках. Если истинная любовь в сердце имеет достаточно ревности и смелости, чтобы проявить себя в прямых взаимоотношениях с друзьями и обличении их в том, что они сказали или сделали неверно, то это действительно лучше не только тайной ненависти (как в Лев 19:17), но и скрытой любви – той любви к ближнему, которая не демонстрирует себя добрыми плодами, а похвально отзывается об их грехах, нанося ущерб их душе. Искренни укоризны от любящего, хотя в настоящее время они болезненны, как раны. Если друзья из любви к нашим душам не хотят допустить, чтобы грех одолел нас, и не оставляют нас одних, то это признак того, что они искренни. Врач заботится, чтобы исцелить болезнь пациента, а не угодить его вкусу.

(2) Опасно, когда тебе льстит и ласкает враг, чьи поцелуи обманчивы (англ.пер.). Мы не можем получить удовольствие от общения с ним, так как не можем быть уверены в нем (поцелуи Иоава и Иуды были обманчивыми), поэтому мы должны быть бдительными, чтобы не оказаться введенными в заблуждение ими; им не нужно придавать значения. Некоторые читают это место так: «Господь избавил нас от вражеских поцелуев, лживых уст и обманчивого языка».

Стих 7 . Здесь, как и в других местах своей книги, Соломон показывает, что бедные в некотором смысле имеют преимущества перед богатыми, ибо (1) они больше наслаждаются своей пищей, чем богатые. Голод – наилучший соус. Грубая пища при хорошем аппетите доставляет чувственное наслаждение, которое чуждо тем, чьи сердца отягчены объедением и пьянством. Кто каждый день изысканно питается, тот испытывает отвращение даже к лакомствам, как израильтяне к перепелам, в то время как для имеющих лишь необходимую пищу, которую сытая душа назвала бы горькой, она сладкая. Они едят ее с удовольствием, переваривают ее и подкрепляются.

(2) Они более благодарны за свою пищу: голодный благословит Бога за хлеб и воду, в то время как сытый считает, что за разнообразные лакомства вряд ли стоит благодарить. Похоже, что именно это имеет в виду дева Мария, когда говорит (Лук 1:53): «Алчущих, которые знают, как правильно оценивать Божьи благословения, исполнил благ, а богатящихся, то есть пренебрегших ими, отпустил ни с чем».

Стих 8 . Отметьте:

(1) многие люди не осознают собственного благополучия, испытывают беспокойство из-за своего нынешнего положения и желают перемен. Бог Своим провидением определил для них подходящее место и сделал его удобным. Но люди предпочитают неустроенность, им нравится блуждать; они рады, когда появляется повод поехать за границу, и не стараются подольше остаться на одном месте. Они без нужды оставляют свое дело и заботы и берутся за то, что им не принадлежит.

(2) Те, которые подобным образом оставляют предназначенное для них место, похожи на птицу, покинувшую свое гнездо. Они демонстрируют свою глупость, поступая как глупая птица; они постоянно мечутся, как перелетная птица, которая перелетает с ветки на ветку, но нигде не вьет гнездо. Но это небезопасно: перелетная птица подвергает себя многим опасностям; дом человека – его крепость, а тот, кто покидает его, делает себя легкой добычей для ловца. Когда птица покидает свое гнездо, то яйца и птенцы оказываются без присмотра. Те, которые любят разъезжать по чужим странам, оставляют дома свою работу несделанной. Каждый оставайся в том звании, в котором призван; пребывайте с Богом.

(2) Хорошее основание, почему мы должны так высоко ценить истинную дружбу и оказывать ей предпочтение.

Потому что она приносит радость. Общение и совет сердечного друга содержат сладость. Они как масть и курение, которые издают приятный запах и веселят дух. Они радуют сердце; тяжесть от беспокойства становится легче, если мы изливаем чувства своему другу, и мы получаем большое удовлетворение, узнав его мнение о наших делах. Сладость дружбы заключается не в сердечном веселье, сердечном смехе, но в сердечном совете, верном и искреннем, не содержащем лести – советом от всей души (дословно), который касается дела, проникает в сердце и отвечает на вопросы, волнующие душу (Пс 65:17). Самыми приятными мы должны считать разговоры, которые касаются духовных истин и способствуют процветанию души.

Из-за ее выгоды и полезности, особенно в день несчастия. Этот стих советует нам не ходить в дом брата твоего и не ожидать от него помощи только на том основании, что он родственник, ибо родственные обязанности обычно ограничиваются родственными именами и часто подводят, когда приходит действительное испытание родственных чувств. Лучше обратиться к соседу, который находится рядом и готов помочь нам в тяжелом положении. Мы поступим мудро, если дружеским отношением обяжем его к тому же, и тогда в беде это обернется для нас выгодой, если он так же отнесется к нам (Прит 18:24).

Стих 11 . Этот стих увещевает детей быть мудрыми и благочестивыми, (1) чтобы они могли быть утешением для своих родителей и порадовать их сердца, когда придет день несчастия. Так они воздадут им за их заботу (Прит 23:15).

(2) Чтобы они были их хорошей репутацией: «Чтобы я имел, что отвечать злословящему меня за чрезмерную строгость и суровость в воспитании своих детей, а также за неправильные методы воспитания, ограничивающие свободу, которую имели другие юноши. Будь мудр, сын мой, и тогда в результате окажется, что я пошел самым мудрым путем, воспитывая своих детей». Тот, кто был благословлен религиозным воспитанием, должен всегда вести себя так, чтобы вызывать уважение к своему воспитанию и заставить молчать тех, кто говорит: «В молодости – святой, в старости – дьявол», чтобы доказать противоположное: «В молодости – святой, в старости – ангел».

Стих 12 . Этот стих мы рассматривали ранее (Прит. 22:3). Отметьте:

(1) зло можно предвидеть. Где присутствует искушение, там с легкостью можно предсказать, что, покорившись ему, мы согрешим. Так же легко можно предвидеть, что если мы осмелимся согрешить, то за этим последует наказание. Прежде чем ранить, Бог чаще всего предупреждает и ставит стражей над нами (Иер. 6:17).

(2) Наши дела будут обстоять благополучно или нет соответственно тому, как мы поступаем и используем ли возможность предвидеть зло: «Благоразумный видит беду, соответственно может предсказать ее, и укрывается; а неопытные, которые настолько глупы, что не видят ее, или так своенравны и ленивы, что не стараются избежать ее и идут уверенно вперед, – таковые наказываются. Мы поступаем во благо себе, если заботимся о том, что будет потом.

Стих 13 . Этот стих мы также рассматривали ранее (Прит 20:16).

1. Он показывает, как скоро станут бедными те, которые мало задумываются перед тем, как поручиться за любого, кто попросит их, и те, которые увлекаются чужими женами. Такие люди будут одалживать деньги до тех пор, пока им будут верить, но в конце они обманут своих кредиторов, более того, они все время будут обманывать их. Честный человек может стать из-за этого нищим, но тот, кто сам делает себя таким, не честный человек.

2. Этот стих советует нам быть благоразумными, устраивая свои дела, и не одалживать свои деньги тем, кто явно растратил свое состояние, если только тот не предоставит хорошие гарантии. Кто безрассудно одалживает, тот несправедлив к своей семье. Он не говорит: «Найди другого, кто поручится за тебя», ибо ставший поручителем за всех возьмет себе в гаранты тех, кто так же дерзок, как и он сам. Поэтому возьми у него платье его.

Стих 14 . Отметьте:

(2) Большая глупость – излишне любить, когда тебя громко хвалят. Мудрый человек скорее сочтет это за позор и бесчестье, совершаемое не только для того, чтобы залезть в его карман, но и чтобы создать о нем предвзятое мнение. Скромная хвала (как заметил мудрый человек) побуждает присутствующих присоединиться к похвале, в то время как излишняя нескромная хвала побуждает их приуменьшить и осудить того, кого так чрезмерно превозносят. Кроме того, чрезмерная хвала делает человека объектом для ненависти: каждый человек рассчитывает на хорошую репутацию и поэтому считает себя ущемленным, если другой монополизировал ее или получил больше, чем заслуживает. Но самая большая опасность заключается в том, что это является искушением для гордости. Люди склонны думать о себе лучше, чем другие, когда те в свою очередь также переоценивают их. Посмотрите, как внимателен был блаженный Павел, чтобы его не переоценивали (2Кор 12:6).

Стихи 15-16 . Здесь, как и ранее, Соломон оплакивает участь того, кто имеет сварливую невоздержанную жену, которая постоянно ворчит и заставляет всех окружающих чувствовать себя неловко.

1. Его участь печальна, так как ничего нельзя сделать и ситуация напоминает непрестанную капель в дождливый день. Раздор между соседями может быть подобен сильному ливню, который на какое-то время становится бедой, но от него можно спрятаться, а сварливая жена похожа на непрерывный дождь, против которого нет средства, кроме терпения (Прит 19:13).

2. Печально, что это нельзя скрыть. Мудрый человек спрятал бы ее, если бы мог, ради своей собственной и репутации своей жены, но не может, как не может скрыть шум ветра, когда он дует, или сильный запах благовоний. Своевольный и скандальный человек опозорит себя, даже если его друзья из милости захотят скрыть его характер.

Стих 17 . Здесь подразумевается удовольствие и выгода, получаемая от беседы. Один человек – ничто; самостоятельное размышление над книгой не усовершенствует человека так, как совместное чтение и изучение. Мудрый и полезный разговор делает острым ум людей, а те, которые имеют много знаний, благодаря совместным встречам могут углубить их. Ободряя дух человека, мы делаем его более бойким и энергичным, и внешний вид человека начинает свидетельствовать, что он доволен собой и приятен для окружающих. Благодати праведника становятся более действенными благодаря общению с благочестивыми, а похоти и страсти нечестивцев усиливаются от общения с себе подобными, как железо, которое затачивается таким же железом, особенно напильником. Люди, которые раньше были грубыми, тупыми и бездеятельными, благодаря общению наполняются, становятся спокойными, радостными, годными для бизнеса. Этот стих (1) рекомендует нам данное средство для усовершенствования себя, но мы должны быть осторожны и смотреть, с кем общаемся, так как влияние общения велико и может быть как полезным, так и вредным.

(2) Направляет нас, на что мы должны обращать внимание при общении. Оно должно улучшать и других, и нас самих, не забирать у нас время и не вводить друг друга в заблуждение, а побуждать друг друга к любви и добрым делам, а также делать нас мудрее и лучше.

Стих 18 . Этот стих предназначен ободрить нас в усердии, верности и постоянстве, когда мы заняты даже незначительным делом. Хотя нас призывают быть трудолюбивыми и незначительными, в то же время придерживающиеся этого получат, благодаря этим качествам, некую выгоду.

1. Пусть не огорчается бедный садовник, стерегущий смоковницу; чтобы вырастить ее, от него требуется постоянная забота и внимание, а когда она достигнет зрелости, он должен ухаживать за ней и в определенный период собирать плоды; в то же время его усилия будут вознаграждены: он будет есть плоды ее (1Кор 9:7).

2. Более того, бедный слуга не должен считать, что никогда не будет процветать и в предпочтении, ибо, если он усерден и ожидает господина своего (англ.пер.), если внимателен к нему и исполнителен, если бережет господина своего (дословно), делает все ради благополучия этого человека и его репутации, если заботится, чтобы состояние хозяина не было растрачено или ему нанесен ущерб – тот будет в чести, и не только услышит в свой адрес доброе слово, но и будет награжден и продвинут. Бог – добрый Господин, который занят тем, чтобы облачить честью тех, кто верно Ему служит (Иоан 12:26).

Стих 19 . Этот стих показывает, что есть способ (1) познать себя. Как вода является зеркалом, в котором мы можем увидеть отражение собственного лица, так есть и зеркала, с помощью которых раскрывается сердце человека – к человеку, то есть к себе самому. Пусть человек исследует собственную совесть, свои мысли, привязанности и намерения. Пусть с помощью божественного закона всмотрится в свои природные черты лица (Иак 1:23), и тогда он сможет рассудить, каким человеком является и каков его истинный характер, что было бы полезно узнать каждому.

(2) Познать друг друга, ибо как похожи лицо человека и его отражение в воде, так похожи сердца разных людей, ибо Бог создал сердца людей похожими. И поэтому во многих случаях мы можем судить о других по себе, что является основанием для правила, чтобы мы поступали с другими так, как хотим, чтобы поступали с нами (Исх 23:9). Nihil est unum uni tam simile, tam par, quam omnes inter nosmet ipsos sumus. Sui nemo ipse tam simils quam omnes sunt omnium – ни одна вещь так не похожа на другую, как один человек на другого. Ни один человек так не похож на себя, как каждый на всех окружающих (Cic. de Legib. Lib.1). Одно порочное сердце похоже на другое, как схожи между собой освященные сердца, ибо как первые носят один и тот же земной образ, так последние – один и тот же небесный.

Стих 20 . Этот стих говорит о двух вещах, которые не могут насытиться, к тому же они близки друг другу, - это грех и смерть.

1. Смерть ненасытима: и первая, и вторая. До сих пор преисподняя не заполнена горами мертвых тел, которые каждый день сбрасываются в нее, а представляет собой открытый гроб, вопия: «давай, давай!». Ад также увеличивается и все еще имеет место для осужденных душ, приговоренных к этой тюрьме. Тофет… глубок и широк (Ис 30:33).

2. Грех ненасытим: ненасытимы глаза человеческие, как и аппетиты плотского ума – к прибылям или наслаждениям. Не насытится око зрением, а кто любит серебро, тот не насытится серебром. Люди трудятся ради того, что пресыщает, но не насыщает, более того, ради того, что вызывает неудовлетворенность. Люди были справедливо приговорены к постоянному недовольству с того момента, как наши первые родители не были удовлетворены остальными деревьями Едемского сада и решили вкусить запретный плод. Те, чьи глаза направлены на Господа, Им удовлетворятся, и так будет всегда.

Стих 21 . Этот стих дает критерий, по которому мы можем испытывать себя. Серебро и золото испытываются, когда их кладут в печь, в плавильню, а человек испытывается славой. Попробуйте его похвалить и оказать ему предпочтение – и он покажет, каков на самом деле.

1. Если человек после восхваления стал гордым, заносчивым и надменным, если он берет себе всю ту славу, которая должна воздаваться Богу, как поступал Ирод, если, чем больше его хвалят, тем более он невнимателен к тому, что говорит и делает, если он лежит в постели до полудня, так как имя его возвеличено, тогда мы увидим, что он глупый, пустой человек, который, хотя его и хвалят, но не имеет в себе ничего, достойного похвалы.

2. Если же, наоборот, в результате хвалы человек становится более благодарным Богу, более уважительным к друзьям, более бдительным в отношении всего, что может запятнать его репутацию, более усердным в улучшении себя и совершении добрых дел для других, соответственно их ожиданиям от него, - то тем самым он проявит, что является мудрым и благочестивым. Хороший склад ума у того, кто знает, как оставлять без внимания и порицания, и похвалу, оставаясь тем же (2Кор 6:8).

Стих 22 . Соломон сказал (Прит 22:15): «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него», ибо тогда еще можно сформировать мировоззрение и искоренить порочные привычки. А здесь он показывает, что если это не будет сделано в юности, то почти невозможно будет ничего изменить впоследствии: если болезнь продолжительная, то есть опасность, что она станет неизлечимой. Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою? Обратите внимание:

(1) некоторые люди так нечестивы, что к ним нужно применять жестокие и суровые средства, так как мягкие методы ни к чему не привели; их нужно толочь в ступе. Бог Своими судами будет использовать один способ, а власти должны использовать свой и судить по строгости закона. Силу необходимо применять к тем, кто не управляется разумом, любовью и своими собственными интересами.

(2) Некоторые люди так безнадежно порочны, что даже такие жестокие и суровые методы не достигают цели, и их глупость не отделяется от них – так сильно их сердца расположены делать зло. На них часто обрушивается жезл, но они не смиряются, они оказываются в печи, но не очищаются, как Ахаз, чьи беззакония умножались (2Пар 28:22);

и что тогда остается с ними делать, как не выбросить, как отверженное серебро?

Стихи 23-27 . Этот стих:

I. Повелевает нам быть усердными в своей работе. Эти слова предназначены для земледельцев и животноводов, которые имеют дело со скотом, но их можно распространить на все другие честные профессии. Какой бы работой мы ни занимались – внутри или вне дома, – мы должны совершать ее разумно. Это повеление подразумевает, (1) что в этом мире мы должны иметь какое-то занятие, а не жить праздно.

(2) Мы должны правильно и полностью разобраться в своем деле, узнать, что должны делать, а не интересоваться тем, в чем не разбираемся.

(3) Мы должны рассчитывать только на себя, а не перекладывать свои заботы на других. Мы должны собственными глазами наблюдать за скотом своим – именно глаз хозяина делает их тучными.

(4) Мы должны быть благоразумными и обдумывать управление собственным бизнесом, знать состояние дел и иметь попечение о них, чтобы ничего не было утеряно, чтобы ни одна возможность не ускользнула, а все делалось в нужное время, в правильном порядке и принесло наибольшую выгоду.

(5) Мы должны быть усердны и прилагать усилия, не только сидеть и раздумывать, но и делать: «Сосредоточь свое сердце на своем скоте, словно ты один заботишься о нем; приложи свои руки и свои кости к своему делу».

II. Приводит аргументы, усиливающие это повеление. Задумайтесь:

1. Об изменчивости мирского богатства (ст. 24): богатство не на век.

(1) Другие богатства не так долговременны, как это: «Имей попечение о скоте своем и стадах, об имуществе, находящемся в этой стране, и поголовье скота, ибо они представляют собой важнейший доход, который, при успешном ведении дела, будет на веки, в то время как богатство, добытое торговлей, таким не будет; вряд ли корона будет передаваться в семье с такой же уверенностью, как скот и стада».

(2) Если за богатством не смотреть хорошо, то оно может даже уменьшаться. Если человек имеет монастырь (как мы говорим), но при этом ленив и расточителен, то ему может настать конец. Даже венец и государственные расходы без должной заботы придут в упадок и не передадутся из рода в род без правильного управления. Хотя венец Давида по праву должен был передаваться в его семье, тем не менее он хорошо наблюдал за скотом своим (1Пар. 27:29,31).

2. Щедрость природы, или, скорее, Бога природы и Его провидения (ст. 25): прозябает трава. Проявляя заботу о скоте и стадах, (1) не нужно прилагать особого труда, пахать или сеять; их пища – самопроизвольный продукт земли; надо лишь привести стада на луга летом, когда является зелень, и собирать горные травы для зимнего времени. Бог сделал Свою часть работы, и ты будешь неблагодарен Ему, если несправедливо откажешься служить Его провидению, не исполняя своей.

(2) Нужно использовать любую представившуюся возможность – время, когда прозябает трава; но если ты позволишь этому времени ускользнуть, тогда питание твоего скота и стада ухудшится. Как для нас самих, так и для нашего скота мы должны (вместе с муравьем) заготавливать пищу летом.

3. Выгода от хорошего ведения хозяйства для семьи: «Береги своих овец, и твои овцы помогут тебе; ты будешь иметь пищу для своих детей и слуг, довольно козьего молока (ст. 27), а достаточно так же хорошо, как пиршество. Ты также будешь иметь одежду: овцы – на одежду тебе. У тебя будут деньги, чтобы уплатить за аренду; будешь иметь козлов на покупку поля». Более того, как некоторые понимают этот стих: «Ты станешь покупателем и сможешь купить землю, чтобы оставить ее своим детям» (ст. 26). Отметьте:

(1) если у нас есть пища и одежда, а также деньги, чтобы заплатить каждому его часть, то мы имеем достаточно и должны быть не только удовлетворены, но и благодарны.

(2) Главы семей должны беспокоиться не только о себе, но и о семьях, и следить, чтобы слуги также имели достойное содержание.

(3) Простая пища и простая одежда, если они нам подходят, - это единственное, к чему мы должны стремиться. «Считай, что у тебя дела обстоят благополучно, если ты носишь одежду из домотканой материи и шерсти от твоих овец, если питаешься козьим молоком. Пусть твоей пищей будет то, что идет в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим. Не желай лакомств, привезенных издалека и купленных за большие деньги».

(4) Это должно ободрить нас быть внимательными и трудолюбивыми в своем деле, ибо от этого зависит финансовое благополучие наших семей. Ты будешь есть от трудов рук твоих.

Глава 27

1 Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.

Что значит «Не хвались завтрашним днем »? Все очень просто, многие говорят: «Ты знаешь, какие завтра у меня дела будут!? Ты знаешь, как я завтра смогу сделать много чего!? Ты знаешь, какие у меня глобальные планы на завтра!? Посмотри, как у меня здорово все получится!». Но царь Соломон говорит: не надо так делать, ты не знаешь, что тебе принесет следующий день, ты не знаешь, что с тобой будет в будущем. Ты не знаешь, своего будущего, ты не знаешь, что тебя ожидает, поэтому не хвастайся своим будущем, потому что ты не знаешь, что тебе принесет будущий день.

2 Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой.

Хвалиться самому - это глупо, пускай тебя другой хвалит, а не твои уста. Человек, который хвалит сам себя, который занимается самохвальством, такой человек глупый и безумный.

3 Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.

Когда человек привык гневаться, раздражаться, скандалить, не умеет сдерживать себя, отношения с таким человеком тяжелы как камень, как мешок с песком и даже тяжелее, такого человека невозможно переносить, поэтому и сравнение такое, гнев глупца тяжелее камня и песка . Невозможно перенести такое состояние, такого человека. Многие думают, что все вокруг виноваты, что их никто не любит, но причина очень проста, очень часто причина бывает в том, что человек гневается, скандалит, обижает других людей, потому и отношения с ним так же тяжелы как носка камня и песка, так же невозможно их выносить.

4 Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

Самое страшное, что есть, что истребляет людей, что истребляет в людях все, что хуже гнева и ярости - это ревность человека, один человек ревнует другого. Конечно, такое состояние оно выжигает как … все что соединило бы людей. Некоторые думают, что если они будут проявлять ревность, то их больше любить будут. На самом деле, если человек отдает себя в руки ревности, то он гарантированно потеряет все, что раньше связывало этого человека с тем, кому он ревнует, кроме ненависти и обид ничего другого не получится и не может получиться, потому что ревность хуже, чем гнев и неукротимая ярость .

5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Здесь тоже очень важно, почему некоторые говорят: я его в душе люблю, но никак этого не проявлю. Но если ты не проявляешь любовь никак, ее никто не заметит, она никого не согреет. Поэтому когда некоторые говорят: «я стесняюсь проявлять любовь, мне как то стыдно, неловко ее проявить, как то неуместно, неудобно», помните и не обижайтесь, что тогда вашу любовь никто и замечать не будет, и ценить не будет, потому что как ее заметишь, если она невидимая, такая призрачная любовь. Поэтому лучше бывает открытое обличение, чем тайная любовь. Почему? Потому что открытое обличение показывает, что человек расположен к этому человеку и желает ему добра, а скрытая любовь ничего не выражает, бесполезна и для любящего и для любимого.

6 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

Когда человек любит, то его слова, даже жесткие, они не поранят человека, потому что он постарается не ранить душу, если конечно не ставит перед собой такую задачу. Но поцелуи ненавидящего, они лживы, как поцелуй Иуды, когда он предал Христа. И вот здесь всем надо смотреть внимательно, что стоит за ласковыми словами, за объятиями, которые часто скрывают ложь и коварство.

7 Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.

Здесь Соломон говорит, что человек пресыщенный даже и мед считает невкусным, а для голодного и горькое сладко. Соломон говорит, что такие вещи существуют не сами по себе, а существует они потому, в каком состоянии человек к ним находится. Есть такая поговорка: «Нет не вкусной еды, есть просто недостаточно сильный голод». На самом деле, все наши оценки во многом бывают субъективны. Если мы говорим, что вот это нам нравиться, не нравиться, этот вопрос часто бывает, связан с нашими какими-то вещами объективными: голодный, сытый. Человек пресыщенный, ему и подарок то не найдешь, а человеку бедному и небольшой подарок покажется огромным. Здесь важно помнить, что вопрос заключается не в том, что у тебя есть, а в том в каком состоянии ты находишься. Когда ты находишься в состоянии пресыщенности, когда ты находишься в состоянии, когда у тебя все есть, тебе всего мало, знаете такой принцип: вот если бы у меня то было, то я бы был доволен; неправда, ты не будешь никогда доволен, если ты пресыщен тебе захочется еще, а того что ты получаешь, даже замечательное, тебе все будет казаться чем-то таким нехорошим, чем-то таким недостойным тебя и т.д. Поэтому и сказано: Сытая душа попирает и сот . Это касается, в том числе и отношений, когда человек привык, что ему все услуживают, то ему любая жертва покажется маленькой. А когда человек не ждет от другого человека никакого блага, то ему любое проявление теплых чувств покажется верхом приятности. Вот как раз здесь вопрос именно об отношениях, потому что слишком часто мы пресыщены, бываем любовью, теплыми чувствами, нам всегда мало и кажется, что нас не любят о нас не заботятся и т.д. Все эти вещи связаны с душевным состоянием, пресыщенностью или, наоборот, с недостатком, внутренним.

9 Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим.

Масть и курение как благовония могут сделать приятно сердцу. Замечено, что когда человек старается себя в порядок привести у него даже на сердце приятно становиться. Представьте себе, вы целый день работали, ходили, бегали, трудились, а потом у вас ванна хорошая, с хорошим шампунем, вы чистые выходите и сердцу приятно. Также и, сказано, какое-то благовоние, курение, на Востоке еще воскуряют фимиам, для того чтобы аромат был в доме, ну и для того чтобы воздать честь Богу, на самом деле, и они действительно радуют сердце. Христиане знают, что когда в доме воскуряется фимиам, когда человек помазывается освященным маслом, вот такое курение, фимиам, оно радует сердце уже более в глубоком смысле, не в смысле просто приятности аромата, а в силу того, что в человека входит духовная некая сила. Поэтому у православных принято масло брать, от икон, от мощей, помазываться им. Принято у христиан воскурять фимиам перед иконами, можно даже на лампочку кусочек ладана положить, Иисусову молитву прочитать и на душе легче становиться.

«…так сладок всякому друг сердечным советом своим ». Друг сладок чем? Советом, который от сердца происходит, а не просто каким-то пустым словом. Человек, который за тебя сердечно переживает, будет сладким другом, близким для тебя.

Славянский текст добавляет, что от бед разрывается душа. «Миры и вином и фимиамы красуется сердце, растерзаваетжеся от бед душа». Если человек много страдает, то его душа может разорваться, надорваться, в прямом смысле. Поэтому здесь Соломон говорит: смотри, остерегайся, осторожно, душа может не вынести этого, как противоядие друг твой.

8 Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.

О чем идет речь? Птица покинувшая гнездо, летает но место покоя не находит, т.е. если человек не нашел свое место в жизни, то он как птица покинувшая свое гнездо, летает в разные стороны, то это схватит, то за это схватится, а чем ему заняться он просто не знает, вот такое вот состояние дерганья. Это происходит, когда человек уходит с места, на которое Господь его поставил и начинает метаться в разные места, это касается и работы и каких-то отношений с людьми. Бывает, что человек просто говорит: «а я хочу вот так!», просто так, просто, без всяких мотивов, без повода, без всего, ему хочется самоутвердиться и вот тогда такой вот результат бывает.

10 Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Здесь Соломон советует обрастать друзьями, т.е. дружи, не теряй своего друга, а то у нас часто бывает, что мы друзей детства теряем, школьных друзей. Когда речь идет просто о приятельстве это одно дело, другое дело, когда бывает человек, бросает друзей ради карьеры, ради того чтобы в избранный круг пробиться. Он начинает бросать своих друзей, говорит: других найду, но Соломон говорит: не только своего друга не бросай, но не бросай и друга своего отца, учись дружиться с друзьями отца своего. Интересный момент: учись иметь как можно больше друзей, не покидай друзей отца, они тебе помогут. Учись быть в дружбе со всеми людьми. Не умеющий дружить человек - духовно нищ, он действительно ничего сделать не может, он не способен ни к любви Божий, ни к чему другому. Человек, который с человеком земным не смог наладить дружеских отношений, если человек достоин этого, то такой человек в отношения доверия с Богом вряд ли войдет. Конечно, есть исключения, бывают люди склонные к одиночеству от природы, им Господь дает особый дар дружбы с самим собою при условии, что они конечно ради него от всего отрекаются, и они идут высшим путем монашества. Именно таким людям дается высший, особый путь отшельничества, монашества. Но это особый путь для единиц, обычный человек должен уметь обрастать друзьями. Если человек не умеет обрастать друзьями, это означает, что у него в душе есть, какой то порок, какая-то язва, которая разрушила его дух.

«…и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего… », здесь речь идет о том, что мы должны уметь оценивать свое состояние. Есть люди, которые все время жалуются, чуть у них малейшая проблема, они ее обязательно на всех вываливают, а Соломон говорит: не надо так делать, если тебе плохо потерпи сам, потерпи, помолись Богу. Другое дело, когда тяжелая ситуация, но старайся все нести сам. Чем провинился перед тобой тот человек, которому ты сейчас будешь все «помои» свои рассказывать. Здесь такой принцип деликатности, которой очень многим людям не хватает. Многие люди думают, если я честный, то я сейчас вывалю на всех все и т.д.

Нет, говорит Соломон, постарайся свои несчастья держать при себе. Почему? Для того чтобы не потерять брата своего, друзей своих. Здесь надо учиться смотреть, сможет ли тот человек вынести твоего несчастья. Это очень важный момент, сможет ли он вынести? Вот об этом надо подумать. Просто у нас люди в состоянии несчастья думают только о себе, а Соломон здесь говорит, что нам должно думать и об окружающих в дни собственного несчастия.

А вот немощи друг друга носить?

- «Друг друга немощи носите » это когда сможете терпеть, скорби, когда человека унижают другие люди, это именно об этом сказано. Не сказано друг на друга немощи взваливай, так не сказано нигде. У нас очень любят взваливать свои немощи на другие, чужие плечи, но Господь говорит, носи чужие немощи, а не взваливай их.

«лучше сосед вблизи, нежели брат вдали… », тот, кто рядом тот и является твоим ближним, как говорит Господь. Лучший, в каком смысле, на него бывает лучше опереться, чем на брата, который вдали. Поэтому здесь Соломон предупреждает, старайся не портить отношения ни с соседями, ни с теми, кто рядом с тобой, потому что он может быть и лучше чем тот, кто вдалеке находится от тебя.

11 Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.

Когда человек имеет мудрого сына, который радует сердце отца. Когда человека ругают, он может сказать: вот сына какого я воспитал, который мудрый, который знает Бога, который знает пути добро делания, вот им я могу, как бы загородиться от клеветы. Как Апостол Павел, помните, делает, он говорит: если для других я не Апостол, то для вас я Апостол (1Кор.9:2). Потому что: Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15), сказал Апостол Павел, обращаясь к Коринфской пастве. Вот также и здесь, речь идет о том, что человек, который умеет воспитать своего сына так чтобы он жил по Божьи, такой человек имеет, чем загородится от злословия других людей.

12 Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

То есть благоразумный заранее видит беду и от нее скрывается. Что значит благоразумный? Благоразумный - человек, который умеет по Божьи рассуждать обо всем, умеет предвидеть будущее исходя из слов Божиих. Почему исходя из слов Божиих? Потому что часто так бывает, кажется, что человек такой богатый, он не может упасть, у него все схвачено, за все заплачено, он явно такой, на него можно положиться. Я на него положусь, человек полагается на него и валиться. А вот здесь сказано: Благоразумный видит беду и укрывается , он заранее предвидит то, что может с ним произойти тяжелого. Интересно, когда к Иову подошли беды, что Иов сказал? «Все то страшное, что я ожидал, то пришло ко мне». Не «неожиданно пришло ко мне», а «то, что я ожидал, то пришло ко мне». Поэтому благоразумный знает, какие могут впереди находится капканы. Знает почему? У него благой разум, он научился уму-разуму у Бога, поэтому он видит беду и прячется.

А неразумный идет вперед и наказывается . Здесь идет как путаница, есть такая поговорка: бодался теленок с дубом. Некоторые считают, что нужно все время идти прямо, в лоб, ничего не обходить, только прямо идти, как танк на толпу и все получится. Но когда идешь в лоб, что с тобой будет? Сказано: А неразумный идет вперед и наказывается. Человек, который непрерывно прет как танк, ломая все вокруг, он получает наказание и от Бога и от людей. А благоразумный умеет вовремя отойти в сторону, умеет вовремя отступить. Человек прячется где? Он прячется в Боге, в защите Бога, отходит в сторону. Умеет отойти в сторону, умеет не лезть в конфликт, в драку. Помните, в прошлый раз мы говорили про человека, который хватает собаку за хвост? Точно также как человек лезет в чужую свору. Точно также глупые поступают.

13 Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог.

Здесь Соломон говорит, человек который поручается за чужого, все, он попал, он и одежду потеряет, берите с него все, потому что он уже попал в клещи. Соломон напоминает о том, что надо бояться поручительства. Не поручайся за людей, тем более за чужих, берегись этого, не вверяй себя людям, не опирайся на людей. Помните, об этом Писание сколько раз говорит? «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс.145:3).

У нас, почему считают очень этичным на людей надеяться: «Ну как же? Не опираться на людей как-то не благородно, не этично». Соломон говорит, если человек поручился за ближнего, он попал, пропащий человек. И раньше Соломон говорил: если ты поручился за чужого, то с раннего утра иди к нему, кланяйся, умоляй, чтобы он тебе обратно твое поручительство отдал, чтобы таким образом человек мог остаться в нормальном состоянии, чтобы человек не погиб.

Есть такой надежный способ потерять друга, знаете? Дайте другу взаймы крупную сумму, все, гарантированный способ. Человек не отдал крупную сумму, ему стыдно, что он не может отдать, он начинает из-за этого злиться на человека который дал ему взаймы и поэтому он или пропадает, или еще гадостей всяких про этого человека наговорит. Это давно уже проверенная, известная наша подлость такая человеческая. Вот поэтому поручишься, все, потерял друга, дал денег взаймы, все, потерял друга, лучше подарить денег. Есть такой принцип, хочешь помочь, да подари ты ему эту сумму, сразу скажи: я тебе дарю, ты мне ничего больше не должен. Если сможет отдаст, не сможет не отдаст, по евангельски и друга не потеряешь. А иначе его гордыня замучает и все.

14 Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.

Это на самом деле очень даже точно, вдумайтесь, психологически точно. Если человека сильно хвалить, хвалить, хвалить. Хвалят его, хвалят, человек думает что, видать, он с этого что-то поиметь хочет. Он явно с него что-то хочет забрать, чем-то воспользоваться, это же очевидно. Есть интересный момент, который нужно внимательно услышать: Кто громко хвалит друга своего с раннего утра . С чего должно начинаться раннее утро? С молитвы! У евреев есть такое правило, никто не здоровается, не совершив утренней молитвы, ибо первое выражение принадлежит прежде всего Богу. Поэтому если человек начинает с человекоугодия, то его сочтут за злословящего.

15 Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны:
16 кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.

Что значит капель в дождливый день? Многие думают, что капель - это на улице капает с крыши. Нет, Палестина устроена как? Там дома плоские, крыши плоские, по ним гуляют, шалаши ставят, и крыша промазывается известкой или глиной, а во время сезона дождей бывает, что глина протекать начинает, вода капает прямо в дом. Приятное ощущение? Представьте, что вашу квартиру залило, и сверху капает, приятно? Вот точно так же и сварливая жена, это равные явления. Как капающая с потолка капля, которая портит все, так и сварливая жена, равны. Скрыть ее абсолютно невозможно, кто хочет скрыть ее тот хочет спрятать ветер, и хочет спрятать ароматическое благовоние в своей правой руке, дающую знать о себе.

А славянский текст говорит еще жёстче: Капли изгоняют человека в день зимен из дому его, тако и жена клеветливая из своего дому. Север жесток ветр, именем же приятен нарицается . Как человек убегает из дома, который протекает, даже зимой, так муж убегает от своей жены, если она клеветливая и сварливая. Помните, как Соломон раньше говорил, что лучше жить с медведицей в одной клетке, чем со сварливой женой и т.д. Много таких похожих мест, которые говорят о том, что сама большая беда приходит к человеку из дома.

17 Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

Вот как железо о железо затачивают, так и человек затачивает взгляд, изощряет взгляд друга своего , т.е. дружеские отношения между людьми улучшают обоих, как железо в железе, так человек становится мудрее при взаимном общении. Таким образом человек развивается.

18

Как человек, который охраняет свою смоковницу, будет есть ее плоды, а кто не смотрит за своим огородом, его всего оберут, также человек будет в чести, если он будет беречь, заботиться о господине своем. Кто такой господин? Здесь имеется в виду не столько господин, в смысле господин раба, сколько начальник. Если человек бережет начальника, то он будет в чести. А не так как у нас принято, что если начальник, то обязательно за спиной нашепчем, наговорим, чтобы о нем гадостей как можно больше было. Нет, конечно, здесь сказано: Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести. Такому честь отдадут люди, и Бог такого благословит. Апостол Павел говорит, что мы должны работать господам своим не за страх и за совесть, работаем не им, а Христу. Просто отношение изменить и все, на работе вы работаете не человеку ругающемуся, скандальному, а Христу Спасителю, так и скажите: я ради Христа работаю, ради Христа честно все делаю. Вам это и за добродетель зачтется, и гораздо легче будет переносить даже нехорошего начальника, иначе не набегаешься нормальную работу искать.

19 Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку.

Как в воде лицо отражает лицо, так человек устремлен к человеку. Человек стремиться найти близких себе по сердцу людей, это естественно явление, которое Бог вложил в человека, не надо думать, что человеку как бы нормально быть в одиночку. В одиночку могут быть, как я уже говорил, только избранные, а так обычному человеку лучше быть с людьми, общаться с людьми.

В славянском тексте: Якоже суть неподобна лица лицам, сице ниже сердца человеков.

Славянский текст дает другой смысл не предположенный, а иной просто, дополняющий Он говорит, как лицо на лицо не похоже, нет одинаковых лиц, кроме как двойняшек, также и сердца у людей совершенно разные. Не надо думать, пытаться оценить другого человека по себе. Каждый человек должен помнить, что другой человек по-иному устроен, иное сердце у него, он должен по-другому жить. Мы должны понимать, что другой человек живет по-другому, по другим законам, сердце у него другое и это надо просто учитывать, не пытаться всех под одну гребенку загрести, а нужно просто отличать одно от другого.

20 Преисподняя и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.

Как ненасытна преисподняя, т.е. ад, который пожирает всех мертвых и Аваддон, (Аваддон - господин ада, злой дух, охранник ада, король ада), который пожирает всех людей и не может спокойно пропустить мимо никого. Все люди после смерти в ад идут, говорит Соломон, но это было в его время, когда все люди без исключения сходили в ад, место содержания душ. Также и глаза человеческие ненасытны, не надо думать, что можно насытить человеческие глаза, они ненасытны абсолютно, человеку всего будет мало, человек всегда будет недоволен, ему всегда будет всего не хватать: я этого хочу, этого хочу и того хочу. Глаза у него как преисподняя, поэтому и сравнение такое некрасивое, потому что человек должен уметь контролировать глаза, уметь держать глаза в узде, чтобы не разбегались, чтобы были на месте.

[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]

Человек, который дерзко поднимает глаза, утверждая очи, то есть который пытается взглядом жечь, пытается взглядом оскорбить, обидеть, такой человек мерзкий пред Господом. Это отвратительно для Господа, когда человек пытается уничтожить человека взглядом как василиск. Вы знаете такой тип людей, с железным взором, они гордятся, что у них такой взгляд. Писание говорит, что мерзок пред Господом такой человек. Человек, у которого железный взгляд, у него злое сердце. Прямая связь, потому что глаза это зеркала души, окна души, говорят так.

«…и неразумны невоздержанные языком », те, кто не хранит своего языка, они неразумны, глупы. Следите за своим языком, говорит Соломон. Язык небольшой член, но много делает. Как те, кто управляет маленьким рулем, они управляют всем кораблем, так человек, который управляет языком своим. Человек должен уметь контролировать свою речь, уметь контролировать себя, иначе ничего хорошего не получится.

21 Что плавильня - для серебра, горнило - для золота, то для человека уста, которые хвалят его.

В каком смысле? Это проверка. Вот в славянском тексте хорошо сказано: Искушение сребру и злату раздежение: муж же искушается усты хвалящих его . Как золото и серебро проверяется на качество когда идет его переплавка, так и человека когда хвалят, то проверяют, кто он есть на самом деле. Если человек только за похвалами гоняется, то пустой человек, если человек спокоен к похвале, спокойно принимает похвалу - он мудр.

[Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

В глубинах человека беззаконника, у него уже заложено как-бы, он заложил в себя поиск зла, он стремиться к злу, ему нравиться делать зло, этот весь процесс его вдохновляет. Это происходит на уровне сердца, внешне он может казаться хорошим, нормальным, приятным человеком, но внутри у него стремление к злу есть, к злодейству.

«…сердце же правое ищет знания », человек, сердце которого выправлено по заповедям Божиим, оно ищет, как узнать Бога, как познать Его волю, как узнать Его судьбы, как узнать Его Тайну. Это очень важный принцип, потому что очень часто нам говорят: все хотят того же; нет, все хотят разного: злые хотят одного, правые сердцем хотят другого. Разные направления сердец у людей, люди по-разному распределяют свои сердца и вот в зависимости от этого они себя так и ведут.

22 Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.

Чтобы ты не делал с глупцом, глупость так и останется с ним, говорит Соломон. Не пытайся переубедить глупцов. Это очень важный момент, потому что многие люди занимаются полной ерундой.

Здесь говорится о том, что нужно увидеть, если человек глупец, в Библейском смысле, в Бога не верит и верить не хочет и заповеди исполнять не хочет, т.е. поступает как дурак, такому хоть кол на голове теши (наш вариант этой притчи), от него глупость не отделится, поэтому не занимайтесь пустым делом. Надо быть совершенно прозаично трезвыми людьми. Я повторюсь еще раз, Библия очень прагматичная книга, очень прагматичная, очень практичная книга, поэтому не тратьте силы напрасно. Если видите, человек не хочет слушать, ну и не надо, ну а что с ним сделаешь. Лучше чем ни будь другим займитесь, а то у нас очень часто уходят дела, уходят все наши усилия в пустышку и человек, оказывается, тратит свое время, тратит свои силы, а все бессмысленно.

Славянский текст немножко по-другому говорит: Аще биеши безумнаго посреде сонмища срамляя его, не отимеши безумия его . Даже если ты будешь глупого бить палками посреди собрания чтобы опозорить его, ты все равно его безумия не отнимешь от него. Знаете, такого человека хоть палками, хоть в ступе толки, бесполезно. Надо своими делами заниматься, заниматься своим сердцем, выправлять себя, а не заниматься спасением того человека, который спасаться не хочет. А то у нас любимое занятие спасать других, не спасая себя.

23 Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах;

24 потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?

25 Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы.

26 Овцы - на одежду тебе, и козлы - на покупку поля.

27 И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим.

О чем идет речь? О том, что человек должен довольствоваться тем, что у него есть. Не надо гнаться за многим всем, ты наблюдай за тем, что у тебя есть, хорошо заботься о том, что у тебя есть. Богатство, ведь оно не навсегда. В могилу с собой богатство разве утащишь? И власть разве всегда из поколения в поколение переходит? Все разговоры о легитимных властях, нелегитимных властях, это пустышка, в Библии об этом ничего нет. Библия знает власть, которая как власть всё время действует, или как банда разбойников, других делений Библия не знает. Если правитель поддерживает справедливость, он от Бога, если он не поддерживает справедливость, значит, он будет Богом наказан.

Старайся таким образом, чтобы было необходимое для жизни, одежда, еда, питье, роскошной еды не надо, говорит Соломон. Если будешь гнаться за многим, за какими-то излишествами, то всю жизнь свою за этими излишествами прогонишь, а зачем?

Зачем порабощаться одеждой, зачем порабощаться пищей? Есть нужно для того, чтобы быть сытым, одеваться нужно для того, чтобы было тепло и не стыдно, все. А какие-то выкрутасы, которые вокруг этого делаются, это просто средство для того чтобы лишить тебя времени, чтобы ты бежал как осел за морковкой, в этом бесконечном потреблении общества. Погоня за бесконечной прибылью изводит и окружающую среду, и воздух загрязняет и человека гонит. Нельзя человеку остановиться, подумать, почитать просто, помолиться, ничего такого нельзя, человек бежит, бежит, бежит, потом бах, упал, все, умер. Итог?

Представьте себе, человек говорит: я оторвусь в молодости. Ну, оторвешься ты в молодости, хорошо, походишь ты по всем клубам, посадишь ты себе печень, ну и что дальше? Даже если доживешь ты до семидесяти лет, сильно будет тебя греть то, что в двадцать пять лет ты в каком-то модном клубе потратил всю получку?

Поэтому здесь Соломон говорит: будь умеренным, умей быть довольный тем, что у тебя есть, достаточно тебе нормальной одежды, нормальной пищи.

Здесь Библия говорит очень простые, прагматичные вещи: умей отличать, что тебе реально нужно, а что тебе не нужно.

Прит. 27:1 . В шестнадцати из двадцати семи стихов этой главы трактуются проблемы человеческих взаимоотношений (стихи 2-6, 9-11, 13-18, 21-22). Выраженное в этом стихе предостережение против самоуверенности в отношении "завтрашнего дня", повторено Иаковом (Иак. 4:13-16). "Не хвались" тем, что сделаешь завтра, ибо не знаешь, что "сделает с тобой" завтрашний день.

Прит. 27:2 . О недостойности самовосхваления.

Прит. 27:3 . Умному человеку не следует реагировать на слова и действия глупца, даже если они вызывают крайнее раздражение. Горе тому, кто будет спровоцирован на ссору с глупцом: его гнев крайне опасен (тяжелее камня и песка).

Прит. 27:4 . Гнев и ярость, вызванные ревностью, особенно неукротимы. сравните 6:32-35.

Прит. 27:5 . Истинная, открытая, любовь проявляет себя и в способности обличить неправоту любимого, его ошибки. Любовь же, "утаившаяся в себе", неспособна на это.

Прит. 27:6 . В первой своей части он раскрывает мысль, выраженную в первой части предыдущего стиха. Искренности укоризны от любящего противопоставляется лживость поцелуев ненавидящего.

Прит. 27:7 . Это изречение перекликается с пословицей "Сытый голодного не разумеет". Ибо первому и мед не сладок, а второму сладка и горькая пища.

Прит. 27:8 . Тут, возможно, подразумевается, что человек, покинувший родной дом, отрекся и от обязанностей по отношению к своим домашним, и от уз, связывающих его с ними. Он подобен птице, рано оставившей гнездо свое или далеко от него улетевшей. Если речь идет о молодом человеке, то очень скоро он может обнаружить, что навлек на себя непосильные трудности (притчу о блудном сыне в Лук. 15:11-32).

Прит. 27:9 . Масть и курение означают благовоние (первым "умащивали" тело, второе - возжигали). Со "сладким" ароматом его сравнивается сердечный совет истинного друга.

Прит. 27:10 . Притча, по-видимому, не столько "принижает" кровные связи, сколько превозносит узы подлинной дружбы. В дни, когда постигнет несчастье, естественно искать поддержки у родных (тут - "у брата"); к примеру, 17:17. Но если брат живет далеко, то лучше (полезнее) окажется сосед, живущий рядом. сравните 18:24.

Прит. 27:11 . Здесь единственное в главах 25-29 обращение "к сыну" (толкование на 1:8). Мудрый (а, значит, благочестивый) сын - всегда предмет гордости воспитателя своего (отца, учителя). Злословящему его тот станет указывать на него как на свидетельство своего педагогического успеха. сравните 10:1; 15:20; 23:15,24; 29:3.

Прит. 27:12 . Стих идентичен 22:3. соответствующий комментарий.

Прит. 27:13 . То же изречение приводится в 20:16. комментарии как на этот стих, так и на 6:1-5.

Прит. 27:14 . В притче, по-видимому, подразумевается, что делающий доброе дело в неурочное время не достигнет цели. Здесь речь о громких славословиях с раннего утра, которые не могут не вызвать раздражения у разбуженных соседей. Похвалы, пусть и в адрес того, кто заслужил их, прозвучат в их ушах едва ли не как проклятия.

Прит. 27:15-16 . Относительно стих 15 толкование на 19:13. Стих 16 может быть прочитан так: Убрать ее с глаз долой, скрыть столь надежно, чтобы не донимала своим ворчанием, так же невозможно, как запереть (в надежное место) ветер, или, спрятав в правой руке своей благовоние для умащивания тела (масть), не дать ему благоухать.

Прит. 27:17 . Взгляд в этом стихе подразумевает отношение к жизни и людям, взгляд на вещи (подход к ним), возможно, и разум. Все это оттачивается, "изощряется" (подобно железному ножу о другой железный нож) во взаимоотношениях людей, благодаря их взаимному влиянию друг на друга (сравните 13:20; 22:24-25).

Прит. 27:18 . Здесь стережет в значении "ухаживает". Смысл пословицы в том, что делай всякое дело усердно и получишь добрые плоды.

Прит. 27:19 . В оригинале текст нелегко поддается прочтению. Вероятно, имеется в виду, что как в воде отражается лице человека, так в отношении человека к человеку "отражается" сердце его, т. е. его внутренняя суть.

Прит. 27:20 . Как Преисподняя и Аваддон ("погибель"; толкование на 15:11) ненасытно поглощает все новые души (жизни), так ненасытны и люди в своем стремлении видеть, узнавать, овладевать то и тем, чего прежде не видели, не знали, не имели. Передано через "ненасытимость их глаз". сравните Еккл. 1:8.

Прит. 27:21 . В плавильне (горниле) драгоценные металлы "испытываются на качество" (и очищаются). (Первая часть фразы идентична той, что в 17:3.) Человек же "испытывается" похвалой в его адрес. Если он воспринимает ее с самоуверенным торжеством (я, мол, всегда знал, что обладаю многими достоинствами!), то тем выдает свою гордыню, самонадеянность. Скромная реакция на похвалу, напротив, говорит о смирении.

Прит. 27:22 . Остроумное житейское наблюдение: глупцу ни при каких обстоятельствах не избавиться от глупости его (сравните 26:1).

Прит. 27:23-27 . В этих пяти стихах кратко изложен "трактат" на тему жизни и быта древней сельскохозяйственной общины. Скотоводу следовало хорошо ухаживать за своими стадами, которые служили более надежным залогом его благополучия в будущем чем что-либо другое. Ведь скот при благоприятных условиях размножался и размножался, а те же деньги имеют свойство быстро "улетучиваться" (сравните 23:5). Это полезно было помнить и "сильным мира сего", ибо власть, обретенная вчера, утрачивалась на завтра (стих 24).

Начало стих 25 (перечисление обычных сельских дел) лучше читать так: "Скашивают траву на сено, и появляется новая зелень". Сено и трава нужны для пропитания стад, которые дают человеку все необходимое: из овечьей шерсти изготовлялась одежда, а на деньги, вырученные за продажу козлов (коз), приобретались поля. И козьим молоком кормились как сам хозяин, так и домашние и слуги его.

27:1 Несмотря на то, что мудрость обещает долгоденствие, никто не может распоряжаться своим будущим.

27:2 Из этого стиха следует, что мудрость подразумевает смирение.

27:3-4 Оба сравнения подчеркивают разрушительную силу глупости.

27:5 открытое обличение. Т.е. слова, направляющие человека ко благу и, таким образом, целительные для него.

скрытая любовь. Такой любви, несмотря на ее искренность, не хватает нравственной силы, чтобы открыто высказать упрек.

27:6 укоризны от любящего. Смысл этих слов тот же, что и "открытое обличение" в ст. 5.

поцелуи. В отличие от ст. 5, эта любовь не является искренной.

27:7 См. 25,16.17.27 и ком. Имеется в виду не только пища, но и все, что желает человек.

27:10 Человек должен заботиться о своих взаимоотношениях не только с родными, но и с другими людьми, ибо может случиться так, что ему придется искать у них помощи.

27:11 См. 10,1.

27:12 Благоразумный. См. 1,4; 12,16 и ком.

неопытные. См. ком. к 1,4. Этот стих показывает преимущества тех, кто научился мудрости.

27:13 См. 20,16 и ком.

27:14 См. 26,18.19.24.26. Возможно, эти слова относятся к лживым и неуместным заверениям в дружбе, которые прикрывают недобрые намерения.

27:17 Вероятно, здесь речь идет о взаиморазвивающем и обогащающем влиянии друзей.

27:18 См. 22,29. Прилежный труд и верная служба вознаграждаются.

27:19 Немногословие древнееврейского текста оставляет перевод и истолкование этого стиха открытыми для разного рода предположений. Если дословно принять перевод NIV ("Как вода отражает лицо, так сердце отражает человека"), смысл стиха можно понять так, что, глядя на других людей, мы видим отражение самих себя. Другой возможный смысл стиха заключается в том, что наши мысли (поскольку они находят выражение в поступках) отражают наш характер.

Психические растройства