Собор апостолов петра и павла петропавловской крепости (фотоэкскурсия). Петропавловский собор Часовая башня Выборга

Как-то никогда не задавался целью попасть на Колокольню Петропавловского собора. Точнее не знал что туда мож но попасть. Стыдно, конечно. Оказывается попасть туда можно только с экскурсией и в определённое время (Начало экскурсий запланировано на 11.30 МСК, 13.00 МСК, 14.30 МСК, 16.00 МСК) Стоимость билетов для взрослых составляет 130 рублей, учащиеся - 70 рублей, пенсионеры - 60 рублей.Количество продаваемых билетов ограничено.

Старейшим храмом Санкт-Петербурга является Петропавловский собор. Маленькая деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла была заложена на Заячьем острове через месяц с небольшим после основания города, 12 июля (29 июня) 1703 года и 14 апреля 1704 г. была достроена и освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям современников, она была "видом крестообразная и о трёх шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором". В 1712 году, когда Петербург становится столицей Российской Империи, на ее месте началось возведение
каменного Петропавловского собора по проекту первого архитектора города Доминико Трезини. Петр торопил строителей с возведением колокольни, и уже в августе 1721 года он с приближенными поднялся на колокольню и любовался строящимся городом и панорамой берегов Невы и Финского залива. Камер-юнкер Ф. В. Берхгольц, побывавший в то время в Петербурге, в своем дневнике записал: «Крепостная церковь... при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм еще не совсем отделан» .

Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 года, и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I в 1720 году в Голландии за огромные по тому времени деньги — 45 000 руб. Об этих часах историк Рубан говорит так: «на сих часах колоколов часовых больших и малых — 35. У всякого колокола по два молотка и по одному языку. Молотами играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, приводимые в действие человеческими руками».

Вершину шпиля колокольни увенчала фигура ангела-покровителя города.Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

подлинный каркас и поворотный механизм ангела-флюгера 1858 года.

Высота Ангела - 3,2 метра, а размах его крыльев составляет 3,8 метра.

Даже ангел на шпиле Петропавловской крепости мог бы выглядеть по-другому (на фото - оригинальный рисунок Трезини), а за саму крепость брались как минимум три раза - и в 1925-м решением Ленсовета чуть было не снесли, как парижскую Бастилию. К счастью, проект стадиона, который собирались построить на ее месте, так и не утвердили.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности. Строительство самого собора продолжалось до 1733 года (21 год).В 1733 году собор был освящен при императрице Анне Иоанновне. Завершением работ по строительству собора руководил Франческо Бартоломео Растрелли. Торжественное открытие и освящение собора состоялось 29 июня 1733 года.

Высота колокольни 122,5 метра. Волюты как бы служат
продолжением западной стены, повторяя очертания декоратив
ной восточной стены. Они создают плавный переход от объема
собора к первому ярусу колокольни; очертания двух следующих объемов колокольни, поставленных один на другой, плавно переходят через небольшой купол и прорезанный окнами
барабан в легкий, стремительный шпиль. Первоначальная
высота колокольни была 106 метров; в XIX веке деревянная
конструкция шпиля была заменена металлической. Шпиль был удлинен при этом на 16 метров, что подчеркнуло стройность колокольни, не нарушая общих пропорциональных соотношений.

Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить колокольню «...делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 10 лет. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши.

В 1776 году на колокольне установили часы-куранты

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов — «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Императрица Елизавета Петровна повелела Канцелярии о строении придворных домов и садов позаботиться о создании новых часов, подобных сгоревшим. Председатель Канцелярии о строении граф Фермор в письме от 11 мая 1856 года просил посланника в Голландии, тайного советника графа Головкина, найти готовые часы для размещения их в Петропавловской крепости. Если готовых найти не удастся, предполагалось заказать их вновь самым лучшим мастерам. В то время большой известностью пользовался О. Красс. Именно он в 1750 г. создал знаменитые перпендикулярные часы для курфюрста в Кельне. Правительствующий Сенат именно ему поручил создание новых часов, повелев графу Головкину заключить с ним контракт на условиях, которые Красс представил на рассмотрение в Правительствующий Сенат.

Контракт был заключен 7 июля 1757 г., и О. Красс приступил к работе. Уже в ноябре 1759 г. он уведомил графа Головкина, что к апрелю будущего года работа по созданию механизма часов будет полностью завершена и просил о том, чтобы к этому времени в Петербурге все было готово для установки часов на Петропавловской колокольне. Кроме того, Оорт Красс выразил сомнение, что для успешной установки часов на колокольне, ему будет достаточно одного подмастерья, как это было обусловлено в контракте. Поэтому он просил графа Головкина о разрешении взять в Петербург еще четырех подмастерьев и отнести их содержание, а также жалованье на счет российского правительства. Граф Головкин согласился и 11 декабря 1759 г. заключил с Крассом договор, который из-за болезни графа был подписан его сыном, и был скреплен печатью посольства.

В 1760 г., как и обещал мастер Красс, часы были полностью готовы. После прибытия часов в Петербург Красса ожидали великие огорчения. Колокольня, для которой создавались часы, не только не была окончена, но строительство даже не начиналось. Поэтому для размещения часов было решено построить деревянный домик шириной 4 саж. и высотой 6 арш. Оорту Крассу Канцелярией о строении было дано указание в этом маленьком домике собрать и заставить привести в действие весь сложный громадный механизм, который предназначался для башни высотой в 26 саж. Поэтому многие детали, которые были созданы в расчете на высокую колокольную башню, пришлось совершенно переделать.
Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги, из-за серьезных неприятностей в апреле месяце 1764 г. Красс сильно заболел и 27 мая того же года скончался.. Так печально окончил свою жизнь на чужбине выдающийся механик, который был известен во всей Европе.
Смерть его надолго остановила окончательную настройку часов. В 1765 г. в Петербурге был найден вольный часовой мастер Иоганн Ридигер, которому поручили собрать часы и затем установить их на колокольню. После осмотра часов Ридигер объявил, что конструкция часов очень удачная и для приведения их механизма в действие нужно не более 2 месяцев. Однако условия Ридигера были приняты Канцелярией о строении только в 1776 г.

В конце 1776 г. жители столицы снова услышали ту музыку, которой они лишились при пожаре ровно 20 лет тому назад. По свидетельству Рубана, бой часов был следующий:
- полчетверти часы ударяют несколько колоколов немного;
- четверть часа бьют несколько колоколов небольшой курант;
- полчаса играют во многие колокола небольшой курант в половину тона;
- часовой курант играют во все колокола во весь тон;
- в небольшой колокол бьют полчаса;
- по окончании часа ударяют в большой колокол.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, — механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й — гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки (в 6 часов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 часов ночи). Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели — отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

Но в 1830 году нашелся смельчак — кровельщик Петр Телушкин . Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно поднимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.

В 1829 году во время штормовым ветром от креста оторвало листы, у ангела были повреждены крылья. Предстояла дорогостоящая реставрация с предварительным возведением лесов. В это время кровельный мастер Пётр Телушкин подал письменное заявление о том, что он берётся исправить все повреждения в кресте и ангеле собора без постройки лесов. Телушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, "заложил, - как выразились "Санкт-Петербургские ведомости", - жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела". За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, хотя в благоприятный исход его предприятия никто не верил. Тем не менее, Телушкин выполнил взятое на себя дело, проявив необыкновенную физическую силу, ловкость и сообразительность.

За работу ему было заплачено от одной до пяти тысяч рублей ассигнациями. Президент Академии художеств А.Н. Оленин представил Телушкина государю Николаю I, который наградил смелого кровельщика деньгами и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что Телушкину была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами - отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя. Описываемое в легенде событие, было бы вполне вероятным для времён царствования Петра I, однако оно маловероятно для царствования Николая I, так что вероятнее всего является элементом городского фольклора.

В 1857 - 1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими по проекту видного ученого и инженера Д. И. Журавского. Металлические конструкции были изготовлены на Урале на Воткинском заводе, по частям их перевезли в Петербург, частично смонтировали на площади перед собором, а затем подняли на колокольню.Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Многоярусная колокольня собора увенчана шпилем, обитым медными вызолоченными листами, который завершается флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом. Петропавловский собор - самое высокое здание Санкт-Петербурга, если не считать вышку телепередающего центра. Высота собора 122,5 метра, высота шпиля - 40 метров, высота фигуры ангела 3,2 метра, а размах его крыльев 3,8 метра.

Летом 2001 гоа в Петербурге на колокольне собора Св. Петра и Павла был установлен один из красивейших и мощнейших инструментов в мире: 51 колокол, рассчитанный на четыре октавы. Такой карильон подарила Фландрия нашему городу.

Слово "карильон" мы до сих пор считаем иностранным, хотя первые карильоны из Голландии в Петербург привез еще Петр I - на колокольню Исаакиевского собора и в Петропавловскую крепость (оба не сохранились), - объяснил Сергей Алексеевич Старостенков, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). - Второй карильон для Петропавловки был отлит в 1760-м и перестал звучать больше 150 лет назад (сейчас его восстанавливают). И в Европе, и в Петербурге одни и те же колокола использовались для игры посредством клавиатуры (карильон) и для механического звона (куранты). Поэтому современники воспринимали карильон как часть часов-курантов и называли по-разному: "игральные часы", "игральная машина", "ручные куранты", "махина, которая управляется руками и ногами", "органные часы" и т.п.

Сооружение нового, фламандского кариольона началось в 1994 г. по инициативе г-на Йо Хаазена, директора Королевской школы карильона имени Жефа Денейна (г. Мехелен, Фландрия, Бельгийское королевство). Он настолько полюбил наш город, что не только женился на петербурженке и выучил русский язык, но и собрал 300 тысяч долларов на изготовление карильона от 353 спонсоров со всего мира - из Фландрии, Бельгии, Нидерландов, России, Англии, Франции, США, Новой Зеландии и даже Японии. На самый большой из колоколов (диаметр 1695 мм, весит больше 3 тонн!) бельгийская королева Фабиола пожертвовала 1 млн. бельгийских франков (на колоколе отлиты имена короля и королевы: "Baldvinus & Fabiola", т.е. "Бодуэн и Фабиола"), а простые фламандцы давали по одному-два франка. Многие колокола отлиты на частные пожертвования, в том числе и самый маленький (диаметр 190 мм, вес 10,3 кг). На колоколе №31 значится имя Йо Хаазена и его жены Наташи - как и других жертвователей. Среди спонсоров - несколько российских, в том числе - Михаил Песков, солист оркестра Мариинского театра. В Королевской колокольной литейне "Пти & Фритцен" (Нидерланды) на колоколах отлили и целые лозунги, например: "Пусть звонит сей колокол во славу России!", "Я звон собирал сорок лет... Звонарям Земли Русской - фамилия Смагины" или "Вечная память россиянам и фламандцам, павшим в Красном Селе в войне 1941-1945" (заметим: воевавшим по разные стороны фронта...).

Больше всего в Петербурге я люблю Петропавловскую крепость. Здесь воздух чище, здесь другая атмосфера, вода другая, люди другие, с другим менталитетом, - экспрессивно объясняет Йо Хаазен. - Мистика какая-то... Может, это все из-за ангела на шпиле. Может, из-за красоты необыкновенной! А может, из-за того, что моя фамилия переводится на русский язык как "Зайцев" - поэтому Заячий остров мне близок особенно...

Карильон - это не католический инструмент, а светский, - пояснил г-н Йо Хаазен. - На карильоне можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку ХХ века, даже фольклорные мотивы... Моя любимая музыка - из оперы "Князь Игорь" Бородина, а многим, я знаю, нравятся лирические мелодии. И у карильона настолько широк диапазон звучания, что он позволяет исполнять любую музыку. У нас в Мехелене карильонные концерты проводятся в субботу, воскресенье, понедельник, это давно стало городской традицией. Надеюсь, что в скором времени такая же традиция появится и в Петербурге - карильонные концерты в Петропавловской крепости станут регулярными, я сделаю все для этого.

Теперь на колокольне Петропавловского собора - уникальное сооружение, единственное в мире, три уровня звона: два карильона (новый фламандский и старый голландский, XVIII века, его 18 колоколов вскоре будут "работать" как куранты) и православная звонница, еще 22 колокола, всего около сотни колоколов!

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.


Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза



Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.


Первые часы-куранты появились на первой, еще деревянной Петропавловской церкви построенной в 1703-04 годах. Собственно сами часы предназначались для Троице-Сергиевой лавры в Москве, но уж коли решил Петр столицу перенести поближе к границам владений, то часы велено было доставить в Санкт-Питербурхъ и поставить в колокольню... Однако, жизнь первых питерских часов-курантов оказалась недолгой...
Для справки: в те годы часы существенно отличались от привычных нам ныне - циферблат делился на 17 частей, минутная стрелка, как таковая, отсутствовала (а нафига, спрашивается?), бой производился одним большим колоколом и несколькими малыми колоколами. Часы являлись непременным атрибутом развитых городов.

В 1714 году было начато строительство каменного Петропавловского собора под чутким руководством архитектора Доменико Трезини. Для новой колокольни, Петр I приобретает в Голландии еще одни часы, во время своего последнего путешествия по Европе. Вскоре их устанавливает на колокольне часовой мастер Андрей Ферзен, но… канцелярия, посчитав, что мастеровых боле не нужно содержать при часах (а что с ними станет, с часами-то?), увольняют всех и часовой механизм лишившись должного ухода, скоро ломается... С чем и обращается Трезини в Канцелярию Городских дел: "Надлежит ныне разобрать и починить большие часы, которые поставлены на колокольне Святой Церкви Петра и Павла, на которое вычищение надобно оружейных... кузнецов, которые прежде были у того дела или других четырех человек по требованию часового мастера Андрея Ферзена".

Сразу же натыкаемся на могилы царских родственников. Эти были погребены еще при жизни Петра - вторая могила сына царя - Алексея Петровича.

А как вы думаете, откуда пошла традиция хоронить ближних ко власти в стенах?))
Интересно, что часы, установленные на колокольне Петропавловского собора были снабжены специальным механизмом - карильоном, с помощью которого можно было исполнять на колоколах различные мелодии. Слово "куранты" произошло от французского слова "carillon" обозначавшего некий набор колоколов разной величины и строя. Колокола помещались на колокольне, и были связаны с механизмом башенных часов или клавиатурой системой тросов.
Часы Петропавловского собора имели 35 колоколов, причем все имели по два молотка и одному языку - то есть отдельно перезвон издавали сами часы, карильон и отдельно звонарь. Русские колокола не годились для карильона, поэтому все колокола были отлиты в Голландии.

Поднимаемся еще выше...

В 1756 году сгорает деревянный шпиль Петропавловского собора, а вместе с ним сгорают колокола и куранты. Правившая на тот момент царица Елизавета Петровна повелела графу Г.И.Головкину найти и купить готовые часы или заказать механизм у какого-нибудь мастера. Вскоре, предприимчивый Головкин находит в Голландии часовых дел мастера Бернарда Ооткраса и заключает с ним контракт на изготовление клокшпиль-часов для колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Если бы мастер знал, что теперь вся жизнь его станет сплошным кошмаром, то сбежал бы от странного русского и его не менее странного и удивительного предложения...

Но, обладая другим менталитетом, Оорткрас педантично, скрупулезно, в срок выполнил заказ. 22 апреля 1760 года часы были осмотрены и признаны годными к употреблению. 28 августа 1760 года, на зафрахтованном голландском судне "Фрау Мария", Оорткрас доставляет их в Петербург.

И, наконец, достигаем высоты 16-ти метров от земли (или от уровня моря?) - здесь устроена небольшая выставка по истории колокольни Петропавловского собора - прямо перед нами остов ангела, что на шпиле. Рама совершенно реальная. Ангел простоял около 140 лет и был полностью заменен к 300-летию Санкт-Петербурга

По условию контракта, сроки работы над часами были строго оговорены, но по прибытию на место установки оных, вдруг выясняется, что колокольни еще нет и в помине. Часы, (дабы не попортился механизм) разместили в небольшом деревянном домике, который выстроили специально для них на территории Петропавловской крепости, но, как обычно все пошло не так - или досок не хватило, или проворовались… Домик получился гораздо меньше ожидаемого. Крупногабаритные часы в него едва поместились. Вдобавок ко всему, Оорткраса обязали завести часы с целью проверки их работоспособности. Скрепя сердце, выполняя условия контракта, мастер за свой счет перестраивает домик и проводит все манипуляции с механизмом.

Отсюда начинается лестница внутри самой колокольни.

Чтобы твердолобый голландец вел себя потише к нему приставили в качестве надсмотрщика, часовщика Друнка Миллера, который испытывал профессиональную зависть к своему талантливому коллеге и не мог простить мастеру, что заказ на изготовление курантов "уплыл" у него из рук. Всячески мешая Оорткрасу работать, беспринципно обвиняя его в воровстве, некомпетентности, лени и нерадивости, Миллер добился, что мастеру перестали платить жалование. В итоге Оорткрас в течение двух лет работал бесплатно и умер в нищете от нервного истощения 27 мая 1764 года, так и не увидев свое детище на колокольне.

После смерти своего создателя часы несколько лет пролежали в бездействии. В 1776 году их поручили венскому часовому мастеру Редигеру, который и доделал их, отметив при этом, что "они делают честь своему создателю". В том же году куранты поставили в башне и с этого времени жители Петербурга стали слышать перезвоны, издаваемые часами. Проработали куранты, без какого либо значительного вмешательства и ремонта почти 64 года.

16 метров над землей, балкон над колоннадой западного крыльца.
Обратите внимание на свастику.))

Существует легенда, что перед началом войны (Великой Отечественной), разведка донесла Гитлеру о сем благообразии на соборе в самом центре города Ленинграда. Гитлер же увидя в этом хороший знак, запретил стрелять по собору под страхом смерти, что и было выполнено. Конечно же, случайные снаряды попадали на территорию крепости, но собор остался цел.
Правда это или неправда - кто знает - поправляйте!
В 1854 году часы вытащили из колокольни, шпиль которой, к тому времени, значительно накренился. Их разместили до лучших времен в Кронверкском бастионе. В 1857 году архитектор Д.И.Журавский приступил к замене деревянного шпиля Петропавловского собора на металлический, с частичной реконструкцией нижнего купола колокольни, на которой размещались куранты. И поскольку у часов, прослуживших уже свыше 81 года, не было капитального ремонта, то решено было его провести. Ведущие часовые фирмы России пытались получить этот заказ, но Журавский отдал предпочтение фирме "Братья Бутеноп". Фирма обязалась исправить, обновить и усовершенствовать механизм, установить минутные стрелки (которых просто не было), сделать внутренний циферблат по которому можно было бы поставить стрелки снаружи. Был изготовлен новый маятник и произведена реконструкция узла колокольного боя.

29 октября 1858 года часы были установлены на колокольне Петропавловского собора. Завод-изготовитель оставил на них двухлетнюю гарантию, а также подробную инструкцию пользования, настройки и поправки - на русском языке.
Через 48 лет непрерывной работы, часам снова был сделан ремонт длившийся с 26 июня по 12 июля 1906 года. После переворота 1917 года часы были остановлены.
Революционно настроенные массы, под руководством композитора М.И.Чулаки пытались настроить их на исполнение интернационала, но не удалось… колокола при этом подверглись механической обработке, из-за чего некоторые из них оказались загубленными.

В 1947 году, верхолазы произвели работы по автоматизации завода часов-курантов, которые до того времени заводились вручную, с помощью нескольких здоровых крепостных или, позже, - узников крепости. Завода хватало на сутки.
Тогда же были запущены четвертные перезвоны и, собственно, бой часов, привязав куранты к нижней, так называемой «русской» звоннице.
Механизм исполнения мелодий был запущен в 2002 году. «Русскую» звонницу отдали звонарям, а часы стали «играть» в голландские колокола, на «голландской» звоннице, что находится как раз над циферблатами часов. Каждый час куранты исполняют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а каждые шесть - «Боже царя храни». Из-за этого мотива, большевики в свое время, яростно расстреливали циферблаты и колокола из винтовок. Кой-где остались дырки и отметины - на долгую, добрую память...

Остался снизу.

А мы поднимаемся выше. Лестница на "русскую" звонницу...

И выше - в часы.

Русские колокола - теперь на них играет только звонарь.

Малые колокола на "русской" звоннице.

Механизм часов-курантов. Размеров немаленьких - 3 х 3 метра!
Находится на высоте 45 метров от земли, в закрытом помещении. Температура в помещении поддерживается положительная круглосуточно, с помощью нескольких тепловых вентиляторов, иначе часы замерзают и начинают вести себя непредсказуемо.

Хорошо видна надпись "часы переделанные в 1858 году братьями Бутеноп в Москве" - для капремонта их разобрали и по частям переправили в Москву. С трудом себе представляю как их вытаскивали и потом, поднимали и собирали. Силу надо иметь немерянную, да и здоровье богатырское - ведь лифта в колокольне нет.)) Вверх, да вниз - все по ступенькам...

Шестерня, следящая за боем большого часового колокола.

Внутренний циферблат, добавленный братьями Бутеноп для того, чтобы видеть положение стрелок на уличных циферблатах, коих четыре штуки, ориентированных по сторонам света. Этажом выше есть распределительный механизм.

Анкерная шестерня и балансир - не дают часам спешить.

Еще одна шестерня.

Это ж надо было такое придумать... В голове не укладывается. Все здесь достаточно сложно, но работает как часы.))

Центробежный регулятор привода мелодий большого барабана. Перед тем как начать играть часовые мелодии, механизм сам себя взводит и начинает вращаться с бешеной скоростью. Эта хреновина скорость гасит. Когда она по каким-либо причинам ломается, то долбать начинает в несколько раз быстрее, получается какая-то пародия на куранты.

Центрифуга от малого барабана, ведающего четвертным боем.

Барабан четвертного боя - этакая музыкальная шкатулка.

Музыкальная шкатулка посерьезнее. Барабан с набранными мелодиями "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже царя храни".

Ну вот, вроде все... с часами пора прощаться, собираюсь вниз, но тут замечаю еще одну интересную подробность...

За часами находится винтовая лестница в распределительный механизм, а перед нею одна из восьми внутренних тяг, поддерживающих шпиль в вертикальном положении.

Она же, поближе...

И еще восемь тяг внутри стены (они считаются внешними). Инженерный гений Дмитрия Журавского, заменившего деревянный шпиль металлической конструкцией, устроенной по принципу мостовых ферм, до сих пор вызывает неподдельное восхищение. Ведь если шпиль по каким-либо причинам отклонится от своей вертикальной оси, его всегда можно будет вернуть в прежнее положение с помощью...

Вот этого вот нехилого гаечного ключика)))
Но им еще ни разу не воспользовались. Конструкция шпиля очень прочна. В сильные ветры, коими славится Петербург, шпиль вместе с ангелом-флюгером "гуляет" примерно на полметра по сторонам.

Ну вот, из собора вылез.

Лондонский Биг-Бен, пражский орлой, Кремлевские куранты и множество не менее известных их собратьев по «часовому цеху» во многих городах мира украшают собой башни, дворцы, вокзалы и площади. И не просто украшают, а помогают вечно спешащим жителям мегаполисов узнавать самое точное (ну или почти точное) время. Безусловно, Северная столица России по праву может гордиться шедеврами мастеров часового искусства – и старинными, и вполне себе современными. Назовем наиболее известные куранты нынешнего Петербурга.

Часы Петропавловского собора

Именно здесь, в Петропавловской крепости, на не существующей ныне деревянной церкви в 1704 году появились первые в России уличные механические часы, механизм для которых выполнил русский мастер Никифор Архипов. Это были «еще те» куранты - их главный колокол ежечасно отбивал время, а весил более двухсот пудов. Но эти часы Петр, предпочитающий все европейское, в 1720-м году заменил на часы, привезенные из Голландии, с 35 колоколами. Но, увы, они погибли в пожаре 1756 года вместе с колокольней, на которую их установили.

Впрочем, Петропавловская крепость без курантов не осталась. В 1760 г. в Голландии у мастера Бернарда Оорта Красе были куплены новые часы, которые и были доставлены в Петербург. Правда, установили их только в 1776 году. И с этого времени жители Петербурга стали слышать (и слышат до сих пор) их знаменитые перезвоны.

Надо сказать, что часы работали исправно, будучи ремонтированными лишь в 1858 и 1906 годах. Но после октябрьского переворота остановились, не подчинившись «революционной воле», пытавшейся навязать им исполнение «Интернационала». Сделать это пришлось в 1937-м году. В 1947-м пострадавшие во время войны куранты отремонтировали, верхолазы произвели работы по автоматизации их «завода», который до того времени осуществлялся вручную раз в сутки. И с 1952 по 1989 годы часы исполняли гимн СССР: в 6,12,18 часов и в полночь. Потом больше десятка лет молчали, отбивая лишь время и четвертные перезвоны.

А в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для часов мелодии: «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…».

Где находятся: Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1

Часы на башне Главного Адмиралтейства


В 1711 году появились часы на башне Главного Адмиралтейства, прослужившие городу верой и правдой более столетия. А известные нам сегодня часы, изготовленные известной петербургской фирмой «Фридрих Винтер», были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон. Так что это были в полном смысле слова куранты. Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали». Надо отметить, что эти часы воспринимаются скорее не как средство сообщения жителям города точного времени, а как чудесный элемент декора, равно как и часы на фронтоне Зимнего дворца.

Где находятся: Адмиралтейский пр., 1.

Часы на башне Городской думы


По некоторым сведениям, башня, возведенная Джакомо Феррари, уже изначально имела часы. Какие – неизвестно. Известно лишь то, что когда занимавший в 70-е годы XIX века должность градоначальника Ф. Трепов вдруг задумал организовать ночное освещение этих часов, их обследовали и выяснили, что часы пришли в абсолютную ветхость. А это значит – их срочно потребовалось заменить на новые.

Новые куранты в июне 1883 года и заказали мастеру Фридриху Винтеру. Договор был таков, что если выполненные часовым мастером часы стали бы отставать более чем на две минуты в месяц, он должен был подвергаться штрафу. Сам Винтер и заводил механизм часов – за 50 рублей в год. Бой курантов «отмечал» не только каждый час, но и «четвертные», то есть 15 минут. Часы отличались точным ходом и мелодичным перезвоном колоколов.

Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними было связано и ЧП, которое газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Это когда один нетрезвый товарищ проник в башню с часами и зачем-то отвинтил от часового механизма гайку. Гайку вернули на место.

Но сегодня часы на башне по-прежнему идут, причем с отклонением хода не более 30 секунд в неделю. И это невзирая на то, что действующий механизм в своей основе сохранил старинную конструкцию. Часы по-прежнему приводятся в действие цепной конструкцией с гирями, размещенной в шахте глубиной 20 метров. Одного «завода» часов хватает на неделю. Более того, вы и сегодня можете услышать бой этих курантов. Правда, на очень близком расстоянии. Ведь сегодняшний Невский – далеко не самое тихое место.

Где находятся: Невский проспект, 33/Думская улица, 1-3

Часы на арке Главного штаба


Никак нельзя обойти вниманием и городские часы под аркой здания Главного штаба в силу их истории и уникальности. Установлены они были в 1890 году как механические все той же фирмой «Ф. Винтер». Но с наступлением нового столетия их судьба резко изменилась. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев, который являлся ученым-хранителем по Главной палате мер и весов, предложил установить в эти часы электрический механизм, синхронизированный с эталонными часами Главной палаты мер и весов. Этот проект и был реализован. Синхронизирующий электрический сигнал передавался по специально проложенному кабелю протяженностью в несколько километров.

Отметим, что современные часы на арке Главного штаба имеют швейцарский механизм, подаренный городу на 300-летие. Два огромных циферблата по 2 метра в диаметре каждый являются сегодня украшением Северной столицы и еще одной возможностью петербуржцев и гостей города «сверить свои часы».

Где находятся: Дворцовая площадь, 6-10.

Часы на башне Московского вокзала


Где еще всегда остро необходимы часы? Совершенно верно – на вокзале. И когда в 1851 году было завершено строительство Николаевского (в будущем Московского) вокзала, возведенного для нужд железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву, то стало очевидно, что весьма важным архитектурным акцентом в облике нового здания является четырехугольная башня над входом. Безусловно, с часами на ней. К слову, часовой механизм с колоколом был выполнен все той же небезызвестной фирмой «Ф. Винтер». Всем опаздывающим на поезд башня с часами не только указывала точное время, но и направление главного входа.

Где находятся: Невский проспект, 85.

Часы на башне Витебского вокзала


Когда в 1904 году по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского строилось современное здание Витебского вокзала в стиле «модерн», то также была не забыта и «часовая башня», и, конечно, часы на ней. Она украшает левую часть главного, северного, фасада здания, выходящего на Загородный проспект. В нишах башни уютно «устроились» совы, распластавшие крылья над циферблатами часов.

Где находятся: Загородный проспект, 52.

Электронные часы-барометр на Малой Конюшенной


Данный чудо-механизм появился совсем недавно – лишь в конце 90-х годов прошлого столетия – в то время, когда обустраивали улицу Малую Конюшенную, превращая ее в пешеходную зону. Эти современные часы столь очаровательны, что непременно заслуживают внимания. К тому же они еще и уникальны, так как их изящная тумба вмещает в себя барометр, термометр и часы одновременно.

Где находятся: ул. Малая Конюшенная.

Часы-фонтан «Наводнение»


Собственно говоря, это не городские часы в чистом виде, так как находятся они не на здании, улице или площади, а в атриуме бизнес-центра «Петровский Форт». Но это же уникальные часы нашего города! Поэтому пройти мимо них мы просто не можем.

Итак, часы-фонтан «Наводнение», имеющие диаметр циферблата 6 м, были изготовлены компанией «Хронотрон» к 300-летию Санкт-Петербурга и установлены в 2003 году в открывшемся бизнес-центре «Петровский Форт». Дизайн часов «Наводнение» разработали заслуженный архитектор России В. Струзман, главный художник Санкт-Петербурга И. Уралов, а также архитекторы В. Шприц, А. Михалев, художники С. Репин, В. Сухов, Н. Фомин.

Собственно говоря, перед нами фонтан: сами же часы установлены в его чаше под углом 13 градусов к горизонту таким образом, что часть вращающейся карты Санкт-Петербурга всегда оказывается в воде (намек на удел Северной столицы – мужественно бороться с наводнениями). Считается, что это самые большие часы в мире. До сих пор самыми крупными считались часы в Маруяма-парке (Касаи, Япония).

Где находятся: бизнес-центр «Петровский Форт», пересечение Пироговской набережной и Финляндского проспекта.

Какую мелодию исполняют часы - куранты на Петропавловском соборе название и кто автор?

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов - «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Изготовил и привез в Петербург куранты и набор колоколов известный голландский часовой мастер Бернард Оорто Красс в 1761 году. Правда, увидеть свое творение в действии мастеру так и не пришлось. Строительство каменной колокольни Петропавловского собора, взамен сгоревшей деревянной, превратилось в долгострой. Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги и через несколько лет умер в нищете. Запустили куранты только в 1776 году.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, - механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й - гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки. Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели - отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

Нет, я не буду рассказывать вам про Петропавловскую крепость или сам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Для этого надо глубоко разбираться в истории. У меня, как у обычного туриста, появилась удивительная возможность подняться на смотровую площадку Колокольни Петропавловского собора и я поднялся. В этой статье хотелось бы, если можно так выразиться, на время одолжить вам свои глаза. Просто посмотрите, полюбуйтесь на те удивительные виды, которые открываются с высоты. Возможно, когда вы сами окажетесь в Санкт-Петербурге, вы тоже захотите подняться на колокольню, ибо ни одна фотография не передает полноты атмосферы парения "над городом". А пока... вы готовы к подъему? Тогда - за мной!

Шпиль Петропавловского собора сложно не заметить. Его видно почти из любой точки исторической части города. Безусловно, сквозь стены домов он не просвечивает, но выйдете на берег Невы и - вот он! Высота - 122 метра!

Будучи в Санкт-Петербурге впервые после сорокалетней отлучки, не зная правил, я даже не предполагал, что в Петропавловскую крепость вообще можно войти, а не то что подняться на колокольню. Не удивительно, что я так подумал. Достаточно было наткнуться на две закрытые двери:

чтобы понять, что вход туда или совсем закрыт простым смертным, или это доступно только каким-то особым людям, или за большие деньги. Со временем стало понятно, что ворота в тот конкретный момент были закрыты лишь потому, что я примчался в Петропавловскую крепость в 6 часов утра.

На самом деле вход на территорию совершенно свободный. Подробный обзор территории комплекса будет представлен в отдельной статье, а сейчас давайте перейдем к теме смотровой площадки на колокольне Петропавловского собора.

Когда, бродя неподалеку от монетного двора я вдруг заметил наверху человека, у меня возникла мысль о том, что если он смог каким-то образом очутиться там, рядом с колоколами, то, может быть и мне это как-то удастся?

Вот здесь на площади перед колокольней я сделал данное неожиданное открытие. Кстати, обратите внимание на лавочки - это место, где можно послушать звучание совершенно особенного музыкального инструмента - карильона . Чуть позже мы увидим его и послушаем музыку, а пока, просто чтобы вы знали. Карильон - это музыкальный инструмент с клавиатурой, звучащими частями которого являются колокола.

И тут в окошке под часами я вдруг увидел человека. Да вон, смотрите, он и теперь там маячит!

Обуреваемый робкой надеждой на, казалось бы, недостижимое, я зашагал через площадь прямо ко входу в собор. Там сразу обрадовали: Да, подняться можно, но для этого надо сначала купить билет в сам собор (450 руб.), а потом, уже войдя внутрь, купить еще один билет на колокольню (150 руб.).

Напрасно я с пеной у рта увещевал тетеньку у турникета, что сам по себе собор меня не очень-то интересует, а мне надо "туда, наверх". Дежурная была неприступна как Трубецкой бастион и отправила меня за билетом.

Как ни жаль было расставаться с деньгами, которые были заготовлены на перекус в столовке, пришлось выбирать - или пища насущная, или пища духовная. Исходя из того, что вы читаете данный отчет, нетрудно догадаться, что именно перевесило в тот чудный осенний вечер.

Билеты продавали в отдельном строении, который называется странным именем "Ботный дом ".

Да-да. Вот это желтое строение с колоннами (вход с обратной стороны). Размышляя о происхождении столь странного названия, сначала я подумал, что там всех "ботают" или, по крайней мере, раньше "ботали". На практике оказалось, что внутри, как ни странно, находится самый настоящий кораблик, хоть и небольшой. Это ни что иное, как Ботик Петра I . После окончания Северной войны в 1721 году Петр I решил перевести свой ботик в Петербург. Сначала для него соорудили простой навес, а потом выстроили целое здание.

Причем, здание сначала построили, а потом стали соображать, "как же бы теперь эту лодку внутрь затащим?". Через двери и окна она, естественно, не проходила. Пришлось разбирать часть стены и сквозь образовавшийся проем затаскивать "дедушку русского флота" - так называли Ботик Петра I - внутрь помещения. Одним словом, все правильно сделали:). И до сих пор это обычное дело. Сначала делаем, потом думаем.

А вот и он - Ботик:

На самом деле у этого утлого суденышка очень интересная история. К сожалению, в рамках данной статьи нельзя осветить ее полностью. Поэтому, если будет интересно, осведомитесь у википедии. Там все написано коротко, но ясно.

Кроме самого бота в здании развернута обширная торговля сувенирами. И чего только тут нет:

Приятно то, что можно расплатиться картой. Неприятный момент - цены здесь просто неприличные. Тут же находится билетная касса. Вот цены, действительные до конца октября 2016 года:

Тут я сразу понял, как важно владеть информацией . Дело в том, что до этого момента я уже посетил Музей космонавтики и ракетной техники, заплатив за вход 150 рублей. Сейчас для посещения собора мне надо было заплатить еще 450 рулей. То есть вместе уже получается - 600.

За ту же стоимость можно было купить так называемый "комплексный билет" и посетить дополнительно еще несколько интересных экспозиций. Комплексный билет необязательно использовать в один день. Он действует два дня и позволяет посетить все указанные музеи по одному разу. Увы, я об этом не знал, поэтому сам того не зная, ограничил свои возможности. Причем и себе и вам, поскольку не смогу показать отчеты по остальным выставкам. В следующий раз буду умнее. И вы тоже имейте в виду.

То же самое касается и экскурсий по Санкт-Петербургу. Важно знать, где их покупать, чтобы не переплачивать посредникам.

Подъем на смотровую площадку Петропавловского собора

Но вот, наконец, все формальности улажены, билет в Петропавловский собор - на руках. Пора в путь. К сожалению мое восхождение состоялось уже ближе к вечеру, поэтому картинки, которые вы увидите с высоты, будут скорее вечерними.

Здесь позвольте мне дать один важный совет. Если одной из целей вашего подъема на колокольню является фотосъемка, то вам лучше подниматься с утра и до обеда. В это время солнце освещает ту часть панорамы, которую вы сможете фотографировать. После обеда солнце будет светить вам в глаза и хороших фотографий может уже не получиться. Во всяком случае, освещение будет уже не так интересно.

Заходим! Все начинается с того, что вы проходите через турникет. Там Ваш билет будет погашен, а у вас самих будет два плана дальнейшего развития событий.

  1. Вы сразу идете прямо в Петропавловский собор
  2. Вы покупаете еще один билет на колокольню, сначала идете туда, а потом уже в собор.

Билет на колокольню покупается на месте и дополнительно стоит 150 рублей.

После покупки билета (внимание! карты здесь не принимают!) можно самостоятельно начинать подъем. Это удобно. Дело в том, что на смотровую площадку на колокольне можно еще подниматься в составе организованной экскурсии. Что такое толпа народу в замкнутом пространстве я уже ощутил на примере подъема на колокольню Никольского Морского собора . Поэтому перспектива самостоятельного восхождения меня более чем устроила.

Сначала подъем идет по тесному коридору:

Конечно, здесь проход пошире, чем, скажем, в в Переславле-Залесском. Там уж точно двум людям не разойтись! В Петропавловской колокольне чуть просторнее, но в любом случае группе людей придется продвигаться "гуськом".

Всего до смотровой площадки нам предстоит преодолеть около 270 ступенек. Точнее не скажу, пока считал, пару раз сбивался, но общее число примерно такое. Чтобы представить себе подобную лестницу, попробуйте пешком подняться на 13-й этаж высотного дома. Для некоторых людей это не простая задача. Хорошо, что можно подниматься в несколько приемов. Первое помещение, которое нам встретится на пути, это "чердак" колокольни. Здесь размещена экспозиция по истории Петропавловского собора.

Здесь, например, можно узнать, что изначально статуя ангела на шпиле колокольни задумывалась совсем другой, нежели та, что мы привыкли видеть. Можно увидеть каркас статуи в натуральную величину:

Как раз здесь, на чердаке, меня встретил молодой человек, который проверил и порвал мой билет. Далее он зачем-то следовал за мной вплоть до того момента, пока я не покинул башню. Наверное за нами, туристами, все же нужно присматривать. А то мы ведь такие! Вдруг, не дай Бог, колокол потрогаем, а этого делать никак нельзя. Соответствующие строгие объявления встречаются здесь на каждом шагу.

В принципе мне он не мешал, над ухом не сопел, просто стоял в стороне и "присутствовал". Однако, обозревать панораму города под надзором служителя, который только и ждет, "пока этот идиот насмотрится и нафотографирует" было как-то неуютно. Тем не менее, программу съемок я отработал полностью. Отснял все что собирался, всеми объективами, которые в данном случае были уместны. Скоро все сами увидите.

Обратите внимание на ступени лестницы. Каждая из них имеет накладку из натурального камня. С одной стороны это хорошо - они более долговечные. С другой - они отполированы подошвами не одного миллиона ног. Поэтому будьте внимательны и старайтесь держаться за поручни. При неблагоприятных условиях можно поскользнуться.

Во время подъема на этом этапе в середине помещения нас будет сопровождать массивный деревянный каркас. Он тянется в середине башни и уходит куда-то вверх:

Пройдя еще несколько пролетов мы можем рассмотреть музыкальную диковинку. Это Карильон. Музыкальный инструмент из колоколов, соединенных с клавишным механизмом. Кстати, как по вашему мнению называется музыкант, играющий на карильоне? На трубе играет трубач, на барабане - барабанщик. Еще мы знаем гитаристов, арфистов, скрипачей и т.д. А кто играет на карильоне? Даю вам несколько абзацев на размышление.

Вот как выглядит этот редчайший музыкальный инструмент (не смог удержаться, чтобы не сделать своеобразное селфи с карильоном:):

На массивном каркасе установлен 51 колокол общим весом 15 тонн. Впрочем, подробнее об этом инструменте можно прочитать на табличке:

От себя могу добавить следующую занятную информацию. Когда этот карильон установили в Петропавловский собор, внезапно выяснилось, что играть на нем особо некому. И даже отправить учиться некого. У Петропавловской крепости "нет штатной единицы карильонера". Кстати, вот и ответ: карильонер - это музыкант, играющий на карильоне.

Боюсь предположить худшее, но его нет и сейчас. Поэтому концерты карильонной музыки проходят в исполнении обычного "мальчика", который просто выбирает на смартфоне очередную мелодию. Так что, музыку, которую вы услышите в следующем видео, играет отнюдь не человек, а смартфон Samsung по заранее заданной программе. Я сам видел, как это происходит.

Видео. Концерт карильонной музыки (руки бы поотрывать)

Качество исполнения, конечно, не выдерживает никакой критики. Не берусь утверждать. Может быть так бывает не всегда. Может быть в сезон сюда действительно поднимается маэстро во фраке и пленяет собравшихся внизу зевак своим искусством. Увы, я увидел несколько другой подход к делу.

Чтобы посетители не попадали вниз и не убились о колокола карильона, помимо перил вдоль лестниц дополнительно натянута сетка. Все выше и выше мы поднимаемся внутри башни. Выглядывая в окна мы находимся в состоянии приятного волнения. Ведь очень скоро мы окажемся на смотровой площадке и увидим такое!!!

Вот и конечная цель нашего путешествия. Признаться сначала, увидев закрытую лестницу, я слегка растерялся:

Оказалось, нам на площадку, которая слева. Вот тут и началось самое интересное.

Первое, что меня очень сильно удивило, причем не сказать чтобы приятно, это сетка. Ей был затянут весь проем, через который можно было любоваться городом:

Понятно, что высота большая - 43 метра. Наверное теоретически можно упасть. Но... это было так неожиданно! Честно признаюсь, я не был готов к такому повороту событий. За свою историю путешествий я не раз поднимался на высокие колокольни (Преподобенская в Суздале, Богоявленская в Переславле-Залесском), там тоже существовала теоретическая возможность сверзиться вниз.

Но нигде не приходилось смотреть на пейзаж через сетку Рабица. Да что там смотреть. А как через нее прикажете фотографировать?

Вторая засада - из четырех "окон", обращенных в разные стороны горизонта, можно подойти только к одному. К остальным, к сожалению, проход закрыт.

Я-то думал, сейчас сниму полную 360-градусную панораму Петербурга, как однажды сделал в Суздале . А тут мало того, что доступно лишь одно окно, так еще и сетку натянули! Одним словом на смотровой площадке Петропавловского собора пришлось, уж простите за банальность, спуститься с небес на землю.

Потоптавшись в нерешительности, я решил хоть что-то, хоть как-то сфотографировать. Просто для того, чтобы обозначить, что я действительно был здесь. Сначала немного пощелкал внутренности колокольни:

От расстройства решил нарушить запрет и потрогал язык колокола. И вот как раз в этот момент я заметил, что в сетке есть разрыв, куда можно просунуть мой 77-миллиметровый объектив. Кстати, его - этот разрыв - немного видно на предыдущей фотографии. Видите, на фоне реки слева? Правда, дырка была сделана явно каким-то лилипутом. Она находилась на уровне моего пояса. Но... знаете, иногда чтобы сделать хорошие фото люди идут и на более серьезные лишения. Снимать пришлось изогнувшись буквой "Г".

Что и говорить: искусство требует жертв (и разрушений) . Я прицепил к фотоаппарату правильный объектив и работа закипела. Далее вы увидите некоторое количество фотографий, сделанных со смотровой площадки. На самом деле их гораздо больше. Просто отобраны самые удачные.

Это знаменитый Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Дворцовый мост через Неву. В правой части совсем чуть-чуть виден памятник Петру I на коне:

Это Биржевой мост, набережная Макарова, на переднем плане подковообразное здание - Здание архивов (на месте Секретного дома):

Это Стрелка Васильевского острова - место, где Нева разделяется на два больших рукава. Получается Нева (идет влево) и Малая Нева (вправо, откуда плывет Метеор):

Исаакиевский собор. Увы, верхушка находится на реставрации. На переднем плане - Адмиралтейство и Дворцовый мост:

Вот этот же вид, но уже снятый телеобъективом. Здесь можно увидеть лестницу, по которой экскурсанты поднимаются на смотровую площадку Исаакиевского собора. Увы, в этот раз я до нее не добрался (но обещаю исправиться):

Одна из знаменитых Ростральных колонн. Интересно, что на самом верху находятся газовые горелки, которые зажигают по праздникам. В одной из следующих статей я покажу вам горелку совсем близко, а пока посмотрите на Ростральную колонну издали:

По Неве то и дело проплывают корабли, внося разнообразие в пейзаж:

На этой фотографии виден стадион на Крестовском острове. Его никак не достроят к чемпионату мира по футболу 2018 года. Справа - будущий небоскреб - Лахта-центр. Когда его выстроят до конца - получится самое высокое здание в Европе высотой около 460 метров:

Вот еще несколько фотографий вечернего Санкт-Петербурга:

А вот орудия, из которых производят знаменитый полуденный выстрел. Эта традиция очень старая. В 1865 году ровно в полдень 6 (18) февраля был произведен первый полуденный выстрел в Петербурге. Причем вначале сигнальная пушка была установлена во дворе адмиралтейства. В 1872 году ее перенесли в Петропавловскую крепость.

Вообще, самые первые полуденные выстрелы были произведены в Севастополе и Николаеве еще в 1819 году. Их целью было вовсе не расшугать ворон, как может показаться, а подать четкий сигнал, по которому сверялись часы на кораблях и в адмиралтействе.

Право произвести полуденный выстрел иногда предоставляется особо почетным гостям города. Поскольку мне до такого статуса еще очень далеко, приходится ограничиваться простым созерцанием двух пушек.

Спуск со смотровой площадки Петропавловского собора

Находиться здесь можно очень долго. Вообще было бы интересно подняться сюда несколько раз - ночью, утром, днем, при разной погоде. При всей неизменности пейзажа картинки каждый раз будут по-своему интересны. Но вот наступил момент, когда надо было подумывать об обратном пути. Ведь надо было еще успеть посетить сам Петропавловский собор (зря что ли я билет покупал).

Сложив в рюкзак свою амуницию начинаю осторожный спуск. Почему осторожный? Это просто. Помните, я писал о каменных накладках на каждой ступеньке? Эти отполированные многими подошвами плиты очень коварны:

Стоит зазеваться и поскользнуться... в лучшем случае - пара сломаных рук. В худшем - волшебный полет, судьбоносная встреча с карильоном и прощальный БОМММ! А ведь вокруг действительно интересно, хочется во время спуска поглазеть по сторонам. Так что лучше держаться за поручень, как в метро. И вообще, говорят, что высота "затягивает". Хоть здесь и есть перила, сетка, но все равно большое пространство под ногам рождает удивительное и неведомое доселе желание. Желание полететь:)

По пути все же удается подойти к окнам на более низких этажах и, хоть и через сетку, сделать интересные фотографии. Это купол самого Петропавловского собора. На заднем плане - улица Куйбышева.

Увы, подойти вплотную к сетке не получилось - проход закрыт. На всякий случай имейте в виду простое правило: чем ближе объектив к сетке, тем меньше ее заметно. Фотоаппарат фокусируется на дальнем плане, а сетка на переднем размывается и становится почти не видна.

Затем - небольшая выставка колоколов (которые запрещено трогать руками):

Постепенно спускаясь, мы попадаем на чердак колокольни, где находится музейная экспозиция. Увы, разглядывать ее долго просто не было времени:

Последний лестничный пролет, и мы попадаем ко входу в Петропавловский собор:

Здесь можно сразу выйти наружу или проследовать в собор. Я, естественно, выбрал второй вариант. У меня ведь был билет!

Однако, описание Петропавловского собора и фотографии из него я хотел бы дать в отдельной статье.

А сейчас, пришла пора прощаться и подводить некоторые итоги.

Вывод

Восхождение на смотровую площадку Петропавловского собора лично для меня стало самым ярким и интересным событием при посещении Петропавловской крепости. Безусловно, стоит отправляться наверх только в хорошую погоду. В сильный ветер и дождь, думаю, удовольствие будет несколько подмочено.

Если сами соберетесь туда, возьмите хороший фотоаппарат. Может быть, бинокль. Вид с высоты открывается превосходный.

Очень важно правильно выбрать время посещения. Бьющее прямо в глаза солнце во второй половине дня способно испортить впечатления от восхождения не хуже проливного дождя.

Если вы большой поклонник экскурсий, вам стоит купить билет и подняться с экскурсоводом. Подобные организованные восхождения происходят четырежды в день (увы, время не уточнил). Подъем с экскурсией имеет свои плюсы и минусы.

Плюс состоит в том, что вам необязательно платить за посещение Петропавловского собора 450 рублей. Экскурсия обойдется гораздо дешевле. Кроме того, вы послушаете речь экскурсовода, узнаете много нового и интересного.

Минус - вы будете толпиться, стоять в очереди к дырке в сетке, чтобы сделать удачные фотографии. Придется работать второпях, поэтому результат может быть далек от ожидаемого.

Если фотосъемка - главное, для чего вы поднимаетесь на смотровую площадку, то лучше идти самостоятельно. Получится немного дороже, зато можете находиться наверху сколько захотите и спокойно сделать все, что задумали.

Желаю вам удачных восхождений и приятных воспоминаний.

Психические растройства