Социально психологическая адаптация детей с овз. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Анималотерапия (от англ. animal - животное) -метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

По мнению психологов, общаясь с животным ребенок переносит на отношение к нему свои страхи, комплексы, проблемы. Животные способствуют расширению представлений о добре и зле, помогают разобраться в реальных жизненных ситуациях. Посредством общения с животными у детей снижается уровень психоэмоциального напряжения, тревожности. Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний. Также наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей.

Индивидуальный проект интеграции школ и общин - это досье, включающее данные о детях, первоначальную оценку ситуации, план вмешательства и отчеты, отражающие эволюцию ситуации во время реализации плана. Социальная интеграция не может быть отделена от школьной интеграции, она не только после школы, но постепенно воспитывается, когда ребенок становится образованным, поскольку взрослая школа «социального бытия» сама по себе является частью общественной жизни, поскольку такой прогресс в для приобретения автономии социальные «компетенции» должны быть такими же, как интеллектуальное развитие, образовательная цель.

У большинства детей с ограниченными возможностями наблюдаются трудности в общении со сверстниками, взрослыми, проявляющиеся в замкнутости, агрессивности, неумении выразить эмоции в отношении окружающего мира. Дети данной категории имеют чаще всего обедненный словарный запас, нарушения речи, слаборазвитую мелкую моторику, что мешает им строить отношения в обществе.

Принципы интегрированного образования. Принцип предотвращения недостатков и нарушений. Принцип равенства доступа ко всем формам и степеням образования. Принцип адаптации специального образования к индивидуальным требованиям каждого несовершеннолетнего ребенка.

Принцип раннего вмешательства. Принцип широкого участия местного сообщества в решении проблем специального образования. Принцип альтернативных структур. Интеграция - это процесс, который структурирован в соответствии с ценностями человеческого сознания.

В этом процессе важно не факт, что человек может выполнять работу на основе способности, но, напротив, важна аксиологическая структура и аксиологическая структура человеческого сознания, поскольку достижение социальной интеграции в социальном плане является решением Одновременность общества и личности, решения не могут быть приняты, но основаны на иерархических системах ценностей.

Решение данных проблем программно-целевым методом будет способствовать решению основной задачи анималотерапии - раскрытию дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей с ограниченными возможностями, обогащению социально адаптированного поведенческого реперту­ара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным макси­мально приспособиться к условиям жизни, нахо­диться в сбалансированном взаимодействии с окру­жающими и социальной адаптации в обществе в целом.

Чтобы иметь интегративное решение, человеческое сознание должно обладать этими ценностями по своей сути. Мотивационный механизм стратегии интеграции на обоих полюсах основан на существовании аксиологической конфигурации. Мы можем различать в рамках интеграционных стратегий, основанных на этом принципе, три основные категории стратегий.

Индивидуальные стратегии. Эта категория больше рассматривает возможности, которые человек, взятый как сущность, использует для интеграции. Любая образовательная система должна стремиться предоставить индивидууму ряд индивидуальных стратегий, которые он может использовать в разных обстоятельствах своей жизни. Для нас, основываясь на индивидуальных стратегиях, он создается мотивационными механизмами. Все умения, начиная с интеллектуальных способностей и заканчивая поведенческими социальными навыками, являются частью отдельных стратегий.

На решение этих задач направлена программа социальной адаптации детей-инвалидов средствами анималотерапии «Мой друг».

Игры и упражнения,включенные в данную программу и основанные на работе с образами животных с использованием телесно-ориентированных техник, позволят высвободить застоявшиеся эмоции, раскрепоститься, снять напряжение; помогут войти в состояния разных животных и перенять у них способность спокойно вслушиваться и молчаливо ощущать пространство вокруг, инстинктивно чувствуя опасно оно или благожелательно, расположено к вам или закрыто; развить волевые качества -терпение, выдержку, настойчивость, гибкость; будут способствовать развитию ощущений и осознанию собственного «Я».

Но не следует пренебрегать тем, что отдельные стратегии являются результатом стратегий коллективной интеграции, на которые человек постоянно подвергается. Важно то, что эти индивидуальные стратегии не являются механизмами обхода, а формой свободы и творчества, с которыми человек вооружен.

Коллективные стратегии. Эта стратегия начинается с семейной микрогруппы, уличной микрогруппы, социально-психологических стратегий, как школьной, так и культурной. Каждая из этих подкатегорий знает множество индикаторов для их определения, и, без сомнения, интеграционная психология должна сначала установить эти индивидуальные и коллективные показатели, которые позволят осуществлять тренировку, развитие, образование в личности человек.

Цель: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями посредством анималотерапии.

Задачи:

1.Коррекция негативных эмоциональных проявлений посредством работы с образами животных.

2.Развитие коммуникативной функции общения.

3.Развитие мелкой и общей моторики.

4.Раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями

Всего стратегий. Общество как таковое знает широкий спектр стратегий, способствующих интеграции личности в общество и ценностей в сознание человека. Социокультурное мышление, модель личности, распространение ценностей, социальные институты и т.д. существует так много стратегий, которые служат процессу интеграции.

Специальное образование является фундаментальной концепцией, используемой в образовательном образовательном процессе детей с недостатками и которая все больше отделяется от содержания специального образования. Концепция специального образования приобрела новые валентности после Всемирной конференции по образованию специальных потребностей в Саламанке и Международного конгресса по специальному образованию. На этих форумах была выявлена ​​необходимость создания новой концептуальной основы и действий для достижения объективного «образования для всех», материализованного в образовательно-инклюзивной школе.

5.Выработка навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающей средой.

6.Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Это подразумевает необходимость реформы государственной школы, национальной системы образования и предполагает общую подготовку школы и общества для обеспечения приема и обучения всех несовершеннолетних детей в обычной школьной и социальной среде. В рамках законодательной базы, применяемой для различных категорий недостатков, для обеспечения домашнего обучения и создания структур поддержки в государственном образовании, мы можем входить в задачи инклюзивных школ. Вот некоторые из следующих направлений действий.

Функционирование комплексных экспертных комиссий для достижения дифференцированной диагностики. Нормализация и формирование обходного преподавательского состава. Разработка рамочного плана для интегрированных студентов в индивидуальной или групповой школе.

Контингент участников: дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет.

Область реализации: дополнительное образование, практическая психологическая деятельность, социальная сфера.

направление

Практика совместной работы при интеграции, координируется психолого-педагогическим. Государственная школа, становящаяся инклюзивной, будет иметь. Технико-материальное оборудование: специализированные помещения, приборы для различных видов недостатков, адаптированные средства обучения.

Обеспечение адекватных людских ресурсов. Функциональные адаптации на уровне здания. Деятельность интеграции, деятельность, выполняемая путешествующим учителем, оказывается эффективной, если во время обучения в школе интегрированная начальная школа может адаптироваться к школьному столу, регулярно посещать ее, участвовать в действиях класса, к которому он принадлежит, и стать независимым от образовательных вспомогательных услуг.

цель

Психологическое

Формирование позитивных эмоций и чувств, снижение уровня проявления негативных эмоциональных состояний.

Школьное образование в области интегрированного образования продемонстрировало, что решение проблем, с которыми сталкиваются дети в учебном процессе, приводит к многоуровневому анализу вопросов обучения в зависимости от ориентации и перспективы решения этих вопросов. Таким образом, мы можем определить следующие перспективы.

Индивидуальная перспектива - акцент на выявлении и освещении конкретных проблем обучения каждой категории детей с особыми образовательными потребностями. Групповая перспектива - относится к отношениям ученика с другими одноклассниками и к способам решения группового обучения.

Работа с образами животных на осознание чувств, ощущений, управление эмоциями, развитие внимания, воображения, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Педагогическое

Совершенствование мелкой моторки,

Учебная перспектива - адаптация обучающих инструментов, обеспечение эффективности обучения из индивидуальных особенностей отдельных учащихся, решение трудностей обучения с использованием методов обучения, специфичных для интегрированного обучения, интерактивных стратегий обучения.

Использование ежедневного опыта учащихся путем создания сценариев. Воспитание прежних знаний учащихся при разработке новых уроков; Использование игровых ситуаций в обучении. Использование опроса по дидактическим последовательностям и практического применения результатов.

развитие речи,

Расширение кругозора.

Формирование представлений о животном мире (внешнем виде, повадках и т.д.), упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речи,упражнения на развитие фантазии.

Социальное

Сотрудничество с семьей и использование общинных ресурсов в качестве методов обучения, преподавания и оценки. Вовлечение учащихся в совместные действия для решения проблем и где они могут научиться слушать, обсуждать и принимать мнение другого, независимо от их статуса или роли в группе.

Очень важна основная терминология, используемая в контексте интегрированного образования. Школьная интеграция - представляет собой процесс включения в формальные и неформальные образовательные условия детей, которые, как считается, имеют особые образовательные потребности в массовых школах или в обычных классах. Понимая школу как основную социализацию ребенка, школьная интеграция является частным аспектом процесса социальной интеграции этой категории детей, что имеет фундаментальное значение для содействия дальнейшей интеграции в жизнь сообщества посредством формирования поведения и отношения, Способность к этому процессу.

Обогащение социально адаптированного поведенческого реперту­ара.

Формирование навыков общения.

работа с образами животных (повадки, характер) для раскрытия

Дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, школьная интеграция детей с особыми потребностями позволяет под тщательным руководством учителей правильно воспринимать и понимать нормальные ученики проблемы и возможность связывать и участвовать в общественной жизни своих сверстников, которые по причинам, независимым от их воли, они нуждаются в дифференцированном подходе к процессу образования и обучения в школе и некоторым объектам для их доступа к общественным услугам и участия в них.

Все это ставит ученика в сложное положение по отношению к окружающим, состояние, которое не позволяет ему существовать или эксплуатировать в нормальных условиях интеллектуальный и способный потенциал, которым он обладает. Начиная с этой реальности, в литературе также говорится об инклюзивных классах, в которых можно интегрировать ограниченное число детей с особыми образовательными потребностями.

Программа реализуется в течение года циклами по три месяца: март-май; сентябрь-ноябрь. В летнее время программа не реализуется.

1 этап-подготовительный (январь-февраль):

Разработка(корректировка) и утверждение программы;

Подбор и распределение функциональных обязанностей между специалистами, реализующими мероприятия программы;

Дифференцированная учебная программа - относится к способам выбора и организации контента, методов обучения, методов и методов оценки, стандартов эффективности, психологической учебной среды, с тем чтобы отличить опыт обучения и адаптацию учебно-воспитательного процесса к навыкам и возможностям понимания, уровню образовательных интересов и требований, ритму и стилю обучения учащегося.

Адаптированная учебная программа - тесно связана с понятием дифференцированной учебной программы, в том смысле, что дифференциация подразумевает адаптацию содержания, методов, средств и мастерства в учебно-воспитательной деятельности. С определенной точки зрения эти два термина почти синонимичны, а это означает, что без адаптации не может быть никакой дифференциации, так как не может быть никакой корректировки без дифференциации. Понятие адаптированной учебной программы лучше подходит для контекста интегрированного образования, где адаптация контента к определенной категории учащихся с особыми образовательными потребностями учитывает как объем знаний, так и умственные процессы и функциональные особенности нервной системы у учащихся со специальными требованиями, В котором компенсационная функция вызывает ряд изменений в нейронных сетях передачи и обработки данных.

Разработка планов, конспектов мероприятий по обозначенным направлением;

Подготовка материально-технической базы.

Подготовка и распространение информационно-рекламной продукции.

2 этап- организационно-диагностический (1-ая неделя реализации):

Формирование групп;

Диагностические мероприятия.

3 этап – основной (март-май; сентябрь-ноябрь):

Его статус - специализированный учитель, который может быть специальным работником школы, центром восстановления или даже работником школы-интерната. Как учитель поддержки. Помимо конкретных мероприятий, проводимых вне часов занятий вместе с теми детьми, которые, как считается, имеют особые требования, они также участвуют в преподавательской деятельности этого класса вместе с учителем школьного стола, где они особенно заботятся о детях, испытывающих трудности с получением и пониманием послания урока В выполнении задач, определенных для определенных дисциплин.

- реализация мероприятий программы.

4 этап – заключительный (последняя неделя реализации) :

Подведение итогов реализации программы;

Определение уровня удовлетворенности участников;

5 этап- информационно-аналитический (июнь, декабрь):

Анализ итогов реализации программы, оценка ее эффективности.

Освещение итогов программы в СМИ;

Обобщение и распространение опыта реализации программы.

Программа состоит из 12 мероприятий (тематических дней), которые проводятся 1 раз в неделю. Каждое мероприятие посвящено определенной теме (животному), состоит из нескольких занятий, реализуемых в течение дня. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста и состояния участников, но не может превышать 30 минут. Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов о животных и т.д.

Занятия проводятся малыми подгруппами, всей группой или индивидуально в зависимости от состояния здоровья, уровня нарушений жизнедеятельности, возрастных особенностей детей. Оптимальное количество участников занятия 5 -8 человек.

Используются различные формы групповой и индивидуальной работы с семьей и детьми. Формы варьируются и подбираются в зависимости от цели и направленности мероприятия, особенностей состояния и развития участников, места проведения мероприятия.

В течение реализации программы оформляется выставка детских работ, действующая постоянно и пополняемая в течение всего периода реализации программы. Оформляется детская «Книга сказок», состоящая из лучших сказок, сочиненных детьми по итогам тематических дней. Каждому ребенку вручается его «книга сказок», состоящая из историй сочиненных данным ребенком.

Тематический план мероприятий

№ п/п

тема дня

срок реализа

ции

ответственный

Тематические дни

День зайца (кролика)

3.Изготовление поделки «заяц»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о зайцах

1неделя

соц.педагог

психолог

воспитательинструктор по труду

День Волка (собаки)

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о волке

2 неделя

День лисы

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о лисе

3 неделя

День обезьяны

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Лепка «Лакомство для обезьяны»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о обезьяне

4 неделя

День кошки

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. коллективная работа «Выставка кошек»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о кошке

5 неделя

День ежа

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Аппликация «ежик»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о ежике

6 неделя

День змеи

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6.ИЗО «Иллюстрация к сказке»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о змее

7 неделя

День тигра

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Изо «Необыкновенный тигр»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о тигре

8 неделя

День морских животных

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. Аппликация «Морская сказка»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов о лисе, просмотр фильмов, прослушивание песен о морских животных.

9 неделя

10

День медведя

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. Аппликация «Коричневая страна»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о медведе

10 неделя

11

День лошади

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3.Упражнение «Волшебные превращения»

4.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о лошади

11 неделя

12

День несуществующего животного

1. Рисунок «Несуществующее животное»

2. «Зверь из бумаги»

3. Игра-имитация «Чудище несусветное»

4. Игра-медитация «коркочидил на поводке»

4.Упражнение « маленький зверек»

5.Сочинение сказки о звере невиданном и неслыханном

Дополнительно в течение дня: чтение сказки «Невероятное существо» Сладков Н.И.

12 неделя

экскурсия в акванариум

Наблюдение за рыбками, морскими животными

1 раз в период

соц.педагог

специалист по соц.работе

экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские увалы»

Наблюдение за животными на природе.

Общение с животными(кормление с руки, прикосновения к животным)

1 раз в период

экскурсия на фермерское хозяйство

наблюдение за домашними животными в естественных условиях

общение с животными (кормление, прикосновения к животным)

1 раз в период

катание на лошадях

катание на повозке

1 раз в период

Работа с родителями

родительское собрание

знакомство с программой, содержанием занятий, определение меры участия родителей в мероприятиях программы ознакомление с итогами работы

в начале и конце периода

соц.педагог

специалист по соц.работе

психолог

мастер-класс «работа с образами животных»

обучение родителей методам и способам работы с образами животных в домашних условиях

1 раз в период

Привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий

Помощь в изготовлении и подборе материалов и атрибутов к занятиям, оформлении, участие в подготовке выставок

по мере необходимости

участие родителей в экскурсиях

Сопровождение детей

по мере проведения

присутствие родителей на занятиях

помощь ребенку в выполнении упражнений

По мере необходимости

Реализация программы обеспечивается коллективом отделения дневного пребывания детей и подростков КЦСОН «Радуга».

социальный педагог

психолог

воспитатель

инструктор по труду

Тематические дни

Занятие «Животное в естественной среде»

Сочинение сказки

Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов и т.д.

Изготовление поделок: заяц, лакомство для обезьяны, выставка кошек, ежик, морская сказка, коричневая страна, зверь из бумаги

ИЗО: иллюстрация к сказке

Общение с животными в естественной среде

организация наблюдения за животными, общения с животными,

организация экскурсий (формирование группы, сопровождение)

Работа с родителями

проведение родительского собрания, консультирование, привлечение родителей к подготовке и проведению занятий

мастер-класс «Работа с образами животных», консультирование

определение меры участия родителей в экскурсиях

привлечение родителей к участию в выставке творчества

Диагностика

уровня социальной компетентности

уровня развития эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений

уровня развития мелкой моторики

Функционирование программы обусловлено четко выстроенной системой управления программой, в соответствии с которой осуществляется контроль за реализацией программных мероприятий:

Контроль осуществляется на всех этапах реализации программы:

Предварительный контроль - осуществляется на подготовительном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.

Текущий контроль – проводится ежемесячно весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий.

Итоговый контроль - проводится на заключительном этапе после завершения реализации программных мероприятий с целью оценки качества реализации программы и ее эффективности.

Результаты внедрения:

дети-инвалиды: отмечается улучшение общего психоэмоционального состояния у 85 % участников, снижение уровня проявления негативных эмоциональных реакций- 41%; повысился уровень развития мелкой моторики руки у 23%; наблюдается повышение уровня социальной адаптированности поведенческого репертура-25% (по результатам диагностики);отмечена высокая степень удовлетворенности участников- 96% (по результатам анкетирования);

специалисты: приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры, повышение профессионального мастерства, овладение новой здоровьесберегающей технологией, разработка методических материалов по содержанию программы

родители: овладение методами и способами работы с образами животных в домашних условиях-70%, расширение кругозора-100%, повышение уровня эмоциональной близости с ребенком-25%.

Привлечение сторонних организаций: заключено соглашение о сотрудничестве с ЧП «Крестьянско-фермерское хозяйство Гаврилюк В.В.»

Программа является малозатратной, имеет положительные отзывы участников и родителей, не требует специальных условий, доступна для большинства детей-инвалидов.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

В нашей стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

В ДОУ педагоги составляют индивидуальные программы развития по результатам наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную:

«точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.

Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т.д. Это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.

Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

3. Овладение навыками коммуникации.

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

семье.

Литература

1.Баряева Л.Б. и др. «Родник» - Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997.

2.Битова А.Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации». Москва, 2000

Психокоррекция отклонений у детей