Комплексные программы доу их общая характеристика. Вариативность примерных образовательных программ как условие повышения качества дошкольного образования и его доступности

Коренные политические и экономические измене­ния, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему образования РФ. Дошкольная система обу­чения, воспитания и развития детей претерпела также некоторые изменения.

Прежде всего дошкольные учреждения стали на­зываться еще и образовательными.

Здесь главное для педагогических коллективов детских садов помнить, что главная задача этих учреж­дений – социализация маленького человека, воспита­ние, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование».

Физиологические возможности детского организ­ма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдер­жать без патологических изменений.

Целостность педагогического процесса в дошколь­ном образовательном учреждении обеспечивается спе­циально разработанными и апробированными про­граммами.

В условиях вариативности образования, закреплен­ного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все но­вые и новые программы.

Любая программа, рекомендованная Министер­ством образования РФ к использованию, является госу­дарственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с 134 Детьми дошкольного учреждения.

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию.

Министерством просвещения РСФСР в 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название «Типовая програм­ма» и применяется и в настоящее время.

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появле­нием этой программы обеспечивалась преемствен­ность в обучении и воспитании дошкольников различ­ных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разносто­роннем развитии ребенка, а главным принципом вос­питания провозглашаем личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения детей дошкольного возраста. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недо­ступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для форми­рования личности ребенка. В связи с принятием зако-на РФ «Об образовании» и ориентации дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольно­го уровня образования целый ряд научных коллекти­вов разработали новые варианты программ по до­школьному обучению, воспитанию и развитию ребенка.

При этом учитывалось, что все вариативные про­граммы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.

Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону Рос­сийской Федерации «Об образовании». Кроме того, все вариативные современные программы должны быть ориентированы и на новые Типовые положения о раз­личных видах дошкольных образовательных учрежде­ний. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские куль­турные традиции. Поэтому основное место в их содер­жании занимает развитие речи детей, физическое, по­знавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание про­грамм вводятся элементы трудового воспитания, фор­мирование отношения ребенка к природе, формирова­ние потребности в здоровом образе жизни.

Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознатель­ности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать фор­мы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятель­ности детей, организацию свободного времени в тече­ние дня.

Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возраст­ных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуаль­ного подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Программы для дошкольных образовательных уч­реждений могут быть комплексными и парциальными. Комплексная программа включает в себя все основ­ные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная про­грамма включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Любая программа подвергается экспертной оцен­ке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа реко­мендуется к использованию дошкольными образова­тельными учреждениями.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учрежде­ний, в том числе и дошкольных, имеют право самосто­ятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

К программам нового поколения (1990-х гг.) от­носятся три программы, рекомендованные Мини­стерством образования РФ к использованию в рабо­те дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Одной из первых практическим работникам до­школьных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период до­школьного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» пред­ставляет собой пять программ с методическим обеспе­чением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о станов­лении его сознания, роли различных видов деятельно­сти в развитии личности. Ведущая роль в этой програм­ме отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка опреде­ленного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного про­живания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конк­ретные задачи воспитания и соответствующие им ос­новные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагают­ся следующие направления деятельности с детьми: со­блюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологичес­кого комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать вни­мание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

В структуре программы «Радуга» имеются следу­ющие разделы: «Формируем привычку к здоровому об­разу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Кон­структивная и практическая продуктивная деятель­ность детей», «Развитие музыкальности».

Программа «Радуга» дает возможность развития имеющихся способностей у ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от дру­гих программ в «Радуге» расширено содержание фор­мирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

Использование на практике всех программ «Раду­га» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреж­дения по следующим направлениям: гуманизация пе­дагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микрокли­мата, гуманное отношение к ребенку, внимание к воп­росам индивидуального общения с ребенком, что обес­печивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации вос­питательно-образовательного процесса все программ­ные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.

В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует про­грамму «Радуга».

Коллективом сотрудников под руководством изве­стного психолога Л.А. Венгера разработана и рекомен­дована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой програм­мы уже говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредо­точили свое внимание на целостном развитии ребен­ка. Программа ориентирована на дифференцирован­ный подход к детям с разным уровнем развития.

Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, при­мерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в дос­таточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.

В целом программа «Развитие» рассчитана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспита­ния детей дошкольного возраста «Детство».

Эта комплексная образовательная программа, в ос­нове которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманисти­ческой педагогики. Работникам дошкольных образова­тельных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каж­дого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.

Во введении к программе дается «Слово к воспи­тателю», в котором отмечается, что «Задача дошколь­ного воспитания состоит не в максимальном ускоре­нии развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошколь­нику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического воз­растного потенциала». Все содержание программы по трем возрастным группам объединяется в четыре бло­ка: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.

В каждой части дается характеристика возрастных особенностей детей и конкретизируются задачи воспитания и разви­тия дошкольника. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре раз­виваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребе­нок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

По каждому направлению работы с детьми конк­ретизируются задачи их воспитания и развития. Пос­ле каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного мате­риала. При этом выделяется три уровня – низкий, сред­ний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».

Программа «Детство» отличается систематичнос­тью, глубоким анализом возрастных возможностей де­тей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Проследим на примере этой программы, как ре­шаются общие и конкретные задачи обучения, воспи­тания и развития детей каждой возрастной группы.

В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:

1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмо­ционально-положительному самочувствию и актив­ности каждого ребенка.

2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыка­ми, развитием потребности в активной двигатель­ной деятельности.

3. Способствовать развитию познавательной активно­сти детей, обогащать их представления об окружаю­щих предметах и явлениях, учить выделять некото­рые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.

5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстника­ми и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.

6. Способствовать развитию воображения и творче­ства, прививать интерес к художественной дея­тельности с элементами творчества.

Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кру­гу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуж­дать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на со­стояние близких людей, сверстников, героев дет­ских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);

Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользо­ваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожа­луйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выра­жать просьбы спокойным тоном;

Воспитывать положительное отношение к усвое­нию культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;

Развивать умение отражать эмоциональное состо­яние в имитационных играх, танцевальных движе­ниях, хороводных и музыкальных играх соответ­ственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);

Формировать представления детей о людях (взрос­лых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состоя­ниях, о поступках, проявлениях внимания и забо­ты об окружающих.

В части II – «Средний возраст» – задачи воспи­тания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показы­вает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и разви­тия детей средней возрастной группы:

1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности через обога­щение опыта деятельности и представление об ок­ружающем.

3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.

4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой дея­тельности.

В части III – «Старший возраст» – основные за­дачи воспитания ориентируют работников дошколь­ных учреждений на уважение прав ребенка, гуман­но-личностное отношение и индивидуальный подход.

Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:

1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отно­шений детей к миру, воспитание культуры обще­ния, эмоциональной отзывчивости и доброжела­тельности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, эмоциональ­но-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.

4. Развитие познавательной активности, познаватель-, , ных интересов интеллектуальных способностей.

5. Развитие у ребенка стремления к школьному обу­чению, интереса к школе, новой социальной пози­ции школьника.

6. Развитие детской самостоятельности и инициати-1Д2 вы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Таким образом, в программе «Детство» определе­ны основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщать­ся к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено воп­росам освоения ребенком культуры деятельности, со­трудничества, творчества.

Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа. Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ре­бенка, формирование у него универсальных, в том чис­ле творческих, способностей до уровня соответствую­щего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познава­тельное развитие; природа и человек; история, геогра­фия и культура Родины; грамота; развитие речи и рече­вого общения; овладение вторым языком; здоровье.

В базисной программе развития ребенка-дошколь­ника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.

Впервые программа «Истоки» ввела во все направ­ления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ори­ентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каж­дому из направлений развития и воспитания детей.

Помимо перечисленных существуют и другие про­граммы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руковод­ством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».

Наличие различных программ, отражающих раз­ные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для исполь­зования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактичес­кий и методический материал. Переход на новую про­грамму обязательно надо начинать с младшей дошколь­ной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, разви­тии и обучении детей, и реализованы основные теоре­тические положения избранной программы.

Задания для самостоятельной работы

1. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Охарактеризуйте положительное значение Типо­вой программы в воспитании и развитии дошколь­ников в детском саду.

3. Перечислите современные программы воспитания, развития и обучения детей. В чем их различие?

5. Какие задачи воспитания и развития детей про­слеживаются в программе «Детство»?

6. Программа «Радуга» и ее структура.

7. В чем своеобразие программы «Развитие»?

8. Структура программы «Истоки» и ее отличие от других программ нового поколения.

9. Раскройте раздел программы «Истоки»: «Содер­жание и условия педагогической работы».

Определяющими основами для образования в России являются государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также совокупность преемственных образовательных программ.

Образовательный государственный стандарт – обязательный уровень усвоения программ, рекомендованных органами образования для образовательных учреждений.

Образовательные программы разделяются на два типа:

– общеобразовательные (основные и дополнительные);

– профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на формирование и развитие общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, реализуют задачи общего развития личности в современных общественных условиях, создают основы для осознанного выбора и освоения профессии. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы ориентированы на подготовку специалистов соответствующей квалификации, на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. Сюда причисляют программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом, а также положением о типах и видах образовательных учреждений.

В системе образования РФ большое значение придается дошкольному образованию, которое получают воспитанники в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанными заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

Цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребенка, определяемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставлена возможность стать самостоятельным как в финансово-хозяйственной, так и в педагогической деятельности.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе «Об образовании», для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения.

Следует отметить, что многие из них созданы серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами также создавались авторские программы. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольные образовательные учреждения России сегодня имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования и сохранения единого образовательного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания была поставлена задача организовать разработку и экспертизу федеральных компонентов государственных требований (Государственных образовательных стандартов) к дошкольному образованию.

Стандарт психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей должен включать государственные требования к:

– программам дошкольного образования;

– профессиональной компетентности педагога, основанной, в первую очередь, на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;

– организации предметной среды.

Профессионализм педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, во многом определяется его коммуникативной компетентностью – умением общаться и играть с ребенком. Разумеется, важное значение имеет и то, насколько педагог владеет содержанием работы с детьми и частными методиками. В настоящее время на первый план выступает задача овладения педагогом навыками партнерского общения с детьми.

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт, его реализация – это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта для всех детей. Каждая программа нового поколения должна быть ориентирована на стандарт дошкольного уровня образования.

В проекте госстандартов российского дошкольного образования определена следующая структура содержания дошкольного образования:

§ развитие в игровой деятельности;

§ охрана здоровья и физическое развитие;

§ речевое развитие;

§ развитие в изобразительной деятельности;

§ развитие в музыкальной деятельности;

§ развитие в театрализованной деятельности;

§ развитие в конструктивной деятельности;

§ развитие элементарных математических представлений;

§ основы естественнонаучных знаний;

§ развитие экологической культуры;

§ развитие элементарных представлений о человеке в истории и культуре.

Объективными основаниями для обязательного содержания программ дошкольного образования являются:

– ориентация на культурные традиции как общечеловеческие (речь и язык, математика, основы естественнонаучных знаний, эстетический цикл и др.), так и российские (социально-культурные, в том числе и национальные);

– педагогические традиции, основанные на оценке психологической наукой значения специфических детских видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной и т.д.) в развитии дошкольника.

Программа дошкольного образования направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. Такое определение содержится во всех последних нормативных документах, в первую очередь в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. Его главный смысл состоит в требованиях целостности, комплексности программы. Иными словами, если хотя бы одна из составляющих – оздоровительная, развивающая или коррекционная – выпадает, то такая программа не будет соответствовать образовательному стандарту. Эти требования вытекают из традиций российской дошкольной педагогики, достижения которой признаны во всем мире. Программа должна быть направлена на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Все программы должны предусматривать следующие формы организации детей в период пребывания в детском саду:

§ занятия как специально организованная форма обучения;

§ нерегламентированные виды деятельности детей;

§ организацию свободного времени в течение дня.

Любая программа должна сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

В настоящее время существуют разнообразные программы. Педагогу предоставляется широкий простор для его творческой деятельности. Практика дошкольных учреждений показывает, что, несмотря на свободу выбора новых программ, педагогу трудно разобраться в их многообразии, сложно за короткий срок переосмыслить содержание представленных программ и познакомиться с их методическим обеспечением, которое просто уникально – это и комплект учебно-наглядных пособий к программе «Радуга», и библиотека программы «Детство», пакет методических пособий к программе «Развитие», учебно-методическое пособие к программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и множество других прекрасных разработок, пополняющихся с каждым днем. В 1999 году вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» (под ред. Р. Б. Стеркиной), где дается перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования.

В соответствии с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских программ) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Все программы можно разделить на комплексные и специализированные.

Комплексные (общеразвивающие) программы должны быть сосредоточены на формировании у ребенка универсальных способностей и развитии их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся: «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова), «Развитие» (коллектив Детского центра Л.А. Венгера), «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.А.И. Герцена под ред. Т.Н. Бабаевой и др.), Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой); «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)

Специализированные (парциальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Это «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Приобщение к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова), «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова), «Красота – радость – творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина), «Театр – творчество – дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), «Природа и художник» (Т.А. Копцева), «Я – человек» (С.А. Козлова) и многие другие.

Выбор программ должен зависеть от вида дошкольных образовательных учреждений. Так, детский сад общеразвивающего типа реализует стандарт дошкольного уровня образования (любая комплексная программа или набор специализированных программ по всем направлениям). Детский сад с приоритетным направлением развития осуществляет работу с превышением стандарта дошкольного уровня образования по выбранному направлению (кроме комплексной программы, дополнительно используется одна из специализированных программ). Центр развития ребенка – дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность с превышением стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комплексной программы, дополнительно используются несколько специализированных программ).

Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На совете трудового коллектива или педагогическом совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В устав детского сада записывается выбранная программа.

Педагогам дошкольных учреждений необходимо знакомить родителей с теми программами и технологиями, которые они используют в работе, вовлекать их в воспитательный процесс, приглашать на День открытых дверей. В ходе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и активно участвуют в выборе образовательных программ, принятие которых подкрепляется их согласием.

В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения необходимо следующее:

– теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам; педагогу необходимо познакомиться со всей программой полностью, чтобы в дальнейшем осуществлять учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста;

– изучение раздела «Развивающая предметная среда»; в зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в зависимости от выбранной программы и ее задач;

– подбор методического и дидактического материала соответствующего программе; нужно сделать подборку методических пособий и дидактических игр, предусмотренных программой.

– диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе;

– проведение теоретических и практических семинаров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы;

– консультации и открытые мероприятия для родителей;

– переход на новую программу следует начинать с младшего дошкольного возраста или с того, который предусмотрен программой.

Период обучения и воспитания дошкольника - это фундамент, с которого начинает формироваться личность ребенка, основа для построения его успешного будущего. Обучающая программа для детей дошкольного возраста должна охватывать три направления: умственное развитие, нравственное и физическое воспитание.

Умственное развитие дошкольника

Определяется степенью:

  • владения карандашом и кистью;
  • умения писать и читать;
  • умения делать короткий пересказ и запоминать небольшие стихи;
  • знания цифр (в прямом и обратном порядке), умения производить простые арифметические операции;
  • знания основных геометрических фигур;
  • умения определять время;
  • владения начальными представлениями об окружающем мире.

Нравственное воспитание

От того, как умеет вести себя ребенок в коллективе сверстников и взрослых, насколько он готов учиться, во многом зависит его будущая школьная жизнь. Поэтому программа должна строиться таким образом, чтобы не упускать из виду этот аспект.

Физическая подготовка

Как сказал доктор Комаровский: «Счастливый ребенок - это прежде всего здоровый ребенок. И только потом - умеющий читать и играть на скрипке». Поэтому детские обучающие программы немыслимы без элементов физической культуры.

Обучение детей 2-3 лет

Этот возраст характеризуется интенсивным знакомством ребенка с окружающим миром, цветами и формами предметов, их размерами и текстурой. Малыш способен ярко выражать эмоции, реагировать на свои успехи и неудачи, коммуницировать с другими детьми и взрослыми. В течение этого возрастного периода не стоит усердствовать в обучении ребенка буквам и цифрам, поскольку все это для него является непонятными иероглифами, которые не вызывают никакого интереса. Также эффективность изучения иностранных языков будет гораздо выше в более позднем возрасте.

Обучающая программа для детей должна быть направлена на познание окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания. Учеными доказано, что успех в освоении навыков чтения напрямую зависит от умения чувствовать мир. Программа дошкольного образования детей 2 и 3 лет базируется на развитии мелкой моторики. Дело в том, что пальчики ребенка содержат большое количество рецепторов, отправляющих импульсы в участки мозга, которые одновременно отвечают за согласованность движений пальцев рук и за развитие речи. Для этих целей прекрасно подойдет пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов (безопасных, конечно же), игра с кубиками и мячиками различной величины, занятия с лоскутами тканей различных текстур, игры в «ладушки», «сороку-ворону», лепка из пластилина и так далее.


Стоит уделить должное внимание физическим упражнениям, сопровождаемым потешками и прибаутками. Вообще, любая деятельность малыша в таком возрасте должна проходить в игровой форме - это наиболее эффективная для него методика познания мира и обучения на данном этапе развития.

Обучение детей 4-5 лет

Этот возраст прекрасно подходит для того, чтоб аккуратно начать обучение ребенка буквам и цифрам. Теперь малыш уже способен анализировать свойства предметов, целенаправленно воздействовать на них, он более спокоен, усидчив и лучше организован. Если ребенок в течение 10-15 минут может увлеченно играть в развивающие игры - вперед! Возраст 4-5 лет идеально подходит и для того, чтобы отдать свое чадо в какой-то кружок или спортивную секцию. К этому времени физическое развитие опорно-двигательного аппарата ребенка позволяет ему успешно осваивать азы плавания, хореографии, боевых искусств и так далее.


Если вы заметили у ребенка склонность к лингвистике, изучение иностранного языка или посещение будут отличным решением для развития этих способностей. Творческим детишкам отлично подойдут лепка, изобразительное искусство, вокал. Однако если ребенок еще не умеет сосредотачивать внимание, осознанно выполнять развивающие задания, нетерпелив и бурно реагирует на собственные неудачи, следует немного повременить с чтением и посещением кружков.

Научиться концентрироваться ребенку поможет совместное изготовление поделок. Начинать следует с простых деталей, чтобы результат был скорым, постепенно усложняя задачу. В ходе работы важно показывать малышу, что любую неудачу можно исправить. В этот процесс легко можно вписать изучение алфавита, цифр и животных. Проявив немного фантазии, можно сразу убить нескольких зайцев. Для целесообразно использовать такие упражнения, как прохождение ручкой по лабиринту, обводка и раскраска картинок, плетение, лепка и многое другое.

Обучение детей 6-7 лет

Современные физиологи, психологи, педагоги и логопеды сходятся во мнении, что этот период наиболее благоприятен для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка. Физиологически малыш уже готов к развивающему обучению, и у него появляется желание учиться. Именно поэтому шестилетний ребенок порой способен довести родителей до белого каления своими многочисленными «почему». Отмахиваться от своего любознательного чада или ограничиваться поверхностными ответами - это все равно что лишить дерево живительной влаги. Поэтому наберитесь терпения и найдите полную информацию, чтобы удовлетворить любопытство своего малыша. В этом возрасте самое время научить ребенка счету, письму, умению определять время по часам, объяснить ему основы географии и астрономии. Обучающая программа для детей 6 лет уже предусматривает переход к организованным формам занятий.

Правильные действия родителей

Итак, программа дошкольного образования каждого ребенка должна включать в себя игры-упражнения на развитие сенсорного восприятия (развитие органов чувств), речи, мыслительной деятельности, физических навыков, на воспитание любознательности, а также на формирование общих элементарных представлений об окружающем мире. Успешно решить данную задачу помогают всевозможные учреждения дошкольного образования. Детские сады, группы дошкольной подготовки и специализированные учебные заведения не только используют в работе эффективные программы и уникальные методики по подготовке детей к школе, но и имеют в своем арсенале дополнительные курсы, например обучающие программы по английскому языку.

Несомненно, обучение ребенка в коллективе имеет ряд преимуществ перед индивидуальными занятиями: здесь нарабатываются навыки правильного взаимодействия со сверстниками, вырабатывается дисциплина, понятие ответственности, умение разрешать сложные ситуации. Интерактивные обучающие программы, а также работа психологов, бесспорно, помогут ребенку в будущем легче адаптироваться в новых школьных условиях и быстрее перейти к позиции «я - школьник».


Конечно же, каждый малыш индивидуален, и добиться желаемых результатов без посторонней помощи также вполне возможно. Если вы твердо решили, что ваши самостоятельные занятия с ребенком будут не хуже, чем обучающая программа для детей в дошкольных учебных заведениях, просто учитывайте возрастные особенности психологии малыша и придерживайтесь определенных правил.



ереход к личностно-оринтированной педагогике, основанной на признании самоценности каждого периода детства, выдвижении на первый план воспитание активной, творческой личности ребенка с учетом индивидуальных темпов развития, вызывает необходимость создания программ нового поколения. Если до реформы образования все дошкольные учреждения страны работали по единой типовой программе, то в соответствии с принципом вариативности, провозглашенным в новой концепции дошкольного образования, открылась возможность свободного выбора педагогами образовательных программ.

В настоящее время разработано большое количество программ нового поколения, предназначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской деятельности). Несколько иное положение долгое время сохранялось в педагогике раннего возраста, которая в значительно большей мере, чем дошкольная, и до сих пор во многом базируется на устаревших принципах учебно-дисциплинарной модели воспитания. В рамках этой модели ребенок выступает в качестве объекта воздействий взрослого, а основной целью воспитания является передача ребенку знаний, умений и навыков, заданных и жестко ограниченных требованиями и возрастными нормативами типовой программы.

Одной из причин такого отставания стало практически полное уничтожение в 90-х годах прошлого века ясельной системы воспитания. Обеспечение матерей денежными пособиями на воспитание детей в домашних условиях, безусловно, имело позитивные следствия; известно, что наиболее благоприятными для полноценного психического развития маленьких детей являются условия семейного воспитания. И хотя потребность в яслях оказалась на первый взгляд неактуальной, социально-экономические изменения в жизни современной семьи возродили общественную потребность в них. В детских садах стали появляться ясельные группы и сразу же встал вопрос об обновлении содержания образования детей раннего возраста. Действующая ранее «Типовая программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет» во многом устарела и по своим исходным принципам и методам не соответствовала современным представлениям о целях и задачах образования. Однако отсутствие альтернативных программ вынуждало педагогов работать в рамках устаревшей модели. Острая потребность в современных программах для самых маленьких послужила стимулом для коррекции ранее обязательной типовой программы и создания новых программ. В данной главе описываются наиболее известные из них.

Программа воспитания и обучения в детском саду13 базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду», является ее адаптированным вариантом, и в 80-90-е годы была обязательным документом для всех воспитателей и педагогов дошкольных учреждений России.

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста является составной частью данной программы по воспитанию, развитию и обучению детей от 1 года до 7 лет. В ней ранний возраст делится на два периода: от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет. В соответствии с этим в каждом разделе программы в качестве общих задач воспитания детей раннего возраста выступают:

укрепление здоровья, закаливание, развитие навыков опрятности;

сенсорное воспитание (зрительное, слуховое осязательное восприятие), развитие представлений об окружающем;

развитие внимания, памяти, познавательной деятельности;

развитие речи, потребности в речевом общении;

развитие культуры поведения: доброжелательности, сочувствия, отзывчивости по отношению к людям;

формирование умения подражать взрослым, выполнять трудовые поручения, заботиться о животных и растениях;

развитие эстетического восприятия;

развитие интереса к музыке, подражание пению взрослого, ритмические движения под музыку.

На третьем году эти задачи дополняются следующими:

формирование наряду с наглядно-действенным мышлением элементов наглядно-образного мышления и простейших видов суждений;

воспитание интереса к трудовым действиям взрослых, желание помогать им;

формирование умения играть и заниматься рядом со сверстником; формирование элементов сюжетно-ролевой игры;

формирование практического опыта правильного поведения со сверстниками, любви к родителям и близким, послушания.

Содержание всех разделов программы жестко приурочено к возрасту детей. Занятия с детьми второго года жизни представлены по полугодиям. Основная направленность их - формирование у детей навыков самообслуживания, послушания, умения выполнять инструкции взрослых, бережного обращения с игрушками, умения играть рядом с другими детьми, обучение совместным играм.

Преобладающей формой обучения детей являются занятия. Рекомендуется проводить по 2 занятия в день с подгруппами по 5-6 детей до полутора лет и по 8-12 детей от полутора до трех. Длительность занятий 8-15 минут.

В программе заложены достаточно подробные и жесткие требования к содержанию занятий по ознакомлению с окружающим, сенсорному развитию, развитию речи, движений, сюжетных и дидактических игр в соответствии с возрастным этапом жизни детей. Эти требования опираются на представления авторов о возрастных нормативах развития детей. Так, дети от полутора до двух лет должны уметь складывать пирамидку из 2-3 колец, различать 4 цвета, к трем годам - знать 6 цветов, уметь правильно держать карандаш, кисть, пользоваться ими; уметь скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями и т.д. Подробно прописаны требования к развитию речи детей по полугодиям.

В целом программа имеет регламентированное содержание, ориентирует воспитателей и педагогов на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, является образцом учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения.

Программа «Радуга»14 первой комплексной программой воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она подготовлена в целях реализации новой концепции образования, основанной на принципах педагогики развития с точки зрения гуманистической педагогики, обеспечения в группе дошкольного учреждения атмосферы эмоционального комфорта. Авторами разработаны нетрадиционные формы организации жизни детей в группе, предусматривающие ориентацию на личность ребенка, отказ от жесткой регламентации деятельности как ребенка, так и воспитателя. Программа включает методические руководства для каждой возрастной группы детского сада.

Ранний возраст охватывает период от 2 до 3 лет. Содержание программы изложено в «Руководстве для воспитателей детских садов, работающих с детьми двух-трех лет» (М., 1991).

В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни, специальное внимание уделяется проблеме адаптации ребенка к яслям, предлагаются советы, облегчающие вхождение малыша в группу сверстников. Сформулированы следующие задачи работы с детьми:

охранять и укреплять здоровье детей (соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей);

формировать у детей привычки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию (организация рационального режима дня, формирование навыков самообслуживания, объяснение детям смысла режимных моментов, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей);

закладывать основы будущей личности (развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность; формировать доброжелательные отношения с воспитателями и сверстниками; поддерживать познавательную активность по отношению к окружающему миру; пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне действительности);

развивать целенаправленность деятельности (способствовать обогащению игрового опыта ребенка, знакомить с целями человеческой деятельности, поддерживать интерес к разным видам детской деятельности, поощрять стремление действовать по замыслу и добиваться результата);

способствовать развитию сознания детей в процессе развития речи и познавательной деятельности.

Поставленные задачи реализуются в следующих конкретных направлениях работы воспитателя:

формирование у детей привычки здорового образа жизни;

развитие двигательной активности детей;

формирование у детей познавательного отношения к миру;

развитие речи;

приобщение ребенка к книге;

развитие игры в раннем возрасте;

музыкальное воспитание детей;

рисование и лепка;

конструирование;

В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала, предъявляются особые требования к личности воспитателя. Здесь воспитатель - не только образец для подражания, но прежде всего - творческая личность. Он стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, умеет удивляться и радоваться обыденным вещам, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны такие оригинальные методические приемы, как введение ритуалов в режимные моменты, «подарки и сюрпризы», «занятия-путешествия», разнообразные праздники, которые сопровождаются изготовлением новых игрушек, украшением группы и пр.

Планирование работы воспитателя строится с учетом ритмов активности и утомляемости детей. Опираясь на рекомендации врачей, занятия проводятся по вторникам и средам, четверг посвящается прогулкам и играм.

Программа «Детство»1 представляет собой комплексную образовательную программу, построенную на принципах гуманистической педагогики и нетрадиционной для отечественной психологии периодизации развития детей. В ней выделяются три основные ступени дошкольного детства - младшего, среднего и старшего. Третий год жизни включен в младший дошкольный возраст, который охватывает период от 2 до 4

лет. Для этого возраста определяются общие образовательные цели, а их реализация осуществляется с учетом возрастных возможностей детей, т.е. имеет место дифференциация содержания разделов программы для детей третьего и четвертого годов жизни. Второй год программой не охватывается. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого. Ребенок здесь предстает не как объект воспитательных воздействий взрослых, а как субъект дошкольных видов деятельности.

Авторы программы предостерегают воспитателей и педагогов от искусственной акселерации детей и выдвигают в качестве приоритетных в процессе воспитания и обучения наиболее близкие ребенку виды деятельности - игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественно-театральную деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и вызревание таких новообразований, как произвольность поведения, самоконтроль, творческое воображение, составляющие основу личностного развития и будущего успешного обучения в школе.

Девиз программы: «Чувствовать--Познавать-Творить». Этими словами определяются три взаимосвязанные линии развития ребенка и целостность самой программы, обеспечиваемая связью трех ее магистральных линий - развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Работа по каждому разделу программы включает формирование у детей представлений в определенной сфере, познавательных и практических умений. При этом формирование познавательных умений подразумевает развитие у детей потребности и способности самим исследовать ту или иную область предметного и социального мира (например, различными способами изучать свойства предметов и веществ, экспериментировать с красками, звуками, словами, движениями и пр.).

В программе ставятся следующие задачи воспитания и обучения детей от 2 до 4 лет:

адаптация к дошкольному учреждению: установление добрых отношений с воспитателями и детьми, создание

условий для эмоционально-положительного самочувствия и активности ребенка;

полноценное физическое развитие, формирование основ двигательной культуры и гигиенических навыков;

развитие познавательной активности детей, обогащение их представлений об окружающем;

развитие самостоятельности в предметной деятельности, в игре и общении с окружающими, овладение навыками самообслуживания;

развитие доброжелательного отношения к окружающему, эмоциональной отзывчивости ко всему живому;

формирование интереса детей к сотрудничеству, навыков речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащение игрового опыта;

развитие воображения и творческих проявлений в разных видах художественно-эстетической деятельности, создание условий для переживания детьми радости от реализации замыслов и желаний.

Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования (высокий, средний, низкий уровни) по каждому разделу, которое является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршрута» ребенка. Она включает следующие разделы, в которых описываются направления развития детей и детских видов деятельности, определяются соответствующие им педагогические задачи, даются методические рекомендации для воспитателей. 1.

Здоровье (задачи: формирование основ гигиенической культуры и двигательной культуры). 2.

В игре ребенок развивается, познает мир, общается (задачи: развитие игрового опыта детей, поощрение творческих проявлений в игре, игрового общения со сверстниками). 3.

Мир социальных отношений (задачи: развитие доброжелательных взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками, формирование у ребенка положительного образа самого себя). 4.

Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду (задачи: формирование представлений о предметах ближайшего окружения, умения выделять их качества и свойства, использовать их в разнообразных видах детской деятельности; воспитание бережного отношения к предметам; знакомство с простейшими трудовыми действиями взрослых, их результатами, овладение навыками самообслуживания). 5.

Ребенок открывает мир природы (задачи: обогащение представлений ребенка об объектах живой и неживой природы, поддержка интереса детей к миру животных, растений, формирование добрых чувств ко всему живому, выполнение посильных действий по уходу за растениями и животными). 6.

Развитие речи (задача: помощь детям в освоении разговорной речи - развитие понимания речи, умения вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления). 7.

Художественная литература, изобразительное искусство и музыка (задачи в области художественного воспитания: открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать события, сопереживать героям; задачи в области приобщения к изобразительному искусству: развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов и явлений; формировать умение рассматривать картинки, узнавать знакомые образы, понимать сюжет, сопереживать героям; знакомить с произведениями прикладного искусства; развивать интерес к рисованию, способности к изобразительной деятельности; задачи в области приобщения ребенка к музыке: воспитывать интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально откликаться на нее; развивать музыкальные способности). 8.

Первые шаги в математику (задачи: привлечение внимания детей к свойствам и соотношениям предметов, называнию их свойств, расположения, размеров, назначения и количества, уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью; организация деятельности по сенсорному развитию).

Организационные принципы работы воспитателей и педагогов строятся в программе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают:

отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми;

отказ от жесткой регламентации продолжительности занятий;

предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня; проблемно-игровой способ обучения;

организация занятий с подгруппами детей;

интегративный характер занятий.

Программа «Истоки»15 - это комплексная региональная программа, ее целью является разностороннее, полноценное развитие ребенка от рождения до 7 лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

В качестве основных линий развития ребенка (в том числе раннего возраста) выделяются:

социальное развитие,

познавательное развитие,

эстетическое развитие,

физическое развитие.

Каждая линия развития представлена в программе через описание четырех базисных компонентов: 1.

Характеристика соответствующих возрасту возможностей психического развития ребенка и его личности. 2.

Задачи развития. 3.

Показатели развития. 4.

Базисные характеристики личности.

Программа имеет не только базисную, но и вариативную составляющую. Это программа открытого типа, предполагающая использование самых разнообразных педагогических технологий.

В ней ставятся задачи воспитания и обучения детей от 1

года до 3 лет.

Задачи социального развития:

формирование доброжелательных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, ситуативно-делового общения со взрослыми, этических норм и правил поведения;

поддержка уверенности ребенка в своих силах, его стремления к самостоятельности;

развитие речи как средства общения.

Задачи познавательного развития:

развитие сенсорной культуры (посредством формирования элементарных представлений о величине, форме,

цвете, развитию умений узнавать предметы по наиболее характерным признакам);

развитие культуры мышления (посредством практического экспериментирования, формирования орудийных способов решения практических задач, стимулирования и поддержки поисков новых способов их решения, развитие символической функции мышления);

формирование представлений об окружающем социальном и предметном мире, мире природы, бережного отношения ко всему живому;

развитие конструирования (через формирование интереса к созданию построек, знакомство с разнообразными строительными материалами и их свойствами, развитие пространственной ориентировки).

Задачи эстетического развития:

формирование предпосылок эстетического отношения детей к окружающему и элементарных видов художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой;

ознакомление детей с произведениями народного творчества.

Задачи физического развития:

формирование у детей здорового образа жизни;

поддержка потребности детей в двигательной активности, развитие движений.

В каждом разделе программы представлены содержание и условия педагогической работы воспитателя с детьми. Показатели развития ребенка по каждому направлению даны в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов развития.

Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу раннего возраста: компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность, креативность и самостоятельность.

К базисным относится и раздел «Общие условия реализации программы»- рекомендации по организации жизнедеятельности детей в детском саду; принципы создания развивающей предметной среды; содержание и формы сотрудничества педагога с семьей; работа психолога в дошкольном учреждении.

Вариант реализации базиса представлен в разделе программы «Содержание и условия педагогической работы».

Программа «Кроха»16- это программа воспитания и развития детей до 3 лет в условиях семьи, она представляет собой модель развивающего обучения детей раннего возраста, охватывая все периоды развития ребенка от рождения до 3 лет, включая подготовку матери к рождению малыша и адаптацию детей к поступлению в ясли.

Программа адресована родителям, может быть использована в группах раннего возраста дошкольного учреждения. Она разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. В основу систематизации программного содержания положена проблема развития личности ребенка, что находит свое отражение в формулировках задач, конкретизации целей, отборе адекватных по содержанию методов воспитания и обучения. Не менее важным является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей, который реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:

развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;

построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;

установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.

В программу воспитания детей 2-3 лет включены разделы, в которых описываются методические приемы по следующим направлениям работы взрослых: -

организация режимных моментов; -

воспитание самостоятельности детей при решении бытовых задач (еда, одевание, туалет и пр.); -

развитие предметной деятельности детей; -

развитие игровой деятельности; -

организация совместной деятельности взрослого с ребенком (совместные бытовые занятия, игры с предметами); -

развитие движений; -

развитие речи; -

развитие изобразительной деятельности; -

развитие театрализованной деятельности; -

приобщение детей к музыке; -

основы экологического воспитания детей; -

адаптация ребенка к дошкольному учреждению.

В качестве приложения предлагаются:

Методика обучения ребенка плаванию; -

подборка сказок и детских стихотворений, которые могут использоваться при организации игр, выполнении режимных моментов и пр.; -

сценарии семейных праздников; -

описание игр-забав с детьми; -

таблицы показателей физического и нервно-психического развития ребенка; -

разнообразные способы оказания первой доврачебной помощи ребенку.

В целом это программа нового поколения, хотя некоторые ее разделы все еще тяготеют к типовой программе с установкой на формирование у детей умений и навыков, жестко приуроченных к определенному возрасту ребенка. Об этом свидетельствует и предлагаемая авторами диагностика психического развития детей раннего возраста, не соответствующая методологическим установкам программы и слабо увязанная с ее содержанием.

Программа «Сообществоо17- это методическое руководство по работе с детьми от рождения до 3 лет созданное в результате совместной работы по внедрению в России методов воспитания и обучения, ориентированных на ребенка, институтом Открытое Общество, фондом Сороса и Центром международных детских программ. Ее целью является формирование у детей умения критически мыслить, делать выбор, ставить и решать проблемы, заботиться о людях и окружающей среде, развивать творческие способности.

«Сообщество» является программой рамочного типа, т.е. не содержит развернутого содержания, включающего тематику, календарный план, конспекты занятий и пр. В ней представлены общие принципы организации и содержания образовательного процесса и ряд образцов конкретных приемов личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, которые носят рекомендательный характер.

В программе даны следующие основные разделы:

Общая философия программы; -

теоретические основы методики; -

описание направлений развития ребенка от рождения до 3 лет: эмоционального, социального, когнитивного, развития языка и речи, физического развития; -

организация режимных процедур как элементов обучения; -

способы наблюдения за развитием ребенка; -

принципы организации совместной работы родителей и воспитателей; -

принципы организации среды развития ребенка; -

организация правильного питания; -

принципы отбора и подготовки персонала для работы с детьми.

Программа основывается на естественном интересе и влечении детей к познанию, на их потребности в тесном и глубоком контакте с окружающими взрослыми; направлена на физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие ребенка; создание безопасной, здоровой, стимулирующей познание среды; организацию благоприятной эмоциональной атмосферы развития, координацию с этой целью взаимодействия педагогов с родителями.

Ведущим принципом программы является индивидуализация подхода к воспитанию и обучению: учет темперамента, индивидуальных особенностей, вкусов и предпочтений ребенка, стиля воспитания в семье. Предполагается, что воспитатель придумывает интересные виды деятельности для каждого ребенка, внимательно наблюдет за ним, при необходимости заменяет или адаптирует материалы и задания, создает условия для развития его любознательности и переживания успеха в деятельности.

Важное место в программе уделяется отбору и подготовке персонала, работающего с маленькими детьми. Помимо специального педагогического образования, воспитатель должен обладать особыми личностными качествами - умением общаться и играть с малышами, испытывая при этом радость, удовольствие, проявляя чуткость и изобретательность, следуя за их интересами. Залогом высокого качества программы является умение персонала вести систематическое наблюдение за развитием, эмоциональным состоянием, поведением детей. В помощь воспитателям предлагаются методы ведения наблюдений, способы их фиксации, использования в работе с детьми и родителями.

Необходимыми условиями реализации программы являются наличие постоянного воспитателя, работающего с детьми от рождения до 3 лет; небольшое количество детей в группах и требование, чтобы на одного взрослого приходилось не более трех детей. Только при этих условиях может быть осуществлен подлинно индивидуальный подход к развитию ребенка раннего возраста и реализовано личностно-ориентированное взаимодействие персонала с детьми.

Важным принципом, соответствующим гуманистическим установкам программы, является участие семьи в ее реализации. С точки зрения психологии развития ребенка раннего возраста, недопустимо отрывать ребенка от матери и помещать его в непривычные условия. Поэтому уделяется особое внимание периоду адаптации ребенка к детскому учреждению, вовлечению родителей в жизнь группы, налаживанию взаимопонимания и взаимодействия между родителями и педагогами с целью сохранения привязанностей, обеспечения преемственности в методах воспитания, создания безопасной, эмоционально благоприятной среды развития.

Помимо комплексных разработан ряд парциальных программ для детей раннего возраста, нацеленных на развитие отдельных видов детской деятельности. Приводим ряд наиболее распространенных парциальных программ.

Программа «Гармония»1- главная идея которой - целостное развитие личности ребенка 2-5 лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Основной принцип здесь - многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задач л различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Программа предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление у детей социального опыта познания себя и окружающего мира и реализация его в условиях самостоятельной деятельности малышей; содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью этого документа является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика»18, которая содержит методические рекомендации и разнообразный практический материал. К ней разработан «Комплект видеофильмов» (Воробьева Д.И. - СПб., 1993-1996), где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношения детей и педагога в ходе мини-занятий, игровой и практической деятельности детей.

Программа «Малыш»19 нацелена на развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни в разных видах музыкальной деятельности. Основу ее составляют произведения классического репертуара; разработан ряд новых музыкальных игр. В программу развития музыкальности у детей раннего возраста входят пособия для педагогов и для детей. Пособие для педагогов включает музыкальный репертуар, методические рекомендации по организации работы с детьми, материал для праздничных утренников и кукольных спектаклей. Богатый выбор его позволяет педагогам проводить занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Пособия для детей включают «Хрестоматию музыкального репертуара к программе «Малыш» (М., 1995), которая содержит репертуар произведений для прослушивания, движения под музыку, соответствующие методические рекомендации, аудиокассету с записями классической музыки, и пособие «Мы танцуем и поем» (М., 1998). В это пособие включены детские песенки с повторяющимися словами, звукоподражаниями и простой мелодией, которые дают возможность малышам с полутора лет при участии взрослого подпевать их. Пение песенок сопровождается танцевальными движениями и рассматривани-

ем красочных картинок в книге. Пособие содержит методические советы для родителей и педагогов.

Программа «Юный эколог»20 направлена на формирование начал экологической культуры у детей, начиная с 2 лет. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, к себе и своему здоровью. Экологическое воспитание основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в озна- " комлении детей с природой и содержание разделов программы строится на главной закономерности природы - взаимосвязи всего живого со средой обитания.

Переход к личностно-оринтированной педагогике, основанной на.признании самоценности каждого периода детства, выдвижении на первый план воспитание активной, творческой личности с учетом индивидуальных темпов развития ребенка, повлек за собой необходимость создания программ нового поколения. Если до реформы образования все дошкольные учреждения страны работали по единой типовой программе, то в соответствии с принципом вариативности, провозглашенным в новой концепции дошкольного образования, открылась возможность свободного выбора педагогами образовательных программ. В настоящее время разработано большое количество программ нового поколения, предназначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской деятельности).

Среди программ нового поколения в практике образования детей раннего возраста используются комплексные программы - «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и парциальные - «Гармония», «Малыш», «Юный эколог».

Вопросы изадания 1.

Обоснуйте необходимость создания разных образовательных программ для детей раннего возраста. 2.

Что такое комплексная и парциальная образовательная программа? 3.

Какие принципы должны лежать в основе создания программ нового поколения? 4.

Проанализируйте описанные образовательные программы с точки зрения их соответствия принципу личностно-ориентированной педагогики.

Психокоррекция отклонений у детей