Фгос образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Презентация на тему: " Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья." — Транскрипт

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов - тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,

«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», - отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.

Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.

Перечень документов, необходимых для обследования ребенка на ПМПК:

  1. Родителю (законному представителю) на ПМПК иметь при себе: паспорт опекунское удостоверение (в случае если ребенок опекаемый) паспорт и доверенность от родителя (законного представителя) заверенная нотариусом (в случае прохождения комиссии лицом заменяющих родителей (законных представителей).
  2. Свидетельство о рождении ребенка (копия).
  3. Направление врача-психиатра на ПМПК с указанием даты, диагноза, печатью и подписью врача.
  4. Подробная выписка из истории развития от педиатра, с заключением узких специалистов: окулиста, отоларинголога, невропатолога (давность осмотра не более 6-ти месяцев) с печатью и подписью врача.
  5. ИПР (для детей-инвалидов).
  6. Педагогическая характеристика (если ребенок посещал школьное или дошкольное образовательное учреждение).
  7. Психологическое представление (если ребенок посещал образовательное учреждение, в котором есть психолог или занимался с психологом в каком-либо другом учреждении).
  8. Логопедическое заключение (особенно важно для детей с речевой патологией).
  9. Общее заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
  10. При повторном осмотре ребенка - «карта динамического наблюдения».
  11. Тетради, образцы контрольных работ (для школьников), рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка.
  12. Табель успеваемости.
  13. Результаты диагностики Векслера (первый листок).
  14. Другие документы по необходимости.

Все документы, предоставляемые ОУ /ДОУ, должны быть заверены руководителем.

Для прохождения повторного прохождения ПМПк необходимо предоставить следующие документы:

  1. Карта динамического наблюдения (в зависимости от патологии);
  2. Характеристика;
  3. Осмотр психиатра в динамике;
  4. Рабочие тетради и тетради для контрольных работ;
  5. Векслер в динамике по необходимости (при осмотре более чем ч/з год);
  6. Табель с промежуточными и итоговыми оценками;

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ.

4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

  • Постановление ТПМПК
  • Приказ №1599 от 19.12.2014г
  • Приказ о внедрении ФГОС НОО для ОВЗ
  • Приказ распределения обязанностей
  • Руководителям ОУ
  • Адаптированная основная образовательная программа
  • Приказ об утверждении положения рабочей группы
  • Положение о рабочей группе по подготовке и внедрению ФГОС НОО для ОВЗ

Актуальность проблемы Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26% 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС). Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы. 2


Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с ОВЗ 3


ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации.


ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79 Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


ФЗ «Об образовании в РФ», ст Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Категории детей с ОВЗ дети с нарушениями зрения дети с нарушениями слуха дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) дети с задержкой психического развития (ЗПР) дети с нарушением интеллекта (У/О) дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 7


ФГОС для обучающихся с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы


Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28). Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разработанная на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.


Общая характеристика и назначение ФГОС Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся составляет 4 (5) лет. Назначение Стандарта (ФГОС с ОВЗ) Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.


Требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ к структуре основных образовательных программ (соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансововым, материально- техническим и иным условиям; к результатам освоения основных образовательных программ 4 варианта программ на основе ФГО С


Структура адаптированной основной образовательной программы Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок освоения АООП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся). Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.


Структура адаптированной основной образовательной программы Содержание образования: Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса Рабочие программы учебных предметов. Программа коррекционной работы. Программа духовно-нравственного развития. Программы специальных курсов. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа внеурочной деятельности.


Структура адаптированной основной образовательной программы 4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы; 5. Условия реализации ООП: кадровые условия, финансово-экономические условия, материально- технические условия, учебно-методические условия.


Деятельностный и дифференцированный подходы – основа Стандарта Это означает: признание в качестве основного средства достижения цели образования процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся; признание того, что развитие личности обучающегося зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности; развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества и их успешной социальной адаптации


ФГОС с ОВЗ основа АООП НОО Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию


Варианты образовательных программ на основе ФГОС с ОВЗ Вариант образовательной программы (А) предназначен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме; Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья по данному варианту осваивает основную образовательную Программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации. по итогам освоения программы получает аттестат о среднем образовании.


Вариант образовательной программы (В) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающий вариант В, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.


Третий вариант образовательной программы (С) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К образовательной Программе создаются несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.


Четвёртый вариант образовательной программы (D) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными нарушениями развития) получает образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. При значительном содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома и др.)


ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ; Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).

















Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям; Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования; Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.

















Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ; Разнообразие форм, направленных на: - рост творческого потенциала; - познавательных мотивов; - обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.


Стандарт является основой для Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ: - глухих, слабослышащих, позднооглохших; - слепых, слабовидящих; - с тяжелыми нарушениями речи; - с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - с задержкой психического развития; - с расстройствами аутистического спектра.





Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта; Лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД и государственного контроля в сфере образования;








Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия; Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; Формирование основ учебной деятельности; Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
































Стандарт предусматривает возможность: Гибкой смены образовательного маршрута; Смены программ и условий получения образования На основе: - комплексной оценки личностных, метро- предметных и предметных результатов освоения АОПП НОО; - заключения ПМП комиссии; - Мнения родителей, законных представителей.


Требования к Структуре. АООП НОО: 1. Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО; 2. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, АООП НОО дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.


АООП НОО для обучающихся с ОВЗ - Самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной Организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО; - Реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Специально разрабатываются учебные планы (индивидуальные).


























Программа коррекционной работы должна содержать: Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся; Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся).











Требования к условиям реализации АООП НОО Создание комфортной коррекционно- развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей; Обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность; Гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.


Требования к кадровым условиям Квалификация педагогических и учебно- вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».





Педагогические работники, реализующие коррекционно- развивающую область АООП НОО Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование; Высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке в соответствующей области.


Тьютор – высшее профессиональное педагогическое образование, удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе установленного образца. Ассистент (помощник) – не ниже среднего общего образования с прохождением соответствующей программы подготовки. Ассистент- родитель обучающегося – без требований к образованию.







54


Спасибо за внимание! Зав. отделом развития образования детей с ОВЗ Сорочинская Т.В.

Психокоррекция отклонений у детей