Социализация и социальная адаптация детей с овз. Социальная адаптация детей с овз.

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о или , то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Определение понятий

В социальном смысле дети-инвалиды – это наиболее проблемная категория, т.к. их возможности привыкнуть и приспособиться весьма ограничены.

Можно выделить следующие причины трудной адаптации :

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ , датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии , наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала . Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Анималотерапия (от англ. animal - животное) -метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

По мнению психологов, общаясь с животным ребенок переносит на отношение к нему свои страхи, комплексы, проблемы. Животные способствуют расширению представлений о добре и зле, помогают разобраться в реальных жизненных ситуациях. Посредством общения с животными у детей снижается уровень психоэмоциального напряжения, тревожности. Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний. Также наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей.

У большинства детей с ограниченными возможностями наблюдаются трудности в общении со сверстниками, взрослыми, проявляющиеся в замкнутости, агрессивности, неумении выразить эмоции в отношении окружающего мира. Дети данной категории имеют чаще всего обедненный словарный запас, нарушения речи, слаборазвитую мелкую моторику, что мешает им строить отношения в обществе.

Решение данных проблем программно-целевым методом будет способствовать решению основной задачи анималотерапии - раскрытию дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей с ограниченными возможностями, обогащению социально адаптированного поведенческого реперту­ара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным макси­мально приспособиться к условиям жизни, нахо­диться в сбалансированном взаимодействии с окру­жающими и социальной адаптации в обществе в целом.

На решение этих задач направлена программа социальной адаптации детей-инвалидов средствами анималотерапии «Мой друг».

Игры и упражнения,включенные в данную программу и основанные на работе с образами животных с использованием телесно-ориентированных техник, позволят высвободить застоявшиеся эмоции, раскрепоститься, снять напряжение; помогут войти в состояния разных животных и перенять у них способность спокойно вслушиваться и молчаливо ощущать пространство вокруг, инстинктивно чувствуя опасно оно или благожелательно, расположено к вам или закрыто; развить волевые качества -терпение, выдержку, настойчивость, гибкость; будут способствовать развитию ощущений и осознанию собственного «Я».

Цель: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями посредством анималотерапии.

Задачи:

1.Коррекция негативных эмоциональных проявлений посредством работы с образами животных.

2.Развитие коммуникативной функции общения.

3.Развитие мелкой и общей моторики.

4.Раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями

5.Выработка навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающей средой.

6.Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Контингент участников: дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет.

Область реализации: дополнительное образование, практическая психологическая деятельность, социальная сфера.

направление

цель

Психологическое

Формирование позитивных эмоций и чувств, снижение уровня проявления негативных эмоциональных состояний.

Работа с образами животных на осознание чувств, ощущений, управление эмоциями, развитие внимания, воображения, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Педагогическое

Совершенствование мелкой моторки,

развитие речи,

Расширение кругозора.

Формирование представлений о животном мире (внешнем виде, повадках и т.д.), упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речи,упражнения на развитие фантазии.

Социальное

Обогащение социально адаптированного поведенческого реперту­ара.

Формирование навыков общения.

работа с образами животных (повадки, характер) для раскрытия

Дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями.

Программа реализуется в течение года циклами по три месяца: март-май; сентябрь-ноябрь. В летнее время программа не реализуется.

1 этап-подготовительный (январь-февраль):

Разработка(корректировка) и утверждение программы;

Подбор и распределение функциональных обязанностей между специалистами, реализующими мероприятия программы;

Разработка планов, конспектов мероприятий по обозначенным направлением;

Подготовка материально-технической базы.

Подготовка и распространение информационно-рекламной продукции.

2 этап- организационно-диагностический (1-ая неделя реализации):

Формирование групп;

Диагностические мероприятия.

3 этап – основной (март-май; сентябрь-ноябрь):

- реализация мероприятий программы.

4 этап – заключительный (последняя неделя реализации) :

Подведение итогов реализации программы;

Определение уровня удовлетворенности участников;

5 этап- информационно-аналитический (июнь, декабрь):

Анализ итогов реализации программы, оценка ее эффективности.

Освещение итогов программы в СМИ;

Обобщение и распространение опыта реализации программы.

Программа состоит из 12 мероприятий (тематических дней), которые проводятся 1 раз в неделю. Каждое мероприятие посвящено определенной теме (животному), состоит из нескольких занятий, реализуемых в течение дня. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста и состояния участников, но не может превышать 30 минут. Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов о животных и т.д.

Занятия проводятся малыми подгруппами, всей группой или индивидуально в зависимости от состояния здоровья, уровня нарушений жизнедеятельности, возрастных особенностей детей. Оптимальное количество участников занятия 5 -8 человек.

Используются различные формы групповой и индивидуальной работы с семьей и детьми. Формы варьируются и подбираются в зависимости от цели и направленности мероприятия, особенностей состояния и развития участников, места проведения мероприятия.

В течение реализации программы оформляется выставка детских работ, действующая постоянно и пополняемая в течение всего периода реализации программы. Оформляется детская «Книга сказок», состоящая из лучших сказок, сочиненных детьми по итогам тематических дней. Каждому ребенку вручается его «книга сказок», состоящая из историй сочиненных данным ребенком.

Тематический план мероприятий

№ п/п

тема дня

срок реализа

ции

ответственный

Тематические дни

День зайца (кролика)

3.Изготовление поделки «заяц»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о зайцах

1неделя

соц.педагог

психолог

воспитательинструктор по труду

День Волка (собаки)

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о волке

2 неделя

День лисы

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о лисе

3 неделя

День обезьяны

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Лепка «Лакомство для обезьяны»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о обезьяне

4 неделя

День кошки

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. коллективная работа «Выставка кошек»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о кошке

5 неделя

День ежа

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Аппликация «ежик»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о ежике

6 неделя

День змеи

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6.ИЗО «Иллюстрация к сказке»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о змее

7 неделя

День тигра

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Изо «Необыкновенный тигр»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о тигре

8 неделя

День морских животных

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. Аппликация «Морская сказка»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов о лисе, просмотр фильмов, прослушивание песен о морских животных.

9 неделя

10

День медведя

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. Аппликация «Коричневая страна»

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о медведе

10 неделя

11

День лошади

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3.Упражнение «Волшебные превращения»

4.Сочинение сказки

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о лошади

11 неделя

12

День несуществующего животного

1. Рисунок «Несуществующее животное»

2. «Зверь из бумаги»

3. Игра-имитация «Чудище несусветное»

4. Игра-медитация «коркочидил на поводке»

4.Упражнение « маленький зверек»

5.Сочинение сказки о звере невиданном и неслыханном

Дополнительно в течение дня: чтение сказки «Невероятное существо» Сладков Н.И.

12 неделя

экскурсия в акванариум

Наблюдение за рыбками, морскими животными

1 раз в период

соц.педагог

специалист по соц.работе

экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские увалы»

Наблюдение за животными на природе.

Общение с животными(кормление с руки, прикосновения к животным)

1 раз в период

экскурсия на фермерское хозяйство

наблюдение за домашними животными в естественных условиях

общение с животными (кормление, прикосновения к животным)

1 раз в период

катание на лошадях

катание на повозке

1 раз в период

Работа с родителями

родительское собрание

знакомство с программой, содержанием занятий, определение меры участия родителей в мероприятиях программы ознакомление с итогами работы

в начале и конце периода

соц.педагог

специалист по соц.работе

психолог

мастер-класс «работа с образами животных»

обучение родителей методам и способам работы с образами животных в домашних условиях

1 раз в период

Привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий

Помощь в изготовлении и подборе материалов и атрибутов к занятиям, оформлении, участие в подготовке выставок

по мере необходимости

участие родителей в экскурсиях

Сопровождение детей

по мере проведения

присутствие родителей на занятиях

помощь ребенку в выполнении упражнений

По мере необходимости

Реализация программы обеспечивается коллективом отделения дневного пребывания детей и подростков КЦСОН «Радуга».

социальный педагог

психолог

воспитатель

инструктор по труду

Тематические дни

Занятие «Животное в естественной среде»

Сочинение сказки

Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов и т.д.

Изготовление поделок: заяц, лакомство для обезьяны, выставка кошек, ежик, морская сказка, коричневая страна, зверь из бумаги

ИЗО: иллюстрация к сказке

Общение с животными в естественной среде

организация наблюдения за животными, общения с животными,

организация экскурсий (формирование группы, сопровождение)

Работа с родителями

проведение родительского собрания, консультирование, привлечение родителей к подготовке и проведению занятий

мастер-класс «Работа с образами животных», консультирование

определение меры участия родителей в экскурсиях

привлечение родителей к участию в выставке творчества

Диагностика

уровня социальной компетентности

уровня развития эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений

уровня развития мелкой моторики

Функционирование программы обусловлено четко выстроенной системой управления программой, в соответствии с которой осуществляется контроль за реализацией программных мероприятий:

Контроль осуществляется на всех этапах реализации программы:

Предварительный контроль - осуществляется на подготовительном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.

Текущий контроль – проводится ежемесячно весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий.

Итоговый контроль - проводится на заключительном этапе после завершения реализации программных мероприятий с целью оценки качества реализации программы и ее эффективности.

Результаты внедрения:

дети-инвалиды: отмечается улучшение общего психоэмоционального состояния у 85 % участников, снижение уровня проявления негативных эмоциональных реакций- 41%; повысился уровень развития мелкой моторики руки у 23%; наблюдается повышение уровня социальной адаптированности поведенческого репертура-25% (по результатам диагностики);отмечена высокая степень удовлетворенности участников- 96% (по результатам анкетирования);

специалисты: приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры, повышение профессионального мастерства, овладение новой здоровьесберегающей технологией, разработка методических материалов по содержанию программы

родители: овладение методами и способами работы с образами животных в домашних условиях-70%, расширение кругозора-100%, повышение уровня эмоциональной близости с ребенком-25%.

Привлечение сторонних организаций: заключено соглашение о сотрудничестве с ЧП «Крестьянско-фермерское хозяйство Гаврилюк В.В.»

Программа является малозатратной, имеет положительные отзывы участников и родителей, не требует специальных условий, доступна для большинства детей-инвалидов.

Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере*

В. А. Ситаров (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматривается проблема организации обучения детей с ограниченными возможностями развития, показана необходимость их всемерной социальной адаптации посредством практики образовательной интеграции, раскрываются психологические и педагогические условия построения данной практики.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями развития, социальная адаптация, интегрированное обучение, безбарьерная среда, педагогика развития.

Проблемы полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве дееспособных членов общества обретают сегодня особую значимость. В обществе растет понимание необходимости изменения отношения к ре-бенку-инвалиду, что связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. Между тем существующая практика социализации данной категории детей сложилась в рамках

медицинской модели, в которой инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология и которая, по сути, носит дискриминационный характер. Эта модель ослабляет социальную позицию ребенка, усугубляет его неравный социальный статус, предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих ребенку не столько жить активной жизнью, сколько выживать. На практике такой подход сводится к изоляции детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) от общества в специальном учебном заведе-

* Публикация статьи осуществляется при поддержке РФФИ (проект № 13-06-00318).

нии, приводит к развитию у них комплекса неполноценности и пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.

Однако феномен инвалидности не может быть решен в сугубо медицинском ключе, он относится к более широкому гуманитарному контексту жизнедеятельности и непосредственно связан с социальной проблемой неравных возможностей.

Что делает человека инвалидом? Очевидно, что в большей степени его делает таковым отношение окружающих и тот мир, который не приспособлен для самостоятельного функционирования человека с ограниченными возможностями. Люди оказываются инвалидами вследствие физических барьеров в окружающей среде, из-за невозможности доступа к информации и полноценному общению, из-за отсутствия возможности обучаться в обычных школах и вузах, из-за отсутствия равных прав при получении работы, доступного жилья, пользования транспортом, наконец, из-за неадекватного и негативного отношения окружающих и дискриминации со стороны социума. Таким образом, инвалидность - это проблема, касающаяся в основном гуманитарных стандартов общества, социального статуса и прав человека.

В противоположность дефектологической парадигме все большее значение сегодня обретает социально-развивающая модель обучения и воспитания, которая рассматривает инвалидность с точки зрения препятствий или ограничений деятельности человека с различными физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванными существующими в обществе условиями, при которых люди с этими отклонениями исключаются из активной жизни (Ситаров, Шу-тенко, 2011: Электр. ресурс).

Образование - неотъемлемое конституционное право человека. Однако не все дети, имеющие инвалидность, могут воспользоваться этим правом и учиться в общеобразовательных школах наравне с другими. До недавнего времени почти все средние школы в стране были полностью недоступны для детей с нарушениями опорно-двигательной системы, они элементарно не оборудованы необходимыми для

перемещения пандусами или лифтами. Общеобразовательные школы, большей частью, не приспособлены к обучению детей с нарушением слуха, зрения, речи и т. д. Более того, зачастую дети с ОВР сталкиваются с дискриминационным отношением к себе, на них смотрят как на неполноценных детей, нуждающихся в особом непрерывном внимании, опеке и, главное, как неспособных учиться в школе (Морова, 1998).

На становление практики и системы обучения детей с ограниченными возможностями (в отличие от обычных детей) решающее влияние оказывало доминирующее отношение к ним в обществе, задаваемое государственными институтами, религией, культурой в различные эпохи. Люди с инвалидностью и ограниченными возможностями, как правило, оказывались в тени активной социальной жизни.

Сегодня для общества и системы образования в целом особо актуально построение активной практики социализации детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) посредством всемерной интеграции их в социокультурную среду (Интегративные тенденции..., 2003). Педагогическая интеграция означает совместное воспитание и обучение как здоровых детей, так и детей с ОВР.

В историческом плане интеграционные процессы в педагогике усиливались по мере развития цивилизованных стандартов жизни и гуманизации социальной сферы. В организации интегрированного обучения нужна определенная безбарьерная среда. И главным препятствием здесь, как правило, выступает психологический барьер в существующей культуре и образовании. Он обусловлен традиционным стереотипом нормы в отношении развития ребенка и носит, по сути, дискриминационный характер. Прежде всего, нужно признать, что дети с инвалидностью - это такие же дети. И, как и всем детям, им для развития необходимо полноценное общение со сверстниками. У этих детей, как и у всех других, есть свои интересы, увлечения, мечты кем-то стать, чего-то достичь, обрести профессию и получить достойную работу. Практика педагогической интеграции, реализующая идею инклюзивного образования (вклю-

ченного), находит все большее признание среди прогрессивных педагогов, ученых и общественных деятелей. Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развития в равной степени отвечает образовательным интересам обеих групп детей. Главный принцип инклюзии - это доступность образования для всех категорий детей и культивирование равных возможностей в образовании, отвечающих различным нуждам всех детей.

В основе инклюзивного образования заложена идея, которая исключает любую дискриминацию детей и полагает непременность доступной, безбарьерной среды и равность отношений ко всем детям посредством создания приемлемых условий для обучения всех детей, в том числе имеющих особые образовательные потребности. Применяющаяся практика обучения на дому (как наиболее гуманная на сегодня) показала, что она не может дать качественное образование и обеспечить оптимальное включение ребенка с инвалидностью в общество. Ребенок не обретает социальной почвы, выключается из общества сверстников, в котором происходит основной процесс его социализации.

Интегрированное (или включенное) обучение - это термин, который применяется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование - это более широкий термин, полагающий процесс интеграции в плане обеспечения доступности образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Оба термина, как правило, используются для описания процесса обеспечения доступа к образованию для детей с особыми потребностями. В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование», которым описывался данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование».

Несомненно, что проблема интегрированного обучения требует значительного материально-технического переоснащения существующих школ и учебных заведений. Эта сторона выступает важным исходным фактором

материально-физической организации пространства обучения, отвечающего особенностям детей с ограниченными возможностями. Однако не менее важным, а по сути, главным является педагогическое обеспечение обучения детей данной категории, требующее определенной трансформации существующей педагогической системы и подходов.

В теории и практике обучения детей с ограниченными возможностями существует острая проблема поиска таких моделей и стандартов образования, которые отвечают актуальным задачам развития данной категории детей, обеспечивают их безбарьерную интеграцию в общеобразовательный процесс школы и вместе с тем не приводят к общему снижению уровня и качества подготовки детей в массовой школе. Исследованию данной задачи, на наш взгляд, должны быть посвящены основные психолого-педагогические разработки в области интегрированного обучения и социальной адаптации детей с ОВР.

Сложившийся зарубежный и отечественный опыт социализации детей с ОВР показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствуют социальной адаптации инвалидов, развитию их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяют общественное мнение, формируют отношение к ним как к полноценным людям, помогают «обычным» детям становиться более толерантными и ответственными. Как свидетельствует практика, обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, способствуют созданию благоприятной атмосферы в детском сообществе, обеспечивают образование для всех (Ратнер, Юсупова, 2006). В целом переход к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями развития в логике инклюзивного образования заключается в обосновании и разработке условий построения в рамках учебно-воспитательного пространства школы безбарьерной, адаптивной образовательной среды для разностороннего и полноценного включения ребенка в целостный педагогический процесс. Успешное продвижение школы к такой модели определяется

следующим рядом психолого-педагогических условий:

Учет специфических образовательных потребностей и потенциала детей с ограниченными возможностями;

Выявление различных форм психологопедагогической поддержки данной категории детей в процессе обучения;

Использование гибких современных технологий обучения, включая вариативные информационные технологии, направленные на индивидуализацию и персонализацию обучения детей;

Определение дидактических особенностей совместного обучения детей различных категорий здоровья в общеобразовательной школе;

Применение развивающих форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями.

В деле успешной социальной адаптации детей с ОВР важно руководствоваться ценностями и принципами равноценного развития и реализации возможностей всех участников образовательного процесса независимо от их природных и индивидуальных особенностей. На наш взгляд, построение продуктивной практики адаптации нетипичных детей возможно при соблюдении и учете следующих принципов функционирования образовательной среды.

Принцип доступности означает не только посильность обучения для детей с ОВР, но и необходимость поиска определенных способов, методов и средств обучения, максимально отвечающих силам и возможностям детей, актуальной фазе их умственного, морально-социального и физического развития. Кроме того, данный принцип выражает императив равных возможностей в плане организации обучения, т. е. требует доступности самого пространства и системы обучения для детей с ОВР.

Принцип природосообразности и здоровье-сбережения полагает, что в построении обучения детей с ОВР необходимо учитывать природные особенности их развития и формирования в естественной среде, а само обучение должно соответствовать природным механиз-

мам развития этих детей, законам и логике их естественного развития, способствовать делу укрепления здоровья, физического и психологического благополучия детей. Помимо этого, необходимо обеспечивать связь с природой в содержании обучения, опираться на закономерности и процессы окружающего природного мира в усвоении знаний, формировать экологические знания и мировоззрение.

Принцип связи с жизнью, с практикой требует постоянной взаимосвязи процесса усвоения знаний с их применением в жизни. Он предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами с тем, чтобы обеспечить не только действенность знаний, но успешную социализацию.

Принцип предметно-практической деятельности в обучении детей с ОВР полагает использование наглядности, стимулирование сенсорно-манипуляционной активности. В развитии детей с ОВР дефицит предметнопрактических действий ничем не может быть восполнен и компенсирован. Поэтому необходимо обязательное включение элементов практической деятельности, ручного труда в обучение, применение трудовой практики в воспитании с достижением социально полезного результата. В освоении знаний важно опираться на различные формы экспериментирования детей с учебно-познавательным материалом как основы формирования учебной деятельности.

Принцип оптимизма полагает опору на позитивные чувства в обучении детей, укрепления их веры в обязательный успех обучения, опору педагога на реальный уровень знаний учащихся, формирование у них уверенности в своих силах, способностях, возможностях.

Принцип самостоятельности предусматривает преодоление зависимости детей с ОВР от педагогов и других взрослых, когда учитываются все проявления естественной склонности детей к самостоятельной деятельности, а также сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся.

Принцип сочетания индивидуального подхода и коллективной деятельности в обучении полагает связь интересов личности ребенка с интересами группы, раскрытие индивидуальности в совместно-распределенной деятельности учащихся, применение различных форм и элементов сотрудничества детей в учебном процессе.

Соблюдение психологических принципов

построения адаптивной образовательной среды создает необходимую социально-психологическую атмосферу благоприятного существования и развития детей с ОВР в образовательном процессе.

Принцип принятия полагает безусловное безоценочно-позитивное отношение к детям с ОВР как равным участникам образовательного процесса наряду с другими детьми, признания их такими, как они есть, без акцентирования их особенностей, затрудняющих полноценное обучение.

Принцип толерантности предусматривает терпимость к отличиям детей с ОВР от других детей, понимание, уважение их образа поведения и взаимодействия, их позиций и мнения, полное исключение любых форм проявления насилия и нетерпимости в классе. Данный принцип направлен на установления безопасной атмосферы в учебном процессе и формирование чувства защищенности у детей с ОВР.

Принцип фасилитации означает приоритет мер и методов педагогической помощи, содействия, поддержки и участия в образовательном процессе. Данный принцип означает культивирование ценности взаимопомощи и участия среди детей в учебном процессе, изживание равнодушия и отчуждения в межличностных отношениях, установление гуманных норм и стандартов жизнедеятельности в классе.

Принцип амплификации (расширения) детского развития означает: ученику, насколько это возможно, должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных видов деятельности, тогда у него появляется шанс найти те из них, которые наиболее близки его способностям и интересам.

Принцип синтоничности полагает установление коммуникативно развитой среды

учебного взаимодействия, характеризующейся доминированием согласия, отзывчивости, дружеских взаимоотношений среди детей, основанных на взаимных симпатиях и расположении друг к другу.

Принцип самореализации означает опору на сильные стороны личности ребенка с ОВР в учебном процессе, максимально возможное раскрытие его внутренних потенций и способностей, следование личностному подходу в обучении, апелляцию к самосознанию и достоинству ребенка с ОВР как полноценной личности.

В целом построение адаптивной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями развития полагает учет определенных закономерностей, которые в русле образовательной интеграции обретают статус исходных требований или императивов проведения образовательной деятельности. В качестве таковых выступают следующие:

Образовательная среда соразмерна развивающейся в ней личности;

Педагог и обучающийся выступают в ней в роли субъектов;

Организация в ней носит социально-личностный характер;

Образовательная среда представляет собой совокупность внешних и внутренних условий обеспечения полноценного развития и социализации личности;

Образовательная среда культуросообразна, поскольку именно в ней возможно переосмысление старых и создание новых культурных норм в процессе образования;

Образовательная среда вариативна (педагог и обучающийся имеют возможность строить свою образовательную траекторию на основании собственных потребностей и в соответствии со своим направлением развития);

Образовательная среда предполагает выбор обучающих методик, направленных на различные способы деятельности педагога и обучающегося;

Любая деятельность ее субъектов является креативной и исследовательской;

Образовательная среда направлена на формирование у учеников всех видов рефлек-

сии, целостной позитивной картины мира и базового жизнеутверждающего мироощущения.

Организация адаптивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении предполагает осуществление помощи детям с ОВР и их семьям по следующим направлениям:

Реорганизация образовательного процесса;

Психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;

Пролонгированное и адресное консультирование;

Осуществление скоординированного взаимодействия с различными службами и организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, обеспечение лечения, досуга и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Интегративные тенденции современного специального образования (2003) / под ред. Н. Н. Ма-лофеева. М. : Полиграф сервис.

Морова, Н. С. (1998) Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: дис. ... д-ра пед. наук. М.

Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. (2о0б) Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС.

Ситаров, В. А., Шутенко, А. И. (2011) Развитие образовательных компетенций детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения [Электр. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №6 (ноябрь - декабрь). URL: http:/ / zpu-j ournal.ru/ e-zpu/ 2011/ 6/ Sitarov-

Shutenko_Integrated-Learning/ (дата обращения:

Дата поступления: 15.05.2013 г.

THE PROBLEM OF THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL SPHERE V. A. Sitarov (Moscow University for the Humanities)

The article considers the problem of the organization of the teaching process for children with disabilities, shows the need for their full social adaptation through the practice of educational integration, and reveals the psychological and pedagogical conditions for the development of this practice.

Keywords: children with disabilities, social adaptation, inclusive education, barrier-free environment, developmental pedagogy.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Integrativnye tendentsii sovremennogo spet-sial’nogo obrazovaniia (2003) / pod red. N. N. Malo-feeva. M. : Poligraf servis.

Morova, N. S. (1998) Osnovy sotsial’no-peda-gogicheskoi reabilitatsii detei s ogranichennymi voz-mozhnostiami: dis. . d-ra ped. nauk. M.

Ratner, F. L., Iusupova, A. Iu. (2006) Integri-rovannoe obuchenie detei s ogranichennymi voz-mozhnostiami v obshchestve zdorovykh detei. M. : VLADOS.

Sitarov, V. A., Shutenko, A. I. (2011) Razvitie obrazovatel’nykh kompetentsii detei s ograni-chennymi vozmozhnostiami v usloviiakh integri-rovan-nogo obucheniia // Infor-matsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Po-nimanie. Umenie». № 6 (noiabr’ - dekabr’). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Sitarov-Shu-tenko_Integrated-Learning/ (data obrashcheniia:

Новые книги

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира: науч. монография [Текст] / Валерий Луков, Владимир Луков. - М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. - 640 с.

направление деятельности учреждения социальной защиты

Социальная адаптация детей с ОВЗ как направление социальной работы представляет собой постоянное, активное приспособление индивида к условиям социальной среды через усвоение ими правил и норм поведения, принятых в обществе, а также результат этого процесса. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите ин­валидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять само­обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и занимать­ся трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвали­дов» к этой категории относятся дети, имеющие «...значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориента­ции, контролю за своим поведением, обучению, общению, игро­вой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемир­ной организации здравоохранения: поводом для назначения инва­лидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологиче­ской или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация - нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов - в результате социальной недостаточности или социальной дис­функции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может вы­полнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оцен­ке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

Ограничение физической независимости (неспособность вес­ти себя независимо с другим лицом);

Ограничение подвижности (передвигаться во времени и про­странстве);

Ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

Ограничение способности к получению образования, к про­фессиональной деятельности;

Ограничение способности к интеграции в обществе, неучас­тие во всех видах повседневной активности наравне со сверстни­ками.

С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы при­сваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.).

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права детей с ограниченными возможностями, можно назвать следующие: "Всеобщая Декларация прав человека", "Декларация о правах инвалидов", "Декларация о правах умственно отсталых лиц", "Конвенция о правах ребенка", "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов".

Для детей-инвалидов, согласно "Конвенции о правах ребенка", предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

К международным актам, обеспечивающие права и интересы детей относятся: Декларация прав человека (1948 год), Декларация прав ребенка (1959 год), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1975 год), Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год).

Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется в "Семейном кодексе". Родители должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 14 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 14 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день, также родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию.

Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а также предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно.

Одной из целей социальной помощи детей с ОВЗ является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

Предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

Развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения;

Предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;

Развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

Формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

Совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов. Федеральный Закон "О правах ребенка" (1993 год) определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и определяет обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации определяет следующие меры социальной поддержки:

Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

Проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению, приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для федеральных образовательных учреждений и библиотек;

Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, возможностью пользоваться услугами сурдопереводчиков;

Скидка 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, а также компенсации затрат родителей на эти цели. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов.

Для детей с ОВЗ состояние здоровья, которых исклю­чает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учрежде­ния, ребенок помещается в такое учреждение по же­ланию родителей. Дети раннего возраста - до 4-х лет принимаются в специализированные дома ребенка, находя­щиеся в ведении органов здравоохранения.

В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для таких детей: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.

К числу специализированных детских учреждений, нахо­дящихся в системе народного образования, относятся в ос­новном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и сла­бовидящих детей, глухих и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомие­лита и церебральных параличей. При приеме ребенка в специализированное учреждение государство принимает на себя все расходы по его содержа­нию, воспитанию, лечению, а также уходу за ним, если же ре­бенок находится в семье, ему назначается социальная пенсия.

Таким образом, в силу особенностей детей с ограниченными возможностями их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов, где главной целью в социальной работе с данной категорией является содействие в улучшении качества жизни ребенка, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для успешной социальной адаптации и их интеграции в общество.

      Особенности социальной работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности, вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

В зависимости от степени тяжести заболевания дети с ОВЗ дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

​ детских садах компенсирующего вида;

​ детских садах комбинированного вида;

​ дошкольных группах, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах;

​ образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школ Поддержка детей-инвалидов осуществляется:

​ в специализированных образовательных учреждениях для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных, в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

​ в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

​ в учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля и др.;

​ в специализированных социально-реабилитационных группах, территориальных центрах помощи семье и детям;

​ в кризисных центрах.

Воспитыватьи обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки очень важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

В ДОУ педагоги составляют индивидуальные программы развития по результатам наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ условно обозначают виды инклюзии:

- «точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке;

- «частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми;

-«полная инклюзия» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождениием.

Процесс обучения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.

Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т.д, это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.

В задачи комплексного развития таких детей в образовательно-воспитательных учреждениях:

​ социальное развитие;

​ познавательное развитие;

​ развитие общения и опыта коммуникативного взаимодействия;

​ физическое развитие и воспитание, формирование навыков самообслуживания;

​ предметная деятельность и игра;

​ формирование продуктивных видов деятельности;

​ эстетическое развитие (музыкальное воспитание, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства).

Таким образом, ребенок-инвалид может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения.

1.3 Опыт работы в учреждениях социальной защиты по реабилитации детей с ограниченными возможностями

Продление активной жизни детей и подростков с ограниченными возможностями является существенной задачей решением, которой является сохранение не только здоровья, но и качество их жизни. Медицинские проблемы, качество жизни инвалидов активно исследуются учеными, но возможность воздействия на него психосоциальных факторов изучено еще недостаточно. Существует проблема адаптации людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Над актуальностью данной проблемы работает государственное специализированное учреждение Республики Коми «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» используется система современных методов и направлений комплексной реабилитации детей-инвалидов с патологиями опорно-двигательного аппарата.

Медицинская реабилитация в учреждении включает в себя несколько направлений: кинезиотерапия, физиотерапия, парафинолечение и медикаментозное лечение. Кинезиотерапия (терапия движением) – выполнение физкультурных упражнений в лечебно-нагрузочных костюмах типа «Адели», «Гравистат», процедуры с применением лечебно-тренировочного тренажера Гросса, уроки в тренажерном зале, занятия с аппаратом Ремиокор (БОС) и лечение положением. Для исправления нарушения осанки у детей специалисты учреждения, используют корректоры осанки - реклинаторы грудного отдела позвоночника. Этот метод удобен в том, что он не требует длительной специальной подготовки, его можно использовать в быту, на занятиях по лечебной физкультуре, на уроках с психологом и логопедом.

При лечении положением ребенка укладывают в определенную позу, и в этом положении удерживают некоторое время, таким образом, через рецепторный механизм оказывается влияние на мышечный тонус пациента. В занятиях по кинезетерапии используют разнообразные методы воздействия в зависимости от возраста детей: с малышами от 4-6 лет применяются детские стихи, 8-12 лет – элементы художественной гимнастики.

В учреждении используют различные типы лечебного массажа, магнито- и лазеротерапию, электро- и теплолечение и другие. Также Центр проводит обучение детей по общеобразовательной программе начального обучения и по воспитательной программе, где используются как групповые, так и индивидуальные подходы, которые помогают восстановить пробелы в знаниях и умениях учащихся, способствуют развитию их познавательной деятельности. Занятия ведутся в специально оборудованных помещениях для детей с двигательными нарушениями (специальная мебель, ученические приборы, ортопедическая обувь, фиксаторы, реклинаторы и др.).

Специалисты учреждения, используя новые технологии в комплексной реабилитации детей, стремятся укрепить их здоровье, повысить интеллектуальные способности для того, чтобы они могли успешно учиться в обычной школе, играть, заниматься спортом и творчеством со своими сверстниками.

Адрес следующего опыта - Областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в селе Веселая Лопань Белгородского района со стационаром на 100 мест, предназначенное для оказания комплексной многопрофильной медико-социальной помощи детям-инвалидам с заболеваниями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нарушениями статодинамической функции. Деятельность центра направлена на максимально полную социальную адаптацию и интеграцию детей и подростков-инвалидов в общество посредством проведения комплексной социальной, медицинской, психолого- педагогической и трудовой реабилитации.

Первое направление - медицинская реабилитация, которая включает в себя применение аппаратов серии «БОС», «АкорД», тренажеров «Гросса», лечебных костюмов «Гравистат», «Адели», «Фаетон», балансировочного тренажера, трехколесных велосипедов «Левушка» для детей с заболеванием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Также проводятся: аудиовизуальная стимуляция, иглорефлексотерапия, рефлексотерапия, ароматерапия и аэрофитотерапия, стоматологическое и офтальмологическое лечение, иппотерапия.

Второе важное направление деятельности учреждения – это психолого-педагогическая и социальная реабилитация, которая направлена на социализацию детей: социально-психологическое сопровождение, направленное на развитие способности к социальной адаптации; профориентация и подготовка к трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дальнейшего труда; коррекция психофизического развития средствами логопедии, специальной педагогики; социально-бытовая адаптация; информационно- консультативная работа для родителей и подростков по вопросам медико- психолого-педагогической реабилитации и социальной интеграции.

В комплексе социальных мероприятий, проводимых в Центре, большую часть составляют мероприятия, связанные с особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями. Для решения выявленных в ходе психологического обследования проблем педагогами-психологами проводится работа с детьми в группах по следующим направлениям: психологическое просвещение, развитие навыков делового общения, развитие социального интеллекта, стабилизация эмоционального состояния. В Центре проводится комплексная логопедическая коррекция с использованием ТСО и информационных технологий: логопедический массаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика. Также применяются такие инновационные методы, как: плантарный массаж рук и ног, использование компьютерной программы «Речевой калейдоскоп», а для работы с заикающимися детьми аппарат для закрепления навыков и коррекции речи «Монолог». Мероприятия по социально-бытовой адаптации осуществляются специалистами по социальной работе по игровым программам, направленным на обучение «жизни с инвалидностью». Большую помощь в этом оказывает комната социально-бытовой адаптации, оборудованная под кухню с набором предметов социально-бытового плана. Для разностороннего развития и социализации младших школьников и их ранней профессиональной ориентации в Центре работает программа «Гендерное воспитание и ранняя профориентация младших школьников», которая направлена на оптимизацию общения и взаимодействия мальчиков и девочек и формированию понятий о профессиях.

КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей Родник» , рассчитано на 345 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет и инвалидов молодого возраста старше 18 лет. Воспитанниками детского дома - интерната являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, попавшие в трудную жизненную ситуации, требующие особой поддержки, заботы и защиты.

Основная цель детского дома-интерната - осуществление комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации на основе инновационных методов обучения и воспитания, подготовка детей и подростков к труду для их последующей интеграции в современное общество

В детском доме-интернате созданы три отделения для проживания обеспечиваемых:

Отделение «Милосердия»,

Отделение «Психолого-педагогического помощи»,

Отделение «Инвалидов молодого возраста».

Воспитатели детского дома-интерната в каждой группе создают условия, приближенные к домашним, выделены зоны для игр и отдыха, информационные и развивающие уголки. Оформление помещений направлено на эстетическое развитие воспитанников.

Предоставление социально-медицинских услуг одно из главных направлений деятельности детского дома-интерната. Основными компонентами медицинской реабилитации являются мероприятия, направленные на восстановление утраченных функций при синдроме Дауна, различных формах ДЦП, нарушение речи, слуха, различных степенях умственной отсталости, лечение сопутствующей соматической патологии.

Направление работы - реабилитация, лечение и профилактика заболеваний.

Также в этом учреждении проводится культурно - досуговая, культурно-просветительская, духовно-нравственная и спортивно-оздоровительная работа.

Для индивидуальной работы с воспитанниками есть уютный кабинет психолога, сенсорная комната. Логопедический и дефектологический кабинеты оснащены всеми необходимыми для развития детей методическими и развивающими материалами и играми, соответствующим оборудованием.

В кабинете педагога дополнительного образования дети имеют возможность мастерить, творить, фантазировать, там же постоянно работает творческая выставка, создается экспозиция «Русская изба», в интерьере которой девочки мастерят рукотворных кукол. Также в учреждении имеются учебно-производственные мастерские: две швейные, картонажная, столярная, растениеводства, творческая мастерская. Основное направление работы мастерских – обучение профессиональным навыкам обеспечиваемых.

В целях защиты личных, имущественных и жилищных прав воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет и инвалидов молодого возраста старше 18 лет, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, юридических и правовых вопросов в детском доме-интернатесоздана социально-консультативная служба.

Лапшина М.Ю. 2012

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Лапшина, М.Ю.,

студентка 5 курса историкофилологического факультета отделения культурологи,

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях: экономические, законодательные, культурные. Социальнокультурная адаптация является базой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.

Анализируются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES AS A SOCIOCULTURAL PROBLEM

SUMMARY. The article discusses various aspects of socio-cultural adaptation of children with disabilities in modern terms: economic, legal, cultural. Socio-cultural adaptation is the basis of the socialization of the child with disabilities, adapting it to the creative activity and overall self-development, self-expression and selfrealization.

The problems of families with children with disabilities.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная реабилитация, ребенок-инвалид.

Keywords: socio-cultural adaptation of the children with disabilities, social rehabilitation, the disabled child.

Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями в современном обществе не становится менее актуальной, ее злободневность только возрастает. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социально-культурной дезадаптации.

В условиях кризиса всех сторон жизнедеятельности обостряются противоречия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Это актуализирует необходимость научного осмысления, а также теоретического обоснования и практического развития условий и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Процессы социализации и адаптации в современном обществе объективно обусловлены тем обстоятельством, что российский социум переживает воздействие двух масштабных, но разнонаправленных тенденций. С одной стороны, продекларировано намерение развиваться в направлении демократизации, повышения значимости прав человека, становления гражданского общества. С другой стороны, объективные условия социального развития, примитивизация экономического базиса, хаотичность кризисных изменений, которые делают невозможной для индивидов задачу рационального приспособления к ним, приводят к тому, что адаптация для многих людей приобретает вынужденный характер, ее содержание минимально, она имеет целью выживание, а не развитие.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень медицины, и т.д. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы людей с ОВЗ, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, практически изолированно от общества.

В современном обществе происходит постепенное становление и усиление демократических эгалитарных установок, признание прав каждой личности, независимо от её физического, психического или интеллектуального состояния. Проявлениями этих тенденций является укоренение представлений о праве каждого ребенка воспитываться в семье (Конвенция о правах ребенка, 1989) и расширение инфраструктуры социально-реабилитационных учреждений в помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

В настоящее время «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей с ограниченными возможностями. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Хотелось бы заметить, что идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии, в отношении детей теперь нормой считается говорить не «инвалид», а «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья».

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, предпринимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленными к интеграции в социальнокультурную жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу .

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием

детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений - реабилитационных центров, специальных коррекционных образовательных учреждений, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Начала осуществляться подготовка высококвалифицированных специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивноадаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода. Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию .

Включение детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем, в социокультурную среду своей страны с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями - задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов и психологов, работников творческих, реабилитационно-педагогическх центров и культурно-досуговых учреждений.

Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагоги и социальные работники) заняты поиском путей и форм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах. Семья остается одним из главных средств социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями, способным стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности, с одной стороны, - возможной, а с другой, - как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья.

«Социокультурная адаптация личности» - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения

посредством организации совместной деятельности (прежде всего, игровой, образовательной, трудовой и творческой).

Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений со сверстниками. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе у детей с ограниченными возможностями встречаются чаще, чем у обычных детей .

Анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, которая предполагает, что социокультурная и творческая среда обладают большими возможностями в создании эффективных условий для успешной адаптации детей, имеющих ограниченные возможности физического здоровья, в том случае, если:

• дети, имеющие ограниченные возможности физического здоровья, рассматриваются как равноправные члены общества;

• в семье и обществе нет предубеждения против больных детей, и они не находятся в позиции «изгои общества»;

• обучение, воспитание и творческое развитие детей-инвалидов и здоровых детей осуществляется в школьных, реабилитационно-педагогических учреждениях на основе принципа интеграции;

• дети с ограниченными возможностями физического здоровья имеют равные возможности в творческой самореализации;

• коррекционно-развивающая деятельность центров реабилитации осуществляется на основе новейших технологий, включающих современные методы, формы и средства работы с детьми-инвалидами.

Для выявления объективных закономерностей решения проблем социально-культурной адаптации необходимы достаточно продолжительные научные исследования.

Если речь идет о детях с ограниченными возможностями, то процессы их социализации и адаптации приобретают особенно сложный характер и требуют особенно сложных исследований. Люди, ставшие инвалидами в силу травмы или утраты здоровья, переживают деформацию какой-то уже сложившейся социальной ситуации и изменение уже сформировавшейся структуры личности, социальной роли и статуса. Дети, родившиеся с физическими, психическими и интеллектуальными отклонениями, формируют особый тип личности, по-своему адаптируются к социальной действительности, рассчитанной на «обычного», «типичного» индивида. Многие черты их характера, самоощущения, социальной роли создаются не под влиянием врожденного ограничения здоровья, а под влиянием факторов микро- или макроокружения.

Такие дети являются жертвой среди двух групп воздействующих условий: во-первых, среда их жизнедеятельности не приспособлена к проживанию и полноценному социальному развитию детей с особыми нуждами. Множество социальных барьеров мешает таким детям свободно передвигаться, полноценно воспринимать впечатления от действительности, осваивать необходимый объем социокультурной информации. В дальнейшем возникают ог-

раничения на получение полноценного образования, на доступ к профессии, препятствия для самообеспечения и самообслуживания.

В систему этих барьеров оказываются втянутыми также семьи детей-инвалидов, поскольку их выбор в пользу детей, воспитание ребенка дома, а не оставление его в государственном стационарном учреждении, становится практически непреодолимым препятствием для личностного развития, успешного профессионального и социального роста, обрекая семью на мало-обеспеченность и бесперспективность.

С другой стороны, дети-инвалиды являются жертвами субъективных суждений и психологических стереотипов общества, пока еще не воспитавшего в себе толерантность к своим «другим», нетипичным членам. Происходит стигматизация инвалидности, которая на социально-психологическом уровне выражается в чувстве жалости и снисходительной нетребовательности к детям-инвалидам. Такая позиция бывает присуща также семьям, в которых воспитываются эти дети; у них самих она формирует социальную безответственность, демотивирует усилия по личностному социальному росту, стремление к саморазвитию, полноценной интеграции в общество .

Специалисты, работающие с детьми-инвалидами, далеко не всегда обладают достаточными знаниями, умениями и навыками в сфере социокультурной реабилитации. Их информированность относительно потенциала воздействия этих факторов на личность ребенка с «особыми нуждами» в период социализации далека от полноты. Кроме того, ограниченные социальные, экономические, технические и культурные ресурсы, которыми располагает система социальной реабилитации и социальной поддержки детей-инвалидов, нередко вынуждают руководителей и специалистов органов и учреждений социальной защиты осуществлять деятельность, направленную только на удовлетворение витальных потребностей детей-инвалидов, тем самым пренебрегая возможностью полноценного развития их личности.

Между тем, в ряде случаев разработка программ социокультурного реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями может быть осуществлена без привлечения больших финансовых средств, на существующей материально-технической базе, кадрами специалистов реабилитационных центров. Для того, чтобы реализовать такую возможность, необходимо исследование сущности, содержания и механизмов социализации в процессе социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, чем активнее ребенок с ограниченными возможностями включается в социокультурную среду, тем меньше он «уходит в болезнь», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.

Социально-культурная адаптация является базой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.

Решение проблем социокультурной адаптации представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии [Текст] / Л. И. Аксенова // Дефектология. - 1997. - №1. - С. 6.

2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. - М. - 1999. - № 3. - С. 60.

3. Дименштейн, Р.П., Кантор, П.Ю., Ларикова, И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст] // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А.А.Цыганок. - М. : Теревинф, 2006. - С. 71.

4. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // - Педагогика. - 2003. - №1. - С. 21-30.

Психокоррекция отклонений у детей