Большая биографическая энциклопедия. Большая биографическая энциклопедия Смотреть значение Буров, Владилен Георгиевич в других словарях

Известно, что нынешний триумфальный Коммунистический Китай — порождение-продолжение Советского Союза, и, более того, Первая Русская Революция послужила катализатором учреждения 20 августа 1905 года в Токио современной китайской нации, когда благодаря многолетним усилиям Сунь Ятсена удалось сплотить почти дюжину китайских орговиков-революционеров в Объединенный союз Тунмэнхой, зародыш будущей Национальной партии Гоминьдан и ведущей силы модернизационной Синьхайской революции 1911 года. Благодаря «культурной революции» Мао Цзэдуна удалось обновить китайскую коммунистическую элиту и тем самым избежать её загнивания, застоя и краха, что в 1980-ые годы произошло с позднесоветской элитой, и открыть путь «четырёх модернизаций» Дэн Сяопина, высвободивших низовую китайскую субъектность (низовую предприимчивость). Тридцать лет фантастического экономического рывка, превращение в лидера мировой гонки! О настроениях и амбициях нового китайского поколения, выросшего в годы модернизации, - статья моего бывшего коллеги по Институту философии Академии наук СССР, доктора философских наук, известного самобытного специалиста по китайской идеологии Владилена Георгиевича Бурова «Патриотизм с китайским разрезом» (Литературная газета, Москва, 17-23 ноября 2010 года, № 45-46 /6300/, стр. 9 «Планетарий» под рубрикой «Мир идей»):


Буров В.Г. выступает на Международном собрании синологов в 2007 года

«Многие процессы, происходящие в общественном сознании Китая, остаются практически неизвестными у нас. Между тем они важны для понимания умонастроений самых различных слоёв китайского общества. И для осознания, какие перспективы у наших отношений с китайским драконом.

Национальная гордость

Следует подчеркнуть, что подавляющему большинству китайцев независимо от возраста, образования и воспитания присуще обострённое чувство собственного достоинства. Это обусловлено историческими причинами. До середины XIX в. Китай был великой империей с богатейшей, древнейшей культурой, которая распространяла своё политическое и духовное влияние на многие сопредельные страны и районы. В результате опиумных войн и последовавших за ними событий Китай фактически попадает в зависимость вначале от западных держав, а затем и Японии. По выражению Мао Цзэдуна, он становится полуколонией и перестаёт играть самостоятельную роль в мировом сообществе.

Только с приходом к власти коммунистов Китай действительно становится субъектом международной политики, китайская нация обретает чувство самоуважения. По-видимому, именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что многие китайцы, в том числе молодые, живущие в современном Китае, положительно оценивают деятельность Мао Цзэдуна, несмотря на развязанную им «культурную революцию».

Граждане Китая могут не одобрять те или иные действия китайских властей, в том числе центральных, им может не нравиться тот или иной коммунистический политический деятель, но когда речь заходит о вопросах, затрагивающих национальные интересы, то здесь практически возникает полное единодушие.

Подобные умонастроения стали более распространёнными и глубокими особенно в последние годы в результате громадных достижений страны в области экономики и культуры. Подавляющее большинство китайцев ныне объединяет чувство гордости за свою страну, патриотизм. Последний иногда граничит с радикальным, воинствующим национализмом.

Чему говорят «нет»

Несколько лет назад на прилавках китайских книжных магазинов появилась книга, которая сразу же стала бестселлером. Она выдержала несколько изданий. Книгой зачитывались, её обсуждали всюду - в университетах, учреждениях, в поездах и дома. Она имела несколько претенциозное название - «Китай может сказать «нет» с подзаголовком - «Политический и эмоциональный выбор, стоящий перед нами в период после окончания холодной войны».

Авторами книги были пять молодых людей в возрасте приблизительно тридцати-тридцати с небольшим лет - журналист, преподаватель университета, поэт и ещё двое - люди свободных профессий. Они откровенно признавались, что не являются специалистами по международным отношениям, что их книга - своеобразный эмоциональный отклик на события в мире. Но при этом подчёркивали, что их позиция отражает умонастроения, чувства, бытующие в народе.

Общий смысл книги заключён в нескольких фразах предисловия, вынесенных на обложку.

Китай говорит «нет», но не для противодействия кому-либо, а в целях более равноправного диалога.

Америка не может руководить никем, она может руководить только собой.

Япония также не может руководить никем. Иногда она даже собой не может руководить.

Китай также не думает кем-либо руководить. Китай думает только о том, как руководить собой.

В книге предлагалось семь пунктов развития китайского общества.

Первый. Китай должен твёрдо следовать по социалистическому пути, дать отпор давлению Запада, разрушить его надежды на широкую эволюцию его общественного строя в капиталистический. «Если мы сможем продержаться 10-15 лет, - писали авторы, - в мире произойдут благоприятные для нашей страны крупные изменения, произойдёт новый подъём международного социалистического движения».

Второй. Необходимо заранее подготовиться к изменениям в финансовой сфере, чтобы предохранить себя от «краха американского доллара» и ударов мирового финансового кризиса.

Третий. Китайская экономика не должна развиваться сверхбыстрыми темпами, ежегодный рост на 8 процентов вполне достаточен. Успешное решение нами социально-экономических вопросов не позволит Западу использовать их в своих интересах.

Четвёртый. Наша внешняя политика должна быть гибкой и искусной. В международных вопросах следует отстаивать справедливость, политике гегемонизма и грубой силы, проводимой США и другими западными государствами, следует с полным сознанием своей правоты говорить «нет».

Пятый. При проведении политики открытости необходимо стремиться захватить инициативу, руководствоваться собственными интересами. Необходимо использовать стремление западных государств «открыть китайский рынок» для получения иностранного капитала и техники, чтобы тем самым развивать и укреплять нашу экономику.

Шестой. При проведении политики открытости следует изо всех сил защищать национальную промышленность. Необходимо быть бдительными, чтобы те, кто питается «компрадорской едой», не завели нас на ложный путь.

Седьмой. Необходимо развивать высокотехнологичное производство на государственных предприятиях, поддерживать и укреплять их, чтобы они могли выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.

Эти идеи отразили целый пласт общественных настроений, которые были всегда широко распространены в Китае. Это был своего рода манифест националистически настроенной части китайской молодёжи, китаецентристски ориентированного общественного сознания.

Не испытывая радости

Умонастроения китайской молодёжи, отражённые в книге, не исчезли с течением времени. Они продолжали существовать и вновь вышли на поверхность общественной жизни в книге «Китай не испытывает радости», появившейся в марте 2009 г. и выдержавшей за два месяца пять изданий.

Авторами статей, так же как и в первом случае, явились пять человек. Среди них публицист Ван Сяодун, о котором в аннотации сказано, что главная тема его очерков - «борьба с расизмом» (иными словами - с западным шовинизмом), и один из авторов книги «Китай может сказать «нет» Сун Цян.

У этой книги подзаголовок звучит так: «Великая эпоха, великая цель, внутренняя озабоченность и внешние беды». Судя по содержанию книги, у её авторов широкий круг знакомств в кругах китайской интеллигенции, среди находящихся в Пекине западных журналистов и дипломатов.

По сути, в книге речь идёт о будущем страны, о месте и роли Китая в мировом сообществе в XXI веке.

И вот какая программа действий предлагается.

Китай должен стать «героическим государством, обладающим дальновидной стратегией».

«Народно-освободительная армия должна действовать в соответствии с главными интересами Китая».

«Только рост производства есть основа развития государства».

«Уяснить для себя скрытые пружины ставок, которые делает Запад в дипломатии».

Следует «смело ликвидировать в международном сообществе бесчеловечность, насаждать честность и на пути сильного государства освобождаться от моральной деградации».

«В различных сферах современного общества необходимо устранять «культурные пустоты». Если этого не будет сделано, мы окажемся не в состоянии правильно оценивать политическую и экономическую реальность, будет невозможно осуществлять великие цели».

Особенность книги - антиамериканизм, критика различных сторон жизни американского общества и западного общества вообще. Ван Сяодун, например, прямо пишет, что США не так сильны, как считают многие китайцы, нынешний финансовый кризис показал, что американское общество прогнило сверху донизу. Что в вопросах расы «белые считают нас (китайцев) самыми большими врагами». Он объясняет расизм Запада, прежде всего США, по отношению к китайцам тем, что другие расы и нации - индийцы, уроженцы Юго-Восточной Азии, представители чёрной расы - ближе им, чем китайцы, поскольку их собственная культура более отсталая и их язык и культуру легче вестернизировать, чем китайскую. Но китайцам следует благодарить американцев за их расизм, поскольку именно благодаря ему китайская нация продолжает существовать - «раз вы не хотите нас, выталкиваете нас, мы будем отстаивать свою культуру. Недоброжелательное отношение к представителям жёлтой расы, в особенности к китайцам, было всегда, оно сохраняется и до сих пор. У китайских учёных, обучающихся в США, нет возможностей для роста, трудно найти работу, поэтому многие из них возвращаются на Родину».

Об СССР и России

Следует подчеркнуть, что симпатии авторов книги «Китай не испытывает радости» - на стороне Советского Союза и России. Это проявляется и в оценке российско-грузинского конфликта, где они поддерживают позицию России, и в ностальгии по могущественному Советскому Союзу, который успешно противостоял США, и в одобрении внешней политики Путина, которая, по их мнению, направлена на отстаивание национальных интересов. Они пишут об изменении настроений нынешней российской молодёжи; если молодых людей периода распада Советского Союза называли «поколением пепси-колы», а поколение середины 90-х гг. можно назвать «потерянным», то в последние годы, по их словам, молодые люди России вновь обрели уверенность в своих силах.

Размышления Сун Цяна по поводу Советского Союза и России заслуживают того, чтобы их привести целиком:

«Нынешняя психологическая реальность заключается в том, что в России случилась историческая трагедия. Теперешнее молодое поколение России не знает, что в её истории существовал Советский Союз, великая Красная армия и великая космическая программа, всё, что касается славы великого государства, уже выброшено из учебников и базовых книг.

Что же у них ещё осталось в голове о нескольких десятилетиях существования Советского Союза? Полная беспросветность, проклятая история - более фашистская, чем сам фашизм, народ, живущий жизнью, подобной скотской. Советский Союз - это не нечто, что нельзя потрогать, его прекрасное сохранено в книгах и музыкальных произведениях, но сами его реалии уже не существуют… Память уже стирают. Ленинград переименован в Санкт-Петербург, все следы бесследно исчезают, разве это не трагедия всей нации?

История Советского Союза описывается как сплошные чёрные замыслы, наполненные гнусными и кровавыми дворцовыми тайнами. Это погоня за сенсацией, а не правильный подход к истории человеческой цивилизации…

У меня нет больших прав оправдывать историю Советского Союза, однако если брать в качестве примера его полный крах, то мы стали очевидцами удивительного процесса замены одного господствовавшего описания истории другим. Уничтожение истории, изменение памяти, исправление общепризнанных вещей - именно так происходит изменение господствовавшего ранее описания. Но разве история так поверхностна? Я не верю…»

Быть лидером

В книге постоянно подчёркивается, что путь к превращению Китая в лидера мирового сообщества лежит через развитие современных отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны. «Мы не должны дарить накопленные тяжёлым трудом запасы валюты почти в два триллиона долларов американцам. Мы должны использовать их для улучшения жизни народа, а также для производства самолётов, осуществления космической программы, строительства ядерных подводных лодок, ракет и авианосцев».

«Финансовый капитал в своей сущности является эксплуатацией и обманом», а в мире есть очень много людей, которые занимаются полезным трудом, обрабатывают землю, строят дома, прокладывают дороги, занимаются научными исследованиями, преподают, снимают фильмы, открывают рестораны. Они вносят бóльший вклад в развитие человечества, чем «бойцы финансового фронта», однако последние имеют лучшие материальные условия, что «по сути, является свидетельством разложения общества». В здоровом обществе самые лучшие материальные условия должны прежде всего иметь учёные, инженеры, люди, защищающие Родину, предприниматели, занимающиеся производством, а после них выдающиеся ремесленники, агрономы, учителя, повара, а также знаменитые артисты, спортсмены, писатели, редакторы, журналисты…

У Китая есть две великие цели, пишет Ван Сяодун. Первая состоит в том, чтобы в мире устранить насилие и установить спокойствие. Вторая - управлять бóльшим количеством ресурсов, чем сегодня есть у Китая. Нахождение мировых ресурсов в руках китайцев обеспечит хорошее управление ими и использование их, убеждены авторы.

И далее следует весьма примечательный вывод: мы должны руководить этим миром. «С точки зрения истории человеческой цивилизации мы обладаем самыми большими правами, чтобы руководить этим миром, а Запад, люди Запада должны отойти на второе место. Я признаю величие западной цивилизации, однако с точки зрения истории всего человечества у Китая больше прав, чем у них, руководить».

Торговать, держа меч в руках

В статье под названием «Народно-освободительная армия (НОАК) должна идти вслед за центральными интересами Китая» утверждается, что силы НОАК так или иначе должны присутствовать там, где есть базовые экономические интересы Китая. И далее откровенное признание: «Когда речь пойдёт о возможности голода для 1 миллиарда 300 миллионов человек, то следует забыть о высоких моральных принципах. Право Китая на руководство подкреплено всей историей Китая». «Держа в руках меч, осуществлять торговлю» - это наилучшая политика. Мы должны вести торговое, а не военное соревнование. Но, когда мы ведём торговое соревнование, у нас в руках всегда должен быть меч. Мы должны дружить со всем миром, но блюсти свои интересы».

Ван Сяодун доводит эти идеи до логического завершения: «Китай, конечно, должен управлять в мире бóльшими территориями, ресурсами. Я не говорю о присоединении территории, а указываю лишь на руководство и управление. Я верю, что мы сможем лучше управлять, чем американцы и другие западные люди».

Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке книги, что движет её авторами - обострённое чувство национального достоинства или радикальный (воинствующий) национализм, можно сказать: и то, и другое. Причём если первое можно как-то понять и оправдать, то второй не может не настораживать. Ибо если допустить даже гипотетическую возможность практического осуществления рекомендаций того же Ван Сяодуна, то следом надо говорить о возможности серьёзной опасности для всего международного сообщества, но прежде всего для соседей Китая, к каковым принадлежит Россия”.

Два года назад профессор Владилен Георгиевич Буров дал следующее интервью харбинскому журналисту - ”Своими впечатлениями опишу развитие Китая» (http://www.partnery.cn   2008-09-26 17:06:57):

«Буров Владилен Георгиевич - доктор философских наук, профессор кафедры истории социально-политических учений, известный в России современный китаевед. За прошедшие годы ему удалось более сорока раз посетить Китай, он побывал почти во всех крупных городах страны, но город Харбин всегда останется настоящей родиной в его сердце. Увидев журналиста, 75-летний Буров В.Г. крепко пожал руку подошедшего и сказал: “Я родился в Харбине. Мы же земляки!”

“Я очень люблю Харбин и у меня особое чувство к этому городу. Это не только потому, что я здесь родился, а важнее то, что Харбин всегда стремится вперёд, единым темпом с общим движением своей страны”.

Пожилой человек вспоминал с глубоким чувством и рассказал историю на свободном китайском языке: “Судьбе было угодно сложиться так, что вся моя жизнь тесно связана с Харбином: в 1931 году я родился именно в этом замечательном городе. Мой отец был дипломатом консульства СССР в Харбине. Я появился на свет в здании, расположенном на ул. Яоцзинцзе в районе Наньган. До сих пор в графе моего паспорта на месте рождения так и заполнено « г. Харбин КНР». Я горжусь тем, что родился здесь и являюсь харбинцем! ”- глубокие глаза собеседника полны слёз и говорил он с нескрываемым волнением.

Буров Владилен Георгиевич всю жизнь увлекался китайской культурой и до сих пор работает членом правления Муждународной конфуцианской ассоциации. В 1950 году он впервые вернулся в Китай. Более сорока поездок по стране оставили у него глубокое и особое впечатление о своей второй родине. “ В 50-х и 60-х годах я видел, что китайцы жили очень бедно, что очевидно было по цвету одежды населения. Почти все - пожилые и молодые люди, мужчины и женщины - одевались в темно-зелёный, серый или чёрный цвет, который создавал гнетущее впечатление. В то время у китайцев был преимущественно узкий кругозор и консервативные идеи. Жизнь людей была в целом на низком уровне”- весь рассказ продолжался на очень хорошем китайском языке.

“Раньше в Европе редко можно было встретиться с китайцами, а теперь они проживают во многих странах: США, Великобритании, Франции, Австралии, Греции и др. Китайцы обогатились и стали выезжать за границу для путешествий”- продолжал Владилен Георгиевич.

“Жилищные условия у китайских людей тоже стали намного лучше. В 80-х годах в Харбине не очень много было зданий, тем более, что внешний вид их был практически одинаковым. Почти не было многоэтажных жилых домов. В 2004 году я приехал и заметил, что появилось много высотных красивых зданий. А сегодняшний Харбин стал совершенно новым прекрасным городом. Теперь обмен между РФ и КНР, в частности между народами обеих стран, стал активным и частым. Многие СМИ оперативно освещают информацию о сотрудничестве в политическом, экономическом, культурном и других отраслей между двумя странами.”

В 2006 году в качестве члена Ассоциации российских и китайских коммерческих предпринимателей Буров Владилен Георгиевич принял участие в 17-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке. Это была его третья поездка «домой». Он сказал, что в Харбине осталось много исторических мест и появились многочисленные современные кварталы, поэтому город для него с одной стороны родной и, одновременно, как будто незнакомый. Правительство города уделяет огромное внимание охране памятников культуры, поэтому до сих пор сохранились имеющиеся в городе здания и улицы в российском стиле, а также культуры чужой страны. Некоторые здания, свидетельствующие о дружбе между Россией и Китаем, стоят в хорошем состоянии - от этого я ощущаю тепло и заботу. Даже деревянный пол в здании, где я родился, остался прежним, он даже не выцвел. Владилен Георгиевич восхищался: “Харбин отражает не только свою историю, но и современность. Город с каждым годом становится красивее. Темпы развития и прогресса Харбина удивительны! В качестве центрального города Северо-восточной Азии за последние годы значительно развился в экономике, научной технике, культуре и образовании”.

Перед отъездом из Харбина Владилен Георгиевич купил хлеб, изготовленный по русскому рецепту, и несколько пакетов с квашеной капустой. “Такой хлеб найдёшь только в Харбине. Многие русские его любят. Я его привезу именно для них, чтобы они тоже вспомнили Харбин, как и я.”

Владилен Георгиевич сказал, что, как учёный, сохраняющий глубокое чувство к Китаю, он просто обязан ознакомить русских людей с современным Китаем. Путём своего вклада сам должен содействовать обмену между Россией и Харбином в области культуры, образования и др. Для этого он специально написал книгу «Китай и китайцы глазами российского учёного». В своей монографии Владилен Георгиевич личными впечатлениями изложил процесс развития Китая, особенно изменения страны в течение последних 20 лет. Буров Владилен Георгиевич - специалист по истории восточной философии и современной восточной философии, китайской философии, политической философии стран Востока. Имеет свыше 10 публикаций об идеологиях Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, а также и другие статьи в книге «Тройное представительство», что вызвало огромный отклик в научных кругах России. “Опыт Китая заслуживает обобщения и изучения в России. Это общепризнанное мнение”- сказал он». (Перевод: Би Сяохун)
http://skurlatov.livejournal.com/1078908.h tml

Буров, Владилен Георгиевич

(р. 07.08.1931) - спец. по истории вост. филос. и совр. вост. филос., кит. филос., полит. филос. стран Востока; д-р филос. наук. Род. в Харбине (Китай). Окончил кит. отделение Моск. ин-та востоковедения (1954), асп. ИФ АН СССР (1959). С 1959 - в ИФ АН СССР (ныне РАН), вед. н. с. Докт. дисс. - "Современная китайская философия" (1985). В работах Б. впервые в рус. филос. литературе проанализированы взгляды ряда китайских философов XVII в., дается развернутое объяснение материалистич. характера их филос. обосновывается понятие "китайское просветительство". Впервые на рус. яз. и в мировой литературе дается характеристика осн. этапов развития кит. филос. в 20-70-е гг. XX в., в цельном виде изложена история маркс. филос. в Китае.

Соч.: Мировоззрение китайского мыслителя Ван Чуань-шаня. М. , 1976 ; Ли Да и распространение марксистских идей в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2 ; Китайская философская наука на перепутье // ВФ. 1984. № 3 ; Ли Да и марксистская социология в Китае // Народы Азии и Африки. 1986. № 1 ; Пропаганда марксистской философии в Китае в 30-40-е годы XX в. // Проблемы Дальнего Востока. 1986. № 4 ; Идеология гоминдановского периода // Новейшая история Китая. 1928-1949. М. , 1984 ; Большие перемены // Коммунист. 1987. № 17 ; Модернизация тайваньского общества. М. , 1998.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Буров, Владилен Георгиевич" в других словарях:

    - … Википедия

    Список синологов, пишущих на русском языке Это служебный список стате … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

7.8.1931. Философ-китаевед. В 1954 окончил МИВ. Канд. (1963), д-р (1985) филос. наук. С 1959 на науч. работе в ИФАН (ныне ИФ РАН), ведущий науч. сотр. Осн. направление исследований - история филос. и обществ, мысли Китая. * Докт. дис.: Совр. кит. философия (осн. этапы и тенденции развития в 50 - 70-е годы). М., 1985; Автореф. М., 1985; Совм. с Титаренко М.Л. Философия древнего Китая // Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972; Совм. с Кривцовым В.А. Изучение общественно-политич. мысли Китая нового и новейшего времени // Проблемы сов. китаеведения. М., 1973; Мировоззрение кит. мыслителя XVII в. Ван Чуаньшаня. М., 1976; Совр. кит. философия. М., 1980; Кит. филос. наука на перепутье // ВФ. 1981. №3; Политика "четырех модернизаций": традиции и современность // Информ. бюл. ИДВ АН СССР. №33. Традиции Китая и "четыре модернизации". Ч. 2. М., 1982; Нек-рые проблемы изучения истории кит. философии // Актуальные проблемы филос. и обществ, мысли зарубеж. Востока. Душанбе, 1983; Филос. наследие и идейная борьба в Китае в первой пол. XX в. (до 1949 г.)// Филос. наследие народов Востока и современность. М., 1983; Восток - Запад: тотальность филос. бытия // Проблема человека в истории философии (на стыке Запад -Восток). Вильнюс, 1984; Ли Да и марксистская социология в Китае // НАА. 1986. №1; Пропаганда марксистской философии в Китае в 30 - 40-х гг.//ПДВ. 1986. №4; Совм. с Козловским Ю.Б., Мезенцевой О.В. и др. История философии зарубеж. Востока // История философии в СССР. Т. 5, кн. 2. М., 1988; Социализм: общее и особенное: на примере опыта Китая // Философия и политика в совр. мире. М., 1989; Философия ханьской эпохи//Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Салтыков Г.Ф. Рец. на кн. В.Г. Бурова "Совр. кит. философия"// НАА. 1981. №6.

(р. 07.08.1931) - спец. по истории вост. филос. и совр. вост. филос., кит. филос., полит. филос. стран Востока; д-р филос. наук. Род. в Харбине (Китай). Окончил кит. отделение Моск. ин-та востоковедения (1954), асп. ИФ АН СССР (1959). С 1959 - в ИФ АН СССР (ныне РАН), вед. н. с. Докт. дисс. - "Современная китайская философия" (1985). В работах Б. впервые в рус. филос. литературе проанализированы взгляды ряда китайских философов XVII в., дается развернутое объяснение материалистич. характера их филос. обосновывается понятие "китайское просветительство". Впервые на рус. яз. и в мировой литературе дается характеристика осн. этапов развития кит. филос. в 20-70-е гг. XX в., в цельном виде изложена история маркс. филос. в Китае.
Соч.: Мировоззрение китайского мыслителя Ван Чуань-шаня. М., 1976; Ли Да и распространение марксистских идей в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2; Китайская философская наука на перепутье // ВФ. 1984. № 3; Ли Да и марксистская социология в Китае // Народы Азии и Африки. 1986. № 1; Пропаганда марксистской философии в Китае в 30-40-е годы XX в. // Проблемы Дальнего Востока. 1986. № 4; Идеология гоминдановского периода // Новейшая история Китая. 1928-1949. М., 1984; Большие перемены // Коммунист. 1987. № 17; Модернизация тайваньского общества. М., 1998.


Смотреть значение Буров, Владилен Георгиевич в других словарях

Андреев Николай Георгиевич — (1876 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1910. Образование высшее. В конце 1921 жил в Воронеже, работал преподавателем техникума. Местными чекистами характеризовался как........
Политический словарь

Богатов Георгий Георгиевич — (18.10.1891, Санкт-Петербург - не ранее 1935). Член ПСР. Из крестьян. Образование высшее. Закончил начальное городское училище в Санкт-Петербурге. 16.8.1902 принят в Санкт-Петербургское........
Политический словарь

Буров Прокопий Алексеевич — (ок. 1884 - ?). Член ПСР с 1905, затем член ПЛСР. Из крестьян. В конце 1921 жил во Владимирской губернии и работал бухгалтером совнархоза. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Буров Федор Федорович — (ок. 1876 - не ранее 1938). Член ПСР с 1905, затем левый с.-р. Мелкий собственник. Образование начальное. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал хлеборобом. Местными чекистами........
Политический словарь

Гамбинер Израиль Георгиевич — (? - ?). Социал-демократ. Ссыльный. В конце 1921 работал в Чите в Горном кооперативе. Местными чекистами характеризовался как "убежденный, очень энергичный" и "активный" партийный........
Политический словарь

Квасников Федор Георгиевич — (ок. 1876 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП. Образование низшее. В конце 1921 работал нарядчиком [кондукторов]на станции Калуга. Дальнейшая судьба неизвестна.
Т.С.
Политический словарь

Корнилов Лавр Георгиевич — (18 августа 1870, станица Каркаралинская Семипалатинской области, –13 апреля 1918, Екатеринодар). Родился в семье казака (хорунжего). Окончил Омский кадетский корпус и в 1892........
Политический словарь

Ужанский Савелий Георгиевич — (ок. 1894 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1906. Студент. Образование среднее. В конце 1921 жил в Уральской губ., работал заведующим подотделом губкома (?). Местными чекистами........
Политический словарь

Церетели Ираклий Георгиевич — (20 ноября 1881, Кутаис, – 21 мая 1959, Нью-Йорк). Из обедневшего старинного дворянского рода, сын Г.Е. Церетели – публициста, общественно-политического деятеля. Гимназистом........
Политический словарь

Шаумян Степан Георгиевич — (1 октября 1878, Тифлис, – 20 сентября 1918, между станциями Перевал и Ахча-Куйма Закавказской железной дороги). Из семьи приказчика. В 1898 – 99 и 1900 – 02 учился в Петербургском,........
Политический словарь

Буров — Андрей Константинович (1900-57) - российский архитектор,изобретатель, доктор технических наук. Разработал проекты крупноблочных(1939-41) и крупнопанельных (1948-49) жилых домов,........
Большой энциклопедический словарь

Буров А.П. — Александр Петрович - сов. геолог, один из создателей сырьевой базы сов. алмазодоб. пром-сти. Окончил ЛГИ (1928). Организовал и возглавил геол.-поисковые работы на Ср. Урале........
Горная энциклопедия

Айвазов Иван Георгиевич — Айвазов, Иван Георгиевич (родился в 1872 году), писатель, воспитанник Казанской духовной академии; состоит московским епархиальным миссионером. Помимо многочисленных........
Исторический словарь

Арсений (в Миру Авксентий Георгиевич Стадницкий) — Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий) - см. в статье Арсений (имя духовных писателей и проповедников) .
Исторический словарь

Белинский Виссарион Георгиевич — (1811-1848) - литератор, критик, публицист, революционер-демократ, философ-материалист. Учился в Московском университете, из которого был исключен за драму "Дмитрий Калинин",........
Исторический словарь

Беллярминов Леонид Георгиевич — Беллярминов, Леонид Георгиевич, окулист, родился в 1859 г., учился в военно-медицинской академии, где окончил курс в 1883 г. В 1886 г. доктор медицины за диссертацию: "Опыт применения........
Исторический словарь

Белобородов Александр Георгиевич — (1891-1938). Родился в семье рабочего на Александровском заводе Соликамского уезда, Пермской губернии. Окончив начальное училище в 1905 г., поступил учеником в мастерскую Надеждинского........
Исторический словарь

Белофастов Анатолий Георгиевич — (куб.) - рожд. 1890 г., ст. Белореченской; есаул, военный летчик. Воспитывался в 3-м Московском кадетском корпусе, а потом из сотни Николаевского кавалерийского училища выпущен........
Исторический словарь

Березин Михаил Георгиевич — Березин, Михаил Георгиевич, - русский политический деятель. Родился в 1864 г., в семье мещанина; несмотря на тяжелые материальные условия, поступил в гимназию в Казани,........
Исторический словарь

Бок Владимир Георгиевич — Бок, Владимир Георгиевич, - писатель по вопросам искусства (1851 - 1899). Окончил курс в Петербургском университете по естественному факультету; был директором Петергофской........
Исторический словарь

Василий Юрьевич (георгиевич) Косой (косый) — (ск. 1448), галицкий князь. Сын галицко-звенигородского кн. Юрия (Георгия) Дмитриевича (Димитриевича). Василий Косой княжил в Галиче и Костроме. После смерти Юрия Дмитриевича........
Исторический словарь

Врангель Василий Георгиевич — Врангель, Василий Георгиевич, барон - композитор (1862 - 1901). Учился в Пажеском корпусе, служил в Министерстве внутренних дел. Петербургскую консерваторию окончил по классу........
Исторический словарь

Всеволод (в Крещении Андрей) Ярославич (георгиевич) — (1030 - 13.04.1093), великий русский князь. Сын вел. русского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича (Васильевича) Мудрого и вел. русской кн. Ирины (в девичестве - шведской принцессы........
Исторический словарь

Всеволод (в Крещении Димитрий) Юрьевич (георгиевич) Большое Гнездо — (1154 - 15.04.1212), великий владимиро-суздальский князь. Сын вел. Киевского кн. Юрия Долгорукого и "грекыни" (византийской принцессы?).
Около 1161 Всеволод был выслан своим сводным........
Исторический словарь

Гарин (николай Георгиевич Михайловский) — Гарин - псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского (1852 - 1906). Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив........
Исторический словарь

Гейбель Карл Георгиевич — Гейбель, Карл Георгиевич - фармаколог, родился в 1839 г., окончил курс на медицинском факультете Дерптского университета. С 1882 г. состоит профессором Киевского университета.........
Исторический словарь

Георгий Георгиевич — , называемый в Никоновской летописи Игорем - сын Георгия Владимировича, князь муромский; был в подчинении великому князю владимирскому и в 1220 г. ходил с ним на камских........
Исторический словарь

Глеб Георгиевич — - сын Г. Долгорукого, князь переяславский, потом киевский, участвовал, по поручению отца, в походах против Изяслава Мстиславича (1147 - 48). Когда, после кратковременного........
Исторический словарь

Голлидэй Евгений Георгиевич — Голлидэй, Евгений Георгиевич - известный пианист, родился в 1871 г., учился в петербургской консерватории у Гензельта, Вёльфля и А. Рубинштейна (1879 - 1890). Голлидэй концертировал........
Исторический словарь

Гололобов Яков Георгиевич — - политический деятель, родился в 1855 г., учился за границей, сотрудничал в "Северном Вестнике", "Неделе", "Русских Ведомостях" и других прогрессивных органах; написал талантливую........
Исторический словарь

Монографии:

  • Интеграционные и дезинтеграциионные процессы в истории российского государства: социально-философские аспекты, М., ИФРАН. 2015, 121 с. (совместно с В.Н.Шевченко, В.И.Спиридоновой, Р.И.Соколовой).
  • Социально-исторические и идейные основы современного российского государства // Отв. ред. В.Н. Шевченко. М.: ИФРАН, 2014, 221 с. 14 а.л. (совместно с ШевченкоВ.Н., Соколовой Р.И., Спиридоновой В.И., Шаровой В.Л);
  • Динамика внешних и внутренних факторов и вектор развития российского общества. М.: ИФ РАН.2013г, 233 с., гриф ИФ РАН, Библиогр.: с. 230-232, 15 п.л., 500 экз., 60х84 1/6, ISBN 978-5-9540-0237-9 (совместно с Шевченко В.Н., Соколовой Р.И., Спиридоновой В.И.);
  • Большой китайско-русский словарь. Шанхай, изд. Шанхай Вайюйцзяоюй чубаньшэ, 2009, 2878 с. (участие в редактировании);
  • Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. М.: ИФАН, 2008.
  • Китайско-русский словарь новых слов и выражений. М. :Восточная книга, 2007, 736 с. (в соавторстве);
  • Российский ученый смотрит на Китай. Харбин. Изд. Хэйлунцзян жэньминь чубаньшэ, 2004, 201 с. (на кит. яз.);
  • Китай и китайцы глазами российского ученого. М.: ИФ РАН, 2000, 206 с.;
  • Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998, 239 с.;
  • Вьетнамская философия нового и новейшего времени (переводы). М.: Наука, 1990 (ответств редактор).
  • Древнекитайская философия Эпохи Хань. М.: Наука, 1990, 524 с. (ответств. редактор);
  • Критика идеологии и политики неоколониализма. Советско-вьетнамский труд. М. : Наука, 1984 (ответств. редактор);
  • Философское наследие народов Востока и современность. М.: Наука, 1983 (член редколлегии);
  • Распространение марксизма-ленинизма во Вьетнаме. Советско-вьетнамский труд. М. : Наука, 1983 (член редколлегии);
  • Современная китайская философия. М.: Наука, 1980, 312 с. (переведена на китайский язык в1986);
  • Мировоззрение китайского мыслителя XVII в. Ван Чуаньшаня. М.: Наука, 1976, 221 с.;
  • Древнекитайская философия. Собрание текстов. М: Мысль, 1972, Т.1. 363 с., 1973, Т. 2. 380 с. (член редколлегии);


Статьи и рецензии:

  • Китай: третий путь // Полилог/Polylogos. 2018. T. 2. № 3. DOI: 10.18254/S0000052-9-1 URL: http://polylog.jes.su/s258770110000052-9-1 .
  • Historical Experience of modernization in Russia // Global modernization review II Modernity and Diversity in New Era. Beijing: Science Press, 2018. P. 335-342.
  • Стратегическая веха в истории Китая. К итогам Х1Х съезда КПК // Новая и новейшая история. 2018. № 4. C. 71-88. DOI: 10.31857/S000523100000109-3.
  • Борьба с коррупцией в Китае // Азия и Африка сегодня. 2017. № 6 (719). С. 11-17.
  • Новый шелковый путь и его значение для России. М.: ДЕ ЛИ ПЛЮС. 2016, 234 с // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. № 2. С. 212-216.
  • Блестящий учёный-китаевед, талантливый организатор науки, патриот России. Вспоминая академика М.Л.Титаренко // Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. 2014-2015 / ред. С.Г.Лузянин, И.В. Ушаков, С.Б. Уянаев. М., 2016. С. 441-456. ISBN 978-5 8199-0676-7. Тираж 500 экз.
  • Уроки для России: о китайском опыте сохранения единого государства.// Интеграционные и дезинтеграционные процессы в истории российского государства: социально-философские аспекты.Коллективная монография. М.: ИФРАН. 2015.- С.102-120;
  • Современный китайский марксизм.Тезисы доклада. // International Conference on “Marx & Engels and Contemporary Socialism - The 120-th Anniversary of the Death of Friedrich Engels.Papers for the Conference. 14-15 October 2015, Nanjing. NanjingNormalUniversity. 2015, C. 225-234;
  • О технологиях цветных революций (по материалам исследований российских ученых) // The 6 World Socialism Forum. Conference Papers.(1-st volume). Oct.16-17. 2015, Beijing.China. C. 233-246;
  • Методология китайских реформ // Философские науки, 2015, № 2, С. 101-118;
  • Отражение динамики ценностей в китайско-русском словаре. // Сборник материалов VI Международной научной конференции «Современные проблемы славянской филологии:гуманитарные ценности в славянских языках и культурах». 7-8 ноября 2015, Тайбэй, Тайвань. С. 34-40;
  • Проблемы перевода в китайском языке // Проблемы переводоведения: Материалы международн. симпозиума. (г. Москва, Московский Городской педагогический университет. 13-15 мая2014г.).Москва. 2014, С. 67-69;
  • Конфуцианство и модернизация общества // The International Conference in Commemorating 2565th Anniversary of Confucius & the 5th Congress of the International Confucian Association:Материалы 5-го Международнго форума, посвященного 2565 годовщине со дня рождения Конфуция.(г. Пекин, г. Цюйфу, Китай. 23-29 сентября 2014 г.). Пекин. 2014, С. 145-148. (на кит. яз.);
  • История русских эмигрантов в Харбине (рец. на книгу китайских авторов) // Восток. М. 2014, № 3. С. 201-209;
  • Стратегия китайского государства в контексте российского опыта // Динамика взаимодействия внутренних и внешних факторов и вектор развития российского государства. М.: изд. ИФ РАН.2013, С.166-232;
  • К вопросу о переводе китайских классических текстов // Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М.Л. Титаренко. М.: Феникс. 2014, С. 452-460;
  • Социально-экономические и идейные основы современного государства: китайский опыт // Социально-исторические и идейные основы современного российского государства. М., 2014, С. 180-220;
  • Поддержка родного языка - дело государственной важности // Азия и Африка сегодня. 2014, № 4. С. 45-49;
  • Россия и Восток. К выходу новой книги академика М.Л.Титаренко // Новая и новейшая история. 2013, № 1, с.104-112;
  • ХУШ съезд КПК и стратегия развития Китая // Новая и новейшая история, 2013, № 3;
  • Problems of translation of the Chinese classic texts // Proceedings of the 4-th International Conference on Chinese Ancient Texts and Traditional Culture. TheHong KongPolytechnicUniversity.(Hong Kong. 13-15 декабря 2013 г.).Hong Kong. 2013. P. 421-425;
  • Редактирование и перевод статьи Лян Кунь Идейные основания культа женственности в русской культурной традиции // Вопросы философии. 2013, № 2. С. 128-135;
  • Россия и Восток. К выходу в свет новой книги академика М.Л. Титаренко // Новая и новейшая история. 2013, № 1. С.104-112;
  • XVIII съезд КПК и стратегия развития китайского государства// Новая и новейшая история. 2013, № 3, С. 23-41;
  • Рец. Ли Шандэ «Марксистская философия в Советском Союзе в двадцатом веке» // Вопросы философии, 2012, № 9, с.184-187;
  • Рец. А.Г.Ларин «Китайские мигранты в России. История и современность». // Восток, 2012, № 5, с. 187-190;
  • Редакция переводов китайских авторов для книги «Философия гуманизма И.Т.Фролова. Взгляд из Китая» М.:URSS, 2012, С.5-219;
  • Политические стратегии китайского государства (сопоставление с российским опытом). // Полити-ческие стратегии российского государства как философская проблема. М. : ИФ РАН, 2011, с.191-237;
  • В Китае возрождается культ Конфуция // Азия и Африка сегодня, 2011, № 4;
  • Рец. Энциклопедия духовной культуры Китая. Том 4 «История. Право. Историческая и правовая мысль» // Вопросы истории, 2011, № 6;
  • Рец. Я.М.Бергер. Экономическая стратегия Китая // Восток, 2011, № 3, с.202-208;
  • Современный Китай: государство, развитие демократии и формирование гражданского общества.// Современное государство, социум, человек: российская специфика. М., ИФ РАН, 2010, с.181-242.;
  • Геополитическое значение Дальнего Востока (о новой книге академика М.Л.Титаренко) // Новая и новейшая история, 2010, № 1;
  • Рец. История Монголии ХХ век // Проблемы Дальнего Востока, 2010, № 1;
  • Рец. С. Л.Тихвинский «Восприятие в Китае образа России» // Вестник Российской академии наук, 2010, № 3;
  • Рец. Энциклопедия духовной культуры Китая. Том 3 «Литература, язык и письменность» // Проблемы Дальнего Востока, 2010,№ 2;
  • На родине Дэн Сяопина // Азия и Африка сегодня, 2010, № 4;
  • Демократия с китайской спецификой // Свободная мысль, 2010, № 6;
  • Рец. Взгляд современных ученых на марксистскую философию Том российских ученых // Вопросы философии», 2010, № 8;
  • Рец. И.Л.Андреев. Тамтамы сзывают посвященных. Философские проблемы этнопсихологии // Восток, 2010, № 6;
  • Второй российско-китайский симпозиум «Исторические судьбы социализма»// Вопросы философии. 2009, № 2;
  • Тайвань вчера и сегодня // Азия и Африка сегодня. 2009, № 12;
  • Рец. В.Толстых. Мы были. Советский человек как он есть // Свободная мысль. 2009, № 10;
  • Человеческий фактор в политике государства (Россия и Китай: сравнительный анализ) // Антропологическое измерение политики российского государства. М.: ИФ РАН, 2009;
  • Модернизация и духовные традиции в Китае. // Китай: Поиск гармонии в юбилейном сборнике к 75-летию академика М.Л.Титаренко. М. Феникс. 2009;
  • Идеи социал-демократии и социализм с китайской спецификой. // Актуальная социал-демократия в ХХ1 веке. М. Институт Справедливый мир. 2009;
  • Современная китайская бюрократия // Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни. М.: ИФ РАН, 2008;
  • Рец. Духовная культура Китая. Том 2 «Мифология и религия» // Вопросы философии. № 6, 2008;
  • Современный китайский марксизм // Свободная мысль. № 2, 2008;
  • О книге: «Китай: медведь наблюдает за драконом» // Новая и новейшая история, № 3, 2008;
  • Рец. Духовная культура Китая. Энциклопедия, т.2. Мифология и религия // Вопросы философии, № 6, 2008;
  • Дискуссии в Китае о демократическом социализме // Вопросы философии, № 8, 2008;
  • Рец. на китайскую книгу «От идеи «народ - это основа» к идеям демократии» // Восток, № 4, 2008;
  • Китайский опыт модернизации: теория и практика // Вопросы философии. № 5, 2007;
  • Рец. Духовная культура Китая. Том 1 «Философия» // Вопросы философии. № 5, 2007;
  • Жизнеспособность государства (сравнительный анализ современной истории России и Китая). // Проблемы жизнеспособности государства. М.: ИФ РАН, 2006;
  • Китайская интеллигенция на изломах ХХ века. // Новая и новейшая история, № 4, 2006;
  • Китайский взгляд на глобализацию. // Судьба государства в эпоху глобализации. М.: ИФ РАН, 2005;
  • Социальные ориентации и нравственные императивы в современном китайском обществе. // Духовное измерение политики. М.: ИФ РАН, 2004;
  • Социализм с китайской спецификой. // Исторические судьбы социализма. Российско-вьетнамский труд. М.: ИФ РАН, 2004;
  • Собственный опыт // Свободная мысль, № 1, 2003;
  • Г.Чан «Грядущий коллапс Китая». // Проблемы Дальнего Востока, № 1, 2003;
  • Поучительный опыт (теория и практика осуществления этат
  • истской модернизации в странах Азиатско-Тихоокеанского региона). // Этатистские модели модернизации. М.: ИФ РАН, 2003;
  • В гостях у китайских философов // Наш современник, специальный номер, 1999;
  • Национальный фактор и культурные традиции. // Чрезвычайная ситуация в России, Баден, 1997 (на нем.яз.);
  • Технология власти в современном Китае. // Технология власти» М.: ИФ РАН, 1995;
  • Проблема перевода китайских классических текстов. // Труды Международной конференции, Тарту, 1995 (на англ.яз.);
  • Китайская философская традиция и учение Ли Тхвеге. // Труды международной конференции. Сеул. Университетское издательство. 1992 (на англ.яз.);
  • Философия Ханьской эпохи. Вступ.статья // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М. Наука, 1990, с. 3-32;
  • Под знаком социалистического обновления. // Коммунист, № 9, 1989;
  • Реформы в Китае: взгляд советского ученого. // Новое время, № 32, 1988;
  • Большие перемены. // Коммунист, № 47, 1987;
  • Философская наука в Социалистической Республике Вьетнам. // Информ.бюлл. ИНИОН АН СССР, 1987;
  • Ли Да и марксистская социология в Китае. // Народы Азии и Африки, № 1, 1986;
  • Пропаганда марксистской философии в Китае в 30-40 гг. // Проблемы Дальнего Востока, № 4, 1986;
  • Идеология гоминьдановского периода // Новейшая история Китая. 1928-1949. М.: Наука, 1984 (в соавторстве);
  • Философское наследие и идейная борьба в Китае в первой половине ХХ в. // Философское наследие народов Востока и современность. М. Наука, 1983;
  • Идеи интернационализма в работах первых вьетнамских марксистов (к вопросу о формировании мировоззрения Хо Ши Мина). // Распространение марксизма-ленинизма во Вьетнаме» М. Наука, 1983;
  • Ли Да и распространение марксистских идей в Китае. // Проблемы Дальнего Востока, № 2, 1983;
  • О некоторых тенденциях в современной китайской историко-философской науке//Историческая наука в КНР. М.: Наука, 1981;
  • Китайская философская наука на перепутье. // Вопросы философии, № 3, 1981;
  • Собрание текстов «Древнекитайская философия». Вступ.статья. М. Мысль, 1972, Т.1 с.5-77 (в соавторстве);
  • Философские взгляды Ван Чуаньшаня. // Филос. науки, № 2, 1963 (переведена на румынский язык);

Статьи на китайском языке

  • Марксизм в современной России // Шэхуэй кэсюэ чжансянь (Social science front). 2016. № 1, С. 1-6. ISSN 0257-0246
  • Модернизация в России // Лилунь юй сяньдайхуа, Theory and Modernization. 2016. № 4, С. 35-39. ISSN 1003-1502
  • Марксизм в современной России не исчез (в соавторстве) // Общественные науки за рубежом. Пекин. 2013, № 5, С. 40-47.
  • Нравственный смысл конфуцианства. // Конфуцианская культура и формирование современной морали. Чжэцзян гуцзи чубаньшэ, г. Ханчжоу,2010;
  • Конфуцианство в глобализующемся мире. Материалы Международного форума «Конфуцианство в современном мире», г. Цюйчжоу, 2010;
  • Нравственные идеалы конфуцианства. // Материалы международной научной конференции, посвященной 2560-й годовщине со дня рождения Конфуция. Пекин, 2009;
  • Процесс словообразования в современном китайском языке (на примере лексики материкового Китая) // Материалы 9-й международной конференции по преподава-нию китайского языка. Тайбэй. 2009;
  • Историческое значение конфуцианства - взгляд российского учёного. // Развивать гармоничную культуру, строить гармоничное общество. Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, Ханчжоу. 2008, 0,9 п.л.;
  • Выдающийся китайский просветитель Хуан Цзунси. // Материалы международной научной конференции. г.Юйяо, Китай, 2006;
  • Состояние и перспективы российско-китайских отношений. // Материалы международной научной конференции. Пекин, 2006;
  • Историческое значение учения Конфуция (взгляд российского ученого) // Материалы международной научной конференции. г.Цюйчжоу, Китай, 2006;
  • Политическое учение Сунь Ятсена и современность. // Труды 3-ей Международной конференции, посвященной Сунь Ятсену. Тайбэй: Изд-во Мемориального музея Сунь Ятсена, 2000;
  • Особенности политики реформ в Китае. // Труды 2-ой Международной конференции, посвященной социально-экономическим реформам в Китае. Цзинань:Изд-во Шаньдунского университета, 2000;
  • Изучение в России истории китайской философии. // Вестник китаеведческих исследований. Тайбэй, № 5, 6, 1995, № 1, 1996;
  • Изучение в России Китайской Республики. // Труды Государственной исторической академии Тайбэй. 1995г. № 23;
  • Политические партии в России // журнал Международные отношения. Гонконг, № 6, 1995;
  • Конфуцианство и современный мир // Материалы Международной научной конференции, посвященной 2540 годовщине со дня рождения Конфуция. Пекин: Саньлянь шудянь, 1992;
  • Ань Цинянь . Федор Достоевский и Карл Маркс // Вопр. философии. 2017. № 3. С. 95-113.
  • Го Цзяннин. О противоречиях социализма // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 87-102.
  • Ли Шэньмин . Октябрьская революция словно художественное полотно // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 9-20.
  • Ли Янь. Диалектически и исторически подходить к В.И. Ленину и Октябрьской революции // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 29-36.
  • Сунь Вэйпин. Марксистская философия в современном Китае // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 117-130.
  • Чжан Ибин, Ху Дапин, Чжан Лян. Западная марксистская философия в Китае // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 103-116.
  • Чжан Шухуа. Ленинизм - блестящий образец русификации марксизма // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 20-28.
  • Чэ Юйлинь . Расширение городов и порождаемые этим ограничения для производства пространства // Социс. 2017. № 7. С. 107-115. (соавт.: А.Д. Павлова).
  • Чэ Юйлинь. Священное и мистическое - основные категории русской культуры // Вопр. философии. 2017. № 11. С. 207-212. (соавт.: А.Д. Павлова).
  • Шэнь Сянпин. Мировоззренческий универсум Дэн Сяопина // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 41-64.
  • Ань Цинянь. «Человек в глобальном мире и конфуцианское учение» // Проблема совершенствования человека в свете новых технологий. М. 2015, С. 151-160.
  • Чжан Ибин. Аутентичный теоретический дискурс «Возвращение к Марксу» // Вопросы философии. 2014, № 8, С. 76 - 89;
  • Ань Цинянь. «Новый гуманизм И.Т.Фролова» в книге «Место и роль гуманизма в будущей цивилизации». М.: 2014, С. 199-214;
  • Ань Цинянь. Т.И.Ойзерман и современная марксистская философия // Вопросы философии. М. 2014, № 5, С.47-51;
  • Ань Цинянь. Ленинское определение материи и анализ выражения «показания органов чувств» // Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов. Владимир Ильич Ульянов (Ленин): Сб ст. //Отв. ред.: А.В. Бузгалин, Б.И. Пружинин. М., 2013, С. 327-339;
  • Ань Цинянь. Философия гуманизма И.Т.Фролова // Вопр.философии. 2012, № 3, С. 151-162;
  • Цянь Сюнь. Марксизм и конфуцианство // Вопр.философии. 2011, № 6, С.148-157;
  • Ань Цинянь. Ленинское определение материи и анализ выражения «показания органов чувств» // Вопр.философии. 2011 № 11, С.134-140;
  • Ань Цинянь. В.Ж.Келле и марксистская философия в Китае // Человек в интеллектуальном и духовном пространстве. М. Прогресс-Традиция. 2010, С.431-441;
  • Ань Цинянь. Моё понимание Келле // Философские науки, 2010, № 12, С.121-127;
  • Ань Цинянь. О русской философии // Философия в диалоге культур. М. Прогресс-Традиция 2010, С.360-370;
  • Лю Шучунь. Изучение творчества Г.В.Плеханова в КНР // Новая и новейшая история. 2009, № 1;
  • Пан Давэй. История социологии в Китае // Социс. 2009, № 4;
  • Фэн Цзюнь. Размышления о методологических вопросах истории философии // Вестник Российского философского общества. 2009, № 2;
  • Ань Цинянь. «Новая научно-техническая революция и современный мир» // «Век глобализации», 2009, № 2;
  • Линь Янмэй. Формирование культуры гармоничного социалистического общества // Проблемы Дальнего Востока. 2008, № 1;
  • Ань Цинянь. Взгляд китайского ученого на советскую философию // Вопр.философии. 2008, № 9;
  • Цзин Чжэ. Социальное расслоение в Китае // Социс. 2008, № 11;
  • У Эньюань. Причины распада Советского Союза (мнение китайского историка) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2007;
  • Ли Цзинюань. Современное состояние и тенденции развития китайской философии // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • Ань Цинянь. Современная китайская марксистская философия - практический материализм // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • Линь Яньмэй. О теории социалистического гармоничного общества // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • Цзя Цзэлинь. Изучение русской и советской философии в Китае // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • Ма Иньмао. Русская философия в Китае // Вопр.философии. 2007, № 5. 0,5 п.л.;
  • Чжан Байчунь. О религиозной трагедии русской религиозной философии // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • И Цзэсюнь. Является ли мыслью Ленина положение, что сознание творит мир? // Вопр.философии. 2007, № 5. 1,2 п.л.;
  • Не Юаньдун. Новое понимание философ-ских идей Мао Цзэдуна // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • Чэ Юйлинь. Заметки о западном марксизме // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • Цзя Цзэлинь. Портреты советских философов (из кн. «Дорога на Ленинские горы») // Вопр.философии. 2007, № 5;
  • Ань Цинянь. Современная российская философия в китайском прочтении // Свободная мысль. 2006, № 5;
  • Ань Цинянь. Статья, посвященная юбилею В.С.Степина // Юбилейный сборник. Минск-Москва. 2004;
  • Ань Цинянь. Статья, посвященная юбилею Т.И.Ойзермана // Вопр. философии. 2004, № 5;
  • Древнекитайская философия // Мысль. 1972-1973, Т. 1, 2;
  • Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени // М.: АН СССР. 1961;
Сонник толкователь онлайн