Основные открытия эпохи просвещения. Вольтер и еще три великих мыслителя эпохи просвещения

Век Просвещения - одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.

Годы века Просвещения

Просвещение - это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители - это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви - важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Ответной реакцией царской России на просветительские идеи стало создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Главное отличие культуры века Просвещения - доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм - доминирование разума в поведении людей.

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения - Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье - оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Самой популярной комедией 18 столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.

Что мы узнали?

При изучении темы «Век Просвещения» мы узнали, как в обществе возникло новое идейное течение и почему 18 век называют эпохой Просвещения. Мы выяснили, в чем заключалась основная идея просветительского движения, как оно повлияло на развитие научной мысли и искусства в Европе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 620.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.

Основной идеей этой эпохи, было равенство всех людей не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. И решением этой идеи просветители видели в распространении знаний. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» Иммануил Кант писал:

Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им...

Религия в то время, казалась просветителям-атеистам врагом человека, поэтому в эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - вторая идея эпохи.

Третьей идеей эпохи Просвещения стал исторический оптимизм .

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности, и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

Эпоха Просвещения. Характеристика эпохи Просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Французская буржуазия накопила крупные капиталы, стала влиятельной экономической силой. Она требовала подчинения экономики своим интересам и участия в реальном управлении страной.

Но духовенство и дворянство, сплотившись вокруг двора и отгородившись от третьего сословия привилегиями, не желали никаких перемен. Требования буржуазии звучали все громче. Они нашли глубокое отражение в трудах крупнейших просветителей.

Крупнейшие представители Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

Крупнейшим представителем французского Просвещения являлся Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка).

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

литература эпохи Просвещения (общая характеристика).

литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода – время Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века – рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести. Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780 – 1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию. Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720 – 1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным. В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.

«Культура эпохи Просвещения» - Герой произведения проявляет лучшие человеческие качества: трудолюбие, предприимчивость. Уильям Хогарт, "Подкуп голосов", 1754, (фрагмент). В окрестностях Бове. Подготовить выступление от группы). «Настало время сопоставить времена» Н.Я.Эйдельман. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Клятва горациев.

«Век Просвещения 18 век» - Царство Разума (всеобщее благо). Эпоха Просвещения (XVIII век). Выберите 3 основных (естественных, неотчуждаемых) права: Народ. Астрономия Медицина Физика Математика. Республика. Ограниченная монархия. Научные открытия XVII века Реформация Возрождение. Общественный договор. Н. Коперник И. Ньютон Г. Галилей У. Гарвей Д. Бруно Р. Декарт.

«Война за независимость в США» - 1. Первый континентальный конгресс. Во время войны за независимость (1775-1783) командовал колониальными войсками. 3. Назовите различия в развитии хозяйства колоний Новой Англии и Южных колоний? 2. Заполнить таблицу «Конституция 1787 года» в тетради. Создание Соединенных Штатов Америки». 5. Итоги и значение войны.

«Политика просвещенного абсолютизма» - Реформы К.Маврокордата. Политика просвещенного абсолютизма в странах Европы. Политика просвещенного абсолютизма. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II. Начало славных дел Петра. Фридрих II. ЕкатеринаII. Выводы. Константин Маврокордат. Европа в начале нового времени. Критерии оценивания устного сообщения.

«Независимость в США» - Акт о гербовом сборе был открыто несправедлив к американцам. Битва при Саратоге. ПЕРВЫЙ КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС 1774 год. Но за Массачусетсом стояла вся Америка: пришлось распустить и другие Законодательные собрания. Почти во всех колониях стали появляться организации называвшие себя Сынами свободы.

«Война за независимость США» - Причины: нехватка оружия, боеприпасов, обмундирования. Создание Соединённых Штатов Америки (США). 3 сентября 1783 года-. 4июля 1776г. Декларация независимости. Военные действия 1776-1777г.г. Вашингтон и Лафайет. Англия потерпела поражение, победу одержало молодое государство США. 1781г. Решающая битва под Йорктауном.

Всего в теме 25 презентаций

Научная революция XVII века: этапы, направления, ученые, достижения

Научная революция XVII века: этапы, направления, ученые,

Достижения

В XVII в. произошли перемены, начавшиеся еще в эпоху Возрождения, когда были свергнуты старые авторитеты и научные теории. Наметились сдвиги, сокрушившие старую науку, оторванную от технической практики, и создавшие предпосылки мощного подъема новой культуры. Существенно расширились знания человека о мире, Галилеем были заложены основы нового мировоззрения. В своем отношении к окружающему миру человек не мог уже опираться на веру в Бога, и был вынужден рассчитывать на свой разум. Начиналась эпоха рационализма и критического отношения к реальности, получившая название Нового времени.

Наука перестала быть привилегией духовенства, появляются научные заведения нового типа – академии. В XVII в. ученые стремились к синтезу наблюдения и математического расчета, техники и науки. Ф. Бэкон дал определение индуктивного и дедуктивного методов доказательства. Новый научный метод, применяемый в это время, основывался на рациональном обобщении результатов экспериментов, поставленных для проверки ранее выдвинутых гипотез, начинается процесс утверждения науки в качестве доминирующей формы постижения бытия. Это глубокое преобразование науки называют научной революцией.

Революция в науке ‑ это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями. «Научной революцией» называют отрезок времени примерно от даты публикации работы Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543 г.) до деятельности И. Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 г.

Содержание «научной революции» заключается в том, что ученые делают открытия в различных областях науки, то есть устанавливают неизвестные ранее закономерности, свойства и явления материального мира, вносящие изменения в уровень познания. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая информация становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI в., взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию другие.



Символами общественного прогресса в XVII в. становятся буржуазные революции. Под влиянием революционных преобразований происходят изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение.

Буржуазная революция в Англии сделала господствующей формой производства капиталистическую мануфактуру и повлияла на промышленное и техническое развитие феодальных европейских государств. В экономическом и техническом отношениях во вт. пол. XVII в. Англия при сохранении мануфактуры не могла выйти вперед, несмотря на свой передовой социальный строй. Однако только в этой стране в то время были благоприятные условия для возникновения и развития техники, и уже сложились условия для технической и промышленной революции, после которых она стала самой передовой в техническом и промышленном отношении страной в мире.



Правящие круги, стремясь к военному и экономическому господству, оказывали покровительство ученым и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ. Значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло Лондонское королевское общество. Членами общества являлись Р. Бойль, основоположник химии и физики нового времени, и И. Ньютон, автор теории движения небесных тел. Ведущей отраслью науки становится механика ‑ наука о движении тел, сыгравшая огромное значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в.

К XVII в. наука далеко продвинулась в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос. Европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем.

За исключением нескольких открытий, в период позднего средневековья научная мысль уступала в развитии технологическим изобретениям. В XVI-XVII вв. происходит процесс совершенствования конструкций водяных и ветряных двигателей. Для компенсации неравномерности силы в водяных, ручных и ветряных мельницах, и вообще в механизмах, находящихся во вращательном движении, в первой пол. XVII в. стали вводить маховик. Это изобретение способствовало дальнейшему развитию механики и машиностроения. В начале XVII в. были изобретены деревянные меха, приводимые в действие водяным колесом. В 1620 г. такие меха были установлены на металлургических предприятиях в Гарце.

Подлинным техническим переворотом в черной металлургии явился переход от сыродутного способа получения железа к двухстадийному ‑ к выплавке в домнах чугуна с последующим его кричным переделом в сталь и железо. Кричный передел соответствовал мануфактурному производству железа, предполагавшему участие в производстве нескольких рабочих, между которыми существовало разделение труда. К первой половине XVII в. были усовершенствованы металлообрабатывающие инструменты. Теперь строили большие кузницы для отковки металла в штанги или листы с помощью механических рычажных молотов, приводимых в действие водяными колесами. Вал водяного колеса имел кулаки, поднимавшие молоты, которые при свободном падении совершали удар. Применение в кузнечных работах механической силы способствовало специализации инструментов. Широко стали использоваться токарные станки, в которых обрабатываемое изделие получило вращение от водяного колеса, но резец держал в руках рабочий.

Наука же изучала природу и законы Вселенной. Передовые идеи часто наталкивались на ожесточенное сопротивление. В частности, новые теории вошли в противоречие с религиозными догмами в объяснении природных явлений, подвергать сомнению которые считалось недопустимым.

Чтобы определить, что послужило причиной научной революции XVII в., и в чем она состояла, недостаточно перечислить результаты и достижения науки. Так как многие из новых идей были выдвинуты частично или целиком во времена, предшествующие научной революции, и, тем не менее, не оказали тогда решающего влияния на развитие науки. Например, представление о бесконечности Вселенной, считающееся одним из основных результатов научной революции, было выдвинуто Н. Кузанским на 100 лет раньше Коперника и не оказало в то время никакого воздействия на ученых.

Становление новой науки. Выделяются три этапа становления естественной науки нового времени: первый связан с деятельностью Галилео Галилея, второй – с именем Рене Декарта и третий – с Исааком Ньютоном.

В основе теории Галилея лежат четыре аксиомы: свободное движение по горизонтальной плоскости происходит с постоянной по величине и направлению скорости (закон инерции); свободно падающее тело движется с постоянным ускорением; тело, скользящее без трения по наклонной плоскости, движется с постоянным ускорением. Также Галилей вывел принцип относительности и формулу движения, траектории снаряда. Опыты Галилея продолжал его ученик Торричелли, открывший вакуум, атмосферное давление и создавший первый барометр.

Рене Декарт ‑ основатель философии Нового времени ‑ явился типичным представителем ятрофизики, направления в естествознании, где живая природа рассматривается с позиций физики. Основными выводами Декарта явились следующие положения: в мире отсутствует пустота, Вселенная наполнена постоянно движущейся материей, материя и пространство – это одно и то же, абсолютного движения и абсолютной системы отсчета не существует. Декарт первый стал изображать кривые в виде графиков функций и создал аналитическую геометрию. Он ввел в науку правила математического доказательства, настаивал на необходимости доказательства любого утверждения. Когда у Декарта попросили доказать, что он существует, он ответил: «Я мыслю – следовательно, я существую».

Революцию в науке завершил Ньютон с теорией, ставшей фундаментом классического естествознания. Ньютон доказал существование тяготения как универсальной силы, соединил законы Галилея, Кеплера и философию Декарта в единую теорию. Ньютон установил, что планеты удерживаются на орбитах некой силой, которая обратно пропорциональна квадрату расстояния до Солнца; математическим путем вывел эллиптическую форму планетарных орбит и перемену их скоростей. Другим открытием Ньютона был закон всемирного тяготения, при доказательстве которого он использовал формулу центробежной силы, полученную ранее Гюйгенсом. С помощью трех законов движения – закон инерции, закон ускорения и закон равного противодействия – и закона всемирного тяготения Ньютон объяснил морские приливы и отливы, траекторию метательных снарядов, орбиты движения планет. Было найдено подтверждение идей Декарта о том, что природа является совершенным образом упорядоченным механизмом, который подчиняется математическим законам.

Росту популярности и новым открытиям в астрономии способствовало изобретение телескопа. Имя первого изобретателя телескопа не известно. В 1609 г. Галилей усовершенствовал подзорную трубу и линзы и добился 30-кратного увеличения: были открыты горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера, доказано, что Млечный Путь не туман, а скопление звезд. В 1668 г. Ньютон изготовил первый зеркальный телескоп. В 1682 г. Э. Галлей открыл первую периодическую комету, которая получила его имя.

Кроме астрономических объектов ученых интересовал и микроскопический мир. Первый простой микроскоп использовал для изучения микроорганизмов Антуан Левенгук. За свою жизнь ученый изготовил более 400 приборов. Помимо микрофлоры дождевой воды, Левенгук изучал строение клеток растений, дал первое описание красных кровяных телец и способы движения и размножения у некоторых простейших. Роберт Гук с помощью усовершенствованного микроскопа изучал структуру растений и ввел термин «клетка». Одним из основателей микроскопической анатомии был М. Мальпиги, занимавшийся анатомией животных, ботаникой, он завершил начатую английским врачом У. Гарвеем теорию о кровообращении.

Ученых интересовало исследование вакуума. Во второй половине XVII в. француз Блез Паскаль установил основной закон гидростатики: давление на поверхность жидкости, произведенное внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях. Паскаль совершил восхождение на гору с барометром и обнаружил, что по мере подъема атмосферное давление падает. Немец Отто Гернике и англичанин Роберт Бойль почти одновременно изобрели воздушный насос. Бойль также установил, что объем, занимаемый газом, обратно пропорционален давлению (закон Бойля-Мариотта).

В математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии, становление дифференциального и интегрального исчисления, разрабатываются теории бесконечно малых величин. Шотландский математик Д. Непер изобрел логарифмы, которые помогли ускорить вычисления, с помощью логарифмов была рассчитана орбита Марса. Б. Паскаль в 1641 г. сконструировал суммирующую машину для механизации процессов сложения и вычитания. В 1667 г. Г. Лейбниц изобрел счетную машину, позволяющую вычитать, складывать, делить, умножать, извлекать квадратные корни.

Успехи в области математики, появление вычислительных машин обязаны совершенствованию часовых механизмов. Еще в конце XVI в. Галилей открыл явление изохронности колебаний физического маятника, но настоящий переворот в часовом деле совершил Х. Гюйгенс, который в 1657 г. создал первые маятниковые часы. Гюйгенс применил маятник в качестве регулятора хода, а также изобрел балансир со спиралью и анкерным спуском.

В период научной революции вплотную занялись химией. В XVII в. во Франции стали печатать учебники по химии, химию стали преподавать на медицинских факультетах. В Швейцарии Парацельс предложил модель трех начал – серы, ртути и соли, которая оказала влияние на развитие химии и аптекарского дела. Во второй половине XVII в. были открыты некоторые новые вещества, например, фосфор. В Англии Р. Бойль применил к анализу строения вещества атомистическую теорию, его эксперименты с воздухом способствовали появлению «пневматической химии» и созданию химической науки нового времени. Он же разработал экспериментальный метод в химии, в частности, химический анализ. Бойль развивал идею о том, что химическое взаимодействие происходит между мельчайшими частицами – корпускулами. Корпускулы, из которых состоят тела, остаются неизменными при различных превращениях этих тел. В Германии Иоганн Бехер разработал учение о трех видах земли, а Франциск Сильвиус и Отто Тахениус создали теорию кислотно-щелочных взаимодействий и применили ее в «медицинской химии».

XVII в. был характерен обращением к науке дворянства. Научная работа стала вестись коллегиально, что способствовало появлению научных организаций нового типа. В начале XVII в. в Италии возникает несколько ассоциаций ученых, которые называют себя академиями, например, флорентийская академия. В 1660 г. в Лондоне появляется «Коллегия для развития физико-математического экспериментального знания», позже преобразованная в Лондонское королевское общество. Успехи ученых привлекли внимание королей и министров. В 1666 г. министр Людовика XIV Кольбер уговорил короля спонсировать создание Французской Академии наук. В Академии были обсерватория, библиотека и исследовательские лаборатории, выпускался научный журнал. Кольбер ставил перед Академией практические задачи: был измерен градус меридиана и составлена точная карта Франции. Х.Гюйгенсом была разработана волновая теория света, где свет рассматривался как упругий импульс, распространяющийся в особой среде – эфире. Ученик Гюйгенса Д. Папен работал над созданием паровой машины.

Гуманитарные науки развиваются в контексте утверждения рационалистического мировоззрения. Буржуазные революции повлияли на развитие политической мысли. Зарождается и формируется теория «естественного права», которая развивала мысль, что государственная власть и право даны не свыше, а созданы людьми в соответствии с законами разума. Требования человеческого разума исходят из природы людей и составляют основу «естественного права». Естественному праву должно соответствовать «положительное право», т. е. законы государства. Теория естественного права получила развитие в трудах Б. Спинозы, Т. Гоббса и Дж. Локка. Юридические науки отмечены началом формирования концепции общественного договора и правового государства (Т. Гоббс, Дж. Локк), принципов международного права (Г. Гроций).

В философии господство рационализма вызвало интерес к вопросам гносеологии (теория познания). Сформировались два основных метода познания: эмпирический (Ф. Бэкон) и рационалистический (Лейбниц, Декарт).

В конце XVII в. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума в жизни личности, общества и государства, идею воспитания совершенного человека. Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции.

Итого:

Одним из итогов научной революции XVII в. стало соединение производства и ремесленно-технической деятельности с традициями античной и средневековой науки. Основой метода познания становится логический вывод из гипотез и его проверка с помощью опыта. Это был период потрясений и переосмыслений, возвышения новых научных знаний. Наука выходит на качественно новый уровень в связи с появлением научных организаций, становится светской и доступной.

Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично-средневековой картины мира. Изменение картины мира повлекло за собой перемены в науке, были сформированы новые черты мировоззрения, появилась новая естественнонаучная идеология. Согласно этой идеологии в науке культивировались следующие идеи: природа самодостаточна и управляема с помощью естественных законов; мир представляется в качестве машины, состоящей из разных по важности элементов; все явления в мире объяснимы естественными причинами, основанными на законах механики; Вселенная безгранична, однородна и управляется едиными законами. Новые идеи и новое мировоззрение послужили становлению новой науки, свободной от церковной идеологии и направленной на служение человеку.

Наука приобрела огромный авторитет в обществе, открытия и изобретения стали активно внедряться в хозяйственную жизнь. Человек стал понимать, что научные знания обладают опережающим потенциалом, что это основа будущего научно-технического прогресса. На глазах современников происходило превращение науки в производительную силу. В ней начинают видеть основу преобразования и господства над миром.

Эпоха Просвещения и рождение современной науки

Название данной эпохе дала деятельность французских философов-энциклопедистов, которые занялись несением науки в массы, просвещением общества. XVIII век называют «веком разума» или веком Просвещения. Именно наука играла главную роль в деятельности французских просветителей и философов. Законы науки и рационализм составляли основу их теоретических концепций нового мира. Поворотным моментом стал выход в свет «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780 гг.), редакторами которой были Дидро и Даламбер. В числе сотрудников значились самые влиятельные представители французской науки: Вольтер, Монтескье, Мабли, Гельвеций, Гольбах.

Важнейшей чертой эпохи Просвещения стала уверенность в универсальности научного разума, в том, что не только законы природы могут быть осмыслены человеком, но и законы общественного развития. Начинается промышленная революция и рост технических изобретений, а исторический процесс перехода от феодализма к капитализму развивается с нарастающей скоростью. Складывается новая идеология, формируются основы индустриального общества. Христианская церковь утратила контроль над умами людей, и религиозное мировоззрение отходит на второй план.

Развитие научной мысли в XVIII в. связано с математизацией и расширением экспериментальной основы естествознания. Усиливается дифференциация наук, в математике и физике возникают самостоятельные направления, как самостоятельная наука возникает химия. К рассматриваемому периоду относится становление технических наук, в частности прикладной или практической механики, занимающейся изучением работы машин, механизмов и сооружений. Развитию технических знаний способствовал также выпуск технической литературы.

Естественное и гуманитарное направления в науке. Под влиянием работ И. Ньютона в естествознании в XVIII в. формируется классическая механика, теория движения жидкостей, теория движения газов (аэродинамика). Механистическую картину мира формирует атомистическая или корпускулярная теория, согласно которой природа воспринимается как некий механизм, состоящий из огромного количества обособленных материальных тел, вступающих в элементарные связи и подчиненных простым закономерностям; законы механики рассматриваются как всеобщие.

Отдельное направление технической мысли связано с созданием экспериментальных приборов, необходимых для научного исследования. Появление таких приборов стимулировало научные открытия и теории. Например, изобретение часов с маятником Х. Гюйгенсом в 1657 г. стало основой для создания автоматических вычислительных приборов.

В математике К. Гауссом велась разработка теории переменных величин и графического изображения функций. П. Лапласом был введен принцип «железного детерминизма»: равные действия в равных условиях всегда приводят к одинаковым результатам; это означало, что ученые в своих опытах и экспериментах всегда смогут повторить любое явление природы. Было положено начало превращению механики из науки геометрической в науку аналитическую. Жан Батист Даламбер разработал «принцип Даламбера», который является методом для решения задач динамики, характеризующихся состоянием неравновесности сил, приводимым условно к равновесному состоянию. С помощью своего «принципа» Даламбер решил задачу о столкновении и выполнил расчеты прецессии равноденствий и нутации земной оси (прецессия равноденствия ‑ это движение точек равноденствия вдоль экватора; нутация ‑ движение по долготе или колебание земной оси с периодом в 18 лет).

Изучение тепловых явлений, а затем и экспериментирование с тепловыми двигателями, потребовали создания специальных приборов для измерения температур. Один из первых таких приборов, «термоскоп», был создан Г. Галилеем. В XVIII в. была изобретена температурная шкала, она существует несколько видов: шкала Д. Фаренгейта, шкала Р. Реомюра и А. Цельсия. До сих пор используется шкала, изобретенная шведским астроном Андерсом Цельсием. Он предложил стоградусную шкалу с точкой «0», соответствующей кипению воды, и точкой «100», соответствующей ее замерзанию. Новым направлением исследований стало измерение теплоты, проведение опытов, подтверждающих появление теплоты при трении.

Открытие Э. Торичелли существования атмосферного давления и вакуума стало возможным с помощью изобретенного им в 1644 г. ртутного барометра. Немецкий инженер О. Геррике изобрел воздушный насос и доказал наличие атмосферного давления.

Одним из направлений исследований стали атмосферные электрические явления. Американский деятель и ученый Б. Франклин отметил сходство между электрической искрой и молнией. В 1752 г. он придумал способ предохранять здания от молнии с помощью громоотвода. В этой области трудились и российские ученые, например, М.В. Ломоносов, который первый показал присутствие электричества в атмосфере в отсутствии грозы.

Проведение опытов с электричеством требовало создания ряда приборов, например «лейденской банки» ‑ электрического конденсатора, изобретенного в 1745 г. нидерландским ученым П. Мушенбруком. Г.В. Рихман с помощью «громовой машины» смог зажечь нефть, зарядить лейденскую банку, наэлектризовать себя. Им был также изобретен электрометр, прибор, применяемый для количественных измерений электрических величин. Исследования в области теории электричества продолжались Францем Ульрихом Теодором Эпинусом, который обнаружил явление электризации проводника от одного приближения наэлектризованного тела и открыл явление электризации турмалина при нагревании. Шарль Огюстена Кулон создал основы электростатики. В ходе исследования кручения тонких металлических нитей им был построен тончайший экспериментальный прибор ‑ крутильные весы, служащие для измерения малых сил.

Открытия в области астрономии стали возможны благодаря изобретению и усовершенствованию телескопа. С помощью изобретенной телескопической системы, состоявшей из двух линз одной выпуклой и одной плосковогнутой (окуляр), Галилей открыл спутники Юпитера, горы на Луне, структуру Млечного Пути. В 1668 г. И. Ньютоном был изобретен зеркальный телескоп-рефлектор, с помощью которого можно было увидеть спутники Юпитера. Х. Гюйгенс создал зрительные трубы хорошего качества и открыл кольца Сатурна, полосы на Юпитере, туманности в созвездии Ориона.

В XVIII в. астрономическая наука обогатилась концепциями И. Канта и П. Лапласа о возникновении Земли и Солнечной системы в целом из газопылевой туманности и о влиянии фаз Луны на приливы и отливы. Кант выдвинул гипотезу об аналогичности и гомологичности солнечной и звездной систем. Выдающимися достижениями в области наблюдательной и математической астрономии стали исследования У. Гершеля, который открыл двойные звезды и орбиты их движения.

В оптике основными направлениями исследований стали разработка принципов фотометрии (проблема измерения «количества света»). Происходит утверждение двух основных гипотез о природе света: волновой и корпускулярной. Однако решающих научных аргументов в пользу какой либо теории не было. Так, Ньютон склонялся к корпускулярной идее, а Лейбниц, Ломоносов ‑ к волновой теории.

В конце XVIII в. возникла научная химия и в этом заслуга Антуана Лорана Лавуазье, основателя количественного метода исследования. Прежде считалось, что вещества состоят из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. В 1789 г. Лавуазье экспериментально доказал закон сохранения вещества. Исследуя атмосферный воздух, воду и другие химические соединения Лавуазье выяснил их химическую природу. С именем Лавуазье связана научная революция в химии. Он пересмотрел вопрос о составе воздуха и ввел новую классификацию веществ, он разделил все соединения на три категории: кислоты, основания и соли. Еще одним достижением Лавуазье стало доказательство несостоятельности старой теории о движении флогистона в природе. Проведя ряд экспериментов, он сделал вывод о том, что горение и окисление являются не процессами убывания флогистона, а процессами с добавлением кислорода, который является окислителем. Основанием для таких выводов послужили процедуры точного взвешивания.

Позднее Джон Дальтон предложил атомистическую теорию строения вещества, согласно которой каждый элемент имеет свой атом. Он утверждал, что атомы различных веществ обладают различным весом, а химические соединения образуются сочетанием атомов в определенных численных соотношениях. Также Дальтон выявил закономерности в сочетании атомов разного рода и объяснил свойства газов взаимоотталкиванием из атомов.

Главным достижением в биологии стало создание единой биологической классификации, автором которой стал К.Линней. Первую целостную концепцию эволюции предложил Ж-Б. Ламарк, он же ввел термин «биология». Реальное применение результатов научных исследований продемонстрировал врач Э.Дженнер, который впервые применил вакцинацию для предупреждения оспы. Он смог опытным путем добиться выработки у человека иммунитета против натуральной оспы.

Складывается как самостоятельная область науки и геология, изучающая строение, минеральный состав и историю Земли. Крупнейшие сдвиги в этой области произошли в эпоху Просвещения, когда М. В. Ломоносов положил начало эволюционному направлению и сравнительно-историческому методу в геологии. Правда, церковь пыталась отстаивать библейский миф о сотворении Земли, но начало идеи о геологическом времени было положено.

В XVIII в. в сфере гуманитарных наук утверждаются идеи Просвещения. Французские философы-просветители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо считали, что достаточно установить разумные, рациональные законы и развитие общества сразу изменится в лучшую сторону. Известными просветителями Британии были Дж. Локк, И. Гедер, Г. Лессинг, в Германии – И. Гете, И. Кант, Ф. Шиллер. Идеология Просвещения страдала умозрительностью рассуждений, стремлением подогнать реальную действительность под готовые теоретические схемы. Тем не менее, философы-просветители сыграли огромную роль в рационализации и модернизации законодательства; ликвидации феодальных пережитков; создании новой системы образования без сословных ограничений. Было положено начало построению светского государства, основанного на веротерпимости. Кроме того, философия Просвещения с ее упором на логику и теоретические рассуждения способствовала ускорению развития науки.

Большую роль в становлении и развитии науки сыграло образование. Началом нового образования стало создание инженерных школ, во Франции была открыта Школа мостов и дорог и Школа военных инженеров. Научно-техническое образование давала Парижская политехническая школа, где. В была впервые разработана лекционно-учебная литература по механике, математике и физике.

Развитие юридической науки связано спродолжением формирования концепции правового государства. Следует отметить вклад таких ученых и политических деятелей как Ч. Беккариа (разработка принципа верховенства закона), Вольтера, Ш. Монтескье (принцип разделения властей) и др.

Экономическая мысль этого периода отмечена созданием основ экономической теории в трудах физиократов (Ф. Кенэ, Р. Тюрго) и родоначальников классической политэкономии (А.Смит, Д. Рикардо).

Научные открытия и производство. Механизации труда охватила все виды производства, в том числе и текстильное. Соответственно технические науки, представляющие собой различные разделы механики, активно продолжали развиваться под влиянием запросов техники. Так, например, баллистика удовлетворяла запросы артиллерии, а сопротивление материалов появилось в результате развития машиностроения и строительного дела, гидравлика разрешала проблемы, возникающие в процессе развития строительного дела. При этом выявились два пути формирования технических наук. Один путь вел к последующему отделению той или иной прикладной дисциплины, примером чего может служить внешняя баллистика. Другой путь приводил к постепенному формированию соответствующей теоретической области механики, например, науки о сопротивлении материалов и теории упругости.

Начало Промышленного переворота в XVIII в., начавшегося в Англии, можно рассматривать в прямой зависимости от развития научных знаний, воплощенных на практике. Первыми ростками промышленного переворота стали новшества в текстильном производстве, в которой сначала появился механический «самолетный» челнок, изобретенный Д. Кэем в 1733 г. Это значительно ускорило процесс и позволило ткать широкое полотно. Еще более значительным вкладом в текстильную промышленность стало изобретение в 1765 г. механической прялки «Дженни» Джеймсом Харгривсом. Механик К. Вуд усовершенствовал прядильную машину, а Р. Аркрайт создал ватермашину с водяным приводом, что позволило получить более прочную нить. В итоге, в 1786 г. появился ткацкий станок с полной механизацией всех ручных операций.

С изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины, начинается второй этап промышленной революции. Потребность в более мощных источниках энергии привела к созданию нового вида машин, а уже к концу XVIII в. водяные двигатели сменил паровой двигатель. Он обладал универсальным назначением и позволял не только откачивать воду из шахт, но и приводил в движение станки.

Самые первые паровые машины появились еще в XVII в., их назначение предусматривало подъем воды. Такой машиной была установка английского инженера Томаса Севери. Котел в машине Севери был отделен от двигателя, объединенного с насосом, поршня и цилиндра в машине не было. Отделение котла от двигателя повышало эффективность установки и было важным шагом на пути создания паровой машины.

Позже появилась работоспособная паро-атмосферная машина английского инженера Т. Ньюкомена (1712 г.). Ее конструкция дорабатывалась, совершенствовалась, так как она была громоздкой и потребляла огромное количество топлива. Сначала паровой котел был отделен от цилиндра и соединен с ним трубкой, а Г. Бейтон в 1718 г. усовершенствовал машину: автоматизировал процессы попеременного пуска пара и воды, и снабдил котел предохранительным клапаном.

Пальма первенства создания первого двигателя универсального назначения ‑ двухцилиндровой паровой машины ‑ принадлежит русскому изобретателю-теплотехнику Ивану Ползунову в 1763 г. Это был настоящий научный подход: Ползунов был знаком не только с описанием машин Севери и Ньюкмена, но и с трудами М. В. Ломоносова по теплотехнике. Ползунов четко сформулировал задачу создания именно универсального теплового двигателя, и смог его создать. Шотландский техник Дж. Уатт создал паровой двигатель в 1765 г., который положил начало промышленной революции.

Революцией в производстве стало совершенствование сверлильных и токарных станков, изобретение суппорта и отделение привода от станка, внедрение привода от водяного колеса, появление горизонтально-расточных станков и станков для глубокого сверления. В 1794 г. Генри Модсли изобрел «крестовый суппорт», представляющий две каретки, имеющие возможность независимого перемещения в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью винта. Модсли впервые объединил станки в одну поточную линию.

Ряд отраслей промышленности развивался исключительно на основе достижений научной мысли, например, химическая промышленность. Производство химические препаратов, в которых нуждались различные виды производства, обеспечивало потребности в серной кислоте, соде, хлоре и т.д. Эти вещества использовались для изготовления стекла, взрывчатых веществ, красок, отбеливателей, фармацевтических препаратов и ряда других изделий.

Развитие промышленности требовало новых знаний в сфере механики, математики, геометрии, физике, химии и т.д. От успешности промышленного производства теперь зависели успехи в совершенствовании огнестрельного оружия, развитии транспорта, торговли и всей экономики в целом.

Итого:

Взлет и расцвет научного познания был подготовлен предыдущими эпохами, когда передовые идеи постепенно накапливались и сохранялись. Можно сказать, что современная наука и техника представляют собой результат творческих усилий как Запада, так и Востока. Среди других причин, вызвавших перестройку европейского общества была десакрализации многих сфер жизнедеятельности. Вместо христианской религиозной идеологии главенство занимает светская, со своими ценностями и приоритетами. В качестве одной из фундаментальных ценностей новой Европы является идея прогресса и возможности рационального освоения мира. Наука освобождается от богословия и теологических установок. Вместо библейских объяснений природы мира приходит новая техника исследований, когда метод научного подхода к явлениям природы был принят во всей его полноте.

Наука постепенно приобретает статус производительной силы, а также социальной, регулирующей управление многообразными социальными процессами. Систематическое применение научных знаний в производстве приводит к техническим, а затем и научно-техническим революциям, что меняет отношение человека к природе и системе производства.

Таким образом,в Европе в XVIII в. происходит бурное развитие естественных и гуманитарных наук, чему во многом способствовало ускоренное капиталистическое развитие наиболее развитых стран в экономической сфере и господство идеологии Просвещения с ее рационализмом в духовной сфере. В связи с падением влияния церкви препятствий для развития науки больше не было. Быстрое совершенствование и развитие техники и технологии создавали предпосылки для промышленной революции, начало которой связано с изобретением в Англии в 60-егг. XVIII в. парового двигателя Дж. Уатта.

Астрология | Фэн-Шуй | Нумерология