Законы общественного развития. Базовые законы развития общества Духовная сфера как источник общественного прогресса

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-


Давших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по­знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со­циальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми­рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима­лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана­логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет­ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со­временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо­жем сказать, что в процессе социального развития происхо­дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каюмов, Айрат Дамирович. Закон и его реализация: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01.- Казань, 1999

Введение

Социально-юридическая природа закона 9

1. Социальная природа закона 9

2. Юридическая природа закона и законотворчество 33

ГЛАВА II 83

Реализация закона и его эффективность 83

1. Реализация закона и норм международного права 83

2. Эффективность закона и критерии ее оценки 134

Заключение 151

Список использованной литературы: 153

Введение к работе

Проблеме закона всегда уделялось большое внимание. Начиная с древних веков и до наших дней этот вопрос подвергался исследованиям ученых. Причина тому видится в большом значении закона в жизни людей.

Существование общества предполагает организацию его жизни по определенным заранее установленным правилам. Любое общество неоднородно, состоит из индивидов, групп, слоев, общностей, которые имеют свои собственные интересы. Поэтому возникает необходимость создания общих правил, приемлемых в той или иной части для всех и для каждого. Эта проблема стояла перед людьми на протяжении многих веков, и со временем был удачно найден достаточно универсальный инструмент, имя которому -юридический закон. Та специфика, которую имеет закон - от процесса создания до реализации, делает его действенным фактором развития и функционирования общества.

Роль и место закона в общественной жизни изучались и исследовались многими учеными в различных ракурсах. Однако, актуальность изучения места и роли закона в нашей жизни сохраняется. Это объясняется развитием общественных отношений, изменением экономических, политических, моральных и иных принципов социального уклада. Проблема имеет особенную актуальность сегодня, поскольку наше общество не первый год пытается преодолеть трудности, возникшие в связи с формированием новых экономических отношений. Необходимость ее исследования вызывается также сложностью задач, связанных с изменениями в социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности россиян.

Роль закона трудно переоценить в части оформления согласованной воли различных слоев населения и четкого проведения ее в жизнь. Поэтому проблема реализации закона, его эффективности являются актуальными на сегодняшний день и требуют всестороннего исследования.

4 Любой процесс предполагает предварительную постановку целей и задач

движения, а затем выбор наиболее оптимальных средств и способов их

достижения. Если говорить о цели общественного прогресса, то это -

нормальное гармоничное развитие личности, удовлетворение ее духовных и

физических потребностей, а в комплексе средств и способов достижения этой

цели видное место занимает юридический закон.

Естественный процесс развития общества предполагает динамизм общественных отношений. Соответственно, закон, как регулятор этих самых отношений, должен своевременно реагировать на эти изменения. В противном случае цель и роль закона в системе общественных отношений значительно искажаются. Для того, чтобы исключить потенциальные негативные последствия, закон должен отражать движение разнообразных общественных отношений не только тогда, когда он издается, но и когда реализуется.

В связи с этим первостепенное значение приобретает проблема разработки теоретических основ закона и законотворчества, повышения их качества, эффективности. Теория закона относится к числу наиболее актуальных в юридической науке и практике. Это обусловлено тем, что ныне закон в силу своих преимуществ (оперативности, доступности, публичности и т.д.) является приоритетной и наиболее оптимальной формой права. Именно закон является тем удачно выполненным сосудом, где прежде всего мы находим нормы права.

Целью диссертационного исследования является общетеоретическое исследование закона и его реализации.

изучить социальную природу закона, как одного из основных регуляторов жизнедеятельности общества;

исследовать юридическую природу закона и законотворчества;

обобщить достижения науки в разработке проблем закона;

рассмотреть проблему эффективности закона и критериев ее оценки;

Проанализировать процессы реализации закона и возникающие в связи

с этим проблемы на практическом материале;

Выявить некоторые особенности имплементации международно-
правовых норм.

Методологической основой исследования являются современные методы научного познания, выявленные и разработанные наукой и апробированные практикой. В ходе исследования использовались общенаучные и частные методы, такие как: исторический, формально-правовой, сравнительно-правовой, социологический, метод системного анализа и другие.

Эмпирическую базу исследования составляют: действующее законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан, документы и решения государственных органов, материалы судебной практики, отдельные международно-правовые акты, справочные материалы.

Теоретической основой исследования являются научные труды по философии, социологии, теории государства и права, международному праву, филологии. В ходе исследования были использованы работы С.С.Алексеева, Д.Анцилотти, В.Г.Буткевича, С.Л.Зивса, Г.В.Игнатенко, Д.А.Керимова, С.Ф.Кечекьяна, И.И.Лукашука, С.Ю.Марочкина, Г.Марченко, А.В.Мицкевича, Н.В.Миронова, Р.А.Мюллерсона, Ю.С.Решетова, Ю.А.Тихомирова, А.Н.Талалаева, Е.Г.Усенко, А.А.Ушанова, Ф.Н.Фаткуллина, Р.О.Халфиной, А.Г.Хабибулина, В.Н.Хропанюка, Л.Д. Чулюкина, А.С. Явич и других.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа представляет собой первое в отечественной теории государства и права комплексное диссертационное исследование проблемы закона и его реализации с учетом нового опыта государственно-правового строительства в нашей стране.

1. Закон - нормативно-правовой акт, присущий цивилизованному обществу и существующий для него. Является ли он мерой свободы, квинтэссенцией справедливости, отражением ли реально существующих человеческих поступков, - в любом случае закон выступает как некий регулятор отношений между людьми, служит мерилом необходимого или возможного, обеспечивается государством и выступает сегодня обычно как согласованная воля различных слоев населения.

2. Юридический закон играет важнейшую роль среди социальных регуляторов и в полном объеме включает в себя их достоинства. На его формировании сказывается весь комплекс факторов, влияющих на жизнедеятельность людей, включая природные, духовные, социальные, политические, экономические и иные. В свою очередь, закон оказывает регулирующее воздействие на общество. Выражая согласованную волю различные слоев населения, становится мерилом дозволенного и возможного, является основой правового регулирования общественных отношений.

3. Закон является одним из основных факторов развития этнических и
межэтнических отношений. Современная цивилизация с помощью
юридических законов пытается решить проблемы глобального масштаба и, в
этом контексте, закон призван активно влиять на процесс предупреждения и
разрешения межэтнических конфликтов.

4. Закон, являясь формально определенной, общеобязательной
юридической субстанцией, должен содержать в себе все необходимые свойства
и условия реального воплощения в государственном и социально-
экономическом устройстве общества.

5. Реализация закона представляется системным явлением, имеющим
сложную взаимосвязанную структуру. Реализацию права и реализацию закона
можно соотнести как две системы, одна из которых в качестве своего элемента
содержит другую. Причем, общие признаки и свойства системы реализации
права наиболее ярко представляют себя в ходе реализации закона.
Следовательно, реализацию закона можно определить как осуществление

7 установленных в нем общеобязательных велений в реальные общественные

отношения посредством специальных способов и приемов.

Значительное влияние на проблему реализации закона оказывают

социальные, экономические, политические отношения, правовое сознание,

духовный уровень общественных отношений и иные факторы.

6. Реализация закона в качестве подсистемы содержит механизм
реализации, который обладает набором специфических составляющих,
отличающих его от других систем. Учитывая, что механизм реализации закона
- юридическая категория, элементы, составляющие его организованную
совокупность, представляют собой специфические юридические средства.
Целью механизма реализации закона является претворение государственно-
властных велений закона в реальные общественные отношения.

7. Федеративное устройство государства предполагает наличие
определенной специфики в законотворчестве и законореализации на всех
стадиях, включая принятие, внесение изменений и дополнений, отмену,
контроль за соблюдением, толкование. Данный вывод автором сделан на
основе анализа законодательства Российской Федерации и Республики
Татарстан. В качестве примера использовано законодательное регулирование в
области судебной системы.

8. Непосредственное отношение к проблеме реализации закона в РФ
имеет положение, закрепленное в п.п.1,2 ст.5 Конституции РФ: "Российская
Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономных областей, автономных округов - равноправных
субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою
конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство."
По мнению автора, здесь прослеживается некоторое уравнивание полномочий
государства (республики) и края, области и т.д. (административно-
территориального образования). В связи с этим возникает проблема, поскольку
известно, что законодательные функции обычно есть у государства

8 (республики), и проблематично наделение такими функциями

административно-территориальных субъектов. Поэтому, говоря о равноправии

субъектов федерации, необходимо иметь ввиду, что их современный правовой

статус неодинаков. Этот вопрос можно решить лишь совместными усилиями

теоретиков и практиков.

9. Признание Конституцией РФ международных договоров и
общепризнанных принципов и норм международного права частью
национальной правовой системы предполагает соотносить реализацию закона с
имплементацией норм международного права. Имплементация осуществляется
путем трансформации, инкорпорации, рецепции, отсылки. Необходимо
отметить, что термин «имплементация» в международном праве следует
отличать от термина «осуществление» в национальном праве.

10. Эффективность закона определяется соотношением заложенных в нем
целей и реального результата. Она достигается при условии регулирования
нормами закона объективных закономерностей социального развития и
использования при этом полного комплекса факторов, связанных с
юридической природой закона.

По мере обновления нашего общества, роль закона возрастает. Он тесно связан с укреплением правовой основы общественной и государственной жизни, законности, правопорядка и формирования правовой культуры личности.

Социальная природа закона

Социальная и юридическая природа закона не может быть выявлена и осмыслена достаточно глубоко без предварительного анализа проблем общего характера, связанных с необходимостью упорядочения общественного развития, социальным управлением, использованием в этом деле норм и учреждений. С этой точки зрения представляется необходимым как определенный экскурс в историю развития политико-правовой мысли, так и рассмотрение современного состояния научных взглядов по этим вопросам.

На протяжении всей истории существования человечества людей волновал вопрос о месте и роли человека в окружающем мире, о его взаимосвязи с природой, о социальных взаимоотношениях. Существенная роль отводилась осмыслению проблем функционирования общества, раскрытию природы социальных норм. В этом плане значительное место занимало изучение такой социальной категории, как юридический закон.

Если развитие человечества в период первобытнообщинных отношений происходило без особых различий на всех территориях существования человека, то с развитием производящей экономики, разделением труда, и с возникновением государства, политико-правовая мысль развивается в отдельных регионах планеты по-разному.

В целом можно сделать вывод, что повсеместно правовая мысль древних народов имеет мифологические истоки и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в окружающем мире. Первоисточником всех существующих порядков признается божественное начало, однако вопрос о способах и характере связи божественного первоисточника с земными отношениями решается различно. Эти различия обуславливаются своеобразием того строя, порядков, традиций и обычаев, при которых развивалось общество.

Так, процесс становления и развития правовой мысли Древней Греции отличается попытками рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях. Ученые Древней Греции настойчиво подчеркивали основополагающее значение господства справедливости законов, однозначно признавая их регуляторами общественной жизни.

Большой вклад в учение о законе внес Аристотель, который в своем понимании разделяет положения Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Закон олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. "Понятие справедливости, - отмечает Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как закон, служащий критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения". Кроме того, мыслитель подчеркивает, что "там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя".!

В понимании Джона Локка закон - не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом.2 Свою точку зрения на природу закона, во многом преемственную последующими мыслителями, и, безусловно, представляющую интерес и сегодня, имел выдающийся французский ученый Шарль Луи Монтескье. В своей работе "О духе законов или отношениях, в которых законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии, торговле и т.д." он подробно излагает свои взгляды на зависимость законов от объективных и субъективных факторов, окружающих человека. "Есть первопричина всего; законы же - отношения, существующие между нею и различными существами и взаимные отношения этих существ".1 Монтескье различает законы животного мира и человеческие, относя к первым естественные (природные) законы, потому, что они соединены способностью чувствовать и не имеют иных законов, которые он относит к другой категории, законов положительных (созданных) потому, что соединены способностью познавать.

То есть человеческие (положительные) законы - продукт сознательной деятельности людей, направленные на урегулирование отношений. Как существо физическое, человек, подобно всем телам, управляется неизменными законами, а как существо, одаренное умом, созданное для жизни в обществе, он способен забывать своих ближних и посредством законов общество призывает его к исполнению его обязанностей.

В человеческом обществе Монтескье выделяет законы природы, называемые так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего существа, определяя их как естественные законы. Среди них он обозначает четыре основных закона: из стремления ладить друг с другом проистекает стремление к миру, что есть первый естественный закон; стремление добывать пищу есть второй; взаимное влечение друг к другу является третьим; жить в обществе себеобразных - четвертый естественный закон.

Ко второй группе он относит законы положительные, которые возникают в результате войн между нациями - международные войны, войны между правителями и управляемыми - политическое право, войны между гражданами - гражданские законы. Причем, в понятие "войны" он вкладывает не только физические действия с применением оружия, но и духовное, моральное и нравственное. По мнению Монтескье, закон - сложная социальная категория, имеющая взаимообусловленность со многими факторами. Законы, согласно философу, должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа. Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства, имеют ли они целью устройство его, - что есть дело законов политических, - или только поддержание его существования, - что есть дело гражданских законов. Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату - холодному, жаркому или умеренному, качеству ее почвы, ее положению, величине, образу жизни ее народов землевладельцев, охотников или пастухов - степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они должны состоять в известном отношении друг к другу, к условиям своего происхождения, к целям законодателя и к порядку вещей, на котором они утверждаются... Совокупность этих отношений образует то, что называется духом законов.

Юридическая природа закона и законотворчество

Реализация принципов правового общества, предполагающего верховенство закона, обуславливает необходимость обоснованной концепции источников права, которая определяет закон как источник права. В юридической литературе имеют место научные разработки этой проблемы.

Однако, как с теоретической, так и с практической точек зрения, актуальность исследований в этой области представляется оправданной. Понятие источников права многозначно. Профессор С.Ф.Кечекьян отмечал в этой связи, что оно "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим определением".1

Эта мысль, высказанная полвека назад, имеет актуальность и сегодня, т.к. под источниками права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном, юридическом смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права, имея ввиду вклад внутреннего и иностранного права в создание какой-либо правовой системы.2

Существуют мнения, что в отечественной юридической науке отсутствует общепринятое, всеми одобряемое понятие источника права. Обычно ограничиваются признанием того, что юридический источник права есть "нечто, относящееся к форме права".3 Под юридическим источником права понимают форму выражения правила, сообщающее ему качество правовой нормы;1 тот единственный резервуар, в котором пребывают юридические нормы;2 форму установления и выражения правовых норм3 и т.д. При этом одни авторы имеют ввиду нормотворческую деятельность государства, другие результат этой деятельности, третьи - то и другое, объединяемое общим понятием "внешняя форма права".4 Не все юристы-ученые противопоставляют "деятельность" и результат. Английский ученый К.Аллен определяет источник права как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и прежде всего, обязательными,5 тем самым не противопоставляя "деятельность" и результат. Такую же точку зрения имеет С.С. Алексеев: "Объективированный в документальном виде акт правотворчества, - отмечает он, - является юридическим источником соответствующих юридически норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования".6 Своеобразную точку зрения высказывает Г.В. Швеков, понимающий под внешней формой права "не только официальные формы выражения права, но все то, в чем проявляет себя право вовне, как таковое, как явление".7 Сегодня право рассматривают как общечеловеческую ценность и представляется, что именно в источнике права - форме, обычно нейтральной по своему социально-классовому содержанию, - едва ли не прежде всего проявляются общесоциальные черты права. Право - элемент культуры, поэтому при исследовании правовых систем (а также источников права) необходимо учитывать господствующие в обществе этические и философские взгляды, мировоззренческие концепции и т.д. Отсюда целесообразно различать эпохи традиционно-религиозного и светского (т.е. государственного) правопонимания. Такой подход позволяет показать прямую связь и взаимообусловленность развития правопонимания и форм выражения права. Что касается развивающихся стран Востока и Африки, то здесь обе формы правопонимания нередко сосуществуют в рамках одних и тех же правовых систем вплоть до нашего времени. В Европе же отход от религиозного правопонимания наблюдался еще в XVII веке (достаточно вспомнить Вестфальский трактат 1648 года). Отсюда понятие юридического источника права, которое сложилось в европейской (и близкой к ней отечественной) правовой системе, предполагающее связь правовой нормы с государством, не может безоговорочно использоваться во всех без исключения правовых системах. На наш взгляд, необходимо разноуровневое понимание источника права.

Проводя такую дифференциацию и исходя из того, что право отличается от других социальных регуляторов своим общеобязательным характером, следует, что источником правовых норм является нечто, придающее ему общеобязательность. Тогда под источником права следует понимать обусловленный характером правопонимания данного общества способ признания социальных норм в качестве обязательных.1

Реализация закона и норм международного права

Существенную роль в процессе качественного преобразования устоев жизнедеятельности нашего общества призвано сыграть действующее законодательство. Действенность же законодательных и иных нормативно-правовых актов нельзя представить без последовательного, неукоснительного осуществления составляющих эти акты правовых норм. На современном этапе ведётся интенсивная работа, связанная с обновлением законодательства, с принятием новых законодательных актов. А это заставляет уделять самое пристальное внимание процессам реализации правовых норм, их превращению в живую практику.

Для понимания проблем реализации закона необходимо рассмотреть общее понятие реализации норм права, так как закон является основным источником этих норм.

В юридической литературе проблемам реализации права уделялось и уделяется достаточно пристальное внимание. Однако однозначного подхода к разрешению этого вопроса нет. Тем не менее, существуют устойчивые позиции некоторых авторов, рассмотреть и проанализировать которые мы считаем необходимым в данной работе.

Доктор юридических наук, профессор Фаткуллин Ф.Н. под реализацией правовых норм понимает воплощение в регулируемых ими актуальных общественных отношениях всего того, что в этих нормах заложено1. Речь идёт о воплощении в общественных отношениях как самих общих масштабов поведения, предусмотренных в диспозиции норм права, так и их велений относительно цели, субъектного состава, требуемых жизненных ситуаций и средств государственного обеспечения, если в этом есть необходимость. Общие правила, трансформируясь в субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или в полномочия, вместе с велениями по поводу цели, субъектного состава и требуемых жизненных ситуаций, воплощаются в общественных отношениях, регулируемых диспозициями правовых норм, а веления относительно средств государственного обеспечения, превращаясь в меры юридической ответственности, восстановления, ничтожности, превенции или поощрения - в общественных отношениях, упорядочиваемых их санкциями. И те, и другие отношения наполняются живым содержанием, когда их участники, сообразуя своё фактическое волеизъявление с имеющимися правами, свободами, обязанностями и т.д., совершают правомерное или даже специально поощряемое поведение. В волевом плане при реализации права в регулируемых общественных отношениях воплощается государственная воля, выраженная в соответствующих нормах, и соотнесённая с ней индивидуальная воля непосредственных участников этих отношений. Государственная воля находит своё воплощение в тех юридических формах, в которых складываются регулируемые отношения, индивидуальная - в конкретных действиях субъектов правореализации. Согласованность индивидуальной воли с государственной, их общая направленность способствует единству юридического и фактического содержания этих общественных отношений, обеспечению претворения намеченного законодателем в повседневную жизнь на всех ступенях происходящих при этом процессов. Профессор определяет реализацию права как многоуровневое явление, с расположением процессов, относящихся к её структуре, не в линию, и закономерно происходящих в разных плоскостях. Уровни правореализации различаются. Во-первых, в зависимости от того, правила и веления норм какого статутного или иного характера претворяются в жизнь, например нормы Конституции или нормы Постановления Правительства. Уровень реализации статутных норм является базовым, расположенным на несколько другом уровне. В процессах реализации последних незримо присутствуют одновременно осуществляемые статутные нормы, необходимо сопровождая и направляя их. Те или иные сдвиги, которые происходят на данном уровне, неизбежно сказываются на правореализации в целом. Различаются статусы на общий и специальный: первые - одного рода, вторые - одной специфической группы в рамках определённого рода. Общим правовым статусом объединяются: - гражданство как юридически признанная принадлежность человека к данному государственно-организованному обществу, которая выражает его принципиальные взаимоотношения с государством, опосредуется взаимными правами, обязанностями и ответственностью; - правосубъектнсть как юридически признаваемая способность лица самостоятельно иметь субъективные права, свободы, полномочия и обязанности (правоспособность), своими действиями осуществлять их (дееспособность), и нести ответственность за отклоняющееся поведение (деликтоспособность); - общерегулятивные права, свободы, обязанности и полномочия как определённые виды, меры или сферы возможного, должного или возможно-должного поведения, одинаковые для всех участников регулируемых правом отношениях; - общеправовые принципы и охраняемые законом интересы деятельности участников упорядочиваемых правом общественных отношений; - позитивная юридическая ответственность, понимаемая как осознание правовых свойств своих действий (бездействия), соотнесения их с действующим законодательством, готовность отвечать за них перед государством и обществом. Специальный правовой статус как бы накладывается на систему юридических категорий, образующих общий правовой статус. Субъекты права, наделяемые им, обладают ещё некоторыми дополнительными правами, обязанностями и полномочиями, однако опять же общими для всей данной группы участников регулируемых общественных отношений. При этом связи между отмеченными уровнями правореализации носят субординационный характер, поскольку существует определённая зависимость использования и применения нестатутных норм от статутных. Во-вторых, не на одном уровне находятся и процессы реализации материально-правовых, собственно управленческих, контрольно-надзорных и процессуальных (процедурных) норм права. Управленческие нормы подключаются в ход реализации материально-правовых, например, при необходимости в индивидуально-правовом регулировании (Федеральный Закон РФ от 25.09.98г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятый 16.09.98.)1, процессуальные и процедурные "обслуживают" такое регулирование (например, Федеральный Закон РФ от 04.03.98г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступлении в силу поправок к Конституции РФ»)2, а контрольно-надзорные сопровождают правореализационные процессы в целом (например, Федеральный Закон от 24.07.98. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»).

Эффективность закона и критерии ее оценки

Одной из объективных закономерностей развития общества является необходимость повышения эффективности всех социальных средств и механизмов, при помощи которых обеспечивается жизнедеятельность общества. Данный процесс в полной мере касается и закона, как нормативно-правового акта, предполагая более полное использование его возможностей. Об эффективности закона свидетельствуют результаты общественной практики, то есть когда их реализация дает положительные результаты, способствует достижению поставленной цели.1 Поэтому исследование существа эффективности закона и поиски реальных путей усиления их положительного воздействия на общественные отношения остаются одной из актуальных задач юридической науки.

С точки зрения В.М. Сырых, предполагается, что эффективные нормы права должны обеспечивать реализацию поставленных целей, приводить к ожидаемым социально полезным результатам: упрочению правового порядка, снижению уровня правонарушений, созданию условий для беспрепятственной реализации прав граждан и иных субъектов права. Подобные результаты достигаются в случаях, когда нормативно-правовой акт подготовлен на качественно высоком уровне и соответствует следующим общим условиям эффективности: - акт основывается на достижениях правовой науки, а также учитывает требования законодательной техники, нормы международного права, правотворческий опыт других республик и зарубежных стран; - цели эффективно действующей правовой нормы соответствуют уровню экономического и социально-культурного развития общества, учитывают социальные, юридические и иные закономерности, действующие в сфере, регулируемой данной нормой.1

В.В. Лапаева под эффективностью закона понимает меру его вклада в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях.2

Говоря об эффективности закона, имеется ввиду его определенное внутреннее свойство, а именно его способность оказывать положительное воздействие в заданном направлении при данных конкретных социальных условиях.

Необходимо отметить, что закон должен не только обуславливаться объективными закономерностями и социальными потребностями, но и соответствовать тому уровню правосознания, правовой культуры и правореализации, который реально существует в период его функционирования. Если закон сформулирован без должного учета этого уровня, в расчете на какие-либо идеальные, пока еще объективно не созданные условия, то он с самого начала имеет внутреннюю недостаточность -полностью или частично лишен эффективности. И наоборот, когда правореализация фактически оказалась значительно ниже общего уровня, т.е. была "ненормальной", имела существенные изъяны, то такая недостаточность должны рассматриваться как нежелательное свойство практики реализации того или иного закона. При такой ситуации следует сначала внести необходимые коррективы в практику реализации соответствующего закона, и только после этого на основе новых данных судить о том, насколько сам закон обладает способностью положительно влиять на общественные отношения и установки их участников.

Для выявления наличия или отсутствия в законе того внутреннего свойства, которое обозначается понятием "эффективность", надо обязательно изучать объект его воздействия, определять соотношение его исходного, фактически достигнутого и идеально намеченного состояния.

Закон своим воздействием на внешнее поведение подвергает его упорядочению, регулятивному воздействию. Кроме того, он оказывает воздействие на сознание и психологию людей, т.е. проявляется воспитательное воздействие. Как раз на этом основывается разграничение регулятивной и воспитательной функции закона.1

Таким образом, говоря об эффективности закона, необходимо учитывать и положительное воздействие на общественные отношения и влияние на внутренний мир личности, осознание, усвоение людьми правовых эталонов, на выработку у них необходимых личностных установок.

Помимо всего этого, при рассмотрении понятия эффективности закона следует учесть материальные, трудовые и духовные издержки, являющиеся прямым следствием его функционирования. Это весьма важное обстоятельство, характеризующее как раз свойство эффективности. Никакой закон не в состоянии претендовать на признание его эффективности, если он функционирует со значительно более высокими издержками, нежели его положительное влияние на объект своего воздействия.2

Наконец, понятие эффективности закона связано только с положительным результатом воздействия на общественные отношения и на сознание их участников. М.П.Лебедев с полным основанием подчеркивает, что "по установившемуся словоупотреблению, понятие эффективности соответствует не всякому эффекту закона (подзаконного акта), а только его положительному эффекту, т.е. такому, который приближает полученный результат к намеченной в законе цели".3

Исходя из вышеизложенного, под эффективностью закона следует понимать его способность с наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные отношения и на установки их участников в заданном направлении при тех социальных условиях, которые реально существует в период их действия. Для того, чтобы то внутреннее, качественное свойство закона, каким является ее эффективность, реально обнаружило себя в поведении участников общественных отношений, необходимы определенные социальные факторы. Наличие последних способствует активному проявлению эффективности закона в объективной действительности, а их отсутствие, напротив, сдерживает этот процесс. Анализ таких факторов представляет несомненный научный и практический интерес.

Законы общественного развития и теория .
- 03.01.12 г. -

Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций .
В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).
На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования .
Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций .

Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.
Во-первых, науки не знают, что такое законы , и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.
Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма , что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке , которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

[«Модернизации диалектической теории функциональные возможности»].

Р А З В И Т И Е

Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В А

(К О Н С П Е К Т)

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

С Т Р.

1. ПРЕДИСЛОВИЕ …....................................................................... 3

2. БАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ….................... 4

3. КАПИТАЛИЗМ ….......................................................................... 5

4. СОЦИАЛИЗМ …............................................................................ 7

5. КОММУНИЗМ …............................................................................ 8

6. НОВАЯ СТУПЕНЬ ЧЕЛОВЕКА …................................................ 12

ЗЕМНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ........................................................... 13

8. РУССКИЙ НАРОД В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ …..... 15

9. ЦИВИЛИЗАИОННАЯ ИДЕЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА …...................... 17

10. СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТОВО …..................................... 18

ПРЕДИСЛОВИЕ

Осознавая, что современные избалованные интернетом и сетями люди не желают тратить своё время на чтение объёмных трактатов с неизвестным содержанием, попытаемся изложить кратко, в виде конспекта, основные положения концепции развития современного человечества. Конспект позволит также сконцентрировать принципиальные выводы этой концепции и увидеть их в строго регламентированном порядке.

Существующие с советских времён до сих пор стереотипы социалистического и коммунистического развития общества во многом несостоятельны. Догматическое примене-ние теории научного коммунизма, других марксистских наук, отсутствие творческого, нова-торского осмысления учения К. Маркса, превратили марксизм в забальзамированный труп. Бездумное цитирование трудов классиков, утрата связи с современностью, да и, наверное, незрелость общества и, прежде всего, производства, не позволили КПСС, другим коммуни-стическим и рабочим партиям мира, понять закономерности дальнейших преобразований человечества, места социализма в этих преобразованиях, пути перехода от социализма к коммунизму, и, наконец, понять устройство и функционирование самого коммунистического общества, процесс и сущность революционного перехода из социалистического общества к коммунизму.

Теоретическая мысль марксизма, засоренная обывательскими представлениями периода социалистической революции и становления советской власти в СССР, не нашла необходимых решений назревших проблем общества, погрязла в болоте текущих мировых и тривиальных советских дел, не заметив назревания глубоких противоречий социалистиче-ского развития. Результатом всего этого стал контрреволюционный переворот в СССР, распад его на самостоятельные буржуазные республики, распад социалистического лагеря.

Не была осмыслена и глобализация человечества, дальнейшие пути становления земной цивилизации. Не понят и биологический смысл наступающего перехода типа чело-века НОМО SAPIENS в новую ступень развития – ступень ЧЕЛОВЕКА КОСМИЧЕСКОГО, а вместе с этим и всего человечества в ступень КОСМИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Настоящий конспект не акцентирует внимание на достаточно познанных законах функционирования досоциалистических обществ. Классический капитализм, империализм, взяты сугубо контекстно. Основной интерес сосредоточен на современном постсоветском человечестве, закономерностях и противоречиях развития социализма, причинах падения советского государства, на переходе от социализма к коммунистическому обществу, рас-смотрению самого коммунистического общества, его особенностей, отличий от советского социализма, устройства путей развития и принципов функционирования первичной ячейки коммунистического общества – коммуны, перспективы развития человеческой цивилизации, современные задачи, стоящие перед мировым сообществом и русским народом, их нацио-нальные и цивилизационные идеи. Эти вопросы изложены в основных чертах, концепту-ально, что требует дискуссии и более глубокого теоретического осмысления. Не эффектного теоретизирования с засорением мысли множеством спорных и не всегда ясных терминов, а рассуждений на доступном каждому современному человеку языке, чётком изложении мысли. Простота, краткость и ясность подачи материала – не только показатель понимания самим автором излагаемых им умозаключений, но и содействует пониманию его читателями и даже самому желанию читать его.

Для продолжения обсуждения поднятых здесь тем, отзывов и критических замечаний, можно писать автору на электронную почту: [email protected] или на страничку В КОНТАКТЕ: https://vk.com/id59174370

БАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Впервые научное объяснение развитию общества дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Эти законы в соответствии с научными знаниями того времени изложены ими в ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ, ПОЛИТЭКОНОМИИ, ТЕОРИИ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА. Многочисленные труды классиков, и, прежде всего, КАПИТАЛ К. Маркса, легли в основу марксизма – науки о законах развития природы и общества и путей революционного преобразования капитализма в социализм с последующим переходом его в коммунистическое общество. Позже марксизм обогатился и новыми теоретическими выводами и практикой. Кратко эти законы заключаются в следующем.

Человек существует только в обществе. Вне общества человека не бывает. Человек – существо общественное. В основе развития общества лежит развитие производства. Если бы человек не производил, не создавал новый продукт потребления, он никогда бы не стал человеком. Труд создал человека. Трудом называется осознанное целенаправленное созда-ние заранее представляемого предмета потребления. Производством называется соединение орудий труда, средств труда и живого труда человека. Орудия труда, орудия производства – это то, посредством чего осуществляется производство: лопата, плуг, станки, машины, автоматизированные линии и заводы... Средства труда – природные ресурсы, используя которые, человек посредством орудий труда, орудий производства, создаёт не существующий в природе заранее намеченный предмет потребления. Совокупность средств труда и орудий труда образует средства производства. Производство осуществляется для удовлетворения конкретных потребностей человека, поэтому произведённый предмет потребления должен иметь спрос потребителей и как-то распределяться между производителями. Производство, спрос, обмен, распределение и потребление произведённого продукта труда неразрывно связаны между собой и что-то из них изменить, не изменив всё остальное, невозможно, не введя между ними противоречия. Противоречия возникают в результате борьбы противоположностей - причины развития. Производство всегда носит общественный характер, так как вне общества оно невозможно. Поэтому общество зависит от производства и соответствует ему, иначе между производством и обществом возникнет противоречие и потребность привести общество в соответствие производству. Но само производство зависит от уровня и характера развития орудий производства. Следовательно, развитие общества зависит от уровня применяемых в производстве орудий производства. Машинное производство соответствует капиталистическому обществу, автоматизированное производство – коммунистическому обществу. Важнейшей характеристикой производства и общества является собственность на средства производства. Они могут быть частной собственностью и принадлежать частному лицу, либо общественной и принадлежать всему обществу. Бывает и групповая, коллективная собственность – кооперативная, колхозная, семейная и т. п. За историческое время человечество прошло полный цикл развития по спирали золотого сечения (т. е. при увеличивающемся радиусе спирали по коэффициенту 1,618) двумя большими общественно-экономическими формациями: большой формацией на базе общественной собственности на средства производства, состоящей из трёх малых общественно-экономических формаций (род, племя, союз племён) и большой частнособственнической общественно-экономической формации, тоже состоящей из трёх малых (рабовладельческий строй, феодализм и капитализм). Прохождение двух больших формаций определяет меру развития, ступень развития общества (по спирали развитие приходит на то же направление радиуса её, с какого ступень (мера) развития началась, но на большем радиусе (+ 0, 618)), после чего развитие подобным образом повторяется но на более высоком уровне. Подобием первобытно-родовой общины является коммуна – ячейка коммунистического общества. Коммунизм отрицает частнособственническое общество и начинается новая ступень, новый цикл с новой мерой развития. Новая ступень общества – это и новая ступень человека, новый тип человека. Смена формаций, обществ, ступеней, происходит не самопроизвольно, а закономерно, согласно существующим объективно в природе (а общество, человек – часть природы) законам. Всякое развитие идёт изнутри как саморазвитие от простого к сложному, от единичных элементов, возникающих на флуктуационных мутациях уже существующей среды, к сложному, групповому соединению вышедших саморазвитием изнутри мутировавших элементов, с образованием групп и с последующим всё более тесным соприкосновением этих групп в противоречивой борьбе за существование (выживание). Новое всегда стоит на старом как на своей базе, и невозможно что-то изменить в старом, и тем более уничтожить, чтобы это не отразилось на новом. Как пример, вся жизнь на Земле начиналась с простых живых клеток, но достигнув наивысшей формы в человеке разумном, она перестанет существовать в нём, если хоть одно звено эволюции исчезнет: в каждом человеке сосуществует весь мир предшествовавших ему в развитии организмов. Сосуществование всего, возникшего за историю, эволюцию, - обязательное условие развития. Сосуществуют и все исторически возникшие способы производства: первобытный способ, когда люди берут «дары» природы, не затрачивая своего труда на производство (добыча нефти, газа, природных ресурсов, рыба, лес и т. п.), рабовладельческий способ в виде лагерей заключённых, концлагерей и т. п., феодализм как крестьянский труд на землевладельца, капитализм, социализм и нарождающийся коммунизм.Новое не просто сменяет старое, они сосуществуют всегда .

КАПИТАЛИЗМ

Капиталистический способ производства, капиталистическое общество подробно рассмотрено Карлом Марксом в его главном труде КАПИТАЛ.

Основой капиталистического производства, а как его следствия, и всего капитали-стического общества, является частная собственность на средства производства. Частная собственность на средства производства, утверждаемая законами буржуазного государства – органа принуждения класса рабочих работать на класс капиталистов -- позволяет господствующему классу эксплуатировать угнетённый класс рабочих и получать от этого прибыль буржуазии – главную цель капиталистического производства. Прибыль капиталиста возникает как изымаемая им часть продукта труда рабочих на основе владения капита-листом средством производства, как прибавочная стоимость труда, возникающая при неполном возмещении рабочим их коллективного труда. Материально-технической базой является машинное производство при капиталистическом (машинном) разделении труда. Машинное производство (и сама машина) возможно лишь при соответствующем ему разде-лении труда в процессе производства, которое и создано буржуазией как симбиоз машины и рабочего. При этом рабочий потерял себя как цельного производителя, стал частичным рабочим при частичной машине, создавая не весь продукт труда, а лишь часть его.

Спрос на произведённый товар определяет рынок, куда капиталист выносит этот товар как свой и с которым вступает в конкурентную борьбу с другими капиталистами за реализацию товара и получение наибольшей прибыли на рынке. Стихия рынка и произ-водства под него приводит к кризисам перепроизводства товаров, падению спроса и соответственно потребительской стоимости товаров, сокращению производства, безрабо-тице, а следовательно, ещё большему уменьшению спроса. Кризисы перепроизводства носят цикличный характер и приводят к резкому падению производства, ужасающе бедственному положению трудящихся, потерям труда производителей.

Стремясь к получению максимальной прибыли, капиталист усиливает эксплуатацию рабочих, принуждая их к более длительному рабочему дню, сокращая им заработную плату, удешевляя условия труда, повышая его производительность путём внедрения новых более эффективных орудий производства, более продвинутых технологий, автоматизацией и интеллектуализацией производства. Рабочие вынуждены защищать свои интересы в жёсткой антагонистической борьбе против капиталистов, и это понуждает буржуазию, с одной стороны, объединять свои интересы как класс через своё государство, с другой стороны, – стремиться заменить рабочих, вводя новую, более производительную технику и автоматизируя производственные процессы. За ворота фабрик и заводов выбрасывается масса «лишних людей». Неудержимая жажда буржуазии к увеличению прибыли и избавле-нию от «лишних людей», постоянно требующих улучшения условий труда, сокращения рабочего дня, повышения зарплат, толкает её ко всё большей автоматизации производства, замены трудящихся техникой, не вызывающей классовых противоречий и классовой борьбы с буржуазией. Однако, если в пределах ограниченного сокращения числа рабочих автоматизация ещё как-то нивелируется другими производителями, то при всеобъемлющем сокращении занятости трудящихся общество становится нежизнеспособным, так как произ-ведённый продукт не находит покупателя: народ неплатёжеспособен, происходит его крайнее обнищание. Как следствие, резкое возрастание классовой борьбы и социалистические революции с завоеванием власти трудящимися и созданием ими своего государства – ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА, устанавливающей контроль трудящихся над всеми сторонами производства и жизнедеятельности людей, принуждением буржуазии к подчинению трудящимся, путём уничтожения частной собственности на средства производства, объявле-ния всего производства и природных ресурсов общей собственностью общества и на этой основе введения планового хозяйства во всём общественном производстве.

Буржуазия выступает под флагом буржуазной демократии, подразумевающей свободу частной собственности и предпринимательства, равенства всех граждан перед законом, отмены всех привилегий. В условиях частной собственности равенство всех перед законом является замаскированным неравенством. В обществе, где главным мерилом ценности всему, включая и человека, являются деньги, равенство всех перед законом не определяет действительного равенства людей: всегда будет определять силу человека его кошелёк. За равенство как отмену привилегий буржуазия боролась с феодально-монархическими сословиями в период буржуазных революций. В буржуазном же государстве равенство граждан перед законом становится фикцией, пародией на демократию.

Развитие капитализма закономерно приводит к его империалистическому распрост-ранению через мировые и локальные войны и борьбу за рынки сырья и сбыта продукции, фашизацию наиболее развитой части буржуазного человечества. Сегодня эти процессы глобализации и порабощения стран и народов возглавляет сионизм, иудейские сионистские организации США, ЕС, Израиля, пустившие свои раковые метастазы во всём человечестве в виде так называемых пятых и шестых колонн, осуществляющих под руководством сионист-ских центров «цветные революции» с насильственной сменой неугодных им государств. Глобализация приводит к смене человечеством ступени его развития через мировую революцию.

СОЦИАЛИЗМ

Антагонистические классовые противоречия капитализма вызывают непримиримую борьбу трудящихся против буржуазии под руководством пролетариата и его политической партии, что при теоретическом и политическом осознании своей роли в обществе приводит рабочий класс к победе, установлению государства ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА и социа-листического общественного строя, национализирующего все национальные богатства, устраняющего частную собственность на крупные средства производства, вводящего плано-вое национальное хозяйство, обязательность труда для всех, распределение произведённого продукта по труду. Трудящиеся через своё государство становятся собственниками всех общественных богатств, сознательными хозяевами всех сторон своей жизни.

Закладываются фундаментальные условия для рождения и развития новой большой общественно-экономической формации - коммунистического общественного строя . Никакой самостоятельной общественно-экономической формации социализм не представ-ляет и является переходной фазой от капитализма к коммунизму, неся в себе главные особенности и того, и другого. Как база построения коммунистического общества, социализм устанавливает, и на все будущие времена обеспечивает, такие обязательные условия коммунизма, как социалистическое государство диктатуры пролетариата, уничтожение крупной частной собственности, допускающей эксплуатацию человека человеком, сохранение всех средств производства, всех национальных богатств, в национальной общественной собственности, плановое ведение общенационального хозяйства, всеобщая обязательность труда. От капитализма же социализм наследует важнейший его признак -- созданное им одновременно с машинным производством капиталистическое (машинное)разделение труда в процессе производства. Это и придаёт социализму переходный двойственный его характер. Образно можно сказать, что социализм - есть полукапитализм-полукоммунизм. И поэтому его состояние неустойчиво и зависит от направленности вектора тех процессов, которые происходят в обществе. Заложенная в капиталистическом разделении труда дифференциация людей развивается через распределение продукта потребления по труду ивновь возрождает частную собственность, частнособственнические интересы и психологию. Так, в СССР (и в других странах социализма) поляризация доходов трудящихся, а вслед за нею и дифференциация населения, к началу 90-х годов взрастили интерес наиболее состоятельных граждан, накопивших значительные имущественные и финансовые средства, изменить так государственные законы своих стран, чтобы эти средства приносили новый доход, т. е. изменить государственный строй. Свершилась контрреволюция с возрождением капиталистического общественного строя. Главное противоречие социализма между коммунистическим новаторством и капиталистическим наследием при остановке назревшего развития общества в коммунистическом направлении развернуло вектор развития назад, в капитализм. Подвижное равновесие борющихся в социализме противо-речий способно менять направленность развития общества на противоположное. В этом смысле, социализм – это точка графика перехода от старого общества к новому, очень неустойчивое положение шарика на вершине тетраэрда, зависящее от направления ветра. В то же время, социализм - это часть, фаза, коммунизма и при сохранении вектора развития на коммунизм всегда будет сопровождать коммунизм, как необходимая его часть, как условие его существования. Образно можно представить такой фазовый переход между двумя обществами (социализмом и коммунизмом) как подобие фазового перехода двух состояний воды (или любой другой жидкости в подобном фазовом переходе), когда из охлаждающейся жидкости возникают отдельные кристаллы льда, всё больше обрастающие новыми кристаллами, группирующимися в отдельные льдинки в разных местах жидкости, пока ни замёрзнет вся вода. Наличие жидкости и направление подачи тепла (холода) является условием перехода вещества из фазы воды (жидкости) в фазу льда (твёрдое состояние), а процесс находится в постоянном обратимом равновесии. Но состояние жидкой фазы будет сохраняться в течение всего времени фазового перехода. Так и социализм как фаза коммунистического общества будет сосуществовать всегда, пока будет развиваться процесс фазового перехода между соседними обществами. Социализм – условие, матери-альная база этого фазового перехода. А сам фазовый переход будет происходить в соци-алистическом обществе по частичкам из новых коммунистических образований – коммун. Одиночные предприятия-коммуны долго ещё будут вырастать внутри социалистических стран новой ступени развития Земной цивилизации. И они вовсе не заменят, никогда не заменят, производства других, несоциалистических, стран, и даже многих социалистических (в том или ином смысле) стран, других способов производства. Да и в своей стране коммуны будут всегда сосуществовать со всеми прочими социалистическими предприятиями и гармонично с ними сотрудничать. Коммуны относительно долго будут в некотором смысле экзотикой. Скорее всего, коммуны начнут свою историю именно в России.

КОММУНИЗМ

Коммунизм фрактально подобен первобытно-общинному строю. Формация родовых общин соответствует формации одиночных коммун. Формация племён подобна формации коммун-ных комплексов. А формация союзов племён - прообраз союзов коммунных комплексов неродственных по происхождению. Коммунная формация – первая стадия космической земной (надо полагать, подобные процессы идут и в других космических системах) цивилизации. Таким образом, большая коммунистическая общественно-экономическая формация, как и большая общественно-экономическая формация первобытно-общинного строя, состоит из трёх малых общественно-экономических формаций.

В благоприятных условиях социалистического общества целенаправленно и осознанно строится предприятие нового типа – коммуна. Что же такое коммуна?

Нам так долго и настойчиво внушали, что коммуна – это иллюзия, что существование на особом положении в обществе какой-то отдельной группы людей противоречит марксизму, искусственно и неосуществимо в принципе, а все попытки создания на практике такого коллектива всегда приводили к разочарованиям. Нам говорили, что коммунизм в отдельно взятом коллективе – это утопия, что общество должно переходить из социализма в коммунизм всё в целом постепенным самопроизвольным, эволюционным, перерастанием, а не каким-то искусственным коммунным предприятием. Всё это ложь! Всё это – непонимание сущности как самой коммуны, так и коммунизма вообще. И это непонимание дорого обош-лось советскому обществу, миру социализма, да и всему человечеству. Нет никакой фантастики в существовании коммуны, никакой заоблачной райской жизни. Напротив, только так, с отдельных единичных ячеек-коммун и возможно, и естественно, рождение коммунизма.

Коммуна – это современное предприятие, организованное, в отличие от всех доселе существующих, на принципе естественного разделения труда людей в производстве, и как следствие, во всей их жизнедеятельности. Естественное разделение труда – это единст-венное, но революционное отличие коммуны от современного высокоавтоматизированного социалистического предприятия. Материально-техническая база коммуны – высшая степень автоматизации и интеллектуализации всех процессов производства и жизнедеятельности коммунаров. Коммуна не жизнеспособна в капиталистическом обществе: ей нужны базовые условия её существования – социализм. Всё, что определяет социализм – это фундамент коммуны, без которого она не может функционировать, даже если её и искусственно создать, как это делал Оуэн. Но в отличие от социалистического предприятия, коммуна совершает революционный переворот в своей организации: она заменяет капиталистическое машинное разделение труда, используемое социализмом, на естественное разделе-ние труда по возрасту и полу. В этом и весь фокус фантастичности коммуны. В этом её революционное отличие. Все прошлые попытки создать коммуну противоречили применяемым в ней примитивным орудиям производства и тянули её своей организацией не вперёд, в коммунизм, а назад – в первобытно-родовой строй, т. е. были регрессом, потому и гибли. Коммуна может стоять только на высокоавтоматизированном, интеллектуализированном производстве, которое создаёт для неё капитализм и социализм, и которое способно создавать достаточно продукта труда, чтобы удовлетворить все потребности коммунаров. Автоматизация производства – это асимптота графика развития его, к которой капитализм всеми силами стремится, но которой он никогда (в целом для капиталистического общества) не сможет достигнуть, в то время как коммуна не может в принципе строиться ни на каком ином, кроме автоматизированного, производстве. Именно уровень развития орудий произ-водства до автоматизации его и порождает противоречие между ними и производственными (и как следствие, общественными) отношениями при капитализме и требует для приведения их в соответствие изменить общественный строй на социалистический. Но ведь всё это необходимое человечество сегодня уже имеет, имел и СССР. Следовательно, коммуну уже давно можно, и нужно было, строить. Пора перестать фантазировать по поводу воспитания особой сознательности людей в коммунизме: никакой сознательности искусственно, вне реальной жизни, воспитать невозможно, ибо общественное сознание определяется общест-венным бытием. Как живут люди, так и мыслят и чувствуют. Только в условиях реальной жизни в коммуне и воспитается сознание коммунаров. И для этого не нужно никакого насилия: просто иначе жить нельзя, не получится. Всё просто. Нужно, давно нужно, проектировать и строить новые предприятия, отвечающие требованиям коммуны. Какие это требования? Прежде всего, это – социалистическое государство, социалистическая система хозяйства с его плановостью и уничтожением частной собственности на крупные средства производства. Далее, это должно быть автоматизированное производство. И, конечно, весь комплекс жизнедеятельности людей, организованный на естественном разделении труда. Всё остальное вытекает из этих условий.

Коммуна рождается не естественным эволюционным путём, а революционным преобразованием социалистического предприятия в коммунистическое волей и умом человека, подобно тому, как это делается при создании новых, вообще никогда ранее не существовавших предприятий. Причиной перехода людей на организацию их жизнедея-тельности на принципах естественного разделения труда является, во-первых, то обстоя-тельство, что автоматизированное предприятие не требует большого количества работников сферы материального производства, когда и малое число их способно создавать достаточно продукта, чтобы обеспечить все потребности коммунаров. Это позволяет освободить женщину от участия в материальном производстве, возложив это на мужскую часть общины. В то же время, демографические потребности коммуны, развивающейся изнутри, диктуют необходимость быстрого, взрывного, роста численности коллектива в целях удешевления и расширения возможностей интеллектуального производства и культурного становления общины. Это, прежде всего, связано с женщиной, условия которой и становятся определяю-щими. Женщина-мать – главная фигура в коммуне, от которой зависит рождение и воспитание детей до выхода из младенческого возраста, когда забота об их воспитании всё более делается всеобщей. Разделение ответственности по гендерному основанию есть первое разделение труда – разделение по полу.

Для современной женщины важнейшей вехой жизни является климакс (климакрерий, климактерический период) – угасание функции яичников и наступление менопаузы.
Эстроген и прогестерон - женские половые гормоны - оказывают сильное влияние на организм на протяжении всего репродуктивного периода жизни женщины (примерно от 18 до 45 лет). Когда они перестают вырабатываться происходит своеобразная перестройка организма. Наступление климактерия означает, что женщина исполнила свое основное предназначение -- продолжение рода. До 20 века средняя продолжительность жизни женщины составляла не более 50-ти лет, т.е. с наступлением климакса она становилась, как бы, не нужной и умирала. К счастью, в нашем веке все изменилась. Женщины в экономи-чески развитых странах спокойно доживают до 80-ти лет, при этом возраст менопаузы не изменился, следовательно около тридцати лет женской жизни приходится на климакс.

В 21 веке ожидается дальнейший рост продолжительности жизни, следовательно значение проблемы климактерического периода будет только усиливаться. Дефицит половых гормо-нов в этот период приводит к переключению организма на другой режим. Средняя продолжительность жизни российских женщин - 73 года, а соотношение мужчины/женщины старше 60 лет составляет 100/224 (в Японии, для сравнения, 100/127). Россия превратилась в страну одиноких пожилых женщин, а их долголетие – вместо полноценной счастливой жизни стало проклятием. Тем не менее долголетие сейчас - реальность и нужно постараться окружить женщину вниманием, лаской и заботой, вовремя проводить профилактику болезней старости и понимать ее проблемы.

Всё изменится в КОММУНЕ. Разделение труда по возрасту и полу в коммуне естественным образом ставит женщину в три ступени:

1. до пубертата...

2. детородный период.....

3. период менопаузы.

Старческий период из этого выпадает, как общий для мужчин и женщин, неспособных к самостоятельному быту. Из выделения жизни женщины в три ступени следует и их разная жизнедеятельность. Допубертатный период - воспитание, подготовка женщины к всесторонней полноценной жизни детородного периода - главного периода природного предназначения женщины, её способности давать потомство. И тут всё ясно и естественно даже по сегодняшним понятиям. А вот период менопаузы - это совершенно новый вопрос о женщине. Требуется его решить так, чтобы этот период был полноценным, насыщенным жизнью. Не развлечениями и бессмысленным прозябанием никому не нужными уже существами, а наоборот, женской зрелостью и опытом, способностью обучать молодёжь допубертатного периода, помогать женщинам в детородный период. Возраст может и должен стать ценностью женщины, придавать ей особый смысл жизни. Так что и этот вопрос в коммуне решается наилучшим образом.

Во-вторых, сложность и развитость автоматизированного производства требует более длительной подготовки и постоянного совершенствования знаний и навыков работников. К тому же, занятость коммунаров не ограничивается только материальным производством, а распространяется на всю жизнедеятельность людей, включая и особые условия их жизни в техносферном ландшафте, требующей специальной подготовки даже в бытовом поведении. Как в любой сколько-нибудь замкнутой общине, как в деревне, например, но на неизмеримо более высоком уровне и широте потребностей, все запросы коммуны удовлетворяются самими коммунарами и к этому также нужно их готовить. Воспитание, включая образование, теперь требует значительно большего времени и растягивается на всю жизнь. Скорость обновления знаний и навыков сильно возрастает и успевать за этим можно только постоянным системным усвоением их. Но коммунаров уже мало интересуют абстрактные знания: они врастают в своё производство, в свою всеохватывающую жизнь. Поэтому, получать эти знания и навыки они могут только в своих специфичных условиях , а не в виде школярских зубрёжек, далёких от их жизни. Это и определяет воспитательный процесс как процесс ступенчатый, повозрастной, привязанный органично ко всей техносфере коммуны, включая интеллектуальную деятельность, максимальное индивидуальное разви-тие способностей и талантов людей. Получая воспитание по ступеням в реальной жизни коммуны, люди и вынуждены это делать по возрастным ступеням, устанавливая естествен-ное разделение труда по возрасту .

Одновременно, интеллектуальная деятельность людей выделяется в интеллектуальное производство, более эффективное, более доходное, более значимое, по мере усложнения проблем земной цивилизации. Так на базе материального производства, как на необходи-мости, по Марксу, вырастает «царство свободы» для развития и реализации способностей людей, когда условием развития всех коммунаров является максимальное развитие способ-ностей каждого, а развитие каждого зависит от общих условий для этого в коммуне. Общая заинтересованность в успехах каждого коммунара, ценность его для общества именно своими особыми индивидуальными способностями и талантами, приводит к взрыву интел-лектуального развития.

Социалистическая обязательность труда для всех перерастает в коммуне в обязательный для всех труд во всех сферах жизнедеятельности людей. Остаётся только право выбирать конкретный вид занятия в данной обязательной для всех сфере. Например, спорт рассматривается обязательным условием здоровья коммунаров, от которого зависит и успех во всех других сферах труда, но конкретный вид спорта человек выбирает сам, исходя из своих собственных способностей и пристрастий. Науками обязаны заниматься все, но какой именно, конкретной наукой заниматься, каждый решает сам по своим интересам, способностям. Установление обязательных сфер деятельности определяется потребностями самой коммуны и решается либо на совете старейшин её, либо на референдуме.

Особое место в структуре общины занимают дети и старики. Дети, как самое дорогое наследие коммунаров, являются объектом особой всеобщей заботы. Все женщины – матери всех детей по статусу, все мужчины – их отцы, все дети – общие, все – свои. Сами понятия «мать» и «отец» отмирают. Институт семьи отменяется, браки не регистрируются за ненадобностью. Отношения между мужчиной и женщиной определяются только их личными чувствами. Никому непозволительно вмешиваться в личные отношения. Каждый коммунар с определённого возраста (в соответствии с его возрастной ступенью) проживает в отдельном жилище. Старики живут в прилегающем к коммунному общему городу-дому коттеджном городке под присмотром и при уходе нанимаемых граждан страны и медицинском контроле.

Вся жизнедеятельность коммунаров осуществляется в общем коммунном городе-доме новом техносферном ландшафте, где проживает около 5000 человек всех возрастов. Дом примыкает к производственному предприятию, расположенному поблизости. Всё техническое управление производством осуществляется централизовано из поста управления в городе-доме. Коммуна – территориальная община. Она использует значительную прилега-ющую земельную площадь, часть которой она занимает под сельскохозяйственные угодья, часть – под различного назначения природные ландшафты, хозяйственные и культурного назначения цели. За все эти земли, получаемые от государства в аренду, в доверительное управление, коммунная община несёт ответственность перед национальным государством, охраняет и защищает их от посторонних посягательств, вплоть до вооружённых действий, от нарушения экологии и противозаконных действий на этой территории. Настраиваются гармоничные взаимовыгодные отношения с соседними деревнями, хозяйствами, посёлками. Агрикультурное хозяйство коммуны – автоматизированное гидропонное тепличное предпри-ятие, где, как в одном из видов труда, участвуют все коммунары. Это имеет вспомога-тельный характер производства для нужд непосредственно самой коммуны. Так происходит соединение города и деревни. Не улучшение условий жизни деревни и приближения их к городским, а слияние в каждом человеке обоих видов труда. И это осуществляется совер-шенно просто. Никакой фантастики.


Вспомните:
что такое духовное производство? Какова его структура? Какие потребности позволяет удовлетворить духовная деятельность человека?
В курсах истории, литературы, общественных дисциплин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с различными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура - это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.
Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний - культурология.
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.
«Культура - это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене ис-тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».
А. де Бенуа
Ю-Л. Н Боголюбов
Материальная культура связывается обычно с практи-ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес-кие средства и технологии. Можно сказать, что материальная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной деятельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убедиться в том, что в различные периоды эволюции материальной культуры создавались неодинаковые условия и средства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также понимать, что прямая связь между уровнем развития материальной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)
II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило-софскую систему, вырезать в камне или отлить в бронзе, пропеть в балладе, оде или симфонии».
Ричард Нибур
Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная
культура пронизывает все стороны социальной жизни и со-циального взаимодействия людей, создавая ощущение един-ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра-жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

Еще по теме § 28. Духовное развитие общества:

  1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
  2. 7.1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества
  3. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ
  4. § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества
  5. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Игра и другие виды деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка; развитие внимания и опосредованного поведения; развитие памяти; развитие воображения. Развитие личности дошкольника.
Психология саморазвития