Село Санино: как добраться, что посмотреть. Село Санино: как добраться, что посмотреть На чудо, которое происходит в церкви, обратили внимание сами художники

136 м Часовой пояс UTC+3 Население Население ↘ 155 человек (2010 ) Цифровые идентификаторы Почтовый индекс 601136 Код ОКАТО Код ОКТМО

Санино - старинная деревня в Петушинском районе Владимирской области России. Входит в состав Нагорного сельского поселения .

География

Деревня расположена на реке Киржач .

Видео по теме

История

В ревизских сказках 1-10 ревизий 1719-1858 годов называлось сельцом .
По данным на 1795-8016 годы в деревне имеется господский дом подполковника , князя Александра Яковлевича Хилкова (1755-1819 гг.), дворовых крестьян - 3, позже - 1.
В 1834 году - господский дом генерал-лейтенанта , князя Степана Александровича Хилкова (1786-1854 гг.) - 2 избы, 2 дворовых крестьянина. В том же 1834 году в сельце господский дом генерал-лейтенантши княгини Елизаветы Семёновны Хилковой - 40 дворовых крестьян (владеет ими по договорённости с мужем) и дом княжны Веры Александровны Хилковой (дочь А. Я. Хилкова), дворни - 1 человек (был отпущен на волю в 1833 году).
В 1858 году в сельце господский дом коллежского советника князя Ивана Александровича Хилкова (дворовых крестьян - 2, было 9, отданы в рекруты) .

В конце XIX - начале XX века деревня входила в состав Аргуновской волости Покровского уезда , с 1926 года - в составе Овчининской волости Александровского уезда . В 1859 году в деревне числилось 79 дворов, в 1905 году - 121 дворов, в 1926 году - 164 дворов.

С 1929 года деревня являлась центром Санинского сельсовета Киржачского района , с 1940 года - в составе Лачужского сельсовета , с 1945 года - в составе Покровского района , с 1960 года - в составе Петушинского района , с 1966 года - центр Санинского сельсовета , с 2005 года - в составе Нагорного сельского поселения .

Владельцы деревни Санино

Промыслы

Производство лотков и совков

Производством лотков и совков в Покровском уезде занимались только в деревне Санино. Промысел этот существовал в Санино с незапамятных времен. Весьма вероятно, что перенят он был из-под Нижнего-Новгорода, где крестьяне издавна занимаются этого рода промыслом, а также и изготовлением всевозможных других изделий из дерева, и куда аргуновцы-плотники заходили плотничать. В конце XIX века этим в Санино занимались около 31 семьи, в 1908 году только 18 семей. До освобождения от крепостного права санинцы владели обширными лесами помещика, могли рубить их сколько хотели. Кроме дарового материала процветанию промысла в то время способствовало отсутствие железной дороги от Нижнего Новгорода. По большому Московскому тракту постоянно тянулись обозы с хлебом, а в Орехово-Зуево и в деревне Шалово (с 1977 года присоединена к рабочему посёлку Обухово Ногинского района Московской области ). К началу XX века леса сократились, материал приходилось покупать, исчез местный рынок сбыта, а лотки и совки упали в цене .

Производством совков занимались только мужчины. Втроём работа разделялась так: один обтесывает берёзовые чурбаны снаружи, другой - выдалбливает внутри, третий - производит финишную обработку. Рабочий день начинался зимой с 5 утра, и продолжается до 8 часов вечера с 3-х часовым перерывом. Производством занимались непосредственно в жилых избах. Чистый доход от промысла - до 23 рублей в месяц на человека .

Производство мебели

Производство мебели в деревне Санино и ближайших к ней деревнях (в основном в Родионово) появилось на рубеже XIX и XX века. К 1908 году промысел постоянно рос с улучшением спроса в Орехово-Зуево. Многие столяры и плотники ранее занимавшиеся отхожим промыслом стали оставаться дома занимаясь производством мебели. В 1908 году в одной деревне Санино мебель производят 11 семей круглый год и 7 семей только зимой. Делают дешёвую мебель среднего качества: стулья, столы, шкафы, кресла, гардеробы, диваны, комоды, кровати, сундуки, табуреты. Летом, во время полевых работ с Петрова дня и до Успенья , производством мебели не занимаются. Рабочий день - 12-ти часовой. Древесина покупалась на корню в рощах, а ореховые фанерки выписывались из Москвы. Продажа готовых изделий происходила почти исключительно местным скупщикам или изделия поставлялись непосредственно в лавки Павловского Посада , Орехово-Зуево, или Богородска . Обычный дневной заработок мебельщика - 80 копеек .

Производство тачек для землекопов

В 1908 году в Покровском уезде этим промыслом занимались только в деревне Санино и только две семьи. Этот промысел в Санино появился в только в самом конце XIX века .

Население

Русская православная церковь

В деревне действует церковь Иконы Божией Матери Черниговская 1890 года постройки - памятник архитектуры федерального значения .

Легенды

В конце XX века в деревне бытовала легенда, согласно которой их помещик отпустил крестьян на волю вместе с землёй задаром. Данная легенда является отголоском истории деревни Кашино расположенной в 3 километрах от деревни Санино. В середине XIX века Ф. В. Мошков - владелец деревни Кашино отпустил крестьян (136 душ) вместе с землёй не взяв с них денег, но по договору крестьяне должны были выплатить его долг Московскому опекунскому совету в размере 9520 рублей серебром, взять на себя уплату сборов с помещичьих имений и внести в Московский опекунский совет 5000 рублей серебром на непредвиденные несчастные случаи.
Министром внутренних дел Перовским об этом необычном деле был подан доклад императору Николаю I . На подлинном докладе рукою его императорского величества написано: «Быть по сему». Санкт-Петербург, 1 октября, 1848 года .

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения 21 июля 2014. Архивировано 21 июля 2014 года.
  2. Большакова Н. В. Помещики Аргуновской волости Покровского уезда Владимирской губернии. - М. : НИА-Природа, 2004. - 252 с. - ISBN 5-9562-0035-9 .
  3. Добронравов В. Г. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды // Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии . - Владимир, 1897. - Т. 4. - P. 588.
  4. Списки населённых мест Российской империи. VI. Владимирская губерния. По сведениям 1859 года / Обработано ст. ред. М. Раевским . - Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. - СПб. , 1863. - 283 с.
  5. Список населённых мест Владимирской губернии . - Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. - Владимир, 1907.
  6. Предварительные итоги переписи по Владимирской губернии. Выпуск 2-й // Всесоюзная перепись населения 1926 года / Владимирский губернский статистический отдел. - Владимир, 1927.
  7. Справочник по административно-территориальному делению Московской области 1929-2004 гг . - М. : Кучково поле, 2011. - С. 396. - 896 с. - 1500 экз. - ISBN 978-5-9950-0105-8 .
  8. Покровский уезд. Промыслы крестьянского населения. // Материалы для оценки земель Владимирской губернии.. - Владимир на Клязьме: Типо-Литография губернской земской управы, 1908. - Т. XII, выпуск 3.
  9. Владимирская губерния, первая всеобщая перепись населения 1897. (неопр.) . Архивировано 1 марта 2012 года.
  10. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица 02c. М. : Федеральная служба государственной статистики, 2004.
  11. Церковь Иконы Божией Матери Черниговская в Санино (неопр.) . Храмы России. Дата обращения 22 февраля 2016.
  12. Объект культурного наследия № 3301482000 № 3301482000

Ссылки

  • Санино на картах (неопр.) . сайт «Это место». Дата обращения 27 декабря 2016.

Село Санино до середины 18 века относилось к монастырским владениям. В 1764 году вышел указ о секуляризации и село было изъято из монастырского ведения и тем самым была минована участь быть переданным от царицы в дар в чью-либо собственность. Село вошло в земельные угодья и поселения императорской Коллегии экономии (т.е. Дворцового ведомства). Это обстоятельство положительно сказалось на дальнейшем развитии хозяйства всей округи. Добро и то, что долгое пребывание селян под монастырским оком сказалось на укоренении здесь добронравия, Последнее подтверждается отсутствием в документах Суздальской духовной консистории каких-либо дел, связанных с утратой благочестия или преступлениями в обширном Санинском приходе. Кроме самого села, на рубеже Х1Х-ХХ веков в него входили расположенные в радиусе 1-7 верст деревни: Зауечье, Пруды, Песочново, Крутово и Сергеиха.

Всего в приходе на тот период насчитывалось 409 дворов (1160 душ мужского и 1294 женского пола). Как значительное поселение Быковской волости село располагало церковно-приходской школой. В соседней с ним деревне Зауечье, входившей в тот же приход, имелась школа грамотности. Последняя по статусу была нечто средним между церковно-приходской и воскресной школами. К этому времени население, умножившееся как и в других местах, не могло кормиться одним только хлеборобством и огородами.

Недостаточность средств, как и раньше, компенсировали отхожие промыслы, занятия хоть и прибыльные, но требовавшие длительного отхода (ухода) в иные города и веси. Для суздальцев они сложились давно в силу традиционно развитого здесь мастерства, прославившего их в основном как искусных каменщиков и кровельщиков. Почитай, только в одной Москве ими выстроено было почти половина города. И так до октябрьского переворота в 1917 году. Числом поменее славились выходцы из суздальских деревень и как несравненные богомазы-изографы. Были известны они и в других ипостасях, вплоть до умелых ямщиков и аккуратных грузоперевозчиков. С развитием мануфактур жители суздальской стороны прослыли и ловкими ткачами-умельцами. Домашние станки были существенной частью надомного мануфактурного производства вплоть до самого конца XIX века. Приказчики регулярно забирали полотно на склады фабрики, где оно доводилось до кондиции.

Не стали исключением и санинцы. В статистических данных 1895 года число ушедших на заработки составляло одну пятую от общего числа мужчин села, включая младенцев. Да и остававшиеся на местах, надо полагать, не сидели дома, сложа руки. Искусные ремесла развивались и на дому. На суздальских базарах распродавались и керамика, и изделия из дерева, и многое другое. Разнообразие занятий выработалось задолго до памятного 1861 года, когда все крестьяне оказались лично свободными. Но и до этого в практике монастырской деятельности часты были случаи отпуска и даже нарочитой посылки крестьян на дополнительные заработки да и просто для исполнения подрядов, заключенных меж монастырем и заказчиком. Искусные мастера, а они водились более всего в монастырских селах, посылались Спас-Евфимиевым монастырем и в близкие и дальние края: от центра страны до самого Урала. Недаром следы влияния суздальских древодельцев и каменных дел мастеров мы имеем по всей Сибири и на Алтае. Такой широкой "экспансии" немало потворствовало и правительство, поощрявшее отходничество. Нелишне заметить, что именно монастыри выступили инициаторами проведения ярмарок, больших и малых, на которые свозились излишки продукции основных занятий и всякого "протчего" ремесла.

К сожалению, мы не знаем, как называлась ранее сгоревшая деревянная церковь в Санино. Но, учитывая традиции преемственности, предполагавшей передачу имени (посвящения) сломанного или сгоревшего храма вновь возводимому, можно предположить, что прежняя церковь была также посвящена свт. Николаю Чудотворцу. Новый храм возвели в последней четверти XVIII века большей частью на средства прихожан. Из их же числа, надо полагать, происходили мастера и рабочие. Благородное каменное и "древяное" дело для селян было не в новинку. Сэкономив на мастерах, а в суздальских селах это было в порядке вещей, значительную часть средств направляли на дорогостоящий кирпич, кровельное железо и другие материалы.

Вот и в Санино мы видим пример рачительности, позволившей благочестивым прихожанам выстроить не заштатно скромный, а довольно внушительный по высоте и объему храм, состоящий из основного четверика, просторной паперти и светлого алтаря.

С северной стороны к церкви примыкает небольшой придел в честь Богоявления Господня. С запада по продольной оси общего строения примыкает высокая колокольня (восьмигранник на нижнем четверике с вытянутым ввысь конусом-свечей завершения). Она же служит входом, воспринимаясь как парадное крыльцо с всходнями по трем сторонам. Крест колокольни высится над округой вровень с главным крестом храма. Вся церковь настолько удачно вписана вобщую архитектонику ландшафта, что впечатление от встречи с ней еще на дальних подступах наполняет душу красотой и восторгом от соразмерности рукотворного и нерукотворного. Впечатление это не изглаживается и вблизи. Трудно удержаться, чтобы царящий над равниной храм не назвать кораблем, уверенно плывущим по безоглядной глади обоих морей: небесного голубого и земного зеленого. Красив храм и зимой, белое в белом...

Основное помещение Свято-Никольской церкви являет собой классический двухярусный куб с окнами, окруженными благородными древнерусскими наличниками с кокошниками. Они несколько контрастируют с новациями конца XVIII века - треугольными фронтонами, охватывающими ширину стен по всем четырем сторонам. Куб завершен объемным восьмигранным шатром, увенчанным небольшой, также восьмигранной, башенкой с великолепной луковкой и крестом. Последние вместе с кровлей башенки отливают золотом, устраивая веселую перекличку в небесах вместе с крестом, луковкой и ее изножьем стоящей рядом невысокой Покровской церкви. К ней примыкает придел ев, пророка Илии. Чудеса позолоты обоих храмов стали итогом умелой масштабной реставрации 2002-2006 годов, т.е. спустя полтора года после образования здесь женской общины во имя святителя Николая Мирликийского.

Вокруг стен Никольского храма расположено несколько примечательных могил. Одна из них особо привлекает внимание. Над мраморным изножьем высится великолепный кованый крест. Здесь покоятся патриарх сих мест на протяжении всей второй половины XIX века - священник о. Антоний (Антоний Димитриевич Декаполитов) и его супруга-матушка Евдокия Александровна. Награжденный почти всеми знаками церковного отличия сельский батюшка священствовал в Санино 52 года, приняв кончину 5 ноября 1892 года. Сколько жизней принял он и проводил на тот свет за свой долгий пастырский путь?! Воистину, перед нами подвиг подвижничества и священнодействия!

Так как Никольский храм изначально строился как холодный, то рядом предполагали со временем возвести зимнюю, отапливаемую церковь, посвященную Покрову Божией Матери, которую и повершили в 1825 году. Это отсюда, с суздальских земель, еще в пору развития посадской архитектуры вошло на Руси в обычай строить по два храма: и зимний и летний.

Скромные по высоте, несколько женственные и пластичные формы Покровского храма с его умеренной рустовкой стен сопрягаются и, как бы, оттеняют возвышенный мужественный лик соседнего Никольского храма. Обе церкви, будто дружная чета новобрачных, перекликаются друг с другом рядом схожих элементов (фронтонами, карнизными поясами, выступами-пилястрами) и в итоге образуют гармоничный ансамбль главных монастырских строений. По внешнему кругу его достойно завершает, включая и сельский некрополь (погост), дворовые постройки и монастырский огород с цветниками, благородная каменная ограда с лирично исполненными святыми вратами и другими входами. Чуть ниже монастырского холма, в долине Уечки, недавно завершили изящное строение над святым источником.

Пространство меж храмами занято большей частью сельским кладбищем. Возможно, кто-то и посетует, что при переходе из церкви в церковь приходится то и дело следовать через могилы с оградами. Нельзя ли, мол, по примеру других монастырей собрать все останки вместе в едином месте, или просто разровнять и поставить всем общий поминальный крест? Да, можно всё. Только нет у Бога мертвых, ибо все живы, а могилы... они в поминание нам о необходимости как можно достойнее пройти оставшийся отрезок земного пути. Где-где, а в монастыре это понимаешь особенно остро,

Как и все храмы на Руси обе церкви пережили в богоборческую эпоху правления большевиков нелегкую жизнь. Зная какими лишениями платили те, кто спасал самоотверженно храмы от разрушения, противостоял их внутреннему и внешнему разорению, поражаешься, чего стоило селянам отстоять свои святыни от наглых притязаний безбожной власти. В Санино, где традиции благочестия и верности православию оказались сильны, обе жуткие волны в 1930-е и 1950-60-е годы государственного терроризма, вандализма и откровенного грабежа не нанесли, к счастью, того урона, что был нанесен повсеместно. Это произошло благодаря самоотверженности причта и местных жителей. Старостами и священниками придумывались мыслимые и немыслимые способы-хитрости, чтоб отвести террор подальше от храма. Особенно изобретательна оказалась тайная монахиня, она же и староста, сестра Ангелина (Семенова), "вовремя" прятавшая от всевозможных комиссий ключи от храмов. И хотя церкви поновлять внутри и снаружи не разрешалось, отчего потихоньку сыпались стены, фрески и рушилась кровля, внутреннее убранство удалось сохранить почти нетронутым. Воистину, чудо! Царство небесное всем "черным" и "белым платочкам - известным и неизвестным санинским подвижницам и подвижникам. Матерь-Церковь и их усилиями устояла на ногах. Обидно, что варварам новейших времен, откровенным ворам и святотатцам, в перестроечное время удалось все же в одну из ночей ограбить храмы, унеся из них 260 икон.

Однако Бог предложил сему месту новых защитниц. Место селян заняли те же безсребреницы, но уже монахини и послушницы.

Свято-Никольская женская община представляет собой пока подворье прославленного Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря. Образовалась она в самом начале III тысячелетия, в октябре 2001 года, из подвижниц, приехавших сюда из разных уголков бывшего СССР, страны, числящейся в нашей памяти по-прежнему большой Российской империей. На начало 2007 года община насчитывала 15 человек, из них 5 монахинь, 3 инокини и 7 послушниц. Самая пожилая, монахиня Фомаида, является местной жительницей. Более сорока лет прослужила она здесь уставщицей прихода и была хранительницей святынь села. Преодолевая сегодня хвори и немощи она участвует во всех службах. С душевным трепетом монахиня вспоминает, как приняла когда-то эстафету от не менее героической женщины, уже знакомой нам монахини Ангелины (Семеновой), принявшей тайный постриг в начале большевистской эпохи и упокоившейся здесь в 1967 году. Сколько мужества и изобретательности проявили они в сталинские и хрущевские гонения вместе с другими подвижниками, дабы уберечь без потерь все великолепие внутреннего убранства обеих церквей.

Венец мученичества стяжал себе в 1930-е годы местный иерей Евгений. Чтоб заставить его отречься от истин православия, палачи мучили его в тюрьме Спас-Евфимиева монастыря. Потом, не добившись желаемого, полуобнаженного священника лютой зимой облили посреди двора ледяной водой. Вот где явился подвиг стояния в Вере!

Не называя всех, труждающихся здесь и обремененных монашескими обетами, скажем, что сама игумения, основательница общины – матушка Ирина приехала в пенсионном возрасте на святую Суздальскую землю из далекой Риги. Необычайно энергичная, цепкая на идеи и конкретные, полезные для монастыря затеи, она прослыла как деятельная, умная и, что важно, терпеливая руководительница. Дух согласия в сестринской общине непоколебим. Помимо поисков благодетелей игумения Ирина решительно ищет и умеет добиваться понимания и помощи от властей всех уровней. Качество не частое и в светских руководителях. Судите сами! Сколько лет страдали местные жители, а потом сестры от гнетущего всех бездорожья! И вот, спустя считанные годы после образования монастыря, при содействии губернатора области Санино ныне связано новой асфальтной дорогой с основной трассой Суздаль – Камешково. Приехать в монастырь сегодня во всякое время не проблема. Надежно добирается теперь до сестер и своей паствы священник о. Вячеслав (Волков). Дважды в неделю для свершения литургии приезжает он из Юрьевца, что под Владимиром. Мечтают санинцы и о прибытии к ним вновь владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Памятный его приезд сюда и красочная служба в 2003 году существенно подвинули ход развернувшихся тогда масштабных восстановительных работ в Санино.

Благодаря щедротам благодетелей здесь отстраивается уникальный уголок русской духовной жизни. Ведутся реставрационно-восстановительные работы по всем направлениям. Работают и трудники, и нанятые специалисты. Да и сами сестры подобны пчелам, без дела не стоят.

Имеются среди инокинь и прекрасные вышивальщицы, швеи и огородницы с тонким чувством земли и возможных на ней цветений. Бог собрал в сей ковчег носителей многих талантов.

В планах деятельной и неуемной игуменьи стоит расширение хозяйства. Учитывая ленивую обработку земель вокруг Санино, следует не в шутку предложить создать здесь целый агро-животноводческий комплекс. Ну, совсем как в прежнее, - вспомните историю Санино! - монастырское время. Подобные прецеденты в России уже имеются. Целыми деревнями переходят под руку сельских батюшек и восстановленных обителей. Много ли может сделать сегодня для поднятия былого престижа села малочисленное ныне его население, большей частью пенсионеры да дачники?! А будет колоситься рожь вокруг – возрадуются тогда, оживут людские сердца, да и ангелам меньше слез придется лить за нас грешных, в большинстве своем, как правильно отметил Пушкин, "ленивых и нелюбопытных".

Вчера собрались таки в Санино. Собственно, мне оно не нужно было, я за компанию и в качестве штурмана поехала, нужно было Наталье с Лёшей - они хоть и не женаты ещё, но уже хотят ребёнка и даже пробуют его заполучить, но всё никак. А в Санино есть икона "Отечество", которая, по слухам, помогает тем, у кого проблема забеременеть. Вот мы и поехали.
Санино от Владимира примерно в 45 км, на машине-то вообще ни о чём. Ехать одно удовольствие: кругом такая красотища, Суздальское ополье (уникальный природный ландшафт), сам Суздаль (привет, ЮНЕСКО!), дальше - Кидекша (снова привет, ЮНЕСКО!), ну и хорошие люди рядом, конечно.
И вот приехали, монастырь показался из-за деревьев:


Сам монастырь не большой, женский, потому не очень ухоженный, а местами даже совсем бедно смотрящийся. Кстати, отметила для себя тенденцию: мужские монастыри почти всегда более чистые, опрятные и красивые, нежели женские. Ясно, что женщина не может сделать некоторую мужскую работу, но хлам убрать и цветов насадить, думаю, в состоянии, но нет, не вижу я этого в женских монастырях.
Финансирование у монастыря, к слову сказать, не плохое, потому что благодаря этой иконе сюда с недавних пор потянулись толпы туристов и паломников. В обители быстро сориентировались и добавили к чудотворной иконе легенду про старые монастырские ключи, которые якобы излечивают от болезней. Я к этим рассказам, к своему стыду, отношусь скептически, потому как особой ауры благодатной не чувствую в Санино. Но я могу ошибаться.

Вот и в этот раз моему скептицизму была подкормка. Приехали мы не рано, после обеда уже, и естественно, что служба уже закончилась. Зашли в летний храм, купили свечек и отправились в храм зимний, где и находится нужная нам икона. Дернулись - храм закрыт. Я обратно в летний, спрашиваю у сидящей там бабульки-монахини: "А почему закрыто? Мы ради этой иконы ехали специально". А она мне: "А вот закрыто, а ключей у меня нет, не знаю, кто вам откроет, идите поищите кого-нибудь". И вижу, граждане, врёт! Я ж в 99% случаев враньё-то вижу, ничего не могу с этим поделать. А тут, вроде, приятная бабулька, монахиня, святой человек - и врёт!!! Глядя мне в глаза! Я перепроверила ощущения - точно, врёт. Да ёпрст! Возмутилась, а она одно: "Нет ключей, не знаю, у кого есть".
Я вышла, руками развожу. Наташка моя расстроилась. Ладно, говорю, свечи в руках, пошли тут помолимся, какая разница, всё едино туда отправится посыл. Про себя думаю: "Вот бы сейчас группа приехала или ещё что произошло, и церковь открыли". И точно! Пришёл какой-то МЧСник и ему бабка ключи выдала-доверила! И мы под это дело с ним просочились в зимний храм, куда нам и надо было.

Здесь атмосфера получше, чем в летнем, большом храме, не знаю даже почему. В общем, помолились мы: Наташка с мальчиком своим о ребёнке, я - за них же и за своё семейство о здоровье. И довольные пошли на источник.
Источник возле монастыря имеется. Вода хорошая, хоть на вид и не сильно прозрачная. Можно пить, можно окатиться из ведра, окунаться некуда, правда. У источника очередь. Мы отстояли, набрали воды, а Наталья с Лёшей ещё и окатились (Наташка в первый раз такую процедуру поимела - эмоций было много:)).
Короче, вот так вот и съездили, с двойственными для меня чувствами.

А на обратной дороге я ещё и Кидекшу щёлкнула из окна авто:

В храме села Санино Суздальского района иконы восстанавливаются без участия реставраторов.

На чудо, которое происходит в церкви, обратили внимание сами художники. Научного объяснения этому факту пока не найдено. Монахини Свято-Никольского женского монастыря не знают, что означает проявление Божьего внимания к их обители.

Целебные качества родниковой влаги испытали на себе многие паломники, которые прибывают в Свято-Никольское подворье села Санино Владимирской области.

Экземы исчезают, проходит головная боль. Но главные чудеса богомольцев ожидают в храме, где можно наблюдать за процессом самообновления икон.

Кроме того, на одной из икон усилилось мироточение.

Мироточит и икона Господа Саваофа.

История Санино в качестве монастырского владения оканчивается после изъятия села из монастырского ведения по указу о секуляризации (1764). Село минула участь быть переданным от царицы в дар в чью-либо собственность. Оно вошло в земельные угодья и поселения императорской Коллегии экономии (т.е. Дворцового ведомства). Это обстоятельство положительно сказалось на дальнейшем развитии хозяйства всей округи. Добро и то, что долгое пребывание селян под монастырским оком сказалось на укоренении здесь добронравия, Последнее подтверждается отсутствием в документах Суздальской духовной консистории каких-либо дел, связанных с утратой благочестия или преступлениями в обширном Санинском приходе. Кроме самого села, на рубеже Х1Х-ХХ веков в него входили расположенные в радиусе 1-7 верст деревни: Зауечье, Пруды, Песочново, Крутово и Сергеиха.

История монастыря

В окружении лесов, вдали от шумных магистралей, около речки в Селе Санино, находиться в Суздальском районе Владимирской области в 20 км от города Суздоля, стоит Свято-Никольский женский монастырь.

Тысячи паломников со всех концов России и даже из-за рубежа приезжают сюда, чтобы воочию увидеть чудеса Господни – обновляющиеся фрески, мироточение икон, исцеления от бездетности, помощь в житейских нуждах, помощь в работе и во всем что на сердце вашем, можно испить воды из целебного источника.

С 2001 г. живут в обители монахини во главе с матушкой Ириной, ежедневно одной семьей преодолевая бытовые трудности, восстанавливая храмы, облагораживая территорию вокруг них, встреча паломников и сранноприимников. Здесь большое хозяйство: козы, куры. Монахини выращивают овощи, делают заготовки на зиму для паломников посещающих обитель.

После обращения настоятельницы матушки Ирины к местным властям села Санино ныне связанно новой асфальтной дорогой с трассой Суздоль - Камешково, поэтому добраться сюда можно без особых проблем.

В XVIII веке на месте старой деревянной церкви в Санино были построены два храма, которые существуют до сих пор: храм святого Николая Чудотворца и храм Покрова.

Стены храмов расписаны фресками Васнецовской школы, на которых изображены сцены из Евангелия. Поражают красотой и великолепием иконостасы. Несколько лет назад многие фрески начали самовосстановливаться без участия реставраторов. Мироточат и иконы в храмах. Одна из них – икона с Богом Саваофом, держащим на коленях маленького Иисуса. Есть в монастыре и чудотворная икона Божьей Матери «Утоли мои печали», заступничества которой просят многие приехавшие в Санино, написав записки и отпустив их за стеклянный оклад иконы.

После революции церкви в Санино пережили тяжелые временна. Но благодаря подвижнечеству священников и монахинь, местных жителей они сумели сохраниться. Много сил на благое дело положила монахиня Ангелина. Она спрятала между входными дверями иконы, а ключи от храмов закопала в лесу, отказавшись отдать их.

За это она поплатилась годами лагерей и тюрем. Вернувшись в село, она опять стала служить в храме, завещая и похоронить себя здесь же в Санино. Ключами, которые прятала Ангелина, до сих пор открывают храм… Считается, что в них есть святая сила – их прикладывают к больному месту, читая молитву.

На могиле Ангелины установлен памятник, за ней ухаживают монахи, а памятники идут приложиться к кресту на ее могиле.

Недалеко от храмов стоит небольшой рублевый домик с крестом. Там бьет из-под земли животворный источник. Говорят, что вода в нем лечит разные недуги. Появился ключик почти в то же время, когда в монастыре стали жить монахини. Воду отдали на экспертизу, оказалось, что в ней много серебра. Сейчас воду набирают и пьют, а в домике ей трижды с молитвой обливаются в любое время года.

Целебные свойства воды испытали на себе уже многие паломники, передавая рассказы о чудесном исцелении от разных болезней.

Психология развода