Политическая и правовая мысль эпохи возрождения. Общая характеристика политических учений эпохи возрождения и реформации Общая характеристика политической идеологии эпохи возрождения

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

1. Общая характеристика

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство- ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность , бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Из книги автора

3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической

Из книги автора

Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI - начало XVII в.) к власти

Из книги автора

Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII

Из книги автора

Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

ОП «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «История правовых и политических учений»

Тема 6. Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения

Выполнил студент гр. ЮЗ-301

№12936 Гончарова В.С.

проверил преподаватель:

к.и.н.,доц. Быльченко О.И.

Ростов-на-Дону 2010

1. Основные направления развития политико-правовой мысли в Западной Европе в Х V I - Х V II вв.

Возрождение -- самая крупная и знаменательная событие позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, она по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннее буржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия -- вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску. Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования анти схоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Для Возрождения характерны такие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях -- отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания. Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, про буржуазными явлениями, Возрождение в своих высших результатах превзошла дух буржуазности, вышла за его пределы. Благодаря этому обрела жизнь такие образцы социо культуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное -- способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения.

Идеология Возрождения не просто черпала требовавшиеся ей представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них, прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла, в конечном счете, направление поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений, нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самооценки личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида -- гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

2. Политические взгляды Н. Макиавелли

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469--1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание -- 1532) и др. Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

По иронии судьбы вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в «Рассуждениях...», «Истории Флоренции» и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно, не они, а макиавеллевский «Государь». Но в нем-то как раз республиканские демократические мотивы, гражданско-гуманистические ноты звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Тут нет ничего удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не для апологии права и гуманизма. «Государь» при первом ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл книги. Дальше разговор будет идти в основном о ней.

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства основывается на религиозном индифферентизме. Автор практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств, а главный авторитет для него -- опыт истории. Трактовка политики отделяется, таким образом, от теологии, религиозная аргументация устраняется из государство ведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям Средневековья закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государство ведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных

критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен «Государь») -- изначально явления вне морального плана. Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) -- армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет. Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано -- помимо всех прочих мер -- ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой есть доминирующий интерес государственности. Государство (введение самого термина stato, т. е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами -- то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть -- право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством». Управляя с помощью слуг, государь «обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности». Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против наличия властных полномочий не только у чиновников и должностных лиц, получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.

Совершенно чуждо Макиавелли (будем помнить, что речь идет о «Государе») и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти. В «Государе» мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать -- честолюбива, а народ -- необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением в стране (городе) порядка, исключающего совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок: военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле -- вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. «Государь» на сей счет занимает, в общем, позицию умолчания. Она не случайна.

Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстра ординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям». В отличие от обид, которые, по Макиавелли, надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных -- это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Завоевывать расположение народа -- вот его задача. Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ -- он ввергается в пучину анархии, беспорядка.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый -- любовь к государю. Второй -- страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии -- аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей -- существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Столетие спустя макиавеллевскую идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Т. Гоббс.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время.

Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой личности, создающей и творящей самое себя. Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе этого макиавеллевского сочинения -- идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа) -- поистине сатанинский злодей, в котором автор хотел видеть великого государственного мужа, объединителя Италии.

Отмеченный разлад Макиавелли с гуманизмом проистекает не из своеобразных личных симпатий и антипатий флорентинца. Глубинные истоки этого диссонанса лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» -- «зло» у первого, «польза» -- «вред» («выигрыш» -- «проигрыш») у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

3. Политико-правовые учения Реформации. М. Лютер, Ж. Кальвин

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (анти католицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции -- масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковного имущества и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее, эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483--1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к середине 20-х гг. XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, отграничить то, что в лютеровских суждениях прямо связано со злобой дня, от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи.

Одним из исходных пунктов лютеровского учения является тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «все - священства»). Только лишь Богу -- существу совершеннейшему -- обязаны люди, (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка Лютером основ положений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннее буржуазной версией принципа равноправия.

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи, в конечном счете, производным от воли Божьей, естественное право, тем не менее, представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

В своей концепции государства Лютер предусмотрел -- и это очень важно для понимания ее теоретического значения, -- что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом." Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как

привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него Богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа». Лютер, однако, был чрезвычайно далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, ее независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом -- все это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьезного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.

В целом эволюция деятельности и учения Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509--1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536). Сердцевина кальвинского сочинения -- догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, Бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других -- к погибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее пред указывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним.

Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются пред избранность и спасение человека. Таким образом, Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы в Западной Европе.

Про буржуазный характер носила и произведенная Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

Сам Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям Божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

Отличительное свойство кальвинистской доктрины -- заключающаяся в ней религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Кальвина, который в 1541 -- 1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не все объемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.

Завоеванием политико-юридической мысли, реалистически постигающей мир государства и права, стал сформулированный в эпоху Реформации вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признак анти деспотического, демократически организованного человеческого общежития. М. Лютер говорил: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия». Эта идея безусловной необходимости «собственного согласия» индивида с предписываемым ему «сверху» образом мыслей по своему общественному звучанию вышла далеко за сферу религиозно-нравственных отношений. Примененная к анализу и оценке политической действительности, она сыграла как в самой социальной истории, так и в науке о государстве и праве благотворную, революционизирующую роль.

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.Г. Графского. - М.: ТК Велби, 2005.

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2004.

3. История политических и правовых учений / Под ред. М.Н. Марченко и И.Ф. Мачина. - М.: Высшее образование, 2005.

4. История политико-правовых учений. Пособие для вузов / Под ред. А.Н. Хорошилова. - М.: юнити-дана, 2004

Подобные документы

    Политическая мысль Востока, Древней Греции и Рима. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические учения Нового Времени. Развитие политических идей на рубеже 19-20 веков. Основные направления развития российской политической мысли.

    реферат , добавлен 08.01.2006

    Понимание характера власти и управления в эпоху Возрождения и Реформации. "Государь" Николо Макиавелли – начало новой политической науки. Политические и правовые идеи Мартина Лютера и Жана Кальвина. Социологические теории Томаса Мора и Томазо Компанеллы.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Политическая мысль Востока, Древней Греции и Рима. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения, Нового Времени. Развитие политических идей на рубеже 19-20 веков. Направления развития российской политической мысли. развития российской полит

    реферат , добавлен 21.08.2006

    Политико-правовые идеи античности. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения. Марксистская концепция развития общества. Радикально-революционная концепция Жан Жака Руссо. Вклад Вебера и Паретто в развитие современной западной политологии.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

    Генезис политической мысли в Древнем мире. Мыслитель Древнего Китая Конфуций. Политические идеи Платона Афинского. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Н. Макиавелли. Голландский мыслитель Г. Гроций. Политические учения Нового Времени.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Политические идеи Реформации и Возрождения. Истоки и идеология Реформации, ее основатели и развитие. Значение кальвинистской идеологии в истории. Новая наука о политике Н. Макиавелли. Идеи европейского социализма XVI-XVII вв., значение Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Основные направления развития политической науки ХIV-XVІ вв. Политико-правовая мысль Древнего Востока, европейского средневековья, Возрождения и Реформации. Сторонники биополитики, которые изучали взаимосвязь политической сферы и человеческих инстинктов.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Краткая биография Н. Макиавелли и общие идеи. Его вклад в историю социальной мысли. Никколо Макиавелли как один из выдающихся итальянских философов. Сущность принципа относительности управления. Особенности учения Макиавелли о государственной власти.

    реферат , добавлен 16.10.2013

    Политические идеи древнего мира и средневековья. Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций. Основные направления современной политологии, их развитие. Развитие политической мысли в России в IX-XX вв. Политическая мысль Беларусии.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2009

    Политическая мысль Востока. Политические идеи Древней Греции и Рима. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические учения Нового времени. Социология политической мысли. Сущность и содержание политики. Понятие "политическая элита".

В 1-й пол. XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Оно стало называться Реформацией, так как в основе была перестройка взаимоотношений церкви и государства. С политической точки зрения реформация виделась её идеологам не столько в обновлении церкви и её учения, сколько в совершении социально-экономического переворота. Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Характерные идеи:

1. Признание единственным источником религиозной истины Священного Писания и отвержение католического Священного Предания;

2. Радикальное упрощение и демократизация церковного устройства.

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства–протестантизм. Главное его отличие состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. Религиозному культу отводится второстепенное место.

Никколо Макиавелли свои симпатии отдаёт единолично управляемым государствам. Государь поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Философ отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Совершенно чуждо ему и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой. По отношению к управляемым мыслитель советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти. Макиавелли склонен считать, что подданные не очень заинтересованы в обладании правами и свободами. Он прекрасно сознаёт, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Осуществлять полное повиновение подданных государю возможно двумя способами: первый–любовь к государю, второй–страх перед ним. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда и им не стоит опасаться ответственности. Философ мало озабочен решением этических вопросов, ибо власть, политика, технология политического господства–изначально явления внеморального плана.

Мартин Лютер –немецкий теолог, стоявший у истоков Реформации. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Его действенность связана с опорой учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства мыслитель предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот князь (монарх), который уподобляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Идея усиления роли светской власти–её независимость от папства. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом–всё это способствовало насаждению культа государства.

В XVI–XVII вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества.

Томас Мор , автор «Утопии» и Томмазо Кампанелла , создатель «Города Солнца»–виднейшие представители утопического социализма. Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм. Содержание «Города Солнца» Т. Кампанеллы демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости и доминированием интересов государства.

Жан Боден –французский политический мыслитель, давший теоретическое обоснование способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Основной труд–«Шесть книг о республике» (1576 г.). В нём раскрывается содержание этого определения. По мнению автора, суверенная государственная власть должна соблюдать определённые требования: следовать законам божественным и естественным, не вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости. Боден–убеждённейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке–абсолютистской) монархической власти. Само право выступает целью бытия государства.

Политические и правовые учения в Западной Европе в период возрождения и реформации (14-16века).

Основные направления полит мысли и борьба между ними в период образования Русского централизованного гос-ва (14016 века). Стяжатели и не стяжатели, теория «Москва – 3й Рим».

Основная проблема в этот период (15й век) – проблема собственности. Церковь становится крупным собственником, возникает проблема отношения гос-ва к частной собственности церквей и монастырей. Права на движимое и недвижимое им-во возникли в связи с появлением направления «стяжатели и не стяжатели». Стяжатели выступали за богатство, за накопление, они допускали реорганизацию церковной жизни, но не радикальную. Нестяжатели – реорганизация церковной структуры, секуляризацию церковных земель «власть убеждает, церковь принуждает». Основатель нестяжания – Нил Сорский (1433 – 1508 годы жизни). Он был противником существующей монастырской орг-ции. Организовал на реке Соре собственный скип в болотистой местности, он был сторонником идеи первохристиан, естественного права. Каждому человеку присущи 8 страстей: чревообъедение, прелюбодеяние, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость и.. . человеку от природы эти страсти не присущи, они приобретены в об-ве, задача праведного человека – преодоление этих стяжательских пороков, лучшее место для этого – скип – первохристианская община.

1503 год – на церковном соборе Иван 3 принял попытку поддержать Нила Сорского, но идея развития и поддержки не получила.

Нил Сорский – полная автономия властей, церкви должна принадлежать только религиозная сфера. Она должна действовать только методами убеждения. Насилие непреемлемо даже в отношении еретиков. Ни церковь, ни гос-во не должны престледовать человека за идеи.

1490 год – церковный собор – Нил С не допустил наказаний еретикам. Саму смертную казнь за вероотступничество считал отступлением от самих церковных догматов. Поведение человека должно диктоваться его моральными принципами, а это возможно только при наличии свободной воли.

Вассиан Патрекеев (насильственно пострижен за антиправительственный заговор) – последователь НС. Был сторонником греческого учёного Эмфидокла, его учение относится к первоначальному стихийному материализму. В основе всего лежит комбинация 4х стихий: земля, вода, воздух, огонь. Он считал, что мир сотворён не богом, а в основе – 4 стихии. Отсюда он делает вывод: он не считает Христа сыном Бога, а считает простым человеком, создавшим учение. Он выступает против существующих церквей, монастырей и пр., потому что об этом ничего не сказано в Евангелие. В 1509 году он был возвращён из ссылки, приближен в Василию 3, поскольку последнего привлекала идея секуляризации церковных земель. Но между ними произошл личный конфликт.


Феодосий Косой – холоп, принявший постриг. Наиболее революционно трактовал идеи нестяжателей. Отрицал божественность Христа, отвергал бессмертие души, отвергал церковную организацию, требовал уничтожить все виды эксплуатации в обществе. Выступал за полное соц освобождение человека. Считал, что нужно создать общую коллективную собственность. Его взгляды часто оценавают как первую русскую соц утопию.

Иосиф Володский – 1439 – 1515. С 20ти лет принял постриг. Стяжатель. В 40 лет основал Волколамский монастырь. Его деятельность приходится на врем борьбы с монголо-татарами. В период Золотой Орды важно было сохранить веру. Церковь была заинтересована в объединении гос-ва. К секуляризации церковных земель относился отрицательно. Стяжание или богатство монастыря- должно идти на милостыню и добрые дела. «Стяжание монастыря, нестяжание отдельного монаха». «Симфония властей» - совмещение властей, идущих к одной цели (гос и церкви). Он был последовательным сторонником уг наказания еретиков. На соборе 1509 года победила его позиция, когда к еретикам назначили смертную казнь. Гос-во должно воздерживаться от покушения на церковную собственность, потому что церковная власть – опора княжеской. Говоря о статусе церкви в гос-ве, он определяет основные права церкви: наличие земельной собственности, движимого им-ва, которое нужно для строительства храмов, их содержания, помощи нуждающимся. Обязанности церкви по отношению к гос-ву – поддержка законной власти, но если гос-во не заботится, то граждане могут оказать противодействие. власть должна носить наследственный хар-р. Уделяет большое внимание нравственному облику правителя: «правитель, предпочтённый от Бога, но по естеству равен всем людям». Если божественный хар-р власти нарушается, то возможно сопротивление власти. Различия между гос и божественными законами – почти не делает, потому что их общий источник – э то божественная воля. Между гос и божественными законами проводится различие, но все законы должны приниматься на основе божественных книг. Иногда стяжателей называют «Иосифляне». Володский допускает критику гос-ва, он допускает сопротивление, чётко определяет точки взаимодействия церкви и гос-ва.

Теория «Москва – 3й Рим» - монах Псково-Елизарова монастыря Пилахей. Стала официальной идеологией гос-ва. К этому времени (15 век) произошло падение Константинополя, к 16му веку Россия избавилась от Золотой Орды. Появляется тезис о церкви и гос-ве, как о едином целом. Москва становится преемницей Византии, новым христианским центром. «Поскольку все христианские царства попраны от неверных и произошло это в осуществлении древних пророчеств. 2 Рима пало, 3й стоит, 4му – не бывать». К 17му веку исчезают положения, создавшие эту теорию.

Иван Семёнович Пересветов – при Земском соборе 1549 года (первый собор). Относительно его личности - ничего точно не установлено. «Сказание о Магамет Султане и царе Константине» - под этими именами угадываются правители Османской империи и византийский царь. Одна из его идей – соотношение веры и правды в гос-ве. Основной его метод – аллегория с ассациативными параллелями. Сравнивает 2 гос-ва – победителей (турки-османы) и побеждённые (византийская империя). Анализирую причины проигрыша, он приводит в пример российские жизненные реалии. Основной негативной силой в русском об-ве он считает боярское правление. Он считал, что такой институт боярского правления, как система наместничествам (бояре- судьи. Правители, полицейские и пр.) – это беззаконие. Беззаконие опасно не только для подданных, но и для царской власти, ибо само царёво имя обесценивается. Искоренение этих недостатков он видит в сильной центральной власти. Наряду с султаном существует совет, который он считает обязательным атрибутом любой законной власти. В состав совета входят все уважаемые люди. Наибольшее внимание он уделяет судебной системе, критике беззакония. Касательно неправедности суда – лжесвидетельство, лжеприсяга, рассмотрение заведомо ложных дел и пр.это так же когда боярские власти не опираясь на закон чинят обиды, потому что у них есть возможность действовать в обход закона. Говоря о сочетании справедливости, правды и веры в Бога он говорит: Бог любит не веру, а правду. Для подтверждения этого он ссылается на новый Завет, «закон верой не уничтожается, а утверждается». Праведное поведение – повиновение закону всех людей. Бездеятельная вера богу не нужна. Вера без дел мертва, её нужно реализовывать в системе праведных дел. Если вера – мёртвый груз, то и правда – мёртвый груз. Наличие и веры и справедливости по мнению Пересветова приводит к тому, что в таком гос-ве Бог прибывает и помощь свою подаёт. Однако, есть примеры расщепления веры и правды, что приводит к тому, что «Царственный град был отмечен беяниями беззаконными, междоусобными бранями и поэтому был лишён божественного покровительства и в 15 в произошло его падление». Праведный суд – оснвоа праведной жизни гос-ва. Требования к суду: он должен быть отделён от администрациями, для этого нужно назначать судей верховной властью, жалование назначать из казны, судебные пошлины должны идти в гос казну и должен сущесвтовать гос надзор за деятельностью судей. В 1555 году Иваном 4 система кормления была отменена, но суд от администрации не был отделён. Судебные функции продолжали принадлежать всем чиновникам в гос-ве.

1) Общая характеристика полит идеологии возрождения

2) Учение Николы Макиавелли

3) Политико-правовые идеи Реформации

4) Учения Жана Бодена

5) Политико-правовая идеология утопического социализма.

К этому времени практически сложились современные границы.

Италия становится родиной возрождения. Она к этому периоду достигла наивысших высот в культуре и науке. Первоначально возрождение понималось как «возрождение, возобновление духовной и культурной жизни идей античности, утраченных в эпоху средневековья». Сейчас – это комплекс существенных ист, культурных перемен, как развитие капитализма, возвышение буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, кризис католич церкви, формирование антисхоластического типа мышления, формирование гуманистической системы мировоззрения. Основная идея – гуманизм, интерес к личности. Признание самоценности, самодостаточности личности.

Первоначально учения эпохи возрождения были обличены в религиозную форму. Активно использовались идеи античности, но уже в новой трактовке – идея права и его видов и пр.

Судьба человека должна определяться не его происхождением, а его личными качествами. Происхождение гос-ва зачастую объясняется теорией общественного договора. В эпоху Возрождения постепенно начинает формироваться концепция закона и законности. Закон – как обязательный атрибут правильно устроенного гос-ва.

Одним из крупнейших представителей эпохи возр – Никола Макиавелли – 1469 – 1527 г.г. фактический основатель буржуазной науки. Занимал пост совета десяти в качестве секретаря, поэтому он посетил многие гос-ва в результате чего приобрёл обширный опыт полит жизни. Когда была установлена тирания Медичи, он был брошен в тюрьмы и только знакомство с папой Римским спасло его, он был направлен в своё поместье, где вынужденное безделье заставило его сесть за стол, обобщить весь опыт. Он написал 3 основные работы – «государь» - 1512 год, «рассуждения о первой декаде Тита Ливия» – 1513-1516 год, «история Флоренции» – 1520 – 1525 годы. Трактовка природу гос-ва у него светская. Он рассуждает как реалист, как политик. Ни воля Бога, а соотношение полит сил в гос-ве предопределяют полит развитие гос-ва. Гос-во он именует термином «стато» - род, положение, профессия.

Для анализа природы гос-ва он отталкивается он многих исторических фактов. Он идёт по пути сравнительного анализа многих гос-в Зап Европы, что дало право последующему поколению назвать его Ньютоном учения о гос-ве и праве. 5 основных сил, опр-х сущность гос-ва: природа, небо, фортуна, сам человек и Бог. Судьба (Фортуна) всесильна, где ей не служат препятствием доблести человека. Фортуна отчасти определяет некоторые формы жизни людей, однако именно человеч таланты определяют судьбу. Говоря о влиянии религии, он говори, что религия хоть и возникает по воли неба, но она всё же формируется людьми. Он оценивает религию как идеологию. «Христианство воспитывает у народа смирение, формирует силу духа, язычество воспитывает силу тела». Повторяя теорию круговорота фп, он перечисляет уже знакомые фп: он говорит о знакомых шести фп, но даёт своё объяснение круговороту фп.

1. Народ стремится не быть притеснённым

2. Аристократия стремится народ притеснить

Результат – в гос-ве преобладает одно из двух, по мнению Макиавелли. Верховная власть может быть вручена государю или народам или аристократами в зависимости от того, кто воспользуется случаем для её водворения. Вражда между народом и аристократией носит личный характер. Поскольку народ стремится жить по законам, а аристократия стремится им повелевать, поэтому согласие между ними не возможно. Макиавелли считает, что лучшая фп для Италии – это умеренная республика, чтобы эта фп стала реальностью нужно равновесие основных соперничающих полит партий. Создаётся такая система учреждений и контроля. Экономическое выравнивание, по его мнению, легче закрепить в условиях республики. Там же, где экономическое неравенство велико, там место для монархии. Придя к власти нужно создать опору из новой знати. В правильно построенном гос-ве народ не должен быть сильно угнетён, правитель должен пользоваться поддержкой, «народ составляет большинство и хочет немногого». Правителю не следует рассчитывать на больших людей, поскольку их монарх не удовлетворит их аппетиты, часть их будет недовольна.

Наиболее устойчивой считается смешанная фп, состоящая из монархии, аристократии. демократии\народной фп. Каждая из этих форм будет сдерживать другие фп. Таким образом, для второго этапа развития страны, объединённой Италии, это – лучшая фп.

Проблема полит раздробленности Италии. Многие республики не смоги создать прочный полит строй, отсюда истоки его полит идеи – для создания централизованного единого гос-ва нужна диктатура правителя (сильная, централизованная власть). Единовластные гос-ва могут быть смешанными, то есть, состоящие из унаследованной (уже имеющейся) территории и присоединённой тер-рии других гос-в. Государь должен идти по пути присоединения этих новых территорий, что требует от правителя особых качеств, специальных знаний. «Захватить проще, чем удержать». Успех объединения часто зависит от сходства культур.

1. Уничтожить род прежнего правителя

Принципы объединения страны:

1. Принадлежность к одной культуре

2. Достижение полного единовластия путём уничтожения суверенных правителей.

Важна организация власти на новых тер-риях. 2 варианта развития власти:

1. Правление в окружении назначенных правителем слуг (например, Турция)

2. Правление в окружении представителей других родов.

«Турцию трудно завоевать, но просто управлять. Франция – наоборот. Потому что гос-ва не знавшие свободы, которые традиционно управляются единым правителем – это материал, пригодный для управления. Гос-ва же, где народ знал свободу, - это материал мало пригодный для управления. Поэтому республика хороша как результат, а не как условие объединения». Во всех случаях важна и личность правителя, который должен обладать доблестью. Лучше, кто посредством её и приобрёл власть. Государю нужно обладать многими положительными кач-вами, но при конфликте между моралью и благом гос-ва, преимущество всегда имеет последнее. «В душе он всегда должен быть готов переменить направление, если события примут иной оборот или в другую сторону задует ветер фортуны». По возможности не удаляться от добра, но при надобности не гнушаться и зла. Общее благо ценнее морали.

Поскольку нужно создавать в Италии новую культуру, то нужно прибегать к силе. Поэтому государь должен позаботиться об армии – национальной, преданной государю. Государь должен насильно объединить феодалов.

Советы правителю:

Политик должен придерживаться принципу твёрдой власти. Правитель должен использовать любые средства, даже жестокость для достижения цели. «Человек, желающий во всех отношениях быть чистым и честным неизбежно должен рано или поздно погибнуть среди нечестного большинства».

Правила управления гос-вом:

1. Наличие хорошего войска. Оно должно быть собственное, не наёмной «кто пренебрегает хорошим войском, рискует остаться без власти»

2. Наличие хороших законов

3. Князь должен видеть действительный порядок вещей, а не воображаемый.

4. Князь должен быть скуп скорее, нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть для народа, скупость обогащает казну.

5. Князь должен стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели любили. Любовь непостоянна, она уступает место другим влечениям и люди чаще оскорбляют того, кого любят, нежели того, кого боятся.

6. Самое страшное для правителя – это ненависть в гос-ве. 2 фактора: любовь к чужой собственности и любовь к чужим жёнами – причины ненависти.

7. Князь должен быть и человеком и зверем. У зверей должен заимствовать качества льва и лисицы, ибо лев беспомощен против сетей, а лисица беспомощна против волков. Необходимо быть лисой, чтобы рассмотреть западню, а львом, чтобы устрашать волков.

Хорошо ли правителю быть жестоким? Нет, но об-ва вынуждают его к этому, ведь расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, что тот, кто отвергает действительное ради желаемого, действует скорее во вред себе, так как стараясь исповедовать добро во всех случаях жизни он погибнет от людей, чуждых добру.

Правильный выбор окружения – признак ума правителя. Его должны окружать люди, не боящиеся сказать правду в глаза правителю.

Многие представители католической церкви и представители полит власти осудили Макиавелли за его образ тирана-правителя. Макиавелли обвинял катол церковь в том, что она не способствует объединению Италии, вмешиваясь и натравливая одного правителя на другого.

Цезарь Борджиа – мстительный, коварный, «который из разорённых всех им правителей умертвил всех, до кого смог добраться». Описывая его деяния, Макиавелли не смог найти ничего, в чём он мог бы обвинить бы его, потому что всё было сделано с целью объединения гос-ва. Борджиа, по мнению М. , был блестящий политик, чьи действия вели к объединению Италии.

Объединение всех гос-в Европы шло путём применения силы. С 16 века термин «макеавиллизм» означает, что для достижения цели в политике используются все средства. Это – отражение полит реальности.

Общая характеристика политических учений эпохи Возрождения и Реформации

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских и политико-правовых взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

При общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, "ранняя буржуазность" означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых,

она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, "ранняя буржуазность" предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Психология чувств и эмоций