Ненаучное познание и его формы. Формы характерные для ненаучного знания
Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания :
- интуицию;
- остроумие;
- веру;
- мистическое озарение.
Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным.
Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. К примеру, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), кᴏᴛᴏᴩый во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Важно заметить, что однако, при всем этом решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на базе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Вполне понятно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». По϶ᴛᴏму интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.
Остроумие -
творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Важно знать, что большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях.
Стоит отметить, что остроумие по ϲʙᴏим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.
Вера будет в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, ɥᴛᴏбы знать», — говорил средневековый схоласт Ансельм Кенгерберийский (1033-1109)
Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие. В мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), кᴏᴛᴏᴩые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.
Виды ненаучного познания
Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некᴏᴛᴏᴩые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.
Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания .
Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и крайне важно для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.
Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, по϶ᴛᴏму их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей ϲʙᴏей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках ϲʙᴏих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.
Религиозное познание представляет собой мышление на базе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из кᴏᴛᴏᴩых будет требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в кᴏᴛᴏᴩой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.
Художественное познание базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. В случае если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.
Философское познание,
рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами.
С одной точки зрения, данные концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку данные понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.
В отличие от данных видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области ϲʙᴏего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При ϶ᴛᴏм наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некᴏᴛᴏᴩые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.
При этом научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, кᴏᴛᴏᴩыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.) При этом наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, кᴏᴛᴏᴩая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.
Именно в ϶ᴛᴏй направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной будет ненаучной.
См.также: Лженаука
И разума, признанных наукой в качестве основных , позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы :
- интуицию;
- остроумие;
- веру;
- мистическое озарение.
Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным.
Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. Например, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), который во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Тем не менее решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Очевидно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поэтому интуиция находится на границе и ненаучных форм познания.
Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.
Обществознание 10 класс
Тема: Ненаучное познание
Представить себе это нельзя, а понять можно.
Л.Д. Ландау
Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания;
развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
воспитывать объективное отношение к субъективным понятиям.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Ход урока
I . Организационный момент
(Учитель сообщает тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
Мифология.
Жизненный опыт.
Народная мудрость.
Паранаука.
Искусство.
Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся - дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.
II . Политинформация .
Политика, экономика, культура.
III . Проверка домашнего задания
Терминологический диктант.(, истина, дедукция, индукция, научное
познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.)
Карточки для слабых учащихся. Меньшаев И. Шайхутдинов, Каюмова, Рамазанова.
Соотнести термины и определения.
1Эмпирический уровень | Относящийся к реальной действительности или ее описаниям |
2 Дедукция | Соответствие мысли предмету. |
3Научное познание | установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок |
4Теоретический уровень | движение знания от единичных утверждений к общим положениям |
5Истина | Д Мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование формулирование совокупности научных выводов |
6Индукция | Е движение знания от общего к частному. |
IV
.
Изучение нового материала
1. Мифология
(Сообщение учащегося.)
Миф - отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творчество. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для мирового искусства.
Особенности мифологического мышления:
неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака,происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;
замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);
все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.
Самые распространенные мифы - это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного человека.
Можно выделить следующие группы мифов:
ИКТ. (1 слайд.)
мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);
мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);
мифы о судьбе и роке (Эдип, Актеон, Кефал, Сизиф);
мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);
мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).
А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф,(работа с учебником стр.125.) определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический).
Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.
2. Жизненный опыт. Слово учителя.
Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
Практическое знание - это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
Духовно-практическое знание - это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди. В классе всегда есть я христиане, мусульмане.
-(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 заповеди.)
ИКТ (2 слайд)
В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».
В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».
В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».
В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».
В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».
Главная общая мысль выше приведенных цитат - все люди равны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали)».
3. Народная мудрость Слово учителя
(Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО. Используя конкретные программы по этим учебным дисциплинам в конкретном образовательном учреждении, учитель дает предварительно задания учащимся.)
Сообщение Садриева Римма.
Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поколение важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или достоверностью.
Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыслу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой практический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тружеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».
Как вы думаете, каковы причины этого феномена.
- (Ответ.Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкрет ного автора.)
4. Паранаука
(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки.)
Ахмадеева Лиля, Зиннатов Руслан.
Слово учителя .
Итак, паранаука - околонаучное знание.
Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.
(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)
Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.
Сложности и трудности научного познания порождают как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нормализации обмена веществ).
5. Искусство
Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности.
Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ - это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
ИКТ (3 слайд_)
-(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.
Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).
А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и одежде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в действительности.
Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?
V . Закрепление изученного материала
ИКТ.(4 слайд)
Напишите эссе на одну из следующих тем:
На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).
Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?
Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.
(Учитель собирает эссе для проверки.)
VI Домашнее задание
11, вопросы и задания стр.124- 126
Наряду с научным, существуют также и различные виды ненаучного познания. Оно не укладывается в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе, ненаучное познание доступно всякому мыслящему человеку. Оно обладает специфическими особенностями и функциями в общественной жизни. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря различным способам познания окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыканта. Его можно постигать глазами художника и скульптора, да и просто с позиций рядового человека.
Кроме научного существует еще и обыденное познание. Иногда его называют «повседневным», «житейским» мышлением. В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является называемый здравый смысл, включающий элементарные верные сведения о мире. Они получаются человеком в ходе своей повседневной жизни и служат целям ориентации в мире и его практического освоения. Известно, например, что человеку необходимо знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что к оголенному электропроводнику притрагиваться небезопасно и т.д.
Этот вид познания включает в себя не только простейшие знания о внешнем мире, но и убеждения и идеалы человека, фольклор как кристаллизацию опыта познания мира. Обыденное познание «схватывает» простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу много красной рябины - то к холодной зиме и т.д. Однако в рамках повседневного познания люди в состоянии приходить и к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются отношения к другим социальным группам, к политическому строю, к государству и т.д.
Обыденное познание, особенно современного человека, включает в себя и элементы научных знаний. Однако оно развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику и т.п.
Мифологическое познание возникло в древнейшие времена как сознание рода, когда еще не было индивидуального человека. То была как бы заря человеческого бытия, когда человек еще жил в дремотном состоянии и трезвый день самосознания еще не наступил. Миф есть в основном эмоционально-образное восприятие мира, сказание, легенда и предание. В нем имеет место очеловечивание сил внешней природы, над которыми человек еще не властен и которые ему непонятны и даже враждебны. Первобытный миф был верой в сверхъестественное, в богов как всемогущих и бессмертных, но все же земных существ. Мир - это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их поединков и пиршеств.
Из древней мифологии до нас дошли наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и Мрак, как появились первые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне, о могучей Афине и других божествах. Сохранилось и предание о Прометее, который похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжелые муки.
Мифологический способ мышления оказался весьма живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах. Примером этого может быть и миф о коммунизме, выразивший древнюю мечту человечества о «золотом веке» как обществе равенства и социальной справедливости. Элементы мифотворчества имеют место и в сознании современного российского общества. Это обусловлено острыми социально-экономическими проблемами и естественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.
Древние мифы оставили не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали богатую пищу для искусства, для последующего развития религиозного мышления.
Религиозное познание представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс представлений о мире. В основе религии лежит вера в сверхъестественное - в Бога как творца мира. Религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. В христианстве основной догмой является положение о присутствии божественного в земном, о сотворении всего Богом. По сути дела, религиозное познание - это богопознание. В его рамках сформировалась религиозная картина, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. С позиций науки, религия есть, по выражению А.Уайтхеда, «полет за недостижимым», за призрачным. Однако религию было бы совершенно несправедливым рассматривать всего лишь как воплощение некоей глупости и невежества. Религия - это одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей иного, более человечного мира, нежели этот земной мир.
Религия и мифология как формы духовного освоения мира очень близки. Они возникли как выражение слабости человека и поэтому содержат в себе вымысел, фантазию. Однако религия в познании мира и объяснении его причин и оснований выходит за пределы этого земного мира. Она мысленно создает мир сверхъестественного и объясняет с этой позиции развитие природы, общества и человека. В религии имеет место рациональное мышление, используемое для обоснования идеи бытия Бога в мире. Напротив, мифология - это, по словам К.Маркса, «бессознательно-художественная» переработка явлений внешнего мира и общественной жизни.
Художественное познание также есть одно из проявлений ненаучного постижения мира человеком. Оно представляет собой «мышление образами» (В.Г.Белинский), воплощенное в различных формах искусства. Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира. Назначение же искусства состоит в том, чтобы выражать эстетическое отношение человека к миру, открывать в нем гармонию и красоту. Художественное познание в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное, низменное и т.д. Важнейшим видом искусства принято считать художественную литературу. По мысли Л.М.Леонова, она есть «опережающая совесть общества», тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубокое проникновение в этот мир и было достигнуто именно в художественной литературе - в произведениях О.Бальзака, Ф.М.Достоевского и других писателей. Каждый вид искусства имеет на вооружении свои средства познания мира: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.
Похожая информация.
Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний..
Необходимо выделить научное и ненаучное познание.
1. Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические.
Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы (ньютоновские – до конца 19 в.).
Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером (с конца 19 в. – со вторжения науки в микромир). Синергетика исходит из того, что все явления характеризуются статистическими закономерностями.
2. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:
1). Исторические:
а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;
б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;
в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;
г) художественно-образное (связано с эстетическим);
д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);
е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.
2). Иррациональное (внерациональное) познание:
б) мистика;
в) колдовство;
г) эзотерическое знание;
д) переживание, ощущения;
е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).
Вненаучное познание характеризуется:
1) недостаточной обоснованностью;
2) частой недостоверностью;
3) иррационализмом.
Крайние выражения вненаучного знания: антинаука – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).
К вненаучному знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).
Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.
Философия – это учение (не наука), это систематизированное учение о наиболее общих принципов бытия. Отдельные концепции философии близки к научным, поскольку стремятся опираться на науку (марксизм), но это не значит, что остальные философские концепции менее ценные. Ненаучная философия может играть колоссальную роль (религиозная философия). Философия науки не является наукой, поскольку имеет свою систему категорий, свой язык и т.д., но это общественная наука. Даже естественная наука не содержит однозначных истин (концепция Ньютона в развитии Эйнштейна).
И́стина - гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету .
Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинскими всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).
В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критериюпроверяемости: теоретической, эмпирической.
В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам .
Ленин характеризовал истину как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений . Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте и в своей гносеологии рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В.И.Ленин в своей работе Материализм и эмпириокритицизм утверждал, что "человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" (ПСС, Т., 18, с.137) .
Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание ; ряд требований, которым наука должна удовлетворять .
Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости.
1. Истинность . Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно 14 . Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.
2. Проблемность : наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.
3. Обоснованность . Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).
4. Интерсубъективная проверяемость . Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.
5. Системность : научное знание должно быть логически организовано.
6. Прогрессизм : научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).
Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в физике главную роль играет интерсубъективная проверяемость, в математике -- истинность, в истории -- системность).