В чем заключается философия буддизма. Что такое оценочные суждения? Девять моих заповедей буддизма.

Как известно, в современном обществе существуют три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Из этих трех конфессий самая малочисленная – буддизм, но история его появления и развития его традиций, принципов не менее интересна, чем информация о христианстве и исламе.
Буддизм считается одним из самых древних религиозно-философских учений. Однако, сам термин «буддизм» был создан в Европе уже в 19 веке. Возник буддизм в Индии, а основателем этого учения называют Сиддхартха Гаутама, в дальнейшем получившего имя Будда Шакьямуни. Последователи этого учения именовали его «Дхарма» или «Буддхадхарма».
Наблюдая несколько лет за своим разумом, Будда Шакьямуни высказал свою мысль о том, что причина всех страданий людей – они сами. Будда считал, что люди очень привязаны к материальным ценностям, что имеют привычку создавать иллюзии. Он полагал, что путь избавления от этих страданий состоит из медитации и практики самоограничения (то есть следование определенным заповедям). В буддизме главное – стремление к очищению разума от страха, эгоизма, ревности, лени, жадности, злости и других состояний, которые мы привыкли называть пороками. Развивает буддизм такие качества, ведущие к благополучию, как трудолюбие, доброта, сострадание и прочие.
Основателем и главным объектом поклонения в буддизме считается принц Гаутама Сиддхартха. Согласно преданию, в 35 лет он достиг просветления и смог изменить не только свою жизнь, но и жизни тех, кто следовал за ним. Последователи Гаутамы и дали ему имя Будда.
За время своего распространения буддизм впитал в себя большое количество различных верований и обрядов. Одни приверженцы буддизма считают главным самопознание, происходящее через медитацию, другие придерживаются идеи о том, что происходит это через благие поступки, третьи – почитание Будды.
В ранних учениях особое место занимала буддийская медитация. Она представляет собой методы физического и духовного самосовершенствования.
Все последователи буддизма опираются на доктрины. В первой доктрине заложены Четыре Благородные Истины, содержащие информацию о страдании (дуккха): о самом страдании; о причинах страдания; о возможности освобождения от страданий; о путях избавления от страданий. Вторая доктрина содержит в себе учение о карме. Также существуют доктрина анатмавады, доктрина кшаникавады и буддийская космология. Есть несколько трактовок доктрин, они могут отличаться (это зависит от школы). Существует несколько школ, но в каждой из них путь к просветлению основывается на трех главных составляющих: во-первых, это теория о том, как устроен мир; во-вторых, неотъемлемой частью является медитация; в-третьих, определенный образ жизни, когда уже достигнут определенный уровень развития сознания.
Все школы буддизма различаются по их принадлежности к одной из «Трех Колесниц». Первая – это Хинаяна («Малая Колесница»). Как раз-таки она и основывается на Четырех Благородных истинах. Люди, принадлежащие к этой школе, чаще всего монахи. Вторая школа имеет название Махаяна («Великая Колесница»). Основой этой школы являются поучения о сочувствии и пустоте явлений. Практикующие Махаяну соблюдают обет Бодхисаттвы, по которому они, совершая любые действия, должны думать о благе других существ. Еще одна школа - Тантраяна или "Колесница тантр". Здесь выступает основой поучение Будды о природе. Наивысшим достижением в этой школе считается окончательное просветление. Практикующие эту школу в основном йоги или миряне.
Стать последователем буддизма от рождения невозможно, так как нужно осознать и понять три драгоценности: Будду (самая важная драгоценность; Будда Шакьямуни или любой просветленный), Дхарму (учение Будды, объект учения - нирвана) и Сангху (небольшая группа буддистов или же буддисты в целом). После осознания этих драгоценностей необходимо было следовать пяти буддистским заповедям: воздержание от убийства, кражи, распутства, обмана и опьянения. Однако, несоблюдение этих заповедей никак не наказывалось – Будда опирался на здравый смысл своих последователей, а не на страх. Мораль и этика буддистов построены на не совершении вреда, воспитании в человеке чувства сосредоточенности. Медитации помогают познавать связь между духовными, телесными и психологическими процессами.
Учение Будды связано с так называемым срединным путем, согласно которому считается неприемлемым ни аскетизм, ни гедонизм. Сам Будда объяснял, что его учение – не божественное откровение, оно получено им благодаря медитативному созерцанию собственного духа. Итоги зависят лишь от самого человека. Будда считал, что следовать его учению необходимо посредством проверки на собственном опыте. Целью учения Будды является достижение полного раскрытия возможностей ума человека.
Понятие Бога в буддизме весьма необычно, что и отличает его от большинства западных религий. У буддистов нет единого и постоянного Бога, Буддой может стать любой из просветленных. Однако, именно в Будде видят наставника.
Важнейшим письменным источником буддизма считается полное собрание поучений Будды, состоящее из 108 томов. Это собрание имеет название «Канджур». «Тенджур» - комментарии к поучениям, они состоят из 254 томов.
Жизнь, согласно буддизму, – проявление «потоков» дхарм, являющихся невидимыми и неощутимыми. Дхармы составляют опыт живых существ. Под живыми существами понимается не только человек, но и все, что существует в этом мире. Когда поток дхарм распадается, наступает смерть, после которой дхармы формируются заново, следовательно, запускается процесс реинкарнации (переселение душ). На ход этого процесса большое влияние оказывает обретенная в предыдущей жизни карма. Нескончаемый процесс реинкарнации, в ходе которого человек испытывает страдания, прекращается с достижением нирваны (состояние покоя и блаженства, слияние с Буддой).
Понятие «дхарма» весьма распространено в буддистской литературе, особенно в различных философских сочинениях. Также под понятием «дхарма» понимается еще и учение Будды.
Буддийское учение очень многогранно и интересно, в первую очередь, тем, что не основывается на вере. Немаловажным в буддизме является опыт, поэтому ограничиться только описанием содержания буддизма недостаточно. Буддизм кратко – очень сложная философия жизни. Все отличительные особенности буддизма можно увидеть, если сравнить его с другими религиями и мировоззрениями. Важно помнить одно: приближаться к этому учению стоит только тогда, когда разум будет освобожден от различных нравственных стандартов.

Правильное действие - воспитание почетного и мирного нравственного поведения, воздержание от убийства, воровства, незаконных сексуальных отношений и совершения нечестных отношений. Право на жизнь - это зарабатывать на жизнь честным, безупречным и безвредным способом, избегая любой профессии, которая может быть вредна для других живых существ.

Психическая дисциплина включает в себя: прямые усилия, правильное внимание и правильную концентрацию. Развивайте Дхамму с вниманием. Прямая концентрация - это дисциплина, которая ведет нас к четырем этапам дхьяны или абсорбции. На первом этапе желания и мысли оставлены страстными и нечистыми. Во втором, умственная деятельность уже ушла, спокойствие и «объединяющая фиксация ума» развивается. В третьем возникает сознательная невозмутимость, и в четвертой все ощущения исчезают, как счастье, так и страдание, радости и печали, оставаясь в состоянии спокойствия и ясности ума.

Считается, что Будда первый человек которому удалось погрузиться в нирвану. После этого придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками, и прочел им свою первую проповедь. В ней были уже вкратце, в виде четырех тезисов, изложены основы его учения. Этот буддийский «символ веры» получил название «арья сатьи» - благородные истины. Слух о новом пророке стал быстро распространяться по Индии.

Этот Благородный Восьмеричный Путь может следовать, практиковаться и развиваться каждым человеком. Это тело, словесная и умственная дисциплина. Это Путь, который ведет к осознанию Абсолютной Реальности, достижению освобождения, счастья и мира посредством морального, духовного и интеллектуального саморазвития.

Вопрос: «Что такое буддизм и чему верят буддисты?». Ответ: Буддизм является одной из основных религий мира в плане приверженцев, географического распределения и социокультурного влияния. Хотя она уже давно является «восточной» религией, она набирает все большую популярность и влияние на западный мир. Это религия, уникальная в мире сама по себе, хотя она имеет много общего с индуизмом в том, что эти два можно назвать «восточными» религиями, которые, среди прочего, верят в карму, майю и сансару. Буддисты считают, что конечной целью в жизни является достижение «просветления», поскольку они воспринимают его существование.

Его идеи оказались очень привлекательны. Как красочно повествует легенда, путь Будды был триумфальным шествием, особенно после того, как он сумел обратить в свою веру знаменитого мудреца и отшельника Кашьяпу и 600 его учеников. Даже многие известные брахманы отказывались от своего учения и становились проповедниками буддизма. Но наибольшее число последователей Будда имел в варнах, кшатриев и вайшьев.

Его основатель Сиддхартха Гаутама родился в королевстве в Индии за 600 лет до Рождества Христова. Согласно этой истории, он жил роскошью и все еще был женат и имел детей, имеющих очень мало контактов с внешним миром. Его родители пытались удержать его от влияния религии и любого воздействия боли и страданий. Однако незадолго до того, как проникло его хрупкое убежище, он увидел старика, больного человека и труп. Его четвертое видение было у мирного аскетического монаха. Увидев его нежный характер, он решил стать аскетом.

Он оставил свою жизнь богатства и влияния и искал просветления через аскетизм. Он был очень искусен в таком самоуничижении и сильной медитации. Он был лидером среди своих собратьев. В конце концов он позволил своим усилиям достичь финального жеста. Он «согласился» на себя с миской риса, а затем сел под смоковницу, чтобы медитировать, пока не достиг «просветления» или не умер в попытке. Несмотря на его печаль и искушения, на следующее утро он уже достиг просветления, поэтому он был известен как «просвещенный» или «Будда».

Идеи буддизма

В чем же заключалась суть нового вероучения? Первая благородная истина гласила:

Все в мире полно зла и страдания.

Будда не жалел сил для того, чтобы рассеять многовековую иллюзию, которая туманит ум человека: иллюзию самодовлеющей ценности этого мира и его благ. Никто до него не находил таких сильных выражений, таких беспощадных оценок для временной жизни.

Опираясь на свое новое достижение, он начал учить своих собратьев-монахов, Среди них он уже получил большое влияние. Пять из его товарищей стали первыми из его учеников. Что открыл Гаутама? Это просветление заключается в «среднем пути», а не в роскошном самоуспокоении и в самоуничижении. Более того, он обнаружил, что будет известно как «Четыре Благородные Истины» - жить, это страдать, страдание вызвано желанием, можно устранить страдание, устранив все узы, и это достигается, следуя благородным восьмикратным путь.

Следуя этим особым учениям, есть общие учения с индуизмом, называемые Реинкарнацией, Кармой, Майей и склонностью понимать реальность как Пантеизм в его ориентации. Буддизм также предлагает сложную теологию божеств и возвышенных существ. Однако, как и индуизм, буддизм может быть трудно поддаться рассмотрению вашего взгляда на Бога. Некоторые течения буддизма могут быть законно названы атеистами, в то время как другие могут быть пантеистическими и еще другими теистами, такими как Буддизм Чистой Земли.

Он безжалостно отбрасывал все земные утешения, призывая смотреть правде в глаза. Развивая старые мотивы Упанишад, он изощрялся в поношении телесных удовольствий и самого тела и сурово осуждал людей, которые способны веселиться, забывая о всеобщей скорби.

Анализируя все существующее, Будда приходит к мысли о призрачности мира:

Однако классический буддизм имеет тенденцию молчать о реальности высшего существа и поэтому считается атеистом. Сегодняшний буддизм очень разнообразен. Он более или менее разделен на две большие ветви Тхеравады и Махаяны. Тхеравада - это монашеская форма, в которой окончательное озарение и нирвана зарезервированы для монахов, тогда как буддизм Махаяны распространяет свои цели просветления также на мирян, это на не-монахов.

Важно знать, что Будда никогда не считал себя богом или божественным существом любого рода. Скорее, он считал себя «путевой точкой» для других. Только после его смерти он был возвышен до уровня бога некоторыми из его последователей, хотя не все его последователи видели это таким образом. Однако с христианством в Библии ясно сказано, что Иисус есть Сын Божий. И был голос с неба, говорящий: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»и что Он и Бог один - «Я и Отец едины». Нельзя считать себя христианином, не исповедуя веру в Иисуса как Бога.

Все непрочно, все разрушается, все уносится неведомо куда. Демон смерти царит во Вселенной. Все дороги жизни ведут в мир страданий. Все суетно, все исчезает как туман, вся Вселенная охвачена непрестанным умиранием. Само существование ее бессмысленно. Все непрерывно течет и изменяется, пребывая в бесцельном беге. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое созидание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели.

Через триста лет после его смерти буддизм распространился настолько далеко, что охватил большую часть Азии. Священные Писания и изречения, приписываемые Будде, были написаны около четырехсот лет после его смерти. Этот более поздний период между его смертью и сочинениями или комментариями, содержащими его сообщения, вызвал множество проблем у ученых, об аутентичности и надежности буддийских писаний.

Будда жил и умер задолго до времени Иисуса. Его путешествия никогда не брали его в двухстах километрах от его дома. Библия и ее послание, похоже, не были известны Будде, и на самом деле он никогда не говорил о Боге или Иисусе; Следовательно, буддисты вообще не говорят о Боге, как это делают христиане. В своей классической форме буддизм не говорит ни о каком личном Боге или Божественном Существе.

Когда же и почему возникло это всемирное кружение, составляющее сущность бытия? Будда не давал ответа на этот вопрос. Его последователи утверждали лишь, что с безначального времени шесть типов существ:

  • Добрые духи
  • Демоны
  • Животные
  • Адские жители
  • Суетно томящиеся души, которые заблудились, «как спящие во сне».

От этой затерянности в бытии не возникает ничего, кроме иллюзий и мук. Но что же породило все страждущие существа и где корни самого их бытия? Бытие, отвечал Будда, есть лишь извечное волнение дхарм. Что это такое? Определение этого понятия затруднено и может быть только отрицательным.

Грех в основном понимается как невежество. И где это понималось как «моральная ошибка», контекст, в котором понимаются «хорошее» и «злое», является аморальным. Карма понимается как естественный баланс и не навязывается лично. Природа не нравственная; Поэтому карма не является моральным кодексом, и в конечном итоге грех не является моральным. Поэтому мы можем сказать, согласно буддийской мысли, что наша ошибка не является в конечном счете моральной, поскольку в конечном счете это всего лишь безличная ошибка, а не межличностное нарушение.

Следствие этого мышления разрушительно. Для буддиста грех скорее похож на ошибку, чем нарушение против природы всемогущего Бога. Это понимание греха не соответствует врожденному моральному сознанию, что человек осуждается за свой грех перед святым Богом.

Дхармы Это не частицы и не духи, но из них слагается все - и материальный мир и духовно-душевный.

Они различаются между собой по типу своего проявления. Поэтому позже буддийские философы разделили их на категории и пытались даже определить число этих категорий. С неуловимой для обычного восприятия быстротой вибрации дхарм летят друг за другом, порождая образ преходящего существования. Поэтому нет ничего неизменного в мире. Нет постоянного тела, не существует души, как нет и постоянного «я». Таким образом, в своей философии отрицания Будда шел гораздо дальше брахманов, которые тоже признавали мир суетным и иллюзорным, но все же считали человеческое «я» причастным к Вечному и Непреходящему.

Поскольку грех является безличной и исправляемой ошибкой, он не согласуется с доктриной разврата, которая является основной доктриной христианства. Библия говорит нам, что грех человека является проблемой вечного и бесконечного следствия. Взгляд буддиста на грех сильно отличается. Поэтому Спасителю не нужно спасать людей от их предосудительных грехов. Для христианина Иисус - единственное средство спасения вечного проклятия за наши личные грехи. Для буддиста существует только этическая жизнь и использование медитации к возвышенным существам в надежде достичь просветления и в конечном итоге нирваны.

Вторая благородная истина Будды провозглашала, что:

Причина страдания открыта.

Он объявил, что страдание происходит от жажды:

  • Бытия
  • Наслаждений
  • Созидания
  • Власти

И тому подобных пустых земных привязанностей и стремлений, символом которых служило Бхава Чакка, или Колесо Бытия. Будда учил, что еще в утробе матери, с самого момента зачатия, у будущего человека вспыхивает первоначальное, недифференцированное, смутное сознание.

Но, скорее всего, нужно было бы пройти через ряд реинкарнаций, чтобы расплатиться с огромным накоплением долга кармы. Для истинных последователей буддизма религия - это философия морали и этики, заключенная в жизнь отказа от эгоцентризма. Но конечная реальность безлична, а не реляционная, поэтому она не любит. Мало того, что Бог рассматривается как иллюзорный, но, растворяя грех в неморальной ошибке и отвергая всю материальную реальность как майю, мы теряем наше «бытие».

Личность сама по себе становится иллюзией. Когда его спросили, как начался мир, что или кто создал вселенную, говорится, что Будда молчал, потому что в буддизме нет начала или конца. Вместо этого существуют бесконечные круги рождения и смерти. Можно было бы спросить, какое бытие создало нас, чтобы жить, терпеть много боли и страданий, а затем умирать снова и снова? Это может привести к рассмотрению того, что является объектом, зачем беспокоиться? Христиане знают, что Бог послал Своего Сына умереть за нас, только один раз, так что нам не нужно страдать в течение вечности.





Это сознание образует вокруг себя намарупу (психофизическую сферу в ее целостности). Намарупа разделяется на «шесть областей» - пять органов чувств и мышление. Их наличие обусловливает ощущения и чувства. В результате в человеке развивается Тришна:

Он послал Своего Сына, чтобы сообщить нам, что мы не одиноки и что нас любят. Буддизм учит, что нирвана - это высшее состояние бытия, состояние чистого существования. И это достигается средствами по отношению к индивидууму. Нирвана бросает вызов рациональному объяснению и логическому порядку и поэтому не может преподаваться, осознавать. Напротив, Иисус был очень конкретным. Он учил нас, что наши физические тела умирают, но наши души поднимаются, чтобы быть с Ним на небесах: «Ибо, когда они воскресают из мертвых, они не будут вступать в брак и не вступать в брак, а быть как ангелы, которые на небесах».

  • Жажда наслаждений
  • Жажда жизни
  • Жажда вожделения и связанная с ней привязанность к чувственному

Из этих суетных стремлений выковывается непобедимая воля к жизни. Именно она - это детище Тришны - ввергает человека в следующее воплощение и приводит к рождению, которое завершается старостью и смертью.

На этом буддийская формула судьбы заканчивалась, но по существу у нее нет конца. Ведь за смертью человека, не победившего в себе желания, следуют дальнейшие жизни, за ними еще и еще, и так до бесконечности. Причем возрождения могут совершаться не только в человеческом образе.

Для буддистов нет милосердного Отца на небесах, который послал Своего Сына умереть за наши души, за наше спасение, чтобы дать нам путь к Его славе. Будда учил, что у людей нет индивидуальных душ, потому что индивидуальное существо или эго - это иллюзия.

В этой первой части принципы буддизма показаны в списке из двадцати шести пунктов. Источник: оригинальная статья Буддизм - основные отличия: снимки буддизма: сводки учения и темы. Буддизм - это не религия, если его понимают в контексте веры в определенные доктрины или догмы, выходящие за рамки индивидуального исследования, и которые включают в себя поклонение и служение, чтобы получить какую-то выгоду или добрую волю от сверхъестественное существо. Это понятие также включает безусловное подчинение и отказ от личной свободы, зависящей от воли сверхъестественного существа. В буддизме нет понятия о спасителе. Будда не спаситель, который спасает других благодаря его личному спасению или специальному мандату. Хотя буддист берет или уходит как убежище для Будды как несравнимое руководство к пути чистоты, нет подчинения или подчинения Будде. Буддист не считает, что его можно очистить, только укрывшись в Будде или веря в него. Будды не стирают загрязнения других людей водой, но это показывает, как каждый из них может делать то, что необходимо для устранения этих примесей. Будда - это не воплощение бога. Отношения между Буддой и его учениками и последователями - это учитель и ученик. Освобождение себя - это ответственность самого себя. Буддизм не требует слепых и беспрекословных вер тех, кто следует за ним. Акцент делается на самообеспечении, самодисциплине и личных усилиях. Дхарма, то есть принципы буддизма, существуют сами по себе, не делая невероятным существование Будды или нет. Он не является создателем этих принципов и не является пророком всемогущего существа, передающего эти истины другим. Каждое существо, если оно прилагает надлежащие усилия, должно быть в состоянии обнаружить их самостоятельно. Учения - это только умелое средство или метод, чтобы облегчить и ускорить это открытие. Они не являются откровением таинственной истины, которую только Будда может узнать, напротив, мотивация Будды состоит в том, чтобы дать возможность существам извлечь пользу из этого личного открытия. Его учения предназначены для обеспечения необходимой методологической поддержки в соответствии с положением различных типов существ. Особенно подчеркивается в буддизме Махаяны, что все существа обладают Природой или Сущностью Будды. Такое освобождение от Самсары связано с прекращением страданий посредством устранения четырех типов препятствий: тех, которые возникают из-за отрицательных эмоций или отрицательных психических состояний; Отрицательных кармических тенденций; Накопленной негативной кармы; и невозможность узнать через опыт полную реальность вещей и существ без каких-либо препятствий или препятствий. Это состояние позволяет естественным качествам ума проявляться полностью, что называется «Просветление» или «Пробуждение». На начальных этапах сначала происходит освобождение грубых и тонких уровней эмоциональных препятствий и освобождение от грубых состояний знаний, поскольку это называется Освобождение. Как только более высокий уровень, который соответствует устранению тонких уровней невежества, достигается, тогда естественные качества полностью выражены, и эта фаза называется полным пробуждением. Карма и сила кармы являются краеугольными камнями буддийской доктрины. Они очень подробно объясняются в буддизме. Карма или действие и его результат, иногда понимаемый как причина и следствие, соответствуют здесь важной метафизической концепции, связанной с действиями и их последствиями. Именно закон кармы объясняет проблему страдания, тайну так называемого «предопределения» в некоторых религиях и, прежде всего, очевидные проблемы и недостатки человечества и существ в целом. Это так, есть простые уровни объяснения, а также чрезвычайно тонкие уровни понимания кармы. Это не очевидно из первого подхода к этим понятиям и требует глубокого изучения, анализа, размышления и, согласно буддийской практике, личного опыта, который исходит из глубоких процессов медитации или прямого наблюдения за разумом и явлениями, Простой логический или рациональный анализ, основанный на абстрактных принципах, недостаточен и может привести к большой путанице, о чем свидетельствуют различные истории о времени Будды. Примером этого являются диалоги Будды с Вакчаготой. Возрождение является еще одним ключевым учением в буддизме и идет рука об руку с кармой. Существует тонкая разница между возрождением и реинкарнацией, как изложено в индуизме. Буддизм отвергает теорию постоянной души, которая является трансгрессивной, созданной Богом или исходящей из божественной сущности. Любящая Доброта, Майтри на санскрите, Метта в Пали; И сострадание, Каруна на санскрите и Пали, для всех существ, включая животных. Буддизм строго запрещает жертвоприношения животных по любой причине. Вегетарианство рекомендуется, но не обязательно. Важность неприсоединения. Буддизм идет не только на благо, а на благо. Убить - сломать ключевую моральную заповедь в буддизме. Страдание - еще один краеугольный камень в буддизме. Это первая из четырех благородных истин. Страдания очень хорошо анализируются и объясняются в буддизме. Идея первородного греха или греха не имеет места в буддизме. Более того, грех не следует приравнивать к буддизму. Буддийские учения не раскрывают начало или конец жизни или жизни. Практически нет распознавания первой причины - например, Как стало первое человеческое существование? Дхарма дает очень подробное объяснение доктрины анатмана или присущего им небытия явлений трансцендентной идентичности, т.е. нет ни одной сущности души, ни в одной жизни среди многих. Будда всезнающий, но не всемогущий. Он способен на бесчисленные подвиги, но есть три вещи, которые он не может сделать. Кроме того, Будда не претендует на роль создателя жизни или Вселенной. Праджна или Трансцендентальная Мудрость занимает особое место в буддийских учениях. Будда Шакьямуни излагал понятия Праджны около 20 лет своего священства. Одного научат балансировать сострадание с праджней, т.е. эмоции с рациональными основами. Традиция и практика медитации в буддизме относительно сильны и важны. Вкратце, эта доктрина подтверждает трансцендентный характер конечной реальности. Он объявляет феноменальный мир лишенным всех ограничений, связанных с секретизацией, и подавляет все дуалистические концепции. Условное прорастание, санскритский прат-тиасамутп-да, пали-патика-самупп-да или зависимое происхождение - еще одно ключевое учение в буддизме. Это не место вечного проклятия, которое видят религии «всемогущего творца». В буддизме это только одно из шести королевств в Самсаре, то есть худшее из трех нежелательных королевств. Кроме того, в буддийской космологии существует практически бесконечное количество адов, а также бесконечное количество миров Будды. Буддийская космология значительно отличается от других религий, которые обычно признают только эту солнечную систему как центр Вселенной и уникальны для живых существ. С буддийской точки зрения мир Будды - это один миллиард солнечных систем. Кроме того, буддийские учения Махаяны показывают, что одновременно существуют другие миры с Буддой как чистая земля Амитабхи и система Бхаисаджягуру. Самсара является фундаментальным понятием в буддизме и является просто «вечным циклом существования» или бесконечными циклами перерождения в шести сферах существования. Эта картина циклического возрождения будет только заканчиваться, когда разумное существо достигает Нирваны, то есть виртуальное истощение кармы, следы привычек, примесей и иллюзий. Все другие религии проповедуют небо, землю и ад, но эта перспектива очень ограничена по сравнению с буддийской сансарой, где небеса являются лишь одним из шести царств существования и содержат 28 плоскостей.

  • В буддизме нет понятия всемогущего бога.
  • Никто не может вознаградить нас или наказать нас, или якобы «Судный день».
  • Существование вещей объясняется тогда, благодаря понятию причины и следствия.
  • Мы можем определить его как нетеистическую религию или доктрину.
Буддизм - это религиозная философская система, которая развивалась в течение длительного периода времени на Востоке, сначала в Индии, а затем в Китае, Японии, Тибете, Цейлоне, Суматре и других странах Дальнего Востока.

Философия буддизма

Безжалостная карма влечет греховное существо через бездны неописуемых пыток, заставляя его возрождаться в аду или в образе животного. Однако возникает вопрос: если «я» не существует, то кто же перевоплощается, кто возрождается в светлом мире богов или в ужасной бездне ада?

Поступки человека создают определенные кармические силы, которые после его смерти не исчезают, а под действием закона кармы формируют новое существо. Между умершим и этим существом такая же связь, как у родителей с детьми. Как дети несут на себе печать своих отцов, так и каждая человеческая жизнь имеет таинственную связь с некоей предшествующей.





В этом учении есть двойственность и даже несогласованность, которая порождает много вопросов, но которая остается у самого Будды не разъясненной. Обращаясь к широким массам, он не разрушал сложившегося представления о бесконечных перевоплощениях, имеющих смысл только в том случае, если человеческая душа признается бессмертной. Но когда он обращался к философам и избранным, то говорил, что «я» не существует.

Рассказывают, что однажды какой-то монах напрямик спросил Будду, существует ли атман «я». Но Будда ничего не ответил ему. «Тогда, может быть, «я» нет?» - продолжал спрашивать монах. Будда опять ничего не ответил. Когда монах ушел, ученики выразили удивление по поводу уклончивости наставника. Будда отвечал, что своим молчанием хотел избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и об уничтожении.

Очевидно, он вообще считал такую постановку вопроса неправильной и не хотел, чтобы его последователи отвлекались на решение этих вопросов. (Уже после его смерти, спустя почти тысячу лет, буддийские философы разработали учение о сантане, под которой понималось некое замкнутое индивидуальное единство, в каждом потоке дхарм образующее живое существо. «Я» не сохраняется после смерти, но сохраняется сантана, и именно ее постигают все последующие перевоплощения.)

Суть проповеди Гаутамы заключалась в третьей благородной истине:

Прекращение страданий возможно.

Если «проявленное бытие» по самой своей сути есть нечто тягостное, мучительное, сотканное из скорбей, если это бессмысленное, отвратительное существование поддерживается неведением и глупой, обольщающей жаждой жизни, то истребление этой жажды и просветление духа принесет человеку освобождение. Он уйдет из этого призрачного мира и сольется с Тишиной и Покоем.

Всем измученным и изнемогшим в битве с жизнью Будда обещал открыть обитель успокоения. Ради этого он призывал их облечься в броню равнодушия и ничего не ждать от суетного мира. Он учил, что тот, кто сумел победить свои желания, «уничтожил тернии существования: это его тело - последнее». Такой человек выскальзывает из мутных волн сансары, которые продолжают стремить свой бег уже где-то в стороне от него. Такой человек достиг высшего счастья, высшего бытия - нирваны.

Ученики не раз спрашивали Будду о том, что есть нирвана, но всякий раз получали двусмысленные неопределенные ответы. Сам Будда, видимо, считал, что осознание нирваны выходит за пределы человеческого понимания. Но определенно можно сказать, что хотя нирвана и лежала за пределами нашего бытия, она не была для Будды «голым ничто». Может быть, он ощущал ее как некое Сверхбытие или Абсолютное Начало, близкое Брахману Упанишад. Бога Личного, Бога Живого он решительно отрицал.

В его Вселенной нет ничего, кроме нирваны и томительно-бесполезной сумятицы дхарм. Единственная достойная человека цель -это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя.

Для этой цели Будда предложил «восьмеричную дорогу», которая и составляет четвертую благородную истину - о пути к избавлению. Она включала в себя:

  1. Правильные взгляды, то есть основанные на «благородных истинах».
  2. Правильную решимость, то есть готовность к подвигу во имя истины.
  3. Правильную речь, то есть доброжелательную, искреннюю и правдивую.
  4. Правильное поведение, то есть не причинение зла.
  5. Правильный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.
  6. Правильное усилие, то есть самовоспитание и самообладание.
  7. Правильное внимание, то есть активную бдительность сознания.
  8. Правильное сосредоточение, то есть верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего, человек подавляет свои темные и злые наклонности. Он должен быть добр ко всем, но не во имя Добра, а во имя освобождения себя от власти зла.

Истинный буддист «не разрушит ничьей жизни; и жезл и меч он отбросит исполненный кротости и жалости, он сострадателен и милосерд ко всем существам, одаренным жизнью».

Правила буддиста:

  • Он должен избегать воровства
  • Быть целомудренным
  • Быть правдивым
  • Должен отбросить грубость
  • Должен отбросить жадность
  • Должен отбросить празднословие
  • Должен искать во всем справедливости

Но соблюдение этих моральных заповедей само по себе не представляет ценности. Оно лишь помогает человеку развивать силы, ведущие к нирване, способствует приближению к следующей ступени, на которой будет господствовать полное самообладание и уже ни ненависть, ни любовь не смогут смутить внутреннего покоя.

Это - ступень окончательного овладения своей физической природой.

Размышляющий мудро переносит и холод и зной, и голод и жажду, не боится ядовитых мух, ветра, солнца и змей; он кроток перед словом поношения, перед телесными страданиями, перед самыми горькими муками, томительными, беспокойными, разрушительными для жизни.

Здесь буддизм целиком усвоил традицию предшествующих индийских аскетов, приводивших себя в состояние совершенной бесчувственности и сравнивавших свое тело с кожей, которую сбрасывает змея.

Заключительная восьмая ступень:

Путь буддизма

Следуя многовековым принципам Йоги, буддисты делили этот этап на ряд особых стадий, высшей из которых было состояние самбодхи, когда все человеческое исчезает в человеке, когда его сознание угасает и над ним не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Существо, пришедшее к этому пределу, есть истинный Будда. Однако таких Просветленных всего лишь единицы.

Из этих основных положений буддизма следовало несколько весьма важных выводов. Во-первых, каждый может спастись от возрождений собственными стараниями. Правда, путь к нирване долог и труден; необходимо прожить множество жизней, поднимаясь со ступени на ступень к высшей цели, но зато, когда победа достигнута, она достигнута только личными усилиями человека, и он никому ничем не обязан.

Следовательно, для богов, выступавших в традиционной религии хранителями людей, в буддизме не оказывалось места. Будда не отрицал существования богов, но в его учении они выступали просто более совершенными существами, чем люди, дальше продвинувшимися по пути к нирване.

Ритуалы и жертвоприношения Будда считал бесполезными, однако суждения на этот счет высказывал очень осторожно. Открыто он восставал только против кровавых жертвоприношений, связанных с убийством животных. Он отвергал также авторитет всех священных книг, включая Веды , но он не был активным врагом писания.





Вовторых, с точки зрения буддизма, оказались малосущественными родовитость ищущего, его племенное происхождение, принадлежность к той или иной варне. Происхождение само по себе ничего не дает человеку и не может обеспечить достижения нирваны. Хотя спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей, его учение принимали многие миряне. При этом они должны были выполнять простой этический кодекс Панча Шила (Пять Заповедей):

  1. Воздерживайся от убийства.
  2. Воздерживайся от воровства.
  3. Воздерживайся от блуда.
  4. Воздерживайся от лжи.
  5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Следуя этим правилам, человек делает маленький шаг к нирване. Но рассчитывать на положительное изменение своей кармы могли только монахи.

Основатель религии буддизм

Уже в первые годы существования буддизма вокруг Гаутамы складывается монашеская община сангха, то есть объединение людей, отказавшихся от всего, что их раньше связывало с обществом:

  • От семьи
  • От принадлежности к варне
  • От собственности

В основном буддийские монахи жили за счет доброхотных подаяний от мирян; отсюда обычным наименованием их было бхикшу - нищий. Монаху полагалось молча, не поднимая глаз, обходить с чашей в руке дома мирян, ничего не прося и ни о чем не настаивая, не радуясь обильной милостыни и не огорчаясь, когда он не получал ее вовсе.





При жизни Будды появились и первые буддийские монастыри. Обычно они основывались в рощах, подаренных Учителю богатыми раджами. Монахи строили там хижины и дома для общих собраний. Рядом с ними появлялись кладовые, столовые, бани и другие хозяйственные помещения. Была учреждена особая должность эконома, который наблюдал за работами и хлопотал о поставках.

Будда внимательно наблюдал за развитием этих монастырей и собственноручно написал для них уставы. Каждый шаг монаха был в них жестко регламентирован. Впрочем, сам основатель учения вплоть до самой смерти строго соблюдал предписания своих уставов, не допуская для себя никаких послаблений.

Смерть Будды не помешала дальнейшему развитию и распространению его вероучения. Сам он, как уже говорилось, заложил только его основы. Многие вопросы и важнейшие положения новой религии буддизм требовали дальнейшего развития и уточнения. Первый шаг к этому был сделан вскоре после кончины Учителя.

История религии буддизм

Около 470 г. до Р.Х. немногочисленные тогда еще буддисты собрались в пещере у Раджагрихи на Первый Всебуддийский собор, где под руководством Кашьяпы, самого ученого из последователей Будды, утвердили главные пункты устава общины и приняли меры для сохранения суждений и изречений Учителя.

(Речь, очевидно, могла идти только о собрании кратких устных предписаний и наставлений умершего Будды. Естественно, при этом принимались во внимание, прежде всего, часто повторяющиеся и часто слышанные сентенции общего содержания, сжатые мудрые изречения и т.п. В буддийской традиции они получили название сутр. С течением времени к сутрам были прибавлены различные пояснения и указания о том, где, когда, по какому поводу и для кого было произнесено каждое из этих изречений. В результате некоторые из сутр приобрели значительный объем).

Вскоре после Первого собора в сангхе наметились два направления:

  1. Ортодоксальное
  2. Либеральное

Представители первого течения настаивали на большей строгости в аскетических упражнениях и буквальном соблюдении всех сохранившихся заповедей Будды. Сторонники второго делали упор на нравственное совершенствование, ослабляя, однако, требования устава.

  1. Первые считали, что спасение возможно только для монахов, строго соблюдающих устав общины, установленный Буддой.
  2. Вторые верили, что при определенных условиях достичь нирваны могут все живые существа.

Каждое из этих течений буддизма предлагало свой путь религиозного спасения, или, как тогда говорили, свою «колесницу» - яна, на которой можно было бы переправиться из этого земного существования на другой берег бытия.

Размежевание между двумя школами фактически произошло уже на Втором Всебуд- дийском соборе, который состоялся через сто лет после Первого. В дальнейшем:

  • Ортодоксальная школа получила наименование Хинаяна («Малая колесница», или «Колесница индивидуального освобождения»).
  • А либеральная – Махаяна («Большая колесница», или «Колесница всеобщего спасения»).

Впрочем, внутри каждой школы буддизм тоже не был однородным. В III-II вв. до Р.Х. буддийская церковь дробится на множество сект, оспаривавших друг у друга право считаться истиной Дхаммой. (Цейлонские хроники, ранние индийские и тибетские историки говорят о 18 буддийских школах.)

В 253 г. до Р.Х. Ашока, один из царей династии Маурьев, созвал в Паталипутре Третий Всебуддийский собор. Здесь были утверждены сложившиеся к этому времени основы вероучения буддизма, а также осуждены ереси. Правоверными были признаны только две из 18 школ - Тхеравада и Вибхаджавада, отстаивавшие ортодоксальную точку зрения. Неправоверные монахи должны были после этого покинуть Магадху- главное место пребывания тхеравади-нов - и уйти в Кашмир. Там они обрели силу и стали называться сарвастивадинами.

Нагарджуна

Следующим кто значительно расширил понятия буддизма стал Нагарджуна который жил спустя 400 лет после Будды, в историях и преданиях он предстает еще более легендарной фигурой, чем сам основатель буддизма. В 20 лет Нагарджуна был уже широко известен своей ученостью. Наука, впрочем, не была его единственной страстью.

Отправившись в горы к ступе Будды, он принял обет и в течение 90 дней изучил все три Питтаки, постигнув их глубинный смысл. Однако учение их показалось ему неполным, и Нагарджуна отправился странствовать в поисках неизвестных сутр. Возвратившись на родину, Нагарджуна проповедовал буддизм Махаяны в Южной Индии и весьма в этом преуспел. Авторитет его рос с каждым годом.





Сообщают, что он изгнал из монастырей множество нарушивших правила бхикшу, среди которых были люди очень могущественные. После этого все школы Махаяны признали его своим главой. Подводя итог деятельности Нагарджуны, тибетский историк буддизма Даранта пишет, что он поддержал верховную религию буддизм всеми возможными способами:

  • Преподаванием
  • Построением храмов
  • Содержанием миссионеров
  • Составлением опровержений
  • И проповедями

И таким образом способствовал широкому распространению Махаяны. Но у Нагарджуны была еще одна великая заслуга перед потомками - именно благодаря ему буддизм из учения об освобождении и спасении для немногих ревностных подвижников превратился в близкую и понятную для всех людей религию буддизм .

Основные положения своей философии Нагарджуна сформулировал в 450 кариках - кратких стихах, предназначенных для заучивания наизусть и комментирования. Эти карики составили главный трактат Нагарджуны - «Мадхьямикасутру» («Сутру срединного учения») - классическое произведение, которое затем комментировалось многими известными буддистами Индии, Тибета, Китая и Японии.

Махаяна

Следующем течением в котором Будда из учителя-человека, указавшего путь к спасению и первым вошедшим в нирвану превращается в божество становится Махаяне. Вместе с тем сторонники этого течения подчеркивали, что при всей значительности его личности Будды для своей эпохи он не представляет из себя ничего из ряда вон выходящего.

Однако в первые века нашей эры буддизм Махаяны быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, а через него - в Японию и Корею. Позже он укрепился также в Непале, Тибете, Монголии и Центральной Азии Но в самой Индии буддизм Махаяны не получил большого распространения.

Хуэй-нэн

Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из самых значительных событий в истории этого вероучения. Процесс его укрепления и развития здесь был сложным и длительным. Понадобилось несколько веков, прежде чем буддийская религия распространилась в Срединной империи.

При этом буддизм сильно китаизировался и приобрел специфические черты, позволяющие говорить о нем как об особенном вероучении. Среди многих новых школ, появившихся в середине I тысячелетия, самым оригинальным явлением, развившимся на китайской почве, стало учение Чань-буддизма.





Считается, что Чань зародился в Индии как медитативная школа «дхьяны» буддизма Махаяны. Для ее последователей наиболее важным моментом среди огромного количества легенд о Будде был факт его просветления. Сторонники этой секты призывали своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного.

Целью дхьяны было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин своего «я» и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо (Бодхи).

В то время, когда в Китай прибыл основатель школы Чань Бодхидхарма, в Тибете начали свою деятельность первые проповедники буддизма. Тибет был тогда варварской горной страной, находившейся на самой окраине цивилизованного мира.

Однако именно ему суждено было стать с течением времени важнейшим мировым центром буддизма, тем местом, где это вероучение получило самое полное развитие и сделалось подлинным источником умственного и нравственного образования для всего народа.

Нигде более на Востоке буддизм не сумел добиться такой полной победы над другими вероучениями, нигде более не обрел он такого прочного положения среди населения и такой власти над умами. Здесь же сложилась самая мощная в мире иерархическая буддийская церковь, получившая по прозванию духовенства наименование ламаистской. (Ламы - буддийское монашество Тибета; буквально «лама» переводится как «высочайший».)

Асанга

После Нагарджуны большое влияние на развитие буддизма имела философская школа йогачаров, соединившая с мифологией и философией Махаяны древнюю практику йоги. Основателем этой системы считается великий ученый, настоятель знаменитого монастыря Наланда, Арья Асанга, живший в V столетии после Р.Х.





Особенность религиозной практики йогачаров заключалась в том, что наряду с традиционными положениями буддистской этики важное место в ней заняли особые приемы йогического созерцания, а также мистика - заклинания, амулеты и сокровенные тантры. Таким образом, было дано начало буддийскому тантризму. (Вообще же тантризм такой же древний, как сама йога, и истоки его скрыты в 1 глубине истории Индии.)

Тантры (буквально - «хитросплетения») Называются сокровенные, магические тексты и заклинательные формулы, дающие власть над миром духов и освобождающие скрытые силы человека.

Йогачары считали, то, овладев искусством тантрийских заклинаний и особыми приемами тантрийской медитации, можно гораздо быстрее, чем средствами, указываемыми Махаяной (даже в течение одного перерождения!), достичь состояния просветления, слиться с божеством и выйти из круга перерождений. Однако не следует думать, что заклинания и высшие силы все сделают за человека. Прежде чем прибегнуть к практике тантры, ищущий должен пройти долгий путь самопознания и нравственного усовершенствования.

Огромное значение с тех пор при отправлении культа стали играть магия и всевозможные заклинания. Но в начале IX в. буддизм подвергся суровым гонениям и пришел в упадок. Царь Лан-гдарма велел разрушить многие храмы и уничтожить изображения Будд. Священные книги были сожжены, а ламы насильственно превращены в охотников и мясников. Всякий, кто противился этому, немедленно предавался смерти.

Следующие два столетия были временем язычества. Только в середине XI в. очередной выходец из Индии, Атиша, вновь возродил в Тибете буддизм, проведя ряд реформ, направленных на укрепление здесь традиций классической Маха-яны. Его усилиями было создано несколько крупных монастырей, ставших затем важными буддийскими центрами.

Но реформами Ати-ши оказались недовольны последователи Падмы Самбхавы, которые по-прежнему в своей религиозной практике делали упор на магию, не желали слышать о строгой дисциплине и безбрачии. Объединившись вокруг влиятельного монастыря Сакья, они выступили против нововведений.

С этого времени началась упорная борьба между двумя тибетскими школами:

  • Красношапочниками (одежду красного цвета носили приверженцы Падмы Самбхавы).
  • И желтошапочниками (это был символ классического буддизма сторонников Атиши).

Окончательный успех буддизма и завершение процесса формирования его тибетской разновидности - ламаизма были связаны с реформами Цонкхапы.

Цонкхапа

К началу XV в. относят появление главного сочинения Цонкхапы «Великий путь по ступеням мудрости» («Ламрим»). Оно охватило широчайший круг теологических вопросов: от глубоких метафизических проблем до детальной разработки основ монашеской жизни.

Для лам труд Цонкхапы стал основополагающей книгой, где можно было найти ответы на все без исключения вопросы. Вместе с тем «Ламрим» излагал важнейшие положения учения о спасении для низшего разряда людей, то есть для тех, кто погружен в земные интересы и не задумался всерьез о необходимости спасения.

Цонкхапа считал, что учение не может быть постигнуто ищущим непосредственно, без помощи духовенства. Конечно, без учения Будды - сутр - спасение вообще невозможно, но правильно преподать это учение может только лама. Суммируя наиболее авторитетные сочинения, Цонкхапа показывал, что именно лама служит источником познания пути к спасению.





Он - условие завоевания блаженства и уничтожения порока. Без него возможность спасения не может быть реализована. Поэтому ищущий спасения должен отрешиться от своего ума и отдать себя во власть «друга добродетели» - ламы. Почитание ламы должно рассматриваться как почитание самого Будды.

В ламаизме Цонкхапы уже мало было провозгласить свою преданность Будде, дхарме и сангхе. Необходимым условием постижения сокровенной сути великого учения стала восходящая к буддийскому тантризму непосредственная связь между учителем и учеником, причем связь глубоко личная, доверительная, с беспрекословным подчинением ведомого ведущему Так главенство лам в тибетском обществе получило в «Ламриме» свое религиозное освещение.

Однако Цонкхапа не остановился на этом. Он рассмотрел и реформировал буквально все стороны религиозной и церковной жизни тибетского буддизма. Он продумал сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламских монастырей, твердо установил безбрачие лам и, что было особенно важно, разрешил им иметь собственность.

Он разработал многие детали обряда и культа, ввел в практику богослужения элементы театрального представления и музыку, учредил многие праздники. Он сильно ограничил практику магических обрядов, выступив против многого из того, что было принесено Падмой Самбхавой и стало привычным для красношапочников. Прежде всего запрет касался таких крайностей, как испускание огня изо рта, глотание ножей и т.п., граничивших с простым шарлатанством. Но те магические приемы, которые основывались на священных буддийских писаниях, остались в полной силе.

Цонкхапа умер в 1419 г. Его нетленные мощи длительное время сохранялись в монастыре Гандэн.

Незадолго до смерти он объявил своими преемниками двух своих лучших учеников, завещав им постоянно возрождаться в дальнейшем. С этого времени тибетскую церковь всегда возглавляли два верховных ламы: Далай-лама, имевший резиденцию в Лхасе, и Богдо-лама, пребывавший в Ташилумпо, в Нижнем Тибете.

Считалось, что по смерти они (через девять месяцев) воплощаются в младенцах мужского пола, которых надлежало избрать и после строгой проверки провозгласить очередным воплощением умершего ламы. При этом старший из двух, Далай-лама (величайший), стал считаться воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары, а другой, Панчен-лама, - воплощением Самого Амитабхи.

С течением времени Далай-лама сосредоточил в своих руках высшую духовную и политическую власть и стал общепризнанным авторитетом всех приверженцев ламаизма и многих буддистов. Поначалу ламаизм исповедовался только в Тибете, но уже в XVI в. это вероучение широко распространилось среди монголов, а потом также среди бурятов, калмыков и тувинцев.





На протяжении нескольких веков, вплоть до середины XX в., ламы сосредоточивали в своих руках всю полноту духовной и светской власти над Тибетом. Впрочем, это произошло не сразу. Понадобилось несколько веков кропотливой «буддизации» и «ламаизации», прежде чем структура тибетского общества приобрела свой законченный вид и сделалась как бы продолжением ламаистской церкви, возглавляемой великим Далай-ламой.

Честь окончательного обустройства тибетской религиозной общины принадлежит великому средневековому проповеднику Цонкхапе, которого можно рассматривать и как последнего великого теоретика буддизма, завершившего в своих трудах двухтысячелетний процесс формирования этого вероучения.

Астрология | Фэн-Шуй | Нумерология