Статус песчинки бытия. Архимандрит Исидор (Минаев): «Духовные проблемы в современных монастырях Архимандрит минаев

декабря 2014

Статус песчинки бытия

Этому человеку не привыкать к перемене мест: судьба бросала его из Орла в Москву, из Москвы на Валаам, c Валаама на Коневец, из России то в Болгарию, то в Израиль. Не привыкать и к перемене жизненных «ролей»: от актера до настоятеля крупного монастыря. Год назад архимандрит Исидор (Минаев) был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, а сейчас — настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Ко всем переменам отец Исидор относится совершенно спокойно: ведь человек не просто так избирает монашеский путь, этим он дает согласие подчинять свою жизнь воле Божией.

архимандрит Исидор (Минаев)

Не получается уединяться

— Отец Исидор, вы были монахом на Валааме, настоятелем на Коневце, да и Русская духовная миссия в Иерусалиме — тоже, по сути, остров. И вот оказались настоятелем большого храма в центре города…

— Да, на островах только летом на службах многолюдно, а всё остальное время храм практически пустой. И в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме — на Всенощной храм полон, а на Литургии никого нет, потому что все паломники пошли в храм Гроба Господня. Ну а здесь собирается много народу, а я люблю, когда много народу, бабушки, дети… Здесь та атмосфера, к какой я привык еще прихожанином: и в московских храмах, и, в детстве, в орловских. Такая жизнь у меня, наконец, настала, — а это и есть полноценная церковная жизнь.

— А по уединенной монашеской жизни — не тоскуете?

— Да у меня не получалось никогда особо уединяться! На Валааме у меня было послушание приходского священника, преподавал в воскресной школе. На Коневце был игуменом — какое тут уединение? Половину недели в Петербурге по делам, приедешь на остров — там то стройка, то служба, то гости… Была мечта, когда я вернулся из Иерусалима, поехать на Валаам, пожить в скиту, но, во-первых, со здоровьем проблемы, а во-вторых, меня сюда назначил митрополит Владимир последним своим указом, так что мечта на какое-­то время откладывается. Внут­ренняя решимость была, да она и сейчас есть. С возрастом амбиции становятся неактуальными, потому что всегда разыгрывается один и тот же сюжет. Самое время пожить тихо, спокойно…

— Не секрет, что приснопамятный протоиерей Василий Ермаков, с которым вы были дружны, предостерегал прихожан от бесед с монахами, говорил: «Хотите поехать в паломничество в монастырь — езжайте, поклонитесь святыням, но за духовными советами к монахам не обращайтесь».

— Правильно говорил. Вряд ли батюшка Василий относился плохо к отцу Иоанну (Крестьянкину). Это настоящий монах был, а мы — фальшивка. Монахом надо стать, надо заслужить это звание, лет двадцать пять пожить в монастыре. А тогда, в 1990-е, у нас «опыт» был — два-три года. У людей часто слишком восхищенное представление о монахах: «ой, клобук, длинная борода, отшельник… он, наверное, на все вопросы ответит». А он ответит не лучше приходского священника, а иногда и хуже. А если кто, не имея достаточного духовного опыта, начнет других наставлять — вообще беда.

Смысл Рождества

— Вы выросли в верующей семье?

— Нет, в самой обычной. Бабушка была верующей… впрочем, что значит «верующей»? Она ходила иногда в храм и брала меня с собой. Уже потом, когда был подростком, знакомый парень объяснил мне, что такое Причастие. А раньше-то как было? «Подойди к священнику, скажи: „Грешен, батюшка“, свечки купи да поставь, вот тебе двадцать копеек. Потом тебе кагорчику дадут». Нет, отношение у меня было, несмотря ни на что, благоговейное, я всегда перед началом учебного года ходил причащаться — сам, без напоминаний. А уже потом, на третьем курсе института, познакомился с одним парнем из Украины, он был в Орловской епархии соискателем, собирался получить хиротонию. Он и рассказывал мне уже что-то посерьезнее, объяснял про церковные Таинства. Ну а дальше появились и книги, и пластинки, посвященные 1000-летию Крещения Руси, оттуда тоже что-то узнал. Но все эти знания были бессистемными. Честно говоря, я понял, что Рождество — это праздник, только когда уже был послушником на Валааме. А так думал, как и все советские люди, что главный зимний праздник — это Новый год.

— Первоначально вы избрали совершенно другую стезю: были актером, преподавали в театральном училище. Влияет ли это на ваше отношение к богеме, к творческим людям?

— Да нормальное у меня отношение: смотрю, кто талантливый, кто нет. Поскольку я был актером, у меня остались друзья-знакомые в этой среде. С талантливыми и дружить интересно. Драматический театр — это не шоу-бизнес, где у многих одни опилки в голове. Настоящий актер — думающий человек, с открытой душой. Многие восприимчивы к Слову Божию, но не все. Вот, Максим Суханов — мой однокурсник, он атеист. Мы на эти темы не говорим, но я всё жду, когда он… повзрослеет. Всё равно каждому человеку придется задуматься о том, что там, дальше.

Птичий рынок как лекарство от скуки

— Как чувствует себя в Иерусалиме православный, который постоянно там живет? В изоляции?

— Иерусалим — одна из мировых столиц, там есть все способы нормально развиваться; а люди тихие, забитые есть везде. Ощущать себя в изоляции или нет — зависит от человека. В Русской духовной миссии есть, например, диакон Роман Гультяев. Он из Петербурга, его отец служит в Андреевском соборе, он был духовным чадом приснопамятного отца Василия Ермакова. Его родной язык русский, при этом он знает иврит, арабский, водит экскурсии; у него четверо детей, жена из репатриантов. Он и наукой занимается, и служит в храме, и учится в России: окончил Московскую духовную семинарию, часто публикует статьи в российской периодике. Разве можно сказать, что он в изоляции?

— А религиозная рознь на Святой Земле ощущается?

— В Иерусалиме все живут в своих кварталах: иудейских, мусульманских, христианских. Есть, конечно, бытовая агрессивность, но не страшнее, чем у нас. Часто возмущаются, что религиозные иудеи могут в священника или в монахиню чем-то запустить. А вот, представьте, у нас мимо православного храма шли бы люди в хасидской одежде — не уверен, что ретивые прихожане вели бы себя вежливо и сдержанно. И зависит это, конечно, не от принадлежности к той или иной религии, а от внутренней культуры. Святейший Патриарх Кирилл встречался с религиозными лидерами ашкеназов, сефардов: встречи проходили в обстановке взаимной доброжелательности, обсуждались общие темы — борьба с секуляризмом, атеизмом… Вот всем бы так. А у нас, к сожалению, половину тех, кто умел себя культурно вести, в свое время просто ликвидировали: или расстреляли, или изгнали. Так до конца и не изжитое бескультурье проецируется на церковную жизнь. Даже в мелочах! Двадцать лет объясняю уборщицам, что нельзя оставлять швабру с тряпкой и ведро с грязной водой посреди храма: моешь пол, по каким-то причинам сделала перерыв — отставь ты это ведро куда-нибудь в сторонку!

— В храме Воскресения Христова традиционно сильное трезвенническое движение. Верите ли вы, что ситуацию с пьянством в России можно изменить?

— Плоды трезвеннической деятельности есть, но это индивидуальные победы. А масштабно бороться с пьянством должно государство. Вот, решили с курением бороться, и хорошо: теперь в любое кафе можно спокойно зайти, все курильщики на улице. Так и с алкоголем: нужна профилактика, ограничение про­даж. Трезвый образ жизни должен постепенно стать «модным», да уже и стал: у меня много друзей среди бизнесменов, и они не пьют вообще, ни капли. Все спортсмены, все за рулем. Это новое поколение, им есть чем заняться, и поэтому не нужна ни головная боль с утра, ни проблемы в семье.

— Важно, чтобы люди были чем-то заняты…

— Найдет себе человек занятие или нет — во многом зависит от него самого. Я в советское время говорил: как можно спиться, когда существует птичий рынок? Приходишь туда — а там и ящерицы, и морские свинки, и птички, и рыбки: заведи, к примеру, аквариум — и тебе будет некогда спиваться. Во времена моего детства люди собирали марки, значки. А сейчас — как можно спиться, когда такие прекрасные книжные магазины? Это раньше книги надо было «доставать», а теперь — пожалуйста, бери любую и читай. Там не только книги, но разные игры, для взрослых и детей.

— Отец Исидор, а сами-то вы играете в эти игры? И вообще — как отдыхаете?

— Я теперь «отдыхаю» больше по больницам… но посещаю музеи, когда могу, путешествую, хожу в театр, читаю, смотрю хорошее кино. В общем, ничто «земное» архимандриту не чуждо. Раньше играл в простые игры, чтобы разгрузить голову после компьютерной нагрузки: «кормил» коров в «Веселой ферме», крокодила «мыл» в айпаде… Теперь сил и времени стало меньше, теперь главное хобби — больницы… хотя недавно завел два небольших аквариума и акватеррариум. Без таких простых хобби — для успокоения и отдыха — совсем никак.

Вульгарное богословие


Для очень многих Бог — это что-то вроде собеса: чтобы работа была, деньги водились, дети радовали.
— Какие вы видите сегодня проблемы у православных?

— Для очень многих Бог — это что-то вроде собеса: чтобы работа была, деньги водились, дети радовали. А чуть что не так — неудача, болезнь, сразу думают: «А есть ли Бог?» Как будто Небеса только и призваны удовлетворять их потребности. Многие считают, что если они на храмы жертвуют или батюшке машину подарили, будет им счастье. Часто приходится слышать: «Я столько денег на храм пожертвовал, а у меня сын погиб». Это что, торговля, что ли? Я называю это вульгарным богословием.

Как-то вез своему крестнику арбуз, ехал в метро. Поскреб зеленую кожуру ногтем, там беленькое оказалось. Я подумал тогда: если арбуз — это земной шар, то зеленое — это наш культурный слой. Он такой тонкий! И сам шар ведь не лежит на одном месте, а носится в пространстве, и внутри у него еще всё кипит. Что тут можно урегулировать, спрогнозировать? А нам обязательно нужны какие-то гарантии — политические, экономические, социальные.

Если осознать свой статус песчинки бытия, то ты либо сойдешь с ума, либо успокоишься. Если осознать свой статус песчинки бытия, то ты либо сойдешь с ума, либо успокоишься. Наши предки — Суворов, Ушаков, Пушкин, богатые купцы, известные актеры (кстати, до 1917 года многие актеры жертвовали на храмы) — все они строили свою жизнь с ощущением «Бог дал — Бог взял», без всякого страха смерти. Говорят, что раньше было здоровых больше… это потому, что жило здоровых больше: чуть приболеешь — и на тот свет. У всех было чувство бренности бытия, и жить оно не мешало: люди строили прекрасные здания, писали стихи, делали научные открытия — как, например, Дмитрий Иванович Менделеев, глубоко верующий человек.

— Ну, наверное, надежда на какие-то «гарантии» свойственна всем людям, вашим прихожанам в том числе.

— Конечно, и я их в этом всё время разочаровываю. Кто-то может вместить, кто-то не может. А кого-то просто нужно поддержать, поплакать с ним… Люди забывают историю праведного Иова. А Авраам? Бог дал ему сына на старости лет, а потом приказал его убить. И Авраам сказал: «Ты дал мне сына, когда мне было уже сто лет, значит, если будет нужно, Ты дашь мне и другого сына». Такое отношение к жизни с детства надо воспитывать.

— Может быть, наше поколение, жившее при советском строе, вымрет, и всё будет хорошо?

— Нет, это иллюзия. Моисей водил народ израильский сорок лет по пустыне, вымерло поколение рабов, и что дальше? Всё равно были отступления от веры: золотому тельцу поклонялись, просили поставить над ними царя… Надо не надеяться, что новое поколение само собой вырастет, а воспитывать его. Для этого другие нужны книги и фильмы, и конечно, чтобы школа вернулась к функции воспитания, от которой отказалась в 1990-е. Если человека не воспитывать, он сам воспитается — по низшему разряду, по принципу «поменьше затратить и побольше получить».

ИСИДОР (МИНАЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Исидор (Минаев) , архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Принял постриг и начал свое монашеское служение на Валааме. Спустя несколько лет был назначен наместником Коневского монастыря. Затем полгода прослужил в Иерусалиме. На Страстной седмице 2008 года прибыл в Софию в качестве настоятеля Никольского храма-подворья Московского Патриархата.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года игумен Исидор, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии, был назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 3 апреля того же года патриархом Кириллом он был возведён в сан архимандрита.

Использованные материалы

http://www.patriarchia.ru/db/text/610162.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИСИДОР (МИНАЕВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИНАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от формы Минай, в которой смешаны производные от двух канонических мужских личных имен — Мина (см. Минин) и …
  • МИНАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Дмитрий Дмитриевич — поэт и переводчик. Родился в Симбирске в дворянской семье. Учился в дворянском пансионе. С 1857 начал …
  • ИСИДОР в Большом энциклопедическом словаре:
    (? - ок. 1462) русский митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католической церковью. По возвращении …
  • ИСИДОР
    (год рождения неизвестен - умер около 1462), митрополит всея Руси. Был игуменом византийского монастыря, по происхождению грек или болгарин. В …
  • ИСИДОР ХАРАКСКИЙ
    родом из Сузианы, греческий писатель, часто упоминаемый Плинием в числе географ. источников. От него сохранилось описание Парфии, ??????? ????????, кот. …
  • ИСИДОР СИДОРКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    по одному псковскому сказанию, также Матюшка — самозванец (Лжедимитрий III). Летопись о мятежах говорит, что "прииде в Ивань город с …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (иначе Hispalensis, по древнему названию Севильи — Гиспалис) — испанский епископ, один из выдающихся латинских ученых писателей ранней эпохи средних …
  • ИСИДОР ПЕЛУСИОТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобн., ученик Иоанна Златоустого, жил пустынником, подражая св. Иоанну Крестителю. В посланиях своих он обращается с наставлениями к воинам, монахам …
  • ИСИДОР ПАЦЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ г. Пакс Юлия (ныне Beja) в Лузитании, жил около 754 г.; считается продолжателем хроники И. Севильского (см.) с 617 …
  • ИСИДОР НИКОЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Исидор (в мире Иаков Сергеевич Никольский, 1799-1892 г.) — уроженец Тульской губ., воспитанник и потом бакалавр СПб. духов. акд., затем …
  • ИСИДОР МИЛЕТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    византийский зодчий, трудившийся вместе с Анфимием Траллесским над сооружением константинопольского храма св. Софии в 532-37 гг. (см. Византийское …
  • МИНАЕВ
    МИН́АЕВ Ив. Пав. (1840-90), востоковед, основатель рус. индологич. школы. Тр. по буддизму, филологии и лингвистике, ист. географии, фольклору, ср.-век. и …
  • МИНАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИН́АЕВ Дм. Дм. (1835-89), рус. поэт-сатирик. Сотрудник демокр. журналов 60-х гг. 19 в. ("Искра" и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (570-636), христ. писатель и церк. деятель, учитель Зап. церкви. Архиепископ Севильи (с 600), автор энциклопедич. тр. …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР (в миру Иаков Сер. Никольский) (1799-1892), церк. деятель, богослов, проповедник. Митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский и первоприсутствующий чл. Синода …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР из Милета, визант. архитектор 6 в. Вместе с Анфимием из Тралл построил в Константинополе в 532-37 храм Св. Софии …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР (? - ок. 1462), рус. митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католич. церковью. По …
  • ИСИДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИСИДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Исидор, (Исидорович, …
  • МИНАЕВ
    Дмитрий Дмитриевич (1835-89) , русский поэт-сатирик. Сотрудник демократических журналов 60-х гг. 19 в. («Искра» и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, …
  • ИСИДОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (? - ок. 1462), русский митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католической церковью. По возвращении …
  • ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 18:09:34 * ""(к картине «Битая дичь» Граверта)"" *: Здесь в указатель глядеть не приходится, *: можно здесь …
  • ИСИДОР ЮРЬЕВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Юрьевский (+ 1472), пресвитер, священномученик. Память 8 января, в Соборе Эстонских …
  • ИСИДОР ХИОССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Св. Исидор Хиосский (+ 251), воин, мученик. Память 14 мая. Святой мученик Исидор …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Севильский (ок. 560 - 636), епископ, святитель. Память 4 апреля. Исидор …
  • ИСИДОР РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Твердислов (+ 1474), Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец, блаженный. Память 14 …
  • ИСИДОР ПЕЛУСИОТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Пелусиот (+ ок. 436), преподобный. Память 4 февраля. Родом из Александрии. …
  • ИСИДОР (КРИКИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор (Крикис) (1938 - 2007), епископ Траллийский, б. игумен монастыря святого Апостола Иоанна …
  • МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
    Минаев Иван Павлович - известный исследователь буддизма (1840 - 1890). Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета, по китайско-маньчжурскому отделению. …
  • МИНАЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Минаев Дмитрий Иванович - поэт (1808 - 1876). Служил в учебном саперном батальоне, потом в провиантском департаменте. Его первые стихотворения …
  • МИНАЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Минаев Дмитрий Дмитриевич - известный поэт-юморист и переводчик (1835 - 1889), сын Д.И. Минаева. Воспитывался в Дворянском полку. Недолго …
  • ИСИДОР (МИТРОПОЛИТ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор - последний русский митрополит из греков, уроженец Фессалоник, посвящен был константинопольским патриархом в митрополиты киевские; по прибытии в Москву …
  • ИСИДОР (МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор - митрополит новгородский (умер в 1619 г.). Весной 1605 г. Исидор вместе с П. Басмановым был послан приводить к …
  • ИСИДОР (В МИРУ ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ НИКОЛЬСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор, в миру Яков Сергеевич Никольский - церковный деятель и писатель (1799 - 1892), сын дьякона Тульской губернии, воспитанник и …
  • ФРИХ-ХАР ИСИДОР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исидор Григорьевич [р. 5(17).4.1893, Кутаиси], советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969). Самоучка. Мастер керамической скульптуры, работает также в дереве, камне, …
  • МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Павлович , русский востоковед, основатель русской индологической школы. С 1869 доцент, с 1873 профессор Петербургского …
  • МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный исследователь буддизма (1840—1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. П. …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    поэт (1803—1876), отец поэта Д. Д. Минаева; род. в Симбирске, в дворянской семье; окончив курс в местной гимназии, М. в …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1835—1889) — известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50-х гг. в симбирской казенной палате и в …
  • МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ
    ? известный исследователь буддизма (1840?1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? поэт (1803?1876), отец поэта Д. Д. Минаева; род. в Симбирске, в дворянской семье; окончив курс в местной гимназии, М. …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1835?1889) ? известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50-х гг. в симбирской казенной палате и в …
  • ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-17 Time: 19:08:39 Навигация Википедия=Данте Алигьери Викитека =Данте Алигьери * Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный …
  • БУДДИЗМ в Новейшем философском словаре:
    религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хартха Гаутама …
  • МИНИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • МИНИН в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия с точки зрения происхождения вполне прозрачная. В ее основе - православные имена Мина, Миней или Минеон, имеющие в переводе …
Доклад настоятеля Коневского монастыря игумена Исидора (Минаева) на миссионерской конференции «Церковные суеверия» 18 мая 2006 года.

Здесь было много сказано о мирянах, а я бы хотел поговорить о монашестве, как я называю, о профессиональных христианах, потому что мирянин это в некотором роде самодеятельность: он может дойти до каких-то норм, может не дойти; есть ли у него духовник, нет ли у него духовника - это никому не известно; а монахи все-таки призваны жить по уставу, призваны жить под руководством настоятеля, духовника; я вот так для себя внутренне и называю, что эти христиане должны быть профессиональными.
Но, тем не менее, сегодня актуальны слова, сказанные в IV веке святителем Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, творцом Божественной литургии, когда один из его друзей написал ему письмо и спросил: «Ну, как твоя Церковь, как твоя епархия?» и Василий Великий ответил: «Всё болит и никакой надежды», - и это в те святые времена, когда Церковь стала государственной в Византийской империи. К сожалению, сегодня тоже мы можем сказать те же самые слова. После 70 лет гонений сейчас пошло активное восстановление, и тем не менее, эти слова актуальны по сей день, даже среди православных «профессионалов», т.е. среди монашества.
Когда-то основатель монашества преподобный Антоний Великий говорил, что самой главной, первой добродетелью христианина (он имел в виду монахов, потому что речь шла об обители) должно являться трезвомыслие или, как он говорил, рассудительность. Не молитву, не пост, не послушание игумену он поставил во главу угла, а рассудительность: трезвое, правильное отношение к Богу, к вере, к догматике, к человеку. Но сегодня это качество очень редкое, мне кажется, оно редкое не только у нас в Церкви, где мы оперируем порой эмпирическими понятиями, но даже и в науке. Я ехал как-то в поезде с одним ученым, он является членом-корреспондентом Академии наук и он мне сказал: «Ты не представляешь, сколько лежит диссертаций, заявок на диссертации от людей уже потерявших разум, от псевдоученых. Где-то они чему-то учились, не получилось что-то, - огромное количество диссертаций ждут рассмотрения, но, наверное, никогда не дождутся. Просто человеку что-то взбрело в голову, какую-то теорию он придумал, ничем не обоснованную, не подтвержденную. Но он пишет жалобы, требует, чтобы его диссертация была рассмотрена. Ощущение, что человек просто бредит, может быть его даже надо госпитализировать, но, тем не менее, приходится как-то раскланиваться, обещать, оттягивать время этой «защиты» под благовидным предлогом». Так вот, среди ученых, смотрите, как мало трезвомыслия, хотя они как никто призваны к этому. Среди церковного народа, к сожалению, тоже самое.
Говоря о современных монастырях, мне хотелось бы сказать следующее: что сейчас совершенно по другому принципу создаются монастыри, возрождаются или открываются уже новые. Как открывались монастыри изначально, когда родилось монашество? О монастырях-то речи не шло. Просто какой-то подвижник, человек праведной жизни поселялся где-то в пустыне, он уходил от мира, он уходил от суеты, от царственного двора, от архиерейских покоев, уходил из суеты больших и малых городов и сёл, селился в пещере, пустыне, дремучем лесу, и его личная святость, со временем, собирала вокруг него некую общину. Если мы посмотрим житие преподобного Сергия Радонежского, то увидим, что за 10 лет его подвига (жития) вокруг него собралось всего 12 братиев, то есть 12 последователей - за 10 лет, это во времена-то Святой Руси! Так что порой странно читать описание современных монастырей в церковном справочнике: 200 человек насельников (в наши-то постсоветские времена, за какие-то 5-7-8 лет) 100 человек насельников, 50!.. Так вот, вокруг этого духовного учителя, наставника собиралась братия. Если он действительно был благодатным учителем, имел дары от Господа, имел смирение, молитву, умел научить этой молитве, то братия собиралась, оставалась и так возникали большие монастыри и Лавры, за несколько столетий. Сейчас совершенно другой подход - просто жизнь, реальность так диктует, видимо, даже некому предъявить претензии: ни священноначалию, ни к самим братиям и игуменам. Мне современные монастыри напоминают, знаете, такие институты без профессоров. Вчера четвертый-пятый курс окончил, а сегодня ты уже ректор. И дают тебе такой, знаете ли, «дом Павлова» (помните, в Сталинграде - без окон, без дверей и крыши) и говорят: вот это Ваш новый университет, давайте, господин ректор, красьте, белите, набирайте педагогический состав, набирайте уже в следующем году студентов, начинайте обучать. Финансирования, конечно, нет, естественно, и быть не может, - вперед. И вот на таком положении живут современные монастыри, когда только что посвященный в монашество, рукоположенный иеромонах уже должен через несколько лет стать настоятелем и аввой какого-то монастыря. И, конечно же, враг рода человеческого не дремлет, он эту ситуацию прекрасно знает и он старается это все, так сказать, поколебать. И, кто знает, эти 600 монастырей, которые есть у нас в Церкви, не являются ли они такой миной замедленного действия. Мне довелось быть 10 лет в Валаамском монастыре, я там принял постриг, принял священный сан, теперь я уже 5 лет настоятель Коневского монастыря и мне эта проблема особо известна. К сожалению, в результате такого положения вещей в монастырях начинают появляться некоторые духовные аномалии, потому что малая опытность духовников, настоятелей, ревность не по разуму братии, огромное количество литературы, которая, не контролируется у нас в Церкви, вызывают очень много различных повреждений.
Одно из них это - «младостарчество». Это действительно бич нашего церковного общества. До таких вопиющих искажений доходит христианское учение, что просто становится страшно. И если молодого священника (у которого 2-3 года хиротонии) могут поставить на место настоятель прихода; может быть, даже опытные прихожане, которые много лет ходят в этот храм; старые священнослужители, которые всегда рядом; пономари, которые прислуживали в храме, когда этот священник еще не родился, жена-матушка, семья… То в монастыре (где почти все сами новоначальные) сделать это очень трудно. Человек молодой, получивший сан, получивший монашество, еще не окрепший духовно, получает большую власть, и самое главное, что эту власть ему дают сами паломники. Потому что паломники приезжают в монастырь и первый вопрос, который они задают: «Старцы есть? Схимники есть? Где? На какой скит, куда идти?» «Да, вот старец, есть. 27 лет - пожалуйста. Полтора года в постриге, полгода в сане». И этот «старец» спрашивает паломницу: «Венчаны? Нет? А…, не венчаны? Причащаться запрещено? -»Так муж неверующий» - «Ну, бросайте его.» - «Так трое детей.» «Ну, не знаю, что делать… В общем, причащаться нельзя Вам, всё - живёте в блуде». Хотя уже несколько лет, как у нас с Вами есть Основы социальной концепции Русской Церкви, где написано и благословлено Архиерейским Собором, что любой брак, даже светский, считается действительным, просто он не освящен Церковью. Ну как, допустим, я сел кушать и в суете забыл помолиться, нельзя же сказать, что я не кушал, просто я не освятил молитвой прием пищи - вот и всё. Точно так же, если люди живут в светском браке (я не говорю про сожительство), если они зарегистрировались в ЗАГСе, имеют детей, у них общий дом, хозяйство, общие финансы и т.д. - это уже семья, это уже брак, но не освященный Церковью. Конечно надо людей подвигать к этому освящению, но уж не в коем случае не отлучать от причастия. И так люди живут в тяжелой ситуации. Допустим, муж неверующий, еще и у жены последнюю поддержку отнимают - встречу со Христом и получение от Христа благодатной силы, чтобы жить дальше. Может быть, через нее верующую освятился бы неверующий муж, а как он освятится, когда ей запрещено приступать к причащению Святых Таин.
Например, я встречал иеромонаха на Коневце, он приезжал из другой епархии, хотел попасть к нам в братию, (братия потом проголосовала не в его пользу) так он выдумал «догмат о 4-х гвоздях». К нам приезжают финны и привозят всё: от ложки до трактора; и они привезли западного образца настенные кресты, знаете, «католический» так называемый, где ноги Спасителя сложены одна на другую и три гвоздика всего - западная традиция. Висел в гостинице этот крест в каком-то номере. И вот этого иеромонаха поселили именно в этот номер. И он бегал, искал печку, чтоб сжечь этот крест, попался мне. Я говорю: «Зачем сжигать крест, ты что?» «Вот, смотрите, он же еретический!» «Какой же он еретический, это крест западного образца, пусть висит себе. Он же не на престоле лежит, а висит в гостинице. Ничего страшного.» «Вы что, батюшка! Вы разве не знаете догмат о 4-х гвоздях?» Сразу стало всё понятно с этим иеромонахом и с ним распрощались. Многое можно услышать от таких «младостарцев». Нпример: «причащайся 40 раз ежедневно, чтобы исцелиться от какой-то болезни». Чистой воды магизм. Некоторые из них даже благословляют соборовать детей. Идешь, соборуешь, а в храме огромное количество людей - все собороваться пришли, вдруг ребенок стоит 8-летний. «Что такое?» - спрашиваю. «А батюшка благословил» «Как так?» «Да плохо учится, не спит». 7-ми, 5-летний стоит младенец, плачет: соборование 6-5 часов идет с полными канонами и стихирами. То есть он младенец еще причащается без исповеди, а мы стоим, читаем над ним: «Прости ему, Господи вкушение блуда, лихоимство, презорство, непокорство…» и все что хотите. То есть совершенная профанация. Вот «старец» младой благословил собороваться, так, мол, лучше будет: потому что и спать лучше будет, и здоровье поправится, и учиться хорошо станет, ну и так далее.
Теперь я бы хотел сказать, что есть еще такая духовная аномалия как «лжеотчитка», как я ее называю. То явление тоже провоцирует народ Божий, который ищет этой отчитки. И действительно есть случаи, что молодые иеромонахи, без благословения пытаются погрузиться в недра экзорцизма. А что бы им не погрузиться, когда уже выпущены специальные требники с чинопоследованием изгнания злых духов. И получается, что любой священнослужитель может открыть чин изгнания бесов, надеть епитрахиль и независимо от своей личной святости, добропорядочности, благочестия просто вычитать эти молитвы и как бы бесы должны ему подчиниться. На самом деле мне это напоминает, знаете, когда в детстве найдешь в лесу осиное гнездышко и пошевелишь там веточкой - потом ищи, где речка рядом, если есть. Вот это похоже. Потом, вы знаете, бесноватый современный какой-то пошел некачественный. Мне рассказывал настоятель Валаамского монастыря епископ Панкратий: когда он был экономом в Троице-Сергиевой Лавре, там у них был один очень благочестивый дедушка, который, как потом оказалось, оказался бесноватым. Так вот, когда он стоял на богослужении никто не мог подумать что он бесноватый, потому что он это очень сильно скрывал. И владыка Панкратий говорит: однажды захожу в какой-то корпус, где дедушка-печник делал печки, и вдруг слышу какое-то хрюканье, брань нецензурную, какие-то кощунства, кто-то там беснуется в общем. Я, говорит, испугался и нечаянно задел какую-то доску (ремонт шел в корпусе) - и тут же все прекратилось. Захожу, смотрю: этот печник, этот дедушка, кладет печку. То есть, оказывается, настоящий бесноватый-то, если он верующий, если он такой, как Мотовилов (сподвижник Серафима Саровского) он ведь себя очень держит, то есть он это скрывает. Я помню, я жил в Печерах у одной бабушки, она была чадом архимандрита Адриана, как раз он тоже отчиткой занимался (но он старец святой жизни). Благочестивая старушка такая по внешнему виду и не подумаешь, но вот бесноватая, у нее какие-то бывают приступы беснования. А то, что мы порой видим в храмах - это просто психические расстройства. Я сам однажды сделал такой эксперимент: служил я несколько месяцев в городе Старая Русса Новгородской епархии в храме Георгия Победоносца. Меня предупредили, что есть одна женщина, лет 45-ти, что она - бесноватая. Все ее почитают и боятся. Вот однажды стою я в алтаре во время Херувимской песни и слышу сзади топот. Я оборачиваюсь и прямо ловлю ее в Царских вратах. Она она повисла у меня на руках. Мне говорят: «Батюшка, если ее причастить, она потом тихая становится.» Потом подводили ее к причастию прямо силком, я ее все-таки причастил, и она так расслабилась, притихла, села. А потом как-то был другой случай: опять она пришла и какой-то праздник был - дети стоят из Воскресной школы испуганные, она визжит на весь храм. Я говорю дьякону: отнеси ей запивочки (что меня так дернуло - не знаю). Налили ей чашечку кагорчику, просфорочку положили - и отнесли. Видимо, она была не очень воцерковленная: она выпила кагорчику (не Крови Христовой!), скушала просфорочку (не Тела Христова!) и успокоилась. То есть она, видимо, это всё инсценировала, это была простая экзальтация. Ну что интересного быть прихожанкой No 492, серой мышкой в сером платочке, стоять вон там в уголочке? Лучше быть местной бесноватой: пришла, только посмотрела - все уже боятся, спрашивают, милостыню подают. Женское священство у нас еще не ввели, постриг принять тоже - на картошке погибнешь, будешь там пахать, сеять да окна мыть. А вот тут такой церковный статус «местная бесноватая». Половина бесноватых - нервные люди, скажем так, которым такой статус очень нравится. К сожалению, «младостарцы», начинают с такими работать и вести целую литургическую жизнь, отчитку и так далее. Это, конечно, тоже аномалия. Этого надо бояться. Потому что бесследно для пастырей это не проходит.
Также еще мне бросилось в глаза, не знаю, как сформулировать, наверное, так: несанкционированное дробление святых мощей. Лежат мощи святого в храме, и мы почитаем их. Ну что же бесконечно отщеплять от этих святых мощей и раздавать святыню направо и налево по первому требованию?! Да еще и без благословения правящего архиерея. Ну понятно, когда один архиерей дарит другой епархии частицу мощей, если святой жил в той епархии или родился там. Знаете, сейчас у нас прославлен преподобный Зосима Верховский, он когда-то подвизался в Коневском монастыре, он был, кстати, прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Жил он когда-то на Коневце, а потом уехал в Подмосковье и основал там Зосимову пустынь. Сейчас обрели его святые мощи, прославили преподобного. Наверное будет уместно, если владыка Ювеналий подарит частицу мощей, в Коневский монастырь. Но когда начинают просить монахи, а порой и миряне, все отщеплять, расщеплять, куда-то зашивать, просто растерзание какое-то, в итоге ничего не останется от этих мощей. Кажется, с одной стороны, благоговение, хочется каждому иметь у себя мощевик, и побольше, с разными мощами, а с другой стороны, какое-то псевдоблагочестие, уже граничащее, на мой взгляд, с кощунством.
Ложное мироточение тоже очень часто наблюдается. Я помню на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге было так: помазываешь человека елеем в субботу на всенощной, потом этот человек идет прикладываться ко всем иконам храма. Ну а лоб маслом помазан благовонным. А после него кто-то идет и говорит: «смотрите, икона мироточит!» Я подхожу, стираю и говорю: «Вот стойте, ждите. Сейчас замироточит - всё, пишем патриарху. Нет - успокойтесь тогда.» Что поражает в этой ситуации, совершенно неправославное ожидание чуда, во что бы то ни стало. Какая-то сиюминутная готовность соприкоснуться с иным миром и узнать все его тайны. И совершенно забыты православные истины, которые изрекли когда-то отцы-подвижники: что плачущий о грехах своих выше того, кто одним только словом оживляет мертвых. И это была общая установка для отцов Церкви и святых подвижников, пустынников - которые призывали нас с прохладностью относиться к чудесам, чтобы не впасть в прелесть - не принимать их, но и не хулить. Удел христиан - покаяние, с этого началась проповедь Предтечи: «Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное!» А у нас как-то всё перешло в область чудес.
Однажды мне пришлось общаться с епископом Армяно-Григорианской Церкви и я узнал, что у них в Церкви существует очень интересная практика. Там мало конечно монахов, там очень компактная Церковь, нам может быть не в полной мере подходят их установки, но там, если ты монах, ты должен учиться, у них монах и студент - почти одно и то же. Ты никогда не станешь архимандритом, если у тебя не будет докторской диссертации, не говоря уже о епископстве. Что монахам-то делать? Учись, прежде всего учись. Потому что ты - спецназ, а спецназ должен быть обучен. Спецназ православия, спецназ христианства он должен быть обучен, и в теоретическом смысле прежде всего. К сожалению, не во всех монастырях имеются такие возможности, как, например, в обителях Санкт-Петербургской епархии. Не во всех монастырях рукополагают братию в священный сан с семинарским образованием. Не везде направляют на учебу, заочно хотя бы, после рукоположения. Считают, мол «избави нас, Господи, от науки злы», так говорят в некоторых монастырях. То есть, литургика, основное богословие, гомилетика и т.д. - это «науки злы». Вот сидим здесь, немытые, нечесаные, - вот тут и благодать, и «догмат о 4-х гвоздях»…
И последнее, что хотелось бы сказать: вы знаете, все хорошее и все дурное из книг мы черпаем. Я не беру интернет, телевидение. Когда-то мы радовались первым изданиям богослужебной литературы, когда не было книг. Более 10-и лет назад издали Большой требник митрополита Петра Могилы. Радости нашей не было конца. И вот в этом Больном требнике мы находим необычного содержания молитву которая приписывается святому мученику Трифону. Это очень интересная молитва, заклинательная молитва от всяких насекомых-вредителей. Могу процитировать: «Заклинаю вас многовидные зверие, черви, гусеницы, хрущи, прузи, мыши, щуры, критицы, различные роды мух и мушиц…» и так далее. Но самое главное, чем он их заклинает. К ним обращается, простите, как к людям. Как будто они созданы по образу и подобию Божию, как будто у них есть разум и они могут сказать себе: «Действительно, что ж мы делаем-то а? Точим эти листья? Стыдно все-таки, люди сажали…» Как будто у них есть воля? Вот к ним обращаются и заклинают их «спасительною животворящею смертью Христа, трехдневным Его воскресением и на Небеса восхождением и всем Его божественным спасительным смотрением…» Заклинают: «Честным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и Спаса нашего, Им же спасение дадеся нам и избавление» и т.д. А дальше их пугают: «а если не послушаете мене, молити имам человеколюбца Господа, еже послати ангела своего, иже над зверьми, и железом, и свинцом свяжет вас и убиет». Вот. «Зане клятв и молитв мене смиренного отвергостеся Трифона». Но, если и ангелы не помогут, тогда «и птицы посылаемы моею молитвою да снедят вас.» И это опубликовано в официальном требнике, естественно, мы все употребляем этот требник на практике, но, обратите внимание на богословскую мысль этой молитвы. Вместо того, чтобы сказать: «Господи, удали Ты этих жуков и червяков от наших уделов», обращаются к ним, их заклинают, и вообще взывают к их совести.
Я начал пессимистически, но все-таки я хочу вам напомнить. Конечно, «все болит и никакой надежды», это сказал святитель Василий Великий, видимо, по человеческому своему надрыву, усталости. Не думаю, что это его богословское убеждение. Потому что надежда все-таки есть, надежда на то, что Господь, сотворив когда-то свою Церковь, сказал апостолам: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее «. Будем, конечно, надеяться на то, что где собраны двое или трое во имя Христа, там Господь посреди нас находится и что те негативные явления, о которых мы сегодня говорим, - они явления временные и это результат нашей оторванности от христианства в течении 70 лет, свидетельство нашего общецерковного неофитства, которое со временем, конечно, пройдет, и эти раны уврачуются.

(konevets.spb.ru)

Архимандри́т Иси́дор (в миру Игорь Владимирович Минаев ; 27 октября , Орёл) - архимандрит Русской Православной Церкви , член Императорского Православного Палестинского Общества .

Биография

Вернувшись после армии в Москву в конце 1987 года начал преподавать на кафедре актёрского мастерства в высшем театральном училище имени Щукина. Совмещал преподавание с работой в различных театрах Москвы по договору.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 освобождён от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и направлен в клир Санкт-Петербургской епархии .

22 августа 2013 года указом митрополита Санкт-Петербургского Владимира назначен штатным священником Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге.

21 февраля 2014 года указом митрополита Санкт-Петербургского Владимира назначен на должность настоятеля храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) в Санкт-Петербурге .

Награды

Напишите отзыв о статье "Исидор (Минаев)"

Примечания

Ссылки

интервью

Отрывок, характеризующий Исидор (Минаев)

– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.

» Игорь Минаев

Исидор, архимандрит (Минаев Игорь Владимирович)

Биография:

В 1969-1977 гг. учился в средней школе № 12 г. Орла. В 1977 г. поступил в Московское театральное художественно-техническое училище (техникум), которое закончил в 1981 г. по специальности театральная светотехника.

В 1981-1985 гг. учился в Высшем театральном училище им. Щукина на актерском факультете. После окончания училища был распределен в Омский государственный академический театр драмы, в котором проработал до апреля 1986 г. В 1986-1987 гг. проходил срочную службу в армии.

Вернувшись после армии в Москву в конце 1987 г. начал преподавать на кафедре мастерства актера в Высшем театральном училище им. Щукина. Так же работал в различных театрах Москвы.

С июля 1991 г. по май 2001 г. был насельником Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.

19 марта 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем Валаамского монастыря игуменом Андроником (Трубачевым) пострижен в рясофор.

2 июня 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона.

7 марта 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия настоятелем Валаамского монастыря архимандритом Панкратием (Жердевым) пострижен в мантию с именем Исидор в честь преподобного Исидора Пелусиотского.

25 мая 1993 г. в Спасо-Преображенском соборе Ново-Спасского ставропигиального монастыря г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во иеромонаха.

В 1993-2000 гг. учился на заочном секторе Московской духовной семинарии.

С мая по июль 2001 г. нес послушание ключаря в храме св. Георгия Победоносца в г. Старая Руса Новгородской епархии.

4 июля 2001 г. назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

В сентябре 2001 г. награжден набедренником и наперсным крестом. В мае 2003 г. возведен в сан игумена.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия в ноябре 2005 г. проходил курсы повышения квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви в Академии Госслужбы при Президенте РФ.

В апреле 2007 г. награжден палицей.

Решением Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 99) назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Решением Священного Синода от 15 апреля 2008 г. (журнал № 16) назначен настоятелем Свято-Николаевского подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария).

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 26) назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Образование:

1985 г. — Высшее театральное училище им. Щукина.

2000 г. — Московская духовная семинария (заочно).

2005 г. — курсы повышения квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви в Академии Госслужбы при Президенте РФ.

Место работы: Русская духовная миссия в Иерусалиме (Начальник)

Награды:

Церковные: 2011 г. — орден прп. Серафима Саровского III ст.

Значение чисел | Нумерология