Вознесенской давидовой пустыни мужской монастырь. Современная жизнь обители

Вознесенская Давидова пустынь — мужской монастырь, расположенный в посёлке Новый Быт Чеховского района Московской области. Находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова.

Наиболее удобный подъезд из Москвы по Симферопольскому шоссе до второй бетонки, далее на неё налево и через пару километров опять налево по указателю Новый быт, ещё через пару километров справа у дороги вы увидите монастырь. Фотографировать внутри запрещено.

Преподобный Давид Серпуховской (в миру Даниил) происходил из рода князей Вяземских. Он был пострижеником и учеником великого Пафнутия Боровского.

После смерти Пафнутия (1447 год) Давид остался в Боровском монастыре под покровительством и руководством Иосифа Волоцкого (еще одного ученика Пафнутия), который впоследствии станет ключевой фигурой спора иосифлян и нестяжателей. И возьмет верх в этом споре, создав предпосылки для разложения русского монашества.

Но все это позже, а пока Иосиф руководит Пафнутьевской братией. При этом (по поводу ужесточения режима общежития) входит в клинч почти со всеми. Среди семи монахов, поддержавших в этом конфликте Иосифа, был Давид.

Результатом раздора стал уход Иосифа в странствие по русским обителям. Оно длилось два года, а, вернувшись и увидав, что плетью обуха не перешибешь, Иосиф решает уйти насовсем. Вскоре он откроет свой знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, где уж устроит все по своему вкусу.

А Давид остался в Боровске. Но постепенно в нем тоже созрело желание покинуть Пафнутьеву обитель. В 85 км. от Москвы, на высоком берегу реки Лопасни он нашел прекрасное сильное место и поселился в нем.

В мае 1515 года там возник монастырь. Говорят, на праздник Успения Богородицы 1515 года, его посетил Иосиф Волоцкий. Отобедал с Давидом, остался всем очень доволен, благословил новую обитель и ее настоятеля.

Умер Давид в 1529 году. И вскоре стал являться во снах разным людям, помогать им, совершать чудеса. Сейчас его мощи открыто покоятся в Знаменской церкви и являются главной святыней монастыря. Вообще-то, столько разных частиц мощей и прочих святынь, как в Давидовой пустыни, нет, наверное, нигде на Святой Руси.

Тут имеются фрагменты честных тел Николы Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исаии Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина и прочих, и прочих, и прочих.

Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частица Хитона Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы и честная глава неизвестного мученика из Киева.

В смутное время в 1619 году монастырь был разорен литовцами и запорожцами. В 1657 пустынь была приписана к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю (по указу Патриарха Никона).

В 1667 году, по указу Алексей Михайловича, пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века - наиболее благополучные времена в истории Давидовой пустыни.

В XVIII веке расцвет сменился упадком. В 1712 пустынь приписана к Чудову монастырю, с 1721 по 1727 — к Златоустовскому. В 1764, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.

После того, как монастырь был закрыт, последний его настоятель о. Валентин стал жить у одной из благочестивых прихожанок. Однажды ночью за ним пришли. И с тех пор он исчез.

Одни говорят, что его расстреляли не здесь, в Новом Быте, а в Чехове. Другие считают, что убили его рядом с монастырем, на берегу Лопасни. А тело увезли, чтобы не было лишних разговоров. Разговоры все равно пошли. Люди шептались о том, что на месте гибели праведника забил родник.

Действительно, под монастырем, возле моста через реку, есть небольшой и совсем почти неухоженный источник. Старики утверждают, что открылся он в 1937 году. И допускают, что именно в этом источнике живет дух мученика Валентина. Во всяком случае, называют его Валентинов родник.

Возможно, покойный отец Герман, ставший в 1995 году настоятелем воссоздаваемой Вознесенской Давидовой пустыни, вдохновлялся идеями Иосифа Волоцкого, о том, что монастыри должны быть богаты, ибо это необходимо для просвещения и прочего общественного служения. То есть вдохновлялся идеями, противоположными нестяжательству. Потому и готов был пойти на многое, чтобы сделать свой монастырь богатым и сильным, но был убит.

На монастырской территории были погребены: полководец генерал от инфантерии Д. С. Дохтуров, а также представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Но кроме духовных отцов и дворян в монастыре похоронены и другие люди. Их могилы я не снимал. Первый из них Антон Малевский, человек, которого называли алюминиевым королем России и лидером Измайловской преступной группировки. Он был гражданином России и Израиля и парашютистом. Прыгнув в ноябре 2001 года над Южной Африкой, Антон как-то по-чеховски глупо разбился.

Рядом с ним лежит Геннадий Недосека, кличка «Гена Большой», бывший руководитель администрации Чеховского района. Он много сделал для монастыря, но имел неоднозначную репутацию (в глазах милиции). Погиб тоже очень двусмысленно: в декабре 2004 чуть не дотла сгорел в своем «Хаммере».

Еще до избрания главой Чеховского района Подмосковья Недосека был замешан в громком уголовном деле о расправе над бандой братьев Корчагиных. Это произошло вечером 21 марта 1996 года в кафе-баре "Грот" на окраине Чехова.

По данным милиции, в этом заведении должна была состояться встреча лидеров так называемой корчагинской группировки с конкурентами - "бригадой" Гены Большого. Однако в бар неожиданно ворвались вооруженные люди в камуфляже.

Десятерых "корчагинцев" бросили в кузов "ЗИЛа" и увезли в неизвестном направлении. Трое из них вскоре появились в городе - избитые и насмерть запуганные, остальных же нашли через 4 года - под метровым слоем бетона в гараже неподалеку от Чехова.

Доказать причастность Недосеки (к этому моменту он уже стал главой района) к расправе над конкурентами следствие не смогло из-за отсутствия улик, но покойный попал в базу данных Управления по борьбе с оргпреступностью Московской области как лидер ОПГ, контролирующий "добычу нерудных ископаемых в Серпуховском и Чеховском районах, Центральный рынок Чехова и различные коммерческие структуры в Чеховском районе".

И наконец, могила настоятеля Давидовой пустыни отца Германа (Хапугина), который в июле сего года был убит после пыток в своей монастырской келье. Ценные вещи и пять тысяч долларов, хранившиеся в его письменном столе бандиты не тронули, а вот сейф был вскрыт и пуст.

Сердобольные паломники, проходя мимо этих могил, крестятся и тепло поминают погибших. В конце концов, чудеса в этой тихой обители наблюдаются уже давно: кажется, ни один монастырь в России не поднялся из руин так быстро и не благоустроился так основательно, как Давидова пустынь.

Монастырь любил и неоднократно посещал А.П.Чехов. Вот что он пишет другу семьи С.А.Петрову, приглашая его приехать в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырех верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».

Часть текста взята с сайта «Перемены» из рубрики «Места силы» Олега Давыдова, часть с сайта газеты «Известия».

Fais se que dois adviegne que peut.

    Вознесенская Давидова - общежительная мужская пустынь, заштатная. Находится в Московской губ., в 18 вер. от г. Серпухова, близ дер. Баранцевой. Основана в 1515 г. Храмов два. В обители покоятся мощи местночтимого Давида … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пустынь (значения). Пустынь термин, обозначающий монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит. Прежде пустынями называли небольшие мужские… … Википедия

    ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - (Московской епархии), находится в пос. Нов. Быт Чеховского р на Московской обл. Согласно записи в синодике 1602 г., Д. п. основана прп. Давидом Серпуховским, к рый вместе с 2 старцами и 2 «простыма мужи» 31 мая 1515 г. поселился в пустынной… … Православная энциклопедия

    Московская еп., в окрестностях Серпухова, при р. Лопасне. Основана в 1515 учеником прп. Пафнутия Боровского Давидом (ск. 1520), который и покоился здесь в Знаменском приделе Вознесенского собора. Здесь же хранился гроб прп. Моисея Угрина, взятый… … Русская история

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зосимова пустынь. Монастырь Троице Одигитриевская Зосимова пустынь … Википедия

    Монастырь Екатерининская пустынь … Википедия

    Панорама на Вознесенскую Давидову Пустынь Вознесенская Давидова пустынь мужской монастырь Московского Патриархата; расположена на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости, рядом с нынешним… … Википедия

    Спасо Преображенский собор, Николо Угрешский монастырь, Дзержинский … Википедия

    Монастрыский благочиннический округ Московской епархии Русской православной церкви объединяет 12 мужских и 12 женских монастырей. Благочинный округа c 10 декабря 2004 епископ Серпуховской Роман (Гаврилов), настоятель Высоцкого мужского… … Википедия

Книги

  • Давидова пустынь , Н.П.Виноградов. Вознесенская второклассная общежительная давидова пустынь, Серпуховского уезда, Московской губернии. Книга представляет собой репринтное издание 1915 года (издательство`Рус. печатня (Б. В.…
  • Вознесенская второклаввная общежительная Давидова пустынь Серпуховского уезда, Московской губернии 1515-1915 гг. , Без автора. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство`Москва`). В…

Совсем недалеко от Москвы близ современного Чехова находится одна из древнейших и красивейших православных обителей России, которая уже переступила рубеж своего пятисотлетнего существования, — Давидова пустынь. Монастырь это мужской, основан в начале 16-го столетия (1515 г.), и с тех пор претерпел подъемы и упадок, разорение и процветание. Но свеча молитвы здесь никогда не угасала.

16 век – это период расцвета русского монашества. Время духовных дискуссий, бесед, мнений. Но несмотря на знатность имен Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого, известность монастырей, ими созданных, приходится по крупицам восстанавливать летопись прославленных обителей.

Слишком много было утрачено. Лихие годы войн, смут и революций не миновали и монастырь Давидова пустынь. И вот, что удивительно, она не так известна, как Свято-Троицкий монастырь или Оптина пустынь, но кого не спросишь, о ней знают все, особенно о святом источнике преподобного Давида.

Важно! : правильная подготовка и проведение таинства.

Давид – достойный ученик преподобных Пафнутия и Иосифа Волоцкого. О жизни преподобного нам известно немного. В былые века семьи преимущественно были многодетными, даже у князей и бояр. Кого-то одного из детей воспитывали так, чтобы ребенок в дальнейшем посвятил свою жизнь служению Богу и мог молиться за весь род. По преданию Даниил (преподобный Давид) происходил из знатного княжеского рода, предположительно, Вяземских.

Ушел в монастырь в юном возрасте, был учеником отца Пафнутия Боровского и получил монашеское имя Давид. Он удостоился дружбы преп. Иосифа, известного основателя Иосифо – Волоцкого монастыря. И даже стал его сомолитвенником.

Именитые и духоносные старцы были учителями преп. Давида: Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Нет, не искали земной славы, наоборот, стремились к уединению, тишине и молитве.

Пафнутий Боровский даже и женщин в монастырь свой не пускал, дабы те красотой лица и любопытностью не отвлекали монахов от их постоянного занятия, уединения и молитвы. Эта созерцательность и отрешенность от мира святого Давида и до нашего времени покрывает его обитель от просто любопытных взоров.

Почему Давид покинул Боровскую обитель неизвестно. Это тоже личная тайна инока, как, впрочем, многое в его жизни. Но пришел святой сюда, на место нынешней обители, примерно в мае 1515 года с одной лишь иконой «Знамение», сопровождаемый всего лишь несколькими братьями из насельников бывшего монастыря. И возвел церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Внимание! Сейчас в Давидовой пустыни на этом месте высится огромный каменный Вознесенский собор.

К собору с севера примыкают храм во имя святителя Николая Чудотворца и церковь Божьей Матери «Знамение». Этот архитектурный ансамбль занимает центральное место среди всех монастырских построек.

Основание пустыни

Давид пришел на место будущей монашеской обители всего спустя 6 лет, как эта территория освободилась из-под власти литовцев. Раньше она была частью Литвы, но князь, владеющий этой землей, в 1509 году перешел в подчинение Москвы.

Литовцы, конечно, не хотели так просто отдать большой кусок земли, воевали за него постоянно. Местность эта была часто разоряема, и ее жители требовали не только духовной помощи, но и материального попечения со стороны монастырской братии.

С деятельностью преп. Давида связывают не только возведение монастырских храмов и других построек, но и насаждение липовой аллеи за оградой пустыни. Предание гласит, что преподобный приносил из близлежащего леса липы и сажал их корнями вверх недалеко от монастыря. Делал он это на виду у монастырской братии и окрестных жителей, чтобы те утвердились в вере. Чудо по воле Господа совершалось, и деревья приживались.

Прихожане давали в обитель пожертвования, приносили плоды своих трудов. Насельники обители также непрестанно трудились. В те водоемы, пруды, которые находились на территории монастыря, опускались бочки с огурцами, различными соленьями. А в зимний период все это раздавалось нуждающимся, тем, кто приходил с просьбой о помощи. Обитель всегда делилась с людьми все тем, что у нее было, не оставляя никого голодным. Святого Давида прозвали в народе отцом-кормильцем.

Упокоилось многотрудное тело преп. Давида 19 сентября 1529 года. Незадолго до его кончины святого посетил светильник веры православной Иосиф Волоцкий. Эта встреча запечатлена на настенных фресках одного из храмов обители.

Скромная деревянная часовенка, построенная над могилой святого, напоминала всем о вечности. Сейчас над мощами преп. Давида Серпуховского и Лопасненского возвышается каменный храм, посвященный одной из самых почитаемых на Руси икон «Знамение».

Семнадцатый век

Давидова Вознесенская пустынь была хорошо известна русским царям и их домочадцам, которые никогда не оставляли обитель своей милостью. Особенно любил Вознесенскую пустынь сам царь Иоанн Васильевич Грозный. Он даже на свои личные средства начал постройку первого каменного собора в честь Вознесения Господня, не взяв из казны ни копейки на это. Наслышан о подвигах преп. Давида, царь выдал грамоту обители на владение вотчинами, рыбными ловлями, различными угодьями. Это был расцвет пустыни.

Со всей Россией пережила обитель и безвременье Великой смуты, и ее последствия. Чудом уцелевшая в 1612 году, она была полностью разорена и опустошена лихими людишками атамана П. Сагайдачного. Его отряд, состоявший из запорожских казаков и литовцев, разграбил тогда многие храмы и монастыри Московии.

Через несколько лет царь возобновил грамоту и льготы, дарованные монастырю Иоанном Грозным. И обитель начала оживать, подниматься из руин и пепелища. Расцветала пустынь, расцветали и окрестные деревни. В монастырские храмы приходили не темные мужики да бабы, а грамотный, разбирающийся в Священном писании и литургии народ, который просвещали и обучали монахи.

Восемнадцатый век

Наступал 18 век, который почему-то называют временем просвещения и гуманизма. Однако это время стало тяжелейшим испытанием для всей православной церкви, и, особенно, ее духовных твердынь – святых монастырей.

Петр 1 очень не любил монахов, потому что считал их бездельниками, тунеядцами. Он же издал указ, по которому идти в монастырь можно было только инвалидам, калекам да старикам. Эту борьбу с монашеством начал еще его отец, Алексей Михайлович (Тишайший). Петр 1 явился активным продолжателем его дела, стал неудержимым борцом против церкви, так не мог воспринимать дух православный никаким образом.

Каким только бедам не подвергался Мужской монастырь, Вознесенская Давидова пустынь:

  • периодически лишалась самостоятельности,
  • приписывалась к другим монастырям,
  • лишалась содержания.

В итоге обитель оказалась разоренной еще хуже, чем в Смутное время. Но именно в это время каким-то чудом над гробом преп. Давида вместо деревянной часовни была выстроена каменная колокольня усилиями благотворителей обители.

Девятнадцатый век

Благодатнейшее для Свято –Вознесенской пустыни время было связано с митрополитом Крутицким и Коломенским Платоном. Святитель был ревностным почитателем преп. Давида и сторонником строгого монастырского общежития. В обители был заведен новый порядок богослужений, жития, что сразу же сказалось на духовном возрастании братии.

Но грянул 1917 год. Черное время для всей России. Многие храмы и монастыри были разрушены с такой жестокостью, как будто с лица земли хотели стереть всю память народа о своих предках, о своей вере и о своем наследии. Страшное время пережил монастырь, — полное запустение и разруху. И казалось, что обитель никогда уже не возродится для монашеской жизни.

Но в 1992 году маятник истории качнулся в обратную сторону. Жители поселка Новый быт (Чеховский район) образовали православную общину, и ей власти передали соборы и храмы монастыря. В обитель вернулись монахи. В Знаменском храме над мощами прп. Давида, покоящимися под спудом, появились первые розы. Так было положено начало возрождения Вознесенской Давидовой пустыни.

Современная жизнь обители

Уже при подъезде к монастырю открывается взору неповторимая картина:

  1. В ряд стоят несколько разноцветных церквей с прекрасной златоглавой колокольней. Поклониться мощам святого сегодня в обитель приходят тысячи паломников.
  2. Ежедневно здесь совершаются литургии, воспитываются дети, окормляется детский сад поселка, ведется большая социальная работа на приходе.
  3. Монахи монастыря несут слово Божье через школу искусства, детский дом, общеобразовательную школу, техникум.
  4. Игумен монастыря Сергий большое внимание уделяет социальной работе, и в первую очередь, поддержке молодого поколения.
  5. Иноки помогают малоимущим семьям, выпускникам детского дома, которые создают молодые семьи.

Отец Сергий и братия монастыря делают очень много в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Монашествующие сделали ремонт детского сада. Отец Сергий присутствует на всех детских праздниках, близко общается с детьми. Воскресную школу, находящуюся в обители, постоянно посещают до 25 детей. Они здесь развиваются, в чем опережают своих сверстников из общеобразовательной школы.

Внимание! Узнать адрес обители, ее описание и фото, расписание богослужений можно, зайдя на официальный монастырский сайт в интернете.

Святой источник

На подворье Давидового монастыря в селе Талеж есть святой источник, первые упоминания о котором относятся к 1265 году. Люди приходили сюда во все времена, веря в целебную силу святой воды и благодать этого божьего места.

В правление Екатерины Второй владельцем окрестных земель был граф Владимир Орлов, который в начале 17-го века возвел здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившийся до наших дней. Поскольку здесь стояла церковь, люди приходили сюда, чтобы крестить детей, венчаться, отпевать умерших родственников. После разрушения обители поток посетителей этого святого места не прекратился, несмотря ни на что.

В советские времена к источнику очень часто приезжали молодожены. Тогда не было выстроено архитектурное великолепие, что можно видеть на территории обители сегодня. Но было верующими не раз замечено, что источник помогает при проблемах с чадородием. По молитвам прп. Давида люди, которые испили святой воды или окунулись в нее, получают разрешение своей затруднительной ситуации.

После советского периода запустения в 1996 году источник почистили, облагородили окружающую местность. Владыка Ювеналий освятил его во имя прп. Давида. В 2005 году это место преобразилось благодаря средствам и усилиям жертвователей. Но каково бы ни было обрамление источника, его воды по вере и молитве несли и несут исцеление приходящим сюда исцеление, а иногда призыв к покаянию.

Внимание! Хорошо всем известна история, когда одна женщина, сделавшая в свое время аборт, подошла к купели и увидела в воде на самом дне маленькую девочку. Она в ужасе выбежала оттуда. Подбежала к монаху, который первый встретился ей на пути, и спросила, как ей покаяться и что нужно для этого сделать.

Полезное видео

Подведем итоги

Пять веков прорастало семя, брошенное преподобным Давидом на духовной ниве Подмосковья. Монастырь за свою историю был безмолвным свидетелем многих событий. С возрождением этой обители ее пламя разгорелось с новой силой.

Давидова Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 25 верстах от города Серпухова, при реке Лопасне. Основана в 1515 году учеником преподобного Пафнутия Боровского Давидом (18 октября 1520 года), который и покоится здесь в Знаменском приделе Вознесенского собора. Здесь же хранится гроб преподобного Моисея Угрина (см. 26 июля), взятый из Киева и отданный пустыни митрополитом Московским Платоном. Пустыни принадлежит древний чудотворный образ Всемилостивого Спаса, находящийся в часовне у Москворецкого моста в Москве.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Основателем Вознесенской Давидовой пустыни был преподобный Давид Серпуховской. Основана она была в начале XVI века. Во многих источниках приводится точная дата - 1515 год. Преподобный Давид со товарищи ставит деревянные кельи, возводит деревянный храм в честь Вознесения Господня на берегу речки Лопасни. После кончины преп. Давида над его мощами поставили деревянную часовню.

Первая каменная постройка начала возводиться к концу XVI века - каменный храм в честь Вознесения Господня. Но со смертью Ивана IV началось Смутное время, которое также затронуло и пустынь. В 1619 году она была разорена литовцами.

Наконец дошло дело и до Вознесенского собора. Он так и простоял до второй половины XVII века незаконченным. В XVIII веке строятся и другие постройки. Но из-за бедности пустынь начинают приписывать то к одному московскому монастырю, то к другому. Братии становится всё меньше и меньше. Так продолжалось до начала XIX века. Начинается расцвет Давидовой пустыни. Возводятся новые храмы, ремонтируются и украшаются старые. Появляются новые вспомогательные постройки.

С 1917 года пустынь вступает в новый период своей истории. Уничтожен, разграблен, разрушен… Больше добавить об этом периоде мне нечего. Возрождение пустыни начинается в 1992 году. Сначала был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 году было принято решение о возобновлении монашеской жизни. С 1997 по 1999 годы происходили восстановительные работы на территории пустыни. И, наконец, в 2003 году освятили Вознесенский собор.



Вознесенская Давидова заштатная общежительная мужская пустынь въ 8 верстах отъ станціи „Шарапова Охота" Моск.-Курской жел. дор., близъ дер. Баранцевой, въ 18 верстах отъ уездного города Серпухова. Основана въ1515 г. местночтимымъ Давидомъ, ученикомъ св. Пафнутія Боровскаго. Давидовой пустыни принадлежитъ въ Москве часовня у Москворецкаго моста, где находится древняя святыня - чудотворный образъ Всемилостиваго Спаса.

Храмовъ въ пустыни два: 1) соборный во имя Вознесенія Господня, съ двумя приделами: въ честь Знаменія Пр. Богородицы, что подъ колокольнею, и во имя Николая Чудотворца; 2) надъ воротами, въ честьУспенія Божіей Матери.Въ соборномъ храме, въ приделе Знаменія Пр.Богородицы, подъ спудомъ почиваютъ мощи местночтимаго Давида. Тамъ же хранится гробъ, въ которомъ лежало прежде тело преп. Моисея Угрина, взятый изъ Кіева,где почиваютъ его мощи въ другомъ гробе, и данный Давидовой пустыни митрополитомъ Московскимъ Платономъ.

Изъ замечательныхъ вещей въ пустыни хранятся:сосуды, употребляемые при священнослуженіи, сделанныя въ 1598 г. повеленіемъ царевича Феодора Борисовича. Пустынь владеетъ 83 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 33, послушниковъ 17.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908 г., стр.489-490



В 1515 г. прп. Давид, из рода кн. Вяземских, более 40 лет подвизавшийся в Боровском монастыре, в пустынной местности на берегу Лопасни, бывшей во владении кн. Василия Семеновича Стародубского, основал мужской монастырь. По указу Ивана Грозного здесь начали строить каменный Вознесенский собор, но строительство завершено не было. В 1619 г. обитель была разорена литовцами и черкесами. В то время монастырь был беднейшим. В 1657 г. он был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, затем к Чудову, в 1721 г. - к Златоустовскому. В 1727 г. Давидова пустынь получила самостоятельность. В 1760-1778 гг. в обители размещалось Хатунское Духовное правление. В 1792 г. в монастыре введено общежитие и он восстановлен по указу митрополита Платона иеромонахом Макарием.

С XIX в. начался расцвет обители, появилось множество каменных зданий; сложился существующий архитектурный облик. В 1915 г. обитель получила статус второклассного мужского монастыря. Рост благосостояния обители прервали события 1917 г. В 1930-х гг. монастырь покинули последние монахи. На территории монастыря и в его постройках разместился сельхозтехникум. Уничтожено монастырское кладбище, на котором покоился прах героя Отечественной войны 1812 г. генерала Дохтурова. В 1992 г. жители поселка образовали общину, которой был передан собор Всемилостивого Спаса. С 1995 вновь учрежден мужской монастырь и началось его возрождение. В 1997 г. были обретены мощи прп.Давида Серпуховского. В монастыре собрано более 150 частиц мощей святых угодников Божиих.

Источник: Справочник-путеводитель "Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники". М., УКИНО "Духовное преображение", 2008 г., с.28-30.

Монастырь "Вознесенская Свято-Давидова пустынь" по адресу: Чеховский район, пос.Новый Быт, Молодежная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). В его составе отмечены лишь Вознесенский собор и Успенская надвратная церковь. Остальные строения в составе монастырского ансамбля являются выявленными объектами культурного наследия (Распоряжение Министерства Культуры МО от 12.07.2005 г. № 237-р). В его составе: богадельня; гостиница; каретный сарай; колокольня с северной сторожкой; конный двор; больничный корпус; корпус жилой "А"; флигель жилой юго-восточный; корпус жилой "Б"; корпус настоятельский; корпус старцев; просфорня; собор Спасский; ограда; флигель гостиницы; церковь Всех Святых, с новой трапезной и братским корпусом; часовня надкладезная; башня северо-восточная; башня северо-западная; башня юго-восточная; башня юго-западная; ограда южной части монастыря.



Пустынь была приписана к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю в 1657 г., в 1667 г. исключена из его ведения по указу царя Алексея Михайловича. В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Святейшего Синода от 28 апреля - к Московскому Златоустовскому, в казну которого поступали все земли и скот пустыни, а также доходы от часовни у Арбатских ворот. В 1724 г. по определению Духовной дикастерии (Синодальная контора в Москве) была взята в монастырь ризница пустыни.

Источник: протоиерей Олег Пенэжко. "г.Чехов. Храмы Чеховского района Московской области". 2001 г.

Основные реставрационные работы в обители проводились под руководством архитектора О.В. Гаевой.



Уже вскоре после праведной кончины игумен Давид назван в синодике преподобным (запись 1602г.), а через несколько десятилетий - чудотворцем (запись 1657 г.). Это говорит о его местном почитании. Над гробом преподобного игумена была сооружена деревянная часовня образа Божьей Матери «Знамение». Там же и поместили икону, с которой Давид пришёл из Боровской обители: его келейный молитвенный образ. На нём изображена Матерь Божия так же, как и на иконе «Знамение» - простирающей руки в молитве, младенец Иисус писан во чреве: Пресвятой Владычице предстоят святые пророки Аввакум и Даниил и преподобные Пётр и Онуфрий Афонские. Позднее часовня была разобрана, а на этом месте построена колокольня (1740 г.), на первом этаже которой находилась Знаменский храм (позднее колокольня была разобрана, а вместо неё построена новая, служащая сейчас вратами в обитель). В XIX в. почитание преподобного Давида расширилось. Велись записи его чудотворений.

В советское время, когда монастырь был окончательно закрыт, настоятельный корпус власти забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся. В храмах монастыря, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб - новый «очаг культуры» с обязательными антирелигиозными диспутами, кинофильмами и танцами. В Успенском храме устроили спортивный зал, в храме Всех Святых - столовую, на колокольне же водрузили красный флаг.

В середине 1950-х гг. большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов и мирян (например, князей Оболенских, героя войны 1812 г. генерала Дохтурова и др.), было уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на строительство нового общежития техникума. Тогда же почти полностью была разрушена монастырская ограда, уничтожены купола Вознесенского собора, Никольского, Знаменского и Всехсвятского храмов - монастырскому комплексу власти всеми силами старались придать «некультовый» вид. Даже посёлок, который в своё время вырос рядом с монастырём, был символично назван «Новый Быт». Более 250 частиц святых мощей собрали настоятели обители в её стенах.

Знаменская церковь

Как посещение Троице-Сергиевой Лавры принято начинать с молитвы у мощей преподобного Сергия в Троицком соборе, так и в Давидовой пустыни хорошо бы поклониться мощам Давида в Знаменском храме. К входу в него ведёт прямая дорожка от врат обители. Знаменский храм стоит именно там, где когда-то находилась деревянная часовня над местом погребения преподобного Давида. В середине XVIII в. здесь была небольшая каменная Знаменская церковь, а в 1867-1870 гг. на её месте построили новый храм. В этом храме стоит рака с мощами преподобного Давида, и все идут к ней приклонить колено, помолиться и попросить преподобного Давида о помощи.

Никольская церковь

Храм во имя святителя Николая Чудотворца, выстроенный в стиле классицизма, примыкает к Вознесенскому собору с севера. Датируется 1804 г. Здание в плане прямоугольное, увенчано фронтонами и куполом на барабане с главкой над ним. С восточной стороны к зданию прилегает полукруглая апсида, равная по ширине и высоте основному объёму храма. Два ряда окон прорезывают пространство церкви, включая апсиду. Церковь имеет богатый декор, представленный лепными фризами, с растительными орнаментами, гирляндами и масками.

Вознесенский собор

Постройка церкви началась, как свидетельствует запись в синодике, 4 мая 1682 г. Собор был построен на старом фундаменте, заложенном ещё царём Иоанном Васильевичем Грозным. Подвал его представлял собой обширное помещение, частью оштукатуренное, с едва заметными следами росписи, что указывало на то, что здесь располагался нижний храм. От XVI в. сохранились частично и стены. Здание собора представляет собой двухъярусный четверик, завершённый пятиглавием. С востока к четверику примыкает трёхчастная апсида, доходящая до середины четверика. В момент постройки с западной, южной и северной сторон собор был окружён крытой двухэтажной галереей, а с северо-восточного и юго-восточного торцов вплотную к нему примыкали приделы.

Собор Всемилостивого Спаса

Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Даниловой пустыни. Здание его в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого с массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, с запада - трапезная. С северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершёнными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами. Собор Всемилостивого Спаса построен на месте трапезной церкви на исходе XIX в. С этого собора началось возрождение обители после её поругания в советское время. В 1992 г. жители посёлка Новый Быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., вскоре после назначения настоятелем иеромонаха Германа, в первую субботу Великого поста здесь была совершена первая Божественная литургия.

Храм Всех Святых

Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны - последний из храмов Даниловой пустыни. В нём находилась копия с чудотворной иконы Всемилостивого Спаса из приписной часовни у Москворецкого моста.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Даниловой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1740 г. над северными вратами обители. Храм принадлежит к распространённому в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объёму примыкает гранёная апсида, с запада - трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный небольшой главкой на гранёном барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведённому наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами.

Колокольня

Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена в середине западной части стены, окружающей пустынь. Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверике, в котором расположены главные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нём - цилиндрический ярус звона; ещё выше - увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декоративными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй - восьмигранный - ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остаётся неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначен для размещения в нём колоколов по проекту. Ныне существующая колокольня построена в XIX в.

Источник: "Вознесенская Давидова пустынь. История. Храмы. Святыни. Житие преподобного Давида". Путеводитель.



Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп. Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться. Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области, находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни.

Храмы обители

Прп. Давид, полагая основание обители, создал храмы в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. Долгие столетия храмы на Руси были в основном деревянными. Это касалось как приходских церквей, так и монастырских. Лишь самые богатые обители могли возводить каменные храмы. Не являлась исключением из общего правила и Давидова пустынь.

В первые десятилетия существования Давидовой пустыни все ее церкви были выстроены из дерева. Уже при преподобном Давиде их было две, причем соборный Вознесенский храм имел придел. Как свидетельствует монастырский синодик 1602 г., основатель монастыря «постави церковь во имя боголепнаго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца». Эти древнейшие храмы, как и все позднейшие деревянные постройки, не сохранились. В 1600 г. на средства игумена Леонида была возведена новая деревянная Вознесенская церковь, которая, надо полагать, заменила обветшавшую и разобранную церковь времени преподобного Давида, впоследствии перенесенную в село Легчищево. По описи 1627-1628 гг. в монастыре существовал деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. В 1657 г. на территории монастыря находились деревянная шатровая церковь Вознесения Господня «о трех верхах» с двумя престолами в приделах во имя Успения Божией Матери и Святителя Николая, Знаменская часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида, деревянные колокольня с пятью колоколами, хозяйственные постройки и ограда, а также недостроенный каменный Вознесенский собор.

История зданий

В 1627-1628 гг. Давидова пустынь помимо храмов имела келию игуменскую, да три келии братских, хлебню, поварню, конюшенный двор, а около него липовую рощу, а под монастырем пашню.

В 1657 г. монастырь имел следующий вид: он был огорожен забором, около монастыря липовая роща, а между рощей и оградой сад с яблонями. За монастырем скотный двор, на котором жил дворник.

По описи 1745 г. кругом монастыря ограда каменная, во многих местах ветха и обвалилась, двое ворот - одни святые, другие по правую сторону проезжие. Игуменские келии передние и задние каменные с каменными сенями. Против них на правой стороне - каменная казенная келия, а в ней государственных грамот и указов печатных и письменных, крепостей и выписок дворовых и земляных и платежных описей на листах и на столбцах и всяких писем ящик и две коробки, а также медная и оловянная посуда. Под игуменскою и казенною келиями - келии пустые. У святых ворот, идучи в монастырь на правой стороне, две келии братские каменные с каменными сенями о двух жильях. Под церковью и под алтарем - погреба зимние. Под трапезою и под церковью Николая Чудотворца - хлебня с сенями, под алтарем - палатка для муки. На углу башня каменная сделана вместо квасоварни. Погреб каменный и деревянный. Сушило деревянное с запасом круп овсяный и ячменных, семени конопляного и гороху. Четыре житницы. За монастырем - конюшенный двор, на нем хоромное строение деревянное. Двор скотный, на нем пять изб, в которых живут монастырские служители различных служб.

По описи 1764 г. каменное строение пустыни: келии, о двух апартаментах, в верхнем - келия игуменская и келия братская, в нижнем - келии братские, две солодовни и кладовая палата; другие келии находились подле ограды. Деревянное строение: кухня, погреб, пять житниц. В монастыре пруд вокруг 80 сажен и сад, а в нем 15 яблонь и 78 ульев. Вокруг монастыря каменная ветхая ограда. Подле монастыря конюшенный и скотный дворы, при них две избы; роща липовая, подле рощи монастырский огуменник и сенной сарай. На реке Лопасни мельница о трех поставах, на берегу реки Лопасни озерко Круглое, а в нем рыба для монастырского обихода, на речке Родинке два пруда монастырские.

В это время «Давидова пустынь - по словам ее настоятеля, игумена Гедеона - пришли в немалую ветхость: как на святых церквах и келиях кровли и монастырские оградные стены все обветшало и во многих местах обвалилось». Монастырские описи дают основание думать, что храмы и другие здания были обновлены около 1788 г.

В конце XVIII века в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное Правление, присутствующими которого были строитель и два священника по выбору местных священно-церковнослужителей. Оно помещалось в 1762 г. в двух игуменских зимних келиях с сенями, покрытых тесом, со сводами каменными, «взошед в монастырь прямо от святых врат». Оно существовало ранее 1760 г. и упоминается до 1788 г.

В XIX веке вместе с благоукрашением святых храмов поддерживались различные монастырские постройки: одни из них ремонтировались, другие уничтожались, а вместо них воздвигались новые. Так, при игумене Геннадии (1833-1836 гг.) настоятельская келия покрыта железом. Игумен Паисий (1843-1854 гг.) в 1845 г. «отнес ограду углом на 50 с., а на угле построил башню. Старую же ограду к западу разобрали. Вид монастыря к западу совсем переменился». Он же устроил два пруда. Отделал новую ризницу меж двух церквей («а делается затейливо»). По другую сторону колокольни построены сторожка и ворота к конному двору, старая же ограда с воротами, бывшая примкнутою к старой башенке, разобрана.

В 1848 г. выстроен братский двухэтажный каменный корпус на 20 келий и ограда около разведенного внутри монастыря сада к юго-западному углу, где в прежнее время находился пруд. Выстроена деревянная гостиница против юго-западной башни на 10 комнат. Построена северо-западная угловая трехэтажная башня и каменный скотный двор вместо сгоревшего первого старого в 1846 г., бывшего против северо-западного угла башни, и второго, вновь построенного на месте нынешнего скотного двора, сгоревшего в 1848 г., вырыт пруд близ скотного двора.

В 1851 г. восточная часть монастыря распространена на 15 саженей далее к востоку; ров, на том месте бывший, засыпан, впоследствии все занято садом. Обстроена северо-восточная сторона монастыря, начиная от Успенского храма, где возведены каменные просфорня, хлебопекарня, квасоварня, погреба с кладовыми над ними, подвалы, амбары хлебные в угловой северо-восточной башне с пристройками.

В 1852 г. окончены вся восточная сторона с угловой полубашнею, в коей помещено семь келий, и часть ограды около сада. В 1853 г. между Вознесенскою и Никольскою церквами устроена ризница с библиотекою, где прибылых книг помещено до 500 томов, а бывшая ризница возле алтаря соборной церкви на юго-восточном углу соединена алтарем южным притвором. При игумене Варлааме (1854-1865 гг.) на старом двухэтажном корпусе был наложен третий этаж и выстроена каменная братская баня на реке Лопасне с нижним подземным ходом в оную из монастыря. В 1885 г. выкрашены все крыши монастыря зеленою медянкою и сделаны разные другие починки и исправления зданий. В 1886 г. покрыт и устроен скотный двор, сделаны разные помещения сараев для склада дров, ограда монастырская очищена от ветхой тесовой крыши и покрыта железом, в самом монастыре канавы и ямы засыпаны и место выровнено, сделана каменная стена для сада с каменными столбами, около скотного двора вычищен заросший пруд. Вновь устроена прачечная с двором, теплица и произведены разные исправления.

В 1888 г. устроен кирпичный завод. Поставлен вновь двухэтажный каменный дом с мезонином для служителей скотного двора и покрыт железом. В 1889 г. выстроен вновь на каменном фундаменте деревянный флигель о шести комнатах с мезонином и покрыт железом для посетителей монастыря и сделаны другие исправления по двору гостиницы. Построен вновь каменный погреб с кладовою для экономии скотного двора. Начата вчерне и сделана вновь каменная двухэтажная гостиница с устройством в ней 16 комнат для богомольцев, приводились в порядок другие ветхости.

В 1890 г. произведены следующие постройки: двухэтажная каменная гостиница отделана внутри, лицевая сторона оштукатурена, полы, потолки, переборки, рамы поставлены на место. Подъезд поставлен на каменную лестницу, чугунный с приличным зонтом и недоконченные каменные работы вчерне закончены в этом году. Выстроен вновь каменный странноприимный корпус с отделением кухни для посетителей пустыни с мезонином и покрыт железом.

В 1891 г. с юго-западной стороны наложена монастырская ограда и к ней устроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев, который покрыт железом и внутри и снаружи оштукатурен. Каменный дом для посетителей пустыни внутри отделан и оштукатурен, обнесен каменною оградою с устройством конюшни и двумя сараями, которые покрыты железом.

Наконец, должно отметить, что с середины XIX века на монастыре был заведен пчельник с такой системой ульев, которая на выставках пчеловодов заслужила награждение в 1867 г. большой серебряной медалью, в 1868 г. - золотой.

В октябре 1929 г. монастырь был закрыт. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 1950-х гг. уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами предавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый Быт».

В 1992 г. собор во имя Всемилостивого Спаса был передан образованной в поселке Новый Быт православной общине. Так было положено начало возрождению монастыря. 11 января 1995 г. настоятелем Вознесенской церкви на территории бывшей Давидовой пустыни стал иеромонах Герман (Хапутин), а 1 июня 1995 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил решение о возобновлении монашеской жизни в Давидовой пустыни. Тогда же иеромонах Герман был возведен в сан игумена с вручением ему игуменского жезла.

Давидова пустынь находилась в плачевном состоянии. Монастырский комплекс использовался совсем в иных целях, нежели ему было предназначено: на территории пустыни проживало 13 семей, здесь же располагались сельскохозяйственный техникум и общепитовская столовая. Отец Герман поселился в угловой монастырский башне. Время шло, и древняя обитель постепенно оживала. Зимой 1997 г. начались работы по восстановлению Знаменского храма. Радостное событие для братии и прихожан произошло в апреле 1998 г.: обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5 июня того же года, в празднование Вознесения Господня, его подняли на колокольню.

К концу 1999 г. в Давидовой пустыни частично была восстановлена монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

В настоящее время обитель продолжает активно восстанавливаться. Многое уже сделано, отреставрирован игуменский корпус, приведено в порядок монастырское кладбище. Благоукрашается и расширяется территория обители. Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. Необходимо построить гостиничный комплекс для паломников, а также богадельню для духовенства, почисленного на покой. В ремонте и реконструкции нуждаются здания под гостиницу и воскресную школу. Кроме того, планируется восстановить подземный ход к реке Лопасне, проложенном в середине XIX века.

На восточной и южных сторонах от старого собора находилось довольно обширное монастырское кладбище, на котором кроме братии обители погребены посторонние лица. Здесь находились могилы генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1759-1816), участника войн 1805-1815 гг., князей Оболенских, подполковницы П. И. Зыбиной, капитана И. И.Соколова, родного брата архимандрита Паисия, Чуфаровских, Кочетовых и др. К сожалению, кладбище было уничтожено в середине 50-х гг. ХХ века, могилы раскопаны, а надгробия пошли на фундамент нового общежития сельхозтехникума, который разместился на территории обители после ее закрытия в 1929 г. После возобновления монашеской жизни обители монастырское кладбище начали восстанавливать, и 26 октября 1999 г. были перезахоронены останки некогда погребенного на монастырском кладбище генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

По материалам: http://www.davidova-pustyn.ru



По писцовым книгам Московского уезда 1627 - 28 гг. в Хатунской волости: «монастырь особняк Давыдова (Давидова) пустыня, а на монастыре церковь Вознесения Христова, да в приделе Николы Чудотворца с трапезою, древянна, клетцки, строение монастырское и приходных людей, да на монастыре же церковь каменная Воскресения Христова да Пречистой Богородицы Успения, почата была делать блаженной памяти при царе Иване Васильевиче, да не свершена, а строение было государево; да на монастыре келья игуменская да 3 кельи братских; да на монастыре же хлебня да поварня братская, на монастыре же двор конюшенный, а около конюшенного двора роща липовая кругом; а под монастырем монастырская пашня наездом напахано 50 четвертей… сена на реке Лопасне 300 копен, лесу роща липовая около монастыря 15 десятин… на реке Лопасне мельница… Всего Давыдовы пустыни в Хатунской волости село да 8 деревень, да 11 пустошей, в них 55 дворов крестьянских да 11 дворов бобыльских… пашни паханые с наезжею пашнею перелогом и лесом земли 1220 чети с полуосминою в поле, сена 770 копен, лесу непашенного 33 десятины да лесу ж рощи 18 десятин».

Лета 1657 г. 7 августа, «по указу великого государя святейшего Никона, патриарха Московского и всея великая и малая России, и по наказной памяти из его государева патриарша разряду, за приписью дьяка Ивана Калитина, подьячий Яков Яковлев ездил в Московский уезд, в Хатунскую волость, в Давидову пустынь, а приехав, в той пустыне переписал церкви и в церквах Боже милосердие - местные образы, деисусы, пророки, праотца, кадила, паникадила, книги, ризы, на колокольнице колокола и всякую церковную утварь, и в монастыре государевы жалованные грамоты и крепости, посуду всякую и в монастыре братью, слуги и служебников по имяном, в сушилках и в житницах хлеб и всякие столовые запасы и поваренные сосуды, на конюшенном и на воловьем дворах лошади, волы, коровы и всякую мелкую животину, и под монастырем в слободах и в монастырских вотчинах крестьян и бобылей и их братью, племянников и соседей по имяном с прозвищи, в житницах хлеб молоченый и на полях в скирдах не молоченый, пашню и всякие угодья, а переписав тот монастырь Давыдову пустыню, отказал нового государева патриарша строенья к Воскресенскому монастырю, что на реке Истре. На монастыре часовня древянна, а в ней образ Пречистой Богородицы Одигитрии да деисусы на одной цке писаны на празелени. Да в той часовне опочивает преп. отец Давид под спудом, на гробнице покров сукно черное, среди крест серебряный. На монастыре 4 кельи, а в них казначей старец Иосиф, 2 черных попа Харлапей и Ефрем; рядовых старцев 4 чел., слуг 4 чел., конюх, хлебник и церковный дьячок. На монастыре колокольня, рубленная в брус, вверх шатром, на ней 5 колокол, благовестник весом 47 пуд., другой 7 пуд. 16 гривенок, третий - 5 пуд., 2 малых зазвонных, один в пуд, другой в полпуда. К монастырю Давидове пустыне в вотчине в Хатунской волости село Левчищево, а в нем церковь Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да в приделе великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницей».

Января 1728 года запечатан указ о строении престола, Вознесенского монастыря Давидовой пустыни игумену Иакову, по челобитью его ж, игумена, велено «в той пустыни в Николаевской теплой церкви на престол, вместо ветхого одеяния, положить вновь одеяние, а в холодной Вознесенской церкви, вместо ветхого престола, построить вновь престол во имя Вознесения Господня и посвящение учинить по чину; пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших ¼ взяты».

Игумен Давидовой пустыни Иаков с братьею в прошении, поданном в Синодальный казенный приказ 7 марта 1732 г., писал: «в Вознесенском нашем монастыре, что слывет Давыдова пустыня, в Московском уезде, в Хатунской десятине, имеется церковь Успения Пресвятой Богородицы, и на оной церкви глава развалилась и в ней своды рушатся, и в церкви Божией и в алтаре полы все опали и огнили и божественную службу в ней служить невозможно, а святые врата каменные развалились. И чтоб повелено было оную церковь по ветхости разобрать и построить вновь над святыми вратами и о том строении дать им указ».

Вследствие сего прошения в Синодальном казенном приказе выписано: «в писцовых и переписных книгах Московского уезда в Хатунской десятине Вознесенского монастыря Давыдовой пустыни не написано». Резолюция: «1732 года апреля во 2 день, по указу Ее Императорского Величества и по благословению святейшего правительствующего Синода, о разобрании старой церкви и о построении вновь на вратах дать указ». Того же года в апреле за № 216 выдан указ из Синодального казенного приказа игумену Иакову о построении церкви.

1764 г. опись Вознесенского монастыря, называемой Давидовой пустыни, составленная поручиком Андреем Писаревым, в которой говорится: «Оная пустынь, состоящая при реке Лопасне, расстоянием от Москвы в 75, а от гор. Серпухова в 20 верстах; по каким указам оный монастырь, в котором году и при каком государе сооружен - о том известия в монастыре не имеется. Жалованная грамота на оный монастырь и оного монастыря на вотчины дана была первая блаженной памяти от государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, которая в 1619 г. в королевичев приход, как литовские люди и черкасы в оном монастыре стояли, пропала, вместо которой, по прошению оного монастыря игумена Антония с братьею, дана вторая в 1625 г. апреля в 1 день, за подписанием блаженной памяти государя царя и великого князя Михаила Федоровича собственной рукой. В оной пустыне церквей каменных две, в них 4 престола: - соборная церковь во имя Вознесения Господня о 5 главах, при ней 2 придела: Знамения Пресвятой Богородицы, что под колокольнею, и Николая Чудотворца, в нем печь изразщатая весьма ветха; окошек в соборной 18, в приделах Николая Чудотворца 6 и в Знаменском 2, все оные с окончинами стеклянными… Соборная церковь и приделы покрыты тесом и выкрашены краскою, а главы обиты деревянною чешуею. При оной церкви колокольня каменная об одной главе, на ней 8 колоколов, а по скольку в них весом пудов подписей не имеется; да на ней русские часы. Под оною церковью хлебная палата и два погреба. Вокруг церкви с приделы и под колокольнею мерою земли длиннику и поперешнику по 11 сажень. - Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на святых воротах, с трапезою, об 1 главе, покрыта тесом, выкрашена краскою, а глава обита черепицею; в церкви иконостас столярного дела посеребрен, о 3 ярусах… В оной же пустыни каменные строения: кельи длиною на 15 и шириною на 5 сажень, о 2 апартаментах, в верхнем - келья игуменская и келья братская, в нижнем - кельи братские, 2 солодовни и кладовая палата; подле ограды кельи о 2 апартаментах. Деревянного строения: кухня, погреб, 5 житниц. В оном монастыре пруд вокруг 80 сажень, сад, в нем 15 яблонь и пчел 78 ульев. Вокруг монастыря каменная ограда ветха, мерою 221 сажень. Подле монастыря конюшенный и скотный дворы, при них 2 избы; роща липовая на 7 десятинах; подле рощи монастырский огуменник и сенной сарай. На реке Лопасне мельница о 3-х поставах; на берегу реки Лопасни озерко Круглое, в нем рыба для монастырского обихода. В Москве у Арбатских ворот часовня каменная, которая пожалована в оную пустынь в 1681 г. для исправления в монастыре свеч, ладону и церковного вина; из оной часовни бывает в год доходу до 10 руб.».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, одержимые плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более , среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась по молитвам прп. Давида – покровителя нашей земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни. Всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через причащение и омовение святой родниковой водой из источника прп. Давида.

Психология супружества