Святитель феодорит, архиепископ рязанский и муромский местночтимый. Святитель феодорит рязанский и великая смута Рязанский архиепископ феодорит

феодорит архиепископ рязанский

Архиепископ Рязанский и Муромский.

Родился в 1551 году (в копии домашних записок А.В. Сергеева - в 1549 году). Есть предположение, что был близким родственником боярину Шереметьеву.

Принял монашеский постриг не ранее 1589 года под влиянием патриарха Иова († 1607; память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля).

С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.

В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 марта, 5/18 октября) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа.

8 мая 1606 года архиепископ Феодорит присутствовал при браке самозванца Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.

После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского.

10 июня 1609 года владыка Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского (†

1295; память 10/23 июня, 3/16 июля), и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в Успенский собор.

В 1613 году приглашал Михаила Федоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.

Много потрудился архиепископ Феодорит над благоустройством своей обширной епархии.

Литература:

Титов А. А. Рязанские епископы. - М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Кн. 2, с. 1040,1041-1048,1053. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 132.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 463, 467. Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. - 3-е изд. - СПб., 1909, с. 210, 211. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1411. Арцыбашев Н. С. Повествование о России: в Зт.-М., 1838-1843.-Т. 3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... - М., 1820.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. - 3-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 12.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 415, 419.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 36.

Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 547. Рязанские епархиальные ведомости. - 1870, № 12-23.

Рязанские губернские ведомости. - 1846, № 14. Христианское чтение. - СПб., 1859. - Ч. 1, с. 371.

Русский архив. - М., 1895. - Кн. 3, № 11, с. 407.

Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894. - Т. 1. Телескоп. - 1835.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 244-248. (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 112.

Большая биографическая энциклопедия

Угодник Божий, святитель Феодорит, родился при царе Иоанне Грозном в 1551 году. О детстве его и родителях достоверных сведений не сохранилось. Существует лишь предание, что он происходил из знатного рода Шереметевых и имел поместья в Рязани.

В 90-е годы ХVI века он принял монашеский постриг в честь священномученика Феодорита Антиохийского, а затем и священнический сан. Благословил его на это патриарх Иов. Угодник Божий Феодорит неустанно трудился, молился и упражнялся в других иноческих подвигах.

Будучи в зрелом возрасте, он был избран на епископское служение, и в 1605 году митрополит Гермоген (будущий патриарх- священномученик) рукоположил священноинока Феодорита во епископа Рязанского и Муромского. В те времена это была обширная епархия. В ее состав входили, кроме Муромских и Рязанских земель, и части нынешних Липецкой, Воронежской, Тульской и Тамбовской епархий. Архипастырское служение святителя Феодорита началось в годину, когда русскому народу были опущены великие испытания: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Тогда же, промыслом Божиим, явились и могучие духом люди. Многие из них принадлежали к духовному сословию. Одним из таких молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит. Он заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя мятежи, готовые вспыхнуть в городе. Благородный облик пастыря, чуждого политических амбиций, радевшего о мире в своем Отечестве, непрестанно заботившегося о своей пастве, вызывал глубокое уважение. С первых дней служения владыке Феодориту нередко приходилось находиться в столице. Важные государственные дела требовали его частого присутствия. Сразу же после свержения Лжедмитрия I святитель Феодорит вместе с другими архипастырями обратился с Лобного места к народу о созыве Земского собора для избрания государя и Патриарха. Вскоре он участвовал в духовном торжестве при венчании Василия Ивановича Шуйского на царство.

В те же дни, вместе с царем и знатными духовными и светскими лицами, рязанский архиерей встречал честные мощи невинно убиенного царевича Димитирия, перенесенные по царскому повелению из Углича в Москву в 1606 году. Позже святитель Феодорит участвовал в торжествах по возведению на патриарший престол митрополита Гермогена, будущего священномученика, состоявшихся в Успенском соборе Московского Кремля. Все эти события сблизили святителя Феодорита с государем. Рязанский архипастырь сердно заботился о нуждах духовенства, терпевшего лишения вместе с народом. В ответ на его ходатайство, государь пожаловал милостивую грамоту, наделявшую рязанское духовенство более широкими правами на материальное обеспечение.

Святитель Феодорит также заботился и о благолепии храмов и духовном благополучии своей паствы. Он понимал важность и необходимость перенесения захоронения святителя Василия Рязанского в более защищенное место. Архипастырь посчитал, что мощам святителя подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском Кремле, в Успенском соборе (ныне Христорождественском) соборе. Для этого требовалось завершить его перестройку, начатую восемь лет назад. Но народ тогда терпел большие лишения, и средств у него не было. Рязанский архипастырь снова обратился за помощью к государю Василию Шуйскому, который незамедлительно откликнулся на челобитную владыки и прислал каменщиков «для церковныя поделки… И приказал над ними смотреть, чтоб церковное дело делали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Одновременно обновляли и внутреннее убранство храма, а на левом клиросе возле иконостаса сооружали каменную гробницу. В 1606 году собор был доделан вчерне, и на следующий год архиепископ Феодорит его освятил. Более трехсот лет почивали останки святителя Василия Рязанского в земле. А когда архиепископ Феодорит открыл останки святителя Василия, то люди узрели великое чудо - что тело его за сотни лет тлению не подверглось. 10 (23) июня 1609 года архиепископ Феодорит торжественно перенес святые мощи от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского Кремля. К этому великому событию Рязанской епархии святитель Феодорит готовился должным образом: в честь святителя Василия «сложил хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках, составил жизнеописание и приказал изобразить святителя Василия на иконе».

В часы скорбей и народных бедствий смутного времени архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился у мощей святителя Василия, возлагая упование на ходатайство новопрославленного угодника Божия и получая утешение.

Благоустройство города Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. А Рязань служила примером возрождения для терпящего бедствия народа, который вселял надежду и укреплял его дух.

Для воспитания в народе веры и благочестия у владыки Феодорита находилось мудрое и властное слово. Проявляя ревность и усердие к православным святыням в этот тяжелый период русской истории, святитель Феодорит тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силы является православная вера и что залог будущего России и процветания ее – утверждение в православии всего русского народа. Когда народная смута достигала пределов Рязанской епархии, то святитель Феодорит умело ее искоренял, действуя твердо и мудро. Только благодаря этому Переяславль Рязанский оставался одним из сохранивших верность московскому царю Василию Ивановичу Шуйскому. Неотразимое влияние святителя Феодорита на своих современников сплотило около него самоотверженных защитников веры и Церкви, горевших желанием бороться за свободу русского народа и, таким образом, Рязанская земля сделалась одним из центров движения по избавлению России от ее врагов. Вскоре Шуйский был лишен царского престола. Святой Феодорит прозорливо видел, что после незаконного свержения Богом данного царя, возникнет еще большее волнение и нужно ждать еще больших опасностей для веры и Церкви Православной.

Когда в России объявился Лжедмитрий II, то рязанцы не признали его царем. Их дружина, возглавляемая Прокопием Ляпуновым, с архипастырского благословения преосвященного Феодорита, отогнала от родного города войска самозванца. А позже очистила от врага рязанские города Пронск, Михайлов, Зарайск. В декабре 1610 года, после убийства Лжедмитрия II, поляки заняли Москву и вскоре стали в ней полноправными хозяевами. Возникла опасность воцарения польского короля Сигизмунда на русском престоле, которое угрожало духовным основам русской государственности – сохранению Православной веры.

Среди русских началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнанию их из Отечества, вдохновителем которого стал святитель Гермоген, патриарх Московский, поддержанный всеми русскими иерархами. Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую. Святитель благословил Прокопия Ляпунова разослать в разные города грамоты, призывавшие идти к Москве, «имея боевой запас и продовольственный запас». «Поспешите к царствующему граду на разорителей веры христианской… Не будем медлить ни часу: каждое мгновение дорого, когда должно спасать Отечество…», – взывали святой Феодорит и Ляпунов к сердцам православных людей. Стремление объединить силы в борьбе с захватчиками нашло горячий отклик во всех русских землях. Враги Православия не могли спокойно взирать на столь кипучую деятельность рязанцев. Они послали отряды казаков разорять «рязанские места». Ляпунов пошел на них, но к грабителям подоспели новые силы… Вновь коленопреклоненно взывал владыка Феодорит к Всесильному Богу и Стене Необоримой рода христианского о победе православного ополчения над иноверцами. Чаяния владыки – молитвенника и миротворца – сбылись. С его архипастырским напутствием на выручку к Прокопию пришел с отрядом Зарайский воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. В его лице Ляпунов приобрел верного союзника для общей борьбы. Враги были разбиты и бежали, Ляпунов же и Пожарский поехали вместе в Рязань, где по приказанию Преосвященного Феодорита «им была оказана торжественная встреча под звон колоколов».

Вскоре Прокопий Ляпунов назначил сбор ратной силы под Шацком. К нему на Рязанскую землю весь февраль 1611 года стягивались отряды из 25 городов, в их числе подошли калужане во главе с бывшим приверженцем Лжедмитрия I, боярином Димитрием Трубецким и отряд донских казаков атамана Заруцкого. Светлыми, вдохновенными словами, но с внутренней болью напутствовал Рязанский архипастырь это разноликое войско. В марте, во время распутицы, собранное ополчение двинулось к столице. Впереди шла дружина князя Пожарского. Но не зря болело сердце святого. Князь Пожарский, вступив с передовым отрядом в Москву, был тяжело ранен, а Прокопия Ляпунова предательски изрубили восставшие казаки. Не повернулся еще весь русский народ к покаянию, не смягчился еще гнев Господень, не прошла еще Русь отмеренных ей испытаний.

События в России продолжали стремительно развиваться. После смерти одного из лучших воевод – Прокопия Ляпунова, предатель интересов России – атаман казацкого табора Иван Заруцкий – принял под свое покровительство вдову обоих самозванцев Марину и решил искать себе сообщников с целью возведения на престоле сына-младенца. Услышав об этом, священномученик Патриарх Гермоген нашел возможность послать из заключения грамоту в Нижний Новгород, в которой говорил: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко и не принимали Маринкина сына на царство, – я не благословляю. Да и в Вологду пишите к властям о том, и к Рязанскому владыке: пусть пошлют в полки учительную грамоту к боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили».

Из этой грамоты видно, что Патриарх возлагал на архиепископа Феодорита Рязанского надежды, что тот святительской властью и молитвами, пользуясь авторитетом как в боярской, так и в народной среде, будет вдохновителем освободительного движения в своей епархии.

В это время нижегородский земский староста Косьма Минин-Сухорукий объявил о троекратном явлении ему преподобного Сергия, велевшего «собирать казну для военных людей и идти для очищения государства Московского от врагов». Среди нижегородцев начались сборы средств на составление ополчения. Возглавить его единодушно было поручено князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, который залечивал раны, полученные в сражении за Москву. Помня пример Священной Истории, когда лишь после строгого поста, укрепившего духовные и телесные силы колен Израилевых, они смогли освободиться от тяжкого ига филистимлян на поле брани, ополченцы «постилися по своему изволению, от недели до субботы…в понедельник, во вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели». Полякам теперь предстояла не разноликая и разноверная толпа ополченцев, а сплоченная Свыше могучая боевая сила. Движение русских людей в защиту Отечества и Православия закончилось полным торжеством. Наступил конец Смутного времени. Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий русские люди решили объединиться для избрания единого царя. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные всей земли.

Присутствовало на нем и рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям собора предшествовали три дня строго поста и молитвы по всей России. 21 февраля 1613 года – в неделю торжества православия – Господь вложил в сердца русского народа единодушную мысль об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Собор поручил святителю Федориту обратиться с Лобного места к народу. Все собравшиеся на Красной площади единодушно поддержали решение Собора. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность богоизбранному царю.

Также Земский собор поручил возглавить посольство к царю Михаилу Романову архиепископу Рязанскому и Муромскому Феодориту. Послы несли грамоту, в которой народ умолял Михаила Федоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; отечество рыдает, что у него нет отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь по сердцу всего народа избранный!».

Только после долгих уговоров святителя Феодорита юный царь согласился принять московский престол, а угодник Божий благословил его Федоровской иконой Божией Матери. Это произошло 14 марта 1613 года. С тех пор все царственные особы из Дома Романовых, имеющие иностранное происхождение и сочетавшиеся браком с великими князьями, получали отчество Федоровна.

Святитель Феодорит оставался в Москве до коронации царя, а в конце июля 1613 года он отбыл в свою епархию. Главной заботой святителя стало восстановление разоренных храмов и монастырей, снабжение их необходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об облегчении участи обедневших в Смутное время простых жителях Рязанской епархии. До конца своей жизни не оставлял он и государственных забот, участвуя в заседаниях Земского собора.

10 (23) сентября святитель мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля – некрополе Рязанских владык. Память святителя Феодорита всегда свято чтилась не только в рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Когда император и члены Дома Романовых бывали в Рязани, они обязательно посещали Архангельский собор, чтобы помолиться на панихиде у места захоронения святителя.

По благословению Приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 12 января 1987 года архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит был прославлен в лике Рязанских святых. В настоящее время мощи святителя Феодорита открыто пребывают в Борисо-Глебском соборе города Рязани для всенародного почитания.

Память его совершается 10 (23) сентября в день преставления, 10 (23) июня в Соборе Рязанских святых,10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, 23 января (5 февраля) в Соборе Костромских святых.

Источники

1. Макарий, мит. Московский. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1995.

2. Иоанн (Снычев), митр. Русь соборная. СПб, 1993.

3. Святые земли Рязанской. ООО Издательство «Дело», 2010.

4. А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов, Евфимия (Воронина), мон. Четыре века святой Задонской обители. Липецк, 2010.

5. Л. А. Морев. Благословением святителя Феодорита // Задонский паломник. Православный альманах Задонского Рождество - Богородицкого монастыря. 2011 – № 84.

6. Иеромонах Серафим (Питерский), Т.М. Панкова. Житие и акафист святителю Феодориту, архиепископу Рязанскому и Муромскому. Рязань, 2001.

Феодорит, архиепископ рязанский и муромский

Архиепископ рязанский и муромский; как говорит предание, родился в 1551 году (а в копиях домашних записок А. В. Сергеева - в 1549 году), в царствование Иоанна Грозного. Кто были родители Ф. и как проводил он светское поприще своей жизни, на это нет никаких достоверных указаний. Есть, впрочем, предположение, что он был близкий родственник боярину Шереметеву, имел поместья в Рязани и что патриарх Иов склонил его вступить в монашество. Принятие монашества могло последовать не ранее 1589 г., так как в этом году в Москве был установлен патриарший престол. История монашеской жизни этого знаменитого человека, до посвящения его в сан рязанского архиепископа, также покрыта неизвестностью. Правда, имя Ф. встречается при следствии по случаю смерти Димитрия-царевича, убитого в Угличе (15 мая 1591 г.): в акте, написанном по этому случаю Василием Ивановичем Шуйским, митрополитом Геласием и другими следователями, между прочим сказано: "а Осипа Волохова привели при них, при нем, при архимандрите при Феодорите и при игумене при Саватее". Но до сих пор еще достоверно не известно, кто был упоминаемый здесь архимандрит Феодорит, будущий ли архипастырь рязанский, или другое какое-либо лицо. С 1604 г. Ф. был архимандритом Рязанского Спасского монастыря. В 1605 году архиепископский престол в Рязани сделался вакантным. Итнатий грек, бывший до того архиепископом кипрским, управлявший рязанской епархией, Димитрием Самозванцем был возведен на степень московского патриарха. Предусмотрительный Гермоген, будучи еще митрополитом казанским, рукоположил архимандрита Рязанского Спасского монастыря Ф. в сан архиепископа рязанского и муромского. С этого времени начинается деятельное служение этого архиепископа отечеству и церкви в самое бедственное для государства время. В каждом важном событии он принимал более или менее деятельное участие, сопровождавшееся благодетельными последствиями. Действительно, положение России тогда было самое бедственное: она находилась во власти самозванца, который предавал ее в руки врагов. Ф. нравственно страдал при виде новых угрожающих отечеству опасностей и, чувствуя невозможность отстранить их, хотел, по крайней мере, ослабить силу их в своей епархии; он неутомимо заботился о ее спасении как от внешних, так и от внутренних врагов и усмирял мятежи, готовые вспыхнуть в самой Рязани. Ф. опирался в деятельности своей на сильных и знатных мужей: ему покровительствовали тогда Шуйский, Гермоген, друзья его Волконские; сам лжепатриарх Игнатий смирялся перед ним. При содействии некоторых из этих покровителей Ф. успел возвратить архиерейскому дому отнятое у предшественников своих владение. Из грамоты, данной в Москве 29 августа 1605 года самозванцем на имя Ф., видно, что самозванец был в благоприятных отношениях к архиепископу. Может быть, он думал привлечь этим знаменитого архипастыря на свою сторону. Но Ф., зная, что молчанием можно и самому спастись от притеснений, и паству уберечь от врагов, оставался равнодушным к действиям самозванца, не говоря ничего ни против него, ни за него; из сказаний современников о самозванцах видно, что рязанский архиепископ был при браке самозванца с Мариной 8 мая 1606 года, только имени его в церемониале не обозначено. После свержения Лжедимитрия с престола (17 мая 1606 г.) Ф. участвовал в духовном торжестве при венчании Василия Ивановича Шуйского на царство. Через два дня вместе с самим Шуйским и знатнейшими духовными и светскими лицами он встречал мощи святого Димитрия-царевича, перенесенные по царскому повелению из Углича в Москву. Эти события сблизили Ф. с государем. Ф. привязался к нему всей душой и ревностно заботился о поддержании его на престоле. Пользуясь близостью и благосклонностью его, Ф. прежде всего ходатайствовал у него за рязанское духовенство. И Шуйский спустя три недели после своего воцарения (19 июня 1606 года) пожаловал милостивую грамоту всему соборному духовенству с причтом и служащими при соборах. Грамота по своему содержанию замечательная: ею восстановлялись, с одной стороны, прежние права, какими пользовалось соборное духовенство при последних рязанских князьях, с другой - давались и новые. Усердно заботясь о возвышении и обеспечении соборного духовенства как ближайших сотрудников своих в деле служения церкви и управления паствою, архиепископ Ф. в то же время прилагал деятельное попечение о другом, не менее важном предприятии в престольном своем граде, в полной надежде на содействие государя Василия Ивановича Шуйского. Еще первый архиепископ рязанский, Митрофан, заложил в 1598 г. "новую соборную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменную". По различным обстоятельствам она не была окончена в течение восьми лет, до самого времени святительства Ф. Архиепископ Ф. решился окончить постройку соборного храма. Но, не имея средств для исполнения такого важного предприятия, обратился с просьбой о помощи к Василию Ивановичу Шуйскому. Шуйский охотно исполнил просьбу любимого архипастыря. Согласно приказу царя соборный храм в 1606 году был построен. По окончании постройки, украсив благолепно соборный храм Успения Божией Матери, преосвященный Ф. имел утешение и духовную радость видеть прославление первопрестольника своего и совершить в рязанской церкви одно из тех священнодействий, которое сделало имя его незабвенным для Рязани и особенным образом освятило новопостроенный собор Успения Божией Матери. Это - открытие и перенесение мощей святителя и чудотворца Василия, первого епископа нынешней Рязани. В 1609 году, по неисповедимым судьбам Божиим, мощи епископа рязанского, св. Василия, найдены были нетленными. Архиепископ Ф. открыл их 10 июня, в субботу, накануне недели всех святых и с подобающим торжеством перенес их от Борисоглебской церкви, из старого острога, в Успенский собор. Как благоговейный архипастырь Ф. внес имя его в число святых, сложил в честь его хвалебные песни в стихирах, тропарях и кондаках, по подражанию Антонию Римлянину, составил описание жития его на основании сказания в Четьи Минее, написал летопись перенесения святых мощей его от Борисоглебского собора в нынешний Рождественский, сам воспел ему молебное пение и, наконец, велел изобразить святой лик угодника Божия на иконе, так как при открытии святых мощей он мог видеть святое лицо праведника лучше всех. По его же поведению над тем местом в соборе, где положены были мощи святого, воздвигнута была каменная гробница, и на ней поставлена та чудотворная икона Божией Матери, с которой св. Василий приплыл в Рязань. В тяжелые для России минуты архиепископ Ф. дал обет Богу принести дар церкви в благодарность за свое спасение и паствы от угрожавших бедствий во время первого самозванца Лжедимитрия и, спустя два года после перенесения мощей святителя Василия, исполнил свой обет. В 1611 г. он внес в соборную церковь Успения Божией Матери напрестольный праздничный крест из чистого золота чеканной работы. Исполненный чувствами благоговения к святыне престольного своего города, с живым сознанием святого покровительства Царицы Небесной рязанской пастве, архиепископ Ф. велел написать с чудотворной иконы две копии, самые верные по величине, размеру и виду. С целью увековечить священную память о самом месте явления ее Ф. одну из этих святых икон препроводил в село Федотьево, откуда она перенесена была в Рязань в 1487 году. Другую такую копию с чудотворной иконы Божией Матери Федотьевской Ф. поставил в Борисоглебском соборе, первой кафедре рязанских святителей. После этого понятно, почему прозорливый Гермоген, с самого начала вступления Ф. в иночество, обратил на него особенное внимание и отличил его как избранника. Заслуги архиепископа Ф. отечеству в тяжкую годину бедствий столь велики, что имя его вписалось в летописях в числе первых спасителей России 1612 г. Во всех государственных событиях, совершившихся от начала царствования Василия Ивановича Шуйского (19 июня 1606 года) до самого умиротворения России после бурного междуцарствия (14 марта 1613 года), Ф. являлся неусыпным попечителем о спасении не одной Рязани, а целого русского государства. Без сомнения, Переяславль Рязанский обязан был своим спасением от измены государю предусмотрительному Ф. В патриотическом влиянии на народ Ф. поддерживали его друзья, князья Волконские, и в особенности князь Михаил Волконский, московский воевода. Среди разного рода треволнений жестокие удары один за другим поражали чувствительную душу Ф. Он с глубоким сокрушением сердца оплакивал несчастие своего благодетеля, царя Шуйского, когда узнал о коварном замысле Захария Ляпунова, низведшего с престола Шуйского 17 июля 1610 года и 19 июля насильно постригшего в монахи; с ужасом взирал на бедствие Москвы, с невыразимой скорбью - на предстоящее распадение государства; горько сокрушался, узнав о кознях Сигизмунда против самой православной веры, и только в пламенной молитве о России и церкви искал утешения, возлагая всю надежду на дивный в судьбах их промысел Божий. Пользуясь близкой связью с представителями власти в рязанской земле, Пожарским, Ляпуновым и протопопом Димитрием, Ф. сносился с ними относительно бедственного положения отечества и защиты православной веры. Глубоко потрясена была душа Ф. при виде ужаснейших бедствий России, дошедших до самых крайних пределов: Гермоген был уморен поляками голодом в темнице 17 февраля 1612 года; Ляпунов пал под стенами Москвы от рук злодеев; Пожарский в битве с поляками был ранен и, изнемогая от ран, оставил ополчение и т. п. Но эти бедствия были уже последние. В Нижнем Новгороде, под влиянием религиозных и святых чувств, под впечатлением посланий из Троицкой лавры, гражданин-мясник Кузьма Минин Сухорукий явился с воззванием к русскому народу о спасении веры и отечества; во главе земского восстания вождем ополчения стал друг Ф., князь Димитрий Михайлович Пожарский, с выборным от народа Мининым. Хотя летописи и проходят молчанием имя Ф., однако следует заметить, что он оказывал довольно сильное влияние на вождей восстания. Древность сохранила нам один памятник тогдашних времен, указывающий на заботу Ф. о поддержании религиозной жизни пасомых в духе православия. Это - антиминс того времени, когда Москва была уже освобождена от врагов и русское царство управлялось советом бояр. 1613 год открывает перед нами в летописях истории России великий и славный подвиг архиепископа Ф. в достопамятном деле избрания Михаила Феодоровича Романова на всероссийский престол царем и самодержцем. 21 февраля, в неделю Православия в Москве был последний земский собор. После молебна в церкви Успения Божией Матери благоговейные молитвы, принесенные в лице народных представителей всею российскою церковью, озаривши дух народа, привели к желаемому концу: единогласным мнением всех чинов собора, и духовных и светских, избран был на царство и наречен царем и самодержцем шестнадцатилетний юноша, Михаил Феодорович Романов. Собор поручил Ф. огласить имя избранника перед народом. Ф., сопровождаемый келарем Троицкой лавры Авраамием Палицыным, новоспасским архимандритом Иосифом и боярином Василием Петровичем Морозовым, объявил на Красной площади имя избранника, которого народ сам сильно желал. Затем земский собор избрал Ф. в качестве представителя приглашать Михаила Феодоровича на царство. В посольство с Ф. назначались многие архимандриты и игумены, в числе которых находились и знаменитый келарь Троицкой лавры Авраамий Палицын и зарайский протоиерей Димитрий; из бояр - первостепенный боярин Федор Иванович Шереметев, князь Бахтеяров-Ростовский, Головин и другие, от каждого сословия - поверенные граждан. Составилось таким образом многочисленное посольство, которому поручалось "ехать к Государю Царю и Великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руси в Ярославль или где он, Государь, будет". На Ф. возложено было произнести речь Михаилу Феодоровичу и его матери, в которой он должен был ясно представить бедственное состояние русской земли, раскрыть, что сделали поляки и литовцы, как они разорили государство и объяснить Михаилу Феодоровичу, как составился великий земский совет для избрания государя всей русской земли. Поручение Ф. было очень трудное: шестнадцатилетнего юношу, изведавшего все бедствия тяжелого плена у врагов, видевшего превратности судьбы прежних царей, много измен и клятвопреступления народа, хорошо понимавшего расстроенное состояние русского царства, убедить принять это царство с тем, чтобы устроить его - много нужно было ума и энергии. Ф. в напутствие себе и посольству принял от лица собора святыню Москвы: икону Успения Преблагословенной Владычицы, написанную святым митрополитом Петром. 2 марта ему и прочим членам посольства был вручен наказ от земского собора, и в тот же день он выехал из Москвы. 13 марта, к вечерне, прибыли в Кострому и, не доезжая до города две версты, остановились в селе Новоселки на нагорной стороне реки Волги, напротив Ипатьевского монастыря. В тот же день, по сношении с Ф., градоначальники со множеством народа спешили в Новоселки, чтобы идти с архиепископом и посольством в то место, где жил Михаил Феодорович. Ф. дал знать Михаилу Феодоровичу о своем приезде с послами и получил повеление быть у него на другой день. 14 марта, в воскресенье четвертой недели великого поста, по совершении заутрени Ф. стал переправляться с посольством через Волгу. Навстречу священному шествию Ф. с собором духовенства и послами спустилось из города, с крестами, хоругвями и с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, все костромское духовенство; навстречу ему при колокольном звоне вышел другой крестный ход иночествующих из святых ворот, в сопровождении будущего царя и его инокини-матери. После того как Ф., благословив крестом Михаила Феодоровича, преподнес ему грамоту, объяснил причину посольства и услышал из уст Михаила отказ, Ф. сильно опечалился и снова вместе с Шереметевым стал умолять Михаила Феодоровича принять царский венец. Архиепископ произнес пространную речь, в которой высказал великую истину народных действий, которые ручались за самый благотворный исход призвания на царство. Долго приходилось Ф. умолять Михаила не отказываться от царства, но все было тщетно; тогда он представил картину бедствий России: поругание святыни, пленение народа, междоусобную брань, кровопролитие и т. п. Наконец, произнес свою сильную речь: "Того ли угодно вам, тебе, великой старице-иноке Марфе Ивановне, и сыну твоему, Государю Нашему Михаилу Феодоровичу, чтобы нас бедных не пощадить и оставить сирыми?" и т. д. Страх ответственности пред грозным судом Божиим привел в трепет Марфу Ивановну. Вопль и рыдание народа, неотступное моление архиепископа, собора и бояр, вид чудотворных икон потрясли душу и сердце старицы-матери: она изъявила согласие сыну принять царство. После торжества избрания Михаила Феодоровича на царство заботливый Ф. с товарищами в тот же день, как возведен был Михаил на царство, составил известительную грамоту к московскому земскому собору. 1 апреля земский собор писал Ф. и Шереметеву, чтобы доложили они государю, когда он прибудет в Москву и где его встретить, но 18 апреля сам государь уведомлял духовенство и бояр, что он замедлил своим прибытием в Москву по случаю дурной погоды. 2 мая Ф. с духовенством участвовал в крестном ходе при встрече государя. Таким образом Ф. совершил великое государственное дело, возложенное на него собором, и показал себя в нем истинным сыном отечества, ревностным иерархом и отцем церкви, великим государственным мужем, всецело преданным благу и славе своего отечества. После столь великих трудов, употребленных в течение двух месяцев на тревожное путешествие в Кострому, необходимо было архипастырю некоторое успокоение. Но в скором времени новые труды и заботы ожидали Ф. по возвращении в Москву. Ф. принимал самое живое, деятельное участие в написании грамоты об избрании на престол Дома Романовых. В грамоте, излагая заслуги верных сынов церкви и отечества, собор среди деятелей поместил и имя славного рязанского архиепископа Ф. Собор настолько ценил слова и речи Ф., говоренные им Михаилу Феодоровичу и его матери, что внес их в государственный акт в подлинных выражениях, и все распоряжения и действия его с обстоятельным описанием. Великих заслуг Ф., так высоко оцененных современниками на соборе, не оставил без внимания и сам государь. Указом от 8 июня 1613 года Михаил Феодорович повелел отдать Ф. в полное владение "старое его дворовое место в Москве, в Белом царевом городе, на Егуньевской улице, у Пречистыя Гребенской и на том месте храм каменный Живоначальныя Троицы, а под ним погреб каменной". С окончанием торжества коронования Михаила Феодоровича, в котором Ф. с другими епископами принимал видное участие, государственная деятельность его не прекратилась. Ф. как государственный деятель в последние годы своей жизни с полной ревностью разделял труды и заботы государя и его помощников - государственных мужей. Неусыпным попечением, мудрыми советами, как опытный муж, он много содействовал к ограждению престола от притязаний врагов России, к водворению покоя и тишины в отечестве. Много потрудился Ф. в приведении в порядок и благоустройство своей обширной епархии как по части церковной, так и экономической. В свободное от государственных занятий время Ф. спешил посещать свою паству. По прибытии в Рязань он с живым участием отнесся к бедственному положению своей паствы. Прилежные труды и заботы постепенно стали разрушать его здоровье, и недуги приближали его к последним дням жизни. Не прошло и года, как архипастырская его деятельность прекратилась. Ф. мирно скончался 10 сентября 1617 года, на 66-м году жизни, в 12-й год архипастырского служения.

Амвросий, "История русской иерархии". - Н. Д. , "Девятисотлетие русской иерархии". - Бантыш-Каменский , "Словарь достопамятных людей". - "Рязанские Губернские Ведомости", 1846 г., № 14. - "Тепескоп", 1835 г. - Повествование о России, Арцыбашева, т. III. - Воздвиженский , "Историческое обозрение рязанской иерархии". - Соловьев , "История России", т. VIII. - Карамзин , "История Государства Российского", т XII. - Устрялов , "Русская история". - "Собр. госуд. грамот и договоров", ч. 1. - "Историческое описание костромского Ипатьевского монастыря". - "Рязанские Епархиальные Ведомости", 1870 г., № 12-23. - "Христианское Чтение", 1859 г., ч. I, стр. 371. - П. Строев , "Списки иерархов". - Титов , "Рязанские архиереи".

Архиепископ Рязанский и Муромский.

Родился в 1551 году (в копии домашних записок А.В. Сергеева - в 1549 году). Есть предположение, что Феодорит был близким родственником боярину Шереметьеву.

Принял монашеский постриг не ранее 1589 года под влиянием патриарха Иова († 1607; память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля). С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.

В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 марта, 5/18 октября) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа. 8 мая 1606 года архиепископ Феодорит присутствовал при браке самозванца Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.

После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. 10 июня 1609 года владыка Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского († 1295; память 10/23 июня, 3/16 июля), и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в Успенский собор. В 1613 году приглашал Михаила Федоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.

Много потрудился архиепископ Феодорит над благоустройством своей обширной епархии. 10 сентября 1617 года архиепископ Феодорит мирно отошел ко Господу.

Литература: Титов А. А. Рязанские епископы. - М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Кн. 2, с. 1040,1041-1048,1053. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 132. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 463, 467. Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. - 3-е изд. - СПб., 1909, с. 210, 211. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1411. Арцыбашев Н. С. Повествование о России: в Зт.-М., 1838-1843.-Т. 3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... - М., 1820. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. - 3-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 12. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 415, 419. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 36. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 547. Рязанские епархиальные ведомости. - 1870, № 12-23. Рязанские губернские ведомости. - 1846, № 14. Христианское чтение. - СПб., 1859. - Ч. 1, с. 371. Русский архив. - М., 1895. - Кн. 3, № 11, с. 407. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894. - Т. 1. Телескоп. - 1835. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 244-248. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 112.

В истории нашего Отечества было много всевозможных испытаний, ниспосылаемых ему по неисповедимым судьбам Промысла Божия. Но редко когда эти испытания достигали такой силы, как в смутное время, известное в народной памяти как «лихолетье».

Вскоре после мученической кончины царевича Димитрия и после смерти Феодора Иоанновича, последнего русского царя из дома Рюрика, на Руси стали появляться самозванцы - сначала расстрига Гришка Отрепьев, затем - Тушинский вор, Болотников и многие другие, свободно разгуливавшие по многострадальной Руси. Но Бог хранил Святую Русь. Он послал ей избавителей, благодаря которым она стряхнула с себя позор бесчестия и унижения и быстро расцвела в могучее и славное государство. Одним из молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский.

Архиепископ Феодорит трудился на благо Отечества и Церкви в самые печальные для России времена - знал Иоанна Грозного, сына его, кроткого Феодора, видел падение дома Годунова, времена самозванцев, слабое царствование Шуйского, распад государства без царя; видел он и надежду России - государя Михаила Романова.

Родился святитель в 1551 году, в царствование Иоанна Васильевича Грозного. О детстве его и родителях достоверных известий не сохранилось. Существует, впрочем, предание, что святитель был близким родственником боярина Шереметьева, имел поместья в Рязани. Будущий архиепископ принял монашеский постриг не ранее 1569 года, при патриархе Иове, благословившем его на принятие иноческого чина.

В 1605 году, в сложное для России время, предусмотрительный Гермоген, будущий патриарх, в то время митрополит Казанский, рукоположил Феодорита во епископа Рязанского и Муромского и возвел в сан архиепископа. С этого момента архиепископ Феодорит принимал участие практически в каждом государственном событии, и деятельное его участие всегда сопровождалось благими последствиями.

А положение России в то время было бедственным: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Предвидя новые опасности, архиепископ Феодорит старался по возможности ослабить их воздействие по крайней мере в своей епархии: заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя готовые вспыхнуть в городе мятежи.

Недолго царствовал Лжедмитрий (с 17 апреля 1605 по 17 мая 1606 года). Василий Иванович Шуйский, покровитель святителя Феодорита, сверг самозванца с престола и стал государем всея России. Будучи тогда в Москве, святитель Феодорит участвовал в духовном торжестве при венчании Шуйского на царство.

В те же дни, вместе с Шуйским и знатными духовными и светскими лицами, рязанский преосвященный встречал мощи святого царевича Димитрия, перенесенные, по царскому повелению, из Углича в Москву. Эти события сблизили Феодорита с государем. Близкий к царю, святитель Феодорит ходатайствовал пред ним о рязанском соборном духовенстве, надеясь иметь верных помощников в деле управления верующими. Царь, в свою очередь, пожаловав духовенству грамоту, согласно которой оно наделялось широкими правами на материальное обеспечение и взимание торговых пошлин - получил в его лице твердую опору своему престолу.

Усердно заботясь об обеспечении духовенства, архиепископ Феодорит не забывал и о благоустроении своего престольного града. Еще в 1598 году архиепископ рязанский Митрофан заложил новый соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который не удавалось закончить целых восемь лет. Архиепископ Феодорит решил закончить постройку, но, не имея достаточных средств, обратился к Василию Ивановичу Шуйскому. Шуйский охотно исполнил просьбу архипастыря. 26 июня 1606 года он прислал в Переяславль Рязанский каменных дел подмастерья Сергейку Абрамова и с ним - 24 каменщика. Царь приказал святителю Феодориту смотреть за ними, «чтобы церковное дело сделали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Пятиглавый Успенский собор, согласно приказу царя, был окончен в том же, 1606 году.

Благолепно украсив соборный храм Успения Божией Матери, святитель Феодорит имел духовную радость видеть прославление первосвятителя Рязанского Василия. То были бедственные для России времена смут и самозванцев. Василий Иванович Шуйский едва держался на престоле. Троицкая Лавра, единственный оплот царя, была в осаде ляхов и казаков. Переяславль Рязанский в числе немногих городов оставался верным царю. Но волнения проникали и сюда. В это крайне сложное время Промыслу Божию угодно было прославить Первопрестольника Рязанской Церкви и явить в нем ангела-утешителя страждущим, молитвенника и ходатая бедствующей Церкви, стража града Переяславля и всем верующим великого заступника.

Более трехсот лет почивали останки первого рязанского епископа Василия в земле. В 1609 году святые мощи первого епископа Рязанского были обретены нетленными. Архиепископ Феодорит открыл его святые мощи и люди узрели великое и преславное чудо - тело первосвятителя Василия за сотни лет не подверглось тлению. 10 июня (23 июня по новому стилю) архиепископ Феодорит торжественно перенес их от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор рязанского кремля.

Извещенный свыше, архиепископ Феодорит не дерзнул открыто положить святые мощи Первосвятителя в соборе, ибо это не угодно было самому праведнику. Святые мощи его были положены под спудом, на левом клиросе подле иконостаса. Но благоговейный рязанский владыка сделал все, что требовалось для священной памяти и прославления праведника. Архиепископ Феодорит внес имя Первосвятителя Василия в число святых. Сложил в его честь стихиры, тропарь, кондак, составил житие, написал летопись перенесения святых мощей святителя из Борисоглебского в Успенский (Христорождественский) собор, благословил изобразить лик новопрославленного святого на иконе. Именно стараниями архиепископа Феодорита была богато украшена и гробница святого Василия.

Икону Пресвятой Богородицы, с которой Первосвятитель Василий прибыл в Старую Рязань, стали именовать «Молением святого Василия, епископа Рязанского и Муромского», а впоследствии - Муромской. У святых мощей святителя Василия, пред иконой Пресвятой Богородицы архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился в часы скорбей и народных бедствий смутного времени, возлагая упование на милость Царицы Небесной и ходатайство новопрославленного угодника Божия.

Следует заметить, что благоустройство града Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. Таким образом Рязань показывала пример возрождения, укрепляя народный дух. Можно с уверенностью сказать, что город в эти годы приобрел общерусское значение.

Издревле пребывает Рязань под благодатным покровом Матери Божией в чудотворной иконе Ее, именуемой Феодотьевской. Пред святым ликом Ее преклонялись в молитвах рязанские архиереи, великие князья рязанские с боярами и всем православным народом. Исполненный благоговения к святыне своего престольного града, архиепископ Феодорит повелел написать с чудотворной иконы две копии, одну из которых с подобающей честью препроводил в село Феодотьево, откуда принесена была, после многочисленных чудотворений, в 1487 году в Рязань; другую копию с чудотворной иконы поставил в Борисоглебском кафедральном соборе. Здесь находится она и поныне.

1613 год запечатлел в летописях истории России великий и славный подвиг архиепископа Феодорита в деле избрания на Всероссийский престол Михаила Феодоровича Романова.

По освобождении Москвы от врагов вожди ополчения Дмитрий Трубецкой, Димитрий Пожарский, Кузьма Минин вместе с боярами и именитыми мужами решили избрать царя Русской земли. Принеся горячую молитву Вседержителю о благополучном исходе великого и святого дела, архиепископ Феодорит поспешил в Москву. Прозорливая душа его помнила страдальца за веру и Отечество патриарха Гермогена, указавшего перед смертью на избранника.

21 февраля, в Неделю Православия, помолившись, архиепископ Феодорит в сопровождении келаря Троицкой Лавры Авраама Палицына, архимандрита Новоспасского монастыря Иосифа и боярина Василия Петровича Морозова вышел на лобное место и спросил собравшийся в бесчисленном множестве на Красной площади народ, кого хотят они иметь себе царем? «Михаила Феодоровича Романова», - был единственный ответ. Так глас народа, как глас Божий, оправдал решение судеб Всевышнего - царствовать Михаилу!

Немедленно присягнула Михаилу Романову вся Москва, а вслед за ней -другие области. Уже 4 марта воевода Переяславля Рязанского присягнул Михаилу.

Между тем нареченный царь Михаил и не помышлял о царствовании. По освобождении из польского плена он тотчас удалился со своей матерью, инокиней Марфой Иоанновной, в свое костромское имение и жил в Костромском Ипатьевском монастыре.

На Земском Соборе понимали, как трудно будет склонить мать-инокиню благословить сына на царство, а сына - принять царство, и потому назначили в Кострому посольство из мужей духовно мудрых и именитых, а во главе его поставили опытного в делах веры и благочестия, благодатного архиепископа Рязанского Феодорита. В напутствие себе и посольству принял он от лица Собора святыню Москвы - икону Успения Пресвятой Богородицы, написанную святым митрополитом Петром, образ самого святителя Петра с сопрестольниками его святителями Алексием и Ионою, московскими чудотворцами.

14 марта, в воскресенье четвертой недели Великого поста, по совершении заутрени, архиепископ Феодорит облачился в святительские одежды, благословил облачаться в ризы всему бывшему с ним духовенству и, подняв кресты и иконы, посольство стало переправляться через Волгу. Храмы близлежащих костромских сел приветствовали посольство колокольным звоном. К шествию посольства архиепископа Феодорита присоединилось - в сопровождении горожан - все костромское духовенство с крестами, хоругвиями и чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской. Единый торжественный крестный ход направился вдоль берега к Ипатьевской обители. Навстречу из стен монастыря вышел крестный ход иноков в сопровождении будущего царя и его матери-инокини. Печаль лежала на кротком лице Михаила и его матери: они предчувствовали, что ради них устроено это торжество).

«Такая почесть мне и на мысль не всходила... - молвил Михаил, - вручите державу мужам, заслугами прославившимся и паче меня того достойными».

Потрясенный отказом, молил рязанский святитель Михаила и мать его, инокиню Марфу Иоанновну, не противиться Промыслу Божию. Но мать и сын оставались непреклонны. И тогда представил им архиепископ Феодорит, какие великие бедствия ждут Россию, со святыми образами вновь пришел к ним и молил не оставлять землю Русскую.

И, собрав силу духа, Марфа Иоанновна молвила: «Вот вам жертва, от меня требуемая, жертва Отечеству... Когда Богу так угодно, да будет так. Я благословляю Михаила Феодоровича на царство. Став царем, да будет первым слугою Отечества».

«Премудрость Божия осенит его, и десница Вышнего совершит все его начинания!» - воскликнул архиепископ Феодорит.

Михаил, преклонив чело свое под благословение архиепископа Феодорита, с преданностью воле Божией молвил: «Когда есть на то воля Божия, и воля государыни матери моей, да будет так».

И когда Государь сел на царском кресле, произнесено было многолетие и наречен был Михаил Феодорович «всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем». Архиепископ Феодорит с собором духовенства и народом, принося Государю верноподданническое поздравление, поклонились ему до земли.

По благословению архиепископа Феодорита по всем храмам в течение трех дней пели молебны и звонили в колокола. По его же мудрому благословению и советом духовенства тогда же было установлено совершать в 14-й день марта (по старому стилю) празднество в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Феодоровской.

Окончив великую миссию по избранию на царство Михаила Романова, государственная деятельность архиепископа Феодорита не прекратилась: тогдашнее состояние России требовало усиленной деятельности членов Земского Собора. Пограничные города, служившие России оплотом, находились в руках иноземцев; в Новгороде господствовали шведы; в Смоленске и Чернигове - поляки; Рязань, Кашира и Тула с трудом отбивались от татар... Вся земля была опустошена: люди ратные умирали с голода; в казне не было ни копейки. Царские сокровища были расхищены и увезены в Польшу. И многоопытному властителю не под силу, без содействия Земского Собора, устроить такое государство. И Собор, во главе с митрополитами, архиепископами и епископами, стал верным и надежным советником царя. Потрудившийся в деле призвания и возведения на престол юного Михаила, архиепископ Феодорит и теперь помогал государю и словом, и делом, и силой убеждений и в последние годы своей жизни увидел уже плоды трудов государя и своих. Еще при жизни его начали исчезать один за Другим враги Отечества, начались переговоры со, шведами, возвращавшими России Новгород, Старую Руссу, Порхов, Гдов; с поляками об обмене пленными, в числе которых находился и отец Государя митрополит Филарет. Но Господь не привел архиепископу Феодориту дожить до возвращения из плена страдальца.

В свободное от государственных дел время преосвященный Феодорит спешил посетить Рязань. Неустроенность епархиальных дел требовала его присутствия. Жители Рязани сильно пострадали от врагов Отечества, многие села были разорены, другие - сожжены, одни монастыри опустели, другие остались без поддержки. Архиепископ Феодорит ходатайствовал пред Государем о поддержке пострадавших в смутное время, и после умиротворения России приходы мало-помалу обустраивались, храмы обновлялись.

Истекал 65-й год жизни архиепископа Феодорита, 11-й год его архипастырской и государственной деятельности. Два обстоятельства, случившиеся почти одновременно, сильно подорвали его здоровье. В 1616 году в рязанские пределы вторгся Лисовский с шайкой и за короткое время опустошил много сел и деревень между Рязанью и Коломной. В том же году недалеко от святительских палат вспыхнул пожар. Он быстро распространился среди тесных строений, и жертвами пламени быстро оказались множество домов и церквей. Скорбь на скорбь ложилась в душе сострадательного сердца архиепископа Феодорита. Оскудевали средства для помощи пострадавшим, на устроение храмов Божиих их не оставалось вообще. Архиепископ Феодорит готов был пожертвовать последним, но труды и заботы приближали его к последним дням земной жизни: 10 сентября (по старому стилю) 1617 года на 66-м году он мирно отошел ко Господу. Погребен святитель Феодорит в Архангельском соборе рязанского кремля.

В 1999 году, в День Святого Духа, в Свято-Троицком монастыре Рязани состоялось торжественное прославление архиепископа Феодорита. Торжественное богослужение, по окончании которого святитель Феодорит был причислен к Собору Рязанских святых, возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон.

Ныне святые мощи святителя Феодорита почивают в Троицком монастыре города Рязани.

Тропарь, глас 5-й

Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша.

Кондак, глас 5-й

Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанская, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, свтителя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о земле Российстей творя, на царство Русское царя Михаила воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Психология любви и влюбленности