Красивые египетские дворцы внутри. Названия и описание храмов древнего египта

Современников безмерно восхищал царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению, их описания ничем не подтверждены. Даже точное местоположение дворца неизвестно. Раскопки не принесли на этот счет никаких позитивных результатов.

В Дельте известны и другие царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире,* деревушке под сенью двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу от Пер-Рамсеса. Когда фараон ожидал свою невесту, дочь хеттского царя, которая, стремясь к своему нареченному, пересекла в середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из галантных побуждений построил в пустыне между Египтом и Финикией укрепленный дворец, где собирался ее встретить. Несмотря на удаленность, в этом дворце было все, что душа могла пожелать.

В своем городе к западу от Фив Рамсес III имел дворец, который называл «домом радости». Остатки его были раскопаны и изучены археологами Чикагского восточного института. Фасад дворца выходил на первый двор храма. Украшавшие его рельефы красноречиво свидетельствовали о могуществе фараона. На них Рамсес избивал врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице, в боевых доспехах готовился повести войска в бой и, наконец, вместе со всем своим двором следил за борьбой и упражнениями своих лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для появлений царя перед народом, под балконом четыре изящные колонки в форме стеблей папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем - пальмы, а верхнем - уреи с солнечными дисками на головах. Здесь появлялся фараон, когда народ допускался на храмовой двор в честь праздника Амона. Отсюда он раздавал награды. Балкон этот сообщался с царскими покоями. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами (в том числе тронный зал, личный покой фараона и ванная комната). От покоев царицы их отделял вестибюль. Покои царицы тоже насчитывали множество комнат. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен.

Тронный зал, если судить по глазурованным плитам, найденным здесь более тридцати лет назад, и фрагментам рельефа, обнаруженным сравнительно недавно американской экспедицией, выглядел довольно сурово. Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами.* Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, при этом художник постарался как можно точнее передать их лица, прически и украшения. На ливийцах мы видим татуировку, на неграх - крупные серьги, у сирийцев на шее - медальоны, у кочевников-шасу* - заколотые гребнями длинные, отброшенные назад волосы. Однако, надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятные темы.

Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливался здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду фараона. Но он затеял еще одно строительство между Оном и Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.

Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.

Пол колонных залов украшает мозаика - пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг



Рис.: Роспись полов во дворце Эхнатона в Ахетатоне

против друга: Эхнатон - в кресле, Нефертити - на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу. Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные - все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и XX династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.

План у Petrie. Illahun, Kahun and Gurob, табл. 14.

Общее описание города и главных зданий см.: Pendlebury. Les fouilles de Tell el Amarna. P., 1936. План, с. 63.

Общий план Карнака: Topographical bibliography, II, 2, 98.

* Обычно пишут о знаменитом ливанском кедре. Однако еще в 1916 г. В. Лорэ доказывал, что термином «аш» обозначали благородную киликийскую пихту. Этой точки зрения придерживается его ученик П. Монтэ, и в настоящее время она наиболее популярна.

Wr. All., II, 30, 31.

Topographical bibliography, II, 112; Robichon et Varille. En Egypte, couverture.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 15, l, 28; № 18, frontispice.

Так, например, выглядят процессии в храмах Мединет-Абу и Абидоса (Medinet-Habu, Wr. Atl., II, 184-190).

Montet. Le drame d"Avaris. P., 1941, главы II и IV.

Montet. Tanis. P., 1942, c. 9, 23, 107, 128.

Papyrus Harris I, 78, 8.

Там же, с. 6.

Там же, с. 27-29.

Chassinat. Dendara. T. I, табл. 15; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 35.

Pendlebury. ук. соч., с. 114, 140.

Fougerousse. Le grand puits de Tanis. - K?mi. V, 71-103.

* Шадуф - колодец, «журавль», изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.

Posener. La premiere domination perse en ?gypte. Le Caire, 1936, c. 15-16.

ASAE, XVIII (1918), 145.

* П. Монтэ полагает, что именем Сесострис античные авторы называли Рамсеса II. Однако это собирательный образ, включивший черты нескольких великих царей (в частности, кроме Рамсеса II - Сенусерта III), а в более поздних античных сочинениях, видимо, и Александра Македонского.

* См. Послесловие.

ASAE, XXX, 40, 41.

Bibl. eg., VII, 12; ср.: Drame d"Avaris, c. 135-136.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 7, c. 1-23.

* В картуш - овал - заключалось имя фараона, данное ему при рождении. Выделение в текстах царских имен картушами сыграло важную роль при дешифровке египетских иероглифов.

* Племена, кочевавшие на Синайском полуострове и в Южной Палестине.

ASAE, XI (1910), 49-63.

Pap. Harris. I, 29, 8; Montet. Tanis. T. II.

Petrie. Tell el Amarna, c. 2-4; Davies. Mural Paintings in the City of Akhenaten. - J. E. A., VII, табл. l и 2.

Mem. Tyt., V, 28-29. О доме Табубуи см.: Maspero. Contes populaires. 4е?d., c. 147.

Davies. Neferhotep, c. 14.

Pendlebury. ук. соч., с. 127-149.

Там же, с. 152, 153.

Wr. All., I, 60; Mein. Miss. fr., XVIII, I; Urk., IV, 1046-1047.

Wr. All., I, 278 (Сад Миннахта).

Сад Рехмира: Wr. All., I, 3; Сад Себекхотепа: там же. Т. I, 222; Сад Аменемхеба: там же. Т. I, 66; Сад Кенамона: Davies. Ken-Amun, 47; роспись из Британского музея. 37983: Wr. All., I, 92.

Davies. The Town House in Ancient Egypt. - Metropolitan Museum Studies, I, may 1929, c. 233-255.

Один из этих экспонатов - в Каирском музее, другие - в Лувре, cf. K?mi, VIII.

Davies. ук. соч., с. 242. 243, 246, 247.

Рар. Ebers, recettes 840, 852, табл. 97-98.

* Речь идет о карликах. См.: Хрестоматия по истории древнего Востока (ХДВ). М., 1980, ч. I, с. 26.

Изящные кресла, прекрасно сохранившиеся, извлечены из гробниц Эйе и Тэйе и из гробницы Тутанхамона. В храмах и гробницах сохранилось множество великолепных изображений. Например: Mem. Tyt, V, 5, 9, 25; там же, IV, 7; Th. T. S., I, 15-16; там же. V, 41, 43.

Роспись во дворце Эхнатона: Pendlebury. ук. соч., с. 14; J. Е. А., VII.

Поразительная коллекция таких ваз, извлеченных из подземелий ступенчатой пирамиды, выставлена сегодня в музее Саккара. А те, что найдены в Абу-Роаше, см.: K?mi, VIII.

Montet. Vases sacr?s el profanes du lombeau de Psousenn?s. - Monuments Pioе. T. XXXVIII (1941), c. 17-39; Maspero. Essais sur l"art ?gyptien. P., 1912, c. 189-216; Edgar. The Treasure of Tell Basla. - Mus?e ?gypеien. T. II, c. 93, 108; Vernier. Cat. Caire, Bijoux el orf?vreries, c. 104, 106.

Medinet-Habu, 38, 55.

Davies. Ken-Amun, c. 13, 20.

Montet. Vie priv?e, табл. 13 и с. 145.

Данная статья посвящена краткому описанию дворца фараона в Древнем Египте. Как и у любого другого человека, у фараона был свой дом, где он проживал со своей семьей. Но высокое положение этого человека не предусматривало жизни в обычном доме, поэтому для фараона и членов его семьи строились дворцы. Их возводили либо в составе храмового комплекса, либо как самостоятельное сооружение, но имеющее храмовую постройку на своей территории.

Самым распространенным строительным материалом для постройки дворца были глиняные кирпичи, высушенные на солнце. Такие дома получались недолговечными, в отличие от храмов, для строительства которых использовались камни. Это связано с тем, что каждый фараон, вступивший на престол, стремился построить себе свой собственный дворец. Здание, принадлежавшее его предшественнику, оказывалось заброшено и в ближайшее время приходило в негодность. Именно благодаря этому факту до наших дней сохранилось не так много сведений о том, какими были дворцы фараонов, особенно в эпоху Раннего и Древнего царства.

Есть предположение, что внешний вид дворца был такой же, как и царских гробниц. Это связано с особенностями религиозного мировоззрения египтян, которые считали, что после смерти человек продолжает жизненный путь в загробном царстве. Соответственно, дом для жизни на том свете должен быть почти таким же, как жилище, используемое при жизни.

До наших дней сохранилась палетта фараона Нармера. На ней можно увидеть изображение дворца, имеющего четырехугольную форму и обнесенного крепостной стеной. Также судить о том, какими были дворцы, можно по изображениям, нанесенным на саркофаг. На каждой стороне саркофага можно увидеть фасады здания, в котором проживал фараон и его семья.

Исходя из сохранившихся источников можно сделать вывод, что в эпоху Древнего царства среди фараонов была популярна такая постройка, как дворец-замок. Он имел прямоугольную форму, был огорожен стеной, представляющей собой серию башенных строений. Что касается внутреннего обустройства, дворец делился на две зоны. Одна из них была предназначена для официальных царских помещений - тронный зал, зал для аудиенции, и многие другие. Вторая зона включала в себя помещения, предназначенные для министерств.

Такая форма, как дворец-замок, перестала существовать с началом эпохи Нового царства. Это связано с ростом могущества Египта. С этого времени дворец фараона, считавшегося божьим сыном и властелином всего мира являлся храмом. Тронный зал напоминал молельное помещение в храме. Постройку украшали колоннами и пилястрами.

Также следует обратить внимание на дворец, построенный фараоном-реформатором Эхнатоном. Он перенес столицу в Тель-эль-Амарну, назвав ее Ахетатон. Там и расположилась резиденция правителя. Дворец также представляет собой храмовую постройку, включавшую в себя не только тронный зал и резиденцию фараона и его семьи, но и зоологический сад, гарем и внутренние дворы, в которых расположились цветники. Резиденция Эхнатона расположилась по обеим сторонам от храма божества Атона.

После смерти Эхнатона его город был заброшен, жрецы и новые правители приложили все усилия, чтобы искоренить реформы этого царя.

Спустя годы фараоны стали строить свои жилища неподалеку от заупокойных храмов. Вместе со всеми постройками дворцы фараонов Древнего Египта представляли собой, если описывать кратко, полноценный город внутри города, включающий в себя все необходимое. Также помимо официальной резиденции, находящейся в столице Египта, у правителя были дома, расположенные на территории всей страны. Он находился в них, когда путешествовал по государству, и они были не такими богатыми и пышными, как столичная резиденция. Как правило, дворцы фараонов в Древнем Египте были окружены роскошными садами, где правитель и его семья могли насладиться прохладой.

В то время, когда другие народы находились ещё на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством.

Особенности архитектуры Древнего Египта

Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения выдержали ис­пытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в первозданном виде.

Характерной чертой архитектуры Древнего Египта была галерея(коридор). Даже внутренние дворики были, скорее, продолжением и расширением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего сбора или распределения. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах.

Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объем помещений. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией: конец погребального пути - пирамида - возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.

Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объемы (они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы. Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции.

Поверхности зданий изнутри и снаружи, как следствие простоты архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую замкнутость и однообразие, присущее египетской архитектуре, смягчали многочисленные настенные тексты, росписи и барельефы. Однако эта настенная живопись в целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего наблюдателя архитектура Девнего Египта. Для построек древних египтян окна не были характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания. Проблема внутреннего освещения решалась с помощью небольших террас и площадок, которые находились на самом верху здания.

Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый псевдопериптер. Такое архитектурное решение фасада встречается и в памятниках Древнего царства, например, в комплексе пирамиды фараона Джосера, однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.

Дворцы в архитектуре Древнего Египта

Дворцы фараонов и знати, как и жилища простых людей, строили из непрочных материалов, в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов после вступления на трон строил себе новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому от дворцов фараонов не осталось, как правило, даже руин. Остатки стен и битая черепица - вот все, что мы можем увидеть на месте великолеп­ных дворцов.

Об особенностях дворцовой архитектуры времен архаичного периода и Древнего царства можно только строить предположения. Скорее всего, внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени (прекрасный пример этого - гробница царицы Мернехт). Такое заключение логично, ведь гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, этому предназначению соответствовала и ее внутрен­няя планировка и устройство. Так, стена дворца могла выглядеть как стена, разделенная уступами стен с фигурными зубцами поверху. Стены дворца были украшены барельефами и орнаментом. Об этом свидетельствуют немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов. На знаменитой палетте фараона Нармера, изображающей его победы, имя и титул фараона изображены на фоне дворцо­вого фасада. На палетте обозначена и линия фундамента здания; территория дворца, имеющая форму четырехугольника, окружена крепостной стеной с башнями. Подобный дворцовый фасад можно увидеть на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стоят три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями видны два углубления, похожие на ворота.

Нагляднее всего рассказывают нам о дворцовой архитектуре древних египтян огромные саркофаги из базальта или известняка. Они украшены резными украшениями, каждая из четырех сторон саркофага изображает фасад царского дворца. Именно так вы­глядел базальтовый саркофаг фараона Микерина (Менкаура), найденный в глубине его пирамиды. Увы, саркофаг был утерян в море во время его перевозки в Англию в первой половине прошлого века. На известняковом саркофаге Равера, главного жреца V династии, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми находятся двери и окна.

От Нового царства дошло до наших дней тоже немного свидетельств архитектурного мастерства египтян. Наиболее сохранившиеся - это руины столицы Ахетатона. Серебряный, или, как его еще называют,- Северный дворец Эхнатона, собственно говоря, представляет собой дворец-храм. По обеим сторонам дворика при входе во дворец возвышается святилище, другие постройки также имеют религиозное назначение. Далее следовал центральный двор, в середине которого находился бассейн. В северной части дворца был расположен зверинец, в южной части помещалась прислуга. Сам дворец| (его жилые помещения) располагался в восточной; части архитектурного комплекса. Именно здесь были апартаменты фараона, женская половина и комнаты для гостей. Рядом располагались залы для приемов. Внутри здания находились небольшие дворики с верандами, вокруг которых размещались жилые помещения, галереи, колонные залы и т. д.

В центре Ахетатона, рядом с большим храмом Дтона, по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. В восточной части дворца располагалась жилая часть, западное крыло простиралось до самых вод Нила. Это была официальная рези­денция фараона. Здесь находился тронный зал, войти в него можно было через огромный колонный зал. Кроме этого, в западной части дворца находились другие помещения, необходимые для официальных церемоний, и большой двор с колоссальными статуями фараона. Естественно, к дворцу примыкали здания различных административных и правительственных учреждений. К комплексу зданий дворца фараона примыкали постройки женской половины и тенистые сады. Восточная и западная части дворца были соединены крытым мостом-переходом. Под ним проходила Царская дорога - главная улица города. В этом переходе находилась ложа фараона. Здесь он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.

Стены дворца были украшены великолепными фресками, на которых были изображены фигуры зверей и растений. Это веселые и жизнерадостные картины, свидетельствующие о любви к жизни и высоком чувстве прекрасного.

Фараоны XIX и XX династий охотно строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Руины фундамента архитектурного ансамбля дворца фара­она Рамсеса III в Мединет-Абу четко показывают линию фундамента и планировку здания. Первый двор храма, куда можно было попасть через ворота первого пилона, служил одновременно и дворцовой площадью. На это указывает неодинаковость опор на верандах по обеим сторонам двора. Восточные колонны имеют форму, характерную для храмовых построек, они изображают бога Осириса, капители западных колонн имеют форму цветка папируса. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.

За колоннадой на веранде находился балкон, предназначенный для явления фараона перед простыми смертными. Ложа фараона была расположена в той части дворцового фасада, которая была немного выдвинута вперед. Обе стороны этой ложи были украшены барельефными изображениями фараона, на которых он поражал врагов. Ниже находились барельефы, изображающие радующихся и танцующих людей. Они славили силу и мудрость фараона. Дворцовые ворота открывались с обеих сторон в средней части фасада, с правой стороны находились еще одни (третьи) ворота. Рядом с ними на стене был изображен фараон в боевой колеснице и фараон, наблюдающий за своими боевыми конями. За воротами начинался зал-вестибюль, состоящий из трех частей, в середине стояли две колонны (здесь был вход на балкон), далее следовал зал для приемов с шестью колоннами. За этим залом размещались жилые апартаменты фараона со спальней и ванным помещением. Для жен фараона предназначались отдельные комнаты, каждая из которых имела ванное помещение. Северная сторона дворца выходила на площадь.

Жилые дома в архитектуре Древнего Египта

В отличие от гробниц, египтяне строили жилые здания из непрочных материалов. Именно поэтому по прошествии тысячелетий мало что осталось от этих построек. У нас нет достаточных материалов, чтобы получить ответ на вопрос, в каких условиях жили древние египтяне.

В конце доисторического периода жилые дома, правильнее будет назвать их хижинами, имели только одну комнату, фундамент был овальной или четырехугольной формы. Образцы таких построек были найдены в местечке под названием Маади, недалеко от Каира, и в западной части Дельты, в Меримде-бени-Саламе.

В более поздние времена жилой дом стал многокомнатным. Чем богаче и знатнее был его хозяин, тем сложнее и разнообразнее была форма фундамента. Большинство домов были одноэтажными, но встречались дома и в несколько этажей. Плоская крыша использовалась хозяевами, иногда на ней строили маленькое дополнительное помещение. В бедных домах было очень мало мебели. Дома бога­тых были украшены и обставлены дорогой и очень красивой мебелью. Она изготовлялась из дерева, украшалась богатой резьбой и слоновой костью.

По чудом уцелевшим образцам мебели из погребений матери Хеопса, Тутанхамона и некоторых вельмож можно удостовериться в том, что древнеегипетские мастера освоили уже все приемы работы краснодеревщика, используемые до сих пор: фанеровка шпоном дорогих пород дерева, покрытие дерева левкасом с последующей росписью, применение шарнирных креплений в раскладных конструкциях, инкрустация, золочение с применением нескольких цветов золота, фигурная резьба, натяжные ремни для укладки мягких подушек и даже замки с ключами сложной формы.

Отсутствие сложного декора стен компенсировалось многоцветными росписями, пышностью костюмов и причесок, а также драгоценной утварью, красота и изысканность которой поражают сегодняшнего зрителя своим совершенством. Наряду с замеча­тельной обработкой алебастра и полудрагоценных камней, египтяне широко использовали цветной фаянс и многоцветное стекло и начиная с эпохи Среднего царства блестяще овладели техникой подделки драгоценных материалов, из чего, собственно, выросла алхимия.

О том, как выглядели жилые здания времени VI-XII династий, мы можем узнать, изучая модели таких домов, найденные во время исследований гробниц. Самые простые из этих макетов представляют собой двор и веранду с колоннами, иногда с террасой на крыше и лестницей, ведущей с крыши во двор. На более поздних и сложных макетах обозначены внутренние помещения и комнаты, часто это был целый дом с дверными проемами, окнами, внутренними лестницами, иногда и с мебелью. Внутренние помещения обычно располагались в линейном порядке, одно за другим. Встречаются и такие макеты, в которых комнаты размещаются вокруг одной центральной залы. В гробнице Мекетри (XI династия) была найдена модель жилого дома с бассейном, окруженного деревьями. Капители колонн на веранде имели форму цветка папируса.

В домах жителей «города у пирамид» в Эль-Лахуне было четыре или пять комнат. Жилища чиновников были богаче и разнообразнее по своей планировке. Помещения группировались вокруг внутреннего дворика с верандой, сама веранда и выходящие на нее комнаты смотрели на север, из-за жаркого климата это была самая подходящая планировка. Потолок центральной комнаты возвышался над окружающими, через получившиеся таким образом окна внутрь здания проникал свет. Комнаты женщин и детей располагались вокруг хорошо освещенных двориков. Стены жилых помещений были украшены настенной росписью. Естественно, к зда­нию примыкали и хозяйственные постройки.

Типичный жилой дом ремесленника в Дейр-эль-Медине состоял из нескольких помещений, все - анфиладой, так что в комнату можно было попасть, только пройдя через предыдущую. На улицу выходила прихожая или гостиная, в ней же находился и домашний алтарь. Из прихожей можно было пройти в жилую комнату с высоким потолком, потолок подпирался деревянной колонной. Дальше следовали спальня, кухня, кладовая и погреб. Между спальней и кухней находилась лестница, ведущая на террасу.

Дома ремесленников Ахетатона были похожи на жилища их коллег из Дейр-эль-Медине, они стояли вдоль маленьких и узких улочек одного района города.

Дома знатных египтян образовывали целые кварталы роскошных вилл. Вилла стояла, как правило, в центре большого сада, комнаты были соединены с залом, украшенным колоннами. Сад разделялся на две части. В одной находились хозяйственные постройки, комнаты прислуги, конюшни и зернохранилища. Другая часть сада представляла собой прекрасный парк, в середине которого был построен бассейн с беседкой на берегу, там же находилась небольшая молельня. В парке росли чудесные цветы и красивые деревья.

О том, как выглядели жилые дома снаружи, нам известно гораздо меньше; макеты, найденные в гробницах, и изображения на фресках показывают в основном внутреннее убранство и расположение комнат. Вероятно, снаружи эти строения мало чем отличались от современных домов египтян, проживающих в сельской местности, т.е. от массивных построек глыбообразной формы с маленькими окошками.

Крепости в Древнем Египте

На протяжении всей истории Древнего Египта границы страны охранялись мощными крепостями. На перекрестках путей и дорог в пустынях стоял укрепленный бастион. Крепостные сооружения строились и внутри страны. Это были крепости, защищающие города, крупные административные и религиозные центры.

Дворцы архаичного периода, о чем свидетельствуют сохранившиеся изображения, были сооружениями крепостного типа, имели укрепленные стены со сторожевыми башнями и бастионами. Такой крепостью был и бастион в Нехебе (Эль-Каб). Он был окружен овальной стеной. Похожая, но меньшего размера крепость, находилась и в соседнем Нехене (Иераконполь). В годы правления династий архаичного периода оба города были обнесены прямоугольной кирпичной стеной, сами цитадели были окружены кирпичными стенами с башнями. В Абидосе также были обнаружены руины такой древней крепости.

Стена вокруг комплекса пирамиды Джосера символизировала белую городскую стену Мемфиса. Естественно, она была построена по ее подобию и усилена сторожевыми башнями с бойницами. Ее построение и стиль хорошо показывают, как выглядели крепостные стены и защитные сооружения древнеегипетских городов.

Во времена Среднего царства Египет захватил территорию Нубии вплоть до второго порога Нила. На этих землях была сооружена целая система крепостей. Это были огромные кирпичные цитадели, во многих случаях они были обнесены двойными зубчатыми стенами, усиленными башенными укреп­лениями. Под защитой стен находился небольшой военный городок, где жили солдаты гарнизона. Линия фундамента крепости учитывала особенности рельефа местности. К примеру, крепость Шиемна имела форму треугольника, Кухан - форму правильного четырехугольника.

В эпоху Нового царства число пограничных крепостей значительно увеличилось, возросла численность стоящих в них гарнизонов. Войска фараона, сражавшиеся в Малой Азии, познакомились с уст­ройством и типами тамошних крепостей. Это оказало влияние на планировку и строительство крепостных сооружений египетскими строителями. В Египте получили распространение укрепленные башенные ворота и система ворот, которые сужались по мере продвижения противника внутрь. Башни крепостей стали строить в несколько этажей, оснащать их бойницами для стрелков. Так выглядели две башни на воротах дворца-храма фараона Рамсеса III в Мединет-Абу. Стена, которой был обнесен этот дво­рец, была высотой 17 м. Башни достигали высоты 22 м. Они были построены из илистого кирпича и были выложены известняковыми плитами. В них располагались комнаты для стражи, снаружи башни были украшены прекрасными барельефами.

Города и деревни в Древнем Египте

В долине Нила находилось множество крупных и мелких поселений. Некоторые из них появились еще в доисторические времена, впоследствии боль­шинство таких древнейших поселений превратилось в столицы номов (провинций). Для удовлетворения потребностей царского двора, знати, жрецов и покрытия расходов на возведение и уход за гробницами были построены специальные деревни и поселения, труд жителей которых покрывал эти затраты. Существовали военные поселения и административные центры. Города располагались обычно на берегу реки или рядом с ней. Потому строились они на естественных или искусственно созданных островах. Рассказывая о природе Дельты, Страбон писал, что во время разлива Нила всю окружающую тер­риторию покрывает вода, Дельта превращается в Море, только города и деревни стоят, как острова, ведь они построены на холмах, созданных природой или человеком. Это относится и к крупным, большим городам, и к крошечным деревушкам.

Деревни Древнего Египта

Простые деревенские жилища-хижины строили из тростника, осоки и глины. Более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кир­пичей. В основном так строились дома в городах. Как мы видим, для строительства жилых зданий использовались легкие и непрочные материалы. В силу этих причин до нас дошло очень мало следов таких построек и сооружений. Сведения о них мы почерпнули в основном из текстов и письменных докумен­тов. Новые здания возводились, как правило, на месте старых, таким образом холм, на котором стояло здание, становился все выше и выше. Наряду с городами, расположенными на открытых местах, с их беспорядком узких улочек, нам известны города и поселения, которые были спланированы и построены по единому плану. Для этих поселений характерны прямые, параллельные друг другу улицы. Некоторые населенные пункты окружала городская стена. В большинстве случаев специальных защитных сооружений не возводили.

Следы непрочных построек не сохранились, но при сопоставлении изображений на древних рельефах и сегодняшнего облика жилых домов, амбаров и голубятен в Дельте можно убедиться в том, что последние в целом повторяют образцы, созданные около пяти тысяч лет назад. Точно так же до настоящего времени воду на поля подают с помощью водяного колеса, вращаемого буйволом или «архимедова винта», вращаемого вручную.

Города Древнего Египта

В настоящее время для обозначения и названия древних египетских городов и поселений мы пользу­емся греческими наименованиями (Мемфис, Гелиополь, Фивы и др.). Это не случайно, ведь только благодаря трудам греческих ученых-путешественников мы узнали об их существовании. Однако некоторые современные названия произошли от древних египетских, среди них Абусир, Асуан и др.

Нехен и Нехеб

На севере от Эдфу, на западном берегу Нила, археологи обнаружили древнейшую столицу Верхне­го Египта, город Нехен. Он существовал еще до объединения Египта в единое государство. Греки назвали этот город Иераконполем. В городе, который был окружен крепостной стеной, находилась главная святыня страны - храм бога Гора. На противоположном берегу реки находился другой город - город-близнец Нехеб. Он тоже был окружен стеной. Здесь находился храм богини Нехбет, богини с телом грифа, защитницы и покровительницы Египта. Оба города процветали тысячелетия, а Нехен был административным центром провинции.

Мемфис

В отличие от двух этих древнейших городов Египта, дата основания которых теряется во тьме веков, история и время рождения Мемфиса, столицы Древнего Египта, нам хорошо известны. Фараон Мени, объединивший под своей властью всю страну, построил этот город на границе Нижнего и Верхнего Египта. Город строился сразу как столица государ­ства. Геродот писал, что Мени (Менее), первый властелин Египта, если судить по тем рассказам, которые слышал греческий ученый от египетских жрецов, построил дамбы и плотины и осушил землю для строительства города. Если река прорвет эти плотины, говорили жрецы Геродоту, город окажется под угрозой наводнения. Сегодня мы знаем только место, на котором стоял Мемфис. С помощью имеющихся письменных документов и комплекса пирамиды фараона Джосера, который был построен, как предполагают ученые, как модель Мемфиса, мы можем получить некоторое представление о том, как выглядел город.

Мемфис имел форму прямоугольника (со сторонами 6,5х13 км), был расположен параллельно течению и руслу Нила. Столица государства была окружена белой кирпичной стеной, усиленной сторожевыми башнями. В центре города находились искусственные водоемы и озера, в северной части Мемфиса стояли царский дворец, храмы и святилища. По обе стороны от искусствен­ных озер возвышались административные здания, за ними начинались жилые кварталы. Позднее Мемфис потерял статус столицы государства, но свое значение крупнейшего торгового и культурного центра Древнего Египта он сохранил. В поздний период он превратился в настоящий всемирный город. В Мемфисе существовали отдельные районы, где жили финикийцы, евреи, греки, персы, и др. Представители этих национальностей имели право поклоняться своим богам и возводить в их честь храмы и молельни.

Города у пирамид

Поселениями особого характера и назначения были так называемые «города у пирамид». Эти населенные пункты строились для постоянного оби­тания рабочих и мастеров - строителей пирамид. В них стали жить и знатные сановники, и жрецы, служившие культу усопшего фараона. Примыкавшие к городку поля и угодья служили для удовлетво­рения потребностей служителей по уходу за цар­скими гробницами, доходы с них шли на отправление культа мертвых. Развалины этого поселения были найдены археологами рядом с пирамидой Хефрена. Вокруг нижнего храма фараона Сенусерта II в Эль-Лахуне тоже существовал городок мастеров и ремесленников. Он был больше по своим размерам, чем приведенный выше город мастеров времен Древнего царства. Планировка городка в Эль-Лахуне была более упорядоченной, улицы располагались параллельно друг другу. Поселение было разделено сте­ной на две части. В рабочем районе стояли малень­кие домики ремесленников, жилища администрато­ров и надсмотрщиков были чуть больше. В другом квартале располагались храмы и находился дворец, там же были построены дома крупных чиновников и администраторов. Один такой дом мог вместить почти тридцать семей из рабочих кварталов.

В эпоху Нового царства подобную роль городка у пирамиды играло маленькое поселение на западе от города Фивы, рядом с Долиной царей. Оно называ­лось Сет-Маат (сейчас - Дейр-эль-Медине). Люди, проживавшие здесь, работали на строительстве гробниц царей и членов их семей. Это были строители, резчики по камню, скульпторы, художники. Этот маленький городок возник в начале правления XVIII династии. Сначала была построена только одна улица, позднее городок расширился, но планировка осталась по-прежнему линейной. На его территории находился отдельный район построек религиозного характера. Кладбище мастеров и ремесленников было расположено в долине.

Фивы

От столицы Нового царства, города Фивы, до наших дней дошли только развалины храмов и по­строек культового назначения. Согласно сохранив­шимся документам, город был расположен вдоль русла Нила (предположительно на 10-12 км) и не только на восточном, на территории Луксора и Карнака, но и на западном берегу. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых».

В этой части города стояли дворцы фараона, здесь жили знатные и богатые люди. Фивы были окружены длинной стеной. Если верить Гомеру иего «Илиаде» (IX, 383), то город имел сто ворот.

Ахететон

Наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город - это Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна), сто­лица фараона Эхнатона. Город расположен на вос­точном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога, проходила через все части и районы столицы, соединяла их в одно целое. Нужно сказать, что здания здесь строились не вплотную, а на некотором расстоянии одно от другого. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом.

В центре были расположены здания государствен­ных учреждений и храмовые комплексы. Здесь же, рядом с храмом бога Атона, была резиденция фара­она. К югу от центра снова начинались жилые кварталы. На восточной окраине, практически за городской чертой, находилось, как и в Фивах, поселение ремесленников.

После смерти фараона Эхнатона и победы культа бога Амона город быстро пришел в запустение, жители покинули его. На месте Ахетатона не было построено новых поселений и поэтому, когда архео­логи раскопали его руины, древний город предстал перед их изумленными взглядами в почти нетронутом виде.

Египет - одна из тех стран, посещение которых позволяет увидеть воочию красоту древнего мира, сохраненную в великолепных произведениях архитектуры.

Древний Египет - начало зарождения современной цивилизации

Он относится к первым государствам, появившимся в мире в далеком прошлом (их было несколько - тех, сведения о которых сохранились до наших лет). Возникли они на территории Древнего Востока благодаря существовавшим там хорошим условиям для жизни (климат, наличие водоемов) в начале III тыс. до н. э. К ним относятся Двуречье, Египет, Индия и Китай.

Древний Египет (кратко рассмотрим историю этой страны) располагался в долине реки Нил. Только по его берегам и в пустынных оазисах была возможна жизнь. Всю остальную территорию древнего государства занимала пустыня. Она представала большую опасность для египтян - наступающие пески, с которыми приходилось бороться круглый год и отвоевывать земли, годные для посевов, иссушающий ветер, терзающий страну в апреле и мае... Но одновременно пустыня несла и благо: она способствовала формированию в долине реки влажного и умеренного климата, необходимого для успешного земледелия, и была естественной преградой от нападений со стороны других стран. Здесь, по берегам Нила, покрытого плодородным черноземом, и возникла великая цивилизация Египта, прекрасными произведениями искусства и величественными архитектурными сооружениями которой современный человек может любоваться и сейчас.

Великие правители - воплощение богов на земле

Они - избранники богов, посредники между небом и землей, непоколебимый центр страны. насчитывает более четырех тысяч лет, и все эти долгие века он был единым целым - государством, в котором время словно застыло.

Значение фараона выражалось в том, что с приходом к власти царя для страны начиналась новая эра и новый отсчет времени. Правитель, земное воплощение бога Хора (Гора), должен был ревностно следить за своим главным богатством, порученным ему богами - Египтом. Он искоренял насилие и зло, устанавливал справедливость, порядок и согласие.

Одной из главных обязанностей фараона было строительство домов для великих богов. Древние храмы Египта, построенные в огромном количестве, прославляли Осириса, Изиду, Ра и других божеств. Сам фараон являлся одновременно и верховным жрецом, который проводил религиозные обряды и церемонии. Считалось, что боги могут услышать только его. Поэтому древние храмы имели большое значение в жизни египтян.

Искусство

Время сохранило для нас лишь малую толику произведений искусства древних египтян. Огромное количество драгоценных предметов хоронили вместе с фараонами в пирамидах, но все найденные на сегодня усыпальницы царей были разграблены тысячелетия назад. Только открытие дало миру представление о великом мастерстве древних художников, гончаров и ювелиров.

Есть и то, с чем не смогло справиться даже время. Это древние храмы Египта и пирамиды. Конечно, прошедшие тысячелетия сильно сказались на их сохранности, и некоторые из архитектурных сооружений бесследно исчезли. Но и сохранившиеся древние храмы могут дать представление о жизни египтян и их религии. Благодаря тому, что стены сооружений покрывались фресками со сценами, прославляющими фараонов, и надписями, рассказывающими об их деяниях, мы теперь многое знаем о том времени.

Архитектура

Величественные Египта и монументальные пирамиды - основной образец зодчества строителей прошлого. Считается, что в этой стране началась история архитектуры. Из-за отсутствия лесов строительными материалами здесь были известняк, песчаник, гранит и кирпич-сырец. Камень шел на сооружение пирамид и храмовых комплексов, из кирпича возводили дворцы и крепости.

Особенность египетской архитектуры заключалась в том, что каменную кладку делали без использования сцепляющих растворов. Изнутри и снаружи стены храмов и колонн были украшены фресками, фигурками и надписями. Все они являлись символичными.

Увидеть труд древних зодчих можно воочию или на фото Египта. Храмы и пирамиды даже на изображениях поражают своей монументальностью, строгостью линий и величественным спокойствием.

Как возводились древние архитектурные сооружения

Пирамиды - одна из загадок истории, которую современный человек до сих пор не может решить. Собственно, все, что связано с ними - одна большая головоломка. Ученые до сих пор не уверены, что строились пирамиды как погребальные комплексы фараонов. Как именно они возводились, учитывая отсутствие какой-либо технологии обработки и доставки гигантских каменных блоков, - еще одна

О строительстве храмов известно намного больше. Их было три вида: скальные, полускальные и наземные. Последние возводились по определенному типу. Это были прямоугольники, окруженные высокими стенами. От Нила к храму обычно вела дорога, которую по обеим сторонам украшали статуи сфинксов. Сооружения не представляли собой законченную композицию, они возводились по принципу формосложения - здания пристраивались друг за другом.

Скальные храмы имели наружный фасад, все остальные помещения вырубались в горной породе. Полускальные комплексы частично строились на поверхности, а частично - в скалах.

Обязательным элементом храмов были колонны. В зале Карнакского храма их 134. Часто они изображали связки тростника.

Древние храмы Египта не имели окон. Они освещались за счет небольших проемов под самой кровлей.

Обязательной была облицовка стен храмового комплекса или обмазка с росписью красками.

Великая женщина-фараон и ее святилище

Одно из красивейших строений Египта - храм Хатшепсут - было возведено для великой правительницы, руководившей страной в эпоху Нового царства.

В истории этого древнего государства было всего несколько случаев, когда власть переходила в женские руки, и происходило это в кризисные моменты. Хатшепсут, чистокровная царица, дочь Тутмоса I, была верховной жрицей Амона, что в немалой степени помогло ей получить бразды правления Египтом. Она стала женой своего брата Тутмоса II и после смерти мужа от болезни руководила страной.

Царица известна как фараон-строитель. Во время ее правления (за 22 года) было возведено много храмов, обелисков, святилищ, восстановлены разрушенные завоевателями-гиксосами памятники.

Заупокойный храм Хатшепсут располагается на западе от Фив и относится к полускальному типу. В древности он носил название «Джесер Джесеру» - «Священнейший из священных», а именовать его в честь царицы Хатшепсут стали намного позже.

Строителем этого великолепного архитектурного комплекса был зодчий Сенмут, которому впоследствии великая женщина-фараон доверила воспитание своей дочери Нефруры. Храм построили в рекордно короткие сроки - за 9 лет. Он вырублен в скалах и кажется их естественным продолжением. Состоит из трех огромных террас, располагающихся одна над другой. Каждая имеет открытый двор и святилище. В древности дорога к первой террасе была обсажена мирровыми деревьями, специально завезенными для этого в Египет. Согласно традиции, дорогу украшали и ярко раскрашенные сфинксы.

Первозданная красота храма Хатшепсут утеряна. Он пострадал от времени и землетрясений. Но и сейчас великолепный памятник древности поражает своей строгостью линий и величием.

Древняя красота Луксора

Не только монументальностью и величием знаменитых пирамид может поразить Египет. Карнакский храм, посвященный богу Амону-Ра, является самым крупным архитектурным комплексом страны.

Расположен он на правом берегу Нила в небольшом селении Карнак в трех километрах от другого известного храма - Луксорского. С ним его соединяет длинная аллея, украшенная статуями сфинксов. В древности он назывался Ипет-Исут. Строился гигантский храмовый комплекс более тысячи лет.

Святилище возведено в честь но также включает храмы других египетских божеств - Хонсу, Птаха, Монту, Мут. Здесь находятся капеллы, многочисленные обелиски, статуи фараонов и священное озеро.

Центр Карнакского храма и его гордость - Большой колонный зал. Он был построен во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. В нем находятся 134 колонны, расположенные в 16 рядов. Самые большие из них имеют высоту 8-этажного дома.

Размеры храмового комплекса огромны. В нем располагаются более 30 храмов. Большая часть территории закрыта для туристов, поскольку здесь не прекращаются археологические раскопки и восстановление памятников древности. В настоящее время буквально по кусочкам воссоздается аллея сфинксов.

Святое место христианского мира на земле фараонов

Страна многих религий - так можно с полной уверенностью охарактеризовать Египет. Храм Екатерины - одна из почитаемых святынь христианского мира - находится на его территории. Строение существует уже 1600 лет. Храм был основан в IV столетии и укреплен по приказу византийского императора Юстиниана I в VI веке.

Храм Святой Екатерины в Египте построен у подножия где, по библейским преданиям, Моисей получил от бога, явившегося ему в пламени неопалимого куста, десять заповедей. Он назван по имени христианской просветительницы Екатерины, жившей в III веке, замученной и казненной за отказ от отречения от веры в Христа.

Храм Екатерины - это целый городок, включающий монастырь, храм и сотни других построек.

Абу-Симбел

На территории Египта можно увидеть множество великолепных храмов. Один из них интересен тем, что высечен в скале, и только фасад находится снаружи. Точнее, это два святилища семейной пары: фараона Рамсеса II и царицы Нефертари. Еще одно их предназначение - определять южную границу государства. Святилища знамениты своими гигантскими скульптурами, изображающих фараона и его жену.

Заключение

В древности египетские храмы были важной составляющей религиозной жизни великой страны. В наши дни их ценность состоит в том культурном наследии, которое они представляют. Памятники архитектуры дают возможность современному человеку прикоснуться к глубокой древности и позволяют узнать больше об истории Древнего Египта.

Cоветы