Почему мы такие разные. Гипотезы и заблуждения, о которых должен знать современный человек

Уровни развития Человека и почему все люди разные

Все люди разные! Вспомните, с кем сидели за одной партой и посмотрите на его судьбу, отличается ли она от вашей? Люди жили в одном дворе, росли в примерно одной и тойже среде, получали одни и теже знания, а судьбы при этом часто могут быть кардинально противоположные - один спился, скололся, другой - стал президентом, банкиром и т.д.

Уровни равзития Человека - первая характеристика, которая даёт понимание почему все люди разные. Один талантливый и успешный, а другой бездарь и неудачник. Кто-то живёт сотни жизней, а ктто-то первую или вторую.

Вторая характеристика - это позитивность, она в том числе определяет степень чистоты кармы человека, то есть степень счастья и страдания, которые он заслуживает по жизни!

Уровни развития Человека или почему все люди разные


Помните, когда вам говорят - «Все люди равны!» , - никогда не верьте, это огромное заблуждение, это обман, потому что, абсолютно все люди разные! Люди не равны практически во всём, чего бы это не касалось.

Все люди разные по своему внешнему виду и проявлениям, по характеру, по целям и методам их достижения, по привычкам и реакциям, по степени счастья и страдания, которые они испытывают, по внутреннему набору личных качеств, способностей и талантов, которыми они обладают, по тому, чего они достигают в жизни.

Одни, выдающие личности - оставили огромный след в Истории Человечества, и изменили мир своими идеями и деяниями. А о других, никто никогда не слышал и не узнает, потому что они не создали ничего значимого, кроме сложностей своим близким.

Одни, такие как Мать Тереза - вершили великое Добро и оставили после себя тысячи благодарных сердец и спасённых судеб. Другие, такие как Адольф Гитлер - вершили ужасное Зло, принеся страдания и смерть миллионам людей.

Каждый человек абсолютно уникален во всём, в том числе по своему предназначению и судьбе. Хотя справедливо будет сказать, что у людей, разных групп людей - много общего, того что их объединяет. Но сейчас не об этом!

Два главных критерия отличия всех Людей (основные характеристики Человека)


В традиционной психологии существуют 4 типа характера человека или типа темпераментов: флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики. Но, по сути - это бесполезная информация! Потому, что эти характеристики совершенно не определяют достижений человека - ни степени его успеха, ни степени счастья и страдания, которые он испытывает.

История знает великих и успешных людей, которые были и холериками и сангвиниками, и меланхоликами и флегматиками. И наоборот, неудачники тоже обладают всеми четырьмя типами характера.

Рассмотрим главные и действительно определяющие характеристики Человека:

1. Уровень Развития! По сути, это то, что Человек может, а чего он не может - это степень силы его Личности, на какую вершину он способен взойти, а что для него останется не достижимым.

2. Позитивность! Это степень соответствия всех проявлений человека (убеждений, целей, ценностей, мотивов, методов, качеств, реакций и т.д.) Добру или Злу . То есть, человек идёт к достойным целям, чистыми методами, стремясь действовать из любви и поступать по совести. Или он живёт по принципу «человек человеку волк» ,«цель оправдывает средства» и оставляет после себя страдающие души и разрушенные судьбы.

В данной статье мы подробнее рассматриваем уровни развития Человека, ступени силы и достижений.

8 уровней развития Человека на Земле


Основные определения:

Общий уровень развития Человека - его основная характеристика, прежде всего в Тонком мире. Она используется для определения кармических задач человека (степень сложности даваемый на воплощение заданий: одним - огурцы выращивать, другим - страны завоёвывать).

Внешние показатели уровней - уже полученные человеком внешние результаты (карьера, место в обществе, достижения: один - двор метёт, другой - страну реформирует, законы создаёт, др.).

Внутренние показатели (видны в Тонком мире) - сложность, сила, способности, опыт Души (душа мудрая, прошедшая сотни воплощений и обладающая огромными знаниями, способностями, опытом, статусом и заслугами или это новичок,в первый раз родившийся в человеческом теле и ещё ничего не умеющий).

8 уровней развития

1 уровень развития - Физический или Материальный Муладхара . В обществе - это рабочие, крестьяне (шудры), работа руками. Основные ценности жизни - научиться работать руками, построить дом, родить детей. Людей первого уровня в мире большинство, около 80%.

2 уровень развития - Эфирный или Социальный, соответствует целям и стремлениям чакры Свадхистхана . В обществе - это торговцы (мелкие бизнесмены), буржуа (вайшью), в современно обществе, это также специалисты, те, кто в своём деле является мастером, лучшим (подразумевает умственную работу, а не чисто физический труд). Основные ценности жизни - наслаждение материальным миром (его возможностями), чувственные удовольствия, достижение комфорта и власти (через деньги, организацию мелкого производства и т.д.). На втором уровне имеет значение качество удовольствий, их внешняя форма (красота) и изысканность и т.д. Людей второго уровня на земле примерно 15%.

3 уровень развития - Астральный или Энергетический, соответствует целям и стремлениям чакры Манипура . В обществе - харизматические сильные личности, лидеры: руководители среднего бизнеса (владельцы корпораций), политики, общественные деятели (кшатрии - воины). Основные ценности жизни - стремление к энергетической силе, развитию собственной Личности, к власти над собой и своей судьбой (к управлению и контролю), стремление к эзотерическим знаниям и раскрытию способностей (в том числе экстрасенсорных). Людей третьего уровня на планете - около 3%


Людей остальных уровней на земле - примерно 2%

4 уровень развития - Ментальный или Информационный, соответствует целям и стремлениям чакры Анахата . В обществе - люди знания, выдающиеся учёные, исследователи, новаторы, изобретатели, те, кто создают новые знания, идеи и обогащают человечество своими открытиями. А также это Учителя, прежде всего Духовные, которые являются наставниками для других в их жизненном пути (брахманы). Основные ценности жизни - служение обществу, развитие людей (ведение их по пути развития), создание новых идей, знаний, теорий.

5 уровень развития - Кармический , соответствует целям и ценностям чакрыВишудха . В обществе - это творцы, общественные деятели, реформаторы способные влиять на миллионы людей, их таланты - это магическое влияние словом (великие ораторы) и творчеством. Основные ценности жизни - служение обществу, влияние на людей (на массы), творчество, др.

6 уровень развития - Буддхический , соответствует целям и ценностям чакрыАджна . В обществе - великие правители, люди огромной силы, воли, способностей к управлению глобальными системами (государством и т.д.). Такие люди характеризуются сложнейшим системным мышлением, способностью решать одновременно десятки очень сложных задач, успешно управлять многим процессами. Основные ценности жизни - гармоничное развитие, абсолютное управление, ведение общества (страны) по пути развития (по ступеням совершенства верх).

7 и 8 уровени развития - Духовный и Абсолютный (7 и 8 - трансмутационные или сверхсознательные уровни развития), соответствуют целям и ценностям чакр Сахасрара и Атман (8 уровень). В обществе - это Гении, Мессии, Сверхлюди: основатели мировых Религий, Учений, Империй (брахмы, божественные люди). Эти великие Души воплощаются для великих миссий (во все времена - единицы) - способны создавать сложнейшие системы Знаний качественно изменяющие мир, как, например Христианство изменило древний мир и, по сути, является основой современной европейской цивилизации. Основные ценности жизни - Служение Богу, реализация замыслов и идеалов Творца в глобальных масштабах (в масштабах всего человечества) - развитие и очищение людей, их поднятие на следующие уровни развития, борьба со Злом . А также - раскрытие сверхспособностей, вселенская любовь, др. Основные примеры таких людей - Христос, Будда, Кришна и др.


Успехов в познании себя! С уважением, Василий Витальевич

Здесь на вопросы и коменты не отвечаю, только на своём Блоге!

Почему люди такие разные. Судя по статистике запросов Яндекса, этот вопрос интересует многих. А меня, так вообще, сколько себя помню. В раннем детстве, еще, будучи дошкольником, этот вопрос я задал своему отцу.

Папа тогда только окончил институт, много читал, всем интересовался и очень любил во всевозможных вопросах, расставлять точки над i. Но, на этот вопрос, обстоятельно ответить, он тогда, так и не смог. Его объяснение звучало примерно так:

«Согласись, сынок, если бы все люди были одинаковые, жить было бы очень скучно. А так, один веселый, другой серьезный, один худой, другой толстый, интересы, занятия разные.

Ну, вот что было бы, если бы все были одинаковые. Все, как один, захотели бы стать врачами, или пожарниками, или в милиции работать. А другие профессии кто бы осваивал? Или, вот, идешь ты на парад. Ведь веселей, когда шарики у тебя разные, синий, желтый, красный. А были бы только зеленые, уже не так весело. Или игрушки на елке, лучше ведь, когда разные. Вот и люди, поэтому, все разные».

Вот, вроде бы объяснил, но что-то меня в его ответе не удовлетворяло. Это понятно, что когда разные, то веселее. Но, как это получилось. Шарики люди делали, и преследовали цель, что должно быть красиво. А сами люди? Ведь нас тогда учили, что мы потихоньку из космической пыли образовались. Пыль вот так, собиралась во все более сложные формы, собиралась, пока в человека не оформилась.

Да, сейчас бы у меня вопрос родился сразу. Совершенно непонятно, почему получились разные люди из одинаковых частичек пыли? Подобные вопросы возникали у меня на протяжении многих лет, пока не стала вырисовываться более-менее ясная картина мира. Картина, которую, представить себе, все же, можно. Выразить и описать словами и привычными понятиями, намного сложнее.

Препятствием к пониманию того, как все, хотя бы приблизительно, устроено, является то, что в принятых обществом взглядах на мир есть все необходимое, только для того, чтобы есть, пить, спать и удобно сидеть на унитазе. Ну, и само собой, еще кое-что. И весь спектр проблем, так, или иначе, крутится, в основном, вокруг этих потребностей. Если тут все в порядке, считается, что жизнь удалась.

Но, у некоторых из нас, возникают вопросы, например, такие. Почему реки текут столетиями, не иссякая, и не переполняя море? Почему лунный диск имеет поразительно одинаковый угловой размер (видимый диаметр) с солнечным, или, наконец, почему, мы люди, все такие разные? Все это, четырьмя из пяти людей, воспринимается, как бессмысленный интерес. 80 процентов людей, в течение жизни, над такими вещами, вообще, никогда не задумывается. Плохо это, или хорошо? Как ни странно, но скорее хорошо, чем плохо.

И понимание этого, должно вылиться, как раз из ответа на вопрос, почему же люди разные. Размышляя над подобными вещами, в разные годы, в разных настроения, и с разным уровнем понимания действительности, я пришел к тому, что с позиций классического материализма, ничего понять не удастся. Можно, конечно, объяснить так, как когда-то это сделал мой отец, и кому-то этого будет достаточно.

Проясняться для меня все начало только тогда, когда я встретился с таким метафизическим положением. Вся Вселенная, это Макрокосм, каждый человек, это Микрокосм. В некоторых философских и религиозных школах, Макрокосм называют Богом. Мы здесь внедряться в эту тему особо не станем, чтобы не запутывать, и без того малопонятное. Остановимся на том, что Микрокосм, порождение Макрокосма, а не наоборот. Мы, творение Бога, или Космоса.

Подтверждение правильности хода этой мысли, естественно находим в Ветхом Завете. В словах о том, что слеплены мы по образу и подобию Бога. У кого при упоминании о Высшем начинаются наркотические ломки, бывает такое, встречал, тот пусть неудобное ему слово заменит на «Природа». Смысл от этого особо не пострадает. Хотя совсем избежать упоминания Библии и сказанного в ней, мне не удастся, без того, чтобы не пострадала ясность изложения.

Нужно сказать, когда я принял идею о том, что высшее породило нас, как более низшее, по своему образу и подобию, первое, что мне пришло на ум, была идея, что тогда, у Бога, или Природы, должны быть ноги, голова, внутренние органы. Короче, все, как положено, включая органы размножения. Знаю, что в таких рассуждениях, был не одинок.

К моему счастью, к тому времени я уже обладал пониманием того, что у Абсолюта (хотя это, немного размытый для четкого выражения, термин) нет, и не может быть частей и деталей, равно, как и какого-либо, геометрического выражения. То, что можно увидеть и пощупать в физическом мире, уже только творения, которые никак не могли возникнуть сами по себе.

Утверждение, что Творец создал человека по своему образу и подобию, к материи прямо, не относится. Речь идет о многоплановости, многоаспектности человека, и наделении его почти безграничными возможностями и качествами, из которых, бессмертие, не самое главное. Создать–то создал, но произошло то, что должно было произойти. Не будет большой ошибкой, сказать, что человека погубило любопытство.

Именно любопытство заставило Адама с Евой заглянуть туда, куда заглядывать им не стоило. Причина в том, что все имеет больше одной стороны, даже, если это дух, как минимум, внутреннюю и внешнюю. Иначе ничего существовать не может. Вот и наши славные прародители, которые жили сначала на стороне абсолютного добра и света, решили выяснить, а как на все, что они видят, можно еще посмотреть.

И посмотрели, на свою, и на наши, головы. Сознание вообще, имеет такое уникальное свойство. Отождествлять себя с чем угодно. На ум приходит робот Т1000 из фильма «Терминатор». Чем захотел, тем и стал. Идея похожая. Человек, поняв, что мир можно рассмотреть, еще и иначе, увлекся картинкой и поверил в нее, одновременно, переставая понимать, от чего он отказывается, и куда идет.

Отдаю себе отчет в том, что мои объяснения мало чем отличаются от ветхозаветных повествований, по сложности понимания, но, на сегодняшний день, мне трудно найти более четкие и ясные. Трудность для выражения в таких вопросах, одна из причин того, почему Библия часто воспринимается, как нечто, достаточно туманное. Казалось бы, ну почему, не взять, да и не сказать человеческим языком. Категории другие, трудно аналогии в привычном мире найти, потому и не получается по-другому.

Хорошо, попробуем пойти дальше. Как ни крути, все существующее в привычном нам мире, является производным от мира невидимого. Невидимый мир существует в других… вот так и хочется сказать, формах. Но, это не формы, в смысле геометрических характеристик. Вот, если взять обычный компьютер. На экране монитора видим изображение, из колонок слышим звук, короче, кино смотрим. Это наш видимый мир.

Только в нем, нашем мире, кроме аудио и визуальных раздражителей, есть еще, обонятельные и осязательные. Можно быть уверенным, что, если нам подать вместо сигналов от тела, искусственные сигналы от некоего генератора импульсов осязания и обоняния, то вместе с виденным и слышимым они нас полностью перенесут в другую реальность. И жить мы, будем уже там.

Так вот, о мониторе. Смотрим кино на экране, но понимаем, что наше кино, это только видимость, а все-то происходит в системном блоке. В оперативной памяти, в процессоре, на жестком диске… Примерно такая картина вырисовывается и во Вселенной. Мы смотрим на ее монитор, и пытаемся что-то понять. И никак не дойдет до нас, что файлы не на мониторе меняются, а в системном блоке Мироздания.

Мы смотрим на вещи, нас окружающие, людей, животных, видим, что каждый предмет, занимает определенное место в пространстве, и верим в это, как во что-то незыблемое. А как же еще? Только так. А вот оно, не так. Невидимый мир целый, как целый жесткий диск в компе. И только обеспечение определенного распределения на нем намагниченных и размагниченных точек, дает нам разное изображение на экране. Разве можно сказать, какую форму имеет информация в компьютере? Нет, форма только на мониторе.

И вот, если мы согласны теперь с тем, что мир все же вынужден быть целым, мы можем понять, почему люди разные. Сравнение мира с привычным компьютером проливает свет на некоторые вопросы. Сейчас в разных странах идут попытки создания квантового компьютера, который намного точнее будет отражать принцип устройства Вселенной.

Пока все же будем пытаться идти к пониманию, с помощью знакомых нам вещей. Так вот, когда мы открываем диск на своем компьютере, мы видим на нем папки, открываем папки, там другие папки, меньшего объема, открываем, там разные файлы. Условно можно представить, что жесткий диск, основное хранилище всего, это вся мировая информация.

На диске есть главная папка, Человек. Открываем и видим там еще две папки. Одна называется Адам, вторая Ева. Если откроем Адам, найдем там всех мужчин, из когда-либо существующих, живущих сейчас, и… еще не родившихся. В папке Ева находятся файлы всех женщин, естественно.

Дальше. Понимаю, что не все из вас, но, наверняка, многие, знают, что сохранить в одной папке два файла с одинаковым именем и расширением (txt, jpeg, exe, имеется в виду), невозможно. В названии они должны, хоть чем-то, но отличаться. Хотя внутри может быть одно и то же. В файлах Вселенной характеристики, как бы записаны именно в названии, которое полностью отражает суть содержимого. А это влечет за собой бесперспективность попыток создания, хотя бы двух объектов с совершенно одинаковой сутью. В нашем случае, не может быть двух, совершенно двух одинаковых мужчин, или абсолютно идентичных женщин.

Допустим, название, образно, говоря, такое. Мужчина, глаза – 158.65/200, уши – 244/35, нос… Психические характеристики: смелость – 35/18/90, интеллект – 30/150/24… Ну, и так далее. Но, самое интересное, что сложение всех характеристик файлов в папке Адам, дадут характеристику самого Адама, которая равна сумме всех характеристик. Как белый цвет, вследствие знакомого нам явления интерференции, распадается на все цвета радуги, то есть их содержит, можно сказать, что наш Первочеловек содержит в себе всех нас.

Точнее Адам состоит из всех мужчин, Ева, из всех женщин. Адам до сотворения Евы, это вообще, все люди, без различия по полу. То есть, наши духовные составляющие, которые пола не имеют. Подтверждение этой мысли вы можете найти уже в Новом Завете. В 1 послании к коринфянам апостола Павла, в 12-й главе, в стихах – 4,12,14,27. Чтобы не искать, можете посмотреть здесь на готовое, если интересно: «bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/1co/12»

2 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

14 Тело же не из одного члена, но из многих. 15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19 А если бы все были один член, то где было бы тело? 20 Но теперь членов много, а тело одно. 21 Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». 22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

7 И вы - тело Христово, а порознь - члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 31 Ревнуйте о дарах бóльших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.»

Люди рассматриваются как члены тела Иисуса (Иисус и Адам, одна и та же сущность, все человечество). Никой информации у людей об устройстве человеческого тела, работе различных органов, клетках, ДНК, РНК, люди, во времена написания Библейских текстов, люди, естественно, не имели. Поэтому сами себя рассматривали, как элементы, члены единого Большого Человека, вмещающего в себя все человечество.

Сейчас можно сравнить каждого отдельного человека с клеткой Адама. Представьте, что конкретно вы, Адам. Каждая клетка вашего организма, это отдельный человек. Клетки в пределах одной ткани, миокарда, или эпителия, хотя это и разные клетки, но очень похожи и выполняют одинаковые функции.

Но сравнивать клетку кожи с клеткой мозга уже трудно. Это совершенно разные клетки. Если мы посмотрим на людей, то сможем увидеть такое же, иногда просто разительное расхождение в двух разных людях. От гения до, просто потрясного дурака. Вместе с тем, существует расслоение общества, и по интеллекту и по интересам, и по темпераменту. Почему? Да по той же причине, по какой разнятся самые маленькие элементы нашего тела, клетки. Ну и, естественно, по какой они, очень похожи.

Каждая группа людей выполняет в обществе свою функцию. И каждый человек в отдельности, тоже. Также как и каждая клетка жизненно нам необходима. И каждый из нас, и человечество, в общем, организованы и функционируют, по одним и тем же принципам. Только мы имеем собственное тело, а все человечество нет. Наше тело в материальном мире проявлено, а файл человечества, это скрытый файл.

Когда мы имеем дело с группой ученых, можно сказать, что их можно идентифицировать, как клетки мозга человечества, или печени. То есть, деятельных, благородных органов, от которых зависит очень многое. Композиторы, это уши, художники, это глаза. С клетками мышц и костей, можно сопоставить спортсменов, военных, работников физического труда. Что же касается людей, удивительно ограниченных и ужасно грубых, то я их, с юмором, связываю с клетками кожи на пятках. А тех, у кого почти вся энергия уходит только на то, чтобы другим гадости делать, с клетками самых нижних отделов кишечника.

Так же, как и от каждой клетки нашего тела следует ожидать только выполнения ею строго определенных функций, так и каждый из нас может лучше всего выполнять то, для чего предназначен. Согласитесь, трудно ведь, ожидать от своей мышцы, что она вдруг, думать начнет. Не начнет, она не так устроена. Не ее это дело. Зато нежная мозговая, или печеночная ткань не выдержит таких физических воздействий, как мышца, или кость.

Да, как и у людей, сложность и чувствительность отдельной клетки обязательно существует в паре с уязвимостью. Не разумно пытаться сделать мужественного воина из чувствительного поэта, или художника с рыхлым телом, а от тех, кто создан для того, чтобы работать физически, смешно требовать каких-либо интеллектуальных подвигов.

Если вы начнете компьютером гвозди забивать, он долго у вас не протянет, да и неудобно. Зато молотком, сколько угодно. Но, опять же, провести какие-то вычисления с помощью молотка весьма проблематично. Надеюсь что понимание высвеченных мною, в этой публикации, некоторых аспектов нашего существования, хоть кому-то поможет избавиться от неплодотворных иллюзий, и понять, почему же, мы, все-таки, разные.

Почему все люди разные?

Люди какого-нибудь конкретного общества, какой-нибудь страны в более или менее одинаковых условиях: одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка. Но люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Первое: особенности психического склада - темперамент, скорость психических реакций, сообразительность - все это дается человеку по наследству.

Второе: опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого ребенка свой опыт детства, свои пережевания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему пережил свои детские страхи, неудачи или радости.

Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Возможно, все наши таланты и способности заложены в родительской (прежде всего материнской) любви. Ребенок, который с детства чувствует эту любовь, живет в атмосфере любви, всю свою жизнь, словно броней, защищен от невзгод и напастей. У него, как правило, все получается в жизни, он талантлив и обладает многими незаурядными способностями. Наоборот, тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю оставшуюся жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей или родственниками, у него все в жизни складывается трудно и тяжело.

Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти, и, что интересно, с годами не только не тускнеют, но становятся ярче. Старые люди с трудом вспоминают, что с ними было двадцать или тридцать лет назад, но хорошо, до мельчайших подробностей помнят свое детство.

Третье: особенности индивидуальной биографии - каждый живет свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.

Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого человека в жизни несколько ролей. Например, школьник, когда он разговаривает с учителями, особенно с директором школы, - это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим, он рыгает, кричит, и выражение лица у него соответствующее. Третьим человеком он становится, приходя домой и разговаривая с родителями.

Это значит, что он каждый раз притворяется: каждый раз это он сам, у каждого человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый комплекс личности - у каждого совершенно своеобразный.

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятие Я. "Я" у человека появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти - двенадцати годам складывается образ Я, у каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким я самого себя вижу, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Как правило, это довольно симпатичный обрвз, каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.д.

Самая страшная трагедия человеческой жизни - распадение этого образа, когда сам человек убеждается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, и в этом случае человек может даже убить себя.

Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения:

а. Механиз вытеснения. Человек испыиывает большое горе или столкнулся с чем-то необычайно страшным, его психика может не выдержать и разрушиться. Но срабатывает этот механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;

б. Механиз инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. У мальчиков в 12-13 лет просыпается половое чувство, но они начинают считать девочек своими первыми врагами и воюют с ними - дерутся, толкают, выбивают портфели из рук. На самом деле девочки им очень нравятся, но психика идет своим путем, чтобы сохранить равновесие;

в. Механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У школьника большие неприятности в классе, и, придя домой расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или на любимой собаке. В некоторых странах на предприятиях по советам психологов ставят чучело начальника, на котором можно выместить свое раздражение.

Есть еще целый ряд механизмов психики, защищающих ее целостность и гармоничность так, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими.

Можно сказать, что у человека два Я - внешнее и внутренее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в школе, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее Я - это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.

Внутренее Я - это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви, все те наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю вселенную. Но попробуй расскажи! Для простого смертного эта вещь невозможная. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония - это рассказ художника о себе. Внутренее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

Люди какого-нибудь конкретного общества, какой-нибудь страны живут в более или менее одинаковых условиях: одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка. Но люди все равно все разные, непо-хожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Первое: особенности психического склада - темперамент, скорость психических реакций, сообразительность - все это дается человеку по наследству. 84

Второе: опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого ребенка свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему пережил свои детские страхи, неудачи или радости.

Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Возможно, все наши таланты и способности заложены в родительской (прежде всего материнской) любви. Ребенок, который с детства чувствует эту любовь, живет в атмосфере любви, всю свою жизнь, словно броней, защищен от невзгод и напастей. У него, как правило, все получается в жизни, он талантлив и обладает многими незаурядными способностями. Наоборот, тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю оставшуюся жизнь чувствует себя оди-ноким, даже если окружен семьей или родственниками, у него все в жизни складывается трудно и тяжело.

Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти, и, что интересно, с годами не только не тускнеют, но становятся ярче. Старые люди с трудом вспоминают, что с ними было двадцать или тридцать лет назад, но хорошо, до мельчайших подробностей, помнят свое детство.

Третье: особенности индивидуальной биографии - каждый живет свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, со-вершенно не похоже на жизнь других людей.

Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого человека в жизни одновременно несколько ролей. Например, школьник, когда он разговаривает с учителями, особенно с директором школы, - это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим, он прыгает, кричит, и выражение лица у него соответствующее Третьим человеком он становится, приходя домой и разговаривая с родителями.

Это не значит, что он каждый раз притворяется: каждый раз это он сам, у каждого человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый комплекс личности - у каждого совершенно своеобразный.

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятии Я. «Я» у человека появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть Я, а есть другие люди.

До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти - двенадцати годам складывается образ Я, у каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким я самого себя вижу, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Как правило, это довольно симпатичный образ, каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т. д.

Самая страшная трагедия человеческой жизни - распадение этого образа, когда сам человек убеждается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, и в этом случае человек может даже убить себя.

Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения:

а. Механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем-то необычайно страшным, его психика может не выдержать и разрушиться. Но срабатывает этот механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;

б. Механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. У мальчиков в 12 - 13 лет просыпается половое чувство, но они начинают считать девочек своими первыми врагами и воюют с ними - дерутся, толкают, выбивают портфели из рук. На самом деле девочки им очень нравятся, но психика идет своим путем, чтобы сохранить равновесие;

в. Механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У школьника большие неприятности в классе, и, придя домой расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или на любимой собаке. В некоторых странах на предприятиях по советам психологов ставят чучело начальника, на котором можно выместить свое раздражение.

Есть еще целый ряд механизмов психики, защищающих ее целостность и гармоничность так, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими.

Можно сказать, что у человека два Я - внешнее и внутреннее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в школе, набирается знаний. делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее Я - это совокуп-ность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.

Внутреннее Я - это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви, все те наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но попробуй расскажи! Для простого смертного это вещь невозможная. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония - это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

Cоветы