Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образовательные программы для детей дошкольного возраста

Алена Вотинова
Образовательные программы для детей дошкольного возраста

Введение

Система дошкольного образования представляет гибкую , многофункциональную сеть (ДОУ, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Развиваются дошкольные учреждения с приоритетами одного или нескольких направлений работы с детьми (детские сады компенсирующего вида, присмотра и оздоровления, центры развития ребенка и др.).

Возникли новые формы обслуживания дошкольников (мини-сады, группы кратковременного содержания, прогулочные , оздоровительные и др.). Положительно зарекомендовали себя образовательные учреждения «начальная школа – детский сад» , создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, обучении и развитии детей . Положительные изменения наметились в становлении и распространении психологической службы для детей дошкольного и младшего школьного возраста , и их родителей.

Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста , в общем характере и стиле педагогического процесса : все большее распространение приобретает вариативность программ , учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной , так и начальной ступени образования . Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, педагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики.

Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования . На смену типовой программе пришли вариативные , на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений . Последние 10 лет ДОУ официально работали по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи ) образовательным программам . Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448, в российском образовательном пространстве были «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступало школьным инновациям.

Анализируя современное состояние дошкольного образования , целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития. В 1989г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания , авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания : учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей , ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника , использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования . Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года (Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено ) вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса , снижение качества образования и перегрузка детей . Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей .

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В. И., Рубцов В. В., Кудрявцев В. Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования , уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста , степени подготовленности педагогических кадров.

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования , способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной (далее – ФГТ) .

Концептуальные положения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено , утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17 .06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (далее – ФГОС НОО, что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования . Теоретико-методологическая основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Цель и задачи Концепции развития дошкольного образования

Методологические основы Концепции сложились из фундаментальных положений дошкольного образования :

О дошкольном детстве как уникальном, самоценном периоде жизни

человека, в котором закладываются основы личностной культуры;

О ценности образования и культуры как важнейших факторов

развития личности, общества и государства;

О дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования , его преемственности с начальным общим образованием ;

Об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования ;

О ребенке как субъекте детских видов деятельности, общения и поведения, активно входящем в культуру и социум, целостности его развития;

О возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка;

О психолого-педагогическом феномене «готовность ребенка к обучению в школе» ;

Об актуальности ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза;

О гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса ;

О семье как основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка ;

О педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях инноваций дошкольного образования .

При решении комплексных проблем дошкольного образования в условиях поликультурного региона необходимо сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов. Это соответствует положению о развитии и сохранении культурной идентичности ребенка в условиях цивилизационных изменений современного общества, и будет способствовать развитию детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности содержания образования .

Цель Концепции - разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.

Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач :

Институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования , его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности;

Оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;

Формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования ;

Развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;

Развитие системы менеджмента качества дошкольного образования .

Задачи по обеспечению доступности дошкольного образования :

Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях ;

Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие в условиях дошкольных образовательных учреждений ;

Обеспечение условий для формирования здоровье сберегающей среды дошкольных учреждений и для реализации гигиенических требований к организации воспитательно-образовательного процесса ;

Создание условий для эффективной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс ;

Разработка и внедрение в дошкольные учреждения системы социально-гигиенического мониторинга для оценки и динамического контроля влияния комплекса психолого-педагогических и медико-социальных факторов на рост, развитие и здоровье дошкольников ;

Структура дошкольного образования представлена двумя компонентами : дошкольными образовательными учреждениями и службами, обеспечивающими функционирование и развитие дошкольного образования .

Многофункциональная система разнообразных дошкольных образовательных учреждений , различающаяся :

По видам (по форме собственности) : государственные и частные;

- по типам : ясли, детский сад, ясли-сад, школа-сад (варианты : детский сад - начальная школа; детский сад - школа, дошкольный центр развития ребенка, детский дом (для детей дошкольного возраста ) ;

По профилю работы с детьми : общего назначения; с углубленной направленностью; по уходу и досмотру; оздоровительной и компенсирующей направленности;

Система дошкольного образования имеет достаточно сложный механизм, включает в себя структурные образования различной степени важности. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования , является . Поэтому преобразование системы дошкольного образования - это прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному учреждению . Дошкольное образовательное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей . В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей , выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг дошкольного учреждения .

Важная проблема, касающаяся как условий жизни детей , так и деятельности воспитателя, связана с наполняемостью групп. Пересмотр санитарно-гигиенических норм наполняемости должен рассматриваться дифференцированно : интегрированные группы - 6 - 12 детей , в зависимости от возраста и степени нарушений ; разновозрастные - 10 - 12 детей , в группах детей раннего возраста - 6 - 8 детей , от 3 до 5 лет - 8 - 10 детей , от 5 до 6 лет - 10 - 12 детей , причем нижний предел наполняемости рассматривается как оптимальный вариант, а любое превышение установленного верхнего предела не допустимо.

Вариативность норм позволит более дифференцированно подходить к решению вопроса нормального обеспечения жизнедеятельности детей . Для детей , трудно адаптирующихся к условиям дошкольного учреждения , с ослабленным здоровьем, склонных к неврозам, по согласованию с родителями (за более высокую плату) целесообразно создавать группы с меньшей наполняемостью.

Количество детей в группе должно определяться исходя из возраста детей (чем они младше, тем меньше наполняемость, особенностей их психофизического развития, а также с учетом индивидуальных, личностных особенностей воспитателей, уровня их профессиональных возможностей (способности организовать полноценный воспитательный процесс, их желания работать с определенным количеством детей (например, с группой детей численностью 20 человек может работать два воспитателя одновременно).

При комплектовании групп необходимо учитывать демографические (пол, возраст , социальные, личностные характеристики детей , их психофизические особенности. Научно обоснованное уменьшение числа детей в группе позволит обеспечить благоприятный социально-психологический микроклимат, создать условия для нормального психического развития ребенка, более успешно осуществлять корректировку поведения, обеспечить дифференцированное воспитание и обучение, а также интегрированное воспитание.

Материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения - постоянная забота государства. По-прежнему актуальной является проблема строительства дошкольных учреждений по таким проектам, которые бы учитывали новые нормы наполняемости групп, потребность населения в различных типах дошкольных учреждений ; планирования и размещения детских садов с учетом экологической ситуации на селе, в городе, районе и т. д. Проекты должны обязательно предусматривать музыкальный и физкультурный залы, изостудии, бассейны, зимний сад, игротеки, спальные и игровые помещения для каждой группы, раздельные туалеты для мальчиков и девочек, комнату психологической разгрузки воспитателей и др. Планировка административно-хозяйственных помещений должна создавать максимум удобств для работы персонала. Дошкольные учреждения целесообразно сдавать с готовыми элементами оформления, с эскизами-вариантами интерьера групповых помещений, с обязательным художественным озеленением участка, а также его благоустройством (оборудование физкультурной, экологической, игровых и других площадок) .

Параллельно должна проводиться реконструкция зданий, не обеспечивающих соответствующие нормальные условия для воспитания и обучения дошкольников . Как строительство новых, так и реконструкция старых зданий должны осуществляться по индивидуальным проектам, рассчитанным на размещение в них не более шести групп, где для детей разных возрастов созданы все необходимые условия для игры, занятий, общения. Таким образом , наиболее удобным, отвечающим запросам детей , родителей, педагогов, является 6-групповое дошкольное образовательное учреждение .

В помещениях, предназначенных для детей , должна быть обеспечена возможность для их разнообразной деятельности . Группы следует оборудовать полифункциональной трансформируемой мебелью, позволяющей легко (при участии самих малышей) менять ее расположение, и тем самым создавать различные варианты пространственного оформления группы.

Непременным условием построения развивающейся среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, детей друг с другом . Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях : дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности - динамичности; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; открытости - закрытости; учета половых и возрастных различий детей ; пространственный принцип "глаза в глаза"; принцип природосообразности развития ребенка , предполагающий использование в построении и оформлении среды элементов знаковой системы (образно-жестовой , образно -графической и вербальной) в связи с сензитивностью детей ко всем трем вариантам.

Программа воспитания и обучения в детском саду - комплексная образовательная программа для детей дошкольного возраста, разработанная под ред. М. А. Васильевой. Базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983) и является ее адаптированным вариантом для российских ДОУ. Основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи (охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе) конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада. Программы предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома; строится по видам деятельности детей; имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Программа «Детский сад - дом радости» - комплексная программа развития ребенка дошкольного возраста, разработанная Н. М. Крыловой и В. Т. Ивановой. Целью Программы является построение целостного педагогического процесса и создание условий для формирования межпредметных связей в системе с заранее заданными показателями эффективности. Спецификой Программы является формирование у детей представлений о модели их деятельности (трудовой, игровой, продуктивных видов деятельности, общения и речевой деятельности) и использование воспитателем плана-сценария с режимом 12-часового пребывания детей в группе. Сначала педагог опосредованно заинтересовывает ребенка деятельностью, затем раскрывает содержание каждого компонента деятельности и его место в цепи действий, организует фронтальное обучение воспитанников.
Программа «Детство» - комплексная программа развития ребенка-дошкольника и педагогическая технология, разработанные преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В. И. Логиновой, под редакцией Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Программы составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства - младшего, среднего и старшего возраста. Особый акцент делается на личностное развитие ребенка, поэтому результаты педагогической деятельности по каждому разделу работы («Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни») можно оценивать через формирование перспективных психологических новообразований. Программы представляет собой целостную педагогическую систему развития ребенка в процессе освоения основных видов детской де-ятельности (природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственной и физической). Однако полный объем содержания работы по музыкальному и физическому воспитанию детей в нее не включается, т. к. в детском саду предполагается наличие музыкального руководителя и физкультурного работника, которые реализуют соответствующие направлениям их деятельности парциальные программы.
Программа «Дружные ребята» - парциальная программа, направленная на воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников, разработанная авторским коллективом под руководством Р. С. Буре. В Программы определены задачи воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений. Программы состоит из следующих разделов: общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе детского сада; формирование отзывчивого отношения к сверстникам; формирование гуманистической направ-ленности поведения у детей; формирование у дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности. Программы позволяет ребенку осознать свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками.
Программа «Золотой ключик» - комплексная программа развития детей от 3 до 10 лет, разработанная Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской и др. Цель Программы - достижение органичного единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие. Программы представляет собой модель непрерывного образования детей, которая пре-дусматривает разновозрастной состав групп (2-4 года, 5-7 лет, 8-10 лет), преобладание индивидуальных форм работы с детьми, формирование системы отношений по типу семейных взаимоотношений, акцент на развитие игровой деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Программа «Из детства в отрочество» - комплексная образовательная программа для детей 4-10 лет, разработанная авторским коллективом под руководством Т. Н. Дороновой. Программы реализует задачи непрерывного дошкольного и начального школьного образования детей и обеспечивает тесную взаимосвязь семьи, детского сада и школы. Первое направление Программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Второе направление Программы - «Развитие» - нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культурным ценностям, развитие любознательности, поисковой активности детей, эвристического мышления, формирование творческого воображения, социальной компетенции. Программы может использоваться в системе школа - детский сад, детский сад с группами кратковременного пребывания.
Программа «Истоки» - комплексная программа развития ребенка-дошкольника, разработанная научными сотрудниками центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под редакцией Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселовой, К. В. Тарасовой и др. Цель Программы - разностороннее развитие ребенка; обеспечение для всех детей равного старта развития; формирование универсальных способностей; сохранение и укрепление их здоровья. Специфика Программы заключается в том, что для каждого возрастного этапа определены психологические условия, механизмы и критерии для оценки основных личностных новообразований детей («базисные характеристики личности»). Разделы Программы соответствуют делению дошкольного детства на «психологические возраста» (1-3 года, 3-5 лет, 5-7 лет). Задачи развития ребенка в каждом разделе Программы представлены по 4 основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития. Особое внимание в Программы уделяется развитию литературных и музыкальных способностей детей. В приложении к Программы даны рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ по обучению дошкольников второму языку и работе с компьютером.
Программа «Одаренный ребенок» - вариант программы «Развитие», разработанный авторским коллективом под руководством Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. Программы предназначена для образовательной работы с детьми 6-7 лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программы направлена на развитие умственных и художественных способностей дошкольников с учетом специфики работы с одаренными детьми и состоит из 10 разделов: «Ознакомление с пространственными отношениями», «Развитие элементов логического мышления», «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой», «Развитие элементарных математических представлений», «Подготовка к обучению грамоте», «Конструирование», «Под-готовка к сюжетно-ролевой игре», «Ознакомление с природой», «Ознакомление с элементарными физическими явлениями», «Изобразительное искусство».
Программа «Паутинка» - парциальная программа экологического воспитания и образования детей 3-7 лет, разработанная Ж. С. Васякиной. Цель Программы - формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Программы включает следующие блоки: «Я - житель планеты в Солнечной системе», «Уникальное расположение планеты Земля в космосе», «Понятие о Луне и ее влиянии на жизнь планеты», «Понятие о Солнце и его влиянии на жизнь на Земле».
Программа «Планета детства» - комплексная программа, разработанная под руководством Т. Н. Тарановой, Л. Ф. Сербиной, Л. И. Греховой. Программы направлена на гармоничное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностным ориентациям и явлениям мировой и отечественной культуры. Принцип интеграции выступает в качестве ведущей идеи содержательных блоков Программы: «Наследники мира» (историко-культурный блок, раскрывает духовные традиции народов мира), «Мастерская солнца» (эстетико-культурный блок, раскрывает происхождение искусств и разнообразие их видов), «Наш дом - планета Земля» (экологический блок, направлен на формирование ценностного отношения к миру), «Азбука здоровья» (валеологический блок, формирует знания и представления о здоровом образе жизни).
Программа по развитию речи в детском саду - парциальная программа, разработанная под руководством д. Программы н. О. С. Ушаковой, целью которой является развитие речи дошкольников. Программы направлена на овладение детьми нормами и правилами родного языка, развитие познавательных и коммуникативных способностей. Программы рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп и состоит из следующих разделов: воспитание звуковой культуры речи; словарная работа, формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Программы обеспечена методическими рекомендациями и конспектами занятий для всех возрастных групПрограммы
Программа «Радуга» - комплексная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная сотрудниками лаборатории общего воспитания Института общего образования под руководством Т. Н. Дороновой по заказу Министерства образования.
В основу реализации Программы положен деятельностный подход к развитию ребенка. В соответствии с ним авторы выделяют три типа мотивации детской деятельности (игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личностной заинтересованности), они учитываются при работе над каждым разделом программы: «Физическая культура», «Игра», «Изобразительная деятельность и труд», «Конструирование», «Занятия по развитию речи», «Занятия музыкой и пластическим искусством», «Математика». Особенностью Программы является внимание к формированию положительной эмоциональной атмосферы в группе детей и использование с этой целью ежемесячных, еженедельных и ежедневных традиций.
Программа «Развитие» - комплексная программа развития детей 3-7 лет, разработанная под руководством Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. В каждой возрастной группе основное внимание уделяется развитию специфических для возраста детских видов деятельности и развитию умственных и художественных способностей "воспитанников (изобразительных способностей, способностей к наглядному моделированию и символизации, конструктивных способностей). Помимо традиционных разделов работы воспитателя, Программы содержит нетрадиционные: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра», - выбор которых осуществляется дошкольными учреждениями самостоятельно.
Программа «Росток» - парциальная программа для детей дошкольного возраста, разработанная А. М. Страунинг. Назначение Программы - помочь воспитателям системно донести до детей разнообразные, доступные им способы познания окружающего мира, развивать творческие способности детей в технологии теории решения изобретательских задач и развития творческого воображения. В Программы определены особенности работы и задачи воспитания детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Для каждой группы разработаны краткие конспекты занятий по всем возрастным категориям и диагностическая карта для подведения итогов в середине и конце учебного года.
Программа «ТРИЗ» («Теория решения изобретательских задач») - парциальная программа развития ребенка-дошкольника, разработанная Г. С. Альтшуллер и М. Шустерман. Цель Программы - научить детей системно мыслить, понимать единство и противоречие окружающего мира, уметь решать проблемные задачи. Программы ориентирована на развитие литературных, интеллектуальных и творческих способностей дошкольников и по своему содержанию соответствует технологии, т. к. в ней не определены задачи для каждой возрастной группы, показатели и критерии оценки умений и навыков детей, не представлены планы занятий.
Программа «Школа-2100» - комплексная программа непрерывного образования, разработанная под ред. академика РАО А. А. Леонтьева. Цель Программы - подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения. Программы адресована системе дошкольного образования, учебно-воспитательному комплексу, семейному обучению и при подготовке" детей к школе. Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Я - человек» - парциальная программа по приобщению ребенка к социальному миру, разработанная С. А. Козловой. Цель Программы - сформировать у ребенка представления об окружающем мире, о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Программы направлена на формирование у ребенка мировоззрения, на воспитание творческой, свободной личности и включает четыре раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек-творец», «Земля - наш общий дом».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет психологии и дефектологии

Кафедра психологии

Контрольная работа

По курсу «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Выполнила: студентка V курса

группы ДЗП-110 Богачева Е. П.

Саранск 2016

Задание 1. Осуществите сравнительный анализ одного из видов деятельности в разных образовательных программах дошкольного образования (представить в виде таблицы)

Сравнительный анализ игровой деятельности в программах «Истоки» и «От рождения до школы»

образование дошкольный программа исток

Игровая деятельность в программах «Истоки» и «От рождения до школы»

Игровая деятельность в образовательной программе «Истоки»

Игровая деятельность в образовательной программе «От рождения до школы»

Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. Программа ориентирует педагога на возрождение в детском саду игры как ведущей деятельности ребенка-дошкольника, носящей самодеятельный и творческий характер. Игра как специфически детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание грани между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В программе предложено радикальное и вместе с тем простое решение этой наболевшей проблемы: место игры в жизни ребенка, ее всестороннее развивающее значение определяются новой классификацией игр, в основе которой -- представление о том, по чьей инициативе они возникают. Выделяются три класса игр:

* игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), -- самодеятельные игры;

* игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

* игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, -- народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они формируют культуру игры; служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются наряду с другими видами деятельности основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания

Игра является ведущим видом деятельности и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровых действий с игрушками и предметами-заместителями. Все виды игр должны широко использоваться в организации познавательной, художественно-эстетической деятельности и в социализации детей.

К семи годам дети должны научиться самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполнять установленные правила.

игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

Задание 2. Осуществите психологический анализ НОД в возрастной группе согласно ФГОС дошкольного образования

Психологический анализ НОД

1.Тема: «День победы»

2. Дата проведения: 05.05.2016

3. Место проведения: учебный класс

4. Ф.И.О. : Баулина М. Г.

5. Возраст детей и наименование группы: дети дошкольного возраста (5 лет)

6.Поставленные задачи и методы их решения:

1) способствовать нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников;

2) совершенствовать различные виды ходьбы и бега;

3) учить слушать музыку, развивать чувство ритма и улучшать скорость двигательной реакции.

Наличие комплексных - развивающих, обучающих, воспитательных и коррекционных целей

Обучающие задачи: 1. Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).

2.Познакомить с героями В.О.В.

3.Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В, вспомнить семейные традиции.

4.Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.

Развивающие задачи:

1. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

2.Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.

3.Развитие памяти, внимания.

4.Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

Воспитательные задачи:

1.Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки.

2Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

3.Воспитание толерантности.

Коррекционные задачи не были поставлены.

Формирование мотивационной основы к занятию (умение увлечь детей, соотношение методов побуждения и принуждения деятельности

Данный принцип присутствовал в проведении занятия.

Индивидуального и дифференцированного подхода

Структура занятия придерживалась данному принципу.

Динамичности детского восприятия (переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т.д.

Структура занятия отвечает данному принципу.

Развития высших психических функций

Данный принцип не соблюдался.

Использования разных видов обучающей помощи (по подражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов)

Принцип использования разных видов обучающей помощи соблюдался.

Использования игровой деятельности в качестве «канвы» занятия

Данный принцип соблюдался. На занятии игра была основным видом деятельности.

В какой мере происходит распределение нагрузки:

На память детей и их мышление

Изучаемый материал делится на части и группы. Нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей и классов был разделен подлежащий запоминанию материал.

На чередование эмоционально насыщенного и интересного, но трудного материала;

интересного, но простого материала;

неинтересного и простого материала;

неинтересного и сложного материала

Больше всего нагрузки было на. На чередование эмоционально насыщенного и интересного, но трудного материала. На неинтересный, простой материал и

неинтересный, сложный материал нагрузка не распределялась.

На использование воспроизводящей и творческой деятельности

На использование воспроизводящей и творческой деятельности нагрузка распределялась в меньшей степени.

Какие приёмы используются для предупреждения переутомления детей

* минутка релаксации,

* дыхательная гимнастика

* гимнастика для глаз

* физкультминутки

* рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

* Обеспечение эмоционального комфорта

Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие - детьми:

Кто ставит проблему

Воспитатель

Кто формулирует её

Воспитатель

Кто решает

Воспитатель совместно с детьми.

Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы

У воспитателя хорошо отработано умение сочетать коллективные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы.

Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя?

Объектом оценки воспитателя являются знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь.

Особенности самоорганизации воспитателя:

Подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустремлённость, оптимизм, находчивость); рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения

Воспитатель к занятию был подготовлен, он хорошо ориентировался в материале, владел содержанием и психологической целью занятия. Воспитатель был активный, целеустремленный, находчивый.

На протяжении всего занятия воспитатель находился в хорошем, бодром настроении, и с удовольствием, и с заинтересованностью вел занятие.

Педагогический такт и гибкость педагога

Педагог сохранял самообладание, Направлял, организовывал и поддерживал условия процесса, регулируя возможные противоречия таким образом, что педагогическое воздействие сохраняло доброжелательные условия и личностные отношения.

Психологический климат в группе:

Как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом

Анализируя занятия, педагог-психолог выполняет функции психологического просвещения на протяжении всего учебного года.

Тип взаимоотношений и стиль общения

Тип взаимоотношений воспитателя и детей - активно-положительный ровное, душевное отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях.

Стиль общения - демократический стиль. Учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности.

Соответствие временного регламента занятия возрастной категории (отметить в мин)

Продолжительность занятия составило 20 минут.

Наличие рефлексии (обратной связи) - насколько интересно для детей (описать момент)

Обратная связь присутствовала. Дети были заинтересованы.

Отрывок занятия:

«Воспитатель: Дети, а вы знаете, что на войне очень важной боевой техникой являются самолеты? Без самолетов очень трудно одержать победу в войне. И я предлагаю поиграть в игру «Летчики на аэродром».

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать отважными защитниками Родины? Тогда ответьте мне на такие вопросы:

1 .Кто защищает нашу Родину? (солдаты).

2. Какие военные машины вы знаете? (танки, самолеты, корабли, подводные лодки).

3. Кто плавает на кораблях? (моряки)

4. Кто водит самолеты? (летчики)

5. Кто управляет танками? (танкисты)

6. Какой великий праздник отмечает наша страна и все мы 9 мая? (День Победы).

Воспитатель: Молодцы ребята. А вы знаете, что солдаты, защитники нашей Родины должны быть очень сильными. Ведь иногда с врагами приходиться драться врукопашную. А что бы стать сильным, солдат каждое утро делает зарядку. Давайте с вами потренируемся.»

Выводы по занятию

В подготовительной группе прошло интегрированное занятие «9 Мая».

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество. Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на воспитание патриотических чувств у детей, обогащение словаря детей, активизацию связной речи, развитие творческих способностей.

На занятии были использованы следующие методы и приёмы: художественное слово, рассказ, вопрос-ответ. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

Дети составляют и придумывают описательные рассказы, отвечают на вопросы полными предложениями. Но, несмотря на это у некоторых детей наблюдалось отвлечённое внимание, педагог не достаточно уделяла внимание поведению, осанке детей. Занятие затянуто, дети устали.

1) воспитателю систематически и тщательно готовиться к занятиям,

продумывать ход НОД;

2) использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей;

3) использовать на занятии разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос;

4) тщательно продумывать размещение наглядного материала.

Задание 3. Представить конспект урока для начальной школы с указанием всех УУД по следующим образовательным программам

Заполните согласно технологической карте урока раздел «Формируемые УУД» с учетом этапов урока.

Конспект урока математики по программе «Школа России»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Ребята, прозвенел уже звонок,

нам пора начать урок!

А начать его я хочу с высказывания: «Математика -- гимнастика для ума». Как вы понимаете эти слова?

Включаются в учебную деятельность.

Участвуют в диалоге.

Заниматься математикой, значит -- тренировать ум.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение вступать в диалог

2.Актуализация знаний

Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

Посмотрите на доску. Что общего между записями?

72·10 42·20 376·80

68·100 23·200 1625·300

Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.

Участвуют в диалоге:

Это произведения.

Вторые множители в каждом выражении оканчивается нулями.

Объясняют приём деления.

В первом столбике, чтобы умножить на 10, достаточно приписать один нуль; на 100 -- приписать два нуля.

Во втором столбике, чтобы умножить на 20, надо умеожить на 2, а потом на 10, так как 20=2·10

Чтобы умножить на 200, надо умножить на 2, а потом на 100, так как 200=2·100

В третьем столбике - умножить устно

затрудняются

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

3. Постановка учебной задачи

(Создание затруднения)

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1.Ведёт побуждающий диалог.

Почему вы затруднились назвать произведение в последнем столбике?

Как предлагаете решить?

А если калькулятора нет?

Проводит упражнение для формирования регулятивных УУД. Упражнение «Верные и неверные утверждения».

2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.

Можете ли вы сформулировать тему урока?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Участвуют в диалоге.

Не можем решить устно, т. к. первый множитель -- многозначное число.

Выдвигают гипотезы:

Можно решить на калькуляторе

Можно решить пример письменно - столбиком

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Научиться умножать столбиком многозначные числа на числа, оканчивающиеся нулями..

Познавательные:

постановка и формулирование

затруднения; поиск и

выделение необходимой

информации

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

4. «Открытие» детьми нового знания.

Цель: Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его выполнению

1. Организует работу.

Предлагаю вам на основе ранее полученных знаний попробовать решить примеры самостоятельно.

Итак, назовите значения произведений. - Поднимите руку те, кто выполнил решение так, как показано на доске. (Открываю правильную запись.)

Объясните приём умножения у доски.

2.Вызывает к доске ученика, верно решившего примеры.

3. Организует работу в парах по формулированию вывода, как выполнить умножение для подобных случаев.

Попробуйте, работая в парах, сформулировать вывод: как выполнить письменное умножение многозначного числа на число, оканчивающиеся нулями.

У вас на партах карточки, на которых напечатано незаконченное предложение. Работая и обсуждая в парах, допишите его до конца.

Пытаются решить пример самостоятельно.

Возможно, будет 2 варианта записи:

1) х 376 х1625 2) х376 х1625

Сверяют записи с доской, корректируют ошибки, если они есть.

Объясняет приём деления

Чтобы 376 умножить на 80, нужно сначала 376 умножить на 8, а потом приписать 0.

Работают в парах

Вывод: чтобы умножить на число, оканчивающееся нулями, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать их.

Познавательные:

Построение логической цепи

рассуждений; самостоятельное

создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со

сверстниками и с учителем

5. Первичное закрепление

Цель: Усвоение нового способа действий

1.Организует работу по закреплению нового знания

Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске

(№ 40 - 2 примера) -- остальные самостоятельно

К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого»

Два ученика работают у доски, остальные - в тетради.

Взаимопроверка и оценивание: + или -

Дети выполняют предложенное задание «Прием математические знаки».

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение алгоритмом деления

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха

Я думаю, зарядка для мышц не менее полезна, чем для мозга. А какие зимние виды спорта вы знаете?

А вы знаете, что у нас в Шаблыкино совсем недавнозалили катокдля игры в хоккей, а можно и просто покататься на коньках.

А вот интересно, какова площадь катка прямоугольной формы, если его длина 157 метров, а ширина на 67 метров меньше?

1.Читает задачу (краткая запись на доске)

3.Проводит физкультминутку.

Давайте попробуем пантамимой изобразить какие-либо виды спорта.

Дети перечисляют зимние виды спорта.

Один ученик работает на развороте доски, остальные в тетради

1)157-67=90(м) -- ширина катка.

14130(м2) -- площадь катка.

Ответ: 14130 м2.

Сверяют решение сзаписями на доске, при необходимости корректируют

Оценивают: + или -

Регулятивные:

самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

сотрудничество

7. Парная работа за компьютеромЦель: закрепление нового знания

1.Организует работу по электронному приложению к учебнику по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями»

Выполняют работу по заданию, контролируя работу друг друга

Регулятивные: самоконтроль; взаимоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

1.Организует анализ полученного результата урока

Какую цель урока мы ставили?

Достигли мы этой цели?

2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.

Посмотрите на пометки на полях, работы в рарах, попробуйте дать оценку своей работы на уроке.

Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

Предлагает упражнение «Светофор» способствующее развитию регулятивных УУД.

3. Проводит инструктаж по домашнему заданию:

Обязательно выполнить №44 в учебнике

По желанию - вычислите, сколько литров воды понадобится, чтобы залить каток, размером с нашу школьную баскетбольную площадку, если на 1 м2 площади нужно 90 литров воды?

Вспоминают поставленную цель урока.

Научиться умножать письменно многозначные числа на числа, оканчивающиеся нулями.

Достигли.

Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.

Самооценка

Высказывают мнения

Красный - нужна помощь!

Зелёный - я умею сам.

Жёлтый - умею, но не уверен ещё.(упражнение «Светофор».

Записывают задание

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

2.Выберите из предложенного конспекта один из видов формируемых УУД и детализируйте фрагмент конспекта урока играми или упражнениями, которые позволили бы формировать выбранное действие.

Приемы, направленные на формирование регулятивных УУД

Данные приемы применены на следующих этапах урока:

Постановка учебной задачи (Создание затруднения);

Первичное закрепление;

Рефлексия деятельности (итог урока).

Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Математические знаки»

Учащимся предъявляется какое-либо утверждение и предлагается выразить свое отношение к нему с помощью знаков препинания, математических знаков и т.п. выбор необходимо прокомментировать и сформулировать возникшие в этой связи вопросы.

Прием «Светофор»

Ученик оценивает выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный - нужна помощь!

Зелёный - я умею сам.

Жёлтый - умею, но не уверен ещё.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста, современных подход к ней в отношении умственно отсталых детей. Работа с детьми старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2011

    Формирование взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Влияние деятельности дошкольного возраста на взаимоотношения.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста. Особенности игровой деятельности детей. Принципы организации воспитания ребенка раннего возраста, формирование их совместной предметной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Условия и технология формирования опыта. Формирование произвольности поведения и психических процессов. Развитие голосовых реакций и речевой активности детей.

    аттестационная работа , добавлен 06.02.2011

    Анализ современных подходов к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте. Музыкальные игры и их влияние на музыкальное развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2011

    Сущность и содержание понятия "культура поведения". Игровые средства и модели воспитания культуры поведения в учреждении дошкольного образования. Система экспериментальной работы по формированию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы как средства развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    Психологическая характеристика и особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эмоциональные состояния детей в условиях детских образовательных учреждений. Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому саду.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2011

    Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста. Опыт деятельности муниципального дошкольного учреждения "Детский сад № 11" г. Сасово.

Психокоррекция отклонений у детей