Сценарий урока религиоведение. Технологическая карта урока по религиоведению "мировые религии и их конфессии" план-конспект урока на тему

Технологическая карта (план) занятия

Учебная дисциплина : Религиоведение

Тема занятия : Мировые религии и их конфессии

Вид занятия (тип занятия): Урок – лекция с применением информационных технологий (презентация)

Цели занятия:

Дидактическая: дать представление о классификации религий, их распространенности и видах

Развивающая: развивать умение слушать и задавать вопросы; умение выступать перед аудиторией, умение выделять главное и запоминать, умение работать с информационными источниками

Воспитательная : подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Межпредметные связи

Обеспечивающие: внутрипредметные связи – социальная работа с представителями религиозных сообществ

Обеспечиваемые: с предметами: история, теория, методика и практика социальной работы, социальная работа с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, философия

Обеспечение занятия

  1. Наглядные пособия : таблица и понятия
  2. Раздаточный материал __ ______________________________________
  1. Технические средства обучения : мультимедиа
  2. Учебные места (для практ. занятий, лаб.работ)_ _________________

________________________________________________________________

5. Литература

Основная: А.Е Кулаков Религии в России

Дополнительная : С.Ф.Панкин История мировых религий

Ильин В.В, Кармин А.С. Религиоведение

Конспект урока

I этап: организационный.

Здравствуйте!

Тема нашего урока: Мировые религии и их конфессии

При изучении этой темы мы рассмотрим классификацию религий, основные понятия, связанные с религиями, виды религий, их распространенность.

Урок я хочу начать со слов известного писателя Н. Гумилева:

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога

Что означают слова этого писателя?

И каким образом изучение данной темы поможет вам в вашей профессиональной деятельности? (можно ответить в конце урока).

II этап: проверка домашнего задания.

Проверка происходит при помощи фронтального опроса, вопросы передаются через презентацию.

Дополнительные вопросы:

  1. Имеет ли место религия в современном мире? (Она продолжает воздействовать на умы людей, их нравы, обычаи, взаимоотношения.)
  2. Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран. Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

  1. Определите роль религии в жизни человека и общества.

III этап: изучение нового материала:

Итак, давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока: Мировые религии и их конфессии

На уроке должны рассмотреть:

  1. Классификация религий
  2. Родоплеменные религии
  3. Национальные религии
  4. Мировые религии

Во время урока вы самостоятельно составляете хронологическую таблицу: Распространение религий.

  1. Классификация религий

Составляют классификацию мировых религий и их конфессий на основе лекции преподавателя

В мире существует множество религий. Точных сведений об их количестве нет, но можно полагать, что число различных конфессий (считая и сектантские) доходит до сотни, а если учитывать исторически возникающие почти во всех религиях их разновидности, то, вероятно, можно говорить о нескольких тысячах. Существуют разные классификации религии. Принимая во внимание историческую судьбу религии, целесообразно разделить ее на 3 основных типа: 1. Древние религии

  1. Традиционные религии
  2. Нетрадиционные религии

Древние религии – существовавшие в давние времена. К ним относятся верования, бытовавшие в эпоху Древней истории (например, древнеегипетская, древнекитайская, древнегреческая и т.д.).

Все древние религии были политеистическими, их называли языческими. В них существовало представление о духах, богах, о бессмертной душе, о загробном мире. Общей чертой их обязательно было проведение магических ритуалов, требовавших жертвоприношений богам. Кое-где эти верования дожили до наших дней в виде так называемых местных или родоплеменных религий.

Традиционные религии - возникшие столетиями назад и существующие доныне. Характерно то, что все они утверждают бессмертие душ и загробный мир, однако отказываются от принесения человеческих жертв богам. Традиционные религии принято разделять на национальные и мировые.

Национальные религии – это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии, как правило, в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев.

Мировые религии в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру. Таких религий в настоящее время 3: буддизм, христианство, ислам.

Новые (нетрадиционные) религии – появляющиеся в наше время. Большей частью эти религии основываются на возрождении древних культов или являются ересями ответвлениями от традиционных религий. Многие из новых религий имеют сектантский характер.

  1. Родоплеменные религии

На прошлом уроке мы с вами уже рассмотрели родоплеменные религии. Давайте их вспомним (слайды). Единственный вид родоплеменной религии, который мы не рассмотрели – шаманизм. Запишите себе в тетради.

  1. Национальные религии (слайды)

Конфуцианство – этико-философское учение великого мыслителя и педагога Конфуция. Основное положение учения – положение о необходимости постоянного совершенства человека, общества, государства. Главный принцип идеологии Конфуция – жесткое распределение социальных ролей и функций: “Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником”. Важнейшим регулятором жизни общества Конфуций считает строгое, безусловное повиновение старшим.

Даосизм – происходит от слова “Дао” (путь, закономерность, учение, правда). Основатель Лао-Цзы. В даосизме нет веры в бессмертие души как таковой. Смерть тела влечет за собой смерть духа.

Синтоизм – национальная религия японцев. Синто означает “путь богов”. Синтоизм религия политеистическая. Синтоизм сегодня сохраняет связь с архаичными религиозными представлениями – культом предков и почитаем духов, божеств природы.

  1. Мировые религии (доклад студентов о каждой религии)

Буддизм мировая религия, зародившаяся в сер. I тыс. до н.э. на севере Индии. В основе этой религии лежит проповедь Будды Сиддхартха Гаутама Шакья –Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал путь избавления от него.

Конфессии буддизма:

Ламаизм – разновидность махаянстского направления буддизма, возникло в Тибете. Основателем считается лама Цзонкаба, живший в конце XIV – нач. XV вв. в основе вероучительных положений не отличается от ортодоксального буддизма.

Махаяна (широкий путь спасения) – одно из главных направлений буддизма, сформировалось и получило распространение в I в. Сторонники этого направления не считают монашескую жизнь единственным путем спасения. Спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов.

Христианство – мировая религия, возникшая в I в. В восточной провинции Римской империи. В основе этой религии лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем его пришествии.

Конфессии христианства:

Католицизм – одно из направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западная Европа.

Протестантизм – одно из направлений в христианстве, возникшее в XVI вв. в связи с антикатолитическим движением в Европе. Отвергает авторитет Священного Предания, провозглашает принцип спасения личности верой и принцип священства всех верующих. Представляет собой совокупность многочисленных течений, церквей и сект.

Ислам – мировая религия, возникшая в первой половине VII в. На Аравийском полуострове и получившее распространение во многих странах Азии и Африки. Главный догмат ислама провозглашает существование единого и неделимого бога – Аллаха.

Конфессии ислама:

Суннизм – одно из главных направлений в исламе, возникшее во 2 ½ VII в. в Аравии. суннисты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухамада ряд халифов, отвергаемых шиитами.

Шиизм – 2 по числу приверженцев направление в исламе. Шииты считают, что законным приемником Мухамада могут быть только его прямые потомки, т.е. дети, внуки, правнуки, и т.д.

IVэтап: подведение итогов.

Во время урока вы должны были самостоятельно составить хронологическую таблицу. Давайте сейчас с вами проверим, что у вас получилось. Меняются тетрадями и проверяют.

Решить ситуацию:

Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд.

Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники полицииВопросы:

Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными?

Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности?

Какую работу предстоит провести социальному работнику в приведенном случае?

V этап: домашнее задание: конспект, термины


План-конспект урока в 9 классе по теме «Религия»

Тема урока : «Религия»

Тип урока : комбинированный урок

Цели урока:

    Сформировать представление у ребят о религии, её видах, особенностях, истории происхождения и роли в жизни общества

    Продолжить развивать умение составлять терминологический словарь, способность анализировать, сопоставлять и обобщать, работать с таблицами и схемами, развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания.

    Воспитывать у детей терпимость и уважение к различным религиям, стремление к осознанному восприятию многообразия вероисповеданий

Задачи урока:

    Повторить предыдущий материал по теме «Формы культуры»

    Раскрыть понятие религии и историческое значение этого слова

    Нарисовать таблицу «Виды религии», проанализировать данные, записанные в ней

    Выявить особенности каждого вида архаичных религий, заполнить обобщающую таблицу

    Раскрыть понятия «культ « и «религиозный культ», выяснить какие культы перешли из архаичных религий в мировые.

    Выявить начало мировых религий и основное отличие от архаичных религий древности

    Закрепить полученный материал с помощью игры

    Подвести итоги урока, дать домашнее задание.

Основные понятия : религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ

Обеспечение урока : учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», распечатанные глоссарии (приложение №1), ПК, проектор, доска.

Оформление доски: дата, тема урока, план урока, цели урока, сравнительная таблица «Виды религий»

Ход урока: План:
    Организационный этап Проверка домашнего задания, опрос Изучение нового материала Закрепление знаний Итоги урока Объявление оценок, информация о домашнем задании

Деятельность учителя

Молодежь составляет свою своеобразную субкультуру. В качестве чего-то самостоятельного она появилась недавно, в ср.50-х гг ХХ века, прежде всего в США. До этого момента понятие «тинэйджеры» просто не существовало. До этого молодежь одевалась так же как взрослые, танцевали и отдыхали там же, где и старшие, поклонялись тем же певцам, что и их родители, но однажды кто-то догадался, что раз все деньги подростков уходят на досуг, а остальным их обеспечивают родители. Так почему бы не создать культуру досуга, основанную на современной моде и новым тенденциям, отсюда и пошёл шоу-бизнес, модная индустрия. Но даже внутри своей субкультуры есть определённая классовая принадлежность. Социологи установили, что молодёжь из высшего, среднего и низшего классов отличается манерой одеваться, проводить досуг и образом жизни. Молодежная культура входит в субкультуру, а субкультура является разновидностью массовой культуры. На самом деле многие из Вас были правы. Слайд №2. Слово религия имеет 2 значения:1. Особая духовная связь земного и небесного миров. 2. Это набожность, святыня, предмет культа. Но религию мы будем понимать в других основных значениях. Откройте стр.154 вашего учебника и прочитайте 8 вариантов понятия «религия», которые предлагает вам автор и выберите 2 наиболее, на ваш взгляд емкие и правильные и запишите их в глоссарий. Или же скомпонуйте понятия так, чтобы у вас получилось своё собственное определение религии. Слайд №3 Религия подразделяется на несколько видов. Слайд №4. Кроме трёх перечисленных мировых религий существует иудаизм монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих она наиболее крупная религия в мире (в Индии 95% верующих индуисты). Архаичные религии более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии более молодые и их основа – религиозная вера. Давайте порисуем нашу таблицу: Основа: верование + миф = мифология Основа : религиозная вера Теперь давайте разберёмся, что для вас есть верование, а что миф? И выводы сформулируем в понятие и запишем в глоссарий. Слайд №5 Итак, мы развели понятия верования и мифа, теперь же вспомним, какую же роль играла мифология в сознании людей?

Архаичные религии, кроме верований, мифов и мифологии, включали так же особые обряды и ритуалы, а комбинация тех и других даёт 3 разных типа древней религии. Слайд №6. Особенности тотемизма:

    Основан на веру в сверхъестественную связь с тотемом Каждый народ носил имя своего тотема Тотем нельзя было убивать или есть После смерти каждый член племени обращался в тотем (животное или растение, реже неодушевлённый предмет, явление природы) Тотему поклонялись, охраняли и обожествляли Каждый жизненный цикл (рождение, юношество, свадьба, смерть) сопровождался обрядом посвящения
Особенности фетишизма:
    Религиозное поклонение предметам Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека (необычный камень, зуб животного, пень) Фетишизм сохранился и до наших дней в амулетах и счастливых предметах, которые мы берём с собой в определённые моменты (на экзамен, в дорогу и т.д.) Разновидностью фетишизма является идолопоклонство – поклонение материальному предмету, которому придана форма человека или животного (божества или духа). Поклонение иконам и святым мощам – это пережиток фетишизма и идолопоклонства.
Особенности анимизма:
    Вера в существование духов и душ, которые могут существовать отдельно от человека Может выглядеть как бесконечная субстанция или как конкретный человек, но не материальный, а умерший. Высшей формой анимизма является вера в самостоятельное существование души (переселения, путешествия)
В итоге, можно сказать, что возвеличивание чего-либо или кого-либо превращается в сложную систему преклонения, иными словами – религиозный культ . Давайте запишем в глоссарий определение этому понятию. Слайд №7. Культ – это элемент религии (телодвижение, чтения, пение, молитва), цель которого дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь божественную силу. Многие обряды и культы перешли из архаических религий в современные :
    Очистительные обряды (крещение, когда человек освобождается от грехов и приобщается к истине) Жертвоприношения (чтобы отвратить гнев, увести от беды, поблагодарить за ч.-л.) Культ предков (институт покровительства мёртвых над живыми)
Конец мифологической эпохи означал наступление новой – эпохи мировых религий, а значит произошёл переход от верований к религиозной вере. Так что же такое религиозная вера?

Давайте вместе сформируем это понятие: религиозная вера – это культурный феномен, соединяющий в себе интеллектуальность, вдохновенность, смирение, осознание своей тварности и в тоже время гордость за приобщённость к этому надстоящему миру. От слова «вера» происходит и другое слово « вероучение » - систематическое учение, в основе которого лежит вера в сверхъестественный мир, божество. IV . Закрепление знаний Ученикам предлагается сыграть в небольшую игру. Ученики закрывают учебники и тетради, на каждый ряд даётся по одному чистому листу. Каждый ученик должен записать по одному понятию из новой темы и передать листок следующему ученику в своём ряду. Лист передается до тех пор, пока терминологический запас не иссякнет. Слова на листе не должны повторяться. V . Итоги урока Слайд №8 Сегодня на уроке мы осилили большую и очень важную тему для подготовки к предстоящим экзаменам. Какие моменты запомнились вам лучше? В какой форме материал лучше для вашего понимания был усвоен? Какие моменты следует повторить и закрепить на следующем уроке? VI . Объявление оценок, информация о домашнем задании Сегодня многие ребята хорошо поработали, молодцы. Некоторым следует подумать о своей успеваемости. Домашнее задание:

    Пар.20 Вопросы после параграфа №2,4,5. Подготовиться к понятийному диктанту по пар.20
Спасибо за работу, до свидания! Ученики слушают

Ученики читают учебник и заполняют словарь.

Ученики смотрят слайд и перерисовывают схему в тетрадь.

Ученики вместе с учителем доделывают часть таблицы у себя в тетрадях.

Ученики предлагают свои варианты и записывают в словарь.

Первобытные люди не просто придумывали какие-то сверхъестественные силы и заставляли себя в них поверить, они создали целостную систему мировоззрения, объясняющую земной порядок: почему солнце встаёт, почему есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти и т.д.

Ученики слушают и записывают в тетрадь по пунктам

Ученики записывают понятие в глоссарий.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Ученики слушают учителя

Ученики играют в игру, тем самым закрепляя полученные на уроки знания и укрепляя понятийный аппарат.

Ответы учеников

Ребята слушают учителя и записывают задание на дом.



Домашнее задание:
Приложение №1 Глоссарий религия

Разделы: МХК и ИЗО

Задачи урока:

  • знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
  • воспитание толерантности;
  • развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.

Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.

Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.

Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.

На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский.

На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.

Кратко вспомним о каждой.

Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.

Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.

Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.

В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.

Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий - каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Задача сегодняшнего урока з аключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов (православных и католических), мусульманских и буддийских.

Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.

1 группа. Православные храмы.

  1. Чем является храм для православных христиан?
  2. Наиболее древняя форма храма?
  3. Ротонды и крестообразные формы.
  4. Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
  5. Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
  6. Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
  7. Росписи на стенах храма.
  8. Открой гиперссылку “Занимательные факты”.

Смысл количества глав православных храмов.

  1. Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”

Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.

  1. Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях-защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.

Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:

  1. Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.

2 группа. Католические храмы.

  1. Чем является храм для католиков?
  2. Костел – часто встречающееся название католического храма.
  3. Внутреннее убранство храма.
  4. Алтарь. Отличие от православного храма.
  5. Скульптурное изображение Распятия Христа.
  6. Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
  7. Витражные окна.
  8. Картины в храме для создания настроения.
  9. Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
  10. Различные стили католических храмов.
  11. Готические соборы.
  12. Собор Святого Петра в Ватикане.
  13. Пьета Микеланджело.

3 группа. Исламские мечети.

  1. Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) - храм или молитвенный дом у мусульман.
  2. Первая мечеть.
  3. 665-67 года – начало строительства мечетей.
  4. Тип колонной мечети.
  5. Убранство ранних мечетей.
  6. Михраб.
  7. Кааба.
  8. “Голубая мечеть”
  9. Различие мечетей по своему назначению Минбар.
  10. Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
  11. Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
  12. Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.

4 группа. Буддийский храм.

  1. Первые буддийские монастыри и храмы.
  2. Чаитья.
  3. Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
  4. Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
  5. Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
  6. Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
  7. Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
  8. Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.

В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.

В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.

Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.

Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.

Ответить на вопросы.

  1. Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
  2. Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?

Тема урока

Христианство. Возникновение христианства.

Школа

сш им. Мухаммед Хайдар Дулати п. Берлик Шуского района Жамбылской области

Ф.И. учителя

Шевченко С.М.

Дата

Класс

9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели урока:

Сформировать знания учащихся об основных предпосылках возникновения христианства;

выяснить первоначальный состав христианского общества;

продолжить воспитание толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий;

развивать умение видеть причинно-следственные связи, выделять главное, делать обобщение, сравнение.

Языковые цели

Делать записи своих исследований относительно того, почему в Палестине возникло христианство, и какие социальные слои составили основу христианского общества.

Ожидаемые результаты

Ученик может:

Назвать основные мировые религии, определить предпосылки возникновения христианства, роль религии в государственной политике, умеет составлять рассказ, делать выводы.

Предыдущее обучение

Основные ветви буддизма.

План

Запланированные сроки

Запланированные мероприятия

Источники

Начало урока

15 минут

Игра на развития коммуникативных навыков «Почему человек стал верить в сверхъестественные силы…?»

Работа в паре

Задание 1. Составь мини-рассказ по картинкам (слайд №1)

Работа со слайдами.

Задание 2. Назовите течения буддизма (слайд №2).

Задание 3. Сравните карты и проанализируйте текст.(слайд №3)

Задание 4. Составление постеров «Ветви буддизма» и их защита.

Задание 5. Тесты к теме «Буддизм» (Взаимопроверка ответов)

Слайды презентации

Середина урока

25 минут

1. Работа с презентацией по теме «Христианство. Возникновение христианства». /Приложение 1/

2. Работа с понятиями / Приложение 2/

3. Групповая работа. Стратегия «Карусель»

Слайды презентации.

Материалы из учебника

Конец урока

5 минут

1. Рефлексия:

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

2. «Вершина знаний»

4.Домашнее задание: Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве»

Задание 4. Проверка знаний учащихся. Критерий А.

Тестовые задания к теме « Буддизм»* ( http://kargoo.gov.kz/loader/fromorg/93/1112)

1.В каком веке возник буддизм?

А) Х III до н.э.

Б) VIII до н.э.

В) VI до н.э.

Г) IV до н.э.

Д) II до н.э.

2.В каком веке буддизм был провозглашен государственной религией в Индии?

А) III до н.э.

Б) II до н.э.

В) V до н.э.

Г) IV до н.э.

д) I дон.э

3.Кто является основателем буддизма?

А) Махавира Вардхамана

Б) Шуддходана

В) Сирвата Сиддхартха Гаутама

Г) Кришна

Д) Майтрея

4.Главная книга буддистов?

А) Рамаяна

Б) Авеста

В) Трипитака

Г) Махабхарата

Д) Артхашастра

5. Что является основным вопросом в буддизме?

А) о сансаре

Б) о самосозерцании

В) о спасении

Г) о нирване

Д) о карме.

6. Какое положение брахманизма вошло в учение буддизм?

А) учение о переселении душ

Б) учение о карме

В) учение о нирване

Г) учение о слиянии души человека с мировой душой

Д) учение о благом восьмеричном пути

7. Где возник буддизм?

А) юго-восточная Индия

Б) юго-западная Индия

В) северо- восточная Индия

Г) северо- западная Индия

Д) южная Индия

8.Что означает название главной книги буддизма - Трипитака?

А) три драгоценности

Б) три бриллианта

В) три корзины

Г) три храма

Д) три веры

9.Какую роль в развитии буддизма сыграл император Ашока?

А) был отцом Будды

Б) в годы его правления зародился буддизм

В) он сделал буддизм государственной религией

Г) создал первый буддийский храм

Д) нет правильного ответа.

10.Дополните правильным ответом фразу, сказанную Буддой: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус- вкус соленый, так и мое учение имеет лишь один вкус-…»:

А) вкус познания

Б) вкус спасения

В) вкус нирваны

Г) вкус самопознания

Д) вкус победы.

11.Главная задача человека, по мнению буддистов?

А) познать окружающий мир

Б) постичь тайну нирваны

В) познать самого себя

Г) спастись от уз окружающего мира

Д) победить страх смерти

12.Какой из элементов не входит в благой восьмеричный путь?

А) праведное воззрение

Б) праведная истина

В) праведное стремление

Г) праведная речь

Д) праведное действие

13.В какой из названных стран буддизм не является государственной религией?

А) Шри-Ланка

Б) Афганистан

В) Бирма

Г) Тайланд

Д) Лаос

14.Сколько раз по преданиям перерождался Будда?

А) 1050

Б) 550

В) 400

Г) 350

Д) 200

15.Что такое ламаизм?

А) самостоятельная религия бурят и тувинцев

Б) одна из поздних форм буддизма

В) самая ранняя форма буддизма

Г) самостоятельная религия тибетцев

Д) нет верного ответа

16.Каково примерное число буддистов в мире?

А) 780 млн

Б) 1 млрд

В) 200 млн

Г) 1,5 млрд

Д) 500 млн.

Дескрипторы по религиоведению 9 класс

«Тестовые задания по теме «Буддизм»

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы

А

( max 6 )

1

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (1-2)

2

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (3-4)

3

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (5-7)

4

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (8-9)

5

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (10-14)

6

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (15-16)

«5» - 16-15 вопросов – 6 баллов

«4» - 14-10 вопросов – 5 баллов

«3» - 9-3 вопроса – 4-2 балла

«2» - 2-1 вопроса – 1 балл

Изучение новой темы.

При изучении новой темы обратить внимание на то, что христианство возникает на гребне антиримских настроений.. Присоединение Иудеи и Самарии к Римской империи (6 г. н.э.) взорвало духовную и политическую обстановку в Палестине.

Вопрос по карте: Какие события способствовали возникновению христианства на территории Палестины?

Ответ: Завоевание в 36 г. до н.э. Иудейского царства армией римского полководца Гнея Помпея. Иудея стала одной из провинций империи, управляемой из Рима. Совет жрецов и знати – синедрион был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.. Местное население поняло, что лишилось политической власти. В этом процессе сыграли определенную роль хасиды, саддукеи, фарисеи, зелоты и появившиеся многочисленные проповедники, возвещавшие скорый приход Мессии.

Запись в тетради. Учащиеся отмечают в тетради следующие факты:

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

Синедрион – совет жрецов и знати – ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

- I в. н.э. – на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло христианство.

Христианство шло на смену старым языческим религиям и иудаизму.

Переходя к спору о личности основателя христианства, выделяем две основные школы – мифологическую и историческую. Затем определяют характерные черты личности Иисуса Христа.

В ходе беседы предлагается учащимся вспомнить, какие слои населения объединило христианство; что давало новое учение каждому человеку. В процессе обсуждения дополняются ответы учащихся: первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения – нищие, рабы, бедняки. Христианство давало надежду на возвращение свободы индивиду, давало рабу утешение и надежду на спасение – воскресение праведных.

Уделяем внимание деятельности Константина Великого на придание этой новой религии государственного статуса (325 г.). Учащиеся приходят к выводу: этим судьбоносным актом мировая империя дополнилась мировой религией.

Задание. Учащиеся делятся на группы и формулируют проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Затем по сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Подведение итогов урока. Каждый учащийся группы определяет свое место на «вершине знаний».

Рефлексия.

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

4.Домашнее задание:§8, стр.59-62. Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве».

Дифференциация – каким образом я планирую оказать поддержку учащимся? Какие задачи я планирую поставить перед более способными учащимися?

Как я планирую проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность.

Перед более способными детьми я ставлю задачу найти дополнительный материал по теме и ознакомить других учащихся класса.

Работа в группе: обсуждение, размышление – способствует поддержке учащихся, которые нуждаются в ней. Работая в группе, все учащиеся задействованы в усвоении материала.

Формативное оценивание при помощи смайликов ответов учащихся при высказывании своей точки зрения.

Взаимооценивание знаний учащихся при решении тестовых заданий.

Учебный материал взаимосвязан с материалом по географии, искусству, литературе.

Самооценивание урока

(Что было положительного/ отрицательного)

Приложение. 1Презентация «Христианство. Возникновение христианства».

1. Основные даты, послужившие предпосылками создания христианства:

140 г. до н.э. – Иудеей правили набожные цари династии Маккавеев (хас мо ней). Высший орган Иудеи – совет знати и жрецов – возглавлялся главным жрецом.

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

2. Дайте характеристику личности Иисуса Христа.

3. «Жизнь Иисуса Христа».

4. I в. н.э. – возникновение христианства на юге Римской империи, на территории современной Палестины.

5. Первоначальный состав христиан

6. Определите отношение данных личностей к новому учению – христианству.

7. Распространение христианства.

Приложение 2 . Работа с терминами .

Ад – царство мертвых до Страшного суда и место наказания после Страшного суда.

Аминь – от евр. «истинно; так оно и есть; да будет так.

Анафема – в позднем христианстве- проклятие отлучения от церкви.

Антихрист – противник Христа в последнем столкновении перед концом света.

Апостолы – «посланники», ученики Христа.

Библия – от греч. «библиа»- «книги».

Бог – основное понятие религии, абсолютное духовное существо.

резиденция Папы римского

Вера - признание чего-то истинным исходя из субъективных оснований.

Вознесение Христа - вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения на

арестован Иисус.

Искушение – соблазн греха, испытание человека.

Канон библейские книги, признанные церковью как Священное писание.

Мессия – от евр. «машиах»- «помазанник».

Нагорная проповедь – высказывания Иисуса о царстве небесном, произнесенные на горе.

Обет – обещание человека, данное Богу.

Папа римский - глава католической церкви и Ватикана.

Религия – форма мировоззрения, опирающаяся на веру в сверхъестественное.

Тайная вечеря - последний ужин Христа с учениками перед его арестом.

Троица – три лица, три ипостаси Бога: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога- Духа Святого
Христианство – одна из трех мировых религий, возникла в 1 веке.

Тема 10: Христианство. Возникновение христианства.

1. Вставь пропущенные слова:

А) В ………. до н.э. Иудейское царство было

завоевано армией римского полководца Гнея ………….

В) Высший орган Иудеи, возглавляемый главным жрецом, - совет жрецов и знати - ……………………… был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

С) В I веке н.э. на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло …………………………

D ) Первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения - ………………………………………………………………………………

Е) В …………. Году император Теодосиус объявил христианство ……………….

………………………….

2. В чем отличие христианства от языческих религий и иудаизма?

…………………………………………………………………………………..

3. Какие идеи по преданиям проповедовал Иисус?

……………………………………………………………………………………

4. Почему Римская империя была заинтересована в утверждении христианства государственной религией? …………………………………..

………………………………………………………………………………………..

5. Соотнеси термины и их значение:

А) «Христос» 1. Совет жрецов и знати

Б) Синедрион 2. Ученик Иисуса

В) Апостол 3. Спаситель

Акмолинская область

Буландынский район

Шубарагашская средняя школа

ПЛАН

урока по основам религиоведения

Тема: «Священная книга Коран и вероучение ислама»

Учитель истории, основ права и экономики: Ахметова Жанар Бегендыковна

2016 г

План урока

Ахметова Жанар Бегендыковна

Предмет

Основы религиоведения

Класс

Тема урока

Священная книга Коран и вероучение ислама.

Смарт цели

    Учащиеся будут знать основные понятия Коране, течениях, существующих в исламе .

    Учащиеся самостоятельно про работа ют материал учебника и про анализир уют результаты своей деятельности, выделя я главное;

    Создать условия для развития умения делать логические заключения, сравнения.

Воспитание чувства уважительного отношения, веротерпимости, толерантности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся знают основные термины и понятия в исламе, грамотно и полно отвечать на вопросы, составляют диаманту, умеют составлять кластер, делать выводы и умозаключения, проводят оценивание по установленным критериям

Тип урока : комбинированный

Структура урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний «Вопрос-ответ»

3. Работа в группах:

1) Составление кластера

2) решение кроссворда

4. Индивидуальная работа

1) Работа с терминами

2) «Тонкие» и «толстые» вопросы

5. «6 шляп»

6. Рефлексия «Корзина идей»

7. Самооценивание

Оборудование : учебники, презентация, раздаточный материал, ватман, маркеры, 6 цветных шляп, интерактивная доска, оценочные листы.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 мин

1.Оргмомент. Психологический настрой.

«Корзина идей»

Давайте, ребята, попробуем подумать о чем будет наш урок, в этом нам поможет корзина идей. нам необходимо подобрать ассоциации и идеи к слову «Коран».

Выходят к доске и маркером пишут на ватмане идеи и ассоциации к слову «Коран»

2 мин

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. «Вопрос-ответ»

1.Перечислите мировые религии.

2. Назовите основные даты биографии пророка Мухаммеда.

3. Что такое хиджра?

Отвечают на вопросы

13 мин

3. Работа в группах. Составить проект и защитить его.

1) Коран и Сунна

2) Основы вероучения ислама. Пять столпов ислама.

Ребята делятся на группы, составляют проект. Защищают проект

Правила: работать всем вместе, говорить тихо, слушать и слышать друг друга, правила поднятой руки.

3мин

4. Работа в группах. Решить кроссворд.

Учащиеся в группах решают кроссворд

3 мин

4мин

4. Индивидуальная работа.

1) Приведите в соответствие

2) Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы.

Индивидуально работают по карточкам

Составляют 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы,

Обмениваются ими и отвечают.

7 мин

5. «6 шляп»

Красная шляпа: предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая: перечень фактов.

Черная : выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая : позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа: ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа: предполагает общий, философский вывод.

Текст со стр 162 учебника.

«Одним из предписаний мусульманской религии является усердие в своей вере, или джихад. в наши дни многие трактуют эти понятия как «священную войну». На самом деле применение силы ради защиты веры – лишь один из аспектов джихада. Необходимо помнить, что слово джихад переводится как усилие или усердие, а именно усердие в своей вере. Оно означает, прежде всего, духовные усилия в отношении совершенствования собственной личности. Джихад предполагает борьбу за нравственную чистоту, против пороков. он также направлен на защиту земель правоверных от завоевателей. Однако в наши дни многие утрируют в политических целях концепцию джихада, заявляя о фанатизме и жестокости мусульман. Абсолютизируют военные аспекты джихада и представители ряда фундаменталистских течений, призывающие к борьбе со всеми неверными».

Распределение шляп

Красная - Надежда

Белая - Евгения

Черная – Темирхан

Желтая - Валентина

Зеленая - Камилла

Синяя - Мадина

Учащиеся работают с текстом, свои выводы записывают в тетради.

В установленном порядке озвучивают свои выводы.

4 мин

6. «Диаманта»

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 существительных омонима (Ассоциации)

3 глагола-антонима

2 прилагательных-антонима

1 существительное-антоним

Учащиеся высказывают свои предположения к слову «Вера».

    Вера

    истинная, чистая

    обнадеживает, дает силы, направляет

    правда, добро, свет, истина

    разрушает, угнетает, убивает

    злой, мрачный

    безверие

3 мин

7. Рефлексия

«Корзина идей»

Зачитывает ассоциации и идеи на начало урока записанные на ватмане

Учащиеся обсуждаю и делают выводы, правильны ли были их суждения, если нет, то исправляют.

3мин

Подведение итогов урока, оценивание .

Критерии оценивания

А

Знания и умения

Написал(а) ассоциации для Корзины идей

Правильно ответил(а) на вопросы (Вопрос-Ответ)

Знаю основные термины и понятия

Знаю постулаты религии ислам

Знаю пять столпов ислама

В

Применение

Правильно и полностью заполнил(а) таблицу

Правильно решил(а) кроссворд

Участвовал(а) в составлении проекта (флипчарта), Защитил(а) проект

Составил(а) 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы

С

Анализ и синтез

Проанализировал(а) ассоциации, написанные мной для Корзины идей

Аргументировано отвечал(а) на вопросы, приводил(а) примеры

Сделал(а) вывод по технологии «6 шляп»

Итого

Шкала перевода баллов в оценку

Максимальное количество баллов - 12

Примечание: В виду того что по данному предмету оценки в журнал не выставляются, разработала иные критерии оценивания

Приложение № 1

Кроссворд.

1. Одна из трех мировых религий.

2. Полуденный намаз.

3. Вера в единого Бога, выражающаяся в произнесении свидетельства.

4. Послеполуденный намаз.

5. Вечерний намаз.

6. Обязательная каждодневная пятикратная молитва.

7. Священный город мусульман.

8. Паломничество в Мекку.

Приложение № 2

Приведите в соответствие

Источники.

1. Учебник «Основы религиоведения» Гарифолла Есим, «Білім» Алматы 2011г.

2. Nazarbaev Intellektual Schools. C enter of Excellence . “Эффективное планирование», Астана 2015 г.

3. Интернет-ресурсы. www

Психология саморазвития