Понятие и особенности религиозной веры. Религия

Выявление особенностей религиозной веры следует начать с ее гносеологической характеристики. Как известно, главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Сверхъестественное, согласно религиозному вероучению, есть нечто, не подчиняющееся законам окружающего нас материального мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов. Следует, правда, учитывать, что дуализм естественного и сверхъестественного, резкое противопоставление последнего реальным, чувственно воспринимаемым объектам характерны главным образом для «теистических» религий, т.е. религий, в основе которых лежит почитание богов или бога. Для ранних форм религии, к которым относятся магия, фетишизм, тотемизм, была характерна вера либо в сверхъестественные свойства материальных предметов (фетишизм), либо в сверхъестественные связи между материальными предметами (магия, тотемизм). В них противопоставление естественного сверхъестественному существовало лишь в потенции, в зародыше. В ходе дальнейшей эволюции религии сверхъестественное все больше обособляется от естественного, оно мыслится уже как особая духовная сущность, которая не только противостоит материальной природе как более высокая форма бытия, но и управляет ею. Таковы все анимистические и теистические религии. С позиций материалистического мировоззрения идеи и образы сверхъестественного представляют собой фантастическое отражение в головах людей тех реальных, сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Иначе говоря, сами по себе сверхъестественные силы и сущности объективно не существуют, они являются иллюзорными объектами, созданными человеческим воображением. Однако для религиозного человека эти иллюзорные объекты реальны, ибо он верит в их существование. Специфика предмета религиозной веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто, не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентное», постольку религиозная вера, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики. Религиозный человек верит в исключительный, непохожий на все существующее облик сверхъестественных сил или существ. Эта его вера питается официальными догматами церкви. Так, с точки зрения православной церкви, «бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна… Всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна»157. Религиозный человек не применяет к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению Христос был именно таким богом, явившимся людям в человеческом облике. Если же бог или иная сверхъестественная сила пребывает в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют богословы, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним неприменимы. Уже упоминавшийся ирландский психолог О’Догерти считает, что если бы религиозная вера опиралась на очевидные и неопровержимые аргументы, если бы она была доступна научной проверке, то она была бы излишней. «Истины» веры он противопоставляет истинам знания, подчеркивая, что они «в принципе» недоступны верификации, т.е. проверке158. Исходя из этой гносеологической характеристики религиозной веры, можно выделить и особенности ее соотношения со знанием. Если нерелигиозная вера отличается от знания, но не противостоит ему как нечто принципиально несовместимое, то религиозная вера по своей природе всегда несовместима со знанием. Фактически это признают и богословы, заявляя, что постичь божественную сущность можно лишь с помощью веры, а не знания. В христианском богословии, как православном, так и католическом, рациональные аргументы, доказывающие бытие бога, никогда не считались главным путем приближения к нему. «Никакое, даже самое безошибочное, доказательство истины не может заменить живого переживания, интуиции веры, - пишут православные богословы. - Вера не доказывает себя, а показывает»159. И далее: «Вера сама по себе есть психологический акт, а не формула… Вера христианская прежде всего есть переживание. Аргументация веры есть нечто внешнее, от чего сама вера не зависит»160. Один из православных иерархов указывал в свое время, что если какой-либо догмат вероучения кажется христианину слишком понятным, то это значит, что он «подменен» и «берется не во всей его божественной глубине»161. Характерны и суждения некоторых современных философов-идеалистов. Так, западногерманский философ Г.Хеннеман откровенно признает, что религиозная вера не может быть обоснована логически, ибо она не является интеллектуальным актом, для которого логика обязательна. Всякая рефлексия, всякое рациональное размышление и сомнение противопоказаны религиозной вере, ибо она теряет из-за них «свою непосредственность и здоровую наивность». В конечном счете Хеннеман приходит к выводу, что только «сама вера является единственным доказательством ее истинности», что «только верующий знает, что собой представляет его вера»162. Из всего этого можно сделать вывод, что в религиозной вере разум человека играет третьестепенную, подчиненную роль. Церковь принимает его лишь как средство сформулировать догмат (ибо догмат не может быть сформулирован вне рациональных форм - понятий и суждений). Уже упоминавшийся выше тезис: «Верю, потому что абсурдно» - не является для религиозного сознания случайным, а выражает некоторые его общие и характерные особенности. Эти особенности проявляются и на уровне обыденного сознания рядовых верующих. Советский исследователь А.И.Клибанов приводит высказывание одного из баптистов: «Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, то я не допустил бы сомнения, т.к. для господа нет ничего невозможного. А если что и встречается непонятного, то я не обвиняю ни бога, ни Библию, но говорю, что я несовершенен и несовершенны мои познания… При исследовании священного писания необходима детская вера - доверие всему, что сказал господь в слове своем»163. Эти особенности трактовки сверхъестественного предмета веры и самой веры объясняют в известной мере тот факт, что в сознании религиозных людей на протяжении длительного времени могут совмещаться религиозные верования и научные представления. Нередко кажется странным, как противоречащие друг другу с точки зрения содержания идеи и представления могут «сосуществовать» в сознании одной и той же личности. Чтобы это понять, следует учитывать, что религиозные догматы верующими как бы исключаются из сферы обычных представлений, подлежащих практической и теоретической проверке. Американские психологи Д.Сноу и Р.Махалек в своей статье, посвященной проблеме устойчивости нетрадиционных культов в США, пытаются вычленить некоторые особенности этих верований, которые обеспечивают, по их мнению, слабую «чувствительность» их приверженцев к фактам, опровергающим их веру. Существенную роль в этом играют две черты нетрадиционных верований: во-первых, недостаточная теоретическая согласованность отдельных положений и догматов, что делает их менее уязвимыми логически, и, во-вторых, их слабая соотнесенность с эмпирическими данными164. Думается, что эти особенности относятся не только к нетрадиционным, но в той или иной степени - ко всем религиозным верованиям вообще. В зарубежной психологии религии давно зафиксирован и активно обсуждается факт устойчивости религиозной веры. Речь идет о том, что верования многих религиозных людей способны сохраняться даже в том случае, если жизненная практика доставляет информацию, противоречащую их верованиям. Анализируя эту проблему, большинство социальных психологов на Западе опирается на теорию «когнитивного диссонанса», разработанную американским психологом Л.Фестингером. С точки зрения концепции Фестингера, существование в сознании человека двух или нескольких идей, образов или представлений, которые не соответствуют друг другу, вступают в противоречие между собой, ведет к психологическому дискомфорту. Человек, у которого возник «когнитивный диссонанс», стремится уменьшить или преодолеть его тем или иным путем. Пути преодоления диссонанса могут быть самыми различными: от изменения поведения в соответствии с новой информацией до игнорирования ее и психологической «защиты» от нее многообразными способами165. Анализируя феномен «когнитивного диссонанса», Фестингер уделил внимание и проблеме устойчивости религиозной веры. По его мнению, которое разделяется многими американскими психологами-религиоведами, религиозные верования обладают значительной способностью к сопротивлению противоречащей им информации. В одной из работ, написанной им вместе со своими сотрудниками, Фестингер объясняет устойчивость религиозных верований тремя основными факторами: во-первых, значением этих верований в жизни личности и в системе ее ценностных ориентации; во-вторых, тем обстоятельством, что верующие неоднократно демонстрировали публично свою приверженность тем или иным религиозным верованиям, и поэтому отказ от них означал бы, с их точки зрения, подрыв их социального престижа; в-третьих, социальным давлением на каждого верующего членов той религиозной группы, в которую он входит. В книге приводятся примеры из жизни религиозных сект и движений США, которые действительно показывают устойчивость религиозных верований даже в условиях, когда жизнь опровергала те или иные пророчества лидера секты. К примеру, в центре проповеди основателя движения адвентистов в США У.Миллера было предсказание о неизбежном конце мира в 1843 г. Несмотря на то что его предсказание не сбылось, секта адвентистов не исчезла, а продолжает существовать и действовать до настоящего времени. Эти мысли Фестингера развивают американские психологи Д.Бэтсон и Л.Вентис. Устойчивость религиозных верований, считают они, и их способность сохраняться, несмотря на очевидные факты, им противоречащие, зиждется на некоторых психологических особенностях религиозных людей. У членов ряда религиозных сект и культов, полагают они, присутствует сознание их «избранности» к спасению, что укрепляет их чувства превосходства над иными людьми и служит барьером для принятия любой информации, противоречащей их верованиям. Большую роль в сохранении и укреплении веры играет и социальная поддержка их взглядов со стороны членов религиозной общины, к которой они принадлежат. Многие религиозные общины и культы добиваются с помощью постоянной идеологической и психологической «обработки» своих приверженцев полной утраты ими какой-либо духовной самостоятельности, слепого подчинения лидеру этой секты. Ссылаясь на трагедию массового самоубийства членов секты «Народный храм» в Гайане, авторы пишут: «Приверженность этим верованиям и авторитету Джонса (лидера секты. - Д.У.) не пришла быстро. Если бы Джонс предложил такой способ поведения (массовое самоубийство. - Д.У.) в первое время существования секты в Калифорнии, он был бы, по всей вероятности, отвергнут. Мы предполагаем, что слепое повиновение было достигнуто долгим, постепенным процессом возрастающей интенсификации верований и поведения, основанным на росте сознания избранности членов секты, публичной демонстрации их верований и интенсивной социальной поддержке»166. Думается, что соображения американских психологов, в том числе и Фестингера, о причинах устойчивости религиозных верований заслуживают внимания. Таким образом, наряду с некоторыми гносеологическими особенностями предмета религиозной веры, порождающими тезис богословов о неверифицируемости последней, значительную роль в ее сохранении, особенно в замкнутых религиозных общинах, играют отмеченные выше социально-психологические факторы. Какие психические процессы играют доминирующую роль в религиозной вере? Прежде всего воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, богоматери, святых, ангелов и т.п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты. Но они возникают не на пустом месте. Почвой для их формирования в индивидуальном сознании являются, во-первых, религиозные мифы, где повествуется о «действиях» богов или иных сверхъестественных существ, и, во-вторых, культовые художественные изображения (например, иконы и фрески), в которых сверхъестественные образы воплощены в чувственно-наглядной форме. На базе этого религиозно-художественного материала и формируются религиозные представления верующих. Таким образом, индивидуальное воображение отдельного верующего опирается на те образы и представления, которые пропагандируются той или иной религиозной организацией. Именно поэтому религиозные представления христианина будут отличаться от соответствующих представлений мусульманина или буддиста. Для церкви бесконтрольная деятельность воображения опасна, ибо может увести верующего в сторону от ортодоксального вероучения. Этим объясняется тот факт, что, например, католическая церковь в Западной Европе всегда с известным недоверием и опаской относилась к представителям христианского мистицизма, усматривая в них, нередко не без оснований, потенциальных еретиков. Отмечая общность религиозных представлений у верующих одной конфессии, следует в то же время учитывать, что религиозные представления и образы у каждого субъекта веры в значительной мере индивидуализированы. На первый план в них могут выступать именно те черты, которые в наибольшей степени отвечают духовным потребностям и особенностям характера данной личности. А.М.Горький в повести «Детство», вспоминая об отношении бабушки и деда к богу, писал, что в устах бабушки бог представал как доброе существо, одинаково близкое и людям и животным. «А дедов бог, - продолжает он, - вызывал у меня страх и неприязнь: он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное»167. Индивидуализация религиозных представлений в той или иной степени неизбежна, поскольку в сферу религии каждый человек проецирует свои желания, потребности и ценностные ориентации. Отношение субъекта религиозной веры к предмету веры может существовать лишь как эмоциональное отношение. Если религиозные образы и представления не вызывают в сознании личности интенсивных чувств и переживаний, то это верный признак угасания веры. О специфике религиозных чувств будет подробнее сказано в следующей главе. Сейчас заметим лишь, что эмоциональное отношение к предмету религиозной веры вытекает из того, что подобная вера предполагает не только реальность сверхъестественных сил или существ, но и то, что они могут повлиять на жизнь и судьбу самого верующего и его близких как в действительном, так и в «потустороннем» мире. Иначе говоря, это не только вера в то, что бог существует и что он создал мир, но и в то, что бог может покарать или вознаградить данного человека, повлиять на его судьбу при его жизни и особенно после смерти. Естественно, что подобная вера не может не вызывать в нем глубоких чувств и переживаний. Верующий вступает с иллюзорным предметом своей веры в особые отношения, которые можно назвать иллюзорно-практическими. Иллюзорны они в том смысле, что сам предмет веры реально не существует. Однако они оказывают воздействие на поведение верующего и реализуются практически в культовых действиях, которые рассматриваются им как средство повлиять на сверхъестественное, задобрить его, добиться от него прощения и спасения и т.п. В свете подобных иллюзорно-практических отношений верующих к сверхъестественному становится яснее и та роль, которую играют в системе религиозной веры волевые процессы. Религиозная вера представляет собой не только эмоциональное, но и волевое отношение к сверхъестественному. Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Воля верующего направлена на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания церкви или иной религиозной организации и тем самым обеспечить себе «спасение». Не случайно обязательными для многих новообращенных монахов и монахинь были упражнения, тренировавшие волю. Только постоянная тренировка воли, ее сосредоточение на религиозных представлениях и нормах способны подавить естественные человеческие потребности и желания, которые препятствовали монашеской аскезе. Только волевые усилия могут отвратить новообращенного от нерелигиозных интересов, приучат его контролировать свои мысли и поступки, предотвращая всякий «соблазн», особенно «соблазн» неверия. С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, и в частности на его культовое поведение, на соблюдение им культовых норм и предписаний. Конечно, и воображение, и чувства, и воля играют важную роль и в нерелигиозной вере, так что само по себе действие данных психических процессов в системе религиозной веры не выявляет ее специфики. Если речь идет о степени участия тех или иных психических процессов в религиозной вере, то, как уже отмечалось, в.ней гораздо меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью, доказательностью и т.п.). Что же касается иных психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Поскольку их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю личности вокруг иллюзорных объектов. Для глубоко религиозного человека бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке. Бог для верующего - собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. Эти психологические особенности религиозной веры нельзя забывать, когда речь идет об атеистическом воспитании. К иллюзорному общению с богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. И если мы хотим избавить человека от веры в бога, то очень важно не забывать о важнейших духовных потребностях людей, в том числе и о потребности в общении. В заключение несколько слов о роли религиозной веры в жизни личности и общества. Основным методологическим ориентиром здесь служит известная формула К.Маркса о религии как «опиуме народа»168. Подчеркивая иллюзорный характер предмета религиозной веры, указанное положение Маркса о религии выявляет важнейшую социальную функцию религиозной веры и религии в целом - функцию иллюзорного восполнения практического бессилия людей. На психологическом уровне эта функция реализуется через религиозное утешение, о котором речь пойдет в следующей главе.

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры» 8 класс

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилё в

Цели урока и задачи : познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание.

Метапредметные:1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию; давать определение понятий.

Тип урока : комбинированный, с элементами исследовательской деятельности,

Основные приемы : индивидуальная работа с учебной литературой, рассказ учителя, работа в парах, группах.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм

План урока:

1.Организационный момент

2.Проверка и актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Итоги и рефлексия

5.Домашнее задание

1. Орг. начало урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.

2. Проверка домашнего задания:

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материал по теме: «Наука в современном обществе». Поэтому, я предлагаю вам выполнить задания теста.

Мы с вами начали изучение основных сфер жизни общества.

Перечислите их.

С какой сферой мы начали знакомство? (духовной)

Что мы с вами уже изучили? (образование, совесть, наука, мораль…..)

Что еще относится к этой сфере мы узнаем с вами на уроке.

Чтобы понять о чем пойдет речь возьмите в файлах пазлы и сложите из них четверостишье. (попросить одного ученика озвучить ее)

Каждому из вас я подготовила буклет, который по ходу урока который нужно будет заполнить и прикрепить в рабочую тетрадь.

3. Изучение нового материала

Какие ассоциации вызывает у вас слово « религия» ? (Бог, вера, божество, христианство, крест, душа, ислам, буддизм, пророк, духовенство, церковь, мечеть)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно 40 тыс. лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнение» с. 95 спросить одного ученика с места ) .

Одни исследователи переводят это слово с латинского как «относиться с особым почтением», другие переводят слово «религия» как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в рабочем листе).

Исторические формы развития религии бывают:

    Племенные Что мы о них знаем?

    Национальные Назовите их.

    Мировые

Перечислите мировые религии (христианство, ислам, буддизм)

Выступление учащихся.

(Сообщения и показ презентаций: христианство, ислам, буддизм)

1. Особенности религиозной веры .

- А сейчас ребята, давайте поработаем в группах , при этом Вам разрешается негромко обсуждать вопросы и ответы.

I группа- прочитав текст учебника на с. 96 попробует обозначить « Особенности религиозной веры»

2. Роль религии в жизни общества .

II группа- прочитав текст на с.97-98 обозначит задачи которые религия выполняет в обществе .

III группа- изучив дополнительный материал (10 заповедей) попробует ответить на вопросы текста.

(1 группа)

1.Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2.Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3.Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

(2 группа) Как Любой социальный феномен религия выполняет в обществе определенные задачи:

    Регулирует поведение людей в обществе - религиозные нормы диктует, как себя вести, вводят ограничения;

    Воспитывает человека - побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

    Отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;

    Снимает психологическое напряжение- верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;

    Объединяет общество для решения различных задач.

(3 группа) Делая выводы можно говорить о том, что любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

3. Религиозные организации и объединения

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий лист)

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Найдите в учебнике на с.98, 99 текст характеризующий каждую из этих организаций.

1 ученик - Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

2 ученик - Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Какие черты характерны для секты: замкнутость, (обособленность, претензии на исключительность своей роли, абсолютная нетерпимость к инакомыслию)

3 ученик -Организация

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны. Конституции РФ провозглашены: (ст.28)

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

I -Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

II -Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма .

III (в толковом словаре) Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Таблица в тетрадь.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

IV. Рефлексия

Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя».

Наш урок подходит к концу, заполните оценочную таблицу в вашем буклете.

V . Домашнее задание и выставление оценок:

1. § 12 читать, пересказ.

2. Для оценки «4» выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с.101 учебника

3. Для оценки «5» написать эссе на тему: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т.Харли)

Проблема типологии религии.

Типы религиозных организаций.

Церковь: сложная иерархическая система взаимоотношений. Большое количество последователей, отсутствие постоянного членства, принадлежность определенной традиции, свободный выбор индивида.

Секта: привлекает новых членов, но не выпускает. Возникает в результате отделения от церкви части верующих, на основе изменения вероучения. Черты: мало последователей, постоянный контроль за ними, стремление отделиться от мирской жизни. Нет проф. Священнослужителей.

Харизматический культ: разновидность секты. Черты похожи, но отличаются: приверженцы объединены вокруг личности, наличие божественных качеств, сатана-носитель сверхъестественной силы. Культ малочислен. Свойственен мистицизм, фанатизм.

Динаминация: промежуточное положение м/д церковью и сектой. От церкви: высшая степень централизации, от секты: добровольность, контроль членов.

Интегрирующая функция религии.

Объединяет людей в рамках мировоззрения. Содействует социальной, идейной и политической интеграции. Способствует консолидации об-ва и конфессиональному единству, другим формам сплочения людей. Вырабатывает общие ценности и нормы, укрепляет структуру об-ва, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения. Н-Р: таинство причищения (вино и хлеб) – симв. Кровь и тело христа.

Дезинтегрирующая функция религии.

- может использована для разъединения людей, разжигания вражды, войн, между разными религиями и вероисповеданиями и внутри самой религиозной группы. Противопоставление другим верам. Часто конфликты сознательно провоцируются, поскольку способствуют укреплению религ групп, усилению авторитета их лидера.

Шаманизм.

Происходит от ивенгров. Цель: лечение рассудка и тела, для хорошей охоты, процветания племени, существует 20-30 тыс лет. Гипотезы происх : 1) одна из др. религий 2) связана с магией 3) возник из-за псих заболеваний черты : 1) шаман должен чувствовать себя комфортно в обоих мирах 2) проникновение в тот мир под звуки бубна 3) обычно шаманы муж. 4) выбирает шамана дух функции: исцеление, религиозные потребности, договариваться с духами, но не факт что исполняет, шаману присущ страх.

Язычество – этимология, основные черты.

В современной науке нет понятия. Этимология : язычество от церк-слав –«язык», то есть «народ», в европейский языках от лат «paganus» - сельский; позже получила название «деревенщина», т.к в римс имп христ распространено в круп городах.

Черты: политеизм, мифология, принцип единения и гармонии, понятие традиции, категория рода (свой и чужой), одушевление предметов,

Религия славян. Принципы язычества.

Принципы: 1) культ предков (связывает мир земной и сокральный, обряд погребения важен, от этого зависит загробный мир, существовали захоронения: по обряду трупоположения, кремация, захоронение в погребальной ладье, «нафь»-мертвец, те кого отправляют в путь на ладье, «ирий» -тот мир. 2) вера в бессмертие души (допускалась реинкарнация в тело родственника), душа могла вернуться в зооморфном виде 3) посмертное сущестование души 4) одухотворение не живого (камней).Верили в святость гор, ориентировались на гармонию с природой.

Религия славян. Источники. Пантеон.

Язычество – политеистическая религия. У каждого племени свое главное божество. Дуализм – разделение на добрых и злых богов. Источники: 1)топоров: информация о богах неполная, нет взгляда изнутри, дается с точки зрения внешнего избирателя. 2) прокопий кесарийский (6в), описания арабских авторов, ПВЛ, хроники, в основном европейские авторы, опирались на старинные источники, свою фантазию, которые опирались на античность. Кабинетная мифология – это придумывание новых персонажей в результате домысливания. Исследователи опирались на фольклор, этнограф материалы.

Пантеон: -высший уровень сакральных божеств, определяемых словом бог. Перун-гром, покровитель воинов, хорс – солнечное божество, не славянского происхождения, симаргл – параллель с иранским богом, велес- покровитель дом. Животных, богатства, дажьбог-солнца, стрибог – бог богатсва, мокошь, лада, лель– женское божество, сварог – небесного огня. Ерило – бог весенного плодородия.

Существа низшего порядка- духи и демоны, бес – гадкий(духи лесов, леший, болотник); упыри, вурдалаки – злые духи.

Скандинавское язычество. Источники. Культ предков.

Нравственные понятия чужды. Это религия единого принципа- способность блага своему роду. Понятие души рода переходит от предков к потомкам. Человек ответственнен за будущее рода. Душа рода придает силу, уверенность. Языческие боги помогают только в конкретной стране. Часть скандинавс стран меняет религию. В 1000г исландия принимает христ. Допускается тайное употребление языческих обрядов (выбрасывание младенцев, конское мясо).Боги очеловечены с нехорошими чертами(воры, развратники). Фатализм-зачем бояться если все уже предопределено.

Источники: XIIIв. – «Старшая эдда» - песни, легенды о богах и героях в стихотворной форме; «Младшая эдда» (Снорри Стурлусон) – проза; структурированное переложение мифов. «Деяния датчан» (Саксон Грамматик) – боги – обожествленные люди.

Кенинги – широкие метафоры, обозначающие живых существ, предметы и т.д.

Скальды – непрофессиональные поэты: дружинники, воины – воспевали подвиги;

Культ предков: главная идея –погребение отражает представление о загробной жизни, Швеция крупные святилища.

Специфика религии кельтов.

в том, что многое заимствованно из культа римлян. Кельтская и итальянская мифология глубоко родственны. Кельты жили по законам родоплеменного общества, получается у них существовал достаточно мощный культ предков. Верили в переселение душ, уменьшение страха перед смертью, множество жертвоприношений, в т.ч. человеческих. Похожие боги – Меркурий (изобретатель всех искусств, проводник в мир иной), Аполлон (бог-врачеватель, отгоняет болезни), Минерва (богиня навыков и умений), Юпитер (управленческие функции, правитель небес), Марс (военное дело). Источники по кельтской мифологии – записки о галльской войне, различные саги, записи Светония. Жреческое сословие – друиды (культ деревьев),

Буддизм в России

Бурятия, Тува, Калмыкия, Чеченская область.

Буддизм Бурятии – форма ламаизма.Дацан – монастыри. До Октябрьской революции – около 46. Сталинский режим фактически уничтожил: массовые репрессии против лам, дацаны разрушались. В настоящее время – возрождение: восстановление и строительство новых дацанов. Буддисты Бурятии налаживают связи с зарубежными буддистами

Тува – XIII-XIVвв. Передвижные храмы – прообразы дацанов. Нет собственного религиозного центра. Тувинские монастыри имели почти в каждом административном районе, многие представляли крупные феодальные хозяйства. Вытеснение добуддийских верований; в церемониях принимали участие шамана. С 1917г. – протекторат России. Вмешательство в вероисповедальные дела. 1927 – Тувинская народная республика. 30-е гг. – попытка искоренения буддизма. 90-е гг. – возрождение. Сегодня – 9 буддистских общин. Далай Лама XIV – помощь в возрождении.

Калмыкия – единственная народность на европейской территории России. XVII-XVIIIв., сегодня – государственная религия (14 общин, строительство буддистского центра).

Санкт-Петербург – 1909-1914 – построен первый дацан на территории Европы. Есть они в Москве, Ярославле. В Москве – Институт буддизма. В Томске – община дзохча – 2002г., несколько человек в общине; 2 школы. Центр буддизма в Томске. Лама Оле Нидал – приехал в 1998г., основал общину.

Буддизм в современном мире.

Глубокие корни в азиатских странах, во многих является государственной. Камбоджи, Таиланд – главы государства руководят церковью. Сохраняется множество монахов (Камбоджи – каждый 20 мужчина). Жизнь в сельской местности тесно связана с монастырем. Монах не участвует в политической власти, но имеет большое влияние.

Дзэн-буддизм популярен на Западе. 60-е гг. – антикультурный феномен, который приняли те, кто протестовал против капитализма (хиппи, артисты, писатели, анархисты). Сегодня поддерживается приверженцами альтернативных культур, физиками, программистами, домохозяйками и т.д. Несколько сотен тысяч европейцев приняли буддизм. Постепенно он проникает в различные науки. Факторы развития:

Все большее количество азиатских учителей отправлялись на Запад (лекции или буддистские центры);

На родину возвращаются молодые люди, обучавшиеся в Азии;

80-е гг. – буддистские западные учителя.

При хорошем уровне жизни у людей освобождается время для развития мысли;

Относительно высокий уровень либерального образования;

Улучшение в области средств передвижения и коммуникаций.

Ранне христианское учение.

Более 2млрд. последователей. 400-500 – Запад, 250 – Северная Америка, Азия – около 300, Африка – 300-400, Австралия – 400, Южная – 400-500.

Iв. До н.э. в Палестине. VIв. – порядок летоисчисление от рождения Христа (ранее – от времени основания Рима). 747г. от основания Рима. Рождение Христа – раньше этой даты (7-6 гг. до Р.Х.).

Важные черты хрис: равенство людей, каждый мог стать христ, нет богоизбранностию

Источники: 1) христ: нов завет(27соч), неканоническая лит-ра 2) нехрист: тит ливий, иосиф флавий, плиний.

17-18вв появление ист и мифол школ. Основа: покорность, восприятие жизни. Вера в искупительную жертву миссии иисуса.

Проблема типологии религии.

Подходы: нормативный (ложные и истинные религии) и эволюционный(развитие от простейших форм).

1. Естественные (индуизм, буддизм) 2. Религии индивидуальности (р. Др. гр. –религия прекрасного. 3. Религия абсолютной духовности: христианство.

Географический подход: 1) р. Ближнего востока (ислам, иудаизм) 2)океанические (австралии) 3) религии африки 4)америки 5)классические (др.гр.)6) дальнего востока (конфуцианство, даосизм) 7) р. Индии (индуизм)

А также 1) родоплеменные религии 2) национальные религии(иудаизм) 3) мировые

По отношению к сверхъестественному: 1) простейшие (фетишизм) 2)политеизм (р. Присутсвия богов) 3) дуализм 4) супремотеизм (р. Др. греции-пирамидное деление божеств) 5) пантеизм(везде бог) 6) монотеизм(один бог) 7) теизм

Особенности религиозной веры.

Три подхода 1) тип религии следует искать в религиозном сознание 2) в культовой деятельности 3) в религиозной организации. Связь между религией и верой: предмет религиозной веры: знание без логич док-в, образы, представления, сомнения, то есть влияние веры на волевой процесс. Предмет не религ. Веры: сверъест, что не подчиняется законам, находится по ту сторону. Существует две тенденции: 1) религ вера есть интелектуал феномен 2) религ вера есть религиозные переживания, чувства.

Существуют два уровня: 1) обыденное религиозное собрание 2) теоритически оформленное концептуальное

Главное – ритуальные действия. Наличие веры в любом объекте не является показателем наличия религии. Культ- реализация религиозной веры в действиях, включает совокупность обрядов. Обряд – действия, установленные обычаем, традицией и символизирующие нормы и представления. О. – является разновидностью символа. Культ держится на вере. Существует система жертвоприношений. Обращение к богу вербальное и не вербальное.

Тема

Специфика и суть религии как особого типа мировоззрения


План

Введение

1. Особенности религиозной веры

2. Суть культа и его место в религиозном комплексе

3.Формирование и особенности религиозной личности

4. Религиозные группы и организации

Заключение


Введение

Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного. Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию. Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.

Религиозное сознание – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. Интегрирующий компонент – вероучение, богословие, теология.

Как социальное явление религия имеет свои организационные формы, главным признаком которых является культовая деятельность и которым присущи специфические отношения, структура, групповое сознание, система ориентиров, контроля и т.д. Церковь как объективно существующий социальный институт находит достойное место в структуре социальных отношений.


1. Особенности религиозной веры

Религиозное сознание – это форма общественного сознания, совокупность идей, мифов, догм, взглядов и представлений, эмоций, традиций и обычаев, в которых отображается окружающий мир через представления о сверхъестественном. Религиозная вера – достаточно сложное психологическое чувство человека, которое благоприятствует убеждению о существовании особых связей между человеком и сверхъестественным; является способом функционирования религиозных представлений, формой восприятия религиозных ценностей и идеалов. Религиозное сознание содержит идею бога (главная идея вообще религий), мифы либо легенды об основоположниках религиозных учений, о сотворении мира, представления об ангелах, рае, пекле, чувство любви к богу, греха, смирения, обряды покаяния, исповеди и др. Религиозные парадигмы верующие выражают в представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях, то есть логических формах, присущих также реалистическому мировоззрению.

Специфика предмета религиозной веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто, не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентное», постольку религиозная вера, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики. Религиозный человек верит в исключительный, непохожий на все существующее облик сверхъестественных сил или существ. Эта его вера питается официальными догматами церкви. Так, с точки зрения православной церкви, «бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна... Всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна».

Религиозный человек не применяет к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению Христос был именно таким богом, явившимся людям в человеческом облике. Если же бог или иная сверхъестественная сила пребывает в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют богословы, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним неприменимы. В христианском богословии, как православном, так и католическом, рациональные аргументы, доказывающие бытие бога, никогда не считались главным путем приближения к нему. «Никакое, даже самое безошибочное, доказательство истины не может заменить живого переживания, интуиции веры,- пишут православные богословы.- Вера не доказывает себя, а показывает». И далее: «Вера сама по себе есть психологический акт, а не формула... Вера христианская прежде всего есть переживание. Аргументация веры есть нечто внешнее, от чего сама вера не зависит». В религиозной вере разум человека играет третьестепенную, подчиненную роль. Церковь принимает его лишь как средство сформулировать догмат (ибо догмат не может быть сформулирован вне рациональных форм - понятий и суждений). Уже упоминавшийся выше тезис: «Верю, потому что абсурдно» - не является для религиозного сознания случайным, а выражает некоторые его общие и характерные особенности. В сознании религиозных людей на протяжении длительного времени могут совмещаться религиозные верования и научные представления. Нередко кажется странным, как противоречащие друг другу с точки зрения содержания идеи и представления могут «сосуществовать» в сознании одной и той же личности. Чтобы это понять, следует учитывать, что религиозные догматы верующими как бы исключаются из сферы обычных представлений, подлежащих практической и теоретической проверке. У членов ряда религиозных сект и культов, полагают они, присутствует сознание их «избранности» к спасению, что укрепляет их чувства превосходства над иными людьми и служит барьером для принятия любой информации, противоречащей их верованиям. Большую роль в сохранении и укреплении веры играет и социальная поддержка их взглядов со стороны членов религиозной общины, к которой они принадлежат. Многие религиозные общины и культы добиваются с помощью постоянной идеологической и психологической «обработки» своих приверженцев полной утраты ими какой-либо духовной самостоятельности, слепого подчинения лидеру этой секты. Отношение субъекта религиозной веры к предмету веры может существовать лишь как эмоциональное отношение. Если религиозные образы и представления не вызывают в сознании личности интенсивных чувств и переживаний, то это верный признак угасания веры. Иначе говоря, это не только вера в то, что бог существует и что он создал мир, но и в то, что бог может покарать или вознаградить данного человека, повлиять на его судьбу при его жизни и особенно после смерти. Для глубоко религиозного человека бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке. Бог для верующего - собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. Эти психологические особенности религиозной веры нельзя забывать, когда речь идет об атеистическом воспитании.

Если феномен веры рассматривать с чисто научной точки зрения, то обнаруживается, что она на самом деле строится на целиком естественных психологических основаниях. К числу таких оснований можно отнести:

Эмоции и чувства – как положительные (любовь, надежда), так и отрицательные (ужас перед неизвестным);

Воля (так как религиозная вера предусматривает сознательную концентрацию всей психической жизни человека на религиозных образах и чувствах);

Воображение, благодаря которому абстрактное и расплывчатое понятие «сверхъестественных сил» приобретает в сознании обычного человека конкретные образы богов, ангелов, бесов, Богоматери и т.п.

Особая настроенность всех этих обычных для человека психологических проявлений на религиозный лад становится возможной лишь под влиянием продолжительной неудовлетворенности многих его потребностей: мировоззренческих, познавательных, эстетических, материальных и т.д. Какова бы ни была причина этого – то ли низкая активность самого человека, то ли неблагоприятные социальные условия его жизни, но там, где не подходят естественные пути достижения целей, рождается вера в сверхъестественное. Таким образом, веру можно считать естественным свойством человеческого сознания. Говоря о вере, нужно заметить, что вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры – это твердое убеждение человека или людей в существовании сверхъестественного. Тогда как нерелигиозная вера (например, вера в существование неземных форм жизни и т.п.) этого признака лишена. Таким образом, к иллюзорному общению с богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. И если мы хотим избавить человека от веры в бога, то очень важно не забывать о важнейших духовных потребностях людей, в том числе и о потребности в общении.

Подчеркивая иллюзорный характер предмета религиозной веры, указанное положение Маркса о религии выявляет важнейшую социальную функцию религиозной веры и религии в целом - функцию иллюзорного восполнения практического бессилия людей.

2. Суть культа и его место в религиозном комплексе

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus - уход, почитание). Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста, к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Предания, молитв, псалмов, песнопений и др. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и повествования. Рассматриваемый с точки зрения содержания культ может быть охарактеризован как «драматизация религиозного мифа». В искусстве (например, в театре) воспроизведение художественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устраняет условность ситуации действия. А драматизация текста в религиозном культе связана с верой в действительное совершение описанных в тексте событий, в повторяемость этих событий, в присутствие религиозных персонажей, в получение ответа от признаваемых объективными существ, в партиципацию или идентификацию с ними. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки. Солнце, Луна и пр. с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа, в частности, являются ритуальные пляски вокруг изображений животных - предметов охоты, заклинание духов, камлания и пр. (на ранних стадиях развития религии); богослужение, религиозные обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях). Субъектом культ может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как субъект неоднородна: имеется небольшая группа осуществляющих управление - священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна верующим со значительной степенью религиозной убежденности, с хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых действий. К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный смысл и значение. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более сложных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники). Средства и способы деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово представляют значение, отличное от их непосредственного значения. Крест, например, - это не просто предмет с перекрестными планками, он является символом, выражает определенное значение (воздвижение Креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время крестного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру, образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает исповедание триединства Бога. Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней разорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, чтение молитв и псалмов - все это может доставлять эстетическое наслаждение. Таким образом, система культовых действий играет важную роль в религиозном комплексе. Именно через религиозные обряды приобщается индивид к той или иной конфессиональной общности, именно культовые действия являются для религиозных организаций важным средством «улавливания душ».


3. Формирование и особенности религиозной личности

Цель психотерапии заключается в исцелении души, а религия свое призвание видит в спасении души. Но, невзирая на то, что для религии предотвращения душевных страданий, освобождение от них является не основной, а производной целью, она все-таки оказывает ощутимый психогигиенический и психотерапевтический эффект на человека, создавая для него возможность психологически утвердиться в трансцендентном, абсолютном. Этим религия осуществляет могучее психопрофилактическое, психотерапевтическое влияние на психику верующей личности. В этой сфере, по мнению Г.-В. Олпорта и других американских исследователей, ей, бесспорно, принадлежит ведущая роль. Реализуется она в эмоционально-катарсических эффектах, которые вытекают из природы. Достижение религии в психотерапевтической сфере является особенно значительным. Религиозное трактование сути психотерапевтических феноменов в целом правильное. Это касается даже утверждений, что душевно больного человека мучает «нечистый дух», если истолковывать его как страсти, которые противоречат принципам доброжелательной, человечной морали, адекватной самооценки и тому подобное. При этом природа такого «нечистого духа» остается вне поля зрения, ведь наука не может достоверно исследовать ее. Поэтому на первом плане фигурирует собственно психотерапевтическая проблема - помочь человеку избавиться от «нечистого духа», который его истязает. Основным психотерапевтическим эффектом религии является экзистенциальное чувство безопасности как следствие внушения неизбежности победы добра над злом, жизни над смертью. Касается это как человечества, так и отдельной личности. Религия возводит к минимуму источник экзистенциальной тревоги, страха или и совсем нейтрализует его, помогает человеку психологически утвердиться в существовании высшего авторитета, который обещает ей ограждение от угрозы зла и смерти.

Недостаточное чувствование безопасности, антиципация (предвидение) реальной разрушительной угрозы является одним из самых главных факторов невропатических расстройств. Поэтому, вселяя основательное, всеохватывающее чувство безопасности, оптимистической надежды, религия оказывает могучее психотерапевтическое и психопрофилактическое влияние. Совсем недавно психотерапия окончательно убедилась в том, что всегда доказывали гуманистические религии: нет других лекарств для души, кроме любви. Способность личности искренне любить Бога, ближних, родных, вызывает ответную любовь к ней, что является мощным фактором здоровой психики, жизненного воодушевления, вдохновения, радости бытия.

Формирование личности начинается в семье. Именно здесь закладываются основы человеческого характера, отношения индивида к окружающим, его социальные и мировоззренческие ориентации. Отношения между ребенком и родителями являются первой формой непосредственных социально-психологических контактов, в которые вступает ребенок и от содержания которых зависит очень многое в его последующем развитии. На основе многочисленных исследований психологи установили, что для ребенка дошкольного возраста родители являются бесспорным и абсолютным авторитетом. Ребенок постоянно, причем часто неосознанно, подражает их действиям, их поведению, их словам. Неудивительно, что в религиозных семьях, где родители молятся, говорят о боге как о высшем существе, управляющем всем на земле и наказывающем людей за их «грехи», создается общая социально-психологическая обстановка, способствующая формированию религиозности ребенка. Еще более интенсивно формируются навыки религиозного поведения у детей в тех семьях, в которых родители или старшие родственники сознательно и целенаправленно воспитывают детей в религиозном духе, в частности заставляют их молиться, читают с ними Библию, разъясняя ее содержание. Постепенно на основе подражания у ребенка формируются не только стереотипы религиозного поведения, но и некоторые элементарные религиозные образы и представления.

Религия может влиять на психику человека и негативно. Например, иногда священнослужители навеивают избыточный страх, ужас, что особенно вредит сенситивным (эмоционально впечатлительным) детям. Религиозный страх стимулирует у них чувство патологической навязчивой вины, которая делает невозможным гармоничную самореализацию и приводит к деструктивным психологическим и социальным последствиям. Но в целом религиозность личности положительно влияет на ее самореализацию, самоактуализацию, самотрансцендирование, помогает многим осознать свое призвание, реализовать способности, избрать животворную жизненную стратегию и тактику человек нуждается в самотрансцендировании - подъеме над своей биологической, животной и социальной природой к высшему духовному уровню, смыслу жизни. Его вершиной является особый тип индивидуальных переживаний, которые А. Маслоу назвал «пик-опытом». Этот опыт характеризуется тем, что во время пик-переживаний человек наиболее тождествен самой себе, своему естеству, ближе всего к своему истинному «Я», наиболее целостен и неповторим. Он получает самую чистую информацию о себе. Конфликты и противоречия, которые его раздирают, отступают, а, следовательно, стихает его борьба с собой. Торжествуют внутренняя гармония, целенаправленность и тому подобное. Со стабилизацией и нарастанием такого самоосознания повышается способность человека гармонично, органически сливаться, идентифицироваться с миром, в частности с тем в нем, что не принадлежало ему и чему он не принадлежал, но потенциально оно было близко его естеству. У человека во время пик-переживаний и вследствие их возникает характерное чувство счастья, успеха, избранности, а следствием такого опыта возникает чувство благодарности. Религиозные люди благодарят Бога, другие – судьбу, природу, родителей также. Чувство благодарности значительно усиливается в результате того, что «пик-опыт» невозможно запланировать. Он наступает, охватывает человека неожиданно. Часто эта благодарность выливается в безмерную любовь ко всему сущему, в восприятии мира как наполненного красотой и добром, в желании делать добро для мира, «возвращая долг». Немало общего по содержанию имеет переживание «пик-опыта» с мистическим экстазом. На этом основании Маслоу считает, что «пик-опыт» является результатом и глубинной основой личной религиозности. По его убеждениям каждая религиозная личность имеет свою личную религиозность, которую она поддерживает и развивает на основе своих «пик-переживаний», откровений, интуитивных движений, создавая из них личные мифы, ритуалы, церемониалы. Эти религиозные приобретения имеют глубинный смысл только для отдельной личности – их субъекта. Таким образом, психологическим стержнем религиозного смысла жизни является перспектива жизнеутверждающего для человека разрешения его основной экзистенциональной проблемы – смертности, конечности. Религия обещает человеку окончательную победу добра над злом, окончательное благоприятное разрешение проблем каждой личности при условии выполнения ею религиозных заповедей, наставлений. Вера в осуществление обещанного религией дает человеку чувство безопасности, защищенности, оптимизма, избавляет его от экзистенционального страха, и тревожности. Во всем этом реализуется мощный психотерапевтический потенциал религиозной веры.

4. Религиозные группы и организации

Одним из самых существенных факторов институализации религии (формирование религиозных организаций) является осознание людьми собственной самобытности, общности их верований, культовых особенностей, необходимость установления определенных отношений с окружением. В то же время избыточная централизованность религиозных организаций приводит к появлению движений, которые не мирились с жесткими правилами определенного религиозного сообщества, добивались права на реализацию собственных взглядов. Таких отступников от доминирующих религиозных взглядов, как правило, называли еретиками.

Главной целью религиозные организации считают формирование у людей соответствующих ценностей, идеалов. Это достигается выработкой систематизированного вероучения, формированием системы его защиты и оправдания, культовой деятельностью, контролем и осуществлением санкций контроля выполнения религиозных норм, поддержкой связей со светскими организациями, государственными органами. Религиозная организация является сложным социальным институтом. Среди разнообразия религиозных организаций очерчиваются такие их основные типы: церковь, секта, харизматичный культ и деноминация.

Церковь - религиозная организация со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия священнослужителей и верующих.

Конституционные элементы церкви - это вероучение, культовая деятельность и соответствующая организационная структура (следует различать понятие: "церковь как культовое сооружение", "церковь как религиозное вероопределение", "церковь как социальный институт"). Любая церковь имеет свою иерархию (служители культа, клир, миряне), основу которой составляет профессиональное духовенство, священнослужители. В церкви действует определенная система норм , ценностей, санкций, посредством которых осуществляется контроль за поведением верующих. Секта - это относительно закрытое объединение единоверцев, что возникает как оппозиционное течение касательно к существующей конфессии. В секте действует определенная система контроля, идейных принципов, ценностей и установок. Для секты характерные претензия и исключительность, тенденция к изоляционизму, фанатизм определенной части верующих. Деноминация - это специфическое религиозное объединение, которое находится на стадии становления, организационного оформления. Будучи централизованным религиозным объединением, деноминация характеризуется собственным самоуправлением, отсутствием священников и тому подобное. При определенных условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь или секту. Отдельно от религиозных организаций существуют разнообразные религиозно-политические институты, религиозно-политические партии, религиозно-профессиональные и молодежные союзы, международные религиозные объединения и тому подобное.

Иногда в религиях возникают движения, члены которых начинают высказывать взгляды, отличные от принятой религиозной традиции. Такие движения, если церковь их официально осуждает, называются ересью. Объединения приверженцев ересей обычно называют сектами. Объединения, занимающие промежуточное положение между сектами и церквами, называют деноминациями. Мистерии объединяют часть верующих, считающих, что они обладают тайным, но истинным знанием сущности исповедуемой религии, которую необходимо скрывать. В реальной действительности религиозные организации изменяются, происходит трансформация одного типа в другой.

Заключение

Религия играет очень важную роль в жизни личности и всего общества. Религия не только гармонизирует наше сознание, выдвигая задачу «спасения человечества», но и постоянно поддерживает индивидов в их повседневной жизни. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает достойно преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть, поскольку эти страдания, смерть исполнены для религиозного человека определенным смыслом. Религия помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями, общими целями. Именно посредством культа религия конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности


Литература

1.Релігієзнавство. За ред. С.А. Бублика. К.: Юрінком Інтер, 2001. – 496с.

2.Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиеведение. Х.: Торсинг, 2002. – 496с.

3.Угринович Д.М. Психология религии.- М: Политиздат, 1986.- 352 с.

4.Основы релегиеведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М.: В.ш., 2004. – 511с.

5.Москалець В.П. Психологія релігії. К.: Академвидав, 2004. – 240с.

6. Лубський В.І., Лубська М.В. Історія релігій. К.: ЦНЛ, 2004. – 696с.

7.Торгашев Г.А. Основы религиоведения. СПб: Питер, 2004. – 364с.

Основа любой религии - вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера, по словам Евангелия, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

В чем особенности религиозной веры? Первым её элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помыслами людей. Значит, за все поступки человека отвечают управляющие им высшие силы? Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Но на основании чего возможна эта вера? На основании знания содержания религиозных мифов и Священных книг (Библии, Корана и др.) и доверия к содержащимся в них свидетельствам тех, кому довелось убедиться в фактах существования Бога (явление народу, откровения и т.п.); на основании непосредственных доказательств бытия Бога (чудеса, непосредственные явления и откровения и т.п.)

История показывает, что случаев непосредственных явлений высших сил, не описанных ранее в мифах и Священных книгах, практически не существует: церкви крайне осторожно относятся к любому проявлению чуда, справедливо полагая, что ошибочность или, хуже того, недобросовестность в описании его вызовет у людей неверие и может подорвать авторитет церквей и вероучений. Наконец вера в Бога основывается на некоторых доводах логического и теоретического порядка. В течение многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И.Кант убедительно показал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие невозможно, остается только верить.

Идея существования Бога - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает её. Так, религиозная вера включает в себя:

Нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;

Веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви - папа римский - является наместником (представителем) Бога на земле;

Веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);

Веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

Гипнотическая терапия