Религия будущего: датаизм, техногуманизм, роботизация священства и новая духовность. Единая религия будущего Какое будущее у религии на ваш взгляд

Почему доля мусульман в мировом населении растет быстрее всех, а религиозно неаффилированных все меньше

Религиозные характеристики мира очень быстро меняются, что в первую очередь обусловлено различиями в уровнях рождаемости и величине молодого поколения в сферах влияния крупнейших мировых религий, а также тем, что люди меняют религию. В течение ближайших четырех десятилетий христиане останутся крупнейшей религиозной группой, но ислам будет расти быстрее, чем любая другая из основных религий. Эти актуальные тенденции продержатся до 2050 года…

— Число мусульман практически сравняется с числом христиан в мире.

— Несмотря на то, что атеистов, агностиков и других людей, кто не ассоциирует себя ни с какой конкретной религией, станет больше в таких странах, как США и Франция, их доля уменьшится в общем числе жителей земли.

— Количество приверженцев буддизма останется примерно таким же, как в 2010 году, а индуистов и иудеев станет больше, чем сейчас.

— В Европе число мусульман составит 10% от всего населения.

— В Индии по-прежнему религией большинства останется индуизм, однако, ее мусульманское население также станет самым многочисленным в мире, обогнав мусульман Индонезии.

— В США число христиан с трех четвертей населения в 2010 году снизится до двух третей в 2050 году, а иудаизм перестанет быть самой многочисленной нехристианской религией. Мусульман станет больше, чем людей, которые определяют себя как иудеев на основании религии.

— Четверо из каждых десяти христиан мира будут жить в Африке к югу от Сахары.

Это некоторые из тенденций, обозначенных новыми демографическими прогнозами исследовательского центра Pew Research Cente r. Прогнозы основываются на актуальном охвате и географическом распространении крупнейших мировых религий, возрастных различиях, рождаемости и смертности, международной миграции и закономерностях перехода из одной религии в другую.

По состоянию на 2010 год христианство с большим отрывом было крупнейшей религией мира, обладая по подсчетам 2,2 миллиардами приверженцев, что составляет почти треть (31%) от всего 6,9-миллиардного населения Земли. Ислам занимал второе место, имея 1,6 миллиардов приверженцев, то есть 23% от всех людей.

Однако, если актуальная демографическая тенденция продолжится, ислам почти догонит лидера к середине XXI века . В период с 2010 по 2050 год ожидается, что общее население Земли вырастет до 9,3 миллиардов, то есть, на 35%. За этот же период число мусульман — среди которых в среднем много молодых людей, обеспечивающих высокую рождаемость, — по прогнозам увеличится на 73%. Число христиан тоже должно увеличиваться, но медленнее, примерно с той же скоростью (35%), что и общее увеличение населения Земли.

В результате, согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году число мусульман (2,8 миллиарда или 30% населения) будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или 31%), возможно, первый раз за всю историю.

За исключением буддизма, все мировые религии расположены хотя бы к небольшому росту в абсолютных показателях в ближайшие десятилетия. Число буддистов мира, как ожидается, останется примерно на том же уровне из-за низкого показателя рождаемости и старения населения в таких странах, как Китай, Таиланд и Япония.

Количество индуистов во всем мире по прогнозам увеличится на 34%, с чуть более миллиарда до почти 1,4 миллиарда, ступая примерно в ногу со средним показателем роста всего населения на земле. Иудеи, самая небольшая религиозная группа, для которой был сделан отдельный прогноз, как ожидается, вырастут на 16%, с немногим более 14 миллионов во всем мире в 2010 году до 16,1 миллиона в 2050 году .

Контекст

Ислам не такой, как все религии

Globes 05.02.2017

Религия передумала уходить из России

Aftenposten 20.01.2017

Адаптируются ли земные религии к пришельцам?

Nautilus 30.11.2016

Три полюса, которые формируются в мире

Česká Pozice 16.11.2016

Остается ли Франция светским государством?

Русская служба RFI 04.10.2016

Число приверженцев религий различных народов, включая африканские традиционные верования, китайские народные верования, верования представителей коренных народов Америки и австралийских аборигенов, по прогнозу возрастет на 11%, с 405 миллионов до почти 450 миллионов.

Однако, несмотря на рост абсолютного числа приверженцев народных религий, иудаизма и «прочих религий» (всей сборной категории как единого целого), они не успевают за общим ростом всего населения земли. Каждая из этих групп в 2050 году по прогнозам будет составлять меньший процент населения, чем составляла в 2010.

Подобным же образом доля религиозно неаффилированных людей уменьшится в общем населении земли, хотя их абсолютное количество возрастет. Переписи и опросы свидетельствуют, что в 2010 году было около 1,1 миллиарда атеистов, агностиков и людей, которые не идентифицируют себя ни с какой конкретной религией. К 2050 году количество неаффилированных должно достичь 1,2 миллиарда. Но что касается процента, который им будет отведен от общего количества людей, то к середине нынешнего века он, по прогнозам, уменьшится с 16% до 13%.

В то же время, однако, ожидается, что доля религиозно неаффилированных людей будет расти в населении большей части территории Европы и Северной Америки. В США, например, количество неаффилированных вырастет с примерно 16% от всего населения (включая детей) в 2010 до 26% в 2050.

На примере группы религиозно неаффилированных людей можно увидеть, насколько сильно в ближайшие десятилетия на характер роста религий будут влиять географические различия. Одним из основных факторов, определяющих будущий рост, является то, где на сегодняшний день каждая из групп сконцентрирована географически. Религии с большим числом приверженцев в развивающихся странах, где высокий уровень рождаемости, а детская смертность постепенно снижается, скорее всего, будут расти быстро. Мировой рост ислама и христианства, например, по прогнозам обеспечат территории Африки к югу от Сахары. В противоположность этому, религиозно неаффилированные люди сейчас густо сосредоточены в местах с низкой рождаемостью, где происходит процесс старения населения, например, в Европе, Северной Америке, Японии и Китае .

На глобальном уровне самая высокая рождаемость — у мусульман, в среднем 3,1 ребенка на каждую женщину, что гораздо выше уровня воспроизводства (2,1) минимально необходимого для поддержания стабильной популяции. Христиане на втором месте, с показателем в 2,7 ребенка на одну женщину. Рождаемость у индуистов — 2,4, примерно такая же, как в среднем по всему миру — 2,5. Рождаемость у иудеев в среднем по миру составляет 2,3, что тоже выше минимального уровня воспроизводства. Рождаемость во всех остальных группах слишком низкая, чтобы поддерживать популяцию: народные верования — 1,8 ребенка на каждую женщину, другие религии — 1,7, религиозно неаффилированные — 1,7 и буддисты — 1,6.

В грядущие десятилетия ожидается, что христианство понесет самые крупные суммарные потери из-за смены вероисповедания. В общем и целом около 40 миллионов людей по прогнозам примут христианство, тогда как откажутся от него 106 миллионов, по большей части предпочтя пополнить ряды религиозно неаффилированных (см. диаграмму выше).

В общей сложности, группа неаффилированных пополнится 97 миллионами человек и потеряет 36 миллионов человек из-за смены вероисповедания, что даст чистого прироста в количестве 61 миллиона человек к 2050 году. Скромная «чистая прибыль» от смены религии ожидается у мусульман (3 миллиона), группы народных верований (3 миллиона) и сборной группы прочих религий (2 миллиона). Иудеи из-за смены вероисповедания потеряют около 300 000 человек, тогда как буддисты лишатся 3 миллионов.

Международная миграция — еще один фактор, влияющий на прогнозируемый размер религиозных групп в различных регионах и странах.

Предсказывать будущие направления миграции тяжело, так как миграция часто связана с политикой мировых правительств и международными событиями, которые могут быстро меняться. Поэтому многие демографические прогнозы не включают в свои модели миграцию. Но при сотрудничестве с исследователями Международного института прикладного системного анализа в австрийском Лаксенбурге центр Pew Research разработал инновационный метод использования данных по прошлым миграционным тенденциям, чтобы оценить религиозный состав миграционных потоков на десятилетия вперед (Более подробно о том, как эти прогнозы составляются, смотрите Главу 1).


© РИА Новости, Алексей Агарышев

Влияние миграции можно увидеть на примерах, приведенных на графике справа, где сравниваются сценарии, спрогнозированные с учетом и без учета миграции в регионах, где это имеет наибольшее значение. Ожидается, например, что в Европе, где миграцию необходимо принимать в расчет наряду с другими демографическими факторами, такими как уровень рождаемости и возраст, как причину изменения численности населения, мусульманская доля вырастет с 5,9% в 2010 году до 10,2% в 2050 году. Без учета миграции, доля мусульман в европейском населении по прогнозам составит почти на два процента ниже (8,4%). В Северной Америке, если в модель прогнозирования включить миграцию, доля индуистов за ближайшие десятилетия увеличится почти вдвое, с 0,7% в 2010 до 1,3% в 2050. Без учета миграции, доля индуистов в населении региона останется практически неизменной (0,8%).

На Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжающаяся миграция христиан в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия), как ожидается, компенсирует массовое бегство христиан из других стран этого региона. Если бы миграция не учитывалась в прогнозах на 2050 год, к этому времени по расчетам доля христиан бы там упала ниже 3%. С учетом миграции она будет выше 3% (снизится по сравнению с 4% в 2010 году).

После 2050 года

Этот доклад рассказывает о том, как изменится религиозный ландшафт нашей планеты , если актуальные демографические тенденции останутся в силе. Из года в год, однако, не снижается возможность непредвиденных обстоятельств — войны, голода, эпидемий, технических инноваций, политических потрясений и т. д. — которые могут изменить размер той или иной религиозной группы. По причине трудностей, связанных с предсказанием событий в более отдаленном, чем на несколько десятилетий, будущем, прогнозы заканчиваются на 2050 годе.

Читатели могут поинтересоваться, однако, а что будет, если продлить демографические траектории, зафиксированные в докладе, дальше, во вторую половину этого века? Учитывая скорость, с которой согласно прогнозу увеличивается доля мусульман в мире, действительно ли мусульмане превзойдут числом христиан? И если да, то когда?

Ответ зависит от того, каким образом может продолжиться тенденция, что описано в Главе 1. Если основную модель прогнозирования продлить за пределы 2050 года, доля мусульман в мировом населении примерно сравняется с долей христиан около 2070 года на уровне приблизительно в 32% для каждой группы. После этого число мусульман будет обгонять христиан, но обе религиозные группы продолжат расти примерно в ногу, как показано на графике выше. К 2100 году мусульман в мире будет примерно на 1% больше (35%), чем христиан (34%).


© AFP 2016, Amos Gumulira Девочки из средней школы в Мчинджи, Малави

Предсказываемый рост числа мусульман и христиан будет обусловлен в большой мере тем, что население Африки продолжит расти. По причине высокой концентрации мусульман и христиан в этом регионе с высокой рождаемостью, доля обеих групп в общем населении земли вырастет. Вместе две эти крупнейшие религиозные группы в 2100 году охватят более чем две трети всего населения планеты (69%), поднявшись с 61% в 2050 году и 55% в 2010 году.

Следует, однако, повторить, что многие факторы могут изменить эти кривые развития. Например, если большая доля населения Китая перейдет в христианство (такая возможность обсуждается в этой вставке), то одно это явление может укрепить нынешнюю позицию христианства как наиболее многочисленной мировой религии. Или если переход к неаффилированности станет обычным в странах с большим числом мусульман — так, как это сейчас обстоит в странах с большим количеством христиан — эта тенденция может замедлить или даже обратить вспять рост группы мусульма н.

Прогнозы на уровне регионов и стран

Кроме прогнозов на мировом уровне, этот доклад рассказывает о прогнозах по религиозным изменениям, касающимся 198 стран и территорий с населением не менее 100 тысяч человек, где на 2010 год проживало 99,9% мирового населения. Демографические оценки по еще 36 странам и территориям включаются в региональные и общемировые суммарные результаты на протяжении всего доклада. Доклад делит мир на шесть основных регионов и рассматривает потенциальные изменения в религиозном составе каждого региона, которые могут случиться с 2010 по 2050 год, на основании предположения, что актуальные миграционные и другие демографические тенденции продолжатся.

В основном благодаря высоким показателям рождаемости население африканских территорий, расположенных к югу от Сахары, по прогнозам переживет период самого быстрого роста и увеличится с 12% мирового населения в 2010 году до примерно 20% в 2050 году. Регион Ближнего Востока и Северной Африки также по прогнозам будет расти быстрее, чем мир в целом, и расширится с 5% от всего населения земли до 6%. Постоянный рост обоих регионов будет способствовать росту доли мусульманского населения земли. Кроме того, ожидается, что христианское население африканских территорий к югу от Сахары удвоится, поднявшись с 517 миллионов в 2010 до 1,1 миллиарда в 2050 году. Доля всех христиан, живущих в Африке к югу от Сахары, возрастет с 24% в 2010 до 38% в 2050 году.

В то же время, доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом населении снизится (53% в 2050 вместо 59% в 2010 году). Это приведет к более медленному росту религий, сконцентрированных в этом регионе, включая буддизм и китайские народные религии, а также к более медленному росту числа религиозно неаффилированных жителей региона. Единственное исключение составит индуизм, который преимущественно сконцентрирован в Индии, где населении моложе, а показатели рождаемости выше, чем в Китае и Японии. Как говорилось ранее, по прогнозам индуизм будет расти примерно в ногу с общемировым ростом населения. Многочисленное мусульманское население Индии также расположено к быстрому росту. Хотя в Индии по-прежнему будет индуистское большинство, к 2050 году и мусульманское население этой страны окажется самым большим в мире, обогнав индонезийское.


© flickr.com, Christopher Michel

Доля остальных географических регионов в мировом населении также уменьшится: прогнозируется, что доля Европы снизится с 11% до 8%, Латинской Америки и Карибского бассейна с 9% до 8%, а Северной Америки с 5% до чуть менее 5%.

Европа — это единственный регион, чье население в целом уменьшится. В ближайшие десятилетия европейских христиан станет меньше на 100 миллионов человек, с 553 миллионов их количество упадет до 454 миллионов. Оставаясь крупнейшей религиозной группой Европы, христиане по прогнозам станут охватывать не три четвертых населения, как сейчас, а менее двух третей. Ожидается, что к 2050 году почти четверть всех европейцев (23%) окажутся религиозно неаффилированными, а количество мусульман региона возрастет с 5.9% в 2010 году до 10%. За тот же период количество индуистов в Европе практически удвоится, с чуть менее 1,4 миллиона (0,2% населения Европы) до почти 2,7% (0,4%), в основном за счет иммиграции. Представляется, что та же тенденция становится актуальной и для буддистов, число которых по прогнозам увеличится с 1,4 миллионов до 2,5 миллионов.

В Северной Америке мусульмане и последователи «прочих религий» представляют собой группы с самым быстрым ростом. Например, по прогнозам в США доля населения , относящегося к «прочим религиям», вырастет более чем вдвое, хотя и отталкиваясь от очень маленького фундамента — с 0,6% до 1,5%. Численность христиан по прогнозам уменьшится с 78% населения США в 2010 году до 66% в 2050, в то время как доля религиозно неаффилированных возрастет с 16% до 26%. И похоже, что к середине века в США будет больше мусульман (2,1%), чем представителей иудаизма (1,4%).

В Латинской Америке и Карибском бассейне христианство останется самой крупной религиозной группой, охватывая 89% населения в 2050 году, слегка уменьшившись по сравнению с 90% в 2010 году. Религиозно неаффилированное население Латинской Америки по прогнозам вырастет как в абсолютных значениях, так и в процентном соотношении, с примерно 45 миллионов человек или 8% в 2010 году до 65 миллионов или 9% в 2050 году.

Изменение религиозного большинства

По прогнозам в некоторых странах к 2050 изменится религиозное большинство по сравнению с тем, что было в 2010. Число стран с христианским большинством должно уменьшиться с 159 до 151, в связи с тем, что число христиан станет меньше, чем 50% населения, в Австралии, Бенине, Боснии и Герцеговине, Франции, Нидерландах, Новой Зеландии, Македонии и Великобритании.


© AP Photo, Boris Grdanoski Празднование свадьбы в Македонии

Ожидается, что мусульмане к 2050 году будут составлять более 50% населения в 51 стране, на две больше, чем в 2010 году, так как станут религиозным большинством в Республике Македония и в Нигерии. Но христианское население Нигерии также останется очень многочисленным. Более того, по прогнозам к 2050 году христиане Нигерии составят третью по величине группу христиан в мире, после США и Бразилии.

По состоянию на 2050 год самой большой религиозной группой Франции, Новой Зеландии и Нидерландов должны стать религиозно неаффилированные.

Об этих прогнозах

Хотя многие делали прогнозы о будущем религий, это первые официальные демографические прогнозы, основанные на данных о возрасте, рождаемости, смертности, миграциях и переходах в другую веру для многочисленных религиозных групп по всему миру. Демографы центра Pew Research в Вашингтоне и Международного института прикладного системного анализа (МИПСА) в Лаксенбурге в Австрии собрали вводные данные более чем 2 500 опросов, исследований и регистров учета населения — работа, которая заняла шесть лет и все еще не завершена.

Эти демографические прогнозы охватывают восемь основных групп: буддистов, индуистов, иудеев, мусульман, христиан, приверженцев народных верований, представителей прочих религий и людей религиозно неаффилированных (см. Приложение С: определение религиозных групп). Так как переписи и опросы во многих странах не предоставляют информацию о религиозных подгруппах — таких как сунниты и шииты в мусульманстве или католики, протестанты и православные в христианстве — прогнозы оперируют религиозными группами как гомогенными. Данные по составу группы религиозно неаффилированных также во многих странах недоступны. В результате, невозможно смоделировать отдельные прогнозы для атеистов или агностиков.

Модель прогнозирования была разработана при сотрудничестве с исследователями проекта Age and Cohort Change в МИПСА, мировыми лидерами в области методологии демографического прогнозирования. Модель задействует усовершенствованный вариант когортно-компонентного метода, который обычно используется демографами для прогнозирования роста популяции. Она начинает работу с базовых возрастных групп, или когорт, разделенных по характеристикам пола и религиозной принадлежности. По каждой когорте делается прогноз путем добавления потенциальных будущих приверженцев (иммигрантов и людей, принявших эту религию во взрослом состоянии) и вычитания возможных потерь (смерть, эмиграция, люди, ушедшие из этой религии) год за годом. Самые молодые когорты, возраста от 0 до 4 лет, создаются на основе возрастных категорий по рождаемости для каждой женской группы репродуктивного возраста (15-49) и детей относят к региону матери. Более подробно об этом можно прочитать в Методологии.

В процессе сбора вводных данных и разработки модели прогнозирования, Pew Research Center публиковал предварительные отчеты об актуальном размере и географическом расположении основных религиозных групп, включая мусульман (2009), христиан (2011) и данные по нескольким другим верам (2012). Исходный набор прогнозов для одной религиозной группы, мусульман, был опубликован в 2011 году, однако, в нем не учитывалась смена веры.

Некоторые социальные теоретики предположили, что по мере экономического развития стран все больше их жителей будут отказываться от идентификации себя с определенной религией. Хотя это было основной тенденцией для некоторых частей мира, особенно Европы, пока неясно, универсальна ли это схема. В любом случае, наши прогнозы не основаны на теории, которая связывает экономическое развитие с секуляризацией.

Статьи по теме

Буддисты против Абрамовича

Radio Free Europe / Radio Liberty 24.01.2017

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

Вместо этого в данных прогнозах развиваются современные зафиксированные тенденции по смене религии в тех странах, для которых подобная информация были доступны (всего 70 стран). Кроме того, прогнозы отражают ожидания ООН, что в странах с высоким в настоящее время показателем рождаемости этот показатель в ближайшие десятилетия постепенно будет снижаться с ростом уровня женского образования. Прогнозы также предполагают, что продолжительность жизни будет постепенно расти в большинстве стран. Эти, а также другие ключевые вводные данные и предположения описаны подробно в Главе 1 и Методологии (Приложение A).

Так как прогнозы по религиозным изменениям никогда ранее не делались в таком масштабе, необходимо сказать несколько предостерегающих слов. Демографические прогнозы — это предположения, основанные на актуальных данных о населении, и предварительная оценка демографических тенденций, таких как снижение показателей рождаемости и увеличение продолжительности жизни в конкретных странах. Прогнозы — это то, что произойдет, если актуальные данные и нынешние тенденции продолжатся. Но многие события — научные открытия, вооруженные конфликты, общественные движения, политические потрясения и многое, многое другое — могут изменить демографические тенденции непредвиденным образом. Именно поэтому прогнозы ограничены периодом в 40 лет, а в последующих главах этого доклада мы попытаемся дать представление о том, насколько другими могли бы быть результаты, если бы ключевые положения были иными.

Например, население Китая в 1,3 миллиарда человек (на 2010 год) очень сильно влияет на мировые тенденции. В настоящий момент около 5% китайцев — христиане, а более 50% — религиозно неаффилированные. Поскольку достоверных данных по переходу в другую религию в Китае нет, эти прогнозы не включают никаких предположений по поводу смены вероисповеданий в этой самой населенной стране мира. Но если христианство распространится в Китае в ближайшие десятилетия, как предсказывают некоторые эксперты, то к 2050 году общее число христиан на земле может быть выше прогнозируемого, а уменьшение доли религиозно неаффилированных в мире может быть еще более значительным (более подробно о возможном влиянии процесса смены вероисповедания на Китай читайте в Главе 1).

В заключение напомним, что читатели должны держать в уме то, что в рамках каждой основной религиозной группы есть целый спектр степеней веры и соблюдения обрядов. Прогнозы основаны на количестве людей, которые сами себя идентифицируют с той или иной религиозной группой, независимо от уровня соблюдения ими правил. Понимание того, что значит быть христианином, мусульманином, индуистом, буддистом, иудеем или приверженцем любой другой веры, может меняться от человека к человеку, от страны к стране и от десятилетия к десятилетию.

Слова благодарности

Эти демографические прогнозы были выполнены Pew Research Center как часть проекта Pew-Templeton Global Religious Futures, который посвящен анализу религиозных изменений и их влияния на общество по всему миру. Средства на проект были выделены благотворительным фондом The Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона (John Templeton).

Многие сотрудники проекта Religion & Public Life при Pew Research Center участвовали в этой нелегкой работе. Конрад Хаккетт (Conrad Hackett) был ведущим исследователем проекта и основным автором этого доклада. Алан Куперман (Alan Cooperman) стал главным редактором. Энн Ши (Anne Shi) и Хуан Карлос Эспарца Очоа (Juan Carlos Esparza Ochoa) внесли самый значительный вклад в сбор данных, их хранение и анализ. Билл Вебстер (Bill Webster) создал графики, а Стейси Розенберг (Stacy Rosenberg) и Бен Вормолд (Ben Wormald) курировали разработку интерактивных презентаций данных и сайта Global Religious Futures. Сандра Стенсел (Sandra Stencel), Грег Смит (Greg Smith), Майкл Липка (Michael Lipka) и Александра Сандстром (Aleksandra Sandstrom) помогали с редактированием. Цифры отчета были проверены Ши, Эспаранца Очоа, Клэр Гесевич (Claire Gecewicz) и Ангелиной Теодору (Angelina Theodorou).

Некоторые исследователи проекта Age and Cohort Change при Международном институте прикладного системного анализа сотрудничали в работе над прогнозами, обеспечивая неоценимую экспертную компетенцию по вопросам расширенного (многокомпонентного) демографического моделирования и стандартизации вводных данных. Марсин Стонавски (Marcin Stonawski) написал новаторский софт для создания этих прогнозов и возглавлял сбор и анализ данных по Европе. Михаэла Потанчокова (Michaela Potančoková) стандартизировала данные по рождаемости. Вегард Скирбекк (Vegard Skirbekk) координировал исследования МИПСА. И наконец, Гай Эйбл (Guy Abel) из Венского института демографии помог сконструировать данные по потокам миграций на уровне стран, использованные в этих прогнозах.

За последние шесть лет некоторые бывшие сотрудники Pew Research Center также играли важную роль в создании этих демографических прогнозов. Филлип Коннор (Phillip Connor) подготовил вводные данные по миграции, создал описания итогов и способов миграции, а также помог написать разделы, посвященные каждой религиозной группе и географическому региону. Нобл Куриэкос (Noble Kuriakose) участвовал практически во всех этапах проекта и помог в разработке раздела о демографических факторах и методологии. Бывший стажер Джозеф Нейлор (Joseph Naylor) помогал с дизайном карт, а Дэвид Макклендон (David McClendon), еще ожин бывший стажер, участвовал в исследовании глобальных тенденций смены вероисповедания. Оригинальная концепция этого исследования была разработана Луисом Луго (Luis Lugo), бывшим руководителем проекта Religion & Public Life при Pew Research Center, при помощи бывшего ведущего научного сотрудника Брайана Грима (Brian J. Grim) и приглашенного старшего научного сотрудника Мехтаба Карима (Mehtab Karim).

В число остальных сотрудников Pew Research Center, кто давал редакторские и научные рекомендации, входят Майкл Димок (Michael Dimock), Клаудия Дин (Claudia Deane), Скотт Китер (Scott Keeter), Джеффри Пассел (Jeffrey S. Passel) и Д`Вера Кон (D"Vera Cohn). Коммуникационным обеспечением занимались Катерина Ричи (Katherine Ritchey) и Расс Оутс (Russ Oates).

Также мы получали очень полезные советы и отзывы по отдельным частям доклада от Николаса Эберштадта (Nicholas Eberstadt), Генри Вендта (Henry Wendt) специалистов по политической экономии Американского института предпринимательства; Роджера Финке (Roger Finke), директора Ассоциации архивов данных по религии и заслуженного профессора социологии и религиоведения Университета штата Пенсильвания; Карла Хоба (Carl Haub), старшего демографа Бюро информации о населении; Тодда Джонсона (Todd Johnson), эксперта по мировому христианству и директора Центра по изучению глобального христианства, Гордона Конвелла (Gordon Conwell) из богословской семинарии; Ариелы Кейсар (Ariela Keysar), доцента и заместителя руководителя Института изучения секуляризма в обществе и культуре Тринити-колледжа; Чиюня Лима (Chaeyoon Lim), доцента кафедры социологии Висконсинского университета в Мэдисоне; Арланда Торнтона (Arland Thornton), научного сотрудника Центра исследования народонаселения Университета штата Мичиган; Дженни Тринитаполи (Jenny Trinitapoli), доцента социологии, демографии и религиозных исследований Университета штата Пенсильвания; Дэвида Воэса (David Voas), профессора популяционных исследований и исполняющего обязанности директора Института социально-экономических исследований Университета Эссекса; Роберта Вазнау (Robert Wuthnow), профессора социологии и директора Центра изучения религии Принстонского университета; и Фэнгана Янга (Fenggang Yang), профессора социологии и директора Центра по изучению религии и китайского общества Университета Пердью.

Так как сбором данных и составлением методологии руководили наши консультанты и эксперты, Pew Research Center несет ответственность лишь за интерпретацию и предоставление данных.

Путеводитель по докладу

Оставшаяся часть доклада более подробно рассказывает о прогнозах под разными углами. В первой главе рассматриваются демографические факторы, которые формируют прогнозы, включая разделы, посвященные показателям рождаемости, предполагаемой продолжительности жизни, возрастной структуре, смене вероисповедания и миграции. Следующая глава детально рассматривает прогнозы по религиозным группам, отдельно для христиан, мусульман, религиозно неаффилированных, индуистов, буддистов, приверженцев народных или традиционных религий и последователей «прочих религий» (рассмотренных как сборная единая группа) и иудеев. В финальной статье даны подробные прогнозы по географическим регионам, а именно Азиатско-Тихоокеанскому региону, Европе, Латинской Америке и Карибскому бассейну, Ближнему Востоку и Северной Африке, а также районам Африки южнее Сахары.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Возможно, в скором будущем верующие люди смогут присоединиться к новой церкви, поклоняющейся искусственному богу.

«Путь будущего»

В 2015 году бывший инженер Google и Uber Энтони Левандовски подал документы на создание некоммерческой религиозной организации «Путь будущего», посвященной поклонению искусственному интеллекту.

Миссия церкви, согласно Backchannel, где впервые появилась эта новость, заключается в том, чтобы «развивать и продвигать божество, основанное на искусственном интеллекте, а через понимание и поклонение ему способствовать улучшению общества».

Известно, что Левандовски является генеральным директором и президентом «Пути будущего». Предположительно, в организации нет вакансии Первосвященника.

Автор и ученый-религиовед Кэнди Канн, преподающая сравнительную религию в Университете Бэйлора, говорит, что духовная инициатива Левандовски не является странной с исторической точки зрения.

«Мне кажется, что идея Левандовски выглядит как типичная американская религия, - сказала Канн. - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) и саентология - это явно американские традиции, которые сосредоточены на очень перспективных мыслящих религиозных взглядах. Мормоны обсуждают другие планеты и внеземную жизнь, а саентология уделяет особое внимание терапии и психологическому мировоззрению, что является довольно современным и перспективным мышлением».

По словам Канн, концепция поклонения искусственному интеллекту даже имеет определенный резонанс с одной из основных мировых религий.

«С точки зрения сравнительной религии я считаю, что это больше похоже на индуизм, в котором есть аватары божеств, найденных на Земле, - сказала она. - Таким образом, искусственный интеллект может стать отражением лучших людей, которым начнут поклоняться».

Кража патентов

Левандовски обвиняют в краже патентов, когда он работал инженером в Google, и в использовании их для создания собственного беспилотного автомобиля, который позже был приобретен Uber за 680 миллионов долларов. В Uber отрицают информацию о предполагаемой краже или о об использовании технологии Google для создания собственного авто. Создатели Waymo, беспилотного автомобиля компании Google, подали иск против Левандовски в феврале. Компания Uber уволила его в мае, заявив, что он юридически не связан с ней.

Предупреждения об опасности ИИ

Попытка Левендовски создать церковь, поклоняющуюся ИИ, произошла на фоне апокалиптических предупреждений от светил в мире науки и техники, таких как Элон Маск и Стивен Хокинг, об опасности искусственного интеллекта. Элон Маск, к примеру, еще несколько лет назад заявил, что он вкладывает значительные средства в искусственный интеллект во многом для того, чтобы следить за его развитием, поскольку он может стать потенциальной угрозой для человечества.

«С помощью искусственного интеллекта мы призываем демона, - сказал основатель Tesla и SpaceX. - Во всех тех историях, где есть парень с пентаграммой и святой водой... Похоже, он уверен, что сможет контролировать демона. Но это не срабатывает».

Мотивация Левандовски

Бывший друг и коллега Левандовски, цитируемый Backchannel, дает нам некоторое представление о взглядах потенциального руководителя церкви будущего на роботов и искусственный интеллект.

«У него была эта очень странная мотивация в отношении роботов, завоевавших мир, как будто они должны будут сделать это в военном смысле, - говорит неизвестный инженер и бывший друг Левандовски. - «Похоже, он хотел иметь возможность контролировать мир, а ИИ способен сделать это».

Но, как отмечает Канн, важно помнить, что любые предположения о мотивации Левандовски основаны только на одном документе.

«Для меня это больше похоже на новую парадигму, из которой могут появиться новые религиозные практики, - сказала Канн. - Это не слишком похоже на религию, равно как и на религиозное мировоззрение».

Мы живём в эпоху общественного осуждения религий в популярном информационном пространстве. Они мешают развиваться науке и технике, препятствуют экономической, культурной и сексуальной реализации личности индивида, занимаются мракобесием, а иногда обвиняются в прямом терроризме. Значит ли это, что время религий прошло? Напротив, есть основания полагать, что человечество готовится к принятию новой глобальной религии со своим пантеоном богов и святых, со своими культами и обрядами.

В предыдущих статьях мы описывали, как древнее общество духовного типа постепенно деградировало в общество властного типа. Одной из особенностей этого процесса стало обожествление светских правителей. Например, Ахиллес был царем мирмидонцев и одновременно признавался богом. Его основной страстью было достигнуть бессмертия через вечную славу в памяти потомков. Многие правители-герои древнего мира обожествлялись своими народами и получали, таким образом, символическое бессмертие. В процессе дальнейшей деградации общество властного типа переродилось в общество материального типа. Национальные правители-воины в доспехах в процессе буржуазных революций уступили главенство наднациональным ростовщикам в костюмах клерков, которые подмяли под себя экономики стран, коррумпировали правительства и насадили идеологию потребления для увеличения своих ростовщических прибылей. Логично предположить, что новые верховные правители захотят также себя обожествить и получить бессмертие. И это предположение имеет под собой очень серьезные основания.

Боги мировых религий, как правило, непостижимы. Христианам повезло, они знают одну из трех ипостасей Бога – Христа, но две других Ипостаси Троицы остаются непостижимыми. Ислам и Иудаизм исповедуют полностью непостижимого Бога. Буддизм вовсе отрицает наличие оного. Возможно, поэтому мировые банкиры, желающие стать богами, держатся в тени. Ведь личности частных акционеров банков, входящих в состав центральных банков, являются коммерческой тайной. Им сегодня задолжали финансовые средства почти все страны мира астрономические суммы. Многие эксперты заявляют, что эти долги уже невозможно вернуть. Но мировые банкиры в этих условиях не спешат заявлять о своих правах на мировую собственность. Возможно, боятся глобального мирового ростовщического погрома. А, возможно, им сначала нужно помимо экономической и политической получить духовную власть. Нужно чтобы люди добровольно признавали их главенство и относились к ним как к недостижимым и непостижимым божествам. Но недостаточно символического статуса божеств, которое было, например, у античных правителей. Они хотят стать богами на все 100%. Для этого нужно обладать всесилием и бессмертием.

Всесилие владельцев международных банковских сетей базируется на их накопленной столетиями международной финансовой мощи. В мире, где все покупается и все продаётся, они являются высшими правителями. Бессмертие должны обеспечить неограниченно спонсируемые новые технологии: крионика, клонирование, трансплантология, нанороботы (ремонтирующие поврежденные живые клетки) и т.п.

Эти новые боги будут вечно жить на земле в огороженном раю вне доступности для простых смертных людей. Им будут приноситься человеческие жертвоприношения в виде органов на замену. Одним из видов человеческих жертвоприношений будет жесткий контроль рождаемости, а затем и вовсе отмена полового способа зачатия.

Степень общественного осуждения людей, которые исповедуют традиционные религии, перерастет в травлю, физическое уничтожение. Христиане, мусульмане и иудеи будут загнаны в подполье. Среди широких слоев населения усилится культ удовольствия и наслаждения, который будет отправляться дома (телевизор, интернет, холодильник и т.п.) и в общественных храмах (кинотеатры, рестораны, образовательные и медицинские учреждения и т.п.).

Самыми правоверными адептами новой религии будут объявлены люди занятые коммерческой деятельностью. Статус святых получат будущие биллы гейтсы, стивы джобсы и марки цукерберги.

Поскольку технологии бессмертия не могут быть предложены всем людям, уделом простых людей будут массовые технологии продления жизни за счёт достижений медицины и замены органов тела электронными устройствами. Итогом этого процесса станет превращение простого человека в существо, которое будет иметь две составляющие. Первая – животное, стремящееся к удовольствию. Второе – совокупность электронных устройств, подключенных к Интернету. Это существо будет обладать идеальной управляемостью, которая позволит обеспечить необходимый уровень безопасности для богов. Для этого вырабатывается отдельная идеология — трансгуманизм.

Возможно, именно на пике общества материального типа, когда мировые банкиры будут объявлены богами, состоится Второе Пришествие. Первое Пришествие состоялось на пике общества властного типа, когда в Римской империи был обожествлен первый император. Это произошло, когда Христу было 14 лет.

По замыслу «мирового правительства», все религии должны вскоре уступить место одной новой, так же как и старые, основанной на иудейских руководствах к жизни - Торе и Талмуде, но адаптированной к современным планам и задачам...

Все мировые религии являются, по сути своей, сектантскими учениями, не имеющими ничего общего с истинной картиной мироустройства. Назначение любой религии - это контроль над определённым кругом лиц. Например, в мусульманских странах ислам решает вопросы контроля не только повседневного поведения паствы, но и размножения. Методом ограничений в области бракопроизводства, мировое сионистское правительство добилось того, что граждане мусульманских государств просто не имеют права жениться и выходить замуж по собственному желанию, а должны выполнить ряд условий-ритуалов (очень усложняющих и сильно извращающих брак) для того, чтобы получить возможность вступить в законный союз и завести детей. Путём религиозных запретов в данном случае решается вопрос размножения.

Каждая религия, когда создавалась, кроме общей задачи по штамповке безправного молчаливого скота - божьих рабов, - имела ещё и дополнительный круг задач, обусловленный временем возникновения новой религии, местом её появления и уровнем развития сообщества граждан, которое должно было стать очередной жертвой потомков иудейского бога-гермафродита Яхве-Иеговы.

Когда в прошлом религия переставала быть нужной хозяевам, то её без зазрения совести меняли на следующую, не щадя своих же слуг и фанатиков старой религии. На ум приходит прочитанная где-то раньше история из жизни Николая Чудотворца. Суть её заключается в том, что Николай пришёл после обучения к своим соплеменникам, которые поклонялись, как и он сам до обучения в христианском культе (если мне не изменяет память), Митре. Он заявил, что бог не Митра, а Иисус Христос. Вызвал на состязание по влиянию на погоду служителя культа Митры и победил его. Эта победа и явилась для соплеменников Николая доказательством того, что его бог гораздо сильнее.

Естественно никакого отношения «всевышний» к соревнованию двух магов не имел. Просто Николай блокировал действия оппонента на тех уровнях, которые были недоступны ни наблюдавшим за битвой людям, ни противнику Чудотворца. Показывая простые фокусы, одни религиозные деятели смещали других. На современном этапе многие люди уже впитывают веру в бога с самого рождения, когда зомбированное окружение с детства говорит ребёнку, что боженька его любит, но если он не будет выполнять его правила, то он его накажет вечными адскими муками. Попробуй тут не поверь!

Может ли множество религий на современном этапе полностью удовлетворять интересы иудейской финансовой мафии? На мой взгляд - нет. Мировая ситуация разворачивается таким образом, что им необходима новая одна, большая религия, которая заменит все остальные и будет удовлетворять интересам хозяев, учитывая направление на полную и окончательную глобализацию с официальным единым мировым правительством (из правящей иудейской верхушки), и всё это должно сочетаться с сокращением мирового населения до максимум 1 млрд. человек и поголовной чипизацией. А что же будет со старыми религиями и бедными их служителями? Они отпадут за ненадобностью, а их служители (те, которые себя хорошо вели) получат награду в виде должности в новой единой мировой церкви.

Если говорить об РПЦ, то нынешнее её руководство вместе с патриархом Кириллом Гундяевым напрямую действует в интересах мировой иудейской мафии. Помимо того, что они выполняют задачу по стиранию границ между русской церковью и другими религиозными организациями, что, по сути, может означать начало процесса притирки друг к другу для дальнейшего слияния, они не забывают и о своих плотских интересах. РПЦ постоянно прибирает к рукам всё новое и новое имущество. И неважно для попов (истинных слуг дьявола), у кого отжимать материальные ценности, будь то вещи, принадлежащие музеям, или огороды, с которых кормятся простые люди, разницы никакой, если на какое-то имущество положил взгляд православный Патриарх.

Посмотрите на платья этих «праведников». Когда смотрю на очередной наряд Гундяева, то в голову непроизвольно приходит вопрос: зачем такой фарс?, зачем такая открытая и показная наглость? Ответ прост: задача Патриарха - уничтожение РПЦ, а вернее, её присоединение у единой мировой церкви! Поэтому та дискредитация, которую производит Гундяев, является диверсией против русской христианской церкви.

РПЦ намерена пополнить свои ряды новыми рабами божьими. Сделать они это собираются посредством не только введения религиозных предметов в школе, и того, что с сентября 2011 года нормальное школьное образование будет стоить очень дорого, но есть у них ещё один дополнительный способ. Он заключается в том, что РПЦ повсеместно заявляет о своём несогласии с вакцинацией и ювенальной юстицией. Это может собрать под их крыло много новых рабов. Большинство людей находится под постоянным давлением прессы и телевидения, а там им говорят, что бог точно есть. Многие верят из-за этого в бога, но никогда не ходят в церковь или делают это очень редко и тем более не читают священных книг.

Некоторые могут столкнуться с проблемой дальнейшего образования своего ребёнка, у родителей просто не будет денег, чтобы заплатить в школе за те предметы, которые необходимы ребёнку для полноценного эволюционного развития. Многие найдут выход в том, чтобы отдать своих детей в церковно-приходские школы. При таком стечении обстоятельств, церковь получает в рабство не только ребёнка, но и целую семью.

В случае, когда человек столкнётся с проблемами в области ювенальной юстиции и увидит, что церковь тоже против этого закона и даже собирает подписи против его введения, то, вполне вероятно, что человек может стать постоянным прихожанином (клиентом). Но РПЦ в первую очередь преследует свои личные финансовые интересы. Она живёт за счёт прихожан, если их не станет, то прекратятся денежные поступления. От этого влияние церкви снизится, и она останется только в легендах, как культ Осириса и Дионисия.

Конечно же, РПЦ не выгодно и то, что детям собираются вживлять чипы, и то, что детей будут забирать у родителей, по той причине, что тогда все последующие поколения никогда не попадут в её ряды. По задумке «мирового правительства», у людей будущего будет одна новая общая религия, которую оно уже придумало. Так что не за нас и наших детей радеют церковники. И новые рабы - это лишь их попутная цель. На самом деле речь идёт о том, будут ли вообще дальше существовать все современные религии или уступят место одной новой системе пси-генераторов, зомбирующих и обворовывающих своих прихожан.

Нужно использовать тот момент, что РПЦ в этих вопросах на стороне людей, но при этом нужно также продолжать работу по пробуждению общества от ментального сна, донося до него честную, правдивую информацию, после ознакомления с которой, человек сбрасывает с себя рабские оковы. Человек, получивший просветление знанием, не нуждается ни в каких ритуалах идолопоклонничества.

Ещё хотелось бы обратить внимание на тот момент, что внутри РПЦ тоже происходит борьба. Появились попы, которые вдруг так осмелели, что пошли открыто против руководства. Они заявляют свои протесты против гомосексуализма, еврейства и многих других вещей в церкви. На первый взгляд кажется, что бедных честных служителей довели, и они, смельчаки, пошли за веру против руководства. На самом деле - это такие же безчестные люди, которые радеют не за чистоту церковных рядов, а каждый за своё. Почему-то раньше их весь этот церковный безпредел не волновал. По моему мнению, единственный хороший поп - это тот, который снял рясу и борется против религии, как института зомбирования населения нашей планеты.

Борьба внутри РПЦ за её дальнейшую независимость набирает обороты. Этот вопрос стоит настолько остро, что его уже начали поднимать на телевидении. Недавно на канале НТВ показали передачу «НТВшники», посвящённую проблемам внутри РПЦ. На передаче присутствовал священник, которого руководство разжаловало и отобрало приход за то, что тот приоткрыл правду о Патриархе Гундяеве и о тех, кто за ним стоит, и выразил протест против того, чтобы признавать главой церкви подобную личность.

Многие попы понимают, что действия Кирилла приведут к потере независимости РПЦ, но ему-то, иудею, этого-то как раз и надо, в этом как раз и заключается задача, поставленная перед ним его непосредственным руководством. В Интернете появились ролики, в которых Гундяева и всё руководство церкви обвиняют не только в том, что они работают на спецслужбы, но и в том, что обычных попов заставляют заниматься содомией - гомосексуализмом.

Так же в передаче на НТВ показали Александра Невзорова. Он говорил правду о церкви, его речь была аргументирована и грамотно выстроена, в отличие от того, что говорили и как себя вели его оппоненты. Кормухина вообще показала себя как психически больной человек, просто убежала из студии, услышав атеистические высказывания Невзорова. Всеволод Чаплин, какой смешной фамилией бы ни обладал, смотрелся тоже, как очень неприятная личность, не имеющая никаких аргументов в доказательство того, что РПЦ является полезным институтом общества.

Цель той передачи - выставить Невзорова неудачником, обозлившимся на всех и вся, для того, чтобы некоторый контингент людей, доверяющих Александру, вдруг не перестал ходить в церковь и верить в бога. На мой взгляд, результат получился обратный. Невзоров заставил задуматься многих о том, что же такое на самом деле РПЦ, и каковы её истинные цели. Конечно, режиссёры и монтажёры вырезали самое острое и интересное, но у них не получилось выставить Невзорова психически ненормальным, по причине того, что он имеет огромный опыт в телевизионных съёмках и не допустил со своей стороны высказываний, которые можно смонтировать и представить публике в невыгодном для него ракурсе.

В свете сложившихся обстоятельств нерадужная картина встаёт в глазах просыпающегося человека, и возникает вопрос: как жить дальше, и что с этим всем делать? Здесь каждый волен выбирать сам. Можно найти местечко, где пока не трогают и «дают колбасы». Можно отчаянно броситься с вилами на врага, но, скорее всего, это будет ваш ещё спящий друг, который в сонном состоянии выглядит, как враг.

Я бы посоветовал не рассматривать предыдущие варианты, как потенциально возможные, а найти для себя другой, основанный на понятиях, генетически заложенных в кровь русского человека, переданных в «Славяно-Арийских Ведах». Любые действия нужно предпринимать, основываясь на всесторонних, многоуровневых знаниях, если происходит иначе, то возможен вариант того, что вы идёте в неверном направлении.

18.09.11 Количество верующих в мире - по крайней мере в развитых, так называемых цивилизованных, странах - сокращается. А число людей, которые открыто объявляют себя атеистами, растет год от года.


Такие результаты получила группа американских ученых под руководством Даниэля Абрамса из Северо-Западного университета и Ричарда Вейнера из Университета Аризоны, проанализировав статистические данные за последние сто лет. Исследователи доложили об этом на недавней конференции Американского физического общества, которая прошла в Далласе.

Статистические данные были собраны в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и в ряде стран Европы. Оказалось, что во всех стабильно множились лишь атеисты. Больше всего их ныне в США и Голландии - порядка 40 процентов. Но лидирует в этом смысле Чехия, в которой более 60 процентов безбожников.

Чтобы объяснить феномен роста антирелигиозности, ученые обратились к бесстрастной математике. И попытались смоделировать ситуацию, вооружившись простой гипотезой. Она предполагает: люди стремятся присоединиться к той социальной группе, членство в которой кажется им наиболее выгодным. Например, кто-то становится верующим, наблюдая за многочисленными представителями этой группы и осознавая, что молиться и поклоняться Богу очень полезно по тем или иным причинам - духовным или даже материальным.

Вейнер пояснил: аналогичным образом люди решают, на каком языке им говорить, если существуют несколько вариантов. Как, скажем, в Перу: на испанском или на родных - кечуа или аймара. Последние постепенно вымирают, поскольку знание их никаких серьезных выгод не сулит.

Примерно так же некоторые люди решают вопросы партийной принадлежности. Просто выбирают наиболее влиятельную, а не руководствуются верой в те или иные идеалы. Похожая ситуация складывается и с религией.

По мнению Абрамса и Вейнера, люди считают: пользы от религии все меньше и меньше. И в обозримом будущем это неизбежно приведет к тому, что верующих не останется.

О грядущей эре атеизма свидетельствует не только статистика. Прогноз подкрепляет и математическая модель (на основе нелинейной динамики), которая показывает почти полное с ней - со статистикой - соответствие. То есть теоретически вычисленное количество людей, отказавшихся от веры, почти совпало с реальным.

Впрочем: ученые не настаивают, что им открылась истина. И признают, что окружающий мир может быть сложнее формул, которые вроде бы к нему подходят.

Нет… Бог все-таки нужен


В 2008 году религиозный фонд Джона Темплтона, который регулярно поддерживает ученых, занятых поисками Бога и научными обоснованиями веры, выделил 2 миллиона фунтов стерлингов (более 3 миллионов долларов) на поиски причин, по которым люди становятся религиозными. Деньги осваивает известный психолог из Оксфордского университета Джастин Баррет с многочисленными коллегами из разных стран.

Проект с незамысловатым названием «Почему люди верят в Бога?» был рассчитан на три года. То есть в нынешнем, 2011-м, году можно ожидать окончательных выводов. Но предварительные время от времени уже появляются. И они противоречат атеистической математике Абрамса и Вейнера. Полно данных, которые доказывают: религиозность полезна.

Сплоченные одной верой более живучи


Канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф из Университета Британской Колумбии, работающие по проекту вместе с Барретом, полагают, что религиозные люди лучше приспособлены к жизни. Особенно к ее тяготам. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в трудные времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству.

В результате эволюция привела к тому, что почти в каждом человеке заложена вера в Бога. Таково мнение ученых. Обрели они его, проведя сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше (см. схему).

Религия, - говорит Ара Норензаян, - объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.

Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок


Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.

Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? - вопрошает доктор Буайе. - Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека - полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.

В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа - божества. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.

ИТОГО


Ученые доказывают, что религия полезна, на примерах сообществ прошлого. Но мы живем в другое время, в котором явно наметились иные тенденции. Люди - особенно в западном мире - перестают видеть смысл в религиозности. И уходят из веры. Теряют ли они при этом свою сплоченность? Способность противостоять трудностям? Не проигрывают ли они тем, у кого вера только крепчает? На эти вопросы ученые пока ответов не дают.

КСТАТИ


В человеке обнаружены «гены веры в Бога»


Дин Хаммер, директор Национального института генных структур и борьбы с раком, подвергнул сомнению религиозный постулат о том, что веру в Бога питает духовное просветление, возникающее от влияния Божественной силы. И объявил, что все дело в особых электрических импульсах в мозгу. Но особенно в генах, которые за них отвечают.

Исследования ученого показали: глубоко верующие люди имеют в своем организме ген, названный ими VMAT2. А у безбожников такого гена нет.

Получатся, что атеисты - мутанты.


Столь шокирующий вывод был сделан на основе изучения более чем 2000 ДНК испытуемых.

По словам Хаммера, не исключено, что «ген веры в Бога» христиане могли унаследовать от самого Иисуса Христа, а мусульмане - от Мухаммеда. Доктор, правда, вспоминает еще и пророка Мухаммеда, ген которого могли унаследовать мусульмане, и Будду, наградившего соответствующей наследственностью буддистов. Хотя эти уважаемые личности богами-то и не были.

Следуя логике Хаммера, надо бы признать, что сатанистам достались гены дьявола, а тем, кто верит в пришельцев, - от инопланетян. Бред вроде бы. Хотя может статься, что этот самый VMAT2 имеет универсальное свойство и пробуждает стремление к духовно-мистическому вообще.

Мои исследования, - оправдывается Хаммер, - не подрывают веры во Всевышнего. Напротив, существование «гена веры в Бога» еще раз доказывает гениальность Творца, который «подарил» этот ген человеку.

Тогда что сейчас происходит? Куда пропадает этот ген, если число верующих уменьшается? В чем причина мутаций? Уж не происки ли это адских сил?

Психология саморазвития