Методика стребелевой ранняя диагностика. Психолого педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, Frigate, Zengate и т.п..

Отправьте письмо на abuseсайт если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, Frigate, Zengate etc..

Contact abuseсайт if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

BLOCKED 79.133.106.60 Mozilla/5.0 (compatible; Googlebot/2.1; +http://www.google.com/bot.html)

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, Frigate, Zengate и т.п..

Отправьте письмо на abuseсайт если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, Frigate, Zengate etc..

Contact abuseсайт if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

BLOCKED 188.72.127.78 Mozilla/5.0 (compatible; Googlebot/2.1; +http://www.google.com/bot.html)

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

перейти к книгам (7)

Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.

Родилась в Херсонской обл., УССР. Окончила дефектологический факультет МГПИ им. Ленина. Работала воспитателем, дефектологом, методистом специального детского сада для умственно отсталых детей, преподавателем кафедры олигофренопедагогики, профессором кафедры дошкольной дефектологии МГПИ им.

В ИКП РАО работает с 1994г., Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.

Автор подхода к психолого - педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений".

Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития

В пособии освещен современный комплексный подход к психолого-медико-педагогической диагностике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дано описание конкретных методик для обследования детей от младенческого до подросткового возраста. Особое внимание уделено критериям оценки развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Книга адресована руководителям и сотрудникам ПМПК (С) , невропатологам, психиатрам, педиатрам, психологам, логопедам, учителям-дефектологам.

Дошкольная олигофренопедагогика

В учебнике излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, раскрываются особенности психического и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы с ними.

Книга предназначена для студентов педагогических институтов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей специализированных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта.

Коррекционная помощь детям раннего возраста

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания.

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам) , работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Специальная дошкольная педагогика

В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.

Формирование мышления (наглядный материал)

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал) .

Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е. А. Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» и являются наглядно-практическим приложением к ней.

Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий. При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования.

Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.

Формирование мышления у детей с отклонением в развитии

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

Источник www.koob.ru

Психолого-педагогическая диагностика развития детей Стребелева Е. А. скачать бесплатно. Читать он-лайн.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.

Об авторе: Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета… еще…

С книгой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» также читают:

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

  • Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.
  • Список литературы.

1. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обследование начинается с беседы сребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования:

  • уровень развития перцептивных действий;
  • ведущей деятельности - игровой, а также типичных видов деятельности - конструирования и рисования.

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

  • принятие задания;
  • способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка) ;
  • обучаемость в процессе обследования; отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе) .

Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка:

  • понимает ли он практическую ситуацию как проблемную;
  • анализирует ли условия;
  • может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат:

  • владение правилами поведения;
  • умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу;
  • умение преодолевать трудности.

В целом, характеризуя основные задачи диагностической деятельности в дошкольном возрасте, можно сказать, что она направлена, прежде всего, на получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения диагностики осуществляется в зависимости от круга решаемых развивающих задач.

В диагностической деятельности с детьми дошкольного возраста обязательным является:

  1. Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Содержание диагностики психического развития дошкольников

Возрастная группа

«Коробка форм», «Пирамидка»

Наблюдение в процессе выполнения методик.

Экспертная оценка (по схеме Самосознание В. С. Мухиной) .

2-младшаяНаблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

«Разрезная картинка».

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

«Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.

«Четвёртый лишний»,

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

«Последовательные картинки» Бернштейн.

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

Корректурная проба.

Тест Керна-Йирасека.

«Улицы» модификация Дембо-Рубинштейна.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.

2. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.

  • трудности освоения учебной деятельности;
  • сложности адаптации к новой социальной ситуации;
  • эмоциональное неблагополучие;
  • трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
  • трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психолого-педагогической диагностики и коррекции.

При обследовании выявляется:

  • взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность;
  • интересы и потребности ребенка;
  • критичность по отношению к себе и другим;
  • сформированность коммуникативных функций.

Необходимо также отметить, что наряду со специфическими методами обследования, которые имеются в арсенале психолога и дефектолога, есть и общие методы психолого-педагогического обследования:

  • изучение документации;
  • изучение работ детей (рисунков, тетрадей и т.д.) ;
  • беседа с ребенком и родителями;
  • наблюдение за ребенком в процессе его деятельности;
  • экспериментальные методики.

Как правило, поводом проведения психолого-педагогической диагностики становится неуспеваемость ребенка или отклонения в его поведении. Специалисту предстоит выяснить причину неуспеваемости ребенка. Неуспеваемость может быть результатом как отставания в умственном развитии, так и неподготовленности к школьному обучению.

Она может быть вызвана также нарушениями в работе анализаторов, слабым соматическим здоровьем ребенка; если при этих обстоятельствах не соблюдается режим нагрузки в семье или завышаются требования педагогов, то следствием может быть не только неуспеваемость, но и срывы в поведении.

Причины неуспеваемости:

  • неподготовленность детей к школьному обучению,
  • несформированность психических процессов и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и тгоды жизни ребенка.
  • астеническое состояние ребенка, вызванным длительной болезнью, вследствие чего ребенок быстро устает, ослабляется его память, внимание, нарушается поведение. Но все эти проявления не носят стойкого характера и не имеют воснове органических нарушений.

Во всех подобных случаях для преодоления неуспеваемости требуется создание благоприятных условий жизни, прежде всего, охранительного педагогического режима.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР) , которые также оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении:

  • повышенная истощаемость (и как результат - низкая работоспособность) ;
  • незрелость эмоций, слабость воли;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • бедный словарь, трудности звукового анализа;
  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
  • игровая деятельность сформирована не полностью.
  • восприятие характеризуется замедленностью.
  • в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций.

При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании важно сопоставить результаты работы ребенка со словесным и наглядным материалом.

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.) , а слабовидящему - соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Серьезным последствием данных нерешенных своевременно проблем является школьная дезадаптация. Первым этапом психолого-педагогической помощи является диагностика.

Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и с учетом гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики) . Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения. Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.

Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учени я:

  • метод наблюдения,
  • сочинение на тему «Моя жизнь в школе».

Проекивные методики:

  • составление расписания на неделю (С. Я. Рубинштейн) ,
  • методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки».

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

  • как ребенок относиться к плохим оценкам;
  • какую получает типичную обратную связь от взрослых;
  • какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
  • по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

  • кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
  • анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя.

7) Изучается предыстория консультируемого:

  • собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
  • выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка.

Диагностическая работа в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели - так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д.

2. Углубленное обследование - используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики, либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др.

Углубленное обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3. Оперативное обследование - применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах.

3. Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.

Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.

Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:

  1. Важно учитывать особенности подросткового возраста - тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
  2. У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку - важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
  3. При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений - опросников, проективных тестов.
  4. Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО) , опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

Список литературы:

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Общ.ред. Г. В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: метод.пособие для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 92 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 333 с.

Иванова Галина Ильинична, учитель-логопед ГБУ ЦППМ и СП «Центр профориентации «Гагаринский»,

Подробней LogoPortal.ru

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста - Педагогика - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

1.2 Особенности течения развития ребенка до рождения

1.3 Особенности детей с нарушениями психофизического развития

Раздел II Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей первого года жизни

2.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни

2.2 Показатели психофизического развития ребенка первого года жизни

2.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка первого года жизни по линиям развития и критерии его оценки

2.3.1 Комплекс методик для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка первого года жизни

2.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка первого года жизни

2.4 Комплексные абилитационные программы для развития детей первого года жизни

Раздел III Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей второго года жизни

3.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка второго года жизни

3.2 Показатели психофизического развития ребенка второго года жизни

3.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка

второго года жизни по линиям развития и критерии его оценки

3.3.1 Комплекс методик для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка второго года жизни

3.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка второго года жизни

3.4 Комплексные абилитационные программы для развития детей второго года жизни

Раздел IV Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей третьего года жизни

4.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка третьего года жизни

4.2 Показатели психофизического развития ребенка третьего года жизни

4.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка

третьего года жизни по линиям развития и критерии его оценки

4.3.1 Комплекс методик для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка третьего года жизни

4.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка третьего года жизни

4.4 Комплексные абилитационные программы для развития детей третьего года жизни

"Ребенок, подобно растения, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, "материальной базой", где она черпает ресурсы, необходимые для ее питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к ней эти ресурсы, создать для нее благоприятную питательную среду ".

Предисловие

Изменения в обществе вызвали новые социальные процессы, коснулись вопросов внимания и становления государства к семье, к детям, осознание необходимости прогнозирования перспектив развития каждого ребенка с раннего возраста. Признание Конвенции ООН о правах ребенка, Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке, законов "О дошкольном образовании", "Об охране детства" способствует обеспечению оптимальных условий, как важного базиса полноценного развития личности будущего гражданина с раннего возраста.

Именно ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.

В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти "памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Поэтому отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

В связи с этим особое значение приобретает психодиагностика как отрасль психологии, направлена на всесторонний анализ психического, физического и речевого и личности в целом с целью выявления и преодоления недостатков развития. Основные задачи психодиагностики в специальной педагогике и психологии - установление первичного дефекта и целенаправленная коррекция выявленных нарушений и предупреждение возможных вторичных последствий. Самое раннее вмешательство с целью выявления и преодоления отклонений в развитии детей раннего возраста и предупреждения их последствий является сегодня актуальным и побуждает к разработке и систематизации диагностических методик и дидактических материалов для работы с детьми раннего возраста в условиях ДДУ, ПМПК и семьи.

Предлагаемое пособие освещает методики наблюдения и обследования, направленные на своевременное изучение уровня психофизического развития детей раннего возраста, в частности первого, второго и третьего года жизни, и дает возможность выявить предпосылки возможного отклонения и определить стратегию дальнейшего педагогического воздействия. Представленный комплекс методик наблюдения психофизического развития и обследования познавательного развития основывается на многолетнем опыте исследовательской и практической деятельности психолого – медико - педагогического консультирования детей раннего дошкольного возраста, позволяет осуществлять контроль за ходом психофизического развития таких детей, которые воспитываются и обучаются в различных условиях, и своевременно обнаруживать неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Руководство рекомендуется к широкому внедрению в педагогическую практику.

Раздел I Научно-методические основы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая диагностика развития детей - составляющая педагогического процесса

Ориентация национального образования на личность ребенка предопределяет новую стратегию воспитания на основе гуманистических принципов, предусматривающий признание личности ребенка высшей общественной ценностью. Личность ребенка - это продукт всего общества.

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, поскольку в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое напрямую зависит от его социально-культурных условий. Согласовать педагогический процесс с современными общественными требованиями к ребенку, которые стремительно меняются, поможет, по мнению ученых (Л. Артемова, И. Бех, Н. Гавриш, А. Кононко, И. Пинчук, Н. Побирченко, В. Тарасун, М. Шеремет и др.) , обновление дидактических основ образования путем внедрения стратегии субъект-субъектного воспитания, осуществления личностно-ориентированного подхода.

Основой реализации личностно ориентированного подхода в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста является педагогическое диагностирование. Поскольку, начиная с раннего детства, необходимо формировать личность, способную побеждать трудности, ориентироваться в новых ситуациях, то диагностирование развития детей раннего возраста призвано помогать педагогам и родителям правильно строить педагогический процесс.

Ведь с раннего возраста заведение АЕТ СЯ тип человека, в се жизни сохраняет способность меняться, активно строить и перестраивать свой внутренний мир. Поэтому особенно важно внимательно изучить все стороны развития ребенка в раннем возрасте, потому что, как утверждает Масару Ибука (Япония) - "после трех - уже поздно".

В связи с этим диагностирования детей раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования - как составляющую процесса практической педагогической деятельности.

Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка. На необходимость такого диагностирования указывают, в частности, ученые Л. Божович, Л. Венгер, З. Гильбух, В. Мухина, Н. Карпенко, Н. Серебрякова, А. Стребелева, В. Тарасун, М. Шеремет и др.

В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Итак, диагностика развития ребенка раннего возраста - это целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах деятельности, применения разнообразных индивидуальных заданий.

Применение в педагогическом процессе диагностических методик по изучению уровня формирования ведущей деятельности ребенка призваны обнаружить естественно рожденные новообразование, которые поднимут ребенка с предыдущего уровня возрастного развития на следующий. Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств будущей личности.

Однако, исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее формирование личностного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни и должно опираться на сбор информации о ребенке, как правило - это данные анамнеза жизни родителей, развития ребенка, выяснены со слов родителей в процессе беседы. Объективный анамнез является частью обследования, базой для построения плана обследования и выбора методик. Поэтому, специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах развития и учитывать индивидуальные условия развития ребенка.

Диагностирование отдельных сторон психического развития и уровня психического развития занимает особо важное место в современной педагогической практике, так как дети до трех лет преимущественно воспитываются в семье (отпуск матери по уходу за ребенком «продолжительный») и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирования является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности, управляемой изнутри, как особы активной, самостоятельной и творческой, способной принимать решения относительно собственной жизни. Поэтому диагностирование нужно рассматривать как:

Обязательный процесс в семейном и общественном воспитании детей;

Средство осуществления личностно ориентированного подхода в воспитании;

Основу создания условий для индивидуального и личностного развития и самореализации каждого ребенка;

Ведущее условие предупреждения возникновения интеллектуальных, речевых и социальных нарушений, проблем адаптации личности ребенка в современном быстро меняющемся обществе;

Способ проверки целес

Обследование детей по данной методике начинаем с диагностики познавательного развития

В данную методику включены следующие задания:

1. Сложи (разрезная картинка «Клоун»)

2. Представления об окружающем (беседа)

3. Представления о временах года

4. Количественные представления и счет

5. Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)

6. Дорисуй

7. Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»)

8. Звуковой анализ слова

9. Продолжи ряд (письмо)

10. Узнавание фигур (тест Бернштейна)

1. «Сложи»

Цель: выявление уровня развития интереса к познавательным задачам,

установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку части разрезной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку целую картинку и просит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с заданием, то взрослый начинает накладывать на целую картинку части разрезной -- голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завершить складывание клоуна. Только после этого его просят самостоятельно выполнить задание, ориентируясь на образец.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

Оценка результатов:

1 балл -- ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла -- ребенок принимает задание, но складывает картинку, не ориентируясь на целостность изображения даже после показа образца.

3 балла -- ребенок принимает и понимает условия задания; выполняет задание с помощью; ориентируется на образец -- целую картинку; после обучения задание выполняет, пользуясь практическим примериванием.

4 балла -- ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь различными типами ориентировки.

2. «Представления о временах года»

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года.

Проведение обследования: взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). А после нее какое время года наступит? А какое время года потом наступит? Найди картинку. Сколько всего времен года? Какое время года наступает после осени? Какое время года будет после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?» В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый помогает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы: «Когда зима закончится, какое время года наступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на деревьях. Найди это время года на картинке. А потом какое время года наступит? Найди его на картинке. Сколько всего времен года?»

Оценка действий ребенка: уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изображением на картинках.

Оценка результатов:

1 балл -- ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла -- ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета последовательности времен года.

3 балла -- ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может; после обучения задание выполняет.

4 балла -- ребенок принимает и понимает задание; выполняет задание самостоятельно; сформированы представления о временах года и их последовательности.

3. Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)

Цель: выявление умений определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке -- идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ловят снежинки; на второй -- дети катают снежный ком; на третьей -- мальчик катает маленький ком для головы, а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой -- дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Подумай, как составить рассказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание». После выполнения задания (независимо от того, соблюдена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами.

Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последовательности; способность передавать сюжет и последовательность событий, в своем рассказе.

4. Дорисуй

Цель: выявление уровня развития продуктивного воображения и графических навыков.

Оборудование: лист бумаги с изображением шести полукругов, фломастеры (цветные карандаши).

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение самостоятельно выполнить задание; анализ рисунков.

Оценка результатов:

1 балл -- ребенок не принимает и не понимает условия задания; после обучения действует неадекватно.

2 балла -- ребенок принимает задание, но условия задания не понимает.

3 балла -- ребенок принимает u1080 и понимает цель задания; может нарисовать три или четыре предмета.

4 балла -- ребенок принимает и понимает цель задания; рисует шесть предметов.

5. Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»)

Цель: выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями.

Оборудование: сюжетная картинка

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить по ней рассказ. В случае затруднений ему предлагают ответить на ряд последовательных вопросов: «Какое время года изображено на картинке? Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рассмотреть объекты и ситуацию, понять причинно-следственную зависимость.

Оценка результатов: принятие и понимание задания; умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ; способность устанавливать причинно-следственные зависимости; умение использовать помощь взрослого, результат.

6. Звуковой анализ слов

Цель: выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте.

Оборудование: счетные палочки.

Проведение обследования: взрослый говорит: «Я сейчас назову слово, а ты должен определить, сколько в нем звуков». Далее называет слово дом, выясняет у ребенка количество звуков и просит: «Назови первый звук, третий, второй». Таким же образом предлагают проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т.д.

Обучение: если ребенок не может проанализировать слово дом, взрослый сам называет звуки по очереди и выкладывает соответствующее количество палочек. Затем вместе с ребенком проводится анализ слова кот. В тех случаях, когда ребенок понял, как анализируется слово, ему можно предложить анализ других слов.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения -- самостоятельно или после обучения; наличие интереса к заданию.

Оценка результатов:

1 балл -- ребенок не принимает и не понимает условия задания.

2 балла -- ребенок принимает задание, но условия задания не понимает; ответы носят неадекватный характер; в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.

3 балла -- ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно задание выполняет только после обучения.

4 балла -- ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно справляется с его выполнением.

6. Продолжи ряд (письмо)

Цель: проверка уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй -- палочки и крючочки, а на третьей -- треугольники.

Проведение обследования: ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь».

Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.

Оценка результатов:

1 балл -- ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла -- ребенок принимает задание, однако не может написать по образцу; пишет только некоторые элементы образцов, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки.

3 балла -- ребенок принимает и понимает условия задания; может написать некоторые образцы, однако принцип чередования элементов при написании не учитывает.

4 балла -- ребенок принимает и понимает условия задания; справляется с заданием без ошибок.

7 . «Узнавание фигур» (тест Бернштейна)

Цель: проверка уровня развития памяти

Оборудование: 2 таблицы с геометрическими фигурами

Проведение обследования: ребенку предлагают таблицу с геометрическими фигурами, время показа 10 секунд. Ему говорят: «Запомни эти фигуры». После показа первой таблицы ребенку предъявляют другую, на которой фигуры-эталоны разбросаны среди множества разных фигур. Его просят найти среди них те геометрические фигуры, которые он видел в первой таблице.

Оценка действий ребенка:

очень высокий результат -- девять фигур узнаны верно,

норма -- семь-восемь фигур,

низкий результат -- шесть фигур,

очень низкий -- меньше шести фигур.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

1 балл -- ребенок не принимает задание.

2 балла -- ребенок принимает задание, однако может опознать в другой таблице не более двух-трех фигур.

3 балла -- ребенок принимает и понимает задание; может опознать четыре-пять фигур.

4 балла -- ребенок принимает и понимает задание; узнает

семь -- девять фигур в другой таблице.

Обследование речевого развития детей 7 лет

Методики обследования включают 8 серий заданий

Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

1. Найди отличия в словах

Цель: выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются: мама -- мамочка -- мамуля, брат -- братик -- братец, зайка -- заинька -- зайчишка -- зайчище, дом -- домик -- домище.

Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик -- маленький дом, домище -- большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).

2. «Объясни действия»

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения: бежать -- подбежать -- выбежать, играть -- выиграть -- проиграть, смеяться -- засмеяться -- высмеять, шел -- отошел -- вошел.

Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть -- это хорошо, а проиграть -- плохо).

3. Подбери слово

Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например: умный -- рассудительный слабый -- ... робкий... старый -- ...

Фиксируется: умение составлять синонимические пары

3. «Объясни»

Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.

Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.

Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.

Задания направлены на выявление состояния фонематического слуха.

1. Игра «Эхо»

Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:

па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;

па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;

са-за-са, за-са-за;

са-ша-са, ша-са-ша.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией

2. «Повтори»

Цель: Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: крыша -- крыса дочка -- точка -- кочка

полено -- колено бабушка -- кадушка -- подушка

земля -- змея мишка -- миска -- мышка

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

3. «Угадай, сколько звуков»

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

Фиксируется: умение ребенка производить звуковой анализ слов.

Серия 3. Задания направлены на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

1. Угадай, что это (Приложение 9)

Цель: выявление овладения обобщающими словами

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки.

Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

2. Кто что делает

Цель: выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.

Оборудование: сюжетные картинки

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает?(Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.

3. Подбери слово

Цель: выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например: большой, огромный, громадный, смелый, ... (отважный, храбрый), тайна, ... (секрет, загадка).

Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

Серия 4 Задания направлены на выявление состояния слоговой структуры слов.

1. «Повтори за мной»

Цель: проверка умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения: «В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают -- наступает листопад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и воспроизводить слова сложной слоговой структуры.

Серия 5. Задания направлены на выявление умения самостоятельно составлять связные высказывания

1. Расскажи сказку

Цель: выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).

Методика обследования: ребенка просят рассказать сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогает ребенку и начинает рассказывать первым: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»

Фиксируется: умение ребенка выстраивать сюжетную линию, придерживаясь основного содержания сказки.

2. Перескажи

Цель: выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.

Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и запомнить сказку, а затем пересказать. «Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули».

Фиксируются: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.

Серия 6. Задания направлены на определение состояния стороны речи- грамматической

1. «Прятки»

Цель: выявление понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под)

Оборудование: игрушка -- зайка

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»

Фиксируются: понимание и употребление ребенком сложных предлогов.

2. Назови правильно

Цель: выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететь в соответствии с местоимениями. Например: « Я иду, мы идем, они идут».

Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.

Цель: выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р.п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна у дочка? (Д.п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В.п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т.п.) На чем катаются дети зимой? (П.п.)

Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.

Серия 7. Задания направлены на проверку состояния звукопроизношения

1. Назови правильно

Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.

Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации.

Результаты обследования подробно фиксируются в протоколе (Приложение 10).

педагогический психологический коррекционный дислексия дисграфия

Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.

Родилась в Херсонской обл., УССР. Окончила дефектологический факультет МГПИ им.Ленина. Работала воспитателем, дефектологом, методистом специального детского сада для умственно отсталых детей, преподавателем кафедры олигофренопедагогики, профессором кафедры дошкольной дефектологии МГПИ им.Ленина.

В ИКП РАО работает с 1994г., Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.

Автор подхода к психолого - педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений".

Книги (7)

Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития

В пособии освещен современный комплексный подход к психолого-медико-педагогической диагностике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дано описание конкретных методик для обследования детей от младенческого до подросткового возраста. Особое внимание уделено критериям оценки развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Книга адресована руководителям и сотрудникам ПМПК (С), невропатологам, психиатрам, педиатрам, психологам, логопедам, учителям-дефектологам.

Дошкольная олигофренопедагогика

В учебнике излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, раскрываются особенности психического и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы с ними.

Книга предназначена для студентов педагогических институтов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей специализированных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта.

Коррекционная помощь детям раннего возраста

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания.

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.

Специальная дошкольная педагогика

В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.

Формирование мышления (наглядный материал)

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал).

Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е.А.Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» и являются наглядно-практическим приложением к ней.

Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий. При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования.

Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.

Формирование мышления у детей с отклонением в развитии

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

Психокоррекция отклонений у детей